Реферат по предмету "Экономика"


Россия в международной торговле товарами и услугами

--PAGE_BREAK--Конкурентоспособность на глобальном (межстрановом) уровне

В научных исследованиях глобальной (межстрановой) конку­рентоспособности выделяются ежегодные доклады Всемирного эко­номического форума (ВЭФ) "TheGlobalCompetitivenessReport". В соответствии с методикой ВЭФ для каждой страны разрабаты­вается сводный индекс конкурентоспособности, измеряемый на основе макроэкономических показателей, важнейших для экономического роста и коррелирующих с ним в средне- и долгосрочной перспек­тиве. По мнению авторов доклада, экономический рост страны наи­более тесно связан с ее открытостью в международной торговле, каче­ством государственной политики, эффективностью финансовой сис­темы, мобильностью рынков труда, уровнем образования рабочей силы, качеством общественных институтов. Главными комплексными фак­торами конкурентоспособности (КСП) страны считаются восемь: 1) «открытость» (13 индикаторов); 2) «государство» (22 индикатора); 3) «финансы» (24 индикатора); 4) «инфраструктура» (16 индикаторов); 5) «технология» (23 индикатора); 6)«управление» (23 индикато­ра); 7) «труд» (17 индикаторов); 8) «институты» (23 индикатора).

Каждому из восьми комплексных факторов КСП придается оп­ределенный вес, разрабатывается система количественных и опрос­ных показателей (см. табл. 4). На базе расчетов 161 основного показа­теля вначале измеряются восемь факторных индексов КСП, а затем определяется ее сводный индекс, в соответствии со значениями кото­рого все страны ранжируются. Результаты измерений ВЭФ по выб­ранному нами кругу стран представлены в таблице 5.
Таблица 4. Веса главных факторов КСП, количественных и опросных данных по факторным индексам (методика ВЭФ 2005г.) [3, 38]



Факторы КСП

Веса фактор­ных индексов КСП, в %



Веса количественных и опрос­ных данных по факторным индексам КСП, в %

Число пока­зателей изме­рения факторов КСП

количественные

опросные

1.

«Открытость»

16,7

75

25

13

2.

«Государство»

16,7

75

25'

22

3.

«Финансы»

16,7

75

25

24

4

«Инфраструктура»

ИД

25

75

16

5.

«Технология»

11,1

25

75

23

6.

«Управление»

5,5



100

23

7.

«Труд»

16,7

75

25

17

8.

«Институты»

5,5



100

23



Итого

100,0





161

Таблица 5. Ранг (место) стран по глобальной конкурентоспособности в мировой экономике (оценки ВЭФ) [3, 39]

Страны

2003 г

2004 г

2005 г

2006 г

2007 г

среди 11 стран

среди 49 стан

среди 11 стан

среди 53 стран

среди 11 стран

среди 53 стран

среди 11 стран

среди 59 стран

среди 11 стран

среди 59 стран

1. США

1

4

1

3

1

3

1

2

1

1

2. Великобритания

4

15

2

7

2

4

2

8

2

9

3. Япония

3

13

4

14

4

12

3

14

6

21

4. Норвегия

2

7

3

10

3

9

4

15

5

16

5. Швеция

6

21

6

22

7

23

5

19

3

13

6. Республика Корея

5

20

5

21

5

19

6

22

8

29

7. Франция

8

23

7

23

6

22

7

23

7

22

8. Германия

7

22

8 9

25

8

24

8

25

4

15

9. Китай

9

36

9

29

9

28

9

32

10

41

10. Италия

10

41

10

39

10

41

10

35

9

30

11. Россия

11

49

11

53

11

52

11

59

11

55

Оценивая результаты расчетов глобальной конкурентоспособно­сти, проведенных ВЭФ, можно высказать ряд критических замечаний.

Во-первых, несмотря на огромные фактологические и статисти­ческие материалы, собранные по странам, ВЭФ не удалось измерить уровень КСП страны как синтетический экономический показатель. Индекс КСП отражает, по сути, качество национальных конкурент­ных преимуществ по сравнению со средним качеством конкурентной среды охваченных обследованием стран.

