Реферат по предмету "Экономика"


Субъекты предпринимательства в республике Беларусь

Содержание
 
1.Субъекты и формы предпринимательства в Республике Беларусь
2.Франчайзная система: цель создания, понятия, условия взаимодействия
3.Финансирование деятельности малых предприятий: коммерческое кредитование
Списокиспользованных источников
 

1. Субъекты и формыпредпринимательства в Республике Беларусь
 
Малыйбизнес — предпринимательская деятельность, дающая прибыль на малыхпредприятиях, не входящих ни в одно монополистическое объединение. Подействующему законодательству малое предпринимательство в нашей странепредставлено в двух формах: юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Основнымсубъектом предпринимательской активности выступает предприниматель. Однакопредприниматель — не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимодействоватьс потребителем как основным его контрагентом, а также с государством, которое вразличных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника. Ипотребитель, и государство также относятся к категории субъектовпредпринимательской активности, как и наемный работник (если, конечно,предприниматель работает не в одиночку), и партнеры по бизнесу (еслипроизводство не носит изолированного от общественных связей характера)
/>Во взаимоотношениях предпринимателя ипотребителя, предприниматель относится к категории активного субъекта, апотребителю свойственна, прежде всего, пассивная роль. При анализе стороны этихвзаимоотношений, потребитель выполняет роль индикатора предпринимательскогопроцесса. Это понятно, поэтому все то, что составляет предмет деятельностипредпринимателя, имеет право на реализацию только в случае позитивной(положительной) экспертной оценки потребителя. Такая оценка осуществляетсяпотребителем и выступает как готовность последнего приобрести тот или инойтовар. Предприниматель, при планировании и организации своей деятельностиникоим образом не может игнорировать настроения, желания, интересы, ожидания,оценки потребителя.
Всоответствии с Законом «О государственной поддержке малого предпринимательствав Республике Беларусь» к субъектам малого предпринимательства — юридическимлицам — относятся предприятия и организации со среднесписочной численностьюработников:
1)в промышленности и на транспорте — до 100 человек;
2)сельском хозяйстве и научно-производственной сфере до 60 человек;
3)строительстве и оптовой торговле — до 50 человек;
4)других отраслях производственной сферы, общественном питании, бытовомобслуживании населения и розничной торговли — до 30 человек;
5)других отраслях непроизводственной сферы — до 25 человек.
Субъектымалого предпринимательства образуют разветвленную сеть, действуют намногочисленных местных рынках и удовлетворяют разнообразные потребностиразличных слоев населения в товарах и услугах. Небольшие размеры малыхпредприятий, технологическая, производственная и управленческая гибкостьпозволяют им оперативно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка. Онидинамично осваивают новые виды продукции и заполняют ниши, не привлекательныедля крупного бизнеса.
Развитиемалого предпринимательства способствует формированию широкого слоя мелкихсобственников, самостоятельно обеспечивающих свое благосостояние и достойныйуровень жизни. Малый бизнес позволяет создавать новые рабочие места, чтообеспечивает снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране.
Предпринимательствокак особая форма экономической активности может осуществляться как вгосударственном, так и в частном секторе экономики. В соответствии с этимразличают: а) предпринимательство государственное; б) предпринимательствочастное.
Государственныепредпринимательство есть форма осуществления экономической активности от именипредприятия, учрежденного:
а)государственными органами управления, которые уполномочены (в соответствии сдействующим законодательством) управлять государственным имуществом(государственное предприятие);
б)органамиместного самоуправления. Собственность такого рода предприятий есть формаобособления части государственного имущества, части бюджетных средств, других источников.Важной характеристикой таких предприятий выступает то обстоятельство, что ониотвечают по своим обязательствам только имуществом, находящимся в ихсобственности (ни государство не отвечает по их обязательствам, ни они сами неотвечают по обязательствам государства).
Частноепредпринимательство есть форма осуществления экономической активности от именипредприятия (если оно зарегистрировано в качестве такового) или предпринимателя(если такая деятельность осуществляется без найма рабочей силы, в формеиндивидуальной трудовой деятельности).
Конечно,каждый из этих видов — государственное и частное предпринимательство — имеетсвои отличительные признаки, но основные принципы их осуществления во многомсовпадают. И в том и в другом случае осуществление такой деятельностипредполагает инициативность, ответственность, инновационный подход, стремлениек максимизации прибыли. Схожей является и типология обоих видовпредпринимательства.
Предпринимательствокак форма инициативной деятельности, направленной на извлечение прибыли(предпринимательского дохода), предполагает:
1)осуществлениенепосредственных производительных функций, т. е. производство товара (продукта)или оказание услуги (например, машиностроительная фирма, туристская компания,инжиниринговая фирма или конструкторское бюро);
2)осуществлениепосреднических функций, то есть оказание услуг, связанных с продвижением товарана рынок и его передачей в надлежащем (общественно приемлемом) виде отнепосредственного производителя такого товара его потребителю.
Предпринимательскаядеятельность, связанная с непосредственным производством товаров, может носитьтрадиционалистский характер (традиционалистское предпринимательство) иинновационный характер (инновационная предпринимательская деятельность, инновационноепредпринимательство).
Предпринимательствов сфере непосредственного производства товаров может, таким образом,ориентироваться на производство и поставку на рынок традиционных илиинновационных товаров. Практика предпринимательской деятельности в любой ееформе включает в себя инновационный процесс. Приводимое выше деление типовпредпринимательской деятельности основывается на убеждении, что производство ипоставка на рынок традиционных товаров осуществляется также с использованиемкаких-то новых методов или приемов, связанных с организацией производства,техническими элементами производства или изменениями качественных характеристикпроизводимого товара.
Поинформации Министерства статистики и анализа, по состоянию на 01.07.2008 вреспублике функционирует 50,7 тыс. малых предприятий (по состоянию на01.07.2007 — 37,1 тыс.). Прирост составил 13,6 тыс. малых предприятий (или36,7%). Списочная численность работающих на малых предприятиях за I полугодие2008г. составила 450,7 тыс. человек (за I полугодие 2007 г. — 407,5 тыс. человек). По численности работающих лидируют промышленные предприятия — 38,6% отобщего количества занятых на малых предприятиях, на предприятиях торговли иобщественного питания занято 25,2%, в строительстве — 16,5%, на транспорте — 8,1%. Удельный вес валового внутреннего продукта, произведенного субъектамималого предпринимательства, составил 8,9% от общего объема ВВП и вырос посравнению с аналогичным периодом прошлого года на 0,9 процентных пункта.
Отраслеваяструктура малого предпринимательства неоднородна. Наибольшее количество такихпредприятий занято в торговле и общественном питании — 40,2%, промышленности — 20,9%, в строительстве — 10,3%, в транспорте — 8,3%, в сельском хозяйстве — 4,3%. Уровень регионального развития малого предпринимательства зависит оттаких факторов, как выгодное экономическое положение, уровень доходовнаселения, наличие развитой инфраструктуры, отношение и поддержка малыхпредприятий со стороны местных органов управления. Анализ распределения малыхпредприятий в разрезе регионов республики показывает, что большая их частьсконцентрирована в г.Минске и Минской области (44,0% и 12,8% соответственно отобщего количества малых предприятий).
 
