Реферат по предмету "Экономика"


Проблемы государственного регулирования отечественной экономики

Содержание
 
Введение. 2
1.Государственное регулирование экономики. 5
1.1. Фиаскорынка и необходимость государственного регулирования. 5
1.2. Рольгосударства в регулировании экономики. 6
1.3. Моделивзаимоотношения экономики и государства. 11
2. Проблемыгосударственного регулирования. 14
2.1 Общиепроблемы… 14
2.2.Функциональные экономические системы – объекты государственного регулирования  17
3.Государственное регулирование экономики. 20
3.1 Основныецели и инструменты… 20
3.2.Общегосударственное планирование – один из методов регулирования экономики  23
3.3.Основные направления государственного регулирования экономики. 26
Заключение. 29
Списокиспользованной литературы… 31
ПРИЛОЖЕНИЯ… 32

/>Введение
Огромная роль государства и способность егорегулировать некоторые экономические процессы зависит от связи экономики иполитики, от разработки экономической политики.
Государство представляет собою стержень существующей общественнойсистемы, оно концентрирует власть, санкционирует существование всех другихнегосударственных институтов. Государство формулирует принципы и организуетформы общественной жизни, образуя основу институциональной иерархии.Государство породило новую форму общественной обусловленности поведения человека,отделив общий интерес от частного.
Поэтому возникновение и существование государства является нетолько исторически необходимым, но и общественно прогрессивным и значимым факторомразвития.
С возникновением государства складывается сфера его экономическойдеятельности. Экономическая политика государства становится составным звеном и необходимым элементом рыночнойсистемы. В силу этих обстоятельств государство становится предметом изученияэкономической теории. При этом надо заметить, что долгое время происходилоотождествление экономической роли государства с самой наукой — политическойэкономией. Поэтому и до сего времени предпринимаются попытки свестиэкономическую теорию к экономической политике.
Государственное вмешательство в экономику является объективнонеобходимым для любого правительства независимо от того, рыночная это экономикаили командно-распределительная. В распределительной экономике государство беретна себя все права и обязанности по производству и распределению товаров иуслуг. Здесь просто нечего регулировать. Однако такая система на деле показаласвою неэффективность и несостоятельность.
В рыночном хозяйстве перед правительством не стоят задачинепосредственной организации производства товаров и распределения ресурсов. Ононе имеет права свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и произведеннымитоварами, как это происходит в командно-распределительной экономике.
Рыночная система — это прежде всего прерогатива в принятиирешений производителями и потребителями. Рыночный механизм не в состоянииразрешить все проблемы экономического роста – этим и объясняется актуальностьисследования -  в необходимости определения роли государства в рыночноммеханизме, их влиянии другу на друга.
Объект исследования – государство ирыночный механизм.
Предмет исследования – государство ирынок в переходный период.
Цель исследования – рассмотретьосновные понятия и особенности, а также выявить направления развитиягосударства и рынка в переходный период.
Задачи, решаемые в ходе работы:
- определить понятиерынок и государство, выявить их взаимное влияние друг на друга и основныенаправления развития;
- рассмотретьосновные виды, модели и инструменты государственной политики;
- определить роль иразвитие общегосударственного планирования;
- дать характеристикуосновным подходам к трактовке проблем, существующих в государственномрегулировании экономики.
В первой главе работы рассмотреныосновные вопросы, затрагивающих тему государственного регулирования экономики,выделена несостоятельность  рынка и роль государства в экономике.
Во второй главе рассмотрены вопросы,связанные с теорией общественного выбора, выделена несостоятельностьгосударства.
В третьей главе рассмотрены вопросы,связанные с государственным регулированием экономики.
Для написания работы использоваласьспециальная литература по экономике: учебники, учебные пособия, справочнаяинформация.
/>1. Государственное регулирование экономики1.1. Фиаскорынка и необходимость государственного регулирования
Рынок, представляет собой хорошо отлаженный, несмотря на свойспонтанный характер, механизм, способный решать основные экономические задачи,стоящие перед обществом.[1]
Особым факторомобъективного усиления роли государства выступает чрезвычайно возросшаясоциально-организационная сложность современной экономики, которая нарушаетобычные функциональные связи внутри рыночной системы. Это явление«институциональная ригидность» проявляется в том,  что фундаментальные рыночныепеременные, теоретически способные  изменяться  как в сторону увеличения, так ив сторону снижения, в современном  обществе обычно изменяются только в однусторону из-за сопротивления  правовых институтов и организаций изменениям вдругом направлении (обычно  даже при ухудшении деловой конъюнктуры абсолютныйуровень цен и зарплаты не снижается, затруднены увольнения рабочих и т.д.).Современная рыночная экономика в значительной мере утратила гибкость, котораябыла присуща раннему капитализму.
