Реферат по предмету "Экономика"


Роль инноваций в процессе перехода от рынка производителя к рынку покупателя и к рынку потребителя

Роль инноваций впроцессе перехода от рынкапроизводителя к рынку покупателя ик рынку потребителя
Рынок – это место,где обособленные товаропроизводители обменивают продукты своего частного трудакак товары. Продавцов и покупателей на рынке должно быть достаточно много,чтобы они не смогли согласовать свои интересы и потребности, тогда предлагаемыепродукты или услуги будут реализованы по цене, отражающей их стоимость. Современныйрынок – это система «обременённых» добавленной стоимостью отношений,объединяющих производителя и потребителя на всех этапах воспроизводственногопроцесса.
Рынок производителяпостепенно исчерпывает себя, увеличивается количество запасов,несбалансированность спроса и предложения приобретает преимущественноструктурный характер. Несоответствие структуры производимой продукции структуреобщественных потребностей, запросам потребителей (ассортименту, качеству и пр.)преодолевается со стороны производителей стоимостным уравновешиванием, а состороны потребителей накапливанием сверхнормативных запасов и натурализациейпроизводства. Хроническая нехватка отдельных товаров сопровождаетсяодновременным ростом производственных и непроизводственных запасов.
Производитель методомпроб и ошибок понял, что нельзя заставить потребителей покупать всё, что онзахочет произвести, необходимо приспособить свою продукцию и методы её реализациик нуждам потребителей. В результате появились агентства и организациипроизводителей, которые стали интересоваться мнением потребителя, осуществлятьсвою деятельность, исходя из этого мнения. Этот период получил название производства,ориентированного на маркетинг, задача маркетинга состояла в том, чтобыподдерживать цикл «маркетинг – обмен». Наилучший способ достижениятакого равноценного обмена – обеспечить клиентов изделиями или услугами,отвечающими их потребностям, причём сделать это в удобных для них местах и подоступным ценам. Но поскольку маркетинговые организации выполняли заказыпроизводителей, то ещё долгое время маркетинг ассоциировался с презентациейпродукта, наведением лоска. Реклама как его основная составляющаявоспринималась как способ преодоления экономических и социальных потрясений,как средство, способное манипулировать мотивациями и поведением потребителей.Сторонники подобной точки зрения не допускали маркетологов ни к решению основныхпроблем производства, ни к формированию и удовлетворению нужд потребителей.
Вместе с тем,производитель постепенно стал понимать, что целью производства является нетолько, или, вернее, не столько реализация стоимости и доведение товаров допотребителей с целью получения все большей и большей прибыли любой ценой, аудовлетворение нужд и потребностей потребителей. Гораздо выгоднее постаратьсяопределить заранее, чего хотят покупатели и лишь потом производить то, чтоудовлетворит их желания.
Переход к рынкупокупателя означает формирование таких связей, которые не опосредованыпредварительным фондированным распределением произведённых товаров. Это неисключает существования оптового звена, но при том непременном условии, что оновыступает не как звено распределения, а как торговый посредник, агенткупли-продажи. Только в этом случает реализация стоимости товаров, происходящаяв обмене, становится условием и предпосылкой реализации его потребительной стоимости,которая совершается в потреблении. Рынок покупателя знаменует собой усилениевнимания к вопросам реализации. Данная политика способствует развитию формтоварного обращения, реорганизации рынка, более тщательному изучению спроса ит.п.
Таким образом, мынаблюдаем две ступени совершенствования структуры общественного хозяйства.Первая знаменует собой достижение экономикой, основанной на стоимостныхоценках, предела её внутренних возможностей: с распространением принциповвоспроизводимости и массовости на большинство потребительских услугиндустриальный тип хозяйства доказал свою способность ответить и на этот вызовсо стороны потребителей. Для индустриальной эпохи была характерна унифицированностьпотребления и производства. На этом этапе основная роль принадлежала человекукак субъекту потребления, стремящемуся вырваться из заданных производствомпределов. Последнее не означает, что мы имеем дело только с противостояниемсфер производства и потребления; в самом производстве его субъект такжевыступает в качестве потребителя, так что рассматриваемый процесс гораздо болееширок, чем это может показаться на первый взгляд. Однако даже с учётом этойоговорки остаётся справедливым то, что на данном этапе движущей силой переменбыл человек как субъект потребления, инициировавший соответствующие изменения впроизводственной системе. Хронологически мы ограничиваем его экономическимкризисом 1929–1932 гг. и становлением основ постиндустриального строя всередине 70-х.
Вторая ступень,сменившая первую без серьёзных внешних потрясений, знаменует преодолениеиндустриальной модели, которая, будучи способной отвечать на запросычеловека-потребителя, не в состоянии столь же адекватно удовлетворятьпотребности человека как творческого субъекта. Подняв потребление доопределённого уровня, индустриальный тип производства утратил источник своегодальнейшего развития. Во-первых, информация и знания обрели роль важнейшихпроизводственных факторов, и, во-вторых, стремление людей к их усвоениюзаменило присвоение материальных благ в качестве основного непосредственногомотива продуктивной деятельности. Это означает, что человек во всё большей степенивыступает сегодня не как субъект редуцируемой к абстрактному трудудеятельности, а как носитель уникальных способностей, процесс использованиякоторых не может быть назван трудом в традиционном значении данного термина.
