Реферат по предмету "Экономика"


Статистическая база регионального анализа

Оглавление
Введение
1. Статистическая база регионального анализа
2. Общие сведения о регионе
3. Социальное развитие региона
Заключение
Список использованной литературы
Приложение № 1
Введение
Есть области знаний и жизненныйопыт, о которых может рассуждать любой из нас. Кроме политики к таким сферамотносятся медицина и, конечно, экономика. И это не случайно, ведь экономика — наукаэмпирическая, непосредственно связанная с практикой. Каждый человек повседневносталкивается с экономическими явлениями и процессами. Все мы — активныеучастники повседневной экономической жизни, но далеко не все имеют полноепредставление о том, чем является экономика в действительности. Как наукаэкономика — это область знаний, изучающая экономического человека, его действияи интересы. Она призвана определять, как максимально эффективно использоватьограниченные ресурсы — природные запасы, капиталы, трудовые резервы. Подобновсем другим отраслям знаний экономика включает набор аксиом и доказательств,пригодных для анализа в любых конкретных условиях. Экономика как наука не можетбыть национальной, так же как не может существовать американской физики илинемецкой математики. Цены товаров повсюду определяются соотношением спроса ипредложения. С ростом дохода происходят уменьшение потребляемой его части ивозрастание — накопляемой. Социально-экономические преобразования, происходящиев современной России, заставляют критически подойти к постулатам и стереотипам,лежащим в основе экономической теории, и заново осмыслить законы общественноговоспроизводства, отражающие связи и зависимости между различными элементамиэкономической системы.
Переход к рыночным отношениям,изменение схем поступления ресурсов, необходимых для экономического развития,поставили перед регионами проблему самоопределения в общей системевоспроизводственных отношений. Однако выделить место региональной системы, еефинансовую основу развития, источники поступления средств и механизм ихпривлечения можно лишь при условии, если региональная экономика будетрассматриваться как целостная система, совокупность различных видов воспроизводственныхциклов.
Необходимость управленияэкономическим развитием в регионе обусловлена в первую очередь общиминедостатками функционирования рыночной экономики, ее нацеленностью на получениеэкономического эффекта и игнорированием проблем социальной справедливости. Общиенедостатки функционирования рыночной экономики связаны с так называемыми «провалами»рынка, его неспособностью учитывать социальные запросы населения. Вместе с темнеобходимость управления экономическим развитием в регионе связана также соспецификой экономической системы в той или иной стране, наличием особенностей вразвитии и размещении производства, ее природно-климатических и этнографическихособенностей.
Эффективность государственногоуправления экономическим развитием в регионе предполагает исследование проблемвзаимосвязи региональной экономики и региональной политики. При этом речь идеткак о теоретическом осмыслении вопросов регионального развития в историческомаспекте, так и о четком определении объекта управления — региональногохозяйственного комплекса, включая место региональной экономики ввоспроизводственном процессе страны, характеристику межрегиональных связейстраны, а также особенности экономики отдельных регионов страны.
Целью контрольной работыявляется — провести статистический анализ региона.
Задачи контрольной работы:
Дать характеристику анализарегиона;
Дать характеристику региона;
Дать характеристику индексучеловеческого развития;
Дать характеристику социальногоразвития региона;
Выяснить причины неравенствадоходов населения и безработицы.
1. Статистическая база регионального анализа
На первый взгляд организационнаяструктура государственной статистики в Российской Федерации полностью отвечаетинтересам анализа региональной экономики. Первичные статистические данные,получаемые от предприятий, организаций, населения, обобщаются в статистическихкомитетах субъектов Федерации, а затем окончательно сводятся в Государственномкомитете по статистике России.
