Реферат по предмету "Экономика"


Современные формы организации производства на предприятии

--PAGE_BREAK--Глава 2. Производственно-технологический процесс предприятия
Производственный процесс – совокупность взаимосвязанных процессов труда и естественных процессов, в результате которых исходные материалы превращаются в готовые изделия.

В зависимости от характера и масштаба выпускаемой продукции производственные процессы могут быть простыми и сложными. Продукция, изготовленная на машиностроительных предприятиях, как правило, состоит из большого количества деталей и сборочных единиц. Детали имеют разнообразные габаритные размеры, сложные геометрические формы, обрабатываются с большой точностью, для их изготовления требуются различные материалы. Всё это усложняет производственный процесс, который делится на части, и отдельные части этого сложного процесса выполняются различными цехами и производственными участками завода.

Производственный процесс включает, как технологические, так и нетехнологические процессы.

Технологические– процессы, в результате которых изменяются формы, размеры, свойства предметов труда.

Нетехнологические– процессы, не приводящие к изменению этих факторов.

По масштабам производства однородной продукции различают процессы:

массовые– при большом масштабе выпуска однородной продукции;

серийные– при широкой номенклатуре постоянно повторяющихся видов продукции;

индивидуальные– при постоянно меняющейся номенклатуре изделий, когда большая доля процессов носит уникальный характер.

Все производственные структуры машиностроительных предприятий можно свести к следующим типам (в зависимости от их специализации):

1.    Заводы с полным технологическим циклом. Они имеют все заготовительные, обрабатывающие и сборочные цехи с комплексом вспомогательных и обслуживающих подразделений (ЗИЛ, КАМАЗ).

2.    Заводы с неполным технологическим циклом. К ним относятся заводы, получающие заготовки в порядке кооперирования от других заводов или посредников.
3.    Заводы (сборочные), выпускающие машины только из деталей, изготовляемых другими предприятиями, например автосборочные заводы.

4.    Заводы, специализирующиеся на производстве заготовок определённого вида. Они имеют технологическую специализацию (завод “Станколит”).

5.    Заводы подетальной специализации, производящие отдельные группы деталей или отдельные детали (завод шарикоподшипников).


2.1. Основное и вспомогательное производство
В зависимости от того, какой продукт является результатом производства, производственные процессы подразделяются на основные, вспомогательные и обслуживающие.

Центральное место в этой совокупности занимает основной производственный процесс, в результате которого исходное сырьё и материалы превращаются в готовую продукцию. Например, на автомобильных заводах основным процессом будет изготовление заготовок для деталей, сборка сборочных единиц и полная сборка автомобилей.

Основной производственный процесс делится на три стадии: заготовительную, обрабатывающую и сборочную.

ВспомогательныйПП – процесс изготовления продукции, которая будет использоваться внутри предприятия. Например, вспомогательный процесс на автомобильном предприятии включает изготовление инструментов, которые используются при обработке деталей автомобилей, изготовление запасных деталей для ремонта оборудования.

ОбслуживающийПП – это процесс труда, в результате которого никакой продукции не создаётся. К нему относятся транспортные, складские операции, технический контроль и др.

Своевременное и качественное выполнение основного ПП в значительной степени зависит от того, как налажено выполнение вспомогательных и обслуживающих процессов, которые подчинены задаче лучшего обеспечения основного ПП.
2.2. Основное и вспомогательное производство
В зависимости от того, какой продукт является результатом производства, производственные процессы подразделяются на основные, вспомогательные и обслуживающие.

Центральное место в этой совокупности занимает основной производственный процесс, в результате которого исходное сырьё и материалы превращаются в готовую продукцию. Например, на автомобильных заводах основным процессом будет изготовление заготовок для деталей, сборка сборочных единиц и полная сборка автомобилей.

Основной производственный процесс делится на три стадии: заготовительную, обрабатывающую и сборочную.

ВспомогательныйПП – процесс изготовления продукции, которая будет использоваться внутри предприятия. Например, вспомогательный процесс на автомобильном предприятии включает изготовление инструментов, которые используются при обработке деталей автомобилей, изготовление запасных деталей для ремонта оборудования.

ОбслуживающийПП – это процесс труда, в результате которого никакой продукции не создаётся. К нему относятся транспортные, складские операции, технический контроль и др.

Своевременное и качественное выполнение основного ПП в значительной степени зависит от того, как налажено выполнение вспомогательных и обслуживающих процессов, которые подчинены задаче лучшего обеспечения основного ПП.


    продолжение
--PAGE_BREAK--2.3. Управление технологическим процессом в производстве
Управление технологическим процессом зависит от конкретной структуры определённого предприятия. А также от способа построения функциональной системы предприятия.

При централизованном способе все функции управления сконцентрированы в функциональных отделах управления предприятия.

В цехах и на участках оставлены только линейные руководители. Для приближения функционального аппарата к производству часть этого аппарата может быть размещена на территории цехов, которые она непосредственно обслуживает. Но работники этой части подчиняются начальнику общего функционального отдела предприятия. Централизованная система оправдывает себя при небольших объёмах производства, хотя она и широко применялась в прошлом на всех предприятиях в “застойные” времена.

При децентрализованном способе все функции обслуживания передаются цехам. Каждый цех превращается в замкнутое производственное подразделение.

Наиболее эффективен смешанный способ, который получил наибольшее применнение на большинстве предприятий. При этом вопросы, которые могут более оперативно и лучше решить цех или хозяйственное бюро, передаются в их ведение, а методическое руководство функциональными подразделениями и контроль за качеством продукции выполняют функциональные отделы аппарата управления предприятием.

Так как основная часть производственного процесса проходит непосредственно в цехе, он имеет свой аппарат управления технологическим процессом. Во главе цеха стоит начальник, назначаемый из числа опытных, высококвалифицированных работников и подчиняется директору предприятия. Он организует труд всего коллектива, проводит мероприятия производство механизации и автоматизации производственного процесса, производство внедрению новой техники, осуществляет меры производство охране труда.

