Реферат по предмету "Экономика"


Социальная политика в Республике Беларусь

Содержание
Введение
1. Сущность, цели,направления и принципы социальной политики
2. Основные показателирезультативности социальной политики
2.1 Уровень жизни
2.2 Потребительскаякорзина
2.3 Социальнаясправедливость и кривая Лоренца
3. Социальная политикаи её особенности в зарубежных странах
4. Проблемы социальнойполитики и особенности её реализации в Республике Беларусь
Заключение
Список литературы

Введение
Важнейшей задачей социальноориентированной экономики государства в рыночном хозяйстве нашей республики являетсядеятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегииэффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает образ действийгосударства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферыэкономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений егодеятельности является регулирование занятости и стимулированиевысококвалифицированного и производительного труда и, следовательно, увеличениянационального дохода.
Существуют некоторыепроблемы, связанные с регулированием занятости и обеспечения социальной защитынаселения. В данной работе рассмотрены такие немаловажные вопросы, как повышениеуровня оплаты труда, государственного регулирования занятости, обеспечениесправедливого распределения доходов, реформирование систем здравоохранения иобразования, проведение пенсионной реформы, ликвидация нищеты и бедности.
Проанализировавситуацию в Республике Беларусь в данной работе, можно представить реальнуюкартина качества и уровня жизни населения нашей страны. И дело не только вправительстве и мерах, которые оно принимает, но также и в самих людях, в ихменталитете. Ведь большая часть населения вполне удовлетворена своей жизнью, нолюди не всегда замечают, что происходит вокруг них. Некоторые не получаютзаработную плату месяцами, даже если они получают её, им не хватает прожить ина месяц. Разве это можно назвать справедливостью, что многие люди, имеющиесемью, остаются без работы. Возникновение таких проблем неизбежно, задачасоциальной политики государства – по возможности решать подобные вопросы помере их появления.
Именно поэтому я и выбралаэту тему для своей курсовой работы, чтобы изучить оптимальные пути решения этихи многих других проблем. Данные проблемы очень актуальны, так как они неизбежныи существуют не только в нашей стране, но и в других странах мира.

1. Сущность, цели,направления и принципы социальной политики
Общество — этоустойчивая целостная форма совместной жизнедеятельности людей, между которымивозникает множество взаимоотношений, как в экономической, так и в другихсферах. Интересы общества, отдельных групп и личностей не всегда совпадают, чтовызывает необходимость их постоянной координации. Поэтому многие ученыерассматривают социальную политику как способ, при помощи которого обществорегулирует отношения между индивидами, группами, классами, социальнымиучреждениями.
С моей точки зрения,социальная политика представляет собой систему мер, направленных на достижениесоциальных целей, связанных с повышением благосостояния общества, улучшениемкачества жизни народа и обеспечением социальной стабильности и социальнойсправедливости в обществе. При этом хочу отметить, что социальная политикагосударства тесно связана с общеэкономической ситуацией в стране. Говоря осоциальной политике государства, подразумеваются действия правительства,направленные на распределение и перераспределение доходов между различнымичленами и социальными группами общества. Также необходимо отметить, чтогосударственная социальная политика – это деятельность государства, ставящаясвоей целью смягчение противоречий и предотвращение социальных конфликтов междусубъектами и объектами рыночной экономики. При этом обеспечение государством приемлемыхусловий жизни касается тех, кто по каким-либо веским причинам не может этосделать самостоятельно.
Важнейшими целямисоциальной политики государства являются:
перераспределениесредств бюджета в пользу наиболее нуждающихся;
обеспечение доступностижилищно-коммунальных, транспортных, образовательных, медицинских услуг, а такжебазовых продовольственных и промышленных товаров для наиболее социальнонезащищенных слоев населения;
создание эффективнойсистемы профессиональной переподготовки кадров, расширение условий для занятости;
создание общедоступнойсистемы информации о вакантных рабочих местах внутри страны и за рубежом, пообучающим программам, ценовой динамике, конъюнктуре рынка, посправочно-аналитическим источникам.
Социальная политикаформируется с учётом конкретно-исторических условий страны.
Основные направлениясоциальной политики, отражающие её специфику:
1. Политика доходовнаселения (жизненный уровень, потребительская корзина, благосостояние).
2. Политика в сферетруда и трудовых отношений (оплата труда, охрана труда и социальноестрахование, занятость населения и др.).
3. Социальная поддержкаи защита нетрудоспособных и малоимущих слоев населения (пенсионное обеспечениеи социальное обслуживание, социальные гарантии и др.).
4. Основные направленияразвития отраслей социальной сферы (охрана здоровья, образование, наука,культура, физическая культура и спорт).
5. Социально-экологическаяполитика.
6. Политика в областисовременной инфраструктуры (жильё, транспорт, дороги, связь, торговое и бытовоеобслуживание).
7. Миграционнаяполитика (вынужденная миграция, защита прав и интересов соотечественников зарубежом, внешняя трудовая миграция).
8.Политика, проводимаяв отношении отдельных категорий населения (семейная, молодёжная политика,политика в отношении пожилых и инвалидов).[2, с.15]
Государственнаясоциальная политика предусматривает решение следующих задач:
1. Социальная защитачеловека и его основных социально-экономических прав.
2. Обеспечение условийдля повышения благосостояния каждого человека и общества в целом.
3. Поддержаниеопределённого статуса различных экономических групп и отношений между ними,формирование и воспроизводство оптимальной структуры общества.
4. Развитие социальнойинфраструктуры (жилищно-коммунальные услуги, транспорт и связь, образование,здравоохранение).
5. Формированиеэкономических стимулов участия в общественном воспроизводстве.
6. Создание условий длявсестороннего развития человека, удовлетворение его потребностей. [5, c. 342]
Следует отметить, чтовозможности решения тех или иных задач социальной политики определяются количествоми качеством ресурсов, которые могут направить государство на их решение. Ресурснаябаза, в свою очередь, зависит от общего уровня экономического развития страны.
