Реферат по предмету "Экономика"


Разработка и внедрение региональных инструментов регулирования малого предпринимательства

На правахрукописи
 
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата экономических наук
РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ РегиональныХ инструментОВрегулирования малого ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Специальности: 08.00.05 – Экономика иуправление народным хозяйством (региональная экономика; предпринимательство)
ДавыдовАлександр Евгеньевич
Казань – 2008

Работавыполнена на кафедре экономики Казанского государственного технологическогоуниверситета.
Научный руководитель:кандидат экономических наук, доцент Морозов Александр Викторович
Официальные оппоненты:доктор экономических наук, профессор Мамонтов Владимир Дмитриевич
доктор экономическихнаук, профессор Яшин Николай Сергеевич
Ведущая организация:Московский университет сервиса
Защита состоится 4 июля2008 года в 13.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 521.015.01 приАкадемии управления «ТИСБИ» по адресу: 420012, г.Казань, ул. Муштари,13, малый актовый зал.
С диссертацией можноознакомиться в библиотеке Академии управления «ТИСБИ»"
Сведения о защите и автореферат диссертации размещены наофициальном сайте Академии управления «ТИСБИ» tisbi.ru
Автореферат разослан 3июня 2008 года.
Ученый секретарьдиссертационного совета, кандидат экономических наук, доцент Н.А.Петрухина

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальностьтемы исследования.Стратегическим направлением развития экономики России выступает формированиеинновационной экономики, что предполагает: увеличение объема производстватоваров и услуг за счет обновления ресурсного потенциала отраслей и внедренияинформационных технологий; формирование развитой инфраструктуры, обеспечивающейвоспроизводство национальных информационных ресурсов; разработку и внедрение впрактику инноваций различного функционального назначения; создание гибкойсистемы опережающей подготовки и переподготовки квалифицированных специалистов.Успешное функционирование национальной инновационной системы, в свою очередь,предполагает приоритет государственной политики в развитии образования, науки итехнологий, в создании благоприятных институциональных условий для инновационногороста; интеграцию в глобальную инновационную сферу; наличиеконкурентоспособного предпринимательского сектора, представленного крупнымикорпорациями, которые сохраняют лидирующие позиции по объемам инвестиционныхрасходов в реальный сектор экономики, осуществляют модернизацию производства, атакже многочисленными малыми и средними предприятиями, стимулирующими процессывнедрения, тиражирования и распространения инноваций.
Малый бизнес имеет ярковыраженную региональную направленность, поскольку фокусируетсяна потребностях местного сообщества и структуре локального спроса. Малыепредприятия обладают большей способностью к нововведениям, чем крупныекорпорации, что связано с высокой степенью инициативности, с готовностью криску, с отсутствием бюрократизма, заинтересованностью в ускоренной разработкеи внедрении новшеств в силу ограниченности бюджета и др. В условиях повышенияроли регионов в национальном и мировом хозяйстве именно малый бизнес можетстать основным фактором оптимизации структуры региональной экономики иповышения экспортного потенциала субъектов Федерации. Поддержка и направляющеевоздействие государства на макро- и мезоуровнях способно реализоватьинтенсивные начала в характере малого предпринимательства, что, в свою очередь,обеспечит условия для создания новых рабочих мест, более эффективногоиспользования местных ресурсов, проведения эффективной социальной политики иулучшения качества жизни российских граждан.
Одной из тенденций развития малого предпринимательствавыступает увеличение его роли в реальном секторе региональной экономики какосновы ее инновационного развития. Кроме того, малые предприятия, входящие всостав региональных кластеров, выполняют роль «точек роста»,поскольку находятся под интенсивным конкурентным давлением, котороеусугубляется возможностью постоянного сравнения собственной хозяйственнойдеятельности с работой аналогичных фирм.
Согласно официальным данным, в Российской Федерации внастоящее время действует более 1 млн. предприятий малого и среднего бизнеса,доля которых в ВВП составляет лишь 10-12%, тогда как в США данный показательравен 50-52%, в Японии – 52-55%, в Германии – 49-52%. Российский малый исредний бизнес обеспечивает рабочими местами до 16% трудоспособного населения,тогда как в аналогичном секторе экономики США занято 54% трудоспособногонаселения, Японии – 78%, Германии – 70%. В целом, в странах Организацииэкономического сотрудничества и развития (ОЭСР) малые и средние предприятия(МСП) составляют более 95% предприятий обрабатывающей промышленности и большуючасть в сфере услуг.
Отсутствие комплексногоподхода, учитывающего институциональные характеристики малого и среднегобизнеса, ограниченность возможностей применения теоретических и практическихмоделей, полученных на основании обобщения опыта малого предпринимательстваразвитых стран, не позволяют объективно оценить перспективы развития данногосектора российской экономики и разработать модель социально-экономическогоразвития, способную обеспечить устойчивый экономический рост.
Вышеизложенное позволяетсделать вывод, что разработка задач, представленных в исследовании,определяющих основные направления развития малого и среднего бизнеса в регионе,является актуальной, обладает новизной и практической значимостью.
Степень изученности проблемы. Изучению содержания экономических процессов втерриториально-локализованных системахположили начало античные философы(Аристотель, Платон и др.) и создатели социальных утопий(Т.Мор, Т. Компанелла и др.).
Методологическуюоснову работы составили теоретические положения и выводы зарубежныхэкономистов, таких как: У.Айзард, Р.Аффтальон, Ж.-Р.Будвиль, А.Вебер, Э.Гувер,С.Р.Деннисон, Х.Зиберт, А.Леш, Дж.М.Кейнс, Г.Камерон, В. Лаунхардт, Г.Мюрдал,Х.Ричардсон, Я.Тинберген, Й.Тюнен, Дж.Фридман, В.Ойкен, Л.Эрхард и др.
