Реферат по предмету "Экономика"


Технико-экономическое обоснование инвестирования строительства проекта

Министерствообразования РФ
УГЛТУ
Кафедрабухгалтерского учета и аудита
КУРСОВАЯРАБОТА
на тему:Технико-экономическое обоснование инвестирования строительства проекта

Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1. РАСЧЕТТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА
1.1 РАСЧЕТПРОИЗВОДСТВЕННОЙ МОЩНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.2 РАСЧЕТ ОБЩИХИНВЕСТИЦИОННЫХ ЗАТРАТ
1.2.1 Затраты наприобретение земельного участка
1.2.2 Затраты настроительство зданий и сооружений
1.2.3 Затраты наприобретение оборудования
1.2.4 Затраты назамещение оборудования с меньшим, чем у ведущего оборудования, сроком службы
1.2.5 Затраты наподготовку производства
1.2.6 Затраты насоздание производственной инфраструктуры
1.2.7 Затраты наформирование оборотного капитала
1.3 РАСЧЕТМАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАТРАТ
1.4 РАСЧЕТАМОРТИЗАЦИОННЫХ ОТЧИСЛЕНИЙ
1.5 РАСЧЕТРАСХОДОВ НА ОПЛАТУ ТРУДА
1.5.1 Расчетрасходов на оплату труда рабочих
1.5.2 Расчетрасходов на оплату труда служащих
1.6 РАСЧЕТНАКЛАДНЫХ РАСХОДОВ
1.7 РАСЧЕТКОММЕРЧЕСКИХ РАСХОДОВ
1.8 СРОКОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА
2.ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРОЕКТА
2.1 РАСЧЕТ ОБЩИХИНВЕСТИЦИЙ
2.2. ИСТОЧНИКИ ИУСЛОВИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОЕКТА
2.3.ПРОИЗВОДСТВЕННАЯПРОГРАММА И ОБЪЕМЫ ПРОДАЖ
2.4.РАСЧЕТСЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ
2.5.ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬИ ДЕНЕЖНЫЕ ПОТОКИ
2.5.1.Расчетчистой прибыли
2.5.2.Расчетденежных потоков
2.6.ОЦЕНКАЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЕКТА
2.6.1. Чистаятекущая стоимость инвестиций
2.6.2.Индексдоходности
2.6.3.Внутренняянорма доходности
2.6.4.Срококупаемости инвестиций с учетом фактора времени
2.6.5. Точка(норма) безубыточности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Введение
Вусловиях перехода к рыночным отношениям и дефицита финансовых ресурсовважнейшим критерием отбора инвестиционных проектов является ихтехнико-экономическая оценка. В курсовой работе экономическое обоснованиеинвестиционного проекта рассматривается применительно к строительству новогопромышленного объекта. Долгосрочные инвестиции, связанные с созданием новыхпроизводств и предприятий, считаются целесообразными, если по истеченииопределенного срока они полностью возмещаются и приносят прибыль, достаточнуюдля компенсации временного отказа от привлечения их в другие сферыхозяйственной деятельности, В связи с этим для оценки экономическойэффективности инвестиционных проектов необходимо рассчитать системупоказателей, отражающих соотношение затрат и результатов и учитывающихфинансовые последствия осуществления проекта для его участников (инвесторов).
Даннаяработа выполнена в соответствии с методическими рекомендациями по оценкеэффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования, которые восновном рассчитаны и адаптированы для условий перехода к рыночной экономике. Врамках курсовой работы не представляется возможным рассмотретьтехнико-экономическое обоснование проекта в полном объеме. Такие вопросы, какхарактеристика рынка, прогноз сбыта и конкурентоспособность продукции,географические аспекты строительства объекта проектно-конструкторскаядокументация и некоторые другие не включены в состав курсовой работы вследствиенедостаточной изученности этих вопросов и ограниченности объема курсовойработы. Технико-экономическое обоснование проекта представлено двумя основнымиразделами:
1. Расчет технико-экономических показателей инвестиционного проекта
2. Финансово-экономическаяоценка />/>
1. Расчеттехнико-экономических показателей инвестиционного проекта
 
1.1 Расчет производственной мощности предприятия
Производственнаямощность предприятия представляет собой максимально возможный выпуск продукциина соответствующий период (месяц, квартал, год) при оптимальном использованииналичного оборудования и производственных площадей, прогрессивной технологии,рациональной организации производства и труда.
В общем видепроизводственная мощность (ПМ) может быть выражена формулой:
ПМ = Мч *n * Вэф (1)
где Мч –часовая мощность (производительность) единицы ведущего оборудования внатуральном выражении;
n– количество единиц ведущего оборудования;
Вэф –годовой эффективный фонд времени работы единицы ведущего оборудования />/> Таблица 1/>/>Исходныеданные

п/п Оборудование
Кол-во,
шт.
Срок
служ
бы, лет
Часовая
произво-
дитель-
ность,
ед./час
Режим
работы,
смен
Время
простоя
в ремонте,
дней 1 Ведущее оборудование 6 7 3,86 2 12 2 Вспомогательное оборудование 5 4 2 3 Транспортные средства 6 2 4
Инструменты, инвентарь,
контрольно-измерительные приборы (КИП) 7
 
Расчет 1. Работа на новом предприятиипредусматривается с периодическим производственным циклом по следующему режиму:
- шестидневнаярабочая неделя;
- продолжительностьсмены в среднем – 6,67 ч.;
- сменность работы–2
- выходные ипраздничные дни – 62;
- время натехнологически остановки и простои в ремонте – 12 дней на единицу ведущегооборудования
Технологический процесспроизводства предусматривает приобретение 6 единиц ведущего оборудования сосроком службы 7 лет, 5 единицы вспомогательного оборудования со сроком службы 4года, а также транспортных средств со сроком службы 6 лет и инструмента,инвентаря, КИП со сроком службы 7 лет.
Первоначально длярасчета производственной мощности с помощью табл.2 устанавливается фондэффективного времени работы ведущего оборудования за год./>/>Таблица2
Расчет фонда эффективного времени работы ведущего оборудования

п/п Показатели Значения показателей
на единицу
оборудования на все оборудование 1 Количество оборудования, шт. 1 6 2 Число календарных дней 365 3 Праздничные и выходные дни 62 4 Количество рабочих дней 303 5 Простои на технологические остановки и ремонт, дней 12 72 6 Количество эффективных дней работы 291 1746 7 Сменность работы 2 12 8 Продолжительность смены, час 6,67 6,67 9
Фонд эффективного времени работы, (n*Bэф), час 3882 23292
 
Примем для расчетапроизводственной мощности Мч=3,86 изделия в час. Тогдапроизводственная мощность предприятия составит:
ПМ = 3*23292 = 89920изделий
Следовательно, при полномосвоении производственной мощности годовой выпуск продукции можно принять вобъеме 90 тыс. изделий.
1.2 Расчет общих инвестиционных затрат
 
1.2.1Затраты на приобретение земельного участка
При строительстве новогопредприятия определяются затраты на приобретение земельного участка. Стоимостьзанимаемого предприятием земельного участка (Кз) зависит от егоразмера, нормативной цены земли и определяется по формуле:
 
Кз = Sотв * Цз
где Sотв – площадь под строительство объекта,га;
Цз –нормативная цена земли, д.е.1/ га.
Расчет 2. Занимаемая новым предприятием площадьземельного участка составляет 6 га, нормативная цена земли в выбранном длястроительства объекта районе равна 92 д.е./га
Тогда размер инвестицийна приобретение земельного участка составит:
Кз = 6 * 90 = 540д. е.

1.2.2 Затраты на строительство зданий и сооружений
Затраты настроительно-монтажные работы определяются по укрупненным расценкам на основестоимости единицы объема строительных работ (1 м3 здания, 1 п.м.сооружения и т. п.) или по нормативам удельных капитальных вложений проектныхорганизаций для конкретного производства.
Таким образом,стоимость зданий и сооружений (Кз, с) можно определить по формуле:
Кз, с = Ксмр* ПМ
где Ксрм –удельные капвложения в строительно-монтажные работы, д.е./ед. мощности;
ПМ – производственнаямощность объекта, тыс. изд.
Расчет 3.Проектный срок эксплуатации зданий и сооружений производственного назначениясоставляет 20 лет. Удельные вложения в строительно-монтажные работы, включающиезатраты в основное производство, составляют 14 д.е. на 10 изделий. Затраты наподготовку строительной площадки принимаются в размере 2% от стоимости зданий исооружений.
Тогда общие затраты напроведение строительно-монтажных работ по основному производству составят 119,2тыс. д.е., в т.ч.:
- строительство зданий и сооружений:
Кз, с = 13 * 90/10= 117 тыс. д.е.
- подготовительные работы:
Кпр = 117 *0,02 = 2,2 тыс. д.е.
 

