Реферат по предмету "Экономика"


Роль строительства в развитии производственных сил общества

Содержание
Введение
1. Строительный комплекс страны
2. Роль строительства в развитии экономики ипроизводственных сил общества
2.1 Значение строительства вразвитии производственных сил общества и экономики
2.2 Регулирование строительной отрасли в стране
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Экономика страны состоит из ряда отраслей, которые взависимости от характера выполняемых ими функций относятся к отраслям,производящим товары (промышленность, строительство, сельское хозяйство и др.),либо к отраслям экономики, оказывающим рыночные и нерыночные услуги.
За годы экономических реформ в отрасли произошлизначительные преобразования.
Сформировался принципиально новый механизм государственногоуправления, который заключается, прежде всего, в регулировании государствоминвестиционной деятельности в сфере строительства, а не в административномуправлении организациями и предприятиями. Изучение данной темы являетсяактуальным, поскольку строительная отрасль относится к числу наиболееприоритетных и во многом определяет решение социальных, экономических итехнических задач развития всей экономики страны.
В субъектах Российской Федерации развитие производственныхмощностей по выпуску строительных материалов, изделий и конструкций должно бытьэкономически обосновано с учетом изучения спроса на них, оптимального использованияимеющейся сырьевой базы отрасли, попутно добываемых продуктов и отходов другихотраслей промышленности.
Одновременно должны решаться задачи совершенствованиянормативно-технической базы, гармонизации отечественных стандартов и нормативовс зарубежными.
Изучение данной темы является актуальным, поскольку строительнаяотрасль относится к числу наиболее приоритетных и во многом определяет решениесоциальных, экономических и технических задач развития всей экономики страны.
Целью данной работы является изучение роли строительногокомплекса в развитии производственных сил общества.
Таким образом, к основным задачам работы можно отнестиследующие:
изучение сущности и особенностей строительного комплексаРоссии;
выявление значения строительства в развитии производственныхсил общества и экономике в целом;
изучение особенностей регулирования строительного комплексав стране.
1. Строительный комплекс страны
Строительство включает в себя следующие виды деятельности: подготовкастроительного участка; строительство зданий и сооружений; монтаж инженерногооборудования зданий и сооружений; отделочные работы.
Строительный комплекс представляет собой совокупностьпроизводств и организаций, характеризующихся тесными и устойчивымиэкономическими, организационными и технологическими связями для полученияконечного результата — обеспечения воспроизводства основных фондов народногохозяйства.
В составе строительного комплекса можно выделить 5 групппредприятий и организаций:
1 группа — постоянно действующие строительно-монтажныеорганизации и предприятия строительной индустрии;
2 группа — предприятия, поставляющие для строительствапредметы труда (предприятия машиностроения, металлообрабатывающая,деревообрабатывающая промышленность и т.п.);
3 группа — предприятия, поставляющие средства труда (строительноеи дорожное машиностроение, производство оборудования для предприятийстроительной индустрии и т.п.);
4 группа — предприятия инфраструктуры строительства (предприятияпо ремонту машин, организации материально-технического обеспечения; специализированныетранспортные предприятия; научно-исследовательские и проектные организации построительству; учреждения по подготовке специальных кадров и т.п.);
5 группа — организации, осуществляющие управление строительством(министерства, управления, департаменты и т.д.).
Из перечня видно, что строительный комплекс шире понятиястроительной отрасли1.
К строительству относят и промышленность строительныхматериалов. Тогда оно выступает в качестве строительного комплекса. Интегральнойхарактеристикой результатов строительной деятельности служит объемстроительно-монтажных работ, исчисляемый в стоимостном выражении, анатуральными показателями — ввод в действие производственных мощностей,объектов жилищного и социально-культурного строительства. Функционированиестроительства самым непосредственным образом связано с характером и масштабамиинвестиционной деятельности, поскольку строительно-монтажные работы составляютоколо половины инвестиций в основной капитал.
