Реферат по предмету "Экономика"


Рыночное ценообразование: сущность, преимущества, недостатки

Московский Государственный УниверситетПриборостроения и Информатики
Курсовая работа поэкономике на тему:
«Рыночноеценообразование: сущность, преимущества, недостатки»
Выполнил студент 1-гокурса:
спец.080801
гр. МФ ЭФ2-06-01 ДО
Князев В.В.
Проверила:
Скляднева С.А.
Можайск, 2007.

СОДЕРЖАНИЕ
 
                                                                                                                      стр.
 
ВВЕДЕНИЕ                                                                                                     3
Главаi. Основные понятия цены и ценообразования                                 5
 
1.1.Понятие, сущность, роль цен и ценообразования в рыночной экономике 5
1.2.Принципы и подходы ценообразования                                          6
1.2.1. Научная обоснованность цен                                               6
1.2.2. Принцип целевой направленности цен                                6
1.2.3. Принцип непрерывности процесса ценообразования         6
1.2.4. Принцип единства процесса ценообразования иконтроля за соблюдением цен                                                                                                    6
1.3. Влияниегосударства на процесс ценообразования                         7
Главаii. Ценообразование: рыночное и плановое. Сущность,различия… 10
2.1.Сущность рыночного ценообразования                                 10
2.2.Основные аспекты планового ценообразования                    16
2.3.Основные отличия рыночного и планового ценообразования… 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                    23СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                    26
Приложение 1                                                                                          29
Приложение 2                                                                                          30

ВВЕДЕНИЕ
Я не считаю, что доходы от перехода на рыночное ценообразование снашими ближайшими соседями могут нанести какой-то ущерб нашей политике напостсоветском пространстве. Более того, уверен, что как раз наоборот, это поможетрешать наши внешнеполитические задачи и цели.
В.В. Путин
Актуальность темы. Цена и ценообразование являютсяцентральными элементами рыночной экономики. Цены обслуживают весь оборот поприобретению и реализации товаров.
Цена является конечнымпоказателем, характеризующим товар, она в равной степени учитывает интересывсех участников процесса товарообмена — производителей и потребителей./>
Объект исследования. Ценообразование представляет собойпроцесс формирования цен на товары и услуги. Традиционно выделяются двепротивоположные модели ценообразования: рыночное ценообразование ицентрализованное (государственное) ценообразование.
         В условиях командного ценообразования установление цены являетсяпрерогативной сферы производства. Цены устанавливаются исходя из затрат напроизводство товара или услуги. Часто это делается даже до начала процессапроизводства, на плановой основе с непосредственным участием государственныхорганов. В результате рынок не играет существенной роли в ценообразовании. Онпросто фиксирует спрос на уровне заранее заданного размера цен, не влияя на ихдальнейшее изменение.
         Процесс формирования цен в условиях рыночного ценообразованияпроисходит в сфере реализации продукции. Именно здесь сталкиваются спрос напродукцию или услугу, предложение, полезность предлагаемого товара,целесообразность его приобретения, качество и конкурентоспособность.Произведенный в сфере производства товар или цена на него проходятнепосредственную проверку рынка, где формируется окончательная цена товара илиуслуги.
         Принципиальное отличие рыночного ценообразования заключается в том,что цены устанавливаются здесь в соответствии со спросом и предложением самимсобственником или производителем товара. Государственные органы могутрегулировать цены только на ограниченный круг товаров. Прерогативой государствастановится установление «правил игры», общих и подходов к ценообразованию.Перечень товаров, реализуемых по государственным ценам, определяетсязаконодательством. Государственное регулирование цен допускается на продукциюпредприятий-монополистов, на товаров и услуги, определяющие масштаб цен вэкономике и социальную защищенность отдельных групп населения.
Цены играют важную рольне только в экономике в целом, но и в предпринимательской деятельности отдельныхпредприятий, т.к. от их уровня зависят конечные результаты их деятельности, втом числе прибыль и рентабельность. Цены выступают основным фактором в решениитаких вопросов, как определение рынков сбыта продукции, целесообразностипроизводства товаров или услуги, расчета издержек производства, определенияобъемов инвестиций, поэтому всё что связано с ценообразованием является
Цель моей работыисследовать сущность рыночного ценообразования, а так же выявить основные преимуществаи недостатки рыночного и планового ценообразования.

Глава I. основныепонятия цены и ценообразования
 
1.1. Понятие,сущность, роль цен и ценообразования в рыночной экономике.
Цена и ценообразование являются центральными элементами рыночнойэкономики. Ценыобслуживают весь оборот по приобретению и реализации товаров.
В самом общем виде ценапредставляет собой сумму денег, которую покупатель уплачивает продавцуза приобретаемый товар. В условиях рыночной экономики ценаявляется характеристикой товара на рынке. В ней концентрируются такие основныепонятия рыночной экономики, как потребность, запросы, спрос, предложение и т.д. Цена — монетарное выражение ценности. Но, как пишет Голубков Е.П., цена невсегда выражается в денежной форме. Бартер, например, представляет собой оченьдревнюю форму натурального обмена, которая в России, вследствие ограниченностиоборотных средств у предприятий, используется чрезвычайно широко.
Цена является конечным показателем, характеризующим товар, она вравной степени учитывает интересы всех участников процесса товарообмена — производителей и потребителей.
Ценообразование представляет собой процесс формирования цен натовары и услуги. Традиционно выделяются двепротивоположные модели ценообразования: рыночное ценообразование ицентрализованное (государственное) ценообразование.

1.2.Принципы и подходы ценообразования./>
1.2.1. Научнаяобоснованность цен — необходимость учета в ценообразовании объективныхэкономических законов.
Научной обоснованностиустанавливаемых цен способствует тщательный сбор и анализ информацииотносительно действующих цен, уровнях издержек, соотношении спроса ипредложения, других рыночных факторах. Особое значение приобретаетпрогнозированиемакро-и микроэкономических показателей.Полнота информационного обеспечения процесса ценообразования становитсяключевым моментом в обосновании уровня цен./>
Необходимообоснование и анализ различия цен, устанавливаемых предприятием, и ценами наконкурирующую продукцию с точки зрения приобретения потребителем дополнительныхуслуг и выгод в виде сервисного обслуживания, новизны и качества продукции,гарантий на эту продукцию, предоставляемых предприятием – производителем(Приказ Минэкономики РФ от 01.10.97 № 118, п.9).
1.2.2. Принцип целевойнаправленности цен — предприятие должно определить, какие конкретныеэкономические и социальные задачи оно будет решать в результате использованиявыбранного подхода к ценообразованию./>

             1.2.3. Принцип непрерывностипроцесса ценообразования. Согласно этому принципу продукция на каждом этапеее изготовления имеет свою цену. Кроме того, в реальной рыночной ситуациивносятся постоянные изменения в уровень действующий на рынке цен./>
              1.2.4.  Принцип единства процессаценообразования и контроля за соблюдением цен. Целью контроля являетсяпроверка правильности применения установленных законодательством правилценообразования. Прежде всего, это отношение к установлению цен на продукциюпредприятий монополистов, а также на продукцию первой необходимости, имеющейбольшое социальное значение. За нарушение, установленных государством принциповценообразования, предусматриваются административные и экономические санкции. />
С точки зрения целейдеятельности можно выделить следующие подходы к ценообразованию:
·       максимизацияприбыли в долгосрочном плане;
·       максимизацияприбыли в краткосрочном плане:
·       увеличениепоказателя рыночной доли;
·       сохранениестатуса ценового лидера в отрасли;
·       препятствиепоявлению новых конкурентов;
·       сохранениелояльности со стороны торговых посредников;
·       улучшениеимиджа организации;
·       улучшениепродаж «слабых» продуктов;
·       предотвращение«ценовых войн».
 
 
1.3. Влияние государства на процесс ценообразования
Можно выделить три степени влияния государства на ценообразование:
 -  Фиксация цен. Государство используетследующие основные способа фиксации цен;
·       использование цен прейскурантов. Прейскуранты цен на товары и услуги — этоофициальный сборник цен и тарифов, утверждаемый и издаваемый министерствами,ведомствами, государственными органами ценообразования. Количество цен,устанавливаемых с помощью прейскурантов, может быть очень разным: близким к100% в условиях жесткого тотального контроля государства за уровнем цени незначительным, близким к нулю — в случаях преимущественно рыночного способа ценообразования.Обычно регулированию с помощью прейскурантов ценыпредприятий монополистов: электроэнергия, газ, нефть, коммунальные услуги,транспорт. Цены на данную продукцию вызываютмультипликационный эффект в экономике, поэтому их фиксация на определенномуровне способствует стабилизации всей экономической ситуации и определяетстепень стабильности цен во всех других сферах. Самым трудным здесь являетсяопределение уровня, на котором должна быть зафиксирована цена в прейскуранте.Фиксация ценна уровне выше рыночной цены приводит к состоянию избытка предложенияна рынке, фиксация цен на уровне ниже рыночной цены- к дефициту.
·       фиксирование монопольных цен. Государство фиксирует ценыпредприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, которое позволяет емурешающим образом влиять на конкуренцию, доступ на рынок и уровень цен, что вконечном итоге ограничивает свободу действия других участников рынка. Решитьвопрос о том является ли данное предприятие доминирующим или нет, помогаетантимонопольное законодательство. По российскому законодательству предприятиезанимает доминирующее (монопольное) положение, если его доля на рынкесоставляет от 35% до 65%;
·       замораживание цен. Данный подходиспользуется в случае возникновения диспропорций в ценах или кризисных ситуацийв экономике и проводится исключительно в целях стабилизации положения.Целесообразным считается применение замораживания цен только в краткосрочномпериоде.
 -  Регулирование цен за счет установленияпредельных уровней цен (установление верхнего или нижнего лимита цен),введение фиксированных коэффициентов по отношению к прейскурантным ценам,установление предельных надбавок, регламентация основных параметров, влияющихна формирование цены (порядок формирования издержек,максимальный размер прибыли, размер и структура налогов), установлениемаксимального размера разового повышения цен,определение и регулирование цен на продукцию и услугигосударственных предприятий.
 - Регулирование системы свободного ценообразованияза счет законодательного регламентирования ценообразовательной  деятельностиучастников рынка, ограничение недобросовестной конкуренции. Данный способвоздействия государства на процесс ценообразования заключается во введении рядазапретов:
·       запрет на демпинг — запрет на продажу товара ниже себестоимости егопроизводства с целью устранения конкурентов. Данная практика особенноактуальна, если на рынке имеется лидер, стремящийся вытеснить конкурентов срынка или не допустить их проникновения на данный рынок. Кроме того, такойзапрет широко применяется в практике международной торговли с цельюпредотвратить проникновение на рынок агрессивных импортеров продукции, имеющихнизкие издержки производства;
·       запрет на недобросовестную ценовую рекламу — подобная реклама создает у потребителей иллюзию снижения ценс целью привлечения их внимания к товару;
·       запрет на вертикальное фиксирование цен — запрет производителям диктовать свои ценыпосредникам, оптовой и розничной торговле.
·       запрет на горизонтальное фиксирование цен — запретна соглашение нескольких производителей о поддержании цен на продукцию наопределенном уровне, в случае, если совокупная доля рынка этих предприятийбудет обеспечивать им доминирующее положение на рынке. Подобное ограничениеособенно актуально в условии олигополистического рынка. Однако его легкоигнорировать, например, если предприятие — олигополисты договорятся между собойне о единой цене, а о единой методике исчисления затрат и определения цены наконечную продукцию.
Согласно Приказу Минэкономики РФ (поразработке ценовой политики предприятия) от 01.10.97 № 118 (п.8),  приопределении цены продукции, выпускаемой предприятием, следует учитыватьследующие факторы:
·       уровеньпотребительского спроса на эту продукцию;
·       эластичностьспроса, сложившегося на рынке этой продукции;
·       возможностьреакции рынка на изменение выпуска предприятием этой продукции;
·       мерыгосударственного регулирования ценообразования (например, на продукциюпредприятий – монополистов);
·       уровень цен нааналогичную продукцию предприятий – конкурентов.
ГЛАВА 2. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ: РЫНОЧНОЕ ИПЛАНОВОЕ. СУЩНОСТЬ, РАЗЛИЧИЯ.
 
