Реферат по предмету "Экономика"


Системы управления качеством продукции 3

--PAGE_BREAK--



Рис. 1.1 – Модель обеспечения качества для трёх этапов деятельности процесса производства продукции
1.2 Процесс управления качеством продукции

Непрерывный рост требований к техническому уровню, качеству изготовления продукции и темпам ее обновляемости, ориентация на максимальное удовлетворение требований потребителей в условиях перехода к экономическим методам управления на принципах хозяйственной самостоятельности и конкуренции, обуславливает необходимость существенного повышения эффективности и обоснованности мероприятий и решений в области обеспечения качества продукции. Совершенствование процесса обеспечения качества на промышленном предприятии следует рассматривать как важнейшее направление повышения эффективности предприятия в целом. От эффективности управленческих решений, принимаемых на данном этапе, во многом зависит успех производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия.

Анализ места и роли процессов выработки управленческих решений на промышленном предприятии, в виду его специфичности, следует начать с характеристики машиностроительной промышленности.

В новых условиях особое место занимает качество продукции, так как в конкурентной среде рынка на первом месте выступает не количество выпуска готовой продукции, а его качество. Управление и обеспечение качества в структуре управления реализуется путем выполнения специальных функций. Но сначала остановимся на самом понятии «качество».

Содержание категории «качество» развивалось в процессе эволюции методов производства и управления: от понимания качества как степени соответствующих параметров продукции требованиям технической документации, до акцентирования внимания на потребительской направленности продукции. Цепочка понятия качества, представленная на рис. 1.2, отражает 3 разных аспекта качества.




Рис. 1.2 – Цепочка качества

На 1 этапе качество означает ту ступень, в которой услуга или товар предприятия соответствуют его внутренним техническим условиям. Этот аспект называют качеством соответствия техническим условиям. На этапе 2 оценивается качество конструкции. Иначе говоря, качество может отвечать техническим требованиям предприятия на конструкцию изделия, но сама конструкция может быть как высокого, так и низкого качества. Наконец, на третьем этапе качество означает ту ступень, в которой работа или функционирование услуг или товаров предприятия удовлетворяют потребностям потребителей. Этот аспект называется функциональным качеством.

Достижение уровня качества продукции, удовлетворяющего требованиям потребителей, осуществляется на основании управления качеством. Наиболее полное определение этого понятия дал японский профессор Исикава Каору, один из ведущих специалистов в области разработки методов управления качеством. “Управление качеством – это революция мышления в управлении производством. Заниматься управлением качеством – значит разрабатывать, проектировать, выпускать и обслуживать качественную продукцию, которая является наиболее экономичной, наиболее полезной для потребителя и всегда удовлетворяет его потребности.

Что касается терминологии стандартов ISO серии 9000, она включает в себя неконкретные, громоздкие, а порой и прямо противоречащие здравому смыслу определения основных терминов. Так, термин качество подменён термином полезность (потребительная стоимость), определение терминов управление качеством и обеспечение качества не раскрывает сущности этих понятий, а определение термина обеспечение качества, кроме того, являет собой наглядный пример тавтологии. Нет ясности и в соотношении понятий обеспечение качества и управление качеством и т.д.

Наличие указанных проблем говорит о том, что уровень теоретической базы в этой области ещё далёк от того, чтобы можно было говорить об управлении и обеспечении качества как о сформировавшемся аспекте в науке управления. Имея только набор практических рекомендаций, без их должного теоретического осмысления, невозможно организовать эффективное, осознанное управление качеством.

Система обеспечения качества предприятия должна основываться на следующих положениях:

-                   Система качества разрабатывается и документально оформляется как средство обеспечения соответственно установленных требований.

-                   Система качества функционирует характерным образом наряду со всеми остальными видами деятельности, влияющими на качество продукции и взаимодействует с ними.

-                   Ответственность за определение политики в области качества и за решения, касающихся разработки, внедрения и функционирования системы качества, возлагается на руководителей предприятия.

-                   Все элементы и компоненты системы качества должны быть предметом постоянной и регулярной внутренней проверки и оценки.
2.   
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ В ООО «АЙ ПИ ЭР МЕДИА»

2.1Организационно – экономическая характеристика ООО «Ай Пи Эр Медиа»

Полное фирменное наименование общества: Общество с ограниченной ответственностью «Ай Пи Эр Медиа».