В число строительных организаций включаются юридические лицавсех форм собственности (предприятия), зарегистрированные и получившие лицензиюна строительную деятельность, выполнявшие работы по договорам строительногоподряда или государственному контракту, заключаемым с заказчиками. Аналогичноопределяется численность проектно-изыскательских организаций.
В настоящее время продолжает сохраняться неравномерноераспределение объемов работ по территории Российской Федерации: по-прежнемубольшие объемы работ выполняются в Центральном, Уральском, Приволжскомфедеральных округах. Однако в Дальневосточном, Сибирском федеральных округахони весьма скромны.
К 2010 году социально-экономические и научно-техническиецелевые ориентиры развития строительного комплекса достигнут следующего уровня:
темпы роста инвестиций в основной капитал за счет всехисточников финансирования — 8-10 процентов в год;
удельный вес строительно-монтажных работ в составе инвестицийсоставит более 45 процентов;
темпы роста строительно-монтажных работ по договорамстроительного подряда — 6-8 процентов;
ввод в действие жилых домов всех форм собственности — около60 млн. кв. метров;
темп роста объемов производства строительных материалов — 6-8процентов;
доля предприятий, производящих инновационную продукцию, вобщем количестве предприятий промышленности строительных материалов — 12-15процентов;
доля предприятий, производящих инновационную продукцию, вобщем числе строительных организаций — 8-10 процентов;
объем экспорта отечественных строительных материалов в общемобъеме производства — 8-10 процентов;
доля импортных строительных материалов в среднем по отрасли- 4-5 процентов;
среднегодовое сокращение численности занятых в строительствев результате роста производительности труда, интенсификации производства,научно-технического прогресса и модернизации инфраструктуры — не менее 3-4процентов, в промышленности строительных материалов и конструкций — 6-7процентов.
2. Роль строительства вразвитии экономики и производственных сил общества2.1 Значение строительства в развитиипроизводственных сил общества и экономики
В целях сбора и систематизации информации, государственногорегулирования экономического развития общественного производства всепроизводства и сферы деятельности группируются по отраслям. Единыйклассификатор отраслей общественного производства РФ насчитывает 24 отрасли, втом числе “строительство” — третье по количеству занятых работников (послепромышленности и сельского хозяйства) в отрасли. Её назначение возводить новыездания и сооружения для всех отраслей материального производства, заниматьсяреконструкцией, расширением и капитальным ремонтом существующих. Удельный весстроительства в валовом внутреннем продукте РФ в 2007 году составил 7.3%2
Капитальное строительство — совокупность всех видовдеятельности, обеспечивающая осуществление инвестиционного процесса отпредпроектной стадии до ввода объекта в эксплуатацию. В состав этой отрасливходят организации, выполняющие строительные и монтажные работы по возведениюновых зданий, сооружений и других объектов народного хозяйства, расширению,техническому перевооружению и реконструкции действующих предприятий,проектно-изыскательские организации, обслуживающие строительство, также иорганы управления, (министерства, ведомства и т.д.).
Сложность изучения экономических аспектов строительствазаключается в многообразии организационных и хозяйственных форм процессастроительного производства, большом количестве участников, имеющих различныефункциональные цели и задачи, существенной зависимости процесса строительногопроизводства от естественных природных условий. В процессе строительногопроизводства участвуют инвестор — заказчик — проектировщик — подрядчик — специализированные строительные организации. Кроме этих непосредственных участниковстроительного процесса в создании строительной продукции участвуют десяткизаводов-изготовителей технологического оборудования, строительных машин иматериалов. В связи с таким большим числом участников можно утверждать, чтопроцесс строительного производства формируется под влиянием большого количестваорганизационных факторов. Преобразование системы управления, совершенствованиееё означает, в первую очередь, изменение организационных отношений и,соответственно, организационных форм управления.
