Реферат по предмету "Экономика"


Состояние и пути активизации экспортной деятельности в РБ

Введение
Международные отношения, как область человеческого общения,слагаются из многих факторов. Среди них в современном мире все более весомоезначение приобретает внешнеэкономическое производство, охватывающее широкийкруг проблем на геополитическом уровне, в том числе отражающеевнешнеэкономическую деятельность отдельных хозяйствующих субъектов. Вместе стем дальнейшее развитие рыночной экономики в стране и регионах, выход намеждународные рынки отечественных товаропроизводителей выдвигают необходимостьпостоянного поиска средств воздействия на процессы такого рода с цельюсохранения и дальнейшего развития своего места на международных рынках. Все этотребует создания эффективной системы мер развития не толькоэкспортоориентированного производственного комплекса, но и экономики в целом.
Для Республики Беларусь тема экспорта, его стимулирования на сегодняшнийдень наиболее актуальна в силу специфики белорусской экономики. Дело в том, чтов силу исторических предпосылок и в связи с близостью к России РеспубликаБеларусь является экспортоориентированной экономикой. Что это означает длянашей экономики особенно в период кризиса? В условиях падения мирового спросана все группы товаров, особенно касаемо инвестиционных товаров, Беларусь теряеточень много валютной выручки, что создает давление на валютный курс, а далее поцепочке: девальвация, инфляция, падение зарплат, падение уровня жизнинаселения.
Поэтому сегодня для Республики Беларусь очень важно повышениеконкурентоспособности товаров, и кризис тогда в меньшей степени будет влиять набелорусскую экономику. Примеры тому – компания ABB, которая являясьтранснациональной, не только не уменьшила выручку, а только увеличила.
Цель работы – изучить динамику экспорта Республики Беларусь, и датьрекомендации по его стимулированию.
Объект исследования – экономика Республики Беларусь.
Предмет исследования – международные отношения.
Задачи, которые следует решить в ходе написания работы:
1. Охарактеризовать понятие экспорта и еговажность для экономики страны.
2. Выявить динамику экспортных потоковРеспублики Беларусь.
3. Определить политику государства постимулированию экспорта РБ.

1. Экспорт в международной торговле
Экспорт – это вывоз из странпроизведенных, выращенных или добытых товаров отечественного производства (втом числе товаров иностранного происхождения, которые ввозятся в страну иподвергаются существенной переработке, изменяющей их основные качественные илитехнические характеристики).
Импорт – это ввоз товаров в страну из-зарубежа.
В международной статистической практикеразличают две системы учета эк спортно-импортных операций – специальная иобщая. При общей системе учета внешней торговли экспорт и импортрегистрируются, когда товар пересекает государственную границу, а приспециальной – когда он пересекает таможенную границу страны.
В соответствии с рекомендациямиСтатистической комиссии ООН в таможенной статистике Республики Беларусь учетввоза и вывоза товаров осуществляется на основании общей системы учета внешнейторговли. При этом учитываются следующие категории товаров.
Импорт:
– товары, ввозимые для свободногообращения;
– реимпортируемые товары;
– товары, ввозимые для переработки натаможенной территории;
– товары, ввозимые после переработкивне таможенной территории;
– товары, ввозимые для переработкипод таможенным контролем;
– товары, ввозимые на территориюстраны в соответствии с режимом реэкспорта;
– товары, ввозимые на государственнуютерриторию РФ в свободные таможенные зоны и на свободные склады;
– ввозимые товары, от которых лицо отказываетсяв пользу государства;
– иностранные товары, ввозимые вмагазины беспошлиннойторговли;
– товары, временно ввозимые дляаренды сроком на один год и более.
Экспорт:
– товары, вывозимые в соответствии стаможенным режимом экспорта;
– ввезенные в страну товары,выпущенные для свободного обращения, а затем вывозимые за границу страны всоответствии с таможенным режимом экспорта;
– товары, вывозимые после переработкина таможенной территории;
– товары, вывозимые после переработкипод таможенным контролем;
– товары, вывозимые для переработкивне таможенной территории;
– товары, вывозимые с территориистраны в соответствии с режимом реэкспорта;
– товары, вывозимые за границу страныиз свободных таможенных зон и со свободных складов;
– иностранные и российские товары,вывозимые за границу страны из магазинов беспошлинной торговли;
– товары, временно ввозимые дляаренды сроком на один год и более.
Традиционной и наиболее развитой формоймеждународных экономических отношений является внешняя торговля. На долюторговли приходится около 80 процентов всего объемам международныхэкономических отношений. Для любой страны роль внешней торговли труднопереоценить. В современных условиях активное участие страны в мировой торговлесвязано со значительными преимуществами: оно позволяет более эффективно использоватьимеющиеся в стране ресурсы, приобщиться к мировым достижениям науки и техники,в более сжатые сроки осуществить структурную перестройку своей экономики, атакже более полно и разнообразно удовлетворять потребности населения. [4, с. 267]
В этой связи значительный интереспредставляет изучение как теорий, раскрывающих принципы оптимального участиянациональных экономик в международном товарообмене, факторыконкурентоспособности отдельных стран на мировом рынке, так и объективныхзакономерностей развития мировой торговли. Особую значимость эти проблемы имеютдля Беларуси и других стран, вставших на путь создания развитой рыночнойэкономики, ориентированной на активное участие в мировой торговле.
