Реферат по предмету "Экономика"


Роль малых предприятий в современной российской экономике. Перспективы малого предпринимательства в России

Государственный университет ВысшаяШкола Экономики
РЕФЕРАТ
по курсу «Российские реформы»
на тему:
Роль малых предприятий в современнойроссийской экономике. Перспективы малого предпринимательства в России.
Выполнила Величко Оксана
группа 612
Москва 2003

Содержание
Введение… 3
1. Место малых предприятий вструктуре экономики… 4
2. Особенности малогопредпринимательства в России… 6
3. Роль малых предприятий в экономикеРоссии… 6
3.1. Социальная роль… 6
3.2. Политическая роль… 7
3.3. Экономическая роль… 7
4. Малый бизнес и государственнаяполитика… 9
5. Государственная политика в областималого предпринимательства… 9
6. Потенциал малогопредпринимательства… 11
Заключение… 14
Литература… 15
Введение
Экономика России сегодня находится в стадии становления. Ихотя Россию признали в качестве страны с рыночной экономикой, правильней быбыло назвать эту экономику феодальной, живущей по своим собственным законам.Управление развитием сегодня свелось к созданию максимально благоприятныхусловий для экспортеров в ущерб всей остальной части населения. Реальныхрычагов управления развитием в российской экономике не существует – в этомпричина резкого замедления темпов экономического роста. Видимо, в своемразвитии Россия должна активно использовать богатейший опыт экономическиразвитых стран, нередко начинавших свой подъем из схожих ситуаций. Одним изнаправлений обеспечения устойчивости экономического роста, многократноподтвержденным мировой практикой, является развитие малого бизнеса – наиболеемобильного, рискованного и конкурентоспособного сегмента экономики любойстраны.
Почти треть населения России, так или иначе, связана с малымбизнесом. Это несколько миллионов реальных собственников, менеджеров, финансистов,организаторов производства. За все годы реформ фактически именно малый бизнесбыл единственным растущим сектором экономики.
Но в то же время, в экономике России малый бизнес пока продолжаетиграть достаточно незначительную роль, оставаясь «в тени». Между тем,только достаточные масштабы продукции и услуг, производимые на предприятияхмалого бизнеса способны, во-первых, насытить рынок конкурентоспособнойпродукцией, во-вторых, создать новые рабочие места, в-третьих, приступить кформированию основы общества в любой цивилизованной стране – среднегокласса.
Таким образом, дальнейшее развитие ситуации без активного ипозитивного вмешательства государства может привести к свертыванию этого сектораэкономики с соответствующим обострением экономических проблем и усилениемсоциальной напряженности. Продолжение курса реформ требует, чтобы поддержкачастной инициативы граждан и развитие малого предпринимательства в нашей странестали важнейшей частью общегосударственной доктрины проводимыхсоциально-экономических преобразований.
/>1. Местомалых предприятий в структуре экономики
Понимание роли малого предпринимательстватребует ясного представления о том, какое место оно занимает в национальной экономикеи каковы его отличительные особенности. Формирование и развитие рыночныхотношений предполагает свободное и равноправное сосуществование и развитиеразличных форм собственности и различных секторов внутри каждой формысобственности. Рассматривая частный сектор экономики, можно говорить о трёхгруппах предприятий, которые по общепринятой терминологии определяются каккрупные, средние и малые предприятия в зависимости от их размеров.Собственников этих предприятий объединяет единый корпоративный интерес — сохранение, развитие и защита частной собственности, — которым обусловленыобщие черты в их поведении во всех отношениях, связанных с собственностью.Вместе с тем предпринимательство в целом весьма неоднородно, каждая из этихтрёх групп имеет свои внутренние интересы, определяющие стратегию ихэкономического поведения, отношение к государству и проводимой им политике, ксоциально-экономическим, политическим и национальным проблемам.
