Реферат по предмету "Экономика"


Рынок инвестиции и его особенности

Министерство образования и наукиРоссийской Федерации
ГОУ ВПО «Российскаяэкономическая академия
им. Г.В. Плеханова»
Кафедра экономической теории

Комплексная междисциплинарная курсоваяработа
на тему:
«Рынок инвестиции и егоособенности»
Выполнил(а)
студент(ка) группы 22__
очнойформы обучения
Финансовогофакультета
Ф. И.О.
Научныеруководители:
Кафедраэкономической теории
Москва — 2010

Содержание
Введение
Глава 1. Основные аспектыинвестиционной деятельности
1.1 Инвестиции и их источники
1.2 Модернизация экономики исоздание благоприятного инвестиционного климата
Глава 2. Правовая база и проблемыинвестиций
2.1 Формирование исовершенствование правовой базы инвестиционного процесса
2.2 Проблема ускоренной амортизации
Глава 3. Анализ инвестиционнойдеятельности
3.1 Анализ инвестиционнойдеятельности РФ
3.2 Налоговые механизмыпривлечения инвестиций
Глава 4. Регулированиеинвестиционной деятельности
4.1 Переориентация банковскойсистемы на инвестирование реального сектора экономики
4.2 Формы государственногоуправления и регулирования инвестиционной деятельности
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальностьинвестиций для российского предпринимательства состоит в том, что крупныйпромышленный бизнес — основной инвестиционный потребитель. К этому приводитпотребность в большом объеме оборотных средств, высокой стоимостиинвестиционных проектов, большая привлекательность проектов в тяжелойпромышленности, чем в других отраслях российской экономики. Многие компанииздесь нуждаются в привлечении больших средств для реконструкции активовсоветской эпохи. Так, в черной металлургии изношенность основных фондов,предполагает необходимость большого объема реконструкции производства и большиезатраты, которые не по силам бюджетам металлургических компаний В современныхусловиях трудно переоценить значение задачи подъема инвестиционной деятельностив стране для перехода к экономическому росту и модернизации российскойэкономики. Новые формы и методы организации инвестиционного процесса (преждевсего система инвестиционного проектирования), соответствующие рыночной моделиэкономики, поднимают на качественно новый уровень требования к управленческойдеятельности. В то же время российская практика 90-х годов показала наличиезначительного дефицита кадров в области инвестиционного менеджмента.
Государственныеслужащие федерального, регионального и муниципального уровней в своейдеятельности при разработке и реализации различных направленийсоциально-экономической и финансово-кредитной политики должны обладатьнеобходимым объемом фундаментальных и прикладных знаний, а также практическихнавыков в области инвестирования. Эти навыки необходимы для повышенияэффективности осуществляемых при их участии государственных инвестиций и привзаимодействии с различными категориями частных инвесторов. В последнем случаезадача заключается в определении критериев отбора инвестиционных проектов,которые будут поддерживаться государственными структурами.
Объектовкомплексной междисциплинарной курсовой работы является инвестиционнаядеятельность РФ и ее особенности.
Задачамикомплексной междисциплинарной курсовой работы являются:
рассмотрениеинвестиций и их источников;
рассмотретьмодернизацию и создание благоприятного инвестиционного климата;
изучитьформирование и совершенствование правовой базы инвестиционного процесса;
рассмотретьпроблемы ускоренной амортизации;
проанализироватьинвестиционную деятельность РФ;
рассмотретьналоговые механизмы привлечения инвестиций;
рассмотретьпереориентацию банковской системы на инвестирование реального сектора экономики;
рассмотретьформы государственного управления и регулирования инвестиционной деятельности.
/>Глава 1. Основныеаспекты инвестиционной деятельности
 1.1 Инвестиции и их источники
Современныеформы инвестиционной деятельности в России начали складываться с начала 90-х гг.На протяжении последнего десятилетия в России в условиях затяжного системногокризиса формировалась модель инвестиционного процесса, присущая рыночнойэкономике. Вместо государства, монопольно распределявшего капитальные вложенияв централизованной экономике, появились различные категории частных инвесторов,в целом созданы правовая база и различные элементы инфраструктурыинвестиционного процесса — инвестиционные банки и фонды,информационно-консалтинговые компании и др. Создание российского фондовогорынка привело к принципиальной возможности привлечения предприятияминеобходимых капиталов путем эмиссии ценных бумаг, начал действовать институтпортфельных инвесторов. Сформирован рынок инвестиционных проектов,соответствующих общепринятой мировой практике.
Инвестиционнаядеятельность может осуществляться за счет разнообразных внутренних и внешнихисточников. Их структура отражена в таблице 1.1
 
Таблица1.1
Источникиинвестиционных ресурсов предприятия (компании)
Категория источников
и статус ресурсов Конкретные виды источников и ресурсов />
1.1 Прибыль
1.2 Специальные фонды, формируемые за счет прибыли /> /> 1.3 Амортизационные отчисления
1. Внутренние,
входящие в состав собственного капитала 1.4 Страховые возмещения 1.5 Иные (неденежные) виды ресурсов /> 1.5.1. Земельные участки /> 1.5.2. Основные фонды /> 1.5.3. Промышленная собственность и др. Категория источников и статус ресурсов Конкретные виды источников и ресурсов /> 2.1 Финансовые средства, привлекаемые за счет эмиссии и размещения акций /> 2.1.1 Путем открытого (публичного) размещения
Привлеченные,
включаемые в состав собственного капитала
2.1.2 Путем закрытого (частного) размещения
2.2 Средства, выделяемые вышестоящими
холдинговыми и акционерными компаниями
2.3 Гранты и благотворительные взносы /> 2.4 Государственные субсидии /> 2.4.1 Прямые /> 2.4.2 Косвенные (в виде налоговых и иных льгот) />
3.1 Банковские кредиты и займы
3.2 Кредиты, займы, ссуды в денежной форме,
предоставляемые небанковскими учреждениями /> /> 3.3 Государственные кредиты и займы /> 3.3.1 Прямые
3. Привлеченные, не
включаемые в состав
собственного капитала
 3.3.2 В форме налогового инвестиционного
кредита
3.4 Коммерческие кредиты (предоставляемые
поставщиками машин, оборудования и других инвестиционных товаров;
подрядчиками) /> 3.5 Финансовые средства, привлекаемые за счет эмиссии и размещения облигаций />
3.6. Машины, оборудование, иные неденежные виды
ресурсов, привлекаемые на основе лизинга (так
называемое внебалансовое кредитование) /> 3.6.1. Операционный лизинг /> 3.6.2. Финансовый лизинг
ИсследователиЗайцев А.С., И. Валлерстайн разделяют причины, препятствующие нормальнойинвестиционной деятельности в сфере капитальных вложений, на «внешние»,«объективные» (то есть находящиеся вне предприятий, в сферемакроэкономики) и «внутренние», «субъективные» препятствия.[1] Одним изпоследствий действия внешних факторов является тяжелое финансовое положениебольшинства предприятий и их низкая инвестиционная привлекательность длявнешних инвесторов. Внутренние препятствия связаны с отсутствием ухозяйствующих субъектов, действующих в сфере реальных инвестиций, достаточногоопыта и знаний, необходимых для эффективной реализации инвестиционных проектов.Преодоление воспроизводственного кризиса в России предполагает восстановлениеусловий для внутреннего накопления, а именно: снижение чрезвычайно завышеннойэффективности вложений в финансовый сектор экономики и восстановлениенормальных экономически обоснованных соотношений между текущим потреблением инакоплением, с целью поддержать платежеспособный спрос для отечественныхтоваров инвестиционного и потребительского назначения. Решение этих задач можетобеспечиваться проведением целого комплекса мероприятий, касающихся различныхаспектов ценовой, валютной, налоговой политики, а также политики доходов. Отсюдаобъективно вытекает необходимость усиления роли государства как основногосубъекта, организующего экономическую деятельность в переходной экономике.