Теоретическиеи практические аспекты регионального управления народным хозяйством всовременных условиях были отражены в трудах: Л.И.Абалкина, А.Г.Аганбегяна,А.В.Бузгалина, П.И.Бурака, С.Ю.Глазьева, А.Г.Гранберга, М.Я.Гохберга, А.А.Джаримова,А.И.Добрынина, B.C.Золотарева, В.В.Ивантера, В.Г.Игнатова, Н.П.Кетовой,Н.Д.Кондратьева, В.Н.Лексина, Д.С.Львова, М.Б.Мазановой, В.Л.Макарова,П.А.Минакира, Н.Н.Некрасова, Н.Я.Петракова, О.С.Пчелинцева, Б.С.Хорева,Е.Г.Чистякова, И.Н.Шапкина, A.M.Швецова, В.А.Шульги и др.
Методологиякомплексного развития региона была разработана в трудах отечественныхэкономистов-регионалистов: П.М.Алампиева, Л.В.Канторовича, Н.Н.Колосовского, В.В.Леонтьева,А.С.Новоселова, А.Е.Пробста, С.Г.Струмилина, А.И.Татаркина и др.
Оценка развитияроссийских регионов и воздействия на них экономической политики основывается натрудах известных российских ученых, среди которых С.С.Артоболевский,М.К.Бандман, Л.Б.Вардомский, Н.В.Зубаревич, A.M.Лавров,Н.И.Ларина, С.Н.Леонов, Н.Н.Михеева, В.Е.Селиверстов, Л.В.Смирнягин и др.
«Предпринимательскийбум» в России в конце 80-х гг. ХХ в. вызвал интерес отечественныхэкономистов к проблемам развития предпринимательства. Анализу тех или иныхаспектов этой проблемы посвящены работы B.C.Автономова,В.А.Зяблюка, Б.Н.Ичитовкина,В.А.Кирова, В.Г.Кузнецова, Т.И.Кузьмина, А.А.Крупанина, И.И.Разумновой, В.А.Рубе, А.Н.Ткаченко, П.П.Черникова идр.
За рубежом в исследованиепроблем предпринимательства наиболее значительный вклад внесли К.Веспер, П.Друкер, Р.Кантильон, И.Кирцнер, Р.Г.Купер, Г.Пиншот, Ф.Уокер, Ж.-Б.Сэй,/> />Ф./>Ф.Хайек, С.Харви, Р.Хизрич, А.Шапиро, И.Шумпетер идр.
Отечественной изарубежной наукой накоплен значительный опыт исследования состояния малогобизнеса с учетом отраслевой специфики, что нашло отражение в трудах:В.И.Воропаева, Ф.Герцберга Д.М.Иванцевича, М.В.Кобзева, В.И.Корогодина,М.И.Круглова, И.С.Ладенко, Эр.У.Ларсона, И.И.Мазура, Д.Мак-Клелланда,Д.Мак-Грегора, Б.З.Мильнера, Г.Минцберга, С.П.Никанорова, М.Л.Разу, А.С.Толба,М.Хаммера, Г.Л.Ципеса, В.Д.Шапиро, Ю.В.Якутина и др. Общим вопросамгосударственной поддержки малого бизнеса посвящены работы отечественныхэкономистов – И.М.Бортника, В.Л.Корочкина, О.Г.Ломакина и др.
Однакомногие теоретические и методические вопросы развития малого бизнеса в регионахРоссии остаются малоизученными, а ряд положений носит дискуссионный характер.Актуальность и недостаточная разработанность этих проблем послужили основаниемдля проведения данного исследования.
Цельи задачи диссертации. Цель диссертационной работы состоит в разработке теоретических иметодических положений, а также практических рекомендаций по формированиюрегиональных инструментов регулирования малого бизнеса как одного из факторовинновационного развития региона.
Достижение данной целипредполагает решение следующих основных задач:
·          выявить и изучитьэкономическую и социальную роли малого бизнеса в региональной экономическойсистеме;
·          проанализироватьособенности развития малого предпринимательства в современной российскойэкономике;
·          изучить состояние и особенности развития малого бизнеса в отдельныхроссийских регионах;
·          выявить иисследовать инструменты государственного регулирования малого бизнеса в России;
·          проанализироватьроль малых предприятий в развитии региональных кластеров;
·          выявитьсодержание и направления формирования институциональной среды малого бизнеса вроссийских регионах;
·          разработатьинструментарий регионального регулирования малого предпринимательства с цельюобеспечения инновационного развития Республики Татарстан.
Объектом исследования является совокупностьорганизационно-экономических отношений, возникающих в ходе функционированиямалого предпринимательства в российских регионах.
Предметом исследованияявляютсярегиональные инструменты регулирования малого предпринимательства как фактораинновационного развития региона.
Теоретическую и методологическуюбазу диссертационногоисследования составили труды отечественных и зарубежных ученых в областиизучения теории региональных рынков, анализа и прогнозирования развития малого бизнеса.
Всесторонний анализсистемы отношений в малом бизнесе предопределил многоаспектный характерметодологии исследования, необходимость использования ряда специфическихметодов и приемов, взаимно дополняющих друг друга и позволяющих в полной мерераскрыть сущность экономических отношений в малом бизнесе, а именно: методы диалектического и системногоанализа, методы научной абстракции и сравнения, статистических наблюдений,экономико-математические методы при расчете средних величин, методы группировкиэкономических показателей.