Для решения конкретных технико-экономических задач в крупном цехе создаются:

*     техническое бюро, занимающееся совершенствованием технологических процессов производства, оказанием помощи участкам при освоении технологических процессов и контролем технологической дисциплины;

*     производственно-диспетчерское бюро, осуществляющее оперативно-производственное планирование и управление производственным процессом;

*     группа механика цеха, обеспечивающая уход за оборудованием и его ремонт.

Важнейшим звеном производственной структуры цеха является производственный участок, во главе которого стоит мастер. Мастер – непосредственный организатор процесса производства в своём подразделении. Он имеет право: принимать на работу и производить расстановку рабочих на участке, производство согласованию с начальником цеха освобождать лишних рабочих; присваивать тарифные разряды рабочим; премировать и штрафовать рабочих.

Пользуясь этими правами, мастер обязан: обеспечивать выполнение работ и заданий, стоящих перед участком; предупреждать брак в производстве; обеспечивать экономное использование сырья и материалов; обеспечить строгое выполнение техники безопасности и охраны труда.

Повсеместное использование АСУ упрощает процесс управления. Основа АСУ – интегрированная обработка производственно-экономической информации, охватывающая решение задач прогнозирования, планирования и управления производством с использованием современных средств.

АСУ решают три задачи:

*оперативное планирование и управление всех цехов завода;

*технико-экономическое планирование и материально-технического снабжения;

*учёт движения товарно-материальных ценностей, готовой продукции, расчётов с поставщиками, кассовых и банковских операций.

Действующие АСУ безусловно доказали свою исключительную экономическую эффективность.


2.4. Контроль за качеством продукции
Качество продукции – это совокупность свойств, определяющих её пригодность удовлетворять потребности в соответствии с её назначением.

Конкретно для машиностроительного производства качество его продукции характеризуется теми свойствами, которые определяют её эксплуатационную пригодность и проявляются в процессе использования.

Такие показатели качества, как производительность, надёжность и безаварийность или безотказность работы, срок службы, удобство управления, внешний вид и отделка, являются общими для всех машин и механизмов.

Качество изделия оценивается относительно, т.е. путём сопоставления его с другим изделием, имеющим оптимальные показатели качества, которые фиксируются в ГОСТах.

Существуют следующие показатели качества продукции: назначения (скорость, мощность); надёжности; эргономические; эстетические; технологические; транспортабельные; стандартизации и унификации; патентно-правовые; экологические и безопасности.

Виды контроля делятся:

1)   в зависимости от места проведения: стационарный и летучий;

2)   визуальный, геометрический, лабораторный, испытания;

3)   в зависимости от количественного охвата: сплошной и выборочный;

4)   в зависимости от момента проведения: входной, промежуточный и выходной.

Техническийконтроль – это проверка соответствия продукции или процесса, от которого зависит качество продукции, установленным техническим требованиям. В машиностроении он представляет собой совокупность контрольных операций на всех стадиях производства.

Основной задачей технологического контроля является своевременное получение полной и достоверной информации о качестве продукции и состоянии технологического процесса с целью предупреждения неполадок и отклонений, которые могут привести к нарушениям требований ГОСТов. Технический контроль призван обеспечивать стабильность производственного процесса, т.е. устойчивую повторяемость каждой операции в предусмотренных технологических режимах, нормах и условиях.

Объекты ТК: поступающие материалы, п/ф на разных стадиях изготовления, готовая продукция, средства производства, технологические процессы и режимы, общая культура производства.

Функции ТК: контроль за качеством и комплектностью выпускаемых изделий, учёт и анализ возвратов готовой продукции, дефектов, брака, рекламаций, предупреждение брака и дефектов в производстве.

Исполнителиконтрольных операций: представители главного металлурга, технолога, энергетика, механика, а так же ОТК и производственный материал.

Функции ОТК:

1)   обеспечивает развитие и совершенствование системы технического контроля;

2)   осуществляет окончательную техническую проверку и испытание готовой продукции; оформляет и предъявляет её к сдаче заказчику;

3)   выполняет инспекторский надзор и выборочные проверки готовой продукции и производственного процесса;

4)   осуществляет контроль за сохранением единства мер и состоянием измерительных средств;

5)   организует оперативно-технический учёт и анализирует брак, дефекты и возвраты готовой продукции.

ОТК независим от служб предприятия в вопросах определения качества готовой продукции и подчинён директору предприятия. Он самостоятельно проводит окончательную приёмку готовой продукции, приёмно-сдаточные испытания, контролирует законченную продукцию цехов.

Операции ОТК являются неотъемлемой частью технологического процесса. Они разрабатываютс отделом главного технолога, согласовываются с ОТК и фиксируются в технологических картах.


    продолжение
--PAGE_BREAK--Глава 3. Организация снабжения готовой продукции 3.1. Виды материальных ресурсов
Материальные ресурсы представляют собой часть оборотных фондов предприятия, т.е. тех средств производства, которые полностью потребляются в каждом производственном цикле, целиком переносят свою стоимость на готовую продукцию и в процессе производства меняют или теряют свои потребительские свойства.

Наибольшую долю материальных ресурсов предприятия составляют основные материалы. К ним относятся предметы труда, идущие на изготовление продукции и образующие основное её содержание. (Основными материалами при изготовлении автомобиля являются металл, стекло, ткань и т.д.).

К вспомогательным относятся материалы, потребляемые в процесс обслуживания производства или добавляемые к основным материалам с целью изменения их внешнего вида и некоторых других свойств (смазочные, обтирочные, упаковочные материалы, красители и т.д.).

Экономическое использование материальных ресурсов оказывает решающее влияние на снижение издержек производства, себестоимости продукции, а следовательно повышении прибыльности и рентабельности работы предприятия. Доведения материальных запасов до реально необходимого и достаточного уровня способствует высвобождению оборотных средств, вовлечению дополнительных материальных ресурсов в производство, а тем самым и создаёт условия для выпуска дополнительного количества продукции.

Для обеспечения экономии и рационального использования материальных ресурсов работники снабженческих отделов выявляют возможности приобретения экономичных видов сырья и организуют их доставку, хранение и подготовку к производству с минимальными затратами и потерями.
        3.2. Организации материально-технического снабжения
Материальные ресурсы можно разделить на 4 группы:

1)      постоянно потребляемые в значительных количествах;

2)      материалы, поставка которых по условиям работы поставщиков производится один раз в планируемый период и приурочена к определённому месяцу этого периода;

3)      получаемые от поставщиков, среднемесячный расход которых меньше заказной нормы;

4)      получаемые со сбытовых или снабженческих баз.

