Реферат по предмету "Экономика"


Состояние и пути совершенствования учета и контроля материалов

--PAGE_BREAK--         

где Кс — коэффициент специализации;

       УТ -  удельный вес отдельных отраслей (или видов продукции) в общем объеме реализации, ч.;


        Н – порядковый номер отдельных отраслей по удельному весу в ранжированном ряду.

Кс==0,2

На данном предприятии специализация имеет средний уровень, хозяйство специализируется на производстве зерна. 

Дальнейшее снижение специализации может обернуться для предприятия недополучением большого количества дополнительной продукции. Углубление специализации повышает концентрацию производства и облегчает управление ими.

К трудовым ресурсам относиться та часть населения, которая владеет необходимыми физическими данными, знаниями и трудовыми навыками. Формирование трудовых ресурсов и их использование в сельском хозяйстве имеет свои особенности. В их использовании наблюдается сезонность и тесная связь с природно-климатическими условиями.

Достаточная обеспеченность предприятия необходимыми трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеет большое значение для увеличение объемов производства продукции и повышения эффективности производства.

Состав трудовых ресурсов представлен в таблице 3.

Из таблицы 3 видно, что численность работников по организации в целом в 2006 году снизилась на 66 человека, или 18,8 % по сравнению с 2004 годом. В основном этот снижение произошло за счет сокращения постоянных работников на 62 человека и служащих на 4 человека. Хозяйство, в основном, занимается производством сельскохозяйственных культур и выращиванием животных, поэтому 90 % занимают работники, занятые в сельскохозяйственном производстве. На работников, занятых в подсобном производстве приходиться 3,5 %, работники общественного питания занимают6,5% от общей численности.  Постоянные работники составляют– 877,8%, из них  13,4 приходится на трактористов, 9% на работников животноводства.
Таблица 3 -    Состав и структура рабочей  силы предприятия



Категории

работников

Численность, чел.



Отклонение

Структура рабочей силы, %

2004г.

2005г.

2006г.

в %

абсолют. ()

2004г.

2005г.

2006 г.

Работники, занятые в с.-х. производстве

351

337

285

81,2

-66

90,0

90,6

89,1

в т.ч. работники постоянные

311

298

249

80,1

-62

79,7

80,1

77,8

из них: трактористы-машинис.

55

50

43

78,2

-12

14,1

13,4

13,4

операторы машинного доения

20

20

16

80,0

-4

5,1

5,4

5,0

скотники КРС

12

12

10

83,3

-2

3,0

3,2

3,1

работники свиноводства

8

7

5

71,1



2,0

1,9

1,5

служащие

40

39

36

90,0

-4

10,3

10,5

11,2

в т.ч. руководители,

специалисты

  16
22

15
22

14
22

87,5
100

-2
-

4,1
5,6

4,1
5,9

4,4
6,9

Работники, занятые в подсобных производствах

15

13

11

73,3

-4

3,8

3,5

3,5

Работники торговли и общественного питания

21

21

21

100

-

5,4

5,6

6,5

Работники строительства

3

1

3

100

-

0,8

0,3

0,9

Всего

390

372

320

82,1

-70

100

100

100

Сезонных и временных работников в хозяйстве не привлекают. Сокращение работников произошло в основном за счет снижения объема производства.

Важную часть материально-технической базы сельского хозяйства составляют основные фонды.  Увеличение основных фондов способствует росту производительности труда и увеличению производства продукции, качества и своевременности выполненных сельскохозяйственных работ.

Оснащенность хозяйства основными фондами характеризуется показателями фондооснащенности и фондовооруженности труда. Рассмотрим эти показатели в таблице.

Таблица 4 — Оснащенность хозяйства основными фондами и энергоресурсами


Показатели

2004 г.

2005 г.

2006 г.

на 100га с.-х. угодий

на 1 работника



на 100га с.-х. угодий

на 1 работника

на 100га с.-х. угодий

на 1 работника

Основные фонды – всего, тыс. руб.

690,8

273,8

424,2

176,3

333,3

160,9

Энергетические ресурсы, л.с.

119,5

43,4

114,9

47,8

89,0

43,0

                 Из таблицы 4 видно, что фондообеспеченность хозяйства уменьшается на51,8 % в 2006 году по сравнению с 2004 годом, это в основном произошло за счет снижения стоимости основных средств.

Фондовооруженность уменьшается на 41,2 % за счет выбытия основных средств. Энергообеспеченность и энерговооруженность снижается также за счет уменьшения энергетических ресурсов.

Результаты деятельности сельскохозяйственного предприятия зависят от наличия и эффективности использования финансовых результатов, которые обеспечивают жизнедеятельность организации. Поэтому забота о финансовом состоянии является отправным моментом к конечным результатам деятельности любого сельскохозяйственного предприятия.

Основными экономическими результатами являются валовая, товарная продукция, прибыль, валовой доход и рентабельность.

Валовая продукция – вся продукция растениеводства и животноводств, произведенная в  хозяйстве за определенный промежуток времени.

Валовой доход – часть стоимости валовой продукции, представляет собой разницу между валовой продукцией в стоимостном выражении и материальными затратами на её производство в текущих ценах. Величина валового дохода зависит от объема произведенной продукции, цен на нее и материальных затрат.

