Реферат по предмету "Экономика"


Содержание и формы антимонопольного регулирования

Академия труда и социальных отношений
Курсовая работа
Содержание и формы антимонопольногорегулирования.

Выполнила: Шестакова Валентина Сергеевна
Студентка: 2 курса
Факультет: МЭ и МФ
Специальность: мировая экономика
Проверил: профессор Акуленко
Анатолий Георгиевич
Москва. 2010 год

Содержание
Введение
Глава первая. Антимонопольное регулирование в России
1. Антимонопольная политика и ее особенности
2. Область проблем антимонопольного регулирования в России
Глава вторая. Предложения, направленные на стимулированиеконкуренции на рынках Российской Федерации
1. Корректировка законодательства в отношении естественныхмонополий и реорганизация государственных предприятий
2. Развитие малого бизнеса
Заключение
Библиография
Введение
Проблемы монополизации хозяйственно жизни, конкуренция на товарныхрынках привлекают пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоевнаселения.
С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Россией: безпринятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успехэкономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразованийв немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государствоммонопольных процессов и конкурентных отношений.
В России процесс создания государственного контроля по недопущениюнедобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая совсемнедавно в управлении экономики командно-административная система по своей сути исключаланаличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности.
Развитие антимонопольного регулирования очень актуально для развитияроссийской экономики, где степень монополизации рынка выше, чем в других государствахс исторически сложившимся рыночным хозяйством. Российская экономика унаследовалаот советской экономики высокий уровень концентрации производства во многих отрасляххозяйства. В России также большой рыночной властью обладают естественные монополии,функционирующие в базовых сферах экономики — электроэнергетики и транспорте.
Антимонопольное регулирование в сочетании с поддержкой отечественногопредпринимательства и организацией защиты прав потребителей служат одним из существенныхусловий успешного социально-экономического развития России.
Объектом данной курсовой работы является законодательство в областиантимонопольного регулирования, а так же предложения государственных органов исполнительнойвласти, осуществляющих функции по контролю и надзору за соблюдением законодательствав данной области, направленные на стимулирование конкуренции на рынках РоссийскойФедерации.
Целью настоящей работы является изучение содержания антимонопольногорегулирования и законодательства в данной сфере. Так же рассмотрение области проблемантимонопольного законодательства и возможных путей их решений на основании результатовработы Федеральной антимонопольной службы России.
Глава первая. Антимонопольное регулирование в России1. Антимонопольная политика и ее особенности
Предпринимательская деятельность на товарном рынке имеет дветенденции, характеризуется двумя способами достижения успеха, получения наибольшейприбыли. Первая тенденция проявляется в том, что предприниматели вступают в конкуренциюза рынок сбыта, заказы потребителя и поэтому стремятся улучшить качество продукции,расширять ассортимент, снижать издержки. Это становится движущей силой совершенствованияпроизводства, технического прогресса.
Вторая тенденция заключается в стремлении предпринимателей, поставщиковдоговориться между собой о взаимовыгодном разделе рынка, условиях продажи, уровнецен, подорвать позиции конкурентов, дискредитировать их и таким способом получитьпреимущество. Первую тенденцию государство должно поддерживать, второй — противодействовать,проводя антимонопольную политику в интересах расширения масштабов конкурентной среды.Ограничивается монополистическая деятельность как хозяйствующий субъект, так и органуправления, должностных лиц.
Монополистической считается деятельность хозяйствующего субъекта,органа управления, направленная на недопущение, ограничение или устранение конкуренциии причиняющая ущерб потребителю. Различают временную, естественную и государственнуюмонополии.
Временная монополия возникает в результате использования изобретений,внедрения патентов и характеризуется отсутствием конкуренции.
Естественными монополиями являются организации (коммерческиеи некоммерческие), производящие (реализующие) товары (услуги), удовлетворение спросана которые на рынке эффективно при отсутствии конкуренции из-за технологическихособенностей производства, и товары, имеющие устойчивый спрос при значительном изменениицены, обусловленные невозможностью полной замены их другими товарами.
Государственная монополия создается на основании законодательства,определяющего ее субъекты, формы, границы. Экономика СССР характеризовалась государственноймонополией на факторы и результаты производства. В переходный период государствопроводит политику демонополизации экономики и развития конкуренции на товарных рынках.Демонополизация является длительным процессом создания условий для конкуренции иносит многоплановый характер, включая снижение чрезмерной концентрации производстватоваров, устранение барьеров для свободного их перемещения, для входа на рынок новыхконкурирующих структур, в том числе иностранных.
Наиболее действенным фактором развитияконкуренции является увеличение на рынке числа поставщиков. Эта задача решаетсяприменением комплекса мер при соблюдении соответствующих условий (табл.1).
 
Таблица 1. Регулирование количества поставщиков на товарном рынке.Методы увеличения количества поставщиков Условия применимости методов увеличения количества поставщиков 1 2
Развитие предпринимательства в целях демонополизации рынков в соответствии с приоритетами политики демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках.
Создание конкурирующих производств путем нового строительства.
Диверсификация (перепрофилирование) и конверсия.
Выделение самостоятельных хозяйствующих субъектов из объединений предприятий, производящих. взаимозаменяемую продукцию.
Выделение самостоятельных хозяйствующих субъектов из объединений предприятий, производящих невзаимозаменяемую продукцию, выделение отдельных участков, цехов по инициативе трудового коллектива в процессе приватизации либо путем принудительного разделения хозяйствующих субъектов.