В зависимости от объёма производства и специфики материалов отделы материально-технического снабжения на предприятии организуются по-разному. Существуют следующие виды организации материально-технического снабжения:

1.    Централизованная форма. При этой форме снабженческие и складские функции осуществляются единым аппаратом снабжения, который делится на следующие рабочие группы: плановая, заготовительная, занимающаяся складскими операциями. Эта структура характерна для небольших и средних предприятий.

2.    Система “снабсклад”. Она состоит из отдельных снабженческих подразделений, специализированных по отдельным группам материалов. Каждый из снабскладов полностью автономен и сам выполняет все снабженческие функции по своей группе материалов. Эта структура практикуется на предприятиях, потребляющих в большом количестве однородные виды материалов.

3.    Система цехового снабжения. При этой системе снабжение ведётся по территориально — производственному признаку. Склад обслуживает один определённый цех и в одной структурной единице совмещены все снабженческие функции. Эта система встречается редко.


3.3. Работа и расчеты с поставщиками
·        Работа с поставщиками
:

Т.к. машиностроительные заводы представляют собой давно работающие, устоявшиеся комплексы, с сформировавшейся инфраструктурой и системой внешних и внутренних связей, то они имеют определённые прочные партнёрские связи как в регионах России, так и за рубежом. Каждый завод имеет своих партнёров-поставщиков, с которыми он устанавливает взаимовыгодные связи.

Завод может заключать с посредником несколько видов сделок:

1)   Товарообменные или бартерные – взаимные синхронные поставки товаров и оказание услуг на равные суммы без платежей;

2)   Прямые закупки – это непосредственные сделки между поставщиком и потребителем. Поставки без посредника распространены при международных поставках промышленного сырья на долгосрочной основе;

3)   Торгово-посреднические операции в области закупок и поставок сырья подразумевают, что посредник подыскивает для завода поставщика за определённое вознаграждение;

4)   Биржевые сделки на биржах сырьевых товаров.

В нынешних условиях машиностроительный комплекс России широко использует производственное кооперирование. Это высокоэффективная форма сотрудничества. Существуют следующие виды кооперации:

     подрядная или кооперация — субпоставка, при которой одна сторона-подрядчик (субпоставщик) изготавливает и поставляет агрегаты, комплектующие для изготовителя готовой продукции (заказчика);

     взаимная подрядная кооперация– субпоставка, при которой обе стороны изготавливают различные кооперированные комплектующие, составные части машин, оборудования и обмениваются ими для производства готовой продукции;

     кооперированное производство, предусматривающее совместную программу выпуска единого, сложного изделия. Стороны изготавливают отдельные его части и поставляют их друг другу. В этом случае возможен и совместный сбыт;

     поставки кооперированных комплектующих, частей машин и т.д., изготовленных из сырья и полуфабрикатов заказчика.

·        Расчеты с поставщиками
:

Видов расчётов с поставщиками огромное множество. Наличный платёж, как платёж через банк против документов, обычно предполагает одну из таких форм расчётов, как аккредитив, инкассо, перевод, открытый счёт, по чекам, расчёты кредитной картой. Надёжной и распространённой формой расчёта служит подтверждённый безотзывной аккредитив, открываемый заказчиком в коммерческом банке.

Документы, представляемые поставщиком заказчику вместе с выписанным на его имя счётом, включает копию транспортного документа, сертификат о качестве, сертификат о происхождении, упаковочные листы, спецификации, страховой полис, различные медицинские свидетельства.

Предоплатапредставляет собой фактический аванс, выдаваемый продавцом.

Платёж в кредит предполагает рассрочку платежа, которая обычно оформляется в форме векселя, выдаваемого должником кредитору, либо в форме тратты, выписываемой кредитором на должника в порядке безусловного приказа оплатить определённую сумму в определённый срок. Векселя и тратты обычно обеспечиваются банковской гарантией платежа при неплатёжеспособности должника.



    продолжение
--PAGE_BREAK--3.4. Договора и их содержание
Договор (контракт) купли-продажи – это документ свидетельствующий о соглашении между поставщиком и заказчиком на поставку товара.

На практике широкое применение получили типовые контракты, в которых отражены наиболее часто применяемые на практике условия сделок, получившие силу торговых обычаев.

Подготовка контракта начинается с переговоров. На этом этапе важнейшая задача – отлично подготовить все материалы по предмету переговоров, т.к. от степени подготовленности зависит результат переговоров.

Содержание контракта:

     Вводная часть – содержит сведения о сторонах;

     Предмет контракта – перечисление товаров, входящих в контракт, их характеристики, количество;

     Качество – в этом разделе отражаются качественные характеристики товара – свойства, определяющие пригодность его для использования по назначению;

     Срок и дата поставки. При периодических поставках срок обозначается конкретными периодами (“ежеквартально”). При заключении долгосрочных контрактов стороны определяют общий срок действия контракта (2–3 года), который может быть разделён на промежуточные сроки;

     Цена и сумма контракта. Цена в контракте формулируется в зависимости от принятых сторонами обязательств по доставке и страхованию груза в пути и в соответствии с международными правилами. Ключевой вопрос цены в контракте – определение уровня цен на мировом рынке и ориентация на них;

     Условия платежа и форма расчётов. В этом пункте стороны договариваются о таком расчёте, который удовлетворял бы и покупателя, и поставщика;

     Упаковка и маркировка. Основное требование к упаковке – соответствие условиям поставки. В маркировке указываются номер контракта, номер транса, весо-габаритные характеристики мест, номера мест, число мест в партии;

     Санкции за просрочки в выполнении обязательств. В контракте предусматриваютс размер взыскиваемых штрафов, прогрессирующих в зависимости от длительности просрочек;

     Гарантии. Претензии по качеству. Большинство контрактов содержат коммерческие гарантии качества – обязательства продавца поставить товар, обладающий в течение установленного периода определёнными свойствами. В течение гарантийного периода покупатель может предъявить претензии продавцам, если качество или технические характеристики товара не соответствуют условиям контракта;

     Обстоятельства непреодолимой силы. В контракт, включается оговорка о переносе сроков исполнения контракта или освобождении сторон от всех или части обязательств, в случае непредвиденных обстоятельств;

     Арбитраж. В случае, когда конфликтные ситуации невозможно решить дружеским путём, стороны передают разногласие третейским судам. На этот случай должны быть оговорены все условия этой передачи и расходов по арбитражу;

Заключительная часть – указание юридических адресов сторон, подписи представителей сторон.
Глава 4. Организация сбыта готовой продукции.
 4.1. Формы сбыта готовой продукции
С  материально-техническим снабжением предприятий тесно связан процесс сбыта продукции.