Одним из основных экономических показателей эффективности сельского хозяйства является отношение валовой продукции сельского хозяйства к размеру сельскохозяйственных угодий, который свидетельствует о продуктивности главного средства – земли.

           Таблица 5 -Основные экономические результаты деятельности



Показатели



2004 г.



2005 г.



2006 г.

2006 г. к 2004 г., %

Стоимость товарной продукции, тыс. руб.

60915

49585

69802

114,6

в том числе:

— на 100 га с.-х. угодий, тыс. руб.



394,1



320,8



451,6



114,6

— на 100 руб. производственных затрат, руб.



93,7



76,6



106,1



113,2

— на 1 работника, занятого в с.-х., тыс. руб.



173,5

147,1

244,9

141,2

— на 100 руб. основных фондов, руб.

57,1

75,6

135,5

236,9

Оплата 1 чел.-час., тыс.руб.

25,6

29,2

42,0

164,1

Производство на 100 га с.-х. угодий, ц

— молока


63,4


78,3


66,1


104,3

— мяса в живом весе

4,6

5,1

7,3

158,7

Производство на 100 га пашни, зерна, ц



1135,4



1101,4



1166,2



102,7

Прибыль (+), убыток (-) от продажи, тыс. руб.



13364



2188



-2741



Х

Прибыль (+), убыток (-) по отношению:

— к полной себестоимости, %


28,1


4,6


-3,8


Х

— к полным совокупным производственным фондам, %



12,5



3,3



-5,3



Х

Анализируя показатели экономических результатов деятельности предприятия, можно сказать, что производственные показатели хозяйства повышаются. Это относится в первую очередь к стоимости товарной продукции, которая в 2006 году повысилась на 14,6 % по сравнению с 2004 годом. На повышение стоимости товарной продукции повлияло производство мяса в расчете на 100 га сельскохозяйственных угодий на 58,7 % и производства зерна в расчете на 100 га пашни на 2,7 %, увеличение производства молока на 4,3 %.

Снизилась окупаемость затрат на 13,2 %, это говорит еще и о том, что стоимость затрат из года в год растет. Фондоотдача увеличивается в 2006 году в 2 раза по сравнению с 2004 годом. На эти показатели также повлияло увеличение стоимости товарной продукции, производительность труда увеличилась на 41 %, а оплата труда возросла в 64%.  В хозяйстве не соблюдается закон экономики, когда производительность труда должна опережать рост заработной платы.

Все это сказалось на конечном финансовом результате. В 2004 году хозяйство получало прибыль в размере 13364тыс. руб. Уровень рентабельности составил соответственно 28,1 %, а в 2006 году был получен убыток в размере 2741 тыс. руб., и уровень убыточности составил 3,8 %. Повышается себестоимость производства продукции, что бы снизить себестоимости продукции нужно увеличение объемов производства продукции, как в растениеводстве, так и в животноводстве.

Увеличение объемов производства необходимо добиваться путем повышения урожайности, внедрять новые высокоурожайные сорта, вносить удобрения. Основное стадо пополнять высокопродуктивным молодняком и свою продукцию лучше всего продавать в переработанном виде, искать более доходные каналы продаж.

В современных условиях анализ платежеспособности сельскохозяйственных предприятий приобрел чрезвычайно актуальное значение. Платежеспособность – это возможность наличными денежными ресурсами своевременно погашать свои платежные обязательства.

Оценка платежеспособности осуществляется на основе характеристики ликвидности оборотных активов, которая определяется временем, необходимым для превращения их в денежные средства. Чем меньше требуется времени для инкассации данного актива, тем выше его ликвидность.

Для оценки платежеспособности в краткосрочной перспективе рассчитываются следующие показатели: коэффициент текущей ликвидности, коэффициент промежуточной (быстрой) ликвидности и коэффициент абсолютной ликвидности. Рассмотрим таблицу 6 с этими показателями.
Таблица 6 -Показатели платежеспособности предприятия



Показатели



2004 г.



2005 г.



2006 г.

Изменения (+,-)

Краткосрочные долговые обязательства, тыс. руб.

25696

34959

41305

15609

Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения,      тыс. руб.

251

229

121

-130

Дебиторская задолженность и прочие оборотные активы,       тыс. руб.

10686

12029

33084

22398

Запасы, тыс. руб.

44191

43144

22499

-21692

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,004

0,007

0,003

-0,001

Коэффициент промежуточной ликвидности

0,43

0,35

0,8

0,37

Коэффициент текущей ликвидности

2,15

1,58

1,45

-0,7

        Данные таблицы 6 свидетельствуют о том, что на конец 2006 года хозяйство может погасить только 3% своих обязательств за счет денежных средств и краткосрочных вложений, что характеризует коэффициент абсолютной ликвидности.  В 2006 году по сравнению с 2004 годом коэффициент промежуточной ликвидности возрос на 0,37 пункта, что характеризует погашение краткосрочных обязательств в объеме 37% за счет денежных средств, краткосрочных обязательств и дебиторской задолженности.

      В целом же платежеспособность хозяйства снижается на 0,7 пункта, что характеризует коэффициент текущей ликвидности, который составляет в 2006 году 1,45, что ниже норматива этого показателя. На данное изменение повлияло снижение оборотных активов 2006 году по сравнению с 2004 годом на 577 тыс. руб. и рост краткосрочных обязательств на 15609 тыс. руб.

