Реферат по предмету "Экономика"


Роль цены в рыночной экономике

СОДЕРЖАНИЕ
 
1. Роль цены в рыночной экономике. 2
2. Виды цен мирового рынка… 4
3. Прибыль. Влияние прибыли на формирование цен… 5
Список используемой литературы… 9
 
1. Роль цены в рыночной экономике
Категория цены представляет собой важнейший элемент рыночнойсистемы хозяйствования. Понятие цены исторически формировалось параллельноразвитию отношений обмена.
Единого мнения в отношении определения цены не существует. Представителиразных школ дают разные определения цены товара или услуги. В теорииценообразования известны два базовых направления: теория трудовой стоимости итеория предельной полезности. Представители каждого направления понимаюткатегорию цены совершенно по-разному.
Цена — это денежное выражение стоимости товара, т.е. токоличество (сумма) денег, которое покупатель платит за товар.
Иногда дается такое определение цены: «Цена — это суммаденег, за которую покупатель готов купить товар, а производитель — продать
На бытовом уровне цена является очень широким понятием. Онопроисходит от славянского корня «наказание», «возмездие». Цены постоянноизменяются, однако их изменение не всегда указывает на изменение каких-либохарактеристик продаваемого товара Это может происходить потому, что условияхозяйствования продавца изменились. В цене как экономической категориипроисходив столкновение интересов продавцов и покупателей. Давно известно, чтопродавец стремится подороже продать, а покупатель старается его подешевлекупить
Процесс ценообразования является атрибутом именно сферысбыта фирм, В условиях рыночной экономики механизм сбытовой деятельностисущественно изменился по сравнению с плановой экономикой. Цена стала теминструментом, использование которого может помочь фирмам достичь своих целей. Невсегда затраты предприятия, связанные с производством конкретного товара, могутбыть реально оценены с помощью цены. Поэтому в данной ситуации фирмы частокомпенсируют такое несоответствие другим и механизмами (экономией на масштабахпроизводства, премировании и т.д.).
Цена как экономическая категория является неотъемлемойчастью экономического механизма как в рамках макроэкономики, так и намикроуровне. Цены в рамках народного хозяйства определяют уровень жизнинаселения, динамику развития отдельных отраслей, оказывают влияние наинвестиционный климат, способствуют перераспределению товарной массы и дохода.
У каждой фирмы свои подходы к ценообразованию. В небольшихпо размеру фирмах вопросы ценообразования решаются в основном на высших уровняхуправления. Крупные масштабы хозяйственной деятельности приводят к тому, чтовопросами ценообразования гораздо эффективней становится заниматься в рамкахспециализированной службы. В то же время цели ценообразовании устанавливаютсяорганами высшего руководства.
В цене реализуются интересы всех участников рынка, посколькуцена служит, средством для установления определенных отношений между продавцоми покупателем. Цена помогает созданию определенных представлении о товаре. Ценына товары влияют на все показатели деятельности предприятия: рентабельность,величину прибыли, производительность труда в стоимостном выражении, фондоотдачу,материалоотдачу.
Цена в рыночных условиях хозяйствования представляет собойважнейшую характеристику товара на рынке наряду с качеством и другими егосвойствами. В рамках маркетинговой деятельности такой его элемент, как цена,способствует сосредоточению в фирме финансовых ресурсов. Через инструмент ценфирма регулирует их величину. Все остальные инструменты маркетинга связаны срасходованием финансовых ресурсов (как то реклама, маркетинговые исследования).
2. Виды цен мирового рынка
Цены производителей отражают все денежные затратыпредприятия на изготовление и реализацию продукции.
Контрактные цены отражают действительный уровень цен натовар определенного качества при соответствующих условиях поставок и платежа.
Биржевые котировки — цены товаров, торговля которымиосуществляется на товарных биржах, являются ценами реальных контрактов,осуществляемых на унифицированных условиях в отношении качества, объема исроков поставки, валюты платежа и т.д.
Цены аукционов близки к котировкам биржи, т. к. отражаютреальные цены реальных сделок.