Однако поскольку в прежнейцентрализованной экономике регион не являлся в полной мере экономическойподсистемой (экономическим субъектом) национальной экономики, это отражалось насодержании и структуре региональной статистики. Деятельность региональныхподразделений государственной статистики в большей степени ориентировалась напередачу отдельных блоков данных в центр и на информационное обслуживаниехозяйства местного подчинения. В гораздо меньшей степени региональнаястатистика была настроена на системное описание экономики региона и на представлениенациональной экономики как системы взаимодействующих региональных экономик. Вчастности, на региональном уровне официально не рассчитывались главныемакроэкономические показатели и не строились синтетические экономическиебалансы.
А. Индикаторы состояния иразвития экономики региона. Анализ различных аспектов функционирования иразвития экономики региона проводится с целью выявления объективных тенденций ипостановки на этой основе объективного диагноза. На этой базе должна строитьсястратегия и тактика регионального развития.
Построение системы региональныхсчетов (СРС) — главное направление совершенствования региональной статистики.
Для регионов необходимо строитьтот же набор счетов, который входит в настоящее время в систему национального счетоводства(СПС), а именно:
счет товаров и услуг;
счет производства;
счет образования доходов;
счет распределения первичныхдоходов;
счет вторичного распределениядоходов;
счет используемогорасполагаемого дохода;
счет операций с капиталом.
Разработка важнейшихрегиональных социально-экономических показателей (индикаторов) и на их основеСРС связана с рядом проблем, к числу которых относятся:
распределение между регионамизатрат и результатов видов деятельности, присущих только национальной экономикев целом (оборона, центральное управление, денежная эмиссия и т.п.) или же неимеющих четкой территориальной привязки (услуги внешней торговли, банков и т.п.);
разделение экономическихсубъектов, действующих на территории региона, на резидентов и нерезидентов и соответственноих деятельности на резидентскую и нерезидентскую[1];
учет вывоза и ввоза товаров иуслуг, а также миграции денег. Статистика межрегионального обмена значительноуступает статистике внешней торговле, не смотря на то, что степень открытостиэкономики региона гораздо выше, чем открытость национальной экономики.
На методологической иинформационной базе СНС строятся сводные балансы, характеризующие взаимосвязимежду элементами экономики региона, такие, как: материальные балансы, балансыосновного капитала, трудовых и природных ресурсов, финансовый баланс и наиболееобщие балансы — межотраслевой баланс производства и распределения продукции,межотраслевой материально-финансовый баланс.2. Общие сведения о регионе
Здесь указывается географическоеположение региона (удаленность от сырьевых баз и районов — потребителейпродукции), дается общая характеристика природных ресурсов, тип природно-климатическойзоны. Характеризуется административное деление региона, указываются общаячисленность, национальный состав и плотность населения, ВРП региона, местоведущих отраслей в экономике региона, объем промышленной и сельскохозяйственнойпродукции, прибыль по всем видам хозяйственной деятельности, численностьбезработных, сбережения и капиталообразующие инвестиции, объем розничноготоварооборота.
На основании вышеуказанныхданных делается вывод о значимости рассматриваемого региона среди субъектов Федерации.
В комплекс макроэкономическихиндикаторов для региональных экономических систем входят показатели,характеризующие производство и использование ВРП, изменение уровня цен (инфляции),динамику изменения занятости и уровень инвестиционной активности (ставкабанковского кредита) и другие стороны финансовой и хозяйственной деятельностирегионов.
К таким показателям по отдельнымсферам могли бы быть отнесены следующие:
В сфере производства:
объем ВРП;
ВРП надушу населения;
темпы роста ВРП:
соотношение темпов ростапотребления и инвестиций в основной капитал;
рост экспортного потенциаларегиона;
индекс физического объемапромышленной продукции (в сопоставимых ценах);
степень износа основныхпроизводственных фондов;
удельный вес убыточныхпредприятий.
В финансовой сфере:
ставка по кредитам банков;
темп роста инвестиций в основнойкапитал;
индекс соотношения ВРП иналоговых поступлений в региональный бюджет;
уровень цен (соотношение центекущего и базового периодов);
бюджетная обеспеченность региона;
состояние кредиторской идебиторской задолженностей региона, в том числе по налогам.
