Реферат по предмету "Экономика"


Сущность бизнес-планирования 2

--PAGE_BREAK--
3. План маркетинга
Раздел, посвященный маркетингу, является одной из важнейших частей бизнес-плана. Цель данного раздела — разъяснить, как предполагаемый бизнес намеревается воздействовать на рынок и реагировать на складывающуюся на нем обстановку, чтобы обеспечить сбыт товара.

Маркетинг-план может быть представлен по-разному в зависимости от вида бизнеса и сложности рынка. Однако в любом бизнес-плане в том или ином виде должны быть отражены следующие аспекты маркетинг-плана:

·                     определение спроса и емкости рынка;

·                     анализ конкуренции и других факторов воздействия на развитие данного бизнеса;

·                     описание стратегии маркетинга данной компании (стратегии сбыта, рекламы и продвижения товара, ценообразования, стимулирования продаж и т.д.);

·                     результаты исследования рынка;

·                     прогнозы объемов продаж.

План маркетинга на предприятии можно понимать в широком и узком смысле этого слова. План маркетинга — это маркетинговый раздел комплексного бизнес-плана развития предприятия. Однако есть и понимание плана маркетинга в узком смысле этого слова — это перечень тактических мероприятий, позволяющих улучшить положение предприятия на занимаемых сегментах рынка (в данной работе рассмотрим план маркетинга именно в этом контексте).

Мероприятия в плане маркетинга можно подразделить на следующие основные блоки:

·                     меры по активизации сбыта продукции;

·                     меры по ориентации предприятия на Потребителя;

·                     мероприятия по сбору коммерческой информации;

·                     мероприятия по подготовке аналитических материалов по анализу наиболее перспективных сегментов рынка;

·                     предложения по ценообразованию;

·                     предложения по ассортименту выпускаемой продукции;

·                     предложения по рекламе и отношениям с общественностью.

План маркетинга удобнее представлять в табличной форме. Причем намечаемые к реализации мероприятия целесообразно разделить на два раздела — регулярные (в этом случае срок — это периодичность) и разовые (контрольная дата, отчетность).

Результат может быть выражен как в количественных, так и в качественных показателях деятельности предприятия.

Ключевая задача текущего момента — обеспечить потребителю максимально благоприятные условия обслуживания.

Работы, которые необходимо предварительно проделать любой организации перед началом разработки плана маркетинга:

·         выявить ключевые бизнес-процессы в организации по всем функциональным направлениям;

·         сформировать стратегию развития предприятия на совместном совещании руководителей и специалистов по финансам, маркетингу и производству.

Кроме того, еще одна группа мероприятий особого рода — это мероприятия по сбору и анализу коммерческой информации. С одной стороны, эти мероприятия дают основные исходные предпосылки для формирования стратегии, а с другой стороны сами являются строками в разработанном плане маркетинга.
4. Планирование инвестиций
Инвестиции — совокупность долговременных затрат финансовых, трудовых, материальных ресурсов с целью увеличения накоплений и получения прибыли. Инвестиции, обеспечивая динамичное развитие предприятий, позволяют решать следующие задачи:

·                     Расширение собственной предпринимательской деятельности за счет накопления финансовых и материальных ресурсов;

·                        Приобретение новых предприятий;

·                     Диверсификация за счет освоения новых областей бизнеса.

Все инвестиции можно разделить на две основные группы:

Портфельные инвестиции — вложения капитала в группу проектов, например, приобретение ценных бумаг различных предприятий.

Реальные инвестиции — финансовые вложения в конкретный, как правило, долгосрочный проект и обычно связанный с приобретением реальных активов.

С точки зрения направленности действий, инвестиции подразделяются на:

·                     Начальные инвестиции

·                     Инвестиции на расширение

·                     Реинвестиции — направление свободных средств предприятия на приобретение новых основных средств

·                     Инвестиции на замену основных фондов

·                     Инвестиции на диверсификацию и др.

При создании нового предприятия всегда возникает необходимость в инвестициях.

Действующая компания может инвестировать в новое оборудование для расширения производства, потому что дополнительная прибыль от дополнительных продаж делает такие инвестиции привлекательными.

Также можно инвестировать в обновление изношенного и устаревшего оборудования, чтобы улучшить эффективность по затратам. Здесь обоснованием инвестиций является уменьшение производственных расходов.

Инвестиции могут также затрагивать значительные расходы по продвижению товаров на рынок с целью увеличить количество продаж, и, таким образом, коммерческую прибыль от большего объема деятельности.  

Инвестиционное планирование заключается в составлении прогнозов наиболее эффективного вложения финансовых ресурсов в земельные участки, производственное оборудование, здания, природные ресурсы, развитие продукта, ценные бумаги и другие активы.