В 2009 г.,по данным Госкомстата Российской Федерации, российские предприятия 72%капитальных вложений осуществили за счет своих ресурсов (это превысилопрогнозные оценки в 60%), 4,7% — за счет бюджета, 23,3% составили привлеченныесредства. Таким образом, действие позитивных факторов повлекло за собойрасширение инвестиционного потенциала конкурентоспособных предприятий,адаптировавшихся к изменению экономической конъюнктуры. Целый ряд отраслейинвестируют свои проекты, не привлекая капитал со стороны. Это типично,например, для большинства подотраслей цветной металлургии, химической ицеллюлозно-бумажной промышленности, лесохимии и др. Причины заключаются нетолько в высокой прибыльности этих секторов, но и зачастую — в их особоминституциональном статусе (многие соответствующие производства напрямуюконтролируются иностранным капиталом).
В то жевремя многие российские предприятия из-за физической изношенности и моральногоустаревания производственных мощностей сегодня не в состоянии сформироватьдостаточные финансовые средства (за счет прибыли и амортизации) для своегоинвестиционного развития (см. табл.1.2).40% из них являются убыточными,рентабельность других предприятий находится на низком уровне, то есть у многихиз них отсутствует необходимый объем прибыли как источник инвестиций.
Государствов настоящее время выполняет функции прямого инвестора только для некоммерческихпроектов социальной сферы, ВПК, жизнеобеспечивающей инфраструктуры, а также вопределенной мере поддерживает малопривлекательные для частного отечественногои иностранного капитала капиталоемкие проекты с долгим сроком окупаемости.
 
Таблица1.2
Степень износа оборудования в основных отраслях российской экономикиОтрасль 2006 2007 2008 2009 Промышленность, всего 62,1 63,7 67,8 69,2 Электроэнергетическая 57,5 58,3 61,1 63,2 Нефтедобывающая 50,9 52,7 56,1 58,7 Нефтеперерабатывающая 75,2 74,0 79,3 82,8 Газовая 58,9 61,9 67,1 70,8 Угольная 52,4 57,0 57,8 58,2 Черная металлургия 62,5 64,3 67,7 68,3 Цветная металлургия 64,9 66,7 67,2 67,9 Химическая и нефтехимическая 76,2 78,2 80,4 81,8 Машиностроение и металлообработка 67,5 68,4 70,7 72,4 Лесная, деревообрабатывающая 62,2 63,6 67,2 70,5 Промышленность стройматериалов 69,0 71,2 73,1 74,5 Легкая 63,2 69,0 72,6 75,8
/>
Рис.1. Степеньизноса оборудования в основных отраслях российской экономики
 1.2 Модернизация экономики и созданиеблагоприятного инвестиционного климата
Ключевойзадачей предстоящего десятилетия, как подчеркнуто в Послании ПрезидентаРоссийской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2002 г. и«Основных направлениях социально-экономического развития РоссийскойФедерации на долгосрочную перспективу» (до 2010 г), является кардинальноеулучшение предпринимательского и инвестиционного климата в стране. Меры,направленные на защиту прав собственности, выравнивание условий конкуренции,снятие административных барьеров на пути выхода на рынок, ведения бизнеса,движения труда и капитала, освобождение бизнеса от излишней зарегулированности,развитие рыночных институтов (банковского, страхового сектора, фондового ибиржевого рынка) — давно назревшие задачи.
На схеме(рис.2) показана модель организации инвестиционного процесса в рыночнойэкономике. Это сложная система взаимодействия различных участниковинвестиционного процесса, в ней отражены основные возможные источникипривлечения инвестиций в экономику. Развитие и совершенствование этихнаправлений в совокупности приводит к улучшению инвестиционного климата встране.
Одним изнаправлений в формировании благоприятной среды для развития инвестиционнойдеятельности и предпринимательства является преодоление объективных препятствийв организации и осуществлении предпринимательской деятельности, вызванныхактами, действиями или бездействием органов государственной власти и местногосамоуправления, квалифицируемыми как административные барьеры.
Проблемеустранения таких барьеров были посвящены парламентские слушания «Административныебарьеры как препятствие в развитии инвестиционной деятельности», прошедшиев Государственной Думе 16 мая 2002 г. В Рекомендациях слушаний отмечается, чтоособенно важна ликвидация административных барьеров на пути инвестиционнойдеятельности в строительстве. Инвестиционные проекты, реализация которыхсвязана с использованием земли и строительством объектов недвижимости,сталкиваются с бюрократическими препятствиями, что сдерживает развитие рынканедвижимости. Основные проблемы процесса согласования инвестиционного проекта,связанного со строительством, — это: отсутствие законодательно закрепленныхчетких процедур, сохранившаяся государственная собственность на землю, сильноосложняющая процесс согласования, а также сложность работы с монополистамиинфраструктуры. Наличие многочисленных и бессистемныхадминистративно-бюрократических барьеров является одним из основных факторов,препятствующих развитию финансового рынка в России. Одной из основных причиннедостаточного развития инфраструктуры рынка инвестиций являютсяадминистративные ограничения, накладываемые на профессиональную деятельность, вчастности, ограничения на совмещение видов деятельности и операций на рынкеценных бумаг, ограничения на выбор организационно-правовой формы деятельностипрофессиональных участников рынка ценных бумаг, ограничения в форме требованийпо достаточности собственного капитала профессиональных участников.