Импорт взаимозаменяемых товаров из соседних регионов, ближнего и дальнего зарубежья.
Снижение правовых, организационных и экономических барьеров, препятствующих вхождению новых хозяйствующих субъектов на рынок, в том числе мировой.
Наличие платежеспособного спроса на продукцию.
При проведении селективной экономической политики (налоговые льготы, дотации, льготное кредитование на период становления малых предприятий).
В случае экономической целесообразности нового строительства, наличия производственных ресурсов и инвесторов.
Если предприятия не имеют сбыта продукции Наличие возможности технологического, организационного, территориального обособления предприятий.
При разграничении сфер деятельности предприятий в рамках товарной специализации.
Наличие доступа к ресурсам, в том числе кредитам, и рынкам сбыта.
При возможности технологического, организационного и территориального обособления предприятий, структурных подразделений, структурных единиц. Возможность разграничения сфер деятельности предприятий, структурных подразделений, структурных единиц в рамках товарной специализации.
Если такое выделение способствует развитию конкуренции. Наличие доступа к ресурсам, в том числе к кредитам, и рынкам сбыта для обособляющихся хозяйствующих субъектов.
При дефиците или высоком спросе и недостаточной конкуренции на внутреннем рынке.
При низких таможенных барьерах на ввоз товаров. Наличие нормативно-правового, экономического, информационного обеспечения импорта.
Функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзоруза соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренциина рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламыосуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти — Федеральнойантимонопольной службой (ФАС России).
Помимо этого, ФАС России осуществляет контроль за соблюдениемзаконодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказаниеуслуг для государственных и муниципальных нужд, выполняет функции по контролю заосуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации.
Основными функциями Федеральной антимонопольной службы являются:
- надзор и контроль за соблюдением законодательства о конкуренции натоварных рынках, на рынке финансовых услуг;
- надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях;
- надзор и контроль за соблюдением законодательства об иностранных инвестицияхв хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороныстраны и безопасности государства;
- надзор и контроль за соблюдением законодательства в сфере государственныхзакупок заказа;
- надзор и контроль за соблюдением законодательства о рекламе;
- осуществляет контроль за соблюдением антимонопольных требований, установленныхФедеральным законом «О государственном регулировании торговой деятельностив Российской Федерации» №381-ФЗ от 28 декабря 2009 года.
Деятельность Федеральной антимонопольной службы регламентируют49 правовых актов, изданных в различные годы. Наиболее важными из них являются законы,регламентирующие деятельность государства в сфере защиты конкуренции, рекламы иестественных монополий. Кроме того, работа антимонопольного ведомства регулируетсязаконодательными актами общего характера, такими как Закон «О правительстве»и Указ Президента «О системе и структуре федеральных органов исполнительнойвласти».
Для определения конкретного круга полномочий ФАС России Правительствомпринято Постановление «Вопросы Федеральной антимонопольной службы» и Положениео ФАС России.
В пределах своей компетенции, ФАС России имеет право издаватьиндивидуальные правовые акты.
антимонопольное регулирование россия монополия
2. Область проблем антимонопольного регулирования вРоссии
Пожалуй, наиболее важной проблемой антимонопольного регулированияявляется высокая степень административного монополизма, в первую очередь, монополизмацентральных государственных органов управления.
К элементам чрезмерного государственного монополизма в настоящеевремя можно отнести сохранение всё ещё весьма высокой доли государственного секторав ведущих отраслях индустрии, замедленные темпы разгосударствления в деревне, сохранениеза государством контрольного пакета акций значительной части приватизированных предприятий,сохранение возможностей для значительной части государственных предприятий получениясущественной финансово-кредитной поддержки от государства вне прямой зависимостиот результатов их производственной деятельности.
Одним из специфических обстоятельств, характерных для современногопериода осуществления антимонопольной политики в России, является то, что решениезадачи преодоления элементов чрезмерного государственного административного монополизмапредполагает в ближайшей перспективе определённое оживление самого же этого монополизма.Так получается потому, что хотя чрезмерный административный монополизм — большоезло, но, в то же время, только благодаря усилению прямого вмешательства государствав экономику можно добиться ускоренного выхода страны из состояния глубокого кризисаи расчищения дороги для становления эффективных рыночных структур.
Безусловно, трудности перехода к рынку многим предприятиям легчепереносить в рамках различного рода объединений и холдингов. Но в условиях современнойотечественной экономики важно не допускать таких форм, которые позволяли бы предприятиямвозвращаться опять к удобному и привычному для них административному распределениюресурсов, гарантиям сбыта, размыванию экономической ответственности, гарантиям поддержкинежизнеспособных за счет сильных и передовых, которые при этом становятся донорамипоневоле. Если государство пойдёт на то, чтобы насильно опять заставлять жизнеспособныепредприятия кормить слабых, то вместо ожидаемого оживления экономики может бытьполучен прямо противоположный результат.
Безусловно, формирование концернов, обеспечивающих более рациональнуюи эффективную организацию целой группы ведущих предприятий отрасли, объединяющихпредприятия с общей сырьевой базой и технологией, активно проводящих курс на диверсификациюпроизводства, совершенно не равнозначно многочисленным попыткам воспроизводствабылых замкнутых гигантских искусственных монополий, объединявших все предприятиятой или иной отрасли, независимо от интересов этих предприятий, и координировавшихсясоответствующими министерствами или госкомитетами.
