Реферат по предмету "Экономика"


Социально экономические и организационные формы предприятий и их особенности

Курсовая работа
Содержание:
Введение.
1.Экономические основыфункционирования предприятия в условиях рынка
1.1. Предприятие в условиях рынка
1.2. Управление предприятием, егохозяйственная, экономическая и социальная деятельность
2. Основные формы предприятий
2.1 Социально-экономические иорганизационные формы предприятия
2.2 Особенности двух формпредприятия
3.Сходства и отличие двух форм предприятий
Заключение
Список литературы
Введение
Предприятие является инструментомпредпринимательской деятельности. Предприятие — это основное первичное звеноорганизации производительных сил и производственных отношений.
С правовой точки зрения под предприятиемподразумевается самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридическоголица, который на основе использования закрепленного за ним имущества производити реализует продукцию, выполняет работы и оказывает услуги.
В мировой практике используются различныеорганизационно-правовые формы предприятий, которые определяются национальнымизаконодательствами различных стран. Законы придают им статус юридического лица,который обладает обособленным имуществом и отвечает по своим обязательствам,имеет самостоятельный баланс и расчетный счет, выступает в гражданском обороте,в хозяйственном и третейском суде от своего имени.
Существуют различные социально-экономические формыпредприятий, которые функционируют на основе различных типов собственности.
Государственное предприятие — основанная на государственнойсобственности или созданная за счет госбюджетных средств хозяйственная единица.Она выполняет заказы государства и оказывает ему различные услуги. Онаотносится к системе государственного административного управления и подчиняетсясоответствующим государственным органам — министерству, ведомству.
Руководитель такого предприятия назначается соответствующимигосударственными органами и наряду с остальным персоналом считаетсягосударственным служащим и получает государственную заработную плату.
Бывают такие государственные предприятия, когда управлениеосуществляется на основе сочетания принципов самоуправления трудовогоколлектива и прав собственника — государство может делегировать ряд своихважнейших функций Совету предприятия. Поэтому в присвоении результатовдеятельности участвует и государство и коллектив предприятия.
1.Экономические основы функционированияпредприятия в условиях рынка.
1.1 Предприятие в условиях рынка.
На всех этапах развития экономикиосновным звеном является предприятие. Именно на предприятии осуществляетсяпроизводство продукции, происходит непосредственная связь работника сосредствами производства. Предприятие самостоятельно осуществляет своюдеятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью,оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательныхплатежей.
В условиях рыночных отношенийключевой фигурой выступает предприниматель. Статус предпринимателяприобретается посредством государственной регистрации предприятия. При этомсубъектом предпринимательской деятельности может быть как отдельный гражданин,так и объединие граждан. Таким образом, предприятие — это самостоятельныйхозяйствующий субъект, созданный предпринимателем или объединением предпринимателейдля производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с цельюудовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Часто в экономическом оборотеиспользуется термин “фирма”, под которым понимается экономический субъкт,занимающийся различными видами деятельности и обладающий хозяйственнойсамостоятельностью. Иначе, фирма — это организация, которая владеет и ведетхозяйственную деятельность на предприятии.
По формам собственностипредприятия подразделяются на:
— частые, которые могутсуществовать либо как поностью самостоятельные, независимые фирмы, либо в видеобъединений и их составных частей.К частным можно отнести и те фирмы, накоторых у государства есть доля капитала ( но не преобладающая );
— государственные, под которымипонимают как чисто государственные ( в том числе муниципальные ), где капитал иуправление полностью принадлежат государству, так и смешанные, где государствообладает большей частью капитала или играет решающую роль в управлении.
По размерам предприятияподразделяются на малые, средние и крупные, исходя из двух параметров — численности занятых и объема производства.
Классификация предприятий похарактеру деятельности (производственная и непроизводственная ) предполагает ихделение на производящие материальные блага и услуги.
Классификация предприятий попризнаку доминирующего фактора производства предусматривает трудоемкие,капиталоемкие, материалоемкие, наукоемкие предприятия.
 По правовому статусу различают,прежде всего, хозяйственные товарищества и общества; производственныекооперативы; государственные и муниципальные унитарные предприятия;индивидуальных предпринимателей.