2.1. Сущность рыночногоценообразования.
Ценообразование — процессформирования цен на товары и услуги. Характерны две основные системыценообразования: рыночное ценообразование, функционирующее на базевзаимодействия спроса и предложения, и централизованное государственноеценообразование — формирование цен государственными органами. При этом в рамкахзатратного ценообразования в основу формирования цены ложатся издержкипроизводства и обращения.
Рыночное ценообразованиепредставляет собой, с одной стороны, связь между ценой и ценообразующимифакторами, с другой – способ формирования цены, технологию процесса еезарождения и функционирования, изменения во времени. Суть уже упоминавшегосязатратного подхода состоит в том, что величина цены товара становится внепосредственную зависимость от издержек производства и обращения,представляющих затраты, расходы в денежной форме на производство и реализациюединицы товара.
Процессценообразованияскладывается из ряда последовательных этапов:
1. Выявление фактороввнешней среды, влияющих на уровень цены.
2. Постановкацелей ценообразования.
3. Выборметода ценообразования.
4. Формированиеценовой стратегии предприятия.
5. Разработка тактики ценообразования.
6. Установление первоначальной цены на товар.
7. Рыночная корректировка цены.
8.  Страхованиецены от неблагоприятных внешних воздействий.
вмировой практикесуществуют два основных подхода ценообразования затратный и ценностный:
Затратный подход — ценообразование принимающее в качестве отправной точки фактические затратыфирмы на производство и организацию сбыта товаров;
Ценностный подход — установление цен таким образом, чтобы это обеспечивало фирме получение большейприбыли за счет достижения выгодного для нее соотношения«ценность/затраты»
Перед всеми коммерческимии многими некоммерческими организациями в качестве одной из основных встаетпроблема определения цены на свои товары и услуги. В условиях рынка ценообразованиепредставляет весьма сложный процесс, подвержено воздействию множества факторов.Выбор общего направления в ценообразовании, главных подходов к определению ценна новые и уже выпускаемые изделия, оказываемые услуги с целью увеличенияобъемов реализации, товарооборота, повышения производства и укрепления рыночныхпозиций предприятия обеспечивается на основе маркетинга. Цены и ценоваяполитика выступают одной из главных составляющих маркетинга фирмы. Ценынаходятся в тесной зависимости от других сторон деятельности компании; отуровня цен во многом зависят достигаемые коммерческие результаты. Неверная илиправильная ценовая политика оказывает многоплановое воздействие на всефункционирование фирмы. Суть целенаправленной ценовой политики заключается втом, чтобы устанавливать на товары такие цены, так варьировать ими взависимости от ситуации на рынке, чтобы овладеть его максимально возможнойдолей, добиться запланированного объема прибыли и успешно решать всестратегические и тактические задачи. В рамках ценовой политики частные решения(взаимосвязь цен на товары в пределах ассортимента, использование скидок,варьирование ценами, обеспечение оптимального соотношения своих цен и ценконкурентов, формирование цен на новые товары и т.д.) увязываются в единуюинтегрированную систему с помощью применения различных методов ценообразования.
Затратный подход необеспечивает полного решения проблемы ценообразования, так как по сути делазаменяет задачу определения цены товара задачей определения цен факторов, затраченныхна производство и продажу товара. Этим облегчается решение исходной задачи, таккак цены факторов установить проще, чем цену товара, к тому же при определениицен факторов вновь можно применить тот же затратный подход, чем создаетсяцепной способ образования цены товара.
В целом в экономикебольшая часть затрат (производственных издержек) приходится на труд, поэтомуосновной составляющей цены любого продукта будут выступать издержки, связанныес оплатой труда, затрачиваемого на производство как товара, так и материалов,из которых он производится. Средние издержки на труд в расчете на единицупродукции представляют собой число рабочих часов A, необходимых дляпроизводства единицы продукции, умноженное на почасовую заработную плату W, тоесть A/>W.Иначе говоря, при рассмотрении издержек на оплату труда всегда рассматриваетсядва фактора – производительность труда A и заработная плата W.
При изменении во времениуровня затрат, обусловленном, во-первых, совершенствованием технологий, ведущимк снижению издержек, и, во-вторых, инфляцией издержек, приводящей к их росту,существенное влияние на величину издержек оказывает фактор времени. Динамикуиздержек, связанных не только с производством, но и с последующимиспользованием товара, приходится принимать во внимание при рассмотрении ииспользовании затратного механизма ценообразования применительно к длительносуществующим товарам, так называемым активам. В этом случае оперируют такойкатегорией, как современная стоимость, представляющей собой сумму, которуюнеобходимо было бы вложить, затратить сегодня, чтобы получить указанную выплатук определенному моменту в будущем.
Соответственно формулацены, определяемой на основе затратного подхода, имеет следующий вид:
P=AC+R
где    AC – средние издержкипроизводства и обращения единицы товара;
         R – прибыль, получаемаяпроизводителями (продавцами) за счет производства и продажи единицы товара.
Предприятия ипредприниматели, производящие и реализующие товары, в своей системебухгалтерского учета и в отчетах о результатах деятельности призваныфиксировать основные элементы издержек. Чаще всего выделяются составляющие,соответствующие затратам на разные факторы производства.
При назначениигосударственных цен на товары и услуги, исходя из затратного подхода,приведенная выше формула цены несколько трансформируется и предстает в виде:
P=AC+R/>H
где H – надбавка к цене или скидка сцены, исчисленной по затратному способу.
Надбавки к ценампредставляют собой чаще всего акцизный сбор или другие виды налогов, напримерналог с оборота, налог с продаж, включаемые в цену. А скидки с цены – этогосударственные дотации, позволяющие продавать товар по цене ниже ценыпроизводства.
При назначении ценыгосударственными органами совокупные издержки, то есть себестоимость единицытовара, исчисляют в масштабе не одного предприятия, а целой отрасли или всегохозяйства страны, то есть это средние издержки на производство и обращениеединицы товара по обширной группе предприятий, производящих и реализующихданный товар. Величина прибыли устанавливается на нормативной основе приотносительно умеренной норме прибыли, на уровне примерно 20-30%. Надбавки кцене или скидки с цены зависят от вида товаров и услуг.
Особуюважность приобретают установление различного рода скидок к ценев целях привлечения дополнительных потребителей.
По отношению к предприятию существуетцелый ряд факторов,которые значительно влияютнапроцессценообразования,формируя определенные границы, в пределах которых может действоватьпредприятие. Прежде всего, они влияют на степень свободы действия предприятия вобласти ценообразованияна свою продукцию./>
/>
Факторы внешней среды, влияющие на процесс ценообразования
 
Покупатели существенно влияют на деятельностьпредприятий в области ценообразования. Для того чтобыправильно реагировать и учитывать их поведение, предприятию необходимо обладатьопределенными знаниями об общих закономерностях и особенностях их поведения нарынке.
Рыночная среда является очень сложным имногогранным понятием. Она формируется под влиянием большого количествафакторов экономического, политического и культурного порядка. Обычно выделяютчетыре основные модели рынка: чистая конкуренция,монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия.
Товародвижение — это процесс, обеспечивающийдоставку товаров конечному потребителю. Известно, что существует три основныхвида каналов товародвижения:
·       прямые — товары и услуги доставляются конечному потребителю безучастия посредников;
·       косвенные — товары и услуги доставляются конечному потребителю с помощью одного илинескольких посредников;
·       смешанные — объединяютособенности первых двух видов каналов.
2.2 Основные аспектыпланового ценообразования.
Политика и практика ценообразования кореннымобразом меняются с переходом к социализму. В переходный период от капитализма ксоциализму пролетарское государство овладевает механизмом ценообразования иактивно использует его в качестве инструмента ограничения и вытеснениябуржуазии, преобразования мелкотоварного уклада, развития и укреплениясоциалистического хозяйства, повышения уровня жизни трудящихся масс. В. И.Ленин рассматривал деятельность Советского государства в области ценообразования,как важную составную часть борьбы за социализм: «Только тогда, когдаКомиссариат продовольствия, вместе с Комиссариатом земледелия, национализировалвсе товары, установил цены, — только тогда мы вплотную подходим к социализму».
  В переходный период сформировалисьосновы советской политики цен, были определены принципы плановогоценообразования, впервые созданы органы пролетарского государства порегулированию цен (Комитет цен ВСНХ начал функционировать в конце 1918).
  Плановое ценообразование — один изинструментов экономического управления в руках социалистического государства.Опираясь на общественную собственность на средства производства и планомерноеразвитие хозяйства, сознательно используя систему экономических законов (в т.ч. и закон стоимости), оно определяет развитие основных ценообразующихфакторов, устанавливает цены на важнейшие виды товаров и услуг, планируетизменения уровней, соотношений, структуры цен. В условиях социализма плановоеценообразование охватывает: установление цен (подготовка проектов прейскурантови цен на новую продукцию, их рассмотрение и утверждение); планирование ипрогнозирование цен; координацию (согласование) устанавливаемых различнымиорганами (например, республиканскими или местными) цен на одинаковые товары иуслуги; контроль за обоснованностью установления и правильностью примененияутвержденных цен (за соблюдением государственной дисциплины в области цен).
Плановая цена, как специфическаякатегория госпредприятий характеризуется следующими особенностями.
1. Плановая цена выражает собойсоциалистические производственные отношения. Цена при социализме используется вкачестве инструмента планового управления производством, посколькупропорциональная связь между различными отраслями производства устанавливаетсяна основе учета движения факторов производства в денежной форме. Связь междугосударством и трудящимися осуществляется через торговлю и сферу услуг.
2. Плановая цена определяется нетолько до реализации товаров. но и до начала производства. Плановоерегулирование уровня цен осуществляется на основе учета действительногосостояния производства, а также посредством воздействия общества наформирование соответствующих условий для функционирования производства,распределения, обмена и реализации продукции.
3. Плановая цена служит интересамразвития хозрасчетной самостоятельности предприятий, так как через ценупроисходит возмещение материальных затрат и получение чистого дохода,созданного трудовыми коллективами.

  Основные принципы плановогоценообразования при социализме.
  1. Приближение цен к общественнонеобходимым затратам труда, своевременное отражение в системе цен изменений ихуровней и пропорций. Плановые цены стабильны и не подвержены конъюнктурнымколебаниям. В то же время они периодически пересматриваются, что позволяетотражать существенные, устойчивые изменения в условиях производства иреализации продукции. 1950 1955 1960 1965 1970 1975
Индекс оптовых цен промышленности В целом по промышленности 170 128 129 127 136 132 по отраслям тяжёлой промышленности 140 107 106 101 116 108 по отраслям лёгкой и пищевой промышленности 210 156 159 160 159 163
Индекс государственных розничных цен Все товары 186 138 139 140 139 139 продовольственные товары 203 141 147 152 152 154 непродовольственные товары 165 134 130 126 124 122
 Динамикаоптовых и государственных розничных цен в СССР (1940 = 100)
 2. Активное использование цен длястимулирования научно-технического прогресса и повышения качества продукции наоснове дифференциации цен. В ценообразовании на новую техникусоблюдается принцип её относительного удешевления: при установлении оптовых ценна новые изделия, особенно на машины и оборудование, предусматривается снижениеих уровня на единицу полезного эффекта.
  3. Стимулирование с помощью ценэффективного использования производственных ресурсов: повышенияпроизводительности труда и экономии трудовых ресурсов; сниженияматериалоёмкости продукции и повышения фондоотдачи; рационализацииприродопользования, комплексной переработки природного сырья и уменьшенияущерба, наносимого окружающей среде. В ценах всё более полно отражаютсяобщественно необходимые затраты по выявлению, воспроизводству и охранеприродных ресурсов.
  4. Применение механизма ценообразованиядля решения социально-экономических задач — преодоления существенных различиймежду городом и деревней, неуклонного роста реальных доходов населения,улучшения условий труда и быта. Этот принцип осуществляется на основе созданияс помощью закупочных цен и цен на средства производства, реализуемые колхозам исовхозам, экономических условий для превращения с.-х. труда в разновидностьтруда индустриального и сближения уровней доходов в городе и на селе;обеспечения стабильности уровня государственных розничных цен на основныетовары и снижения цен на отдельные товары по мере создания для этогонеобходимых условий; установления льготных цен на товары и услуги особойсоциальной важности; учёта социального фактора в ценообразовании на новуютехнику.
  5. Содействие укреплениюхозяйственного расчёта во всех звеньях народного хозяйства, усилениеэкономической заинтересованности предприятий и объединений в повышенииэффективности производства, снижении себестоимости, соблюдении режима экономии;выравнивание хозрасчётных условий предприятий и объединений, находящихся внеодинаковых объективных условиях, с помощью расчётных цен, фиксированных(рентных) платежей и т. п.
  В процессе планового ценообразования реализуютсяприсущие социализму закономерности формирования и движения цен. Уровень оптовыхцен определяется исходя из средней по стране себестоимости, выражающейобщественно нормальные издержки производства, и нормативной прибыли. Приустановлении конкретных цен учитывается соотношение потребительских свойств(качества, эффективности потребления) однородных и взаимозаменяемых товаров. Вценообразовании на сельскохозяйственную продукцию, товары народного потребленияи услуги большую роль играет социальный фактор, вследствие чего цены во многихслучаях существенно отклоняются вверх или вниз от стоимости.
  На динамику цен влияет ряд факторов:рост производительности труда; ускорение научно-технического прогресса;улучшение качества продукции; изменение естественных условий производства;увеличение затрат на воспроизводство природных ресурсов и охрану окружающейсреды; неуклонный рост денежных доходов населения; сдвиги в размещениипроизводства; количество бумажных денег в обращении; внешнеэкономическиефакторы и т. п. Под воздействием совокупности этих факторов динамика ценотличается от динамики стоимости. Уровень государственных розничных и оптовыхцен в СССР характеризуется относительной стабильностью, закупочные ценынеоднократно повышались (в 50—60-е гг.), с тем чтобы обеспечить условия дляразвития и технической реконструкции сельскохозяйственного производства иповышения оплаты труда колхозников и работников совхозов.
  Осуществляются меры по улучшению организациии совершенствованию методов планового ценообразования в 1970 в СССР созданаединая союзно-республиканская система государственных органов ценообразования,включающая: Государственный комитет цен Совета Министров СССР; государственныекомитеты цен Советов Министров союзных республик; отделы цен Советов МинистровАССР, областных, краевых исполкомов; образованы подразделения по ценам всоюзных и республиканских министерствах и ведомствах, в ряде объединений икрупных предприятий. Улучшено законодательство по ценам, более четкорегламентированы права и обязанности различных органов по установлению иприменению цен, расширена нормативная и методическая база ценообразования.
  Развивается научная базаценообразования, в 1967 создан специализированный научно-исследовательскийинститут по ценообразованию (НИИ цен), исследованиями по ценам занимаются более200 общеэкономических и отраслевых НИИ и вузов страны (1976). Их деятельность вэтой области координируется Межведомственным научным советом по проблемам ценообразования(образован в 1972) Государственного комитета цен и АН СССР.
  В практике расчёта прейскурантов иобоснования цен на новые виды продукции всё более широко применяются нормативно-параметрическиеметоды ценообразования, обеспечивающие построение цен на базе нормативов затрати рентабельности и с учётом соотношений потребительских свойств изделий.Создаётся автоматизированная система обработки информации по ценам (АСОИ цен) сиспользованием экономико-математических моделей, современной вычислительнойтехники и системного анализа для повышения эффективности управления в стране,планирования и прогнозирования цен, расчёта прейскурантов, координации,контроля и анализа цен, обеспечения ценовой информацией всех звеньев народногохозяйства.

2.3 Основные отличиярыночного и планового ценообразования
В условиях командного ценообразованияустановление цены является прерогативой сферыпроизводства. Цены устанавливаются исходя из затратна производство товара или услуги. Часто это делается даже до начала процессапроизводства, на плановой основе с непосредственным участием государственныхорганов. В результате рынок не играет существенной роли в ценообразовании.Он просто фиксирует спрос на уровне заранее заданного размера цен, не влияя наих дальнейшее изменение.
Процесс формирования ценв условиях рыночного ценообразованияпроисходит в сфере реализации продукции. Именно здесь сталкиваются спрос напродукцию или услугу, предложение, полезность предлагаемого товара,целесообразность его приобретения, качество и конкурентоспособность.Произведенный в сфере производства товар или цена на негопроходят непосредственную проверку рынка, где формируется окончательная ценатовара или услуги.
Ценообразование — это тасфера, о которой менеджеры предприятий говорят редко с большим удовольствием икоторая является самой трудной для них. На основе опроса управленцев (привыборке 57 из США и 129 из Европы) ценообразование по пятибалльной шкале былооценено в 4,3 балла.
Принципиальное отличие рыночногоценообразованиязаключается в том, что цены устанавливаются здесь всоответствии со спросом и предложением самим собственником или производителемтовара. Государственные органы могут регулировать цены толькона ограниченный круг товаров. Прерогативой государства становится установление”правил игры”  их и подходов к ценообразованию. Перечень товаров,реализуемых по государственным ценам, определяется законодательством.Государственное регулирование цен допускается на продукциюпредприятий-монополистов, на товаров и услуги, определяющие масштаб цен вэкономике и социальную защищенность отдельных групп населения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Вусловиях рыночной экономики цена является одним из наиболее важныхсинтетических показателей, существенно вли­яющих на финансовое положениепредприятия. Это объясняет­ся тем, что от уровня цены зависит величина прибыликоммер­ческой организации, конкурентоспособность предприятия и
его продукции. Ценаявляется важнейшим инструментом внутрифирменного планирования и служиториентиром приня­тия хозяйственных решений.
Цена влияет на характеристики товара,методы его продвижения и каналы распространения, равно как и все эти факторывлияют на цену.  Предприятие не просто устанавливает единую цену, а скореесоздает целую систему ценообразования, которая охватывает цены на различныетовары их ассортимент. Структура ценообразования изменяется одновременно с тем,как товар проходит свой жизненный цикл. Предприятие корректирует цены на товар,исходя из издержек и спроса, учитывая различные ситуации и потребности покупателей.
Приустановлении цены определяющими факторами выступают:
·    себестоимость товара;
·    удовлетворяющие фирмы размеры прибыли;
·    цены конкурентов и цены заменителей, аналогов данноготовара;
·    состояние платежеспособного спроса;
·    требования органов управления и других общественныхинститутов;
·    уникальность определенных качеств продукта.
Учетвлияния всех факторов в комплексе позволит пред­приятиям выработать гибкую иэффективную политику цено­образования.
Установлениецены на товар — это процесс, состоящий из шести этапов.
1.  Предприниматель тщательно определяет цель или цели своего маркетинга,такие, как обеспечение выживаемости, максимизация текущей прибыли, завоеваниелидерства по показателям доли рын­ка или качества товара.
2.   Предприниматель выводит для себя кривую спроса, которая говорит овероятных количествах товара, которые удастся продать на рынке в течениеконкретного отрезка времени по ценам разного уровня. Чем неэластичнее спрос,тем выше может быть цена, назначаемая предпринимателем.
3.  Предприятие  рассчитывает, как меняется сумма ее издержек при различныхуровнях производства.
4.   Предприниматель изучает цены конкурентов для использования их вкачестве основы при ценовом позиционировании собственного товара.
5.   Предприниматель выбирает для своей фирмы один из следующих методовценообразования:
·       «средние издержки + прибыль»;
·       анализ безубыточности и обес­печение целевой прибыли;
·       установление цены на основе ощущаемой ценности товара;
·       установление цены на основе уровня текущих цен;
·       установление цены на основе закрытых торгов и т.д.
6.  Предприниматель устанав­ливает окончательную цену на товар с учетом еенаиболее полного психологического восприятия и с обязательной проверкой, чтоцена эта соответствует установкам практикуемой фирмой политики цен и будетблагоприятно воспринята дистрибьюторами и дилерами, собственным торговымперсоналом фирмы, конкурентами, постав­щиками и государственными органами.
Работаяв условиях рынка, нельзя забывать о том, что цены и ценовая политика для предприятия— главный элемент мар­кетинга. Именно поэтому разработке ценовой политикидолжно уделяться самое пристальное внимание со стороны руково­дства фирмы,желающего наиболее эффективно и долговременно развивать свою деятельность нарынке, так как любой ложный или недостаточно продуманный шаг немедленносказывается на динамике продаж и рентабельности.
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.  А.АлклычевПолитика цен и воздействие на экономические процессы// Экономист. 1998-№5-С.31-39
2.  Васильева Н.Э.,Козлова Л.И. «Формирование цены в рыночных условиях».- Москва, 1995. АО «Бизнес–Школа «Интел-Синтез». Стр.64.
3.  А. Глухов Оценкаконкурентоспособности товара и способы ее обеспечения//Маркетинг.-1999.-№2.-С.56-63.
4.  Грузинов В.Б.,Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учеб. пособие.-2-е изд. Доп.-М.: Финансы истатистика, 2001.-208с.
5.  А.З. ЕфименкоЦены и ценовая политика.// Экономика строительства.- 2000.-№1.-С.54-61.
6.  Ефимова О.В.Финансовый анализ. 3-е изд., перераб. идоп.- М.: Изд-во “БУ”, 1999.-356с.
7.  Желтякова И.А.,Маховикова Г.А., Пузыня Н.Ю. Цены и ценообразование. Краткий курс / Учебноепособие.-Спб. Издательство “Питер”,1999.-112с.
8.  Зайцев Н.А.Экономика промышленного предприятия: Учеб. пособие. — М.: ИНФРА-М, 1996.-284с.
9.  Кабанков В.И.Цена и качество продукции.- М.: “Сов. Россия, 1977.-240с.
10.      Каратуев А.Г.Финансовый менеджмент: Учебно-справочное пособие.-М.: ИД  ФБК-Пресс,2001.-496с.
11.     Керимов В.Э.,Комарова Н.Н., Елифанов А.А.”Директ-костинг” и ценовая политика// Аудит ифинансовый анализ.-2001.-С.87-91.
12.     Князевская Н.В.,Князевский В.С. Принятие рискованных решений в экономике и бизнесе. — М.:”Контур”,1998.-160с.
13.     Ковалев В.В.Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализотчетности.-М.: Финансы и статистика, 1996.-432с.
14.     Котлер Ф. Основымаркетинга: Пер. с англ.- М.: “Бизнес-книга”, “ИМА-Кросс. Плюс”, ноябрь1995.-702с.
15.     Краткий курспрактического менеджмента: Учеб. пособие/Под ред. д-ра экон. наукЭ.Н.Кузьбожев: Курск. гуманит.- техн. Ин-т. Курск. 2001.-244с.
16.     Крючкова О.Н.,Попов Е.В. Классификация методов ценообразования // Маркетинг в России и зарубежом.- 2002.- №4.- С. 32-50.
17.      Любушин Н.П.,Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельностипредприятия. Учеб.пособие для вузов/ Под ред. проф. Н.П. Любушина.-М.:Юнати-Дана, 2001.-471с.
18.                                                                                              Общая теориястатистика. Методология в изучении коммерческой деятельности: Учебник /Под ред.О.Э. Башиной, А.А. Спирина.- 5-е изд., доп. И пераб.- М.: Финансы и статистика,1999.- 440с.
19.     Плановоеценообразование: Учеб. для спец. “ Планирование народного хозяйства”/С.И.Лушин, М.В. Кокорев, В.В.Наумов и др.; Под ред. С.И. Лушина.-М.: Высш. шк.,1986.-279.
20.     Н. Порошина Новыеаспекты ценообразования// Маркетинг.-1999.-№6.-  С.50-54.
21.     Предпринимательство:Учебник для вузов /Под. ред. проф. В.Я.Горфинкеля, В.А. Швондара.-М.:ЮНИТИ,2000.-475 с.
22.     Савицкая  Р.В.Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 3-е изд.-Минск: ИП“Экоперспектива”,1999.-498с.
23.     Сергеев И.В.Экономика предприятия: Учеб.пособие.- М.: Финансы и статистика, 1997.-304с.
24.     В.Солнцев.Государственное регулирование цен и контроль за их применением// Экономист.1996-№9-С.32-37.
25.     Справочник поценообразованию/Сост.: А.М. Матлин, А.Н. Рудин, В.И. Торбин; под ред. Н.Т.Глушкова.- М.: Экономика, 1985.- 400с.
26.     Тафимцева В.Н.Маржинальный доход как инструмент оценки финансовых результатов// Финансовыйменеджмент.- 2001.- №3.- С.15-30.
27.     Уткин Э.А.Финансовый менеджмент. Учебник для вузов.-М.: Издательство “Зерцало”,1998.-272с.
28.     Уткин Э.А. Цены.Ценообразование. Ценовая политика.-М.: ассоциация авторов и издателей“Тандем”.Изд-во ЭКМОС, 1998 г. 244 с.
29.     Финансовыйменеджмент
30.     Хруцкий В.Е.,Корнеева И.В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка:Учеб пособие.-2-е изд., перераб. и доп.-М.: Финансы и статистика,1999.-528 с.: сил.
31.     Цены иценообразование: Учебник для вузов / Под ред. И.К. Салимжанова.- М.: ЗАО“Финстатинформ”, 1999.-304с.
32.     Цены иценообразование в рыночной экономике. Ч.2. Цены и рыночная конъюнктура. Кн.1;Учебник/ Под ред. В.Е. Есипова СПб.: Изд-во СПб УЭФ, 1994.-140с.
33.     Чубаков Г.Н.Стратегия ценообразования в маркетинговой политике предпиятия (методическоепособие). -М.: ИНФРА-М,1995.-224 с.
34.     Шевченко Н.С.,Черных А.Ю., Тиньков С.А., Кузьбожев Э.Н. Управление затратами, оборотнымисредствами и производственными запасами: Учебно-методическое пособие/ Под ред.д-ра эконом. наук  проф. Э.Н.Кузьбожева; Курск гос. техн.ун-т.  Курск,2000.-154с.
35.      Шеремет А.Д.,Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа.- М.: Инфра-М.,2000.-208с.
36.     ШулякП.Н.Ценообразование: Учебно-практическое пособие.-2-е изд.-М.: Издат. дом“Дашков и К”, 1999.-152с
Экономикапредприятия: Учебник/ Под ред. А.Е. Карлика, М.А. Шухгалтер.-М.: Инфра-М,2001.-432с

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
 
Динамика цен на основные виды товаров за 2005-2006гг(%)Плодоовощные
18,8% — (2005г)
49,8% -(2006г)
(подъём) Мясо (птица)
0,4%
18,9%
(подъём) Мясо (остальное)
10,3%
12,3%
(подъём) Рыба и морепродукты
2,1%
10,7%
(подъём) Колбасные изделия
5,6%
6,0%
(подъём) Молоко
1,8%
2,7%
(подъём) Масло-сливочное
-0,9%
2,4%
(подъём) Макаронные изделия
10,6%
1,7%
(спад) Хлебобулочные изделия
13,6%
1,6%
(спад) Мука пшеничная
19,8%
-4,7%
(спад) Крупа и бобовые
7,2%
-1,6%
(спад) Яйца
-11,2%
-25,2%
(спад)


ПРИЛОЖЕНИЕ 2
 
Ценыв разных городах РФ на основные товары и услуги (на 04.07.2006г)
 Наименование товара Казань Н-Новгород Самара Уфа Киров Колбаса полукопчёная 141,79 167,68 158,21 121,00 182,12 Масло слив. 78,73 103,18 107,81 79,35 85,64 Сметана 45,25 63,06 45,11 56,53 47,64 Яйца (10шт.) 17,72 21,09 26,87 17,72 21,32 Хлеб 14,09 15,42 16,02 15,35 16,81 Картофель 10,65 13,17 21,65 8,93 9,38 Горячее водоснабжение 46,72 118,55 138,37 44,50 79,31 Проезд в автобусе 14,00 13,00 14,00 13,00 13,00 Электроэнергия 103,76 88,27 95,76 80,99 109,54


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.