Реферат по предмету "Экономика"


Риски предприятий реального сектора

--PAGE_BREAK--
Трудовые ресурсыпредприятия характеризуются их среднесписочной численностью. Любая из ее групп или представитель группы при определенных условиях может быть носителем риска невостребованности продукции.

Если квалификация рабочих не соответствует сложности выполняемых ими работ, это, обычно, отражается на качестве продукции. Следствием низкого качества является падение репутации фирмы. Кроме того, она не может реализовать продукцию по цене, приносящей ей достаточную прибыль. Таким образом, фирма несет и моральный, и экономический ущерб.

На производство продукции затрачивается рабочее время. Очевидно, что часть времени, пошедшая на изготовление реализованной продукции, относится к полезно затраченному труду. Та же часть отработанного времени, которая израсходована на производство продукции, не нашедшей спроса, не может быть отнесена к полезно затраченному труду. Но она не относится к резервам рабочего времени, так как реально израсходована, в результате чего произведен продукт. Следовательно, она должна быть отнесена к потерям рабочего времени. Причем, этот вид потерь на первый взгляд, скрыт от аналитика.

Следующим фактором производства являются " производственные основные фонды".

Производственного менеджера интересуют не все основные фонды предприятия, а только та их часть, которая задействована на производство продукции, т.е. потребленные средства производства. Но эта часть содержится в каждой группе основных фондов.

Основные фонды в отличие от оборотных переносят свою стоимость на произведенный с их помощью продукт не сразу, а по частям. Естественно, что, если произведенная продукция нашла потребителя, то перенесенная на нее часть стоимости основных фондов будет возмещена. Если же продукция не была реализована, то часть содержащейся в затратах на ее производство и реализацию стоимости основных фондов не будет возмещена и явится одной из составляющих экономического ущерба, нанесенного предприятию невостребованностью его продукции.

Причинами, непосредственно связанными с основными фондами предприятия, могут быть следующие:

−       качество производственного потенциала;

−       режим его использования.

Характеристиками качества производственного потенциала будут:

−       возрастной состав основных фондов, в том числе оборудования, одним из показателей которого является степень их физического износа;

−       наличие и степень морального износа основных фондов и оборудования;

−       надежность основных фондов и работы оборудования.

Посмотрим, каким образом влияют эти причины на риск невостребованности продукции.

Наличие физически устаревших основных фондов производственного назначения, во-первых, снижает комфортность условий работы; во-вторых, в отдельных отраслях, особенно в наукоемких, это тормозит производство современной продукции; в-третьих, изношенность, прежде всего сверхнормативная, активной части основных фондов приводит к частым поломкам и остановке оборудования. Как следствие всего этого увеличивается время его нахождения в ремонте. В результате снижается качество продукции и увеличиваются затраты на ее производство, что, в свою очередь, ведет к ее удорожанию и снижению на нее спроса.

Вследствие быстрой смены поколений техники благодаря техническому прогрессу оборудование морально устаревает. На предприятии может скопиться значительная часть оборудования, не прошедшего полного срока эксплуатации, физически не изношенного, не перенесшего полностью свою стоимость на изготовленную с его помощью продукцию и не окупившего себя. Дальнейшая эксплуатация морально устаревшего оборудования не позволяет осваивать и производить современную, пользующуюся спросом продукцию.

Надежность основных фондов и работы оборудования может быть связана с возрастным составом основных фондов предприятия. Но она бывает обусловлена особенностью их изготовления или эксплуатации. Очевидно, что надежность знаний, как правило, выше, чем вычислительной техники, надежность кузнечно-прессового оборудования, выше чем робототехники. Низкий уровень надежности оборудования нарушает технологический цикл, что может привести к явному, но еще хуже скрытому браку, снижению качества продукции. Обнаружение скрытого брака потребителем наносит и моральный, и экономический ущерб предприятию. Возврат бракованной продукции по стоимости надо приравнивать к невостребованной продукции.

Режим использования производственных основных фондов предприятия также может быть причиной невостребованности продукции. Под режимом использования будем понимать соблюдение соответствия между фактическим и технологическим режимом работы основных фондов, соответствующих техническим нормам их эксплуатации. Так, если технологический процесс требует производства продукции только в первую смену, то ее выпуск во вторую смену приведет к ухудшению ее качества. Внеплановые остановки работ оборудования также отражаются на качестве продукции. Нередко предприятие вынуждено перекрывать время простоев нарушением технологии и дополнительной работой на данном оборудовании.