Важнейшими задачами  отделов сбыта является наблюдение за своевременностью отгрузки, качеством и комплектностью готовой продукции, ускорение и удешевление продвижения ее к потребителю.

Объектами сбыта являются все виды товарной продукции (готовая продукция, полуфабрикаты), идущие сторонним потребителям; продукция для собственных нужд (капитального строительства или ремонта); различные виды услуг; излишние и неликвидные материалы, оборудование, отходы производства.

Виды сделок частично были рассмотрены в п. III.3. Но стоит упомянуть еще несколько:

1.    Торговля машинно-технической продукцией в сборе. На неё приходится около 50% общего объёма мировой торговли продукцией машиностроения. При этом виде сделки продавец производит дополнительные операции: предпродажный сервис; предпродажную доработку; техническое обслуживание в гарантийный и пост гарантийный периоды.

2.    Поставки на сборку. Этот вид торговли поставляет детали и узлы для сборки изделий по предоставленным технологиям.

3.    Лизинг – долгосрочная и краткосрочная аренда машин, оборудования и иных материальных средств.

4.    Торговля комплектным оборудованием. Комплектным принято считать промышленное оборудование, объединенное в технологический комплекс по выпуску готовой продукции.

5.    Международные торги. Это конкурсная форма реализации заказов на закупку оборудования или привлечение подрядчиков для сооружения комплектных объектов.

6.    Инжиниринг — продажа технического опыта, в основном проектирования объектов, методов организации производства, эксплуатация предприятий и реализации готовой продукции.

7.    Иностранные инвестиции. Широкое распространение в нашей стране получили совместные предприятия с участием иностранных партнеров. В совместном предприятии предусматривается формирование общей собственности, создание общих органов управления и распределение прибыли в соответствии с долями участия партнеров.

8.    Торговля технологиями на основе лицензий.
    продолжение
--PAGE_BREAK--4.2. Жизненный цикл товара
Жизненный цикл товара — тот промежуток времени, в течение которого товар разрабатывается, занимает определенное место на рынке, а потом исчезает. Существуют следующие этапы жизненного цикла товара: внедрение, рост, зрелость, насыщение рынка, спад.

В машиностроении жизненный цикл товара часто исчисляется десятками лет, так как производство машин и оборудования не из тех производств, которые можно быстро свернуть или развернуть новое. Да и товары (машины, оборудование) создаются в расчете на долгое время эксплуатации. Наиболее короткие жизненные циклы товара и наиболее часто меняющийся ассортимент существует, наверно, в автомобилестроении.
4.3. Работа по поиску новых партнеров. Рекламная работа
Готовая продукция предприятий машиностроения в первая очередь рассчитана на оптовую торговлю с себе подобными крупными заводами или посредническими фирмами. Однако в последнее время на некоторых (например, автомобильных) заводах организуются свои отделы розничной торговли, которые налаживают торговлю в магазинах от этого завода. В этом случае для привлечения новых покупателей используются всевозможные виды рекламы: на телевидении, в прессе, щитовая реклама и т.д.

При работе с крупными предприятиями и фирмами их было бы трудно привлечь щитовой рекламой. В целях налаживания партнерских связей и поиска новых путей взаимодействия широкое распространение получили международные выставки. Выставки выполняют несколько функций, таких как: место для эффективной рекламной кампании, выход на международный рынок, предоставление новых поставщиков и покупателей и бесценный обмен опытом. В сегодняшней мировой практике международные выставки необходимы машиностроительному комплексу для эффективной работы и дальней- шего развития.

При децентрализованном способе все функции обслуживания передаются цехам. Каждый цех превращается в замкнутое производственное подразделение.

Наиболее эффективен смешанный способ, который получил наибольшее применнение на большинстве предприятий. При этом вопросы, которые могут более оперативно и лучше решить цех или хозяйственное бюро, передаются в их ведение, а методическое руководство функциональными подразделениями и контроль за качеством продукции выполняют функциональные отделы аппарата управления предприятием.

Так как основная часть производственного процесса проходит непосредственно в цехе, он имеет свой аппарат управления технологическим процессом. Во главе цеха стоит начальник, назначаемый из числа опытных, высококвалифицированных работников и подчиняется директору предприятия. Он организует труд всего коллектива, проводит мероприятия производство механизации и автоматизации производственного процесса, производство внедрению новой техники, осуществляет меры производство охране труда.

Важнейшим звеном производственной структуры цеха является производственный участок, во главе которого стоит мастер. Мастер – непосредственный организатор процесса производства в своём подразделении. Он имеет право: принимать на работу и производить расстановку рабочих на участке, производство согласованию с начальником цеха освобождать лишних рабочих; присваивать тарифные разряды рабочим; премировать и штрафовать рабочих.

Пользуясь этими правами, мастер обязан: обеспечивать выполнение работ и заданий, стоящих перед участком; предупреждать брак в производстве; обеспечивать экономное использование сырья и материалов; обеспечить строгое выполнение техники безопасности и охраны труда.

Повсеместное использование АСУ упрощает процесс управления. Основа АСУ – интегрированная обработка производственно-экономической информации, охватывающая решение задач прогнозирования, планирования и управления производством с использованием современных средств.

Качество продукции характеризуется теми свойствами, которые определяют её эксплуатационную пригодность и проявляются в процессе использования.

Качество изделия оценивается относительно, т.е. путём сопоставления его с другим изделием, имеющим оптимальные показатели качества, которые фиксируются в ГОСТах.