Планирование инвестиций является стратегической и одной из наиболее сложных задач управления предприятием. При этом процессе важно учитывать все аспекты экономической деятельности компании, начиная от окружающей среды, показателей инфляции, налоговых условий, состояния и перспектив развития рынка, наличия производственных мощностей, материальных ресурсов и заканчивая стратегией финансирования проекта.

Основными задачами инвестиционного планирования являются:

·                     Определение потребности в инвестиционных ресурсах.  

·                     Определение возможных источников финансирования и рассмотрение связанных с этим вопросов взаимодействия с инвесторами.  

·                     Оценка платы за этот источник.  

·                     Подготовка финансового расчета эффективности инвестиций с учетом возврата заемных средств. 

·                     Разработка подробного бизнес-плана проекта для представления потенциальному инвестору.

Выполнение ряда основных правил позволяет планировать будущие капиталовложения наиболее эффективно.

1.                  Перед тем, как принять решение об инвестиции, очень важно определить проблему, которая будет решена в результате ее осуществления. В большинстве случаев существуют несколько путей достижения цели инвестиций и очень важно определить оптимальный путь в самом начале планирования.

2.                  Большинство капиталовложений не зависят друг от друга. Это означает, что выбор одного капиталовложения не мешает выбрать и любое другое.  Тем не менее, есть обстоятельства, в которых инвестиционные проекты конкурируют между собой по своим целям, например, в том случае, когда рассматриваются два возможных пути решения одной и той же проблемы. Такие инвестиционные проекты называются взаимоисключающими. Другой тип инвестиций касается последовательных затрат, совершаемых в дополнение к первоначальному вложению. Любые капиталовложения в здания и оборудование обычно содержат дополнительные будущие затраты на поддержание их в рабочем состоянии, усовершенствование и частичную замену в течение нескольких последующих лет. Такие будущие затраты следует рассматривать уже на первой стадии принятия решения.

3.                  Успех долгосрочных инвестиций полностью зависит от будущих событий и их неопределенности. Недостаточно предполагать, что прошлые условия и опыт останутся неизменными и будут применимы к новому проекту. Здесь может помочь тщательный анализ изменений отдельных переменных, таких как объем продаж, цены и стоимость сырья и т. д. Такой анализ помогает сузить диапазон будущих ошибок.  

4.                  Инвестиционный процесс всегда связан с риском, и чем длительнее проект и сроки его окупаемости, тем он рискованнее. В связи с этим при принятии решения необходимо учитывать фактор времени. Не требует доказательств, что рубль, полученный сегодня, стоит дороже рубля, полученного год спустя. Для того, чтобы более корректно оценить будущие доходы от инвестиционной деятельности, требуется метод перевода относительных величин этих будущих потоков в величины на сегодняшний день. Для такого перевода в экономическом анализе существуют специальные математические методы, позволяющие определить будущие поступления с учетом фактора времени: метод наращения и метод дисконтирования.

            Прогнозируется возможность получения инвестиций, рентабельность вашего бизнеса. Помимо того, что планирование инвестиций не только позволяет оценивать инвестиционные проекты, но также является обязательным для исполнения документом. При этом форма собственности будущего производства не имеет никакого значения.

            Общие расходы при инвестировании включают в себя получение в собственность (приобретение), использование и ликвидацию объектов инвестирования. Планировать инвестиции можно на разные сроки. Однако, если расходы за несколько месяцев можно определить как разовые, то необходимы точные время и дата на каждую статью расхода.
5. Финансовый план
Этот раздел бизнес-плана должен дать возможность оценить способность проекта обеспечивать поступление денежных средств в объеме, достаточном для обслуживания долга (или выплаты дивидендов, когда речь идет об инвестициях).

Следует подробным образом описать потребность в финансовых ресурсах, предполагаемые источники и схемы финансирования, ответственность заемщиков и систему гарантий. Особое значение следует уделить описанию текущего и прогнозируемого состояния окружающей экономической среды. Должны быть отражены труднопрогнозируемые факторы, их альтернативные значения для различных вариантов развития событий.

Требуется четкая разбивка расходов по проекту и использования средств.

Должны быть описаны условия всех остальных относящихся к проекту или уже находящихся на балансе кредитов. Необходимо четко показать, как и кем (самим предприятием или независимым подрядчиком) составлялась смета расходов; предполагаемая степень четкости сметы. Должны быть описаны условия, оценки и предположения, базируясь на которых, рассчитывались финансовые результаты проекта.

Необходимо отразить (помесячно, поквартально, по годам):

·                     изменение курса рубля к доллару;

·                     перечень и ставки налогов;

·                     рублевую инфляцию (возможен различный процент, в зависимости от объекта);

·                     формирование капитала за счет собственных средств, кредитов выпуска акций и т.д.

·                     порядок выплаты займов, процентов по ним и т.д.