1.2.3 Затраты на приобретение оборудования
Таблица 3
Данные для расчета стоимости оборудования

п/п Наименование показателей Значение показателей 1 2 3 1
Оптовая цена технологического оборудования, тыс. д.е.:
-  ведущее оборудование
-  вспомогательное оборудование
50
7 2 Транспортные расходы, % к цене 18 3 Заготовительно-складские расходы, % к цене 2 4
Затраты на монтаж, %
-  ведущее оборудование
-  вспомогательное оборудование
10
15 5 Стоимость транспортных средств, % 6 6 Стоимость инструмента, инвентаря, КИП, % 2 7 Прочие затраты, % 4
 
Расчет 4.Для производства продукции (по данным расчета 1) используется 11 едиництехнологического оборудования, в т. ч. 6 единиц ведущего оборудования и 5 –вспомогательного. Оптовая цена ведущего оборудования составляет 50 тыс. д.е.,вспомогательного – 7 тыс. д.е., транспортные расходы принимаются в размере 18%,заготовительно-складские – 2%.
Расчет затрат наприобретение технологического оборудования приводится в табл.4.
 

Таблица 4
Расчет стоимости технологического оборудования

п/п Наименование оборудования
Кол-во,
шт.
Цена
оптовая,
тыс. д. е.
Транс-
портные
расходы,
тыс. д. е.
Загото-
вит.-
склад.
расходы,
тыс. д.е
Цена приобре-
тения,
тыс. д.е.
Стои-
мость
приобретения,
тыс. д.е. 1 Ведущее 6 50 9 1 60 360,0 2 Вспомогательное 5 7 1,26 0,14 8,4 42,0 ИТОГО 11 402,0
Для расчета балансовойстоимости всего оборудования (табл.5) затраты на монтаж технологическогооборудования принимаются в размере: для ведущего оборудования – 15%, длявспомогательного – 10%. Стоимость транспортных средств составляет 6%,инструмента, инвентаря, КИП – 2%, прочие затраты – 4% от стоимоститехнологического оборудования.
 
Таблица 5
Расчет балансовой стоимости оборудования

п/п Наименования оборудования и затрат
Сумма,
тыс. д. е. 1 2 3 1
Ведущее оборудование, всего, в том числе:
— стоимость приобретения
— затраты на монтаж
396
360
36 2
Вспомогательное оборудование, всего, в т. ч:
— стоимость приобретения
— затраты на монтаж
48,3
42
6,3 3 Итого по технологическому оборудованию 444,3 4 Стоимость транспортных средств 26,7 5 Стоимость инструмента, инвентаря, КИП 8,9 6 Прочие затраты 17,8 7
Балансовая стоимость оборудования, в т. ч.
стоимость вспомогательного оборудования
497,6
48,3

1.2.4 Затраты на замещение оборудования с меньшим, чем уведущего оборудования, сроком службы
Расчет 5.Согласно условиям расчета 1 срок эксплуатации ведущего оборудования составляет 8лет, вспомогательного – 4 года. Таким образом, за период производства продукциипредусматривается одна замена вспомогательного оборудования с затратами (поданным табл. 5) 48,3 тыс. руб.
 
1.2.5 Затраты на подготовку производства
Расчет 6.Затраты на подготовку производства принимаются в размере 7%. По данным табл.5балансовая стоимость оборудования с учетом затрат на замену вспомогательногооборудования составляет 545,9 тыс. д.е. (497,6+48,3). Тогда величина расходов,связанных с подготовкой производства, составит 38,2 тыс. д.е. (545,9*0,07).
 
1.2.6 Затраты на создание производственной инфраструктуры
Величина затрат всопутствующие объекты принимается в размере 3%, а срок эксплуатациисопутствующих объектов – 12 лет.
Расчет 7. Поданным расчетов 2-7 сумма инвестиций составляет 703,89 тыс. д.е. (0,54 + 117 + 2,3+ 497,6 + 48,3 + 38,2). Тогда сумма затрат на создание производственнойинфраструктуры составит 21,1 тыс. д. е. (703,89*0,03).
Срок эксплуатациисопутствующих объектов принимается в среднем 12 лет.
 
1.2.7 Затраты на формирование оборотного капитала
Расчет 8. Поданным расчетов 3-7 сумма инвестиций составляет 725 тыс. д.е. (117 + 2,3 +497,6 + 48,3 + 38,2 + 21,1). Величина оборотного капитала принимается в размере12%. Тогда затраты на формирование оборотного капитала составят 87 тыс. д.е. (725*0,12).
В заключение раздела1.2 по результатам выполненных расчетов (2-8) определяется общая величинаинвестиционных затрат на осуществление проекта (табл.6).
Таблица 6
Общая сумма инвестирования

п/п Направление инвестирования Сумма затрат, тыс. д.е. 1 Приобретение земельного участка 0,54 2 Подготовка строительной площадки 2,3 3 Здания и сооружения 117 4 Оборудование 497,6 5 Замещение оборудования с коротким сроком службы 48,3 6 Подготовка производства 38,2 7 Создание производственной инфраструктуры 21,1 8 Оборотный капитал 87 ИТОГО 812
1.3 Расчет материальных затрат
 
Таблица 7
Данные для расчета материальных затрат

п/п
Наименование ма-
териальных ресурсов
Едини-
ца изме-
рения
Норма расхода
ресурсов на 100 ед. продукции Цена оп-товая, д.е.
Транспортно-
заготови-
тельные рас-
ходы, % от
оптовой цены 1 Сырье А
м3 2 110 16% 2 Сырье Б кг 0,3 15 14% 3 Полуфабрикаты шт. 5 65 9% 4 Электроэнергия КВт.ч. 7 0,45 5 Пар Гкал. 0,2 50

Расчет9. Нормы расхода материальных ресурсов на производство продукцииустановлены по данным технологических и энергетических расчетов (на 100 единицпродукции). Стоимость материально-энергетических ресурсов определяется по ихвидам, исходя из готовой потребности и цен приобретения. Результаты расчетаматериальных затрат приводятся в табл.8.
Таблица 8
Стоимость материальных ресурсов

п/п Наименование ресурсов
Ед.
измерения
Норма
расхода на
100 ед.
продукции
Цена
оптовая,
д. е
Транспортно-
заготовительные расходы
Цена
заготови
тельная,
д. е
Сумма
затрат %
сумма,
д. е
на 100
ед.
продукции,
д. е
на весь
объем,
тыс.
д. е 1 Сырье А
м3 2 110 16 17,6 128 255,2 229,4 2 Сырье Б кг 0,3 15 14 2,1 17 5,1 4,6 3 Полуфабрикаты шт. 5 65 9 5,9 71 354,3 318,5 4 Электроэнергия КВт.ч 7 0,45 0,5 3,2 2,8 5 Пар Гкал. 0,2 50 50 10,0 9,0 ИТОГО - 627,7 564,4
1.4 Расчет амортизационных отчислений
При использованиилинейного способа расчета амортизации годовая сумма амортизационных отчисленийопределяется на основании первоначальной (балансовой) стоимости объектаосновных средств и нормы амортизации, исчисленной, исходя из срока полезногоиспользования этого объекта.
Расчет 10. Для расчета амортизации в балансовуюстоимость основных средств включается стоимость следующих объектов: зданий исооружений, оборудования, сопутствующих объектов.
На основе данных остоимости указанных объектов основных средств (табл. 5,6) и установленныхсроков их функционирования (расчеты 1,3,7) определяю годовую суммуамортизационных отчислений (табл. 9). />/>Таблица9/>/>Расчетамортизации

п/п
Наименование
объектов основных
средств
Балансовая
стоимость, тыс. д.е. Срок службылет
Норма
Амортиза-ции, %
Годовая
сумма амортизации, тыс. д. е 1 />/>Здания и сооружения 117 20 5,0 5,8 2 Ведущее оборудование 413,8 8 12,5 51,7 3 Вспомогательное оборудование 48,3 4 25,0 12,1 4 Транспортные средства 26,7 6 16,67 4,4 5 Инструменты, инвентарь, КИП 8,9 7 14,29 1,3 6 Сопутствующие объекты 21,1 12 8,3 1,8 ИТОГО 636 77,1
1.5 Расчет расходов на оплату труда
 
1.5.1 Расчетрасходов на оплату труда рабочих
В состав годового фондаоплаты труда (ФОТ) рабочих включается основная и дополнительная заработнаяплата. Основная заработная плата состоит из: оплаты по тарифным ставкам исдельным расценкам, выплат стимулирующего и компенсирующего характера, доплатыс учетом районного коэффициента. Дополнительная заработная плата включает всебя: оплату отпусков, оплату времени исполнения государственных обязанностей,оплату выслуги лет, прочие выплаты.
Налог на социальныенужды, который, как и заработная плата, входят в состав затрат на производствои реализацию продукции, следует принять в размере 26%.
Расчет 11. Расчет расходов на оплату трударабочих приводится в табл. 11.
Фонд оплаты труда сотчислениями на социальные нужды составит: для основных рабочих –189,7 тыс.д.е. (150,6* 1,26), в т.ч. отчисления на социальные нужды – 39,1 тыс. д.е.; длявспомогательных рабочих – 41,4 тыс. д.е. (32,9* 1,26), в т.ч. на социальныенужды – 8,5 тыс. д.е.
1.5.2 Расчет расходов на оплату труда служащих
Фонд оплаты трудаслужащих предприятия определяется с учетом численности этой категорииработающих и их среднемесячной з/п, включающей в себя все доплаты (премии,выплаты по районному коэффициенту и др.).
Количество штатных единицслужащих и размер среднемесячной з/п следует принять по данным табл. 12./>/> Таблица 12/>/>Данныедля расчета ФОТ служащих

