Реферат по предмету "Экономика"


Предпринимательский риск 3

--PAGE_BREAK--

                   Г1          В1           Б1          А1              0            А             Б               В                Г



         Область    Область    Область     Область                    Безрисковая область   

         недопус-  критичес-  повышен-  минима-

             тимого         кого           ного        льного

              риска         риска         риска        риска      
Рис. 4.1. Основные области риска деятельности предприятий в рыночной экономике

        
При оценке достаточности капитала учитываются два понятия – уставный капитал и весь капитал. Достаточность капитала инвестиционной компании (например, банка) определяется максимально допустимым размером её уставного капитала и предельным соотношением всего капитала компании к сумме её активов, называемым коэффициентом риска (Н).

Если за основу установления таких областей взять требования Банка России по оценке состояния активов любого предприятия, то можно выделить пять основных областей риска. Наименование областей и их краткая характеристика представлены в таблице 4.1.1.

В последнее время стал популярен метод статистических испытаний «Монте-Карло». Достоинством его является возможность анализировать и оценивать различные «сценарии» реализации проекта и учитывать разные факторы рисков в рамках одного подхода. Разные типы проектов отличаются своей уязвимостью со стороны рисков, что выясняется при моделировании.

 

 Таблица 4.1.1.

Перечень областей риска и их характеристика

 

Наименование области риска

Граница области



Характеристика

Значение коэффициента риска Н


Безрисковая область


0 + Г

Отсутствие каких-либо потерь при совершении операций с гарантией получения, как минимум, расчётной прибыли. Реальная прибыль теоретически не ограничена.




Минимальный риск


0 – А1 ≤ 0 — А



Уровень потерь, не превышающий размеры чистой прибыли в интервале  0 – А. Предприятие рискует чистой прибылью: незначительные потери, крайний случай – вся чистая прибыль.




Повышенный риск


А1 – Б1 ≤ 0 — Б

Уровень потерь, не превышающий размеры расчётной прибыли. В худшем случае предприятие покроет все затраты (рентные, коммунальные платежи, накладные расходы и т.д.), в лучшем случае – получит прибыль намного меньше расчётного уровня.




Критический риск


Б1 – В1 ≤ 0 — Б

Потери предприятия превышают размеры расчётной прибыли, но не превышают размер валовой прибыли. Риск, появившийся в этой области, нежелателен, так как велика вероятность остаться без выручки.




Недопустимый риск


В1 – Г1 ≤ 0 — Г

Размер потерь может составлять размер собственных средств предприятия, что говорит о полном банкротстве предприятия.





Недостатком метода статистических испытаний является то, что в нём для оценок и выводов используются вероятностные характеристики, что не очень удобно для непосредственного практического применения.
4.2.          Анализ целесообразности затрат
Анализ целесообразности затрат ориентирован на идентификацию потенциальных зон риска. Эффективно используется при планировании денежных потоков.

Суть метода заключается в следующем: перерасход затрат может быть вызван одним их четырёх основных факторов или их комбинацией:

·        первоначальной недооценкой стоимости;

·        изменением границ проектирования;

·        различием в производительности;

·        увеличением первоначальной стоимости.

Эти основные факторы могут быть детализированы. На базе типового перечня можно составить подробный контрольный перечень для конкретного проекта или его элементов.

Имеется возможность свести к минимуму капитал, подвергаемый риску, путём разбивки процесса утверждения ассигнований проекта на стадии (области). Стадии утверждения должны быть связаны с проектными фазами и основываться на дополнительной информации о проекте по мере его разработки. На каждой стадии утверждения, имея анализ подвергаемых риску средств, инвестор может принять решение о прекращении инвестиций.

Некоторые учёные-экономисты предлагают определять три показателя финансовой устойчивости фирмы:

1.     Размер собственных средств;

           2.  Размер собственных, а также среднесрочных и долгосрочных заёмных источников формирования запасов и затрат;

          3. Размер общей величины основных источников для формирования запасов и затрат.

Эти показатели соответствуют показателям обеспеченности запасов и затрат.

Балансовая модель устойчивости финансового состояния фирмы имеет следующий вид:

 

F+ Z+ Rа= Ис + Km+ Kt+ Rp, 



где  F– внеоборотные активы;

        Z– запасы и затраты;

        Rа — денежные средства, краткосрочные финансовые вложения,                                                                                                                                                                                             дебиторская задолженность и прочие активы;

        Ис – источник собственных средств;

         Km  — среднесрочные, долгосрочные кредиты и заёмные средства;

                  Kt  — краткосрочные кредиты (до 1года), ссуды, не погашённые в срок;

        Rp  — кредиторская задолженность и заёмные средства.