Крупный бизнес в основном определяетэкономическую и техническую мощь страны. В целях самосохранения и развития онтяготеет к интеграции, поглощая или контролируя более мелких партнёров, с однойстороны, а с другой — объединяясь в международные структуры, теряя частичносвою независимость и подпадая под влияние более сильных партнёров. При этом,руководствуясь ситуацией на международном рынке и выполняя волю более сильныхпартнёров, крупный капитал становится орудием экспансии международныхпредпринимательских структур на внутреннем рынке страны. В определённыхусловиях такая зависимость приводит к интернационализации интересов крупногокапитала в ущерб национальным интересам.
Средний бизнес в большей мере зависит в своейдеятельности от внутренней экономической конъюнктуры и вынужден вестиконкурентную борьбу внутри своей группы, а также с крупным отечественным ииностранным капиталом. Это и определяет заинтересованность среднегопредпринимательства в защите на внутреннем рынке путём проведенияпротекционистской государственной экономической политики и формирования,определённых правил рыночных отношений, что предопределяет более тесную связьсреднего предпринимательства с национальными интересами.
Малый бизнес, или малое предпринимательство,представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силусвоей массовости в значительной мере определяют социально-экономический иотчасти политический уровень развития страны. По своему уровню жизни исоциальному положению они принадлежат к большинству населения, одновременноявляясь как непосредственными производителями, так и потребителями широкогоспектра товаров и услуг. Сектор малого предпринимательства образует самуюразветвлённую сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках инепосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В совокупностис небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственнойи управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать наизменяющуюся конъюнктуру рынка.
Сектор малого предпринимательства являетсянеотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственнойсистемы, без которого экономика и общество в целом не могут нормальносуществовать и развиваться. Хотя «лицо» любого развитого государствасоставляют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы — крупногокапитала в значительной мере определяет уровень научно-технического ипроизводственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системойхозяйствования являются малые предприятия как наиболее массовая, динамичная игибкая форма деловой жизни. Именно в секторе малого предпринимательствасоздается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являютсяпитательной средой для среднего и крупного бизнеса.
Высокая приспособляемость и массовый охватпрактически всех сфер внутреннего рынка страны обеспечивают устойчивостьразвития экономики и способствуют стабильности политического климата.
Одна из причин успешного развития малого исреднего бизнеса в странах с развитой экономикой состоит в том, что крупноепроизводство не противопоставляется мелкому. В развитых странах культивируетсяпринцип кооперирования крупных и малых предприятий, причём крупные объединенияне подавляют там малый бизнес, а взаимо дополняют друг друга, особенно в сфереспециализации отдельных производств и в инновационных разработках.
Функционирование на локальном рынке, быстроереагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, непосредственная взаимосвязьс потребителем, узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров иуслуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовымкапиталом — все эти черты малого бизнеса являются его достоинствами,повышающими устойчивость на внутреннем рынке, но при определенных условияхстановятся недостатками, сдерживающими его развитие. С одной стороны, быстроереагирование малых предприятий на изменения условий функционирования делает егоболее мобильным и приспосабливаемым, а с другой — зависимым от конъюнктурырынка, динамики внешних социально-экономических и политических условий.Относительно небольшой капитал сужает рамки производства, ограничиваетвозможность привлечения дополнительных ресурсов (научно-технических,финансовых, производственных, трудовых и т.д.). Ограниченные масштабыпроизводства и небольшое количество занятых обусловливают простоту и эффективностьуправления предприятием./>/>/> 2. Особенности малогопредпринимательства в России
Малый бизнес в России обладает некоторымиотличающими его от малого бизнеса большинства зарубежных стран особенностями. Отличаетего совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких видовдеятельности, невозможность в большинстве случаев ориентироваться наоднопродуктовую модель развития; стремление к максимальной самостоятельности, вто время как значительная часть зарубежных малых предприятий работает на условияхсубподряда и т.п.; — общий низкий технический уровень и низкая технологическаяоснащенность в сочетании со значительным инновационным потенциалом.
Российские малые предприятия обладают высокойстепенью приспособляемости к сложной экономической обстановке, усугубляемойдезорганизацией в системе государственного управления и нарастающейкриминализацией общества. В то время как неразвитость системы самоорганизации иинфраструктуры поддержки малых предприятий негативно сказывается на функционированииданного сектора.