2. Франчайзная система:цель создания, понятия, условия взаимодействия
 
Франчайзинг- это система договорных отношений крупных и мелких фирм в области сбыта. Онпредполагает, что одна сторона (крупное предприятие) за вознаграждениепредоставляет другой стороне (малому предприятию) право использованияфирменного наименования, товарного знака.
Выделяюттри основных вида франчайзинга:
1)товарный- предусматривает покупку прав на продажу товаров, произведенных франчайзером,с его торговой маркой;
2)производственный- предусматривает покупку прав на производство и сбыт товара с использованиемсырья и материалов, купленных у материнской компании, с использованием ееторговой марки; при этом важнейшим обязательством МП является соблюдениестандартов качества материнской компании;
3)деловой- предусматривает покупку права на организацию малой фирмы, которая будетносить название материнской компании и выберет тот же профиль деятельности.
Преимуществаот франчайзинга получают как крупные, так и малые предприятия.
Малыепредприятия получают следующие преимущества:
а)увеличение объема продаж.
Приэтом необходимо разделить понятия «объем продаж» и «долярынка», поскольку в результате использования франчайзинга рост рыночнойдоли МП происходит за счет торговой марки крупного предприятия, соответственнои дополнительная доля рынка принадлежит владельцу торговой марки;
б)постоянное обучение представителей малой фирмы в области производства иреализации данного вида продукции за счет крупной фирмы;
в)получение новых современных технологий в области права, менеджмента,маркетинга;
г)возможность получения от крупного предприятия сырья и материалов по болеенизкой цене.
Главнымнедостатком франчайзинга для МП является утрата самостоятельности. Другиминедостатками франчайзинга для МП являются зависимость от успеха работыфранчайзера, утрата гибкости управления.
Крупноепредприятие получает следующие преимущества:
а)продвижениес использованием МП собственной торговой марки, увеличение доходов от ееиспользования;
б)МП,расположенное в другой стране, создает основу для проникновения крупнойкомпании на рынок;
в)МП при франчайзинговом договоре обязуются тратить определенную долю дохода нарекламу.
Франчайзинговыйдоговор (соглашение о франшизе) не рассматривается как особый вид контракта,обычно его трактуют как гибридную форму, сочетающую в себе элементылицензионного и дистрибьюторского договора. Предметом договора является правоиспользования имени, репутации и способа ведения дела, цена и срок исполнения;объект франчайзингового договора должен быть защищен от несанкционированногоиспользования. В договоре должна быть оговорена эксклюзивность передаваемыхфранчайзи (покупателю) прав и то, на какой территории они действительны,возможность осуществления субфранчайзинга.
Вдоговоре должна быть оговорена техническая и консультационная помощьфранчайзера в области подготовки кадров, маркетинга, управления, дизайна,оговорен порядок передачи технической документации и лицензий, консультаций,поставки дополнительного оборудования, закупки необходимых ресурсов посниженным ценам, порядок осуществления контроля качества со стороныфранчайзера.
Отдельныйблок составляют обязательства франчайзи:
— использовать фирменное наименование франчайзера указанным в договоре способом;
— обеспечивать соответствие качества произведенных товаров качеству товаров,производимых франчайзером;
— соблюдать конфиденциальность;
— осуществлять рекламную деятельность в отношении торговой марки франчайзера (какправило, расходы по продвижению торговой марки разделяются между участникамидоговора).
Вофранчайзинговом договоре оговаривается размер платы за франшизу и роялти(должны находиться в пределах отраслевых норм), размер вложения в развитиеобъекта франчайзингового договора, платежи за оказание франчайзером услуг поконсультированию, рекламе, управлению:
Рf = Рc + Rf + If + Тр,

