Реферат по предмету "Экономика"


Развитие западной экономической социологии в 20-60 гг. XX века

Развитие западной экономической социологии в 20-60 гг. XX века

План
1.Вклад в развитие социально-экономической мысли Ф.У. Тейлора
2.Э. Мэйо как основатель школы человеческих отношений
3.Теория потребностей А. Маслоу
4. Концепция трудовых ресурсов Д. Макгрегора
5. Литература

Любая наука имеет свою историю. Первые элементы экономико-социологическогознания появились еще в эпоху Возрождения и в Новое время. Однако характер теориитакое знание начало приобретать лишь в XVIII в. Наиболее значительны в это время идеи философов Шарля ЛуиМонтескье, Клода Гельвеция, экономистов и философов Адама Смита, Томаса РобертаМальтуса, Жана Шарля де Сисмонди, философов и социалистов-утопистов Уильяма Годвина,Анри Сен-Симона, Шарля Фурье. Уже в этот период появляются первые факты обращенияпрактиков, управляющих производством, к экономико-социологическому знанию. Наиболееяркий пример в этом плане — Роберт Оуэн.
В XVIII в. Заканчивается«философско-экономический» и начинается собственно «социологический»период в развитии экономической социологии.
Огюст Кант (1798-1857) — французский философ и социолог. Являясьучеником А. Сен-Симона, 0. Конт развил до уровня теории его идею индустриальногообщества и влияния промышленности на человека и культуру. Согласно его теории, инстинктпроизводителя и изобретателя создает прогресс. Развитие промышленности способноне только облегчать существование человека, но и искажать личность, разрушать социальныйпорядок.
Новые формы организации труда постепенно приводят к росту«богатства для всех», что в конечном итоге должно смягчить противоречиямежду капиталом и наемным трудом, компенсировать их. Кроме того, само по себе данноепротиворечие — это скорее случайность, которая может быть разрешена с помощью научныхподходов и взаимных договоренностей. Наиболее правильный исторический путь — этонечто среднее между социализмом и либеральной экономикой.
О. Конт одним из первых отметил конкретную ограниченность политэкономическихтеорий, игнорировавших фактор человека, отрывавших экономические явления от социальнойсферы. Определив эти теории как абстрактные, метафизические, он положил начало конфликтумежду теми, кого называли социологами и экономистами. Он критически относился кроли конъюнктурного обмена и конкуренции в прогрессе производства. Ученый отождествлялсоциологические и экономические критерии прогресса. Интересна его идея об экономическомвзаимоотношении поколений (каждое новое поколение должно производить больше, нежелипотребляет; передать как можно больше будущему поколению — это нравственно, экономичнои т.д.).
О. Конт считал обобществление собственности маловероятным. Посколькуна всех уровнях общества существует борьба за господство, в любом случае одни будутобладать большим, другие меньшим. Обобществление собственности не изменит этогофакта. Другое дело, что владельцы собственности и соответственно управляющие должныправильно использовать свое господство в интересах всех. Социально-экономическиеразличия неизбежны, но они не должны быть решающими по сравнению с социальными,духовными, нравственными, т.е. общество не должно придавать большого значения социально-экономическомунеравенству.
Одним из важных достижений индустриального общества О. Конт считалто, что люди в нем занимают социально-экономическое положение согласно не рождению,а способностям и труду.О. Конт считается идеалистом, так как видел решение всехпроблем в научной организации индустриального общества.
Ломбер Адольф Жак Кетле (1796-1874) — бельгийский ученый, классиксоциальной статистики, описал не только общие «средние социальные характеристики»,но и феномен «среднего человека». Впервые разработал методику опросовличности и населения, которая получила большой резонанс в научных обществах, а самиопросы стали популярными.
Во многом благодаря его влиянию стали проводиться конкретныеисследования образа жизни и психологии классов, условий труда, социального климатана фабриках, господствующих нравов и экологии в отдельных городах. На основе идеиконкретизации социологии стали возникать такие направления, как социальная арифметика,социальная гигиена, моральная статистика, социография и т.д. Герберт Спенсер (,1820-1903)- английский философ и социолог, в своих работах акцентировал внимание на вопросахсоциального развития и социальной эволюции. Один из ярких пропагандистов социал-Дарвинизма.Многие его идеи о роли социальной борьбы и соперничества были заимствованы и учтеныпозднее «чисто экономическими» теориями конкуренции. Социальные борьбаи соперничество — это решающие факторы и развития, и разрушения, и регуляции. Ониже являются важнейшим источником социально-экономических различий в обществе. СогласноСпенсеру, победители образуют класс собственников, побежденные — наемных работникови т.д.; побежденными рано или поздно овладевает чувство гордости, что имеет нескольковариантов последствий.
В силу склонности человеческих общностей к бюрократизации и милитаризацииневозможно существование «чистой конкуренции», которая даст человеку настоящуютрудовую и экономическую свободу. Идеальный тип человека и субъекта хозяйства — в пропорциональном сочетании социального коллективизма и индивидуализма.
Интересные идеи были сформулированы Г. Спенсером в результатеанализа исторических этапов и особенностей социально-экономического строя. По характеруорганизации общественного производства и распределения им выделены и проанализированы«военный» и «промышленный» типы общества.
