Реферат по предмету "Экономика"


Проблемы развития малого и среднего бизнеса в России

Введение
В настоящее время вРоссии полным ходом идет развитие рыночной экономики. Проведение реформ  иразвитие рыночных отношений определили необходимость формирования и развитияновых форм хозяйствования, в частности, предприятия малого и среднего бизнеса.Что экономически выгодно, так как появление большогочисла фирм приводит к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легчеуправлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, а также этоприносит реальные деньги в федеральный бюджет и бюджет регионов РоссийскойФедерации. Развитие малого бизнеса в первую очередь необходимо старымкрупномасштабным предприятиям, так как они дают им новую жизнь, и в союзе сними получают значительную выгоду, как для себя, так и для рыночной экономики вцелом. В виду того, что развитие малого и среднего бизнеса является одним изусловий перехода России к полноценным рыночным отношениям, устойчивому развитиюэкономики, а также обеспечению стабильности в социальной сфере, я считаю даннуютему наиболее актуальной в современной жизни нашей страны.
Цельюв данной работе будет произвести характеристику малого и среднего бизнеса  вРоссии, выделить специфические особенности и обозначить основные и наиболееострые проблемы, стоящиеперед малым и средним бизнесом в современных рыночных отношениях.
В первой части работы япредлагаю рассмотреть истоки и процесс развития малого и среднего бизнеса вРоссийской Федерации, а также дать ему определение. Во второй частиознакомиться с опытом работы российских предприятий малого бизнеса, на основаниичего провести анализ и выделить наиболее острые проблемы развития малогопредпринимательства в нашей стране и пути их решения. В третьей части даннойработы отметить роль государства в развитии малого и среднего бизнеса вРоссии.   
Глава 1. История развития, понятие исущность малого бизнеса в России
 
1.1. Историяразвития малого и среднего бизнеса в России
Российский малый бизнесявляется сектором экономики в буквальном смысле порожденным реформами. Втечение нескольких десятилетий в России господствовала командная плановаяэкономика. В этих условиях управление национальным хозяйством велось на основецентрализованного планирования. Планы носили директивный характер и являлисьобязательными к выполнению. Руководители предприятий были ограничены в выбореэкономических решений, в результате чего отсутствовала материальнаязаинтересованность в конечных результатах своего труда. Система управленияэкономикой страны по существу представляла собой аналог системы управлениявертикально интегрированной корпорации. Принципиальная схема управленияпредприятиями в условиях централизованного управления экономикой представленана рисунке 1 (прил. 1). Отсутствие самостоятельности в решении вопросов,определяющих деятельность предприятий, ограничивало возможности егоинтенсивного развития, сковывало инициативу работников всех уровней. В даннойситуации производители не имели возможности выбирать поставщиков сырья,оборудования, а также самостоятельно осуществлять сбыт продукции. Данныефакторы только сдерживали рост качества продукции, производительности труда ивведение инноваций. В свою очередь, потребитель был ограничен в выборепредлагаемых продуктов. Все это приводило к отсутствию конкуренции, котораявынуждала бы всех участников экономического процесса действовать эффективно иответственно.
Централизованноеуправление экономикой имело своей целью обеспечение прогрессивных пропорций вразвитии общественного производства, сбалансированного развития отраслей иформирования единого народного комплекса. Считалось, что это обеспечит болееэффективное распределение ресурсов между отраслями и предприятиями. Напрактике, однако, должной сбалансированности развития отраслей достичь неудалось, более того, оно происходило на фоне больших противоречий./1/
К 80-м годам двадцатогостолетия экономика России оказалась в кризисной ситуации, что требовалопроведение ряд реформ, которые ознаменовали переход от командной плановойэкономики к рыночной экономике. Так в середине 80-х годов партийные ихозяйственные руководители высшего уровня приняли решение о перестройке всейсистемы общественно-экономических отношений. Перестройка проходила в рамкахсоциалистического уклада и сопровождалась некоторой демократизацией управленияи гласностью. В процессе перехода от одной экономической системы к другойпроизошло зарождение новых форм хозяйствования. В данном случае я говорю обпервых формах малого бизнеса. Истоками рождения малого бизнеса являются законыбывшего СССР в    1986 году «Об индивидуальной трудовой деятельности» и в 1988году «О кооперации», а также положение комиссии по совершенствованиюхозяйствования механизма при Совете министров СССР в 1988 году «Об организациидеятельности малых предприятий». Дальнейшее развитие малого бизнеса,основанного на различных форм собственности и их сочетании, пошло с принятияПостановления Совета Министров СССР № 790 от 08.07.1990 года «О мерах посозданию и развитию малых предприятий».
В конце 80-х годахпроисходит зарождение и деятельность центров научно-технического творчества,временных творческих коллективов при общественных организациях, распространениебригадных подрядов, формирование эмоционально-психологических основпредпринимательской деятельности на базе частной собственности.