Социальная политикасложна и структурно.
Пять структурных частейсоциальной политики:
политика регулированиядоходов населения;
политика обеспечениязанятости;
политика социальныхгарантий;
политика социальнойзащиты;
политика защитыздоровья и экологической безопасности населения. [6, с.68]
Основными инструментамипроведения политики доходов являются: налоговая система, разного рода льготы,дотации и субсидии, ценовое регулирование и др. Их конкретный выбор зависит отконкретно-исторических условий и модели развития.
Вторая структурнаячасть социальной политики — политика занятости — также является очень важнымэтапом формирования социальной политики в стране, на котором решается большоеколичество проблем. Главная из них — безработица. Под политикой занятостипонимается система принципов и мер, направленных на обеспечение свободноизбираемой занятости населения (деятельность граждан, которая не противоречитзаконам страны и направлена на удовлетворение потребностей личности илиобщества и приносит ее субъекту доход).
Следующей структурнойчастью социальной политики является политика социальных гарантий. Под нейпонимается комплекс социально-экономических и правовых условий, обеспечивающихосновные права членов общества в производстве, распределении, потреблении.Основными элементами системы социальных гарантий выступают: меры поформированию, поддержке, развитию и реализации способностей человека, мерырегулирования источников и величины доходов; обеспечение равного доступа крынкам товаров и услуг; соблюдение обоснованных нормативов использованиясоциальных фондов.
Следующая структурнаясоставляющая социальной политики — политика социальной защиты. Это системапринципов, норм и мер, используемых государством для создания и регулированиясоциально-экономических условий, обеспечивающих защиту граждан в ситуацияхсоциального риска. Под социальным риском понимается риск возникновения вобществе обстоятельств, наносящих существенный ущерб гражданам по объективным,не зависящим от них причинам (безработица, инфляция, инвалидность, последствиявозраста, смерть кормильца и т.п.).
Социальная защитаосуществляется в двух основных формах: денежной и натуральной. В денежной формепри определенных обстоятельствах выплачиваются разного рода пособия (побезработице; по уходу за ребенком и т.п.), пенсии (трудовые, социальные и др.),субсидии (в связи с оплатой жилья) и т.д. А в натуральной форме социальнаязащита может реализоваться в виде бесплатных школьных завтраков или обедов,обеспечения одеждой и питанием детских домов и приютов, и т.п.
Политика защитыздоровья и экологической безопасности населения — еще одна составляющаясоциальной политики. Каждый человек как личность, как совокупность способностейуникален. Потери населения безвозвратны, поэтому государство с поддержкойнаселения должно обеспечить экологическую безопасность людей.
Оценить проводимуюгосударством социальную политику можно при помощи определенных показателей, которыея проанализирую в следующей главе.

2. Основные показателирезультативности социальной политики
 
2.1 Уровень жизни
 
Результативностьсоциальной политики проявляется в системе показателей, характеризующих уровеньсоциальных параметров населения под воздействием множества факторов.
На мой взгляд, самымиглавными и наиболее точно определяющими показателями эффективной социальнойполитики являются уровень жизни населения, потребительская корзина ипотребительский бюджет, доходы населения и социальная справедливость.
В последние годы вкачестве обобщающего социального индикатора экономисты рекомендуют использоватьиндекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который отражает степеньздоровья населения, уровень его знаний и жизни. Величина индекса человеческогопотенциала свидетельствует о степени приближения данной страны к оптимальному,с точки зрения мирового сообщества, уровню развития.
Под уровнем жизнинаселения понимается степень развития физических, духовных и социальныхпотребностей населения, степень их удовлетворения и условия, которыепредоставляются обществу для развития и удовлетворения этих потребностей.
Уровень жизни зависит, во-первых,от фактического потребления материальных и духовных благ, во-вторых, отразвития потребностей.
Факторами,обусловливающими качественные и количественные характеристики уровня жизни,являются состояние производительных сил, характер производственных отношений,природно-климатические условия, географическое положение страны и другиеособенности окружающей среды.
Для оценки уровня жизниприменяют ряд показателей: потребление основных продуктов на душу населения(семью); потребительская корзина; потребительский бюджет; прожиточный минимум.
2.2 Потребительскаякорзина
Для получения реальнойкартины уровня жизни необходимо иметь точку отсчета. Таковой является“потребительская корзина”, включающая набор благ и услуг, обеспечивающийопределённый уровень потребления. Включенные в нее блага и услуги представляютвсе потребительские комплексы, необходимые для нормальной жизнедеятельностичеловека. В потребительскую корзину входят следующие блага и услуги:
питание;
одежда, белье, обувь;
лекарства, предметысанитарии и гигиены;
мебель, предметы культурно-бытовогои хозяйственного назначения;
жилье и коммунальныеуслуги;
культурно-просветительныемероприятия и отдых;
бытовые услуги,транспорт, связь;
содержание детей вдошкольных учреждениях;
обязательные взносы иплатежи. [2, с. 70]
Потребительская корзинасоставляется из 149 позиций по продовольственным товарам с таким расчетом,чтобы структура еды обеспечивала суточную калорийность для работающих вколичестве 2822 кал, для пенсионеров — 2026 и для детей — 2123.
Система потребительскихкорзин является основой натурально-вещественной структуры минимальныхпотребительских бюджетов (МПБ). МПБ — это та граница доходов, ниже которой неможет быть обеспечено простое воспроизводство и социально приемлемый образжизни человека. Минимальные потребительские бюджеты разрабатываются конкретнодля разных социальных групп (пенсионеры, работающие, студенты и т.д.) в среднемна душу населения, а также для средней семьи, состоящей из 4-х человек.
МПБ используется какосновополагающий норматив в целом ряде направлений, одним их которых являетсяустановление минимума заработной платы (МЗП). МЗП — социально-экономическийнорматив, определяющий минимально допустимый уровень денежных средств,выплачиваемых нанимателем работнику простого труда и способных обеспечитьпростое воспроизводство его рабочей силы.