Информационной базой исследования, обеспечениядоказательности положений, выносимых на защиту, достоверности выводов и рекомендацийявляются аналитические данные и статистические материалы Федеральной службыгосударственной статистики РФ, Территориального органа Федеральной службыгосударственной статистики по Республике Татарстан, Российского Агентстваподдержки малого и среднего бизнеса, Агентства по развитию предпринимательстваРеспублики Татарстан, Фонда содействия развитию венчурных инвестиций в малыепредприятия в научно-технической сфере Республики Татарстан, Лизинговойкомпании малого бизнеса Республики Татарстан, материалы, размещенные наофициальных сайтах в Интернете, а также факты, опубликованные в научнойлитературе и периодической печати, документы отчетности отдельных малых предприятий.
Нормативно-правовую базупредставляют законодательные акты и подзаконные документы по вопросамрегулирования социально-экономических процессов в Российской Федерации иРеспублике Татарстан.
Содержаниедиссертационного исследования соответствует пункту 5. Региональная экономика: 5.9. Исследование тенденций,закономерностей, факторов и условий функционирования и развития региональныхсоциально-экономических подсистем и пункту10. Предпринимательство: 10.8. Государственное регулирование и поддержка предпринимательскойдеятельности (сущность, принципы, формы, методы); основные направленияформирования и развития системы государственного регулирования и поддержкипредпринимательства Паспорта ВАК России специальности 08.00.05 – «Экономикаи управление народным хозяйством».
Научная новизнарезультатов исследования состоит в разработке методических рекомендаций и практическихрекомендаций по формированию и развитию региональных инструментов регулированиямалого бизнеса как фактора инновационного развития региона, чтоконкретизируется в следующих положениях:
По специальности 08.00.05 – Экономика и управление народнымхозяйством (5. Региональная экономика):
1. Доказано, что малые предприятия являются неотъемлемымэлементом развития региональных промышленных кластеров, наличие которогообусловлено корреляционной связью между увеличением роли малых предприятий вреальном секторе экономики и уровнем ее инновационности, формированиемдейственных кооперационных связей малого и крупного бизнеса, что позволяетиспользовать положительный эффект масштаба производства и снизитьтрансакционные издержки, а также необходимостью снижения территориальныхдиспропорций на основе создания экономических агентов малых форм в рамкахкластеризации отраслей специализации муниципальных районов.
2. Выявлены основныепринципы и методы интеграции региональных программ развития малого бизнеса ипрограмм оптимизации структуры экономики на уровне региона, что позволяетсоздать условия для удовлетворения потребностей региона и оптимизировать структурулокального спроса. Установленывозможные преимущества и недостатки по передачи части полномочий по поддержке иразвитию малого бизнеса на региональный уровень в соответствии с федеральнымзаконодательством.
3. Определено, что на современный этап развития российскойэкономики связан с децентрализацией государственной политики в отношении малогобизнеса и активным использованием региональных инструментов регулированиямалого бизнеса (внедрение на малых предприятиях новых технологий иоборудования; создание системы лизинга; содействие малым предприятиям всертификации продукции для выхода на международные рынки; развитие институтаконсультирования малых предприятий; подготовка кадров и др.), что позволяетувеличить конкурентоспособность малых предприятий и обеспечить их выход намеждународный рынок.
4.Определены принципыфункционирования и развития малого бизнеса в составе промышленного кластера наоснове системного анализа их действий, учет которых обеспечивает паритетностьосновных направлений развития малого предпринимательства и концепции развитиярегиона. Установлены основные подходы в соответствии с региональнойпромышленной кластеризацией экономики к развитию малого бизнеса,предусматривающий венчурное инвестирование малых предприятий с целью повышенияинновационно-инвестиционной активности региона.
По специальности 08.00.05 – Экономика и управление народнымхозяйством (10. предпринимательство):
1.Обоснованыинституционально-экономические факторы, обусловившие развитие малого бизнеса вРоссии (либерализация экономики, приватизация государственного имущества,макроэкономическая нестабильность, обусловившая формирование устойчивыхдеформаций сектора малого предпринимательства, стимулирование развитияпотребительского рынка и др.), при этом доказано преимущество косвенныхфакторов воздействия над государственным регулированием сектора.
2. Разработанауниверсальная программа развития малого бизнеса, использование которой возможново всех субъектах Российской Федерации, включающая: стимулирование отраслевой реструктуризациии – параллельное – наращивание сектора малого бизнеса региона (пересмотр имодернизация государственной региональной политики поддержки малого бизнеса(законодательное определение сущности и признаков субъектов малого инновационногопредпринимательства); создание механизма государственного стимулированияотраслевой реструктуризации малого предпринимательства региона; созданиедолгосрочного механизма поддержки деятельности малых предприятий в рамкахрегиональной инновационной системы, как составных элементов кластерногоразвития (изменение действующего законодательства в сфере оборота объектовинтеллектуальной собственности, регулирования инновационной деятельности,поддержки, формирование эффективного механизма «оборота» малыхинновационных предприятий, формирование инфраструктуры эффективного иустойчивого функционирования регионального малого бизнеса, создание механизмасотрудничества субъектов инновационной системы региона, создание региональнойсистемы ресурсного обеспечения субъектов малого предпринимательства;формирование механизмов привлечения частного капитала в сектор малого бизнеса;формирование комплекса мер, направленных на развитие экспортного потенциаламалых предприятий и развитие межрегиональных и международных кооперационных связейв научно-технической сфере).