гдеРf — платежи по договору франчайзинга со стороны МП;
Рс — единовременный (паушальный) взнос;
Rf — сумма роялти за период действия контракта;
If — необходимые инвестиции в объект франчайзинга (единовременные затраты МП поадаптации технологий производства и бизнеса, текущие затраты МП на маркетингторговой марки, продукта и др.);
Тр — платежи МП франчайзеру за управленческие технологии, консалтинг.
Призаключении франчайзингового договора МП необходимо проанализировать перспективыцелевого товара и услуги на предполагаемом рынке сбыта, стоимость ресурсов иуслуг, поставляемых крупной фирмой (должна находиться в пределах отраслевыхнорм), эффективность предоставляемых технологий и продуктов (желательнопроанализировать экономические показатели других предприятий-франчайзи),экономические показатели деятельности франчайзера.
Коммерческиефранчайзинговые соглашения являются наиболее распространенной формойобязательственных отношений по использованию комплекса исключительных прав(лицензионного комплекса), включающего право использования фирменногонаименования и охраняемой коммерческой информации, а также других объектовисключительных прав (товарного знака, знака обслуживания и т.п.) дляпредпринимательской деятельности. Несмотря на это, франчайзинговые соглашенияисследованы в отечественной юриспруденции явно недостаточно, что является однойиз причин нераспространенности этой простой и удобной в организационномотношении формы производства и реализации товаров, работ и услуг в РеспубликеБеларусь. Любая франчайзинговая компания, будучи вовлеченной в международнуюторговлю, на практике часто сталкивается с проблемой подготовки и подписанияфранчайзинговых соглашений.
Договорфранчайзинга является традиционным для англосаксонской системы права и нераспространен в странах романо-германской (континентальной) системы права, ккоторой принадлежит Республика Беларусь. Между тем, необходимость использованиядоговора франчайзинга во внешней торговле вызвана потребностью создания единойфранчайзинговой модели осуществления предпринимательской деятельности.
Вдействующем Гражданском кодексе Республики Беларусь (далее — ГК)франчайзинговое соглашение впервые квалифицируется как самостоятельный типдоговора, который называется договор комплексной предпринимательской лицензии.В соответствии с п. 1 ст. 910 ГК по договору комплексной предпринимательскойлицензии (договору франчайзинга) одна сторона (правообладатель) обязуетсяпредоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение комплексисключительных прав (лицензионный комплекс), включающий право использованияфирменного наименования правообладателя и охраняемой коммерческой информации, атакже других объектов исключительных прав (товарного знака, знака обслуживанияи т.п.), предусмотренных договором, для предпринимательской деятельностипользователя.
Вотношении франчайзинга Республикой Беларусь не заключено каких-либомеждународных нормативно-правовых соглашений. Во многих странах правовоерегулирование франчайзинговой деятельности осуществляется в основном на уровненационального гражданского законодательства. В ГК правовое регулированиефранчайзингового соглашения, как самостоятельного типа договора, незначительно.Как отмечено выше, законодатель лишь дал его определение и ограничилвозможность применения договора франчайзинга случаями, прямо предусмотреннымизаконодательством. Специальное законодательство о франчайзинге в РеспубликеБеларусь пока не создано.
Поформе и содержанию франчайзинговые соглашения весьма разнообразны.
Наиболеепростым типом договорных отношений, которые получили распространение в сфереторговли, являются товарные франчайзинговые соглашения. Они предусматриваютсущественные условия распределения товаров крупной компании (франчайзера илиправообладателя), которая достаточно известна рядовому потребителю. Для такоготипа договорных отношений больше всего подходит продукция, которая имеетизвестную торговую марку и требует комплекса предпродажных и послепродажныхуслуг.
Небольшиепредприятия (франчайзи или пользователи) выполняют две принципиально важныефункции:
1)предоставление уставного капитала для создания юридического лица;
2)руководство созданными торговыми объектами.
Чащевсего товарные франчайзинговые соглашения заключаются в сфере торговлитранспортными средствами.
Учитывая,что в настоящее время в Республике Беларусь договор франчайзинга можетиспользоваться в гражданском обороте, его следует отличать от сходныхобязательств.
