Реферат по предмету "Экономика"


Спрос, предложение и их эластичность

Содержание
Введение
1. Спрос, кривая спроса
             1.1 Факторыизменения спроса
             1.2.Эластичность спроса
2. Предложение, криваяпредложения
             2.1. Факторыизменения предложения
             2.3.Эластичность предложения
3. Взаимодействие спросаи предложенияЗаключение

                                    Введение
 
Спроси предложение – самые важные понятия, которые рассказывают о взаимодействиипродавцов и покупателей, с учетом того, что и те, и другие стремятся к наиполному удовлетворению своих потребностей.
Покупательвсегда будет стараться купить нужный ему товар, по более низкой цене, апродавцы, соответственно, имеют стремление к продаже, по более высокой. Цена товара- это важный фактор, как для предложения, так и для спроса, и является их общимфактором. Так же, вместе с ценой, на спрос влияет возможность покупателязаменить данный товар, на аналогичный, т.е. близким по значению и выполняемымфункциям, а на предложение — уровень развития, в данной отрасли, технологии.
Таккак желания продавцов и покупателей выполняются исключительно за счет другдруга, то их встреча просто неизбежна, в связи с этим образуется РЫНОК. Рынок — это система экономических отношений между поставщиками товара, и егопокупателями,  вследствие которых они совершают сделки.
Всвоей работе я хочу рассмотреть эластичность спроса и предложения, а такжекривые их изменений.
Эластичностьсчитается одной из самых важных категорий в экономике. Она была введенаА.Маршаллом. Эластичность — это изменение одной переменной в связи с изменениемдругой, выраженных в процентах. с помощью данного понятия можно узнать, какизменение факторов рынка, влияет на его адаптацию. Обычно считается,  чтопродавец (фирма, организация и т.д.) увеличивает выручку, путем повышения ценына свой товар, но на самом деле дела обстоят не так: поднятие цены не всегдаведет к увеличению прибыли, возможна даже совершенно обратная реакция — снижение выручки, за счет сокращения спроса на данный товар и как следствие,сокращение сбыта.
Эластичностьопределяет, на какую величины изменится объем сбыта, после изменения цены,поэтому она имеет большое значение для продавцов (производителей).
Самаяважная задача продавцов — это изучение спроса и мотивации покупателей, когда тесобираются совершить покупку. Чем полнее информация, тем проще производителюконкурировать на рынке, расширяться  и обеспечивать себе нормы продаж.
Продавецпросто обязан знать, от каких факторов зависит спрос на предоставляемый имтовар. Величина спроса в основном зависит от сопоставимости доходов покупателейи цен на товары., и конечно, от цен на взаимозаменяемые (шоколад и карамель,масло и маргарин, кола и пепси) и взаимодополняемые (принтер и бумага,кофемолка и кофе, машина и бензин) товары. Так же на спрос влияют и другиефакторы.
Еслифирма-производитель поднимет цены на свой продукт, то спрос, вероятно,понизится, что даст возможность фирмам конкурентам, выпускающим аналогичныйтовар по менее высоким ценам, увеличить спрос на их продукцию, и тогда спрос натовар данного продавца упадет еще ниже. Если же доходы населения (покупателей)увеличатся, то можно рассчитывать на то, что количество продаж (сбыт)увеличится тоже.

                                               1.Спрос, кривая спроса
  Дляудовлетворения своих потребностей покупатель приобретает нужные ему товары,причем только на ту сумму которая у него имеется на данный момент. Он хочетисполнить максимум своих желаний, истратив на это лишь данную сумму. Для этогоон  составляет комбинацию необходимых покупок, которая будет удовлетворять егопотребности полностью и будет доступна по своей стоимости. Таким образомформируется желание покупать требуемые товары, которое укрепляется возможностьюих оплатить, т.е. Индивидуальный спрос. Для какой-либо группы людей общимспросом будет сумма индивидуальных спросов.
  Для анализа спроса нужно определить его количественную трактовку, в этих целяхспрос определяют как зависимость потребности покупателя, имеющего доступ крынку определенного продукта, которую он может оплатить в  конкретномколичестве продуктов от цены на этот продукт. Проще говоря, покупательприобретет различное количество товаров, при разных ценах на данный продукт.При условии, что  остальные факторы,  влияющие на приобретение, останутся безизменений.