Место нахождения общества и почтовый адрес общества: 410012, г. Саратов, ул. Им. И.А.Слонова, 1.

Целью общества является извлечение прибыли. Предметом деятельности общества являются:

-                   издательская деятельность;

-                   издание книг, брошюр, буклетов и аналогичных публикаций, в том числе для слепых;

-                   издание газет, журналов и периодических публикаций,;

-                   прочие виды издательской деятельности;

-                   полиграфическая деятельность и предоставление услуг в этой области;

-                   иные виды деятельности, не запрещенные законодательными и нормативными актами Российской Федерации.

Общество является юридическим лицом по законодательству РФ и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Органами управления общества являются:

-                   общее собрание участников общества;

-                   директор (единоличный исполнительный орган).

Высшим органом общества является общее собрание участников общества. Общее собрание может быть очередным или внеочередным. Очередное общее собрание участников проводится по решению директора не ранее чем через два месяца и не позднее чем через четыре месяца после окончания финансового года.

Все участники общества имеют право присутствовать на общем собрании участников общества, принимать участие в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать при принятии решений.

К компетенции директора относятся все вопросы руководства текущей деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания участников общества.

Организационная структура управления ООО «Ай Пи Эр Медиа» представлена на рис. 2.1.



Рис. 2.1 – Организационная структура управления ООО «Ай Пи Эр Медиа»
Для ООО «Ай Пи Эр Медиа» характерна линейная организационная структура управления. Все сотрудники организации действуют в процессе производства взаимосвязано. Для их согласованной деятельности четко определены регламент работы каждого звена, методы и формы их взаимосвязи. С этой целью определены права, обязанности и ответственность каждого работника.

Рассмотрим основные показатели деятельности ООО «Ай Пи Эр Медиа» за 2008-2010 гг. Проведем анализ основных технико-экономических показателей ООО «Ай Пи Эр Медиа» на основании данных таблицы 2.1.

Таблица 2.1 – Анализ основных технико-экономических показателей ООО «Ай Пи Эр Медиа»
Наименование показателей
2008 г.

2009 г.

2010 г.

Темп изменения, %

2009/2008

2010/2009

1. Объём реализованной продукции, тыс. руб.

8 823

9 845

14 759

111,58

149,91

2. Себестоимость, тыс. руб.

8 538

9 514

13 277

111,43

139,55

3. Материальные затраты, тыс. руб.

7139,50

8574,00

11977,00

120,09

139,69

4. Материалоотдача, р. / р.

1,24

1,15

1,23

92,91

107,32

5. Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб.

7094,76

7209

7267

101,61

100,80

6. Фондоотдача, руб./руб.

1,24

1,37

2,03

109,82

148,72

7. Фондоёмкость, руб./руб.

0,80

0,73

0,49

91,06

67,24

8. Среднесписочная численность работников, чел.

24

20

18

83,33

90,00

9. Фонд оплаты труда, тыс. руб.

660

708

952

107,27

134,46

10. Среднемесячная заработная плата одного работающего, руб.

2291,82

2950

4407,41

128,72

149,40

11. Объем реализованной продукции, приходящийся на 1 работника, тыс. руб.

367,63

492,25

819,94

133,90

166,57

12. Прибыль от реализации, тыс. руб.

285

331

1 482

116,14

447,73

13. Прибыль до налогообложения, тыс. руб.

136

92

888

67,65

965,22

14. Рентабельность производственной деятельности, %

1,54

0,93

6,02

60,62

643,85
    продолжение
--PAGE_BREAK--


По данным таблицы 2.1 можно сделать вывод о росте объемов реализации продукции ООО «Ай Пи Эр Медиа» за 2008-2010 гг. Увеличение объемов реализации связано в первую очередь с увеличением количества заказов на изготовляемую организацией продукцию и услуги. В договорных ценах объём реализованной продукции в 2009 г. по сравнению с 2008 г. вырос на 11,58% и составил 9845 тыс. руб. В 2010 году объем реализации организации увеличился до уровня 14759 тыс. руб., что на 49,91% больше результата предыдущего года.

Производство продукции ООО «Ай Пи Эр Медиа» материалоемкое, материальные затраты ежегодно увеличивались с уровня 7139,5 тыс.руб. в 2008 году до 8574 тыс.руб. в 2009 году и до 11977 тыс.руб. в 2010 году, что 4837,5 тыс.руб. больше уровня 2008 года. Значение показателя материалоотдачи незначительно изменялось на протяжении исследуемого периода и составило 1,23 по результатам 2010 года.