Важнейшее, пожалуй, достижение ученого — органическая теория,положившая начало специальному и подробному изучению проблем социальной организации.С самых неожиданных позиций им были проанализированы сходства и различия между биологическимиорганизмами и организованными человеческими общностями, исследованы основные факторы,влияющие на организованность, естественность и неестественность в организованностиособенность добровольных и принудительных связей между людьми, необходимость организациидля каждого человека и проблема свободы в организации.
Крайне важной и плодотворной для будущего оказалась методологическаясхема деления социально организованных систем на регулятивную, производительнуюи распределительную подсистемы.
Карл Маркс (1818-1883) — немецкий философ и экономист. Социологическийсмысл его теорий настолько значителен, что вся социальная мысль XIX в. проявлялась либо как развитие,либо как оппозиция марксизму.
Согласно Марксу, существуют объективные законы поведения и отношенийлюдей, в том числе и в социально-экономической сфере. Люди могут познать эти законы,следовать им, использовать их. Объективное сильнее субъективного, но субъективноеможет изменить объективное.
Экономика — настолько сильный фактор в обществе, _что он определяетидеологию и психологию людей. Господствующий тип личности отражает экономическуюсистему. Человек не может быть свободен от общества, поэтому наиболее реальный путьрешения социальных проблем — не в освобождении человека от общества, а в совершенствованииотношений между ними, В том числе и экономических.
Если социальные группы объединяются на основании сходных социально-экономическихположений и интересов людей, то это самые существенные группы в обществе — классы.Взаимоотношения между этими группами — важнейший объект социологической и социально-экономическойтеорий. В обществе существуют два доминирующих класса — владельцы капитала (буржуазия)и наемные рабочие (пролетариат), их интересы несовместимы, эта несовместимость вконечном итоге приведет к распаду самой экономической системы. Смена частной собственностиобщественной упразднит глобальное противостояние интересов, основу социальных конфликтов;я обществе будут социальные группы, а не враждебные и конкурирующие классы. СогласноК. Марксу, закон развития общества таков, что оно неизбежно движется от индивидуалистическихк коллективным формам организации жизни. Новые производительные силы, новые знания,опыт и способности людей обязательно приводят и к новым производственным и человеческимотношениям. Отношения собственности — более важный фактор в общественном развитии,нежели промышленный прогресс. Без урегулирования этих отношений невозможен прогресси благосостояние человека.
Основу общественного сознания, по мнению ученого, составляетидеология. Разные идеологи отражают интересы разных социальных и экономических классов.Одна идеология может быть прогрессивнее другой, поскольку отражает интересы болеепрогрессивного класса.
Важнейшим социологическим аргументом против марксизма было, пожалуй,то, что он абсолютизировал феномен объективных законов и недооценивал феномен человека.Если соединить экономический объективизм К. Маркса и социально-психологический субъективизм3. Фрейда, то получится правильная социально-экономическая теория (популярная идея«фрейда-марксизма»). К. Марке особенно критиковался современниками заидеализацию национализации собственности (общественная собственность, по их мнению,- также причина социальных классов,, конфликтов, неравенства и несправедливости).Объектом критики стала и его теория «справедливой социальной борьбы и революции»(за действительно или якобы деструктивный экономический смысл самой идеи).
Пьер Жозеф Прудом (1809-1865) — французский экономист и социолог.Наиболее яркий представитель антимарксизма, современного К. Марксу. Развил идеианархизма У. Годвина до уровня научной теории. По Прудону, чем свободнее субъектысоциально-экономических отношений, тем вероятнее социально-экономический порядок.Основной источник противоречий он усматривал не в частной собственности и свободеэкономической деятельности людей, а в государстве, которое необходимо ликвидировать.
Ученый предпочитал мелкую частную собственность крупной. По егомысли, мелкая частная собственность экономически более эффективна, она лучше решаетсоциальную проблему раздела богатств в обществе. Мелкие производители более свободны,следовательно, у людей меньше поводов для конфликтов.
Прудон был сторонником классового социального сотрудничестваи партнерства, прежде всего поддержки и оказания помощи мелкому производителю. Онсчитал, что мелкобуржуазный строй может и должен быть основан на трудовом принципе,т.е. доходы людей могут и должны быть именно трудовыми. Для этого можно пойти налюбые меры гарантий и контроля, включая упразднение денег, которые и создают нетрудовуюприбыль.
Несмотря на свою антиреволюционность (в марксистском пониманииэтого слова), Прудон был критически мыслящим экономистом и социологом, представлялсобой классический пример идеолога социального реформизма. С экономико-социологическойточки зрения весьма интересна его реформистская теория «хороших и дурных сторон».
Эмиль Дюркгейм (1858-1917) — французский социолог, автор социологическойтеории разделения труда. В историческом и современном плане описал социально-профессиональнуюструктуру общества, основные механизмы социальной дифференциации, соотношение междуразделением труда и социальной дифференциацией.
