Реферат по предмету "Другое"


Эволюция развития человеческого потенциала и концепция потребностей человека


Жураховский С.Н. (г. Москва)


Предпринята попытка описать механизм эволюции развития человеческого потенциала с использованием концепции разделения потребностей человека на потребности обычной, низшей и высшей степеней необходимости. Доказано, что смена отдельных этапов эволюции человеческого потенциала обусловлена цикличностью развития экономики. В периоды экономических кризисов и депрессий наибольшее значение придается развитию демографического, психофизического и ценностного компонентов человеческого потенциала. В периоды оживления - развитию трудового и организационного, а на этапе экономического подъема - инновационно-интеллектуального и профессионально-квалификационного компонентов человеческого потенциала. Автор делает вывод, что в зависимости от достигнутого уровня развития общества трансформация человеческого потенциала как системы выражается в том, что происходит преимущественное доминирование той или другой форм потенциала при смене этапов общественного воспроизводства.


Роль человеческого потенциала в инструментарии формирования экономики знаний является определяющей. Те микро- и макроподходы к формированию такой экономики, которые игнорируют развитие человеческого потенциала, не могут считаться полными, поскольку призваны стимулировать более интенсивное использование уже накопленного без создания нового задела нереализованного потенциала. В краткосрочном периоде времени такие подходы могут оказать позитивное воздействие на развитие экономики, но не могут сформировать устойчивой базы перехода к экономике, основанной на знаниях. Однако развитие человеческого потенциала должно происходить в заранее определенном направлении, позволяющем наиболее эффективным способом сформировать экономику, основанную на знаниях.


Поэтому представляет интерес проследить изменение структуры человеческого потенциала во временном аспекте. Основой дальнейшего исследования является предложенная автором концепция структуры человеческого потенциала [1, с. 171-181], включающая следующие компоненты (рис. 1).


Эволюция человеческого потенциала опирается на необходимость противостояния изменяющимся условиям внешней среды. Она также обусловлена законом возвышения потребностей, зафиксированным К. Марксом, согласно которому постоянно происходит как количественный рост (увеличение объема), так и качественный рост (т.е. более высокий уровень потребления, духовной, социальной, нравственно-эстетической наполненности и возрастание роли духовных и социальных потребностей в воспроизводстве рабочей силы.


Механизм эволюции развития человеческого потенциала может быть описан с использованием концепции разделения потребностей человека на потребности обычной, низшей и высшей степеней необходимости. Обоснование данного тезиса можно найти у О.Г. Леоновой, которая выделяет ряд групп потребностей [2]. И тогда эволюцию человеческого потенциала можно рассмотреть как циклический поступательный процесс.


Потребности обычной степени необходимости - это основная масса потребностей, удовлетворение которых обеспечивает общественно-нормальные условия жизнедеятельности людей, т. е. установившийся стандарт, и в сознании большинства населения отражается как до-


Рис.1. Авторская трактовка структуры человеческого потенциала с учетом его роли в формировании экономики, основанной на знаниях:


трудовой потенциал - как способность к труду;


экономика


инновационно-интеллектуальный - как способность к созданию инноваций и творчеству различных видов;


организационный как способность к групповому взаимодействию и самоорганизации;


психофизический - как способность осуществлять жизнедеятельность в неблагоприятных условиях;


ценностный - как способность к реализации оценочных суждений;


профессионально-квалификационный - как способность выполнять виды работ определенного уровня сложности;


демографический - как способность к самовоспроизводству.



стижение нормального материального и культурного достатка. Данные потребности, как и все другие, историчны, и их общественно-нормальный уровень повышается по мере развития производства.


Комплексы потребностей обычной степени необходимости отражают объем и структуру необходимого продукта, и их удовлетворение обеспечивает нормальные условия воспроизводства рабочей силы. Объем и структура потребностей обычной степени необходимости различны у разных социальных групп, классов, отдельных людей. Удовлетворение данных потребностей - это сложный социально-экономический процесс, который зависит от большого количества факторов. Анализ этих факторов способствует выявлению объективных тенденций и закономерностей в изменении стоимости воспроизводства рабочей силы.


Потребности низшей степени необходимости - это потребности, сформировавшиеся в основном под воздействием производства прошлого периода. Они потеряли свое значение как общественнопризнанные, необходимые для воспроизводства рабочей силы. Эти потребности бесперспективны в плане расширенного и качественного воспроизводства рабочей силы, хотя в условиях кризиса не потеряли своего значения для простого воспроизводства отдельных групп населения (прежде всего пенсионеров и так называемых «бюджетников»).