Справочные цены — это цены, публикуемые продавцами сырьевыхтоваров, а также их ассоциациями. Они не отражают реального уровня контрактныхцен, отличаясь от них на величину скидок, предоставляемых продавцами покупателю.
Прейскуранты и ценники — показатель цен готовых изделийпотребительского и производственного назначения. Прейскурантные цены по сутианалогичны справочным ценам на сырьевые товары.
Цены предложений. В ответ на запрос покупателя продавецнаправляет предложение на продажу, в котором содержатся предполагаемые условияпоставки, платежа и цены. Цены предложений отличаются от контрактных цен, т. к.корректируются в ходе переговоров. В целом они отражают уровень реальных цен посравнению с прейскурантными и справочными.
Индексы цен представляют собой относительные показатели,отражающие динамику цен, но не дающие представления об их уровне.
Расчетные цены представляют собой результат приближенногорасчета на основе косвенной информации:
цен на аналогичные изделия,
затрат на производство,
любой другой информации, взаимосвязанной с конкретнымтоваром.
Приведение первичных данных к контрактным (реальным) ценам — это искусство, основанное на глубоком изучении своего товара, закономерностейценообразования и применения математических методов статистики, факторного ифакторно-стоимостного анализа.
Правила приведения цен.
Полученные из разных источников конкурентные материалыприводятся к масштабу базового товара по количественным показателям, а затемрассчитывается цена одного изделия (весовой единицы и т.п.).
Поправка на комплектацию (вычитание или добавлениекомплектующих материалов).
Пересчет цены, выраженной в конкретной валюте, к базовойвалюте по соответствующему курсу.
То же на дату предполагаемого платежа.
Пересчет по условиям платежа (платеж наличными ниже, чем припродаже в кредит) обычно приводят к условиям оплаты наличными.
Приведение по базису поставки.
Поправка на уторговывание (если цена предложения продавца).
Поправка на технико-экономические различия. 3. Прибыль. Влияние прибыли на формирование цен
Помимо себестоимости другим важнейшим для предприятийэлементом цены является прибыль. Прибыль — это форма дохода, полученного послетого, как товар будет реализован по установленной цене.
После уплаты налогов предприятия получают чистую прибыль(по-другому называется прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия). Чистаяприбыль по решению собрания акционеров делится в определенном соотношении нафонд накопления и фонд потребления.
За счет фонда накопления предприятия могут осуществлятьразличные инвестиционные проекты, подготовку и переподготовку кадров. За счетфонда потребления возможно увеличение социальных выплат сотрудникам предприятия,а также содержание учреждении социальной сферы детских яслей, садов, пионерскихлагерей и др.).
Предполагается, что рациональный предприниматель должен бытьнацелен на получение максимально возможного объема прибыли.
Государство также должно быть заинтересовано в увеличенииприбыли предприятий, так как в структуре доходов государственного бюджета налогна прибыль занимает второе место после налога на добавленную стоимость.
При фиксированных ценах размер реализуемой прибыли зависитот динамики себестоимости. Именно в этой связи с себестоимостью прибыльхарактеризует экономическую эффективность производства, рост ее увеличиваетдоходы предприятий и государственного бюджета.
В условиях инфляции рост прибыли может быть определеннымвкладом рост цен. Так, либерализация цен в 1992 г. Позволила предприятиям напервых порах не только переложить на потребителя подорожание в смежных отраслях(и прежде всего энергоносителей), но и получить некоторую сверх прибыль.
Относительной величиной прибыли является рентабельность. Следуетучесть, что если цены регулируются государством, то регулируется не прибыль, анорма рентабельности. Объясняется это тем, что абсолютная величина прибыли — величинапроизводная, зависящая именно от нормы рентабельности. Существую множествовидов рентабельности: рентабельность затрат, рентабельное! » продаж,рентабельность имущества, рентабельность уставного и пр. капитала. Вценообразовании важна рентабельность изделий, которая аналогична рентабельностизатрат. Она показывает эффективность выпуска, поскольку отражает взаимосвязьмассы прибыли, полученной от реализации продукции, и использованных на еепроизводство затрат. При этом прибыль, включаемая в расчетную оптовую цену,должна обеспечить предприятию нормальную деятельность в соответствии сдействующим законодательством без потерь для бюджета.