Хозяйственные товарищества.Объединение участников предпринимательской деятельности, партнеров длясовместного бизнеса называют товариществом. Участие партнеров в товариществепринято скреплять письменным соглашением, или договором.В целях более тесного ипрочного союза товарищество оформляется как предприятие. Товарищество позволяетсоединить не только усилия, но и капиталы его участников. Лица, которые создаютхозяйственное товарищество, именуются его учредителями. Каждый из них вноситопределенный вклад в товарищество и становится его участником. Первоначальныйвклад называют уставным или складочным капиталом.
Участники хозяйственныхтовариществ вправе участвовать в управлении делами, получать информацию одеятельности товарищества, знакомиться с его документацией, принимать участие враспределении прибыли, получать при ликвидации товарищества часть имущества,оставшегося после расчетов с кредиторами, или денежный эквивалент стоимости. Вто же время участники хозяйственных товариществ несут ряд обязательств передорганизациями, членами которых они являются.
В зависимости от видаимущественной ответственности участники товарищества делятся на два основныхтипа: полное товарищество и товарищество на вере. Одной из характерных чертполного товарищества является высокая степень и мера имущественнойответственности его участников за выполнение принятых обязательств.
Промежуточная форма между полнымтовариществом, участники которого несут полную имущественную ответственность, итовариществом с ограниченной ответственностью получила название товарищества навере. Такие товарищества называются также коммандитными. Коммандитноетоварищество, подобно полному товариществу, представляет собой объединениенескольких граждан или юридических лиц на основании договора между ними в целяхведения совместной хозяйственной деятельности. Но принципиальное отличиекоммандитного товарищества от полного состоит в том, что только часть егочленов, именуемых полными товарищами, несет полную ответственность пообязательствам товарищества всем своим имуществом. Другая же часть в видечленов-вкладчиков несет ограниченную ответственность и отвечает по обязательствамтолько своим паевым вкладом в общество.
Общества с ограниченнойответственностью. Главный признак, определивший название и составляющий одно изважнейших преимуществ общества с ограниченной ответственностью, состоит в том,что участники общества с ограниченной ответственностью несут ответственность пообязательствам, принятым на себя таким обществом, только в пределах своихвкладов в капитал общества. Именно в этом смысле ответственность обществаограничена. В качестве учредительных документов такого общества выступает устави учредительный договор.
Общество с ограниченнойответственностью представляет собой юридическое лицо, действует в соответствиис принятыми его участниками уставом и учредительным договором, имеетсобственное наименование с обязательным указанием в нем организационно-правовойформы.
К числу преимуществ обществ сограниченной ответственностью относится относительно невысокий минимальнодопустимый размер уставного капиала. Это дает возможность начать собственноедело даже при малом стартовом капитале. Общества с ограниченнойответственностью создаются как объединения партнеров по делу, лиц иорганизаций, между которыми существует постоянный деловой контакт и имеет местовзаимная заинтересованность в общем успехе. В этой связи общества сограниченной ответственностью весьма подходят для организации семейныхпредприятий, фирм, объединяющих постоянно сотрудничающих предпринимателей.
Акционерные общества. Акционернымназывается хозяйственное общество, уставной капитал которого делится на определенноечисло акций. Участники открытого акционерного общества могут продавать илипередавать свои акции без согласия других акционеров этого общества. В закрытомакционерном обществе акции распределяются только среди учредителей или иногозаранее определенного круга лиц. Главная особенность открытого акционерногообщества состоит в том, что его имущественный и денежный капитал формируетсяпутем открытой, свободной продажи своих акций. Акционерные общества открытоготипа представляют одну из наиболее распространенных и цивилизованных форморганизации коллективного бизнеса.
В форме акционерных обществ могутсуществовать и крупные, и средние, и малые предприятия. Создание акционерныхобществ обычно предполагает привлечение значительного числа участников.Акционерноеобщество является единственным полновластным собственником принадлежащего емуимущественного комплекса, то есть материально-вещественных, информационных иинтеллектуальных ценностей. Акционеры являются собственниками только ценныхбумаг, которые дают им право получения определенной доли дохода общества в видепроцентов, именуемых дивидентами.
 Таким образом, объекты правасобственности акционеров и акционерного общества не совпадают. Акционерраспоряжается сам своей акцией как ценной бумагой. Имуществом же распоряжаетсятолько общество в лице его представительских органов управления.