п/п Категория персонала
Кол-во штатных
единиц, чел.
Среднемесячная
з/п, тыс. д.е. 1 Цеховой персонал 4 1,2 2 Общезаводской персонал 5 1,5
 
Расчет12. Штатным расписанием определеначисленность административно-управленческого персонала предприятия в количестве 9человек, в т. ч. цеховой персонал – 4 чел., общезаводской персонал – 5 чел.Установлены также размеры должностных окладов и соответствующих к ним доплат покатегориям работников.
Расчет расходов на оплатутруда служащих предприятия с отчислениями на социальные нужды приводятся втабл. 13./>/> 
Таблица 13/>/>Годовой ФОТ руководителей,специалистов и прочих служащих

п/п
Категория
персонала
Численность,
чел
Средне-
месячная
з/п, тыс.
д.е.
Годовой
фонд оплаты труда,
тыс. д.е.
Отчисления на
социальные нужды
(26%),
тыс. д.е.
Годовой
ФОТ с отчислениями
на соц.
нужды, тыс.
д.е. 1 Цеховой персонал 4 1,2 57,6 15,0 72,6 2 Общезаводской персонал 5 1,5 90 23,40 113,4 ИТОГО 9 147,6 38,4 186,0
1.6 Расчет накладных расходов
Любому видудеятельности сопутствуют расходы, связанные с организацией, обслуживаниемпроизводства и управлением предприятием. Такие затраты называются накладнымиили косвенными и к ним относятся общепроизводственные (цеховые) иобщехозяйственные расходы.
Переченьобщепроизводственных расходов и укрупненные нормативы для их расчета приводятсяв табл. 14./>/> Таблица 14/>/>Данныедля расчета общепроизводственных расходов№ п/п Статьи расходов Нормативы для расчета 1 Содержание, ремонт и эксплуатация оборудования (без оплаты труда вспомогательным рабочим) 3% от стоимости оборудования 2 Содержание и ремонт зданий, сооружений 4% от стоимости зданий и сооружений 3 Охрана труда 5% от ФОТ вспомогательных рабочих и цехового персонала 4 Износ МБП 2% от стоимости оборудования 5 Прочие расходы 10% от суммы предыдущих расходов

Расчет 13. По установленным нормативам длярасчета общепроизводственных расходов определим годовую сумму этих затрат(табл. 15)./>/> Таблица 16/>/>Данныедля расчета общехозяйственных расходов

п/п Статьи расходов Нормативы для расчета 1 Содержание и ремонт зданий, сооружений 20% от стоимости зданий и сооружений 2 Расходы на служебные командировки и перемещения 10% от ФОТ общезаводского персонала 3 Расходы на пожарную и сторожевую охрану 3% от ФОТ общезаводского персонала 4 Канцелярские и почтово-телеграфные расходы 2% от ФОТ общезаводского персонала 5 Расходы на подготовку кадров и оргнабор работников 4% от ФОТ общезаводского персонала 6 Налоги, сборы 40% от ФОТ с отчислениями на социальные нужды общезаводского персонала 7 Прочие расходы 10% от суммы предыдущих расходов
 
Расчет14. По установленным нормативам длярасчета общехозяйственных расходов определим годовой размер этих затрат(табл.17)./>/>Таблица17/>/>Сметаобщехозяйственных расходов

п/п Статьи расходов Пояснения к расчетам Сумма затрат за год, тыс. д.е. 1 ФОТ общехозяйственного персонала Табл. 13 90 2 Отчисления на социальные нужды Табл. 13 23,40 3 Содержание и ремонт зданий, сооружений 117*0,29 23,38 4 Расходы на служебные командировки и перемещения 90*0,11 9,00 5 Расходы на пожарную и сторожевую охрану 90*0,02 2,70 6 Канцелярские и почтово-телеграфные расходы 90*0,02 1,80 7 Расходы на подготовку кадров и оргнабор работников 90*0,04 3,60 8 Налоги, сборы (90+23,4)*0,41 45,36 9 Прочие расходы 199,24*0,13 19,92 ИТОГО - 219,16
 
1.7 Расчет коммерческих расходов
 
Расчет15. По данным табл. 8, 15,17 и расчета11 определим величину производственных издержек: 564,4+165,5+219,16+189,7=1138,8тыс. д.е. Приняв норматив для расчета коммерческих расходов в размере 2,1%,исчислим их годовую сумму: 1138,8*0,021=23,9 тыс. д.е.
1.8 Срок осуществления инвестиционного проекта
Каждому этапуосуществления инвестиционного проекта соответствуют определенные затраты,которые подразделяются на:
- первоначальныеили капиталообразующие вложения в землю, строительство объекта, на приобретениеоборудования и пророст оборотного капитала;
- текущие илиоперационные;
- ликвидационные.
Этапы осуществленияпроекта и сроки их осуществления:
1) строительствообъекта (включая проектно-изыскательские работы) и закупка оборудования – 2года;
2) освоениепроизводственной мощности – 2 года;
3) работа на полнуюмощность – 6 лет;
Освоениекапиталообразующих инвестиций зависит от принятого графика осуществленияпроекта, т.е. от конкретных сроков и продолжительности выполнения отдельныхэтапов. Для принятия решения по этому вопросу следует руководствоватьсяследующими указаниями:
1.Для всех случаев, т. е. приустановлении любого срока осуществления проекта:
- в первом годуреализации проекта предусмотреть все затраты, связанные с приобретением земли иподготовкой строительной площадки;
- затраты по подготовкепроизводства освоить в последний год строительства объекта;
- инвестиции воборотный капитал предусмотреть в следующие сроки: в 1-м году производства – 70%,в 2-ом – 90%, в 3-м – 100% от общей потребности.
2. Распределениеинвестиций по годам на строительство основных и вспомогательных объектов иприобретения оборудования зависит от установленного срока строительствапредприятия и осуществляется на основе данных табл.18. В этой же таблице сучетом продолжительности периода освоения производства – приводятсярекомендуемые границы уровня освоения ПМ по годам.
 
Таблица 18
Распределениезатрат на строительство, оборудование и уровень освоения ПМ по годам
 Продолжитель-ность строит-
ва и освоения произ-ва,
лет
Год реализа-
ции проекта Распределение инвестиций, %
Освоение
производства,
в % от произ-
водственной
мощности
Строит-во
основных и
вспомогательных
объектов
Приобретение
оборудования 2 1-й 65% 35% 55% 2-й 100% 100% 75%
 
Расчет 16.Строительно-монтажные работы предполагаетсяосуществить за 2 года. В течение этого срока предусмотрено также поставить исмонтировать оборудование предприятия. При этом в первый год реализации проектапланируется освоить 65% затрат на строительство зданий и сооружений, 35% затратна приобретение оборудования.
В течение второго годареализации проекта планируется освоить остальные затраты, связанные состроительством основных и вспомогательных объектов и приобретениемоборудования.
 С учетом вышеизложенногосумма инвестиций составит:
1) в первый годреализации проекта –264,6 д.е.,
в том числе на:
- приобретениеземельного участка – 0,54 тыс. д. е,
- подготовкустроительной площадки – 2,3 тыс. д.е.,
- строительствозданий и сооружений – 76,0 тыс. д. е (116,9*0,65),
- приобретение иустановку оборудования – 174,5 тыс. д. е (498*0,45)
- созданиесопутствующих объектов – 11,6 тыс. д.е. (21*0,55)
2) во второй годреализации проекта – 412,1 тыс. д.е.
в том числе на:
- строительствозданий и сооружений – 40,9 тыс. д.е. (116,9-76,0),
- приобретение иустановку оборудования – 323,5 тыс. д.е. (498-174,5),
- созданиесопутствующих объектов –9,4 тыс. д.е. (21-11,6),
- подготовкапроизводства – 38,2 тыс. д.е.
Освоениепроизводственной мощности начинается с 3-го года реализации проекта, которыйявляется первым годом производственного периода. Следовательно, затраты назамену вспомогательного оборудования (со сроком службы 4 года) в сумме 48,3тыс. д.е. будут иметь место в 7-м году реализации проекта (или в 5-м годупроизводства).
Потребность в оборотныхсредствах планируется обеспечить в 1-м году производства на 70%, во 2-м – 85%,в 3-м – 100% от общей потребности. Тогда размер инвестиций составитсоответственно по годам: 60,9 тыс. д.е. (87*0,63), 13,1 тыс. д.е. (87*0,15) и 13,1тыс. д.е. (87*0,15).
Производственную мощностьпредприятия планируется освоить в течение 2-х лет. Уровень освоения ПМсоставит:
1-й год производства – 55%;
2-й год производства – 75%.
Следовательно, объемыреализации продукции по годам соответственно составят 49,4 тыс. изделий (90*0,55)и 67,4 тыс. изделий (90*0,75).
Общий период производства(освоение и работа на полную мощность), исходя из срока службы ведущегооборудования, составит 8 лет, а жизненный цикл проекта – 10 лет.