Обычно финансовый раздел бизнес-плана представлен тремя основными документами:

·                     отчетом о прибылях и убытках (показывает операционную деятельность предприятия по периодам);

·                     планом движения денежных средств (Кэш-Фло);

·                     балансовой ведомостью (финансовое состояние предприятия в определенный момент времени).

При необходимости может быть представлен график погашения кредитов и уплаты процентов; сведения об оборотном капитале с указанием изменений и исходных посылок в течение срока кредита; предполагаемый график уплаты налогов.

В дополнение к этому прилагаются расчеты основных показателей платежеспособности и ликвидности, а также прогнозируемые показатели эффективности проекта.Сроки прогнозов должны совпадать (как минимум) со сроками кредита/инвестиций, которые запрашиваются по проекту.

Цель разработки финансового плана — определение возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования финансовых показателей предприятия. Важным моментом финансового плана является его стратегия, т.е. определение центров доходов (прибыли) и центров расходов хозяйствующего субъекта. Центр дохода хозяйствующего субъекта — это его подразделение, которое приносит ему максимальную прибыль. Центр расходов — подразделение хозяйствующего субъекта, являющееся малорентабельным или вообще некоммерческим, но играющее важную роль в общем производственно-торговом процессе. Например, в западных странах многие фирмы придерживаются правила «двадцать на восемьдесят», т.е. 20% затрат капитала должны давать 80% прибыли. Следовательно, остальные 80% вложений капитала приносят только 20% прибыли.     

Финансовый план предприятия обычно разрабатывается на 5 лет, год или квартал. В соответствии с этим существует перспективный (стратегические, в том числе пятилетние), текущий и оперативный финансовый план.

Перспективныйфинансовый план определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства. Пятилетний финансовый план — это главная форма реализации цели и задач развития предприятий, стратегии инвестиций и предполагаемых накоплений. Перспективный финансовый план обычно является коммерческой тайной предприятия. Текущий финансовый план включает в себя годовой баланс доходов и расходов, сметы образования и расходования фондов денежных средств: фонда оплаты труда, фонда средств, направляемых на развитие и совершенствование производства (фонда накопления); фонда средств, направляемых на социальные нужды; резервных и других фондов. Текущий финансовый план разрабатываются на основе перспективных планов путем их конкретизации и детализации. Производится конкретная увязка каждого вида вложений или фонда и источника их финансирования.

Оперативный финансовый план заключается в составлении и использовании платежного календаря — подробного финансового документа, отражающего оперативный денежный оборот предприятия. Поскольку весь оборот проходит через расчетный, текущий, валютный и ссудные счета, то в нем представлено движение денежных средств по их поступлению и использованию. Платежный календарь оперативного финансового плана обеспечивает оперативное финансирование, выполнение расчетных и платежных обязательств, фиксирует происходящие изменения в платежеспособности предприятия, позволяет отслеживать состояние собственных средств, а также привлекать в необходимых случаях банковский или коммерческий кредит. Составление и использование платежного календаря финансового плана являются реализацией распределительной и контрольной функции финансов предприятия.

Для разработки финансовых планов используются следующие исходные данные:   

·                     договоры (контракты), заключенные с потребителями продукции (работ, услуг) и поставщиками товарно-материальных ценностей;

·                     прогнозные расчеты по реализации продукции потребителем и прибыли;

·                     экономические нормативы, устанавливаемые государством (ставки налогообложения, тарифы отчислений во внебюджетные фонды, норма амортизационных отчислений по основным фондам, учетная ставка банковского процента, устанавливаемая Центробанком России и др.).

·                     разработанный на основе этих данных финансовый план служит для увязки общего объема финансовых ресурсов с их источниками и направлениями расходования.
6. Оценка и страхование рисков
Риски присутствуют в нашей жизни повсеместно. Сначала мы думаем, как заработать деньги, а потом — либо как их потратить сегодня, либо как сохранить в течение какого-то периода и приумножить для будущих трат.

Риск связан с неопределенностью будущей ситуации. Он возникает тогда, когда реальные события отличаются от ожидаемых. Риск может обуславливать как выигрыш, так и потери. Если мы надеемся на удачу и бездействуем, то это — пассивная позиция. Если мы пытаемся застраховаться от негативных воздействий и обеспечить благоприятный исход в будущем, это — активная позиция.

Под риском понимается возможная опасность потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и видов деятельности человеческого общества. Как экономическая категория риск представляет собой событие, которое может произойти или не произойти. Возможны три экономических результата такого события: отрицательный (проигрыш, ущерб, убыток),, нулевой, положительный (выигрыш, выгода, прибыль).

Риском можно управлять, т.е. использовать различные меры, позволяющие в определенной степени прогнозировать наступление рискового события и принимать меры к снижению степени риска.

Эффективность организации управления риском во многом определяется классификацией риска. Основные виды рисков следующие.