На протяжении всего развитияхозяйствования различные экономические школы выдвигали свои пути развитияэкономики. В исследованиях зарубежных экономистов большое значение придавалосьобъяснению природы внешней торговли и места экспорта в хозяйственной жизнигосударства. У истоков изучения особенностей внешней торговли стоялиисследователи эпохи меркантилизма, считавшие, что в интересах каждой нацииспособствовать увеличению экспорта при ограничении импорта. К концу 18-го векамеркантилистский подход уступил место идее Адама Смита о «свободной торговле».Свою точку зрения А. Смит раскрыл в труде «Исследование о природе ипричинах богатства народов», где он вывел принцип взаимовыгодной торговли, восновании которого лежит тезис о том, что различия в абсолютных издержках естьоснова выбора товаров для экспорта и импорта. Дальнейшее обоснование выгодмеждународной торговли было сформулировано Д. Рикардо. Им был открыт законсравнительного преимущества, в основе которого лежит тезис о том, что «странадолжна экспортировать товары, в выпуске которых она располагает наибольшимсравнительным преимуществом». 2В 20 веке экономисты продолжили изучениеиспользования возможностей экспорта на основе теории сравнительногопреимущества. В частности, Д. Кейнс и авторы неокейнсианского варианта внешнейторговли делают вывод, что роста внешнеторгового баланса недостаточно, чтобыстрана была более развита. По их мнению, она должна быть прогрессивнее в техобластях, где ей принадлежит преимущество по сравнению с другими.
Напротив американский ученый М. Портервоспринял тезис Д. Рикар-до о сравнительном преимуществе критически. Он, всвоем труде «Международная конкуренция» пришел к выводу о необходимостиразработки новой парадигмы, стержнем которой предлагается теорииконкурентоспособности. В основе конкуренции, по Портеру, лежат конкурентныепреимущества страны. Критериями преимущества в международной конкуренции М. Портерсчитает: наличие крупного и постоянного экспорта в значительный ряд стран. Онвыделяет четыре основные детерминанты конкурентных преимуществ («ромбдетерминантов»): факторные условия, стратегия фирм, родственные илиподдерживающие отрасли и параметры спроса, причем каждый детерминант влияет навсе остальные. Теория М. Портера придает большое значение государству вповышении конкурентоспособности национальных товаров и услуг на мировом рынке,причем создание конкурентной среды на внутреннем рынке берется за основуразвития экспортных производств: «Рост доли страны в мировом экспорте влечет засобой повышение уровня жизни, если возрастание экспорта продукции отраслей свысокой продуктивностью повышает ее уровень в целом по стране. И наоборот:сокращение доли мирового экспорта из-за неспособности этих отраслей увеличиватьэкспорт – уже сигнал опасности». 'Стратегическое направление деятельности государстваи непосредственно производителей заключается в создании конкурентныхпреимуществ над экономиками стран – соперниц.
Построение внешнеэкономическихотношений государства базируется на двух основополагающих моделях международнойторговли, ориентированных на экономический рост государства. Первая из нихосновывается на идее промышленного импортозамещения. Эта модель во главу угластавит развитие внутреннего рынка промышленных товаров. В противовес данноймодели вторая концепция основана на максимальном использовании преимуществмеждународной промышленной специализации и кооперации с целью расширенияэкспорта местной промышленной продукции. Исходя из специфики данной работырассмотрим подробнее вторую из приведенных выше моделей. [7, с. 132]
Сторонники данной моделиразвития экономики полагают, что эффективный экономический рост в современныхусловиях возможен лишь при основополагающей роли промышленного экспорта. Воснове экспорторасширяющего индустриального роста лежат нескольковзаимодополняющих теоретических подходов. В том случае, когда экономическоеразвитие государства достигается за счет прироста межотраслевой торговли,объяснение базируется на неоклассической теории сравнительных преимуществ, разработаннойшведскими экономистами Э. Хекшером и Б. Олином. В отличие отклассической теории, обосновывающей необходимость международной торговли спозиции различной производительности труда при производстве одного и того жетовара в разных странах, неоклассическая теория исходит из того факта, что всестраны имеют одинаковый доступ к технологиям производства всех товаров. Смыслтеории Хекшера-Олина заключается в том, что «товары, требующие для своегопроизводства значительных затрат (избыточных факторов производства) и небольшихзатрат (дефицитных факторов), экспортируются в обмен на товары производимые сиспользованием факторов в обратной пропорции. Так, в скрытом видеэкспортируются избыточные факторы и импортируются дефицитные факторыпроизводства». Когда дело касается внутриотраслевого международного обмена наоснове монополистической конкуренции, экспортоори-ентированный экономическийрост может быть объяснен с точки зрения теории эффекта экономии на масштабепроизводства, разработанной П. Кругманом.