Попредмету. Наиболее близкими к договору франчайзинга являются лицензионные договоры,предусматривающие передачу права на использование объектов интеллектуальнойсобственности. Ряд авторов даже рассматривают франчайзинговые соглашения какразновидность лицензионных договоров, так как основу предмета договорафранчайзинга также составляет передача права на использование исключительныхправ как объектов интеллектуальной собственности. Основное отличие между этимиобязательствами заключается в том, что целью франчайзинговых соглашений всегдаявляется создание новых предпринимательских комплексов, а для лицензионныхдоговоров не имеет значения цель такого использования. Кроме того, предметдоговора франчайзинга не ограничивается передачей объектов интеллектуальнойсобственности в пользование и включает в себя элементы договоров на возмездноеоказание услуг и купли-продажи.
Посроку действия и территории. Франчайзинговые соглашения обычно носят длительныйхарактер. В их основе, в отличие от договоров об исключительном импорте(международной купли-продажи товаров), лежат не разовые юридические действия, аосуществление предпринимательской деятельности на определенной территории и втечение определенного срока или бессрочно.
Посубъектному составу. Отличие франчайзинговых соглашений от предпринимательскихдоговоров, связанных с управлением одним юридическим лицом другим юридическимлицом состоит в том, что пользователь, предлагая потребителям товары илиоказывая услуги с использованием фирменного наименования или товарного знака(знака обслуживания) правообладателя, действует от своего имени и несетсамостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам.
Договоруфранчайзинга и договору управления свойственны контроль и фактическоеуправление со стороны одного лица по отношению к другому лицу. Но гражданскоезаконодательство некоторых государств предусматривает ответственностьуправляющего лица по обязательствам контролируемого им лица.
ЗаконодательствоРеспублики Беларусь устанавливает определенные правила, которые необходимоучитывать при заключении франчайзинговых соглашений.
Во-первых,в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь «Осовершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций»(с изменениями и дополнениями) от 4 января 2000 года №7 во внешнеторговомдоговоре необходимо указывать дату и место его заключения, предмет договора,состоящий из отчуждаемых имущественных прав, условия расчетов, валюту платежа,срок действия договора, ответственность сторон, порядок разрешения споров, атакже наименования, юридические адреса и банковские реквизиты договаривающихсясторон.
Во-вторых,валютное законодательство устанавливает правило, согласно которому расчетымежду резидентами должны производиться в национальной валюте. Так, если сторонысоглашения являются резидентами Республики Беларусь и по условиям соглашенияпользователь уполномочен принимать от имени правообладателя платежи, тофранчайзи будет нести дополнительные расходы, связанные с конвертацией,поскольку расчеты в иностранной валюте между резидентами в данном случаенедопустимы.
В-третьих,законодательство Республики Беларусь о внешнеэкономической деятельностиобязывает стороны указывать в соглашении все виды предпринимательскойдеятельности, которые будут осуществляться в соответствии с договором, а такжеобъем прав, входящих в лицензионный комплекс. В договоре может быть установленминимальный и максимальный объем их использования, указана или не указанатерритория использования применительно к определенной сфере деятельности(продажа товаров, полученных от правообладателя или произведенных пользователем,оказание услуг, выполнение работ).
В-четвертых,разные объекты интеллектуальной собственности, передаваемые в соответствии сфранчайзинговыми соглашениями, имеют различную охраноспособность и присущие имспособы защиты. При передаче права на использование фирменного наименования всоответствии со ст. 8 Парижской конвенции по охране промышленной собственностиот 20 марта 1883г., участницей которой является Республика Беларусь, его охранаосуществляется без регистрации. Пункт 4 ст. 50 ГК указывает, что такаярегистрация возможна. Порядок регистрации и использования фирменныхнаименований предусмотрен действующим гражданским законодательством РеспубликиБеларусь (§1 гл. 67 ГК). На практике регистрация фирменного наименованияпроизводится одновременно с регистрацией соответствующей коммерческойорганизации путем внесения в Единый государственный регистр юридических лицданных о государственной регистрации, включая фирменное наименование.
Коммерческиефранчайзинговые соглашения получили распространение и признаны самостоятельнымиобъектами правового регулирования более чем в 80 странах мира, но отдельноезаконодательство о франчайзинге принято лишь в некоторых из них. Необходимостьзаконодательного урегулирования процедуры заключения франчайзинговых соглашенийобусловлена особенностями системы возникновения и закрепления исключительныхправ, а также спецификой правового статуса субъектов франчайзинга.
 