Конкретная цель строительства на современном этапеопределена его внешней средой (народным хозяйством в целом) — ввод объектов вэксплуатацию в нормативные сроки с надлежащим качеством при минимальнойстоимости. Поэтому с очевидной остротой возникает вопрос о надлежащемуправлении капитальным строительством — сознательном его государственномрегулировании в целях повышения его эффективности, ускорениянаучно-технического прогресса и роста производительности труда в отрасли,улучшения качества продукции и обеспечения тем самым динамичного, планомерногои пропорционального развития строительной отрасли.
Это означает, что строительство обеспечивает условия дляпроизводительного использования средств и орудий труда других отраслей, создаётусловия для полноценного отдыха, здорового быта народа.
То, что мы называем отраслью капитального строительства,включает в себя главным образом подрядные строительные организации со всеми ихкадрами, зданиями и сооружениями, техникой и транспортом и предприятиямистроительной индустрии.
Строительство могут вести и те, кому нужны результатыстроительного труда (предприятия, которые строят для себя), и те, кто берёт насебя обязательство построить для кого-то (берёт подряд). В зависимости от этогостроительство называют ведущимся хозяйственным или подрядным способом.
Подрядное строительство ведётся профессиональнымистроительными организациями, насыщенными техникой, несущими юридическуюответственность за сроки и качество строительства. Таким способом в РоссийскойФедерации ведётся 75%3 всегообъема строительства, в Республике Башкортостан — 87%. Хозяйственный способстроительства позволяет заказчику сэкономить на разработке проектно-сметнойдокументации, т.к любой предприниматель работает, чтобы получить прибыль. Нохозяйственный способ заставляет рисковать качеством строительства.
Продукцией строительства являются полностью законченные ипринятые заказчиком объекты.
Строительство, в отличие от других отраслей, обладает рядомособенностей, делящихся на 3 группы и определяемых:
техническими особенностями строительной продукции;
особенностями строительного производства;
организационно-экономическими особенностями отрасли.
Влияние каждой из этих особенностей на экономикустроительства сводится к следующему:
Влияние технических особенностей строительной продукции наэкономику строительства:
Неподвижность строительной продукции приводит к необходимостипередвижного характера работы исполнителей строительных работ. В строительствеперемещаются люди и орудия труда, а не предметы труда как в промышленности. Появляетсянеобходимость в дополнительных расходах на временные сооружения и т.п.
Большие размеры продукции, их сложность и многодетальность,материалоёмкость определяют высокую удельную стоимость материалов и конструкций(до 50-60% общих затрат).
Строительная продукция капиталоёмка — требует большихкапиталовложений. Отсюда важность обоснования этих затрат, высокая ролькредитов среди источников финансирования строительства.
Индивидуальный характер возводимых объектов определяетособенности ценообразования на строительную продукцию.
Длительный срок службы зданий и сооружений определяетвысокий уровень морального износа строительной продукции.
Влияние особенностей строительного производства на экономикустроительства:
Длительность строительного цикла определяет образованиебольших размеров незавершённого производства, появление финансовых расчётов заэтапы и комплексы работ, необходимость страхования от стихийных бедствий и т.п.
Строительные работы большей частью производятся на открытомвоздухе, что вызывает появление “сезонности", имеющей следствием,например, зимнее удорожание и др.
Разбросанность строительных объектов и передвижной характерисполнителей строительных работ определяет высокий удельный вес в структуреосновных фондов строительства, транспортной техники; специфическиеконструктивные особенности строительной техники; необходимость иметь большоеколичество временных или передвижных сооружений.
Ход строительства очень сильно зависит от местных условий: развитиясети дорог, наличия близко расположенных предприятий по производству материалови конструкций и т.п. Даже одинаковые объекты возводятся по-разному в разныхрегионах и даже в районах одного региона.
Строители не только строят, они обязаны и освоить созданныемощности (запустить АТС, завод и т.д.).