Как известно, существуют экономические проблемы, которыепринято называть фиаско (провалы, несостоятельность) рынка. Это такие ситуации,когда рыночный (ценовой) механизм не может эффективно распределить ресурсы. Приэтом не обеспечивается равенство МС = MR, или МС = Р. В таких ситуациях возможно и необходимо использованиемеханизма государственного регулирования. В связи с этим основными сферамидеятельности государства являются следующие: производство общественных благ,минимизация отрицательных и поощрение положительных экстерналий, пресечениеасимметричной информации, защита конкуренции, сглаживание макроэкономическихколебаний, политика поддержания доходов.
Особую роль играет государство в правовом обеспечениифункционирования рыночного механизма. Во всех указанных случаях государствоспособствует минимизации трансакционных издержек, с которыми связано действиерыночного механизма. Это положение не совсем ново для нас, поскольку, институтыспособствуют экономии трансакционных издержек, облегчая координацию действийэкономических агентов. Важнейшим из институтов и является государство.[[2]]1.2. Роль государствав регулировании экономики
В связи с тем, что рыноктерпит «поражение» рассмотрим границы необходимого вмешательства государства в рыночнуюэкономику.
Прежде всего, этообласти,  где  перестает  эффективно  действовать  механизм рыночнойсаморегуляции и требуется срочное вмешательство государства.
Во-первых, это правильнаяорганизация денежного обращения.
Во вторых, предоставлениегосударством общественных товаров. Механизм свободного рынка позволяетудовлетворять потребности, которые выражаются в денежной форме, через спрос.Однако существуют такие потребности, которые невозможно измерить в деньгах ипревратить в спрос. Речь идет об услугах коллективного пользования: национальнаяоборона, государственное управление, единая энергетическая система,национальные сети коммуникаций, охрана общественного порядка, вакцинация,хлорирование питьевой  воды  и  т.д. Здесь не обойтись без вмешательствагосударства в экономику.
В-третьих, устранениегосударством  последствий  внешних эффектов. В процессах рыночного производстваи потребления могут возникать своеобразные дефекты, не имеющие денежноговыражения и не фиксируемые рынком. Эти внешние эффекты нарушают рыночноеравновесие и обусловливают неоптимальное распределение ресурсов, что делаетнеобходимым вмешательство  государства  в экономику.
Функции, выполняемыегосударством по организации денежного обращения, предоставлению общественныхтоваров и устранению последствий внешних эффектов, составляют максимальныеграницы его вмешательства в экономику свободного рынка. Вместе с тем этифункции образуют минимально  необходимые границы регулирования реального рынка.Как видно, нерегулируемого рынка вообще не бывает, ибо в  определенном воздействии  со  стороны  государства нуждается даже идеальный свободный рынок.
Если обратиться креальному конкурентному рынку, то обнаружатся  новые области экономическойжизни, где проявляется ограниченность механизма рынка, что делает необходимымболее широкое участие государства в хозяйственных процессах. Совокупность такихобластей определяет  максимально допустимые границы вмешательства в экономику.Кратко обозначим эти сферы.
1. Производствообщественных благ: являетсяодной из важнейших функций государства. Рыночный механизм не может предоставитьобщественные блага. К общественным относят такие блага, которые обладают двумяхарактерными свойствами: несоперничество и неисключаемость из потребления. Обасвойства тесно связаны между собой:
Неисключаемость изпотребления означает, что на практике сложно или невозможно обеспечитьпотребление данного блага отдельными лицами, не предоставляя их всем другим. Участного сектора нет стимулов производить такие блага, поскольку положительнымвнешним эффектом от их создания и потребления могут воспользоваться любые лица,независимо от того, платили они за эти блага или нет. К общественным благамотносятся: национальная оборона, вакцинация населения, дорожная разметка изнаки, маяки, уличное освещение и целый ряд аналогичных благ, где невозможнодозировать их потребление при помощи механизма цен. Общественным благомявляется и законотворческая деятельность государства, общественный порядок и т.п.[[3]]
Принято различать чистые общественные блага исмешанные общественные блага. Чистые общественные блага обладают двумяуказанными свойствами в ярко выраженной степени. Классический пример:  национальнаяоборона. У смешанных общественных благ одно или оба свойства могут бытьвыражены слабее. Пример смешанного блага: автодороги.В некоторых случаях (при перегрузках движения) вводится плата при въезде наотдельные участки.
Блага, которые не обладают вообще указанными свойствами,называются «частными» и производятся на рыночной основе. Для приобретения частногоблага требуется заплатить за него. Наиболее полно данную роль государстварассматривает  пример «дилемма заключенного» (см. приложение 1).