Следует заметить, чтоминимальный потребительский бюджет используется как социальный норматив. Однаков условиях кризисной экономики низким экономическим возможностям государствабольше соответствует такой важнейший норматив, используемый при осуществлениисоциальной политики, как бюджет прожиточного минимума.
Прожиточный минимум —это минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспеченияжизнедеятельности человека и сохранения его здоровья.
Бюджет прожиточного минимума— это стоимостная величина прожиточного минимума, а также обязательные платежии взносы. «Экономическая теория (общие основы)». [2, с. 69-72]
2.3 Социальнаясправедливость и кривая Лоренца
Уровень потреблениянаселения прямо зависит от уровня дохода. Я полагаю, что политика формированиядоходов населения является главным звеном в социальной политике государства.Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ,которые получают субъекты в процессе экономической деятельности за определенныйпромежуток времени.
Уровень доходов членовобщества является важнейшим показателем их благосостояния, так как определяетвозможности материальной и духовной жизни индивидуума. Среди факторов,оказывающих непосредственное влияние на величину доходов населения, кромеразмеров самой заработной платы, выступает динамика розничных цен, степеньнасыщенности потребительского рынка товарами и др. Для оценки уровня и динамикидоходов населения используются показатели номинального, располагаемого иреального дохода.
Номинальный доход /NI/— количество денег, не зависящее от налогообложения и уровня цен.
Располагаемый доход/DI/ — доход, который может быть использован на личное потребление и личныесбережения. Располагаемый доход меньше номинального дохода на сумму налогов иобязательных платежей.
Реальный доход /RI/ —представляет собой количество товаров и услуг, которое можно купить нарасполагаемый доход с поправкой на изменение уровня цен.
В каждой странесуществует такая проблема, как неравномерное распределение дохода, оценитькоторую можно с помощью кривой распределения доходов, или кривой Лоренца (рис.1). Для этого на графике по оси абсцисс откладывают процент семей,располагающих определенным уровнем дохода, а по оси ординат — долю совокупногодохода, приходящегося на соответствующую часть семей.

/>
Рис. 1. Кривая Лоренца
Если бы доходы у всехлюдей были одинаковыми, т.е. 1 % населения располагал 1 % доходов, 15 %населения — 15 % доходов, то кривая Лоренца заняла бы положение линииабсолютного равенства и превратилась в прямую. На рис. 1 теоретически абсолютноравное распределение доходов иллюстрирует линия ОЕ, ее угол наклона к осиабсцисс составляет 45°. Чем больше кривая Лоренца отклоняется от линииабсолютного равенства, тем более неравномерно распределены в обществе доходы.[2, с. 59]
Если участок графикамежду кривой ОЕ и кривой Лоренца обозначить Т, то можно получить следующее соотношение:
социальный политика потребительский справедливость лоренц
T
/>G=                      ,
OFE
где G — показатель,измеряющий степень неравенства в доходах.
Этот показатель вэкономической теории называется коэффициентом Джини, по имени итальянскогоэкономиста и статика Коррадо Джини (1884 — 1965 гг.). Он варьируется от 0 до 1,и чем выше значение показателя, тем более неравномерно распределены доходы вобществе. Если коэффициент равен 0, кривая Лоренца совпадает с линией ОЕ,доходы в обществе распределены абсолютно равномерно. Считается, что его значение,большее, чем 0,4 (40), отражает достаточно высокую степень расслоения общества.[6, с.441] Можно сравнить показатель нашей страны с другими странами.
Данные Всемирного банка(2000 г.) таковы: Россия — 0, 37; Украина — 0, 31; Белоруссия — 0, 2816.Эксперты ЮНИСЕФ (2002 г.) полагают, что в Белоруссии индекс Джини составлял0,24, а в Украине — 0,32. В отношении России они оперируют как последнимиданными 1998 г. — 0, 374
Согласно данным оразвитии человеческого потенциала ПРООН, индекс Джини составлял в 2004 году дляРоссийской федерации 0,31, для Украины — 0,29, для Беларуси – 0,30. Для Чешскойреспублики данный индекс составил 0,25, для Венгрии — 0,26. С образцовой сточки зрения сочетания рыночных механизмов и эгалитарных ценностей Швеции Джинибыл равен 0,25. Напомним, что последние данные Джини для Советского Союзасоставляли 0,26.
Самый высокий уровеньДжини традиционно фиксируется во многих африканских и латиноамериканскихстранах, отличающихся общей социальной неустроенностью — Нигере (0,5), Центральноафриканскойреспублике (0,61), Намибии (0,7 — мировой рекорд), Парагвае (0,57), Гватемале(0,59), Сальвадоре (0,53). Наиболее же низкие показатели Джини фиксируются вевропейских странах. [10]
Важный стратегическийориентир социальной политики — всемерное стимулирование мотивации экономическойактивности человека, создание условий для проявления его инициативы, энергии испособностей, возможностей обеспечивать своим трудом достойный уровень жизни.Проведение такой стратегической линии требует серьезных сдвигов в общественномсознании и сложившейся системе ценностей, преодоления многолетних стереотипов,привычки рассчитывать не на свои силы, а на благодеяние властей. Для всейдолгосрочной перспективы остается актуальной задача обеспечения социальной справедливости.
Социальнаясправедливость означает удовлетворение насущных потребностей человека исправедливое распределение материальных ресурсов. Социальная справедливостьзаключается в равных стартовых возможностях для всех граждан. Это исходная базасоциальной политики. Однако есть ли в нашей стране справедливость? Мнения поэтому вопросу могут расходиться. Некоторые считают, что есть, но как правилоэто те люди, которым приходится беспокоиться о еде на завтрак, обед или ужин, одетях, их здоровье и образовании.
Крайняя степеньнеравенства способна привести к нестабильности в обществе, социальным взрывам,разрушению производительных сил. Поэтому в цивилизованных обществахполитические структуры ведут политику по смягчению социального неравенства,созданию условий для удовлетворения хотя бы минимальных материальных и духовныхпотребностей людей. Но эти шаги часто непоследовательны, а принимаемые мерыявляются далеко не полными и, самое главное, плохо реализуются.