Конечно, акционер способен влиятьна использование имущественного комплекса и его деятельности в целом, участвуяв управлении. Такое право реализуется прежде всего благодаря тому, чтообыкновенная акция ( в отличие от привилегированной, дающей право на твердыйпроцент дивидентов ) предоставляет возможность голосовать на собранияхакционеров, избирать правление. При этом реализуется принцип “ одна акция — один голос”. Оказать существенное влияние на ход событий возможно, только имеясолидный пакет акций, лучше всего — контрольный.
Кооперативы и малые предприятия…Имущество кооперативов формируется на долевой основе за счет взносов егочленов, производимых в денежной и материальной формах. Источниками образованияимущества служат также продукция кооператива и доходы, получаемые от еереализации. Высшим органом управления кооператива является общее собрание.Исполнительные органы представлены правлением, возглавляемым председателем.
С начала проведения экономическойреформы в России значительное распространение получил такой тип хозяйственнойструктуры, как малое предприятие. Малые предприятия способны к высокомудинамизму развития, самостоятельны в выборе стратегии развития и ее реализации,имеют упрощенную организационную структуру, обслуживаются относительнонебольшим числом работников. Малые предприятия могут создаваться в различныхорганизационно-правовых формах. Выбор наиболее приемлемойорганизационно-правовой формы малого предприятия обычно осуществляется егоучредителями — физическими и юридическими лицами.
Объединения предпринимателей.Крупномасштабному бизнесу свойственны формы организации, в основе которх лежитобъединение предприятий, фирм в совокупные структуры. Это собирательныеассоциативные формы. Рассмотрим отдельные типы ассоциативных организационныхструктур, наиболее распространенных в экономике развитых стран.
Корпорация — это акционерноеобщество, объединяющее деятельность нескольких фирм для достижения их общихцелей или защиты привилегий. Как юридическое лицо, корпорация несетответственность по долгам и налогам за все входящие в нее предприятия ивыступает в качестве самостоятельного субъекта предпринимательскойдеятельности.
Хозяйственные ассоциации — договорные объединения предприятий и организаций, создаваемые для совместноговыполнения однородных функций и координации общей деятельности. Ассоциацииотносятся к одной из самых мягких форм объединений, минимально ограничивающихдействия входящих в них членов ассоциации. Участники ассоциации обладают правомвходить в любые другие ассоциации.
Концерны — форма договорныхкрупных объединений обычно монопольного типа, позволяющая использоватьвозможности крупномасштабного производства, комбинирования, кооперирования,благодаря наличию производственно-технологических связей. Возникновениеконцернов в странах с развитой рыночной экономикой исторически было обусловленопрежде всего концентрацией капитала, его перенакоплением у отдельныхтоваропроизводителей. Таким образом, участники концернов взаимозависимы не подоговору, а по существу экономических отношений.
Холдинговые компаниихарактеризуются тем, что они обладают контролем над другими компаниями либо засчет владения их акциями и денежным капиталом, либо в связи с правом назначитьдиректоров подконтрольных компаний. Механизм принятия решений в акционерныхобществах позволяет холдингу влиять на хозяйственные, коммерческие решенияпредприятий, входящих в холдинговое объединение. Хотя эти предприятия остаютсяв правовом отношении самостоятельными, холдинг способен направлять их в руслоинтересов большой компании как большой целостной структуры.
Консорциум — временноедобровольное объединение предприятий, организаций, образуемое для решенияконкретных задач и проблем, осуществления крупных инвестиционных,научно-технических, социальных, экологических проектов. В консорциум могутвходить и крупные, и мелкие предприятия, желающие принять участие восуществлении проектного или иного предпринимательского замысла, но необладающие самостоятельными возможностями его осуществления. Консорциумпредставляет потенциально эффективный организационно-структурный способвременной интеграции кадров, мощностей, материальных и финансовых ресурсов.
В условиях рынка предприятие решаетдве задачи — произвести продукцию и реализовать ее. В зависимости от решенияэтих задач предприятие будет процветать или станет несостоятельным. Для тогочтобы знать, что необходимо производить — какой ассортимент, в каком количестве- предприятие должно изучить рынок, т. е. заняться маркетингом. Причеммаркетингом необходимо заниматься постоянно — как до запуска продукции впроизводство, так и после, в процессе реализации продукции.
