Реферат по предмету "Другое"


Музыкальное образование в современном поликультурном контексте


И. С. Кобозева


В нашей стране проблема поликультурного образования приобрела особую актуальность в 90-е гг. прошлого столетия, когда в условиях социально-экономических и политических реформ сложилась новая образовательная ситуация, обусловленная процессами этнизации содержания образования, возрастания роли родного языка в обучении, идей народной педагогик в развитии личности.


В современных условиях, когда в России решается программа развития национальной школы, культуры, образования, одновременно ставится проблема педагогики гражданского мира и национального согласия. Это обусловливает необходимость проектирования содержания музыкального образования с учетом многомерного поликультурного социального пространства страны и мира.


Одним из ведущих принципов музыкального образования в этих условиях выступает принцип культуросообразности, предполагающий то, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, специфическими особенностями, присущими этническим традициям тех или иных народов, не противоречащих общечеловеческим ценностям.


Взаимодействие личности с культурой - многосоставной процесс, в котором можно выделить три вида отношений:


личность осваивает культуру, являясь объектом культурного воздействия;


личность функционирует в культурной среде как носитель и выразитель культурных ценностей;


личность сама создает (порождает) культуру, будучи субъектом культуротворчества.


Рассматривая музыкальную культуру как определенный способ и поле деятельности человека, а также результат реализации его сущности, выражающий синтетическую характеристику развития человека, можно заключить, что становление и развитие культуры личности происходит в зависимости от того, какую музыкальную культуру человек осваивает и на основе каких ценностей он формируется.


Таким образом, в музыкальном образовании в реализации принципа культуросообразности выделяются с необходимостью аксиологический и деятельностный подходы.


Наиболее ярко отражает специфику освоения искусства музыки в условиях поликультурного социального пространства страны и мира второй принцип музыкального образования - принцип поликультурности.


Музыкальное образование признается приоритетной стратегией становления и развития


личности человека как носителя ценностей музыкальной культуры общества в течение всей жизни. Современное музыкальное образование на различных ступенях его развития и направленности характеризуется высокой плотностью инновационных процессов, в основе концепций которых заложена национальная идея. Развитие инноваций в педагогике тесно связано с процессами модернизации образования, с его направленностью на личность обучающихся, развитие их культуры. Осмысление современных проблем музыкального образования неизбежно приводит к необходимости понять, что личность определяется не ступенью образования и характером ее музыкальной деятельности, а уровнем музыкальной культуры. И именно в этом контексте особую актуальность приобретает компонентный состав его содержания.


Известно, что содержание образования зависит и от своего источника - культуры, и от целе- полагания - становление личности обучающихся (В. В. Краевский, В. С. Леднев, И. Я. Лернер и др.). Отсюда следует, что при определении компонентного состава содержания музыкального образования необходимо, с одной стороны, иметь четкое представление о качествах личности как проекции запросов общества к современному школьнику или студенту, и с другой стороны - знание источников культуры, формирующих процесс музыкальной подготовки (1.81-86).


Одной из главных задач музыкального образования в этой связи выступает развитие у детей и учащейся молодежи культуры, которая наиболее отчетливо проявлялась бы в отношениях личности к окружающей многомерной, поли- культурной музыкальной действительности.


Анализ социального заказа к личности позволяет выделить в качестве сущности целей педагогической деятельности основные типы отношений:


к этническим ценностям музыкальной культуры;


к национальным ценностям музыкальной культуры региона;


к ценностям музыкальной культуры, многонациональной России;


к мировым ценностям музыкальной культуры.


На наш взгляд, эти отношения, в сущности, позволяют учесть все богатство окружающей музыкальной реальности, богатство множества эмпирических отношений. Например, тип отношений личности - к этническим ценностям музыкальной культуры - включает в себя многообразие отношений человека к музыкальному фольклору (народным песням, их мелодике, содержанию текста, инструментальным наигрышам и т. д.); к исполнителям (профессиональным, самодеятельным, одноклассникам, сокурсникам и т. д.); к способам презентации (радио, телевидение, сельский клуб, концертный зал и т. д.).


Многочисленность эмпирических отношений одного типа создают с нашей точки зрения базу для их интеграции. Речь идет о поликультурности в музыкальном образовании, под которой следует понимать интегративность содержания и ее признание, педагогическое решение задач формирования взаимоотношения этносов и национальных культур в ареалах регионов страны и мира. Не случайно поэтому обновленная парадигма музыкального образования тесно связана в настоящее время с поликультурной ориентацией содержания педагогического процесса, с актуализацией учета этнических, региональных, государственных и планетарных особенностей, сопряжения музыкальных ценностей всех участников межэтнического и межкультурного диалога.


Напомним, что тема диалога по отношению к культуре впервые возникла в начале XX в. в работах К. Ясперса, М. Бахтинаи др. Позднее проблема «диалога культур» поднималась в трудах М. Кагана, на рубеже 80-х - 90-х гг. - в работах


В.Библера и др.


Действительно, проблема диалога в культуре выходит на существенные характеристики культуры, важнейшей из которых является универсальным принципом, который организует мышление человека, обеспечивает саморазвитие культуры, воспроизводство личности, способность к коммуникации. Все исторические и культурные явления выступают продуктом общения, взаимодействий, следствием взаимоотношений с самим собой, социумом, с универсумом.


Обозначенные реалии обусловливают необходимость строить образовательный процесс на основах и полной реализации национальнокультурных запросов, и учета межкультурных личностных отношений. Поэтому, выявленные тенденции к осуществлению поликультурного аспекта музыкального развития личности приобретают все большую актуальность в области педагогики музыкального образования.


