Реферат по предмету "Философия"


Философия жизни Фридриха Ницше

Содержание П/п Стр. Введение 1. Философия жизни Ф. Ницше 2. Теория о сверхчеловеке и культуре в контексте теории жизни 8 Заключение 15 Список литературы 16 Введение Ницше умер в 1900 году. Его смерть после долгих лет психической болезни, его жизнь и творчество, так тесно связанные между собой, сегодня видятся неким символом у порога ХХ века.

Символом, вобравшим в себя, обозначившим все взлеты, ожидания, надежды, эйфорию и одновременно ужасы и катастрофы нашего завершающегося столетия, в котором у человека уже нет выбора, потому что утрачены прежние нравственные ориентации и четкие правила той игры, что зовется жизнью. Не случайно сегодня наследие Ницше так соблазняет его толкователей от самых разных идеологий - от национал-социалистов до постмодернистов. Но все они берут от автора «Заратустры» только то, что им выгодно.

Сам же Ницше не поддается этим операциям по вычленению чего-то кому-то удобного и полезного. Он, как и при жизни, по-прежнему остается фигурой одинокой и в высшей степени трагической, мыслителем, чье дело не может быть продолжено, тем более приспособлено к чьим-то практическим нуждам. Наверное, не случайно он называл себя последним философом. Целью данной работы является рассмотрение концепции философии жизни

Фридриха Ницше. В связи с поставленной целью выделяем следующие задачи: - изучение ведущих начал концепции философии жизни; - выявление основных воззрений Фридриха Ницше по концепции философии жизни; - показ концепции философии жизни в ее связи с концепциями о сверхчеловеке и концепции о науке. 1. Философия жизни Ф. Ницше Философия жизни, родоначальником которой является Фридрих Ницше (1844—1900), сформировалась во второй половине

ХІХ века в Германии и Франции. Идей Ницше несут на себе печать, с одной стороны, западноевропейской рационалистической классики, с другой, в духе своего времени - второй половины XIX века, тяготеет к иррационалистическим направлениям мысли. Из этого противоречия и рождается гений Ницше, крупнейшего «философского безумца» в смысле Кьеркегора, на творчество которого не в последнюю очередь наложили отпечатки проблемы личного характера

и неизлечимые болезни . Начальный толчок развитию философии жизни дало осмысление идеи А. Шопенгауэра, изложенных в его знаменитом сочинении «Мир как воля и представление». В данной работе предпринималась попытка выйти за рамки панлогизма, классического рационализма и культурно-исторического оптимизма Представления А. Шопенгауэра о воле как основе мира, о мире как представлении, о жизненной силе как детерминанте человеческого бытия оказали существенное влияние на становление философии

жизни. Можно оказать, что для философии жизни отправной точкой мышления были не бог, дух, идеи, но «действующий человек». В рамках данного направления была предпринята попытка объяснить мир из человека, из особенностей его экзистенции и ценностных ориентации. Такая установка определила круг проблем, наиболее значимых для философии жизни вопросы антропологии, культурологии философское осмысление жизни в творчества. Ведущими категориями данного направления являются «жизнь» и «воля», которые, фактически, заменяют собой

категорию бытия. Жизнь трактуется как первичная реальность, целостный процесс, дальнейшая дифференциация которого дает все разнообразие явлений и событий. При этом в данном философском направлении категория жизни достаточно неопределенна и допускает многочисленные варианты понимания от определения жизни как воли к власти (Ф. Ницше), жизненного порыва (А. Бергсон), до ее понимания как потока переживаний (Г. Зиммель). Философия жизни изначально была нацелена на критическое переосмысление всей прошлой философии,

исходя из примата жизни над истиной. При этом утверждалось, что как нет ни одной, безусловно, ценной истины, так нет и ни одной, безусловно, истинной ценности. Истина — лишь одно из средств, ступень в процессе актуализации ценностей, создаваемых нашей волей. При таком понимании гносеология и онтология обретали смысл лишь в своей соподчиненности с этикой. Интеллект в философии жизни выступает как орудие воли, а познание — как специфическое проявление воли

к власти. Конечной целью человека является не истина, польза, красота, благо, а сама жизнь. Жизнь в данном философском направлении трактуется как единственная цель воли. При этом идея прогресса, как идея совершенствования жизненных форм, отвергается, заменяясь идеей воли к власти, понимаемой, в том числе и как методологический принцип истолкования процессов становления жизни . Специфика жизни, как бесконечно становящегося, исключает возможность ее адекватного познания.