В социальной сфере:
уровень прожиточного минимума;
доля оплаты труда в ВРП;
соотношение среднемесячнойзаработной платы и прожиточного минимума.
задолженность по выплате заработнойплаты, пенсий и пособий;
доля населения с доходами нижепрожиточного минимума в общей численности населения;
уровень финансированиясоциальных программ из регионального бюджета;
естественная убыль и миграциянаселения;
удельный вес официальнозарегистрированных безработных и число безработных на одно место;
динамика общей численностинаселения региона, активного и занятого населения;
индекс человеческого развития.
Систематизацию показателейрегионального хозяйственного комплекса по отдельным блокам можно представитьследующим образом:1. Социальные показатели развития региона 2. Показатели производственного потенциала региона 3. Показатели результатов производственной деятельности 4. Показатели связи с другими регионами страны /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />/>/>
5. Финансовые показатели развития экономики региона
Рассмотрим важнейшиемакроэкономические показатели регионального воспроизводственного процесса и ихиспользование в анализе развития региональной экономики.
Показатели уровня социальногоразвития региона.
Для анализа экономики крупныхрегионов страны (субъектов Федерации) используются те же макроэкономическиепоказатели, что и для анализа национальной экономики. К ним относятся: ВВП иего основные компоненты (в том числе конечное потребление), доходы населения (сучетом их покупательной способности), национальное богатство, сосредоточенноена территории региона (в том числе потребительское имущество), и т.д.
Для обобщающей оценки уровняразвития и качества жизни людей программой развития ООН (ПРООН) рекомендуетсяпоказатель «индекс человеческого развития».
Индекс человеческого развития (ИЧР)дает самую общую интегральную характеристику уровня благосостояния населениястраны и регионов.
Он включает в себя:
доход, измеряемый ВВП на душунаселения с учетом различной покупательной способности в различных регионах;
продолжительность жизни,измеряемая ожидаемой продолжительностью жизни при рождении;
знания или уровень образования,измеряемые числом грамотных и длительностью школьного образования, числом лиц свысшим специальным образованием.
Этот показатель целесообразносвязать с уровнями устойчивого благосостояния, дохода, потребления,ресурсопользования, сохранения капитала. Причем важны динамика этих показателейи знание того, когда они близки к пределу социально-экономической устойчивости.
Дополнительными иконкретизирующими являются различные макроэкономические показатели ихустойчивости (нестабильности). Международный банк реконструкции и развитияпредлагает 26 показателей, характеризующих макроэкономическое состояние экономикистраны. Международный валютный фонд использует для этих целей 10 ключевыхмакроэкономических показателей.
В Структуре собственности регионаследует указать долю валовой добавленной стоимости, произведенной наприватизированных предприятиях, по отраслям хозяйства: а) промышленность, б) строительство,в) торговля, г) общественное питание, д) бытовое обслуживание, е) другиеотрасли.
При рассмотрении структурысобственности следует учитывать, что проведенная приватизация государственныхпредприятий отвечает целям экономической реформы в той степени, в какой онасоздает более действенные механизмы контроля и ответственности за результатыработы предприятий со стороны новых собственников, так как трудовые коллективызаинтересованы в «проедании» капитала, поскольку их доля дохода,получаемая через заработную плату, во много раз превышает долю, получаемуючерез дивиденды.
Производственный потенциал региональногохозяйственного комплекса можно характеризовать набором показателей, отражающихсостояние и динамику трудового, природного и собственно производственногопотенциала.
Трудовой потенциал регионаотражает его численность, половозрастной состав и профессиональный уровеньподготовки.
Динамика населения идемографические процессы самым тесным образом взаимосвязаны со всеми сторонамиобщественной жизни: экономическими, социальными, культурно-бытовыми,экологическими, межнациональными отношениями.