      Что бы повысить платежеспособность, необходимо обеспечит преимущественный рост текущих активов над краткосрочными обязательствами. Это можно достичь ликвидацией неиспользуемых основных средств, увеличивать основный капитал, сокращать убытки, принимать  меры по своевременному погашению дебиторской и кредиторской задолженности, сокращать постоянные издержки, изменить финансовую стратегию предприятия с целью ускорения экономического роста, проведения эффективной ценовой и налоговой политики, направления прибыли на производственное развитие, ускорение оборота товарно-материальных ценностей.
2.2 Анализ эффективности использования материалов
Обеспеченность материальными ресурсами и уровень их использования в значительной степени определяют экономику предприятия. Материально-техническое обеспечение производства, бережливость и строгий учет расходных материалов, поддержание оптимальных запасов по номенклатуре и ассортименту являются базой для организации устойчивой и ритмичной работы любого предприятия.

Любое предприятие обладает определенным реальным имуществом в виде оборотных средств. К ним относят денежные средства, краткосрочные финансовые вложения, дебиторскую задолженность, запасы в разрезе их видов.

Для того, что бы проанализировать состав и структуру оборотных средств в СПК «Маяк» рассчитаем таблицу 7.

Судя по данным таблицы 7 следует отметить, что стоимость оборотных средств в 2006 году по сравнению с 2004 годом увеличилась только на 1 %. Но движение средств по сферам использования различен, т.к. стоимость  производственных средств снижается на 48,4%, то средства обращения увеличиваются в 2 раза.  Это увеличение произошло из-за увеличения средств в расчетах в 3раза, в то время как денежные средства и готовая продукция снизились  на 51,4% и 53,3% соответственно.

      В то же время  стоимость оборотных производственных средств в 2006 году сократилась на  48,6%, в основном за счет стоимости животных на выращивании и откорме, т.к. почти все поголовье скота на конец 2006 года было ликвидировано. Снизилась также стоимость сырья и материалов на конец 2006 года по сравнению с 2004 годом на 31,1%.

Таблица 7 — Размер и структура оборотных средств предприятия


Показатели

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2006г. к 2004г.

в %

наличие средств, тыс. руб.

в % к итогу

наличие средств тыс. руб.

в % к итогу

наличие средств тыс. руб.

в % к итогу

Производственные средства — всего



39198

71,1



40930

73,9

20166

36,2

51,4

из них сырье, материалы

15689

28,5

17311

31,3

10964

19,7

68,9

животные на выращивание и откорме

14910

27,0

14097

25,4

382

0,7

2,6

незавершенное производство

8599

15,5

9522

17,2

8820

15,8

102,6

средства обращения — всего

15930

28,9

14472

26,1

35539

63,8

в 2 раза

в том числе готовая продукция

4993

9,1

2214

4,0

2333

4,2

46,7

денежные средства

251

0,5

229

0,4

122

0,2

48,6

средства в расчетах

10686

19,3

12029

21,7

33084

59,4

в 3 раза

Оборотные средства -  всего

55128

100

55402

100

55705

100

101,0

     Негативным моментов является небольшое наличие денежных средств, что затрудняет проведение расчетных операций и подрывает финансовое состояние хозяйства.

Деление оборотных средств на собственные и заемные указывает источники происхождения и формы предоставления предприятию в постоянное или временное пользование.

Собственные оборотные средства формируются за счет собственного капитала (уставной капитал, резервный капитал, нераспределенная прибыль и др.). Величина собственных источников оборотных средств определяется как разность между итогом разделов 3 пассива баланса и итогом 1 раздела актива баланса. Для нормальной обеспеченности хозяйственной деятельности оборотными средствами их величина устанавливается в пределах 1/3 величины собственного капитала.

Оборотные средства могут формироваться и за счет заемных источников, таких как банковских кредитов, кредиторской задолженности. Одна часть платная (кредиты, займы), другая бесплатная кредиторские обязательства. Рассмотрим источники формирования оборотных активов в следующей таблице.
Таблица 8 — Источники формирования оборотных активов



Источники

2004 г.

2005 г.

2006 г.

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Собственные

15132

27,5

6141

11,1

100

0,2

Заемные

14300

25,9

18557

33,5

14300

25,7

Привлеченные

25696

46,6

30702

55,4

41305

74,1

в том числе обязательства перед поставщиками

15386

27,9

19070

34,4

17576

31,6

обязательства по оплате труда

1305

2,4

1715

3,1

1192

2,1

обязательства перед внебюджетными фондами

2863

5,2

2382

4,3

1417

2,5

обязательства перед бюджетом

5698

10,3

6923

12,6

6902

12,4

Прочие

444

0,8

1107

2,0

14218

25,5

Итого

55128

100

55400

100

55705

100
    продолжение
--PAGE_BREAK--
      Данные таблицы 8 показывают, что собственные источники хозяйства из года в год сокращаются, так в 2006 году они составляют 100 тыс. руб., то есть меньше в 15 раз, чем в 2004 году. Заемные источники, кредиты и займы остались без изменения, это долгосрочные кредиты. Вместе с этим привлеченные источники увеличились почти в 1,6 раза. Это увеличение произошло в основном за счет кредиторской задолженности перед поставщиками на 14 %, и за счет прочей кредиторской задолженности – в 32 раза.