Для принятия решений необходимособрать и проанализировать достоверную информацию, которая включает:
— характеристику товаров: являютсяони товарами конечного потребления или промежуточными, готовыми изделиями илиполуфабрикатами, необходима служба сервиса или нет, приемлема ли ценапотребителю, каковы цены у конкурентов;
— общую характеристику рынка:большое или малое число потребителей, способы покупки товаров, отношениепокупателей к товарам, к условиям и срокам поставки, условия продажи уконкурентов;
— каналы распространения товаров:наличие посредников между производителями и потребителями, их количество;
— конкретное состояние рынка:сущность и степень конкуренции, существует ли конкуренция между производителямитоваров и каков ее уровень;
— законодательные ограничения:существуют ли законодательные ограничения, которые могут препятствоватьмаркетинговой деятельности;
— уровни управленческойдеятельности в области маркетинга: долговременные цели фирмы, учитывающиеситуацию на внутреннем и внешних рынках и тенденции ее развития; финансовые,материальные и иные ресурсы, необходимые для достижения этих целей.
В производстве продукта иосуществлении маркетинговой политики необходимо учитывать жизненный циклпродукта на рынке, который включает ряд стадий:
— внедрение, требующее большихзатрат, поэтому торговля товаром на этой стадии, как правило убыточна;
— рост как результат признанияпокупателем товара и быстрого увеличения спроса на него. При росте объемапродаж и соответственно прибыли стабилизируются расходы на рекламу;
— зрелость, характерна тем, чтобольшинство покупателей товар уже приобрели, поэтому темпы роста продаж,достигнув максимума, начинают падать, прибыль также начинает снижаться в связис увеличением расходов на рекламу и другие маркетинговые мероприятия;
— насыщение, в этом периоде,несмотря на принятые меры, рост продаж больше не наблюдается. Прибыль отторговли продолжает увеличиваться из-за снижения расходов на производство;
— спад, представляет собой периодрезкого снижения продаж, а затем и прибыли;
Предприятие на входе потребляетресурсы определенного вида, чтобы потом в результате производственного процессана выходе получить трансформированные ресурсы, ресурсы иной потребительскойстоимости. Соотношение ресурсов на выходе составляет содержание такогопредмета, как экономика предприятия. Ее интересует соотношение в использованииресурсов, которое предполагает превышение доходной части над расходной.
Под экономическими ресурсамипонимают все природные, людские и произведенные человеком ресурсы, которыеиспользуются для производства товаров и услуг. Все разнообразие ресурсов можноклассифицировать в соответствии с различными подходами: материальные ресурсы — земля, или сырьевые материалы, и капитал; людские ресурсы — труд ипредпринимательская деятельность.
Получение прибыли — этонепосредственная цель предприятия. Но получить прибыль предприятие может тольков том случае, если оно производит продукцию или услуги, которые реализуются,т.е. удовлетворяют общественные потребности. Соподчиненность этих двух целей — удовлетворение потребности и получение прибыли — следующая. Нельзя получитьприбыль, не изучив потребности и не начав производить тот продукт, которыйудовлетворяет потребности. Необходимо произвести продукт, который удовлетворитпотребности и притом по такой цене, которая удовлетворила бы платежеспособныепотребности. А приемлемая цена возможна только в том случае, когда предпритяиевыдерживает определенный уровень издержек, когда потребляемые ресурсы, затратыих меньше, чем полученная выручка, т.е. когда оно работает с прибылью. В этомслучае и говорится, что прибыль — непосредственная цель функционированияпредприятия и одновременно это результат его деятельности. Если предприятияе неукладывается в рамки такого поведения и не получает прибыли от своейпроизводственной деятельности, оно вынуждено уйти с экономической сферы,признать себя банкротом.
В соответствии с законом РФ “ Онесостоятельности (банкростве) предприятий“ под несостоятельностью предприятияпонимается неспосоность удовлетворить требования кредиторв по оплате товаров,работ или услуг, включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджети внебюджетные фонды в связи с превышением обязательств должника над егоимуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника.
