Реферат по предмету "Экономика"


Формирование конкурентной среды в естественной монополии: международный опыт и тенденции в Республике Беларусь

Курсовая работа
 
«Формирование конкурентной среды в естественной монополии: международныйопыт и тенденции в Республике Беларусь»

Введение
В современных условиях особоактуализируется и находит реализацию в практике хозяйствования проблемаподвижности границ различных типов рыночных структур. Особенно это касаетсяестественной монополии, масштаб производства которой тождественен емкостинационального рынка. C 1848 года,когда Джоном Стюартом Миллем была заложена концепция естественной(регулируемой) монополии [1, с. 6.], произошли существенные изменения условийи механизма ее деятельности. В период 1900–1960 гг. существовал большойдиапазон для оперирования понятием «естественная монополия» и в ее сферувходили обширные хозяйственные блоки: энергетический сектор, связь, транспорт,услуги городского хозяйства. Главной задачей функционирования этих секторов,сфер являлось обеспечение социально значимых результатов в условиях, когданевозможно полагаться на конкурентную среду. Сектор экономики, практическисвободный от бремени трансакционных издержек, отличался высокой степеньюуправляемости и прогнозируемости. Особенность целевой функции развитияестественных монополий с ориентацией на полное удовлетворение спроса настандартизированные услуги в условиях заданной технологии их производстваобеспечивала эффективность централизованного управления. В конечном счете,результатом такой деятельности стал равный доступ всех субъектов экономики кобщественным благам.

1. Формирование конкурентной среды в естественноймонополии
В отличие отпервоначального современный этап функционирования естественных монополий предопределяетсядвумя противоположными процессами. С одной стороны, начиная с 60-х годовпроисходит процесс сжатия естественной монополии. Это объясняется, во-первых,тем, что в 70–90-х годах происходит насыщение спроса на коммунальные, транспортныеи телефонные услуги. Устойчиво снижается спрос на услуги железнодорожныхперевозок и почтовой связи. Это нарушает приоритеты и снижает эффективностьфункционирования естественных монополий, требует пересмотра стратегии их развития.В странах с развитой рыночной экономикой естественные монополии превратились всубъекты, лоббирующие определенные экономические интересы. Во-вторых,государственное регулирование в этих сферах имело определенные «провалы», чтовыразилось в завышенных издержках и ценах, нерациональном распределенииресурсов, низком качестве обслуживания и низких стимулах к инновациям.В-третьих, в современных условиях утрачивается эффект низких трансакционныхиздержек, присущих жестко управляемому естественному монополисту.
С другойстороны, в то же самое время в силу научно-технического прогресса ставитсязадача комплексной замены электрических и механических машин электронными,необходимость внедрения программно управляемых аппаратов и процессов. Это,напротив, служит объективной основой усиления роли естественных монополий вэкономике.
В условияхлиберализации экономики и ее освобождения от государственного регулирования впостсоциалистических странах объектом внимания также становятся естественныемонополии. Признано, что, функционируя под крылом государства, эти отрасли являютсясравнительно менее эффективными и неподотчетными обществу. Кроме того,интеграционные процессы, происходящие в рамках Единого экономическогопространства, требуют, как одного из условий, унификации деятельностихозяйствующих субъектов в различных сферах, в том числе и в естественноймонополии. Особое значение в этой связи имеет Договор о создании Союзногогосударства Беларуси и России. Это предопределяет особую актуальностьисследования опыта реформирования естественных монополий, их коммерциализации иприватизации как в странах с развитой рыночной экономикой, так и в странах спереходной экономикой.
В переходнойэкономике также складывается ряд общих закономерностей функционированияестественных монополий, которые свидетельствуют о снижении общественной выгодыот их хозяйствования. Во-первых, на протяжении довольно длительного времени,даже когда динамика экономического роста в Беларуси так же, как и в другихпостсоциалистических странах, оставляла желать лучшего, естественные монополиифункционировали довольно эффективно. Высокие цены и тарифы, которыеустанавливались на продукцию, давали возможность получать довольно высокийуровень рентабельности даже при неплатежах. Например, рентабельность втопливной промышленности Беларуси в 2002 году составила 34,6%, а в производствестройматериалов – 7,1%. Уровень рентабельности реализованной продукции,например, в нефтедобывающей промышленности в середине 2004 года составлял 54,5%;черной металлургии – 41,6%; химической промышленности – 23,1%; стройматериалов – 10,8%;швейной промышленности – 10%; станкостроении – 8,6% [2, с. 6]. Цены вестественных монополиях практически в два раза превышают затраты. В последниегоды городские домашние хозяйства приобретали газ по 50 долларов за 1 тыс.кубических метров, а покупался он у Газпрома и частной компании «Итера» по 24 и36 долларов соответственно. С 2000 года цены на электроэнергию выросли почти в21 раз, в то время как потребительские цены увеличились лишь в 5,1 раза [3, с. 19].На фоне повышения цен не происходит улучшения качества услуг, повышенияпроизводительности труда, введения инноваций, однако резко возрастает заработнаяплата коммунальщиков. Часто потребители оплачивают фактически непредоставленныеуслуги. Рост цен на услуги естественных монополий способствует росту инфляционныхожиданий.