      Наибольший удельный вес в источниках формирования имеют привлеченные средства 71,4 %, из них больше 40 % приходиться на обязательства перед поставщиками, заемные источники составляют 25,7 % и собственные 0,2 %.

Необходимым условием организации производства продукции являются обеспечение его материальными ресурсами: сырьем, материалами, топливом, энергией. В процессе их потребления происходит их трансформация в материальные затраты, экономия использования материальных затрат  снижает себестоимость продукции.

В целях нормального хода производства и сбыта продукции запасы должны быть оптимальны.

Накопление больших запасов свидетельствует о спаде активности предприятия. Большие запасы приводят к замораживанию оборотного капитала, замедленной его оборачиваемости, в результате чего ухудшается финансовое положение.

Рассмотрим долю материальных затрат в общих расходах СПК « Маяк» таблице 9.

 Таблица 9 -  Доля материальных затрат в общих расходах предприятия

по обычным видам деятельности



Расходы

2004 г.

2005 г.

2006г.

2006 г. к2004г. в %

тыс. руб.

% к итогу

тыс. руб.

% к итогу

тыс. руб.

% к итогу
Всего расходов
65037

100

64705

100

65849

100

101,2
в том числе материальные затраты
33063

50,8

38710

59,8

37792

57,4

114,3

  

    Как показывают данные таблицы 9 материальные затраты на протяжении трех лет в общих расходах предприятия по обычным видам деятельности занимают более 50 %; от 50,8% в 2004 году, до 59,8 % в 2005 году и 57,4 % в 2006 году. Материальные затраты в 2006 году увеличились на 14,3 %   по сравнению с 2004 годом и составили 37792 тыс. руб. Общие расходы увеличились за это время на 1,2 %,  можно сказать, что их увеличение произошло за счет изменения материальных затрат.

 За счет каких материальных затрат увеличиваются расходы рассмотрим в таблице 10.

        Данные таблицы 10 показывают, что стоимость по всем видам материальных затрат увеличивается. Особенно увеличилась стоимость нефтепродуктов в 2006 году на 67,5% и запасных частей на 7%. Это связано с ростом цен
Таблица 10  -   Размеры и структура материальных затрат в основном производстве



Показатели

2004 г.

2005 г.

2006 г.

Изменение в %

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Семена и посадочный материал

3644

11,0

3596

9,3

3378

8,9

92,7

Корма

9247

28,0

8526

22,0

7862

20,8

85,0

Минеральные удобрения

1768

5,3

1012

2,6

1416

3,7

80,1

Нефтепродукты

9919

30,0

18200

47,0

16618

44,0

167,5

Запасные части

3435

10,4

4337

11,2

3676

9,7

107,0

Прочие

5050

15,3

3039

7,9

4842

12,9

95,9

Всего

33063

100

38710

100

37792

100

114,3

 на нефтепродукты и запасные части, из-за того, что стоимость их растет на рынке. Вследствие этого повышаются  и общие затраты.

Деловая активность предприятия в финансовом и бухгалтерском аспекте проявляется прежде всего в скорости оборота его средств.

Настоящий период состояния экономики характеризуется замедлением оборачиваемости производственных запасов. Основные причины связаны с разрывом хозяйственных связей и инфляцией. Это заставляет предприятия вкладывать временно свободные средства в запасы материалов, которые затем при необходимости можно легко реализовать.

Анализ изменения времени оборота ресурсов предприятия, вложенных в запасы, дает возможность определить резервы уменьшения  потребности в оборотных средствах путем оптимизации запасов, их относительного снижения по сравнению с ростом производства, ускорения расчетов или, напротив привлечения средств в оборот при неблагоприятном положении дел.

Ускорение оборачиваемости запасов может означать увеличение спроса на продукцию предприятия, увеличение – затаривание готовой продукцией в связи со снижением спроса, трудности со сбытом. Поэтому представляет интерес расчет оборачиваемости:

а) производственных запасов;

б) готовой продукции.

Оборачиваемость оборотных средств определяется периодом воспроизводственного цикла, в течение которого денежные средства, авансированные  на приобретении  производственных запасов и оплату иных материальных услуг, совершают полный оборот и возвращаются на расчетный счет предприятия.

 Продолжительность оборота определяется в днях, она может рассчитываться в форме числа оборотов за определенный период времени. Для сельскохозяйственных предприятий, учитывая специфику их деятельности, период времени целесообразно брать 360 дней.

Рассчитаем показатели эффективности оборотных средств, материалов в таблице 11.

Таблица 11 — Показатели эффективности использования оборотных средств



Показатели



2004 г.



2005 г.



2006 г.

2006 г. к 2004 г. в %

Выручка от продаж, тыс. руб.

60915

49585

69802

114,6

Среднегодовые остатки оборотных средств, тыс. руб.

55425

55265

55554

100,2

Коэффициент оборачиваемости



1,10

0,90

1,26

114,5

Продолжительность одного оборота, дни



327

401

286

87,5

Ускорение (+), замедление (-) оборачиваемости, дни




Х


+74


-115


Х

Высвобождение (-) или привлечение (+) средств в обороте, тыс. руб.




Х


10192,5


-22297,8


Х


       Исходя из данных таблицы 11, можно сказать, что коэффициент оборачиваемости увеличился  на 14,5 % и составляет в 2006 году 1,26 оборота. Это связано с тем, что стоимость выручки увеличивается на 14,6%, и среднегодовые остатки оборотных средств увеличиваются, но незначительно только на 0,2%.