Техническийконтроль – это проверка соответствия продукции или процесса, от которого зависит качество продукции, установленным техническим требованиям. В машиностроении он представляет собой совокупность контрольных операций на всех стадиях производства.

Материальные ресурсы представляют собой часть оборотных фондов предприятия, т.е. тех средств производства, которые полностью потребляются в каждом производственном цикле, целиком переносят свою стоимость на готовую продукцию и в процессе производства меняют или теряют свои потребительские свойства.

Наибольшую долю материальных ресурсов предприятия составляют основные материалы. Наибольшую долю материальных ресурсов предприятия составляют основные материалы.

К вспомогательным относятся материалы, потребляемые в процесс обслуживания производства или добавляемые к основным материалам с целью изменения их внешнего вида и некоторых других свойств.

Материальные ресурсы можно разделить на 4 группы:

5)   постоянно потребляемые в значительных количествах;

6)   материалы, поставка которых по условиям работы поставщиков производится один раз в планируемый период и приурочена к определённому месяцу этого периода;

7)   получаемые от поставщиков, среднемесячный расход которых меньше заказной нормы;

8)   получаемые со сбытовых или снабженческих баз.

Существуют следующие виды организации материально-технического снабжения:

1.      Централизованная форма.

2.      Система “снабсклад”.

3.      Система цехового снабжения.

Т.к. машиностроительные заводы представляют собой давно работающие, устоявшиеся комплексы, с сформировавшейся инфраструктурой и системой внешних и внутренних связей, то они имеют определённые прочные партнёрские связи как в регионах России, так и за рубежом. Каждый завод имеет своих партнёров-поставщиков, с которыми он устанавливает взаимовыгодные связи.

Завод может заключать с посредником несколько видов сделок:

1.      Товарообменные или бартерные

2.      Прямые закупки

3.      Торгово-посреднические операции

Биржевые сделки на биржах сырьевых товаров.
Глава 5.
Современные формы организации производства и тенденции их развития
5.1.Современные формы организации производства


В последние годы в странах с наиболее развитой экономикой происходят значительные изменения в способах интеграции промышленных предприятий при реализации совместных проектов, связанные с внедрением новейших компьютерных технологий в целях автоматизации и перестройки деловых процессов. Эти изменения настолько широки и радикальны, что нередко говорят о настоящей революции 90-х годов в сфере бизнеса. 
Для того чтобы определить главные причины и указать ключевые процессы и характеристики этой революции, проведем сравнительный анализ «вчерашних и сегодняшних» условий функционирования предприятий. 
Социально-экономическую среду предприятий, существовавшую ранее, на заре возникновения общества потребления в пятидесятые-шестидесятые годы в странах Западной Европы и США, а в СССР до падения в восьмидесятые годы железного занавеса, можно определить следующим образом: у предприятий имелся стабильный рынок с устойчивым или (еще чаще) растущим спросом, постоянными и надежными заказчиками, довольно высокими, но ограниченными требованиями к качеству продукции (где само качество задавалось некоторой вероятностью отказа или степенью бездефектности производства), сравнительно медленным моральным износом основных фондов предприятия и выпускаемой им продукции. Благодаря этому конкуренция между предприятиями не имела выраженной остроты и агрессивности. Любое известное, ранее зарекомендовавшее себя предприятие, могло без существенных затруднений получать свои заказы, а в более широком плане, сохранять свою нишу в экономической жизни общества. 
Все это определяло стабильность организационной структуры предприятия в эпоху централизованной экономики, ориентированной на производство, основанной на классической теории организации, которая была предложена еще в начале века Ф. Тейлором, Г. Фордом и А. Файолем. 
В наши дни условия функционирования предприятий полностью изменились. Происходит преобразование и раздел мирового рынка через компьютеризацию рыночных отношений: возможность мгновенного доступа и получения исчерпывающей информации о любых товарах, растущая взаимозависимость производителей, насыщение (и пресыщение) общества материальными благами в ведущих странах приводят к постепенному перерастанию экономики массового производства в экономику индивидуальных услуг. 
Решающая роль переходит к клиенту, который всегда прав. В подобной, ориентированной на клиента, экономической ситуации предприятия сталкиваются со стремительно меняющимся рынком. На этом, весьма динамичном, рынке все большую важность приобретает поиск разнообразия, предложение инноваций. Заказчики, получившие невиданною свободу выбора, становятся все более требовательными и избалованными. Общие требования к качеству продукции становятся просто высочайшими, а срок жизни продукции неуклонно сокращается в силу ее постоянного обновления. 
В деятельности современных предприятий просматривается определенный сдвиг от собственно производства к сфере услуг. Сегодня, в эпоху производства, ориентированного на индивидуального клиента, задача производства и сбыта продукции заменяется более сложной:
обеспечить, возможно, более полное удовлетворение потребностей заказчика за счет своевременного изготовления и\или поставки требуемых товаров. При этом понятие качества продукции становится более субъективным, формируется в процессе взаимодействия производителя и потребителя, а уровень качества определяется степенью соответствия характеристик товара тому набору требований, который предъявляет потребитель. 
Основой такого взаимодействия может служить виртуальный продукт, являющийся новым понятием, близким к понятию услуга. Виртуальный продукт по определению может быть изготовлен и адаптирован к запросам потребителя в кратчайшее время, в любом месте и в различной форме. Для этого он должен существовать в некоторой предварительной, идеальной форме (например, в виде компьютерного представления) еще до его изготовления. 

5.2. Тенденция развития предприятий и понятие о виртуальном предприятии.