При рассмотрении этих процессовбольшое внимание следует обратить на особенности национального менталитетанаселения, проживающего в регионе, так как без учета данного фактора невозможнопрогнозировать и регулировать финансовую и производственную деятельность.
При анализе динамики численностии национального состава населения региона необходимо указать общую численностьи национальный состав, темпы изменения численности и национального составанаселения региона за последнее пятилетие и прогноз на будущее, раскрытьдинамику естественного прироста населения региона и сделать прогноз на будущее.
Следует дать характеристикудинамику уровня образования занятого населения региона, процент населения,занятого умственным (физическим) трудом, отразить уровень безработицы. Крометого, целесообразно отразить нравственное и духовное развитие: уровеньпреступности, самоубийств, психических расстройств и других социальных аномалий.
Для характеристики оплаты труданеобходимо отразить долю оплаты труда в совокупных денежных доходах покатегориям населения, доходов от собственности, долю в денежных доходах,величину реальных располагаемых денежных доходов.
В целях характеристики степениразличий в уровнях доходов населения региона необходимо исчислить уровеньдифференциации доходов населения (кривая Лоренца), коэффициент концентрациидоходов (индекс Джини).
Необходимо отразить намеченную набудущее государственную региональную политику в области труда и занятости.
Проведение анализа ситуации вобласти труда важно довести до выявления возникающих проблем и практических мерадминистрации региона по снижению безработицы.
Природный потенциал регионахарактеризуется наличием природных богатств.
Задача состоит в том, чтобывыявить уровень самообеспеченности основными видами природных ресурсов:
наличие запасов полезныхископаемых (в т. ч. энергоносителей);
объем добычи и структурадобываемого минерального сырья.
На этой основе следуетвыработать концептуальные подходы к развитию сырьевой базы полезных ископаемых.
Решение задач экологическогорегулирования социально -
экономического развития регионатребует количественной оценки воздействия производственно-хозяйственнойдеятельности на природную среду. Основой такой оценки могут служить удельныепоказатели, характеризующие соотношение экономических результатовпроизводственно-хозяйственной деятельности и размеров связанного с нейвмешательства в природную среду, т.е. экологичность производства.
Важнейшими факторамиэкологичности производства являются:
технический уровень производства;
отраслевая структурапромышленности и сельского хозяйства, количество и структура потребляемоготоплива;
ассортимент производимойпродукции.
При характеристике региональноговоспроизводства большое значение имеет производственный потенциал региона. Посвоему экономическому назначению производственный потенциал призван решатьтакие задачи регионального развития, как:
обеспечение нуждпроизводственного потребления;
возмещение изношенных в процессепроизводства основных производственных фондов;
расширенное воспроизводствоосновных и оборотных фондов и создание необходимых запасов орудий и предметов труда,а также потребительских товаров;
формирование фондов потребления.
Показатели состояния и развитияэкономики региона.
Анализ различных аспектовэкономики региона проводится с целью выявления объективных тенденций развития,постановки диагноза, на основе которого может строиться стратегия и тактикарегионального развития.
В центре внимания макроэкономическихпоказателей развития региона
оказываются такие показателифункционирования экономики, как ВВП, уровень безработицы, уровень цен и темпинфляции, состояние государственного бюджета и платежного баланса страны, доляВВП, производимого на государственных предприятиях, норма сбережений, учетнаяставка банковского кредита.
К показателям, отражающимсоциальный статус экономики, относят в первую очередь показатель численностинаселения и объем трудовых ресурсов с учетом численности занятых в хозяйствестраны (занятые в сфере общественного и личного труда и образования) ичисленности безработных.
На региональном уровнечисленность безработных является важнейшим показателем уровня социально-экономическойзащищенности населения. Дополнительным индикатором выступает напряженность нарегиональном рынке труда, характеризуемая показателем числа безработных на одновакантное место, превышающим средний уровень.
