Реферат по предмету "Экономика"


Социальный, человеческий и символический капиталы

Государственноеобразовательное учреждение
высшегопрофессионального образования
Пензенскаягосударственная технологическая академия (ПГТА)
Кафедра:Прикладная экономика
Дисциплина:Сетевая экономика
Рефератна тему:
Социальный,человеческий и символический капиталы
Выполнила:
студентка группы06Э1
Кутасина Е.А.
Приняла:
Прошкина Л.А.
Пенза,2010 г.

Содержание
Введение
1. Понятие человеческогокапитала
2. Понятие социальногокапитала
3. Социальный капитал(Дж. Коулмен)
4. Символический капитал(П. Бурдье)
Заключение
Список литературы

Введение
Широкое использованиекатегории «капитал» в социологии стало возможным после выхода в свет книги Г. Беккера«Человеческий капитал» (1964 г.). Человеческий капитал предприятия определялся каксовокупность навыков, знаний и умений человека, расходы на получение которых (черезобразование, внутрикорпоративное обучение и т.д.) могут приносить со временем ощутимуюприбыль и самому работнику и его работодателю. В своей работе Г. Беккер осуществилрасчет экономической эффективности образования. Для определения дохода от высшегообразования из заработков тех, кто окончил колледж, он вычитал заработки тех, чьеобразование было ограничено рамками средней школы. Издержками образования считалисьне только прямые затраты, но и альтернативные издержки – упущенный доход за времяобучения, или ценность затраченного на учебу времени. Отдачу от инвестиций в образованиеГ. Беккер рассчитал как отношение доходов к издержкам, получив примерно 12-14% годовойприбыли.
В 1977 г. ДжорджСтиглер и Гарри Беккер предложили понятие «потребительского капитала», с помощьюкоторого они пытались объяснить привычки, увлечения и привязанности потребителей,не отменяя тем самым наличия постоянных, устойчивых потребительских предпочтений.Их аргументация была основана на неявном допущении, что для каждого рода деятельностимогут быть найдены особые формы капитала.
В рамках самогосоциологического поля наиболее влиятельным и модным оказалось понятие «культурногокапитала», введенного П. Бурдье в своей работе «Набросок теории практического действия»(1972). По аналогии с «человеческим капиталом», под культурнымкапиталом понимались те преимущества, которые передаются элитами своим детям (навыкиустной и письменной речи, эстетические ценности, умение взаимодействовать с людьми,ориентация на достижения в учебе) и расширяют возможности их социальной мобильности.Высокие требования школы, которым необходимо соответствовать, чтобы оставаться успешным,способствуют воспроизводству классового неравенства и дальнейшему накоплению культурногокапитала в руках элит. Культурный капитал – это знание, позволяющее его обладателюпонимать и оценивать различные типы культурных отношений и культурных продуктов.«Произведение искусства имеет смысл и представляет интерес только для того, ктообладает культурной компетентностью, то есть знает код, на котором закодированохудожественное сообщение». После перевода книги П. Бурдье на английский язык этаконцепция получила популярность в США. Известный американский социолог П. ДиМаджио,изучая академическую успешность американских студентов – выходцев из элиты, предложилв качестве способа измерения количества культурного капитала частоту контактов с«высокой культурой», имевших место в период детства и юности. Оказалось, культурныйкапитал влияет на профессиональное продвижение после окончания высшей школы, а такжена академическую успешность. Позднее сам П. Бурдье расширил число «социальных» видовкапитала, введя в своем исследовании конфликтов среди французской профессуры после1968 г. такие понятия, как «социальный и культурный капитал», «капитал академическойвласти», «капитал научного престижа», «капитал интеллектуального реноме», «капиталполитической и экономической власти», наконец, «символический капитал», о которомречь впереди.
Увлечение понятиемкапитала в социологии привело к появлению таких терминов, как «языковой капитал»,«капитал доверия», «религиозный капитал», «юридический капитал» и даже «капиталсамостоятельности» (способность самостоятельно принимать решения, которая делаетсотрудника привлекательным для работодателей) [2].