Разумеется,сравнительный анализ содержания социальной политики разных государств позволяетзначительно обогатить теорию, а, следовательно, и практику этой деятельности. Вто же время при освоении зарубежного опыта в сфере социальной поддержкинаселения необходимо в полной мере учитывать исторические условия, национальныеособенности и образ жизни.

3. Социальная политикаи её особенности в зарубежных странах
Каждая страна с учётомсвоей специфики формирует собственную модель социальной политики и,естественно, эффективность социальной политики в различных странах разная. Вэтой работе мне бы хотелось проанализировать особенности формирования, развитияи осуществления социальной политики таких государств как Россия и Швеция.
Нынешнему этапуразвития российского общества и экономики присущи противоречия междунеобходимостью построения современной социальной системы и отсутствиемнадлежащих социально-экономических условий; между потребностями в значительныхфинансовых ресурсах и реальными возможностями государства и территорий пофинансированию социальной сферы.
Поскольку социальнаясфера в значительной своей части представляет нерыночный сектор экономики, торегулирующая роль государства в отношении ее проявляется более заметно. Запоследнее десятилетие социальные расходы в России увеличились, несмотря наснижение ВВП. Однако доля семей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума,также растет. Реальные денежные доходы в семьях уменьшились более чем на 30%.
Не менее важной задачейдля социальной политики Российской Федерации является преодоление несправедливостив распределении доходов. Их дифференциация в последние годы значительновыросла. По этому показателю Россия вошла в число стран с наиболее выраженнымнеравенством населения. Из этого вытекает необходимость повышения уровнядоходов наименее обеспеченных, в том числе оказания помощи слабо защищеннымслоям населения.
По даннымВсероссийского центра уровня жизни (ВЦУЖ) величина прожиточного минимума во IIквартале 2006 года в среднем по Российской Федерации составила 3261 руб. надушу населения (в среднемесячном исчислении). Среднедушевые денежные доходынаселения субъектов Российской Федерации варьировали от 1875 руб. (республикаИнгушетия) до 23 702 руб. (г. Москва).
По данным Росстата,исходя только из уровня денежных доходов, в 2006 году доля бедного населения вРоссии составила примерно 14 %. Под бедным населением понимаются граждане,имеющие реальный доход на душу населения ниже прожиточного минимума.
Важнейшей обязанностьюгосударства является обеспечение социальных прав, поскольку Россия заявила о себекак социальном государстве. Наибольший удельный вес в расходах занимают затратына выплату компенсаций малообеспеченным гражданам по оплате коммунальных услугв связи с проводимой жилищной реформой, введение льгот ветеранам, обеспечениеинвалидов транспортными средствами, протезирование, изготовление ортопедическойобуви и др. Одним из основных видов социальной защиты населения являетсяпенсионное обеспечение.
Хочу отметить нескольконеотложных проблем в социальной структуре российского государства и меры по ихрешению. К ним, прежде всего, относится сохраняющая большие масштабызадолженность по выплатам заработной платы. Приведу пример. По статистическимданным счётной палаты Российской федерации за 2003 год, задолженность повыплатам заработной платы по России из федерального и местных бюджетовсоставляет 12,5 млрд. руб., прямые отсроченные платежи по ней — 1,2 млрд. руб. [111]
Следует отметить, чтонаблюдается рост масштабов открытой и скрытой безработицы и неполной занятостина предприятиях, усиление тенденции долговременной безработицы в регионах. Вмае 2008 года по сравнению с маем 2007 года общая численность безработных вРоссии возросла на 7,7%, а официально зарегистрированных – сократилась на 11,3%,и составило 1,397 миллионов человек. [12]
Для решения проблемызанятости и безработицы необходимо принятие таких мер, как:
— увеличение занятостив малом предпринимательстве, не требующее, как известно, значительныхдополнительных затрат и возможное в результате дополнительных правовых мер иоблегчения кредитования, более рационального использования недвижимости,
— расширение масштабовобщественных работ и временной занятости, особенно на начальной стадиипреодоления кризиса на рынке труда;
— сжатие теневогосектора, что позволит более точно оценить реальные масштабы занятостинаселения.
На мой взгляд, одной изсамых главных проблем социальной политики российского государства является ростбедности. Происходит явное изменение структуры бедного населения. К категориямнаселения, состоящим из одиноких пенсионеров, инвалидов, многодетных и неполныхсемей, добавились безработные, а также многочисленные категории трудоспособныхграждан, занятых неполный рабочий день, находящихся в отпусках без сохраненияили с частичным сохранением заработной платы, имеющих низкую оплату труда.
Я считаю, что в числепервоочередных мер должны быть осуществлены: усиление адресности социальнойподдержки малоимущих, практическая реализация федеральных Законов о прожиточномминимуме и государственной социальной помощи. Недостаточная адресностьмногочисленных льгот, компенсаций и социальных выплат, вводимых без учетаматериального положения семей и реальных возможностей людей обеспечитьсобственное благополучие, ограничивает возможности оказания помощи тем, ктодействительно в ней нуждается.
В рамках социальнойполитики особое место занимает политика в области образования. Состояниеобразования в современных условиях характеризуется противоречивыми тенденциями.В целом за годы реформ удалось обеспечить конституционные права граждан на получениеобразования, включая среднее и высшее профессиональное образование, наконкурсной основе, сохранить сеть государственных и муниципальныхобразовательных учреждений, коллективы учителей ипрофессорско-преподавательского состава, развить сеть негосударственныхобразовательных учреждений. Таким образом, образование сохраняет свой потенциалв качестве определяющего фактора социально-экономического развития России.