Кроме того, есть блага, которые, по определению, не относятсяк общественным, но из-за неспособности рынка обеспечить их производство,государство берет на себя их финансирование. Это связано с таким явлением, какнеполнота рынков — ситуацией, когда рынки не в состоянии обеспечить предоставлениекакого-либо товара или услуги даже тогда, когда издержки, связанные с такойдеятельностью, ниже цены, которую платят индивиды. Частные компании могутотказаться страховать отдельные виды рисков, и тогда этим занимаетсягосударство. Очень часто на государственной основе базируется страхованиевкладчиков от потерь в случае банкротств банков, страхование от наводнений,пожаров и т. д.
2. Минимизация отрицательных и поощрениеположительных экстерналий: согласно теореме Коуза, если трансакционные издержкиравны нулю, то вне зависимости от первоначальной (исходной) спецификации  правсобственности их окончательное распределение Парето- эффективно. Если условия теоремы Коуза соблюдаются, можно минимизироватьвнешние эффекты без вмешательства государства. Но что делать, когда условиятеоремы Коуза нарушаются? Очевидно, что необходимым становится вмешательствогосударства.[[4]]
Существуют два основных способа минимизации отрицательныхэкстерналий.
Первый способ — принятие административных мер по отношению ктем, чья деятельность вызывает отрицательные экстерналии. На государство возлагаетсяосуществление контроля за деятельностью, порождающей отрицательные внешниеэффекты с применением административно-командных мер, штрафных санкций, рыночныхлицензий на выброс отходов до определенного уровня загрязнения окружающей средыи т. д.
Последний из перечисленных способов ограничения государствомотрицательных экстерналии стал основой образования рынка прав на причинениевнешних издержек. Другими словами, государство административными мерамиспособствует созданию рыночных механизмов борьбы с отрицательными внешнимиэффектами.
Государство поощряетдеятельность, порождающую положительные экстерналии. В этих целях проводитсясубсидирование производителей или потребителей положительных экстерналии.Предоставляется ли субсидия потребителю (он сможет платить более высокую ценуза пользование положительными экстерналиями) или производителю (снижаются егоиздержки), в любом случае это ведет к увеличению потребления блага. Какправило, государство стремится предоставить субсидию тому, у кого большаяэластичность спроса по доходам, так как чувствительность спроса на блага послесубсидии будет выше. Государство субсидирует здравоохранение, образование,различные благотворительные программы, поскольку от реализации мероприятий вэтих сферах выигрывают не только непосредственные получатели блага, но иобщество в целом: ведь чем больше здоровых, образованных и культурных людейбудет в обществе, тем меньше трансакционные издержки координации деятельностимежду людьми. Следовательно, при прочих равных условиях, тем больше предпосылокдля экономического роста имеет такое общество.
3. Пресечение асимметричной информации: те, кто пытаетсязастраховать, например, свое здоровье, обладают большей информацией, чем те,кто предоставляет услуги страхования. В связи с этим из-за асимметричной информациичастные страховые компании могут отказаться страховать отдельные виды рисков, итогда этим занимается государство.
Государство может сглаживать асимметричность информации путемконтроля за качеством товаров и услуг, распространения нужных потребителямсведений, препятствуя распространению вводящей в заблуждение рекламы и т. д.Большое значение имеет законодательство в сфере защиты прав потребителей.Принимаются серьезные санкции против продажи некачественных товаров,предоставления ложной информации о деятельности фирм и т. д. Государство,предоставляя потребителям информацию о качестве товаров, о степени риска всферах инвестирования и страхования и т. п., создает тем самым общественноеблаго (информацию), которой бесплатно пользуются все экономические субъекты.
4. Защитаконкуренции: монополизация экономики имеет ряд негативных последствий:возникает дефицит (недопроизводство) благ, завышений цен, средние издержки недостигают минимума, появляется «мертвый убыток». С помощью исключительнорыночных методов невозможно решить проблему монополизации. Борьба смонополизацией, защита конкуренции — задача государства. В экономическиразвитых странах разработано антимонопольное законодательство, ограничивающееэлемент недобросовестного соперничества.
5. Сглаживаниемакроэкономических колебаний: явление цикличности, свойственное рынку,порождает массу экономических проблем. Преодолеть эти проблемы чисто рыночнымиспособами не представляется возможным. Поэтому антициклическая политикаявляется прерогативой государства.
6. Политика поддержания доходов: это — особый пункт.Неравенство в распределении доходов, строго говоря, нельзя назвать фиаскорынка, и оно вполне сочетается с Парето — эффективностью, но с нормативнойточки зрения слишком большое неравенство считается несправедливым и ведет ксоциальной нестабильности. Поэтому государство перераспределяет национальныйдоход и осуществляет социальную политику поддержания наименее обеспеченных членовобщества.
7. Правовое обеспечение функционирования рыночного механизма:рынок представляет собой систему добровольного обмена. Нужно обеспечить этудобровольность, т. е. создать правовые рамки, ограждающие экономическихсубъектов от насилия (обман, кражи, вымогательство).