Во-вторых,естественные монополии устойчиво наращивают численность персонала присокращении объемов выпуска продукции. А это, в свою очередь, ведет к ростуфонда заработной платы и соответственно к росту себестоимости продукции. В-третьих,заработная плата в естественных монополиях значительно превышает заработнуюплату по экономике в целом. В-четвертых, имеет место перекрестноесубсидирование. Правительство, например, устанавливает завышенные цены на газдля частных предприятий и сверхнизкие для других групп предприятий. Какследствие – ценовая вилка газа, например, составляет 300% для разных групппредприятий. Львиную долю от себестоимости газа возмещают домашние хозяйства. Вэлектроэнергетике, несмотря на то, что в 2002–2003 гг. было устраненоперекрестное субсидирование населения, диапазон цен на электроэнергию в 2004году для различных структур составил: для бюджетных организаций 4,2 доллара за1 киловатт-час; для промышленности – 6,2 доллара; для населения – 3,32; длякоммунального хозяйства – 2,66; для прочих потребителей – 6,2 доллара [4, с. 19].В-пятых, спецификаценообразования по принципу «издержки плюс» в ряде отраслей отстают от соответствующихпоказателей в большинстве других отраслей производства [5, с. 39].
Такимобразом, как в странах с развитой рыночной экономикой, так и в бывших коммунистическихстранах сложился ряд объективных обстоятельств, обусловливающих необходимостьпоиска механизма коммерциализации естественных монополий, повышения ихответственности перед обществом, снижения издержек и развития конкурентнойсреды. При этом ключевой задачей таких преобразований является баланс интересовпотребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающий эффективноефункционирование субъектов естественных монополий и доступность реализуемыхуслуг и товаров для потребителей. Изучение опыта коммерциализации иприватизации естественных монополий в странах с развитой рыночной экономикойможет послужить основой для их реформирования и повышения эффективностифункционирования в переходной экономике.
Несмотря напроведение в отраслях естественной монополии определенных мер пореформированию, общепризнано, что теоретическая база для решения назревших вней проблем пока не сформирована с достаточной степенью ясности. Мероприятия пореформированию нередко являются импульсивными, недостаточно обоснованными,носят хаотический характер.2. Направлениястратегии реформирования естественных монополий
В литературе,как правило, рассматриваются два направления стратегии реформированияестественных монополий: выделение естественно монопольного ядра и определениемер по его регулированию [6, с. 95–96]. На наш взгляд, этим не может быть исчерпанпроцесс реформирования. Эти меры, как свидетельствует мировой опыт, должны бытьдополнены еще: выработкой механизма коммерциализации и приватизации конкурентногосектора – во-первых, и изменением парадигмы регулирования конкурентного сектора– во-вторых.
Приреализации первого направления прежде всего идентифицируется сфера естественноймонополии в той или иной отрасли, выделяется структура – носитель наиболеесущественных, специфических для монополии, свойств. К ним (свойствам), на нашвзгляд, можно отнести «классические» свойства естественной монополии:во-первых, отсутствие конкуренции как условия экономии от масштабов, во-вторых,высокие барьеры для вступления в рынок. Постоянные издержки, связанные ссозданием подобных монопольных структур, столь высоки, что функционированиедублирующих структур вряд ли целесообразно и не окупается. Кроме того,постоянные издержки, должны быть оплачены еще до того, как начнетсяпроизводство. В-третьих, сетевой характер организации рынка. Особенностипроизводственной технологии состоят с том, что она характеризуется замкнутымпроизводственным циклом. Это основывается на единой технологической среде исуществовании сетевых структур (трубопроводного транспорта, линийэлектропередач, системы водоснабжения, железнодорожных путей). Наличиеорганизованной сети требует диспетчеризации из единого центра. В-четвертых,поскольку продукция естественной монополии не имеет товарозаменителей, спрос нанее является неэластичным. В-пятых, известно, что в естественной монополиипроизводятся общественные блага или квазиобщественные блага, основнымисвойствами которых является неконкурентоспособность (неизбирательность,неделимость) и неисключаемость. Первое из этих свойств означает, что извлечениедополнительной общественной выгоды по мере увеличения количества потребителейданного блага не требует дополнительных затрат. Второе свойство характеризуетневозможность исключения индивида из сферы потребления общественного блага.Другими словами – потребление общественного блага одним человеком не сокращаетпотребления другим. Все эти свойства и определяют устойчивость естественной монополиии составляют методологическую основу для выделения естественно монопольногоядра.