Разграничение монопольных структур различного характера, т.е.выделение тех из них, которые способны оздоравливать экономику, и тех, которые тянутеё назад, к временам массового экономического иждивенчества, является важной задачейсовременной российской антимонопольной политики.
Особенно перспективным представляется создание концернов и финансово-промышленныхгрупп, центрами которых являются предприятия, выпускающие конкурентоспособную наукоёмкуюэкспортную продукцию.
Конечно, создание крупных организационно-хозяйственных структурнесёт в себе прямую угрозу усиления тенденции к росту производственного монополизма.Но, во-первых, наличие большого количества малых раздробленных предприятий далеконе во всех случаях является гарантом наиболее развитой и эффективной конкуренции.Во-вторых, должны быть исключения из антимонопольного законодательства для тех предприятийи объединений, которые успешно отстаивают позиции страны на внешних рынках. В-третьих,речь ни в коем случае не должна идти о сплошном объединении всех предприятий в промышленно-финансовыегруппы или концерны. С позиции эффективной антимонопольной политики не противоречащимией являются лишь такие промышленно-финансовые группы и концерны, которые связаныпреимущественно с вертикальной интеграцией входящих в них структурных звеньев. В-четвёртых,антимонопольная политика в современных условиях России не может выступать как самоцель,и должна использоваться лишь как один из рычагов и инструментов преодоления отсталойотраслевой структуры экономики и повышения уровня её эффективности.
Увеличение общего количества экономических субъектов, занимающихсяхозяйственной деятельностью, свидетельствует о расширении конкурентных отношенийи возможностях развития конкурентной среды.
По отдельным отраслям экономики отмечаютсяследующие тенденции.
Продолжает сокращаться число хозяйствующих субъектов, действующихв сельском хозяйстве (-10% за 2007-2008 гг.; число ликвидированных организаций в 2008 г. превышает число созданных на 4 тысячи).
Замедляются темпы сокращения числа предприятий и организаций,производящих машины и оборудование. Если число таких экономических субъектов наначало 2008 года сократилось на 5% по сравнению с 2007 годом, то число созданныхв 2008 году организаций, занимающихся соответствующим видом экономической деятельности,впервые за последние годы превысило число ликвидированных.
Сократилось к 2008 году (на 4,7%) число экономических субъектов,предоставляющих прочие коммунальные, социальные и персональные услуги. Это достаточнотревожный признак, поскольку такие организации во многом определяют уровень жизнинаселения и являются организациями малого и среднего бизнеса, развитие которых являетсяпризнаком хорошей рыночной среды.
Заметно возросло число предприятий и организаций в секторах строительстваи торговли автотранспортными средствами (на 11 и 16%), а также в сфере связи (9%).
В целом состояние конкурентной среды характеризует все еще высокийуровень административных барьеров, таможенных тарифов, которые нередко действуютдаже тогда, когда они не служат ни протекционистским, ни фискальным целям. Серьезнымбарьером является также несоответствие темпов и качества развития инфраструктурыпотребностям бизнеса, а также недостаточное информационное обеспечение. Однако наличиетенденции по выравниванию нормы прибыли говорит о снижении барьеров для межотраслевогоперелива капитала, динамика основных показателей деятельности товарных бирж свидетельствуето развитии процессов создания информационной инфраструктуры бизнеса и снижении информационныхбарьеров для новых участников.
Немало проблем при проведении современной антимонопольной политикив России возникает в связи с недостаточной проработанностью широкого круга законодательныхматериалов и других официальных нормативных актов, связанных с монополиями и монополизмом.При этом в условиях современной России большую роль при проведении антимонопольнойполитики играют содержание и направленность нормативно-правовых актов по многимдругим вопросам, особенно по вопросам, связанным с процессами разгосударствленияи приватизации, развитием малого бизнеса, организацией налоговой системы страны.
Что касается льгот, предоставляемых современным российским законодательствоммалому бизнесу, то они пока касаются лишь некоторых вопросов, связанных с выплатаминалогов, прежде всего на прибыль. Очевидно, российским законодателям представлялось,что данный объём льгот является достаточным для успешного развития малого бизнеса.Между тем в других странах государства оказывают поддержку малым предприятиям вгораздо больших размерах.
Что же касается других монопольных форм, то есть таких, которыеспособны реализовать значительный позитивный эффект масштаба и ускорить развитиесовременных технологий и НИОКР, то в законе о приватизации и программе приватизациисодержатся положения, способные существенно затруднить их нормальное функционирование.
Определенные проблемы при проведении антимонопольной политикив России порождает и непосредственно современное антимонопольное законодательство.Поскольку антимонопольные акты разрабатываются в нашей стране впервые, причём, вусловиях не только отсутствия надлежащего опыта и знаний у разработчиков, но и приналичии явного и сильного противодействия со стороны целого ряда инстанций и дисциплин,они пока не являются совершенными и нуждаются в доработках и уточнениях. Нарядус недостаточной жестокостью наших антимонопольных законов по одним вопросам в нихприсутствует одновременно чрезмерная жёсткость, негибкость, по другим вопросам.