Таким образом, государство приходитна помощь рынку в тех сферах, где рынок терпит фиаско.1.3. Моделивзаимоотношения экономики и государства
Рассмотрим исторические аспекты государственногорегулирования экономики:
Россия, как и ряд других стран Европы и Азии, находится вначале пути реформирования экономических структур. Она не имеет достаточногособственного опыта формирования и использования рыночной системы, поэтому целесообразноизучение и использование практики государственного регулирования развитыхстран. Изучение опыта позволит избежать повторения многих ошибок в развитииэкономики.[5]
Исторически сложились два ведущих методологических подхода крегулированию рыночной экономики развитых стран: кейнсианская школа (теориягосударственного регулирования хозяйственного механизма) и синтез неокейнсианских,подчас консервативных, доктрин невмешательства государства в хозяйственнуюжизнь общества.
Оба эти теоретические течения имеют общие основы. Онирассматривают государство как субъект экономической системы, обладающий определеннойсобственностью и хозяйственными функциями для проведения экономическойполитики, направленной на достижение стратегических целей общества.
Дж.М.Кейнс и посткейнсианские представители считают, чтослежение за состоянием параметров рынка является одной из функций государства(правительства). Любое неравновесное воздействие должно быть зарегистрировано ина базе встроенных стабилизаторов направлено на траекторию равновесногосбалансированного роста. Так правительство воздействует на тот или иной сегментрынка.
Следует отметить, что в вопросах государственногорегулирования экономики кейнсианство неоднородно. Оно распадается на триосновных течения: левое (либеральное), консервативное и неоклассическое.
Левое кейнсианство ищет выход из противоречий современнойэкономики путем увеличения расходов государства на общественные цели: жилищноестроительство, здравоохранение, социальное страхование, дорожное строительствои т. д., а также создания условий для роста доходов фермеров, мелких предпринимателейи заработной платы работающих.
Консервативное направление кейнсианства делает ставку нагосударственное регулирование экономики, главным образом путем максимизации прибылейи сохранения консервативной структуры экономики.
Неоклассическая школа и ее представители полагают, что путемэффективной кредитно-денежной и фискальной политики можно осуществить интеграциюмикро- и макровмешательства государства в определение уровня доходов различныхслоев населения, координацию инвестиционной политики, стимулированиепрогрессивных отраслевых структур и т. д.
Субъектами ГРЭ выступают центральные (федеральные),региональные, муниципальные или коммунальные органы управления. Различают следующиетипы государственного регулирования:
- полныйгосударственный монополизм в управлении хозяйством. Он был характерен для СССРи стран социалистического содружества, но сохраняется и теперь в некоторыхпосткоммунистических государствах;
- различныеварианты сочетания рыночных и государственных регуляторов. Реализованы в«японской», «шведской» моделях, в модели социально ориентированного рыночногохозяйства ФРГ, Австрии, в «китайском» варианте развития;
- крайнийлиберализм, признающий эффективным только условия неограниченного частногопредпринимательства. Главным образом присущ США.
Эффективность госрегулирования предопределяется наличиемсильной законодательной, исполнительной и судебной государственной власти.
Выделяются две главные модели государственного регулированиячерез определенные органы государства.
1. Реактивная(адаптационная) модель, характерная для США. Она позволяет четко реагировать наизменения и «осечки» рынка. Это обеспечивается подвижностью структур и функцийрегулирующих органов, варьированием рычагов прямого и косвенного регулированияна макро- и микроуровне, сочетанием разных форм совместной деятельностигосударства и частного бизнеса.
2. Проактивная модель госрегулирования (Япония) предполагаетпредупреждение возможных сбоев в рыночном механизме путем «точной» дозировкиобъемов государственного вмешательства, использования планирования, координирующихили корректирующих рекомендаций в переговорах государства и предпринимателей.
В первой главе работы рассмотреныосновные вопросы, затрагивающих тему государственного регулирования экономики,выделена несостоятельность  рынка и роль государства в экономике.
/>2. Проблемы государственного регулирования/>/>2.1 Общие проблемы
Рыночная экономическая система в России сформирована лишь всамых общих чертах. Можно констатировать наличие основных институциональныхусловий для её функционирования. Однако дальнейшее прогрессивное развитиерыночных отношений в российской экономике наталкивается на несоответствиеинститутов государственного регулирования его институциональной среде.Результаты воздействия государства на экономику России пока слабо соответствуютправительственным прогнозам. Поэтому существует острая необходимостьисследования институциональной среды и структуры государственного регулированияэкономики, формирования целостной системы экономических институтов рыночногохозяйствования, модернизации институциональной среды государственногорегулирования российской экономики, с учётом влияния глобальныхсоциально-экономических факторов.