Существуют достаточно жесткиевзаимосвязи между отдельными показателями. Так, наблюдения показывают, чтоснижение на 1% инфляции вызывает рост безработицы выше естественного уровня на1%. В свою очередь, каждый процент снижения занятости приводит к потере 2,5%ВВП. Не случайно именно безработица и инфляция считаются основными объектамигосударственного регулирования при нарастании нестабильности.
Отраслевая структурапроизводства в регионе дается в разрезе важнейших взаимосвязанных комплексов,производств:
Топливно-энергетический комплекс
Машиностроительный и оборонныйкомплексы. Комплекс конструкционных материалов
Агропромышленный комплекс.
Комплекс по производствупредметов потребления (помимо продовольствия)
Легкая промышленность
Транспорт и дорожное хозяйстворегиона; связь.
Строительный комплекс.
Торговля.3. Социальное развитие региона
Суть социальной политикигосударства заключается в поддержании отношений между социальными группами,обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества.При этом следует отметить, что социальная политика государства, выступающая каксоставная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулированияусловий общественного производства в целом, тесно увязана с общеэкономическойситуацией в стране.
Политика, проводимаягосударством в целях сглаживания социального неравенства, может осуществлятьсякак из бюджетных, так и из внебюджетных средств. Государство устанавливаетразмер минимальной заработной платы, взимает налоги и осуществляет трансфертныевыплаты нуждающемуся населению. Таким образом, одной из важных задач, стоящихперед правительством для проведения эффективной социальной политики, являетсяопределение прожиточного минимума населения и соответственно черты бедности. Существуюттрудности получения достоверной информации о реальных доходах населения.
К причинам неравенства доходовранее были отнесены безработица и инфляция. Поэтому межрегиональные различия врегулировании занятости и в регулировании цен предопределяют неодинаковыйуровень экономического неравенства и бедности по территориям РоссийскойФедерации.
Существуют причины неравенствадоходов, не связанные с экономической политикой государства, — пол и возраст,образование и квалификация. Следовательно, различия в половозрастной структуре,в образовательном и квалификационном составе населения тоже предопределяютрегиональные различия в дифференциации доходов.
Различия регионов по степенидифференциации доходов обусловлены как проводимой региональной экономической исоциальной политикой, так и причинами, не зависящими от вмешательства органоввласти, а именно имеющимися в распоряжении региона ресурсами и существующими врегионе климатическими и географическими условиями.
Важными становятся рассмотрениеосновных направлений смягчения неравенства доходов населения, исследованиебедности в современной России, ее особенностей и социально-экономическихпоследствий, а также механизмов государственного регулирования доходовнаселения и их дифференциации.
Основными механизмамигосударственного перераспределения доходов являются налоговая политика, систематрансфертных платежей (социальных трансфертов). Трансфертные платежи являютсяматериальной поддержкой малообеспеченных слоев населения государством набезвозмездной основе. Для смягчения влияния рыночной экономики надифференциацию доходов населения, рост бедности формируется эффективная системасоциальной защиты населения.
Повышение уровня жизнитрудоспособного населения предполагает обеспечение эффективной занятости,совершенствование механизма регулирования заработной платы.
В настоящее время припрактически полном отсутствии ограничений со стороны государства предприятияимеют полную свободу на установление заработной платы. Организация оплатытруда, существовавшая до реформы, и регулирование заработной платы,установленное на сегодняшний день, с экономической точки зрения неприемлемы,так как в обоих случаях не принимается во внимание цена рабочей силы,складывающаяся в зависимости от спроса и предложения на рынке труда.
К проблеме дифференциациидоходов населения очень тесно примыкает такая социально-экономическая проблема,как проблема бедности. Бедность может порождаться причинами, не имеющиминикакого отношения к дифференциации доходов населения, и являться следствиемчрезвычайной ситуации, например, войны, природных катаклизмов. Углубление иобострение бедности в России — это и результат (хотя не только) неприемлемойдифференциации доходов.