Не лучше обстоят дела и с другими антимонопольными документами.Так, в законе «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности натоварных рынках» нет никаких указаний о критериях и методах определения границмонопольных рынков, а антимонопольные управления на местах и (главное) сами предприятияне имеют необходимых разъяснительных документов или инструкций. В результате дляантимонопольных органов сохраняется возможность неоправданно широко толковать понятие«доминирующее положение на рынке», а для многих предприятий возможностьзащиты от обвинений в монополизме выглядит как умышленно затруднённая.
Не совсем удачными представляются и некоторые приведенные в законахформулировки, например, формулировка в законе о конкуренции понятия «монополистическаядеятельность». Эта деятельность определяется здесь как «противоречащиенастоящему закону действия хозяйствующих субъектов, направленные на недопущение,ограничение или устранение конкуренции и (или) причиняющие ущерб потребителям».То есть при сохранении нынешней формулировки понятия «монополистическая деятельность»,под антимонопольные статьи можно, в принципе, подвести любые предприятия.
Уточнения целесообразно было бы внести и в официальные документыо регулировании цен на продукцию предприятий-монополистов. В частности, следовалобы, очевидно, внести определённые изменения в пункт 2 «Положения о порядкерегулирования цен на продукцию предприятий-монополистов», где отмечается, чтоэто Положение распространяется на хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующееположение на рынке определённого товара, дающие им возможность оказывать решающеевлияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектамили иным образом ограничивать свободу их экономической деятельности. Можно сделатьвывод о том, что государственное регулирование цен будет распространяться на всепредприятия, занимающие доминирующее положение на соответствующих рынках, независимоот того, злоупотребляют ли они реально данным положением, или только имеют возможностьдля таких злоупотреблений. Именно здесь заложена база для расширительных толкованийантимонопольного законодательства со стороны заинтересованных организаций и лиц.
Недоработки антимонопольного законодательства сочетаются с непродуманнойпрактикой его исполнения. Особенно неудовлетворительной представляется практикапреобладающего использования метода установления предельного норматива рентабельностине по отношению к фондам предприятий-монополистов, а по отношению к себестоимостиих продукции.
Пока уровень развития конкуренции в нашей стране явно недостаточен.Специалисты называют несколько причин этого: во-первых, приватизация не привела,как ожидалось, к появлению эффективных собственников, которые заботились бы о развитиипредприятия; во-вторых, принудительная реорганизация (реструктуризация) предприятийне была использована должным образом, хотя могла бы облегчить массовое образованиеновых конкурентоспособных хозяйствующих субъектов; в-третьих, малый бизнес так ине получил должного развития.
Во многих странах именно малый бизнес является естественной основойформирования конкурентной среды, полигоном для испытания венчурных технологическихи экономических проектов. У него больше возможностей маневрировать капиталом, переключаясьс одного вида деятельности на другой, ниже операционные расходы, у работников вышечувство причастности к делам фирмы и заинтересованность в ее успехе. Даже в условияхповышенного риска малые предприятия охотно берутся за новации, которые они затеммогут передать на тиражирование промышленным гигантам.
Как показывает зарубежный опыт, чем выше доля малых предприятийв общем числе хозяйствующих субъектов и численности занятых, тем меньше безработицаи выше конкуренция. Однако сегодня темпы роста числа этих предприятий замедлились,занимаются они в основном торговлей и посреднической деятельностью.
Для развития малого бизнеса необходимы доступные кредиты и льготноеналогообложение, создание лизинговых компаний, технопарков, бизнес-инкубаторов,информационных, консалтинговых и учебно-деловых центров, а также вовлечение малыхпредприятий в новые сферы деятельности, международные программы сотрудничества.Пока же все это остается благим пожеланием из-за скудости госбюджета, недостаткаполитической воли у властей, противодействия чиновников, настроенных против рыночныхреформ.
Глава вторая. Предложения, направленные на стимулированиеконкуренции на рынках Российской Федерации
 1. Корректировка законодательства в отношении естественныхмонополий и реорганизация государственных предприятий
Корректировка законодательства в отношенииестественных монополий
ФАС России была предложена концепция проекта федерального закона«О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон от 17 августа 1995 г. № 147-ФЗ „О естественных монополиях“, предусматривающая кардинальную переработку данногозакона, создание современных методов регулирования и контроля деятельности естественныхмонополий, отвечающих современному состоянию экономики Российской Федерации и общемировымтенденциям.
Основной идеей законопроекта является формирование системы законодательногорегулирования деятельности естественных монополий, представляющей надежное, эффективноеи качественное обеспечение потребителей товарами и услугами, повышение прозрачностидеятельности субъектов естественных монополий, а также создание условий для развитияконкуренции.
Для этих целей предлагается целый ряд существенных измененийи дополнений в законодательство о естественных монополиях.
1. Понятие „субъект естественной монополии“ целесообразноопределить в терминах Закона о защите конкуренции через понятие хозяйствующего субъекта,осуществляющего деятельность в сферах естественной монополии и занимающего на соответствующемтоварном рынке доминирующее положение, в том числе путем владения объектами инфраструктуры.
2. Законопроектом предлагается дополнить закрепленные в действующемЗаконе о естественных монополиях сферы деятельности естественных монополий следующими:
1) услуги централизованного водоснабжения и водоотведения;
2) услуги по аэронавигационному обслуживанию.