Закономерно встает вопрос: если мы можем говорить о виртуальном продукте, то почему нельзя говорить о виртуальном предприятии как о формирующемся способе кооперации и интеграции предприятий конца XX-начала XXI века. Действительно, понятие виртуального предприятия является естественным развитием понятия компьютерно-интегрированного производства, а в более общем контексте характерным примером построения компьютерно-интегрированной организации. При этом следует подчеркнуть, что виртуальное предприятие является одной из наиболее интересных стратегий интенсивного развития и оптимизации деятельности предприятий на основе новых информационных и коммуникационных технологий. 
Термин виртуальное предприятие используется в двояком смысле. В более абстрактном контексте виртуальное предприятие означает наиболее передовую и эффективную форму организации предприятия, которая является наилучшей с точки зрения имеющихся технических средств и экономических условий. В более конкретном смысле, виртуальное предприятие означает сетевую, компьютерно-интегрированную организационно-производственную структуру, состоящую из неоднородных компонентов, расположенных в различных местах. Тогда прилагательное виртуальный может интерпретироваться как временно образованное или как созданное за счет совместных ресурсов. 
Виртуальное предприятие создается путем отбора требующихся организационно-технологических ресурсов с различных предприятий и их интеграции с использованием компьютерной сети Internet. Это приводит к формированию гибкой и динамичной организационной структуры, наиболее приспособленной для скорейшего выпуска новой продукции и ее оперативной поставки на рынок. 
Следует подчеркнуть особенность понятия виртуального предприятия. Полностью виртуальное, то есть не имеющее базовых структур в реальном физическом пространстве предприятие, конечно, не может существовать. Речь идет об интенсивном взаимодействии реально существующих подразделений и специалистов различных предприятий в виртуальном пространстве, реализованном на основе новейших информационных и коммуникационных технологий. Такое взаимодействие призвано повысить уровень кооперации и координации предприятий, а в конечном итоге, конкурентоспособность производимой ими продукции. 
В то же время, виртуальное предприятие полностью ориентировано на заказчика, поскольку его основные характеристики это быстрота выполнения заказа и полнота удовлетворения требований клиента. Создание единой открытой организационно-производственной структуры объединяющей различные предприятия вокруг деловых процессов, поддерживающих жизненный цикл проекта, приводит к тому, что границы между взаимодействующими предприятиями становятся довольно не четкими, прозрачными и подвижными. Уровень партнерских отношений между поставщиками и клиентами возрастает: преуспевание одних есть необходимое условие для преуспевания других. Предприятие, вместе со своими поставщиками, имеет больше шансов повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции, если поставщики будут активно участвовать в начальной разработке новых продуктов, услуг и даже планов развития предприятия. Применение этого принципа приводит, в первую очередь, к переносу проблем эксплуатации результатов реализации проекта на стадии его проектирования и изготовления. 
С практической точки зрения, виртуальное предприятие есть сеть взаимодействующих рабочих мест (сотрудников) находящихся в различных географических точках. Эти рабочие места (сотрудники) участвуют в разработке совместных проектов (или ряда взаимосвязанных проектов), находясь между собой в отношениях партнерства, сотрудничества или кооперации. 
Инфраструктура виртуального предприятия включает следующие основные составляющие: 
сеть Internet; 
международные стандарты для обмена данными по моделям продукции STEP (Standard for Exchange of Product model data), SGML (Standard Generalized Mark-up Language), EDIFACT, P_LIB, MANDATE и ряд других. 
Виртуальное предприятие может рассматриваться как метапредприятие (своего рода предприятие над предприятиями), объединяющее цели, ресурсы, традиции и опыт нескольких предприятий при разработке сложных инновационных проектов для производства продукции мирового уровня. Создание виртуального предприятия означает интеграцию уникального опыта, производственных возможностей и передовых технологий предприятий-партнеров, объединяющихся вокруг некоторого проекта, который не может быть выполнен каждым из партнеров в отдельности. Образование виртуального предприятия из разнородных предприятий обеспечивает взаимную компенсацию их недостатков и усиление преимуществ. 
Целями построения виртуальных предприятий являются: 
Интеграция лучших средств и опыта различных предприятий в рамках экономически целесообразных объединений и союзов.
5.3. Системный подход в организации производства
Предприятие— самостоятельный хозяйствующий субъект, производящий продукцию, выполняющий работы и оказывающий услуги в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Производственное предприятие
характеризуетсяпроизводственно- техническим, организационным, экономическим и социальным единством.

Производственно-техническое единство
определяетсякомплек­сом средств производства, обладающих технологическим единством и взаимосвязью отдельных стадий производственных процессов, в результате которых используемые на предприятии сырье и материалы превращаются в готовую продукцию. Также они позволяют оказывать услуги и выполнять определенные работы на сторону с целью извлечения прибыли.

Организационное единство
определяетсяналичием единого коллектива и единого руководства, что находит свое отражение в общей и организационной структуре предприятия.

Экономическое единство
определяется общностью экономических результатов работы— объемом реализуемой продукции, уровнем рентабельности, массой прибыли, фондами предприятия и т.д., и главное, извлечение прибыли выступает в качестве основной цели деятельности.

Однако предприятие прежде всего не производственная, не экономическая, а социальная единица.  Предприятие — это коллектив людей различной квалификации, связанных определенными социально-экономическими отношениями и интересами, а извлечение прибыли служит основой для удовлетворения потребностей (как материальных, так и духовных) всего коллектива. Поэтому важнейшими задачами  предприятия являются: выплата персоналу социально справедливой заработной платой, которая обеспечивала бы воспроизводство рабочей силы; создание нормальных условий труда и отдыха, возможностей для профессионального роста и т.д.

В общем случае под названием «предприятие», в практике производственно-хозяйственной деятельности, подразумевается коммерческая организация, главной целью деятельности которой, в условиях рынка, является получение прибыли на вложенный труд и капитал. Во многих учебниках и учебных пособиях используются два схожих между собой понятия — «предприятие» и «фирма».

Фирма — юридически самостоятельная предпринимательская единица. Ею может быть как крупный концерн, так и небольшая компания. Современная фирма обычно включает несколько предприятий. Если же фирма состоит из одного предприятия, оба термина совпадают. В этом случае предприятие и фирма обозначают один и тот же объект экономической деятельности.

Понятия «предприятие» и «фирма» имеют общие и отличительные черты, и чем крупнее фирма, тем больше отличий.

Во-первых, предприятие — субъект экономических отношений в рамках, как правило, общего капитала (индивидуального или коллективного), в то время как фирма — субъект экономических отношений между различными «автономными» капиталами (предприятий,  фирм, концернов и т.д.). Поэтому, с точки зрения концентрации капитала, фирма — корпорация со сложной системой финансовой зависимости между ее структурными подразделениями.