1.        Понятие человеческого капитала
После того какв середине 80-х годов в структуре ВВП США и Западной Европы прочно закрепилась лидирующаяпозиция продукции сферы услуг, а не материального производства, можно было с уверенностьюконстатировать факт, который прогнозировали экономисты, социологи, футурологи, — Запад вступил в постиндустриальную стадию экономического развития. Этот переходозначал, прежде всего, необходимость изыскания новых видов ресурсов и капитала дляновой экономики, у которой появилось много названий – экономика информации, новаяэкономика и др.
Ответом на этотвопрос стали многочисленные разработки западных ученых в области нематериальногокапитала – интеллектуального, культурного, информационного, морального, человеческого,социального…
В работах социологови экономистов можно встретить не менее 15 новых понятий. Два последних – человеческийи социальный – объединяют в личностный капитал.
Для более детальногоанализа этих понятий дадим их упрощенные определения. Итак, человеческий капиталв самом общем смысле – это знания, навыки и профессиональные способности работника.
Для введения впонятие социального капитала воспользуемся формулировкой наиболее авторитетногоспециалиста по проблеме социального капитала и разработчика этой концепции Дж. Коулмана:«Если физический капитал полностью осязаем, будучи воплощенным в очевидных материальныхформах, то человеческий капитал менее осязаем. Он проявляется в навыках и знаниях,приобретенных индивидом. Социальный же капитал еще менее осязаем, поскольку он существуеттолько во взаимоотношениях индивидов.
Несмотря на то,что идеи теории человеческого капитала встречаются еще у Смита, она сравнительномолода: ее формирование пришлось на 50 — 60-е годы нынешнего столетия. Видные представителишколы «человеческого капитала» — Т. Шульц, Г. Беккер, Дж. Минсер и другие. Ученыешколы «человеческого капитала» изучали влияние сроков обучения работников, их навыкови способностей на заработную плату, эффективность и экономический рост предприятий.Иными словами, их главной задачей было определить экономическую отдачу от инвестицийв человека. Результаты исследований во многом оказались сенсационными.
В частности, выяснилось,что экономическая отдача затрат на обучение сотрудников намного превышает инвестициив новую технику и оборудование. Многочисленные подтверждения этих выводов и ознакомлениес ними представителей бизнеса дали сильные импульсы для интенсивного развития напредприятиях стран Запада сферы профессионального обучения. Во многих отраслях экономикиэто стало очень прибыльным делом. Причем повышение общего и особенно профессиональногообразования не только давало прибыль предпринимателям, но и соответствовало в основноминтересам работников, увеличивало их удовлетворенность трудом и производственнуюсамоотдачу.
Человеческий капиталнеоднороден. Он подразделяется на общий (перемещаемый) и специальный (неперемещаемый).Общий капитал включает теоретические и другие достаточно универсальные знания, имеющиеширокую область применения и приобретаемые, прежде всего, в школах, вузах и другихобразовательных учреждениях, а также общие профессиональные (специализированные)знания. Это могут быть знания, полученные при изучении обычных учебных предметов:математики, физики, информатики, иностранных языков и т.п. Важной формой наращиванияобщего человеческого капитала является самообучение.
Специальный капитал(соотносится лишь с конкретной организацией) включает знания особенностей рабочегоместа, руководства, товарищей по работе, их возможностей, достоинств и недостатков,клиентов, специфики предприятия, региона и т.п., а также практические навыки поиспользованию этого рода знаний. Специальный капитал накапливается в процессе трудовойдеятельности, приобретения практического опыта.
После бума инвестицийв человеческий капитал в ряде стран Запада многие предприниматели опасались переманиваниявысоко квалифицированной рабочей силы и особенно хорошо подготовленных менеджеровдругими фирмами, которые, не затрачивая больших средств на долговременное обучениеработников, могли предложить им значительно более высокий заработок и другие блага.
Реальная ситуацияна рынке труда во многом развеяла эти опасения. Хотя переманивание высококвалифицированныхработников действительно имеет место в современном производстве, однако масштабыего сравнительно невелики. Главным ограничителем подобной практики служит специальныйкапитал, который применим лишь к данному предприятию, и накапливается в течениедлительного времени. Причем некоторые менеджеры и другие высококвалифицированныеработники, сменив место работы и попав в иную производственную среду, часто вообщеоказываются неспособными достичь своих прежних результатов на новом месте.
Одна из наиболееэффективных моделей накапливания и использования человеческого капитала, особеннокапитала неперемещаемого, — японская система пожизненного найма работников, в болеемягких формах широко используемая и рядом транснациональных, американских и западноевропейскихкорпораций/ Данная система обеспечивает максимальное наращивание и закрепление знаний,умений и навыков работников на определенных предприятиях [4].
 