Быстрое развитиепотребностей и способностей людей обусловлено факторами производственного, а непотребительского характера. Именно качества человека как субъекта производствапровоцируют его стремление к знаниям, ставят на главное место в шкалесоциальных ценностей способности к созданию нового знания и усвоениюкодифицированной информации и так далее. На этом этапе наметилось и приобрелонарастающую динамику сокращение разрыва между производством и потреблением. Материальноепроизводство и материальное потребление вообще выходят за рамки человеческихинтересов, определяющих основы системы мотивации, тогда как нематериальноепроизводство и потребление, становясь лишь сторонами процессасамосовершенствования личности, не предполагают того противостояния, которымпроизводство и потребление характеризовались со времен становленияэкономической эпохи.
Функциональноеназначение доходов населения в рыночной экономике состоит в том, что ониопределяют спрос на потребительские товары, относящиеся в большинстве своём кконечному потреблению, а доходы предпринимателей – спрос на товарыпроизводственного (промежуточного) назначения. В рыночной экономике именноспрос (особенно в сфере конечного потребления) является движущим фактором её развития,от величины этого спроса зависят не только масштабы производства, но иструктура, размеры прибыли, получаемой от хозяйственной и финансовой деятельности.
В развитой рыночнойэкономике автономный рост спроса на отечественные товары запускает механизммультипликатора: больший спрос означает больший объём выпуска, а больший объёмвыпуска – более высокий уровень дохода и, следовательно, новый цикл увеличенияспроса.
Но мультипликационныйпроцесс ограничивается утечками из кругооборота дохода: сбережениями, налогамии импортом.
Третьей стадиейразвития рынка является так называемый рынок потребителя. Конкуренция на такомрынке играет важную, но второстепенную роль. Этот тип рынка соответствует болеевысокому уровню развития общественного разделения труда и специализации,развитому производству и высокому уровню удовлетворения потребностей. Спросуравновешен с предлагаемой массой товаров, соответствует требованиямпотребителей, тем самым достигается состояние рыночного равновесия.
Обеспечениеприоритетного положения потребителя мы связываем с формированием рынкапотребителя. Этот тип рынка предполагает развитую систему связей междупроизводством и потреблением, высокую степень удовлетворения потребностей. Всовременный период, связанный со становлением рыночных отношений, базируясь наиспользовании результатов предыдущей субъективной деятельности, необходимопереходить к управлению на основе научного предвидения. Поэтому наряду сформированием и развитием рынка покупателя, мы должны осознанно переходить крынку потребителя.
Процесс перехода отрынка производителя к рынку покупателя и к рынку потребителя показан вмонографии В.А. Кнышова, А.И. Пономарёва «Потребление, потребительскийспрос и маркетинг».
Как отмечалосновоположник экономического либерализма Л. Эрхард, «в основныехозяйственные права входит свобода каждого гражданина устраивать свою жизньтак, как это означает – в рамках его финансовых возможностей – его личнымжеланиям и представлениям. Это основное демократическое право свободыпотребления находит своё логическое дополнение в свободе предпринимателяпроизводить и продавать те продукты, которые отвечают спросу, т.е. которые онсчитает соответствующими желаниям и потребностям покупателей и производствокоторых поэтому необходимо и обещает ему успех. Свобода потребления и свободахозяйственной деятельности должны в сознании каждого гражданина восприниматьсякак неприкосновенные основные права».
Рынок потребителя встранах с развитой рыночной экономикой есть продолжение и развитие рынкапокупателя. Он характеризуется активным управлением соотношения спроса ипредложения посредством обществ, организаций и объединений потребителей,достижением компромисса между всеми экономическими субъектами (производителями,потребителями, посредниками и пр.). В условиях развитого рынка принято говоритьо «суверенитете» потребителя. Ещё А. Смит выдвинул положение о том,что потребитель суверенен и действует рационально. Большинство неоклассиков всвоих исследованиях исходило из того, что потребитель из всех возможныхвариантов удовлетворения потребностей выбирает наиболее выгодный. То естьизначально суверенитет потребителя понимался в двух значениях: во-первых, какзависимость характеристик рынка от спроса потребителя, и, во-вторых, какизменение характеристик экономики в направлении пожеланий потребителя.