3. Дана классификацияпроблем развития малого бизнеса, при которой вся совокупность условно разделенана: условно-объективные факторы (нестабильность экономической и политическойобстановки; недостаток собственных средств, изношенность основных фондов; общеенесовершенство правовой базы; разобщенность предпринимателей, отсутствиеединодушия в отношении степени и форм государственного регулированияпредпринимательских процессов, отсутствие продуктивного и взаимовыгодного диалогамежду властями и предпринимательством; высокая стоимость инноваций; высокийэкономический риск осуществления инновационной деятельности в РФ;неопределенные или длительные сроки окупаемости инноваций и др.) и субъективныефакторы (недостаточная финансовая государственная помощь, неопределенноеотношение государства к малому бизнесу; недостаток высококвалифицированногоперсонала; ассиметричность информации для малых и крупных предприятий и др.),наличие которых обуславливает отсутствие у отечественных малых предприятийориентации на внешний рынок, их низкий инновационный потенциал и как следствие- их продукция обладает низкими конкурентными характеристиками: не отвечаеттребованиям международных стандартов качества, имеет устаревший дизайн, нерасполагает эффективной зарубежной сбытовой и сервисной сетью.
Теоретическая ипрактическая значимость работы заключается в том, что основные научные положения и выводымогут стать:
·         дополнительнымтеоретико-методологическим обоснованием для дальнейших исследований в областиразработки и совершенствования регионального инструментария развития малогобизнеса на мезоуровне;
·         необходимыми дляиспользования в учебном процессе учреждениями высшего профессионального ипослевузовского образования в курсах: «Экономика и управление промышленнымпредприятием», «Региональная экономика», а также спецкурсах попроблемам регионального развития и проблемам государственной поддержки малогопредпринимательства;
·         теоретическойосновой при подготовке и осуществлении конкретных стратегий экономическогоразвития секторов хозяйствования в субъектах РФ.
Апробация результатовисследования. Основныеположения и выводы диссертационной работы изложены, обсуждены и получилиодобрение на международных региональных, республиканских, межвузовскихнаучно-практических и научно-методических конференциях в 2004-2008 гг.:международной научно-практической конференции «Актуальные проблемысовременной экономики. VСпиридоновские чтения», (Казань, 2007); I Юбилейнойнаучно-практической конференции «Экономика и менеджмент»(Санкт-Петербург, 2005) и др.
Имеется 11 публикаций потеме диссертации, в том числе статьи в журналах «Ученые записки Казанской Государственнойакадемии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана», «Экономика и управление», которыевходит в реестр журналов, рекомендованных ВАК РФ для опубликования материаловпо кандидатским и докторским диссертациям.
Основные теоретико-методологические положения используются вдеятельности Министерства экономики Республики Татарстан для анализа состоянияи прогнозирования экономических процессов в малом бизнесе.
Структура работы определена на основе цели и задач,поставленных в диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, содержащихдевять параграфов, заключения, библиографического списка использованнойлитературы, включающего 137 наименований, приложений, таблично-графическогоматериала.
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
 
Во введении обосновывается актуальность темыдиссертации, раскрывается степень разработанности проблемы в отечественной изарубежной экономической литературе, определены цель и задачи, объект и предметисследования, теоретико-методологическая основа диссертации, ее информационнаябаза, представлена научная новизна и практическая значимость диссертации,апробация результатов исследования и его структура.
В первой главе "Теоретико-методологические основы формированиямалого предпринимательства" выявлены и изучены экономическая исоциальная роли малого бизнеса; проанализированы особенности развития малогопредпринимательства в современной российской экономике.
Несмотря на то, что уровеньэкономического развития государства определяют крупныепредприятия-налогоплательщики, а наличие значительного основного капиталапредопределяет их воздействие на уровень научно-технического прогресса, не менеевлиятельной составляющей рыночной экономики является малое предпринимательство,представляющие наиболее гибкую, динамичную, инновационную форму организации,именно в малом бизнесе создается основная масса товаров, удовлетворяющаялокальный спрос.
В странах с развитой рыночнойэкономикой малый бизнес определяет не только темпы экономического роста, но иформирует 40-50% валового национального продукта, а в некоторых отраслях и до80%. Критерии отнесения к малым предприятиям зависят от показателей, законодательноустановленных государственными органами, конституирующих сущность этогопонятия.
К субъектам малого предпринимательства в Россииотносятся внесенные в единый государственный реестр юридических лицпотребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключениемгосударственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физическиелица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателейи осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридическоголица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие установленнымусловиям.
Малое предпринимательство способно создавать условиядля успешного роста национальной экономики за счет: создания новых рабочихмест, эффективного использования местных ресурсов, развития конкурентныхотношений, повышения экспортного потенциала, использования свободныхпроизводственных мощностей.
В странах с рыночной экономикойсоздаются благоприятные условия для развития малого предпринимательства:предоставление хозяйственной самостоятельности и свободы действий в рамкахзакона, стимулирование добросовестной конкуренции и ограничение монополизма,консультирование и оказание помощи при получении инвестиций, кредитование ифинансирование на льготных условиях, защита частной собственности, чтообеспечивает малому бизнесу большую прибыль на капитал, чем у крупныхпроизводителей.
Существует горизонтальный ивертикальный подход к регулированию деятельности малых предприятий.Горизонтальный подход связан с защитой интересов в смежных областяхдеятельности и укреплением позиции малого предприятия в соответствующем видедеятельности, вертикальный – создание условий для экономико-социальногоразвития данного сектора.
В процессе исследованиябыли установлены проблемы развития малого бизнеса в России, которые условноможно разделить на: условно-объективного характера (нестабильностьэкономической обстановки, недостаток собственных средств, изношенность основныхфондов; общее несовершенство правовой базы; разобщенность предпринимателей,отсутствие единодушия в отношении степени и форм государственного регулированияпредпринимательских процессов, отсутствие продуктивного и взаимовыгодногодиалога между властями и предпринимательством, высокая стоимость инноваций;высокий экономический риск осуществления инновационной деятельности в РФ,неопределенные или длительные сроки окупаемости инноваций) и субъективного(недостаточная финансовая государственная помощь, неопределенное отношениегосударства к малому бизнесу, недостаток высококвалифицированного персонала,ассиметричность информации для малых и крупных предприятий).