Продолжительность оборота сократилась на 12,5 % и составила в 2006 году 286 дней, против 327 дней в 2004 году. Это произошло за счет увеличения коэффициента оборачиваемости, что положительно сказывается на финансовом состоянии предприятий.

Для ускорения оборачиваемости оборотных средств, следует контролировать запасы товарно-материальных ценностей, не создавая запасов сверх потребностей производства, выявлять и реализовывать не ходовые, не нужные для производства материалы. Снижать дебиторскую задолженность путем применения таких форм расчетов,   при которых ускориться   получение средств от покупателей. Для ускорения оборачиваемости средств важное значение имеет снижение себестоимости продукции. Увеличение суммы оборота может быть достигнуто за счет роста объемов производства и реализации продукции. Совершенствование технологии производства, применение передового опыта, достижений науки позволяют повысить урожайность сельскохозяйственных культур и снизить себестоимость продукции. Все это приводит к увеличению

объема производства продукции и ее продажи, а следовательно к повышению эффективности  использования оборотных средств.

Одним из видов производственных запасов являются материальные ресурсы. Основными показателями, которые характеризуют использование материальных ресурсов является материалоемкость, материалоотдача и удельный вес материалов в себестоимости продукции.

Материалоемкость – отношение суммы материальных затрат к стоимости произведенной продукции, показывает сколько материальных затрат необходимо произвести, или сколько приходиться на производство единицы продукции.

Материалоотдача характеризует отдачу материалов, то есть сколько произведено продукции с каждого рубля потребленных материальных ресурсов.

Прибыль на рубль материальных затрат является наиболее обобщающим показателем эффективности материальных ресурсов.

Рассмотрим состояние этих показателей в таблице 12.

Таблица 12 -  Эффективность использования материальных запасов



Показатели



2004 г.



2005 г.



2006 г.

2006 г. к 2004 г. в %

Материальные затраты, тыс. руб.

33063

38710

37792

114,3

Товарная продукция в фактических ценах реализации, тыс. руб.

60915

49585

69802

114,6

Материалоотдача, руб.

1,84

1,28

1,85

100,5

Материалоемкость, руб.

0,54

0,78

0,54

100,0

Удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции, %

50,8

59,8

57,4

Х

Прибыль (+), убыток (-) на 1 руб. материальных затрат, руб.

0,4

0,6

-0,1

х
    продолжение
--PAGE_BREAK--
  Из таблицы 12 видно, что материалоотдача в 2006 году увеличилась незначительно только на 0,5% по сравнению с 2004 годом и составила 1,85 руб., то есть хозяйство на 1 рубль материальных затрат получило только 1 рубль 80к.

  Материа.лоемкость за исследуемый период не изменилась и составила 0,54 руб. Хозяйство в 2006 году получило убыток от хозяйственной деятельности. Удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции за исследуемый период возрастает на 6,6 пункта.

Основными причинами снижения эффективности использования оборотных средств является:

-                недостаток в учете материалов;

-                низкий уровень организации труда;

-                невысокий уровень механизации трудовых ресурсов;

-                не выполнение производственной программы;

-                недостаток источников финансирования.

Повышение эффективности использования материальных ценностей обуславливает сокращение материальных затрат на производство продукции, снижение ее себестоимости и рост прибыли. Основным направление повышения эффективности использования производственных запасов является внедрение ресурсосберегающих, малоотходных и безотходных технологий. Рациональное использование материалов зависит также от полноты сбора и использования отходов и обоснованности их оценки. Существенное значение для сохранности производственных материалов имеет наличие технически оснащенных складских помещений с современными весовыми  измерительными приборами и устройствами, позволяющими механизировать складские операции и складской учет.

Важное условие повышения эффективности использования материальных ценностей – усиление личной и коллективной ответственности и  материальной заинтересованности рабочих, руководителей и специалистов подразделений в рациональном использовании указанных ресурсов.

Одно из условий рационально использования материалов – нормирование складских запасов и материальных затрат.

Предприятия должны стремиться к соблюдению норм производственных запасов каждого вида материалов, поскольку излишек приводит к замедлению оборачиваемости оборотных средств, а недостаток – к срыву производственного процесса. Необходимо своевременно выявлять медленно оборачивающиеся материальные ценности и организовывать их замену и реализацию.

Эффективное управление запасами позволяет ускорить оборачиваемость капитала и повысить его доходность, уменьшить текущие затраты на их хранение, высвободить из текущего хозяйственного оборота часть капитала, реинвестируя его в другие активы. Искусство управления материалами заключается в оптимизации общего размера и структуры запасов материальных ценностей, минимизации затрат по их обслуживанию и обеспечение контроля за их движением.
  Глава 3. Состояние и пути совершенствования учета материалов
3.1   Организация бухгалтерского учета СПК «Маяк»
Организация бухгалтерского учета и отчетности в СПК «Маяк» осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ (в ред. ФЗ от 30.06.2003 г. № 86-ФЗ), Положением по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, утвержденным приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. № 34 Н (в ред. Приказа Минфина РФ от 24.03.2000 г. № 31 Н), Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности  предприятия, утвержденным приказом Минфина РФ от 31.11.200 г. № 94 Н, а также других нормативных актов и законодательства РФ в части ведения бухгалтерского учета, отчетности и налогообложения.