3. Финансирование деятельности малых предприятий:коммерческое кредитование
 
Однимиз основных факторов, ограничивающих развитие малых предприятий, являетсяотсутствие реальных возможностей получения финансирования. Банки обычнопредъявляют к ним довольно жесткие требования по гарантиям возврата кредитаввиду отсутствия у них достаточно длительной кредитной истории и наличияповышенных рисков. Малому бизнесу присуща специфическая структура активов снезначительной долей недвижимости, которая могла бы использоваться в качествезалога возврата кредита. Это также усложняет поиск сторонних источников финансирования.Кроме того, банковский сектор в большей мере ориентирован на обслуживаниекрупных компаний, что существенно повышает издержки кредитования малыхпредприятий и приводит к повышению ставок по кредитам.
Поэтомуподдержка малого бизнеса в финансовой сфере связана с созданием условий дляудешевления кредитов его субъектам, а также с формированием специальныхинститутов и инструментов, облегчающих доступ малых предприятий к источникамфинансирования. Одним из таких инструментов является микрокредитование.
Микрокредитование- это предоставление небольших краткосрочных кредитов предпринимателям, занятымв сфере малого бизнеса. Этот вид кредитования отличают несколько принципиальныхособенностей:
-суммаполучаемого впервые кредита обычно не превышает 50 % валового внутреннегопродукта, приходящегося на душу населения той страны, где осуществляетсяпрограмма микрокредитования;
-микрокредитывыдаются, как правило, на срок до 12 месяцев. Это, с одной стороны, стимулируетсвоевременный возврат заемных средств, поскольку заемщик может рассчитывать наполучение новых кредитов. С другой стороны, краткосрочный характер кредитаснижает степень риска и повышает эффективность использования заемных средств;
-процентныеставки по микрокредитам находятся на уровне рыночных значений для банковскихкредитов или даже превосходят их.
Вкачестве формы обеспечения кредита используется залог, а также поручительствогруппы заемщиков. В последнем случае несколько (обычно 4-6) человек — знакомых,родственников, соседей — объединяются в группу, которая несет солидарнуюответственность (известный принцип «круговой поруки») за возврат кредита,полученного каждым членом этой группы. Используя именно такую формуобеспечения, программы микрокредитования добиваются 95-98 % возвратностикредита.
Институтымикрокредитования — это своеобразные финансовые посредники, которые, с однойстороны, аккумулируют предназначенные для микрофинансирования средства, поступающиеиз разных финансовых источников, а с другой — обеспечивают доступ субъектаммалого бизнеса к финансовым ресурсам и сопутствующим услугам.
Рольинститутов микрокредитования могут выполнять: сберегательные и универсальныебанки; кредитные союзы; общественные организации; специализированные банковскиеучреждения.
Белорусскийфонд финансовой поддержки предпринимателей был образован Постановлением СоветаМинистров Республики Беларусь от 28 января 1992 г. № 36, в настоящее время Фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с УказомПрезидента Республики Беларусь от 18 марта 1998 г. № 136, которым утверждено положение о нем.
Основнымизадачами Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей являются:
— финансовое обеспечение государственной политики поддержки малого предпринимательствапутем участия в финансировании соответствующих государственных, отраслевых ирегиональных программ, а также мероприятий, проводимых Министерством экономики;
— аккумулирование средств для дальнейшего финансирования инвестиционных проектов,направленных на создание, реструктуризацию и техническое переоснащениесубъектов малого предпринимательства.
Фондосуществляет свою деятельность по следующим основным направлениям:
— содействие проведению государственной политики в области поддержки малого предпринимательстваи развития конкуренции путем привлечения и эффективного использованияфинансовых ресурсов для реализации соответствующих целевых программ, проектов имероприятий;
— участие в разработке, проведении экспертизы и конкурсном отборе, а также в реализациигосударственных, отраслевых и региональных программ, проектов и мероприятий,способствующих созданию рабочих мест путем развития малого предпринимательстваи конкуренции, демонополизации экономики, насыщения рынков товарами;