 Если представить, что существует какой-то определенный набор товаров,удовлетворяющий потребности потребителя. На любой товар из этого наборасуществует своя цена, и покупатель рассчитал, что его потребность будетудовлетворена, в случае если он приобретет определенное количество каждогопродукта. Если же цены на товары нужные покупателю упадут, то у него появятсясвободные деньги для выполнения или улучшения выполнения других потребностей.Спрос может увеличиться либо только на определенный товар (на который ценаупала), либо на несколько видов товаров, с наличием или отсутствием данного, влюбой пропорции,  в зависимости от приоритетов покупателя. Таким образом, приснижении цены на товар спрос точно не уменьшиться, а может даже возрасти.
Нарынке предоставлено огромное количество товаров, которые очень близки поназначению — способны удовлетворить одну и ту же потребность- но отличаются поинтенсивности удовлетворения этой потребности (количество затраченноговремени,  сложности извлечения пользы).
Предположим,что перед снижением цен на конкретный товар данную сумму денег можно было сбольшей выгодой потратить на  аналогичный товар другой марки:
Например,у покупателя есть возможность купить 10 единиц товара (А) или 20 единиц товара(Б).10 единиц товара(А) дает немного меньше удовлетворения чем  20 единиц товара(Б), покупатель всвязи с этим приобретает товар (Б). Если цена на товар падаети за ту же сумму покупатель может приобрести 13 единиц товара (А) или все те же15 единиц товара (Б). Те дополнительные 3 единицы товара (А) могут прекраснозакрыть разницу в полезности товара (А), и тогда выбор явно перейдет в сторонутовара (А), на который цена была снижена. Можно сделать вывод, что падение ценына товар, делает его более привлекательным, в сравнении с взаимозаменяемымтоваром. Но все это возможно лишь, в случае если прирост количества товара,появившийся всвязи со снижением цены,  достаточен для покрытия разностиполезности, в противном случае, спрос, скорее всего, останется неизменным.
Постоянныйспрос на товар вероятен, но при падении его цены, почти никогда не можетсохраняться, при условии дальнейшего постепенного снижения цен. Средства,сэкономленные на покупке данного товара, покупатель тратит на повышенноеудовлетворение других потребностей, но вскоре он захочет повысить качествоудовлетворения и этой потребности, т.к. она будет отставать от других. Такой жевывод можно сделать и из того, что возможный прирост количества товара все такиприведет к выбору большего количества товара (А) по сравнению с прежнимколичеством товара (Б).    
Длякаждого, отдельно взятого покупателя, приоритеты в удовлетворении потребности иоценка полезности товара в сравнении с другими будут различными. Поэтому спросна товар будет возрастать при снижении его цены и постоянстве остальныхфакторов.  Кроме того, при более высокой цене часть потенциальных покупателей,пусть даже имевшая доступ к данному рынку, не могла себе позволить покупатьданный и альтернативный товар: соответствующая данному товару потребностьвполне могла быть наименее актуальной для некоторых покупателей, и они могливовсе отказываться от удовлетворения соответствующей потребности ввидунедостаточного дохода. При снижении же цены некоторые покупатели уже станут,способны покупать данный товар, и спрос будет расти еще и за счет увеличенияколичества покупателей.
Измеряяспрос количеством товаров, которые покупатели готовы купить (Q), можно выразитьзависимость спроса от цены (P)  некоторой убывающей функцией Q=D(P) инаглядно представить закон спроса графически в виде так называемой кривойспроса:
                                   />
                                     Рис. 1 Кривая спроса
Ясно,что вышеприведенные рассуждения не могут претендовать на абсолютную точность влюбой ситуации. Например, невозможно круглосуточно удовлетворять своюпотребность в просмотре кинофильмов или бесконечно наращивать покупкистиральных машин даже при исключительно малой их цене; существенным является ито, является ли некоторое минимальное количество товара принципиально важнымдля физического выживания человека. Исходя из этих соображений об убывающемхарактере кривой спроса в общем случае можно вполне уверенно говорить лишь для«обычной» ситуации, и из этих соображений  при «слишком» больших и«слишком» малых значениях Q поведение кривой спроса на вышеприведенном графикедолжно исследоваться особо.