Необходимо отметить, что вотличие от сторонников неокейнсиан-ской школы представители неоклассическогонаправления экономической теории при разработке концепции хозяйственногоразвития предлагают учитывать дуализм, присущий большинству развивающихся ипереходных экономик, выражающийся в наличии традиционного аграрного илисырьевого сектора и современного промышленного производства. При этом экономическийрост связывается ими с опорой на внутренние ресурсы, перераспределяемые изтрадиционных секторов в промышленный. 2Вместе с тем, с точки зрения современныхреалий, экономическое развитие в условиях переходной экономики невозможно безреформации всей системы неэкономических переменных, в том числе без измененияширокого спектра формальных и неформальных правил, а также способов ихподдержания. Поэтому при построении рассматриваемой концепции роста втрансформационной среде помимо названных теоретических подходов следуетучитывать выводы институциональной теории, подводящие своеобразный базис подпрограммы неоклассиков и неокейнсианцев.
Все современные исследователи-экономистыпризнают тот факт, что именно экспорт является сегодня тем «мотором», которыйвносит наибольший вклад в развитие мировой экономики. Развитие экспорта создаетусловия для обеспечения экономической, технологической, продовольственной и финансовойбезопасности страны. В наши дни на экспорт приходится свыше 20% мирового ВНП иэта доля постоянно растет в связи с опережающим ростом мировой торговли посравнению с мировым производством.
На макроуровне роль экспортахарактеризуется следующими факторами:
• Участие Республики Беларусьв международном разделении труда и системе хозяйственных связей определяется неимпортом продукции, а производством и конкурентоспособностью продукции намировом рынке, возможностями страны как поставщика продукции на мировой рынок,соответствием потребительских свойств, качества продукции и уровня издержектребованиям мирового рынка.
• Развитие экспортапредполагает наличие в составе экономики страны определенного экспортногопотенциала, отвечающего по параметрам качества, потребительских свойствпродукции и уровню издержек требованиям мирового рынка.
• Величина экспорта определяетвозможности получения страной иностранной валюты, которая важна длямодернизации и структурной перестройки экономики на базе новейших технологий ивидов техники, оплаты импорта тех товаров, для производства которых у Россиинет необходимых ресурсов и благоприятных условий. На полученную от экспортапродукции валюту и другие материальные ценности приобретается больше товаров,чем на средства, которые могли быть получены при направлении тех же самыхресурсов на производство товаров внутри страны.
• На основе активноговнешнеторгового баланса может быть получена валюта для обслуживания и погашениявнешнего долга страны. Рост экспорта способствует достижению положительнойвеличины платежного баланса страны.
В фокусе большинстваотечественных исследований традиционно находилось воздействие на экспорт состороны государства, что подразумевает принятие благоприятствующего экспортузаконодательства и создание различных институтов и стимулов для увеличенияэкспорта. Современные исследования в данной области базируются на достаточноподробно разработанной теоретической концепции, четкой системе сбора иинтерпретации данных о ВЭД. [7, с. 154]
На микроуровне экспортопределяется реальными возможностями экспортоориентированных производств. Подтакими производствами в работе понимается технологически целостноорганизованный выпуск предприятиями продукции на экспорт в определенныхколичественных и качественных параметрах. На наш взгляд, количественныепараметры могут быть выражены показателями, характеризующими объемы и общуюрентабельность, высокую прибыльность произведенных товаров и предприятия вцелом в результате экономической ориентации на экспортные операции.Качественные параметры продукции таких производств предполагают их высокую иустойчивую конкурентоспособность по сравнению с аналогичной массой продукции насоответствующих мировых товарных рынках. Поэтому характеристика формализованнойсущности экспортоориентированных производств не может быть выражена вкакой-либо одной универсальной математической формуле, а зависит от комплексаспецифических особенностей и факторов того или иного производства. Этоозначает, что должна применяться на практике тщательно разработанная системадифференцированного подхода к экономической аттестации производств какэкспортоориентированных. Именно такой критерий должен быть положен в основугосударственной экономической политики, призванной также всесторонне учитыватьтребования мирового рынка, динамику его конъюнктуры, спроса и предложения. Внаше время на первый план выходит и стабилизирующая функция экспортного комплекса.Мировой рынок характеризуется значительно большей устойчивостью по сравнению снациональным рынком, поэтому при обострении кризисных явлений в национальнойэкономике экспортоориентированные предприятия становятся тем «якорем», которыйудерживает технологически связанные с ними предприятия от полного финансовогокраха.
Обобщая сказанное можноотметить, что планомерная экспортная ориентация промышленности требуетвыработки стратегии ее развития, которая может иметь самый общий вид и бытьдетализированным настолько, чтобы включить все элементы, необходимые длявоплощения отвлеченных предположений в жизнь.
Внешнеориентированннаястратегия представляет собой стратегию государства, направленную на расширениепоставок продукции внутреннего производства на внешние рынки.
На первом этапе реализацииэкспортоориентированной стратегии необходимо поощрять вывоз широкого спектрапродукции различных отраслей экономики, имеющих сравнительные преимуществаперед зарубежными аналогами. Это дает возможность государству увеличить егосбережения.
Для поддержанияэкспортоориентированных производств на втором этапе государству необходимоосуществить обширный комплекс мер от целенаправленного занижения обменногокурса национальной валюты, сдерживающего увеличение потребления, до налоговых,кредитных, амортизационных льгот, включая прямые дотации, предоставлениеразличных преференций на импорт производственных товаров, необходимых дляоснащения экспортной индустрии. С ростом экспортных товаропотоков открываетсявозможность для увеличения сбережений внутри страны, что способствуетрасширению емкости национального рынка, а значит, создает необходимыепредпосылки для развития импортозамещающих отраслей. В отличие от импортозамещающейстратегии, курс на самообеспеченность в данном случае не является самоцелью, апроводится на избирательной основе. Критерием здесь служит рентабельность производства.