Во-вторых, рассчитанные индексы общей конкурентоспособности, определяющие ранг (место) стран, находятся в весьма узком диапазо­не значений (для первых десяти стран за 2006 г. они равны 2,12 -1,11), и изменение индекса КСП на десятые доли процентного пунк­та может передвинуть страну на несколько рангов в ту или иную сторону, что вряд ли отражает реальную ситуацию.

В-третьих, признавая в целом правильность выбранных ВЭФ восьми главных факторов КСП (за исключением того, что отсутству­ет оценка обеспеченности природными ресурсами), трудно согласиться с тем, что веса этих факторов в экономическом развитии и формиро­вании конкурентоспособности страны столь сильно различаются (роль фактора «управление» в три раза менее важна, чем «откры­тость» рынков и «труд»).

В-четвертых, в исследованиях глобальной конкурентоспособно­сти велика роль субъективного фактора, что хорошо видно при сопо­ставлении оценок ранговых мест стран, измеренных Международным институтом менеджмента и развития (МИМР, Лозанна) и ВЭФ. По данным за 2005 г., по оценке ВЭФ, США занимают 3 место, по оценке МИМР — 1; Великобритания — соответственно 4 и 12; Япония -12 и 18; Германия — 24 и 14; Республика Корея — 19 и 35 и т.д. Другими словами, использование в общем массиве информации по­ловины опросных данных служит хорошей базой для факторного анализа, но различный состав и структура респондентов дают разные результаты в ходе измерений, хотя они сделаны по схожей методике. Известно, что МИМР стоял у истоков работы ВЭФ по определению конкурентоспособности и продолжает ежегодно публиковать собствен­ный доклад "WorldCompetitivenessYearbook". [3, 40]

В-пятых, практически во всех расчетах ВЭФ Россия прочно занимает последнее место. С одной стороны, поскольку им проведена огромная аналитико-статистическая работа, видимо, это справедливо. С другой стороны, Россия попадает в рейтинги глобальной конку­рентоспособности ВЭФ в кризисный этап своего развития, тем бо­лее что факторы конкурентоспособности тесно коррелируют с отри­цательными темпами роста ВВП в России.

С нашей точки зрения, существуют накопленные, потенциальные факторы конкурентоспособности, которые недостаточно полно учиты­ваются в методике ВЭФ, хотя в ней правильно утверждается, что крат­ковременные кризисные явления, финансовые коллапсы, девальвации валют и т.п. не могут оказывать решающего воздействия на ранги конкурентоспособности. Тем не менее ВЭФ выносит России однознач­ный приговор: в результате реформ 1990-х годов в мировой табели о рангах конкурентоспособности она опустилась на последнее место.

Таблица 6. Ранг (место) главных факторов конкурентоспособности 11 стран в выборке из 59 стран ВЭФ (2000 г.) [3, 41]

Страны

Факторы КСП, место среди 59 стран

«открытость»

«государство»

«финансы»

«инфраструктура»

«технология»

«управление»

«труд»

«институты»

Россия

56

59

58

58

55

58

25

59

США

9

15

3

1

1

1

14

8

Япония

34

23

13

15

5

11

3

21

Франция

20

56

17

13

12

10

45

7

Италия

13

57

32

33

40

30

47

37

Великобритания

19

16

1

6

22

19

12

3

Германия

14

45

26

И

17

9

49

4

Китай

52

13

19

49

43

53

15

36

Швеция

27

49

21

8

10

2

27

22

Республика Корея

35

17

18

27

19

32

26

32

Норвегия

24

29

5

17

15

21

9

16

Анализируя ранги конкурентоспособности 59 стран по главным факторам КСП, в первую очередь следует отметить, что по таким факторам, как «государство» и «институты», Россия, по оценке ВЭФ, занимала в 2000 г. последнее, 59 место, по факторам «финансы», «инфраструктура», «управление» — 58 место, по «открытости» — 56 место, по «технологии» — 55 место и по фактору «труд» — 25 место (см. табл. 6). Ранжировав факторы КСП для одиннадцати стран, выбранных нами для анализа, на базе оценок ВЭФ получаем следующий результат (см. табл. 7): Россия по семи факторам КСП из восьми занимает одиннадцатое, последнее место и по одному фактору «труд» — шестое.