Следует отметить нетолько влияние государства на экономику, но и влияние экономики на государство,что отчетливо видно из анализа современной российской политики. Кризисы, «черныевторники», дефолты приводят к смене правительств, государственных деятелей,изменениям институциональной структуры.
Государственноерегулирование экономики осуществляется на основе четко сформулированнойгосударственной экономической политики. Представляется неверным утверждение отом, что термины «государственное регулирование экономики» и «государственнаяэкономическая политика» в наше время идентичны.
Государственнаяэкономическая политика представляет собой основные направления деятельностигосударства в сфере экономики, в то время как государственное регулированиеэкономики — деятельность государства в лице его органов, направленная нареализацию государственной экономической политики с использованием специальныхсредств, форм и инструментов.
Отсутствие четкосформулированной, надлежащим образом оформленной, стабильной и предсказуемойгосударственной экономической политики является существенным недостатком,препятствующим эффективному государственному регулированию рынка.
В настоящее времяотсутствует правовая база, обеспечивающая применение средств, инструментовгосударственного регулирования экономики, создание которой следуетрассматривать в качестве приоритетного направления развития законодательства (вшироком смысле слова), регулирующего отношения в экономике. Так, например,остро необходимо создание нормативной основы для эффективного применения такихсредств как ценообразование, планирование, в том числе программно-целевоепланирование и т. д.
Только после того, какбудет создана правовая основа для эффективного применения отдельных средствгосударственного регулирования, после того как будет обобщен опыт их примененияна практике, следует вернуться к вопросу о создании стержневого законодательногоакта, определяющего основы государственного регулирования экономики. Вполневозможно, что в качестве такого стержневого акта будет выступатьПредпринимательский кодекс России, в котором будет содержаться раздел,посвященный государственному регулированию рынка.
Анализ отношений,возникающих в рамках исследования проблемы государственного регулированияэкономики, в том числе и регулирования отношений в рамках государственногосектора, позволяет говорить о наличии особенностей, спецификипредпринимательских отношений, что проявляется в их комплексном характере.Предпринимательские отношения в рамках государственного регулирования экономикивключают наряду с имущественными, также административные, финансовые и иныеотношения.
Таким образом, системагосударственного регулирования экономики хотя и претерпела значительнуюэволюцию, но во многих существенных звеньях все еще не сформирована.
Наиболее важными изнерешенных задач являются:
— преодоление кризисанеплатежей и ликвидация массовой просроченной задолженности;
— оздоровлениеэкономического положения предприятий, в том числе оставшихся в собственностигосударства и находящихся под его контролем, включая улучшение управленияпринадлежащими государству пакетами акций акционерных предприятий;
— активизацияинвестиционной деятельности, проведение структурной перестройки экономики,повышение ее технического уровня, эффективности и конкурентоспособности;
— поддержка потенциальножизнеспособных отечественных предприятий, в первую очередь в обрабатывающейпромышленности и сельском хозяйстве, развитие которых имеет важное значение дляобеспечения экономической независимости и безопасности страны;
— перекрытие каналовнелегальной утечки капитала за рубеж, улучшение контроля за экспортом ивозвратом валюты в страну;
— создание условий,препятствующих расширению теневой экономики и способствующих возвратуотвлеченных в нее финансовых и материальных ресурсов в рамки нормальной,разрешенной законами экономической деятельности.
Таким образом,существующая в настоящее время система государственного регулирования носитпереходный и незавершенный характер. Ход реформ уже показал невозможностьэффективного развития экономики в режиме автоматического саморегулирования.Механизм рынка должен быть дополнен инструментами, компенсирующими егонедостатки там, где он не срабатывает или приводит к результатам, не отвечающиминтересам всего общества. Поэтому дальнейшее развитие реформ будет происходитьпутем определенных компромиссов между либерализацией и восстановлениеминструментов государственного регулирования рынка и социальной сферы./> 2.2. Функциональные экономические системы –объекты государственного регулирования
В любом национальном образовании рыночная экономикаразвивается как определенная функциональная экономическая система (ФЭС) сосложившимися количественными и качественными характеристиками. Поддержанием ихили приведением в соответствие наряду с саморегуляцией занимается государство(правительство) через определенные функции.
Под функциональными экономическими системами (ФЭС) в рамкахцелостной экономики понимаются динамические саморегулирующиеся подсистемы,деятельность всех структурных элементов которых направлена на поддержаниемакроэкономического равновесия на национальном рынке и создание оптимальныхусловий для обмена информацией, товарами, услугами, технологией, ноу-хау,различными формами капитала и др.
Функциональные экономические системы отличаются отцеленаправленных систем (банковской, налоговой, страхования, социальной защитыи др.) прежде всего тем, что они представляют собой саморегулирующиеся организации.В них всякое отклонение от определенных заданий устойчивости служит толчком кнемедленной мобилизации государством многочисленных механизмов,восстанавливающих равновесие на макро- или микроэкономическом уровне.