Вместе с темэкспортоориентированная стратегия развития экономики содержит в себе рядотрицательных сторон. К их числу следует отнести:
• Высокую зависимостьэкономики страны от мировых рынков;
• Усиление финансовой,технологической и товарной зависимости от промышленно развитых стран;
• Первоначально развиваетсяограниченный круг предприятий, выпускающих экспортонаправленную продукцию;
• Реализациявнешнеориентированной стратегии со своей стороны предполагает обеспечениесоответствующего благоприятного торгового режима по отношению к товарам,поступающим из стран – импортеров отечественной продукции.
И все же, несмотря на наличиеряда существенных недостатков, реализация данной модели построениявнешнеторгового режима в современных условиях представляется нам болеецелесообразной. Главным и определяющим ее преимуществом является то, что даннаястратегия создает условия для интеграции в мирохозяйственные связи какгосударства в целом, так и его субъектов. Производство востребованной зарубежом продукции дает стране возможность стать полноправной участницеймеждународных производственно-технических цепочек, а это в свою очередь придаетустойчивость отечественной экономике, делает ее менее уязвимой, повышаетпотенциал развития народного хозяйства.

2. Состояние экспортной деятельности в РеспубликеБеларусь
Говор о экспортной деятельности РеспубликиБеларусь, следует прежде всего понять, почему это так важно для белорусскойэкономики. Анализируя структуру ВВП Беларуси, можно увидеть, что экспортзанимает в ней довольно большую часть. Т.е. мы говорим обэкспортоориентированной экономике.
Какие же предпосылки есть для этого?
Во-первых, историческая. РеспубликаБеларусь в составе СССР была своего рода сборочным цехом Союза. После развалаСССР экономические связи были нарушены. Также это означало, что РеспубликаБеларусь должна экспортировать уже в страны СНГ со своими барьерами продукциюсвоей промышленности. Вообщем, на фоне уже не дешевых ресурсов и тарифныхограничений стран-импортеров это означало крах белорусской экономики.
Во-вторых, Россия косвенно стимулировалабелорусский экспорт за счет давальческого сырья и доступа на свой рынокбелорусским товарам.
Этот фактор имеет ключевое значение,объясняющий рост экспорта и экономики Беларуси в переходный период. (рис 2.1).
/>
Рис. 2.1 Объем внешней торговлиРеспублики Беларусь за 2000–2008 гг.

Немаловажным является анализ структурыэкспорта белорусской продукции. Как видно из рис. 2.1 основными товарнымигруппами в 2000–2008 г. были товары химии и нефтехимии, товарымашиностроения. Говоря о машиностроении, следует отметить абсолютнуюзависимость от российского рынка. С одной стороны, сырье поставляется из России,с другой – оглядываясь на качество и стандарты белорусской техники – экспортготовой продукции шел в основном в Россию. Поэтому главной задачей белорусскихпредприятий является диверсификация экспорта, что и происходит сегодня путемсоздания СП в Венесуэле, Казахстане и т.д., а также прямыми поставками в данныерегионы.
/>
Рис. 2.2 Структура экспортаРеспублики Беларусь за 2000–2008 гг. [13]
Для более наглядного представленияструктуры экспорта можно представить следующую диаграмму:

/>
Рис. 2.2 Основные статьи экспорта иимпорта Республики Беларусь в 2008 г. [13]
Динамика внешней торговли Беларуси вянваре-июле текущего года улучшилась по сравнению с началом 2009 года побольшинству товаров, являющихся основными позициями экспорта.
Так, в январе-июле 2009 года экспортбелорусских нефтепродуктов достиг 9,126 млн. т, или 100,4% к уровнюаналогичного периода прошлого года. Для сравнения, в январе этот показатель был90,8% к первому месяцу 2008 года. По итогам семи месяцев темпы роста экспортакалийных удобрений составили 28,3% против 14,9% в январе. Объем поставок навнешний рынок азотных удобрений достиг 93,4 тыс. т, или 163,8% к январю-июлю2008 года.
По данным Белстата, за семь месяцевэкспортировано 21 тыс. тракторов, что составляет 57,4% к такому же периодупрошлого года, 1361 грузовой автомобиль (17,5%), 592 седельных тягача (11,7%).В январе 2009 года темпы роста экспорта этих товаров были ниже: 40,5%, 16,2% и7,9% соответственно. Беларусь в значительной мере восстановила объемы поставокна внешний рынок сельхозтехники. В январе-июле ее отгружено 17,5 тыс. единиц,или 76,3% к аналогичному периоду прошлого года (темп роста в январе 2009 года –28,1%).
Экспорт черных металлов по итогам семимесяцев составил 97,2% к такому же периоду прошлого года (в январе – 80,3%),металлокорда – 56,7% (27,7%), шин – 96,9% (66,6%), древесно-волокнистых плит – 44,9%(35,6%). Темп роста экспорта холодильников увеличился с 54,7% в январе текущегогода до 76% в январе-июле, керамической плитки – с 37,1% до 71,6%, мяса имясопродуктов – с 113,8% до 136,7%.