К началу 90-х сферадеятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нёмучастие, увеличивается; предпринимательство приобретает характер активногомногочисленного движения. Создаются кооперативы. Целью развития малого бизнесаявляется насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. В данномпериоде происходит накопление и перераспределение капиталов, обретаютсяначальные знания, навыки работы малого предприятия. Началась подготовка кпроведению так называемой малой приватизации, которая создавала необходимуюбазу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономическойэффективности российской экономики. Особую значимость в этот период имелоразвитие арендных отношений, которые можно рассматривать как российскуюособенность малого предпринимательства.
В 1991 — 1992 гг. произошликоренные изменения в отношении государства к развитию предпринимательства. Былиприняты многие законы, открывшие широкие возможности для масштабного развитияпредпринимательства. На данном этапе благодаря либерально-демократическимреформам малый бизнес развивался очень динамично. «На начало реформ пришелсямощный рывок людей в частное предпринимательство, прежде всего, в его малыхформах. За 1992 год было создано порядка 190 тыс. новых малых предприятий, в1,4 раза больше, чем за 1991 год». /2/ Данныйпериод охарактеризовался появлением среднего и крупного бизнеса в России.
Период 1993 — 1994 гг.знаменуется широкомасштабной приватизацией и развитием всех видовпредпринимательства, появлением множества собственников и интенсивным участиеммалого бизнеса в сфере услуг, торговли, общественного питания, легкойпромышленности, производящих товары массового потребления и длительногопользования. Также происходит деление предприятий по критерию их размера взависимости от численности работающих, стоимости основных и оборотных фондов,объема производства продукции и других показателей.
К 1995 году порядка 65%всех российских частных предприятий стали малыми. В это период создаетсянормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность в малыхформах. Сформировывается сеть сервисных организаций, предоставляющих малымпредприятиям образовательные, информационные, консультационные и финансовыеуслуги.
С 1997 года совокупныйприрост числа малых предприятий примерно составил 0,1-2,5%, что свидетельствуето поступательном, хотя и очень медленном развитии сектора малого бизнеса.Однако в 2001 году был отмечен спад в развитии малого бизнеса, которыйусугубился в 2002 году.  На 01 января 2003 года в стране насчитывалось всего82,3 тысячи малых предприятий, хотя при развитой рыночной системе их должнобыть несколько миллионов. Недостаточное развитие получили и индивидуальныепредприятия (семейные и с применением наемного труда), а также крестьянские(фермерские) хозяйства и другие, хотя данные мелкие формы предпринимательскойдеятельности весьма полезны и доходны./3/   Но в 2003 году ситуация меняется влучшую сторону и происходит значительный прирост количества малых предприятий,что продолжается до сих пор. Но, несмотря на колебания числа малых предприятийв стране, объем производимой ими продукции и услуг неуклонно растет,увеличивается и число рабочих мест.
Таким образом, еслиподвести итог и рассмотреть послеперестроечный период развития малого бизнеса внашей стране, то можно выделить три периода:
1. период интенсивногостановления предпринимательства (1990-1995гг.);
2. период насыщения иструктурного оформления (1996-1998 гг.);
3. период цивилизованноймодернизации (с 1998г. по настоящее время).
1.2. Понятие исущность малого бизнеса в России
Понятие малого бизнесанеразрывно связано с размером действующих хозяйственных субъектов, т.е. малыхпредприятий. Так согласно принятому 14 июня 1995 г. Закону  РФ      № 88-ФЗ «Огосударственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»,под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации,в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных ирелигиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%;доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимисясубъектами малого предпринимательства не превышает 25% и в которых численностьработников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:
    в промышленности,строительстве и на транспорте – 100 человек;
    в оптовой торговле  –50;
    в розничной торговлеи бытовом обслуживании  – 30;
    в других отраслях ипри осуществлении других видов деятельности – 50 человек.
В ряде научных работ подмалым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законом,государственными органами и другими представительными организациями критериях. Какправило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся кмалому бизнесу, является: численность персонала, размер уставного капитала,величина активов, объем оборота (прибыли, дохода). Следует отметить,  чтокритерии отнесения предприятий к малым в нашей стране пока не устоялись,поэтому в настоящее время широко обсуждаются вопросы уточнения критериев, вчастности с точки зрения установления границы предельного получаемого малымипредприятиями ежегодного дохода. /2/
Малыйбизнес – это базовая составляющая рыночного хозяйства, которая являетсянаиболее совершенной формой производственно-экономических отношений, прикоторых предприниматель, работая в условиях полной хозяйственнойсамостоятельности и имущественной ответственности, становится подлиннымхозяином. /2/
Малыеи средние предприятия различаются по форме собственности, организационно-правовойформе, отраслевой и территориальной принадлежности, по размерам, по характерудеятельности, по структуре деятельности и отношению к происхождению капитала.
