Реферат по предмету "Экономика"


Теории занятости. Регулирование рынка труда в США и Японии

Федеральное агентство пообразованию
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального
образования «Кемеровскийгосударственный университет»
Беловский институт(филиал)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
«РЫНОК ТРУДА»
Теории занятости.Регулирование рынка труда в США и Японии
Выполнила: студентка
ФК-083 Ага Л.О.
Научный руководитель:
Минигулова Г.С.
БЕЛОВО 2009

Содержание
 
1 Классическая и неоклассическая теории занятости(сравнительная характеристика)
2 Специфика регулирования рынка труда в США
3 Специфика регулированиярынка труда в Японии
Список литературы

1 Классическая инеоклассическая теории занятости (сравнительная характеристика)
 
Вопросы занятости и безработицы были предметом внимания многихвиднейших представителей экономической науки и различных научных школ, начинаяс классиков.
Адам Смит (1723—1790) — выдающийся английский экономист — по правусчитается создателем классической школы экономической теории, отцомполитический экономии, как науки.
Он был весьма популярен во многих странах. Его известность распространяласьи на Россию. Еще А.С.Пушкин, представляя Евгения Онегина, писал, что он «бранилГомера, Феокрита; зато читал Адама Смита и был глубокий эконом...».
А.Смит представлял экономику как систему, в которой действуютобъективные законы, подобно законам природы, которые определяют развитиеобщества и поддаются человеческому познанию. В своей работе «Исследование оприроде и причинах богатства народов» (1776) он показал возможности и путиувеличения национального продукта, принципы равновесия спроса и предложения.Его огромная роль в науке состоит в том, что он создал основы трудовой теориистоимости, поставив труд в центр экономики и своих исследований. Им разработаныважные положения о товарном производстве и рынке, о движущих силах развития, озаработной плате, прибыли и земельной ренте, о рыночном саморегулировании, оминимальном вмешательстве государства в экономику.
А.Смит утверждал, что деятельность людей, их устремленияопределяются их собственными интересами, личной выгодой; считал, что человекдостигнет своей цели, если сумеет показать, что в его собственных интересахсделать для людей то, что он требует от них. Именно таким путем люди получаютнеобходимую долю потребительских благ. Главная его идея состоит в том, что вусловиях рынка и свободной конкуренции личный интерес, «невидимая рука»,обеспечивает равновесие и совершенство в обществе, достижение индивидуального ивсеобщего блага. Никакой человек в отдельности, писал А.Смит, не намереваетсяспособствовать интересам общества… А.Смит имеет в виду лишь собственнуювыгоду, и в этом, как и во многом другом, «невидимая рука», ведет его крезультату, который ни в коей мере не входил в его намерения.
Рыночные силы, по мнению А.Смита, обеспечивают как покупателям,так и продавцам стимул к экономически эффективным действиям. Свободнаяконкуренция, рынок — главные регуляторы экономики. Ничего не надо планировать.Рынок ответит на все вопросы. Применительно к занятости это означает, что спроси предложение на рынке труда сбалансированы, и полная занятость обеспечена. Изэтого делается вывод о вредных последствиях вмешательства государства в сферусвободной конкуренции. Пусть все идет как идет (laisser faire) считал А.Смит, ипоказал ряд ярких примеров отрицательного воздействия государственноговмешательства на экономику.
Один из главных и очень важных выводов учения А.Смита — разработкатрудовой теории стоимости и применение ее к анализу рыночного хозяйства,обоснование того, что источником всякого богатства является труд и что онсоздает стоимость, определяющую не только заработную плату, но также прибыль иренту. В названной выше работе он писал: «Труд определяет стоимость не толькотой части цены, которая приходится на заработную плату, но и тех частей,которые приходятся на ренту и прибыль».