Под организацией бухгалтерского учета понимают систему условий и элементов построения учетного процесса с целью получения достоверной и своевременной информации о хозяйственной деятельности организации и осуществления контроля за рациональным использованием производственных ресурсов и готовой продукции.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета в СПК «Маяк», соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель данной  организации.

Основы построения учетного процесса в исследуемом хозяйстве регламентированы в Учетной политике организации. Руководитель организации Островский В.Л. утверждает ежегодно Приказ об учетной политике, как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогового учета (Приложение 1,2).

     Бухгалтерский учет предприятия ведет бухгалтерия, являющаяся самостоятельным структурным подразделением, возглавляемая главным бухгалтером Зябловой В.Н. Совместно с другими подразделениями работники бухгалтерии участвуют в составлении планов и анализа финансово – хозяйственной деятельности.  

Бухгалтерский учет централизован и его структура имеет следующий вид (Рис.1).





                              Подразделения      бухгалтерии





 Рис. 1.-  Структура бухгалтерии СПК «Маяк».

Главный бухгалтер несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное предоставление полной отчетности в налоговые органы.

Учет имущества и хозяйственных операций осуществляется непрерывно, сплошным методом по разработанному рабочему Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия на основании одноименного Плана счетов, введенного в действие приказом Минфина РФ от 31.10.200 г. № 94 н..

       Для систематизации и накопления информации, содержащихся в первичных документах, используются журналы-ордера, то есть на предприятии применяется журнально-ордерная форма учета.

Одной из необходимых предпосылок правильного построения бухгалтерского учета является надлежащая организация документооборота. Он представляет собой движение документов в учетном процессе от момента их составления до завершения использования и сдачи в архив.  Документооборот составляется в виде графика, где указывается наименование и номер каждой формы документа, его назначение, сроки, в каком количестве и кем составляется, кто подписывает документ, когда и куда он предоставляется, кто его принимает, проверяет, обрабатывает, куда и на основании чего делаются записи. График документооборота составляется главным бухгалтером, утверждается руководителем и является обязательным для исполнения. Контроль за соблюдением графика осуществляется главным бухгалтером.

Все хозяйственные операции, проводимые организацией, оформляются предварительными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащихся в альбомах унифицированных (типовых) форм первичной документации и содержат обязательные реквизиты.

При отпуске материально-производственных запасов в производство и ином выбытии (кроме торговой реализации товаров) их оценка производиться по средней себестоимости.

Оценка материально-производственных запасов по средней себестоимости производиться по каждой группе (виду) запасов на их количество, складывающихся соответственно из себестоимости остатка на начало месяца и поступивших запасов в течение данного месяца.

При проведении переоценки материалов ее результат списывается непосредственно на счет 91 «Прочие доходы и расходы»: в дебет — суммы уценки, в кредит – суммы дооценки.

В дальнейшем результат от переоценки материалов относится на счет 99 «Прибыли и убытки» в состав сальдо прочих доходов и расходов.

Резервы под снижение стоимости материальных ценностей не создаются.

Материалы, на которые в течении года снизились цены или они частично потеряли свое первоначальное качество, переоцениваются по акту. Разница между первоначальной стоимостью и оценками вложенной стоимости относиться на результат финансово — хозяйственной деятельности.
3.2   Организация складского хозяйства и складского учета

                    производственных запасов
Для обеспечения сохранности продукции и прочих товарно-материальных ценностей в СПК «Маяк» организовано складское хозяйство. Хозяйство располагает центральными складами, а также складами и кладовыми, находящимися в отделениях, на фермах, в бригадах и других подразделениях хозяйства. В зависимости от видов ценностей, для хранения которых предназначены склады, последние подразделяются на специализированные и общие.

На общих складах хозяйства находятся товарно-материальные ценности, не требующие создания особых условий для их хранения.  Специализированные склады приспособлены для хранения специфических товарно-материальных ценностей. Так, зернохранилища должны соответствовать условиям хранения зерна. Для хранения запасных частей склад оборудуется стеллажами, на которых размещаются запасные части по их прейскурантным номерам и т.д.

Все складские помещения хозяйства оборудованы противопожарными средствами и имеют хорошо налаженное весовое хозяйство, а также необходимый инвентарь.

Во всех случаях материальные ценности, где бы они не хранились, передают под ответственность кладовщикам, заведующим током и другим специально выделенным материально-ответственным лицам. Этих лиц назначает руководств хозяйства. С каждым из них в установленном порядке заключается письменный договор о материальной ответственности.

Материально – ответственное лицо специально инструктируют по поводу своих обязанностей и ответственности. Инструктаж проводит главный бухгалтер хозяйства. Материально – ответственные лица отвечают за сохранность вверенных им ценностей. Со своей стороны руководство создает им необходимые условия для работы, в том числе организуют охрану складов в нерабочее время, ночные часы и т.п.

На всех складах хозяйства учет движения материальных ценностей ведется на карточках складского учета материалов (ф. № Н-17) (Приложение 5), которые выдают материально – ответственным лицам под расписку. На складе карточки хранятся в специальных картотеках по учетным группам, а внутри группы – по номенклатурным номерам.  На каждый номенклатурный номер продукции и материалов открывается карточка.