Вместе с тем по сравнению с началом годанесколько замедлились темпы роста экспорта стальных труб (47,2% в январе-июлепротив 56,2% в январе 2009 года), необработанных лесоматериалов (55,9% против91,9%), мебели (55,2% против 56,1%), молока и молочных продуктов (125,8% против147,7%).
Объем внешней торговли товарами Беларуси вянваре-июле 2009 года составил $26,33 млрд., или 59,9% к уровню аналогичногопериода прошлого года. В том числе экспорт снизился до $11,022 млрд. (53,9%),импорт – до $15,308 млрд. (65,1%).
Таким образом, налицо видна зависимостьРеспублики Беларусь от емкого российского рынка, хотя в последнее времяпрослеживается динамика увеличения товарооборота и прежде всего экспорта с ЕС.В 2009 г. товарооборот РБ практически со всеми партнерами за рубежомухудшился, что явилось причиной мирового финансово-экономического кризиса.
3. Пути активизацииэкспорта в Республике Беларусь
В январе-сентябре текущего года посравнению с аналогичным периодом 2008 года экспорт товаров Беларуси сократилсяна 43,3% и составил $15 млрд. Основные причины снижения объемов торговлиочевидны: это ухудшение конъюнктуры мирового рынка, спад деловой активностииз-за продолжающегося финансово-экономического кризиса и, как следствие, резкоепадение платежеспособного спроса и цен на основные виды белоруской экспортнойпродукции.
Вместе с тем следует отметить, что вовтором квартале во внешней торговле страны наметились положительные сдвиги.Если в январе-марте 2009 года темп роста экспорта товаров составлял 51,2%, то вянваре-июне – 52,3% к соответствующим периодам 2008 года. И далее из месяца вмесяц положительная динамика сохраняется: январь-июль – 53,9%, январь-август – 55,5%,январь-сентябрь – 56,7%.
В сентябре по сравнению с августомтекущего года экспорт в Россию вырос на 10,2%, или на $59 млн., в страны внеСНГ – на 10,8%, или на $131 млн. В сентябре значительно увеличился экспорт мясакрупного рогатого скота (на $85,5 млн.), семян рапса (на $46 млн.), сахара (на$30 млн.), рапсового масла (на $27,2 млн.), сливочного масла (на $21,3 млн.).Об улучшении ситуации со сбытом свидетельствует и уменьшение запасов готовойпродукции в промышленности. С 1 августа по 1 октября они снизились с 88,3% до77,8% среднемесячного объема производства.
В настоящее время формированиепроизводственных программ на белорусских предприятиях осуществляется на основепрогноза спроса на внутреннем рынке и графиков поставок продукции на экспорт постранам и регионам в разрезе основных товарных позиций.
Какие меры принимаются для полноговосстановления объемов экспорта? [2]
На сегодняшний день это является главнойзадачей нашей стратегии внешнеэкономической деятельности. Рост экспорта зависитот координации усилий на всех уровнях управления – от конкретного предприятиядо министерств, концернов, исполкомов и правительства. В этой связи напостоянной основе принимаются меры организационного и стимулирующего характерапо увеличению объемов поставок продукции на внешний рынок.
В частности, в целях восстановленияобъемов товарооборота с регионами Российской Федерации сформированы рабочиегруппы под руководством членов правительства. Они активно работают надрасширением контактов, проведением регулярных деловых встреч и переговоров сруководством более 20 российских регионов, на долю которых приходится 87% общеготоварооборота с Россией. Результатом этой деятельности является подписаниевнешнеторговых контрактов, организация лизинговых схем поставок белорусскойпродукции на экспорт, согласование с зарубежными банками условий предоставлениякредитов на приобретение белорусской продукции. Есть также договоренности посозданию совместных сборочных производств и новых объектов товаропроводящейсети. Аналогичная работа проводится с Украиной, Молдовой и Азербайджаном.
Кроме того, налажена эффективная системавзаимодействия загранучреждений с отраслями и регионами. Цель – оказаниесодействия белорусским предприятиям в поиске иностранных партнеров, развитии товаропроводящихсетей в регионе пребывания. Осуществляется информирование зарубежных деловыхкругов об экономическом потенциале и инвестиционных возможностях Беларуси.
Согласно данным статистики, темпы ростаэкспорта нефтепродуктов, калийных удобрений, сельхозтехники, металлокорда, шини большинства других основных товарных позиций Беларуси возросли по сравнению сначалом 2009 года.
Вместе с тем республика по-прежнемуиспытывает серьезные трудности со сбытом тракторов, грузовых автомобилей,стальных труб и др.
В условиях кризиса на первый план выходит,с одной стороны, работа по поддержке белорусских экспортеров, с другой – посозданию удобных зарубежным партнерам схем поставок и расчетов. С этой целью вконце 2008 года и в текущем году принят ряд нормативных правовых актов,определяющих меры по стимулированию экспорта в Беларуси. Они предусматриваютиспользование финансовых стимулов (льготное кредитование и страхованиевнешнеторговых сделок, предоставление льгот по налоговым и таможеннымплатежам), развитие экспортных поставок белорусской продукции на условияхлизинга, упрощение таможенных процедур. Совершенствуется информационноеобеспечение внешнеэкономической деятельности, развивается инфраструктураэкспорта, включая товаропроводящую сеть, торгово-логистические центры.Дальнейшее развитие получит также выставочно-ярмарочная и рекламнаядеятельность за рубежом.