Современные западныеэкономисты акцентируют внимание на свободе выбора потребителем определённогонабора благ и услуг, на его суверенитете. Потребитель может использовать свойголос по своему усмотрению и в целом не зависит от внешних влияний. Подчёркиваясуверенность потребителя, а следовательно, зависимость предпринимателя от потребительскихзапросов в целом, западные теоретики представляют современную экономическуюсистему как основанную на удовлетворении потребностей. Отсюда – «гуманный»характер «общества потребления». Но в то же время фактысвидетельствуют о том, что возможности массового производства потребительскихтоваров и обострение проблем реализации зачастую сопровождаются вторжениемпредпринимателя в сферу личного потребления. Диктат производителя выявляетсяпри рассмотрении механизма воздействия на потребителя, целью которого являетсяприспособление людей к товарам, подлежащим сбыту, но отнюдь не наоборот, посколькупроизводство в условиях рыночной экономики служит источником обогащения исамоцелью, постольку предприниматели требуют от общества, чтобы оно потребляло.
Практика показывает,что возможность проявления потребителем своего суверенитета часто весьмаиллюзорна в современных условиях. У него имеется только видимость свободырационального выбора. Дело в том, что потребитель не располагает достаточнойинформацией для принятия решений, поскольку реклама не всегда помогаетсоставить мнение о совокупности всех факторов, о реальной конъюнктуре рынка и,напротив, порой дезориентирует потребителя, направляя его поиск в ложное русло.Существенно ограничивает суверенитет потребителя низкий уровень дохода частинаселения, не располагающей никакой свободой выбора, ибо весь её доход целикомрасходуется в рамках мизерного потребительского стереотипа. Это обстоятельствоотмечают некоторые современные западные экономисты радикального направления.Например, Дж. Гелбрейт отвергает неоклассический постулат о суверенитетепотребителя как не соответствующий действительному положению вещей, выдвигаясвою концепцию «суверенитета производителя».
Что же касаетсяэкономического субъекта, то он становится предметом манипулирования в рукахпроизводителя, стремящегося приспособить его к выпускаемому им товару. Причёмманипулирование потребительским спросом в странах с развитой рыночнойэкономикой осуществляется как на микро-, так и на макроуровнях. В первом случаеречь идёт о сложной системе создания потребностей и усиления давления натрудящихся в сфере личного потребления, во втором – о государственно-монополистическомвмешательстве в распределение валового национального продукта с цельюоптимизации условий для экспансии монополий путём установления определённыхпропорций между потреблением и накоплением.
Проблема становлениярынка потребителя в нашей стране достаточно нова для экономической теории. Ещёнедавно считалось, что только плановая экономика автоматически моглаобеспечивать соблюдение требований всех экономических субъектов. Однакопрактика оказалась значительно сложнее и свидетельствовала о необходимостизащиты интересов потребителя. Сегодня одним из мощных препятствий на путиперехода к рынку покупателя и рынку потребителя является монополизм производителейи проблемы ценообразования.
Однако мы должныпомнить, что не рынок определяет положение участников производственнойдеятельности, а, наоборот, их социально-экономическое положение детерминируетсостояние рынка, поэтому не рынок (даже не рынок потребителей) гарантируетприоритет потребителя. С точки зрения реализации приоритета потребителя вхозяйствовании требуется переориентация производства и потребителя на конечноепотребление, на человека. Приоритет потребителя означает соединение потребителячерез общественное производство с самим собой как производителем и поддержаниеоптимального соотношения между производительными и потребительными аспектамиэкономической деятельности. Рыночные отношения могут либо способствоватьреализации приоритета потребителя в сфере обмена, либо служить тормозом дляразвития при его недооценке или переоценке. Однако сам по себе рынок, даженаучно организованный и управляемый, не может решить всех этих проблем.
Рыночным выражениемотношений между производством и потреблением служит, как известно, соотношениемежду спросом и предложением. Впрочем, производители и потребители могут бытьпредставлены третьими лицами, торговцами, а некоторые потребители, напримерчлены семьи, делегируют свои функции покупателю. Рынок потребителя требуетмассовости участия в его реализации. В тенденции он предполагает, что особый «надзиратель»стоит над каждым единичным явлением, процессом, фактором экономическогоразвития, учитывает, контролирует и регулирует их согласованно с другими «надзирателями».Таким «надзирателем» во взаимосвязи производства и потреблениявыступает потребитель, но потребитель организованный и ассоциированный.
На наш взгляд,формами организаций и объединения потребителей являются прежде всегонекоммерческие институты и организации гражданского общества, объединения иагентства потребителей с широкими полномочиями воздействия на производство, этообусловливает обеспечение всех запросов, заказов и требований потребителей навсех стадиях воспроизводственного процесса. Практически сфера созданияинститутов и организаций гражданского общества охватывает весь спектр материальныхи нематериальных товаров и услуг, конституционных и гражданских прав. Наиболееважные права человека показаны на рисунке 1.
Соблюдениеконституционных и гражданских прав – это то, что хотят получить граждане Россиив обмен за уплаченные налоги. Институты и организации гражданского обществапризваны помочь обеспечить гражданам эти права.
/>
Рис. 1. Наиболееважные права человека для россиян
Кроме конституционныхи гражданских прав, россиян волнуют социально-экономические услуги,представленные в таблице 1.