В аспекте времени поликультурность в музыкальном образовании проявляется в постоянном отборе и накоплении духовно-нравственного опыта, включающего культурные образцы и артефакты различных исторических эпох. В аспекте пространства поликультурность предстает как следствие расширения представлений о музыкальных культурах мира и проявляется во включении присущих им культурных артефактов в содержание образования. Вследствие этого, при отборе содержания музыкального образования важно учитывать:


во-первых, социокультурное окружение обучающихся (этнический и конфессиональный состав, установки и предубеждения, господствующие в окружении); индивидуальные интересы к проблемам поликультурного общества в целом или отдельных социокультурных групп;


во-вторых,этнические,социально


экономические особенности регионов (причины компактного проживания этносов, ведущие формы их хозяйственной деятельности);


в-третьих, изменяющуюся социокультурную ситуацию в регионах, стране и мире (процессы сближения стран, этнических и конфессиональных групп, развитие конфликтов и их причины, культурную экспансию и формирование национализма и т. д.);


в-четвертых, учитывать личностные возможности отдельного человека и всего коллектива образовательного учреждения.


Следует подчеркнуть, что поликультурность человека, людей, народов и наций не столько формируют, сколько она сама настойчиво развивается, опираясь, прежде всего, на непреходящие ценности музыкальной культуры, общечеловеческие и национальные.


Наряду с временной характеристикой, императивом и парадигмой поликультурности во все времена было музыкально-творческое начало. Достаточно констатировать, что все народы - равноправные создатели музыкальной культуры конкретного региона, великой музыкальной культуры России, ценностей мировой музыкальной культуры. И в этом смысле музыкальные культуры всех народов страны и мира рядоположены. Создание самобытных национальных музыкальных культур и одновременно принятие культур других народов, стремление к единению в музыкально-творческом взаимодействии определяют два модуса построения содержания музыкального образования - национальнокультурный и поликультурный.


Развитие поликультурной направленности личности как нам представляется тесно связано с методологическими и аксиологическими аспектами содержания музыкального образования, к которым относятся:


методологические знания о методах диалектического постижения закономерностей музыкального творчества;


аксиологические знания о нормах отношения современной науки (философии, культурологии, социологии, музыкознания, педагогики, психологии и т. д.) к продуктам музыкального творчества;


знания осуществления способов музыкальной деятельности для осмысления продуктов музыкального творчества в методологической и аксиологической системах знания.


Вышеизложенное позволяет выделить следующие основополагающие педагогические моменты в освоении и воспроизведении человеком современной окружающей музыкальной действительности:


а) необходимость ценностного осмысления музыкально-образовательных процессов в контексте развития полинациональной музыкальной культуры;


б) признание поликультурности как исторически обусловленного естественного проявления музыкального творчества;


в) осознание потребности проникновения в коллективное и индивидуально-авторское музыкальное творчество;


г) стимулирование эмоциональной и интеллектуальной сфер в поиске человеком самостоятельных путей к обретению целостной картины музыкально-культурной реальности;


д) включение диалогической парадигмы в процесс освоения и воспроизведения национальных и общечеловеческих ценностей музыкальной культуры, как способа «проникновения людей друг в друга через познание предмета» (Сократ).


Педагогическое содержание процесса освоения и воспроизведения целостной картины окружающей музыкальной действительности детерминировано принципом «культуросообразно- сти», подвержено изменениям, обусловленным эволюцией музыкального творчества, системным подходом к развитию музыкальной культуры. Таким образом, аксиологические параметры подхода к поликультурности как к содержанию музыкального образования, и как к его цели, позволяют ввести ее в контекст социального пространства и времени в качестве саморазвиваю- щегося явления.


Если поликультурность, в широком смысле слова - это стержень культуры общества, то поликультурность в музыкальном образовании - это способ включенности его в социокультурный контекст, потребность и способность воссоздавать в своем содержании все ценности музыкальной культуры и дополнять эту целостность личностно-ценностным отношением. Личностноценностное отношение в музыкальном образовании - это цель, которая определяет путь целостного музыкально-культурного развития и самосовершенствования личности.


Татарский просветитель Каюм Насыри утверждал: «Сколько языков знаешь - столько раз ты человек». На наш взгляд данные слова напрямую соотносятся с характеристикой развитого музыкально-культурно человека, знающего ценности музыкальной культуры разных народов, а именно они обогащают душу, делают жизнь духовно богаче.


В заключении подчеркнем, что национальнокультурное взаимодействие позволяет интегрировать в музыкально-образовательный процесс все достижения прошлого и настоящего, стимулировать поликультурную способность мышления человека, готового к преобразованиям окружающего музыкального мира, обеспечивая, таким образом, его поступательное развитие.


Список литературы


Кобозева, И. С. Национально-ориентированное непрерывное музыкальное образование: теоретикометодологический аспект: монография / И. С. Кобозева ; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2003. - 181 с.


Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://vestnik.yspu.org


Дата добавления: 24.03.2014



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Карданная передача
Реферат Часто болеющий ребенок
Реферат Общественный транспорт
Реферат Що таке здоровий спосіб життя молоді
Реферат Bibliography On Jack London Essay Research Paper
Реферат Поражение электричеством Правила расследования несчастных случаев на производстве
Реферат 1 Учоловіка 40 років після травми рогівки І тривалого лікування на оці утворилось більмо. Як називається таке закінчення хвороби
Реферат Xxxviii международная (Звенигородская) конференция по физике плазмы и утс, 14 18 февраля 2011 г. О преемственности квантовой механики и классической электродинамики
Реферат К вопросу о структуре духовного
Реферат Ответы на экзамен
Реферат Захисник у кримінальному судочинстві
Реферат Aurora Borealis 2 Essay Research Paper INTRODUCTIONOne
Реферат «Эритроциты. Переливание крови»
Реферат Финансовый менеджмент как система управления
Реферат Счетчики и делители