— участие в формировании рыночной инфраструктуры, обеспечивающей субъектам малогопредпринимательства равные условия и возможности для осуществленияпредпринимательской деятельности;
— поддержка инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства,стимулирование разработки и производства принципиально новых видов продукции,содействие освоению новых технологий, использованию патентов, лицензий,ноу-хау;
— содействие привлечению национальных и иностранных инвестиций для осуществленияприоритетных направлений деятельности по созданию конкурентной среды и развитиюмалого предпринимательства;
— участие в реализации международных программ и проектов по вопросам развитиямалого предпринимательства.
Механизмамиреализации финансовой поддержки малого предпринимательства в БФФПП являются:
— кредит/микрокредит, предоставление которого осуществляется на основанииПоложения БФФПП «О кредите/микрокредите»;
— лизинг, предоставление которого осуществляется на основании Положения о лизингена территории Республики Беларусь.
Размеркредита / микрокредита составляет в среднем около 10 млн. рублей, максимальныйразмер лизинга — 20 млн. рублей. Срок предоставления кредита/микрокредита, какправило, от 30 дней до 12 месяцев, лизинга — от 12 месяцев до 18 месяцев.
Фондпредоставляет кредиты на платной основе, с соблюдением принципов материальнойобеспеченности, целевой направленности, срочности и возвратности.
Денежныесредства выделяются в национальной валюте Республики Беларусь, предоставляютсяв безналичной форме в строгом соответствии с кредитным договором, минуя текущий(расчетный) банковский счет получателя непосредственно поставщику на цели,предусмотренные кредитным договором. Кредитный договор может предусматриватьвыдачу кредита/микрокредита единовременно или открытие кредитной линии, когдафонд в течение срока, установленного в договоре, обязуется предоставлятькредит/микрокредит в согласованном размере частями. Кредитополучателями могутвыступать юридические лица Республики Беларусь, относящиеся в соответствии сЗаконом о государственной поддержке к субъектам малого предпринимательства, ииндивидуальные предприниматели.
Всезаявки на выделение кредитных средств с приложенным к ним пакетом документовпроходят экспертизу для определения степени возвратности кредита. Экспертизаосуществляется специалистами из числа сотрудников фонда. После экспертизы пакетдокументов представляется на коллегию фонда, состоящую из числа руководителейструктурных подразделений, являющихся специалистами в своей области, дляпринятия решения о выделении кредитных средств либо об отказе в их выделении.
Привыделении кредитов/микрокредитов субъектам малого предпринимательствапроцентная ставка за пользование кредитными средствами не должна превышатьставку рефинансирования Национального банка Республики Беларусь. При выделениикредитов/микрокредитов субъектам инфраструктуры поддержки и развития малогопредпринимательства допускается установление льготной процентной ставки, а вотдельных случаях — выдача беспроцентных ссуд и оказание финансовой помощи набезвозмездной основе в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Кредитныесредства выделяются на конкурсной основе в соответствии с Порядком конкурсногоотбора, утвержденным Правлением фонда. При конкурсном отборе учитываются такиеосновные характеристики проекта, как:
-существующиеприоритеты развития отрасли во взаимосвязи с проектом, включая участие вгосударственных и межгосударственных инвестиционных программах;
-масштабностьпроекта, наличие мультипликативного эффекта;
-внедрениеновых технологий и оборудования, используемых в проекте;
-потребностьвнутреннего рынка в намечаемой к выпуску продукции, прогнозируемые тенденции поего развитию;
-степеньконкурентоспособности продукции по ценовым и качественным характеристикам,возможность сбыта продукции в намечаемых объемах;
-достоверностьинвестиционных затрат по проекту, а для нового (переходящего) строительства — их соответствие утвержденной проектно-сметной документации и наличиеустановленных законодательством заключений экспертизы по строительному проекту,а также решений местных исполнительных и распорядительных органов о размещениистроительства;
-созданиеновых рабочих мест и иная социальная направленность;
-изготовлениеновой продукции (услуг);
-энергосбережение;
-ресурсосбережение;
-импортозамещениеи т. п.
 