Внешним признакомнесостоятельности предприятия является приостановление его текущих платежей,если предприятие не способно обеспечить ваполнение требований кредиторов втечение трех месяцев со дня наступления сроков их выполнения. Это внешнийпризнак несостоятельности. Формально же предприятие считается несостоятельнымпо решению арбитражного суда или при добровольной ликвидации со дняофициального уведомления.
1.2 Управление предприятием, егохозяйственная, экономическая и социальная деятельность.
Для осуществленияпроизводственно-хозяйственных и социальных функций предприятия создаетсяадминистративный аппарат. Количество подразделений, организационная структурапредприятия, штаты зависят от специфики производства и определяются самимпредприятием.
Основным принципом управлениягосударственными предприятиями был и остается принцип демократическогоцентрализма. Сущность его заключается в объединении централизованногоуправления с предоставлением им определенной самостоятельности. При условияхкомандно-административной системы имела место излишняя централизация вуправлении, а самостоятельность предприятия была ограничена и носила фиктивныйхарактер.
Важным принципом управленияявляется единое руководство, то есть подчиненность руководителю всехподразделений предприятия, всех членов трудового коллектива. Это означаеттакже, что руководитель предприятия или соответствующего подразделения личноруководит, организовывает и отвечает за эффективную деятельность предприятия иего трудового коллектива. Такое руководство осуществляется им через своих заместителейи начальников соответствующих подразделений предприятия (отдел кадров,планово-экономический, юридический отделы, бухгалтерия, канцелярия), которыефункционально подчиняются только директору предприятия.
От качества руководительных кадровв значительной мере зависит эффективная работа предприятия. Именно отруководителя, его экономической и технической осведомленности, умения управлятьколлективом зависит успех деятельности предприятия.
Управление — это властныеотношения, и содержание их определяется характером собственности. В рамкахсвоей собственности и прав собственник-хозяин сам определяет методы и системууправления. Он является монополистом по отношению к управлению своейсобственностью. Если же предприятие государственное, то соответствующие функцииуправления осуществляет государство через своих уполномоченных руководителей. Аколлектив при этом является лишь организованной совокупностью наемных рабочих,которые частично, по желанию собственника в большей или меньшей мере могут бытьдопущены к управлению производством.
Если собственником предприятияявляется трудовой коллектив, акционерное общество, кооператив, то руководителитаких предприятий избираются. Высшим руководительным органом таких предприятийявляются общие сборы собственников имущества. Исполнительные функции поуправлению коллективным предприятием осуществляет правление.
Правление предприятия избираетсясобственниками имущества на общих сборах тайным голосованием на альтернативнойоснове. Из своего состава правление избирает председателя и его заместителейили их роль исполняют поочередно все члены правления.
На всех предприятиях, гдеиспользуется наемный труд, заключается коллективный договор между собственникоми трудовым коллективом. Этим договором регулируются производительные, трудовыеи экономические отношения трудового коллектива с администрацией предприятия,вопросы охраны труда, социального развития, участия работников в использованииприбыли предприятия и др.
Трудовой коллектив рассматривает иутверждает проект коллективного договора, решает согласно уставу предприятиявопросы самоуправления трудового коллектива, определяет и утверждает перечень ипорядок предоставления работникам предприятия социальных льгот.
На всех предприятиях показателемфинансового результата хозяйственной деятельности является прибыль. Порядокиспользования прибыли определяется собственником предприятия или уполномоченнымим органом согласно уставу предприятия.
Государственное влияние на выборнаправлений и объемов использования прибыли (дохода) осуществляется черезналоги, налоговые льготы, а также экономические санкции в соответствии сзаконодательством Украины.
Предприятие самостоятельноопределяет фонд оплаты труда без ограничения его увеличения со стороны государственныхорганов. Минимальный размер оплаты труда не может быть ниже прожиточногоминимума, который устанавливается законодательными актами Украины. Предприятиямогут использовать тарифные ставки, должностные оклады как ориентиры длядифференциации оплаты труда в зависимости от профессии, квалификацииработников, сложности и условий выполняемых ими работ и услуг.
Предприятие самостоятельноосуществляет материально-техническое обеспечение собственного производства икапитального строительства через систему прямых соглашений (контрактов) иличерез товарные биржи и другие посреднические организации Украины.