В России в соответствии сдействующим законодательством в качестве границы бедности используется прожиточныйминимум[2] дифференцированный по регионами представляющий собой уровень дохода, обеспечивающий приобретение научнообоснованного минимального набора материальных благ и услуг для поддержанияжизнедеятельности человека. Для того чтобы отнести семью или отдельногочеловека к категории бедных, прожиточный минимум сопоставляют с доходами даннойсемьи или лица.
Исследование региональногоаспекта бедности в России показывает, что наиболее значительные группыбеднейшего населения сконцентрированы в регионах с низким уровнемэкономического развития и слабыми возможностями обеспечения за счет собственныхресурсов приемлемого уровня развития социальной сферы. В таких регионах, какправило, пониженный по сравнению с другими территориями удельный вес занятогонаселения.
В качестве критерияэффективности политики регулирования доходов можно рассматривать как динамикуиндекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) по России в целом, сокращениеразрыва между Россией и развитыми экономиками, так и сокращение асимметричностиэтого показателя по регионам России. По оценкам развития человеческогопотенциала Россия в 2002 г. находилась на 57-м месте и вслед за Болгариейвозглавляла группу стран со средним развитием человеческого потенциала. Посравнению с 1990 г. этот показатель снизился к 2002 г. с 0,813 до 0,795. Разрывс Норвегией (0,956), возглавлявшей список в 2002 г., составил 0,161, тогда какразрыв с ведущей страной в 1990 г. — Канадой (0,928) составлял 0,115.
Для оценки региональнойасимметрии наиболее часто используется сравнение максимального и минимальногозначений показателя, зафиксированного для регионов, — размах региональнойасимметрии (W) будет рассчитан по следующей формуле:
W= max Pr / m in Pr,
где Pr — значение показателя в r-м регионе, при r = 1, 2, 3,… R
R — числорегионов.
В 1996 г. максимальное значение(0,867) было в Москве, а минимальное (0,520) в Республике Тыва. В 2001 г. самыйвысокий показатель ИРЧП по Москве 0,866 был прежним, а минимальный показательстраны в Республике Тыва вырос до 0,579.
Среднее квадратическоеотклонение, как и среднее линейное отклонение, показывает, насколько в среднемотклоняются конкретные варианты признака от его среднего значения. Показателирассеивания и вариации дают наиболее общую оценку региональной асимметрии. Этаоценка может быть использована как при сопоставлении региональнойдифференциации по одному показателю в динамике, так и при сравнении степениэтой дифференциации по различным показателям в одном временном периоде. Рассеиваниеи вариация регионов формируют качественно близкие оценки региональнойдифференциации. Значения показателей дифференциации, рассчитанные на одинпериод, малоинформативны, более интересна динамика показателей асимметрии.
Коэффициент региональнойасимметрии (AS) — не зависящая отмасштаба, выбранного при измерении варианта, безразмерная характеристика (нормированныймомент третьего порядка), рассчитывается по формуле:
/>
Благодаря безразмерности этогопоказателя коэффициент региональной асимметрии наиболее точно оцениваетизменение дифференциации в динамике.
Расчеты дифференциации регионовРоссии приведены в приложении № 1. Для оценки этого показателя используется ВРП:он представляет собой вновь созданную стоимость товаров и услуг, произведенныхна территории региона, и определяется как разница между выпуском продукции ипромежуточным потреблением. Показатель ВРП является по своему экономическомусодержанию весьма близким показателю ВВП. Однако между показателями ВВП (нафедеральном уровне) и ВРП (на региональном уровне) есть существенная разница. СуммаВРП по России неравнозначна ВВП, поскольку не включает добавленную стоимость понерыночным коллективным услугам (оборона, государственное управление и т.д.),оказываемым государственными учреждениями обществу в целом.
Ввиду особой важности внастоящее время проблемы экологии мониторинг устойчивого развития долженвключать в объект своего наблюдения состояние окружающей среды и прогноз ихизменения под воздействием природных и антропогенных факторов.