/>2.Финансово-экономическая оценка проекта
Завершающим этапомтехнико-экономического обоснования инвестиционного проекта является егофинансово-экономическая оценка, позволяющая, с одной стороны, проанализироватьфинансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников,а с другой стороны, учитывая затраты и результаты, связанные с реализациейпроекта – убедиться в способности проекта гарантировать сохранностьпокупательной ценности авансированного в него капитала и обеспечить требуемуюнорму доходности.
Финансово-экономическаяоценка проекта включает в себя обобщенные данные об инвестициях; сведения обусловиях и источниках финансирования проекта; информацию о текущих операционныхзатратах; данные о ликвидационной стоимости и объемах продаж; определение чистойприбыли; расчет денежных потоков; расчет экономических показателей проекта.
2.1 Расчет общих инвестиций
 
Расчет 17. На основе данных табл.6,18 ирезультатов расчета 16 составим табл.19.
/>/>2.2Источники и условия финансирования проекта
Финансированиеинвестиционного проекта может осуществляться за счет собственных, привлеченныхи заемных средств.
В качестве собственныхфинансовых средств, образующих учредительский капитал, могут выступать такиеисточники, как прибыль, амортизационные отчисления, земельные участки и другиевиды активов предприятия.Привлеченный капитал образуется за счетсредств акционеров-пайщиков путем дополнительной эмиссии акций, бюджетныхсредств и иных взносов, предоставляемых на безвозмездной основе.
Все перечисленныефинансовые средства образуют собственный акционерный капитал реципиента(предприятия, использующего инвестиции). Средства, привлеченные со стороны, неподлежат возврату, а субъекты, предоставившие их, участвуют в доходах отреализации инвестиций на правах долевой собственности.
Заемный капиталреципиента образуется, прежде всего, за счет кредитов, предоставляемыхгосударством, банками и другими инвесторами на возвратной основе и заранееопределенных условиях (сроки погашения, процентная ставка). К заемным средствамотносятся также кредиты (авансы) поставщиков оборудования, сырья, материалов итекущие устойчивые пассивы предприятия (задолженность по заработной плате, налоговыеплатежи). Субъекты, предоставившие средства на возвратной основе, в будущихдоходах не участвуют.
В данной работеисточником финансирования предприятия являются как собственные, так и заемныесредства.
При использованиисобственного и заемного капитала для финансирования проекта прежде всегорекомендуется привлекать средства учредителей и пайщиков, причем в первуюочередь желательно использовать средства учредителей, а затем – взносыпайщиков. Общая величина акционерного капитала принимается в размере 55% оттребуемого размера инвестиций. В составе собственных средств учредительскийкапитал составляет 76%.
Потребность в заемныхсредствах определяется путем сопоставления собственного капитала с общейпотребностью в инвестициях. Заемные средства рекомендуется привлекать в болеепоздние сроки, что позволит смягчить бремя выплаты процентов за ихиспользование.
Кредит поставщиковопределяется графиком выполнения строительно-монтажных работ и сроками поставкиоборудования. Величина кредита поставщиков принимается в размере 71% от общейсуммы заемных средств.
Устойчивые пассивыформируются после начала производственной деятельности, поэтому использоватьэтот источник финансирования проекта можно только начиная с 1-го года освоенияпроизводственной мощности. Размер устойчивых пассивов ориентировочнорассчитывается как сумма 75% месячного ФОТ с отчислениями на социальные нуждывсех работающих и 50% месячных налоговых платежей, включаемых в себестоимостьпродукции.
Банковский кредитследует привлекать в последнюю очередь.
Как уже отмечалось,финансовые средства акционеров и кредиторов привлекаются на определенныхусловиях, оговариваемых участниками инвестиционного проекта. Речь идет овыплате акционерам дивидендов и условиях погашения заемных средств.
Порядок использованиязаемных средств принимается следующим:
1) кредиты банка ипоставщиков привлекаются сроком на 3 и 4 года соответственно.
2) процентная ставкабанковского кредита составляет 9%, для кредита поставщиков – 9% годовых.
Решение обинвестировании проекта должно приниматься с учетом фактора риска, т.е.возможной неопределенности условий реализации проекта. Это может быть связано снестабильностью текущей экономической ситуации, финансового и налоговогозаконодательства; колебаниями рыночной конъюнктуры; неопределенностью интересови поведения участников (инвесторов) проекта; нарушением технологии производствапродукции и другими непредвиденными ситуациями. Предусмотреть в расчетах всемногообразие такого рода неопределенностей достаточно сложно, имея в виду еще ито, что многие факторы поддаются только содержательному (а не формальному)учету.
В курсовой работе длядостижения определенной устойчивости проекта (наряду с тщательной проработкойструктуры и распределения инвестиций по времени) предусматривается некоторыйзапас финансовых ресурсов по сравнению с их расчетной потребностью. Этопревышение принимается в размере 0,75% и учитывается в составе собственныхсредств.
Расчет 18.Источниками финансированияинвестиционного проекта являются:
1. Собственные средства(акционерный капитал) в сумме 447 тыс. д.е. (55% от общей потребности), в т.ч.взносы учредителей составляют 339,4 тыс. д.е. (76% от акционерного капитала),взносы пайщиков — 107,2 тыс., де. (24% от акционерного капитала). Средстваучредителей вносятся в 1-м году, средства пайщиков — во 2-м году реализациипроекта.
2. Заемныесредства в сумме 365 тыс. д.е. (45% от общей потребности), т.ч. кредитпоставщиков составляет 259,4 тыс. д.е. (71% от заемных средств), текущиепассивы — 28 тыс. д.е. (определяются по специальному расчету), банковскийкредит — 78 тыс. д.е. (365-259,4-28).
Расчеттекущих пассивов: годовой ФОТ всех работников предприятия с отчислениями насоциальные нужды по данным расчетов 11 и 12 составляет 417,1 тыс. д. е.,месячный — 34,8 тыс. д.е. (417,1/12).Налоговые платежи всебестоимости продукции составляют за год 45,36 тыс. д.е. (по данным табл.17),за месяц —3,8 тыс. де. (45,36/12).Размер текущих пассивов, определяемыйкак сумма 75% ФОТ с отчислениями и 50% налоговых платежей, составит 39,71 тыс.д.е. (34,8*0,75+3,8*0,5).
Кредитпоставщиков привлекается во 2-м году сроком на 4 года, банковский кредит —в 3-м году реализации проекта сроком 4 года. Текущие пассивыиспользуются в 3-м году производственного цикла (5-м году реализации проекта).
Информацияоб источниках и сроках финансирования приводится в табл. 20.
/>/>Таблица20
Источники финансирования проекта

п/п Источники Размеры финансирования
Строитель-
ство Освоение Полная мощность Итого Годы инвестиционного периода 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 Учредители 339 339 2 Пайщики 107 107 3
Кредит
поставщиков 259 259 4 Кредит банка 78 78 5 Текущие пассивы 28 28
ИТОГО:
· расчетная
потребность
· с учетом
фактора риска
В т.ч. акционерный капитал
339
346
346
367
367
107
78
78
-
28
28
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
812
818
453
 