/>
Рис.2. Модельорганизации инвестиционного процесса
В целяхулучшения инвестиционного климата России необходимо разработать программу посокращению административных барьеров, уделив особое внимание созданиюзаконодательной базы, состоящей из нормативных актов прямого действия. Приоритетнымизадачами государственной экономической политики необходимо считать созданиеусловий для привлечения долгосрочных инвестиций путем развитиязаконодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, и эффективнойзащиты прав предпринимателей. Нужно законодательно определить ответственностьпредставителей госаппарата за их действия, нанесшие необоснованный ущербпредпринимательской деятельности.
/>Глава 2. Правовая базаи проблемы инвестиций
 2.1 Формирование и совершенствование правовой базыинвестиционного процесса
В Россиив целом за 90-е гг. создана нормативно-законодательная база инвестиционнойдеятельности рыночного типа. На федеральном уровне действует более чем 30нормативных актов. Разработана и законодательная база привлечения иностранныхинвестиций, в целом соответствующая нормам международного инвестиционногосотрудничества.
В связи стем, что формы инвестиций чрезвычайно разнообразны, законодательство, котороеоказывает влияние на их развитие, включает корпоративное законодательство,законодательство об иностранных инвестициях, о рынке ценных бумаг, о банковскойдеятельности, о коллективном инвестировании, бюджетное законодательство,налоговое и, наконец, уголовное законодательство.
Разныеполучатели инвестиций (государственные и частные предприятия), разные формысобственности инвесторов (государственные и частные инвестиции), разноепроисхождение инвестиций (отечественные и иностранные инвесторы), разныеспособы взаимодействия инвестора и реципиента инвестиций (на кредитной основе ипутем вкладов в уставной капитал реципиента) — все это исключает возможностьсоздания режима инвестиций в рамках и средствами какой-либо одной отраслизаконодательства. Этим объясняются многочисленность и разнообразие правовыхнорм и актов российского законодательства, регулирующих инвестиции иинвестиционный процесс.
Сложностьвнутренней структуры правового обеспечения инвестиционной деятельности связанатакже с ее многоуровневостью. Необходимо иметь в виду несколько уровней — федеральный,региональный (субъекты РФ), местный (местное самоуправление), корпоративный илокальный (в рамках хозяйственных объединений, предприятий и т.п.).
Правовоеобеспечение инвестиционной деятельности включает законы (нормативы),непосредственно регулирующие инвестиционную сферу, а также нормативные блоки,регулирующие перспективы развития и структуру народного хозяйства, финансовуюсферу, контрактную деятельность, занятость и доходы населения. Таким образом,привлечение инвестиций в реальный сектор экономики связано, в первую очередь, сформированием целостной системы правового обеспечения. Однако именно целостнойправовой системы пока не создано, российское инвестиционное законодательствоимеет раздробленный и внутренне противоречивый характер.
Новыеправовые нормы часто вступают в силу без должной огласки. Поэтому дажеспециалисты не всегда имеют возможности своевременно получать информацию обизменении законодательства. Планирование инвестиционной деятельностиосложняется и тем, что законы, как правило, вступают в действие с момента ихопубликования, поэтому субъекты хозяйственной деятельности и органыисполнительной власти не имеют времени перестроиться в соответствии сизменившимися правовыми условиями. Во многих случаях юридические нормы имеютобратную силу. В результате усиливается неопределенность и инвестиционный риск.
В целяхсоздания благоприятного инвестиционного климата также были намечены меры по упрощениюпроцедуры согласования технико-экономических обоснований инвестиционныхпроектов.
Вместе стем, на наш взгляд, ряд положений закона требуют уточнений и дальнейшегоразвития. В законах об инвестиционной деятельности определено, чтогосударственное регулирование инвестиционной деятельности предусматривается какпутем создания благоприятных условий для ее развития, так и прямого участиягосударства в инвестиционном процессе. Вместе с тем, слабо прописанаответственность государства за развитие инвестиций в реальном секторе экономики.Существенно сужаются права инвесторов различными изъятиями в осуществленииинвестиционной деятельности.
Стабилизационнаяоговорка касается только инвесторов, осуществляющих приоритетные инвестиционныепроекты. При этом из поля ее действия выпадает огромный сегмент инвестиционнойдеятельности, имеющий определенное значение для сбалансированногосоциально-экономического развития.
Напривлечение инвестиций в реальный сектор экономики направлен Федеральный закон«Об инвестиционных фондах» (2010 г., №156-ФЗ). В соответствии сзаконом вводятся единые стандарты регулирования взаимоотношений в областиколлективных инвестиций, а также устраняется ряд препятствий для размещениясвободных денежных средств на организованных рынках капитала. Определяютсяособенности создания, правового положения и ликвидации акционерных обществ винвестиционной сфере, лицензирования их деятельности и др. вопросы.
Следуетпризнать, что федеральная законодательная база во многом пока остаетсянепрозрачной и противоречивой, ряд аспектов деятельности инвесторовнеоправданно регламентированы, регулируются множеством подзаконных актов,другие — остаются за рамками правового поля, что препятствует притоку капиталав производство. Для улучшения инвестиционного климата недавно приняты (илинаходятся в стадии принятия) законодательные акты, направленные надерегулирование и дебюрократизацию предпринимательской деятельности, упрощениепроцедуры регистрации юридических лиц, порядка введения в хозяйственный оборотземельных участков несельскохозяйственного назначения для осуществлениястроительства новых объектов, то есть на снижение очень высокого уровнятрансакционных издержек бизнеса.
/>2.2 Проблема ускореннойамортизации
За годырыночных реформ в России существенно расстроен амортизационный механизм,который в предшествующие годы формировал до половины объема капитальныхвложений. Амортизация — это процесс постепенного возмещения основного капиталапо стоимости в период его функционирования в производстве, что создаетвозможность его замены не только в прежней натуральной форме, но и на болеевысоком научно-техническом уровне. Однако изношенный капитал, будучивозмещенным по стоимости, может не возмещаться в натуре, если накопленныйамортизационный фонд будет использоваться как оборотный капитал, или «проедаться»,то есть использоваться на заработную плату и другие текущие нужды. Содержаниемамортизационной политики, одинаковой для рыночных и переходных экономик,является регламентация государством обязательных для хозяйствующих субъектовсроков службы основных средств (фондов и капитала), или норм их амортизации,порядка начисления этих норм, учета и использования амортизационных фондов.
Амортизационнаяполитика в условиях рыночной экономики, тесно связанная с налоговой политикой,имеет целью обеспечить финансовые возможности хозяйствующего субъекта дляинвестирования в основной капитал. Условия списания основного капитала наряду суровнем налогообложения доходов предприятий и налоговыми инвестиционнымильготами являются для предпринимателей важнейшими ориентирами при принятиирешений об инвестировании в реальный сектор экономики.