В практикехозяйствования это реализуется посредством отделения инфраструктурных сетей отопераций в различных секторах естественной монополии. Например, втопливно-энергетическом комплексе – это электросети, трансформаторные станции,трубопроводы. В коммунальной инфраструктуре – водопроводные трубы, каналы,котельные, канализационные трубы. В транспорте – автодороги, автовокзалы,железные дороги, железнодорожные вокзалы, речные и морские порты, судоходныеканалы, аэропорты, воздушные линии. В сфере телекоммуникаций – телефонные икомпьютерные сети, частотные каналы, передатчики. В отраслях, предоставляющихуслуги доступа к инфраструктурным сетям, – склады, оптовые базы, рынки,почтамты.
В Австралии,например, в сфере электроэнергетики, естественно монопольное ядро составляетсеть высоковольтных линий, в России – также магистральные линии передач идиспетчерская служба управления. В Великобритании в сфере железнодорожнойотрасли таким ядром стала железнодорожная сеть (рельсовые пути, станции,система сигнализации). В Беларуси согласно положению Закона «О естественноймонополии» таким ядром является транспортировка нефти и газа по магистральнымтрубопроводам; передача и распределение электроэнергии; централизованноеводоснабжение и водоотведение; услуги электрической и почтовой связи общегопользования (сети общего пользования, телефонные станции, телеграфы,междугородная телефонная связь); услуги транспортных терминалов, аэропортов;услуги железнодорожного транспорта общего пользования; управление движениемпоездов; железнодорожные перевозки; обслуживание и эксплуатация воздушных трасси управление ими. В республике выделяются два уровня естественно монопольныхструктур: республиканский и местный. На республиканском уровне в реестрестественных монополистов включены 44 субъекта. В числе этих субъектовреспубликанские унитарные предприятия энергетики «Брестэнерго», «Гомельэнерго»,«Гродноэнерго», «Минскэнерго», «Могилевэнерго»; республиканское государственноеобъединение «Белтелеком», Республиканские унитарные предприятия электрическойсвязи всех областей республики, ОАО «Белтрансгаз», Республиканскоеунитарное предприятие «Гомельтранснефть «Дружба»», республиканские унитарныепредприятия почтовой связи, республиканское авиационное унитарное предприятие«Аэропорт Гомельавиа», Национальный аэропорт «Минск», Белорусские железныедороги и многие другие. На местном уровне, например в Гомельской области,субъектами естественных монополий являются предприятия, оказывающие услуги поэлектро-, тепло- и водоснабжению, водоотведению и распределению тепловойэнергии. Среди них – коммунальные жилищно-эксплуатационные унитарные предприятия иликоммунальные унитарные предприятия в Ельске, Жлобине, Рогачеве, Брагине,Светлогорске, Корме, Чечерске, Мозыре, Речице и других районных центрах. На 1января 2005 года в Гомельской области насчитываются 25 таких предприятий.
Несмотря наотносительную устойчивость естественной монополии по сравнению с традиционнымиэкономическими монополиями, следует обратить внимание на другую сторону еефункционирования – подвижность границ и установление временных рамок и границее действия. Научно-технический прогресс, принципиально новые технологии могутоказать влияние на размеры предприятий, формирующих эту структуру, то есть наих уменьшение или увеличение. Изменения могут произойти и в спросе на продукциюпод влиянием изменений численности населения, либерализации внешней торговли,появления взаимозаменяемых ресурсов и услуг, вследствие чего может изменитьсясама по себе инфраструктурная сеть и отрасль может «уйти» из естественноймонополии. Не случайно реестр субъектов, входящих в естественную монополиюпересматривается один раз в год. В Беларуси это отражено в постановленииМинистерства экономики «О государственном реестре субъектов естественныхмонополий…».
Приреализации второго направления, для выделенного естественного монопольногоядра, разрабатываются меры по регулированию, обеспечивающие эффективностьработы и максимизацию общественной полезности от деятельности этих естественныхмонополий. В этой сфере используются меры прямого и косвенного государственноговмешательства. Прямое регулирование включает любую меру, непосредственнонаправленную на субъекты естественной монополии. Это может быть контроль задействиями субъектов естественных монополий, которые имеют своим результатомили ущемление интересов потребителей, или сдерживание экономически оправданногоперехода соответствующего сегмента естественной монополии в состояниеконкурентного рынка. Государство осуществляет контроль за перекрестнымсубсидированием, соблюдением договоров между поставщиками и потребителями услуг.Оно также устанавливает цены и тарифы или их предельные уровни исходя изобоснованности затрат. Государственные органы определяют потребителей,подлежащих обязательному обслуживанию или установлению минимального их обеспечения.Косвенные методы охватывают все, что влияет на экономические условия, общие длявсех субъектов естественных монополий.