Отсюда антисциентизм представителей философии жизни: научное знание трактуется ими только как практически-утилитарное, рецептурно-целесообразное. Схватить суть жизни можно не при помощи логических рассуждений - понятий, категорий, рассудочной деятельности, а благодаря интуиции, символизации, иррациональным прозрениям. Познать жизнь - значит, не объяснить ее, а понять, почувствовать, погрузившись в ее становление и изменение. Разум, язык только скрывают истинное звучание жизни.

Культура же, связанная с рациональным оформлением жизненной стихии, требует, прежде всего, словесной фиксации, и, следовательно, должна стать предметом критической философской рефлексии, в первую очередь. Такая ориентация ставила в центр интересов данного направления вопросы культурного бытования языка, мифа, символа, что с особой силой проявилось в творчестве Ф. Ницше. Понимая мир как абсолютное и бесконечное становление, представители философии жизни определяли

его как бессубстанциональное ничто, хаос, в котором отсутствуют порядок, единство, логика, целесообразность. Становление мировой жизни лишено смысла, оно не имеет никакой цели и изначально противоречиво. Становление жизни - это борьба воль, равно претендующих на господство. Во всех проявлениях жизни можно найти волю к власти, которая и определяет эволюцию мира. Генезис воли к власти непознаваем, сама она необъяснима.

Воля к власти выступает как дифференцированное единство, как совокупность волевых центров - динамических образований, характер взаимодействия которых друг другом определяет жизнь во всей ее полноте. Взаимодействие «волевых центров» обусловливается их энергетическим потенциалом, силой действия, которое они производят, и мерой сопротивления со стороны других взаимодействующих центров. Процесс становления стремится не к устойчивости, а к постоянному росту каждый «волевой центр» пытается

распространить свою силу и энергию на все окружающее пространство. Побеждает сильнейший, подчиняя себе менее динамичные центры на основе принципа сродства и образуя систему сил. К таким системам относятся человек, человечество. Вселенная. Пространство, заполняющееся системами сил, ограничено, но время их существования — вечно. Это ведет к тому, что через огромные временные интервалы возможно повторение уже проживших комбинаций,

возвращение уже бывших систем. Поэтому при всем разнообразии жизни ее отдельные элементы, «картины» будут воспроизводиться бесконечно. Данная трактовка процесса становления получила название «вечного возвращения». Разработка идеи вечного возвращения, которая встречалась уже у Пифагора, стоиков, Эпикура, Лукреция и многих других более поздних мыслителей, была вызвана в философии жизни необходимостью этического обоснования закономерности принятия и приятия жизни, как заданного человеком

самому себе идеала. Противоречие между устремленностью жизни, как становящегося вперед и вечным возвращением, снимается благодаря концепции сверхчеловека, в котором актуализируется высшее воплощение золи к власти как воли к свободе. Сверхчеловек своей волей творит себе законы жизни и добровольно подчиняется им. Поэтому вечное возвращение - это приятие человеком жизни в вечности, в полноте осуществления воли к власти. Проявлением убежденности в том, что жизнь не может быть отражена адекватно при помощи понятийного

мышления, становится попытка представителей философии жизни найти новый стиль философствования, в котором мысль фиксировалась бы с моментальностью возникающих жизненных впечатлений: афористически-метафорический. Вчувствование в историко-культурные контексты требует интуиции, которая дает непосредственное знание о развитии культурных организмов, возрастные изменения которых и составляют содержание исторического процесса. Редукционизм философии жизни дал возможность рассматривать культурные организмы по аналогии

с организмами биологическими, проходящими в своем развитии ряд обязательных этапов: зарождение, юность, зрелость, упадок. Согласно философии жизни в мире культуры господствует случайность, рок, здесь нет причинности и объективных закономерностей. Философия жизни была попыткой найти интегральные основания для поливариантной творческой реализации человечества, проявляющейся в разных формах существования, в разных типах культурной самобытности. Исконное противоречие между рефлексией и интуицией в познании

и отражении мира, между рассудочно-расчленяющим и интуитивно-целостным его постижением, воплощаемое в создаваемой данной культурой картине мира, отразилось и в понимании феномена самой культуры. Культура трактовалась либо как сфера, враждебная жизни как таковой, либо как сама жизнь. 2. Теория о сверхчеловеке и культуре в контексте теории жизни Являясь родоначальником "философии жизни", выразившим "трагедию культуры" на переломном

этапе конца XIX — начале XX вв Ницше попытался осмыслить кризисные явления современной ему эпохи, опираясь на o6щефилософский и конкретно-исторический анализ. В результате он дал развернутую критику основ западноевропейской цивилизации (античная культура и христианство), рассмотрел проблемы и проявления кризисов буржуазной культуры и разработал типологические основания для анализа общекультурного процесса. Сложность и противоречивость немецкого мыслителя в полной мере