Таблица 7. Ранжирование 11 стран по главным факторам глобальной конкурентоспособности исходя из оценок ВЭФ (2000 г.) [3, 41]

Страны

Факторы КСП, место среди 59 стран

«открытость»

«государство»

«финансы»

«инфраструктура»

«технология»

«управление»

«труд»

«институты»

Россия

11

11

11

11

11

11

6

11

США

1

2

2

1

1

1

4

4

Япония

8

5

4

6

2

5

1

6

Франция

5

9

5

5

4

4

9

3

Италия

2

10

10

9

9

8

10

10

Великобритания

4

3

1

2

8

6

3

1

Германия

3

7

9

4

б

3

11

2

Китай

10

1

7

10

10

10

5

9

Швеция

7

8

8

3

3

2

8

7

Республика Корея

9

41

6

8

7

9

7

8

Норвегия

6

6

3

7

5

7

2

5

Для получения альтернативных индексов конкурентоспособно­сти в секторе промышленной политики ИМЭМО РАН был разра­ботан краткий вопросник с оценкой восьми факторов КСП (без их детализации) и интегральной КСП страны в целом по балльной оценке (один балл — низкий уровень фактора КСП, семь баллов — высокий), который был разослан более пятидесяти экспертам Ин­ститута. Основные выводы опроса можно сформулировать следующим образом: оценки специалистов ИМЭМО РАН в целом близки к оценкам экспертов ВЭФ и совпадают по трем странам — США, Франции и России. Оценки экспертов Института для Японии, Рес­публики Корея и Китая несколько более пессимистичны, чем экс­пертов ВЭФ, а по европейским странам — более оптимистичны.

ВЭФ опубликовал в Интернете некоторые итоги своего доклада о глобальной конкурентоспособности по результатам опроса респонден­тов на 1 сентября 2001г. В связи с существенными коррективами методики исследования произошли изменения в рангах конкурентоспо­собности, хотя авторы доклада утверждают, что данные за 2000-2001гг. сопоставимы. Важно подчеркнуть, что проводимая в России реформа государственного управления, положительный торговый и платежный балансы, наметившийся экономический рост, стабилизация курса рубля и другие позитивные факторы позволили экспертам ВЭФ повысить ранг глобальной конкурентоспособности России с последнего, 59 места в 2000 г. до 55 места в 2001 г. Вместе с тем оценки КСП по 11 странам экспертов ВЭФ в 2000 г. еще более сблизились с аналогичными оцен­ками экспертов ИМЭМО РАН (за исключением Норвегии).

    продолжение
--PAGE_BREAK--Конкурентоспособность России на национальном рынке

Концепцию национальной конкурентоспособности в рыночной системе можно определить как способность национальной экономики производить и потреблять товары и услуги в условиях конкуренции с товарами и услугами, производимыми в других странах, при этом результатом конкуренции должен быть рост уровня жизни населения при соблюдении международных экологических стандартов. Ни по­ложительный баланс внешней торговли, ни позитивный платежный баланс, ни рост золотовалютных резервов не могут являться достаточ­ными критериями конкурентоспособности, если нет интерактивных связей роста в сложной системе: образовательный уровень — экономи­ческая инфраструктура — качество жизни. Актуальность проблем ре­альной конкурентоспособности России на национальном рынке резко возросла лишь в 2000-е годы, когда реформа цен, приватизация соб­ственности и отмена монополии внешней торговли обеспечили необ­ходимые стартовые условия для вхождения страны в мировое эконо­мическое пространство и перехода к жесткой рыночной конкуренции.

КСП страны на национальном рынке может существенно отли­чаться от ее КСП на мировом рынке, особенно в случае стран с пере­ходной экономикой. Своеобразие конкуренции на отечественном рынке определяется многими социально-экономическими факторами, в том числе: низким уровнем и неразвитостью структуры платежеспособного спроса; наличием бартера, квазиденег; все еще сохраняющимся разры­вом между внутренними и мировыми ценами на аналогичные това­ры; отличными от стран-членов ВТО экспортными и импортными пошлинами; более низким качеством макро- и микроконкурентной эко­номической среды и др. Огромное влияние на КСП отечественных и зарубежных участников российского рынка оказывают монополизм, теневая экономика, коррупция, необоснованные риски. Развивающиеся рынки, к которым относится рынок России, в основном носят топливно-сырьевой характер, в то время как на развитых сегментах мирового рынка значительна доля высокотехнологичной продукции и наукоем­ких услуг. В целях сближения качества конкурентной среды нацио­нального и мирового рынков на заре реформ (22 марта 1991 г.) был принят закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополисти­ческой деятельности на товарных рынках», который напоминал, скорее, протокол о намерениях, в связи с чем он был кардинально переработан в мае 1995 г. и дополнен новыми положениями в мае 1998 г. С января 1999 г. эту работу возглавляет МАП — Министерство по антимоно­польной политике и поддержке предпринимательства РФ.

В России переход к конкурентной рыночной среде пока не ре­шил важнейшей задачи — повышения жизненного уровня населения страны. Основной причиной мы считаем незавершенность реформ, что выразилось в закрытости и «непрозрачности» двух главных взаимо­связанных систем в конкурентной среде: государства и бизнеса. Госу­дарство обязано четко и ясно сформулировать базовые параметры конкурентной среды — рамочные условия функционирования бизне­са, и обеспечить их стабильность (основные индикаторы налоговой, кредитной, денежной, таможенной, закупочной, трудовой, инновацион­ной, инвестиционной политики и т.п.). В свою очередь, бизнес должен открыть свои реальные финансовые потоки (хотя бы в рамках годо­вых финансовых отчетов по международным стандартам), чтобы не искажать представления о возможностях повышения конкурентоспо­собности предприятий в рыночной среде.

Конкурентоспособность российской экономики базируется главным образом на использовании сравнительных национальных преимуществ и механизма ценовой конкуренции. В настоящее время сырьевая составляющая — основа конкурентоспособности российского экспорта. Можно косвенно сопоставить сравнительные и конкурентные преимущества, проанализировав структуру национального богатства России. На начало 2005 г. стоимость основных фондов плюс запасов материальных оборотных средств и домашнего имущества, то есть национальное богатство в традиционном понимании, составила 2,5%; стоимость материальных непроизводственных активов равнялась 97,3% национального богатства в новом понимании (в том числе богатства недр — 87,7%) и стоимость нематериальных активов — 0,2%. Парадокс заключается в том, что стоимость наукоемких промышленных технологий и компьютерного программного обеспечения, оригиналь­ных произведений развлекательного жанра, литературы, искусства и прочих носителей интеллектуальной собственности составила всего 0,1% национального богатства страны. Другими словами, масштабы использования конкурентных преимуществ, связанных с формирова­нием «новой экономики», механизмов неценовой конкуренции, осно­вывающихся на новейших продуктах и уникальных технологиях, -того, что составляет основу конкурентной борьбы в глобальном эко­номическом пространстве, сегодня в России недопустимо малы.

Конкурентоспособность на микроуровне

В последние годы эксперты ВЭФ приступили к изучению про­блемы микроконкурентоспособности стран в глобальном масштабе. Наряду с общим индексом глобальной (межстрановой) конкуренто­способности (МакроКСП) в 2003. впервые были опубликованы ре­зультаты опросов экспертов стран относительно конкурентоспособ­ности на микроуровне (МикроКСП). По сути, концептуально приме­няется тот же базовый принцип оценки конкурентоспособности: чем интенсивнее страны и фирмы переходят от использования сравни­тельных преимуществ КСП к использованию конкурентных преиму­ществ, тем выше ВВП и качество жизни населения и соответственно индекс и ранг конкурентоспособности. Фирма действует в конкрет­ных условиях, определяемых в основном четырьмя факторами: ре­сурсы, внешняя конкуренция, спрос, межотраслевые связи. КСП фир­мы зависит от стратегии ее поведения и от качества микроэконо­мической предпринимательской среды. Главный вывод экспертов ВЭФ заключается в том, что здоровая микроэкономическая политика не менее важна, чем качественная макроэкономическая политика.

Глобальный индекс конкурентоспособности отличается от ин­декса МикроКСП, поскольку первый включает в себя макроэкономи­ческие, в том числе политические и другие факторы. Поэтому место одних и тех же стран может отличаться при их ранжировании по двум индексам (см. табл. 8). Обращают на себя внимание Швеция, которая в 2004 г. заняла 4 место по микроконкурентоспособности и лишь 19 — по индексу глобальной конкурентоспособности, и Герма­ния, поставившая рекорд в расхождении этих индексов (6 место по МикроКСП и 25 — по МакроКСП). Россия по МикроКСП находит­ся на 55 из 58 мест. В докладе о глобальной конкурентоспособности ВЭФ за 2000 г. таких больших расхождений нет: Россия по индексу микроконкурентоспособности переместилась на 52 место, что связано с усилением экспортной активности российских фирм в 2000-2001 гг.

Таблица 8. Сравнение индекса микроконкурентоспособности и глобальной конкурентоспособности 11стран в выборке 59стран по оценке ВЭФ[3, 45]

Страны



Ранг (место) по микро-конкурентоспособности

Ранг (место) по глобальной конкурентоспособности

ВВП на душу насе­ления, долл. США, 2003 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

США

1

1

2

3

2

1

31483

Великобритания

5

10

8

4

8

9

22203

Япония

18

14

14

12

14

21

24255

Норвегия

14

18

20

9

15

16

25904

Швеция

7

4

7

23

19

13

20765

Республика Корея

28

28

27

19

22

29

13469

Франция

11

9

15

22

23

22

23908

Германия

4

.  6

3

24

25

15

23313

Китай

42

49

44

28

32

41

4068

Италия

26

25

24

41

35

30

21921

Россия

46

55

52

52

59

55

4269

Общий индекс микроконкурентоспособности складывается в ходе агрегирования взвешенной суммы ряда переменных, которые объединены в две большие группы: стратегия и поведение компа­ний («качество фирм») и микроэкономическая среда («качество пред­принимательской среды»). Результаты расчетов ВЭФ представлены в таблице 9. По ряду стран ранг «качества фирм» выше, чем ранг «качества предпринимательской среды», по некоторым странам — ниже, что свидетельствует об определенной автономности этих из­мерений. Для фирм России эксперты ВЭФ наиболее позитивными факторами считают потенциал инноваций, товарный дизайн, нали­чие цепочек предприятий с последовательным добавлением стоимо­сти; негативными — слабый маркетинг, плохую ориентацию на по­требителя, низкое качество производственных процессов. К преиму­ществам российской предпринимательской микроконкурентной среды эксперты ВЭФ относят: высокое качество работ научно-исследовательских институтов, сравнительно неплохое развитие дорожной инфраструктуры, современный профессиональный уровень инженеров и ученых; к недостаткам — низкое качество телефонной и фак­симильной связи, слабую интенсивность местной конкуренции, недо­статочную эффективность антимонопольной политики.

Таблица 9. Ранг (место) по микроконкурентоспособности II стран в выборке ВЭФ по 53 странам в 2003 г. и 58 странам в 2004 г.

Страны

Ранг (место) по микроконку-рентоспособпости

Ранг (место) качества фирм

Ранг (место) качества предпри­нимательской среды



2003 г.

2004 г

2003 г.

2004 г

2003 г.

2004 г

США

1

1

2

1

1

1

Великобритания

5

10

9

13



8

Япония

18

11

7

4

19

19

Норвегия

14

18

14

23

15

16

Швеция

7

4

4

3

9

7

Республика Корея

28

28

24

27

28

30

Франция

11

9

6

6

13

11

Германия

4

6

1

5

8

5

Китай

42

49

35

31

44

50

Италия

26

25

20

15

27

27

Россия

46

55

45

42

47

55

В секторе промышленной политики ИМЭМО РАН был разра­ботан вопросник для обследования предприятий промышленности РФ по проблемам конкурентоспособностии в марте 2000 г. на базе вы­борки РЭБ было проведено обследование 245 предприятий. Вопрос­ник включал 13 крупных вопросов с возможными вариантами отве­тов (от трех до одиннадцати позиций).

На первый вопрос анкеты — об оценке КСП основной части про­дукции фирмы, большинство менеджеров ответили, что она — средняя и никто не назвал продукцию неконкурентоспособной. Разгадка тако­го неожиданного ответа (многие отечественные эксперты считают, что подавляющая часть продукции российской промышленности некон­курентоспособна) обнаруживается при ответе респондентов на воп­рос: на каких рынках сбыта Ваша продукция конкурентоспособна? Из ответов становится ясным, что большая часть продукции конку­рентоспособна на российских рынках, затем — на рынках стран-чле­нов СНГ и по убывающей — на рынках стран Восточной Европы, стран Западной Европы, Северной Америки. В целом на внутренних рынках России конкуренция значительно ниже, чем на внешних.

Другими словами, преобладающая часть промышленных пред­приятий придерживается стратегии импортозамещающего развития, не входя в зоны более жесткой конкуренции на развитых западных рынках. Это подтверждается использованием фирмами преимуще­ственно методов ценовой конкуренции, поскольку главным фактором конкурентоспособности респонденты считают превосходство их про­дукции по соотношению «цена/ качество».

По мере усиления конкурентной борьбы за платежеспособных потребителей на внутреннем рынке и появления новых экспортных возможностей предприятия стремятся повышать уровень КСП своей продукции. Так, по опросам, более половины предприятий имеют годо­вые и более долгосрочные программы повышения конкурентоспособ­ности. Но при этом 40% предприятий таких программ не имеют. Сле­довательно, в будущем у них мало перспектив для развития.

Что же мешает предприятиям повышать КСП своей продукции? На первое место респонденты поставили наличие старого оборудова­ния, что согласуется с тенденцией резкого морального и физического старения производственного аппарата промышленности страны в це­лом. Вопрос заключается в том, почему фирмы с негосударственной формой собственности смотрят на это безучастно. Формально ответ ясен — нехватка финансовых средств. По нашим расчетам, 100-процен­тного использования амортизационного фонда и 50% чистой прибыли достаточно для налаживания оптимального процесса воспроизводства основного капитала за счет его самофинансирования предприятиями.

Удивляет то обстоятельство, что в ряду одиннадцати ответов о причинах, мешающих повышению КСП предприятий, на последних трех местах оказались «слабые НИОКР» (11 место), «неэффективный ме­неджмент» (10 место), «низкая квалификация работников» (9 место). Другими словами, руководители предприятий считают, что эти фак­торы не входят в число главных причин, мешающих им конкурировать в развитой рыночной среде. В реальной экономической жизни их больше беспокоит низкое качество сырья, материалов, комплектующих и не­стабильность их поставок, слабый маркетинг, рост цен.

Реформы 1990-х годов по-разному сказались на конкурентоспо­собности предприятий: более 1/3 респондентов считают, что КСП по­высилась, около 40% отмечают, что она осталась той же, а 1/4 утвержда­ют, что КСП предприятия в 2000 г. по сравнению с 1990 г. снизилась. Можно предположить, что различие оценок обусловлено глубиной реформ, проведенных на самом предприятии.

Одним из краеугольных камней реформы предприятий была их приватизация. Многие российские ученые и государственные чинов­ники уверены, что приватизация однозначно приводит к повышению конкурентоспособности и эффективности работы предприятий. Од­нако опрошенные менеджеры приватизированных предприятий при­держиваются другой точки зрения. Позитивное влияние приватиза­ции на КСП предприятия отметили лишь 1/4 респондентов, а основ­ная их часть считает его нейтральным.

Какое же влияние на микроконкурентоспособность предприятий оказывает государственная экономическая политика? Ответы на этот вопрос свидетельствуют об аморфности и нечеткости макроэконо­мической политики. В целом государственное регулирование оказы­вает нейтральное воздействие на МикроКСП. Респонденты, считаю­щие, что его влияние на КСП предприятий было отрицательным, на­зывают в числе главных причин этого высокие налоги, опережающий рост цен на услуги ТЭК и транспорта и дорогой кредит.

В научных исследованиях неоднократно подчеркивалось, что де­вальвация рубля 17 августа 1998 г. способствовала повышению Мик­роКСП российских экспортных предприятий на зарубежных рынках и усилению позиций отечественных производителей на внутреннем рынке в результате более интенсивного импортозамещения. Ответы менеджеров предприятий оказались не столь однозначными: почти 1/3 предприятий объявили об отсутствии дополнительной выручки вследствие девальвации. Там же, где она была получена, ее в первую очередь направили на уплату текущих налогов, погашение накоплен­ной задолженности, выплату заработной платы и лишь затем — на повышение загрузки и реконструкцию производственных мощностей и капиталовложения, то есть в конечном счете — на повышение КСП.

Если суммировать результаты опроса руководителей предприя­тий, посвященного конкурентоспособности, то можно выделить следу­ющие проблемы, которые призваны решить как государство, так и предприятия. Государство должно обеспечить снижение налогов, ста­бильность финансово-экономической политики, удешевление коммер­ческого кредита. Предприятиям необходимо повышать квалификацию кадров, создать работоспособные маркетинговые службы, модернизи­ровать производственный аппарат.

С нашей точки зрения, сегодня становится все более актуальным интегрирование в рамках гибких альянсов элементов традиционной и «новой экономики». Тогда новые фирмы смогут в конкурентной борьбе на внутреннем и зарубежных рынках использовать конкурент­ные преимущества, связанные с производством наукоемких товаров, в первую очередь на базе современных информационных технологий, в том числе глобальных интернет-технологий.

Если Россия не войдет в глобальное конкурентное пространство, у нее останется только одна перспектива — превращение в изолиро­ванную замкнутую систему, обменивающую топливно-сырьевые това­ры низкой степени первичной обработки по все ухудшающимся ус­ловиям на наукоемкие товары и интеллектуальные услуги с высокой добавленной стоимостью, рождающиеся в недрах динамично развива­ющейся «новой экономики». Реальный путь вхождения в него — по­степенное сближение качества российской макро- и микроконкурент­ной среды и предпринимательских фирм с качеством аналогов миро­вого рынка. За право использования развитых сетей (финансовых, инновационных, инвестиционных, дистрибьютерных, информационных, рекламных и т.п.) мирового рынка надо платить, в том числе и путем продажи части акций зарубежным стратегическим инвесторам.

Необходима разработка национальной политики международ­ной конкурентоспособности России, формируемой совместно представителями государства, бизнеса, науки и общественных организаций. Следует определить наиболее конкурентоспособные сферы российского бизнеса, где национальный капитал мог бы войти в за­падные транснациональные корпорации, а также конкурентоспособ­ные сектора, в которых целесообразно создать под эгидой россий­ского капитала ТНК западного типа. В настоящее время это возмож­но для энергетических и топливных корпораций России. Высоко­конкурентоспособные фирмы могут быть образованы в сфере ВПК путем создания корпоративных структур горизонтального типа. На­конец, нужно активно формировать компании «новой экономики», разрабатывать интернет-технологии, обладающие современными конкурентными преимуществами.

Конкурентоспособность на мировых рынках невозможно обеспе­чить без вовлечения в этот процесс государства как субъекта рыноч­ных отношений и завершения кардинальной реформы российских фирм. При этом необходимо осуществить коренную техническую ре­конструкцию морально и физически устаревшего производственного аппарата страны наряду с институциональной реформой предприя­тий. Иначе перейти к новому более высокому уровню производитель­ности труда практически нереально.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.