Предприятие реализует своюпродукцию, имущество по ценам и тарифам, которые устанавливаются самостоятельноили на договорной основе, а в случаях, предусмотренных законодательными актамиУкраины,— по государственным ценам и тарифам. В расчетах с зарубежнымипартнерами применяются контрактные цены, формирующиеся согласно условиям иценам мирового рынка. На продукцию предприятий, занимающих монопольноеположение на рынке товаров, которые определяют масштаб цен в экономике исоциальную защищенность населения, допускается государственное регулированиесогласно с Законом Украины “О ценах и ценообразовании”. При этом государственноецены должны учитывать среднеотраслевую себестоимость продукции и обеспечиватьминимальный уровень рентабельности продукции, на которую они распространяются.
Вопросы социального развития,включая улучшение условий труда, жизни, здоровья, гарантии обязательногомедицинского страхования, страхования членов трудового коллектива и их семей,решаются трудовым коллективом при участии собственника согласно уставупредприятия, коллективному договору и законодательным актам Украины.
2. Основные формы предприятий.
2.1 Социально-экономические иорганизационные формы предприятия.
Предприятие занимает центральноеместо в народно-хозяйственном комплексе любой страны. Это первичное звенообщественного разделения труда. Именно здесь создается национальный доход.Предприятие выступает как производитель и обеспечивает процесс воспроизводствана основе самоокупаемости и самостоятельности.
От успеха отдельных предприятийзависит объем создаваемого валового национального продукта,социально-экономическое развитие общества, степень удовлетворенности вматериальных и духовных благах населения страны. Предприятие каксамостоятельная хозяйственная единица владеет правами юридического лица, тоесть оно имеет право свободного распоряжения имуществом, получать кредит, входитьв договорные отношения с другими предприятиями. Оно имеет свободный расчетныйсчет в банке, где находятся денежные средства, которые используются длярасчетов с другими предприятиями, на зарплату. Принято считать, чтооптимальными являются такие размеры, которые обеспечивают наиболееблагоприятные условия для использования достижений науки и техники приминимальных издержках производства и при этом достигается эффективноепроизводство высококачественной продукции. Предприятие представляет собой такуюформу организации хозяйства, при которой индивидуальный потребитель ипроизводитель взаимодействуют посредством рынка с целью решения трех основныхэкономических проблем: что, как и для кого производить.
При этом никто из предпринимателейи организаций сознательно решением этой триады экономических проблем не занят(каждый решает в стихии рынка на индивидуальном уровне). В рыночной системе всеимеет цену. Различные виды человеческого труда также имеют цену — уровеньзарплаты, тариф на услуги. Рыночная экономика для неосознанной координациилюдей и предприятий через систему цен и рынков. Если взять все разнообразныерынки, то получим широкую систему, стихийно обеспечивающую равновесие цен ипроизводства путем проб и ошибок. По средствам согласования между покупателямии продавцами (спроса и предложения) на каждом из этих рынков рыночная экономикарешает одновременно все три проблемы:
1) что производить? — определяетсякаждодневно голосованием посредством денег (путем выбора покупателем товара иего покупки);
2) как производить? — определяетсяконкуренцией между производителями (каждый стремится использовать новейшиетехнологии, выиграть ценовую конкуренцию и увеличить прибыль, снизить издержкипроизводства);
3) для кого производить? —определяется соотношением спроса и
предложения на рынках, факторамипроизводства (рабочая сила и средства производства).
Эти рынки определяют уровеньзарплаты, ренты, процента и прибыли, то есть источников, из которыхскладываются доходы. Производитель устанавливает свои цены, перемещая свойкапитал в отрасли с высокой прибылью и оставляя нерентабельное производствотовара. Все это и определяет, что производить.
Прибыль здесь — решающий факторфункционирования рыночного хозяйства. В соответствии с формами собственностимогут действовать предприятия следующих видов:
1) индивидуальные, основанные наличной собственности и на его труде (без найма);
2) семейные, основанные насобственности и труде граждан одной семьи, проживающих совместно;
3) частное предприятие, основанноена собственности отдельного гражданина с правом найма рабочей силы;
4) коллективное, основанное насобственности трудового коллектива, кооператива или другого уставного общества;
5) государственное иликоммунальное, основанное на собственности
административно-территориальныхединиц;
6) государственное предприятие,основанное на республиканской
(общегосударственной)собственности;
7) совместное, основанное на базеобъединения имущества разных форм собственности (смешанная формасобственности).
