Реферат по предмету "Экономика"


Рецензия на статью Ю.М. Лужкова "Стабилизационный фонд – «лекарство от развития»"

Рецензия на статью Ю.М. Лужкова
Стабилизационный фонд – «лекарство от развития»
Государственное образовательноеучреждение Высшего профессионального образования
Санкт-Петербургскийгосударственный университет экономики и финансов

                                КафедраЭкономической истории.

Выполнила: студенткагруппы № В372
КрыловаОльга
Проверил: Кандидатэкономических наук
Санкт-Петербург
2008 год
Радушинский Д.А.

3 декабря 2004 годаЮрий Михайлович Лужков представил в газете «Труд» резко критическую в адрес Правительства статью под названием  СТАБИЛИЗАЦИОННЫЙ ФОНД — «ЛЕКАРСТВО ОТРАЗВИТИЯ». Ни привычные для московского мэра «Известия», ни «Комсомольскаяправда» по всей видимости не решились опубликовать этот материал. Скорее всего,издания, подконтрольные олигарху Потанину, просто не захотели участвовать в неочень удобной для себя теме. В итоге «программный текст» Юрия Михайловичасмогла приютить на своих страницах только газета «Труд», абсолютно непопулярная в столице — но очень хорошо известная в российских регионах. Этаработа стала первой из ряда последующих публикаций мэра Москвы, в том числе егокниги «Развитие капитализма в России. 100 лет спустя», в которой он весьмажестко и убедительно высказался относительно серьезных пороков “бережливой”политики в отношении Стабфонда, призывая таким образом Правительство коткрытому обсуждению стратегических параметров экономической политики ифинансово-экономического курса.
Для того чтобы получитьнеобходимую информацию о сущности предмета, обратимся к официальному сайтуМинфина РФ в интернете. Вот что официально заявлено Министерством финансовРоссийской Федерации о предназначении Стабилизационного фонда, а такжеформировании и использовании его средств:
Стабилизационный фондРоссийской Федерации (далее — «Фонд»), основанный 1 января 2004 года, являетсячастью федерального бюджета. Фонд призван обеспечивать сбалансированностьфедерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой (установлена с 1января 2006 года на уровне 27 долларов США за баррель сорта Юралс).
 Фонд способствуетстабильности экономического развития страны, является одним из основныхинструментов связывания излишней ликвидности, уменьшает инфляционное давление,снижает зависимость национальной экономики от неблагоприятных колебанийпоступлений от экспорта сырьевых товаров.
Фонд аккумулирует поступлениясредств вывозной таможенной пошлины на нефть и налога на добычу полезныхископаемых (нефть), при цене на нефть сорта Юралс, превышающей базовую цену.
Средства Фонда могутбыть использованы на покрытие дефицита федерального бюджета при снижении цены нанефть ниже базовой цены. Если накопленный объем средств Фонда превышает 500млрд. рублей, сумма превышения может быть использована на иные цели. Объемиспользования средств Фонда определяется федеральным законом о федеральномбюджете на соответствующий финансовый год.
Средствами Фондауправляет Министерство финансов Российской Федерации. Порядок управлениеопределяется Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия поуправлению средствами Фонда могут осуществляться Центральным банком РоссийскойФедерации по договору с Правительством Российской Федерации.
Согласно предназначениюФонда  — служить стратегическим финансовым резервом государства, егосредства могут размещаться в долговые обязательства иностранных государств,перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
ПравительствоРоссийской Федерации наделило Министерство финансов Российской Федерацииполномочиями по распределению активов Фонда в разрезе валют, весов и сроков иутвердило порядок управления средствами Фонда.
В соответствии сутвержденным порядком управление средствами Фонда может осуществлятьсяследующими способами (как каждым по отдельности, так и  одновременно):
путем приобретения засчет средств Фонда долговых обязательств иностранных государств;
путем приобретения засчет средств Фонда иностранной валюты и ее размещения на счетах по учетусредств Стабилизационного фонда в иностранной валюте в Банке России. Запользование денежными средствами на указанных счетах Банк России уплачиваетпроценты. Порядок расчета и зачисления указанных процентов утверждаетсяМинистерством финансов Российской Федерации.
В настоящее времяМинистерство финансов Российской Федерации управляет средствами Фонда согласновторому методу (путем размещения средств на валютных счетах в Банке России).При этом согласно утвержденному Министерством финансов Российской Федерациипорядку расчета и зачисления процентов, начисляемых на счета по учету средствСтабилизационного фонда в иностранной валюте, Банк России уплачивает на остаткина указанных счетах проценты, эквивалентные доходности портфелей,сформированных из долговых обязательств иностранных государств, требования ккоторым утверждены Правительством Российской Федерации.