Во всехразвитых странах амортизация, в том числе ускоренная, рассматривается как важнейшийисточник инвестиционных средств компаний. В России в первой половине 90-х гг. политикаскачкообразной либерализации цен привела к обесцениванию оборотных средствпредприятий, резкой диспропорции между их материальными и денежными активами. Обеспеченностьосновных фондов предприятий оборотными средствами в 2005 г. снизилась доничтожно малой величины — 2 коп. на 1 рубль основных фондов, то есть в 19 разпо сравнению с 2000 г. [2]Предприятия испытывали нарастающую нехватку денежных ресурсов дляфинансирования текущих расходов.
По даннымМинэкономики России, ускоренную амортизацию в тот период использовалонезначительное количество предприятий различных отраслей, так как онаувеличивала себестоимость продукции и, соответственно, снижала возможности еесбыта. [3]
Всовременных условиях предприятиям предоставлена некоторая самостоятельность приосуществлении амортизационной политики, направленной на своевременное ирегулярное проведение переоценок основных фондов с целью приближения оценкифондов к рыночной стоимости, однако стимулирование инвестиционной активностипутем применения ускоренной амортизации по-прежнему ограничено налоговымзаконодательством.
Внастоящее время ситуация в российской экономике в целом складывается так, чтовозможности использования внешних источников финансирования инвестиций дляпредприятий весьма ограничены по целому ряду причин. Прежде всего, большинствопредприятий обладает низкой инвестиционной привлекательностью и способностьювоспринимать инвестиции (убыточность или низкая рентабельность, отсутствиеоткрытости, доступности и достоверности информации об их состоянии дляпотенциальных инвесторов). С другой стороны, сохраняются макроэкономическиеусловия, ориентирующие на переток кредитных ресурсов из низкодоходногопроизводственного сектора в более прибыльный финансовый сектор. Значительноечисло предприятий реального сектора, таким образом, не имеют возможностивоспроизводства своего капитала: процентные ставки по кредитам до кризиса 2007г. превышали их рентабельность в десятки раз, после кризиса этот разрыв сталменьше, но сохраняется. В нормальной рыночной экономике средняя норма прибыли внародном хозяйстве примерно в два раза превышает среднюю процентную ставкуиз-за разницы в скорости оборота промышленного и банковского капитала.
Содействиегосударства формированию механизмов трансформации сбережений в производственныеинвестиции должно осуществляться по ряду направлений, предполагающих какповышение привлекательности размещения сбережений в функционирующиефинансово-кредитные институты, так и развитие новых институтов.
Этотребует активных мер государственной политики по формированию инфраструктурыфинансового рынка, развитию сети небанковских финансово-кредитных институтов,способных мобилизовать долгосрочные финансовые ресурсы.
В частиамортизационной политики государство должно устранить противоречиянормативно-законодательной базы с реальными экономическими условиямивоспроизводства капитала, обеспечить пересмотр норм амортизации адекватносовременным срокам службы техники, расширить практику ускоренной амортизации сиспользованием различных методов ее начисления и переходом от разрешительногоспособа ее использования к заявительному.
Не менееважными задачами являются создание института эффективного собственника,заинтересованного в обновлении производственного потенциала и обеспечениипрозрачности деятельности предприятий на основе введения международныхстандартов финансовой отчетности.
/>Глава 3. Анализинвестиционной деятельности
 3.1 Анализ инвестиционной деятельности РФ
Формированиенового инвестиционного механизма обусловило появление новой терминологии.
Экономическийсмысл инвестиций — «использование денег в целях увеличения их количествапутем получения дохода или увеличения капитала»[4]. В экономическойлитературе советского периода инвестиции часто отождествляли с капитальнымивложениями, в то время как понятие инвестиций существенно шире.
Инвестиции- это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числеимущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые вобъекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибылии (или) достижения иного полезного эффекта[5].
Инвестициимогут быть классифицированы с использованием различных критериев. Наиболееважными представляются следующие классификации:
1. Сточки зрения степени вовлеченности инвестора в управление хозяйственнойдеятельностью выделяются следующие виды инвестиций:
прямые;
портфельные;
прочие.
2. Сточки зрения национальной принадлежности инвестора:
внутренниеинвестиции (осуществляемые резидентами);
внешние,или иностранные,
инвестиции(осуществляемые нерезидентами).
3. Сточки зрения объекта инвестирования (по формам инвестиций):
финансовыеинвестиции; реальные инвестиции;
нематериальныеинвестиции.
4. Сточки зрения формы собственности инвестора обычно выделяются:
государственныеинвестиции;
частныеинвестиции.
5. Сточки зрения характера взаимоотношений инвестора и реципиента инвестиций:
долевоеинвестирование (участие в капитале); долговое инвестирование.
6. Сточки зрения использования в процессе производства:
инвестициив основной капитал;
инвестициив оборотный капитал; прочие.
7. Сточки зрения срока инвестирования инвестиции подразделяются на:
долгосрочные(на срок более 5 лет);
среднесрочные(на срок от 1 года до 5 лет);
краткосрочные(на срок менее 1 года).
Инвестиционнаядеятельность — вложение инвестиций и осуществление практических действий вцелях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
Капитальныевложения — инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числезатраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническоеперевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования,инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.
Инвестиционныйпроект — обоснование экономической целесообразности, объема и сроковосуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектно-сметнаядокументация, разработанная в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами иправилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций(бизнес-план).
Основныехарактеристики российских институциональных инвесторов представлены в таблице 1.2
Как можноопределить современную инвестиционную ситуацию в России? Улучшениеобщеэкономической ситуации в России в 2008-2002 гг. привело к переломунегативной тенденции падения инвестиций. В рекордном за истекшее десятилетие 2009г. объем инвестиций в экономику за счет всех источников финансирования составил1165,2 млрд. руб. и увеличился по сравнению с 2008 г. на 17,4%. На 2010 г., попрогнозам Минэкономразвития Российской Федерации, предусмотрен их дальнейшийрост в 7%[6].
 
Таблица1.2
Основныехарактеристики российских институциональных инвесторовИнституциональные инвесторы
Год начала
деятельности
Количество
инвесторов
Привлеченный
капитал, млн. руб. 2006 г. 2008 г. 2006 г. 2008 г. Коммерческие банки 2002 2603 1389 169700,0 255544,0 Чековые фонды 2001 520 302 750,0 412,0 Страховые компании 2002 2500 1500 27400,0 68072,2 Пенсионные фонды 2001 254 260 1392,3 16000,0 Паевые фонды 2005 22 25 241,1 2562,0 Итого /> 5899 3584 200383,4 342590,2
Динамикаи структура инвестиций в российскую экономику по всем источникам финансированияза последние годы отражены в таблице 1.4 8.
Данныетаблицы 1.4 показывают, что главную роль среди источников инвестиций играютсобственные средства предприятий и организаций. Происходит сокращение долисредств федерального бюджета.