отразились на его философий, изложенной в афористичной форме в многочисленных сочинениях и эссе: "Антихристианин", «Так говорил Заратустра», "По ту сторону добра и зла", «Воля к власти» и др. Его современник Г. Файхингер писал о Ницше: «С одной стороны, учение Ницше разрушительно и в руках неосторожных и недозрелых может действовать как умственный и нравственный

динамит. Но с другой стороны, оно может вывести нас из "догматической дремоты" и принудить пересмотреть и заново обосновать наши интеллектуальные и моральные блага и ценности». Философские взгляды Ницше базируются на имморализме, на сильной антирелигиозной, антихристианской тенденции, на интуитивизме, антидемократизме, индивидуализме, волюнтаризме. Современную ему культуру немецкий философ критикует за пессимизм, нигилизм, распространение социалистических

идей (т. к. они подчиняют индивида общему, государству), господство массовости, феминизм, религиозность . Развитие культуры - результат адаптации человеческого существа к условиям своего существования. Человек, являясь изначально "слабым животным", вынужден использовать в этом процессе не волю, а интеллект и фантазию. Рациональность, заложенная в основе культуры и проявляющая себя, прежде всего в символотворении, несет гибель основанной на этом культуре.

Культура создавалась посредством языка, логических законов. Язык же не может выразить богатство мира, лучше всего фиксируемого в дологическом переживании. Язык, система значений и символов оторваны от реальных объектов, в то время как истинное схватывание сущностей не требует рефлексии, не нуждается в символической деятельности интеллекта. Символы и язык конституируют иную реальность, чем она есть на самом деле.

Они приводят к созданию сферы тождественных смыслов, фиксированных значений, повторяющихся регулянтов. Этот мир разума ведет к формированию поведенческих стереотипов, годных лишь для массы — «слишком многих», как называет нетворческое большинство Ницше. Язык и связанный с ним интеллект создают условия, гасящие инстинктивную волю к жизни, что приводит к деградации человеческой личности. Иное дело — чувственно-образное отражение действительности, фиксированное в искусстве.

Это – «страна» фантазии, интуиции, целого схватывания действительности. Человеческая культура пытается примирить два способа видения и объяснения мира, два стиля жизни. Поэтому культура всегда антиномична, это попытка обуздания хаоса, попытка его оформления, упорядочивания. Ницше полагал, что могут существовать два типа культурной ориентации, два типа культуры . Первый связан с оформленностью, дискурсивностью, рационализмом, сознательным противостоянием миру.

Это «аполлонийская культура». Ее Бог — Слово, ее цель — упорядоченность мира ценой его упрощения, схематизации, в конечном счете, — отрицания Предельное развитие аполлонийского начала ведет к стереотипизации культуры, к утере самосознания как ценности к манипулированию лишенными воли индивидуумами, к культу посредственностей, что со всей силой очевидности проявляется в западноевропейской культуре. Второй тип связан с творческим отношением к миру, с проявлением всех возможных человеческих свойств,

что требует оптимального развития индивидуальности, основанной на волевом начале, на личностных качествах, непосредственно влияющих на динамику культуры. В основе этого типа культуры лежит трагическое отношение к миру, эмоционально-чувственное «схватывание действительности». Второй тип культуры Ницше называет «дионисийским». Если первый тип культуры, воплотившийся в спекулятивной философии, христианстве с его аскетической

моралью, губит индивидуальность и искажает мир, то дионисийская культура строится на мистическом «схватывании» целостности и гармонии Вселенной и предполагает культурное бытие сверхличности. По-настоящему полная жизнь ассоциируется у Ницше с дионисийством. Озноб опьянения развязал человеку творческие силы. Человек перестал быть художником, и впервые становится произведением искусства: сам

Дионис ваяет из человека «Человека» . Но постепенно «дух Диониса», стал вытесняться культом Аполлона, а великая трагедия с полнотой жизни уступила со временем место мещанской комедии. Вместо священного экстаза душой человека завладел холодный расчет; вместо героических поступков, совершавшихся инстинктивно "по велению сердца", общество получило трезвые сократовские размышления без геройства и без поступков. Время Аполлона - это время конкретных культурных ценностей,

которые преобразуют мир по некоторым заданным эпохой алгоритмам. Действительность, в которой протекает жизнь человека, есть исступляющая борьба. Эта действительность невероятно далека от той, которую описывал Гегель как проявление мировой идеи, реализующей себя во все большую разумность и гармоничность. Ницше соглашается с Шопенгауэром, что действительность - неразумна, а жизнь современного ему человека

- бессмысленна. Человек, убегая от неразумности и бессмысленности жизни, от ее трагедийной полноты, всегда стремится к иллюзии, к логической схематизации жизни, к каким-либо формам ее упорядочения и преобразования. Человек всегда стремится упростить жизнь, чтобы как-то понять ее и выкрутится в ней и выжить. Но порядок жизни - это искусственный порядок, это порядок силлогизмов, который разрушает живую нить жизни, уничтожает ее «инстинктивную мудрость», делая жизнь ущербной.