Также осуществляетсяреформа, основными принципами которой являются: открытость информации осостоянии здоровья населения; создание рынка медицинских услуг; введениемногоканальности финансирования; государственное финансирование наиболееприоритетных научных разработок в области медицины на конкурсной основе.Система здравоохранения требует структурных и функциональных преобразований,обеспечивающих:
— устойчивостьфункционирования учреждений здравоохранения за счет изменения порядка и объемовфинансирования отрасли;
— приоритетность всистемах здравоохранения профилактических мероприятий по снижениюзаболеваемости и смертности, угрозы возникновения эпидемий, по формированиюздорового образа жизни;
— повышениеэффективности использования финансовых, материальных и кадровых ресурсовздравоохранения;
— защиту права пациентана получение своевременной и качественной медицинской помощи.
Введение медицинскогострахования граждан является одним из аспектов усиления рыночного механизма сцелью улучшения качества медицинского обслуживания населения.
Повышение уровня жизнироссиян является важнейшей программной задачей социальной политики Российскогогосударства. В числе приоритетов Правительства — восстановление доходов имаксимальное стимулирование платежеспособного спроса населения. Для этогоразработаны основные направления социально-экономической политики ПравительстваРоссийской Федерации на долгосрочную перспективу.
Каждаясоциально-экономическая модель преследует и создана для определенных целей. Вшведской модели первостепенную роль играет социальная политика, котораяпризвана создавать более или менее нормальные условия воспроизводства рабочейсилы (преимущественно высококвалифицированной) — обстоятельство исключительнойважности для Швеции, если иметь в виду специфику ее развития и место вмеждународном разделении труда, — и является инструментом ослабления социальнойнапряженности и конфликтов.
В шведской моделисоциальная политика способствует преобразованию общественных отношений в духесоциальной справедливости, уравниванию доходов, сглаживанию классовыхнеравенств и в итоге построению нового общества демократического социализма набазе государства благосостояния.
Уровень жизни в Швециисчитается одним из наиболее высоких в мире и наивысшим в Европе. Уровень жизниопределяется комплексом различных показателей. По ВВП и потреблению на душунаселения Швеция занимает одно из первых мест в Европе. По степени выравниваниядоходов Швеция опережает все остальные страны мира. Отношение зарплаты женщин кзарплате мужчин в Швеции самое высокое в мире.
Согласно одной из целейшведской модели — равенства, доходы выравниваются весьма прогрессивной системойподоходных налогов. Широкое перераспределение через систему социальногострахования способствует значительному сокращению различий в доходах. Уже в 1986г. в Швеции на 20% самых богатых семей приходилось 37,5% доходов, на 20% самыхбедных — 12% [9, с.89] (для США соответственно 43,7% и 4,6%). Заметносократилась разница в оплате труда мужчин и женщин; в 1987 г. средняязаработная плата женщин составляла 89,6% зарплаты мужчин (для сравнения: вИталии — 84,8%; в Германии — 73%; в Великобритании — 70,5%; в Японии — 48,5%).
В Швеции более 50%государственных расходов составляют трансфертные платежи, то есть переводдоходов в частный сектор (домашним хозяйствам и предприятиям), в том числепенсии, жилищные субсидии, пособия на детей.
На государственноепотребление приходится порядка 90% оставшейся суммы, в том числе почти 2/3тратится на здравоохранение, образование, государственную администрацию и т.д.Большая часть государственного потребления состоит из зарплаты государственныхслужащих — медицинских работников, учителей и др. Основная часть коммунальныхрасходов приходится на здравоохранение и социальные услуги, охрану окружающейсреды (около 30%), образование (около 21%), электро- и водоснабжение (12%),досуг и культуру (5%), транспорт и связь (5%). [9, c. 132]
Основные цели шведскоймодели — полная занятость и равенство, которые зависят от стабильности цен,экономического роста и конкурентоспособности.
Сочетание общихрестриктивных мер и активной политики на рынке труда рассматривалось каксредство совмещения полной занятости со стабильностью цен. Всеобщая политикаблагосостояния и профсоюзная политика солидарности в области зарплаты — составные части шведской модели. Модель развивалась в течение нескольких десятилетийи показала жизнеспособность идей политики солидарности в области зарплаты,полной занятости без инфляции, активной политики на рынке труда.
Неоспорим успех Швециина рынке труда. Швеция сохраняла исключительно низкую безработицу впослевоенный период, в том числе с середины 70-х годов, когда серьезныеструктурные проблемы привели к массовой безработице в большинстве развитыхкапиталистических стран.
Есть определенныедостижения и в длительной борьбе за равенство. Полная занятость сама по себеважный фактор выравнивания: общество с полной занятостью избегает различий вдоходах и жизненном уровне, проистекающих из массовой безработицы, посколькудолгосрочная безработица ведет к потерям в доходах. Доходы и жизненный уровеньв шведском обществе выравниваются двумя путями: политика солидарности в областизарплаты стремится достичь равной зарплаты за равный труд; правительствоиспользует прогрессивное налогообложение и систему обширных государственныхуслуг.
Сохранение в будущемдвух основных целей шведской модели — полной занятости и равенства потребуетновых методов, которые должны соответствовать изменившимся условиям. Лишь времяпокажет, сохранятся ли специфические черты шведской модели — низкаябезработица, политика солидарности в области зарплаты, централизованныепереговоры по зарплате и исключительно большой государственный сектор.

4.Проблемы социальной политики и особенности её реализации в Республике Беларусь
Переходный период всвязи со своими особенностями и крупными издержками резко усиливает значимостьграмотной и эффективной социальной политики. Более того, без такой политикисоциальная неустойчивость или того хуже — социальный кризис и взрыв могутсвести на нет все усилия по достижению задач переходного периода. Поэтому,проводя социальную политику, важно четко представлять особенности ее структурыи вовремя актуализировать соответствующие функции и инструменты.
План по повышениюэффективности социальной политики Республики Беларусь должен предусматриватьрешение следующих ключевых проблем:
— повышение уровняоплаты труда;
— государственноерегулирование занятости;
— обеспечениесправедливого распределения доходов;
— реформирование системздравоохранения и образования;
— проведение пенсионнойреформы;
— ликвидация бедности.[4, c.93]
Хочу прокомментироватьвозможные изменения в каждом из этих направлений.