На складах в непосредственных местах хранения каждого вида продукции и материалов прикрепляются специальные ярлыки с указанием названия данного вида материальных ценностей, его характеристики, а в необходимых случаях и целевого назначения.

В карточке складского учета на каждый вид хранимых материалов открывается отдельный счет, учет ведут только в натуральных измерителях. В заготовке счетов указывают единицу измерения, номенклатурный номер и цену. По каждому счету в картотеке оставляется место для открытия новых счетов в течении года для записи данных о вновь поступивших материалов.

Записи в карточках складского учета ведутся только на основании документов. Без правильно оформленных документов  на оприходование или выдачу продукции кладовщик не имеет права принимать или отпускать продукцию. Кладовщик должен иметь у себя образцы записей тех лиц, которые уполномочены распоряжаться материальными ценностями в хозяйстве. После каждой записи о поступлении или расходовании материалов или продуктов на счетах в карточках складского учета выводят остаток. Записи в карточках производят строго по каждому документу, объединение нескольких документов в одну запись не допускается. Из накопительных документов (ведомость расхода кормов, лимитно — заборные карты и др.). Записи делают по мере их закрытия, но не позднее первого числа следующего за отчетным месяца.

Продукция и производственные запасы, поступающие на склад из бригад и ферм сопровождаются накладными. Принимаю продукцию, кладовщик отмечает в графе «Принято» фактическое количество полученной продукции и подтверждает это своей подписью. У кладовщика остается один экземпляр накладной, который является основанием для оприходования принятой продукции и записи в карточке складского учета. Материальные ценности, поступающие на склад со стороны, приходуют на основании счетов-фактур и других документов организаций-поставщиков. При поступлении материальных ценностей кладовщик расписывается об этом на сопроводительных документах.

В конце каждого месяца на основании первичных документов и записей в карточках складского учета материально — ответственные лица составляют отчет о движении материальных ценностей (ф. № 121) (Приложение 6), а по нефтепродуктам – отчет о движении горючего и смазочных материалов (Приложение 7) приспособленной формы. К отчету прилагаются все первичные документы за месяц. Отчет составляется в натуральных измерителях, оценка  отраженных в отчете материальных ценностей производиться в бухгалтерии. Отчеты о движении материальных ценностей составляют в двух экземплярах, из которых один остается в бухгалтерии, а второй с подписью бухгалтера возвращается кладовщику после сверки его данных с документами.

На каждую группу материальных ценностей, учитываемых на отдельных синтетических счетах, составляют отдельный отчет, в котором указывают остаток ценностей на начало месяца, затем заполняют приходную расходную его части и выводят сальдо на конец месяца по каждому виду ценностей и в целом по отчету. Приход и расход группируют по источникам поступления и направлениям расходования. Такую группировку производят по корреспондирующим счетам, которые в дальнейшем и проставляют на отчете в бухгалтерии при контировки документа. Этот порядок составления счетов в значительной степени облегчает их проверку  и дальнейшее использование в учетной работе, устраняет необходимость других разработок материальных документов.
3.3   Организация первичного учета поступления и выбытия материалов
Сельскохозяйственное производство характеризуется разнообразными условиями поступления, хранения и расходования полученной продукции. Это приводит к необходимости использования довольно многочисленных форм первичных документов. Рассмотри организацию документального оформления поступления и расходования товарно – материальных ценностей в СПК «Маяк».

В СПК «Маяк» продукция растениеводства поступает с поля на основании талонов. В талонах отдельные показатели, такие, как наименование хозяйства, фамилии комбайнера и шофера, заполняются заранее, это существенно сокращает затраты рабочего времени на их оформление (Приложение 8). Так были выданы талоны водителю Карпову Ю.А. на машину ЗИЛ Х537АЕ и комбайнеру Смелову В. на ДОН -1500.

Талон комбайнера является сопроводительным документом при транспортировке зерна на ток или другое место хранения. На току зерно взвешивается, записывают номер талона комбайнера, фамилию шофера, номер машины и массу зерна, принятого весовщиком. Одновременно массу зерна записывают в реестр приема зерна весовщиком (приложение 9).

Иногда могут использовать и реестры отправки зерна и другой продукции с поля (форма СП-1) (Приложение 10). Перед началом уборочных работ бухгалтерия выдает каждому комбайнеру под расписку блокнот реестров. В них заранее указывают название организации, фамилию комбайнера, номер агрегата, документа под одним номером три экземпляра. Бал выписан реестр на отправку зерна и другой продукции с поля №154 Елизарову В. на уборку ячменя. Было сделано три ездки, бункерная масса составила 38ц в каждой ездке, всего было убрано 114ц.

В конце рабочего дня заведующий током на основании реестров и расходных документов составляет ведомость движения  зерна и другой продукции (Приложение11). Ведомость составляется каждый день в одном экземпляре на каждую культуру. В документе записывают вес зерна на начало дня, приход за день, расход (отправка на элеватор, семенные, фуражные склады и другие), а также остатки зерна на конец дня. По ведомости №15 за 9 августа было оприходовано ячменя 1102ц по реестрам.

В установленные сроки ведомости движения зерна со всеми оправдательными документами передаются в бухгалтерию предприятия. На основании этих ведомостей записывают поступление и расход зерна в карточку складского учета, которая ведется на току.