Функциональныеэкономические системы поддерживают равновесие вокруг определенных заданныхмакроэкономических параметров. Так, например, уровень дефицита государственногобюджета не должен превышать 5 % от ВВП; объем золотовалютных резервов долженбыть достаточен для покрытия расходов по импорту товаров, как минимум в течениетрех месяцев; отношение текущих платежей по обслуживанию внешнего долга недолжно превышать 20 % от годовых доходов от экспорта; критический уровеньбезработицы не должен превышать 15-20% от общего числа трудоспособногонаселения и т. д.
Несмотря на относительность приведенных выше параметров, ихподдержание на определенных уровнях с помощью государственного регулирования вэкономических системах сохраняет равновесие на внутреннем рынке и обеспечиваетустойчивость и динамизм экономического роста.
Типичными примерами ФЭС могут служить: система формированияконкурентной среды; система, регулирующая уровень денежной массы в обращении;система поддержания уровня внутренних цен; система стимулирования совокупногоспроса; система поддержания платежного и внешнеторгового баланса и другие. Всеони в совокупности образуют функции государства по регулированию рыночнойэкономики, по поддержанию устойчивого роста.
Одной из основных ФЭС в рыночной экономике является системаформирования конкурентной среды, которая создает и поддерживает оптимальныеусловия для частного предпринимательства и добросовестной конкуренции. Эта жесистема обеспечивает защиту мелких и средних компаний от недобросовестнойконкуренции со стороны крупных монополий, а также регулирует деятельностьестественных монополий.
Формальными показателями, которые характеризуют уровеньразвития и эффективность функционирования этой системы, являются показателиконкурентоспособности страны на мировом рынке, степень экономической свободы,степень финансового риска и риска для иностранных инвестиций. От успешногофункционирования регуляторов ФЭС во многом зависит и инвестиционный климат.Одним из основных регулирующих механизмов, стимулирующих потребительский иинвестиционный спрос в рыночной экономике, является функциональная подсистема,регулирующая размеры денежной массы в обращении. Ее структурообразующимиэлементами являются: кредитно-денежная политика центральных банков,регулирование объемов рефинансирования коммерческих банков, операции наоткрытом рынке.
К разряду важнейших макроэкономических показателей,характеризующих устойчивость экономической системы, относится дефицитгосударственного бюджета. В тех странах, где удалось создать функциональные экономическиесистемы поддержания определенного уровня дефицита государственного бюджета,регулирования соотношения доходов и расходов государства, как правило, имеетместо положительное сальдо или незначительный по размерам дефицит.
Функциональная экономическая система защиты отечественныхтоваропроизводителей от иностранной конкуренции начинает действовать при наплыведешевых импортных товаров, которые захватывают значительную долю наопределенном товарном рынке и тем самым нарушают сложившееся равновесие. Втакой ситуации государству необходимо принимать ограничительные меры, такие какповышение ввозных пошлин, изменение импортных квот, введение различных видовнетарифных барьеров и др. Это приводит к ограничению импорта определенныхтоваров и, в конечном итоге восстанавливает оптимальные условия конкуренции навнутреннем рынке.
Функциональные экономические системы посредствомсаморегулирования и государственного вмешательства избирательно объединяютразличные элементы рыночной инфраструктуры для результативной деятельностивсего хозяйственного организма. В состав функционального регулирования включаютсяразличные институциональные организации, такие как органы законодательной иисполнительной власти, государственные организации, ассоциациитоваропроизводителей и др.
Таким образом, в саморегулирующей экономической системепринципиально меняется роль государства, которое превращается в главный координирующийцентр всей хозяйственной системы, обеспечивающий нормальную работуфункциональных экономических систем, способствующий расширению их сети исовершенствованию структуры.
/>3. Государственное регулирование экономики
 3.1 Основные цели иинструменты
Государство, осуществляя регулированиесоциально-экономических процессов, использует систему методов и инструментов,которые меняются в зависимости от экономических задач, материальныхвозможностей государства, накопленного опыта регулирования. Анализ западныхтеорий и мирового опыта позволяет говорить как о формировании национальныхмоделей, так и о сложившемся стандартном наборе общественных форм и методовгосударственного регулирования.
Общепринято деление методов государственного регулирования направовые, административные, экономические, прямые, косвенные.
Правовое регулирование состоит в установлении государствомправил «экономической игры» для фирм — производителей и потребителей. Системазаконодательных норм и правил определяет формы и права собственности, условиязаключения контрактов и функционирования фирм, взаимные обязательства в областитрудовых отношений профсоюзов и работодателей и др.