Важным экономическим условием становлениямалого бизнеса, которое во многом зависит от эффективности методовгосударственного управления, регулирования и контроля, является наличие истепень развитости рынков факторов производства, таких как рынок капитал, рыноктруда, рынок инвестиционных товаров, включая землю и иные объекты недвижимости.
При этом подразумевается не просто существованиев России этих рынков и наличие соответствующей инфраструктуры, обеспечивающейих эффективную работу, но и возможность доступа на них малых предприятий,повышения их роли в формировании спроса, а также полной и достовернойинформации о состоянии рынков, причем в национальном масштабе.3. Роль малых предприятий вэкономике России3.1. Социальная роль
Социальная значимость малого бизнесаопределяется массовостью группы мелких собственников — владельцев малыхпредприятий и их наёмных работников, общая численность которых является однойиз наиболее существенных качественных характеристик любой страны с развитойрыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживаетосновную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг всоответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка.
Развитие малого предпринимательстваспособствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников (среднегокласса), самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойныйуровень жизни, являющихся основой социально-экономических реформ, гарантомполитической стабильности и демократического развития общества.
Также следует отметить, что занятие малымбизнесом является не только источником средств к существованию, но и способомраскрытия внутреннего потенциала личности. Объективно неизбежнаяреструктуризация экономики вынуждает все большее число граждан занятьсясамостоятельной предпринимательской деятельностью.
Сектор малого предпринимательства способенсоздавать новые рабочие места, а, следовательно, может обеспечить снижениеуровня безработицы и социальной напряженности в стране. Массовое развитие малыхпредприятий способствует изменению общественной психологии и жизненныхориентиров основной массы населения, является единственной альтернативойсоциальному иждивенчеству.3.2. Политическая роль
Политическое влияние малого бизнеса в различныхстранах достаточно велико, поскольку эта социальная группа давно стала основойсформировавшегося среднего класса, наиболее представительного по своейчисленности и являющегося выразителем политических предпочтений значительнойчасти населения. В условиях устойчивого социально-экономического иполитического развития общества мелкие предприниматели отличаются наибольшейприверженностью принципам демократии, политической стабильности и экономическойсвободы. Слой мелких собственников проявляет наибольшую активность, и дажеагрессивность при возникновении угрозы в отношении собственности, так как вотличие от крупных и средних собственников для владельцев малых предприятий ихсобственность зачастую является единственным средством к существованию и важнейшимспособом самовыражения. Средний класс либо сам формирует свои политическиедвижения, либо становится объектом борьбы различных политических сил за голосаизбирателей.
Данный фактор определяет неразрывность связи малогопредпринимательства с интересами местных и региональных сообществ, чтообусловливает его зависимость от национальной основы и составляет питательнуюсреду для его патриотических настроений. При этом, как свидетельствует историческийопыт России и ряда других стран, патриотические настроения в среде мелкихсобственников в условиях экономического спада и политической нестабильностимогут принимать крайние формы и подталкивать их к поддержке наиболееэкстремистских политических сил.3.3. Экономическая роль
Существенная роль малого предпринимательства вэкономической жизни стран с рыночной системой хозяйствования определяется тем,что в этом секторе экономики действует подавляющее большинство предприятий,сосредоточена большая часть экономически активного населения и производитсяпримерно половина валового внутреннего продукта.
Сектор малого бизнеса наиболее динамичноосваивает новые виды продукции и экономические ниши, развивается в отраслях,непривлекательных для крупного бизнеса, и т.п. Важнейшими особенностями малыхпредприятий являются способность к ускоренному освоению инвестиций и высокаяоборачиваемость оборотных средств. Еще одной характерной чертой этого сектора являетсяактивная инновационная деятельность, способствующая ускоренному развитиюразличных отраслей хозяйства во всех секторах экономики.
