Реферат по предмету "Другое"


Рабочая тетрадь по макроэкономике как фактор повышения качества обучения


И.И. Зедгенизова, В.В.Гузик


Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет


Процессы, происходящие в современном обществе и, прежде всего, в экономике предъявляют повышенные требования к специалистам любого уровня в любой сфере деятельности, поэтому приоритетным является повышение качества профессионального образования. Это достаточно многогранный и сложный процесс, составной частью которого является процесс обучения.


Повышение качества обучения - одна из серьезных задач отечественного образования. Эта проблема в течение длительного периода времени находится в зоне внимания высшей школы.


Существуют различные подходы к пониманию качества образования. Однако авторам статьи импонирует такая трактовка качества образования, которая нацелена на соответствие ожиданиям и потребностям личности и общества. Составляющими качества образования являются: содержание образования, формы и методы обучения, материально-техническая база, кадровый состав.


Таким образом, можно отметить, что качество результативности образовательного процесса распространяется не только на результат, но и на сам процесс обучения, в который, на наш взгляд, более активно должны внедряться инновации. Одним из инновационных процессов является использование рабочей тетради. Авторами данной статьи была разработана рабочая тетрадь по микроэкономике для использования ее в лекционном процессе.


Лекция - это структурированное изложение, целью которого является передача знаний, опыта, характеристика событий, фактов, представление концепций и принципов. Эта форма базируется на устной передаче знаний и восприятии этих знаний обучаемыми, отличается непосредственным воздействием преподавателя на студентов.


В зависимости от методики подачи изучаемого материала, лекции (кроме обычной формы), можно классифицировать следующим образом:


лекция пресс-конференция, когда используются элементы игры, в которой некоторые студенты играют определенные роли:


лекция-беседа, в которой преподаватель высказывает свой взгляд на проблему;


лекция-дискуссия, в которой преподаватель старается приобщить студентов к обсуждению рассматриваемой проблемы;


лекция-провокация, когда студенты знают, что преподаватель допустит ошибку при изложении вопроса и им необходимо ее обнаружить;


визуальная лекция, в которой преобладает лекционный материал.


Все эти формы должны базироваться, на наш взгляд, на основных принципах дидактики - наглядности, доступности, посильности, систематичности и последовательности, научности, сознательности и активности обучающегося.


Практическое применение данных принципов мы видим в использовании студентами на лекции рабочей тетради, представляющей собой сборник слайдов на бумажном носителе, которые применяет преподаватель на лекции. В них или лаконично раскрывается суть теоретического материала, или они представляют собой графики, в которых студент сам должен, подписать обозначения, например, кривых.


Использование на лекции рабочей тетради индивидуализирует лекционный процесс и активизирует работу каждого студента. Авторами данной статьи, начиная с 2007 года, активно на лекциях использовалась рабочая тетрадь по разделу микроэкономика дисциплины «Экономика».


Анализ анкет и отзывов студентов показал, что данный вид работы на лекции является удобной и эффективной формой восприятия лекционного материала, особенно это отмечают иностранные студенты. Однако, как показала практика, многие студенты использовали рабочую тетрадь непосредственно не в лекционном процессе, а при самостоятельной работе, которой сейчас уделяется большое внимание и отводится бóльшее время в общем количестве часов, выделенном на изучение дисциплины.


Для организации самостоятельной работы студента (СРС) требуются коренные изменения содержания и организации работы преподавателя и студента.


Самостоятельная работа - это активные формы и методы обучения, единство учебно-воспитательной и научно производственной работы, сотрудничество студента с преподавателями. Самостоятельная работа студента может быть как аудиторной, т.е. выполняемой в ходе аудиторных занятий по расписанию, так и внеаудиторной и включает:


подготовку к аудиторным занятиям и выполнение соответствующих заданий;


выполнение самостоятельных заданий на семинарах и практических занятиях;


работу над отдельными темами учебных дисциплин;


выполнение контрольных и курсовых работ, дипломных проектов;


прохождение практик и выполнение предусмотренных ими заданий;


подготовку ко всем видам контроля;


подготовку к итоговой аттестации и проверку остаточных знаний;


участие в научной и научно-методической работе, в научных и научно-практических конференциях и семинарах, олимпиадах.


Цель самостоятельной работы - научить студентов заниматься и тем самым содействовать решению проблемы повышения качества образования, развитию творческих способностей студентов.


Самостоятельная работа должна быть максимально индивидуализирована и иметь систематический, непрерывный и усложняющийся характер.