На выполнениегражданских и конституционных прав и на обеспечение населения благами иуслугами должна быть нацелена экономическая, социальная и налоговая политики. Экономическаяполитика с 2005 г. стала социально ориентированной. Налогоплательщик являетсяработодателем государства и уплачивает налоги в обмен на различного рода услугиза вычетом затрат. Налоги в условиях современной рыночной экономики,находящейся в процессе перехода к рынку потребителя, должны быть прозрачны,возвратны, поначалу хотя бы частично и в идеале эквивалентны. Мы считаем, чтостановление рынка потребителя и повышение роли потребителя в современнойэкономике начинается с формирования системы представления и защиты интересовпотребителей в практике хозяйствования.
Таблица 1 Социально-экономические услуги,волнующие россиян
Общие социально-экономические услуги,
волнующие россиян  % Рост цен, обесценивание денег 66 Ухудшение здоровья, невозможность получить качественную медпомощь 53 Угроза обнищания, произвол милиции, возможность кражи, нападения, произвол бюрократов, наркомания 28-30 Социально-экономические услуги, волнующие россиян в своей местности Безработица 47 Низкий уровень зарплат и пенсий 66 Цены на ЖКХ 55 Плохие дороги 36 Пьянство, алкоголизм 43 Наплыв приезжих, в том числе из зарубежья 12 Произвол милиции 10 Социально-экономические услуги, волнующие россиян в своей семье Рост цен 6 Нехватка денег и времени для решения бытовых проблем 52 Недоступность хорошей медпомощи 30 Не хватает средств, чтобы соответствовать своему положению в обществе 25
Эффективноефункционирование хозяйственной системы должно обеспечиваться экономическими,правовыми и общественными формами представления и охраны интересовпотребителей, а также их организациями, специальным образованием иинформированием потребителей. В основе этой системы лежит хозяйственныймеханизм повышения роли потребителя. Формирование этого механизма заключается,во-первых, в создании объединений и организаций потребителей, во-вторых, впредоставлении потребителям хозяйственно-распорядительных прав и функций длязащиты своих интересов в процессе взаимодействия с производством. Такая системахозяйствования призвана создавать оптимальные условия для удовлетворенияпотребностей, принятия рациональных потребительских решений и формированияоптимального типа потребления.
Обычно потреблениепонимают как расходы домохозяйств. Рассмотренное во взаимосвязи с располагаемымдоходом, оно может быть представлено как нечто противоположное сбережениямдомохозяйств.
Потребление – этофункция дохода. Временный прирост дохода сопровождается постоянным, но меньшим,приростом потребления. Постоянный прирост дохода поглощается таким же повеличине постоянным приростом потребления. Уверенность в будущем доходеспособствует немедленному повышению уровня жизни.
Различныеэкономические школы рассматривали потребление главным образом как завершающуюфазу производственного процесса, где происходит окончательное присвоениематериальных благ. Анализ экономических отношений в процессе потребленияпроводился в историко-генетическом аспекте, с точки зрения определения местаданных отношений в целостной системе производственных отношений.
С позицииисторико-генетического аспекта можно утверждать, что потребление – необходимоеусловие существования человеческой цивилизации. На доисторическом уровне онобыло непосредственно связано с потребляемым материалом, на социальном уровнепотребление человека выступает как непосредственно тождественное спроизводством, с отношениями по «производству» жизни. В процессеисторического развития производство определяется потреблением, котороепостепенно начинает формировать его, подчинять себе.
Практическаяреализация системы потребностей членов общества предполагает раскрытиеэкономического содержания категории «личное потребление» и болееширокого понятия «сфера потребления».
Сфера потребленияпредставляет собой, на наш взгляд, систему экономических отношений,складывающихся в процессе формирования объёма и структуры потребляемыхнаселением благ и услуг и обусловленных существующим способом производства.Сфера потребления находится под влиянием глубинных процессов, протекающих вхозяйственном комплексе, отражает складывающиеся макропропорциивоспроизводства.
В экономическойлитературе даются различные определения категории «личное потребление»,существует трактовка личного потребления как общественной формы, в которойудовлетворение потребности людей происходит за пределами собственногопроизводства. Личное потребление рассматривается так же как удовлетворениекомплекса потребностей населения, обусловленных развитием производительных сил,вне зависимости от экономической формы и способов потребления. Объединяющиммоментом во всех этих определениях является понимание личного потребления какпроцесса удовлетворения комплекса личных потребностей. Однако, вскрываяэкономическую сущность личного потребления, необходимо рассмотреть его, преждевсего, как звено системы экономических отношений.
В связи с этимпредставляет интерес выделение экономической и социальной стороны личногопотребления. Причём экономическая сторона личного потребления, предопределяемаяего местом в общественном воспроизводстве, характеризует экономическиеотношения между людьми по поводу влияния потребления на производство,распределение и обмен. Другая сторона личного потребления обусловливаетсясоциально-экономической формой воспроизводства общественного продукта на основенепосредственного соединения вещественных и личных факторов в производственномпроцессе. Социальная сторона личного потребления рассматривается как процессиспользования материальных благ, удовлетворения личных потребностей.