Балансовая прибыль предприятия в 2009 г. снизилась на 44 тыс.руб. по сравнению с 2008 г. и составила 92 тыс. руб., в 2010 г. прибыль значительно возросла до уровня 888 тыс. руб. На протяжении периода 2008-2009 гг. происходит уменьшение рентабельности производственной деятельности ООО «Ай Пи Эр Медиа». Если в 2008 г. рентабельность составляла 1,54%, то 2009 г. – уже 0,93%, что связано с ростом уровня внереализационных расходов предприятия. В 2010 году рентабельность увеличилась до 6,03%, что является благоприятным моментом в работе организации.

Исходя из вышеприведённого анализа, можно сделать вывод, что производственно-финансовая деятельность ООО «Ай Пи Эр Медиа» к концу анализируемого периода улучшается.

2.2
Организация службы управления качеством продукции

В связи с тем, что ООО «Ай Пи Эр Медиа» по своим производственным и экономическим показателям предприятие небольшое, отдельно служба управления качеством продукции в организационной структуре управления фирмой не выделена. Отдельные функции по обеспечению управления качеством продукции распределены между действующими работниками аппарата управления и производства на предприятии.

Одной из форм отражения функциональной модели системы качества служит матрица распределения специальных функций между руководителями и специалистами предприятия.

Данная матрица выполняется в виде прямоугольной таблицы, в первой графе которой указывается код (шифр) функции, во второй – полное ее наименование, а в последующих графах, соответствующих числу подразделений и должностных лиц предприятия, участвующих в реализации данной функции, с помощью условных обозначений указывается характер участия каждого подразделения или должностного лица в совместной деятельности.

Ниже приведена матрица распределения функций системы качества между должностными лицами, которая была разработана и успешно применяется в ООО «Ай Пи Эр Медиа» (таблица 2.2).

Таблица 2.2 — Матрица распределения специальных функций между руководителями и специалистами ООО «Ай Пи Эр Медиа»





п/п

Функции системы качества

Должностные лица

Директор



Зам. директора

Заведующий производством

Печатник

Бухгалтер

1

2

3

4

5

6

7

01

Разработка политики в области качества











02

Разработка и совершенствование организационной структуры системы качества










03

Правовое обеспечение качества











04

Реализация принципов системы качества











05

Разработка документации системы качества













06

Регистрация, хранение и предоставление данных о качестве











07

Внутренняя проверка системы качества











08

Учет и оценка затрат на качество











09

Спец. подготовка и обучение кадров











10

Стимулирование качества











11

Повышение активности членов трудового коллектива











12

Организация использования статистических методов











13

Изучение рынков сбыта











14

Изучение требований к качеству и цене продукции











15

Прогнозирование потребностей и качества











16

Этикетирование и реклама продукции











17

Планирование качества











18

Нормирование требований к качеству











19

Разработка и постановка новой продукции на производство











20

Обеспечение безопасности продукции











21

Материально-техническое снабжение











22

Технологическая подготовка производства











23

Обеспечение стабильности качества изготовления продукции при производстве











24

Выявление отклонений от установленных требований











25

Устранение выявленных отклонений от установленных требований











26

Контроль и испытания продукции











27

Внешняя проверка качества











28

Обеспечение качества упаковки и хранения продукции











29

Обеспечение качества транспортирования продукции











30

Обеспечение качества монтажа и наладки продукции











31

Анализ качества продукции при эксплуатации











32

Гарантийный ремонт продукции











33

Сервисное обслуживание продукции











34

Утилизация продукции после использования













Условные обозначения:

● — руководит работами и принимает решение по функции, несет ответственность за конечные результаты работ по функции;

○ — организует исполнение работ по функции, обобщает результаты работ, несет ответственность за своевременность и качество подготовки проекта решения;

□ — консультирует при подготовке и принятии решения, несет ответственность за качество консультирования;

◊ — получает информацию о принятом решении по функции, несет ответственность за своевременность и качество реализации решения.