Еще одним фактором производства являются " производственные оборотные фонды". Вместе с фондами обращения они образуют оборотные средства предприятия, среди которых большую роль играют материальные ресурсы или материалы. В их состав входят:

−       основные материалы, т.е. сырье;

−       вспомогательные материалы;

−       запасные части для ремонта;

−       комплектующие изделия;

−       тара;

−       строительные материалы;

−       прочие материалы;

−       отходы производства.

При превращении риска невостребованности в реальность предприятие несет убыток по всем видам материалов. На первый взгляд он складывается из прямых материальных затрат на потребленные в процессе производства продукции материалы. На самом деле существуют еще и возможные скрытые потери. Рассмотрим природу их появления.

Причинами риска невостребованности продукции, вызванного материальными ресурсами, могут быть следующие:

−       вид материала.

−       цена единицы материальных ресурсов.

−       закупочная политика.

−       отходы производства.

Например, ввиду организационных или финансовых трудностей предприятие заменяет металлические корпуса на пластмассовые и производит партию электронных часов не в металлическом, как было запланировано, а в пластмассовом корпусе при тех же технических параметрах изделия. Но спрос на пластмассовые часы ограничен в основном молодежной категорией покупателей. В результате и при более низкой цене значительная часть объема произведенных часов осталась нереализованной, и предприятие понесло убыток из-за замены материала. Сюда же можно отнести продажу товара без упаковки вместо упакованного и т.п. Итогом может стать не предполагаемая экономия, а потери, которые выявятся при более глубоком анализе объема продаж и конкурентоспособности изделия.

Замена материалов может отрицательно отразиться и на цене продукции, если заменяющие материалы дороже заменяемых. Тогда и при улучшении качества изделий спрос на них упадет, если разница в цене окажется существенной для потребителя.

Наиболее сложным представляется анализ влияния закупочной политики на риск невостребованности. Если предприятие следует современной закупочной политике, то оно старается приобретать материалы крупными партиями, что позволяет экономить на цене единицы ресурса.

Одной из причин риска невостребованности вследствие удорожания продукции являются отходы материалов. В одних отраслях из-за особенности технологии и требований, предъявляемых к качеству конечной продукции, они планируются, в других – не планируются, но по различным причинам возникают. Основными причинами являются:

−       нарушение технологического процесса производства продукции;

−       замена материала, предусмотренного технологией;

−       качество материала;

−       квалификация персонала.

Они характерны и для образования сверхнормативных отходов.

Направления изучения причин возникновения риска невостребованности продукции по факторам производства, представим на рис. 1.



Рисунок 1 – Взаимосвязь причин возникновения риска невостребованности продукции и факторов производства
Время возникновения риска невостребованности продукции тесно связано с ее жизненным циклом, поэтому будем его трактовать именно в такой связи. Выделим следующие этапы жизненного цикла продукции (см. рис. 2)




Рисунок 2 – Этапы жизненного цикла продукции

На каждом этапе существуют специфические причины возникновения риска, методы сбора информации, методы и показатели анализа, способы избежания риска, пути преодоления и возможные последствия риска невостребованности продукции.

Одновременно надо учитывать действие жизненного цикла готовой продукции, т.е. товара. Исследование рынка с присущими ему чертами – конкурентностью, емкостью и т.д. уже на этапе подготовки продукции позволит подготовить к производству изделия, отвечающие желаниям потребителей и вывести их на рынок с должным качеством и в количестве, которое рынок может принять.

Для этого при конструировании изделия предпочтительны методы функционально-стоимостного анализа. На других этапах жизненного цикла продукции могут применяться иные специфические методы предварительного, текущего и последующего экономического анализа.
Время выявления риска невостребованности продукции
Чем позже относительно каждой стадии жизненного цикла продукции производится экономико-статистический анализ, тем позже мы обнаружим риск, возникший на его ранних этапах, что может вызвать отрицательные финансовые последствия для предприятия.

По времени обнаружения риска невостребованности продукции можно выделить три периода: предшествующий, текущий и последующий ее производству.

Лучше всего, если изготовитель обнаружит риск в предшествующем производству периоде в процессе предварительного для данного этапа анализа, когда предприятие еще не понесло производственные затраты. Тогда экономический ущерб будет включать издержки на исследование рынка, разработку изделия и некоторые другие. Сопоставление данных о динамике продаж за ряд периодов позволит увидеть и тенденцию спроса, и квалифицированность работников планового отдела.

Обнаружение риска в процессе изготовления продукции может серьезно пошатнуть финансовое состояние предприятия, если невостребованной окажется продукция, имеющая значительную долю в объеме производства предприятия. При этом в сумму ущерба, кроме уже отмеченных, войдут издержки на подготовку, освоение, производство и частичную реализацию продукции.

Хуже обнаружить наличие риска, а тем более отсутствие спроса, когда изготовлена вся партия продукции. Это может привести предприятие к банкротству.