2.        Понятие социального капитала
Эффективное использованиечеловеческого капитала практически невозможно без наличия капитала социального.Понятие «социальный капитал» отражает характер отношений между работниками, способыи культуру их общения, развитость межличностных коммуникаций. Содержанием социальногокапитала являются межличностные связи, отношения доверия, солидарность, готовностьк кооперации и поддержке, умение работать в группе, команде. В основе социальногокапитала лежат нравственные отношения, которые иногда называют нравственным капиталом.Однако социальный капитал не сводится к нему, а предполагает, помимо него, развитостькоммуникаций и культуры общения, навыков эффективного взаимодействия. Социальныйкапитал позволяет быстро и эффективно координировать деятельность людей, мобилизовыватьих на достижение организационных целей, обеспечивает оперативность передачи информации.Его развитость резко снижает частоту проявлений отклоняющегося поведения, случаевнарушения трудовой дисциплины, недобросовестного отношения к труду, делает излишнимтекущий внешний контроль за персоналом.
Важным отличиемсоциального капитала от капитана финансового и физического является его нарастаниепо мере его потребления.
Социальный капиталнакапливается в разных формах непосредственного взаимодействия людей и, прежде всегов устойчивых самоуправляющихся социально-психологических общностях или группах («комьюнити»).
Традиционнымиформами его образования являются семья, другие кровнородственные объединения. Однаконакопление этого вида капитала возможно и в большей или меньшей степени необходимотакже и в других формах взаимодействия работников, особенно в современной производственнойдеятельности.
В России былииздавна известны разные формы социального капитала: семейный, общинный, артельныйи др. Своеобразным проявлением социального капитала в купеческой среде выступаларепутация, которая во многом заменяла правовые отношения. «Честное слово» купцачасто оказывалось надежнее вексельных обязательств. У человека же с дурной репутациейбыло мало шансов на коммерческий успех.
Социальный капиталшироко используется не только в традиционной, но и в современной рыночной экономике,особенно в Японии и странах Юго-Восточной Азии. Применительно к этому региону иногдадаже употребляют специальный термин «сетевой капитализм», т.е. капитализм, основывающийсяне на формальной рационализации и отчуждении, а на семейных, клановых и других коллективистскихобъединениях работников. Развитость социального капитала, особенно в его современныхформах самоуправляющихся бригад, отделов и целых предприятий, резко увеличиваетотдачу от физического, финансового и человеческого капитала, позволяет сокращатьрасходы на контроль, обучение, профессиональную адаптацию и информирование персонала.
Несмотря на то,что большинством ученых принято объединение человеческого и социального капиталовв понятие личностного, у них есть коренное отличие, которое делает неприемлемымтакже такое название. Дело в том, что человеческий капитал может накапливаться отдельныминдивидуумом, тогда как понятие социального капитала теряет всякий смысл, если речьидет об одном человеке. Это капитал связей, ценность межличностных отношений, следовательно,понятие «личностного», то есть индивидуального капитала, к коему относят и социальный,некорректно [3].
 
3.        Социальный капитал (Дж.Коулмен)
Дж. Колуман, одиниз главных разработчиков концепции социального капитала, в своей статье «Капиталсоциальный и человеческий», приводит интересные и яркие примеры того, что такоесоциальный капитал и почему применение термина «капитал» вообще оправданно.
Наибольшую известностьпонятие «социальный капитал»получило именно в расширительнойтрактовке Джеймса Коулмена, согласно которому это потенциал взаимного доверия ивзаимопомощи, целерационально формируемый в межличностных отношениях: обязательстваи ожидания, информационные каналы и социальные нормы.
По аналогии сфизическим и человеческим капиталом, воплощенным в орудиях труда и обучении, которыеповышают индивидуальную производительность, социальный капитал содержится в такихэлементах общественной организации, как социальные сети, социальные нормы и доверие,создающие условия для координации и кооперации ради взаимной выгоды.
Социальный капитал– это социальный клей, который позволяет мобилизовать дополнительные ресурсы отношенийна основе доверия людей друг к другу. «Социальный капитал – это способность индивидовраспоряжаться ограниченными ресурсами на основании своего членства в определеннойсоциальной сети или более широкой социальной структуре…
Способность кнакоплению социального капитала не является индивидуальной характеристикой личности,она является особенностью той сети отношений, которую выстраивает индивид. Т. о.,социальный капитал – продукт включенности человека в социальную структуру».
Популярности понятия«социальный капитал» способствовала дискуссия, разгоревшаяся в американской научнойпрессе после того, как была обнаружена тенденция к сокращению «социального капитала»в Америке на протяжении последней четверти века. Для подсчета национального объема«социального капитала» применяются два показателя: индекс доверия и членство в общественныхобъединениях.
Согласно исследованиюРоберта Патнема, число членов разного рода добровольных ассоциаций (от родительскихкомитетов до клубов женщин-избирательниц и кружков игры в боулинг) за минувшие два-тридесятилетия сократилось в пределах 25-50%; время, затрачиваемое на неформальноеобщение вне работы с 1965 г. уменьшилось на четверть, а на деятельность в общественныхорганизациях — чуть ли не наполовину; наконец, индекс доверия (процент положительныхответов на вопрос: «Можно ли доверять людям?») с 1972 г. снизился примерно на треть[4].
 