Примечание ктабл.20.
Величина запаса финансовыхресурсов принята в размере 0,75% от расчетной потребности. Сумма запасасоставила 6,1 тыс.д.е. (812*0,0075) и учтена в составе учредительскогокапитала.
Расчет 19.Условия использования акционерного капитала и привлечения заемных средств принимаютсяследующими:
1.По акциям учредителейи пайщиков, начиная с 1-го года производства продукции (с 3-го года реализациипроекта), выплачиваются дивиденды по ставке 6% годовых. Сумма дивидендовсоставит:
· за год –27,2 тыс.д.е. (453*0,06);
· за весь срок выплаты – 217,3 тыс.д.е. (27,2*8).
2.Возврат кредитапоставщиков начинается с 1-го года производства продукции и осуществляетсяравномерно в течение 4 лет. Ставка процентов за кредит составляет 9% годовых.
Расчет сумм процентовза кредит (по состоянию на конец года):
· за 1-й год (3-й год реализации проекта) – 259*0,09=23,3 тыс.д.е.;
· за 2-й год (4-й год реализации проекта) – (259-64,86)*0,09=17,5тыс.д.е.;
· за 3-й год (5-й год реализации проекта) – (259-129,82)*0,09=11,7тыс.д.е.;
· за 4-й год (6-й год реализации проекта) – (259-194,58)*0,09=5,8тыс. д.е.
Таким образом, к концу5-го года реализации проекта будет возвращен кредит поставщиков и погашеныпроценты по нему. Результаты расчетов сводятся в табл.21.
3.Банковский кредитвозвращается в 5-м, 6-м, 7-м годах реализации проекта в суммах 39; 19,5; 19,5тыс.д.е. соответственно. Кредит получен под 9% годовых.
Расчет сумм процентовза кредит (по состоянию на конец года):
· за 1-й год (4-й год реализации проекта) – 78*0,09=7 тыс.д.е.;
· за 2-й год (5-й год реализации проекта) – 78*0,09=7 тыс.д.е.;
· за 3-й год (6-й год реализации проекта) – (78-39)*0,09= 3,5тыс.д.е.;
Таким образом, к концу 7-гогода реализации проекта будет возвращена вся сумма кредита и погашены процентыпо нему. Результаты расчетов сводятся в табл.22.
/>/> 
2.3 Производственнаяпрограмма и объемы продаж
Производственнаяпрограмма предусматривает расчет объемов производства продукции по годамэксплуатационного периода с учетом возможного освоения производственноймощности. Объем продаж в натуральном измерении соответствует физическому объемупроизводства продукции. Таким образом, сбыт продукции планируется осуществлятьв объемах, соответствующих выпуску готовых изделий, т.е. без учета остатковпоследних на складах предприятия.
Расчет 20.По данным расчета 16 освоение производственной мощности начинается с 3-го годареализации проекта и осуществляется в течение 2-х лет. Следовательно, начиная с5-го года реализации проекта, предприятие работает на полную мощность, выпускаяежегодно 90 тыс. изделий (расчет 1).
С учетом принятого врасчете 16 уровня освоения мощности, рассчитаем производственную программупредприятия с разбивкой по годам эксплутационного цикла (табл.23).
Таблица 23
Производственнаяпрограмма и объемы продаж

п/п Показатели Значения показателей по годам, тыс.д.е. Годы инвестиционного периода
Все-
го 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 Установленная ПМ, тыс.изд. - 90 90 90 90 90 90 90 90 719 2 % освоения ПМ - - 55 75 100 100 100 100 100 100 3 Объем производства и продажи, тыс.изд. - - 49 67 90 90 90 90 90 90 656
/>2.4 Расчет себестоимостипродукции
Количество продукции,которое предприятие может предложить на рынке, зависит от уровня издержек на еепроизводство и реализацию, а также цены, по которой эта продукция будетпродаваться на рынке. Поэтому знание и правильный расчет издержек напроизводство и сбыт продукции является одним из важнейших условий эффективногохозяйствования предприятия.
Затраты на производство иреализацию продукции могут быть представлены в показателе себестоимостипродукции, которая характеризует в денежном измерении расходы предприятия,необходимые для осуществления им своей производственной и коммерческойдеятельности.
Затраты, составляющиесебестоимость продукции, принято классифицировать по ряду признаков: взависимости от экономической роли и участия в процессе производства, по способувключения в себестоимость продукции, по отношению к объему производства и т.д.
В целях курсовой работызатраты на производство и реализацию продукции представляются по принципуобъединения нескольких признаков и сформировывают полную себестоимостьпродукции по следующей схеме:
1. Операционные издержки,в т.ч.:
· производственные;
· периодические;
· коммерческие.
2. Амортизация.
3. Финансовые издержки.
В составепроизводственных затрат учитываются прямые производственные издержки (расходына материальные ресурсы и оплату труда основных рабочих с отчислениями насоциальные нужды) и накладные производственные издержки (общепроизводственныерасходы). Производственные затраты относятся к условно-переменным, т.к. ониобусловлены протеканием производственного процесса. Величина этих расходовнапрямую, т.е. прямо пропорционально зависит от изменения объемов производствапродукции. Производственные издержки определяются по данным табл.8,15 и расчета11 с учетом степени освоения производственной мощности (табл. 23).
Периодические накладные икоммерческие расходы, как уже отмечалось в разделах 1.6 и 1.7, относятся кусловно-постоянным затратам. Их величина не зависит от количества выпускаемойпродукции и рассчитывается на полный (соответствующий производственноймощности) объем производства продукции. Периодические и коммерческие расходыопределяются по данным табл.17 и расчета 15.
Амортизационныеотчисления также относятся к условно-постоянным затратам. Величина годовойсуммы амортизации (табл.9) остается неизменной в течение всегопроизводственного периода.
К финансовым издержкамотносятся суммы процентов, выплачиваемых за предоставленные кредиты. Учитыватьв составе себестоимости продукции подобные выплаты разрешается только впределах установленной Центральным банком РФ ставки рефинансирования (учетнойставки). Финансовые издержки относятся к условно-постоянным расходам, т.к. ихразмер зависит только от источника и условий предоставления кредитных ресурсов.Величина финансовых издержек определена расчетом 19 (табл. 21,22).
Расчет 21. С учетом изложенных выше поясненийопределим полную себестоимость продукции (общие издержки) и себестоимостьединицы продукции. Результаты расчетов представлены в табл. 24.
Для расчета полнойсебестоимости продукциизначения составляющих ее затрат приняты с округлением до целых чисел.
/> 
2.5 Чистаяприбыль и денежные потоки
В целях объективнойоценки эффективности инвестиций, а также возможности своевременноговмешательства и корректировки финансового плана реализации проекта необходимосоставить отчет о чистой прибыли и рассчитать денежные потоки в соответствии скалендарным графиком осуществления инвестиционного проекта.
/>/> 

2.5.1 Расчетчистой прибыли
Особый интерес ипривлекательность для учредителей и пайщиков (акционеров предприятия)представляет отчет о будущей прибыли, т.к. выплата предполагаемых дивидендоввозможна только при условии получения предприятием чистой прибыли. Кроме того,информация о будущих доходах весьма полезна для владельца проекта, т.к.позволяет ему предварительно оценить возможности использования нераспределеннойприбыли.
В отчете о прибылиотражаются следующие показатели:
1) общий доходпредприятия;
2) маржинальная прибыль;
3) балансовая прибыль;
4) чистая прибыль.
Общий доход предприятиявключает в себя выручку от реализации продукции (доход от продаж) иликвидационную стоимость объекта.
Выручка от реализации(без косвенных налогов) определяется как произведение оптовой цены продукции наобъем продажи в натуральном измерении.
На практике процессформирования цен на продукцию достаточно сложен. При обосновании оптовых ценследует учитывать, с одной стороны, величину издержек на производство иреализацию продукции (минимальный уровень цены), а с другой – спрос напродукцию и наличие конкуренции (максимальный уровень цены).
В данной работе величина оптовойцены принимается ориентировочно, исходя из предлагаемой рентабельностипроизводства продукции в размере 37%.
Ликвидационная стоимость объектарассчитывается, как уже отмечалось, в последнем году его эксплуатации.Ликвидационная стоимость включает в себя стоимость земельного участка;недоамартизированную стоимость зданий, сооружений, оборудования; стоимостьоборотного капитала.
Расчет 22.Себестоимость единицы продукции при работе на полнуюмощность составляет 13,8 д.е. (табл.24). Рентабельность производства продукциипрогнозируется на уровне 37%. Тогда величина оптовой цены составит: 13,8*1,37=18,9д.е.
Для определения выручкиот реализации продукции объемы продаж принимаются по данным табл.23.
Расчет ликвидационнойстоимости выполняется с использованием данных табл.6 и приводится в табл.25.
Таблица 25
Расчетликвидационной стоимости объекта

п/п Элементы объекта
Первоначаль-
ная стоимость,
тыс.д.е.
Процент
возврата, %
Возвратная
стоимость,
тыс.д.е. 1 Земельный участок 0,54 100% 0,5 2 Здания и сооружения 117 66% 77,1 3 Оборотный капитал 87 100% 87,0  ИТОГО 165
Расчет общего доходапредприятия по годам эксплуатационного периода приводится в табл.26.
Таблица 26
Общий доходпредприятия, тыс.д.е.