В РБ сформировалсяэкономически не обоснованный, неоправданно высокий разрыв между минимальнойзаработной платой и прожиточным минимумом. Велика дифференциация в оплатетруда, как между сферами деятельности, так и между различными категориями работников.Значительно занижена оплата интеллектуального труда, ослабляется связьзаработной платы с уровнем квалификации и образования работников, а также сосложностью выполняемой работы. Отсутствует должная увязка зарплаты срезультатами хозяйственной деятельности.
В настоящее время вобласти регулирования оплаты труда в стране существует ряд проблем:
♦ низкий уровеньтарифной ставки первого разряда;
♦ отставаниеуровня заработной платы работников бюджетной сферы по сравнению с реальнымсектором экономики;
♦ достаточновысокая дифференциация по уровню заработной платы между отраслями;
♦ отсутствиепрямой зависимости между заработной платой и эффективностью производства
В этих условияхгосударственная политика РБ по совершенствованию механизма оплаты труданаправлена:
• на усилениезависимости роста заработной платы от результатов производственной и финансовойдеятельности предприятий, личного вклада работников в эти результаты;
• приближение тарифнойставки первого разряда к величине бюджета прожиточного минимума и далее кминимальному потребительскому бюджету.
Политика занятостиопирается на определенную систему принципов. В Республике Беларусь таковымисогласно Закону о занятости признаны:
1) обеспечение равных возможностейв трудоустройстве всем трудоспособным гражданам РБ;
2) обеспечение мер,направленных на предотвращение безработицы;
3) предоставлениесоциальных гарантий и компенсаций безработным;
4) содействие ипоощрение граждан в развитии их способностей к производительному и творческомутруду;
5)принятие мерсодействия в трудоустройстве граждан с ограниченной трудоспособностью;
6)участие профсоюзов исоюзов предпринимателей в решении проблем занятости при взаимодействии сгосударственными органами;
7)международноесотрудничество в решении проблем занятости. [4, с. 70]
Основополагающимипринципами перехода Республики Беларусь к устойчивому развитию являются: [14,c. 5]
— человек — цельпрогресса, а уровень человеческого развития — мера зрелости общества игосударства;
— повышение уровняблагосостояния нации, преодоление бедности, изменение структур потребления;
— приоритетное развитиесистем здравоохранения, образования, науки, культуры — важнейших сфер духовнойжизни общества, факторов долгосрочного роста производительной, творческойактивности народа, эволюции народного хозяйства;
— улучшениедемографической ситуации, содействие устойчивому развитию поселений;
— переход наприродоохранный, ресурсосберегающий, инновационный тип развития экономики;
— усиление взаимосвязиэкономики и экологии, формирование эколого-ориентированной экономическойсистемы, развитие ее в пределах хозяйственной емкости экосистем;
— рациональноеприродопользование, предполагающее нерасточительное расходование возобновимых имаксимально возможное уменьшение потребления невозобновимых ресурсов,расширение использования вторичных ресурсов, безопасную утилизацию отходов;
— развитиемеждународного сотрудничества и социального партнерства в целях сохранения,защиты и восстановления экосистем;
— экологизациямировоззрения человека, систем образования, воспитания, морали с учетом новыхцивилизационных ценностей;
— ведущая рольгосударства в осуществлении целей и задач устойчивого развития системуправления, политических механизмов принятия и реализации решений;
— повышениескоординированности и эффективности деятельности государства, частного бизнесаи гражданского общества.
В Основных положенияхПрограммы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010годы дана оценка достигнутого уровня социально-экономического развития впрошедшем пятилетии (2001 – 2005 годы), отражено положение Республики Беларусьв мире, определены цели, задачи и приоритеты социально-экономического развитиястраны на 2006 – 2010 годы, меры по их реализации, пути совершенствованиямакроэкономических условий, формирования эффективных экономических институтов иожидаемые результаты выполнения программы.
Данная пятилеткапризвана обеспечить переход страны на инновационный путьсоциально-экономического развития. Этот переход предстоит осуществлять всложнейших условиях мирового экономического развития, которые определяютсянарастанием противоречий между обществом и природой в использованииминерально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, запасы которыхограничены, а в ближайшие десятилетия важнейшие из них и вовсе будут исчерпаны,увеличением экономических, политических, культурных и других противоречий междуэкономически развитыми и развивающимися странами. В перспективе политиказанятости в нашей стране должна быть направлена на повышение мобильностирабочей силы и формирование ее высокой конкурентоспособности. Достичь этихцелей возможно за счет расширения инвестиций в человеческий капитал; повышенияпрестижности интеллектуального труда; широкого внедрения альтернативных видовзанятости; развития правовой и экономической инфраструктуры в сфере занятости.
Мировые процессы будутопределяться прежде всего дальнейшей глобализацией, превращением экономикотдельных стран в элементы единого мирового хозяйства с постепенным переходом кпостиндустриальному информационному обществу, новой экономике, основанной назнаниях.
Для того чтобы идти вногу с мировыми тенденциями, Беларусь должна максимально использовать своисильные стороны (потенциальные конкурентные преимущества): выгодноеэкономико-географическое и геополитическое положение; развитые системытранспортных коммуникаций и производственной инфраструктуры; значительныеземельные, водные, лесные ресурсы, наличие ряда важных полезных ископаемых;относительно развитый научно-технический потенциал; достаточно мощнуюстроительную базу; высокий образовательный уровень населения и сложившуюсясистему подготовки квалифицированных кадров; внешнеэкономические связи. [15]
Структура денежныхдоходов населения Беларуси, согласно Балансу расходов и доходов населения,включает:
♦ оплату трудавсех работающих;
♦ социальныетрансферты (пенсии, пособия, стипендии и др.);
♦ доходы отсобственности (проценты по вкладам, ценным бумагам, дивиденды);
♦ доходы отпредпринимательской деятельности и др. [2, c. 52]
Постановлением СоветаМинистров Республики Беларусь от 30 октября 2008 г. № 1628 утверждены следующиеразмеры бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основнымсоциально-демографическим группам в ценах сентября 2008 г. в расчете на одинмесяц на период с 1 ноября 2008 г. по 31 января 2009 г.:
в среднем на душунаселения – 223660 руб.;
для трудоспособногонаселения – 245270 руб.;
для пенсионеров –195780 руб.;
для студентов – 233870руб.;
для детей в возрасте от3 до 16 лет – 265100 руб.;
для детей в возрасте до3 лет – 191470 руб.