Сила Аполлона - в силе преобразования жизненной полноты в иллюзию жизни. Аполлон помогает привнести порядок в буйство (хаос) чувств, незамысловато раскрывает «меру всех вещей», перерождает «естественную чрезмерность радости, страдания и познания» в «призрачные звуки» своей арфы. В этом состоит красота Аполлона, которую Ницше чувствовал как «запах разложения». Источником разложения является разумность, опасная сила которой подрывает основы жизни, и начала которой

Ницше связывал с именем «типичного декадента» Сократа. (Ницше интерпретировал термин «декадент» как «симптом упадка жизни»). Культура - область и результат деятельности элитарного человека, наделенного волей к жизни и свободного предустановленной морали. Сверхчеловек - абсолютно свободная личность, сознательно берущая на себя ответственность за свои поступки и прокладывающая путь в истории и культуре. Он создает, а не потребляет, творит, а не разрушает.

Его деятельность не нуждается в «нити Ариадны», так как всякие стереотипы и клише чужды ему. Он сам творит эти клише для иных — для ведомых "лабиринтных" людей. Сверхчеловек сознательно изолируется от толпы. Сфера его бытия — эстетизированный воздух элитарной культуры, существующей для немногих, обращенной в будущее, создающей поле для всестороннего развития личности Идею сверхчеловека и сам этот термин Ницше заимствует у

Гердера и Гете, применяя ее для описания высшей породы людей, "людей-господ". Сверхчеловек у Ницше выступает в двояком плане, как идеал социокультурного развития человечества и как уже исторически воплощенный феномен, олицетворенный выдающимися личностями (Наполеон, Август, Цезарь, Александр Македонский и т. п.). Особенность сверхлюдей — в исповедовании принципа «любви к превратностям судьбы». Они принимают жизнь такой, какая она есть, со всей болью и скорбью, которые

отражаются в человеческой истории и культуре. Сверхчеловек любит жизнь, защищает ее, опровергая безволие «массы». Вместе со своим специфическим отношением к жизни как к высшей ценности сверхчеловек привносит в культуру героический пафос, свободу духовной самореализации, стихию полифонических чувств и эмоций, апофеоз деятельного самоутверждения. Культура как истолкование жизни базируется на истолковании аффектов, на мире влечений и потребностей, которые, уже истолкованные, приобретают власть нормы

В элитарной культуре господствуют нормы волевых изъявлений сверхличности, которая при помощи воли гармонизирует хаос мира аффектов. В массовой культуре царит «коллективная воля массы слабых», обосновывается право на приспособление и сострадание. Поэтому массовая культура не возвышает человека, не задает ему уровень духовного развития, а низводит его на ступень серой посредственности без лица. В массовой культуре все узнаваемо, все привычно, она тешит иллюзией, сказкой, мифом, она обласкивает

ничтожество ограниченных людей. Но когда тонкий слой культуры спадает, ограниченная скотина предстает взору. Аристократическая (элитарная) культура, противостоящая культуре рабов, характеризуется изысканностью, исключительностью, обособленностью. Ницше доказывал, что в истории нет права равных, человек неравен другим изначально. Поэтому и культура не должна уравнивать, она должна подчеркивать естественное неравенство, культивировать дистанцию зависимости для одних и свободную силу для других.