Поформе собственности предприятия могут быть частными, государственными,муниципальными и иными.
Взависимости от целей деятельности выделяют коммерческие и некоммерческиепредприятия. Коммерческие предприятия осуществляют предпринимательскуюдеятельность, и их основная цель – это получение прибыли.
Поотраслевой принадлежности выделяют промышленные, сельскохозяйственные,транспортные, строительные и другие предприятия.
Поразмерам предприятия группируются на крупные, средние и малые.
Похарактеру деятельности (стадиям жизненного цикла продукта) выделяютисследовательские, проектные, конструкторские, производственные, сбытовые идругие предприятия.
Поструктуре деятельности предприятия разделяют на специализированные,производящие ограниченную номенклатуру товаров и диверсифицированные,производящие широкую номенклатуру товаров и работающие на разных рынках.
Поотношению к происхождению  капитала различают национальные, иностранные исмешанные предприятия.
Главными особенностями малого и среднего бизнеса являются: деятельность вхозяйственной сфере с целью получения прибыли, экономическая свобода,инновационный характер, реализация товаров и услуг  на рынке, гибкость. А также ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношениймежду хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивацииработы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом.Относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта не позволяют фирме оказыватьсколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализациитовара. В малом бизнесе присутствует персонифицированный характер отношениймежду предпринимателем и клиентами, т.е. малое предприятие рассчитано наобслуживание сравнительно узкого круга потребителей. Малые предприятия восновном полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средстваи  “неформальный” рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.).  Также в малом бизнесе высока доля оборотного капитала по сравнению с основнымфондом. Если у крупных предприятий это соотношение 80:20, то у малых оносоставляет 20:80.
За частую в малом бизнесе можно встретить семейное ведение дела: ононаследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченностьпоследних во всю деятельность предприятия.
  Функциями малогопредприятия, прежде всего, являются экономические, определяемые его ролью как,во-первых, работодателя; во-вторых – производителя продукции и услуг, в-третьих– катализатора научно-технического прогресса, в четвертых – налогоплательщика,в пятых – агента рыночных отношений.
 Не менее значимойфункцией, на мой взгляд, является социальная. Так через малые формыпредпринимательской деятельности многие люди раскрывают и реализуют свойтворческий потенциал. В основном здесь используется труд социально уязвимыхгрупп населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров, беженцев и т.д.),которые не могут найти себе применение на крупных предприятиях. Малыепредприятия являются главным местом производственного обучения и своеобразным“полигоном” для обкатки молодых кадров.
Сфера деятельности малогои среднего  бизнеса весьма обширна. Основными сферами деятельности малыхпредприятий являются торговля и общественное питание, сельское хозяйство,промышленность и строительство. Однако следует отметить, что самымраспространенным видом является торговля и посредническая деятельность (более70%). Производственной деятельностью занимается примерно каждый десятыйпредприниматель, примерно столько же предоставляют населению транспортные,строительные и бытовые услуги, занимаются переработкой сельскохозяйственнойпродукцией. На рынке информационных, медицинских и риэлтерских услуг занятонезначительное число малых предприятий.
Основными потребителямипродукции и услуг малого и среднего бизнеса является местное население, а такжежители ближайших городов и населенных пунктов. Помимо этого их продукцией иуслугами пользуются частные фирмы и предприниматели, государственные учрежденияи организации, торгово-посреднические организации.
Важная роль малого исреднего бизнеса заключается в том, что он обеспечивает значительное количествоновых рабочих мест, насыщает рынок новыми товарами и услугами, удовлетворяетмногочисленные нужды крупных предприятий, а так же выпускает специальные товарыи услуги.
В существующих условияхрыночных отношений в России малый и средний бизнес являются одним из наиболееперспективных форм хозяйствования. Однако, малые и средние предприятия незанимают того места, которое им отводится в экономически развитых странах, гдечисло таких предприятий составляет свыше 80% от общего числа предприятий. Вэтом секторе экономики в развитых странах занято две трети работающих,производится более половины ВВП. Россия значительно отстает от стран с рыночнойэкономикой по этим показателям. Доля малого предпринимательства в ВВП Россиисоставляет не более 10-11%, стоимость основных фондов промышленности – чутьболее 3%./4/
Что же мешает развитиюмалого и среднего бизнеса в России на современном этапе? Ответ на этот вопроспредлагаю рассмотреть во второй главе данной работы.