В августе-сентябре текущего года принятыуказы Президента Беларуси, которые предусматривают не только возможностьпредоставления экспортерам белорусской продукции льготных экспортных кредитов вроссийских рублях, но и компенсации части процентов по кредитам, выдаваемымбанками-нерезидентами для приобретения белорусских товаров.
Это позволит в значительной мере решитьвопрос поставок на российский рынок белорусской сельхозтехники за счеткредитных средств. Таким образом, мы устраним затруднения с поставками,вызванные принятыми в России ограничениями на приобретение товаров иностранногопроисхождения, в том числе белорусских.
Наращиванию экспорта отечественнойпродукции будет способствовать и подписанный в сентябре указ посовершенствованию лизинговой деятельности в Беларуси. Для развития экспортныхпоставок с использованием лизинговых схем белорусские заводы-производителипровели подготовительную работу с крупными региональными лизинговымиоператорами Армении, Казахстана, России, Узбекистана, Украины.
Достигнуты договоренности по лизингуконкретной номенклатуры белорусской техники, что позволит до конца 2009 годасущественно нарастить экспорт.
Можно ожидать, что в процесс продвижениябелорусской продукции на внешнем рынке активно включатся и представители малогобизнеса. Указом №477 от 25 сентября значительно упрощены условия деятельностииндивидуальных предпринимателей, осуществляющих реализацию за пределамиреспублики товаров отечественного производства.
Поэтому есть надежда, что позитивнаядинамика экспорта, как результат всех этих мер, будет обеспечена уже до концатекущего года.
Как известно, сегодня много в Республике Беларусьговорят о диверсификации экспорта. С прошлого года наметилась положительнаятенденция в развитии торгово-экономического сотрудничества Беларуси со странамиАзии, Африки, Ближнего Востока и Южной Америки. Несмотря на объективныесложности, обусловленные мировым финансовым кризисом, нам удалось избежатьожидаемого спада экспорта продукции в эти страны. По итогам января-августа 2009года экспорт за пределы СНГ составил 56,1% к уровню аналогичного периода 2008года, в то же время в страны Азии – 79,4%, Африки – 74,6%.
География поставок белорусской продукции в2009 году дополнилась новыми странами. Так, в настоящее время в Тунис, Гамбию иСенегал экспортируются прутки и полуфабрикаты из нелегированной стали, вКамерун – калийные удобрения. В Кению и Бенин поставляются книги и брошюры, ЭкваториальнуюГвинею – тракторы и седельные тягачи, Уганду, Намибию, Катар, Мьянму – товарыразличного назначения (контрольно-измерительные приборы, спектрометры идругие).
Поставлена цель к 2010 году увеличитьтоварооборот с Индией до $0,5 млрд. Благодаря принятым в этом направлении мерамобъем взаимной торговли в январе-августе текущего года возрос на 44% посравнению с аналогичным периодом 2008 года до $387,2 млн. При этом экспортдостиг $320,2 млн., увеличившись на 62,9%. Рост экспорта обеспечен за счетпоставок в Индию калийных удобрений на сумму $291,8 млн., металлопродукции – на$7,8 млн., электронных интегральных микросхем – на $0,86 млн., шин – на $0,57млн. [2]
Рынок развивающихся государств ЛатинскойАмерики представляет интерес для белорусской промышленности с точки зренияпродвижения продукции машиностроения и нефтехимического комплекса. В результатеукрепления межгосударственного диалога на высшем уровне удалось значительноактивизировать торгово-экономическое сотрудничество с Венесуэлой. В настоящеевремя с участием Беларуси здесь разрабатываются и реализуются крупномасштабныепроекты в сферах нефтедобычи, нефтехимии, сейсморазведки и сейсмотехники,газификации, архитектуры и строительства, промышленности и сельского хозяйства.
Одновременно с освоением новых рынковсбыта расширяется и номенклатура продукции, поставляемой за рубеж. Так, втекущем году Беларусь начала поставлять грузовые автомобили в Чили, ОАЭ, Босниюи Герцеговину, Вьетнам; сливочное масло – в Украину, Казахстан, Армению; сыры итворог – в Казахстан; семена рапса – в Латвию и Литву; рапсовое масло – вЭстонию. Белорусские азотные удобрения начали экспортироваться в Мексику,Польшу, Германию; смешанные минеральные удобрения – в Польшу, Румынию; полуфабрикатыиз нелегированной стали – в Тунис, Филиппины, Нигерию, Грецию; пруткигорячекатаные из нелегированной стали – в Ливан, Эфиопию, Гамбию, Сербию,Израиль и другие страны.
Следует отметить, что укрепление позицийбелорусских экспортеров на внешнем рынке во многом зависит от развитиясобственной товаропроводящей сети и создания сборочных производств за рубежом.