Культура - способ сохранения определенной формы жизни. Вот почему она - лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом. Ценности культуры всегда относительны, они - результат адаптации человека к вызовам социоприродного существования. Ценности культуры могут быть истинными, ложными, просто предрассудками, на их не может не быть, так как родовые признаки человеческого существа диктуют утилитарно-постоянный характер некоторых

из этих ценностей (так называемые «вечные истины», некоторые морально-этические нормы, философские категории и т. п.). В этом смысле культура двигается как бы в круге вечного возвращения, вынужденная воспроизводить раз удачно найденные формы жизни и адаптация к ним. Только авангард культуры в лице новой популяции сверхлюдей может прорвать этот круг, создавая принципиально новые формы жизни. Сверхчеловек - сплав врожденных черт гениальности с целенаправленным воспитательным

процессом. Сверхчеловек Ницше, идущий на смену людям старой западноевропейской культурной традиции, — это «Ребенок». Именно новая раса «людей-детей» разрешит противоречия современного социокультурного развития, преодолеет кризис культуры, ее упадок, гиперразвитие отдельных сфер цивилизации, подавление и отчуждение личности. Люди-дети принадлежат к миру и жизни, растворены в них, а не противостоят им, они обладают жизненной энергией и неограниченным творческим потенциалом, они чувствуют, а не холодно

размышляют. Они веселы и радостны Ницше рисует воображаемую страну «детей будущего». Подобные люди суть земные боги, это — созидающие существа, которые сами берут в руки свою судьбу и свое будущее. Ибо никто не может снять с человека эту обязанность: нет богов, творящих или мешающих нам творить. Создавать ценности должен сам человек, чтобы дать смысл земле и истории. На человеке будущего, освобожденном от иллюзий прошлого и ясно, холодно и светло смотрящем в глаза

Вселенной, лежит огромная ответственность. Эта ответственность состоит, прежде всего, в том, чтобы преодолеть негативные последствия развития культуры Западной Европы, критическому анализу которой Ницше уделяет особое внимание. С его точки зрения, европейскую цивилизацию можно назвать культурой варварства. В ней науки служат идеям нигилизма, разрушения и политического господства. Ее закономерное развитие приведет к эпохе борьбы за власть над земным шаром, которая будет вестись

во имя основных философских учений. Это эпоха потрясений и страшных войн, кризисов политической власти и национальных катаклизмов. Ницше считает, что он призван возвестить наступление трагической эпохи - эпохи человеческой власти, власти не в современном ее политическом понимании, а в антропологическом, как власти над разумом, над жизнью, над человеческим родом в целом. Ницше полагает, что уже через сотню лет его «партия жизни», партия сверхлюдей возьмет в свои руки выполнение

грандиознейшей задачи облагораживания человечества, включая беспощадное истребление всего, что вырождается и паразитирует, вновь сделает избыток жизни на земле. Избыток жизни - это мечта Ницше, которую он отразил в «Новых просторах»: «Беспечально вдаль по водам и пучинам бытия Заскользит под небосводом генуэзская ладья. Будет плаванье такое восхитительно, как стих. Но чудовище покоя омерзительней других!»

Философия жизни имела большое значение для развития персонализма, экзистенциализма, неофрейдизма. Пройдя период наибольшего интереса к себе в первой четверти XX века, философия жизни переживает сегодня свое возрождение, своеобразный ренессанс. В последние десятилетия XX в. ежегодно издается около 20 монографий по проблематике философии жизни, выходит огромное количество статей, проводятся десятки международных научных конференций.

Можно сказать, что проблемы, поднятые философией жизни, и решения, ею предложенные, актуальны до сих пор и требуют разностороннего переосмысления. Заключение В противоположность всей европейской традиции Ницше не создал и не стремился создать целостной философской системы, возможно, поэтому в мировой философии до сих пор не сложилось сколько-нибудь целостного и непротиворечивого ницшеанского философского портрета. Рассмотрев в данной работе концепцию философию жизни

Фридриха Ницше, можно сделать следующие выводы: - Для философии жизни отправной точкой мышления были не бог, дух, идеи, но «действующий человек»; - Становление жизни - это борьба воль, равно претендующих на господство; - Развитие культуры - результат адаптации человеческого существа к условиям своего существования. Человек, являясь изначально «слабым животным», вынужден использовать в этом процессе не волю, а интеллект и фантазию; - Сверхчеловек у Ницше выступает в двояком плане, как идеал социокультурного развития человечества

и как уже исторически воплощенный феномен, олицетворенный выдающимися личностями (Наполеон, Август, Цезарь, Александр Македонский и т. п.); - Новая раса «людей-детей» - сверхлюдей разрешит противоречия современного социокультурного развития, преодолеет кризис культуры, ее упадок, гиперразвитие отдельных сфер цивилизации, подавление и отчуждение личности. Список литературы 1. Сайт посвященный Фридриху

Ницше www.nietzsche.ru 2. Ирвин Ялом (Перевод М. Будыниной) «Когда Ницше плакал» 3. Фридрих Ницше «Так говорит Заратустра». М 1990 г. 4. Мартин Хайдеггер «Метафизическая концепция Ницше и ее роль в европейском мышлении».



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.