Риск в предпринимательстве — это вероятность того, что предприятие понесет убытки и потери в том случае, если намеченное мероприятие (управленческое решение) не осуществится, а также, если были допущены просчеты или ошибки при принятии управленческих решений. Факторы, влияющие на предпринимательский риск, можно разделить на две большие группы: макроэкономические и микроэкономические. Риск, обусловленный действием макроэкономических факторов, иногда называют системным, связанным с функционированием экономической системы в целом. Несистемные риски связаны с конкретной сферой бизнеса и зависят главным образом от воздействия на нее микроэкономических факторов.

Глубина анализа рисков зависит от конкретного вида деятельности и величины проекта. Для крупных проектов необходим тщательный просчет рисков с использованием специального математического аппарата теории вероятностей. для более простых проектов достаточен анализ с помощью экспертных оценок.

Поэтому от предпринимателя требуется хотя бы ориентировочно оценить, какие риски для него наиболее вероятны и во что они могут обойтись. Для этого необходимо сделать следующее:

·         выявить полный перечень возможных рисков;

·         определить вероятность возникновения каждого;

·         оценить ожидаемый размер убытков;

·         проранжировать их по вероятности возникновения;

установить приемлемый уровень риска и отбросить все те, вероятность возникновения которых ниже данного уровня (например, предприниматель не рассматривает риски, вероятность которых не превышает 0,3).

Задача планирования — выявить возможные риски на пути реализации предпринимательской деятельности и разработать методы защиты от их влияния. Этот раздел очень важен, так как инвесторы (кредиторы), и сам предприниматель должны знать, с какими проблемами может столкнуться предприятие и как предприниматель предполагает выйти из данной ситуации. При написании данного раздела следует осветить следующие основ­ные моменты:

1. Дать общую оценку возможных рисков. Необходимо четко представлять степень рискованности предпринимательского, проекта — либо это невысокий риск с небольшой прибылью, или это рискованные капиталовложения при высоком уровне прибыли. Возможно использование известных методов оценки риска, среди которых статистический и экспертный методы, а также их комбинации.

2. Привести перечень возможных рисков с указанием вероятности их возникновения и ожидаемого ущерба от этого.

По источнику возникновения различают риск:

·         — хозяйственный;

·         — связанный с личностью человека;

·         — обусловленный природными факторами.

·         По причине возникновения риски делят на обусловленные:

·         — непреодоленностью будущего

·         — непредсказуемостью поведения партнеров

·         — недостатком информации

По характеру проявления риски разделяют на политические и коммерческие (технические и рыночные).

3. Указать организационные меры по профилактике и нейтрализации рисков, особенно в случае форс-мажорных обстоятельств, таких как колебания курсов валют, забастовки, межнациональные конфликты, принятие новых нормативных актов или смена общегосударственного курса. Среди мер снижения риска выделяют эффективное прогнозирование и систематическое планирование деятельности фирмы, страхование и самострахование, хеджирование фьючерсных сделок, выпуск опционов, диверсификацию. Коммерческие риски, как правило, принимают на себя инвесторы или же они страхуются путем заключения долгосрочных контрактов на поставку сырья, материалов или необходимого оборудования. Широко применяется на стадии строительства новых объектов заключение контрактов «под ключ», где подрядчик несет полную ответственность за сдаваемый в эксплуатацию объект. Технические риски могут быть застрахованы соглашением о генеральном управляющем проекта, при котором один из инвесторов, имеющий наиболее высокий уровень технической экспертизы и опыт в подобного рода проектах, несет полную ответственность за текущую эксплуатацию объекта. Политические риски труднее поддаются оценке и страхованию. В большинстве случаев политические и региональные риски принимают на себя специальные организации; т. е. финансово-кредитные институты, специализирующиеся на страховании подобного вида рисков.

4. Представить программу страхования от рисков.

5. Рассчитать «затраты на минимизацию рисков.

Деятельность предприятия, так или иначе, связана с риском, и задачей руководства предприятия является снижение риска. Для этого используются различные способы, которые можно подразделить на две группы — внешние и внутренние.

 Диверсификация — это распределение капиталовложений между разнообразными видами деятельности, результаты которых между собой непосредственно не связаны. Предприятие, неся убытки по одному виду деятельности, может получить прибыль по-другому. Диверсификация позволяет повысить устойчивость предприятия к изменениям в предпринимательской среде.

Страхование — это передача определенных рисков страховой компании: Для снижения степени риска используются имущественное страхование и страхование от несчастных случаев. Первое может иметь следующие формы: страхование риска подрядного строительства, страхование оборудования, страхование грузов и др. Второе включает страхование общей гражданской ответственности и страхование профессиональной ответственности. Широко используется и такой вид страхования, как хеджирование — страхование цены товара от риска либо нежелательного для производителя ее падения, либо невыгодного для, потребителя увеличения.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.