Важные функции в его теории «выполняет» категория социальнойсолидарности, особенно в отношении социально-профессиональных групп и организованныхобщностей. Огромную социальную роль в жизни людей он приписывал профессиональнымкорпорациям, считая их наряду с семьей важнейшим институтом общения, фактором развития,полноценности и защищенности личности.
Важнейшее, условие развития производства и хозяйства — прогрессчеловека, повышение его культуры и знаний. Не может быть развития социально-экономическойсферы вне воспитания. Особенно подчеркивал Э. Дюркгейм важность в социальном и производственномотношении такой проблемы, как соответствие труда способностям, склонностям и потребностямчеловека.
Впервые, основываясь на комплексном социально-экономическом исоциально-психологическом анализе, Э. Дюркгейм рассмотрел такую форму отчуждениячеловека в индустриальном обществе, как самоубийство, обратил внимание на некоторыеглобальные социальные проблемы, связанные с ростом народонаселения, техническимпрогрессом.
Как и многие другие французские социологи, в социально-экономическомпрогрессе решающую роль он отводил не частной собственности, конкуренции и свободномупредпринимательству, а солидарности и сплоченности людей, культуре социальных отношений,социальной организации труда на микро- и макроуровнях.
Торстейн Веблен (1857-1929) — американский экономист и социолог.Он впервые обратил внимание на социально-культурные факторы в экономике и считал,что основное противоречие прогресса производства — это отставание культуры и психологиилюдей от требований современной техники, новейших форм организации. Важное противоречие- и наличие так называемого праздного класса. В социально-экономической системесуществуют две основные социальные группы — промышленники и бизнесмены. По его мнению,бизнесмены — это лишние люди, всю власть в экономике надо передать промышленникам,как организаторам производства.
Основными чертами капитализма и капиталистической действительностиТ. Веблен считал конкуренцию денег и показное потребление, которые и определяютпсихологию и поведение человека. Впервые создал подробный социальный портрет предпринимателя.
Особенность социально-экономической теории Т. Веблена — анализсоциально-экономических институтов, пропаганда самой идеи и метода институционализма.Он рассматривал экономическую социологию не как социальную статистику связанныхс экономикой явлений, а как науку о мотивах поведения, сознании, человеческих отношенияхв экономике.
Несмотря на свою критическую теорию праздного класса и эксплуатации,а также социально-технократические взгляды, Веблен не был социалистом и не считалсебя таковым.
Джон Р. Коммонс (1862-1945) — американский экономист и социолог,также представитель институционализма. Свой социологический анализ строил на категорияхмотивов, поведения, отношений, сознания. Его исследования отличаются высокой конкретностью,направленностью на «частные случаи».
Социально-экономические факты Коммонс предлагал изучать в трехплоскостях: предпринимательская сделка (рынок) — администрирование — распределительныеотношения, что стало важной и плодотворной методологической схемой для дальнейшегоразвития экономической социологии.
Особенность учения Коммонса — анализ групповой природы человекаи отношений, распространяющихся не только на сферу труда, но и на такие социально-экономическиеявления, как корпорации, профсоюзы, ассоциации и т.д. Он сформулировал конкретныесоциальные принципы экономического поведения, т.е. от общего популярного понятияперешел к точной типологи-зации.
Несмотря на явную склонность к социально-психологическому анализуэкономики, ученый создал фундаментальные труды по истории рабочего класса в США,промышленного общества.
Георг Зиммель (1858-1918) — немецкий философ, экономист, социолог,официально признан классиком именно в области экономической социологии. Особенностьюнаучного творчества Г. Зиммеля является то, что он одновременно и равно исследовалсоциальные проблемы как труда, так и имущественных отношений. Как экономическийсоциолог, Г. Зиммель изучал вопросы рабочей силы, различий между умственным и физическимтрудом, господства и подчинения, лидерства и аутсайдерства, социальных групп в экономическойжизни. Ученым дана социологическая характеристика меновой и потребительной стоимостей.В противоположность некоторым теориям творческий, сложный труд Г. Зиммель квалифицировалкак труд более высокой стоимости по сравнению с простым, физическим трудом. Всестороннеобосновав эту идею, он создал новую теорию взаимоотношений между рабочим классоми другими классами в обществе.
В своем основном труде «Психология денег» («Философияденег») ученый дал глубокий социально-психологический анализ роли денег в жизниобщества и человека, влияния денег на человеческие отношения и личность, социальныйпорядок и культуру.
Вернер Зомбарт (1863-1941) — немецкий экономист и социолог. Вэкономической науке известен как теоретик «организованного капитализма».Многое сделано В. Зомбартом в плане исследования психологии экономического поведенияи образа жизни основных классов общества. Для экономической социологии особенноценен труд ученого, посвященный взаимоотношениям социологии и экономики.
Макс Вебер (1864-1920) — немецкий социолог, одна из наиболеевлиятельных фигур в социологии XIX в.(наряду с К. Марксом). В его научном творчестве особое развитие получила теориясоциальных организаций. Ученый обосновал рациональный тип организации, на которойи должно основываться современное производство, показал механизмы контроля и стимуловв отношениях и деятельности индивидов и группы, что стало важной методологическойосновой для дальнейшего развития прикладной социологии. В рамках теории организацийим описано явление бюрократии, даны конкретные методологические рекомендации посоциальному и экономическому совершенствованию бюрократической системы.
Будучи разносторонним социологом, М. Вебер в то же время главнымв социологии считал анализ хозяйственной жизни (наиболее крупная работа — «Хозяйство и общество»). В изучении социально-экономической жизни он основывалсяна категории поведения и являлся пропагандистом поведенческого подхода.
Особенность экономико-социологических взглядов ученого — признаниезначимости социокультурных факторов. Он пропагандировал роль христианства в развитиикапитализма, в формировании таких качеств человека, работника, собственника, какчестность, трудолюбие, бережливость. (Такой подход стал особенно актуален на фонепротивоположных взглядов, рассматривающих религию как первичную идейную основу социализма.)
К значительным достижениям М. Вебера может быть отнесен анализсоциальных конфликтов с точки зрения экономики. Экономическое поведение рассматриваетсяим как наиболее рациональный тип социального поведения. В подходе к изучению социально-экономическойсистемы он предложил три критерия:
особенности разделения труда — отчуждение или причастность человекак продукту труда — администрирование, бюрократическая власть в трудовой и экономическойорганизации.
Ученый проводил крупные эмпирические исследования промышленности,внес заметный вклад в развитие методики таких исследований.
Морис Хальбвакс (1877-1945). Работал над многими теоретическимии прикладными проблемами социологии, глубоко изучал индустриальную сферу. Он известенкак пропагандист эмпирических социологических исследований и активный практик. Главноедостижение его научного творчества — анализ социально-экономических групп, классов,качества жизни И потребления, имущественных отношений и доходов.
. К первой половине XX в. относится научное творчество целой плеяды исследователей,немало сделавших в области прикладной социологии труда и трудовых отношений. Наиболеезначительные имена — Элтон Мэйо (1880 — 1949), Йозеф А. Шумпетер (1883-1950), ЖоржФридман (1902-1977), Питер Дракер (род. 1909). Их идеи и разработки стимулировалик прикладной социологической работе значительное число профессиональных психологови практиков.
Популярность прикладной социологии не исключала развития теоретическойэкономической социологии. Приблизительно к середине XX в. в рамках немецкой общественно-философской науки возникаеттак называемая «франкфуртская школа». Ее представители — Макс Хоркхаймер(1895 — 1973), Герберт Маркузе (1898-1979), Эрих Фромм (1900-1980). Они «возвратились»ко многим социально-экономическим проблемам классического периода науки, однаков их анализе применяются уже новые, более современные подходы.
Новый виток развитие теоретической экономической социологии получаетво Франции под влиянием научных работ Раймона Арона (1905-1983) и Жана Фурастье(род. 1907).
Замечательный период переживает экономическая социология и вСША. Здесь возникает множество научных школ вокруг идей и теорий Толкотта Парсонса(1902-1979), Роберта Мертона (род. 1910), Питера Микаэла Блау (род. 1918), ДаниелаБелла (род. 1919).
Возникновение и становление экономической социологии в мировойнауке явилось итогом длительного процесса социологизаций экономической науки навсем протяжении ее развития. Еще А. Смит разрабатывал «теорию человека и егопотребностей, побудительных стимулов к действиям, мотивации поведения (СмитА. Исследованиео природе и причинах богатства народов // Антология экономической классики: В 2т.М., 1993. Т.1). В известном смысле история западной экономической мысли — этоистория постепенного расширения социального фона, на котором рассматривается развитиеэкономики. Это расширение стимулировалось ограниченностью теории свободного предпринимательства(свободной конкуренции), разработанной классической школой английского экономистаД. Рикардо (1772-1823) и его последователями. По мере того как недостаточность ихподхода становилась очевидной, экономисты расширяли представление о круге факторов,ограничивающих свободную конкуренцию, участвующих в регулировании экономическогоразвития.
Среди этих факторов все большее место получали социальные, политические,нравственные, религиозные. Как отмечал английский экономист А. Маршалл (1842-1924),большая армия экономистов на протяжении XIX и XX веков упорнодоискивалась до корней тех побудительных мотивов, которые наиболее сильно и наиболееустойчиво воздействуют на поведение человека в хозяйственной сфере его жизни. (СмитА. Исследование о природе и причинах богатства народов // Антология экономическойклассики: В 2 т.М., 1993. Т.1). Жизненная сфера, которая особенно интересует экономическуюнауку, — это та, где поведение человека обдумано, где он чаще всего высчитываетвыгоды и невыгоды какого-либо конкретного действия.
Существует несколько крупных социологических проблем, как быпронизывающих многие концепции западных экономических школ. Это прежде всего характермотивации экономического поведения, соотношение в нем свободы и регламентированности;роль различных ограничителей свободного предпринимательства; отношения „экономическогочеловека“ и государства; проблемы „корпоративного духа“, бизнеса,роль социальных институтов — политики, собственности, семьи и др. — в экономическойжизни.
В первой четверти XX в. интересующая нас проблематика начинает активно разрабатыватьсяв рамках социологии, как общей (Э. Дюркгейм, Д. Смолл и др.), так и частной (Э.Мэйо, Ж. Фридман и др.). В середине 50-х годов выделилось самостоятельное научноенаправление, названное „социологией экономической жизни“, или „экономическойсоциологией“. (Смелсер И. Социология экономической жизни // Американская социология.М.,1972. С 188). В становлении его современного состояния можно выделить три этапа.Первый этап (начало 20-х — середина 50-х годов) совпал с бурным развитием эмпирическихсоциологических исследований. В становлении экономической социологии наиболее значимуюрель сыграли три направления: индустриальная (промышленная) социология; социологияорганизаций; теория социальной стратификации и социальной мобильности. Первые дванаправления связывались с поисками путей эффективного управления человеческим факторомэкономики, чему служили разработанные в тот период концепции „человеческихотношений“, формальных и неформальных групп в организациях, теории малых групп,межличностных отношений, лидерства и руководства. Хотя промышленные социологи неставили своей целью специальный анализ связей экономики и общества, получаемые имирезультаты объективно содействовали более глубокому пониманию этих связей. Именнопоэтому, описывая историю становления социологии экономической жизни, ее основателив числе своих предшественников, как правило, называют американских социологов Э.Мэйо, Ф. Ротлисбергера, Д. Макгрегора, У. Уайта и других теоретиков стимулированиятрудовой деятельности и трудовых отношений. (Американская социология. М., 1972.С.188-262).
Американский социолог и психолог Э. Мэйо (1880-1949) явился однимиз основоположников американской индустриальной социологии и теории человеческихотношений. Самый значительный вклад Э. Мэйо в развитие социологии управления и индустриальнойсоциологии — это знаменитые Хоторнские эксперименты (1927-1932). Изучая влияниеразличных факторов (условия и организация труда, заработная плата, межличностныеотношения и стиль руководства) на повышение производительности труда на промышленномпредприятии, Э. Мэйо пришел к открытию роли человеческого и группового факторов.
В основе концепции Э. Мэйо лежат следующие положения:
1) человек представляет собой „социальное животное“,ориентированное и включенное в контекст группового поведения;
2) жесткая иерархия подчиненности и бюрократическая организациянесовместимы с природой человека и его свободой;
3) руководители промышленности должны ориентироваться в большейстепени на людей, чем на продукцию, что обеспечивает социальную стабильность обществаи удовлетворенность индивида своей работой, рационализация управления с учетом социальныхи психологических факторов трудовой деятельности людей — основной путь решения социальныхпротиворечий общества.
В 50-х годах американский социолог Д. Макгрегор дополнил теорию»человеческих отношений" учением о стилях обращения с подчиненными, илитеорией «управления через соучастие», в которой утверждал, что при надлежащемобращении человек проявляет инициативу i-i изобретательность и работает лучше там,где «ориентируются на людей», а не просто «на продукцию». Макгрегордоказывает, что развитие организации замедляется вследствие влияния целой серииошибочных представлений о мотивах поведения работающих в ней людей. В этой связион сопоставляет две концепции организации управления, условно называемые «теорияикс» и «теория игрек».
Теория X, писал Д. Макгрегор, приводитк акценту на тактике контроля, на процедурах и методах, дающих возможность предписыватьлюдям, что им надлежит делать, определять, выполняют ли они это, и применять поощренияи наказания. Поскольку в основе лежит предположение, что людей необходимо заставлятьделать то, что необходимо для успеха предприятия, внимание, естественно, направленона методы управления и контроля.
Теория У, с другой стороны, приводит к тому, что повышенное вниманиеуделяется природе взаимоотношений, созданию среды, благоприятствующей возникновениюпреданности организационным целям и предоставляющей возможность для максимальногопроявления инициативы, изобретательности и самостоятельности при их достижении(McGregor D.M. The Human Side of Enterprise. N. Y., 1960).
Д. Макгрегор утверждал, что, согласно основной посылке теорииX, люди в организации не любят своей работы и поэтому ихнеобходимо постоянно принуждать выполнять ее, осуществляя строгий контроль. Людине могут внести позитивный вклад в деятельность организации без' угрозы лишить ихвозможности удовлетворять свои материальные потребности.
Согласно теории У, отражающей, по мнению Д. Макгрегори, современноеположение, люди в организации в основном уже удовлетворяют свои материальные потребности.Следовательно, материальное поощрение не может служить стимулом, побуждающим человекак более эффективной работе. Эти желания «высшего уровня» могут быть удовлетворенылишь работой, требующей, как выражается Д. Макгрегор, «интеллектуальной активности»и «морального выбора». Д. Макгрегор полагает, что по мере реализации теорииУ структуры организации будут претерпевать серьезные изменения, отличаясь от пирамидальнойструктуры, где вся власть и ответственность сосредоточены только сверху. Таково,в целом, отношение доктрины «человеческих отношений» к проблеме мотивацииповедения индивида в организации.
Теория социальной стратификации и социальной мобильности зародиласьи развивается в полемике между двумя исследовательскими программами: с одной стороны,социальная мобильность рассматривается в контексте социальной иерархии, в рамкахкоторой индивиды и группы могут быть ранжированы согласно доходу, образовательномууровню, Социальному и экономическому престижу. С другой стороны, в контексте классовойструктуры, определяющей место индивидов и групп в системе общественного производства,их отношение, по большей части закрепленное в законах, к средствам производства,их роль в общественной организаций труда и, следовательно, ту часть общественногобогатства, которой они располагают. Первое направление появилось в США и получилоназвание традиции статусного достижения, второе — отличало европейских исследователейи получило название традиции классового анализа.
Американские исследователи П.М. Блау и О.Д. Дункан в книге«Американская профессиональная структура» (1947) изучали социальную мобильностьв контексте статусных достижений. Модель Блау-Дункан получила большое признаниеи использовалась с широкими вариациями: в одних исследованиях социальная иерархиятрактовалась как иерархия профессионального престижа а в других — более широко,включая аспекты социально-экономического статуса.
Традиция классового анализа, более характерная для европейскихисследований, исходит из допущения о том, что индивиды рождаются в различных социальныхклассах, пребывание в которых является пожизненным и определяет выбор основных жизненныхценностей, норм, стиля жизни, членства в ассоциациях. Программа классового анализаотходит от шкалы профессионального престижа Блау-Дункан в пользу дискретной шкалыкатегорий, члены которой разделяют сходные ценности и сходные позиции в рамках«рыночных ситуаций» и «трудовых ситуаций».
Определение экономического статуса разных социальных групп наоснове колебаний подушного национального дохода и богатства, измеренного в денежныхединицах, позволило прийти к следующим выводам, изложенным П.А. Сорокиным в работе«Социальная мобильность» (1927). Во-первых, благосостояние и доход разныхобществ существенно меняются от одной страны к другой, от одной группы к другой.Во-вторых, средний уровень благосостояния и дохода в одном и том же обществе непостоянен, а меняется во времени. В-третьих, в истории нации, сообщества, группыне существует устойчивой тенденции ни к обогащению, ни к обнищанию. Все хорошо известныетенденции фиксированы только для ограниченного периода времени. История не даетдостаточных оснований утверждать, что существуют устойчивые тенденции в направлении«рая про цветания» или «ада нищеты». Распределение национальногодохода, например, в европейских странах, будучи достаточно стабильным, показываетлишь маятниковые колебания.
Таким образом, первый этап развития современного состояния экономическойсоциологии был этапом накопления сил, фактологической базы для формирования тойновой науки, которая возникла значительно позже.
Второй этап (50-70-е годы) связывают со структурно-функциональнымнаправлением теоретической социологии (Т. Парсонс, Н. Смелсер, К. Дэвис, Д. Мури пр.), пытающимся связать экономику с другими подсистемами общественной жизни.В отличие от первого этапа, когда экономика рассматривалась как целостность, онатеперь дробится на ряд частных «подсистем», таких, как бизнес, рынок,администрация; частных процессов, таких, как конкуренция, инфляция, анализ которыхведется с учетом социального контекста.
Главный результат этого этапа — институционализация социологииэкономической жизни в качестве одного из направлений социологической науки. Еслина первом этапе исследования связей между экономическими и социальными явлениямивелись в рамках широкого круга проблем, охватываемых понятиями «экономика»и «общество», то теперь внутри этой весьма пестрой проблематики формируетсянаправление, выделяющее особую область явлений, которую оно объявляет специальнымпредметом своего внимания. Можно сказать, что если на первом этапе экономическаясоциология существовала как бы «в себе», в невыявленном виде, то на второмэтапе она начинает существовать «для себя» как признанная область научныхисследований.
Возникновение экономической социологии было подготовлено рядомпредпосылок теоретического и прагматического характера, главные из которых: широкийкруг идей и концепций, выработанных в рамках экономической науки; система социологическихкатегорий, разработанная в рамках общей социологии; достаточно развившаяся к середине50-х годов конкретная (частная) социология.
Первая предпосылка — широкий круг идей и концепций, разработанныхв рамках экономической науки, — идет от К. Маркса, М. Вебера, Т. Веблена. В рамкахэтого течения теоретической мысли главное внимание уделяется изучению экономикикапиталистического общества с учетом социальных структур — концентрации власти,столкновения социальных интересов, конфликтов социальных групп, отношений господстваи принуждения, роли социально-экономической политики буржуазного государства.
Основоположник экономической социологии в ее западном вариантеамериканский социолог Я. Дж: Смелсер отмечает, что «вопросы, поставленные стакой убедительностью К. Марксом и М. Вебером, по-прежнему играют определяющую рольв научных исследованиях, посвященных взаимному влиянию экономических и политическихфакторов. Это такие вопросы, как условия эффективности власти в организациях; условия,при которых различные заинтересованные экономические группы вступают в борьбу другс другом; степень доминирования экономической системы над политической». (СмелсерН. Дж. Социология экономической жизни, М., 1965. С.55). И далее, «Проблемы,поднятые Марксом и Вебером, — -говорит Н. Смелсер, — находятся в самом центре современныхисследований взаимосвязи культуры с экономической деятельностью. Особенно это касаетсяпроблем, следует ли считать, что культурные символы определяются экономическимиролями; оказывают ли эти символы независимое влияние на экономическую деятельностьили тут имеет место взаимодействие».