 Перед засыпкой зерна на длительное хранение оно подлежит сушке, очистке и сортировке. На каждую партию зерна, взвешенную и отпущенную для сушки, очистки, сортировки составляется специальный акт на сортировку и сушку продукции растениеводства в одном экземпляре (Приложение 12). В нем фиксируется поступление продукции на сортировку и получение продукции. На основании акта отсортированная по видам и сортам продукция, а также использованные отходы приходуются на соответствующие счета бухгалтерского учета.

Семена, посадочный материал отпускаются по накладным (Приложение 13), выписываемым бухгалтерией хозяйства. В них агроном указывает, для какой культуры предназначены семена.

По окончанию сева агроном составляет акт расхода семян и посадочного материала (приложение 14).

Внутри предприятия движение продукции оформляется накладной (Приложение 15).

        Значительное количество продукции используется в СПК «Маяк» в виде кормов и подстилки для продуктивного и рабочего скота. Часть продукции скармливается скоту без предварительной уборки (путем выпаса), часть – в виде скошенной зеленной массы трав. Значительная часть кормов заготавливается в прок (сено, солома, силос и т.д.).

Корма, скормленные скоту без предварительной уборки, на складе и в бухгалтерских регистрах не приходуются. Количество скормленных кормов определяют главный агроном и главный зоотехник хозяйства расчетным путем. Также расчетным порядком списывают их в затраты  на те группы животных, которые пользовались выпасами, при этом составляют акт на оприходование пастбищных кормов (ф. № 193).

Скошенная зеленая масса трав, предназначенная на корм скоту, перед скармливание должна быть обязательно взвешена. В конце дня бригадир животноводов по отвесам весовщика записывает количество зеленной массы в ведомость расхода кормов (ф. № 94). Ведомость составляют в двух экземплярах: первый остается у бригадира растениеводов, а второй – у животноводов. По окончанию месяца бригадир растениеводов подсчитывает количество отпущенной зеленой массы по ее видам и  совместно с агрономом и зоотехником составляет акт на оприходование продукции, который вместе с ведомостями расхода кормов сдают в бухгалтерию. Акт служит основанием для списания с подотчета бригадира отпущенной зеленой массы.

Заготовленные сено и солома приходуются не позднее трех дней после закладки их на постоянное хранение. При этом отражению в учете подлежат  рассыпные, измельченные и прессованные в тюки сено и солома, полученные при естественной сушке, а также досушенные с применением активного вентилирования, уложенные в сараи, под навесы, в скирды и штабеля на животноводческих фермах или в местах их заготовления.

Заготовленные грубые и сочные корма принимает специальная комиссия, назначенная руководителем организации. В состав комиссии входят: главный агроном, агроном отделения (фермы), зоотехник, заведующий участком или бригадир. Комиссия проверяет качество укладки, определяет объем, массу и количество заготовленных кормов.

Результаты работы комиссия оформляет специальным актом приема грубых и сочных кормов(ф. № 92) (приложение 16) в двух экземплярах. Первый экземпляр акта передают в бухгалтерию хозяйства, второй вручают объездчику или фуражиру. Все принятые по актам корма закрепляются за материально-ответственными лицами.  Для приемки соломы пшеничной была создана комиссия в составе зам. директора по животноводству Зяблова А.А. и членов комиссии: управляющего 1 отделением Горбунова А.Ф., бухгалтера 1 отделения Саблиной О.И., учетчика Павлова Р.А., фуражира Карнеева Л.П. и представителя народного контроля Козлова А.Б. Комиссией осмотрено 17стогов соломы 1 октября и 1 стог сена козлятника. Измерялась длина стога, ширина, перекидка. По специальной таблицей был определен объем стогов. Все члены комиссии подписали акт, который был в дальнейшем утвержден руководителем организации.

При перемещении кормов внутри хозяйства выписывают накладную (внутрихозяйственного назначения, ф. № 87) в общем порядке. Один экземпляр этого документа передают в бухгалтерию, он служит основанием для отражения перемещения кормов из одного места хранения в другое.

Корма со складов или других мест хранения для скармливания животных отпускают по ведомости расхода кормов (Приложение 17). В ней ведется ежедневный учет фуражного поголовья и количество израсходованных кормов, которые в конце месяца пересчитывают на кормовые единицы. После утверждения ведомости расхода кормов руководителем хозяйства, первый ее экземпляр служит основанием для списания их с подотчета материально-ответственного лица. Второй экземпляр – документ для списания стоимости израсходованных кормов в затраты производства.

Заготовленный силос приходуют не ранее чем через 20 дней после окончания загрузки силосного сооружения, так как в этот срок заканчиваются заквашивание и засилосование массы.

Силос учитывают с подразделением на силос кукурузный и из других культур по массе в кормовых единицах и в перевариваемом протеине.

Учет силоса при скармливании его скоту имеет особенности. До использования силоса проверяют, соответствует ли масса 1 м3, взятая при оприходовании, его фактической массе. Такую проверку производят путем выборочного  взвешивания определенного объема засилованной массы. Учет расхода силоса ведут на основании данных взвешивания, при этом необходимо подводить  итоги расхода по каждому силосному сооружению. В случае обнаружения недостач силоса составляют акт, в котором указывают причину расхождения в массе. При скармливании силоса непосредственно из бункеров, израсходованный силос списывают на основании остатка в данном бурте в конце месяца.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.