Во-вторых, появление термина «фирма» обусловлено широким распространением в западной экономике акционерной формы хозяйствования – акционерных  компаний, связанных друг с другом так называемой системой участия. Система участия оказывает существенное воздействие на размывание отраслевой принадлежности, так как позволяет скупать контрольные пакеты акций предприятий различных отраслей. Поэтому следующая особенность круп­ной фирмы — ее многоотраслевая структура. Сам процесс форми­рования многоотраслевых фирм получил название «диверсифика­ция», что является современной формой концентрации производ­ства и образования крупных фирм. Поэтому, с точки зрения кон­центрации производства, фирма — это многоотраслевой концерн, в котором в качестве структурных единиц выступают предприятия различных отраслей экономики. Имеются и другие различия между понятиями «предприятие» и «фирма».

Фирма по отношению к входящим в ее состав производствен­ным единицам является органом предпринимательского управления. Обычно именно фирма, а не предприятие выступает как хозяйственный субъект на рынке, осуществляет ценовую политику, ведет конкурентную борьбу, участвует в распределении прибылей, задает темпы и определяет направления научно-технического прогресса.

В зависимости от целей деятельности всякое юридическое лицо относится к одной из двух категорий: коммерческая организация; некоммерческая организация.

Деятельность коммерческой организации направлена на извлече­ние прибыли, что является ее основной целью.   Некоммерческая организация не ставит цели извлечения прибыли и не распределяет ее между участниками.

В качестве юридически самостоятельныхфирм могут выступать хозяйственные единицы отдельных отраслей экономики с различной концентрацией капитала и произ­водства, разнообразных форм собственности и правовых форм.

В экономике функционируют самые различные предприятия. Они отличаются друг от друга по ряду признаков: отраслевой принадлежности; размерам; степени специализации и масштабам производства однотипной продукции; методам  организации производства и степени его механизации и автоматизации; организационно-правовым формам и т.д.

Признаками отраслевой принадлежности предприятия служат:

— по характеру потребляемого сырья промышленные предприятия делятся на предприятия добывающей и обрабатывающей промышленности;

— по назначению готовой продукции все предприятия делятся на производящие средства производства и производящие предметы потребления;

— по признаку технологической общности различают предприятия с непрерывным и дискретным процессами производства, с преобладанием механических и химических процессов производства;

— по времени работы в течение года – круглогодичного и сезонного действия;

— по размеру предприятия делятся на крупные, средние и малые. Главными критериями отнесения предприятия к одной из этих групп является численность работников с дифференциацией по отраслям экономики, стоимостной объем выпуска продукции, особенности формирования уставного капитала;

— по специализации и масштабам производства однотипной продукции – специализированные, диверсифицированные (многопрофильные) и комбинированные.

Специализированными считаются предприятия, которые концентрируются на изготовлении ограниченного ассортимен­та продукции массового или крупносерийного производства, например, на производстве чугуна, стального проката, литья, выработке и поставке электричес­кой и тепловой энергии, производстве зерна, мяса и т.д.

Многопрофильные предприятия — это предприятия, которые выпускают продукцию широкого ассортимента и различного назначения. Такие предприятия чаще всего встречаются в про­мышленности, они специализируются одновременно на изготов­лении, допустим, компьютеров, приборов, автомобилей, холо­дильников, станков, инструмента и другой продукции. В сельс­ком хозяйстве многие фермы специализируются одновременно на выращивании зерна, овощей, фруктов, скота, кормов и т.д. По мере усиления конкуренции многие экономически окреп­шие, ранее узкоспециализированные предприятия, в поисках рынков сбыта, выходят за рамки прежней специализации. Они расширяют ассортимент продукции и услуг, захватывают новые рынки. Часто такие предприятия полностью теряют прежний отраслевой профиль и становятся предприятиями межотраслевы­ми — диверсифицированными. Они могут одновременно занимать­ся, например, выпуском различной промышленной продукции, строительством, транспортом и коммерческими операциями. Пе­релив капитала из одной отрасли экономики в другие происхо­дит при этом в рамках одной фирмы.

Комбинирование производства. Суть ее в том, что один вид сырья или готовой продукции на одном и том же предприятии превращается параллельно в другой, затем третий вид. В клас­сическом виде чаще всего встречается в химической, текстильной и металлургической промышленности, в сельском хозяйстве. Например, выплавленный в доменных печах чугун, наряду с его реализацией на сторону, используется собственным предпри­ятием и переплавляется в стальные слитки. Последние также идут по двум каналам: на продажу потребителям, непосредствен­но в качестве готовой продукции, а также на дальнейшую пе­реработку в стальной прокат на собственном заводе. В текстиль­ной промышленности практикуется комбинирование при изго­товлении из сырья последовательно вначале волокна, из волокна — пряжи, и далее из пряжи — полотна. То же самое практикуется и в производстве многих видов сельскохозяйственной продукции.

Наиболее сложной формой комбинирования производства является  комплексное использование сырья для изготовления различной по структуре и химическому составу продукции. В частности, при выплавке чугуна из железной руды в доменных печах в отходы вместе с породой часто уходят ценные компоненты, содержащие цветные металлы. Для извлечения ценных компонентов из шлаков доменной плавки на предприятиях черной металлургии строятся специализированные цехи цветной металлургии. Кроме того, отходы доменного и сталелитейного производств на этих предприятиях часто перерабатываются в строительные материалы. Таким образом, на основе одного и того же исходного сырья, в данном случае железной руды, на предприятии комбинируется производство различной по характеристикам, по назначению и по технологии изготовления продукции.

Предприятие (организация, фирма), как юридическоелицо, отвечает определенным признакам, устанавливаемым законодательством страны. Так, в соответствие с Гражданским кодексом РФ каждая организация, признанная юридическим лицом, при регистрации получает фирменное наименование. В данном случае фирма — это общее понятие коммерческой организации. В настоящее время по мере расширения сферы коммерческой деятельности фирменное наименование получают различного типа организации.

Все рассмотренные организации связаны с производством или выполняют посреднические функции между производителями и потребителями товаров.