Расширение ТПС предприятий проводится всоответствии со сводным планом развития товаропроводящей сети отечественныхпроизводителей за рубежом на 2009–2010 годы. Согласно этому документу свнесенными в него в октябре текущего года дополнениями, предусматриваетсясоздание 152 субъектов ТПС на внешнем рынке, в том числе 46 – с белорусскимиинвестициями. Кроме того, будет расти и число сборочных производств белорусскойпродукции за рубежом. В настоящее время их 39.
Немаловажной проблемой сегодня являетсяотрицательное сальдо внешней торговли. Отрицательное сальдо внешней торговлитоварами Беларуси в январе-сентябре достигло $5 млрд. и, по мнению независимыхэкспертов, в итоге может превысить уровень 2008 года – $6,6 млрд.
Рост отрицательного сальдо обусловленобъективными факторами: ввозом промежуточных товаров (сырья и материалов) ипродукции инвестиционного назначения (машин, оборудования, транспортныхсредств, инструмента и инвентаря), необходимых для обеспечения и модернизациипроизводств. Во внешней торговле услугами сальдо на протяжении последних летскладывается положительным, что позволяет частично компенсировать отрицательноесальдо внешней торговли Беларуси в целом.
В январе-сентябре текущего года посравнению с аналогичным периодом 2008 года белорусский экспорт товаровуменьшился на 43,3%, в то время как импорт снизился лишь на 34,8%. В результатеотрицательное сальдо внешней торговли товарами сложилось в размере $5021 млн.,что на $776 млн. больше, чем в январе-сентябре прошлого года. Эта ситуация,повторюсь, во многом обусловлена неблагоприятной конъюнктурой на внешнихрынках. Противопоставить ей мы можем системную работу по оптимизации сальдоторгового баланса, которая проводится в республике на постоянной основе. Так,разрабатываются и по мере необходимости корректируются меры по стимулированиюэкспорта и оптимизации импорта.
По каждой отрасли и региону принимаютсясреднесрочные стратегии развития, предусматривающие созданиеконкурентоспособных экспортоориентированных производств с высокой долейдобавленной стоимости. Организация новых импортозамещающих производстврегламентируется Государственной программой импортозамещения на 2006–2010 годы,соответствующими отраслевыми и региональными программами.
Для оптимизации импорта с мая 2009 годауказом Президента Беларуси установлены временные повышенные ставки ввозныхтаможенных пошлин на потребительские товары. В результате за период с мая поавгуст сократились объемы импорта по 42 товарным позициям, что в стоимостном выражениисоставило примерно $13,2 млн. [2]
Чтобы сократить расходование валютныхсредств на оплату закупаемого по импорту технологического оборудования,проводится работа по привлечению долгосрочных внешних источниковфинансирования. Таким образом, расчеты за основные средства будутосуществляться после ввода оборудования в эксплуатацию и получения валютнойвыручки.
Какие же перспективы с сокращениемотрицательного сальдо?
Некоторые эксперты говорят, что ситуацию сотрицательным сальдо внешней торговли в республике не следует драматизировать.Хронический дефицит торгового баланса имеют схожие с нашей страной (понедостаточности природных ресурсов и размеру) государства Центральной иВосточной Европы.
Экономика страны может развиватьсядовольно длительное время и при наличии отрицательного сальдо. В этом случаедля дополнительного финансирования импорта необходимо привлекать прямые ипортфельные иностранные инвестиции, кредиты и займы. Здесь важно своевременно приниматьмеры по минимизации негативных последствий на период сохранения отрицательногосальдо и обеспечивать экономическую безопасность страны в условиях привлечениявнешних заимствований.
Проблема улучшения торгового баланса истепень его корректировки обычно рассматривается с точки зрениявалютно-финансового положения государства. В практике международныхэкономических отношений большое значение придается не столько дефицитуторгового баланса, сколько состоянию текущего счета платежного баланса. ВБеларуси работа по оптимизации платежного баланса включает, с одной стороны, совершенствованиесистемы государственной поддержки экспорта, с другой – формирование условий дляпритока иностранного капитала путем улучшения инвестиционного климата идальнейшей либерализации экономической деятельности.
Мы не можем рассчитывать на сиюминутныйрезультат от принимаемых системных мер. В то же время у нас есть уверенность,что результаты грамотной политики в области иностранных инвестиций игосподдержки экспортеров позволят компенсировать сложившийся дисбаланс вторговле.
Также в последнее время много говорится оимпортозамещении.
Правительством Беларуси обеспечиваетсякомплексный подход в реализации политики импортозамещения и контроль за болееполным насыщением внутреннего рынка товарами отечественного производства. Программаимпортозамещения постоянно корректируется, пополняется актуальными проектами.Так, в текущем году в нее было дополнительно включено 56 проектов. В качествепримера можно привести освоение производства различных видов арматуры и прокатана РУП «БМЗ», обуви в ЗАО СП «Отико».
По существу, программа импортозамещенияявляется действенным инструментом для освоения новых видов конкурентоспособнойпродукции и, соответственно, насыщения внутреннего рынка собственными товарами.Так, даже в условиях экономического спада в первом полугодии 2009 года импортозамещающейпродукции произведено на сумму более $1 млрд. (104,9% к соответствующемупериоду прошлого года). Из этого объема на экспорт поставлено продукции на $315млн. (108,4%), в то время как экономия валютных средств составила более $430млн. (168%).