Административноерегулирование включают в себя меры по регулированию, контингентированию,лицензированию, квотированию и т. д. С помощью системы административных мер (ввиде мер закрепления, разрешения, принуждения) осуществляется государственныйконтроль над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом. В ряде странсфера действия административных мер ограничивается областью охраны окружающейсреды, социальной защиты населения. Экономические методы предполагаютвоздействие на характер рыночных связей и расширение рыночного поля в рамкахнационального образования через влияние на совокупный спрос, совокупноепредложение, степень концентрации капитала, структуризацию экономики исоциальных условий, использование факторов экономического роста. С этой цельюиспользуются: бюджетная и фискальная политика, денежно-кредитная политика, программирование,прогнозирование и планирование.
Финансовая политика предполагает использованиебюджетно-налогового и фискального механизма для достижениянационально-экономических и социальных целей.
Денежно-кредитная политика предполагает использование методакосвенного воздействия Центрального банка на элементы рыночного механизма ипрежде всего оптимальность денежного обращения.
Высшей формой государственного регулирования являютсяпрограммирование, прогнозирование и планирование. Их применение связано сусложнением хозяйственных связей и необходимостью применения комплексных методовв достижении кратко-, средне- и долгосрочных целей. Объектами таких целевыхпрограмм являются отрасли (в том числе аграрный сектор экономики), регионы,социальные условия, направления научных исследований и т. д. Программы бываютобычные, целевые, чрезвычайные.[[6]]
Наиболее распространены общенациональные программы повосстановлению экономики, структурной перестройке, приватизации, послекризиснойстабилизации экономики.
В условиях рыночной экономики применяется планированиеэкономики по довольно продолжительному горизонту.
Прямые методы регулирования базируются на властнораспорядительных отношениях и сводятся к административному воздействию нафункционирование и результативность хозяйствования субъектов. Среди методовпрямого ГРЭ преобладают различные формы безвозвратного целевого финансированиясекторов экономики, регионов, фирм в виде субвенций или субсидий, включающихдотации, пособия доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондовобщенационального и регионального уровней, а также льготных кредитов. Цельютаких методов являются достижение приоритетов развития, защита общественно — необходимых секторов экономики и групп населения. Кроме положительного эффектауказанные меры могут иметь и негативные последствия в виде деформации реальногосоотношения издержек и цен, снижения уровня конкурентности, ослаблениябалансирующей функции рынка.
Прямое воздействие на экономику государство осуществляетчерез инвестиции в определенные отрасли хозяйства. Оно может идти по двумнаправлениям: или развитие государственного предпринимательства, или субсидированиепредприятий негосударственного сектора. Первое осуществляется в капиталоемких ималорентабельных отраслях, например, таких как угольная промышленность,железнодорожный и водный транспорт, содержание автомобильных дорог.
Государство осуществляет регулирование и путем поддержанияотдельных предприятий совместной или индивидуально частной форм собственности.Это достигается предоставлением им товаров, услуг по низким ценам или субсидированием.
Государство реализует программу поддержки таких сфер, какобразование, здравоохранение, охрана окружающей среды, которые без его помощиразвивались бы медленнее, чем другие отрасли, или цены на их услуги установилисьбы столь высокими, что были бы доступны немногим.
Государство оказывает также прямое регулирующее воздействиена экспорт, освобождая экспортера от уплаты пошлин на ввоз определенных видовсырья, создавая льготное кредитование экспорта либо представляя государственныегарантии под внешние кредиты. Государство осуществляет и прямое воздействие нанациональный рынок. Оно может влиять на размер, структуру и направленияразвития рынка путем государственного заказа. Под ним понимают государственноезадание фирме на производство определенного вида продукции в регламентированныесроки и в определенных размерах на уникальную, особо дефицитную продукцию.
Таким образом, экономическая политика правительства — этоопределенная регламентация норм и правил поведения хозяйственных субъектовпосредством экономического инструментария.
Методы и инструменты регулирования представлены на рис. 3.1(см. приложение 3). Приведенные методы и инструментарий государственного регулированиявызывают необходимость их комплексного использования. Взаимосвязь иобусловленность рынков (рынка благ и услуг, денежного рынка, рынка труда,внешнеэкономического рынка) требуют использования взаимосвязанногоинструментария при воздействии на равновесный экономический рост.
Весь опыт современного экономического развития показывает —рыночная система немыслима без вмешательства государства. Однако существуетгрань, за которой происходят деформации рыночных процессов, падает эффективностьпроизводства.
Среди методов государственного регулирования не существуетсовершенно непригодных и абсолютно неэффективных. Нужны все, и вопрос лишь втом, чтобы определить для каждого те ситуации, где его применение наиболеецелесообразно. Хозяйственные потери начинаются тогда, когда власти выходят заграницы разумного, отдавая чрезмерное предпочтение либо экономическим, либоадминистративным методам.