Свою статью Ю.М. Лужковначинает с приведения статистики, существовавшей на тот момент: «Более 349млрд. рублей по состоянию на 1 октября 2004 года. Почти 575 млрд. рублей посостоянию на 1 января 2005 года. 720 млрд. рублей к началу 2006 года. Воттакими умопомрачительными темпами растет объем финансовой «подушки»российского бюджета — Стабилизационного фонда». Но эти цифры отнюдь не приносятавтору удовлетворения, а напротив, ставят перед ним проблему, заставляютзадуматься о целях подобного накопления и пригласить общественность иправительство к открытой дискуссии касательно сложившейся ситуации.
Лужков выступает скритикой упаднической, замкнутой на кризис идеологии и изначально невернозаданной стратегии создания Стабфонда, говоря об опасности «накопительства радинакопительства», о возможности «превращения процесса «припрятывания заначки» всамоцель».
Основной проблемой,которая возникает при подобном бездумном и безудержном накоплении денег,мертвым грузом лежащих на счетах Стабилизационного фонда, является попростуисчезновение этих самых денег вследствие их обесценивания. И этот процесс непрекращается даже при переводе средств в иностранные ценные бумаги, неспособные компенсировать потери, вызванные инфляцией. Более того, правительствофактически потворствует  перетеканию денег из России в экономики других стран,поддерживает иностранного производителя вместо отечественного, укрепляетиностранную валюту вместо родного рубля.
Истоком указанныхпроблем Лужкову видится неправильно проанализированная кризисная ситуация припадении мировых цен на нефть, которую так опасается Минфин. «Случись подобныйкризис, никакая финансовая «подушка» не спасет».
Накопленные активысмогут лишь сыграть роль «болеутоляющего», на первое время помочь правительствуисполнять свои обязательства перед населением. Но попытка поддержать потребительскийспрос, никак не подкрепленная развитием промышленности, приведет в итоге кновому витку инфляции и ослаблению рубля. При затяжном кризисе годами стольревностно копившийся Фонд будет быстро потрачен, не покрыв инфраструктурныхрасходов государства, необходимых для выведения страны из кризиса. И тогда кругзамкнется. Деньги закончатся, а проблемы никуда не исчезнут, только еще большеусугубятся.
Идеология бесконечногонакопления не опирается на долгосрочное экономическое и бюджетное планирование,зато успешно решает задачу вымывания из страны денежных средств. Правительствои Центробанк с гордостью заявляют, что страна буквально «пухнет от денег»,подтверждая это выборочными макроэкономическими показателями. На деле же всескладывается далеко не так радужно, как в докладах высших чиновников. Инвестицийв основные фонды и научные разработки не хватает. Разрушается потенциалвысокотехнологичных отраслей. Затягиваются такие необходимые обществуструктурные реформы — энергетическая, жилищно-коммунальная и другие.Деградируют образование, культура, здравоохранение. Деньги замораживаютсявместе с надеждой на социально-экономическое развитие страны.
Резервные фондысуществуют и в других государствах, бюджет которых сильно зависит отконъюнктуры мирового рынка, как правило, товарно-сырьевого (нефть, газ,металлы). Некоторые страны накапливают средства в таких фондах “на будущее”,когда недра будут истощены. Но в отличие от России, где Фонд выполняетисключительно стабилизационные, а точнее консервационные цели, за рубежомденежные средства не лежат без движения, а активно используются дляинвестиционных потребностей реального сектора экономики (Норвегия), или жевкладываются в высокодоходные финансовые институты (Кувейт, Аляска), илифинансируют инфраструктурные проекты (Чили). А если подобный положительный опытимеется в других странах, то почему бы и нам не перенять его, превративСтабилизационный фонд в Фонд будущего страны?
Но для того чтобыРоссия сохранила пока еще имеющийся «потенциал в ряде ключевых «зонтехнологического прорыва», благодаря которым будет развиваться мир — нано-и биотехнологии, технологии безопасности и термоядерные, необходимо обозначитьнациональные приоритеты в развитии «новой экономики»». И прежде всего,необходимы инвестиции в самосохранение, в воспроизводство человеческогопотенциала, плачевное состояние которого очевидно на сегодняшний день.
Если структураэкономических отношений и институтов уже практически сформировалась, тосоциальная структура все еще переживает стадию трансформации. Поэтому вотношениях с различными поколениями нужно делать ставку на разные приоритеты.
По отношению ксреднему, «трудовому», «предприимчивому» поколению требуются государственныеинвестиции в инфраструктуру и новые производства, обеспечение доступного жильяи качественного здравоохранения, развитие фондового рынка и банковскогосектора, борьба с коррупцией. «В достижении этих целей Стабилизационный фондможет сыграть роль фонда развития».
 Что касается молодежи,залога будущего процветания России, ей необходимы условия для самореализации вконкурентной среде современной экономики. А значит, в первую очередьгосударство должно вкладывать в образование и науку, в социальные гарантии дляних и для их будущих детей. То есть создавать фонд будущих поколений.
И наконец, нельзязабывать о старшем поколении, вложившим все свои силы в поднятие и сохранениестраны, а теперь столкнувшихся с проблемой выживания в ней. «И потомуСтабилизационный фонд России может и должен быть использован еще и как фондподдержки старших поколений».
Подводя итог своейстатьи, Юрий Михайлович подчеркивает, что «фонд — не кубышка, а инструментразвития». А чтобы это осознать, требуется всестороннее, гласное и компетентноеобсуждение вопросов управления Стабилизационным фондом. И прежде всегогосударству, правительству с помощью общественности надо ответить на главныйвопрос: «Для чего и для кого в России создан Стабилизационный фонд?»
Опубликованная Лужковымстатья вызвала широкий резонанс в СМИ, среди населения, и живую реакцию Минфина, положив начало открытой дискуссии.
В своих последующихпубликациях мэр Москвы предлагал, например, использовать распространенную вмире практику, когда создается не один, а два бюджетных фонда. Один играет рольантикризисной финансовой “подушки” бюджета, другой предназначен для целейразвития. При этом если “накопительный” Стабфонд может оставаться в веденииправительства, то определение приоритетов и направлений использования Фондаразвития следует передать специальному совету при президенте России.
Несоответствие взглядовМинистерства финансов и Счетной  палаты РФ на расходование средствСтабилизационного фонда вызвало их противостояние между собой. В феврале 2005года Счетная палата РФ опубликовала свои выводы по отчету о ходе исполненияфедерального бюджета за январь-декабрь 2004 года. Представители Счетной палатысообщили о потерях Стабфонда из-за инфляции, составивших довольно приличнуюсумму — 23 млрд. рублей. По мнению контролеров, в течение 2004 г. размещениесредств не осуществлялось в связи с тем, что не были разработаны необходимыенормативные акты, что и послужило причиной потерь.
Минфин в свою очередьобвинил Счетную палату в некомпетенции, заявив, что Выводы Счетной палаты (СП)РФ о потерях стабилизационного фонда от инфляции «свидетельствуют онедостаточном знании законодательства о Стабфонде и макроэкономическойситуации", считают в Министерстве финансов РФ». Перед журналистамивыступил министр финансов Алексей Кудрин и заявил: «Стабфонд используетсястрого в соответствии с законом. Никаких нарушений, даже минимальных,нет». «Минфин, занимаясь управлением средствами стабилизационногофонда, исходит из максимальной выгоды. Это мы сможем доказать всем. В том числеи проверяющим», — подчеркнул А.Кудрин.
Кроме того в 2005 годусредства Фонда превысили уровень в 500 млрд. рублей, и их часть была направленана выплату внешнего долга Российской Федерации и покрытие дефицита Пенсионногофонда Российской Федерации в следующих объемах:
93,5 млрд. рублей(эквивалент 3,3 млрд. долларов США) было направлено на погашение долга передМеждународным валютным фондом;
430,1 млрд. рублей(эквивалент 15 млрд. долларов США) — на погашение долга перед странами-членамиПарижского клуба;
123,8 млрд. рублей(эквивалент 4,3 млрд. долларов США) — на погашение долга перед Внешэкономбанкомпо кредитам, предоставленным Министерству финансов Российской Федерации в1998-1999 годах для погашения и обслуживания государственного внешнего долгаРоссийской Федерации;
30 млрд. рублей(эквивалент  1,04 млрд. долларов США) направлено на покрытие дефицитаПенсионного фонда Российской Федерации.
В мае 2005представители Счетной палаты вновь поспешили заявить о том, что средстваСтабфонда расходуются нецелесообразно. «Деньги там лежат без движения, ипри этом государство еще и заимствует средства», — приводит словазаместителя председателя Счетной палаты Александра Семиколенных радиостанция«Эхо Москвы». На прошедшей вчера встрече в Совете Федерации сенаторыпопытались выяснить, почему, располагая огромными средствами Стабфонда, Россияпроводит внутренние займы под достаточно высокие проценты. В связи с этим г-нСемиколенных поспешил заявить, что проверка расходования средствСтабилизационного фонда уже включена в план работы на текущий год. По мнениючиновника, необходимо. чтобы средства, накопленные в Стабилизационном фонде,инвестировались. Более того, Счетная палата готова выступить со своимипредложениями по инвестированию накопленных в Фонде средств, оживив подостывшеебыло противостояние с Минфином.
В этом нет ничегоудивительного, т. к. огромный денежный мешок, каким многим представляетсяСтабилизационный фонд, не может не пробуждать аппетитов заинтересованныхсторон.
Ю.М. Лужков в 2006 годуотметил, что существующая финансовая политика никак не может его устроить.“Такой бешеный Стабилизационный фонд – это омертвление средств, которые ненаправляются на развитие”, – заявил мэр столицы. И его позиция была созвучнамнению большинства россиян. Согласно опросу ВЦИОМ, проведенному в 46 регионахстраны, только 5 процентов наших сограждан считали, что средства Стабфондатрогать нельзя, что их следует сохранить как неприкосновенный запас на случайрезкого падения цен на энергоносители. Люди не видели смысла в накоплении денегради денег. Важнее, полагали они, вкладывать нефтедоллары в поддержкусоциальной сферы, в развитие экономики. Лишь 23 процента опрошенных поддержалистремление правительства досрочно выплатить внешний долг за счет средствСтабфонда. Около 61 процента респондентов выступили за то, чтобы деньги фондаприносили пользу внутри страны.
Сколько раз мэр Москвысо свойственной ему эмоциональностью призывал правительство вкладывать “лишниеденьги” в сельское хозяйство, науку, образование. Иначе, считает Лужков, Россия“сначала превратится в сырьевой придаток Запада, а потом они нас прихлопнут”.“Мы не допустим, – горячо говорил градоначальник, – чтобы Россия превратилась встрану, качающую нефть и газ. Мы будем бороться за то, чтобы наша страна быластраной высочайшего уровня производства и высоких технологий”.
/>
25 апреля 2007 годапрезидент РФ Владимир Путин выступил с обращением к обеим палатам российскогопарламента, и ключевой темой его послания стала концепция Стабфонда. С однойстороны, президент подтвердил разделение сверхприбылей отэкспорта углеводородов на три части, как предлагал изначально Кудрин:
на резервный фонд,призванный минимизировать риски экономики в случае резкого падения мировых ценна энергоносители и направленный на поддержание макроэкономической стабильностии борьбу с инфляцией;
трансферт (выплата)федеральному бюджету для выполнения крупномасштабных социальных программ;
фонд будущих поколений,или фонд сбережений, в который будут зачисляться все нефтегазовые доходы.
Однако третью часть — Фонд будущих поколений — президент изменил. Причем, он не ограничилсяпереименованием его в «Фонд национального благосостояния». Глава государствавложил новый смысл в концепцию: согласно его посланию, средства Фонда должныидти на повышение качества жизни людей и развитие экономики, их необходимонаправлять на улучшение благосостояния как будущих, так и нынешних поколений.
Таким образом, был нетолько снят запрет на расходование накоплений внутри страны, но и предложеныидеи использования ресурсов:
Капитализацияинститутов развития (Банк развития, Инвестиционный фонд, Российская венчурнаякомпания, Корпорация нанотехнологий), призванных устранять инфраструктурныеограничения роста, повышать эффективность расходования природных ресурсов, атакже модернизировать и развивать высокотехнологичные промышленныепроизводства.
Решение проблемыпенсионной системы, то есть софинансирование добровольных пенсионных накопленийграждан и формирование пенсионного капитала. Кроме того, в дальнейшем средстваФонда национального благосостояния могут расходоваться в случае возникновениянеобходимости, а также на покрытие дефицита Пенсионного фонда.
По состоянию на 30января 2008 года Стабфонд РФ составлял 3 трлн 851,8 млрд рублей ($157,38 млрд).В этот же день он был разделен на две части и прекратил свое существование. Врезультате разделения сверхприбылей от экспорта углеводородов были образованыРезервный фонд в объеме 3 трлн 069 млрд рублей ($125,4 млрд) и Фонднационального благосостояния в объеме 783 млрд рублей ($32 млрд).
Резервный фонд призванминимизировать риски экономики в случае резкого падения мировых цен наэнергоносители и, согласно плану, должен быть направлен на поддержаниемакроэкономической стабильности и борьбу с инфляцией.
Он формируется за счетнефтегазовых доходов, включающих в себя НДПИ на нефть, газ, а также экспортныепошлины на нефть, газ и нефтепродукты. В случае возникновения необходимостисредства Резервного фонда могут быть использованы для финансирования расходовбюджета и досрочного погашения внешнего долга.
Средства Фонданационального благосостояния должны идти на повышение качества жизни людей иразвитие экономики. По мнению президента Владимира Путина, их необходимонаправлять на улучшение благосостояния как будущих, так и нынешних поколений.
В данный фонд будутпоступать остатки нефтегазовых доходов, не попавшие в Резервный фонд при егодостижении нормативной величины, которая составляет 10% ВВП. Предполагается,что средства Фонда благосостояния могут быть использованы, в частности, длясофинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан.
Управление средствамиРезервного фонда и Фонда национального благосостояния будет осуществлятьсяпутем приобретения долларов США, евро и фунтов стерлингов и их размещения насчетах в Центральном банке РФ, а также путем размещения средств фонда в рядфинансовых активов, номинированных в указанных валютах.
Многие эксперты весьмаположительно оценивают разделение Стабфонда, отмечая, что это оправданный шагправительства. Главный экономист УК «Тройка Диалог» Евгений Гавриленковсчитает, что теперь появилась возможность вложения части средств в болеерискованные активы (а, значит, и более доходные), чем государственные бумагиведущих иностранных государств. По словам Аркадия Дворковича, руководителяэкспертного управления президента, деньги из Резервного фонда будутвкладываться, скорее всего, в иностранные «голубые фишки». Формирование двухфондов, по его мнению, снимет Россию с нефтяной зависимости.
Подводя итогиотносительно статьи Ю.М. Лужкова «Стабилизационный фонд – «лекарство отразвития»,  можно сказать, что его идеи, выдвинутые им практически в самомначале общественно-политической дискуссии о сущности и особенностяхфункционирования  Стабилизационного фонда РФ, вызвавшие такой широкий и неоднозначныйотклик среди различных общественных и политических групп российского народа,оказались пусть и не во всем, но все-таки значимыми и проницательными. В этойрецензии я намерено проследила за всем путем развития и преобразованияСтабфонда, потому что большое видится на расстоянии, а лучшим судьей во всехспорах: экономических, политических, социальных – выступает история.
К сожалению, в отличиеот многих других стран, в России Стабфонд не стал действенным инструментомзащиты и развития экономики. Он до последнего момента больше напоминал огромную«заначку», лежащую мертвым грузом. Досадность ситуации состояла втом, что, как все же справедливо сочли в Минфине, все это богатство практическиневозможно вовлечь в реальную экономику – массированный вброс средств Стабфондав обращение в виде государственных инвестиций практически в любую сферухозяйственной деятельности приведет скорей к банальному «распилу», нони как не к экономическому прорыву. Совмещение методов планово-централизованнойи рыночной экономик в России с ее слабой государственной властью и повальнойкоррупцией вряд ли привело бы к чему-то хорошему. Частичная же раздача средствФонда населению в виде пенсий, зарплат и т.п. (один из вариантов расходованияСтабфонда) неизбежно подстегнула бы инфляцию. Определенным выходом из положениямогло бы стать инвестирование в инфраструктурные проекты – дороги, порты ит.п., однако и здесь существуют опасности, присущие любому инвестированиюгосударственных средств в странах со смешанным типом экономики. Сегодня, послеразделения Стабилизационного фонда на две части, форма преобразилась, носодержание проблемы осталось по существу все то же.  Если зайти на официальныйсайт Минфина и нажать на ссылку о предназначении Резервного фонда или Фонданационального благосостояния, ситуация будет очень показательной. Пустота.Отсутствие всякого предназначения. И это несмотря на то, что столько лет прошлос момента образования их предшественника, Стабфонда РФ, столько мнений быловысказано, столько ошибок было допущено, но результат остался неизменным. А всепотому что до сих пор так и не был найден ответ на главный, стратегическийвопрос, заданный еще 4 года назад Юрием Михайловичем Лужковым: для чего же идля кого создавался Стабилизационный фонд?


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.