Глава2. Современные проблемы развития малого и среднего  бизнеса в России
 
На деятельность малых исредних предприятий в России оказывают влияние сразу несколько факторов. Ихможно разделить на две группы: факторы внутренней среды, обусловленныеособенностями предприятия, и факторы внешней среды. Примеры внутренних ивнешних факторов можно посмотреть на рисунке 2 (прил. 2).
В данной работе хотелосьбы акцентировать внимание на внешние факторы воздействия на малый и среднийбизнес, так как рассматриваем проблемы предприятий с макроэкономической точкизрения. Но и без понятия внутренних факторов не обойтись.
Под внутренней средойпредприятия понимается совокупность всех внутренних факторов, которыеопределяют процессы его жизнедеятельности. Многочисленные исследованияподтверждают зависимость внутренней среды от внешних условий.
Внешняя средаподразумевает собой совокупность внешних по отношению к данному предприятиюфакторов, изменение значений которых существенно влияет на его состояние ирезультаты деятельности.
Внешняя среда дляпредприятий имеет важное значение:
1. как источникресурсов;
2. как потребительрезультатов деятельности предприятия и место общественного признания и оценкиэтих результатов;
3. как фактор,определяющий поведение, образ действий предприятия, отражающихся в установлениицелей и осуществлении тех или иных стратегий.
Факторы внешней средыразделяются на две группы. Первая – это создающие угрозы, риски длядеятельности предприятия; вторая – формирующие условия, возможности для ихразвития. Определяя стратегию развития предприятия, руководители стремятсявыбирать такой образ действий, который позволит максимально использоватьоткрывающиеся возможности и устранить риски.
Одной из самыхсущественных черт предпринимательства является его рисковый характер. Такимобразом, граждане, решившие создать и осуществлять собственное дело, помнят,что они рискуют, так как действуют в условиях неопределенности. Кроме того,предпринимательству осуществляемому в малых масштабах кроме рисков присущихлюбым хозяйствующим субъектам, и определяемых сферой деятельности, этапомжизненного цикла организации; общей политической и социальной обстановкой ит.д., характерны риски связанные с небольшими размерами самих предприятий.
Малые предприятия, каксубъект управления в рыночной экономике, характеризуются, прежде всего, какнеустойчивая предпринимательская единица, наиболее зависимая от колебанийрынка. А это значит, что непредвиденные неблагоприятные изменения внешней средынаиболее негативно влияют на деятельность малого бизнеса. В то же время внешняясреда малых предприятий отличается собой в сравнении с крупным бизнесом, атакже с государственными экономическими структурами, особой степенинеопределенности. Это объясняется тем, что малые предприятия, как правило,действуют на локальном рынке, который в отличие от рынков крупных корпорацийхарактеризуется высокой степенью неопределенности. Ключевой особенностьювнешней среды малого бизнеса является, его объективно подчиненная роль всистеме отношений с государством, крупным бизнесом, финансово-кредитнымиинститутами. А также имеется специфическая черта, которая связана именно спериодом радикальных реформ, — это исключительная подвижность внешней среды,возрастание скорости, с которой в окружении малого бизнеса происходятизменения. И все это серьезно затрудняет для предприятия возможностиадекватного на них реагирования.
Кроме негативных изменений внешней среды на возрастаниенеопределенности и степени рисков в деятельности малых предприятий влияет ивнутренняя среда предприятия, во многом зависящая от размера малого предприятия.Внутренняя среда малого бизнеса, как и внешняя, имеет ряд отличий, например:
- в способах разделения труда;
- расстановке кадров;
- распределения прав и ответственности;
- проведения маркетинговой политики;
- налаживания финансовых потоков на предприятии;
- полученииинформации и т.д.
В настоящее время, пооценкам самих предпринимателей, в своей деятельности они сталкиваются спроблемами, такими как высокие налоги, дороговизна материально-техническихсредств, отсутствие кредитных ресурсов, что негативно сказывается на финансовом состоянии их предприятий. Данные социологических опросов приведены втаблице (прил. 3).
Серьезным сдерживающим фактором являетсянизкий платежеспособный спрос населения, которое является основным потребителемпродукции услуг малого бизнеса. Какотмечают специалисты, главная черта современной пирамиды в России –формирование и хроническое воспроизводство масштабной бедности, которая напротяжении десятилетия охватывает более 30% населения страны. Среди них более10% в обозримой перспективе не имеют шансов изменить свое материальное иобщественное положение./5/
Согласномногим исследованиям, предприниматели, особенно мелкие, единодушно жалуются натотальный и повседневный грабеж со стороны государственных чиновников. Государственныеслужбы буквально терроризируют их требованиями мелочной отчетности, частымиинспекциями и штрафами.