При этом обе стороныличного потребления взаимно переплетаются и существуют в органической связидруг с другом. Помимо сторон личного потребления, выделяют два вида егофункций: экономические (воспроизводство потребностей и основа для новогопроизводства и новых потребностей, регулирование объёма и структурыпроизводства, критерий реализации совокупного общественного продукта,воспроизводство рабочей силы) и социальные (повышение материальногоблагосостояния, формирование всесторонне развитой личности). Различают такжеформу личного потребления (платная, бесплатная) и способ (индивидуальный,коллективный или совместный).
Анализ экономическойсущности личного потребления необходимо осуществлять, прежде всего, как звеносистемы экономических отношений.
Материал или предметпотребления для человека выступает как продукт производства, поэтомупроизводство и существует ради потребления.
Результатом самогопроцесса производства является потребительная стоимость, в которой предметпроизводства сформирован, а деятельность материализована. Если в производстведействие работника направлено на изменение и приспособление внешнего мира, то вличном потреблении эта деятельность направлена на применение и использованиепроизведённых материальных благ. В производительном потреблении результаттрудовой деятельности материализуется в производимой продукции, в личномпотреблении используется в собственных интересах индивида.
Производственнойдеятельности, процессу производства принадлежит определяющая роль вобщественной жизни, в том числе в его воздействии на личное потребление. Но этоне означает второстепенности потребления. Производство – исходный созидательныйпроцесс. Потребление – завершающий, поглощающий процесс движения каждогопродукта. Если в период становления человеческого общества потребление выступалокак процесс присвоения жизненных средств, то впоследствии – и условийпроизводства.
Совместный труд людейнаправлен на достижение цели путём познания причинных связей и закономерностейобъективной реальности (средств труда, предметов труда, сил природы). Создаваяпродукт, производитель расходует свои силы и способности и в то же времяразвивает их.
По нашему мнению, внастоящее время изменилась конфигурация и удельный вес факторов производства:вместо традиционного «труд, земля, капитал» мы имеем «наука,информация, предпринимательство, труд и капитал». Здесь нет необходимостиразвивать дискуссию об этих факторах, достаточно согласиться с тем, что идётактивный процесс декапитализации. В XXI в., через 150 лет после выхода «Капитала»К. Маркса, производительным трудом, прежде всего, является не труд рабочего,основанный на повторах, а интеллектуальный труд, базирующийся на знаниях и информации.
Такой подходпозволяет понимать человека, человеческий фактор не просто как продуктпроизводства, а как мыслящего индивидуума, продуцирующего и реализующего втруде свою мысль. Тем самым появляется возможность навсегда отказаться оттрадиционного деления труда и производства на производительный и непроизводительныйтруд и сферы. Не может труд рабочего, основанный на репродукции, на повторах,перерабатывающий горы сырья и выдающий «на гора» только 3–7 %полезного вещества, быть трудом производительным. Ради справедливости следуетсказать, что, несомненно, во времена К. Маркса в рамках противоречия «труд– капитал» труд рабочего являлся производительным трудом, он выступалвыразителем прогресса, и на основании этого рабочего можно было называтьгегемоном революции. В эпоху научно-технической революции идеальное (творческиеоткрытия, научные, художественные, духовные идеи) реализуется и становитсяматериальным в высшем смысле этого слова. Производителен тот труд, которыйразвивает трудовую, социальную, творческую активность человека, расширяет егосознание и волю.
Потребности выступаюткак сущностная сила человека – объективно существующая и объективно обусловливающаяспособность производить.
Потреблениеосуществляется человеком путём уничтожения продукта труда, создаёт егопотребность в новом продукте, воспроизводит потребность в труде как творческуюспособность человека. Потребность в этом динамическом процессе взаимопревращенияв человеке способностей выступает как целесообразная, обусловленная будущимиспособностями потребность. При этом следует учитывать диалектику данных видовдеятельности, поскольку в процессе производственной деятельности работникизатрачивают, потребляют свои силы, а в потребительской деятельности (т.е. ихдеятельность в процессе потребления) восстанавливают, развивают и производятих. Между потребностями и потреблением имеет место наиболее близкая и глубокаясвязь и взаимозависимость, так как в ходе удовлетворения тех или иныхпотребностей людей личное потребление требует их постоянного воспроизводства.
Воспроизводственныйподход к анализу сущности экономических отношений позволяет такое отношение как«производитель – потребитель» выделить в качестве основнойэкономической связи. Эта связь воспроизводится с соответствующими изменениямина каждом вертикально-горизонтальном уровне производства и определяет целевуюнаправленность каждого воспроизводственного цикла, поскольку обладает следующимиспецифическими чертами:
субъекты данногоотношения в силу неуклонно развивающегося общественного разделения трудапостоянно меняются социальными ролями, т.е. производители становятсяпотребителями, и наоборот;
данное отношениеносит материально-вещественный характер, поскольку связь осуществляется поповоду производства и потребления продута, услуги или процесса;
общественная формавзаимосвязи между производителями и потребителями определяется господствующимив данном обществе производственными отношениями. Воспроизводство связи «производитель-потребитель»каждый раз на качественно новой основе приводит к усилению роли субъективногофактора процесса производства.