п/п Показатели Значения показателей по годам производственного периода Всего Освоение Полная мощность 3 4 5 6 7 8 9 10 1 Выручка от реализации продукции (доход от продаж) 934 1274 1699 1699 1699 1699 1699 1699 12399 2 Ликвидационная стоимость 165 165  ИТОГО 934 1274 1699 1699 1699 1699 1699 1863 12564
Маржинальная прибыльопределяется как разность между общим доходом и себестоимостью продукции впределах прямых производственных затрат. За счет маржинальной прибыливозмещаются все последующие затраты, связанные с операционной деятельностью(накладные периодические коммерческие расходы) и в результате получаетсяприбыль от операции.
Балансовая прибыль,определяемая как разность между общим доходом и полной себестоимостьюпродукции, представляет собой (с определенной долей условности)налогооблагаемую прибыль. Дело в том, что действующим налоговымзаконодательством за счет балансовой прибыли (до ее налогообложения) предусмотренавыплата ряда налогов и сборов регионального и местного значения. В связи снестабильностью и неопределенностью законодательства в отношении взимания этихналогов (особенно местных) в курсовой работе ими можно пренебречь, афедеральный налог на прибыль следует рассчитать от величины балансовой прибылипо действующей максимальной ставке налога в размере 24%. Причем налоговыеплатежи можно предусмотреть, начиная с первого года производственного периода.
Чистая прибыль предприятияобразуется путем вычитания из балансовой прибыли суммы налоговых платежей.
Расчет 23. В рассматриваемом проектепредусматривается освобождение предприятия от уплаты налога на прибыль в первые2 года производства, т.е на период освоения производственной мощности. Ставканалога на прибыль принимается в размере 24%.
Используя данные табл.24и 26, составим отчет о прибыли предприятия по годам эксплуатационного периода(табл.27).

/>/>2.5.2 Расчетденежных потоков
Для подтверждения того,что проект обеспечен финансовыми ресурсами на весь период его осуществления,необходимо определить критерии реализуемости и коммерческой эффективностипроекта.
Необходимым условиемуспеха инвестиционного проекта и критерием его принятия служит неотрицательноезначение общего сальдо денежного потока поступлений и платежей (доходов изатрат), которое определяется суммированием итоговых величин сальдооперационной (производственно-сбытовой), инвестиционной и финансовойдеятельности предприятия.
Расчет экономическогоэффекта проекта на основе финансового анализа притока и оттока денежных средствполучил название метода потока денежной наличности, который предусматриваетрасчет денежных потоков для финансового планирования (кассовой наличности) ирасчет чистой текущей стоимости инвестиций.
При расчете потоковреальных денег следует иметь в виду принципиальное отличие понятий притоков иоттоков реальных денег от понятий доходов и расходов. Существуют определенныевиды денежных затрат (например, амортизация), которые уменьшают чистую прибыль,но не влияют на потоки реальных денег, т.к. эти затраты не предполагаютопераций по перечислению денежных сумм. С другой стороны, не все денежныевыплаты, влияющие на поток реальных денег, фиксируются как расходы. Например,приобретение материальных ресурсов или имущества связано с оттоком реальныхденег, но не является расходом.
В свете изложенного прирасчете денежных потоков для финансового планирования в состав притокавключаются все поступающие на расчетный счет (в кассу) средства, независимо отих источника, а отток показывает все расходы, независимо от направления ихиспользования. В данном случае в составе приходной части учитываются всеисточники финансирования инвестиций (собственные и заемные), а в расходнуючасть включаются все выплаты, в том числе выплаты дивидендов, тогда как прирасчете чистой стоимости инвестиций их величина показывается в составе прибылиинвестора.
Расчет денежных потоковдля финансового планирования выполняется без учета фактора времени в целяхподтверждения обеспеченности проекта финансовыми ресурсами на весь период егоосуществления.
Сальдо денежнойналичности в любом году реализации проекта определяется как разность междувеличиной притока денежных средств и величиной их оттока. Сальдо денежнойналичности не должно быть отрицательной величиной. Если в каком-то году расчетасальдо реальных денег отрицательное, значит, проект в данном виде не может бытьосуществлен независимо от величины интегральных показателей эффективности. Втаком случае необходимо пересмотреть проект, увеличив доходную часть и (или)уменьшив расходную, и (или) изыскать дополнительные источники финансирования,т.к. отрицательная разность свидетельствует о дефиците финансовых ресурсов идля успешной реализации проекта необходимы дополнительные (собственные илизаемные) денежные ресурсы.
Расчет 24. В табл.28 приводится расчет денежныхпотоков для финансового планирования.
Таблица 28
Денежныепотоки для финансового планирования
(кассовоесальдо), тыс.д.е.
 №
п/п Показатели
Значения показателей по годам инвестиционного
Периода Всего Строи-тельство Освоение Полная мощность 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 А
Приток (пос-
тупление ) на-
личностей, (+) 346 367 1012 1302 1699 1699 1699 1699 1699 1699 13217 1
Источники фи-
нансирования
(табл.20) 346 367 78 28 818 2
Доход от про-
даж (табл.26) 934 1274 1699 1699 1699 1699 1699 1699 12399 Б
Отток (выпла-
ты) наличнос-
тей, (-) 265 412 925 1062 1431 1440 1319 1300 1300 1339 10803 1
Общие инвес-
тиции (табл.19) 265 412 61 13 13 48 812 2
Операционные
издержки
(табл.24) 749 933 1163 1163 1163 1163 1163 1163 8658 3
Возврат бан-
ковского кре-
дита (табл.22) 39,0 19,5 19,5 0,0 0,0 0,0 78,0 4
Проценты за
кредит банков 7 7 4 27 5 Возврат кредита поставщиков(табл.21) 64,9 64,9 64,9 64,9 0,0 0,0 0,0 0,0 259,4 6
Проценты за
кредит поставщиков 23 18 12 6 58,4 7
Налог на при-
быль (табл.27) 106 108 110 110 110 150 693 8
Дивиденды
(расчет 19) 27,2 27,2 27,2 27,2 27,2 27,2 27,2 27,2 217,3 В
Сальдо денеж-
ной наличнос-
ти за год, (+,-) 81 -45 87 239 267 259 379 399 399 359
2424 Г
Денежная на-
личность на-
растающим
итогом, (+,-) 81 35 122 362 629 888 1267 1666 2064
2424
Сальдо денежнойналичности на «расчетном счете» в каждом году реализации проектаимеет положительный результат, что свидетельствует об обеспеченностиинвестиционного проекта финансовыми ресурсами на весь период его осуществления.
Чистый денежный поток влюбом году реализации проекта определяется как разность между величиной притокаденежных средств и величиной их оттока. В составе притока средств учитываютсярезультаты осуществления проекта (общий доход), а отток средств отражает всезатраты инвестора, необходимые для достижения этих результатов (собственные инвестиционныерасходы, операционные и финансовые издержки, возврат кредита, налоговыеплатежи).
Чистые денежные потокирассчитываются для последующего определения чистой текущей стоимости инвестицийи построения финансового графика осуществления проекта.
Расчет 25.В табл.29 приводится расчет чистых денежных потоков.
Таблица 29
Чистыеденежные потоки, тыс.д.е.

п/п Показа-тели Значения показателей по годам инвестиционного периода Всего
Строи-
тельство Освоение Полная мощность 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 А
Приток (поступление ) на-
личностей, (+) 934 1274 1699 1699 1699 1699 1699 1863 12564 1 Доход от про- даж (табл.26) 934 1274 1699 1699 1699 1699 1699 1699 12399 2 Ликвидационная стоимость 165 165 Б
Отток (выпла-
ты) наличнос-
тей, (-) 346 107 837 1022 1419 1364 1292 1273 1273 1312 7851 1
Активы, созданные за счет всех источни-
ков за минусом
заемных (табл.20) 346 107 453 2
Операционные
издержки
(табл.24) 749 933 1163 1163 1163 1163 1163 1163 8658 3
Финанс-вые
издержки
(табл.21, 22) 23 25 19 9 76 4 Налог на прибыль (табл.27) 106 108 110 110 110 150 693 5 Возврат кредитов (табл.21,22) 64,9 64,9 103,9 84,4 19,5 337 6 Текущие пассивы (табл.20) 28 28 В
Чистый денежный поток за
год, (+,-) -346 -107 97 252 280 334 406 426 426 551
2319 Г
То же нараста-
ющим итогом,
(+,-) -346 -453 -356 -104 176 510 916 1342 1768
2319 /> 