Вторая предпосылка — система социологических категорий, разработанныхв рамках общей социологии, — касается теоретической социологии, главная задача социальногопознания усматривалась в открытии и формулировании универсальных, независимых отместа и времени закономерностей поведения человека в социальной организации. Длясторонников структурного функционализма (Т. Парсонс, Р. Мертон и др.) эта задачаконкретизировалась в формулировании универсальных функциональных закономерностейили требований, призванных объяснить структурные механизмы сохранения устойчивостии стабильности любой социальной системы. Разрабатывались понятия системы, структуры,функции, социального процесса, социального механизма, системного подхода в целом.Данный категориальный аппарат позволял экономистам-социологам улавливать многиесоциальные связи в экономике, которые до них никем не изучались.
Необходимость социологического осмысления глобальных экономическихпроцессов диктовалась острым ощущением узости «чистого экономизма», егонедостаточности для рационального решения сложнейших процессов современности, атакже управления человеческим фактором производства. Н, Дж. Смелсер пишет.«На цены и производство влияют десятки переменных — экономических, политических,правовых, религиозных. Если бы перед исследователем стояла задача представить экономическуюжизнь во всей ее полноте, многие из этих разнообразных переменных пришлось бы ввестив экономические модели. Как же справляется экономист с эмпирической сложностью мира?Обычный способ заключается в том, что, хотя неэкономические переменные и влияютна условия спроса и предложения, в целях анализа следует исходить из предположенияоб их неизменности. Делая такие упрощения, экономисты получают возможность находитьэлегантные теоретические решения экономических проблем». С этой критикой«чистого экономизма» нельзя не согласиться.
Третья предпосылка — достаточно развившаяся конкретная социология- это предшествующие направления конкретной социологии. Они обогатили экономическуюсоциологию новыми понятиями, разработанными в ходе изучения организаций, производственныхколлективов, профессий, занятости, стратификации, управления и других частных проблем.
Взаимное влияние экономической и неэкономической сфер изучаетсяс помощью «социологических переменных» как инструментов, позволяющих увидетьв связях между этими сферами социологическое содержание — нормы ценности, мотивациюи др. Изучается, во-первых, то, каким образом различные виды экономической деятельностиструктурированы на роли и общности; какие ценности служат для их узаконения; посредствомкаких ролей и санкций осуществляется их регулирование; каким образом эти переменныевзаимодействуют между собой. Во-вторых, социологическая «система отсчета»применяется к анализу взаимосвязей экономической и неэкономической сфер общественнойжизни. Внимание здесь концентрируется на том, как социологические переменные проявляютсяв такого рода структурах в ситуациях интеграции и дезинтеграции.
Наибольший вклад в развитие этого направления внес известныйамериканский социолог Н. Дж. Смелсер, которого считают основоположником науки экономическойсоциологии в ее западном варианте. По определению Н. Дж. Смелсера, «экономическаясоциология представляет собой приложение общей системы отсчета, переменных и объяснительныхмоделей социологии к исследованию комплекса различных видов деятельности, касающихсяпроизводства, распределения, обмена и потребления ограниченных материальных ресурсов».Для объяснения специфики объекта этой науки Н. Дж. Смелсер пользуется двумя классификациями.Во-первых, он подразделяет общественную жизнь на две сферы — экономическую и неэкономическую(к последней он относит политику, культуру, этнические общности и родство, стратификацию);во-вторых, вводит понятие «социологические переменные», разделяя их надве группы: действующие в сфере экономики и в неэкономических сферах. На этой основеон дает представление о круге объектов, подлежащих экономико-социологическому изучению.Получается, что применение социологической «системы отсчета» позволяетН. Дж. Смелсеру изучать с помощью социологических переменных как объективные ролевыефункции общностей и групп в экономической и неэкономической сферах, так и субъективнуюсферу мотивации их поведения в этих сферах.
В целом, несмотря на некоторую конгломератность экономическойсоциологии в её западном варианте, экономическая социология, бесспорно, накопилаогромный опыт, разработала разнообразные инструменты исследования и оказала конструктивноевлияние на развитие экономико-социологических исследований в отечественной социологии.
Третий этап (с конца 70-х годов По настоящее время) характеризуетсяв литературе как этап «новой экономической социологии». Согласно амери^канскому социологу Р. Сведбергу, на этом этапе данное направление приобретает характер«сравнительной макросоциологии». Ее главные черты — ориентация на сравнительныеисследования между странами, постановка вопросов, затрагивающих не отдельные социальныегруппы, а целостные социальные системы, проблемы мировой системы, политики страни их разных групп, проблемы мировой экологии, развития технологии, организации экономическихсвязей, демографии.
Вместе с тем экономическая социология разделила с экономическойисторией интерес к возникновению и вариабельности актуальных рыночных систем и другихэкономических институтов. Много внимания уделяется современному рынку труда с егомногообразием трудовых контактов, гибкостью рабочего времени и уровнем заработнойплаты и относительно высокими показателями безработицы. Отслеживается и характерспроса на труд и изменения в самой природе труда, приспособление его к разнообразнымнуждам потребителей; вводится в научный оборот магическое слово в современной управленческойидиоме — «флексибилизация» (повышение гибкости В использовании рабочейсилы). Оно означает способность организаций быстро и непрерывно адаптировать своепроизводство к спросу на товары и сервисные услуги рынка с «учетом их качестваи количества.
Социологи — исследователи экономической жизни — задаются вопросом:что означает рель государства как гаранта социального статуса и надежного доходасвоих подопечных? Как люди хиражляютея с классической триадой безработицы: работа,время, деньги? Является ли гибкая занятость инструментом решения проблемы безработицы(последняя в большинстве европейских стран росла в 50-е годы, была относительновысокой в 1984 году, снизилась и стабилизировалась в конце 80-х — начале 90-х годов.Иными словами, последнее время много внимания уделяется тому, индицирует ли гибкаяработа возможный путь к нормальной занятости или она держит безработных на остриерынка труда, вынуждая их балансировать между занятостью и безработицей в соответствиис изменением рындчного спроса.
Согласно определению последователей Н. Смелсера — М. Грановеттераи Р. Сйедберга, назначение социологии экономической жизни заключается в том, чтобыобъяснить, „как общество выбирает среди широкого круга альтернатив те, которыепозволяют с наибольшей выгодой использовать ограниченные производственные ресурсы.Данная концепция формирует основные направления анализа этой фундаментальной проблемы.Во-первых, это анализ отношений конкуренции между производителями, между потребителями,а также между производителями и потребителями в рамках рыночной системы. Во-вторых,это обоснование ряда положений теории обмена, объясняющих и конкуренцию и экономическуюкооперацию как результат рационального стремления к экономическому успеху. В-третьих,это признание и обоснование факта, что положения теорий обмена, социальной стратификациии других не просто описывают институты и типы мотиваций в так называемых рыночныхобществах, но дают неизбежный и естественный набор влияний в любом обществе, определяемыхограничением производственных ресурсов и феноменом конкуренции.
Сегодня экономическая социология в ее западном варианте — этоне столько целостная мононаука, сколько довольно широкое научное движение, направленноена изучение “стыковых» экономико-социальных проблем, наиболее актуальныхдля развитых капиталистических стран.
Социологический интерес касается как властных отношений на рынкетруда, так и социально-психологических отношений на рабочем месте: захватывает промышленныйконфликт и возможности его разрешения; объясняет развитие «групп давления»,профсоюзов и других ассоциаций; исследует различные социальные движения (например,требования десегрегации и поддержки повышения образования и обучения рабочей силы);изучает менеджмент, предпринимательство и корпоративное поведение; анализирует процессысоциальной и технологической инноваций и процессы диффузии знания в ходе распространениятехнологических новшеств: выявляет ценностные ориентации, формирующие рыночное ипотребительское поведение; раскрывает основные тенденции мобильности рабочей силыи флексибильности ее использования на рынке труда. Объективную область экономическойсоциологии ее основатели и их продолжатели характеризуют двояко, фиксируя изучаемыеэмпирические объекты и выделяя (с помощью категориального аппарата) предмет своегоисследования. Комплекс изучаемых эмпирических объектов включает: социальные аспектыэкономических институтов (конкуренция, рынок, деньги, разные формы обмена, собственности,предпринимательства, занятости), социальные аспекты разных типов экономических систем;социальные группы в экономике" типы мышления в разных экономических системах;социальные функции экономики; политические институты; разные виды власти; формырегулирования 'экономики; конфликты в рыночной экономике; институты социальногообеспечения; привилегированные группы в экономике и обществе; борьбу по поводу распределениядоходов и т.д. Кроме того, в комплекс объектов экономической социологии часто включаютстратификацию, межгрупповые отношения, коррупцию (ее функции, последствия, средстваборьбы); стимулы мобильности и флексибильности, предпочтения и выбор, рационализациюповедения.
Можно заключить, что современная западная социология экономическойЖизни развивается не как единое научное направление с четкими границами, а, скорее,как своеобразное научное движение, охватывающее проблемы, актуальные в тот или инойпериод развития общества. «Это движение получило название „экономика иобщество“. Данную особенность западной экономической социологии следует оцениватьс двух точек зрения, с позиций двух основных ее функций — теоретико-познавательнойи прикладной. С точки зрения прикладных социологических исследований, „свободный“характер предмета науки имеет свои плюсы, ибо расширяет область свободы исследователейв постановке и решении новых задач, которые появляются в практике социального управления.Однако с методологических позиций, в частности требований, предъявляемых к наукекак социальному институту, ответственному за накопление знаний, размытость граници неразработанность специфической экономико-социологической концепции представляютсячертами, снижающими познавательные возможности этой науки в части изучения связеймежду наукой и обществом. Процесс систематизации богатейшего опыта происходит, вероятно,тем труднее, чем обширнее поле проблем и поле объектов исследования. Вместе с темувеличение числа и объемов прикладных исследований повышает спрос на социологическуютеорию, которая должна стать инструментом исследования механизмов развития.
Литература
1. Зборовский Г.Е. Орлов Г.Г. Введение в социологию. Урал. ун-т, 1992.
2. Краткий словарь по социологии. М., 1989.
3. Сорокин П: А. — Человек, цивилизация,общество. М., 1992.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.