  Наналичие у покупателей желания и возможности покупать данный товар по определеннойцене (то есть на положение и точную форму вышеприведенной кривой D в осях Q иP) влияет множество факторов, называемых неценовыми детерминантами спроса,которые предполагались фиксированными при построении кривой спроса, но вреальности, естественно, могут изменяться.
  1.1.Факторы изменения спроса
Благоприятноедля данного продукта изменениепотребительских вкусов или предпочтений(вызванное, например, проведением активной рекламной кампании для данногопродукта, изменением моды на данный продукт или исследованием спроса на данныйпродукт в ином географическом регионе) будет означать, что спрос возрос покаждой цене. Неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителей вызовутуменьшение спроса.
Увеличениеили уменьшение числа покупателей, имеющих доступ на данный рынок, обусловливаетсоответственно повышение и снижение спроса.
Какуже отмечалось, на рынке обычно существуют товары, близкие к интересующемутовару по характеру удовлетворяемой с их помощью потребности покупателя, т.е.интересующий товар, входит в группу взаимозаменяемых товаров. В зависимости от измененийсоотношения ценна взаимозаменяемые товары, появления на рынке новогоблизкого товара с лучшими потребительскими характеристиками спрос на конкретныйтовар из группы может изменяться: внутри группы спрос на одни товары растет засчет уменьшения спроса на другие товары.
Извлечениепользы из многих товаров требует наличия у потребителя некоторого другоготовара, т.е. два или несколько товаров могут являться взаимодополняющими(например, кофе в зернах и кофемолка). Повышениеили уменьшение спросана взаимодополняющий товар (например, в результате изменения его цены) приводитк соответственно повышению или уменьшению спроса и на данный товар.
Изменениеобщего дохода (бюджета) потребителей также существенно влияет на спрос, причем в данном случаесущественным оказывается вид исследуемого товара. Товары, спрос на которыеизменяется в прямой зависимости с изменением денежного дохода потребителей,называются товарами высшей категории, или нормальными товарами. Однакосуществуют товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении,то есть спрос возрастает при снижении доходов, –  они называютсятоварами низшей категории и включают в себя, например, хлеб, одежду секонд-хенд,восстановленные автопокрышки.
Потребительскиеожидания относительнобудущих цен на товары (например, в связи с изменениями налоговой системы),относительно наличия существующих и иных товаров в будущем (например, припоявлении информации об уходе с рынка крупного поставщика привычного товара илио скором начале выпуска товара, лучше удовлетворяющего соответствующиепотребности) также способны изменить спрос в соответствующую сторону.Изменяющие спрос ожидания могут относиться и к собственному доходу потребителя вбудущем.
Изменениенеценовых параметров вызовет «смещение» кривой спроса на вышеприведенномграфике Q=D(P) (при этом под «смещением», естественно, не может пониматьсясдвиг каждой точки кривой спроса вправо или влево на одно и то же значениеΔQ, параметрическая зависимость в общем случае предусматривает и некоторуюграфическую трансформацию кривой спроса).
 Воизбежание путаницы под термином «изменение спроса» принято понимать изменениесамой функции Q=D(P) («смещение» всей кривой спроса) под влиянием неценовыхфакторов, а под термином «изменение величины спроса» — реакцию спроса наизменение цены при постоянстве значений всех иных факторов (перемещение вдолькривой спроса).
Дляхарактеристики поведения кривой спроса на определенном участке, как и для анализамногих других зависимостей, в экономике используется так называемая функцияэластичности, отражающая степень чувствительности изменений одной величины кизменениям другой, или, точнее, на сколько процентов изменится одна величинапри определенном процентном изменении другой величины. То есть эластичностьспроса по цене в определенной точке кривой спроса будет равна отношениюпроцентного изменения объема спроса к процентному изменению уровня цен.Аналогичным образом оказывается удобным использовать понятие эластичности и дляхарактеристики чувствительности спроса к изменениям неценовых параметров прификсированной цене (эластичность спроса по доходу, перекрестная эластичностьспроса на один товар по цене на другой товар и т.п.).
 
1.2. Эластичность спроса
Мерареакции одной величины на изменение другой называется эластичностью.Эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменнаяэкономическая величина при изменении другой на один процент. Примером можетслужить эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, котораяпоказывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса натовар при изменении его цены на один процент.