3. Необходимо разграничить рынок сетевых услуг и рынок конечныхуслуг, а также определить рынки по оказанию услуг и рынки доступа (доступа на рынок).Пока Закон о естественных монополиях регламентирует лишь вопросы тарифообразованияконечных услуг или услуг естественных монополий конечным пользователям. Между тем,в цепочке оказания услуг могут быть задействованы несколько хозяйствующих субъектов.Необходимо создать правовые условия и возможности их вхождения на рынок — это можетбыть как рынок естественно монопольных услуг, так и рынок, сопряженный с естественномонопольным рынком.
4. Следует уточнить, что в сферах естественных монополий могутосуществлять свою деятельность как субъекты естественных монополий, так и хозяйствующиесубъекты, таковыми не являющиеся, имея в виду возможность развития конкуренции наестественно-монопольных рынках, а также положения, запрещающие сдерживание экономическиоправданного перехода сфер естественных монополий в состояние конкурентного рынка.
5. Должен быть расширен возможный спектр методов тарифного регулирования.Наряду с методом „затраты +“, в этот перечень должны быть включены методдоходности на вложенный капитал, метод сопоставления цен тарифов на сопоставимыхрынках (“benchmarking”), метод индексации тарифов, учетпри принятии решений конъюнктуры на сопряженных рынках.
Должнабыть установлена обязанность органа регулирования при принятии тарифных решенийанализировать ситуацию на товарном рынке, на основе чего принимать гибкие решенияо методах регулирования, а также принятия решений о введении, изменении или прекращениирегулирования тарифов.
Должнабыть обеспечена увязка принимаемых тарифных решений с показателями объема оказываемыхуслуг, установленных параметров надежности и качества услуг, а также процедуры мониторингаи контроля достижения этих показателей на практике.
6. Обязательность конкурсных процедур при осуществлении сделокна право пользования основными средствами субъектов естественных монополий, находящихсяв государственной или муниципальной собственности, с учетом как антимонопольногои концессионного законодательства.
Согласно статье 17.1 Закона о защите конкуренции заключениедоговоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительногоуправления имуществом, а также иных договоров, предусматривающих переход прав владенияи (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, какне закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, таки закрепленного на соответствующем праве за государственными или муниципальнымиунитарными предприятиями и бюджетными учреждениями, может быть только по результатампроведения конкурсов или аукционов.
Порядок проведения таких торгов и перечень случаев, когда заключениеуказанных договоров будет осуществляться по результатам конкурсов, установлен ПравительствомРоссийской Федерации.
7. Важным является обеспечение прозрачности процедур закупоктоваров, услуг, работ для нужд естественных монополий, основанное на концепции законодательствао закупках для государственных нужд, но при этом в полной мере учитывающее особенностидеятельности субъектов естественных монополий в конкретных сферах.
8. Обязанность субъекта естественной монополии согласовывать(утверждать) инвестиционные программы, а также механизмы их согласования и увязкина различных уровнях — федеральном, субъекта Российской Федерации, муниципальногообразования. Должен быть определен круг ведомств, участвующих в согласовании инвестпрограмм(органы тарифного регулирования, антимонопольные органы, отраслевые ведомства идр.).
9. Определение принципов и правил обеспечения недискриминационногодоступа потребителей к производимым (реализуемым) субъектами естественных монополийтоварам, в отношении которых применяется регулирование, а также на соответствующиетоварные рынки. Содержание правил недискриминационного доступа установлено во»втором антимонопольном пакете".
10. Отказ от процедур контроля сделок в рамках Закона о естественныхмонополиях путем урегулирования всех вопросов в рамках Закона о защите конкуренции.
Цели, задачи и способы государственного контроля в сферах естественноймонополии, определяемых статьей 7 Закона о естественных монополиях, и государственногоконтроля за экономической концентрацией, определяемых главой 7 Закона о защите конкуренции,тождественны и направлены, в том числе, на недопущение ограничения конкуренции иущемления интересов потребителей.
ФАС России считает целесообразным в Законе о защите конкуренцииотразить особенности контроля экономической концентрации, учитывающие влияние субъектовестественных монополий на сопряженные рынки.
11. Определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию.
Законопроект должен устанавливать, что в случае невозможностиудовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом)субъектом естественной монополии, контроль определения потребителей, подлежащихобязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспеченияосуществляется федеральным антимонопольным органом. При этом сам порядок регулированияраспределения продукции естественных монополий в условиях ограниченности ресурсаопределяется Правительством Российской Федерации.
12. Разграничение полномочий между органом по тарифному регулированиюестественных монополий, антимонопольным органом и отраслевыми федеральными органамиисполнительной власти.
Должныбыть определены вопросы, относящиеся к компетенции Правительства Российской Федерации(издание Основ ценообразования, Правил недискриминационного доступа, Стандартовраскрытия информации, Порядка ведения реестра субъектов естественных монополий,Порядка согласования инвестпрограмм субъектов естественных монополий и др.).
Реорганизация государственных предприятий.
Проблема негативного влияния на конкуренциюдеятельности государственных унитарных предприятий (ГУПов), муниципальных унитарныхпредприятий (МУПов), и бюджетных образований — государственных и муниципальных учреждений(ГУ и МУ) является очень острой.
Негативное влияние деятельности ГУПови МУПов на конкуренцию заключается в том, что они часто совмещают контрольно-надзорныефункции, управление имуществом и оказание платных услуг населению на рынке, являющемсяконкурентным. Нередко ГУПы и МУПы являются инструментами вывода бюджетных средствиз-под бюджетного контроля (непрозрачность использования), что способствует коррупциии препятствует рыночной конкуренции.