Были у А.Смита и весьма спорные положения, которые отмечалисьучеными. Так, он считал, что стоимость общественного продукта равняется суммедоходов — заработной платы, прибыли и ренты. Здесь происходит отождествлениестоимости годового продукта со вновь созданной за год стоимостью, исчезаетпостоянный капитал.
А.Смит утверждал, что богатство увеличивается бережливостью, чтокаждый экономный человек является благодетелем общества и что увеличениебогатства зависит от превышения производства над потреблением. Впоследствииэкономисты доказывали, что чрезмерное сбережение обедняет общество, выбрасываетрабочих на улицу, сокращает заработную плату, сеет уныние и подавленность вделовом мире.
Интересны соображения и позиция А.Смита относительно заработнойплаты. Он не рассматривал непосредственно ее связь с занятостью, но утверждал,что заработная плата изменяется в зависимости от легкости или трудности труда,его чистоты или неопрятности, почетности самого занятия или его унизительности.
Давид Рикардо (1772—1823) — второй крупнейший представительклассической школы, был признанным главой английских экономистов своеговремени. Его основной труд «Начала политической экономии и налоговогообложения» вышел в свет в 1817 г. В нем он продолжил разработку основныхположений А.Смита, преодолев целый ряд недостатков его учения. Давид Рикардотвердо стоял на позиции трудовой теории стоимости, считал закон трудовойстоимости самым общим регулирующим принципом рыночного хозяйства, утверждал,что меновая стоимость товаров пропорциональна труду, затраченному на егопроизводство. Широко распространенное мнение о том, что цена товара зависиттолько от спроса и предложения считал причиной многих ошибок в науке ипрактике.
По вопросам денежного обращения высказывался противнеобоснованного, бесконтрольного увеличения денег в обращении, ведущего к ростуцен и обогащению одних членов общества за счет других. Он обосновал обратнопропорциональную зависимость между заработной платой работников и прибыльюпредпринимателей; полагал главной задачей политической экономии исследованиезаконов распределения национального продукта между основными слоями общества вформе заработной платы, прибыли и ренты.
Д.Рикардо был сторонником всемерного ограничения вмешательствагосударства в экономику, свободы торговли, считал систему рыночного капитализмасамой рациональной системой хозяйствования. Придавая большое значение нормеприбыли, как стимулу роста производства, он обосновал тенденцию нормы прибыли кпонижению и обусловленное ею недонакопление, влияющее на развитие производстваи занятость.
Таким образом, классики полагали, что рыночная система способнаобеспечить полное использование ресурсов, в том числе и ресурсов рабочей силы. Ониутверждали, что полная занятость является нормой рыночной экономики, а наилучшейэкономической политикой — политика невмешательства государства в экономическуюжизнь.
Свой вклад в теорию рынка и занятости внес французский ученый ЖанБатист Сэй (1767—1832), который считал себя последователем и популяризаторомидей А.Смита. Однако Сэй не разделял теорию стоимости и стал одним изродоначальников теории полезности. Его главные работы «Трактат политическойэкономии» (1803) и «Курс политической экономии» (1828—1830) в шести томах. Воснове его теории лежат три фактора производства — труд, капитал и земля,которым соответствуют и три источника дохода — заработная плата, прибыль ирента. И каждый участник получает соответственно свою долю. Сэя нельзя отнестик классикам. Он скорее родоначальник нового направления в политическойэкономии. Сэй сформулировал так называемый закон рынка, по которому обменпродукта на продукт якобы автоматически ведет к равновесию между куплей ипродажей. По этому закону увеличение предложения товаров на определенную суммуведет к увеличению спроса на такую же сумму, так как спрос и предложениетоваров не могут не совпадать. В целом ряде вопросов позиции Сэя совпадали склассиками. Они придавали рынку главную роль в развитии экономики, считали, чтов экономике не может быть ни перепроизводства, ни дефицита, ни безработицы, нинехватки рабочей силы, что рыночное регулирование обеспечивает полнуюзанятость. Подтверждение этому они видели в том, что спрос на рынке всегдаравен предложению, а получатели дохода полностью его расходуют.