 Еслиобозначить цену  Р,  а величину спроса  Q,  то показатель(коэффициент) ценовой эластичности спроса  Ер равен:
/>                                                           
где  Q—  изменение величины спроса, %;  Р — изменение цены, %;
«Р»в индексе означает, что эластичность рассматривается по цене .
 Аналогичноможно определить показатель эластичности по доходам или какой-то другойэкономической величине.
Показательценовой эластичности спроса для всех товаров является отрицательной величиной.Действительно, если цена товара снижается — величина спроса растет, и наоборот.Однако для оценки эластичности часто используется абсолютная величинапоказателя (знак «минус» опускается).
Например,снижение цены стирального порошка на 5% вызвало увеличение спроса на него на10%. Показатель эластичности будет равен:
/>,               />
Еслиабсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса больше 1, то мыимеем дело с относительно эластичным спросом. Иными словами, изменение цены вданном случае приведет к большему количественному изменению величины спроса.
Еслиабсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса меньше 1, то спросотносительно неэластичен. В этом случае изменение цены повлечет за собойменьшее изменение величины спроса.
Прикоэффициенте эластичности равном 1 говорят о единичной эластичности (рис 2 (в)).В этом случае изменение цены приводит к такому же количественному изменениювеличины спроса.
Нарис. 2 изображены два варианта графиков спроса. На рис. 2, а  снижениецены с Р0до Р1, на 100 тг. (на 33%)приведет к росту величины спроса с Q0до Q1,на 20 ед. (на 200%). Коэффициент эластичности будет равен 6 (200:33), т.е. онбольше 1, и спрос эластичен. А что произойдет с выручкой от реализациипродукции? Она увеличится с 3000 (300×10) до 6000 тг. (200×30), т.е. вырастет в два раза. Заштрихованные прямоугольники и 1наглядно показывают увеличение выручки от реализации продукции при снижениицены в условиях эластичного спроса. Площадь прямоугольника 1 заметнобольше площадипрямоугольника 0.
Рис.2, б  графически иллюстрирует пример неэластичного спроса. Снижение ценына 100 тг. (с Р0до Р1) увеличит величинуспроса лишь на 2 ед. При этом выручка от реализации упадет с  3000(300×10) до 2400 тг. (200×12). Естественно, что при такой ситуациифирма не будет снижать цену своей продукции, не безоснованияопасаясь снижения своих доходов.
/>
Рис. 2. Относительноэластичный (а)  и относительно неэластичный (б) спрос
Существуетдва крайних случая. Первый случай — существование только одной цены, прикоторой товар будет приобретаться покупателями. Любое изменение цены приведетлибо к полному отказу от приобретения данного товара (если цена повысится),либо к неограниченному увеличению спроса (если цена снизится). При этом спросявляется абсолютно эластичным, показатель эластичности бесконечен. Графическиэтот случай можно изобразить в виде прямой, параллельной горизонтальной оси(рис. 3, а). Например, спрос на помидоры, продаваемые отдельнымторговцем на городском рынке, абсолютно эластичен. Однако рыночный спрос напомидоры не является эластичным.
/>
 Рис.3. Крайние случаи эластичности: а — спрос абсолютно эластичен, б— спрос абсолютно неэластичен
Другойкрайний случай — изменение цены не отражается на величине спроса. График абсолютнонеэластичного спроса (рис. 3,б) выглядит как прямая, перпендикулярнаягоризонтальной оси. Примером может служить спрос на отдельные виды лекарств,без которых больной не может обойтись,  и  т. п.
Такимобразом, абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса можетизменяться от нуля до бесконечности:
/>  — спросэластичен;
/>  — спроснеэластичен;
     />  — спрос сединичной эластичностью.

2. Предложение, кривая предложения
Предложение– это совокупность товаров и услуг, которые могут быть поставлены на рынокпоставщиками, предложены покупателям для покупки.
Дляисследования предложения удобно, как и для спроса, определить его количественнуютрактовку. В целях анализа под предложением понимается зависимость количестватоваров, которое поставщик готов поставлять для продажи, от установленнойпродажной цены на данный товар, если все иные факторы, включая уровеньорганизации деятельности поставщика, остаются неизменными. То есть аналогичнофункции спроса вводится функция предложения Q=S(P), где P – продажная ценатовара, Q – количество товара, которое будет поставляться продавцами на рынокпри данной цене.