Структура бюджетапрожиточного минимума в среднем на душу населения в ценах сентября 2008 года постатьям расходов:
продукты питания – 53,3%;
плата за пользованиежилым помещением и коммунальные услуги–15,9 %;
предметы гардероба –15,5 %;
бытовые и транспортныеуслуги – 6,9 %;
товары бытового ихозяйственного назначения – 3,2 %;
взносы и платежи – 3,0%;
предметы первойнеобходимости, санитарии и лекарства – 2,0 %.
ПостановлениемМинистерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15 октября 2008г. № 143 утверждены следующие размеры среднедушевых минимальных потребительскихбюджетов в ценах сентября 2008 г. на период с 1 ноября 2008 г. по 31 января2009 г.:
семьи из 4-х человек –346190 руб.;
мужчины трудоспособноговозраста – 416800 руб.;
женщины трудоспособноговозраста – 420560 руб.;
молодой семьи с двумядетьми – 327200 руб.;
молодой семьи с однимребенком – 365990 руб.;
семьи пенсионеров –303080 руб.;
мужчины пенсионера –341190 руб.;
женщины пенсионерки –340790 руб.;
студента – 299360 руб.;
студентки – 302430руб.;
девочки в возрасте до3-х лет – 273440 руб.;
мальчика в возрасте до3-х лет – 271270 руб.;
девочки в возрасте от3-х до 6-ти лет – 332340 руб.;
мальчика в возрасте от3-х до 6-ти лет – 334950 руб.;
девочки в возрасте от6-ти до 14-ти лет – 352940 руб.;
мальчика в возрасте от6-ти до 14-ти лет – 344220 руб.;
девушки в возрасте от14-ти до 18-ти лет – 396480 руб.;
юноши в возрасте от14-ти до 18-ти лет – 405130 руб.
Структурасреднедушевого минимального потребительского бюджета семьи из 4-х человек вценах сентября 2008 года по статьям расходов:
продукты питания – 51,0%;
одежда, белье, обувь –18,5 %;
пользование жилымпомещением и коммунальные услуги – 11,1 %;
бытовые услуги,транспорт, связь – 7,3 %;
предметыкультурно-бытового и хозяйственного назначения – 6,2 %;
культурно-просветительныемероприятия и отдых – 2,3 %;
взносы и платежи – 1,9%;
предметы санитарии,гигиены, лекарства – 1,7 %. [14]
Одним из важнейшихпоказателей, характеризующих уровень жизни, является качество здоровьянаселения. С сожалением приходится констатировать, что здоровье белорусскойнации ухудшается: начиная с 1993 г. впервые за последние 50 лет в Беларусиотмечено уменьшение абсолютной численности населения, которое было вызваноснижением рождаемости и ростом смертности. Уровень рождаемости уже давно необеспечивает даже простого возобновления поколений. Численность населенияБеларуси на 1 ноября 2008 года составила 9 млн. 674,9 тыс. человек. Заянварь-октябрь 2008 года в Беларусь прибыли 13 686 человек, выбыли 7 750.Миграционный прирост составил 5 936 человек. [17]
Кроме всего прочего наблюдаетсянеуклонный рост заболеваемости. Высокая заболеваемость имеет много негативныхпоследствий: ограничение жизнедеятельности, снижение социальной активности ипр. Здоровье населения является комплексной проблемой, затрагивающей всеаспекты человеческой деятельности.
В 1998 г. в РеспубликеБеларусь была принята Концепция развития здравоохранения, в соответствии скоторой приоритетным направлением является развитие первичной медико-санитарнойпомощи через территориальные программы медицинского обслуживания населения. Ихреализация связана с необходимостью увеличения государственных расходов на этицели. Согласно отчету Европейского банка реконструкции и развития «Докладо процессе перехода за 2005 год» в Беларуси доля расходов наздравоохранение составила 4,9% ВВП. И если по количеству врачей на 100 тыс.населения мы находимся на одном из первых мест в мире, то по расходам наздравоохранение — на одном из последних. Так, в США на 100 тыс. населенияприходится 276 врачей, или в 1,7 раза меньше, чем в Беларуси, тогда как расходына здравоохранение примерно в 11 раз больше
Инвестирование даннойотрасли позволит повысить оснащенность отечественного здравоохранения, чтобудет способствовать более полному и качественному удовлетворению потребностейнаселения в данном виде услуг и через определенное время окажет существенноевлияние на качество здоровья населения.
Удовлетворениепотребностей населения в образовании является важнейшей составляющей уровня икачества жизни населения. Система образования в республике развивается довольностабильно: уровень грамотности взрослого населения в Беларуси составляет 99,7%.Для сравнения — в России 99,6%, в Казахстане — 99,4%, в Молдове — 99%.
Вместе с тем переходведущих стран к так называемой «новой экономике» требует дальнейшегосовершенствования системы образования Беларуси по линии дошкольное образование— общеобразовательная школа — ВУЗ.
Новая модельфинансирования образования и культуры предполагает использование системыцелевого сертификата, который будет отражать сумму всех расходов по обеспечениюгосударственного стандарта образования. Необходимо перевести обязательствагосударства по образованию, здравоохранению в государственные облигации, акцииспециализированных фондов и социальные сертификаты.