Однако здесь возникает первый вопрос и первая проблема. Гдегарантия того, что получатели дохода полностью используют (израсходуют) его нарынке, а не направят часть на сбережения? Это вызовет недостаточностьпотребления. В результате — непроданные товары, сокращение производства,безработица. Однако эту проблему классики считали преодолимой путем измененияставки процента. Стремление к сбережениям тем сильнее и их величина тем больше,чем выше ставка процента. Но сбережениям, считали они, противостоят инвестиции,которые будут расти, если процентная ставка будет снижаться.
Экономисты-классики дополнительно обосновывали свой вывод о том,что полная занятость является нормой для рыночного хозяйства, еще однимаргументом — эластичностью соотношения цен и заработной платы.
Объем продукции, которую можно реализовать, зависит не только отуровня общих расходов, но и от уровня цен. Если расходы составили 1000 долл., ацена — 10, то можно реализовать 100 изделий, если же расходы сократились до 800долл., то 100 изделий можно реализовать только по цене 8 долл. Поэтомусбережения, уменьшая сумму расходов на покупки, не только уменьшают объемпроизводства и занятость, но и приводят к снижению цен. Последнее требуетснижения издержек производства, в том числе и по заработной плате.Предприниматели будут снижать ставки оплаты. Конкуренция со стороны безработныхзаставляет их с этим соглашаться. Этому способствует и снижение цен на другиетовары.
Так экономисты-классики пришли к выводу, что вынужденнаябезработица невозможна. Такие рычаги рыночного регулирования, как ставкапроцента и эластичность соотношения цен и зарплаты способны поддерживать полнуюзанятость. Помощь государства при этом не только излишня, но и вредна.
В конце XIX столетия последователи классиков, развивая ихвзгляды, сформировали неоклассическое направление экономической теории. Егооснователем был Альфред Маршалл (1842—1924) — профессор Кембриджскогоуниверситета. Его новые теоретические положения о рыночной цене,предпринимательстве, потребительском поведении и другие используются до сих пор.
В его главной работе «Принципы экономической науки» (1890)представлены идеи плавного бескризисного развития рыночной экономики. Этаработа на протяжении многих лет была основным учебником экономической теории вомногих странах.
Маршалл считал, что для обеспечения занятости важное значениеимеет регулирование спроса и предложения. При этом он полагал, что конечнымрегулятором всего спроса является потребительский спрос и что это регулированиеосуществляется рынком автоматически. По его образному выражению, «когда спрос ипредложение оказываются в положении устойчивого равновесия, то в случае, есличто-нибудь сдвинет объем производства с его равновесного состояния, немедленноначнут действовать силы, толкающие его к возврату в прежнее положение, точно также, как если подвешенный на веревке камень сместить с его равновесногосостояния, он немедленно устремится назад, в свое равновесное положение».
А. Маршалл, как и другие представители неоклассической теории,полагал, что высокая заработная плата неизбежно уменьшает занятость иувеличивает безработицу. Для обоснования этого он использовал «теориюпредельной производительности».
Во время появления его работы уровень безработицы был еще невелики непостоянная занятость не была столь острой проблемой. «Непостоянствозанятости, — писал Маршалл, — большое зло и по справедливости привлекаетвнимание общества. Однако, по совокупности причин, оно кажется большим, чеместь в действительности… Нет достаточных оснований полагать, чтонепостоянство занятости в целом растет». Считая рыночную экономикусаморегулирующейся, он не видел необходимости в государственном регулированиизанятости.