В правительстве есть четкая концепцияработы по импортозамещению на ближайшую перспективу – Схема работ по замещениюимпортируемых в страну товаров. В соответствии с этим документом всемиведомствами разработаны меры по увеличению производства, расширениюассортимента и улучшению качества выпускаемой продукции, по которой отмечаетсярост импорта. Отраслевые министерства и концерны планируют осваивать также производствоцелой гаммы новых товаров, как инвестиционных и промежуточных, так ипотребительских.
Таким образом, сегодня в Беларуси всепонимают, что ситуация с экспортом далеко не идеальна. Конечно, отрицательносальдо, хронически преследующее нашу экономику, не является наихудшейпроблемой, однако ее решать все равно нужно. Именно поэтому Правительство такмного внимания уделяет стимулированию экспорта, импортозамещению и притокуинвестиций в страну.

Заключение
После рассмотрения всех вопросов, которые быливынесены на рассмотрение можно сделать ряд выводов:
1. Планомерная экспортнаяориентация промышленности требует выработки стратегии ее развития.Внешнеориентированнная стратегия представляет собой стратегию государства,направленную на расширение поставок продукции внутреннего производства навнешние рынки.
На первом этапе реализацииэкспортоориентированной стратегии необходимо поощрять вывоз широкого спектрапродукции различных отраслей экономики, имеющих сравнительные преимущества передзарубежными аналогами. Это дает возможность государству увеличить егосбережения. Также государству необходимо осуществить обширный комплекс мер отцеленаправленного занижения обменного курса национальной валюты, сдерживающегоувеличение потребления и т.д. С ростом экспортных товаропотоков открываетсявозможность для увеличения сбережений внутри страны, что способствуетрасширению емкости национального рынка, а значит, создает необходимыепредпосылки для развития импортозамещающих отраслей.
2. В результате действия многих факторов внастоящее время в Республике Беларусь сложилась такая структуравнешнеэкономических отношений, которая предполагает тесные интеграционные связисо странами СНГ, и в первую очередь с Россией, которая сегодня являетсяосновным партнером Республики Беларусь, занимая первое место в еевнешнеторговом обороте, но наблюдается тенденция к увеличению доли ЕС вэкспортных потоках.
3. Сложившееся положение вещей имеетобъективные причины (географическая близость с Россией, Исторические связи,традиционность торговли, тесная кооперационная взаимозависимость, близкийуровень конкурентоспособности белорусских и российских товаров, политические обстоятельстваи др.), но тем не менее имеет ряд негативных последствий для Республики Беларусь,т. к. ставит ее в большую зависимость от конъюнктуры российского рынка,который не отличается на сегодняшний день ни политической, ни экономическойстабильностью. В связи с этим стоит необходимость разработки новойразносторонней внешнеторговой концепции Республики Беларусь, включающей в себявсе вопросы внешнеторговой деятельности Республики Беларусь. В первую очередьструктурное совершенствование внешней торговли, изменение внешнеторговыхприоритетов, направление основных усилий на активизацию отношений с европейскимистранами и окончательную интеграцию с Европейским Союзом.
4. Наряду с усилением связей страдиционными партнерами, необходимо осваивать новые регионы, страны, гденашего присутствия не было вообще или оно было недостаточным (в первую очередьстраны Азии, Америки), открывать торговые представительства, торговые дома,налаживать прямые контакты и пр. Необходимо создать условия по привлечению и использованиюиностранных кредитов в республику в виде кредитов и прямых инвестиций,активизировать процесс размещению белорусских капиталов за границей. Решениеэтих задач должно способствовать проведению в республике экономическихпреобразований, вхождение ее в мировое экономическое сообщество.

Список использованных источников
1. Авдокушин Е.Ф. Международныеэкономические отношения. М.: Маркетинг, 2004.
2. Белорусский экспорт: стратегия подъема [Электронный ресурс] – 2009. – Режимдоступа: www.belta.by/ru/actual/interview? id=447035 – Дата доступа:18.11.2009
3. Иващенко А.А. Товарная биржа.М.: Международные отношения, 2003 г.
4. Киреев А. Международная экономика: В 2-хт. М.: Международные отношения, 2005.
5. Линдерт П.Х. Экономикамирохозяйственных связей. М., 2002.
6. Международные валютно-кредитные и финансовыеотношения: учебник для высших учебных заведений по специальностям 060400 «Финансыи кредит» и 060600 «Мировая экономика» / Л.Н. Красавина и др. – Москва:Финансы и статистика, 2006. – 572, [1] с.
7. Международный финансовый менеджмент в условияхформирования глобального финансового рынка: 08.00.10; 08.00.14 / Мамедов АртурОскарович: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктораэкономических наук. – Москва, 2007. – 42 с.
8. Современная экономика. /Под ред. О.Ю. Мамедова,Р-н-Д.: Феникс, 2007. 606 с.
9. Смит А. Исследование о природе ипричинах богатства народов. М., 1962.
10. Хойер Как делать бизнес в Европе. М.:Прогресс, 1998. Экономика. /Под ред. А.С. Булатова. М.: БЕК, 2004. 654c.
11. Рикардо Д. Начала политической экономиии налогового обложения: В 3-х т. М., 1955.
12. Фомичев А.Г. Международнаяторговля. – М. – 2006.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.