Прибыль от реализации продукции по свободным оптовым(отпускным) ценам определяется как разница между выручкой от реализациипродукции и товаров по свободным отпускным ценам, без налогов и сборов, неотносящихся на себестоимость, и затратами, включенными в себестоимость (напроизводство и реализацию). Никаких предельных нормативов рентабельности приэтом не предусматривается. Вместе с тем налоговая практика свидетельствует отом, что при установлении цены конкретного изделия в ее состав должнавключаться прибыль, рассчитанная исходя из уровня рентабельности в размере неменее 25%.
Одной из сложных проблем ценообразования являетсяопределение величины прибыли, включаемой в цены естественных монополий. Внастоящее время действует Федеральный Закон РФ «О естественных монополиях»,принятый Государственной Думой 19 июля 1995 г. Этим законом деятельностьсубъектов естественных монополий регулируется в следующих сферах:
• транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральнымтрубопроводам;
• транспортировка газа по трубопроводам;
• услуги по передаче электрической и тепловой энергии;
• железнодорожные перевозки;
В соответствии с введенным в действие с 01 апреля 1999 г. Федеральнымзаконом РФ от 31 марта 1999 г.62-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ЗаконРоссийской Федорами «О налоге на прибыль предприятий и организаций»»установлены следующие ставки по налогу на прибыль: в федеральный бюджет — 11%,в бюджет субъектов РФ — не выше 19%.
• услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
• услуги общедоступной электрической и почтовой связи. Всоответствии с законом в качестве одного из методов регулирования деятельностиестественных монополий следует применять ценовое регулирование, осуществляемоепосредством определения (установления) цен (тарифов) и их предельного уровня.
В отечественной практике регулирования цен на продукциюестественных монополий обычно применяется предельный норматив рентабельности,рассчитанный по отношению к используемому в отрасли капиталу. Данный нормативрентабельности определяется с учетом того, что предприятия — естественныемонополисты должны за счет получаемой от своей хозяйственной деятельностиприбыли осуществлять инвестиции, содержать социальную сферу, а такжевыплачивать дивиденды акционерам.
Список используемой литературы
1. Цены и ценообразование. / Под. РедакциейВ.Е. Есипова. – СПб: Питер, 2001.
2. Цены и ценообразование: Учебник /И.К. Салемжанов, О.В. Португалова, В.Е. Новиков и др.; Под ред. И.К. Салемжанова.– М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2003.
3. Цены и ценообразование.4-еиздание. – СПб: Питер, 2004.
4. Ценообразование: Учеб. пособие/Под ред. Г.А. Тактарова. – М.: Финансы и статистика, 2005.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат To Kill A Mockingbird Injustice Essay Research
Реферат Средневековая Европа
Реферат Разработка базы данных «Склад магазина оптовой продажи»
Реферат Оценка экономической и экологической эффективности природоохранной деятельности на ВМП "Авитек" (г. Киров)
Реферат Windows 98
Реферат Дом как архитектурная модель мира традиционных культур
Реферат Сучасні методи становлення ділових взаємовідносин в апараті управління
Реферат Аллергические болезни – это группа заболеваний в основе развития, которых лежит повреждение, вызываемое иммунной реакцией на экзогенные (внешние) аллергены
Реферат The Socialist-Revolutionaries and the labor movement (the beginning of the twentieth century)
Реферат Природа понятия экстраверсия - интроверсия в трактовке К.Г.Юнга
Реферат Анализ работы образовательного учреждения по профилактике детского травматизма в 2009/2010 учебном год
Реферат Цивилизация древнего Рима.
Реферат Структура муниципального управления
Реферат Расчет материального баланса установки АВТ. Проектирование аппарата вторичной перегонки бензина
Реферат Гренада