Последователем и учеником Маршалла был Артур Пигу (1877—1955). Егоосновная работа по занятости «Теория безработицы» вышла в 1933 г. В нейнаиболее полно были изложены основные положения классической теории занятости.Пигу полагал, что причиной безработицы является высокий уровень заработнойплаты, а ее сокращение увеличивает занятость, так как уменьшает издержкипроизводства и создает возможность нанять дополнительно рабочих. Уменьшениеиздержек производства ведет, по его мнению, к общему снижению товарных цен и кувеличению покупательной способности групп населения, живущих не на заработнуюплату, что создает дополнительный спрос, стимулирующий расширение производстваи занятости. Другим фактором, определяющим объем занятости, служит, по Пигу,функция реального спроса на труд. В итоге он приходит к следующему заключению:«При наличии совершенно свободной конкуренции среди наемных работников и при наличиисовершенного мобильного труда характер связи (между ставками реальнойзаработной платы, на которых настаивают работники, и функцией спроса на труд)будет очень простым. Постоянно будет действовать сильная тенденция кустановлению такого соотношения между ставками заработной платы и спросом,чтобы все были заняты».
Пигу был приверженцем «теории добровольной безработицы», согласнокоторой рабочие сами добровольно обрекают себя на безработицу, не соглашаясьработать за «нормальную» заработную плату, складывающуюся на рынке в результатеспроса и предложения.
2 Специфика регулирования рынка труда в США
Рынок труда в Соединенных Штатах Америки, как и в других развитыx странах, являетсяважнейшей составляющей рыночной системы, которая позволяет эффективноиспользовать трудовой потенциал страны при высоком уровне оплаты рабочей силы.За последние десятилетия американский рынок труда претерпел существенную эволюцию.Одна из новых тенденций, проявившаяся в 90-е годы — деление единого рынкарабочей силы на несколько практически не конкурирующих между собой сегментов. Вчастности, существуют два не зависимых друг от друга рынка рабочей силы,основанных на профессионально-квалификационном делении занятых: специалисты свысшим образованием, управляющие, высококвалифицированные рабочие, а также техники,административно-вспомогательный персонал и работники обслуживания,неквалифицированные рабочие, низшие категории служащих.
На функционирование рынка труда влияет и снижение степени охватаработников профсоюзным движением. Только за 80-90-е годы она заметносократилась — с 20,1% в 1983 г. до 14,5% в 1997 г. Это делает рынок болеемобильным вследствие уменьшения влияния профсоюзов на процесс заключенияколлективных договоров и установление размеров заработной платы.
Говоря о позитивных сдвигах на американском рынке труда, нельзя неотметить, что к началу XXI века безработица в США опустилась па рекорднонизкий уровень за последние 30 лет и составила 4,9%. Вместе с тем безработицапродолжает оставаться серьезной социально-экономической проблемой страны,особенно для представителей национальных меньшинств и малоквалифицированныхрабочих.
Однако по мере изменений в структуре рабочей силы меняется и составбезработных — все более значительной становится в нем доля работниковпреимущественно нефизического труда (более 45%) и работников отраслей сферынематериального производства и услуг (более 55%).
Что касается других структурных срезов американской безработицы,то, в первую очередь, можно констатировать непропорционально высокий удельныйвес молодежи (16-24 года) в составе безработных (36% в l997 г.) относительно еедоли в составе рабочей силы (15,7%). Уровень безработицы среди представителейрасовых и этнических меньшинств почти в два раза выше, чем среди белых американцев.Во многом неравноправным как по возможностям трудоустройства, так и по уровнюзарплаты остается положение женщин.
Государственное регулирование рынка рабочей силы в США призвано недопустить роста безработицы до уровня, угрожающего серьезными социальнымипотрясениями. Кроме того, оно призвано смягчить последствия множества другихдиспропорций структурного характера. Например, хроническая безработицасопровождается большим количеством незаполненных вакансий, нехваткой целогоряда специалистов, в том числе новейших профессий, порожденных потребностяминаучно-технического прогресса. В этих условиях, особенно на новом этапе НТР,еще одной важной функцией государства в сфере труда становится профессиональнаяподготовка и переподготовка рабочей силы, развитие системы образования.Нехватка квалифицированных кадров или нерациональное их использованиеотражается на экономике, снижает эффективность общественного производства,ухудшает позиции американского капитала на международных рынках.
В настоящее время можно выделить четыре основных направления и государственногорегулирования рынка труда: 1) программы по стимулированию роста занятости иувеличению числа рабочих мест; 2) программы, направленные на подготовку ипереподготовку рабочей силы; 3) программы содействия найму рабочей силы; 4)программы по социальному страхованию безработицы.
В рамках этих программ в США были созданы сотни рабочих мест,прежде всего, в государственном секторе экономики. А в настоящее времяамериканское правительство делает главный упор на создание рабочих мест не вгосударственном секторе, а в частном — с помощью различного рода мер косвенногорегулирования (налоговых льгот, государственных субсидий и т.д.).
Все более важное значение приобретает государственное содействие найму.Так, Служба трудоустройства, имеющая более 2500 местных агентств (бирж труда),занимается регистрацией безработных, поиском вакансий для них, тестированиемпретендентов на работу для определения их квалификации. Характерная особенностьгосударственных агентств содействия найму в последнее десятилетие — оснащениеих современной электронно-вычислительной техникой, что позволяет создавать базыданных как об имеющихся вакансиях, так и о претендентах на работу. И в ряде случаевпроизводится автоматизированный подбор претендентов на вакансии.
Во второй половине 90-х годов в США действовало 100 различных,практически не связанных друг с другом государственных программ в области подготовкии переподготовки кадров под эгидой Министерства труда и образования. В настоящеевремя ведется работа по объединению многих из этих программ и повышению ихэффективности. Ключевая задача и данной области — повсеместное создание такназываемых центров развития карьеры, где нуждающиеся смогут получатьнеобходимую информацию о вакансиях в конкретном регионе и за его пределами, осуществующих программах переподготовки и т.д.
Следует обратить внимание и на влияние на рынок труда в СШАглобализации американской экономики, которая в наибольшей степени из другихстран Запада вовлечена в мировое хозяйство. Глобализация экономики страны дляСША имеет как свои преимущества, так и недостатки.
Основные преимущества: дешевый импорт из третьих стран сдерживаетинфляцию и способствует увеличению доходов и потребительского спроса; идетприток капиталов и квалифицированной рабочей силы (прежде всего ученых иинженеров) из-за рубежа; рост экспорта американских товаров означаетдополнительные рабочие места, часто высокооплачиваемые; вывоз капитала зарубеж, особенно прямых инвестиций, создает благоприятные условия дляфункционирования американских компаний в мировом хозяйстве за счет более низкихиздержек производства.
Однако многие из вышеотмеченных процессов имеют негативный характер.Во-первых, миллионы американцев теряют рабочие места вследствие переводапроизводств за рубеж и увеличения масштабов импорта. Во-вторых, усилениемеждународной конкуренции все чаще приводит к снижению ставок заработной платыкак альтернативы вывоза предприятий за рубеж. В-третьих, поскольку предприятия,открываемые за рубежом, оснащаются самым современным оборудованием, собственноамериканские предприятия могут потерять их конкурентные преимущества — высокоекачество и надежность товаров. В-четвертых, иммигранты в США, особеннонелегальные, и иностранная рабочая сила на американских предприятиях за рубежомнередко используются с нарушением основных трудовых стандартов, принятых МОТ в1998 г. и обязательных для исполнения всеми странами-участницами. Имеются ввиду пять фундаментальных принципов — право на свободу ассоциаций, право назаключение коллективных договоров, ликвидация обязательного или принудительноготруда, ликвидация детского труда, ликвидация дискриминации при найме на работу.Кроме того, в самих США применительно к нелегальным иммигрантам нередконарушается и американское законодательство о минимальном уровне оплаты труда,составляющем в 2000 г. 5,15 долл. в час.