Присущие малому предпринимательству гибкость ивысокая приспособляемость к изменчивости рыночной конъюнктуры способствуютстабилизации макроэкономических процессов в стране. Однако этому секторусвойственны относительно низкая доходность, высокая интенсивность труда,сложности с внедрением новых технологий, ограниченность собственных ресурсов иповышенный риск в острой конкурентной борьбе. Это приводит к постоянномуобновлению в секторе МП вследствие массовых банкротств или переспециализации деятельности.Приведенные данные — при их сопоставлении с относительной стабильностью общейчисленности малых предприятий и объёмами производства (табл. 1) — указывают навысокую интенсивность внутренних реорганизационных процессов внутри МП,способствующую оптимизации использования их потенциала в условиях рыночнойэкономики.
/>/>/>Таблица 1 — Количество зарегистрированных малых предприятийФедеральные округа Количество зарегистрированных МП на 1.01.03 г. в расчете на 100 тыс. населения Прирост/ сокращение (-) количества зарегистрированных МП на 100 тыс. чел. населения за 2002 г. РФ 611,7 29,7 Центральный 905,9 63,2 Северо-Западный 928,5 76,2 Южный 397,7 18,1 Приволжский 469,3 56,6 Уральский 452,1 4,0 Сибирский 448,3 -38,7 Дальневосточный 498,7 -74,0
За 2002 г. число зарегистрированныхмалых предприятий увеличилось на 5,1%, составив на последнюю дату 880,6 тыс. Повсем показателям в 2002 г. относительно аналогичного периода предыдущего годазафиксирован рост, что позволяет надеяться на продолжение данной тенденции напротяжении и 2003 г./>/>/>/>4. Малый бизнес и государственнаяполитика
Малый бизнес без поддержки государства и безсобственного внутригруппового взаимодействия не всегда способен успешнопротивостоять в конкурентной борьбе крупному капиталу, отстаивать своиэкономические, политические и социальные интересы.
К определению целей и задач государственнойполитики в отношении предпринимательства преобладает чисто прикладнойфискальный подход, который обусловлен таким же утилитарным пониманием места изначения предпринимательского сектора в экономике. Малый бизнес рассматриваетсялишь как один из возможных дополнительных факторов, влияющих на сокращениебезработицы, активизацию инновационных процессов, развитие конкуренции,насыщение определенных сегментов рынка товарами и услугами и т.п., т.е. какинструмент решения тех или иных социально-экономических задач, использование,которого зависит от множества объективных факторов и не является обязательным.
В России прослеживается опасная тенденция.Экономическая политика продолжает ориентироваться на поддержку крупныхгосударственных и пост государственных хозяйственных структур и их объединений,в первую очередь финансово-промышленных групп. В формирующейся государственно — монополистической хозяйственной системе малые предприятия представляются какнекое инородное тело, а их существование допускается в основном для заполненияниш, непривлекательных для крупного капитала, установления финансовойзависимости или интегрирования в структуру крупного капитала, для выполнениянаиболее тяжелых, трудоемких и наименее выгодных операций.
Имея доступ к значительным материальным ифинансовым активам, крупные предприятия имеют более благоприятные условиядоступа к кредитным ресурсам и возможности получения более льготных кредитовбанков, учредителями которых они являются. Новой малой фирме зачастуюневозможно вырваться на давно уже поделенный монополизированный рынок, получитьдоступ к государственным заказам, а также к средствам, идущим на так называемую«поддержку отраслей народного хозяйства». Руководителю крупногопредприятия, несомненно, легче «пробить» выгодное для негоадминистративное решение, особенно на местном уровне./>/>/>/>5. Государственная политика вобласти малого предпринимательства
Наличие и значимость такого потенциальномощного и динамичного социально-экономического феномена, как малое частноепредпринимательство, предполагает формирование и реализацию определённойгосударственной политики, обеспечивающей благоприятные условия для развитиямалого предпринимательства и включающей правовое регулирование, налоговое ифинансово-кредитное стимулирование, специальные государственные институты,обеспечивающие проведение в жизнь такой политики. В настоящее времягосударственная политика по отношению к малому бизнесу в Российской Федерациитолько формируется, определяются ее цели, направления, механизмы реализации.Сделаны лишь первые, не всегда верные и последовательные шаги на путиформирования целостной политики поддержки и развития малого предпринимательстваи создания механизмов её реализации. Многие меры государственного регулированиядеятельности малых предприятий носят противоречивый характер. Например, вобласти налогообложения продление льгот по налогу на прибыль сочеталось с общимповышением как федеральных, так и местных налогов, а введение упрощеннойсистемы налогообложения для микро предприятий — с тенденцией к общей отмененалоговых льгот для малого предпринимательства.