Любойпоставщик имеет цель заработать максимальную прибыль, то есть всегда стремитсяподобрать количество поставляемых товаров таким образом, чтобы его общаяприбыль при существующих ценах на эти товары была максимальной.
Очевидно,что производить товаров «слишком мало» невыгодно, т.к. любой поставщик несеттак называемые постоянные затраты, не зависящие от объема поставок (например,плата за аренду помещений, оплата труда административного и обслуживающегоперсонала, амортизация стоимости зданий и оборудования, которые имеют физическии «морально» ограниченный срок службы независимо от степени их эксплуатации).Ясно, что на чем большее количество поставленных изделий распределяются этипостоянные расходы, тем меньшая сумма «постоянной себестоимости» будет укаждого из изделий – если бы все расходы поставщика были постоянными, то снаращиванием объема поставок себестоимость единицы изделия монотонно убывалабы. Существование же некоторого ограничения сверху на наращивание объемапоставок объясняется тем, что для любого поставщика существует некотороеопределенное количество поставляемого товара, превышение которого вызоветускорение роста переменных расходов, необходимых для выпуска каждогодополнительного изделия. Или, говоря иначе, при увеличении переменных расходовсверх некоторого критического значения количество дополнительно произведенныхизделий в расчете на единицу вложенных переменных издержек будет постепенноуменьшаться – так называемый закон убывающей производительности. Это связано,прежде всего, с существованием технических и технологических ограничений нанаращивание объема производства сверх некоторого количества в единицу временидля любого оборудования: оборудование будет давать все более частые сбои, засчет несоблюдения технологии увеличится количество брака и отходов. При этом бессмысленнодалее увеличивать затраты на внеплановые ремонты, увеличивать интенсивностьподачи сырья, увеличивать число рабочих смен или ставить около каждого станкапо два рабочих. Утверждается, что закон убывающей производительности применимко всем известным производственным процессам. 
Такимобразом, с ростом интенсивности поставок критичность режима работы поставщикабудет ускоренно нарастать, и себестоимость каждого отдельного дополнительнопоставленного изделия (т.е. сумма затрат, которую производство этогодополнительного изделия добавит ко всем ранее произведенным общим затратам,которые были осуществлены для производства всех предыдущих изделий) превыситустановленную продажную цену (т.е. сумму, добавляемую в результате поставкиэтого дополнительного товара к общей выручке). В этом случае поставка этогодополнительного изделия действительно уменьшит, а не увеличит общую прибыль,равную разности между общей выручкой и общими затратами. Ясно, что чем вышеустановленная продажная цена, тем больший объем производства соответствуетоптимальному уровню для отдельного поставщика: поставщик имеет возможностьвыдержать более интенсивный (то есть более дорогостоящий) режим работы, большуюсебестоимость последнего дополнительно произведенного изделия.
Крометого, при повышении продажной цены для ряда других поставщиков, которые ранеене имели возможности предлагать на рынке данный товар по той причине, чтопродажные цены были ниже даже минимально возможной средней себестоимостипоставляемых ими изделий, могут теперь начать поставки на рынок этого товара,т.к. продажа товара для них теперь может быть выгодной. Таким образом, ростцены влечет за собой увеличение предложения.
Криваяпредложения может быть схематично представлена графически следующим образом:
/>
Рис.4. Кривая предложения
Ясно,что кроме цены для каждого поставщика существуют иные факторы, существенные дляпринятия решения об определенном объеме продаж, которые выше предполагались неизменными,но в реальности постоянно изменяются. Аналогично тому, как изменения неценовыхдетерминантов спроса «сдвигают» кривую спроса, изменения неценовыхдетерминантов предложения будут вызывать «сдвиги» кривой предложения.
 
 2.1.Факторы изменения предложения
Приобщем снижении/повышении себестоимости производства в результате внешнегопонижения/повышения цен на используемые в производстве ресурсы,или при улучшении/ухудшении технологии производства, или при снижении/повышенииуровня налогов уровень оптимального объема продаж для той же продажной ценысоответственно вырастет («смещение» кривой предложения вправо) или снизится(«смещение» кривой предложения влево).
Ясно,что каждый новый продавец на рынке интересующих товаров дополняет общеепредложение своим количеством товара, то есть чем больше/меньше продавцов – тембольше/меньше общее предложение для каждой цены.