Все названые факторыобуславливают отсутствие у отечественных малых предприятий ориентации навнешний рынок, их низкий инновационный потенциал и как следствие — их продукцияобладает низкими конкурентными характеристиками: не отвечает требованияммеждународных стандартов качества, имеет откровенно устаревший дизайн, нерасполагает эффективной зарубежной сбытовой и сервисной сетью.
Эффективные результаты в развитии малогопредпринимательства могут быть достигнуты только коллективными, совместнымиусилиями федеральных, региональных, местных органов власти и общественнымиорганизациями путем создания инфраструктуры поддержки бизнеса, обеспечиваяконсультации, содействие и обучение, а также информацию о деловых возможностяхв других регионах России и международные контакты. Тогда как нужды и проблемыотдельных регионов могут быть разными, также как и традиции, ресурсы,необходимая инфраструктура поддержки бизнеса всегда включает: консультации ипомощь по налогам, юридическим вопросам, инвестиционному финансированию имаркетингу.
Согласно Закону РФ «О развитии малого исреднего бизнеса в Российской Федерации» государственных программыподдержки малого бизнеса носят трехуровневый характер:
1.Федеральные программы развития субъектов малого исреднего предпринимательства — нормативные правовые акты ПравительстваРоссийской Федерации, в которых определяются перечни мероприятий, направленныхна достижение целей государственной политики в области развития малого исреднего предпринимательства, в том числе отдельных категорий субъектов малогои среднего предпринимательства, и осуществляемых в Российской Федерации, суказанием объема и источников их финансирования, результативности деятельностифедеральных органов исполнительной власти, ответственных за реализациюуказанных мероприятий.
2.Региональные программы развития субъектов малого исреднего предпринимательства — нормативные правовые акты органовгосударственной власти субъектов Российской Федерации, в которых определяютсяперечни мероприятий, направленных на достижение целей государственной политикив области развития малого и среднего предпринимательства, в том числе отдельныхкатегорий субъектов малого и среднего предпринимательства, и осуществляемых всубъектах Российской Федерации, с указанием объема и источников ихфинансирования, результативности деятельности органов государственной властисубъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию указанныхмероприятий.
3.Муниципальные программы развития субъектов малогои среднего предпринимательства — нормативные правовые акты органов местногосамоуправления, в которых определяются перечни мероприятий, направленных надостижение целей в области развития малого и среднего предпринимательства, втом числе отдельных категорий субъектов малого и среднего предпринимательства,и осуществляемых в муниципальных образованиях, с указанием объема и источникових финансирования, результативности деятельности органов местногосамоуправления, ответственных за реализацию указанных мероприятий.
Вторая глава «Анализ современного состояния и тенденции развитиямалого бизнеса в России и Республике Татарстан»посвящена изучению экономического состояния и особенностималого бизнеса в России и Республике Татарстан; анализутенденций развития малого бизнеса.
Отраслевая структура малогопредпринимательства в Республике Татарстан на 2008 г. характеризуется, как и вовсей Российской Федерации, значительной долей числа и оборота малых предприятийоптовой и розничной торговли, строительства, добывающих и обрабатывающихпроизводств Существенное отличие малого бизнеса Республики Татарстан отобщероссийского состоит в двух обстоятельствах: значительно меньшем удельномвесе предприятий реального сектора и, напротив, большем удельном весеиндивидуального предпринимательства, а поскольку последнее тяготеетпреимущественно к торговле, это в сумме создает неблагоприятную для реальногосектора структуру всего малого предпринимательства в Республике Татарстан.Наиболее отчетливо это видно по данным о занятости в этом секторе и вообще вовсём малом бизнесе на Республику Татарстан приходится 1,8 % всех занятых намалых предприятиях Российская Федерация и 1,4 % от числа занятых на малыхпредприятиях промышленности Российской Федерации.
По уровню развития малого бизнеса Республика Татарстан средисубъектов Приволжского федерального округа занимает срединное положение. Поодному из основных показателей, характеризующих этот уровень — числу малыхпредприятий, приходящихся на 10 тыс. человек населения, Республика Татарстанделит 7-9 места с Республикой Башкортостан и Саратовской областью, уступаяСамарской области почти вдвое, а Российской Федерации в целом в 1,4 раза.Отставание республики по ещё одному ключевому показателю – обороту малыхпредприятий в расчете на душу населения – ещё более внушительно: в 2007 г. онсоставил в Республике Татарстан 39 тыс.руб., в то время как в Самарской области- 116 тыс.руб., Нижегородской области — 109 тыс.руб., в Приволжском федеральномокруге в целом 50 тыс.руб.
Таблица 1 Развитие малого предпринимательства в РеспубликеТатарстан в 2005-2007 гг.Наименование показателя 2005 2006 2007 /> /> Количество экономически активных малых предприятий (всего по отраслям экономики), тыс. единиц 18,6 20,1 23,0
  Среднесписочная численность работников малых предприятий, тыс.человек 133,4 146,5 208,0
  Количество индивидуальных предпринимателей, тыс.человек 153,5 115,4 121,9
  Оборот малых предприятий по всем видам экономической деятельности (в действующих ценах), млрд. рублей 41,9 146,3 185,0
  Доля малого предпринимательства в ВРП (%) 16,2 17,5 19,7
  Доля занятых на малых предприятиях в общей численности работающих на предприятиях республики, % 9,9 11,4 15,5
 

Таблица 2 Основныепоказатели деятельности малых предприятий Наименование региона Число предприятий – всего, тыс. В процентах от числа предприятий в регионе Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство Добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды Строительство Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования Транспорт и связь Российская Федерация 1032,8 2,8 12,8 11,3 45,0 4,9 Приволжский федеральный округ 173,3 2,8 15,0 13,3 44,1 3,9 Республика Татарстан 20,1 1,7 13,6 16,5 40,4 3,7
Проведенное исследование не дало однозначного пониманияпричин отставания Республики Татарстан от среднероссийских показателей.Напротив, можно констатировать, что Республика Татарстан могла бы занятьведущие позиции по развитию малого бизнеса не только в Приволжском федеральномокруге, но и в России в целом. Среди факторов, которые свидетельствуют в пользуэтого, можно выделить следующие:
Таблица 3 Оборот малыхпредприятий и инвестиции в основной капитал в 2007 г. (в млн. руб.)Наименование региона Оборот малых предприятий Инвестиции в основной капитал млн.руб. в % к итогу млн.руб. в % к итогу Российская Федерация 12099232,3 100 171321,7 100 Приволжский федеральный округ 1849367,0 15,3 38440,6 22,4 Республика Татарстан 184965,0 1,5 7847,0 4,6
1. По интегральной оценке1997-1999 гг., включающей все основные социально-экономические показатели,Республика Татарстан делила 1-3 места в Приволжском федеральном округе, а вРоссийской Федерации занимала 3-9 места. В настоящее время по уровню развитиямалого бизнеса Республика Татарстан занимает в % к Российской Федерации 20-25-еместо.
2. Как по структуре всейэкономики, так и в особенности её реального сектора положение РеспубликаТатарстан с точки зрения развития малого предпринимательства может бытьохарактеризовано как оптимальное. Под последним понимается тот факт, чтопроизводство услуг является наиболее естественной сферой приложения сил малогобизнеса, в первую очередь – индивидуальных предпринимателей, а РеспубликаТатарстан в 2001-2004 гг. характеризовалась в целом, т.е. на всем временноминтервале, наиболее низкой среди всех субъектов Приволжского федеральногоокруга долей сектора услуг в ВРП. Это один из ключевых вопросов всегоэкономического развития и форсированное вовлечение малого бизнеса в секторуслуг позволило бы выровнять соотношение между товарами и услугами в ВРП.
3. По индексу развитиячеловеческого потенциала, весьма значимого с позиций возможностей развитиямалого бизнеса, Республика Татарстан занимает 6-е место в Российской Федерациии 1-е место среди субъектов Приволжского федерального округа. По удельному весугородского населения в общей численности Республика Татарстан занимает вПриволжском федеральном округе 3-4 места, превосходя по этому показателю иПриволжский федеральный округ, и Российскую Федерацию в целом.
4. Среди инфраструктурныхотраслей особое значение для развития малого бизнеса имеет состояниеавтодорожной сети. Республика Татарстан имеет более чем удовлетворительную (пороссийским параметрам) сеть автомобильных дорог с твердым покрытием,значительно опережая по этому показателю Республику Башкортостан и Самарскуюобласть.
Уровень рентабельностипродукции малых предприятий показывает невысокую эффективность менеджмента.Так, при рентабельности продукции малых предприятий 3,4 % в 2007 г., показателькрупных и средних предприятий составил 13,4%. Это – весьма парадоксальноесоотношение, причину которого следует искать, по-видимому, в том факте, что вмалом бизнесе заложено значительно больше возможностей к сокрытию доходов.
Таким образом, динамикаосновных показателей развития малого предпринимательства к 2007 г. сложиласьследующим образом: ежегодный прирост общей численности малых предприятий – на5%, сейчас в России действует 1 млн. 30 тыс. малых компаний (ежегодный прирост– около 50 тысяч предприятий); ежегодно увеличивается число занятых в маломбизнесе (9,5 млн. человек трудятся на данных предприятиях, что на 600 тысячрабочих мест больше, чем в прошлом году, при этом темпы роста выше ростазанятости в целом по экономике в 8 раз); ежегодный рост инвестиций в основнойкапитал – не менее 30%, текущий год опережает предыдущий по темпаминвестирования на 40%, что в 3 раза выше темпов роста инвестиций в основной капиталпо Российской Федерации; вклад малого бизнеса в валовой внутренний продукт посравнению с европейскими странами и США низок — не более 15%.
В третьей главе «Разработка регионального инструментариярегулирования малого бизнеса» выявлены и исследованы инструменты государственногорегулирования малого бизнеса в России; разработан инструментарий региональногорегулирования малого предпринимательства с целью повышенияконкурентоспособности Республики Татарстан.
Основные ориентиры региональнойполитики по развитию малых предприятий заданы Указом Президента РоссийскойФедерации (от 28 июня 2007 г.) «Об оценке эффективности деятельностиорганов исполнительной власти субъектов Российской Федерации», которыйвключил в число показателей эффективности работы региональных властейпоказатели занятости на малых предприятиях и их вклада в валовой региональныйпродукт.
Основная цель региональной программы развития малогопредпринимательства, связанна с созданием условий для развития (роста) малогопредпринимательства на основе государственной поддержки с некоторымиуточняющими характеристиками: повышение престижа малого бизнеса; повышениероли малого предпринимательства в экономической и общественной жизни; рост эффективности деятельности малогобизнеса, обеспечение инвестиционной и деловой активности малогопредпринимательства, увеличение вклада малого бизнеса в социально-экономическоеразвитие и бюджетную обеспеченность территорий; экономический рост региона; созданиеновых рабочих мест; насыщение рынкатоварами и услугами; рост деловойактивности населения; формированиесистемы господдержки предпринимательства; повышениеблагосостояния населения; повышениеэффективности и социальной направленности экономики; повышение уровня бытового обслуживания населения территории; повышение конкурентоспособности экономикирегиона; поддержка местныхтоваропроизводителей; развитие имодернизация ЖКХ; подготовка кадровпредпринимателей; рост числасубъектов малого бизнеса; выравниваниепотенциала и условий для развития малого бизнеса в различных территорияхрегиона; обеспечение равных прав дляреализации предпринимательских проектов; устранениепроблем малого бизнеса.
На наш взгляд, сегодняуже действующие малые предприятия, в первую очередь, нуждаются в сравнительнодешевых финансовых ресурсах и гарантиях защиты своих прав (в том числе и отнередкого еще произвола государства). А вот структурные изменения в секторемалого предпринимательства, многократное его увеличение возможны лишь прикомплексном государственном подходе к решению этих проблем. Так, наращиваниесектора малого бизнеса, его отраслевая перестройка требуют решения кадровойпроблемы малого предпринимательства. Повышение инновационности сектора малогобизнеса возможно лишь при формировании эффективной системы экономических стимуловдля действующих малых предприятий. Увеличение масштабов сектора малого бизнесав регионе потребует решения проблем ресурсного обеспечения (на уровне всегосектора, а не отдельных отраслей или комплексов) предпринимательскойдеятельности, создания системы сдержек и противовесов, направленной наустранение негативного административного влияния на них.
Поставленная цельразвития малого предпринимательства имеет двойственный характер, чтообуславливает реализацию программных мероприятий по двум основным направлениям,в рамках которых должны быть решены следующие задачи:
1. Стимулированиеотраслевой реструктуризации и — параллельное — наращивание сектора малогобизнеса региона: пересмотр и модернизация государственной региональной политикиподдержки малого предпринимательства; создание механизма государственногостимулирования отраслевой реструктуризации малого предпринимательства региона.
2. Создание долгосрочногомеханизма поддержки деятельности малых предприятий в рамках региональнойинновационной системы, как составных элементов кластерного развития:модернизация действующего законодательства (как на федеральном, так и нарегиональном уровнях) в сфере оборота объектов интеллектуальной собственности,регулирования инновационной деятельности, поддержки; формирование эффективногомеханизма «оборота» малых инновационных предприятий.
Важным факторомэкономического развития является: формирование инфраструктуры эффективного иустойчивого функционирования регионального малого бизнеса; создание механизмасотрудничества субъектов инновационной системы региона (крупный бизнес, малоепредпринимательство, научные организации, инфраструктура, государственныеучреждения); создание региональной системы ресурсного обеспечения субъектовмалого предпринимательства (в том числе и кадрового); формирование механизмовпривлечения частного капитала в сектор малого бизнеса; формирование комплексамер, направленных на развитие экспортного потенциала малых предприятий иразвитие межрегиональных и международных кооперационных связей в научно-техническойсфере.
В конечном итоге развитие малогобизнеса государству выгодно, так как ведет к созданию среднего класса, а,следовательно, благоприятствует стабильности в обществе. В России же этойпроблеме, несмотря на определенные подвижки, внимания уделяется по-прежнемунедостаточно. В результате люди просто не хотят начинать свое дело истановиться предпринимателями. Без перехода на эффективную модель промышленногопроизводства с опорой на использование потенциала малого предпринимательства отечественнаяпромышленность в целом вряд ли может стать конкурентоспособной.
Одним из направлений повышенияконкурентоспособности территории является создание региональных кластеров. Воснове этого нового типа промышленной политики лежит осознание того, что стабильныеправовые, политические, социальные институты и устойчивая макроэкономическаяполитика являются предпосылками увеличения регионального благосостояния. Но, фактически, мощь создается на микроэкономическомуровне, способностью фирм создавать товары и услуги, пользующиеся устойчивымспросом, используя эффективные способы производства, распределения ипотребления. Эффективность бизнеса неразрывно переплетена скачеством местной бизнес-среды. Более производительные компании требуют, средипрочего, более квалифицированной рабочей силы, лучшей информированности, болееэффективного управления, усовершенствованной инфраструктуры, «продвинутых»исследовательских институтов и поставщиков, более интенсивного конкурентногодавления, наличия инновационной инфраструктуры в виде технопарков,технополисов, техноградов и др.
Камский индустриальныйпарк «Мастер» (КИП «Мастер») — единственный технопарк в Республике Татарстан,ориентированный на машиностроительную отрасль. КИП «Мастер» выступаетсвязующим звеном для представителей малого и крупного бизнеса на его площадяхрасположено более 100 предприятий различных форм собственности. Сферыдеятельности арендаторов «КИП „Мастер“ различны, большую частьсреди них занимают организации ориентированные на автомобильный кластер, впервую очередь на работу с ОАО „КАМАЗ“ и иностранными партнерами.
Появление Камскогоиндустриального парка „Мастер“ было вызвано необходимостью вкратчайший срок создать современные, экономически эффективные производства повыпуску автокомпонентов, которые невыгодно изготавливать в условиях крупногопредприятия, кроме того, это позволило отказаться от сотрудничества синостранными поставщиками комплектующих, недобросовестно исполнявших своиобязанности. Появление субъектов малого бизнеса на рынке поставок комплектующихзапасных частей позволило повысить, в конечном счете, конкурентоспособность ОАО»КАМАЗ".
Численность занятых нарабочих местах арендаторов на сегодняшний день составляет 1490 человек.Ориентировочные суммарные объемы производства всех арендаторов за 2007 г. составляют1358 млн. руб.
ОАО «КАМАЗ»признал арендаторов КИП «Мастер» «привилегированными»партнерами, на которых распространяется ряд преференций: устанавливатьучастникам КИП «Мастер» гарантированный заказ; обеспечиватьарендаторов конструкторско-технологической документацией и заготовкамипроизводства ОАО «КАМАЗ»; предоставлять услуги товаропроводящей сети;применять к участникам КИП «Мастер» эксклюзивную схему расчетов запоставляемую продукцию.