Большую проблему представляют такжеунитарные предприятия, работающие в сфере ЖКХ. В большинстве случаев они монополизируютсферу управления многоквартирными домами, что приводит к снижению качества оказываемыхуслуг населению и повышению стоимости. При этом данный рынок является абсолютноконкурентным.
Отдельного внимания заслуживают и унитарныепредприятия в сферах водо-, тепло-, электроснабжения. В большинстве случаев, показавсвою неэффективность, они были подвергнуты процедуре банкротства, а имущество переданона бесконкурсной основе в аренду. При этом стоимость арендной платы закладываетсяв конечный тариф для потребителей, что неизбежно приводит к удорожанию коммунальныхуслуг. Вместе с тем эффективный механизм концессионных соглашений или прямой арендыот органа власти с инвестиционными условиями (в этом случае аренда равна амортизационнымотчислениям и относится на себестоимость, либо в соответствии с договором идет взачет инвестиций), которые доказали свою эффективность, практически не применяется.
Государственные учреждения ветеринариисубъектов Российской Федерации оказывают платные ветеринарные услуги населению,получая при этом различные льготы и преференции в виде нулевых ставок аренды, бюджетногофинансирования и госзаказов на выполнение лекарственного и ветеринарного лечебно-профилактическогообеспечения населения и предприятий аграрно-промышленного комплекса. При этом онинаделены контрольными и надзорными функциями, что создает конфликт интересов.
В области здравоохранения также существуютаналогичные механизмы искажения конкуренции. Стоимость медицинской помощи в государственныхи муниципальных медицинских учреждениях в рамках государственных гарантий формируетсясогласно тарифным ставкам без учета всех реальных затрат государства и муниципалитетов.Так, недоучтена затратная часть — не учитываются стоимость аренды помещений, оплатыкоммунальных услуг и связи, содержание административного аппарата и сопутствующихуслуг по содержанию зданий, уборке и др. Таким образом, при размещении государственногои муниципального заказа частные медицинские учреждения оказываются неконкурентоспособными.
На основании изложенного можно сделатьследующий вывод. Административная реформа предусматривала существенное сокращениеГУПов и МУПов с сохранением за ними только того имущества, которое необходимо дляосуществления публичных функций. Вместо этого наблюдается засилье этих организацийна рынке, рост платных услуг, форсированная передача им государственного и муниципальногоимущества и препятствование предпринимателям в приватизации имущества, находящегосяв аренде более 3 лет.
В связи с этим ФАС России считает целесообразным:
1) устранить унитарные предприятия сконкурентных рынков;
2) ликвидировать все государственныеи муниципальные унитарные предприятия, кроме созданных в стратегически важных отраслях;
3) передать имущество государственныхи муниципальных унитарных предприятий, не используемое для осуществления публичныхфункций, в госсобственность с последующей приватизацией либо формированием имущественногофонда для сдачи в аренду малым и средним предприятиям;
4) создать равные условия конкуренцииГУ и МУ с частными компаниями, прежде всего, на рынке социальных услуг и в сфереЖКХ;
5) широко использовать концессионныесоглашения по использованию на конкурентных рынках имущества, находящегося в государственнойили муниципальной собственности.
 2. Развитие малого бизнеса
Ситуация в сфере развития малого и среднего предпринимательствав Российской Федерации характеризуется системными проблемами, которые оказываютнегативное влияние как на увеличение числа малых предприятий, так и их отраслевуюструктуру. Торговля превалирует над производством с высокой добавленной стоимостью:более 60% от общего числа малых предприятий концентрируется в оптовой и розничнойторговле.
Только появление в России все большего количества предприятиймалого и среднего бизнеса будет способствовать развитию эффективной конкуренции,что переориентирует бизнес на сокращение издержек и откроет дорогу для инноваций.
Для этого предлагаются следующие меры:
1. Снижение административных барьеров
ФАС России ежегодно выявляет более 1000 нарушений Закона о защитеконкуренции со стороны органов власти, которые выражаются в реализации ими действий(бездействии), ограничивающих конкуренцию на локальных рынках в виде запретов наотдельные виды деятельности или входа новых игроков на товарные рынки и т.д. Должностныелица, от действий которых зависит исполнение контрактов, не несут никакой ответственностиза несвоевременное оформление документов, выдачу технических условий, проведениеэкспертиз и т.д. За все отвечает только предприниматель.
Необходимым является:
скорейшее принятие Федерального закона «О стандартах государственныхуслуг и административных регламентов»;
активизация работы органов исполнительной власти субъектов РоссийскойФедерации и местного самоуправления, отвечающих за развитие малого и среднего бизнесапутем включения задач по развитию конкуренции и демонополизации экономики в программысоциально-экономического развития регионов;
замена при открытии собственного дела всех разрешительных процедурна уведомительные на федеральном и местных уровнях.
2. Расширение доступа к кредитным ресурсам
Как показывает практика, финансирование малых компаний происходит,преимущественно, индивидуальными инвесторами или через механизм самофинансирования,что снижает прозрачность сделок, повышает их криминальность, снижает конкурентоспособностькомпаний. Пенсионные и страховые компании не участвуют в инвестировании в венчурныефонды, которые, как правило, являются высокорентабельными.