Таким образом, глобализация экономики существенно влияет наамериканский рынок труда и отношения в этой сфере, порождая немало проблем. Кнекоторым из них экономика успешно приспосабливается, другие требуют болееактивной и взвешенной реакции государства.
Перечисленные направления не исчерпывают всей гаммы методоввоздействия на занятость. Немалую роль играет комплекс мер косвенногорегулирования рынка рабочей силы: налоговая, денежно-кредитная иамортизационная политика правительства и т.д. Основой же, определяющей политикуна рынке труда, является законодательство в области социального обеспечения,трудовых отношений, гражданских прав и т.п.
Меры косвенного регулирования рынка рабочей силы одновременноявляются мерами макроэкономического регулирования и влияют на динамикузанятости и безработицы через общую деловую конъюнктуру в стране.
В целом американский опыт функционирования рынка труда показывает,что, основываясь на базисных принципах рыночной экономики, он достаточноэффективно способствует рациональному использованию главного экономическогоресурса страны – его трудового потенциала.
3 Специфика регулирования рынка труда в Японии
Общепризнанным является тот факт, что японская экономика впослевоенные годы добилась выдающихся успехов, главным образом, благодарясвоеобразной системе управления трудом, которая была сориентирована надолговременное закрепление кадров на предприятии, то есть на так называемый«закрытый рынок труда». Всего десятилетие японская система управления трудомсчиталась среди предпринимателей и ученых мира одной из наиболее эффективных ижизнеспособных моделей, которой принадлежит будущее. Она виделась как некий конгломератсредств и методов, в котором гибкость сочеталась с определенной жесткостью, гдемеры централизованного, волевого управления дополнялись рыночными механизмамисаморегулирования,
Однако в последнее время и ей пришлось столкнуться с экономическимитрудностями, вызвавшими рост безработицы (в 2000 г. – 49%). В средне- идолгосрочной перспективе в японской промышленности ожидаются структурныеизменения, обусловленные интернационализацией (глобализацией) экономическойдеятельности и развитием информационных технологий. Это, несомненно, повлияетна ситуацию на рынке труда. В связи с чем в последние годы, исходя из задачструктурной перестройки экономики, Министерство труда Японии разрабатывает ипытается рeализоватьряд комплексных мер, направленных на стабилизацию рынка труда страны, средикоторых:
— руководителям фирм, стремящимся сохранить рабочие места вусловиях циклических колебаний спроса на рабочую силу, выделяются дотации наподдержание занятости;
— учитывая динамизм средних и малых предприятий и опираясь назакон «О содействии совершенствованию управления вопросами занятости на среднихи малых предприятиях в целях обеспечения их трудовыми ресурсами», Министерствотруда Японии принимает участие в организации обучения работников и созданиипривлекательных условий труда на венчурных и других средних и малыхпредприятиях;
— на основе закона «Об обеспечении занятости по видам работ»нанимателям, расширяющим возможности трудоустройства и развитияпрофессиональных способностей трудящихся при перетоке рабочей силы из одних отраслейпромышленности (или предприятий) в другие, организующим конференции и семинары,на которых можно получить информацию, облегчающую перераспределение рабочейсилы, предоставляются субсидии;
вследствие перевода ряда производств за границу и увеличенияимпорта готовых изделий в последние годы в отдельных регионах резко ухудшилосьположение с занятостью населения. Причем высвобождено большое количествоквалифицированных технических специалистов. Из-за перенаселенности Токио,чрезмерного сосредоточения в этом мегаполисе административных и деловыхструктур все больше граждан стало заинтересовано в переезде в города поменьше.Опираясь на закон «О содействии развитию занятости в регионах», министерствоосуществляет меры, способствующие расширению найма и подготовки персонала,отвечающего целям развития отдельных регионов. Большую роль сыграл пересмотруказанного закона в 1997 г.; в новой редакции он сориентирован па поддержкусоздания рабочих мест через содействие открытию новых производств, где мог быпригодиться опыт высвобождаемых высококвалифицированных работников;