В мировойпрактике используются три формы государственного регулирования естественныхмонополий – структурное регулирование, регулирование поведения и регулированиечерез систему стандартов. При структурном регулировании определяется, какимкомпаниям предоставляется право или на какие компании и накладываетсяобязательство участвовать в определенных видах деятельности. Устанавливаютсятакже потребности в создании новых инфраструктур и распределяются концессии.Регулирование поведения представляет собой ценовую политику, котораяосуществляется напрямую – через установление цен и тарифов или косвенно – черезналоговую политику и политику субсидий. В таких вопросах, как социальнаяполитика, охрана окружающей среды, безопасность, используется регулированиечерез систему стандартов. Целями такого регулирования являются экономическаяэффективность, надежность поставок, социальная справедливость и охрана окружающейсреды.
В Беларусиинструментами государственного регулирования естественной монополии и созданиябарьеров для вступления в отрасль в целях сохранения естественно монопольнойструктуры являются: установление цен (тарифов) на уровне, выгодном обществу, –это могут быть фиксированные или предельные цены; целенаправленное выделениесредств на новые технологии; ограничение уровня рентабельности (например, вБеларуси для субъектов естественных монополий на местном уровне – длятеплоснабжающих организаций рентабельность должна составлять 10%) и т.п.
Приреализации третьего направления – выделения конкурентных сфер особое значениеимеет критерий чистого частного блага или рыночного блага. Ему присущесочетание конкурентности и исключаемости. Включение в естественную монополиютаких сегментов, которые производят чистые частные блага, налагает излишнююнагрузку на тарифы и цены и затрудняет процесс контроля над затратами. В этомслучае возникает возможность перенесения затрат с неосновных на основные видыдеятельности. Как правило, конкурентная сфера – это сфера естественноймонополии, где осуществляются операции, то есть деятельность по эксплуатациитой или иной инфраструктурной сети. Если операционные сферы естественноймонополии отдаются частному сектору, то эти негативные явления уменьшаются илиисчезают.
Вконкурентный сектор естественной монополии в топливно-энергетическом комплексе,например, включаются операции: поставка электроэнергии от электростанцийпотребителям, поставка энергоносителей от добывающих компаний потребителям; вкоммунальной сфере – поставка холодной и горячей воды от водохранилищпотребителям, вывод использованной воды и ее очистка; в транспорте – перевозкапассажиров и грузов поездами, автомобилями, судами самолетами; втелекоммуникационной сфере – поставка информации; в отраслях, предоставляющихуслуги доступа к инфраструктурным сетям, – сохранение товаров и передача ихпокупателям и отправка товаров по инфраструктурным сетям.
В России,например, производство электроэнергии может осуществляться независимымигенерирующими компаниями, сформированными на базе существующих тепловых,атомных и гидравлических станций, и электростанциями региональныхэнергетических компаний. В Великобритании в железнодорожной сфере кконкурентному сектору отнесены услуги по грузовым и пассажирским перевозкам, вБеларуси в нефтедобывающем комплексе – добыча газа и нефти, оптовая и розничная ихреализация, ремонт, обслуживание, восстановление скважин, транспортировканефти, но не по магистральным трубопроводам.
Четвертоенаправление – изменение механизма регулирования конкурентного сектора. Послевыделения естественно монопольного сектора в другом – конкурентном – сектореестественной монополии изменяется сама парадигма государственногорегулирования. Основными задачами в нем становятся обеспечение справедливойконкуренции, защита интересов потребителей и налогоплательщиков. В этой сфересмещен акцент с непосредственного регулирования поведения субъектов нарегулирование рынков, на которых эти субъекты действуют. Новая парадигма былауже применена в Великобритании (электроэнергетика) и Канаде. Функциирегулирования выполняют органы, не зависимые от министерств и правительства.Они обеспечивают справедливый доступ конкурирующих субъектов и организовываютконкурсы, определяют минимальные стандарты обслуживания, распределяют субсидиии пр. Эти органы не управляют в классическом понимании этого слова, а являютсяарбитрами в спорах между компаниями, представляя не государство, а потребителей.
Коммерциализацияи приватизация естественно монопольного сектора должна происходить поэтапно.Результатом каждого этапа являются изменения в эффективности функционированияреформируемых звеньев естественной монополии, снижение средних издержек.Примером такого поэтапного реформирования может быть опыт Австралии иВеликобритании в сфере электроэнергетики, стран Центральной и Восточной Европыв сфере газотранспортного сектора, в Беларуси в сфере электроэнергетики. Опытэтих преобразований позаимствован в Украине.