2.6 Оценка экономической эффективности инвестиционногопроекта
Для определенияэкономической целесообразности помещения капитала в инвестиционный проектиспользуются 2 группы методов:
· простые(статистические) методы;
· методы,основанные на дисконтировании (динамические).
В первом случае дляоценки эффективности инвестиций рассчитываются показатели рентабельностиинвестиций и срок окупаемости проекта..
Рентабельность всехинвестиций (или акционерного капитала) носит название простой нормы прибыли иопределяется при помощи следующих расчетов:
· для всехинвестиций:
РК = (ПЧ / К)*100%,(4)
где РК –рентабельность всего капитала, %;
ПЧ –среднегодовая сумма чистой прибыли, тыс.д.е.;
К – общая сумма инвестиций,тыс.д.е.;
· для акционерногокапитала :
РАК =(ПЧ / КА)*100%,(5)
где РАК –рентабельность акционерного капитала, %;
КА — величина акционерного капитала, тыс.д.е.
Экономическаяинтерпретация и анализ простой нормы прибыли состоит в оценке достаточностиежегодного возмещения инвестиционных затрат за счет чистой прибыли. Чтобысделать вывод о целесообразности проведения дальнейших расчетов по оценкепроекта, необходимо сопоставить расчетное значение простой нормы прибыли сминимальным или средним уровнем доходности. Кроме того, величина рентабельностиакционерного капитала служит основанием для планирования и подсчета для размерадивидендов.
Срок окупаемости проекта(ТОК), характеризующий продолжительность периода, в течение которогопроект будет работать «на себя», можно определить как величину, обратнуюпоказателю рентабельности, рассчитанному по выражению (4). Однако, учитывая,что возврат первоначально авансированного капитала осуществляется как за счетчистой прибыли предприятия, так и за счет амортизационных отчислений, срококупаемости проекта более точно можно рассчитать методом полного возмещениязатрат. В этом случае год, в котором сумма чистой прибыли и амортизации,рассчитанная нарастающим итогом, становится равной общим инвестициям илипревышает их размер, и будет годом окупаемости проекта.
Расчет 26. Для определения простой нормы прибылирассчитаем среднегодовую сумму чистой прибыли предприятия (каксреднеарифметическую величину). При сроке реализации проекта 10 лет и величинечистой прибыли за весь период в сумме 2520 тыс.д.е. (табл.27) среднегодовойразмер чистой прибыли составит:
ПЧ = 2520/10 =252 тыс.д.е.
По данным табл. 20величина всех инвестиций составляет 818 тыс.д.е., в т.ч. акционерный капитал – 453тыс.д.е.
Рассчитаем показателирентабельности:
· для всегокапитала:
РК = (252/818)*100%=30,8%;
· для акционерногокапитала:
РАК =(252/453)*100%=55,7%.
Срок окупаемости проектапри укрупненном расчете составит 3,2 года. Более точный расчет срокаокупаемости показан в табл.30.
Из табл.30 видно, что на 5-мгоду реализации проекта кумулятивная сумма чистой прибыли и амортизации превысилаобщий размер инвестиций. При несложном дальнейшем расчете более точногозначения срока окупаемости получим величину этого показателя равной ТОК= 4,7 года.
Для окончательногопринятия решения об эффективности инвестиционного проекта рекомендуется использоватьдинамические методы оценки, основанных на дисконтировании стоимостныхпоказателей с учетом фактора времени.
Дело в том, что напротяжении строительства промышленного объекта, т.е. с момента началаавансирования и до полного освоения производственной мощности, инвестиции вздания, сооружения и оборудование не дают полной или частичной отдачи. Однакоони могли быть использованы как депозитные вклады или привлечены в другие сферыэкономики, где им обеспечена ежегодная отдача в размере установленной процентнойставки на капитал.
Поэтому для болееобъективной оценки эффективности инвестиционного проекта все основныепараметры, связанные с его осуществлением (как затраты, так и доходы), должныбыть пересчитаны с учетом снижения ценности денежных ресурсов во времени.
Учет в расчетах разноценности денег сегодняшних и завтрашних или учет фактора времени достигаетсяметодом дисконтирования финансовых ресурсов, т.е. приведения их к ценности вначальном периоде. Достигается это путем умножения стоимостных показателей t-гогода на коэффициент дисконтирования, который рассчитывается по выражению:
qt =1/ (1+r) t/>, (6)
где qt-коэффициент дисконтирования (приведения);
r – норма или ставкадисконтирования (норма дисконта);
t – порядковый номергода, притоки и оттоки которого приводятся к начальному году, т.е. дисконтируются.
r = i / 100, (7)
где i – величинадепозитного процента (ставка рефинансирования,
устанавливаемаяЦентральным банком РФ; годовая ставка
коммерческогокредита).
Ставку дисконтирования(r) иначе называют ставкой сравнения, т.к. ее можно применять для выборанаиболее эффективного варианта использования финансовых средств (дляинвестирования нового строительства, помещение на банковский депозит, напокупку ценных бумаг и т.п.).
На практике выборвеличины ставки дисконтирования является весьма важным для всех участниковпроекта. Значение нормы дисконта определяется с учетом структуры используемогокапитала, действующего депозитного процента по вкладам, уровня инфляции,степени риска, налоговой системы и других факторов.
В данной работе величинудепозитного процента примем условно в размере 10% годовых.
Для экономическогообоснования инвестиционного проекта с учетом фактора времени используютсяследующие показатели эффективности:
· чистая текущаястоимость инвестиций;
· индексдоходности;
· внутренняя нормадоходности;
· срок окупаемостиинвестиций;
· точкабезубыточности.
/>/> 

2.6.1 Чистаятекущая стоимость инвестиций
Одним из основныхкритериев эффективности проекта является чистая текущая стоимость инвестиций(ЧТС). Этот показатель называют также чистым дисконтированным доходом иличистой приведенной стоимостью, а в отечественной литературе – интегральнымэкономическим эффектом.
Чистая текущая стоимость– это сумма текущих эффектов от осуществления инвестицийза весьрасчетный период, приведенная к году начала авансирования. Таким образом,величина ЧТС определяется умножением чистого денежного потока на коэффициентдисконтирования qt.
Внимательнопроанализировав состав притока и оттока денежных средств при расчете чистогоденежного потока (табл.29), можно сделать заключение о том, что ЧТС формируетсяза счет прибыли от операции и амортизационных отчислений за вычетоминвестиционных издержек, выплат процентов за предоставленные кредиты иналоговых платежей. Другими словами, чистый дисконтированный доход – это тесобственные средства инвестора, которые в последующем можно авансировать прямымназначением (амортизационные отчисления) либо путем реинвестирования (например,нераспределенной прибыли или невыплаченных дивидендов) на замену устаревшегооборудования, внедрение достижений НТП и т.д, т.е. использовать эти средствадля целей дальнейшего развития предприятия.
Инвестиционный проектсчитается экономически целесообразным, если величина ЧТС положительна. Причем,чем больше значение ЧТС, тем эффективнее проект. Отрицательный результатсвидетельствует об убыточности проекта, т.е. его неспособности возместитьинвестиционные и финансовые издержки, не говоря уже о выплате дивидендов.
Методику расчета величиныЧТС, изложенную выше (на основе дисконтирования чистого денежного потока) можнопроиллюстрировать несколько иначе (при помощи табл.32). Это вызванонеобходимостью использования результатов табл.32 в последующем расчете индексадоходности. В данном случае речь идет об исчислении ЧТС как разности междусуммой приведенных эффектов и приведенной величиной инвестиционных затрат. Приэтом из состава оттока денежных средств (для расчета эффектов) инвестицииследует исключить.
Расчет 27.Ставка дисконтирования для рассматриваемого проектапринимается в размере rпр = 0,1 (при годовой ставке банковскогокредита i=10%).
В табл.31 приводитсярасчет ЧТС на основе дисконтирования чистого денежного потока, а в табл.32 –модифицированным методом.
По результатамвыполненных расчетов чистая текущая стоимость инвестиций получилась равной ЧТС= 1005 тыс.д.е.
Наибольшее отрицательноезначение кумулятивной ЧТС составило 403 тыс.д.е. Этот показатель, называемыймаксимальным денежным оттоком, отражает необходимые размеры финансированияпроекта и должен быть увязан с источниками их покрытия.
/>/> 
2.6.2 Индексдоходности
Индекс доходностиинвестиций или коэффициент рентабельности проекта с учетом фактора временивыступает, как и ЧТС инвестиций, в качестве одного из критериев эффективностипроекта. Индекс доходности определяется как отношение суммы приведенныхэффектов к суммарным дисконтированным инвестициям.
ИД = Эдис/ Кдис, (8)
где ИД — индексдоходности или прибыльности проекта, д.е./д.е.;
Эдис –суммарный дисконтированный эффект, тыс.д.е.;
Кдис – общаясумма приведенных капитальных вложений, тыс.д.е.
Индекс доходностистроится из тех же элементов, что и ЧТС, и его значение связано с величинойЧТС: если ЧТС>0, то ИД>1 и наоборот. Инвестиционный проект признаетсяэффективным, если ИД>1, в противном случае проект считается убыточным.
Расчет 28. Индекс доходности или коэффициентрентабельности инвестиций рассчитывается по данным табл.32:
ИД = 1622/618= 2,63д.е./д.е.
Таким образом, величиначистого приведенного эффекта, получаемая инвестором с каждой д.е.авансированных капитальных вложений, составила 2,63 д.е.
/>/> 
2.6.3 Внутренняянорма доходности
Внутренняя нормадоходности (ВНД) или внутренний коэффициент эффективности инвестицийпредставляет собой ту норму дисконта, при которой величина приведенных эффектовравна приведенным инвестициям (или сумма дисконтированных притоков равна суммедисконтированных оттоков). Таким образом, расчет ВНД предполагает определениетой максимальной ставки платы за привлекаемый капитал, при которой проектостается безубыточным, т.е. ЧТС=0.
Для определенияэффективности инвестиционного проекта при помощи ЧТС расчет последнейосуществляется при заранее заданной норме дисконта. Тогда как ВНД проектаопределяется в процессе расчета, а затем сравнивается с требуемой инвесторомнормой дохода на вкладываемый капитал. И если по результатам расчетов проектнаяставка дисконта окажется ниже уровня ВНД, то проект считается эффективным и егоинвестирование оправдано.
Внутренняя нормадоходности находится итеративным способом, т.е. путем последовательного расчетаЧТС при различных значениях параметра „r“. При этом та величина нормыдисконта, при которой ЧТС становится равной нулю, и будет соответствоватьзначение ВНД.
Расчет 29. В табл.33 выполним расчет ЧТС дляследующих значений нормы дисконтирования: r1=0,4 (i=40%) и r2=0,45(i=45%).
Расчеты показали, что принорме дисконта r1=0,4 результат получился положительным (ЧТС= +2,88),а при r2=0,45 – отрицательным (ЧТС= -40,49). Следовательно, значениеВНД должно находиться внутри заданного интервала, т.е. 40%
В табл.34 выполним расчетЧТС при r3=0,40287 (i=40,287%).
Таким образом, порезультатам выполненных расчетов ВНД=0,40287, т.е. максимальная ставка запривлекаемый капитал, при которой инвестиционный проект будет безубыточным,составляет i =40,287%./> 
2.6.4 Срок окупаемости инвестиций с учетом фактора времени
Как уже отмечалось,оценку инвестиционного проекта, в т.ч. и расчета срока его окупаемости, можновыполнить при помощи статистических и динамических методов, вследствие чегополучают 2 нетождественных результата. Более объективным признается результат,когда срок окупаемости рассчитывается с учетом фактора времени.
Срок окупаемости – этотот период, начиная с которого первоначальные вложения и другие затраты, связанныес реализацией проекта, покрываются суммарными результатами, полученными при егоосуществлении. Другими словами, это тот срок с начала реализации проекта, когдасумма приведенных притоков становится равной сумме приведенных оттоков. Впоследующем временном интервале кумулятивная (накопленная) величина чистыхденежных поступлений начинает превышать общие инвестиционные издержки, аинтегральный экономический эффект становится и остается в дальнейшемнеотрицательным.
Инвестиционный проектпризнается менее рискованным в случае, когда период возврата капитальныхвложений наступает быстрее. Если интегральный эффект (или положительныйрезультат ЧТС) за весь период осуществления проекта так и не появился, значитсрок его окупаемости превышает установленный жизненный цикл инвестиционногопроекта.
Срок окупаемостикапитальных вложений можно определить по результатам табл.31 или табл.32, либоустановить по графику развития инвестиционного проекта (раздел 2.6.6, рис.2).
Расчет 30.По данным табл.31 (или табл.32) видно, что на конец 4-гогода реализации проекта кумулятивная ЧТС имела отрицательный результат (-158),а на конец 5-го года – положительный (+16). Это означает, что срок окупаемостипроекта наступает на 5-м году его осуществления./> 
2.6.5 Точка (норма) безубыточности
Классификация затрат,связанных с производством и реализацией продукции на условно-переменные(производственные) и условно-постоянные (периодические) позволяет определитьтак называемую точку безубыточности продукции, т.е. тот объем выпускапродукции, при котором ее производство становится безубыточным.
Безубыточностьпроизводства продукции наступает тогда, когда удельный размер постоянныхиздержек на единицу продукции будет равен разнице между оптовой ценой продукциии величиной переменных издержек на единицу продукции. Таким образом, точкабезубыточности представляет собой тот минимальный (критический) объемпроизводства продукции, при котором доход от продажи соответствуетсебестоимости продукции и в результате прибыль от ее реализации становитсяравной нулю.
Точка безубыточностиустанавливается расчетным путем или графически.
Расчетным методом точкубезубыточности можно определить по выражению
Qкр=Спост/(Ц – Спер/Q),(9)