/>/>/>/>/>/>Малый бизнес в силу своейспецифики имеет ярко выраженную региональную ориентацию. Малые предприятияобычно строят свою деятельность, исходя из потребностей и возможностейнасыщения местного рынка, объема и структуры локального спроса. Онипредоставляют новые рабочие места местному населению. В условиях развитияхозяйственной самостоятельности регионов малый бизнес может рассматриваться какважное средство оптимизации структуры региональной экономики.
/>/>Государственная политика в отношении и предпринимательскойдеятельности в целом, и малого бизнеса в частности может быть эффективнойтолько тогда, когда ее ориентация совпадает с внутренним вектором развитиясамого предпринимательства. Поддержка со стороны государства не может бытьничем иным, как именно поддержкой процесса саморазвития бизнеса, направленнойна смягчение или устранение препятствий для этого саморазвития, сиспользованием широкого набора инструментов и стимулов в достижении тех общихсоциально-экономических целей, которые каждый предприниматель в отдельностиперед собой, как правило, не ставят.
С точки зрения предпринимателя государство должносоздать условия, в которых он сможет эффективно достигать своих целей, преждевсего экономических (максимизация прибыли, эффективность инвестиций,собственное благополучие, победа над конкурентами, минимизация риска).
С точки зрения государства предпринимательпризван обеспечить реализацию целей и интересов более высокого порядка. Именнов области пересечения целей и интересов государства и бизнеса можетосуществляться эффективная государственная политика.
Главным принципом государственной поддержкималого предпринимательства должно стать создание преимущественно экономическихи правовых условий нормального ведения рыночного хозяйствования.Государственная поддержка должна выражаться в формировании экономических иправовых условий, стимулов для саморазвития и конкурентоспособности малыхпредприятий с учетом отраслевых, географических, национальных, историческихособенностей и традиций, а также зарубежного опыта. Важнейшие задачигосударственной поддержки малого бизнеса заключаются в том, чтобы обеспечить малымпредприятиям равные права, минимизировать разрыв в условиях хозяйственныхвозможностей между малыми и более крупными предприятиями в конкурентномрыночном соревновании, создать равные возможности ведения предпринимательскойдеятельности в условиях свободы выбора ее форм и методов проявлениясамостоятельности и предприимчивости.
Успешное развитие малого предпринимательствавозможно лишь при наличии политической воли государства сформироватьблагоприятные социальные, экономические, правовые, политические и другиеусловия, поддержание и укрепление которых, в свою очередь, обеспечиваетсяширокомасштабным развитием малого бизнеса.6. Потенциал малогопредпринимательства
Потенциал малого бизнеса остаетсянереализованным. Существуют серьезные экономические и административные барьерыдля выхода новых предприятий на рынок и развития их деятельности.
Резервы развития малых предприятий, связанные свысвобождением имущества и мощностей крупных предприятий, их демонополизацией,разукрупнением, ликвидацией или перепрофилированием, не задействованы. Интересымалого предпринимательства практически не учитываются при распределениигосударственных инвестиционных ресурсов, организации поставок длягосударственных нужд, формировании налоговой системы, в таможенном и внешнеэкономическомрегулировании.
Ориентируясь преимущественно намакроэкономические реформы, государство, по существу, сняло с себяответственность за судьбу экономически активных граждан, работающих в секторе малогобизнеса, полагая, что его развитие не является решающим фактором в проведенииэкономических реформ. Иначе говоря, мнение и позиция представителя малогопредпринимательства, его групповые насущные потребности, проблемы и заботыучитываются государством в минимальной степени.