Данная группировка вызывает специфические для каждого временного периода управленческие решения.

В первом периоде можно не приступать к производству «рисковой продукции» и заменить запланированный объем выпуском других изделий.

Во втором периоде еще можно внести изменения в дизайн, конструкцию, цену изделия в соответствии с пожеланиями потребителя.

В третьем периоде – остается думать лишь о сохранении финансовой устойчивости фирмы.

Один из важных классификационных признаков – вид продукции. Она является носителем издержек производства и через ее реализацию происходит их возмещение. Поэтому для предупреждения риска невостребованности надо знать не только, что и в каком объеме готово для продажи, но и на каком этапе жизненного цикла находится конкретная ассортиментная позиция.

В качестве инструмента анализа можно предложить для этого шахматную таблицу, в которой по строкам показываются важнейшие виды продукции предприятия. По графам их объемы распределяются по стадиям ее жизненного цикла. Итоговая графа может содержать управленческое решение по дальнейшему производству изделий каждого вида. По итоговой строке можно подсчитать объемы продукции важнейших позиций номенклатурного плана на каждом этапе ее жизненного цикла (см. табл. 1). Это позволит своевременно внести изменения в производственную программу предприятия и уточнить возможное изменение сбыта продукции.
Таблица 1 – Выпуск важнейших видов товарной продукции по стадиям ее жизненного цикла (в неденоминированных ценах)

№ п/п

Этапы

жизненного

цикла

продук-

ции

Освоение производ-ства

(тыс. руб.)

Производство (тыс. руб.)

Управлен-ческое решение

 

Вид

продукции

 

Выведе-ние на рынок

Утвержде-ние на рынке

Зрелость

Падение спроса (реализа-ции)

 

 

Платье хлопчато-бумажное

арт. 85003455

 

 

 

190

 

Модификация

 

Платье детское хлопчато-бумажное

арт. 21711Б70

 

 

26

 

 

Продолжить производство

 

Брюки хлопчато-бумажные

арт. 17289Б37

 

 

 

 

63

Снять с производства

 

Блузка

арт. 23742А98

 

70

 

 

 

Следить за спросом

 

Брюки шерстяные

арт. 17289Б40

 

 

 

80

 

Модификация

 

Комплект – сувенир

173

 

 

 

 

Запуск в производство

 

Спортивные трусы

арт. 85003275

 

 

 

 

17

Снять с производства

 

Постельное белье

арт. 85003470

 

 

 

70

 

Продолжить производство

 

Белье

арт. 85003456

 

 

 

 

33

Снять с производства

 

Итого на этапе:

173

70

26

340

113

722

 

В % к итогу:

23,96

9,70

3,60

47,09

15,65

100

 

 

 

37,26

 

62,

74

100

Классификация риска невостребованности продукции по потребителю важна, поскольку он является субъектом, возмещающим издержки на ее реализацию. И чем скорее мы увидим, где возникает риск, в какой сумме экономического ущерба но выражается, каковы его тенденции и степень устойчивости в динамике, тем быстрее мы примем меры для его избежания в дальнейшем. Облегчает такой поиск и анализ таблица (см. табл. 2)
Таблица 2 – Распределение важнейших видов товарной продукции по потребителям



Потребители

Важнейшие виды товарной продукции

(тыс. руб.)

Итого по потребителю

п/п

продукции

А

Б

В

Г

...

(тыс. руб.)

1

Предприятие

 

 

 

 

 

 

2

База

 

 

 

 

 

 

3

Магазин

 

 

 

 

 

 

4

...

 

 

 

 

 

 

Итого продукции:

 

 

 

 

 

 

Важной аналитической процедурой является выявление риска невостребованности по каналам сбыта. Если он обнаружен и существует тенденция к его устойчивости, следует углубить анализ, изучив рисковые каналы по способам, времени реализации, месту расположения относительно потребителя, уровню цен на продукцию, поставляемую предприятием. Без подобного анализа оно не сможет, не имея объективной информации, правильно построить свою ассортиментную политику. Инструментом анализа и здесь служит таблица (см. табл. 3)
Таблица 3 – Каналы сбыта важнейших видов товарной продукции



Каналы

Важнейшие виды товарной продукции

(тыс. руб.)

Управленческое

п/п

сбыта

А

Б

В

...

Итого продукции

решение

1

а

б

Производитель-потребитель

(по прямым связям) – всего, в том числе:

завод-завод

другие

 

 

 

 

 

 

2

Оптовая торговля

 

 

 

 

 

 

3

Мелкий опт

 

 

 

 

 

 

4

Розничная торговля

 

 

 

 

 

 

Итого по виду продукции:

 

 

 

 

 

 





    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.