Самостоятельная работа включается во все виды учебной деятельности, а качество самоподготовки студентов в значительной степени определяет эффективность их аудиторных занятий. Повышение удельного веса самостоятельной работы при одновременном усилении функций аудиторных занятий - одно из направлений учебно-воспитательного процесса. Особое значение приобретает включение в самостоятельную работу элементов научных исследований; подготовку рефератов, научных обзоров, статей, курсовых работ и проектов.


Преподаватель должен организовать эту работу студента: сформулировать цели, задачи, спланировать самостоятельную работу с указанием сроков выполнения и уровня качества, обеспечить раздаточными и другими методическими материалами, указать на электронные информационные источники, а также организовать текущий и итоговый контроль знаний.


Все выше перечисленные требования к СРС аккумулирует в себе рабочая тетрадь.


Учитывая результаты внедрения и использования рабочей тетради по микроэкономике, мы продолжили творческий процесс по созданию и совершенствованию инновационной методики и разработали рабочую тетрадь по макроэкономике. В этом разделе курса рассматриваются такие основные проблемы, как объем национального производства и факторы, определяющие его рост, инфляция, безработица, формы и методы государственного регулирования национальной экономики.


Современное состояние российской экономики обусловливает специфику современного макроэкономического развития России, предопределяет особенности тех экономических задач, которые стоят перед государством в этих условиях.


Для того, чтобы студенты могли наиболее эффективно изучить и понять данные вопросы и проблемы, которые всегда являлись весьма сложными для понимания и претворения в жизнь, мы предлагаем рабочую тетрадь.


Рабочая тетрадь по макроэкономике разбита на соответствующие темы курса, которые рассматриваются в их логической последовательности. В свою очередь, каждая тема разделена на отдельные вопросы. В рабочей тетради последовательно и лаконично раскрывается структура каждого вопроса. Для того, чтобы студент понял и усвоил теоретический материал, он должен последовательно заполнить строчки определениями, понятиями, формулами, графиками в каждом вопросе. Для этого нужно использовать конспекты лекций, учебники, учебные пособия, Интернет. Применение рабочей тетради по макроэкономике - это практическое использование основных принципов дидактики: наглядности, доступности, посильности, систематичности и последовательности, научности, сознательности и активности обучающегося. В качестве примера возьмем тему «Национальная экономика: результаты и их измерение».


Тема 1. Национальная экономика: результаты и их измерение


Основные вопросы темы:


Модель народнохозяйственного кругооборота.


Валовой внутренний продукт (ВВП) и способы его расчета.


Макроэкономические показатели, рассчитанные на основе ВВП. Система национальных счетов.


Номинальный, реальный ВВП. Дефлятор ВВП.


Измерение экономического благосостояния общества.


Вопрос 1. Модель народнохозяйственного кругооборота


Модель народнохозяйственного кругооборота -_________________________________


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Модель кругооборота в закрытой экономике с участием государства имеет следующий вид:


Схема 1. Кругооборот товаров и денег в национальном хозяйстве.


Данная схема позволяет сделать следующий вывод: суммарная величина продаж фирм равна суммарной величине доходов домашних хозяйств.


Вопрос 2. Валовой внутренний продукт (ВВП) и способы его расчета


ВВП - ____________________________________________________________________


ВВП включает только конечную продукцию. Конечная продукция - ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ и не включает промежуточную продукцию. Промежуточная продукция - ________________________________________________________________________


________________________________________________________________________________


Кроме того, во избежание повторного счета в ВВП страны не включают чистые финансовые сделки, к которым относятся:


Государственные трансфертные платежи - __________________________________


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


2. Частные трансфертные платежи - __________________________________________


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. Купля-продажа ценных бумаг. А также продажа подержанных товаров (перепродажа).


Существует три метода определения величины ВВП:


Метод конечного использования - определение ВВП как суммы расходов.


С - _______________________________________________________________________


________________________________________________________________________________


Iq= чистые инвестиции + амортизация_________________________________________


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


G - _______________________________________________________________________


________________________________________________________________________________


Nx - ______________________________________________________________________


________________________________________________________________________________


ВВП = С+Iq+G+Nx


Распределительный метод - определение ВВП как суммы доходов.


W - ______________________________________________________________________


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


R - _______________________________________________________________________


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


i - _______________________________________________________________________


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Pr________________________________________________________________________


корпоративного сектора __________________________________________________________


________________________________________________________________________________


некорпоративного сектора _________________________________________________________


________________________________________________________________________________


А________________________________________________________________________


Т_________________________________________________________________________


ВВП=W+R+i+Pr+A+T


Результат исчисления ВВП «по расходам» и «по доходам» должны совпадать.


Производственный метод - определение ВВП как суммы добавленных стоимостей.


Добавленная стоимость - ____________________________________________________


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Она включает в себя: заработную плату, амортизацию, процент и прибыль.


Вопрос 3. Макроэкономические показатели, рассчитанные на основе ВВП. Система


национальных счетов


ВНД (ВНП) - ______________________________________________________________


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


ЧНД - ____________________________________________________________________


________________________________________________________________________________


НД - _____________________________________________________________________


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


ЛД - _____________________________________________________________________


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


РД - _____________________________________________________________________


________________________________________________________________________________


Располагаемый доход равен потреблению и сбережению.


Система национальных счетов - ______________________________________________


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Вопрос 4. Номинальный, реальный ВВП. Дефлятор ВВП


Номинальный ВВП - ______________________________________________________


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Реальный ВВП - __________________________________________________________


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Дефлятор ВВП - ___________________________________________________________


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Если дефлятор ВВП больше единицы, то наблюдается инфляция. Если дефлятор ВВП меньше единицы, то наблюдается дефляция.


Потенциальный ВВП - ______________________________________________________


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Вопрос 5. Измерение экономического благосостояния общества


Показатель ВВП достаточно емко характеризует объем национального производства, однако, он не учитывает:


а) производство домашних хозяйств для собственного потребления;


б) увеличение (сокращение) свободного времени;


в) эконологические последствия производства;


г) теневую экономику, под которой понимают__________________________________


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Показатель чистого экономического благосостояния (ЧЭБ) - ______________________


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Национальное богатство - ___________________________________________________


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Реальное национальное богатство - ___________________________________________


________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Современные расширительные трактовки национального богатства относят к нему также нематериальные блага, которые включают: _____________________________________


________________________________________________________________________________


Список литературы


Экономическая история: учеб. пособие. Макроэкономика / Е.Г. Ефимова, И.С. Потапова, М.Д. Заславская, Н.А. Резякова. 3-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во МГИУ, 2006. 245 с.


Ефимова Е.Г. Экономика: учеб. пособие. 2-е изд., стереотип. М.: Изд-во МГИУ, 2007. 368 с.


Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: учебник; под общей ред. А.В. Сидоровича. 8-е изд., перераб. и доп. М.: Дело и Сервис, 2007. 496 с.


Кисилева Е.А. Макроэкономика. Экспресс-курс: учеб. пособие. М.: КНОРУС, 2008. 384 с.


Экономическая теория: учебник / В.И. Никитина [и др.]; под ред. И.П. Николаевой.


2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2008. 573 с.


Экономическая теория: учеб. для вузов по экон. направлениям и специальностям / А.И. Афанасенко [и др.]; под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. 3-е изд. доп. и испр. СПб.: Питер, 2008. 542 с.


Экономическая теория: учеб. пособие / В.М. Соколинский, В.Е. Корольков [и др.]; под ред. А.Б. Грязновой и В.М. Соколинского. 5-е изд., испр. и доп. М.: КНОРУС, 2010. 464 с.


Экономическая теория: учебник / А. И. Амосов [и др.]; под ред. А.И. Архипова, С.С. Ильина. М.: Проспект, 2010. 608 с.


Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://mvestnik.istu.irk.ru/


Дата добавления: 26.06.2014



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Естественно-научная картина мира 2 Формирование классической
Реферат "Історія світових цивілізацій" підготовки бакалавра галузі знань 0306 "Менеджмент І адміністрування" за напрямом 030601 "Менеджмент"
Реферат Shakespeare In London Essay Research Paper Caldwell
Реферат Собственный капитал корпорации: управление капиталом и оптимизация его структуры
Реферат Your Parents Raise You To Live Their
Реферат Место кредитных операций в деятельности коммерческих банков
Реферат О классификации способов взаимодействия русской литературы ХХ в. с фольклором
Реферат Эффективные решения в BTL
Реферат Проблема нравственного выбора
Реферат Кредитные операции коммерческих банков и перспективы их развития
Реферат Виды прав граждан на земельные участки. Действия государственных органов, нарушающих права и свободы граждан
Реферат Mental Illness Essay Research Paper Mental Illness
Реферат Индустриализация и е итоги
Реферат Педагогическая практика по гиревому спорту
Реферат Параметрические загрязнения окружающей среды