Рост занятости, объемов производства,инвестиционной активности малых предприятий в 2002 году (таблицы 2 и 3) позволяютсделать вывод о наступившей стабилизации в развитии малого предпринимательства.

Таблица 2 — Объемы производства продукции на малыхпредприятиях в 2002 г.Федеральные округа Объем производства в 2002 г. Справочно: 2001 г. в % к 2000 г. млн. руб. На душу населения, руб. В % к 2001 г. РФ 794 286,8 5 517,6 119,3 109,1 Центральный 248 575,5 6 813,7 117,8 113,6 Северо-Западный 117 114,3 8 213,3 133,2 97,6 Южный 78 780,3 3 669,1 127,9 103,6 Приволжский 159 192,2 5 031,1 148,8 98,3 Уральский 71 788,0 5 733,8 82,1 204,5 Сибирский 71 796,5 3 495,1 103,1 110,1 Дальневосточный 47 040,1 6 683,6 113,2 93,8
В январе-сентябре 2002 г.производство продукции (работ, услуг) на МП выросло на 19,3% относительноаналогичного периода предыдущего года. При этом увеличение более значительно,чем по итогам января-сентября 2001 г.
Таблица 3 — Инвестиции в основной капитал на малыхпредприятиях 2002 г.Федеральные округа Объем инвестиций в 2002 г. Справочно: 2001 г. в % к 2000 г. млн. руб. На душу населения, руб. в % к 2001 г.2 РФ 32772,2 227,7 148,3 85,6 Центральный 10680,6 292,8 175,9 75,8 Северо-Западный 2804,5 196,7 67,9 122,0 Южный 3194,1 148,8 116,8 119,7 Приволжский 9322,9 294,6 236,2 68,4 Уральский 2373,6 189,6 199,1 47,9 Сибирский 3265,7 159,0 101,0 110,7 Дальневосточный 1130,9 160,7 144,4 64,9
В январе-сентябре 2002 г. посравнению с январем-сентябрем 2001 г. инвестиции в основной капитал на МП вцелом по стране выросли почти в 1,5 раза..
Подводя итог вышесказанному, можно сказать, чтов нынешних условиях представители малого бизнеса оказались в наиболее сложномположении, которое определяется рядом моментов.
Идеологии проведения реформ отсутствует,стержнем которой должны стать целостная государственная политика по отношению кмалому предпринимательству и системный подход к решению его проблем.Общепринятым стал тезис о том, что малый бизнес развивается скорее неблагодаря, а вопреки государственной политике.
Недостаток урегулированности экономическихотношений не позволяет предпринимателям в полной мере пользоваться залоговым игарантийным правом, привлекать кредиты и инвестиции, что зачастую приводит ксвёртыванию деятельности множества малых предприятий.
К основным проблемам также модно отнестинежелание государства видеть в секторе малого бизнеса равноправного субъектаэкономических отношений, наиболее активного и подвижного участника процессарыночных преобразований, который при минимальных собственных ресурсахобеспечивает высокую оборачиваемость капиталовложений. Мелкий собственник неимеет каких-либо существенных преимуществ в кредитно-финансовой и в налоговойсистемах, в таможенной защите, испытывает значительные препятствия в развитиибизнеса, действует в необычайно сложных условиях для выживания. Дляпредставителя малого бизнеса становится невыгодной какая-либопредпринимательская деятельность в сфере производства, и в большей мере онстремится утвердиться в торговле или посредничестве.
Отношения представителей малого бизнеса сместной властью являются сложными и противоречивыми. С одной стороны, малыепредприятия становится естественной, объективной и надежной опорой власти врешении экономических проблем на местном уровне, что обеспечивает данному секторунекоторую поддержку. С другой стороны, малый бизнес на местном уровнеоказывается в полной зависимости от бюрократического аппарата в лицечиновничества. Неурегулированность правового положения государственногослужащего позволяет чиновнику использовать свое служебное место для изъятиязначительных финансовых и материальных средств у представителей малого бизнесав обмен на выдачу тех или иных разрешительных документов, которые он обязанвыдавать в рабочем режиме.