Потеряадминистративного управления, экономический хаос и законодательная неразберихапривели к тому, что законопослушные предприниматели, организующие бизнес впроизводственной сфере, оказались в чрезвычайно трудном положении, неся большиезатраты, выплачивая высокие налоги и подвергаясь государственному инегосударственному рэкету. Отсутствие четкого механизма реализациигосударственных мер по поддержке малого бизнеса, затруднения в получениикредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малыепредприятия в неравное положение с крупными. Это привело к сокращению их ростаи к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническуюдеятельность.
Анализразвития предпринимательства показывает, что доля предприятий, работающих всфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее положение. Крометого, существует большое количество предприятий, зарегистрированных какпроизводственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления,оказания различных услуг), но тем не менее занимающихся торгово-посредническойдеятельностью как основной.
Высокиеналоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудование, отсутствиефондового рискового капитала — все это затрудняет продолжение эффективнойдеятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширениепроизводства, а на борьбу за выживание.
О сложностяхвзаимоотношений предпринимателей и региональных властей свидетельствуют такжеданные экспертного опроса, проведенного Союзом промышленников ипредпринимателей. В опросе приняли участие 919 человек, отнесенных к категории«эксперты» и представляющих в основном малый (66%) и средний (20%) бизнес извсех федеральных кругов РФ, Москвы и Санкт-Петербурга. Из них 79,0% считают,что региональная власть своими действиями создает проблемы в бизнесе, так какпреследует свои интересы близких к ней предпринимателей. Проводимаяадминистративная реформа, по мнению 42% слушателей Академии народного хозяйствапри правительстве РФ, вряд ли изменит или даже ухудшит отношения между бизнесоми властью./5/
На низком уровнепредприниматель также сталкивается с непониманием и субъективным отношением кмалому бизнесу со стороны местной бюрократии. По мнению президентавсероссийской ассоциации предпринимателей «Честное дело», Н.В. Бархатовой,«мелкий чиновник  — это самое опасное, что может быть для бизнеса». /5/
Ноглавной причиной слабого развития малых предприятий является низкий уровеньфинансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей спервоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов наприемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие наразвитие малого бизнеса в сфере материального производства оказываютнеразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированногооборудования, слабость информационной базы.
Среди наиболее актуальныхпроблем, от итогов решения которых, во многом, зависит дальнейшее развитиемалого бизнеса в нашей стране, являются проблемы в налогообложении. Хотя данныепроблемы решаются путем неоднократного пересмотра и внесения изменений вНалоговый кодекс РФ в части налогообложения субъектов малого бизнеса. Вчастности, 31 декабря 2001 г. Президент РФ подписал Федеральный закон РФ №198-ФЗ «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс РФ и в некоторыезаконодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах». Данным закономвнесены существенные изменения, касающиеся налогообложения субъектов малогобизнеса, в частности, с 1 января 2002 г. индивидуальные предприниматели иорганизации, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход,становятся плательщиками единого социального налога (ЕСН). К сожалению, этолишь «малая капля» в облегчении жизненного пути малого предпринимательства.
Существует  и ряд другихпроблем, которые неблагоприятно влияют на развитие малого предпринимательства,такие, например, как: несовершенство нормативно-правовой базы; трудности прирешении финансово-кредитных вопросов; проблемы,  связанные с получением деловойинформации и т.д.
Ещеодной из не менее важной проблемы является низкая квалификация самихпредпринимателей и наемных работников. Некомпетентность управляющих илинедостаточная способность персонала принимать решения стала главной причинойразорения малых фирм. Во многих странах с рыночной экономикой разрабатываютсяспециальные программы управленческой поддержки малого бизнеса, создаются центрыразвития или «инкубаторы» мелкого бизнеса.
Специфическими проблемамив некоторых регионах РФ, в основном Сибири, являются высокая доля транспортнойсоставляющей в расходах (62,4%), трудности сбыта продукции (20,6%),информационный голод (12,4%) и некомпетентность чиновников (3%).
Усилия предпринимателейпо преодолению указанных проблем направлены в основном на улучшение технологии,снижении затрат, повышение профессионального уровня работников. Государство же,по мнению предпринимателей,  должно направлять свои усилия на снижение налогов(64%), обеспечение доступности кредитов (62,8%), совершенствованиезаконодательства (51,2%), резкое сокращение числа контролирующих инстанций(47,2%), защиту прав собственника (36,8%), искоренение коррупции и произволачиновников (31,6%). Но 25% предпринимателей считает, что специфическихрегиональных проблем в развитии бизнеса нет./5/
Удельные издержкипроизводства и обращения у малых предприятий, как правило, выше, чем у крупныхпредприятий: им труднее получить кредит, наладить рекламу; требуетсязатрачивать относительно больше средств на обучение и переподготовку кадров,изучение рынка, получение необходимой информации и т.д., поэтому практически вовсех индустриально развитых странах малым предприятиям устанавливаютсяопределенные льготы и оказывается государственная поддержка.