Необходимо:
включать в обязательном порядке в региональные и муниципальныепрограммы развития субъектов МСП мероприятия, предусматривающие формирование региональныхфондов гарантий (поручительств) и муниципальных фондов для предоставления обеспеченияпо кредитам, привлеченным малыми и средними предприятиями;
предоставлять средства господдержки посредством проведения аукциона,предусматривающего установление фиксированной цены размещения средств господдержкив кредитных организациях и проведение торгов на снижение ставки, по которой будетосуществляться кредитование субъектов малого и среднего предпринимательства;
направлять часть средств, выделяемых на поддержку малого и среднегопредпринимательства, на финансирование под уступку денежного требования (факторинг).
3. Доступ к недвижимости и инженерной инфраструктуре
Недостаточная и неразвитая инфраструктура является естественнымограничением как для развития конкуренции, так и для экономического роста в различныхсекторах экономики и прихода в эти отрасли новых технологий.
Для обеспечения доступа к недвижимости необходимым является:
передача имущества ГУПов и МУПов, не используемого для осуществленияпубличных функций, в госсобственность с последующей приватизацией либо формированиемимущественного фонда для сдачи в аренду субъектам малого и среднего бизнеса;
разработка мероприятий, направленных на создание государственно-частныхпартнерств на федеральном и региональных уровнях по строительству технопарков ипромышленных парков (отраслевой направленности), для развития малого и среднегобизнеса и внедрения новых технологий управления и ведения бизнеса.
Для развития инженерной инфраструктуры необходимо:
разработать и принять нормативные акты, направленные на дальнейшиесовершенствование порядка технологического присоединения потребителей к электрическимсетям;
ликвидировать необоснованное двойное налогообложение потребителейпри осуществлении технологического присоединения, что приводит к увеличению платыза технологическое присоединение;
разработать меры, направленные на удешевление и упрощение процедурыподключения к другим инженерным сетям (вода, тепло, газ) как было сделано с процедуройподключения к электросетям, в том числе публиковать информацию о технической возможностиподключения, размере платы и о количестве фактических подключений.
4. Доступ малого и среднего бизнеса к государственному заказу
Доступ к государственному заказу является одним из способов расширенияспроса на продукцию малого и среднего бизнеса.
Большим достижением в 2009 г. будет внесение в российское законодательство поправок, касающихся распространения принципа закона о государственныхзакупках на естественные монополии и государственные корпорации.
Необходимо:
перейти в размещении государственных и муниципальных заказовпреимущественно на электронную форму посредством проведения электронных аукционовна ограниченном количестве электронных площадок;
составить реестр «недобросовестных заказчиков» по принципуреестра «недобросовестных поставщиков» с возможностью дисквалификациичиновника за систематические нарушения законодательства;
повысить качество финансового обеспечения исполнения государственныхи муниципальных контрактов.
5. Развитие инновационного малого бизнеса
Мировой опыт показывает, что малые инновационные компании обычноразвиваются вокруг образовательных и научных центров, однако в России этого не происходит.Причина такого положения дел — отсутствие окончательного урегулирования вопросовкоммерциализации технологий, прав собственности на перспективные разработки, чтосдерживает их эффективную реализацию.
Необходимо:
внедрение инновационного образования. Высшее учебное заведениедолжно стать центром совмещения учебного и научного процесса.
сделать российское патентное законодательство более гибким: а)упростить процедуры для мелких компаний; расширить возможность их применения длязащиты бизнес-идей, моделей и алгоритмов; б) сориентировать его на индивидуальныхпредпринимателей, эффективно защищать их от крупных компаний (вопросы судебной процедуры);в) ужесточить санкции за воровство или копирование интеллектуальной собственности.
укрепить связь между наукой и бизнесом путем закрепления интеллектуальнойсобственности — включения в трудовые контракты положений о праве собственности вслучае коммерциализации разработок.
внести поправки в патентное и связанное с ним законодательствос целью усиления защиты нематериальных активов, недостаток которой сдерживает какразвитие партнерских отношений между малыми фирмами, так и венчурное финансирование.
вовлечение государственных корпораций в инновационную экономику,например, через наблюдательные или попечительские советы.
6. Доработка законодательства о саморегулируемых организацияхв целях недопущения создания дополнительных барьеров выхода на рынок
В настоящее время проявились тенденции ограничения конкуренциив интересах отдельных узких предпринимательских групп. Такие действия направленына создание новых административных и финансовых барьеров доступа хозяйствующих субъектовна рынок.
Широко декларируется важность скорейшего внедрения механизмовсаморегулирования профессионального и предпринимательского сообщества как одногоиз инструментов развития гражданского общества. Так, Федеральный закон № 315-ФЗ«О саморегулируемых организациях» в его действующей редакции и, особенно,№ 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерациии отдельные законодательные акты Российской Федерации», налагают на СРО и ихучастников многочисленные и весьма серьезные обязанности, выполнение которых, темне менее, не гарантирует ни существенного повышения ответственности строителей ипроектировщиков перед конечными потребителями, ни повышения качества вновь создаваемыхили реконструируемых объектов.
Необходимо:
провести анализ законодательства по СРО совместно с объединениямималого и среднего бизнеса на предмет оценки возможных негативных последствий дляэкономики страны;
привлечь профессиональные или отраслевые сообщества к разработкепроектов нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования к деятельностиучастников строительного рынка, и учесть их аргументированные предложения, сосредоточитьусилия отрасли, прежде всего на разработке технических регламентов в строительстве,выработке критериев качества и безопасности возводимых и реконструируемых объектов;
перейти к обязательному саморегулированию в строительстве, еслиэто будет признано необходимым, постепенно в течение нескольких лет.