Ежегодно ОАО «КАМАЗ» увеличивает объем продаж на 20-30%, чтопозволяет обеспечить малые предприятии в составе КИП «Мастер»постоянным заказом комплектующих.
Для ОАО «КАМАЗ»выгода выражается, в передачи непрофильных активов, в поддержке процессовгибкого производства, возможности концентрации инвестиционных ресурсов на ключевыхпродуктах, апробации технических решений при освоении новой продукции, снижениисебестоимости компонентной базы автомобиля, контроле над качествомкомплектующих. Для малых предприятий-участников — в получении крупных долгосрочныхзаказов, гибких условий аренды, снижении издержек по производству и продажампродукции.
В связи с актуальноймировой тенденцией развития производственной кооперации малого и крупногобизнеса в регионе, можно рассматривать открытие Центра производственнойсубконтрактации Республики Татарстан в качестве элемента системыинформационного обеспечения и координации. Центр размещает информацию опроизводственно-технологических возможностях предприятий и производственныхзаказах и организует конкурсы на поставку товаров и услуг для государственныхнужд.
Задачи развития малогобизнеса в Республике Татарстан заключаются в следующем: проведение структурныхизменений малого предпринимательства, направленных на увеличение долиэкономических агентов в сфере инноваций, социальном секторе и сельском хозяйстве;выстраивание эффективных кооперационных связей малого и крупного бизнеса дляповышения эффективности и гибкости региональных производителей; развитиесистемы информационной, правовой и финансовой (в рамках структурныхприоритетов) поддержки данного сектора; воспитание предпринимательской культурыи борьба с криминализацией и коррупцией для дальнейшего формирования среднегокласса в Республике; снижение территориальных диспропорций развития малогобизнеса за счет создания экономических агентов малых форм в рамкахкластеризации отраслей специализации муниципальных районов.
В заключении сформулированы основные выводы и результаты диссертационнойработы.
 

ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА
 
Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ:
1. Давыдов А.Е. Исследование механизмов стимулированияразвития малого инновационного бизнеса в региональных экономиках // Ученыезаписки Казанской Государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э.Баумана, Том 188, Казань, 2006. – 0,4 п.л.
2. Давыдов А.Е. НАЗВАНИЕ СТАТЬИ//Экономика и управление. 2008№3.
Прочие публикации по теме диссертационного исследования:
1.Давыдов А.Е. Региональные инновационные системы и некоторыеаспекты их управления // Материалы межрегиональной научно-практическойконференции «Инновационные процессы в области образования, науки ипроизводства». В 2-х томах. Том 2. Изд-во: Учреждение — редакция «Бутлеровскиесообщения». г. Казань, 2004. -0,25 п.л..
2.Давыдов А.Е., Морозов А.В. Роль и значение малогоинновационного предпринимательства в экономике региона // 1-ая Юбилейнаянаучно-практическая конференция «Экономика и менеджмент» Сб. науч.трудов. вып. 1. Под ред. П.П. Табурчака. СПБГТИ (ТУ) – СПб., ИК Синтез, 2005.-0,25 п.л.
3.Давыдов А.Е., Иванова И.А. Инновационная активностьработников как один из компонентов трудового потенциала компании // Персоналкак конкурентное преимущество компании: Материалы региональнойнаучно-практической конференции. – Казань – Наб. Челны: Изд-во Таглимат Институтаэкономики, управления и права, 2005. – 0,25 п.л.
4.Давыдов А.Е., Морозов А.В. Региональные инновационныесистемы – программный метод управления // Сборник научных трудов «Экономикаи менеджмент» Вып. 2. Под ред. П.П. Табурчака. СПБГТИ (ТУ) – СПб., ИКСинтез, 2006. – 0,25 п.л..
5.Давыдов А.Е., Морозов А.В. Характеристика моделифункционирования малого инновационного предпринимательства в инновационнойсистеме региона // Вестник научных трудов Нижнекамского филиала Московскогогуманитарно-экономического института. Серия 5: Экономика. – Нижнекамск:Нижнекамский филиал МГЭИ, 2006. – 1п.л.
6.Давыдов А.Е. Интеллектуальный потенциал малогопредпринимательства и механизм его развития // Интеллектуальный капитал:научно-практические проблемы формирования и использования. Выпуск 11. Основныеметодологические и практические проблемы воспроизводства интеллектуальногокапитала: Материалы межвузовского научно-практического семинара / Науч. ред.Б.В. Салихов. – Нижнекамск: Нижнекамский филиал МГЭИ, 2006. – 0,25 п.л.
7.Давыдов А.Е. О концепции региональной программы развитиямалого инновационного предпринимательства // XIV Туполевские чтения: Международная молодежная научнаяконференция, 10-11 ноября 2006 года: Материалы конференции. Том VI. Казань: Изд-во Казан. гос. техн.ун-та. 2006. – 0,25 п.л.
8.Давыдов А.Е., Морозов А.В. О функциях малогопредпринимательства в современной экономике // V Спиридоновские чтения: Актуальные проблемы современнойэкономики России. Международная научно-практическая конференция. 2 февраля 2007г. Сборник материалов. Казань: Изд-во НПК РОСТ, 2007. – 0,3 п.л.
9.Давыдов А.Е. Малые инновационные предприятия вгосударственной инновационной политике // [Электронный ресурс]: ЭПИСоциально-экономические и технические системы. – Режим доступа: kampi.ru/sets — свободный, №4, 2007. – 0,25 п.л.
10.Давыдов А.Е. Создание региональных программ развитиямалого инновационного предпринимательства // Интеллектуальный капиталсовременной организации: сущность, структура и основы управления: материалынаучно-практической конференции / научные редактор д.э.н., проф. Б.В. Салихов.– Нижнекамск: Нижнекамский филиал МГЭИ, 2007. – 0,25 п.л.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.