В России по мере развитиямалого и среднего бизнеса и укрепления рыночных отношений возникли общественныеорганизации малого и среднего предпринимательства, например, Союзпредпринимателей России. Существуют также федеральные и местные фондыфинансовой помощи, основной задачей которых является стимулирование развитияприоритетных производственных видов деятельности малых предприятий. Ежегоднопроводятся различные экономические форумы, посвященные проблемам малого предпринимательствакак на федеральном, так и на местном уровнях.
В последние годы широкоисследуются вопросы о наиболее эффективных и формах и методах государственнойподдержки, не подрывающих основ предпринимательства и интересов частногособственника, и одновременно способных оказывать реальную помощь в становлениии развитии малого предпринимательства в России.
Глава 3. Основные направлениягосударственной поддержки развития малого бизнеса в Российской Федерации
Механизм формирования иосуществления поддержки малого бизнеса может сложится только под влиянием техзадач, которое поставит перед собой государство.
Опыт развитых странпоказывает, что для вовлечения предпринимательского потенциала в развитиеэкономики требуется содействие государства в создании необходимых предпосылокдля нормального функционирования малого и среднего бизнеса, в устранениивозникающих проблем и отклонений от намеченных целей.
К сожалению, в Россиисистема развития и поддержки малого предпринимательства осуществляется в условияхзаметного ослабления государственного воздействия на данные процессы.Деятельность многочисленных государственных и полугосударственных структурподдержки малого предпринимательства сводится в ряде случаев к самообеспечению,фиксированию проблем и препятствий, возникающих перед предпринимателями, ареальная помощь носит единичный характер. /4/
Однако отметим, рядфункций государства, благодаря которым должна осуществляться государственнаяподдержка малого предпринимательства. Во-первых, государство выступает каквластная структура, устанавливающая рамочные условия функционирования субъектоврынка, т.е. разработка и контроль за соблюдением нормативно-правовых актов.Во-вторых, государство является собственником имущества, что служит основаниемдля распоряжения и непосредственного управления государственным имуществом. Ив-третьих, государство является своеобразным инструментом экономическогорегулирования и стимулирования рыночных процессов. Таким образом, исходя изэтих функций, в ряде документов есть отражение государственной поддержки малогои среднего бизнеса по следующим направлениям:
- созданиеинституциональных основ;
- управленческаянаучно-методическая поддержка;
- правовоеобеспечение и защита предпринимательства, отраженные в законодательствах опредприятиях, антимонопольном, налоговом, внешнеторговом, отраслевомзаконодательствах, хозяйственном, коммерческом кодексах, в системе специальныхзаконов о статусе и льготах для мелких и средних предприятий, инновационныхпредприятий;
- финансово-кредитнаяподдержка;
- налоговаяполитика;
- антимонопольнаяполитика.
Рассмотрим лишь некоторыеформы государственной поддержки на развитие малого и среднего бизнеса.
Динамичное развитиемалого предпринимательства и его эффективное участие в решении социально-экономическихпроблем на федеральном, региональном и муниципальном уровнях во многом зависятот наличия необходимых институциональных основ. /4/
К началу XXI века в регионах России создано 80региональных фондов поддержки малого и среднего предпринимательства, 54региональных бизнес-инкубатора, 46 центров, созданных межрегиональныммаркетинговым центром «Москва», 36 бизнес-центров, 98 учебно-деловых центров.Полнота и комплексность институтов и инфраструктурной поддержки различаются порегионам России. Практически инфраструктура создает каналы, по которымгосударственная поддержка доводится до ее получателя. Одновременно черезэлементы инфраструктуры реализуются отдельные рыночные услуги. Кроме того,через объекты инфраструктуры налаживаются деловые контакты и кооперация, чтоспособствует самоорганизации малого предпринимательства./4/
Под управленческойнаучно-методической поддержкой подразумевается консультирование, обучение,информационное обслуживание, проводимое органами правительства, а также черезразличные программы на местах. Сюда же относятся финансирование и участие вработе учебных и консультационных центров и других организаций, оказывающихнепосредственную поддержку предпринимателям. Проведение разработки учебныхпособий, курса лекций для начинающих предпринимателей. А так же созданиеблагоприятных условий и помощь в разработке и передаче инновационныхтехнологий.
Одну из прогрессивных идейственных форм поддержки  малого бизнеса представляет бизнес-инкубирование.Главное назначение бизнес-инкубатора в том, чтобы создать наиболееблагоприятные условия для «выращивания» малых предприятий путем предоставленияразличных видов услуг (консалтинговых, арендных обучения, кредитования) нальготных условиях. Эффективность бизнес-инкубатора обеспечивается за счеткомплексного сопровождения малых предприятий на всем протяжении реализации ихпроектов: от обучения и составления бизнес-планов до выпуска готовой продукции.