где Qкр –критический объем производства продукции (точка безубыточности), тыс.изд.;
Q – годовой объемпроизводства продукции при работе на полную мощность, тыс.изд.;
Спост –условно-постоянные издержки в составе полной себестоимости продукции (накладныепериодические расходы, коммерческие затраты и амортизационные отчисления),тыс.д.е.
Спер — условно-переменные издержки в составе полной себестоимости продукции(производственные расходы), тыс.д.е.
Ц – оптовая ценапродукции, д.е.
График для определенияточки безубыточности строится следующим образом: по оси абсцисс откладываютсягодовые объемы производства продукции в натуральном выражении (Q), по осиординат – годовая выручка от реализации продукции (ВР) и полная себестоимость(С). В принятой системе координат строятся зависимости ВР = f (Q) и С = f (Q).
Тот объем производствапродукции, который будет соответствовать точке пересечения зависимостей, исоставит критический объем производства, т.е. определит точку безубыточности.
Расчет 31. Для определения точки безубыточностирасчетным методом воспользуемся данными табл.24. При работе на полную мощность(Q=90 тыс.изд.) условно-постоянные расходы в составе себестоимости продукциисоставляют:
Спост = 219+24+77=320тыс.д.е.
условно-переменные:
Спер = 564+190+166=920тыс.д.е.,
а на единицу продукции:
920/90=10,23 д.е.
По данным расчета 22 ценапродажи продукции (без косвенных налогов) равна 19 д.е.
Тогда критический объемпроизводства продукции составит:
Q = 320/(19-10,23) = 37тыс. изд.
Определение точки безубыточностиграфическим способом показано на рис.1.
Рис.1. Графикрасчета точки безубыточности
/>

/>/>Заключение
В последнем разделекурсовой работы представляется финансовый профиль проекта и его основные технико-экономическиепоказатели, а также делается вывод о практической целесообразности реализациипроекта.
Финансовый профиль проектапозволяет наглядно проиллюстрировать процесс его осуществления. При помощиграфика развития проекта можно проследить динамику накопления чистого доходапредприятия и установить срок окупаемости инвестиций. При этом нагляднуюграфическую интерпретацию получают такие показатели, как интегральныйэкономический эффект (ЧТС) и максимальный денежный отток.
Технико-экономическиепоказатели проекта принимаются по результатам выполненных ранее расчетов.
Для подтвержденияэкономической целесообразности инвестирования проекта можно в целях сравненияопределить доход инвестора от вложения своих средств в банковский депозит завремя Т по формуле:
ДТ = (Куч*i /100)*/>
 
где ДТ – доходот вложения средств инвестора в банковский депозит под „i“ процентовгодовых, тыс.д.е..;
Куч –учредительский капитал (собственные вложения инвестора в проект), тыс.д.е..;
qt –коэффициент приведения;
Т – срок осуществленияпроекта, лет.
Расчет 32. Финансовый профиль проекта показанна рис.2, а основные технико-экономические показатели приведены в табл.35.
По формуле 10 определимдоход инвестора в случае помещения своих средств в банковский депозит на 10лет:
ДТ = (346*10/100)*6,14= 212 тыс.д.е.
Таким образом, позначениям интегрального экономического эффекта и индекса доходностиинвестиционный проект является прибыльным (ЧТС>0, ИД>1). Причем величиначистого дисконтированного дохода от осуществления проекта более чем в 4,5 разапревышает депозитный доход (1005:212), что подтверждает экономическуюцелесообразность вложения средств в осуществление проекта.
С учетом дисконтированиясрок окупаемости инвестиций наступит на 5-м году реализации проекта.
Полученные достаточновысокие показатели эффективности инвестиционного проекта еще не свидетельствуюто практической его реализации, т.к. основным условием реальной осуществимостипроекта является положительное сальдо денежной наличности на любом шагерасчета.
По данным табл.28кассовое сальдо в каждом году реализации проекта имеет положительный результат,что свидетельствует о финансовой обеспеченности проекта на весь период егоосуществления и окончательно подтверждает реальность инвестиционного проекта ипрактическую возможность его реализации в предложенном виде.

/>Списоклитературы
1. Воронов К.И Оценка экономической состоятельностиинвестиционных проектов//Финансовая газета. 1993. № 49-54, 1994. № 1-7.
2. Зайцев Н.Л.Экономика промышленного предприятия: Учебник. М.:ИНФРА-М,.1998, 336 с.
3. Методические рекомендации по оценке эффективностиинвестиционных проектов и их отбору для финансирования. М.:Информэлектро,1994,80 с.
4. Рогинский Ф.Н. Экономическая эффективность капитальныхвложений в лесном комплексе: Методическая разработка для студентовспециальности 06.08.06. Екатеринбург,1985. 22 с.
5. Технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта.Учебное пособие по дисциплине „Экономика предприятия ипредпринимательства“/Л.В. Дистергефт, А.Д. Выварец. Екатеринбург:Издательство УГТУ, 1997, 55 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.