Цель создания такой системы — оперативноеотслеживание уровней достижения целевых показателей — индикаторов устойчивогоразвития (социальная, экономическая и экологическая сферы) и своевременнаяразработка предложений по принятию необходимых управленческих решений в случаенедовыполнения отдельных заданий.
Система индикаторов включаетобщесистемные индикаторы и индикаторы, отражающие закономерности и процессыустойчивого развития социальной, экономической и экологической сфер, которыеявляются основными звеньями системы «человек — окружающая среда — экономика».Общесистемные индикаторы характеризуют процессы устойчивого развития всех сферв целом, в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Они количественно измеримы исопоставимы в динамике, обеспечивают возможность сравнения аналогичныхпроцессов с другими странами и, кроме того, дополняются и конкретизируютсяиндикаторами, характеризующими развитие основных компонентов системыустойчивого развития.
Расчет индекса экологическогосостояния производится аналогично другим составляющим ИРЧП по формуле:
фактическое значение Х — минимальноезначение Х
/>Х -
максимальное значение Х — минимальноезначение Х

Уровень антропогенной нагрузкихарактеризует воздействие хозяйственной деятельности человека на экосистему ирассчитывается как частное от деления объемов потребления всех видовтопливно-энергетических ресурсов (в т. у. т) на 1 кв.км территории.
Для целей мониторинга иобеспечения согласованности система индикаторов строится по иерархическомупринципу с выделением следующих характеристик:
пороговое значение, нижекоторого нельзя опускаться, так как в противном случае произойдут необратимыеизменения и ноосфера может быть подвергнута разрушению;
фактическое значение индикатора;
ранг (вес) индикатора,характеризующий степень его влияния на интегральный показатель (обычнокоэффициент, устанавливаемый экспертным путем, или коэффициент взаимосвязи (эластичности)исследуемого и интегрального индикатора).
К участию в реализациимероприятий по устойчивому развитию и контролю за их выполнением должныпривлекаться широкие слои общественности, неправительственные организации,население.
Для характеристики внешнеэкономическихсвязей региона составляются балансы ввоза-вывоза основных видов сырья, товарови услуг. На этой основе определяется внешнеторговый оборот с другими регионамиРФ, со странами СНГ и с другими странами мира. Для отражения роли отраслейрегиона в национальной экономике применяются коэффициенты локализациипроизводства. Помимо этого используются специфические показатели, отражающиеместоположение региона в экономическом пространстве страны. Для этих целейиспользуются показатели открытости экономики региона.
Открытость экономики регионахарактеризуется как отношение объема товарообмена (межрегионального ивнешнеэкономического) к произведенному ВРП. Степень общей открытости экономикиобычно характеризуется отношением объема товарообмена (межрегионального ивнешнеэкономического) к произведенному ВРП.
Основным методом исследованияфинансовых связей региона является разработка баланса кругооборота финансовыхресурсов в виде сводного финансового баланса региона. Наличие такого балансапозволяет осуществить контроль за движением всех финансов в регионе иодновременно разрабатывать действенные мероприятия по стимулированию ихрационального использования.
Сводный финансовый балансрегиона должен охватывать все секторы финансового рынка, включая внебюджетныефонды, валютные ресурсы, сбережения населения, ресурсы кредитной системы — коммерческихбанков, страховых компаний, инвестиционных фондов. Сводный финансовый балансрегиона должен стать инструментом глубокого анализа финансового потенциала,который позволит выявить имеющиеся резервы, более активно мобилизоватьинвестиции и использовать их с максимальной эффективностью на приоритетныхнаправлениях.