— участие государства в регулировании ситуации на рынке рабочей силыпроявилось и в организации государственных бюро по обеспечению занятости (далее- ГБОЗ). Однако ими не исчерпывается перечень посредников в трудоустройстве.Значительную роль играют частные агентства. Изменения в предложении и спросе нарабочую силу сопровождаются совершенствованием деятельности этих структур;
— среди предусмотренных Министерством труда мер — содействие втрудоустройстве выпускников учебных заведений. Организации по обеспечениюзанятости населения проводят профконсультирования выпускников средних школы ипредоставляют им услуги по подысканию работы. Университеты и колледжи такжепомогают своим выпускникам в профессиональной ориентации и трудоустройстве;
— в соответствии с законом «О содействии в трудоустройстве и инойпомощи инвалидам» осуществляются программы по поддержанию и повышению уровнязанятости инвалидов;
— функционирует также система страхования по безработице. Людям,потерявшим работу, выплачиваются пособия. Предпринимаются меры, направленные напредотвращение массовых увольнений, расширение возможностей трудоустройства.
В Японии эффективно функционирует комплекс законодательных актов всфере занятости. Все меры, разрабатываемые на их основе, представляют собойсистему управления вопросами обеспечения занятости населения (СУВОЗ),центральное место в которой занимает закон «О по обеспечению занятостинаселения». Его реализация должна содействовать сбалансированному развитиюнародного хозяйства путем достижения полной занятости населения на основеустановления качественной) количественного баланса между предложением рабочейсилы и спросом 1 нее, создавать трудящимся условия для эффективногоиспользования создавать трудящимся условия для эффективного использования ихспособностей, повышая их экономический и социальный статус. Данный законпредусматривает создание государственной службы занятости, которая совместно сдругими государственными, муниципальными и частными организациями будетобеспечивать людям трудоустройство в соответствии с их способностями иудовлетворять потребности экономики в рабочей силе.
Основными задачами системы управления вопросами обеспечениязанятости в Японии являются:
— сбор и анализ данных о ситуации на рынке труда, получаемых отГБОЗ: информация о занятости и тенденциях в динамике безработицы, о вакансиях иобращениях по поводу трудоустройства; информация, необходимая работодателям дляподбора кадров и управления персоналом;
— организация самообслуживания клиентов, использование имикомпьютеров для получения адресов и номеров телефонов работодателей, сообщившихо вакансиях. Поэтому лицо, занятое поиском работы, может связаться снанимателем, не регистрируясь в ГБОЗ;
оказание профориентационных услуг, организация встреч начальниковотделов кадров предприятий, организация встреч работодателей, предлагающихработу с лицами, занятыми ее поиском;
— трудоустройство руководящего персонала и работников среднегозвена, которым занимаются специальные организации, располагающие банком данныхо квалифицированных специалистах. Они же обеспечивают компетентным персоналомсредние и малые предприятия, а также содействуют трудоустройству пожилых людей;
— организация обучения и переобучения граждан с сохранениемвыплаты пособия по безработице в течение всего периода прохождения таких курсов.При Министерстве труда существует специальная организация, именуемаяКорпорацией, по содействию в трудоустройстве, в ведении которой находятсяцентры повышения квалификации, занимающиеся профессиональной переподготовкой иорганизующие курсы повышения квалификации. Курсы для безработных длятся всреднем около шести месяцев. Основная доля программ обучения, предусмотренныхминистерством, направлена на оказание помощи предприятиям в определенных регионахи отраслях промышленности, где проходит реструктуризация.
Важное место среди мер, осуществляемых СУВОЗ, занимают те, которыенаправлены на улучшение положения в области занятости, увеличения возможностейдля трудоустройства и развитие профессиональных способностей работников.