Их удовлетворение далеко от жизненного стандарта большинства населения страны, но обеспечивает необходимый минимум условий существования и простое воспроизводство рабочей силы. Это находит свое выражение в минимальном потребительском бюджете, обеспечивающим минимальный уровень жизни отдельных категорий населения. Удовлетворение потребностей минимального потребительского бюджета, т. е. потребностей низшей степени необходимости, является обязательным и первостепенным.


В период системной трансформации общества, в первую очередь экономики, возрастает доля людей с относительно низкими доходами, что увеличивает долю потребностей низшей степени необходимости среди других видов потребностей. Но общество не может ориентироваться на эти потребности, т. к. это сдерживает воспроизводство качественной рабочей силы, отвечающей требованиям современного производства, а значит, материального и культурного прогресса вообще.


В условиях современной системной трансформации экономики, когда значительная масса населения находится за чертой бедности, потребности низшей степени получили тенденцию к доминированию. А потребности обычной степени остаются неудовлетворенными, нереализованными.


Наряду с потребностями низшей и обычной степени необходимости в обществе существуют потребности, которые еще не вошли в состав общественно необходимых, не стали обычными, определяющими стандарт жизни и технический уровень производства. Это новые, перспективные потребности, уже существующие, но еще не характерные для основной массы населения, не ставшие общественной нормой. Они предполагают более высокий уровень развития производства и доходов населения и представляют собой зарождающиеся, еще малоразвитые потребности. Это есть потребности высшей степени необходимости.


Та или иная потребность высшей степени необходимости по мере своего развития и расширения возможностей ее удовлетворения постепенно переходит в разряд потребностей обычной степени необходимости.


Таким образом, можно заметить цикличность в процессе удовлетворения потребностей. Кроме того, подобная классификация потребностей позволяет выделить определенную закономерность - потребности низшего уровня четко соотносятся с такой задачей развития человеческого потенциала, как обеспечение непрерывности существования человека (решается за счет развития демографического, психофизического, ценностного компонентов потенциала).


Потребности обычного уровня коррелируют с задачей развития человеческого потенциала - обеспечение приемлемого уровня существования (реализуется за счет развития трудового и организационного потенциала).


И наконец, потребности высшего уровня связаны с задачей обеспечения развития человеческого потенциала (решается за счет инновационно-интеллектуального, профессионально-квалификационного компонентов).


Таким образом, механизм эволюции человеческого потенциала можно отобразить в виде схемы (рис. 2).


Смена отдельных этапов эволюции человеческого потенциала обусловлена цикличностью развития экономики. В периоды экономических кризисов и депрессий наибольшее значение придается развитию демографического, психофизического и ценностного компонентов. В периоды оживления - развитию трудового и организационного компонентов, а на этапе экономического подъема - инновационно-интеллектуального и профессионально-квалификационного. Причем речь идет как о малых, так и в больших экономических циклах.


Длинные волны экономической динамики порождают более существенные сдвиги в развитии инновационно-интеллектуального и профессионально-квалификационного компонентов человеческого потенциала.


Рис. 2. Механизм эволюции человеческого потенциала



В настоящий момент времени очевидно, что в стратегической перспективе происходит именно данный процесс. Так, третий по уровню богатства в мире человек, У. Баффет, управляет компанией, в которой работает менее 20 человек, но чья капитализация превышает 160 млрд долл, а численность акционеров - 30 тыс. человек. Известно, например, что только в 2006 г. он выделил 31 млрд долл на благотворительную деятельность [3, с. 52-55].


Обладание высоким уровнем знаний и профессиональных компетенций позволяет достичь значительных успехов в реализации собственного человеческого потенциала. А поскольку такой процесс является массовым, то можно констатировать развитие человеческого потенциала и в макроэкономическом масштабе.


К сожалению, в российских условиях нельзя говорить о достижении тех же показателей развития человеческого потенциала, что и в развитых зарубежных странах. В связи с чем особое значение приобретает разработка модели его развития, которая может быть использована в российских реалиях.


Список литературы


Жураховский С.Н. Формирование современной структуры человеческого потенциала в контексте перехода к экономике, основанной на знаниях / С.Н. Жураховский // Научные труды Вольного экономического общества России. - 2009. - Т. 125. - С. 171-181.


Леонова О./’.Воспроизводство рабочей силы: социальный аспект [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rusrand.ru/Doklad5/Leonova.pdf (дата обращения: 01.06.2013).


Подберезкин А.И. Роль человеческого капитала в современном обществе // Диалог культур. - 2008. - С. 52-55.


Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://evestnik-mgou.ru/


Дата добавления: 23.04.2014



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.