Социальная сторонапотребления определяется социально-экономической формой общественного производстваи отношениями собственности на средства производства. Экономическая сторонапотребления активно влияет на производство, где создаются и воспроизводятсяматериальные условия для достижения социальных целей воспроизводственного процесса.А социальная сторона личного потребления отражает уровень достижения конечнойцели общества.
Систематизацияфункций личного потребления была осуществлена в работе болгарских экономистов.Отмечая две стороны личного потребления – экономическую и социальную, авторывыделили и два вида функций – экономические и социальные, которые находятся втесном единстве и взаимосвязи. Причём экономическая сторона личногопотребления, предопределяемая его местом в общественном воспроизводстве, характеризуетэкономические отношения между людьми по поводу влияния потребления напроизводство, распределение и обмен. Социальная сторона личного потребленияобусловливается социально-экономической формой воспроизводства общественногопродукта на основе непосредственного соединения вещественных и личных факторовв производственном процессе. Социальная сторона личного потреблениярассматривается как процесс использования материальных благ в процессеудовлетворения личных потребностей.
Потребление создаётпотребность в новом производстве, идеальный, внутренне побуждающий мотивпроизводства, который является его предпосылкой. Потребление, побуждая кпроизводству, создаёт продукт, который воздействует на производство, определяяего цель.
Категории «продукт»,«товар», «услуга» изменяются в результате развитияобщественного производства. Не любой товар как социальная форма продуктатребуется рынку потребителя. Рынком потребителя охватывается товар, которыйпредставляет собой единство потребительной стоимости и стоимости, но стоимостьвыполняет уже подчиненную роль, это изменяет характер внутреннего противоречиямежду потребительной стоимостью и стоимостью.
Как сами товары неприходят на рынок, а за их стоимостным отношением скрываютсятоваропроизводители, так и ведущая роль потребительной стоимости и потребленияскладывается и развивается между производителями и потребителями в сознательныхотношениях и связях. «Переворачивание» сторон противоположностей втоваре создаёт при определенных условиях предпосылки для развития новойобщественной формы продукта. Происходит изменение природы самой потребительнойстоимости. Она приобретает особый общественный характер или «общественнуюопределенность» не только благодаря своей связи с меновой стоимостью, но ивопреки этой связи. По мере становления и развития современных экономическихотношений потребительная стоимость всё более выражает общественно необходимыезатраты конкретного труда на производство продукта с общественно нормальнымуровнем полезности. Затраты труда остаются важным, но дополнительным моментом врешении вопроса о производстве того или иного продукта. Поскольку полезностьесть полезность продукта, то она включает и затраты, так как без этого свойствапродукт перестаёт быть продуктом труда.
Положение о том, чтоне может быть равного отношения сторон противоречия и что одна из сторон играетведущую, определяющую роль, является общеметодологическим.
Мы утверждаем, чтосегодня ведущей стороной основной воспроизводственной связи –производство-потребление – является потребление. Именно оно определяет движениекак процесса производства, так и всего воспроизводственного процесса,окрашивает его в нетоварный цвет, заставляет не только понимать, но иосуществлять предпринимательство, бизнес-планирование, маркетинг,внутрифирменное планирование, менеджмент как сознательную, идущую отпотребителя деятельность.
Посколькупроизводство ограничивается предопределяющими и предопределенными границамипотребностей, то оно ведется в расчёте на общественные потребности. Выдвижениена первый план потребительной стоимости, потребностей людей придает потреблению(как процессу осуществления потребностей) общественную значимость.
Потребитель какноситель потребительной силы, осуществляющий потребительную деятельность,рассматривается нами как источник производства, как системообразующий элементвоспроизводственного процесса. Потребление есть существенный признак всегоживого. Потребление возникает с первой клеткой, оно имеет не только внешниевидимые формы; при потреблении происходит сохранение энергии и вещества и ихзаключение в кругооборот биосферы. С появлением человека и общества потреблениесохраняет свои свойства и функции, они усложняются, включаясь в кругооборототношений и связей социальной формы материи.
Ведущая рольпотребительной стоимости в таком товаре может быть реализована лишь в томслучае, если и в теории, и в практике рынка потребителя будут полностьюучитываться объективно формируемые отношения потребления. Потребительнаястоимость как экономическая категория имеет своим содержанием взаимодействиепроизводства и потребления, которое должно поддерживаться потребительскимиинститутами, организациями гражданского общества и маркетинговыми службами потребителей.В современных условиях нужна не просто общественная потребительная стоимость(как сторона товара), а такая общественная потребительная стоимость, котораясоответствует своими свойствами и качествами конкретной потребности, вызвавшейтовар к жизни.
Существует прямопропорциональная зависимость между развитием общественной формы продукта исознательной связью между производителями и потребителями. Чем сознательнеебудет осуществляться согласование связей и взаимоотношений потребителей ипроизводителей, тем потребительная стоимость всё в большей степени будетпринимать общественный характер, выражая прямую связь между производством ипотреблением. Такой товар (продукт) есть материальный носитель отношений междуассоциированными производителями и ассоциированными потребителями.