В зависимости от объемов производства,количества рабочих предприятие может быть малым, средним, крупным. Малыепредприятия — численностью до 200 работающих (в промышленности истроительстве), до 50 человек (В других отраслях производственной сферы), до100 человек (в науке), до 25 человек (непроизводственная сфера), до 15 человек(розничная торговля).Предприятия имеют право объединять свою производственную,научную и коммерческую деятельность и создавать следующие объединения:
1) ассоциация — договорноеобъединение, созданное в целях постоянной координации хозяйственнойдеятельности; ассоциация не имеет права вмешиваться в производственнуюдеятельность любого из ее участников;
2) корпорация — договорноеобъединение на основе сочетания производственных, научных и коммерческих интересовс делегированием отдельных полномочий, центральным регулированием деятельностикаждого из участников;
3) консорциум — временное уставноеобъединение промышленного и банковского капитала для достижения общей цели;
4) концерн — уставное объединениепредприятий промышленности, научных организаций, транспорта, банков, торговли идр. на основе полной зависимости от одного или группы предпринимателей.
Каждое предприятие для решениязадач, связанных с производством и реализацией товаров и оказанием услуг, должнобыть укомплектовано определенным количеством людей, способных выполнять этиработы. Занятые общественным трудом на предприятии работники, инженеры ислужащие образуют трудовые коллективы этих предприятий. Вполитическо-экономическом понимании трудовой коллектив — это совокупныйработник предприятия и одновременно субъект экономических отношений, которыйосуществляет общую деятельность в государственных, коллективных, кооперативных,частных предприятиях, направленную на удовлетворение как личных, так и коллективных,общественных потребностей.Трудовой коллектив является сложной организационной исоциально-экономической структурой, в которую входят работники цехов, бригад идругих подразделений предприятия. Для координации, согласованности между нимисоздается соответствующая система управления.
Переход откомандно-административной системы управления к экономическим методам на всехуровнях требует широкой демократизации всей системы хозяйственной деятельности,осуществления управления через интересы, всестороннюю активизацию работников —членов трудового коллектива. Поэтому большое значение имеет внедрение напредприятии самоуправления.
Идея самоуправления трудовыхколлективов связана с необходимостью демократизировать систему управленияпроизводственным процессом на предприятии. Пока трудовой коллектив не имеетдостаточных полномочий собственника, он лишь выступает в роли хозяина, небудучи им реально. И он не станет им, пока не будут аннулированы все акты,которые закрепляют отчуждение работника от средств производства.
2.2 Особенности двух форм предприятия.
Существующие и действующие вэкономике предприятия достаточно разнообразны с точки зренияорганизационно-правового устройства, масштабности, профиля деятельности. Однакопри всем кажущемся многообразии возможных видов они подразделяются наупорядоченные группы, типы, для которых выработаны вполне определенные нормыхозяйственного законодательства, регламентирующие их деятельность.
Хозяйственные товарищества с 1января 1995г. создаются двух типов: полное товарищество и товарищество наверия(коммандитное товарищество). Хозяйственное общество образуется в форме обществас ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью,открытых и закрытых акционерных обществ, а также дочерних и зависимыххозяйственных обществ.
В соответствии со статьями 113-115Гражданского Кодекса РФ функционируют и могут создаваться унитарные предприятия(государственные и муниципальные предприятия), основанные на правехозяйственного ведения и на праве оперативного управления имуществом.
Предприятия различныхорганизационно-правовых форм могут создаваться на основе частной, коллективной,государственной и муниципальной собственности, на смешанной и совместнойсобственности. В зависимости от видов собственности различают частные,коллективные, государственные, муниципальные и совместные предприятия(предприятия с иностранными инвестициями).
В зависимости от численностиработающего персонала предприятия подразделяются на мелкие, малые, средние икрупные. В отдельных странах для деления предприятий по количественнымпараметрам применяются и другие критерии: объем оборота, сумма прибыли(дохода), объем первоначального капитала, объем активов. В Российской Федерациидля отнесения предприятий к малым, независимо от организационно-правовой формы,принимается один показатель: численность персонала, находящегося в штате, иработников, занятых на основе гражданско-правовых договоров.