В настоящеевремя в Беларуси стоит проблема эффективной приватизации отечественногогазотранспортного сектора, которая осуществляется путем акционирования. Чтобыоценить его перспективы, необходимо изучить опыт приватизации этой сферы встранах Центральной и Восточной Европы. В основе реформ лежала реструктуризациягазового сектора. Она включала: адаптацию национального законодательства кнормам и стандартам ЕС; полное разделение функций добычи, транспортировки ираспределения газа (создавались юридически и финансово независимые компании). Вэтих странах осуществлялась диверсификация поставок газа, либерализациягазового рынка, был создан независимый государственный регулирующий ценовуюполитику орган и осуществлена предприватизационная подготовка (реструктуризациядолгов и обновление основных производственных фондов).
Большинствостран ЦВЕ провели частичную приватизацию своих транзитных газотранспортныхсистем и распределительных компаний. Национальные законодательства этих стран,как правило, предписывали оставить за государством контрольный или блокирующийпакет акций. В этом направлении движется и Украина. Эффективность реформыпроявилась в росте инвестиций, сократились долги, решилась проблема неплатежей.
Проблемавведения рыночной среды в естественную монополию, ее методы и механизм широко дискутируютсяв экономической литературе. М. Фридман отмечал, что не существуетприемлемого решения проблемы технологической монополии. Возможен лишь выбор изтрех зол – частная нерегулируемая монополия, частная монополия, регулируемаягосударством, и непосредственная хозяйственная деятельность государства [7, с. 517].
Современнаяэкономическая наука предлагает иные подходы. В конце 60 – начале 70-х годовученые Чикагского университета Г. Демсец, Дж. Стиглер, Р. Познерпредложили четвертое решение – торги за франшизу. Если существует объективнаяестественная монополия и соответственно единственный производитель на рынке, токонкуренция может быть инициирована только на начальном этапе на основеорганизации торгов за получение франшизы на естественную монополию. За франшизуконкурируют несколько претендентов, поставщиков монопольных благ (например,пассажирских перевозок). При проведении торгов за франшизу на естественнуюмонополию необходимы следующие условия: во-первых, наличие несколькихквалифицированных претендентов на право поставки монопольной услуги; во-вторых,исключение сговора между ними; в-третьих, исключение сговора между каким-нибудьиз претендентов и органом, проводящем торги.
Основнойкритерий отбора победителя торгов – удельная цена поставки услуг. Владельцемфраншизы становится тот, кто предложил наименьшую цену. Он не заинтересован в«раздувании» своих издержек. Кроме того, у него появляется стимул к оптимизациираспределения ресурсов. Периодический пересмотр договоров на право монопольнойпоставки услуг усиливает стремление как самого владельца временной франшизы,так и его потенциальных конкурентов к поиску более экономичных организационныхи производственных технологий для того, чтобы предложить на будущих торгахконкурентную цену поставки.
Критериемопределения победителя торгов за франшизу может быть не только цена поставкиуслуг, но и, например, величина запрашиваемых субсидий (выигрывает тот, ктозапрашивает их минимальный размер). Такой критерий был использован в 1996 годув Великобритании в сфере железнодорожных перевозок, которые были традиционноубыточными. Приватизация в этой сфере, по мнению правительства, быланеэффективной, поскольку мог бы сократиться объем предложения услуг или резкоувеличились бы тарифы. В этой связи правительство решило сохранить субсидиипассажирских железнодорожных перевозок и осуществить торги за франшизу.Основным критерием определения победителя на торгах являлась величиназапрашиваемых субсидий.
Опыторганизации этих торгов показал ряд неоспоримых достоинств. Во-первых, принципконкуренции, использованный при проведении торгов, и ограничение срока лицензиипозволили обеспечить высокое качество услуг и приемлемую отдачу на вложенныесредства (государственные субсидии). Во-вторых, механизм торгов за франшизуспособствовал защите интересов пассажиров и налогоплательщиков. Победившая наторгах компания принимает на себя обязательства по обеспечению определенногоуровня обслуживания пассажиров. В крайних случаях, если получатель франшизы нев состоянии добиться приемлемых показателей работы, эти права могут бытьаннулированы и предложены новому лицу. С помощью механизма торгов за франшизуудалось избежать негативных последствий дробления железнодорожной сети, в частностисохранить сетевые льготы при приобретении транзитных билетов. Была образованаассоциация компаний пассажирских перевозок с целью содействия кооперации междупоставщиками услуг железнодорожного транспорта, обеспечения административнойподдержки и выполнения программ взаимодействия между компаниями отрасли. Этипрограммы представляют собой многосторонние соглашения о сотрудничестве вследующих сферах деятельности: перерегистрация билетов, предоставление билетовпрямого сообщения, приобретение билетов других компаний, телефонная справочнаяслужба. Для компаний, получивших франшизу, участие в программах ассоциацииявляется одним из условий лицензии. В-третьих, при выдаче франшиз учитываетсяразная эффективность участков железнодорожной сети, и государство может внеодинаковой степени поддержать и регулировать их эксплуатацию. Как результат –сокращается возможность нецелевого использования государственных субсидий.