Под влияниемизменения внутренней формы взаимосвязей между потребительной стоимостью и стоимостьювнешняя форма также трансформируется – от товара к услуге. По нашему мнению, втех случаях, когда между производителями и потребителями нет никакихопосредующих звеньев, в этом случае для потребителя потребительная стоимостьпринимает форму услуги (обслуживания). Наиболее ярко нетоварный характерпроявляется в услуге "… потому, что труд оказывает услугу не в качествевещи, а в качестве деятельности..., материализуемой в свойствах личности илиусловиях производства". Специфическими характеристиками услуг являются:неосязаемость, неотделимость от продукта, непостоянство качества,несохраняемость. На практике возникает множество вариантов и комбинаций,начиная от преобладания товара и заканчивая преобладанием услуги.
Выдвижениепотребительной стоимости в центр хозяйствования не только оттесняет стоимостныеотношения и формы, но и порождает другие отношения и взаимосвязи производителейи потребителей, другие интересы и стимулы, другие нормативы и показатели и т.д.
Методологическийанализ отношений потребления осуществлён в монографии А.В. Кнышова и А.И.Пономарёва «Потребление, потребительский спрос и маркетинг», мысогласны с включением потребления в предмет экономической теории, сопределением наряду с рабочей (производительной) силой, ещё одной сущностнойсилы человека – потребительной силы, с рассмотрением потребительнойдеятельности и её факторов.
Результатомпротиворечивого единства стоимости как затрат и потребительной стоимости,производительной и потребительной силы выступает потребительность индивида,потребительских групп и общества в целом.
Потребительность каксоциальная мера ограничения роста производства выражается в ростепроизводительности. Результатом процесса потребления выступаетудовлетворительность, её показатели (полезность, надобность, достаточность)предстают как результаты прошлой и настоящей жизнедеятельности потребителя, ихтакже можно изучать, систематизировать, обобщать, выводить закономерности,критерии и показатели их измерения.
Индивидуальныепотребности складываются под влиянием общественных ценностей. Следовательно,исходная социальная, а значит, и экономическая форма познания представляетсобой практическое и теоретическое, идеальное и реальное ценностное отношениелюдей к объектам внешнего мира, которые удовлетворяют или усложняют ихпотребности и интересы, что в результате приводит к согласованной общественнойжизни. В процессе этого отношения и согласования формируются оценки, нормы,цели и т.д. Различают материальные (экономические), социальные, духовные идругие производные от них ценности, составляющие единую взаимоувязанную системуобщественных ценностей. Ценностные ориентации экономического развитияпереносятся в этих условиях на человеческий фактор, на формирование иудовлетворение персонифицированных разумных потребностей. С этих позицийнеобходимо оценивать, придавать ценность, давать атрибут ценности продуктамчеловеческого труда. Тем самым происходит взаимоувязка экономических исоциальных отношений.
В качествепротивоположности ценности в экономическом смысле выступает потребительность,она означает соответствие или возможность соответствия продукта человеческоготруда потребности, которая вызвала его производство. Материальной основойпотребительности служат свойства продукта, которые хотя и обусловлены природой,но зависят в своём выделении, формировании и развитии от отношений и связейлюдей в общественном производстве. За множеством оценок, запросов, предпочтений,заказов и требований к продуктам стоит абстрактное понятие их общего внутреннегосвойства – потребительность.
Потребительнаястоимость – это уже конкретная форма проявления потребительности (наряду спищевой, энергетической, кормовой, эстетической и прочей потребительностью).Потребительная стоимость имеет, с одной стороны, естественную (степень познанияестественных свойств), с другой – социальную меру. Социальное свойствопотребительной стоимости определяет те свойства продукта, которые выражаютотношения людей к их потребностям. Связь свойств, которыми пользуются люди икоторые выражают отношение к их потребностям, не статичная: здесь существуют взаимныепереходы свойств потребностей и вещей и взаимные изменения взаимодействующихпроцессов и явлений (пространственно-временные). При этом и в производительном,и в личном потреблении интерес представляют те свойства, которые проявляютсяпродуктами в данном конкретном процессе или акте потребления.
В сознательноосуществляемых связях в процессе производительной и потребительной деятельностидостигается единство труда с потребительной стоимостью, со всеми видамипроизводительной деятельности, тем самым восстанавливается тождество труда ипотребления, сам труд становится потребительной стоимостью (ценностью).Согласование связей и отношений потребителей и производителей придает продуктухарактер общественной потребительной стоимости, выражающей прямую связь междупроизводством и потреблением. Существует прямо пропорциональная зависимостьмежду развитием общественной формы продукта и сознательной связью между производителямии потребителями.