Важныминструментом государственной поддержки малым предприятиям в большинствепромышленно развитых стран является система государственных заказов. Даннаяформа отношений позволяет обеспечить малому бизнесу гарантированный рыноксбыта, ускорить процесс накопления капитала, расширить производственныемощности, укрепить конкурентоспособность, модернизировать оборудование и многоедругое.
Финансово-кредитнаяподдержка малому бизнесу осуществляется путем реализации государственныхцелевых программ, предоставление льготных и безвозмездных субсидий прежде всегона цели научно-технического развития. В предоставлении гарантий по займампредприятий малого бизнеса у частных банковских структур для переоснащенияпроизводства, его расширения. Участие в деятельности и формировании ресурсовразличных кредитно-финансовых и инвестиционных организаций. Повышение кредитоспособныхмелких предприятий с помощью системы кредитования. Формирование системыбанковских услуг, ориентированных на малых предпринимателей.
Государственная поддержкамалому и среднему бизнесу в налоговой политике проявляется через льготнуюсистему налогообложения и систему ускоренной амортизации основных средств.
Антимонопольная политикавключает в себя, во-первых, меры по обеспечению справедливых равноправныхусловий подрядных отношений и сделок по государственным займам, а также междукрупными и небольшими предприятиями; во-вторых меры по предупреждению задержекплатежей со стороны крупных фирм небольшим подрядным предприятиям; в-третьихмеры по предотвращению банкротств мелких компаний, а также гибкую таможеннуюполитику.
К сожалению, в России сложиласьпарадоксальная ситуация, когда происходит постоянный рост количестваразнообразных структур поддержки малого и среднего бизнеса, формируются всеновые общественные движения – союзы, ассоциации, объединения, а бюджетнаяподдержка малого предпринимательства постоянно сокращается. Опыт развитиямалого предпринимательства показал, что недостаточная эффективность различныхформ государственной поддержки в России во многом вызвана слабойподготовленностью данного сектора экономики к ее восприятию. В перспективегосударство, в принципе как любой кредитор, должно четко представлять иуменьшать свои риски, для чего следует упорядочить, координировать,контролировать финансовые средства, направляемые на малый бизнес черезразличные структуры.
Государственный контрольза деятельностью малых предприятий заключается, прежде всего, в соблюдениинорм, установленных различными федеральными и региональными органами власти дляпроцессов производства и реализации продукции и услуг. При этом конкретизацияобъекта контроля и прав, которыми наделяются те или иные органы приосуществлении ими контрольных функций, фиксируются нормативно-законодательнымии правовыми актами.  Однако, принятый в 1995 году Федеральный закон «Огосударственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»явно устарел и уже не отвечает современным условиям рынка. Так, требуютуточнения вопросы финансовой поддержки малого и среднего бизнеса ивзаимоотношений с бюджетом. Следует заново определить порядок создания,функционирования и ликвидации малых предприятий. А также ряд сфер деятельностималого бизнеса требует законодательного оформления, например, восполнениепробела тех законодательных норм, которые регламентируют взаимодействие малых икрупных предприятий.
Первым важным шагом к формированиюпоследовательной государственной поддержки и развитию малого и среднего бизнесастали разработка и принятие в декабре 2001 года Государственным советомРоссийской Федерации Концепции государственной политики поддержки и развитиямалого предпринимательства в РФ. Данный документ декларирует отношение власти кмалому бизнесу и должен быть базой формирования основных направленийсовершенствования государственной политики в этом важном секторе экономики, какмалый бизнес. Следует отметить, что реализация изложенных в Концепции намеренийгосударства потребует разработки четкой программы действий на ближайший периоди более отдаленную перспективу (5-10 лет), а также осуществления контроля зареализацией основных положений этого документа.
Из всего сказанного,очевидно, что от уровня развития не только крупного, но и малого и среднегобизнеса, результата партнерских отношений между государством и бизнесом, отучета в полной мере интересов обеих сторон в значительной степени зависитэкономический и политический прогресс России. Именно поэтому процессвзаимодействия государственных структур и предпринимательства не может носитспонтанный характер. Он должен быть хорошо управляемым и организованным. У всехучастников этого процесса должны быть единые цели и намерения. Для стабильногоразвития малого предпринимательства все стороны обязаны прилагать постоянновозрастающие усилия, действовать заодно на принципах открытости, честности,откровенности и справедливости.
Заключение
 
На основании вышеизложенного, хотелосьбы подвести некоторые итоги. В процессе рассмотрения развития малого и среднегобизнеса в России, было выяснено следующее. Малый бизнес обеспечиваетнеобходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию икооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Он способен нетолько быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но исравнительно быстро окупаться. А также создавать атмосферу конкуренции и тусреду предпринимательства, без которой рыночная экономика невозможна.