Заключение
Делая вывод, опираясь на данныйматериал, можно сформулировать ряд основных задач региональной экономики:
Межрегиональный обмен ипроизводственно техническое взаимодействие;
Построение экономики региона наполитэкономическом осмыслении макроэкономических процессов при развитиирыночных отношений;
Изучение региональных факторов иусловий формирования рынка;
Демографическое исследование дляпрогнозирования развития и функционирования потребительского рынка;
Распределение населения итерритории региона, обоснование схемы рыночного “тяготения” населения,разработка единой комплексной схемы размещения как оптовых, так и розничныхпредприятий;
Развитие воспроизводственныхпроцессов осуществляющихся в регионе: воспроизводство регионального продукта,капитала, природных ресурсов, движение материальных и финансовых потоков междуосновными агентами экономики региона: предприятиями домашними хозяйствамигосударствами учреждениями;
Соблюдение внутреннейхозяйственной целостности региона, для потенциальной способности рынка развитияза свой счет;
Обеспечение развитияпроизводительных сил территории, на основе не возникновения значительныхвнутрихозяйственных диспропорций и сохранения способности самостоятельноосуществлять динамическое развитие собственной экономики, всесторонне используяимеющиеся ресурсы (природные, трудовые, финансовые)
Развитие и структурированиехозяйственного комплекса региона (производственная, непроизводственная сферы);
Сохранение экономическогопотенциала регионов и его основных составляющих: природно-ресурсный потенциал; населениеи трудовые ресурсы, производственный потенциал;
Развитие комплекса обслуживающихотраслей, создание производственной, социальной, и рыночной инфраструктур;
Использовать новые тенденции вразвитии межрегиональных и международных экономических связей, созданиесовместных предприятий, развитие свободных экономических зон.
Список использованной литературы
1. Борисов Е.Ф. «Основыэкономики», М., 2005 г.
2. Под ред. Видяпина В.И., СтепановаМ.В. «Региональная экономика»,
М., 2007 г.
3. Герасимов Б.И., Иода Ю.В. «Введениев экономику: основы экономического анализа», Тамбов, 2004 г.
4. Липсиц И.В. «Экономика»,М., 2006 г.
5. Остапенко Ю.М. «Экономикатруда» М., 2007г.
6. Фетисов Г.Г., Орешин В.П. «Региональнаяэкономика и управление», М. 2006 г.
7. Шевчук Д.А." Историяэкономики" М. 2009 г.
8. Федеральный закон от 24 октября1997 г. № 134 — ФЗ.
Приложение № 1
Расчеты дифференциации регионовРоссии/> Индекс дохода Индекс здоровья Индекс образования ИРЧП 1996 г. /> /> /> /> Максимум 0,775 0,973 0,939 0,867 Минимум 0,507 0,174 0,827 0,520 Размах ассиметрии 1,529 5,592 1,135 1,667 Среднее квадратическое отклонение 0,678 0,639 0,885 0,734 Коэффициент ассиметрии 1,001 0,167 0,591 0, 193 2001 г. /> /> /> /> Максимум 0,955 0,827 0,998 0,855 Минимум 0,455 0,342 0,792 0,579 Размах ассиметрии 2,099 2,418 1,260 1,477 Среднее квадратическое отклонение 0,664 0,665 0,882 0,737 Коэффициент ассиметрии 1,048 2,740 0,624 1,498


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Just War Theory Essay Research Paper Just
Реферат История крупных аварий и катастроф на территории Москвы и Московской области
Реферат Предмет истории политических и правовых учений
Реферат «Алюминий и его соединения» (с применением технологии развития критического мышления, с использованием стратегии зху знаю хочу узнать узнал)
Реферат Family Marriage And Gender Roles Essay Research
Реферат Unions Essay Research Paper Labor Unions
Реферат Структура газеты: кто чем заведует
Реферат Союз Коморских Островов
Реферат Symbolism In Young Goodman Brown Essay Research
Реферат Сужение левого предсердно-желудочкового отверстия: дополнительные методы исследования и прогноз
Реферат Точки роста инновационной среды - актуальные вопросы региональной политики
Реферат Анализ хозяйственной деятельности предприятия 2
Реферат Статистика: Дисперсия, ее свойства, правило "трех сигм"
Реферат A Teaching Career Essay Research Paper I
Реферат Marketing Analysis For Nike Essay Research Paper