4.        Символический капитал (П.Бурдье)
Понятие символическогокапитала у П. Бурдье первоначально обозначало примерно то же самое, что и «социальныйкапитал» Дж. Коулмена. Это тот кредит доверия, который облегчает любой акт социальногообмена и об экономической выгодности которого принято молчать.
В главе «Символическийкапитал» своей книги «Практический смысл» (1980) П. Бурдье пишет: «В рамках экономики,по определению отказывающейся признавать «объективную» суть «экономических» практик,т. е. закон «голого интереса» и «эгоистического расчета»… такой отрицаемый капитал,признанный в своей законности, а значит, не узнанный в качестве капитала (однойиз основ такого признания может быть признательность — в смысле благодарности заблагодеяния), — это и есть символический капитал, и в условиях, когда экономическийкапитал не является признанным, он, вероятно, наряду с религиозным капиталом образует единственно возможную форму накопления».
Символическийкапитал – это «капитал чести и престижа, который производит институт клиентелы».И далее: «Зная, что символический капитал — это кредит, но только в самом широкомзначении слова, т. е. своего рода аванс, задаток, ссуда, которые одна лишь веравсей группы может предоставить давшему ей материально-символические гарантии, легкопонять, что демонстрация символического капитала (всегда весьма дорогостоящая вэкономическом плане) составляет, вероятно, повсеместно, один из механизмов, благодарякоторым капитал идет к капиталу».
Однако, изначальнаяпутаница между «символическим» как особым видом капитала и символическим характеромсамого производства любой ценности привела, в конце концов, к тому, что на сегодняшнийдень в научной литературе бытуют несколько трактовок символического капитала, причемсамая общая из них принадлежит самому П. Бурдье: «Символический капитал… — любаясобственность, любая разновидность капитала, воспринимаемая социальными агентами,категории восприятия которых таковы, что позволяют им знать о ней, замечать ее,придавать ей ценность».
Например, некоторыеисследователи считают символический капитал видом культурного, другие, наоборот,культурный капитал относят к одной из важнейших форм символического капитала. Вряде случаев путаница возникает потому, что и культурный, и символический капиталоснованы на знании: в первом случае это полученное образование и общая культурнаякомпетентность, во втором — экспертное влияние, т.е. власть, основанная на знаниии признании авторитетности этого знания другими людьми.
Классификациивидов капитала, предлагаемые в некоторых учебниках по социологии, увы, не являютсяобщепринятыми. Хотя некоторых из них можно придерживаться. Например, предлагаетсяследующая типология:
I Культурныйкапитал:
1) усвоенный:язык, культурные способности, знания и умения;
2) объективированный:обладание предметами культуры, картинами, аудио- и видеозаписями и т.д.;
3) сертифицированный:легитимность суждений вкуса, подтвержденная различными дипломами и научными (экспертными)званиями;
II Социальныйкапитал – существует в форме межличностных отношений: принадлежность к определеннымнеформальным сообществам, к кругу друзей, это совокупность всех неформальных связей,которые могут быть мобилизованы для решения той или иной задачи; наконец,
III Символическийкапитал – это репутация, внешность, имя, знаки достоинства, высокого социальногостатуса и т.п. [1].

Заключение
Интерес к теориичеловеческого и социального капитала объясняется не только тем, что их запасы практическинеисчерпаемы, в то время как запасы производственного сырья, то есть полезных ископаемых,неуклонными темпами иссякают. Экономика сферы услуг, переход к которой был ознаменованвышеуказанными событиями, вполне закономерно требует перераспределения приоритетовв сторону развития именно этих видов капитала, так как это, по сути, производстволюдьми и для людей, когда конкурентоспособность фирмы определяется инновациями,снижением материалоемкости в условиях сокращающегося количества ресурсов.
Накапливание человеческогокапитала служит одной из важнейших предпосылок наиболее эффективного использованияперсонала. Оно обеспечивает высокую компетентность и неформальную вовлеченностьработника в дела коллектива, позволяет ему максимально проявить инициативу, раскрытьсвои способности и дарования. В современном производстве многие передовые фирмысделали наращивание человеческого капитала непрерывным процессом. Наличие персоналавысочайшей квалификации и качества делает их практически недосягаемыми для менеебогатых человеческим капиталом конкурентов, которые, даже обладая такой же передовойтехникой и технологией, обычно не в состоянии использовать их со столь высокой отдачей[5].

Список литературы
1.   Бурдье П. Практический смысл,СПб.: Алетейя, 2001;
2.   Бутова Н.А. Культурные корнисоциального капитала. // Социологические исследования. 1999. №3;
3.   Дискин И.Е. Социальный капиталв глобальной экономике. // Общественные науки и современность, 2003 №5;
4.   Коулман Дж. Капитал социальныйи человеческий // Общественные науки и современность, 2001 № 3;
5.   Дискин И.Е. Экономическаятрансформация и социальный капитал. // Проблемы прогнозирования, 1997 №1.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.