Мелкие и средниепредприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров,исследовательских и научно-производственных разработках. Не малый успех малогобизнеса в этой области объясняется следующими причинами. Углубление специализациив научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмыидут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективныхотраслях. Мелкие фирмы охотнее берутся за освоение оригинальных нововведений.Малые предприятия стремятся как можно скорее наладить массовое производство.Что, прежде всего, приводит к расширению рынка предлагаемых товаров и услуг,что в свою очередь активно стимулирует процесс производства с целью наиболеебыстрого удовлетворения спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмамималого и среднего предпринимательства.
Важностьмалых предприятий еще и в том, что ведя ожесточенную конкурентную борьбу завыживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущимусловиям рынка, ведь чтобы существовать надо получать средства к существованию,а значит быть лучше других не только в количестве производимой продукции, но ив ее качестве, чтобы прибыль доставалась именно им.
Мелкие исредние предприятия в свою очередь являются опорой для крупных компаний, таккак массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления (автомобилей,холодильников, телевизоров и т. п.) вызывает потребность в соответствующихпромышленных услугах по ремонту и обслуживанию. Ведь из-за своей громоздкости крупныемонополисты вынуждены затрачивать много усилий в этом направлении или создаватьразветвленную сеть мелких филиалов, что само по себе тоже достаточнодорогостоящее занятие, служащее в основном для поддержания престижа крупнойфирмы.
Малые фирмы сменьшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услугна основе разработки местных источников и обеспечивает при этом большуюзанятость. Создаваяновые рабочие места, происходит снижение уровня безработицы и социальнойнапряженности в стране.
Развитие малогопредпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелкихсобственников, так называемого среднего класса, самостоятельно обеспечивающихсобственное благосостояние и достойный уровень жизни, являющихся основой социально-экономическихреформ, гарантом политической стабильности и демократического развитияобщества. Однако, занятие малым бизнесом является не только источником средствк существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности.
Таким образом, малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики вцелом и, следовательно, лучший выход для России – это создание такой политикигосударства, которая была бы направлена на расширение и развитие предприятиймалого предпринимательства в нашей стране.
Однако,перспективность сектора малого и среднего бизнеса в современной экономике, неследует рассматривать лишь как очередную компанию в системе антикризиснойполитики правительства РФ. Именно малые предприятия, особенно в случаеудовлетворительной разработки новой государственной политики в области малогопредпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях,обеспечивая перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложенияресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формированиевсероссийского рынка.
Хотя у предприятий, как и у государства до сих поростаются открытыми большое количество проблем, и до сих пор  сохраняетсядовольно сложное экономическое положение, все же продолжается реформированиеэкономики, что  способствует освоению  новой модели общественно-экономическогоразвития, имеющей рыночную ориентацию. В современной политике государства всеболее акцентируется внимание в сторону доминирования частного сектора,либерализации практически всех отраслей экономики и активизации рыночныхрегуляторов, локализации очагов кризиса, ориентации на платежеспособный спрос,то есть создание благоприятных условий для скорого подъема промышленности.
Библиографический список
1.  Б.М. Маклярский. Экономика России.Учебное пособие / Б.М. Маклярский. – М.: Международные отношения, 2001, 304 с.
2.  Л.Н. Никитина, М.И. Худилайнен.Становление малого бизнеса в России // Инновации,    № 9, 2006, с. 63 – 67
3.  А.И. Архипов, А.К. Большаков.Экономика / А.И. Архипов. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2006, 840 с.
4.  А.Г. Зельднер, И.Ю. Ваславская, В.К.Южелевский. Государство и экономика: Факторы роста / А.Г. Зельднер, И.Ю.Ваславская, В.К. Южелевский. – М.: Наука, 2003, 214 с.
5.  З.И. Калугина. Большие проблемы малогобизнеса Сибири // ЭКО. Экономика и организация промышленного производства, № 2,2006, с. 105 – 127
6.  Т.В. Бутова, М.В. Ерхов. Власть ибизнес в современном обществе / Т.В. Бутова,         М.В. Ерхов. – М.:Маросейка, 2007, 192 с.
7.   А.Г. Грязнова, Н.Н. Думная.Макроэкономика: теория и российская практика. – М.: КноРус, 2006, 678 с.
8.  Е.В. Лысаковская. Проблемы иперспективы государственной поддержки малого и среднего бизнеса // Право иобразование, № 5, 2006, с. 261 — 266
9.  А.И. Антилов. Проблемы малогопредпринимательства в национальной экономике // Актуальные проблемы современнойнауки, № 6, 2006, с. 14 — 22
10. Н.Н. Малис. Малыйбизнес имеет налоговый потенциал // Финансы, № 7, 2006, с. 30 — 33


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.