Масштабы бедностинапрямую зависят от состояния экономики страны. Поэтому в странах с переходнойэкономикой вследствие резкого экономического спада на этапе формированиярыночных отношений значительно увеличивается риск бедности. Наличие бедностиобусловлено нарастанием кризисных явлений в экономике, низким эффектомэкономической деятельности, отсутствием материальной заинтересованности врезультатах труда у большинства работающих, сокращением экономическогопотенциала страны.
Особенностималообеспеченности в Беларуси:
• уровень бедности вышеу сельского населения. Однако следует учитывать, что сельские жители располагаютбольшими поступлениями от продажи сельскохозяйственной продукции и личногоподсобного хозяйства, поэтому остронуждающихся семей на селе меньше;
• самый высокий уровеньбедности наблюдается среди детей до 15 лет;
• уровень бедностисреди мужчин и женщин сопоставим, хотя считается, что женщины более подверженымалообеспеченности. [2, c.77]
В настоящее время«ядро» бедных составляют безработные, семьи с детьми, неполные семьи, беженцы.На уровень бедности существенное влияние оказывает образование (у людей свысшим образованием уровень малообеспеченности ниже).
В таких условияхособенно остро стоит проблема разработки эффективного механизма социальнойзащиты населения. Его важнейшей задачей является защита нижней границыпотребления.
Стратегия преодолениямалообеспеченности в Беларуси должна быть направлена:
♦ на содействиеросту занятости и развитию гибкого рынка труда, способствующего наиболееэффективному применению трудовых ресурсов;
♦ формированиежизнеспособной пенсионной системы и других программ социального страхования;
♦ обеспечениеэффективной адресной социальной помощи.
Проведение пенсионнойреформы является обязательным элементом социальной политики. Исходя из сложногодемографического положения в Беларуси, резкого уменьшения доходов и увеличениярасходов государственного пенсионного фонда проведение пенсионной реформыявляется экономической и социальной необходимостью. Система пенсионногообеспечения должна стимулировать людей зарабатывать и делать сбережения.
Целями пенсионнойреформы являются:
обеспечение текущейфинансовой устойчивости пенсионной системы при усложняющейся демографическойситуации и негативной динамике на рынке труда;
повышение реальногоразмера пенсий;
восстановление связимежду размером пенсии и заработком;
повышение кредитадоверия населения к национальной пенсионной системе.
На мой взгляд, что припроведении конкретных реформ, при принятии определённых мер и дальнейшейразработке соответствующих программ, социальная сфера Республики Беларусьначнёт функционировать более эффективно.

Заключение
Социальная политика —это система мероприятий и взаимоотношений между социальными группами,социальными слоями общества, в центре которых и главная их конечная цель —человек, его благосостояние, социальная защита и социальное развитие,жизнеобеспечение и социальная безопасность населения в целом. Социально-трудоваясфера отражает объект и предмет социальной политики, характеризует степеньсоциального развития, вполне обоснованно отражает единство ивзаимообусловленность трудовых и социальных отношений. Субъекты социальнойполитики — это самостоятельные и фактически действующие социальные группы ипредставляющие их органы, организации, институты, структуры.
Основные функциисоциальной политики — обеспечение социальной устойчивости общества,политической устойчивости власти, справедливого распределения власти вхозяйстве, необходимого уровня экологической безопасности, достаточного уровнясоциальной защищённости населения.
Социальная политика вРеспублике Беларусь является важнейшим компонентом при переходе к устойчивомуразвитию экономики. Большое значение уделяется образованию, здравоохранению,молодежной политике, пенсионному обеспечению, социальному обеспечению, туризму,физкультуре и спорту. Всебелорусским народным собранием, состоявшимся в феврале2006 года, были определены основные направления социально-экономическогоразвития. Согласно им, главное внимание должно уделяться именно человеку,удовлетворению его социальных потребностей. Лозунг пятилетки 2006 – 2010 гг. –«Государство для народа».
Любое государство раноили поздно сталкивается с какого-либо рода противоречиями и проблемами. Помоему мнению, правительство должно максимально ответственно подходить копределению направлений социальной политики, так как лишь при верном исвоевременном разрешении этих проблем можно избежать серьёзных волнений икризисов и сохранить стабильность в государстве.

Список литературы
1. А.Рубинштейн:Стратегия социального императива. – Вопросы экономики, 2008, №3, 77 стр.
2. Бондарь Н.Н. Социальнаяполитика в Республике Беларусь: Учеб. пособие/Н.Н. Бондарь, А.И. Терлиженко. –Мн.: БГЭУ, 2005. – 146с.
3. Базылев Н.И.«Новая экономика», человеческий капитал и миграция рабочей силы /Базылев Николай Иванович, Н.Л. Грибанова. — Минск: Технопринт, 2005. — 125 с.
4. Лутохина Э.А.Социально ориентированная экономика и социальное партнерство: Учебное пособие.– Мн: Академ. управление при Президенте РБ. 2002.
5. «Экономическаятеория (общие основы)» Ч. 1: учебно-практическое пособие под ред. Базылева, Гурко.Минск, БГЭУ, 2000. (425 стр.)
6. Макроэкономика:учебное пособие для студ. экон. спец. вузов / [А.В. Бондарь и др.]. — Минск:БГЭУ, 2007. — 415 с. — Библиогр. в конце глав. — В кн. авт.: А.В. Бондарь, В.А.Воробьев, Л.Н. Новикова и др.
7. Зайченок Н.П. и др.Основные положения национальной стратегии социально-экономического устойчивогоразвития Республики Беларусь на период до 2020 г. //Белорусский экономическийжурнал. – 2004. №3.
8. Республика Беларусьв цифрах. 2006. Краткий статистический сборник. Минстат Республики Беларусь –Минск, 2006. – 347 с.
9. Волков А. Швеция напути к выздоровлению. // «Мировая экономика и международные отношения», 1997,№6, 135 стр.
10.www.analitik.org/publications/
11.www.zarplata.ru/n-id-783.html
12. www.siora.ru/ru/node/9400
13.www.president.gov.by/press28530.html
14. mintrud.gov.by/ru/socnorm/norm2


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.