Для анализа средств, подвергаемых риску, общее финансовое состояние фирмы следует разделить на четыре финансовые области:

·        абсолютной устойчивости, когда минимальная величина запасов и затрат соответствует безрисковой области;

·        нормальной устойчивости, что соответствует области минимального риска, когда имеется нормальная величина запасов и затрат;

·        неустойчивого состояния, что соответствует области повышенного риска, когда имеется избыточная величина запасов и затрат;

·        критического состояния, что соответствует области критического риска, когда присутствует затоваренность готовой продукцией, низкий спрос на продукцию и т.д.

Вычисление трёх показателей финансовой устойчивости позволяет определить степень устойчивости для каждой финансовой области.
Приведём данные показатели:

          1. Наличие собственных оборотных средств (Ес), равное разнице между величиной источников собственных средств и внеоборотными активами:
Ес = Ис – F
           2. Тогда излишек (со знаком +) или недостаток (со знаком -) собственных средств можно рассчитать:
± ЕС = ( Ес  + Km) – Z
           3. Излишек (+) или недостаток (-) собственных и среднесрочных, долгосрочных источников формирования запасов и затрат равен:
± ЕТ = ( Ес + Km) – Z
           4. Излишек (+) или недостаток (-) общей величины основных источников для формирования запасов и затрат составит:
± ЕН = ( ЕС + Km+ Kt) – Z
При идентификации области финансовой ситуации используется следующий трёхкомпонентный показатель:  
                                     Ŝ = { S ( ± ЕС), S ( ± ЕT  ), S ( ± ЕН  ) },

где функция S( х ) определяется следующим образом:
S( х ) = 1, если х > 0; S( х ) = 0, если х
Значение показателя Sпредставлено в таблице 4.2.1.

Таблица 4.2.1.

Значение показателя Sдля финансовых областей



№  п/п



Наименование финансовой ситуации





Условия



Значение S

1

Абсолютная устойчивость финансового состояния

± ЕС

± ЕT

± ЕН



Ŝ= (1,1,1)

2

Нормальная  устойчивость финансового состояния

± ЕС

± ЕT

± ЕН



Ŝ= (0,1,1)

3

Неустойчивое финансовое состояние, позволяющее восстановить равновесие платежеспособности фирмы

± ЕС

± ЕT

± ЕН



Ŝ= (0,0,1)

4

Критическое финансовое состояние

± ЕС

± ЕT

± ЕН



Ŝ= (0,0,0)



Далее в зависимости от показателя идентифицируется тип рисковой ситуации. На рисунке 4.2.1. поясняется экономический смысл классификации финансовых ситуаций в зависимости от основных областей риска.



Рис. 4.2.1. Построение кривой риска и финансового состояния фирмы в зависимости от возможных потерь и степени устойчивости финансов

Из данного рисунка видно, что анализ абсолютных показателей финансовой устойчивости, который включает в себя исследование состояния запасов и затрат, равен возможным потерям в области риска.
4.3. Метод экспертных оценок
Чтобы количественно определить величину риска, надо знать все возможные последствия каких-либо отдельных действий и вероятности их наступления. Различают объективные и субъективные методы определения вероятностей (Микроэкономика, 2005).

 Объективный метод основан на вычислении частоты, с которой происходит данное событие. Например, из предыдущей практики известно, что при вложении капитала в какое-то мероприятие в 120 случаях из 200 прибыль составляла 15 тыс. р. Вероятность получения прибыли равна: 120 / 200 = 0,6.

Субъективный метод базируется на суждениях экспертов, финансовых консультантов, предпринимательском чутье того или иного бизнесмена. Субъективные оценки, однако, могут быть не менее точными и надёжными, чем оценки, основанные на объективной информации.

Основными показателями измерения риска здесь являются дисперсия (вариация), среднее квадратичное отклонение (стандартное отклонение) и коэффициент вариации. Для определения дисперсии нужно знать две величины: ожидаемую доходность (Ri) и вероятность получения той или иной доходности (Pi). При этом вероятность достоверного исхода принимают равной единице, а невозможность – нулю. Сумма вероятностей всех возможных исходов равна единице.

Предположим, что какая-то фирма хочет оценить своё инвестиционное решение на следующий год, считая представительными результаты прошлых лет (табл. 4.3.1.).
Таблица 4.3.1.

Отдача по инвестициям за 10 лет



1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

9

14

14

8

15

17

17

10

14

22



Средний уровень отдачи по инвестициям за 10 лет составит: R=9+14+14+8+15+17+17+10+14+22=14%.

Как видим, отдача в 9% была только 1 раз (т.е. вероятность этого события равна 0,1), в 14% — 3 раза (вероятность 0,3), в 17% — 2 раза (0,2) и т.д. Среднюю ожидаемую доходность за данный период можно, следовательно, вычислить и другим способом: R=9·0,1+14·0,3+8·0,1+15·0,1+17·0,2+10·0,1+22·0,1=14%. 

В общем виде это будет представлено формулой:
где R– отдача, которая рассчитывается как отношение прибыли, полученной от инвестиций, к величине этих инвестиций;

         Pi– вероятность отдачи;

         i– годы;

         n – число лет.