Влияние организационно-экономических особенностейстроительства на экономику:
Строительство осуществляется “на заказ" и очень редкона продажу. В этом отношении строительство до сих пор остаётся ремеслом.
В строительстве одного объекта участвуют много предприятий,что вызывает создание особых организационных форм в управлении строительством (генподрядчики,подрядчики, заказчики и т.п.).
Конструктивная сложность строительных объектов имногообразие хозяйственных связей строительства с другими отраслями выражаетсяв необходимости использования тысяч видов материалов, конструкций и услуг другихотраслей.
Степень освоения территории во многом определяет затраты настроительство, т.к. дополнительные расходы (на инфраструктуру) могут превышатьсобственно строительные затраты в несколько раз.
Необходимость комплексного строительства промышленных объектовопределяется невозможностью функционирования, например, промышленных зданий безскладского хозяйства, инженерных сетей и т.п.
И, наконец, строителю приходится учитывать и знатьтехнологические особенности тех отраслей, для которых ведётся строительство.2.2 Регулирование строительной отрасли в стране
На федеральном уровне строительный комплекс можнорассматривать как совокупность производственных, функциональных иинституциональных структур. Строительный комплекс обретает конкретноесодержание и экономическое наполнение только на региональном уровне. Общегосударственный(федеральный строительный комплекс может быть представлен как совокупностьлокальных, региональных комплексов. При этом каждый региональный строительныйкомплекс характеризуется определенной уникальностью процессов своегоформирования, функционирования и развития.
В существующих условиях хозяйствования в России состояние — строительногокомплекса оказывает серьезное влияние на работоспособность всех сфер экономикии жизнедеятельность населения, социально-экономическое развитие региона.
В настоящее время управление строительством в Россиирассматривается не как иерархическая структура взаимоподчиняющихся организацийотрасли строительства, а как система управления строительной деятельности прирегулирующей роли этой деятельности со стороны государственных органовуправления.
Государственное регулирование строительной деятельности — специфическаяфункция управления, призванная объединить государственные (общественные) ичастные интересы для формирования рациональных крупных пропорций (соотношений) внациональной экономике между потреблением, накоплением и инвестированием наоснове прогнозирования, стратегического планирования, бюджетногофинансирования, налогообложения и других мер государственного воздействия нарынки инвестиций, подрядных работ, недвижимости.

/>
Рисунок 1 — Структура государственных органов управлениястроительной деятельностью4.
Происходящие в строительной сфере в последние годы процессыотличаются особым динамизмом, что свидетельствует о необходимости поиска новой,более приемлемой управленческой модели. Существенный импульс решению этойпроблемы дало реформирование федеральных органов исполнительной власти,проводимое в соответствии с указами Президента РФ от 09.03.2004 г. N 314 `Осистеме и структуре федеральных органов исполнительной власти` и от 20.05.2004г. N649 `Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти`. Принятасистема управления, которая схематично выглядит следующим образом: федеральныеминистерства — федеральные службы — федеральные агентства. Госстрой Россиипреобразован в Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальномухозяйству (Росстрой) согласно соответствующему постановлению ПравительстваРоссийской Федерации от 16.06.2004 г. N 286. Таким образом, на федеральномуровне управление строительной отраслью значительно видоизменилось иприблизилось к хозяйствующим субъектам, поскольку федеральные агентстваявляются `низовым` звеном в федеральном эшелоне органов исполнительной власти5.
Правительство РФ является высшим государственным органом поруководству промышленностью и строительством. Министерство экономическогоразвития и торговли осуществляет формирование инвестиционных программстроительного комплекса за счет централизованных источников финансирования6.
Функции государственного управления реализуются, какправило, в известных организационно-правовых формах, в которых компетенциягосударственных органов обретает свое предметное содержание7. Формы государственного управления — этоотработанные практикой устойчивые способы фиксации функциональной организации исовокупности оптимальных приемов и методов, с помощью которых государстводостигает поставленных целей.