2.3               
Система совершенствования управления качеством продукции в ООО «Ай Пи Эр Медиа»

В системе качества, создаваемой ООО «Ай Пи Эр Медиа», деятельность, связанная с определением затрат на качество, начинает носить постоянный характер, что требует закрепления за функциональными подразделениями выполнения работ в соответствии со структурой и составом затрат. Формирование структуры и состава затрат определяет необходимость разработки классификации затрат, которая позволяла бы в максимальной степени учесть все виды затрат.

В предлагаемой методике которая применяется в ООО «Ай Пи Эр Медиа» использованы следующие признаки классификации:

-                   целевое направление затрат;

-                   периодичность затрат;

-                   методы учета затрат;

-                   отражение затрат в статьях калькуляции себестоимости.

Основные характеристики затрат на обеспечение качества продукции по каждому из признаков классификации приведены в таблице 2.3.

Таблица 2.3 – Характеристики затрат

Классификационный признак

Характеристика

1. Целевое направление затрат

1.      Затраты на обеспечение качества в процессе производства

2.      Послепроизводственные затраты, связанные с доказательством обеспечения качества

2. Периодич-ность затрат

1. Единовременные затраты

2. Текущие затраты

3. Методы учета затрат

1.      Прямой счет затрат

2.      Расчетный метод

3.      Комбинированный метод

4. Отражение в статьях калькуляции себестоимости изделий

01.  Сырье и основные материалы

02.  Покупные и комплектующие изделия, полуфабрикаты и услуги кооперативных предприятий

03.  Вспомогательные материалы для технологических целей

04.  Основная и дополнительная заработная плата с отчислениями на социальное страхование и пенсионный фонд производственных рабочих

05.  Расходы на подготовку и освоение производства

06.  Возмещение износа инструментов и приспособлений целевого назначения и прочие специальные расходы

07.  Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования

08.  Цеховые расходы

09.  Общезаводские расходы

10.  Потери от брака

11.  Прочие производственные расходы

12.  Внепроизводственные расходы



Очевидно, что для определения перечисленных выше задач, связанных с обеспечением и полной реализацией качества проекта, необходимо до конца пересмотреть существующую на ООО «Ай Пи Эр Медиа» систему учета на основе составления и утверждения смет по каждому проекту с применением целевого финансирования за счет собственных и привлеченных средств. В качестве привлеченных средств могут использоваться кредиты различных организаций (банка, инновационных фондов, хозяйственных ассоциаций и др.).

Из полученной информации из документации о деятельности по улучшению качества продукции в ООО «Ай Пи Эр Медиа»  видно, что затраты на эту часть производства составляют всего лишь 1,5% — 3,2%, что составляет 50 процентов от идеального количества затрат в размере 6,2% от общего количества затрат на производство. Однако, если проанализировать последние пять лет выделения средств на улучшение качества продукции (оно составляло 0,68% от общего количества затрат в 2006 году), то новая система управления качеством даёт свои результаты, и в ООО «Ай Пи Эр Медиа» не сомневаются в достижении поставленной перед собой цели.
    продолжение
--PAGE_BREAK--
2.4 Состояние управления качеством продукции в ООО «Ай Пи Эр Медиа»

Организационная структура управления качеством продукции на предприятии ООО «Ай Пи Эр Медиа» представляет собой единство ступеней и звеньев управления в их зависимости и соподчиненности и включает все подразделения предприятия, участвующие в управлении и производстве продукции на стадиях разработки, изготовления, обращения и эксплуатации или потребления.

Организационная структура комплексной системы УКП (КС УКП) на предприятии ООО «Ай Пи Эр Медиа», позволяет сформулировать следующие принципы ее построения:

-                   соответствие структуры с обеспечением максимальных возможностей для достижения поставленных целей в отношении качества;

-                   отделение работ по планированию и прогнозированию УКП от текущих работ по регулированию и контролю качества продукции;

-                   централизация в решении вопросов общей политики при децентрализации в решении оперативных вопросов, связанных с обеспечением качества продукции (КП);

-                   создание организационных механизмов, позволяющих осуществлять эффективную координацию работ по обеспечению КП и разработке мероприятий профилактического характера;

-                   обеспечение комплексного УКП при разработке конкретных проектов, отдельных изделий;

-                   создание организационных условий, обеспечивающих внутренне развитие оргструктуры, ее гибкость и динамичность.

Одна из характерных особенностей КС УКП состоит в том, что при управлении качеством продукции оказываются задействованными практически все подразделения предприятия. В соответствии с реформой качества, проводимой на ООО «Ай Пи Эр Медиа» на предприятии была создана инспекция качества в лице директора, заведующего производством и заместителя директора с разработанным к ней положением.

На ООО «Ай Пи Эр Медиа» координацию работ по обеспечению качества продукции осуществляет заместитель директора. В структуре управления качеством определяется и конкретизируется роль каждого звена управления, показывается степень интеграции и специализации функций управления.

В соответствии с основными принципами международных стандартов по качеству при управлении качеством на предприятии, в том числе и на нашем предприятии, выполняются следующие функции:

-                   прогнозирование потребностей, технического уровня и качества продукции;

-                   планирование качества на этапе подготовки производства;

-                   планирование, контроль и оценка исходных материалов;

-                   контроль и оценка КП и процессов в ходе производства;

-                   организация потоков информации;

-                   разработка средств ее сбора и передачи;

-                   подготовка и обучение персонала;

-                   обеспечение качества технического обслуживания;

-                   руководство деятельностью по управлению качеством;

-                   аттестация продукции;

-                   правовое обеспечение качества продукции.

Целью функционирования системы качества в ООО «Ай Пи Эр Медиа» является обеспечение:

-                   изготовления каждого элемента выпускаемых полиграфических изделий в соответствии с типовой конструкцией и требованиями безопасной эксплуатации;

-                   заданного уровня качества выпускаемой продукции при минимальных затратах;

-                   соответствия продукции заявленным требованиям типовой конструкции и условиям на поставку.

Достижение указанной цели осуществляется с помощью:

-                   выполнения документированных ГОСТами, ОСТами, РТМ и стандартами предприятия всех необходимых процедур, правил и методов обеспечения качества;

-                   активного взаимодействия по вопросам качества с партнёрами, и с поставщиками материалов, полуфабрикатов и покупных изделий;

-                   повышения качества и ответственности руководства ООО «Ай Пи Эр Медиа»;

-                   повышения технического уровня производства;

-                   вовлечения в работу всех сотрудников предприятия;

-                   организации эффективного технического контроля операций и процессов производства и обеспечением его стабильности при изготовлении особо ответственных элементов изделий, проведением комплекса их испытаний;

-                   совершенствования системы мотивации персонала предприятия на качественную работу.

Политика в области качества обязывает:

1. Каждого работника предприятия:

-                   знать положения политики в области качества и строго следовать им в работе;

-                   выполнять все требования технической и нормативно-технической документации;

-                   соблюдать производственно-технологическую дисциплину, в срок и качественно выполнять все указания руководителей, не противоречащие действующим законам и документам, утверждённым в установленном порядке;

-                   постоянно помнить, что главная цель работы каждого — полное удовлетворение требований потребителей;

-                   проявлять творческую инициативу, подавать предложения и добиваться устранения любых причин и обстоятельств, препятствующих изготовлению продукции заданного качества.

2. Руководителей:

-                   руководствоваться в своей деятельности требованиями политики качества, обеспечивать её понимание всеми работниками подразделения и практическую реализацию;

-                   обеспечивать полное соответствие действующих и разрабатываемых подразделением стандартов предприятия комплексной системы УКП положениям политики качества и «Руководству по качеству»;

-                   обеспечивать приоритетность в планировании, финансировании работ связанных с реализацией политики качества;

-                   создавать необходимые условия для эффективного труда, своевременно обеспечивать производство необходимым оборудованием, документацией, оснасткой, инструментом, тарой, материалами, технологическую и экологическую безопасность труда, обучение и инструктаж исполнителей, деловую и доброжелательную атмосферу в коллективе.

Далее рассмотрим более подробно процесс обеспечения контроля качества полиграфической продукции на этапе допечатной подготовки в ООО «Ай Пи Эр Медиа».

На стадии допечатной подготовки существует реальная возможность обнаружить подавляющее большинство обстоятельств, которые могут привести к браку на всех последующих этапах производства.

До внедрения данной системы обеспечения контроля качества полиграфической продукции (2009 год) при производстве продукции в ООО «Ай Пи Эр Медиа» наблюдался высокий процент брака (таблица 2.4).

Таблица 2.4 — Анализ брака выпускаемой продукции ООО «Принт Мастер» в 2008-2010 годы

Показатели

Годы

Изменение, +/-

2008

2009

2010

2009/2008

2010/2009

1. Объём произведенной продукции, тыс. руб.

8 823

9 845

14 759

1 022

4 914

— в том числе полиграфической, тыс. руб.

6521

7125

12532

604

5 407

2. Объем брака в стоимостном выражении, тыс. руб.

639,06

634,13

538,88

-4,93

-95,25

3. Процент брака от объема выпуска продукции, %

9,8

8,9

4,3

-0,90

-4,60

4. Процент брака по причине плохих материалов, %

3,3

2,4

1,8

-0,90

-0,60

5. Процент брака по причине человеческого фактора, %

1,3

1,4

1,2

0,10

-0,20

6. Процент брака по технологической причине, %

5,2

5,1

1,3

-0,10

-3,80



Как видно из данных таблицы 2.4, после внедрения вышеуказанной системы значительно снизился прежде всего технологический брак на 3,8 процентных пункта до уровня 1,3% от общего объема произведенной продукции. Среди основных причин брака необходимо выделить следующие:

-                   Несоответствие макета параметрам печатного оборудования.

-                   Несоответствие макета требованиям по послепечатной обработке.

-                   Общие ошибки, допущенные при подготовке макета к печати.

К первой группе относятся:

-                   Несовпадение минимального или максимального формата печатной машины и макета;

-                   Несоответствие цветовой модели макета или его частей;

-                   Низкое или чрезмерно высокое разрешение иллюстраций;

-                   Использование некорректно интерпретируемых RIP и поврежденных шрифтов или их отсутствие.

-                   Наличие дополнительных (помимо триадных) красок;

-                   Превышение суммарной плотности красок;

-                   Ошибки в установках треппинга;

-                   Использование графических эффектов, неподдерживаемых RIP;

-                   Особенности красочного аппарата QM-DI непозволяюшего корректно печатать градиенты и плашки больших площадей, а также шаблонирование.

Ко второй группе относятся:

-                   Несовпадение минимального или максимального формата послепечатного оборудования и макета;

-                   Расположение важных графических элементов макета недопустимо близко к линиям реза, фальца, бига, месту сверловки, пробивки, наклейки клапана и др.;

-                   Запечатка полей для нумерации, мест, покрываемых клеем на специальном оборудовании.

К третьей группе относятся:

-                   Неправильный спусковой макет;

-                   Грамматические и пунктуационные ошибки в наборе;

-                   Утрата или смещение иллюстраций, графических элементов и текстовых блоков;

-                   Явное расхождение по цвету печатного оттиска и макета заказчика;

-                       Отсутствие вспомогательных меток (резки, фальца, бига, приводных меток для вырубки и др.)

На этапе печати наиболее распространены следующие случаи брака:

-                       Разнотон (изменение цвета изделия от экземпляра к экземпляру в тираже);

-                       Марашки;

-                       Несовмещение красок;

-                       Неправильный переворот и, как следствие, несовпадение лица и оборота изделия;

-                       Непопадание в заданный цвет (PANTONE);

-                       Перетискивание;

-                       Недопечатка тиража.

Вышеперечисленные случаи брака происходят в виду халатности печатника, и их количество напрямую зависят от аккуратности и опыта печатника. Причинами возникновения марашек могут послужить: низкокачественная бумага, пыльное помещение, несоблюдение нормы влажности в помещении, где установлена печатная машина.

Брак, допущенный при послепечатной обработке полиграфической продукции способен отправить под нож хорошо отпечатанный дорогостоящий тираж. Хотя причиной могут послужить самые простые обстоятельства:

-                       Направление на Postpress сырого тиража;

    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат 2011 рік – Міжнародний Рік Хімії
Реферат Билеты по географии за 9 класс (г. Порхов, 2003г.)
Реферат Автоматизированная система бронирования авиабилетов
Реферат Статистический учет экспорта нефти в 1998-2002 гг.
Реферат Классификация и поведение затрат
Реферат Оптимальная организация рабочего места. Статическое электричество: проблемы и пути их решения
Реферат Удмуртская торгово-промышленная палата
Реферат «экономическая эффективность внедрения новой техники на хлебозаводе»
Реферат Особенности психологического воздействия рекламы на потребителя
Реферат Материалы расследования
Реферат А. Бергсон Творческая эволюция
Реферат Облік виробничих запасів та ефективність їх використання на підприємстві
Реферат Организационная структура управления
Реферат Перспективы исследований в философии математики
Реферат J. B. Priestley