7. Совершенствование знаний и опыта предпринимателей
Когда предприниматель создает малый бизнес с «нуля»или открывает новое дело в другой сфере деятельности, перед ним встает проблемаполучения доступа к комплексной и обновляемой информации, касающейся планированияи управления финансовыми и товарными потоками, применения налогового и иного регулирующегопредпринимательскую деятельность законодательства, маркетинга, разработки бизнес-проектови т.д. Таким образом целесообразно:
организовать систему краткосрочного специального профессиональногообразования для руководителей малых предприятий и лиц, желающих открыть собственноедело;
ввести в школьную программу дисциплину «Основы предпринимательскойдеятельности»;
создать информационный портал в сети «Интернет» пооперативному консультированию предпринимателей по вопросам организации и работымалого бизнеса
ввести в программу общероссийского государственного телеканалаобучающую передачу, помогающую открыть собственное дело;
организовать поддержку предпринимательства путем создания инфраструктуры,предполагающей работу предпринимателей-волонтеров («бизнес-кружки» с необходимойлитературой, консультации предпринимателей уже создавших свое дело и т.п.).
Заключение
В данной работе были рассмотрены основные направления антимонопольнойполитики в России и особенности проблем антимонопольного регулирования. Так же былипроанализированы возможные пути их решения на основании результатов работы Федеральнойантимонопольной службы России.
Антимонопольное регулирование — важнейшая составная часть экономическойполитики государства во всех странах с развитой рыночной экономикой. Антимонопольноерегулирование — это целенаправленная государственная деятельность, осуществляемаяна основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством, по установлениюи реализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с цельюзащиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений.
Следует отметить, что основной отрицательной стороной монополизацииэкономики является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключаетсяв способности воздействовать на цену товара. Задача антимонопольной политики состоитв том, чтобы помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширитьвозможности конкуренции и перевести ее в неценовую.
Подводя итог сказанному, можно утверждать, что антимонопольноезаконодательство является важнейшей составляющей современной экономики. Сфера егофункционирования затрагивает интересы не только производителей, но и потребителей,обеспечивая одним возможность реализовать свой товар на рынке в условиях конкурентнойборьбы, а другим — оптимальные цены на товары и услуги.
Специфика российских монополий сказалась и на особенностях законодательногорегулирования их деятельности. В капиталистических странах монополии появились,когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтобы воспрепятствоватьудушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательствоо конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночныхотношениях.
В России на данном этапе проблема монополизации перестает бытьчисто экономической, и все больше становится политической. Однако, общеизвестно,что у экономики, прежде всего, не должно быть политической принадлежности. И толькотогда государство в полном объеме сможет заменить десятилетиями складывающиеся монополиисвободным и самоорганизующимся рынком.
Библиография
Учебная литература:
1. Введение в макроэкономику. (Учебное пособие) Матвеева Т.Ю. (2007, 5-е изд.,511с.)
2. Государственное регулирование рыночной экономики. (Учебник) Под ред. КушлинаВ.И. (2005, 2-е изд., 834с.)
3. Государственное регулирование экономики. (Учебное пособие) Под ред. МорозовойТ.Г. (2002, 255с.)
4. Курс экономической теории. (Учебник) Плотницкий М.И., Лобкович Э.И., МуталимовМ.Г. и др. (2003, 496с.)
5. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории. (Учебник) Подред. Сидоровича А.В. (2001, 2-е изд., 832с.)
6. Макроэкономика. (Учебник) Ивашковский С.Н. (2002, 2-е изд., 472с.)
7. Региональная экономика. (Учебник) Под ред. Видяпина В.И., Степанова М.В.(2007, 666с.)
8. Основы макроэкономического анализа. (Учебное пособие) Косов Н.С. (ТГТУ, 2007,140с.)
9. Региональная экономика и управление. (Учебник) Фетисов Г.Г., Орешин В.П.(2006, 416с.)
10. Экономическая теория. (Учебник) Сажина М.А., Чибриков Г.Г. (2007, 2-е изд.,672с.)
11. Законодательство Российской Федерации.
12. Федеральный закон «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26 июля 2006года
13. Федеральный закон «О естественных монополиях» №147-ФЗ от 17 августа1995 года
14. Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций вхозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороныстраны и безопасности государства» № 57-ФЗ от 29 апреля 2008 года
15. Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнениеработ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» №94-ФЗ от 21июля 2005 года.
16. Федеральный закон «О рекламе» №38-ФЗ от 13 марта 2006 год
17. Федеральный закон «О государственном регулировании торговой деятельностив Российской Федерации» №381-ФЗ от 28 декабря 2009 года.
18. Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельностина товарных рынках» от 22.03.1991 N 948-1.
19. Указ Президента России № 314 от 9 марта 2004. «Положение о Федеральнойантимонопольной службе».
Ресурсы Интернета.
20. http://www.fas.gov.ru/ — официальный сайт Федеральной антимонопольной службыРоссии.
21. http://ru. wikipedia.org — энциклопедия.
22. http://www.alleng.ru — электронная библиотека
23. http://economy-slovar.ru/ — экономический словарь


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.