Увеличению занятости способствует предоставление помощи нанимателям:
— временно увольняющим работников или направляющим их на профессиональнуюподготовку, а также в случае вынужденного сокращения производства, вызванногоколебаниями конъюнктуры, структурными изменениями и другими экономическимипричинами;
— не увольняющим работников, достигших пенсионного возраста;
— готовым принять на работу инвалидов и иных лиц, испытывающихсложности в трудоустройстве;
— предоставляющим пожилым работникам возможность пройтипрофподготовку в государственных учреждениях и в течение периода учебы выплачивающимим заработную плату;
— держащим в штате сезонных работников весь год (для определенныхрегионов);
— предоставляющим женщинам отпуска по уходу за ребенком илинанимающим женщин, уволившихся по причине беременности и др.
Развитию профессиональных способностей работников способствуют:
— частичное возмещение нанимателям расходов на проведениепрофподготовки и организация госструктур, занятых профподготовкой;
— проведение профподготовки и переобучения тех безработных,которые стремятся повысить свою конкурентоспособность на рынке труда;
— дотирование нанимателей, предоставляющих работникам возможностьпостоянно, на протяжении всей трудовой карьеры, переобучаться или иметьоплачиваемый учебный отпуск для самообразования;
— выплата дотаций нанимателям на средних и малых предприятиях,работники которых занимаются на государственных курсах подготовки;
— организация профессионального тестирования, международногообмена специалистами в области профподготовки.
Расходы, связанные со страхованием в сфере занятости, покрываютсявзносами, выплачиваемыми работниками и работодателями. В фонды пособий побезработице наниматели и работники платят сумму, составляющую 1,1% ФЗП (вравных долях). Сумма, соответствующая 0,35% ФЗП (в строительстве — 0,45%),вносится нанимателями и поступает в фонды, из которых оплачиваются расходы наосуществление мер по обеспечению занятости населения.
Размер пособия по безработице определяется, в основном, исходя изуровня заработной платы, которую безработный получал перед потерей работы.Устанавливается его минимальная и максимальная величина. Продолжительностьвыплаты пособий зависит от возраста, стажа работы за прошедший периодстрахования и т.д. Практикуется продление срока выплаты пособий дляопределенных категорий лиц, в частности, безработных инвалидов.
Своеобразной является организация работы по регулированию рынкатруда в территориальных образованиях Японии. В каждой префектуре функционируютотделы труда, в которых, как правило, имеются два сектора: обеспечениязанятости и страхования в области занятости. По закону «Об обеспечениизанятости» губернаторы префектур уполномочены осуществлять руководство и надзорза деятельностью своих подчиненных, ответственных за решение вопросов труда, идиректоров ГБОЗ.
Подготовка служащих бюро осуществляется обычно на рабочем месте. Акурсы бучения вне работы чаще всего длятся недолго и служат дополнением кобучению в процессе работы. Один из важных методов обучения на работе —ротация, т.е. переход от выполнения одного вида обязанностей к другому,например, от работы с пособиями к работе по трудоустройству.
Ротация сопровождается стандартизированным набором курсов обучениявне работы, включая начальный курс для всех новых служащих, основной курс — через два года после начала работы и курс повышенного типа — после 10 летработы. Служащим со стажем 15-20 лет предлагаются специальные курсы на выбор.Специальное обучение вне работы предусмотрено также для тех, кто назначен наруководящую должность.

Список литературы
 
1.   ПоваричИ.П. Рынок труда региона: проблемы функционирования и управления / И.П.Поварич, М.Д. Поварич. – Кемерово: ЮНИТИ ЛТД, 2003-412с.
2.   БулановВ.С. Рынок труда / В.С. Буланов, Н.А. Волгин. – М.: Экзамен, 2003-480с.
3.   ВолгинН.А. Экономика труда: (социально-трудовые отношения) / Н.А. Волгин, Ю.Г.Одегов. – М.: Экзамен, 2004-736с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.