Тем не менее, основной целью деятельности предприятия (организации) в условиях рынка, является получение прибыли. Для реализации данной цели предприятию необходимо обеспечить стабильную экономическую устойчивость в его работе. Это более сложная для достижения цель, которая включает в себя не только получение прибыли, но и обеспечение устойчивости её получения.

Высшей целью деятельности предприятия является превышение результатов над затратами, т.е. достижение возможно большей прибыли или возможно высокой рентабельности. Наиболее идеальным является такое положение, когда получение максимальной прибыли обеспечивает и более высокую рентабельность.

Достижение поставленной цели возможно при реализации следующих мероприятий:

1)         выпуск высококачественной продукции, систематическое её обновление в соответствии со спросом потребителей, на основе прогрессивной техники и технологии;

2)         ведение политики ресурсосбережения на основе рационального использования производственных ресурсов с учётом их взаимозаменяемости;

3)         разработка стратегии и тактики предприятия в соответствии с изменяющимися условиями рынка и действиями конкурентов;

4)         обеспечение конкурентоспособности продукции и предприятия, поддержание стабильной позиции на рынке;

5)       систематическое внедрение передовой техники, прогрессивной технологии производства продукции, позволяющей значительно сокращать издержки производства, повышать качество выпускаемой продукции;

6)       повышение производительности труда и в целом рост эффективности производства;

7)       ведение гибкой ценовой политики и осуществление других функций.

Современная наука считает, что каждое предприятие представляет собой опреде­лённую сложную систему. Данное положение подтверждается следующими фактами.

Во-первых, предприятие состоит из определённого комплекса элементов, взаимо­связанных между собой многочисленными внутренними и внешними связями.

Элемент представляет собой первичное звено системы. Это объект, который не поддаётся дальнейшему делению на части, то есть единый компонент системы.

Элементы можно рассматривать как простые системы, то есть системы, которые в данной взаимосвязи и на данном определённом уровне не разделяются на отдельные под­системы.

Так, при использовании системного подхода к изучению производственно-хозяйственной деятельности предприятия, его первичным элементом может быть цех. Отдельными элементами могут выступать не только материальные объекты, но и производ­ственные, процессы, функции и т.д.

Во-вторых, функционирование предприятия основано на взаимодействии его структурных элементов друг с другом, направленном на достижение общей цели. Сущ­ность функционирования предприятия, как системы, в данном случае заключается в обес­печении взаимосвязи между поступающими элементами (сырьё, материалы, инструменты, финансовые средства) для получения желаемых выходящих элементов (готовые продук­ты, различные виды услуг, информация, прибыль).

Такая взаимосвязь основана на движении информации, энергии, материалов, ре­сурсов.

В целом, отдельные элементы предприятия, в виде его составных частей на основе существующего взаимодействия друг с другом образуют производственную систему. В свою очередь, производственная система предприятия состоит из нескольких подсистем, взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом.

Для целей исследования и изучения производственной системы осуществим классификацию элементов, а также отношений между ними.

В основе классификации элементов лежат следующие признаки:

•          по содержанию — К ним относятся следующие элементы: коллективы людей, машины и оборудование, энергия, информация.

•          по признакам управления и исполнения — управляемая и управляющая подсистема.

К числу основных подсистем производственной системы, относятся следующие:

1) социальная — комплекс отношений между людьми как организационное проявление системы;

2) производственно-техническая — материальные средства, комплекс машин и оборудования, материалов, инструментов, энергии;

3) информационная — информационные элементы и их взаимосвязи.

Управляемая подсистема— это совокупность производственных процессов, реализация которых обеспечивает изготовление и выполнение услуг. Управляемая подсистема, в свою очередь, делится на несколько подсистем, в соответствии с характером протекающих на предприятии процессов: подготовки производства и освоения новой продукции, обеспечения качества продукции; материально-технического снабжения; сбыта и реализации продукции и т.д.

Управляющая подсистема— это совокупность взаимосвязанных методов управления, реализуемых людьми с помощью технических средств, для обеспечения эффективного функционирования производства. Основными видами управленческой деятельности являются: планирование, регулирование, контроль, учёт, стимулирование.

•       по структурным подразделениям и процессам

Подразделение — это элементы (подсистемы) предприятия, в которых осуществляется производство и управление, отвечающие за выполнение конкретного набора задач на предприятии в целом.

В состав предприятия входят производственные подразделения: филиалы, производства, цеха, бригады; подразделения инфраструктуры: ремонтное, транспортное, складское хозяйство, инструментальное производство, отделы и службы заводоуправления, научно-технические подразделения и т.д.

Основными элементами производственно-хозяйственной деятельности предприятия являются процессы, например, производственные, научно-технического развития.

Предприятие обладает основными признаками, которые характеризуют его как систему. К их числу относятся:

•      Комплексность, которая определяется комплексностью его целей и задач, а также высоким разнообразием протекающих на предприятии процессов производства и управления.

•      Динамизм. Предприятие представляет собой динамичную систему, обладаю­щую способностью изменяться, развиваться, переходить из одного качественного состоя­ния в другое, оставаясь системой.

•      Саморегулирование. Предприятие — это саморегулирующаяся система, которая может приспособиться, в определённых пределах, как к внутренним, так и к внешним из­менениям.

•      Целостность. Предприятие состоит из множества взаимосвязанных, а не обо­собленных друг от друга элементов.

Разрозненное существование элементов системы друг от друга не может характе­ризовать её в целом. В наиболее общем виде это означает наличие у предприятия таких свойств, которые не сводятся к простой сумме ее элементов, а предполагают их комплекс­ комплекс­ное взаимодействие. Следовательно, элементы предприятия, как системы, качественно характеризуются через отношение друг к другу, обеспечивая его целостность.

Чтобы все элементы системы воссоединились в единое целое, в комплексную сис­тему, её необходимо организовать, т.е. спроектировать, построить и обеспечить функцио­нирование предприятия.

•    Взаимодействие с внешней средой.

Предприятие следует рассматривать как открытую систему, которая тесно взаимо­действует с внешней средой. Средой для предприятия являются другие предприятия и ор­ганизации, зарубежные фирмы и компании. То есть, фактически внешней средой для предприятия становится внешний мир, состоящий из множества частей, которые с ним взаимодействуют и связаны с ним договорными отношениями или обменом информацией.    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.