Впривлеченных средствах незначительны (и не выделены отдельной строкой) инвестиционныекредиты коммерческих банков и средства за счет эмиссии ценных бумаг.
Однакоположительные тенденции роста экономики и инвестиций не приняли устойчивогохарактера. Инвестиционный процесс в основном сконцентрирован в сырьевом секторе.В стране существует объективная необходимость осуществления инвестиционногоманевра в сторону обрабатывающей промышленности, но очевидно, что автоматическиэто произойти не может.
 
Таблица1.4
Структура инвестиций по источникам финансирования (млрд. рублей в ценахсоответствующих лет)/> 2008 г. 2009 г. 2010 г. Инвестиции за счет всех источников /> /> /> финансирования — всего 659,3 1165,2 1300,0 в том числе: /> /> />
собственные и привлеченные средства
предприятий и организаций 560,6 885,3 1135,5 удельный вес от общего объема,% 85,0 86,0 87,3 из них: /> /> /> собственные средства предприятий 396,0 618,0 780,0 удельный вес от общего объема,% 60,1 60,0 60,0 привлеченные средства 164,6 267,3 355,5 удельный вес от общего объема,% 25,0 26,0 27,3 из них:
 
средства населения на индивидуальное
жилищное строительство 34,6 55,0 70,0, удельный вес от общего объема,% 5,2 5,3 5,4 иностранные инвестиции 34,0 58,0 80,0 удельный вес от общего объема,% 5,2 5,6 6,2 другие привлеченные 96,0 154,3 205,5 удельный вес от общего объема,% 14,6 15,0 15,8 средства консолидированного бюджета 98,7 144,7 164,5 удельный вес от общего объема,% 15,0 14,0 12,7 из них: /> /> /> средства федерального бюджета 37,2 42,7 34,5 удельный вес от общего объема,% 5,6 4,1 2,7 из них: /> /> /> государственные инвестиции 6,0 11,7 26,1 удельный вес от общего объема,% 0,9 1,1 2,0
средства субъектов федерации и местных
бюджетов 61,5 102,0 130,0 удельный вес от общего объема,% 9,3 9,9 10,0
Данныетаблицы 1.5 свидетельствуют о том, что отраслевая структура инвестиций с точкизрения реструктуризации и модернизации отраслей реального сектора экономикиостается неблагоприятной.
Около 60%инвестиций в основной капитал приходится на транспорт, отраслитопливно-энергетического комплекса (ТЭК), жилищно-коммунальное хозяйство. Изданных таблицы также видно, что в целом устойчивого сдвига в отраслевойструктуре инвестиций в сторону обрабатывающей промышленности не происходит.
 
Таблица1.5
Отраслеваяструктура инвестиций в основной капитал (%) />
2007 г.
2008 г.
2009 г. Всего 100,0 100,0 100,0 Промышленность 39,9 41,9 41,4 Электроэнергетика 7,6 5,2 4,2 Топливная 16,1 16,2 20,8 Металлургия 4,3 5,1 5,3 Химическая и нефтехимическая* 1,4 1,8 1,7 Машиностроение и металлообработка** 3,1 3,8 3,0 Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная 1,0 1,7 1,6 Строительных материалов 0,5 0,7 0,6 Легкая 0,1 0,2 0,1 Пищевая 4,5 6,6 3,3 Сельское хозяйство 3,3 3,2 2,8 Строительство 3,4 2,3 2,5 Транспорт 14,4 18,6 21,8 Связь 3,7 3,5 2,5
Специалистыпризнают, что в стране отсутствуют системная инвестиционная среда, механизмытрансформации сбережений в инвестиции. Мы находимся в «инвестиционнойловушке», когда при острейшей нужде в инвестициях и наличии значительныхсвободных финансовых ресурсов нет условий для их прибыльного использования,реальный сектор недостаточно восприимчив к инвестициям.
/>
Рис.3. Отраслеваяструктура инвестиций в основной капитал (%)
Серьезнойпроблемой является разрыв в цепочке «сбережения — инвестиции»: в 2009г. валовые национальные сбережения оценивались в 32% ВВП, в то время как наинвестиции из них пошла только половина (15% ВВП). Остальные значительныесредства идут в золотовалютные резервы и на вывоз капитала: инвестиционнаяактивность переносится за пределы страны.
В периоддо 2010-2015 гг. ежегодные потребности России в инвестициях можно оценить в 100-150млрд. долл. или 15-20% ВВП[7]. Но даже это не в состоянииполностью разрешить труднейшую задачу развития отечественной инфраструктуры имодернизации российской промышленности.
Толькодля конверсии оборонных предприятий необходимо 25-30 млрд. долл. [8]
Среднегодовойтемп роста инвестиций в основной капитал в России в 2004-2005 гг. Министерствоэкономического развития и торговли РФ оценивает в 107,5-109%. Если в посткризисныйпериод развития России (2008-2009 гг.) возможности наращивания производствабыли обусловлены наличием значительного резерва свободных мощностей, то к 2002г. резерв свободных мощностей конкурентоспособных производств практическиисчерпан. Возможности дальнейшего значительного роста производстваконкурентоспособной продукции связываются только с крупномасштабнымиинвестициями в модернизацию основного капитала.
Такимобразом, для закрепления позитивных тенденций в экономике и придания динамикеобщественного производства устойчивого характера важное значение приобретаетстимулирование притока отечественных и иностранных инвестиций./>3.2 Налоговые механизмыпривлечения инвестиций
Внастоящее время в России осуществляется масштабная налоговая реформа,направленная на упрощение налоговой системы путем отмены части неэффективныхналогов и значительное снижение общей налоговой нагрузки на предприятия длястимулирования инвестиционной активности. Одной из ее задач выступает такжеформирование равных условий для законопослушных налогоплательщиков путемуменьшения количества и упорядочивания налоговых льгот. Сумма различных льгот внашей стране оценивается в 200 млрд. руб. в год, и зачастую они предоставляютсяпроизвольно, в зависимости от возможностей лоббирования их получателей.
Россиидля восстановления инвестиционного процесса необходимо использовать мировойопыт налогового стимулирования инвестиций и внедрять механизмы, которые США истраны Западной Европы начали использовать для модернизации экономики еще в 60-70-ыегг. XX века.
Устойчивыйхарактер носят льготы, направленные на стимулирование инвестиционной инаучно-технической деятельности компаний в национальных рамках, региональноммасштабе и в отдельных сферах (включая льготы по зарубежным инвестициям). Определенныельготы направлены на предоставление помощи компаниям в сохранении устойчивостиэкономического положения (например, льготы по отчислениям в резервные фондыкомпаний, по списанию сомнительных долговых обязательств и др.).
Предоставляемыезарубежным компаниям льготы различаются и по способам их осуществления. Изширокого спектра самых различных налоговых льгот, предусмотренных в налоговыхсистемах развитых стран, следует выделить самые распространенные преференции,используемые повсеместно: прямые и косвенные льготы.
Прямыельготы осуществляются путем уменьшения налогооблагаемой прибыли, уменьшенияставок налога (налоговый кредит), вычетом из величины налога, полнымосвобождением от налога, установлением более низких ставок налога на прибыльмелких предпринимателей.
ВГермании методы и нормы амортизации являются объектом тщательно разработанногозаконодательства. Федеральное и земельное Министерства финансов публикуют свыше90 таблиц, определяющих методы и нормативы описания различных видов основныхфондов и подробные инструкции по применению этих нормативов в отраслевомразрезе.
Инструкциидают компаниям возможность в индивидуальном порядке, при наличии резонныхпричин, допускать в своей практике некоторые отклонения от этих норм.
В другихразвитых странах, особенно странах ЕС, использование ускоренной амортизациинапоминает германский опыт, хотя и в более ограниченных масштабах. Так, воФранции специально выделяют те относительно узкие группы основных фондов, ккоторым разрешено применять методы ускоренной амортизации. В Италии ускореннаяамортизация, вдвое превышающая отчисления, установленные равномерным методом,применяется к некоторым основным фондам в течение нескольких лет после их вводав действие. [9]
Еще однойформой налогового кредита, направленной на поддержку и стимулирование научныхразработок и нововведений, которая также достаточно широко распространена вряде развитых стран (например, в Канаде, Франции, Италии и др.), являетсяпрямое снижение налогооблагаемой прибыли, направляемой нанаучно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР).
ВГермании уменьшение ставки налога на прибыль мелкого предпринимательства используютсядля некоторых отраслей — например, в сельском хозяйстве, где к тому жесуществует достаточно широкая система других льгот. Развернутая система льготпри налогообложении прибыли сохранится в западных странах и в обозримойперспективе: государство не пойдет на ослабление этой системы, поскольку онадает уникальную возможность целеустремленно влиять на определенные сферы инаправления предпринимательской деятельности.
В целяхстимулирования вложений в модернизацию производства и поощрения предприятий,целесообразно восстановить льготы по налогообложению прибыли и получениюналогового кредита, позволяющие существенно снизить налоговую нагрузку напредприятия в период обновления материально-технической базы, снять ограниченияна их предоставления; рассмотреть возможность предоставления налоговых каникулна срок 3-5 лет предприятиям, внедряющим принципиально новые технологии, машиныи оборудование. [10]
/>Глава 4. Регулированиеинвестиционной деятельности
 4.1 Переориентация банковской системы наинвестирование реального сектора экономики
Напротяжении 90-х гг. банковская система России была ориентирована навысокодоходные операции в финансовом секторе, в минимальной степени осуществляяинвестирование в реальный сектор экономики. Кризис 2007 г. оказалразрушительное воздействие на финансовое состояние подавляющего большинствароссийских банков. Сужение ресурсной базы кредитных организаций привело ксвертыванию программ кредитования реального сектора экономики.
Составнойчастью государственной политики по формированию благоприятного инвестиционногоклимата в стране стала реструктуризация банковской системы на рыночной основе,так как ее недостаточная эффективность и надежность выступают серьезнымпрепятствием экономического роста. Реструктурированная банковская системадолжна отвечать требованиям высокой надежности, управляемости и инвестиционнойнаправленности, гарантировать необходимый уровень предложения кредитныхресурсов по доступным для производственной сферы процентным ставкам.
В периодпосле кризиса 2007 г. благодаря усилиям Центрального банка и Агентства пореструктуризации кредитных организаций (АРКО) была достигнута определеннаястабилизация банковской системы.
Тем неменее по ряду ключевых показателей докризисный уровень банковской системы ещене достигнут. Совокупный капитал и активы действующих банков выросли лишь вноминальном выражении. В реальном исчислении величина собственных средствбанковской системы составила в середине 2009 г.46% от предкризисного уровня. Увеличениеудельного веса совокупных активов банков в ВВП с 29% на 1 августа 2007 г. до 41%на 1 декабря 2008 г. объясняется в основном существенным ростом валютизацииактивов. [11]Особую тревогу вызывает сохраняющийся разрыв между банковским ипроизводственным секторами экономики.
Банковскиекредиты реальному сектору экономики по-прежнему незначительны. В 2008 г. онисоставили 24 млрд. руб. или 4,3% всех инвестиций в основной капитал. Долякредитов к концу 2008 г. составила 33% банковских активов, а отношение суммыкредитов к ВВП не превышало 11%, в то время как во многих развитых странах онодостигает 100% ВВП. [12]
Основнымкредитором отечественного производства является Сбербанк России, кредитныйпортфель которого возрос за 2008 г. в три раза и достиг 180 млрд. руб.85%кредитного портфеля Сбербанка — это инвестиции в российскую экономику. Вперечне клиентов Сбербанка такие крупные традиционные заемщики, как «Газпром»,«ЛУКойл», Лебединский ГОК, «Ростелеком», «Норильскийникель». У Сбербанка нет четко выраженной отраслевой ориентации — онподдерживает предприятия самого разного профиля.
С конца 2008г. денежный рынок России насыщен свободными ресурсами: свободные средстванаселения в мае 2009 г. составили 367 млрд. рублей, из которых 272 млрд. руб. находятсяв Сбербанке России. О недостаточной эффективности трансформации «коротких»денег в «длинные» свидетельствует наличие значительных остатков накорреспондентских счетах кредитных организаций (в мае 2009 г. они составили 66млрд. руб). [13]
В Россиив 2008 г. создан Российский банк развития как агент Правительства РоссийскойФедерации по использованию средств Бюджета развития для поддержки и гарантийчастных инвестиций.
Высокиекредитные и инвестиционные риски, вызванные трудным финансовым положениемзначительной части производственных предприятий, также сдерживают кредитованиепроизводства банками. Несмотря на то, что финансовое положение предприятийукрепляется, просроченная задолженность в экономике по все видам платежей составляетастрономическую сумму в 1,5 трлн. руб. В условиях, когда по действующим законамкредиты погашаются в последнюю очередь, банки опасаются их выдавать.
И внастоящее время сохраняются условия для использования средств банковпреимущественно в сфере обращения, где доходность операций более высока посравнению с производственной сферой.
Важноезначение в повышении инвестиционной активности банковской системы имеетсоздание системы стимулирования и страхования инвестиций. Одним из условийпредоставления банками долгосрочных займов на инвестиционные проекты при высокихкредитных и инвестиционных рисках производственной сферы является наличиегосударственных гарантий. К числу мер, способствующих возрастаниюпроизводственных инвестиций коммерческих банков, можно также отнестидифференциацию экономических нормативов и льготное налогообложение. Необходимостьэтих мер постоянно отстаивает в последние годы от имени банковского сообществаРоссии Ассоциация российских банков.
Дляобеспечения устойчивости банковской системы необходимо привлечение сбереженийшироких слоев частных вкладчиков. Но для этого необходима защита частныхвкладов, что способствует укреплению доверия населения к государству ибанковскому сектору. Отток частных вкладов, являющихся нередко значительнойчастью банковских ресурсов, как показывают многочисленные примеры, можетпривести к банкротству даже устойчивые банки.
Доминирующаядоля частных депозитов (около 85%) в настоящее время приходится наСберегательный банк Российской Федерации. В соответствии со статьей 36Федерального закона «О банках и банковской деятельности» на негораспространяются государственные гарантии по вкладам. Необходимо введениесистемы гарантирования депозитов и для оставшихся 15% частных вкладов,приходящихся на другие коммерческие банки. Ассоциация российских банков уженесколько лет выступает за принятие подготовленного ее специалистами в 2003 г. законопроекта«О гарантировании вкладов граждан в банках», который позволил быподнять доверие населения к банковской системе и аккумулировать свободныесредства в целях инвестирования в реальный сектор экономики.
В целом,несмотря на выдвинутые правительством задачи повышения уровня инвестирования внефинансовый сектор экономики, сложившееся законодательство и политикагосударственных органов по регулированию экономики пока не обеспечиваютреальной поддержки банков, финансирующих инвестиции в развитие, модернизациюпроизводства и повышение конкурентоспособности российской продукции.
Дляэффективной работы банковского капитала в реальном секторе экономики важносоздание на государственном уровне соответствующих экономических и финансовыхусловий. Банкам для ориентиров кредитования необходимы перечни приоритетныхотраслей (с точки зрения интересов структурных преобразований экономики),единые государственные стандарты оценки эффективности инвестиционных проектов,приведение планирования инвестиционных затрат в соответствие с правиламибухгалтерского учета основных средств, нематериальных активов, а также сналоговым и таможенным законодательством.
В этихцелях надо модернизировать, оздоровить структуру кредитов, предоставляемыхэкономике, обратив особое внимание на развитие целевых кредитов,синдицированных ссуд, ипотечных кредитов, внедрение в финансовый оборот наоснове последних закладных ипотечных бумаг; рассмотреть возможность определенияминимального уровня кредитных вложений в производственный сектор в совокупныхактивах коммерческих банков, учитывая при этом, что инфляционным является несам кредит, а структура кредитных вложений.
Однако,если полностью открыть доступ в нашу нынешнюю экономику западным банкам, томожно подавить собственный банковский сектор, так как несравненно более мощныеиностранные банки без труда победят в конкуренции за российские сбережения.
 4.2 Формы государственного управления и регулированияинвестиционной деятельности
Прямые икосвенные методы государственной поддержки инвестиционной деятельностиопределены в Федеральном законе «Об инвестиционной деятельности вРоссийской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».
Инвестиционнаяполитика на общегосударственном уровне представляет собой систему регулирующеговоздействия федеральных властей, призванную способствовать общественномувоспроизводству в национальном масштабе. На региональном и местном уровняхинвестиционная политика дополняется совокупностью регулирующих норм имероприятий, обеспечивающих в пределах компетенции субъекта Федерации илиместного самоуправления инвестиционно-инновационную активность на своейтерритории.
Функциигосударственного регулирования и координации инвестиционной деятельности внастоящее время размыты и рассредоточены между многими федеральными органами,каждый из которых реализует их в пределах своей предметной компетенции, посвоим направлениям и в соответствии со своими ведомственными документами. Отсутствиесогласованности в деятельности различных органов становится причинойзатруднений в инвестиционной деятельности, поскольку последствия конкретныхрешений и связанные с этим расходы становятся непредсказуемыми.
Сверхприбыль,генерируемая на рынках высоких технологий за счет присвоения интеллектуальнойренты, расширяет налоговую базу и многократно окупает государственные расходына поддержание необходимых темпов НТП.
Впоследние годы стало очевидным, что должен быть изменен порядок формированияфедеральных программ. Главным недостатком существующих процедур формированияперечня федеральных программ является отсутствие тендерного механизма. Каждаяпрограмма оценивается индивидуально в соответствии с некоторым наборомкритериев, сформулированных в самом общем виде, без сравнительной оценкиожидаемых результатов от реализации аналогичных программ. Результатом такогоподхода является появление большого числа утвержденных в установленном порядкефедеральных программ, полноценное финансирование которых невозможно. Впоследние годы по большинству программ оно находилось на уровне несколькихпроцентов от запланированного объема. Это привело к распылению и омертвлениюскудных бюджетных ресурсов, росту незавершенных проектов и недостроенныхобъектов.
Наиболеесущественными методами стимулирования инвестиционной активности предприятийявляются долевое участие государства в инвестиционных программах, механизмкоторого определяется постановлением Правительства Российской Федерации от 22июня 2003 г. №744 «О порядке размещения централизованных инвестиционныхресурсов на конкурсной основе» и Методическими рекомендациями о порядкеорганизации и проведения конкурсов по размещению централизованныхинвестиционных ресурсов, утвержденных Минэкономики России 20 марта 2005 г., ипредоставление государственных гарантий.
Дляповышения эффективности их реализации целесообразно перечень федеральныхцелевых программ формировать на конкурсной основе, а главным критерием отборапрограмм должен явиться народно-хозяйственный экономический эффект отвыделяемых из федерального бюджета средств. [14]Реализация этого предложения позволит:
сократитьчисло финансируемых научно-производственных программ и сконцентрироватьимеющиеся бюджетные ресурсы;
повыситькачество разработки проектов программ;
использоватьфедеральные программы как механизм реформирования предприятий.
Внастоящее время при оказании прямой государственной инвестиционной поддержкипока недостаточно активно используется принцип разделения рисков с частными инвесторами,инвестирования государственных средств в наиболее надежные и проработанныепроекты. Несоответствие целевых установок предприятия наличию у негоинвестиционных ресурсов, что при минимальном вложении предприятия собственныхсредств в инвестиции наиболее вероятно, существенно повышает риск нецелевогоиспользования инвестиционных средств. В связи с этим необходимо:
1) исключитьвозможность предоставления государственных инвестиций предприятиям иначе какпри условии одновременного предоставления частных инвестиций и (или) использованияв целях инвестирования собственных средств предприятий;
2) осуществитьпереход к проведению государственной инвестиционной политики преимущественно вформе государственных гарантий.