В зависимости от отраслихозяйства, частично от предмета деятельности, предприятие подразделяется напромышленные, сельскохозяйственные, строительные, торговые и т.д.
Организационно-правовые формыпредприятий, действующих на территории Российской Федерации, установлены частьюпервой Гражданского Кодекса РФ.
Среди разнообразия формпредприятий большая часть – это хозяйственные товарищества (два) и общества(пять). В соответствии с параграфом 2 главы 4 ГК РФ в России могут создаватьсяхозяйственные товарищества и общества, которыми признаются коммерческиеорганизации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным(складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей(участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществомили обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.
Главное различие между нимизаключается в следующем:
товарищества создаются на основеобъединения лиц (физических, юридических), обязанных принимать непосредственноеучастие в деятельности только одного товарищества. Товарищества создаются идействуют на основе учредительного договора. Не установлен минимальный размерскладочного капитала товарищества;
общества создаются на основеобъединения капиталов (имущества). Лица (юридические, физические), вкладывающиесвой капитал в общество, могут и не принимать непосредственное участие в егодеятельности, управляя им через специально созданные органы. Общество создаетсяи действует как на основании учредительного договора, так и Устава. Уставныйкапитал общества не должен быть ниже определенного размера, которыйпредполагается установить в специальных нормативных актах.
3. Сходства и отличие двух формпредприятий.
Сходство данных двух формпредприятий то есть социально-экономических форм предприятий и организационныхформа предприятий является то что они выступают в предпринимательскойдеятельности в виде физического лица и юридического лица.
Заключение
Итак, в работе, мною были раскрытыпонятие предприятия, его организационные и социально-экономические формы, атакже их особенности в отечественной экономике.
Какие же сделать выводы?
Предприятие – первичное, основноезвено общественного производства. Предприятием является самостоятельныйхозяйствующий субъект, созданный в соответствующем порядке, для производствапродукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворенияобщественных потребностей и получения прибыли.
В Российской Федерациизаконодательством предусмотрены такие организационные формы предприятий, как:государственное предприятие; полное товарищество; товарищество наверия;общество с ограниченной ответственностью; общество с дополнительнойответственностью; акционерное общество (открытого и закрытого типа);производственный кооператив.
Переход к рыночным отношениямхозяйствования обостряет проблему поиска путей стабильной работы предприятий.Наиболее важным стабилизирующим и одновременно с этим мало изученным факторомявляется создание внутрихозяйственной (относительно предприятия)инфраструктуры, отвечающей современным требованиям, которые выдвигаются кусловиям и характеру труда, взаимосвязи интересов отдельных работников иколлективов, социально- психологической обстановке. Недостаточное уделениевнимания этим требованиям как при создании новых, так и в процессе организациифункционирования действующих предприятий приводит к тому, что обеспечениепредприятий высокопроизводительным оборудованием часто характеризуется низкойэкономической эффективностью.
Самой перспективной формойкрупного предпринимательства является открытое акционерное общество,позволяющее с легкостью привлекать дополнительные капиталы путем эмиссии акций,дающее его участникам возможность свободно распоряжаться своими акциями,сочетающее интересы владельцев больших пакетов акций и мелких акционеров.Конструкции общества с ограниченной ответственностью и производственногокооператива могут успешно использоваться в сфере индивидуального или семейногобизнеса.
Список литературы
1. Экономика: учебник/Под ред.Доц. А. С. Булатова. — М.: Издательство БЕК, 1994.-632 с.
2. Задоя А.А., Петруня Ю.Е Основыэкономики: Учеб. Пособие.- К.: Вища шк.- Знання, 1998.- 478с.ил.
3. Экономика предприятия: Учебник/Под ред. Проф. О.И Волкова.-М.: Инфра- М, 1998.- 4 С.Мочерный “Основыэкономической теории”, Тернополь, 1993 г., тема №7
4. «Экономика предприятия иотрасли промышленности» Пелих А.С.,  Борщевская В. И., Митин Н. Е.
5. Г. Шмален. Основы и проблемыэкономики предприятия, “Финансы и статистика”, гМосква,1996.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :