Реферат по предмету "Экономика"


Рынок знаний

Вологодскийинститут права и экономики
ФедеральнойСлужбы Исполнения Наказаний России

Реферат
подисциплине
«Экономика»
натему «Рынок знаний»

Выполнил:курсант 193 учебной группы
рядовой внутреннейслужбы
Комаров Д.А.
Проверил:кандидат экономических наук
майор внутренней службы
Малкова Л.Л.
Дата________________
Оценка______________
Подпись_________________
Вологда 2010

 
Введение
Тысячи летчеловечество жило такой жизнью, когда быт, уровень материального достатка,производительность труда одних поколений мало отличались от быта, уровня жизнии эффективности труда предшествующих поколений. Экономическое развитие шловесьма медленно. Например, уровень экономического развития Московского царствамало отличался от того уровня, который был в Киевской Руси полтысячи лет доэтого. Но если сравнить уровни экономического развития России конца ХХ в. иначала ХIХ в., то разница будет огромной. Для этого периода, несмотря на войныи социальные потрясения, характерны невиданные в истории человечества темпыэкономического роста.
Что же такускорило экономический рост России и других стран мира в последние века? Этопрежде всего новые знания, полученные преимущественно через науку. Еедостижения, нараставшие лавинообразно в последние 200 лет, привели к тому, чтознания, не выделявшиеся классиками экономической теории в отдельныйэкономический ресурс наряду с трудом, землей, капиталом и предпринимательскимиспособностями, стали таковым и при этом не менее (если не более) важным, чемостальные экономические ресурсы.
Знания — это совокупность сведений вразличных областях. Например, есть житейские знания («знание жизни»),профессиональные знания работников, технологические знания фирмы и т.д.Хозяйственная жизнь требует самых разнообразных знаний. Их набор, уровень,новизна различаются по категориям работников, предприятиям, отраслям и секторамхозяйственной деятельности. Набор знаний, необходимый инженеру предприятия по выпускуавтомобилей, совсем другой, чем у финансового директора этого предприятия.Профессиональные знания подчиненных этого инженера обычно меньше, проще истарее, чем у инженера. Наконец, технологические знания данной фирмы и ееработников сосредоточены на производстве автомобилей, а технологические знаниясоседней фирмы относятся к другой отрасли — страхованию.
Знания дляведения хозяйственной деятельности обретаются разными способами: черезприобретение опыта, получение образования, покупку технологических знаний ввиде лицензий и патентов. В конечном счете главный источник знаний дляхозяйственной жизни — это наука. Именно научные достижения и составляют основутех знаний, которые работники получают во врем» своей учебы и работы, а фирмы — в ходе приобретения новых технологий.
К категории«знания» примыкает категория «информация». Более того, они часто заменяют другдруга как синонимы, так как многие отождествляют знания с информацией.
В огромномобъеме знаний (информации) часто выделяют знания о различных способах (технике)производства той или иной продукции и организации этого производства. Знания обэтой технике называют технологией (технологиями).

 
1. Знания – основной ресурс инновационного развития российской экономики
Инновационный путьразвития современной российской экономики предполагает прежде всего определениеновых принципов ее формирования. Считаем возможным отнести к их числуследующие:
— выбор хозяйствующихсубъектов основывается на знаниях, в основе которых лежит та или инаяинформация, полученная в режиме on-line;
— значимость знания какособого ресурса, в известной мере неисчерпаемого, обладающего возрастающейценностью и доходностью;
— формированиединамично развивающихся новых секторов экономики – сектора знаний,информационного сектора, оказывающих прямое воздействие на экономику в целом;
— направленностьприобретенных и накопленных знаний на гуманизацию общества;
— развитие сетевыхметодов организации хозяйственной деятельности субъектов.
Рассмотрим значимостьзнания как особого ресурса в экономической деятельности субъектов на нано-,микро- и макроуровнях.
В современных условияхзнания нужны не только как неотъемлемый и определяющий компонент человеческогокапитала, они необходимы субъекту для его выживания в сложных условиях, для адаптациик происходящим социально-экономическим трансформациям. Даже домохозяйке в XXIв. нужны элементарные технические знания для управления бытовойэлектротехникой, а в зарубежных странах дети обучаются компьютерной грамотностиуже с детского сада в возрасте 5-6 лет. Каждая профессия в настоящее времяпредполагает усвоение субъектом огромного объема знаний, наработанныхпредыдущими поколениями. В последующем обновление и углубление знаний являетсяобязательным условием профессиональной пригодности на рынке труда длябольшинства специалистов.
В последнее времянаряду с потребностями в специалистах, обладающих более широкой областью знанийи компетенций на основе междисциплинарного подхода (менеджеры высшего звена),стала отчетливой необходимость в специалистах узкого профиля (например,бухгалтер малого предприятия определенного профиля – строительного, торгового ит. д.). Это, конечно, не свидетельствует о том, что общие основы бухгалтерии иуправления специалистам не нужны, они были и остаются теоретической базойзнаний. Но именно узкая специализация в их профессиональности в данной областиявляется основным источником их дохода и жизнеобеспечения. Это порождает некуюутилитарность (а не энциклопедичность знаний), их нацеленность исфокусированность именно на том, что дает гарантированный и растущий доход,престиж и статус. В соответствии с этим в вузах РФ готовят специалистов болееузкого профиля – финансовых менеджеров, менеджеров гостиничного бизнеса и т. д.Во многих зарубежных фирмах существует корпоративный свод требований к знаниямспециалистов различного уровня и в его рамках они, прежде всего, пополняют своизнания, совершенствуют профессиональную подготовку и тому подобное. Это,безусловно, необходимо, но ведет и к односторонности в развитии индивида как носителячеловеческого капитала.
Таким образом,наблюдаются две тенденции, которые считаем не противоположными, авзаимодополняющими друг друга: с одной стороны, усиливается потребность вмеждисциплинарных знаниях, в знаниях из самых разных областей человеческойдеятельности; с другой стороны, настоятельной становится потребность в глубокихузкопрофессиональных знаниях, адекватных современному уровню развития постоянноусложняющейся системы общественного разделения труда.
Итак, знания должныбыть полисистемными, т.е. относиться к разным областям мироздания. Но любую лисистему знаний индивида можно включать и рассматривать в качестве элементачеловеческого капитала. Предположим, квалифицированный инженер разводит надачном участке особые сорта цветов, овощей и фруктов. Его профессиональныезнания дают ему доход, другие знания (хобби) при определенных условиях могутприносить дополнительный доход (при продаже), а могут и не стать источникомпоследнего. С точки зрения данного субъекта все его знания ценны, а с точкизрения общества ценно, прежде всего, то, что приносит доход и служит источникомразвития, экономического роста. В человеческий капитал, по-видимому, следуетвключать те знания, которые определяют созидательную сторону деятельностисубъектов, имеют в конечном счете общественную полезность, прикладное значениеи позволяют субъекту получать соответствующий доход.
Выбор каждым индивидомэкономически ценного для него знания из всего огромного богатства знанийоставляет невостребованными знания во всех других областях. Это ведет к ростуиздержек упущенных возможностей (альтернативных), что необходимо принимать вовнимание при оценке экономической значимости данного знания для конкретногосубъекта – носителя человеческого капитала. Поскольку чем выше альтернативныеиздержки, тем ценность данного выбора гипотетически снижается.
Рассмотрим, какой жедоход приносят знания как ресурс, как компонент человеческого капитала. Вотношении традиционных факторов производства эти проблемы давно решены. Трудприносит доход в виде заработной платы, земля – в виде природной ренты, капитал– в виде процента, предпринимательские способности – в виде прибыли. Правомернодоход, получаемый от использования знаний как ресурса и как квинтэссенциичеловеческого капитала, именовать интеллектуальной рентой. Это соответствуетприроде знаний как проявлений интеллектуальных способностей человека, а такжепониманию данного вида дохода как дополнительного вознаграждения, связанного сего природными, умственными способностями к генерации знаний и их использованиюв экономической и иной деятельности.
Знания как элементчеловеческого капитала должны свою ценность проявлять в соответствии и всовокупности с другими его составляющими (системой ценностей, мотивацией,здоровьем и т.д.). В этом утверждении следует исходить из представления очеловеческом капитале как целостной совокупности взаимосвязанных элементов,каждый из которых имеет свою ценность для индивида. Изменение количества икачества знаний предопределяет модификацию других элементов человеческогокапитала (например, опыта, навыков и т. п.). Вместе с тем воспринимаемый какцелостность человеческий капитал может в той или иной степени корректироватьотношение субъекта к процессу получения знаний. Это в первую очередь связано соспособностью индивида воспроизводить и обновлять знания, генерировать их исоздавать новые знания, что является наиболее ценным в условиях экономики,основанной на знаниях.
Огромное значение дляиндивида как носителя человеческого капитала имеет его мотивация получениязнаний, осуществления дополнительных инвестиций в образование. Мотивация должнабыть четко сформулирована – для чего это делается, во имя чего, что это дает инасколько получаемое соответствует отчуждаемому. Если этой мотивации у субъектанет, то процесс обретения знаний становится бессмысленным.
Знания могут выступатьне только созидающим элементом человеческого капитала, но и разрушающим его.Например, производство генетически модифицированных продуктов (трансгенных),как установлено сейчас наукой, влияют не только на иммунную систему человека,но и на его генетический механизм. Знания могут доставлять неудовлетворенность,если они редко или совсем не востребованы в профессиональной деятельностисубъекта и не оправдывают ожидаемых от них выгод, или быть даже бесполезными,если они не приносят никакого эффекта, пользы.
Знания могутблокировать развитие или даже разрушать человеческий капитал, если они несоответствуют другим его составным элементам (например, напряженный умственныйтруд имеет свой «букет болезней»), с трудом осваиваются индивидом (если онилежат не в русле его способностей), а применяемые на практике приводят кнегативным действиям и результатам. И это могут быть не только стереотипные,связанные с наркотиками и другими видами теневой деятельности («бегство» отналогов), но и вполне современные, связанные с замораживанием ядерных отходов,производством средств химической защиты и даже эвтаназия (добровольный уход изжизни с помощью медицины).
Если знания побуждаютиндивида к активным действиям, но не приносят ожидаемого результата и даютзначительно меньшую отдачу, то любой рациональный индивид будет или старатьсядополнить знания до приносимого ими желаемого эффекта, либо предаст забвениюэти знания как малопроизводительные и не будет в дальнейшем их использовать.Например, в России полностью отказались от существовавшей ранее системыпятилетнего директивного государственного планирования, действовавшей в течение70 лет, хотя отдельные ее элементы присутствуют в составляемых сегодня фирмамибизнес-планах, стратегических проектах и программах.
В структуручеловеческого капитала входят накопленные навыки, умение, опыт индивидов.Однако опыт может быть средством или развития личности, или накопления ошибок инеправильных стереотипов поведения. Последние могут служить барьером развитиячеловеческого капитала, средством накопления субъектом информации и генерацииее в знания, не соответствующие современным требованиям к профессионализму икомпетентности индивида. По мере увеличения продолжительности функционированиячеловеческого капитала, персонифицированного индивида возрастает и его опыт, ностепень восприятия и усвоения новых знаний, как правило, снижается. Неслучайносамым креативным возрастом человека является 25-40 лет, а сделанные в болеепозднем времени открытия и имеющиеся достижения, чаще всего, имеют отдельныевыдающиеся личности. Поэтому, естественное (природное) частичное утрачиваниечеловеческим капиталом своих качеств по мере возрастания срока егофункционирования в совокупности с его моральным износом и обесцениваниемявляются теми объективными факторами, которые снижают его способность кпостоянному возобновлению знаний, их генерации и использованию в практическойдеятельности. Ценность человеческого капитала заключается, прежде всего, в егоспособности к генерации нового знания.
Итак, в условияхинновационной экономики, как ни парадоксально, знания являются определяющим, ноне единственным и абсолютным фактором развития человеческого капитала. Знаниеявляется конституирующим для занятых преимущественно интеллектуальным трудом икомплементирующим (дополняющим) для занятых другими видами деятельностиэлементом, способствующим развитию человеческого капитала.
Важнейшим ресурсомсовременных фирм, способным значительно повлиять на повышение ихконкурентоспособности, инвестиционной привлекательности и капитализации, являютсякорпоративные знания.
Корпоративные знаниякак самостоятельная форма существования (выражения) знаний на уровне корпорацииимеют все характерные черты, присущие знаниям как ресурсу:
– они имеют отношения кданным и информации, производны от них, но не всегда жестко детерминированы,связаны с ними;
– генерируются толькосубъектами, в данном контексте – сотрудниками корпорации;
– динамичны; любыезнания обладают своей скоростью передачи и восприятия;
– дефицитны, ихгенерация требует определенных затрат интеллектуального труда, времени;
– неоднозначны ввосприятии, так как относятся к разным областям человеческой деятельности ипонимаются индивидуально в силу особенностей сознания каждого индивида;
– обладают сроком ицелью использования;
– могут быть оченьдороги, цена при этом не фиксирована.
Корпоративные знаниякаждого предприятия в отличие от традиционных фундаментальных «научных» знанийвесьма разрознены и противоречивы, динамичны и разнообразны. Однако, в своейоснове они довольно «поверхностны» и, в первую очередь, представляют собойописание различных ситуаций и сценариев действий, концентрирующие опытпредприятия по решению возникающих задач.
У таких крупных ТНК,как IBM, Intel, научный бюджет больше научного бюджета всей России, чтопозволяет им серьезно заниматься формированием и пополнением корпоративныхзнаний, их управлением.
Корпоративные знанияобеспечивают реальные конкурентные преимущества корпорации на различных рынках,включая национальный и мировой рынки.
Приведем следующиеаргументы.
1.Имеющаяся в корпорации информационная база данных, трансформируемых вкорпоративные знания, позволяет дать оценку принимаемым решениям, разрабатываемымпроектам и программам с различных позиций – полезности, релевантности,эффективности, альтернативных издержек и т. п., выбрать из имеющихся вариантовнаиболее оптимальное решение по всем важнейшим критериям и параметрам оценки.Правильное решение, выбранное своевременно и с минимальными затратами,позволяет сократить и трансакционные издержки корпорации (издержки пребываниякорпорации в данной экономической среде – рынке, системе, уровнехозяйствования) и, тем самым, повысить ее конкурентоспособность.
2.Наличие корпоративной базы данных – это уже реальное конкурентное преимущество,поскольку для ее создания, расширения и обновления необходимы современныеинформационные технологии, техника. Она должна постоянно модифицироваться всоответствии с общемировыми тенденциями развития IT-рынка и корректироватьсявозможностями каждой корпорации в этой области.
3.Корпоративные знания приносят определенную пользу его создателям ипользователям в виде различных материальных и нематериальных ценностей, то естьстимулируют их деятельность по воспроизводству этого блага. Наличие такихпрямых и обратных связей в виде заинтересованности персонала корпорации всуществовании корпоративных знаний, их использовании и получении пользы отэтого, дополнительных ценностей позволяет утверждать, что прямо или косвенноперсонал корпорации становится созидающим эти корпоративные знания субъектом,приумножающим их, и, тем самым, обеспечивающим реальные преимущества корпорациипо сравнению с ее конкурентами, делающими ставку только на традиционныересурсы.
4.В отличие от используемых традиционных ресурсов – труда, капитала, земли,предпринимательских способностей, каждый их которых приобретается насоответствующих внешних по отношению к корпорации рынках, корпоративные знания– это исключительно внутренний ресурс корпорации, который не подверженкаким-либо конъюнктурным изменениям, циклическим колебаниям. Он создаетсяисключительно силами самой корпорации. Вместе с тем, это универсальный ресурс,использование которого позволяет грамотно и взвешенно выбрать все остальныересурсы для корпорации и сделать их результативными факторами производства.Например, подбор персонала, определение уровня его компетентности и степениидентификации с миссией корпорации, ее целями и задачами. Достоинствомкорпоративных знаний как ресурса корпорации является его самовозобновляемыйхарактер, то есть в процессе потребления этот ресурс не исчезает и, наоборот,сохраняется, мультиплицируется, а при добавлении к нему новых элементов –нового знания, баз данных фактически самовоспроизводится.
Такова природа данногоресурса, делающего его неуязвимым по сравнению с другими ресурсами,используемыми корпорациями в своей деятельности.
Знание являетсягенерирующим источником социально-экономического развития стран. Это отражаетсяво многих важных аспектах.
1.Знание необходимо для поиска альтернатив, связанных с ресурсообеспечениемстран. Так, страны, обладающие скудными природными ресурсами, активнозанимаются ресурсосберегающими технологиями (Япония), используют альтернативныеисточники энергии – энергию солнца, приливов и отливов, термальных источников ит. п. Страны, обладающие достаточными сырьевыми ресурсами, могут также иметьальтернативы в их использовании – экспортировать (Россия) или консервировать и использоватьресурсы других стран (США). Поиск альтернатив традиционным ресурсам, обладающихограниченностью, заставляет страны переходить к тем ресурсам, которые можновосполнить в той или иной мере или, которые в большей степени возобновляемы ивоспроизводимы, как, например, информация и знания. Хрестоматийным примеромздесь может служить Япония, сделавшая ставку на высокие технологии иинтеллектуализацию техники. Это страна подарила миру первых роботов, играющих вшахматы, ухаживающих за детьми и престарелыми, роботы-игрушки, а также сложныекомпьютерные разработки, программы и многофункциональные телекоммуникационныесредства. Переход к новой экономике в этой стране был продиктован достаточножесткими внутренними условиями – минимумом собственных ресурсов, особойментальностью, предполагающей опору, прежде всего, на собственные силы. Реалиинашей страны в этом плане иные – запасы ресурсов позволяют активно вести ихэкспорт.
Поэтому в этих условияхуповать на такой фактор как знание было бы преждевременно – этот факторстановится востребованным в экономике как главный тогда, когда начинаютисчерпываться другие традиционные ресурсы экономического развития и естьсоответствующая технико-технологическая база.
2.Знания необходимы для выбора и обоснования вектора стратегического развитияэкономики страны.
Иллюстрацией этогоположения может быть исторический опыт нашей страны, прошедшей точки бифуркациив 1917, 1925 (свертывание нэпа), 1965 (реформа Косыгина), 1985 (перестройкаГорбачева) и в 1998 гг. (августовский кризис). В каждой из этих точекбифуркации расходились траектории развития, но выбор падал только на одну изних. Знания, предопределяющие действия различных субъектов, (представителейвласти, бизнеса, электората) и явились той движущей силой, которая обусловилавыбор конкретного вектора экономического развития страны. В этих условияхстановились утраченными другие социально-экономические альтернативы. Так, послекризиса 1998 г. в стране создалась благоприятная обстановка дляимпортозамещения, развития за счет использования ресурсов внутреннего рынка.Однако, она не была реализована в полной мере и основной вектор развития страныопять стал связан с экспортом ресурсов. Поставленная задача удвоенияроссийского ВВП к 2010 г. и борьба с бедностью также предполагает, преждевсего, генерацию знаний – за счет каких источников, факторов и механизмов этообеспечить.
3.Знания необходимы для поиска различных комбинаций факторов производства инахождения наиболее оптимального варианта, обеспечивающего требуемое количествопродукции и услуг. Эту задачу решают и фирмы, и регионы, и субъекты,персонифицирующие национальную экономику в целом.
4.Знания являются источником инноваций, без которых экономический прогрессневозможен. Эти инновации могут относиться к различным сферам деятельностисубъекта и быть связаны с созданием новых технологий, техники, новых видовтоваров и услуг, например, образовательные инновации, механизмов регулированияи т. п. Знания трансформируют механизм воспроизводства национальной экономики ивыступают его органичным элементом.
Воспроизводство вусловиях инновационной экономики имеет две главные составляющие –воспроизводство ограниченных, в том числе невозобновляемых ресурсов (труд,земля, капитал, предпринимательство) и воспроизводство возобновляемых и неисчезающих в процессе их использования ресурсов – знаний и информации.
Таким образом,поступательное развитие в современных условиях объективно предполагает постоянноевозобновление производства, то есть воспроизводство материальных и нематериальныхблаг, в том числе знаний. В этом процессе знания участвуют в нескольких своихзначениях:
– как элементпроизводительных сил (опыт, умения, навыки, знания, присущие человеческомуфактору);
– как объектпроизводственных отношений, по поводу которого складываются взаимоотношениясубъектов. В данном качестве знания в свою очередь могут выступать в видесамостоятельного ресурса (например, ноу-хау), в виде знаний, овеществленных вдругих ресурсах (техника) или в конкретных благах-продуктах труда (книги) конечногоиспользования.
В каждом из этих своихзначений знания неразрывно связаны, что обусловлено взаимодействиемпроизводительных сил и производственных отношений. Для того чтобы процессвоспроизводства в национальной экономике осуществлялся непрерывно и стабильно,и при этом поддерживались определенные пропорции необходимо не толькоиспользование имеющегося знания, но и генерация нового знания. Это новое знаниередуцируется из неявного (некодифицированного знания), следовательно, дляэкономического развития страны важно знание в различных формах проявления. Длякраткосрочного периода значимо в большей степени явное и кодифицированноезнание. Для долгосрочного периода, когда происходит изменение всех используемыхфакторов производства, огромное значение имеет неявное знание, котороепостепенно трансформируется в новое знание, используемое в хозяйственнойдеятельности субъектов национальной экономики.
Следовательно, знаниеможет выступать детерминирующим фактором экономического роста, находясь вразличных формах своего проявления:
– как воплощенный(овеществленный) в технологиях и технике ресурс;
– как составной элементчеловеческого капитала, выступающий в явной и неявной форме, ивзаимодействующий с имеющимися у субъектов навыками, опытом, умением воспроизводитьи обновлять знания, использовать их в своей деятельности;
– как новое, вновьгенерируемое знание, являющееся результатом НИОКР и других видов научнойдеятельности фундаментального и прикладного характера (научные разработки,инновационные проекты, патенты и другие объекты интеллектуальнойсобственности);
– как новые блага(товары и услуги), которые в дальнейшем способствуют формированиюсамостоятельных, отдельных новых рынков (например, рынок программногообеспечения, рынок дистрибутивных услуг, связанных с IT-технологиями).
Для экономическогоразвития национального хозяйства важно знание в различных формах его проявления(материализованное, овеществленное, явное и неявное, скрытое). Но если вкраткосрочном периоде для экономического роста важны в первую очередь имеющиесяявные, в том числе материализованные знания, овеществленные в технике,технологиях, инновациях, в умении и опыте, присущих носителям человеческогокапитала, то в долгосрочном периоде экономическое развитие обусловлено, прежде всего,новым знанием, появление которого есть редукция неявного знания в явное. Именноновые знания при условии их использования способны поднять экономику страны наболее высокую ступень развития. Особую значимость имеет степень практическогоиспользования (освоения) знаний в хозяйственной деятельности субъектов наразных уровнях. Накопление знаний ради знаний – это тупиковый путь, который недает обществу реализации поставленных целей.
Экономическое развитиенационального хозяйства определяется не столько количеством знаний какприменяемого ресурса, сколько их качеством – способностью с помощью знанийрешать возникающие сложные проблемы, связанные с ресурсообеспечением, выборомвектора движения, обеспечением конкурентоспособности отечественного производствана мировых рынках и т.п. Именно качество знаний позволяет полнее раскрыть иэффективнее реализовать потенциал национальной экономики.
Поскольку знания неединственный фактор экономического развития, а тесно взаимодействующий сдругими ресурсами национальной экономики, постольку необходима определеннаясопряженность (соотношение) между всеми ресурсами. Знания должны бытьконгруэнтны уровню развития человеческого капитала, техники и технологии ивместе с тем содержать потенциал трансформации на качественно новый уровеньразвития.

 
2. НИОКР
 
Научно-исследовательскиеи опытно-конструкторские работы (НИОКР), в английском языке передаётся как Research& Development (R&D) — комплекс мероприятий, включающий всебя как научные исследования, так и производство опытных и мелкосерийныхобразцов продукции, предшествующий запуску нового продукта или системы впромышленное производство. Расходы на НИОКР являются важным показателеминновационной деятельности компании.
Научно-исследовательскиеи опытно-конструкторские работы могут выполняться по заказу. В России отношенияпо поводу выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских итехнологических работ по договору регулируются в первую очередь положениями гл.38 ГК РФ. Согласно нормативному определению: «По договору на выполнениенаучно исследовательских работ исполнитель обязуется провести обусловленныетехническим заданием заказчика научные исследования, а по договору навыполнение опытно-конструкторских и технологических работ — разработать образецнового изделия, конструкторскую документацию на него или новую технологию, азаказчик обязуется принять работу и оплатить ее».
Согласноданным исследовательского института Battelle MemorialInstitute, в 2008 году на НИОКР в мире былопотрачено $1,12 трлн. Первое место по объему НИОКР занимают США($382,6 млрд.),второе — Япония, однако Китай может опередить Японию в 2011 году, прогнозируетинститут.

 
3. Спецификарынка знаний
Рынок знанийсвоеобразен. Так, значительная часть знаний на нем распространяется безвозмездноили за символическую плату, например школьное и в большей части среднее ивысшее профессиональное образование. Бесплатность или низкая плата за этизнания для их потребителей объясняется тем, что процесс передачи этих знанийфинансируется из государственного бюджета или некоммерческими организациями.
Структурнорынок знаний представлен большим количеством секторов, из которых выделяются посвоим размерам такие сектора, как наука (НИОКР, НИР), образование(образовательные услуги), средства массовой информации, хранение информации(архивы, библиотеки, информационные сети) и др.
Наконец,своеобразная черта рынка знаний — это большое количество посредников на этомрынке, а главное, что целый ряд секторов (образования, хранения информации идр.) выступает преимущественно как посредник между производителями знаний(например, НИОКР) и потребителями (домашними хозяйствами, фирмами,государственными учреждениями).
В ходе НИОКР рождаютсяновые знания. Их часто называют интеллектуальным продуктом (продукцией). Этотпродукт принимает самые разные формы: открытий (обычно они являются результатомфундаментальных исследований), изобретений и рационализаторских предложений,полезных моделей и промышленных образцов, сведений о технологических процессахи другой конфиденциальной деловой информации (ноу-хау), программ для ЭВМ иселекционных достижений. К интеллектуальной продукции относят и другиепроизведения науки, а также произведения литературы и искусства.
Собственникиинтеллектуального продукта, чтобы оформить свои права на него, используютправовую охрану этого продукта. В результате собственник интеллектуальногопродукта получает исключительное право на использование своей так называемойинтеллектуальной собственности и в силу этого имеет возможность определитьусловия ее использования, в том числе цену реализации.
Арсенал правовыхсредств защиты интеллектуальной собственности велик. В России он базируется наЗаконах «Об авторском праве и смежных правах», «О правовой охране программ дляэлектронных вычислительных машин», «О правовой охране топологий интегральныхсхем», «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях местпроисхождения товаров», а также на Патентном законе Российской Федерации.
На этой основе права наинтеллектуальный продукт:
· автоматическивозникают в виде авторских прав на произведения науки, литературы и искусства,программ для ЭВМ базы данных;
· оформляютсяв виде патентов на изобретения, промышленные образцы и полезные модели,селекционные достижения;
· регистрируютсяв виде фирменных наименований, товарных знаков, знаков обслуживания,наименований мест происхождения товаров, топологий интегральных микросхем.
Используя это право,собственник интеллектуальной продукции может самостоятельно использовать ее,продать, сдать в аренду и т.п. Например, он может заключить авторский договорна издание книги, продать патент или только право на использование защищенногопатентом изобретения (т.е. продать лицензию на использование изобретения) ит.д. Если предприятие использует чужую интеллектуальную собственность, оновыплачивает ее собственнику вознаграждение (доход). Этот доход может приниматьсамые разные формы: авторского гонорара за книгу, паушального платежа илироялти за лицензию и т.д.

 
4. Выводы
 
1. Знания — это совокупность сведений вразличных отраслях. Для ведения хозяйственной деятельности они поступают к ихпотребителям разными способами: через приобретение опыта, получениеобразования, покупку технологии.
2. Новыми знаниями мир обязан преждевсего науке. Под научными исследованиями и разработками (НИР) илинаучно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами (НИОКР) имеется ввиду организованный процесс открытия новых знаний.
3. Рынок знаний специфичен.Значительная часть знаний распространяется на нем безвозмездно. На рынке знаниймножество секторов, из которых своими размерами выделяются сектора науки,образования, средств массовой информации, хранения информации. На нем такжемного посредников между производителями новых знаний и их потребителями.
4. Новые знания называются интеллектуальнымпродуктом, интеллектуальной собственностью. Этот продукт приобретает самыеразные формы, а его собственники получают право на использование, в силу чегоони либо сами используют свой интеллектуальный продукт, либо продают его, либосдают в аренду и т.д.
5. Если фирма использует чужуюинтеллектуальную собственность, она выплачивает ее собственнику вознаграждение(доход). Этот доход может принимать формы авторского гонорара за книгу,паушального платежа или роялти за лицензию на право использовать изобретение ит.д.
 

 
Списокиспользуемой литературы
1. Экономика:Учебник. 3-е издание., перераб. и доп. / Под ред. А.С. Булатова. М.:Экономистъ, 2006г. 831с.
2. Как защититьинтеллектуальную собственность в России: правовое и экономическое регулирование/ Под ред. А.Д. Корчагина. М.: Инфра-М, 1995г
3. Интеллектуальнаясобственность: в 2-х книгах / Сост. и коммент. И.В. Попова. М. Минск: Амалфея.1997г
4. Клейнер Г. Знанияоб управлении знаниями // Вопросы экономики 2004г. №1. С.151
5. Сапир Ж.Экономика информации: новая прадигма и её границы // Вопросы экономики. 2005г.№10. С.4


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.