Дисперсия измеряется, исходя из колебаний возможных исходов вокруг среднего значения. Она определяется по формуле:
Чем выше дисперсия, тем более рискованными считаются данный проект или решение, принимаемое фирмой. Самая низкая отдача в нашем примере была в 2001 г. Исходя из средней отдачи за 10 лет (14%), вычислим отклонение от неё в упомянутом году: 8-14=-6.

Проведя такие же расчеты по всем остальным уровням отдачи, сведём получившиеся результаты в таблице 4.3.2.
Таблица 4.3.2.

Расчёты средней отдачи и дисперсии

 на основе данных о доходности фирмы за 10 лет



Ri

Pi

Ri·Pi



Ri— R

(Ri  — R)2·Pi

8

0,1

0,8

8-14=-6

36·0,1=3,6

9

0,1

0,9

9-14=-5

25·0,1=2,5

10

0,1

1,0

10-14=-4

16·0,1=1,6

14

0,3

4,2

14-14=0

0·0,3=0

15

0,1

1,5

15-14=1

1·0,1=0,1

17

0,2

3,4

17-14=3

9·0,2=1,8

22

0,1

2,2

22-14=8

64·0,1=6,4

Итого



14,0



16,0



Итого при средней отдаче R, равной 14%, дисперсия SD2=16.

Зная дисперсию, определим стандартное отклонение (стандартную девиацию), которое равно корню квадратному из дисперсии. В данном примере стандартное отклонение, следовательно, будет равно ± 4, т.е. степень отклонения не слишком велика, а значит на будущий год можно ожидать с большой достоверностью отдачу от инвестиций на уровне 14% ± 4%.

При использовании экспертного метода нет возможности опереться на достоверный статистический материал. Поэтому в данном случае можно ограничиться получением оценок вероятностей только лишь допустимого, критического и катастрофического уровней рассматриваемого риска. Если и это затруднительно сделать, то можно поставить перед экспертами вопрос о том, какие проблемы наиболее вероятны в данном виде предпринимательской деятельности. По аналогии с другими случаями и благодаря своей интуиции специалист может оценить вероятность потерь.

При применении экспертных методов большую роль играет неформальный системный анализ, проведение которого поручается специально подбираемым экспертным группам, опирающихся в своих выводах, главным образом на эвристический метод исследования. Под эвристическим методом понимается специальный класс неформализованных методов описания хозяйственных процессов и решения экономических задач преимущественно на основе интуиции, прошлого опыта экспертных оценок и т.п. этот метод предполагает активное использование методов аналогий, индукции, дедукции. При использовании его вместо строгих математических доказательств приходится опираться на логику исследования ситуации, приемлемость задаваемых критериев или ограничительных условий, подтверждения полученных выводов силами беспристрастных и достаточно компетентных специалистов.

Из хорошо зарекомендовавших себя на практике методов экспертных оценок наиболее известными считаются «Дельфи» и «ПАТТЕРН», разработанные американскими фирмами «РЭНДКорпорейшн» и «Хониуэлл».

Основными особенностями метода «Дельфи» считаются анонимность, использование в выводах данного этапа исследования результатов опросов предыдущего этапа и применение статистических методов для обработки результатов групповых ответов. Анонимность означает, что члены экспертных групп неизвестны друг другу и не общаются между собой. Метод осуществляется путём опроса каждого эксперта с помощью специально разработанных анкет.

Использование в выводах результатов предыдущего этапа обеспечивается посредством следующих процедур:

1. Определённое число экспертов приступает к количественной оценке качественной значимости каждого из анализируемых вероятностных показателей j-х, предположим, по пятибалльной системе.

2. После первого тура опроса экспертов исчисляется обобщённый коэффициент значимости j-го показателя по формуле:
где  Qij– количественная оценка значимости j-го показателя, выставленная i-м экспертом после первого тура опроса;

              n– число экспертов.

3. Каждого эксперта информируют о значениях Qijи Qjпо результатам первого тура с необходимой мотивацией.

4. Во втором туре экспертного опроса эксперты определяют Qj(с соответствующими обоснованиями и уточнениями).

5. По формуле, аналогичной приведённой выше, устанавливаются окончательные коэффициенты значимости каждого j-го показателя Qj.

Возможен и третий тур экспертного опроса. Как правило, с каждым туром оценки экспертов всё более сближаются по своим уровням, что повышает достоверность окончательных оценок.
4.4.          Аналитический метод оценки риска
В банковской практике при выдаче кредитов предпринимателям используется аналитический метод. Рассмотрим практику применения этого метода.

Банк России установил норматив, характеризующий максимальный размер риска на одного заёмщика. Максимальный размер риска на одного заёмщика или группу связанных заёмщиков (Н6) устанавливается в процентах от собственных средств (капитала) банка и составляет по максимуму 25%. Существует формула:
Н6  = Крз / К ·100%,
где  Крз – совокупная сумма кредитных требований банка к заёмщику, имеющему перед банком обязательства по кредитным требованиям, или группе связанных заёмщиков;

          К – капитал банка.

Норматив Н6 рассчитывается по каждому элементу, в долговые обязательства которого банком произведены вложения, включая государство – эмитент государственных долговых обязательств. Норматив Н6 применяется в отношении заимствующих акционеров (участников) банка в случае, если их доля в уставном капитале не превышает 5%.

Максимальный размер крупных кредитных рисков (Н7) представляет собой процентное соотношение совокупной величины крупных кредитных рисков и собственных средств (капитала) банка, и рассчитывается по формуле:
Н7  = Кскрi/ К ·100%,
где Кскрi– совокупная сумма кредитных требований банка к заёмщику, имеющему перед банком обязательства по кредитным требованиям, или группе связанных заёмщиков.

Максимально допустимое значение норматива Н7 – 800%.

Такие нормативные ограничения были введены, чтобы предотвратить возможные злоупотребления, а именно предоставление кредитными организациями связанных кредитов, добиться установления в банках действенного контроля за выдачей таких ссуд и принятия необходимых мер для эффективного управления ими или снижения рисков по ним. Это так называемые риски концентрации, явившиеся для многих банков причиной их плачевного финансового состояния. В данном случае формулы для расчётов максимальных размеров риска являются абстрактной величиной, они при анализе деятельности конкретного банка не учитывают множество объективных факторов – политическую и экономическую обстановку в стране, инфляцию, противоречивость законодательных актов и др.

Учитывая тот факт, что инфляция в России стала неотъемлемым элементом экономической действительности, необходим её учёт при расчёте наращенной суммы денег и определения действительной (реальной) процентной ставки при получении кредитов:
rr = ((1 + rnom) / (1 +h)) – 1,

 

где  rrи rnom– соответственно реальная и номинальная ставка процента;

        h– темп инфляции.

Нужно пояснить, что наличие инфляции выгодно заёмщику, так как он будет возвращать уже обесцененные денежные средства.
4.5.          Метод аналогий
Метод аналогий основан на следующем предположении:  при анализе риска вновь создаваемого предприятия полезными могут оказаться данные о последствиях воздействия неблагоприятных факторов риска на другие предприятия (Тактаров, Григорьева, 2007).

При использовании аналогов используются различные способы получения данных о рисках. Полученные данные обрабатываются для выявления зависимостей с целью расчёта потенциального риска при реализации новых проектов. Метод эффективен на предприятиях, осуществляющих инновации. При применении метода аналогий следует иметь ввиду, что даже в случае неудачного завершения операций трудно создать предпосылки для будущего анализа, т.е. подготовить исчерпывающий и реалистический набор возможных сценариев срывов.

В настоящее время в мировой и российской практике осуществления предпринимательской деятельности задача корректной количественной оценки рыночного риска приобретает огромное значение. Из всех типов рисков только рыночные поддаются нормализованному вероятностно-статистическому описанию, а методы оценки рыночного риска получили широкое применение в мировой практике.

Методология оценки рыночных рисков Value-at-Risk(VaR) сформировалась и развивалась параллельно с ростом и развитием финансовых рынков. VaR– это выраженная в данных денежных единицах (базовой валюте) оценка максимальных, ожидаемых в течение данного периода времени с данной вероятностью потерь данного портфеля под воздействием рыночных факторов риска; вероятностно-статистический подход для определения соотношения ценовых показателей и риска.

Основным понятием, используемым в VaR, является распределение вероятностей, связывающее все возможные величины изменений рыночных факторов с их вероятностями. VaRпредставляет собой универсальную методологию количественной и качественной оценки рыночного риска, которая широко применяется международными банковскими и финансовыми организациями в качестве единого унифицированного подхода к оценке риска.  Концепция VaRявляется общепризнанной методологией оценки риска среди зарубежных организаций и финансистов. Она позволяет оценить риск в терминах возможных потерь, соотнесённых с вероятностями их возникновения, измерить риски на различных рынках универсальным образом и агрегировать риски в единую величину для всего портфеля (если речь идёт о малом предприятии – для всей суммы оборотных средств). Простота и наглядность расчётов, консолидация информации, возможность сравнительного анализа потерь и соответствующих им рисков также являются несомненными достоинствами методологии расчётов по системе VaR.

Данная методология включает в себя несколько методов определения VaR, выбор одного из которых зависит, прежде всего, от структуры портфеля, временных ограничений и технических возможностей. Сюда относятся следующие методы:

·        Классический метод ковариационных матриц (методология J.P. MorganRiskMetrik);

·        Метод исторического моделирования данных;

·        Стресс-тестинг (симулирование сценариев, не заложенных в ретроспективные данные, а прогнозируемых исследователем);

·        Метод «Монте-Карло» (метод статистических испытаний).

Если говорить о лучшем методе для оценки рисков в предпринимательской деятельности, то основными критериями здесь являются цена, наличие статистических данных за предыдущие периоды деятельности малых предприятий и степень информированности. Дороговизна и неэффективность сбора данных при методе исторического моделирования делает его неприменимым для малых предприятий. Стресс-тестинг оценивает только размер потерь, не учитывая их вероятности, кроме того, сценарии плохо обоснованы и субъективны. Риски в нём определяются составом портфеля, не учитываются риски, которые могут быть присущи портфелю с изменённой структурой. Плохо подходит для анализа больших портфелей со значительным количеством факторов риска. Метод «Монте-Карло» характеризуется высокой точностью расчётов, которые требуют сложного и очень большого объёма компьютерных вычислений, трудоёмких и дорогих, что сокращает возможность его применения для средних предприятий.
5. УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИМИ РИСКАМИ
Успешное функционирование предприятия во многом зависит от грамотного управления предпринимательскими рисками, под которым понимают основанное на определённых методах и принципах воздействие субъекта на объект управления с целью оптимизации риска и прибыли (Кисленок, 2007).

Управление рисками – это та часть деятельности руководителей фирмы (управленческий или административный процесс), которая направлена на экономически эффективную защиту фирмы от нежелательных сознательных и случайных обстоятельств, в конечном счёте, наносящих ущерб фирме. Управленческая деятельность всегда имеет свой логический аспект (принятие решений) и свою процедуру (последовательность действий). Соответственно управление рисками можно определить как процесс выработки и осуществления решений, которые минимизируют широкий спектр влияний случайных или злонамеренных событий, наносящих в итоге существенный материальный ущерб фирме (Акимов, 2003).

Если рассматривать управление рисками как процесс, он включает в себя:

·        Выявление объективных и субъективных факторов, влияющих на конкретный вид риска;

·        Анализ выявленных факторов;

·        Оценку конкретного вида риска;

·        Определение допустимого уровня риска;

·        Анализ отдельных операций по выбранному уровню риска;

·        Разработку мероприятий по снижению риска;

·        Реализацию мероприятий и оценку результатов.

Итак, после выявления рисков, с которыми может столкнуться предпринимательская организация в ходе своей производственно-хозяйственной деятельности, после определения факторов, оказывающих влияние на уровень риска, и после проведения оценки рисков, а также выявления связанных с ними потенциальных потерь, специалист по риску должен принять решение о выборе наиболее приемлемых механизмов нейтрализации предпринимательских рисков.

Существуют различные формы маневрирования при управлении риском.

Предпринимательская организация может отказаться от совершения некоторых финансовых операций или от вида деятельности, связанных с высоким уровнем риска, т.е. уклониться от риска. Данное направление нейтрализации рисков является наиболее простым и радикальным, оно позволяет полностью избежать потенциальных потерь, связанных с данными рисками, но при этом не позволяет и получить прибыль, связанную с рискованной деятельностью. Кроме того, в отдельных случаях уклонение от риска невозможно, а избежание от одного вида риска может привести к возникновению других. Поэтому данный способ применим лишь в отношении очень крупных и значимых рисков, когда возможны серьёзные финансовые потери (Предпринимательство, 2004).

Большую часть рисков предприниматель сознательно принимает на себя, т.е. идёт на риск и занимается бизнесом до тех пор, пока убытки от последствий наступивших рисков не приведут к невосполнимым потерям. Одни риски принимаются, так как несут потенциал возможной прибыли, другие – в силу их неизбежности. Потери при этом могут быть покрыты из любых имеющихся в наличии ресурсов. Либо это ресурсы внутри самого бизнеса, либо кредитные ресурсы. Однако доступность кредитных ресурсов во многом зависит от остаточной стоимости бизнеса после возникновения потерь. В финансовых кругах ходит такая шутка: «Для того, чтобы получить кредит, необходимо сначала доказать, что ты в нём нуждаешься». Следовательно, фирме ещё до возникновения потерь необходимо иметь план их преодоления, чтобы убедить кредитные организации в перспективах деятельности фирмы. Нужно учитывать и тот факт, что использование кредитных ресурсов может ослабить финансовое положение фирмы.

Следующий возможный метод нейтрализации рисков, это их передача – трансферт риска партнёрам по отдельным сделкам или хозяйственным операциям путём заключения контрактов.  При этом хозяйственным партнёрам передаётся та часть предпринимательских рисков фирмы, по которым они имеют больше возможностей нейтрализации их негативных последствий и располагают более эффективными способами внутренней страховой защиты. В современной практике управления рисками получили распространение следующие основные направления передачи финансовых рисков:

1. Передача рисков путём заключения договора факторинга. Предметом передачи в данном случае является кредитный риск предпринимательской фирмы, который в преимущественной его доле передаётся коммерческому банку или специализированной факторинговой компании, что позволяет в существенной степени нейтрализовать негативные финансовые последствия кредитного риска.

2. Передача риска путём заключения договора поручительства. При этом фирма-кредитор передаёт риск невозврата кредита и связанные с этим потери поручителю. В силу договора поручитель обязывается перед кредитором третьего лица отвечать за исполнение последним его обязательства полностью или частично. При неисполнении или ненадлежащем исполнении должником обеспеченного поручительством обязательства поручитель и должник отвечают перед кредитором солидарно. Предпринимательская фирма использует поручительство для привлечения заёмного капитала и при этом несёт ответственность перед поручителем за чёткое исполнение договора поручительства.  Существует также ещё один вид гаранта – банковская гарантия. Это письменное обязательство кредитной организации, выданное по просьбе другого лица (принципала), уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования по его уплате. За выдачу банковской гарантии принципал уплачивает гаранту вознаграждение. Банковская гарантия позволяет предпринимательской фирме избежать рисков при заключении сделок с оплатой в будущем или по факту предоставления услуг, оказания работ, отгрузки товаров.

3. Передача рисков поставщикам сырья и материалов. Предметом передачи являются риски, связанные с порчей или потерей имущества в процессе их транспортировки и осуществления погрузочных работ. Тем не менее, потери связанные с падением рыночной цены продукции, несёт предпринимательская фирма, даже если подобное падение вызвано задержкой в доставке груза.

4. Передача рисков путём хеджирования. Спекулятивная деятельность в целом считается полезной для рынка, т.к. рискуя сами, спекулянты дают возможность другим рыночным субъектам избегать риска. Хеджирование означает осуществление таких рыночных операций, при которых одни риски компенсируются другими благодаря использованию срочных контрактов (фьючерсов) и опционов.

Срочный контракт – это договор, согласно которому какой-либо экономический субъект обязуется купить, а другой экономический субъект – продать определённое количество товара в какой-либо будущий момент времени по цене, установленной в договоре сегодня. Срочный контракт не приносит предпринимателю никакой прибыли, но зато гарантирует ему отсутствие убытков (т.е. фактически получение нормальной прибыли).

Ещё более эффективными являются опционы, или как их называют, сделки с премиями. В отличии от фьючерсного контракта, который обязывает обе стороны (и продавца, и покупателя) выполнять взятые на себя обязательства (одного – продать, другого – купить), опцион обязывает продавца продать покупателю указанный в договоре актив (товар, валюту, акции и т.д.) по оговоренной цене, но позволяет покупателю отказаться от покупки данного актива, если эта покупка представляется ему невыгодной. Продавец в этом случае в качестве некоторой компенсации понесённых убытков получает ту сумму, которую покупатель опциона передаёт ему при оформлении договора. Данная сумма (цена опциона) называется премией. Если покупатель сочтёт для себя выгодным воспользоваться опционом (опционной привилегией), то данная премия, уплаченная, например, год назад, несколько снизит убытки продавца. Если покупатель, видя, что акции дешевле купить по фактической рыночной цене, чем по цене опциона, откажется от опциона, то эта премия составит чистую прибыль продавца (маклера).

Различают два стиля опционов. Европейский стиль означает, что опцион может быть использован только в определённый момент времени (на определённую дату). Американский опцион даёт право что-то купить или продать вплоть до определённого момента времени.

 Различаю также три типа опционов: на покупку, на продажу и двойной опцион. Опцион на покупку означает право покупателя купить акции, валюту и другие активы по установленной на данный момент цене в будущем. Опцион на продажу даёт право продать какой-либо опцион в будущем. Двойной опцион означает право покупателя либо купить, либо продать какие-то активы.

 Использование опционов может быть весьма высокоэффективным бизнесом.

Одной из разновидностей передачи рисков можно считать страхование. Стороной, принимающей в данном случае предпринимательские риски, выступает страховая компания. Рынок страхования в России в последние годы получил достаточное развитие. В настоящее время на рынке функционируют примерно 3000 страховых компаний, в основном это начинающие. Статус «крупной страховой компании» ещё не означает, что она надёжная, но эта компания, имеющая большой оборот и в связи с этим большой потенциал, например для инвестиционной деятельности, эта компания более устойчива в финансовом отношении, чем страховая компания, имеющая небольшие средства. Подробнее взаимоотношения фирмы со страховой компанией рассматриваются в главе 6.

Ещё одним методом минимизации или нейтрализации рисков является распределение риска путём объединения (с разной степенью интеграции) с другими участниками, заинтересованными в успехе общего дела. Под объединением предпринимательского риска понимается метод снижения риска, при котором он делится между несколькими субъектами экономики. Как правило, поиск партнёров проводится среди тех фирм и физических лиц, которые располагают дополнительными финансовыми ресурсами, а также информацией о состоянии и особенностях рынка.  С целью уменьшения риска могут создаваться акционерные общества, финансово-промышленные группы, предприятия могут приобретать или обмениваться акциями, вступать в различные консорциумы, ассоциации, концерны.

Одним из эффективных методов нейтрализации рисков является диверсификация. В учебной литературе диверсификация определяется не только как вложение инвестором средств в различные активы, но и как стратегия, направленная на снижение риска путём распределения инвестиций между несколькими рискованными активами.  В качестве основных форм диверсификации предпринимательских рисков фирмой могут быть использованы следующие:

1. Диверсификация предпринимательской деятельности организации предусматривает использование альтернативных возможностей получения дохода от различных видов деятельности, непосредственно не связанных друг с другом. В случае непредвиденных событий один вид деятельности окажется убыточным, а другие будут приносить прибыль.

2. Диверсификация поставщиков сырья, материалов и комплектующих. В случае сбоя в поставках предпринимательской фирме не придётся искать альтернативных поставщиков, а можно будет увеличить объёмы закупок у других поставщиков.

3. Диверсификация покупателей готовой продукции.

4. Диверсификация валютной корзины организации. Это выбор нескольких различных видов валют в процессе осуществления фирмой внешнеэкономических операций, что позволяет минимизировать валютные риски.

5. Диверсификация кредитного портфеля направлена на снижение кредитного риска фирмы и предусматривает разнообразие покупателей продукции или услуг предпринимательской фирмы.

6. Диверсификация программы реального инвестирования. В области формирования реального инвестиционного портфеля фирме рекомендуется отдавать предпочтение программам реализации нескольких проектов относительно небольшой капиталоёмкости перед программами, состоящими из единственного крупного инвестиционного проекта.

7. Диверсификация портфеля ценных бумаг. Данный вид диверсификации позволяет снижать инвестиционные риски, не уменьшая при этом уровень доходности инвестиционного портфеля.

Существуют также так называемые упреждающие методы нейтрализации  предпринимательских рисков. Эти методы, как правило, трудоёмки, требуют обширной предварительной аналитической работы, от полноты и тщательности которой зависит эффективность их применения. К методам компенсации относятся: стратегическое планирование деятельности предприятия; совершенствование управления оборотными средствами предприятия; сбор и анализ дополнительной информации о финансовом рынке; прогнозирование тенденций изменения внешней среды и конъюнктуры финансового рынка; обеспечение компенсации возможных финансовых потерь за счёт включаемой в контракты системы штрафных санкций; сокращение перечня форс-мажорных обстоятельств в контрактах с партнёрами.

Сбор информации и аналитическая работа, как основные инструменты сокращения риска, занимают важное место в части снижении степени неопределённости, которая всегда в той или иной степени сопровождает принятие решений в условиях рыночной экономики. Принятие решения при наличии наиболее полной и точной модели происходящих процессов будет максимально взвешенным и грамотным, а, следовательно, и менее рискованным  (Брынцев, 2003).

Для управления рисками необходимо на крупных предприятиях ввести службу риск-менеджмента, на средних – должность риск-менеджера, на мелких предприятиях функции риск-менеджера выполняются руководителем фирмы. Руководство предприятия осуществляет координацию и контроль над деятельностью по управлению рисками.

Риск-менеджер разрабатывает методики сбора информации, отделяя нужную из общей совокупности для соответствующего направления деятельности по управлению рисками. Информация должна быть достоверной, полезной, точной и своевременной. Одним из способов сбора информации может служить картографирование – фиксация данных о том или ином виде риска в специально разработанных картах риска. Картографированием целесообразно заниматься руководителям отделов и служб. Так, картографированием риска нарушения техники безопасности должен заниматься инженер по технике безопасности. Риски, связанные с поставками и качеством товаров, сырья и т.п. может фиксировать начальник отдела снабжения, риск остановки оборудования – главный инженер и т.д.

Могут привлекаться и внешние эксперты, особенно по части работы с рисками, связанными с внешней средой организации. После фиксации рисковых событий их направляют для дальнейшей обработки в службу риск-менеджмента, которая осуществляет оценку рисков.  Здесь принимается управленческое решение, осуществляется выбор методов нейтрализации рисков. В результате разработки управленческого воздействия, оно доводится до сведения функциональных отделов и служб.  А те, в свою очередь, знакомятся с программой управления рисками и выполняют её.

На этапе контроля осуществляется постоянный мониторинг с целью корректировки управленческих решений. Анализ эффективности управления рисками помогает оценить результаты работы. Он проводится на основе методик, информация о которых хранится в архиве мониторинга рисков. В архиве также формируется банк методов нейтрализации рисков и статистические данные об успешности их применения.

Таким образом, формирование информационной базы управления рисками является залогом грамотных и успешных действий, направленных на предупреждение и нейтрализацию предпринимательских рисков.
6. СТРАХОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ РИСКОВ
Запуская любой бизнес, предприниматель должен знать все его участки и этапы: управление, маркетинг, контрактинг, персонал, обслуживание и обновление оборудования, все разветвления в возможностях применения и развития производимой продукции или оказываемых услуг. И одна из главных задач, особенно вначале, — хорошо осознавать совокупность рисков, характерных для каждого участка и этапа. Предпринимательская деятельность базируется на сделках, своевременность исполнения которых контрагентами является важным условием устойчивой работы предприятий. Более трети опрошенных предпринимателей (около 38%) часто сталкиваются с нарушением договорных обязательств, более половины (52 %) – иногда. Сами предприниматели (около 60%) также нарушают деловые обязательства под воздействием различных обстоятельств (Акимов, 2003).

Страхование предпринимательского риска является новым, не традиционным для российской практики видом страхования. Предпринимательский риск в страховании понимают как «риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по независящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риск недополучения ожидаемых доходов» (ст. 929 ГК РФ).

Страхование предпринимательских рисков предусматривает обязанность страховщика по страховым выплатам в размере полной или частичной компенсации потерь доходов или дополнительных расходов страхователя, вызванных указанными в договоре причинами – страховыми событиями. Объектом страхования выступают имущественные интересы страхователя, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. Страхование предпринимательских рисков было впервые закреплено в 1991 году в Основах гражданского законодательства СССР. В настоящее время отношения    при    страховании   рисков   регулируются ст. 933 ГК РФ (Андреева, 2008).

Страхователями в данном случае могут выступать:

1. Российские коммерческие и некоммерческие юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность.

2.   Граждане РФ – индивидуальные предприниматели.

3. Иностранные юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность.

4. Иностранные индивидуальные предприниматели (в США – это индивидуальный собственник, в Англии – единоличный предприниматель, во Франции – единоличное предприятие).

Важной особенностью данного вида страхования является то, что по договору страхования предпринимательского риска может быть застрахован предпринимательский риск только самого страхователя и только в его пользу. Договор страхования предпринимательского риска лица, не являющегося страхователем, считается ничтожным. Договор страхования предпринимательского риска, заключённый в пользу лица, не являющегося страхователем, считается заключённым в пользу страхователя.

Таким образом, в договоре страхования предпринимательского риска и страхователь, и застрахованный, и выгодоприобретатель совпадают в одном лице – лице предпринимателя, чьи имущественные интересы выступают объектом страхования.

На страховом рынке давно устоялись следующие основные категории стандартно страхуемого риска:

·        Персональные риски – возможность материальных или эмоциональных потерь, которые может понести личность (смерть, травма, потеря трудоспособности, болезнь, безработица и т.д.);

·        Имущественные риски – возможность материальных потерь в результате повреждения, разрушения или хищения того или иного имущества, принадлежащего человеку или организации;

·        Риски ответственности – возможность экономических потерь в результате того, что человек или организация будут в законном порядке признаны виновными в нанесении ущерба другим лицам и организациям. Виновник обязан и будет принужден судебными исполнителями возместить финансовые последствия этого ущерба;

·        Риски несоответствия – возможность того, что продукция или услуга фирмы не соответствует стандарту или договору. Тогда, последствия – неустойку, моральный и материальный ущерб можно застраховать.

Отнесение риска в группу страховых производится с учётом определённых критериев:

1        — риск должен быть возможным;

2        — риск должен носить случайный характер;

3        — факт реализации должен быть неизвестен во времени и пространстве;

4        — случайное проявление конкретного риска должно соотноситься с однородной совокупностью схожих рисков;

5        — последствия риска должны быть объективно измеримы и иметь денежное выражение;

6        — наступление страхового случая не должно находиться в причинной связи с действиями лиц, имеющих страховой интерес;

7        — риск должен быть чистым и конкретным, то есть соотносящимся с конкретным источником опасности;

8        — страховое событие не должно иметь размеры катастрофического бедствия;

9          — страховая защита от рисков должна носить общественный характер.

Классифицировать страхование предпринимательских рисков в первую очередь необходимо на две группы видов страхования (в соответствие с положениями ст. 32.9 ФЗ «Об организации страхового дела в РФ»):

1. Страхование предпринимательских рисков, где под предпринимательским риском, в узком смысле этого слова, понимается неуверенность в возможном результате предпринимательской деятельности, неопределённость этого результата (например, страхование потери прибыли от остановки производства, от изменения конъюнктуры рынка и пр.);

2.   Страхование финансовых рисков, то есть рисков финансового предпринимательства, когда в роли товара выступает либо валюта, либо ценные бумаги, либо денежные средства (например, страхование инвестиций, страхование валютных рисков, страхование экспортных кредитов и пр.).

Страхование предпринимательских рисков подразделяется на страхование  прямых  потерь  доходов  и  страхование косвенных  убытков (рис. 6.1.).        
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.