При пониженииили повышении цен на другие товары, которые данный поставщик имеет возможностьпоставлять на рынок, для него может оказаться выгодным соответственно увеличитьпоставки других товаров вместо исследуемого товара («сдвиг» кривой предложенияисследуемого товара влево) – или наоборот сократить поставки других товаров,увеличив предложение исследуемого («сдвиг» кривой предложения исследуемоготовара вправо).
Поставщикможет сократить объем продаж в текущем периоде в надежде получить большуюприбыль (или меньший убыток) в следующем периоде в связи с ожиданиямиопределенных изменений внешних условий (т.е. может «придерживать» товары врасчете на рост цен в ближайшем будущем или резко увеличить объем продаж длязаблаговременного освобождения мощностей к началу периода, когда продажаданного товара будет явно и сильно убыточной, например, в результате тех жеизменений налоговой системы).
Аналогичнотерминологии для спроса, для описания предложения под термином «изменениепредложения» принято понимать изменение самой функции Q=S(P) («смещение» всейкривой предложения) под влиянием неценовых факторов, а под термином «изменениевеличины предложения» — реакцию предложения на изменение цены при прежнихзначениях всех иных факторов (перемещение вдоль кривой предложения).
2.2.  Эластичность предложения
Измерив,эластичность предложения по цене, можем получить ответ на вопрос, насколькопроизводство той или иной продукции реагирует на изменение цены. Коэффициентценовой эластичности предложения рассчитывается по той же формуле, что икоэффициент ценовой эластичности спроса. Различие лишь в том, что вместовеличины спроса берется величина предложения:
  />                                      
где  Q0и Q1 — предложение до и после изменения цены; Р0и Р1 — цены до и после изменения; «s» в индексе означаетэластичность предложения.
Предложение,поскольку оно связано с изменением производственного процесса, медленнееадаптируется к изменению цены, чем спрос. Поэтому фактор времени являетсяважнейшим в определении показателя эластичности.
Обычнопри оценке эластичности предложения рассматриваются три временных периода:краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный.
Подкраткосрочным понимается период, слишком короткий для осуществления каких-либоизменений в объеме выпускаемой продукции. Например, садовод, вырастивший яблокии приехавший на рынок их продавать, не может изменить количество предлагаемыхим яблок, какая бы ни сложилась рыночная цена. В этом случае предложениеявляется неэластичным.
Среднесрочныйпериод достаточен для расширения или сокращения производства на ужесуществующих производственных мощностях, но недостаточен для введения новыхмощностей. Эластичность предложения в этом случае повышается.
Долгосрочныйпериод предполагает расширение или сокращение фирмой своих производственныхмощностей, а также приток новых фирм в отрасль при расширении спроса на даннуюпродукцию или уход из нее при сокращении последнего. Эластичность предложениябудет выше, чем в двух предыдущих случаях.
Ценоваяэластичность предложения выступает как прямая линейная зависимость междуэкономическими переменными, показывающими процентное изменение цен и объемапредлагаемых к продаже товаров. Эти зависимости обусловливают положение кривыхэластичности предложения, изображенных на графике (рис. 5).
Приединичной эластичности предложения 1% увеличения цены товаров вызывает 1%увеличения их предложения. В этом случае имеет место равновеликое изменение цени количества предлагаемых товаров, коэффициент которого равен единице.
/>
Рис.5. Варианты эластичности предложения:
(а) —единичная эластичность;
(б) —эластичное предложение;
(в) —неэластичное предложение
Вслучае эластичного предложения 1% увеличения цены способен вызвать увеличениеколичества предлагаемого к продаже товара более, чем на 1%. Коэффициентэластичности здесь больше единицы.
Принеэластичном предложении увеличение цены не оказывает какого-либо влияния наувеличение количества предлагаемых к продаже товаров.
Теоретическиможно предусмотреть случай бесконечно эластичного предложения, которое награфике имело бы вид горизонтальной линии.
Оновозможно как реакция увеличения поставок товара на рынок при крайненезначительном увеличении его цены.

3. Взаимодействие спроса и предложения.
Впредыдущих разделах обсуждались отдельно кривая спроса и кривая предложения,отражающие соответственно платежеспособные потребности покупателей вопределенном количестве товара в зависимости от его цены и готовность продавцовпоставить определенное количество товара в зависимости от цены. При этом врассуждениях намеренно не затрагивалось влияние покупателей на продавцов ипродавцов на покупателей, и кривые спроса и предложения построены исходя изпредположений, что весь товар, который покупатель готов купить, существует нарынке, а весь поставленный на рынок поставщиком товар будет куплен. Вдействительности, естественно, покупатели и продавцы вместе формируют рынок, инет смысла говорить об оптимальности удовлетворения потребностей покупателя,если он не купит всё, что запланировал, и о максимальности прибыли поставщика,если он не сумеет продать, скажем, половину того количества товара, котороерассчитывал продать.
Планыпокупателей вполне могут не совпадать с планами поставщиков, и этот факт можетбыть наглядно продемонстрирован путем отражения кривой спроса и кривойпредложения для одного и того же товара, рынка и внешних факторов, в однихосях.
/>
 Рис6. Взаимодействие спроса и предложения
 Изэтого графика видно, что лишь при цене на исследуемый товар P=P0планы,как покупателей, так и продавцов оправдаются полностью: покупателизапланированным оптимальным образом удовлетворят свои потребности, а поставщикиполучат запланированную оптимальную прибыль. Если же на рынке в данный моментсуществует цена P1P0,то это означает, что покупатели готовы купить товара в объеме Q1(точка C на графике), тогда как продавцам выгодно поставить товара лишь вколичестве Q4>Q1 (точка D на графике) – таким образом,при такой цене часть предложения останется непокрытой спросом, то естьвозникнет ситуация избыточного предложения (т.е. профицита, излишка данноготовара на рынке в количестве Q4-Q1).
Налюбую из ситуаций дефицита и профицита, когда ожидания соответственнопокупателей и продавцов относительно степени удовлетворения своих потребностейне оправдались, и те и другие будут действовать исходя из соображениймаксимально полного удовлетворения своих интересов. Фактически к перечню ужеобсуждавшихся факторов, влияющих на действия покупателей и поставщиковдобавляется еще по одному фактору, существенному для оптимизации их выбора, ноэтот дополнительный фактор (а именно: фактически имеющийся объем предложения –для действий покупателя и фактически имеющийся объем спроса – для действийпоставщика) сам зависит от цены на товар.
Длявыяснения действий неудовлетворенных покупателей при дефиците исследуемоготовара и неудовлетворенных поставщиков при его профиците предположим, что вотношении прочих товаров ожидания покупателей и продавцов полностьюоправдались.
Вслучае дефицита не оправдываются ожидания покупателей, то есть условиеоптимальности набора потребленных товаров для некоторого конкретного покупателяне выполняется. В такой ситуации этот покупатель вынужден перераспределитьимеющиеся у него средства между желаемыми товарами в иной пропорции, учитывающейзначение предложения на данный товар. Одни покупатели могут полностьюотказаться от удовлетворения потребности, связанной с недополученным товаром,но логично предположить, что среди покупателей будут такие, для кого получениеданного товара в доступном при дефиците слишком малом количестве являетсяпринципиально неприемлемым. Такие покупатели перераспределят свои средства впользу данного товара, обеспечивая появление спроса на него по более высокойцене. Ясно, что поставщику в этом случае выгодно, ориентируясь на такихпокупателей, произвести дополнительное количество данного товара, посколькувозросшая цена предполагает возможность получения поставщиком дополнительнойприбыли за счет роста объема производства (переход на более высокую рабочую точкуна кривой предложения).
Вслучае профицита часть товара остается вовсе непроданной поставщиками, тогдакак потребители удовлетворили потребности в соответствии со своими оптимальнымипредпочтениями. Чтобы возместить хотя бы часть затрат, фактически произведенныхв ходе производства излишка товара, поставщик вынужден продавать излишки поболее низкой цене (при меньшей цене величина спроса больше) и сокращать объемпоставок (меньшая цена требует меньшего объема поставок для оптимальнойприбыльности). Таким образом, в ситуации профицита существует тенденция кснижению поставщиками цен и сокращению ими объема производства, чтоавтоматически влечет за собой увеличение величины спроса на эти более дешевыетовары (более низкая рабочая точка на кривой спроса).
Такимобразом, при несоответствии объема спроса объему предложения при первоначальнозаданной цене товара, поиск оптимального для себя выхода продавцами ипокупателями приводит к изменению цены на данный товар в сторону некоторойравновесной цены, при которой спрос и предложение равны.
Явно,что выбираемый покупателями и поставщиками новый уровень цены при дефиците илипрофиците товара на рынке не обязательно находится между значениями P1и P0для дефицита и между значениями P0и P2для профицита: новый уровень цены может «перелететь» через равновесную цену, ив зависимости от ситуации вполне возможны как затухающие, так и постоянные илидаже нарастающие колебания цен на данный товар, однако, всегда вокругравновесной цены.

                                             Заключение
Любойрынок состоит из покупателей, желающих приобрести товары, и поставщиков,желающих товары продать. Каждая из этих сторон стремится максимально полноудовлетворить собственные потребности при любой, установленной на товар цене,однако каждая из них находится во власти своего сдерживающего фактора:покупатели сдерживаются ограниченностью своего бюджета, а поставщики –ограниченностью своих технологических возможностей. Наличие этих сдерживающихфакторов приводит к тому, что при неизменности всех прочих условий, ноизменении цены на товар, спрос и предложение будут изменяться. Характернаякривая спроса, отражающая зависимость количества товара, которое покупателиготовы купить, от цены на данный товар, является убывающей. Характерная криваяпредложения, отражающая зависимость количества товара, которое поставщикиготовы продать, от цены на данный товар, является возрастающей. Конкретноеположение кривой спроса и кривой предложения в осях {цена, количество}определяется рядом неценовых параметров спроса и неценовых параметровпредложения. Степень чувствительности изменений спроса и предложения кизменениям цены на товар или любого неценового параметра принято описыватькоэффициентом эластичности. Если существующая на рынке цена на данный товарниже или выше цены, для которой объем спроса, совпадает с объемом предложения,то образуется соответственно дефицит или профицит товара на рынке, присуществовании которых отслеживание покупателями и поставщиками своих интересовпо максимально полному удовлетворению своих потребностей приводит к изменениюсуществующей цены в направлении к равновесной цене, что не исключает вариантаколебаний цены на товар вокруг равновесного значения при слишком большихкорректировках первоначальной цены.
Мы пришлик выводу, что изучение спроса на продукцию является первейшей задачей фирмы вусловиях рынка. Одной из важнейших характеристик спроса является егоэластичность. Оценка эластичности спроса (по цене, доходам покупателей и другимпараметрам) позволяет фирме выбрать верную стратегию поведения на рынке.Коэффициенты (показатели) эластичности спроса и предложения дают возможностьопределить положение кривых спроса и предложения и прогнозировать изменениеобъема продаж в зависимости от изменения факторов, влияющих на спрос ипредложение.
Ценоваяэластичность спроса измеряет степень чувствительности потребителей к изменениямцены. Если потребители относительно чувствительны к изменениям цен, спросявляется эластичным. Если потребители относительно нечувствительны к изменениямцен, спрос неэластичен. 
Ценовуюэластичность спроса можно определить, наблюдая за характером воздействияизменения цены на величину общей выручки от продажи продукции. Если цена иобщая выручка изменяются в противоположных направлениях, значит, спросэластичен. Если цена и общая выручка изменяются в одном и том же направлении,спрос неэластичен. В случае единичной эластичности спроса изменение ценыоставит общую выручку неизменной.
Количестводоступных товаров-заменителей, место продукта в бюджете покупателя, егопринадлежность к предметам необходимости или роскоши, а также длительностьанализируемого периода времени — все это факторы, влияющие на эластичностьспроса.
Эластичностьпредложения зависит от трудности перераспределения ресурсов междуальтернативными областями их использования. В свою очередь, эта мобильностьресурсов зависит от количества времени, имеющегося в распоряжениипроизводителей для того, чтобы приспособиться, к данному изменению цены.

Списокиспользованной литературы
1.  Булатов А. С.Экономика/Учебник. – М.: Юрист, 2001.
2.  Бункин М. К.,Семенов В. А. Макроэкономика: Учебник. – М.: Издательство «ДИС», 1997.
3.   Экономическаятеория. Учебник. / Под ред. И.П.Николаевой. – М.: «Проспект», 1998.
4.  Экономическаятеория,  Добрвнин А., Тарасевич Л., С-П., Питер, 1999.
5.  Экономика,К.Р.Макконнел, С.Л.Брю, М., «Инфра-М.»,1999.
6.  Макроэкономика,Бродская Т., Карпухин Н., С-П., Питер, 2001.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.