Заключение
Малое предпринимательство — неотъемлемыйэлемент рыночной системы хозяйства, без которого экономика и общество в целомне могут нормально существовать и развиваться. Мелкие предпринимателипредставляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силусвоей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической,но и в политической жизни страны. Мелкие предприниматели обеспечиваютукрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частнойсобственности, а по своему экономическому положению и условиям жизни они близкик большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегосягарантом социальной и политической стабильности.
В условиях России, находящейся на начальномэтапе развития рыночных отношений, именно создание и энергичное развитиесектора малого предпринимательства должно стать основой социальнойреструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всегохозяйства страны в мир рыночной экономики.
Меры, которые до настоящего времени былипредприняты государством в сфере малого бизнеса, носят противоречивый инепоследовательный характер. Предоставление некоторых льгот неизбежносопровождается ужесточением других мер, противодействующих развитию этогосектора экономики. Пренебрежение государства к интересам малого бизнесаотрицательно сказывается на политических предпочтениях предпринимателей.
Учитывая сложность происходящих в Россиипреобразований, следует иметь в виду, что базисом этих реформ и гарантом ихнеобратимости может служить только многочисленный средний класс общества.Основу формирования среднего класса составляют именно мелкие предприниматели,которые представляют собой одну из реальных сил, обеспечивающихсоциально-экономическое возрождение России, укрепление ее государственности,сохранение и развитие демократии.
Таким образом, в силу объективных причин ифакторов на современном этапе социально-экономических преобразований в Россиивопросы поддержки и развития предпринимательства, и в первую очередь малогобизнеса, неизбежно должны выдвигаться в центр государственной политики. Анализситуации свидетельствует о том, что малое предпринимательство начинает игратьвсе более весомую роль в развитии национальной экономики, становится важнымфактором социальной и политической стабильности в обществе. Фактически за всегоды реформ именно малый бизнес был единственным растущим сектором экономики,обеспечивающим отдачу вложенных средств и эффективное использование ресурсов.Он вбирал в себя основную часть трудоспособного населения, высвобождаемого издругих секторов, снимая тем самым острые социальные проблемы.
ЛитератураКолесникова Л.А. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием/ М.: Новый Логос, 2000. Воронов А.А. Малый бизнес – стратегический приоритет национальной конкурентоспособности России/ «Малое предприятие» №11, 2002. Александр Иоффе. Только развитие предпринимательства обеспечит ускорение роста экономики / «Бизнес для всех» № 10, 2002 Кожахметов, А. Богатство России – в хорошие руки / «Финансовая Россия» № 27, 2002 Рыбак О. Малый бизнес в большой статистике / «Экономическая газета» № 20, 2003 Кирсанов И. Российский бизнес на выживание / «Финансовая Россия» № 2, 2002 Квасюк В. Большая забота о малом бизнесе / «Российская газета» № 30, 2002


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Географічна культура
Реферат Демократизація контрольно-оцінної діяльності у початковій школі
Реферат Основные трудовые права и обязанности работников
Реферат Piracy Essay Research Paper
Реферат Организация обслуживания в гостиницах и туристских комплексах
Реферат Нет счастья в бездействии По комедии Грибоедова Горе от ума и роману Гончарова Обломов
Реферат Преступления, связанные с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовиты
Реферат Милл Дж., Кроулин Р. Терапевтические метафоры для детей и “внутреннего” ребенка.
Реферат Mysticism Essay Research Paper In this article
Реферат «Квалиметрия и ее возникновение»
Реферат Единый налог на вменённый доход: объект применения и порядок налогообложения
Реферат Лицензирование и сертификация
Реферат Управление рисками на этапах таможенного контроля товаров и транспортных средств
Реферат Административный процесс 7
Реферат Луи-Филипп I герцог Орлеанский