Для преодоления кризиса в строительном комплексе следуетувеличить значимость административных методов регулирования, усилитьстимулирующую роль бюджетно-налоговой системы и кредитной политики, создатьдейственный механизм конкуренции на рынке подрядных работ при проведении единойтехнической политики и рекомендаций в области ценообразования8.
Заключение
Строительный комплекс — это совокупность производств иорганизаций, характеризующихся тесными и устойчивыми экономическими,организационными и технологическими связями для получения конечного результата- обеспечения воспроизводства основных фондов народного хозяйства.
Строительство включает в себя следующие виды деятельности: подготовкастроительного участка;
строительство зданий и сооружений; монтаж инженерногооборудования зданий и сооружений;
отделочные работы.
Сложность изучения экономических аспектов строительствазаключается в многообразии организационных и хозяйственных форм процессастроительного производства, большом количестве участников, имеющих различныефункциональные цели и задачи, существенной зависимости процесса строительногопроизводства от естественных природных условий.
Можно сделать вывод, что строительство обеспечивает условиядля производительного использования средств и орудий труда других отраслей,создаёт условия для полноценного отдыха, здорового быта народа.
Можно сделать вывод, что строительный комплекс относится кчислу ключевых отраслей и во многом определяет решение социальных,экономических и технических задач развития всей экономики России.
Ведущая роль строительного комплекса в достижениистратегических целей развития общества определяется тем, что конечныерезультаты достигаются путем осуществления инвестиционно — строительныхпрограмм и проектов на федеральном и региональном уровнях.
Особенности реформирования строительного комплекса странысвязаны в первую очередь с сильнейшей неравномерностью развития регионов РФ, а,следовательно, с региональной спецификой управления и установлением отношениймежду федеральным центром и регионами.
Список использованной литературы
1.  Игошин Н.В. Инвестиции — М.: Юнити, 2005. — 378 с.
2.  Основные показатели инвестиционной и строительной деятельности в2005-2007 гг. Госкомстат РБ. 2007. — 41с.
3.  Основные показатели инвестиционной и строительной деятельности вРоссийской Федерации в 2007 году. Федер. Служба гос. Стат. 2007. — 36 с.
4.  Тимофеев А.А. Формирование эффективной системы управленияинвестиционно-строительным комплексом в регионе в современных условиях: Дисс:. канд.экон. наук — М., 2003. — 218 с.
5.  Чистов Л.М. Экономика строительства. -С. Пб.: Питер, 2006. — 256с.
6.  Дерябина Я. Системный анализ государственного управления инвестиционнойсферой // Инвестиции в России. — 2003. — N9. — С.11-21
7.  Екимова К.В. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ // Журнал«Проблемы современной экономики» N 3 (19)
8.  Иванов А.В. Реформирование федеральных органов исполнительной власти исовершенствование государственного регулирования и управления строительной отраслью// Экономика строительства. — 2004. — N10. С.2-8.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Правовые проблемы вступления Россиив ВТО
Реферат 1. Древнерусское государство, его образование, основные этапы и сущность этого процесса
Реферат 2 Нормативно-методическое обеспечение работ по обеспечению сохранности документов, созданию и совершенствованию системы научно-справочного аппарата к документам
Реферат Gun Control Essay Research Paper Gun control
Реферат Hamlet 9 Essay Research Paper Within the
Реферат Изображение деревни в романе ФА Абрамова Братья и сестры
Реферат Менеджмент по-японски
Реферат Nutrition Essay Research Paper Nutrition is the
Реферат Русская средневековая философия
Реферат Чрезвычайные ситуации природного характера сели
Реферат Процеси взаємодії звуків між собою. Словники української мови
Реферат Lady Macbeth Redemption Essay Research Paper Lady
Реферат Управление деловой карьерой
Реферат Предмет метод и задачи социальной статистики
Реферат Русско-японская война 1904-1905 2