Априорная общественнаяоценка конкретного труда и его результата позволяет говорить о потребительнойценности труда и потребительной ценности его продукта (услуги). Происходитудвоение свойств труда и его продукта – целесообразность характеризует нетолько затраты труда (конкретный труд), но и полезность (потребительнуюстоимость продукта), полезность, в свою очередь, становится ведущим признакомконкретного труда. Труд, производящий продукт (услугу), является полезным,обладает совокупностью свойств, количественная градация которых определяет егокачество. Удвоение свойств труда и продукта ведет и к повышению сознательности(информированности о хозяйственных связях), поскольку всякая целенаправленнаядеятельность требует сбора, передачи и обработки информации. Любое явление, втом числе труд и товар, несёт информацию о себе, которая есть выражение егоколичественных и качественных характеристик. Свойства товара есть измеренияинформационного пространства экономического явления. Воспринимаемые человекомсвойства принимают форму информации о товаре, а их совокупность образуетинформационное пространство. Такой подход позволит снимать противоречие междупредметом деятельности и её процессом, так как появляется возможностьидентифицировать свойства объекта и субъекта, продукта и человека.
Взаимодействие ипротивоположность двух свойств продукта (потребительной стоимости и стоимости)переходит в противоречие между ними. Производителя интересует, прежде всего,время, необходимое ему для производства продукта (трудоемкость), потребителя же– полезный эффект. Поэтому различают «производственное» и «потребительное»качество продукции с учётом затрат на её производство и использование. Итак, мыпроизводим продукт для того, чтобы пользоваться известными качествами, составляющимиего полезность для нас. Потребляя продукт, мы пользуемся этими качествами илиполезностью, и тем самым определяем его ценность. Производство – продукт –потребление… Субъект – объект – субъект…. В этом процессе смены формвозможен разрыв. Произведённый общественный продукт движется как «вещь всебе», не раскрывая богатства своей материальной, энергетической иинформационной структуры, в конечном итоге, приходит в противоречие с системойобщественных потребностей. Все эти потери говорят об отсутствии или низкой эффективностиобратных связей от потребителя к производителю. Пока такие связи действуют внемалой степени стихийно. Издержки при этом – материальные, финансовые и, чтоважнее, человеческие, духовные – оказываются значительными.
Таким образом,процесс становления рынка покупателя и рынка потребителя приводят кнеобходимости рассмотрения собственно потребления как процесса внутреннегообмена веществ в его соотношении с внешним потреблением. Экономисты ихозяйственники стали говорить о том, что необходимо «голосовать рублём»,о повышении роли качества производимой продукции, о качественных показателяхэкономического роста. Но практически рынок покупателя частично и рынокпотребителя (для части населения) стал функционировать лишь в 90-х гг.
Главное отличие рынкапотребителя от обычного рынка состоит в том, что здесь потребитель ипроизводитель находятся почти на равных правах, причём потребитель диктуетправила на рынке. Если при рынке покупателя важен процесс покупки, то припереходе к рынку потребителя предметом экономического анализа выступает нестолько процесс покупки, сколько процесс потребления и построения прочныхвзаимоотношений потребителей с производителями.
Уже сегодняиндивидуализация, социализация и типологизация потребления, сокращение времении посредников между производством и потреблением не только говорят о новыхформах взаимодействия производителей и потребителей, а показывают возвышениероли потребителя и потребления в воспроизводственном процессе.
Появление и развитиеконцепций рынка потребителя базируются не только на развитой теориипотребления, категориальном рассмотрении отношений и связей потребления, но ина выявлении индивидуальных и общественных потребительных сил и закономерностейпотребления. Экономический смысл потребления принято выводить из неразрывнойвзаимосвязи между всеми стадиями воспроизводственного цикла. Уровень развитияпроизводительных сил в XXI в. делает границей потребления абсолютнуюпотребительную способность (силу) общества. Типология потребления и потребителейвыступает конкретизацией отношений потребления.
потребитель ассортимент качество запас

Библиографическийсписок
Выгинный, С.М. Проблемы продвижения услугдистанционного профессионального образования и концепция «маркетинговых сигналов»[Электронный ресурс] / С.М. Выгинный. – URL:www.marketing.spb.ru/conf/2002-01-edu/sbornik-2.htm
Романова, Ю.А. Организационно-экономические основыразвития кооперации на региональном уровне (Теория, методология, практика):автореф. дис. … д-ра экон. наук: 05. 00. 05
Романова Ю.А.; Российский ун-т кооперации. – М.,2008. – 40 с. URL: donland.ru/content/info.asp?partId=5&infoId=
22271&topicFolderId=356&topicInfoId=0
Третьяк, О.А. Рыночная политика предприятия / О.А. Третьяк,В.В. Кеворков, М.Ю. Шерешева // Российская промышленность: институциональноеразвитие [Электронный ресурс]: аналитический обзор. – М., 2009. – URL:www.marketing.divo.ru/publications /23.html
Черенков, В.И. Информационно-коммуникативная проблемаглобализации бизнеса / В.И. Черенков // Проблемы современной экономики[Электронный ресурс]. – 2008. – № 3(7) (4/8). – URL:www.m-economy.ru/art.php3?artid=18324


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :