Реферат по предмету "Экономика"


Процесс управления предпринимательскими структурами в экономике

Реферат
Процессуправления предпринимательскими структурами в экономике
структурапредпринимательство процесс управление
 

Для рассмотрения вопроса о процессахуправления предпринимательскими структурами необходимо, прежде всего,определиться с экономическим содержанием таких категорий, как:
«предпринимательская структура»,«предпринимательство»,
«предпринимательский рынок», «процессуправления предпринимательскими структурами».
 Данные понятия нуждаются в анализе как сами по себе, так и всочетании с синонимами с целью выявления логической интерпретации, играющейважную роль при сопоставлении научных теорий, при характеристике изменениясоотношения между ними в ходе развития познания, в том числе экономического.
Важное место в социальной структуре занимает группа людей,осуществляющих сходную деятельность, именуемая предпринимательским слоем. Врезультате осуществления социально-экономических преобразований соответствующиеявления появились и в жизни общества, став предметом множества научныхисследований. Категория «предпринимательская структура» исходит из болееширокой категории «предпринимательство», поэтому изначально необходиморассмотреть смысловое понятие последней.
Само понятие «предпринимательство» является одновременно и научнойкатегорией, и общеупотребительным термином. В первом случае его содержаниеможет быть раскрыто, исходя из толкования в словарях и энциклопедиях, как«деятельность, связанная с созданием, поддержанием и развитием предприятия,дела, производством товаров и услуг».
Предпринимательство (от англ. enterprise) –это инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная наполучение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под своюимущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственностьюридического лица. Предприниматель (от англ. entrepreneur)может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, не запрещённыезаконом, включая коммерческое посредничество, торгово-закупочную,консультационную и иную деятельность, а также операции с ценными бумагами».
Согласно энциклопедическому значению «предпринимательствохарактеризуется как самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность,направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом,продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами,зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».
С научной точки зрения «предпринимательство – это искусство деловойактивности и мыслительный процесс; умение организовать собственный бизнес идостаточно успешно осуществлять функции, связанные с ним».
«Предпринимательство является основным видом самостоятельнойхозяйственной деятельности (производственной или коммерческой), осуществляемойфизическими и юридическими лицами, именуемыми предпринимателями, от своегоимени и на свой риск на постоянной основе. Эта деятельность направлена надостижение намеченного результата (получение прибыли или предпринимательскогодохода) путём наилучшего использования капитала и ресурсов экономическиобособленными субъектами рыночного хозяйства, несущими полную имущественнуюответственность за результаты своей деятельности и подчиняющимися правовымнормам (законодательству) страны регистрации».
«Предпринимательство как особый вид деятельности предполагаетналичие у субъектов этой деятельности определённого образа мышления, особогостиля и типа хозяйственного поведения. Это проявляется в свободной инициативе,постоянном стремлении к новаторству и, что особо важно, постоянной готовности криску и изысканию способов его преодоления». «Предпринимательство являетсядеятельностью, которая связана с вложением средств в целях получения прибыли наоснове сочетания личной выгоды с общественной пользой».
Предпринимательство (enterpreneursship) (предпринимательскаядеятельность) – это основной вид самостоятельной хозяйственной деятельности(производственной или коммерческой), осуществляемой физическими и юридическимилицами, именуемыми предпринимателями, от своего имени и на свой риск напостоянной основе. Эта деятельность направлена на достижение намеченногорезультата (получение прибыли или предпринимательского дохода) путём наилучшегоиспользования капитала и ресурсов экономически обособленными субъектамирыночного хозяйства, несущими полную имущественную ответственность зарезультаты своей деятельности и подчиняющимися правовым нормам(законодательству) страны регистрации.
В целом, в экономической истории можно выделить четыре этапаразвития теории предпринимательства.
Первый этап, который возник ещё в XVIII в., был связан сконцентрацией внимания на несении предпринимателем риска. У истоков теориистоит английский экономист ирландского происхождения Р. Кантильон, которыйвпервые выдвинул положение о риске в качестве основной функциональнойхарактеристики предпринимательства. Согласно позиции Кантильона,предприниматель есть любой индивид, обладающий предвидением и желанием принятьна себя риск, устремлённый в будущее, чьи действия характеризуются и надеждой получать доход, и готовностью к потерям.
У А. Смита предпринимательская деятельность не стала предметомнаучного анализа, но, тем не менее, он уделил внимание характеристике предпринимателякак собственника, идущего на экономический риск ради реализации коммерческойидеи и получения прибыли. Предприниматель сампланирует, организует производство и распоряжается его результатами.
Второй этап в научном осмыслении предпринимательства связан свыделением инновационности как его основной отличительной черты и основан намонофункциональности предпринимательской роли, что вело к излишнейодносторонности в толковании проблем предпринимательства.
Крупный вклад в осмысление сущности предпринимательства на этомэтапе внесли немецкий экономист В. Зомбарт и австрийский экономист Й. Шумпетер.
Йозеф Шумпетер полагал, что толчок развитию дают нововведения. Вшироком общественном процессе внедрения нововведений принимает участие большоечисло людей, в результате чего изменяются решающие факторы экономики. Й.Шумпетер определял предпринимателя как ключевую фигуру развития экономики,основной задачей которого является нарушение равновесного состояния в экономикеи перевод её на новое равновесное состояние, разрешение многочисленныхпротиворечий в экономике (между статикой и динамикой, традициями инововведениями, спросом и предложением и т.д.), создание новых комбинацийфакторов производства и экономики.
В. Зомбарт главной среди целей предпринимателя выделяет стремление кпроцветанию и росту своего дела, а подчинённой целью – рост прибыли, посколькубез этого невозможно процветание.
Третий этап характеризуется полифункциональной модельюпредпринимательства в результате теоретических изысканий Й. Шумпетера, а такженеоавстрийской школы экономического анализа, наиболее видными представителямикоторой были Л. Мизес и Ф. Хайек; и отличается выделением особых личностныхкачеств предпринимателя и определением роли предпринимательства какрегулирующего начала в уравновешивающей экономическойсистеме. Й. Шумпетер полагал, что «предпринимательство – это не родзанятий, а склад ума и свойство натуры. Быть предпринимателем – значит делатьне то, что делают другие».
По мнению Л. Мизеса и Ф. Хайека, «… делом предпринимателя являетсяне просто экспериментировать с новыми технологическими методами, а отобрать измножества возможных методов именно те, которые наиболее пригодны для снабжениясамым дешёвым способом людей тем, в чём они в настоящий момент больше всего нуждаются».
Лишь на рубеже ХIХ – ХХ вв. начинаетсяосознание значения и роли института предпринимательства. Французский экономистА. Маршалл первым добавил к трём классическим факторам производства (земля,труд, капитал) четвёртый – организацию.
Современный этап развития теории предпринимательской функциисвязывается с переносом акцента на управленческий аспект в анализе действийпредпринимателя, а следовательно – с переходом на междисциплинарный уровеньанализа проблем предпринимательства.
В настоящее время в теоретических исследованиях уделяется вниманиене только предпринимательству как способу ведения дел на самостоятельной,независимой основе, но и внутрифирменному предпринимательству, илиинтерпренёрству. Термин «интерпренёр» был введён в оборот американскимисследователем Г. Пиншо. Появление интерпренёрства связано с тем фактором, чтомногие крупные производственные структуры переходят на предпринимательскуюформу организации производства.
П. Друкер в своей концепции предпринимательского общества обратилвнимание на то, что предпринимательство как инновационная активность, связаннаяс использованием имеющихся возможностей с максимальной выгодой, неограничивается только сферой экономики, но может проявляться в самыхразнообразных сферах социальной деятельности.
В современных представлениях о предпринимательстве условно можновыделить функционально-ролевой и структурный подходы. В рамкахфункционально-ролевого подхода предпринимательство рассматривается какразновидность экономической или, более широко, социальной деятельности,связанной с реализацией определённых функций экономического и социальногоразвития. При этом одни ограничивают функции предпринимательства исключительноэкономической сферой, другие соотносят его со всеми видами человеческой деятельности.
В рамках структурного подхода, напротив, делаются попытки более илименее чёткой социальной идентификации предпринимателей как особой социальнойгруппы, что совершенно необходимо для включения этого феномена в разрядобъектов эмпирических и психологических исследований.
Следует подметить, мы полагаем, что «предпринимательство» и«предпринимательская деятельность» являются аналогичными категориями, неимеющими какого-либо принципиального различия. Поэтому их употребление возможнокак речевое использование слов-синонимов.
В экономической теории существует социально-экономический подход кпредпринимательству и предпринимательской деятельности, рассматривающий его какцелесообразную деятельность индивида или группы ассоциированных индивидов,предпринятую с целью создания, сохранения, увеличения организационной единицы,ориентированной на получение прибыли и представляющей собой совокупностьресурсов, капитала, информации и труда для достижения денежной или иной выгоды,являющейся мерой его успеха, во взаимодействии с экономическими, политическими,социальными (институтами, обычаями) условиями того периода развития общества,который позволяет значительную степень свободы при принятии решений.
Социально-экономический подход обосновывает необходимость рассматриватьв рамках нашего научного исследования не только предпринимательскуюдеятельность, но и субъект предпринимательской деятельности, а именно фигурупредпринимателя, без существования которого не было бы и осуществлениядеятельности.
В 1830 г. Жан Батист Сэй следующим образом охарактеризовалпредпринимателя: «Предприниматель перемещает экономические ресурсы из области сболее низкой в область с более высокой производительностью ирезультативностью».
Адам Смит (1776 г.) считал предпринимателем человека, которыйиспользует капитал собственника для извлечения дохода.
В начале XX в. (1911 г.) произошло разделение понятий«предприниматель» и «собственник на капитал». В этот период большой вклад вразвитие теории предпринимательства внесли Макс Вебер и Й.А. Шумпетер. МаксВебер определял предпринимательскую деятельность как воплощение рациональности.Под рациональностью он понимал функциональную эффективность, получениемаксимальной выгоды от использования вложенных средств и приложенных усилий ит.п.
Шумпетер в своей работе «Теория экономического развития» рассмотрелэкономическую систему не как пассивный процесс обращения фондов, а какпостоянно развивающуюся динамическую систему. В основе такого развития лежатновые комбинации факторов производства. Осуществлять эти комбинации и долженпредприниматель.
Джон Мейнард Кейнс (1936 г.) определял понятие предпринимателя каксвоеобразный социально-психологический тип хозяйственника, для которого главное«… не столько рациональная калькуляция Вебера или новаторство Шумпетера,сколько набор определённых психологических качеств». Основныепредпринимательские качества: умение соотнести потребление и сбережения,способность к риску, дух активности, уверенность в перспективах и др. Основныемотивы предпринимательской деятельности – стремление к лучшему, кнезависимости, желание оставить наследникам состояние.
Более современный представитель экономической науки Т.Ю. Горькова(1993 г.) определяла категорию предпринимателя как центральную фигуру вбизнесе, ставящую своей задачей соединение всех факторов производства в единыйхозяйственный процесс.
Исходя из вышеприведённых понятий категории «предприниматель» втрактовке научных деятелей в сфере экономической науки можно выделить основныечерты предпринимательства: инициативная деятельность. новаторская деятельность,умение организовать и управлять производством, рисковая деятельность, получениепредпринимательского дохода.
Синонимичной категорией предпринимательской деятельности являетсябизнес. На наш взгляд, бизнес – это деловая активность, направленная на решениезадач, связанных с осуществлением на рынке операций обмена товарами и услугамимежду экономическими субъектами рынка с использованием сложившихся вэкономической практике форм и методов конкретной деятельности. Таким образом,форма реализации и цели предпринимательства и бизнеса одинаковы. Бизнес, как ипредпринимательство, делается ради получения дохода (прибыли) от результатовдеятельности в самых различных сферах – производстве и торговле товарами иуслугами, банковском деле и страховом деле, при проведении транспортных,арендных и многих других операций как видов деятельности.
Чем отличается понятие бизнеса от предпринимательства, так этопроисхождением самой категории. Бизнес – это категория, используемая в западныхкругах, и в российском предпринимательском сообществе используется сравнительнонедавно.
Бизнес образован от английского слова «business»,который означает «дело», «предпринимательство». Однако дословно логически смыслэтого слова «занятость» от английского слова «busi».Так уж сложилось, что в русской традиции «занятие бизнесом» ассоциируетсятолько с коммерческой деятельностью. То есть человек, занимающийся бизнесом, –это коммерсант. Подобное применение слова бизнес зауживает его первоначальноезначение. Ибо, как уже говорилось, что «бизнес» – это какая-либо занятость,выполнение какого-либо дела. А дела существуют не только коммерческие. Такимобразом, мы считаем, что целесообразнее употребление в предпринимательскомсообществе именно категории «предпринимательство», «предпринимательскаядеятельность», так как «бизнес» – это не только предпринимательскаядеятельность, как определяется во многих словарях, а прежде всего это «родзанятий», «род деятельности».
Подходя ещё раз к рассмотрению субъекта предпринимательскойдеятельности, можно выделить такую категории, как «бизнесмен», т.е. в бизнесе,предпринимательстве могут выступать свободные в своих действиях на рынкеединоличные собственники капитала – собственники фирм (т.е. физические лица), атакже собственники и совладельцы капитала фирм, выступающие как юридическиелица. Отличительной особенностью субъекта бизнеса и предпринимательскойдеятельности является обладание капиталом, поступающим в оборот в виде денег,товарной форме либо в форме услуг.
Также в качестве субъектов предпринимательской деятельности можновыделить следующие: «фирма», «предприятие», «организация».
Фирма – это любая организационно-хозяйственная единица,осуществляющая предпринимательскую деятельность в области промышленности, торговли,строительства, транспорта, преследующая коммерческие цели и пользующаясяправами юридического лица.
Предприятие – имущественный комплекс, используемый для осуществленияпредпринимательской деятельности. Включает в себя все виды имущества,используемые для этой деятельности, в том числе: земельные участки, здания,сооружения, оборудование, инвентарь, сырьё, продукцию, долги, исключительныеправа (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания). Такжепредприятие определяют как «обособленную специализированную единицу, основаниемкоторой является профессионально организованный трудовой коллектив, способный спомощью имеющихся в его распоряжении средств производства изготовить нужнуюпотребителю продукцию (выполнить работы, оказать услуги) соответствующегозначения, профиля и ассортимента. Производственное предприятие также называют производством».
Организация представляет собой сознательно координируемое социальноеобразование с определёнными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достиженияобщей цели или целей.
Состав субъектов рыночных отношений, а именно предприниматель,бизнесмен, фирма, предприятие, организация, т.е. к числу которых относятсятолько те организационно-хозяйственные единицы, целью деятельности которыхявляется получение прибыли (предпринимательского дохода) как конечногорезультата деятельности, можно определить в понятие «предпринимательскаяструктура».
С нашей точки зрения, предпринимательская структура в рамкахпредпринимательского сообщества предусматривает необходимость формальногокоординирования взаимодействий одного (предпринимателя, бизнесмена) илинескольких (предприятий, организаций, фирм) работников, определяя, какимобразом должны распределяться задачи, какой должна быть субординация, каковыформальные координирующие механизмы и модели взаимодействия (рис. 1).Характеристиками предпринимательской структуры являются: комплексность,формализация, соотношение централизации и децентрализации.
/>

Рис. 1. Схематичное изображение предпринимательского сообщества:субъекты предпринимательства
Целями развития и роста предпринимательской структуры являются:привлечение дополнительных инвестиций, внедрение технических нововведений, атакже прогрессивных техник и технологий, диверсификация производства иобновление ассортимента выпускаемой продукции, совершенствование организацииуправления во всех подразделениях фирмы.
Для полного достижения целей предпринимательская структура должнабыть правильно и эффективно организована. То есть фазы жизненного цикла, раннееспланированные управленческим составом, должны иметь чёткий план реализации,что создаёт возможность управлять результатами конечной деятельности на каждомэтапе деятельности, а также выявлять её «проблемные места» и «точки роста».
Процесс управления предпринимательскими структурами определяется как«процесс (деятельность), направленный на достижение цели», а также как «переводсистемы из одного состояния в заданное или удержание в заданном».