3.Этапы реформирование электроэнергетики Беларуси
Беларусьостается одной из немногих постсоциалистических стран, которые еще неприступили к развернутой коммерциализации и приватизации естественноймонополии. Одной из первоочередных задач является реформированиеэлектроэнергетики, в частности в области разделения производства, распределения,передачи и сбыта электроэнергии. В настоящее время Советом Министров ужеутверждена предложенная Минэнерго концепция реструктуризации электроэнергетикистраны. Предусматривается разделить отрасль по видам деятельности на генерацию,передачу, распределение и сбыт электрической и тепловой энергии, создатьоптовые рынки и другие структуры, адаптированные к конкурентной среде испособные работать в объединенной энергетической системе Беларуси и России.
Механизмреализации этой программы должен пройти в три этапа. На первом этапе (начиная с2003 года) предполагалось ликвидировать концерн «Белэнерго» и его функцииуправления передать Министерству энергетики. Предприятия отрасли получаютфинансовую поддержку, и между ними формируются рыночные связи. Особое вниманиеуделяется на этом этапе совершенствованию сбытовых функций, созданию субъектовоптового звена. При этом государство сохраняет монополию на генерацию,передачу, импорт-экспорт электроэнергии. На этом этапе принимаются меры поограничению перекрестного субсидирования, сокращению количества дотируемыхпотребителей, по поднятию рентабельности до уровня, обеспечивающего расширенноевоспроизводство предприятий отрасли. Начинается передача электросбытовых подразделенийв сетевые подразделения и филиалы электрических и тепловых сетей.
На второмэтапе (2004–2005 гг.) вступают в действие правовые акты, регулирующиеразвитие оптового рынка электроэнергии. Отрабатываются механизмы взаимодействиясозданных на базе бывшего концерна «Белэнерго» республиканских унитарныхпредприятий «Белорусская сетевая компания» (функции оперативно-диспетчерскогоуправления, передачи энергии, эксплуатационно-ремонтных работ), «Операторрынка» (коммерческий оператор республиканского оптового рынка энергии) и«Белорусская генерирующая компания» (производство электрической и тепловойэнергии). Создается независимый утверждающий тарифы и осуществляющий контрольнад соблюдением антимонопольного законодательства орган – Национальная энергетическаякомиссия.
Третий этап(2006–2007 гг.) станет этапом акционирования РУП «Белгенерация» и шестиРУП – облэнерго. Завершится создание оптового рынка электроэнергии и начнетсяформирование единого рынка электроэнергии. Будет сформирована единая с Россиейэнергетическая система. Предполагается создание финансового холдинга «Электроэнергетика».На оптовом рынке электроэнергии появятся независимые энергопроизводители икрупные потребители, получающие энергию от распределительно-сбытовых компаний иработающие по оптовым тарифам ниже тарифов для конечных потребителей. Начнетсяотработка механизма функционирования розничных рынков с образованием впоследствиисамостоятельных сбытовых компаний. Белорусы позаимствовали украинскую модель.
Ужесуществуют проекты коммерциализации унитарных предприятий «Белтелеком» и«Белпочта», которые останутся естественными монополистами до 2007 года. Доступна рынки услуг фиксированной связи станет свободным, и обаоператора-монополиста будут приватизированы. Это непременное условие вхожденияБеларуси в ВТО.
Существуютобъективные и субъективные преграды для коммерциализации естественныхмонополий. Объективной преградой «на входе» в отрасль для новых фирм являетсяобъем инвестиций, необходимый для создания альтернативного проекта. Этообусловлено тем, что производственная технология в отраслях естественной монополиитребует значительных финансовых расходов на формирование основного капитала,поддержание его в соответствующем состоянии. Поэтому закономерно, что посравнению с новыми фирмами преимущество принадлежит предприятиям, которые ужефункционируют в этих отраслях. Этим объясняется устойчивость естественноймонополии. На эту особенность обратил внимание Р. Гильфердинг, отмечая,что «…экономическая монополия будет тем более стойкой, чем больше капитал,необходимый для того, чтобы вызвать к жизни новое предприятие» [8, с. 248].
Незначительныепо размерам экономические агенты не смогут получать экономию на расходах,которую получает существующая компания, а следовательно, не смогут получатьдоходы, необходимые для функционирования и развития. Подобная ситуациявозникает не только тогда, когда в отрасль вступают более мелкие предприятия,но и тогда, когда в отрасль вступают крупные производители, которым также будетсложно использовать значительный финансовый капитал для переоснащениядействующего предприятия новым оборудованием, для переподготовки персонала,налаживания новых связей, освоения новых рынков сбыта.
Кроме того,по сравнению с инвестиционными проектами в других сферах экономики проекты настроительство новых объектов естественных монополий характеризуются меньшейинвестиционной привлекательностью по всем основным показателям: значительнымпериодом окупаемости; значительным объемом капиталовложений; очень высокимитехническими, экономическими и политическими рисками; длительным периодомамортизации основного капитала; негативным влиянием на окружающую среду;большим количеством органов регулирования и разнонаправленностью их целей. Всвязи с этим иногда возникают сложности с оценкой прибыльности нового объекта,который создал бы конкуренцию аналогичному объекту в сфере естественноймонополии.
Ограничиваетформирование конкурентной среды в рамках естественных монополий и большаяспецифичность материальных (основных фондов), по сравнению с нематериальными(квалификация персонала) активами. Инвестиции в строительство железнодорожныхмагистралей, линий электропередач, трубопроводов в большинстве случаев узкоспециализированы. Это объясняется тем, что созданные в результатеинвестирования активы не могут быть использованы в других целях без убытков дляих экономической ценности. Другими словами, альтернативная стоимость такихактивов будет ниже ценности фактического их использования. В этом случаенаиболее ярко прослеживается механизм действия закона возрастающих вмененныхиздержек.
Экономическимограничителем конкуренции в естественной монополии является то, что еесуществование не покрывает значительных расходов общества на ее введение иподдержку. Ведь присутствие большого количества производителей на рынке будетспособствовать пропорциональному сокращению производства каждого из них и, какрезультат, недоиспользованию основных производственных мощностей. Вследствиеэтого будут расти тарифы на поставки, что будет иметь негативные последствиядля реальных доходов населения.
Ограничениюкоммерциализации и формированию конкурентного сектора в рамках естественныхмонополий может способствовать и ряд субъективных факторов. Функционированиенескольких субъектов хозяйствования создает неудобства для непосредственныхпроизводителей (например, несколько организаций водоснабжения). Кроме того,сами естественные монополии препятствуют введению рыночной среды. Например, вРоссии подобные препятствия создают РАО «Газпром» и РАО «ЕЭС России» [9, с. 46].
Средитеоретиков и практиков неоднозначно оцениваются последствия коммерциализацииестественных монополий. Одни считают, что приватизационные процессы в этойсфере влекут за собой негативные социальные последствия. Во-первых, населениепривыкло к более или менее стабильным регулируемым тарифам и ценам на блага иуслуги, производимые во всех сферах естественной монополии. Коммерциализация,естественно, будет способствовать нарушению этой стабильности, а следовательно,и снижению благосостояния. Во-вторых, повышение эффективности в рамкахмонополии сопровождается существенным сокращением производственного персонала.В Великобритании, например, в сфере электроэнергетики число служащихсократилось более чем на 50%. Сокращение персонала требует дополнительныхкомпенсационных мер высвобожденным работникам со стороны правительства, необходимостирасходов на их переподготовку. В-третьих, отрасли естественной монополии созданына средства налогоплательщиков. Государство же получает право на управлениеэтими отраслями, но не на продажу их, тем более, иностранным инвесторам.В-четвертых, опыт приватизации и коммерциализации показывает, что при ихосуществлении растут трансформационные издержки. Например, при реструктуризацииугольной промышленности в России образовались многочисленные посредники,которые способствовали росту этих издержек. В этой связи А. Городецкий и Ю. Павленкоотмечают, что наиболее обоснованным вариантом реформирования естественныхмонополий является модель «мягкого» реформирования, в которой предусматриваетсясовершенствование тарифного и иных форм регулирования в сочетании смаксимальной «прозрачностью» финансовой отчетности [10, с. 145]. Авторыубеждены, что естественные монополии – национальное достояние, во многом неимеющее аналогов в мире. В-пятых, можно предполагать, что при реструктуризацииестественных монополий в отдельных отраслях возможно формированиеолигополистических структур и местных монополий с последующим захватом рыночнойвласти. И, наконец, в-шестых, возможно становление «управляемого рынка», накотором государственные структуры тотально управляют субъектами хозяйствования,несмотря на формальную либерализацию. Само государство может стать наиболеесерьезной угрозой развитию рыночных отношений в отрасли.
Из экономическихсоображений исходят сторонники коммерциализации и приватизации отдельных сферестественной монополии. Слишком большой размер естественных монополий, по ихмнению, приводит к неоправданно высоким издержкам. Поэтому потребителивынуждены оплачивать очень большие счета на услуги, предоставляемые субъектамиестественных монополий. Дезинтеграция и приватизация должны привести ксокращению издержек и снижению тарифов. Частные поставщики также могутпредоставлять и скидки особым слоям населения. Продажа собственности этихмонополий позволяет снизить и дефицит государственного бюджета, избежать повышенияналогов и даже снизить и отменить некоторые из них. Показателен в этом опыт СШАи Японии. В результате дерегулирования естественных монополий годовые выгодыамериканских потребителей составили 42–54 млрд. долларов, в Японии – 36 млрд.долларов. В США цены на воздушные перевозки упали на 30%, в телекоммуникационнойсфере – на 50%. Цены снизились потому, что реальные операционные издержки упалив большинстве секторов на 25–75%.
Как бы ниразличались точки зрения экономистов, едины они в одном – в краткосрочномпериоде эффект, особенно социальный (снижение цен), от коммерциализации и приватизациимало вероятен. Достаточно обратиться к опыту коммерциализации и приватизациителекоммуникационного рынка в России, Украине, Литве. Услуги связи сталинедоступными огромному количеству людей из-за низкой платежеспособностинаселения. Сейчас тарифы в России и Украине выше, чем в Беларуси, в 5–10 раз. Вдолговременной же перспективе, если образованные компании окажутся в рукахнезависимых собственников, конкуренция рано или поздно приведет к ростуинвестиций в основной капитал, повышению технологического уровня эффективности.А это, в свою очередь, должно снизить средние издержки компаний и в конечномитоге привести к относительному снижению цен. 

Заключение
Прииспользовании зарубежного опыта, безусловно, следует учитывать дополнительныесложности, связанные с переходными процессами в постсоциалистических странах,что требует особой гибкости и адаптативности формируемых стратегий реформирования,устойчивости получаемых результатов к динамике экономической ситуации. Следуетиметь в виду особый генезис постсоциалистических естественных монополий,сложившихся не в условиях конкурентной среды, а образованных административнымпутем в централизованно управляемой системе, сращивание функцийгосударственного управления и хозяйствования в рамках единого субъекта. На нашвзгляд, когда идет речь об использовании зарубежного опыта коммерциализации иприватизации естественных монополий, то это – прежде всего использованиеинструментария этих процессов.

Литература
1. О естественных монополиях: Закон РеспубликиБеларусь // Нац. экон. газ. – 2003. – №17.
2. Национальнаяэкономическая газета. – 2004. – №76. – С. 6.
3. Ракова, Е. Энергетическийразряд монополии // Нац. экон. газ. – 2004. – №50. – С. 19.
4. Томпсон, У. Реструктуризацияэлектроэнергетики: к реальной конкуренции или потемкинской либерализации //Вопросы экономики. – 2005. – №11. – С. 39.
5. Национальнаяэкономическая газета. – 2004. – №50. – С. 19.
6. Белоусова, Н.И.,Васильева, Е.М., Лившиц, В.Н. Реформирование естественных монополий вРоссии: теоретический аспект // ЭКО. – 1999. – №4. – С. 95–96.
7. Уильямсон, О. Экономическиеинституты капитализма. – СПб.: Лениздат, 1996. – С. 517.
8. Гильфердинг, Р. Финансовыйкапитал. Исследование новейшей фазы развития капитализма. М., 1959. – С. 248.
9. Клейн, Н. Антимонопольноезаконодательство и законодательство о естественных монополиях // Право иэкономика. – 1998. – №1. – С. 46.
10. Городецкий, А.,Павленко, Ю. Реформирование естественных монополий // Вопросы экономики.– 2000. – №1. – С. 145.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Сировина в технологічних процесах
Реферат Биологическая мембрана
Реферат Стимулювання діяльності персоналу
Реферат "Екатерина II и французские просветители" столь обширна, что составляет предмет самостоятельного обобщающего исследования. Важно отметить два обстоятельства. Интерес самодержавной правительницы России к французскому Просвещению и его виднейшим предст
Реферат Гігієнічна оцінка протирадиаційного захисту персоналу і радіаційної безпеки пацієнтів при застос
Реферат Анализ политического сознания студенческой молодежи
Реферат Расчет коэффициента корреляции между притоком прямых иностранных инвестиций и темпами экономического роста на примере Сингапура и Перу
Реферат Исследование рынка сухарей ОАО "Сарапульский хлебокомбинат" в городе Сарапул
Реферат Гражданское право(конспект лекции)
Реферат «Трагическое и комическое» в русской художественной культуре XIX века
Реферат Особенности речевого развития детей раннего возраста
Реферат Are We Civilized Essay Research Paper We
Реферат Pablo Picasso Essay Research Paper Pablo PicassoPablo
Реферат Всё о модемах
Реферат Защита от несанкционированного доступа