Одной изнаиболее распространенных форм государственной поддержки являетсяпредоставление льгот по платежам в региональный и местный бюджеты. Наряду сэтим органы государственной власти весьма часто попустительствуют тому, чтопредприятия своевременно не погашают своих задолженностей перед бюджетом либоделают это не в полном объеме. Такую политику государственных органов следуетрассматривать как косвенное кредитование предприятий-должников, что само посебе негативно, поскольку такая форма кредитования не приводит, как правило, кувеличению инвестиционной активности предприятий.
Заключение
В целяхулучшения инвестиционного климата России необходимо разработать программу посокращению административных барьеров, уделив особое внимание созданиюзаконодательной базы, состоящей из нормативных актов прямого действия. Приоритетнымизадачами государственной экономической политики необходимо считать созданиеусловий для привлечения долгосрочных инвестиций путем развитиязаконодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, и эффективнойзащиты прав предпринимателей. Нужно законодательно определить ответственностьпредставителей госаппарата за их действия, нанесшие необоснованный ущербпредпринимательской деятельности.
Длязакрепления позитивных тенденций в экономике и придания динамике общественногопроизводства устойчивого характера важное значение приобретает стимулированиепритока отечественных и иностранных инвестиций.
Дляповышения эффективности использования различных механизмов государственнойинвестиционной политики представляется необходимым:
созданиеэффективной системы мониторинга всех форм осуществления государственнойинвестиционной политики, обеспечивающей возможности оценки на заданномвременном интервале бюджетной эффективности поддержки конкретного предприятия;
обеспечениекомплексности и согласованности государственных мер поддержки на уровнеконкретных предприятий, сокращение сроков принятия решений и четкая фиксациявременных рамок и последовательности их принятия;
разработкасогласованных на местном и федеральном уровне мер стимулирования инвестиционнойдеятельности (к примеру, путем определения концепции промышленной политики). Этообеспечивает единство базовых критериев предоставления поддержки и основныхтребований к собираемой информации, консолидацию ресурсов на конкретныхперспективных направлениях.
Федеральнаязаконодательная база во многом пока остается непрозрачной и противоречивой, рядаспектов деятельности инвесторов неоправданно регламентированы, регулируютсямножеством подзаконных актов, другие — остаются за рамками правового поля, чтопрепятствует притоку капитала в производство. Для улучшения инвестиционногоклимата недавно приняты (или находятся в стадии принятия) законодательные акты,направленные на дерегулирование и дебюрократизацию предпринимательскойдеятельности, упрощение процедуры регистрации юридических лиц, порядка введенияв хозяйственный оборот земельных участков несельскохозяйственного назначениядля осуществления строительства новых объектов, то есть на снижение очень высокогоуровня трансакционных издержек бизнеса.
Важнымизадачами являются создание института эффективного собственника,заинтересованного в обновлении производственного потенциала и обеспечениипрозрачности деятельности предприятий на основе введения международныхстандартов финансовой отчетности.
Список литературы
1.        Абалкин Л.И. Бегство капитала: природа, формы, методы борьбы // Вопросыэкономики. 2006. № 7. — 16 с.
2.        Белая книга по проблемам инвестиций. Основные факторы, препятствующиеинвестициям в экономику Российской Федерации // Американская торговая палата вРоссии, 2007. -278 с.
3.        Белова С., Волкова Н., Поздняков Е. Амортизационная политика впереходной экономике // Экономист. 2006. № 12. — 186 с.
4.        Беренс В., Хавранек П. Руководство по оценке эффективности инвестиций. М.:Интерэксперт, Инфра-М, 2005.386 с.
5.        Бернштам Е., Кузнецов А. Региональное распределение инвестиций в России(материалы к лекциям и семинарам) // Российский экономический журнал. 2006. № 2,3.- 23-27 с.
6.        Булатов А. Вывоз капитала из России и концепция его регулирования. М.: БЕК.,2007. — 379 с.
7.        Богуславский М.М. Иностранные инвестиции: правовое регулирование. М.: Изд-воБЕК, 2008. ─ 462 с.
8.        Kиpeeв А.П. Международнаяэкономика: в 2-х ч. Учебное пособие для вузов. М.: Междунар. отношения, 2008. — 429 с.
9.        Кукукина И.Г., Ставровский Е.С. Оценка привлекательности инвестиционныхпроектов. Иваново, 2007. — 106 с.
10.     Кураков Л.П., Мухетдинова Н.М., Сергеенков В.Н. Инвестиционная политикав современных условиях / Под ред. Л.П. Куракова. М.: Республика, 2006.
11.     Лебедев А., Некипелов А. Как утолить инвестиционный голод? // Известия,7 марта 2008. — с.6
12.     Лебедев В.М. Привлечение иностранных инвестиций: оценка ситуации // Российскийэкономический журнал. 2008. № 3. — 37-38 с.
13.     Мухетдинова Н.М. Инвестиции и государственная инвестиционная политика //Российский экономический журнал. 2008. № 8. — 16-17 с.
14.     Никитин С. Закон об иностранных инвестициях в РФ. Определения требуютдоработки // Внешнеэкономический бюллетень. 2009. № 9. — 11-12 с.
15.     Никитин С., Никитин А., Степанова М. Налоговые льготы, стимулирующиепредпринимательскую деятельность в развитых странах Запада // Мировая экономикаи международные экономические отношения. 2007. № 11. — 13-14 с.
16.     Оболенский В.П., Поспелов В.А. Глобализация мировой экономики: проблемыи риски российского предпринимательства. М.: Наука, 2008. ─ 216 с.
17.     Становление рыночной экономики в странах Восточной Европы / Пер. с англ.Общ. ред. и предисловие Н.А. Макашевой. М.: Российский ГосударственныйГуманитарный Университет, 2007. — 676 с.
18.     Фишер П. Прямые иностранные инвестиции для России: стратегия возрожденияпромышленности. М.: Финансы и статистика, 2009. — 279 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Методы и принципы таможенного права
Реферат Назначение таможенного перевозчика. Его права и обязанности
Реферат Организация государственного управления таможенного дела
Реферат Организация таможенного склада
Реферат Macbeth Summary Essay Research Paper Act VLady
Реферат Образование таможенного дела в Республике Беларусь
Реферат Особенности правового регулирования таможенного склада
Реферат «Туризм и активный отдых на Юге России» это отличный выбор для тех, кто хочет донести информацию о своих услугах или товарах для конкретной целевой аудитории
Реферат Особенности таможенного оформления товаров, перемещаемых через границу
Реферат Порядок уплаты таможенных платежей физическими лицами
Реферат Основы и организация таможенного дела в Российской Федерации
Реферат Порядок проходження служби в митних органах
Реферат Порядок заявления и контроля таможенной стоимости товаров
Реферат Перемещение товаров в международных почтовых отправлениях, пересылаемых в Российскую Федерацию
Реферат Обеспечение качества предоставления услуг в индустрии гостеприимства