Управление социально-экономическими системами, в том числепроизводственными, получило название менеджмент (англ. management, отстарофранцузского слова ménagement – «искусство сопровождать,направлять», от лат. manu agere – «указывать рукой»).
В одном из энциклопедических словарей иностранных слов «менеджмент»переводится на русский язык как: «управление производством, совокупностьпринципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышенияэффективности производства и его прибыльности».
Управление предприятием в значении менеджмента является узкимпонятием, охватывая приоритетно лишь управление внутренними параметрамипредпринимательской структуры. Однако управление не только внутренними, но ивнешними условиями предпринимательской среды не стоит конкретизироватьопределением менеджмента, а качественнее называть собственно процессом,включающим в себя не только функции организации процесса, но и мониторинга.
Теория управления применяет научные методы анализа с целью выработкиопределённых методов и рекомендаций для практики управления. Однако эти методыи рекомендации – не рецепты, их нельзя абсолютизировать. Эффективное применениеэтих методов и рекомендаций зависит от сочетания конкретных обстоятельств,условий. Так, например, японский опыт использования кружков качества не нашёлширокого применения в условиях американской промышленности из-за различийсоциальных отношений на производстве. Поэтому одним из важных условийэффективного управления (т.е. достижения целей организации с минимальнымизатратами) является адекватность (соответствие) применяемых методов управлениявнешней и внутренней среде функционирования организации. Бесполезно применять впромышленности методы управления, принятые в армии, и наоборот.
Управление предпринимательскими структурами на любом уровне –сложный процесс. За пределами предприятия управляющий должен постоянно вестибой за долю рынка, предвидеть требования клиентов, обеспечивать точные срокипоставок, выпускать продукцию всё более высокого качества, назначать цены сучётом условий конкуренции и всячески заботиться о поддержании репутации фирмыу потребителей. Внутри предприятия он должен добиваться ростапроизводительности труда путём улучшения планирования, более эффективнойорганизации и автоматизации производственных процессов. Одновременноруководитель должен учитывать требования профсоюзов, сохранять конкурентныепозиции на рынке, обеспечивать акционерам дивиденды на таком уровне, чтобы нетерять их доверия, и оставлять фирме достаточный объём нераспределённой прибылидля обеспечения её роста. Таким образом, важной задачей управления являетсяобъединение, интеграция всех сторон и аспектов деятельности организации иучастков, их частных целей, для достижения общей цели данной системы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙСПИСОК
1. Авилова, А.В. Малый бизнес после августа 2008 г.:российское общество до и после / А.В. Авилова, Е.М. Бухвальд, Т.Б. Обиденнова.– М., 2008.
2. Анализ состояния внешней среды малого предпринимательствав России (на примере шести пилотных регионов). – М., 2009 – АНО ИКЦ«БИЗНЕС-ТЕЗАУРУС».
3. Анохин, В. Государственное регулирование предпринимательства/ В. Анохин. – URL: www.gazeta.ru/2001/06/14/ prezidentvpo.shtml.
4. Аньшин, В.М. Инновационная стратегия фирмы / В.М. Аньшин.– М.: Российская экономическая академия, 2008. – 254 с.
5. Аренков, И.А. Бенчмаркинг и маркетинговые решения / И.А.Аренков, Е.Г. Багиев. – СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2007. – 218 с.
6. Аскеров, Э. Новые старые МП? / Э. Аскеров, Г. Ермилова //Малое предприятие. – 2009. – № 2. – С. 10–1
7. Аскеров, Э. По пятьдесят долларов на предприятие / Э.Аскеров, Г. Ермилова // Малое предприятие. – 2010. – № 2. – С. 1
8. Багиев, Г.Л. Организация предпринимательской деятельности[Электронный ресурс] / Г.Л. Багиев, А.Н. Асаул. – 2006. – URL:www.aup.ru/books/m72/1_htm
9. Блинова, Н.А. Методика мониторинга состояния малогобизнеса / Н.А. Блинова // Российское предпринимательство. – № 1 – 2010. – С.23–26.
10. Бодди, К. Основы менеджмента / К. Бодди, Р. Пэйтон. –СПб.: Питер,2009. – 816 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.