Список использованныхисточников
 
1.    Германович Г.,Пятишсин С. Малоепредпринимательство в Республике Беларусь: проблемы и перспективы // Белорус.банк. бюл. 2003. № 7.
2.    Гражданскийкодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З.
3.    Мазоль С.И.Экономика малого бизнеса: учеб. пособие. — Мн.: Книжный дом, 2004. — 272 с.
4.    Предпринимательство:Учебник/ под. ред. М.Г. Лапусты. — М.: Инфра-М, 2002. — 448 с.
5.    Сосна С.А.,Васильева Е.Н. Франчайзинг. Коммерческая концессия. — М.: ИКЦ «Академкнига»,2005. — 375 с.
6.    Экономика малогобизнеса: Учеб. пособие / М.И. Балашевич, Т.П. Быкова.- Мн.: БГЭУ, 2005. — 231с


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Human Genome Project 3 Essay Research Paper
Реферат Технико-экономический анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия (металлургия)
Реферат 22 октября 2010 года в 16. 00
Реферат А. А. Бондарович. Региональная политика, развитие и туризм в России
Реферат Особенности производства в суде с участием присяжных заседателей
Реферат Многофункциональные принтеры
Реферат Boy Bands Essay Research Paper Boy Band
Реферат Механики Черепановы почему паровоз называли сухопутным пароходом
Реферат Психосоматические расстройства и особенности психокоррекции
Реферат Расчет показателей прибыльности предприятия
Реферат Риск доходность и стоимость фирмы
Реферат Если разобрать компьютер…
Реферат Движение в пространстве, пространство движения и геометрический образ движения опыт топологичес
Реферат Развитие конституционного законодательства в Российской Федерации
Реферат Современное состояние химической и нефтехимической промышленности в Российской Федерации