Комплексное использованиеметодов и инструментов государственного и правительственного регулированияобразует макромаркетинг национальной экономики. В отличие от прямого икосвенного подхода он является комплексным методом, охватывающим одновременновсе фазы воспроизводства и экономического роста, территории и региональныеподсистемы. Макромаркетинг динамичен по своему содержанию: изменение в экономическойконъюнктуре меняет и маркетинговую деятельность.
3.2. Общегосударственноепланирование – один из методов регулирования экономики
 
Общегосударственное планирование — один из методоврегулирования экономики
В командно-административной экономике государственноепланирование являлось основным методом регулирующего воздействия напроизводство, обмен и распределение производимого продукта. Адекватно оносоответствовало господствующей государственной собственности и распространялосьна распределительные процессы всех без исключения ресурсов и производимых благ.Такая система плановой привязки производителя и потребителя приводила кразрастанию планирующих распределительно-снабженческих структур, росту издержекпроизводства и обращения, создавала искусственный дефицит при скрытом избыткепроизводимого продукта. Более того, план как юридический закон распределенияпревращался в тормоз НТП, инноваций, роста производительности труда. Россия какглавное государство использования плана отставала от развитых стран по общемууровню экономического роста, производительности общественного труда,производству конечного продукта на душу населения. Поэтому с началомреформирования экономики и перевода ее на рыночные связи и отношения государственныеорганы отказались от использования планирования как метода регулированияглобальных связей и равновесного экономического роста на отдаленный горизонт.[[7]]
Метод планирования, как и план, предполагает использованиепозитивных факторов. План в любом национальном образовании увязывает цели, ресурсыи мероприятия в единое целое. Более того, в постиндустриальном обществе спреимущественно децентрализованной системой принятия решений товарно-денежныеотношения объективно обусловливают необходимость вмешательства государства сминимальными потерями ресурсов и времени, поддерживать прогрессивные измененияструктуры производства, нейтрализовывать влияние факторов, вызывающих кризисныеявления в экономике.
С ростом обобществления и концентрации производства,усложнением связей, достигающих значения многократных, государство уже не всостоянии поддержать; равновесие функциональной экономической системы и достаточновысокие темпы ее развития только посредством макроэкономическогоинструментария, т. е. бюджетного, налогового и денежно-кредитного регулирования.Эти инструменты краткосрочного действия в основном используются для нивелировки,устранения отклонений от прогнозных или планируемых показателей экономическогороста и нарушения пропорций, обеспечивающих это развитие.
Становится очевидным, чтопоказатели роста и экономические пропорции Могут устанавливаться государствомна основе анализа, прогнозирования и плановых программ экономики. В этом случаефункциональная экономическая система будет координироваться более совершеннымценовым рыночным механизмом. Пользуясь им при наличии разработанного плана,станет возможным быстрее адаптироваться к факторам, нарушающим ее равновесие.
Это положение целиком относится и к функционированиюроссийской экономической системы, когда она развивается уже не в режимецентрализованного планирования, а в условиях развитой инфраструктурыпостиндустриального общества.
Планомерность — это последовательность реализации отраслевыхи межотраслевых связей, рационального поведения и рационального использованиярыночных регуляторов для достижения целей экономического роста. План фиксируетпредполагаемую последовательность в использовании ресурсов как по количеству,так и по их качественному составу с учетом сложившихся ценностей.Макроэкономическое планирование предполагает организованную деятельность,осуществляемую как центральным планирующим органом, так и его локальнымиподразделениями (регионами, муниципалитетами и т. д.).
Формирование единого централизованного плананаходится в зависимости от действия внутренних (эндогенных) и внешних(экзогенных) факторов, из которых формируются экономический рост и внутреннийваловой продукт. В его создании участвуют различные государственные и частныеструктуры на основе вариантов государственной экономической политики а,представленной множеством А. Если варианты экономической политики отличаютсятолько количественно, то А можно представить вектором большой размерности, численныезначения которого соответствуют элементам бюджетной, налоговой, кредитно-денежнойполитики.
Таким образом, основной концепцией государственногорегулирования экономики России должна стать структурная политика. А основу еедолжна составить избирательная поддержка отраслей, обеспечивающих производствоконкурентной продукции, независимость и безопасность экономики, повышениеблагосостояния народа.3.3. Основныенаправления государственного регулирования экономики
Механизм государственногорегулирования не является раз и навсегда данным и неизменным. Эволюция егопредопределяется потребностями технологического развития и экономическогороста, перегруппировкой политических сил и изменениями проводимой имиэкономической и социальной политики, степенью развитости рыночных отношенийхозяйствования.
В любом случае государственное регулирование должно бытьэффективным, т. е. максимально использовать предпринимательскую энергию для углубленияпартнерства и катализации бизнеса. Оно эффективно в том случае, когдаподдерживает те сферы, которые не регулируются или слабо регулируются рыночнымимеханизмами — здравоохранение, образование, макроэкономическая стабильность,защита неимущих и т. д. По такому пути развиваются экономические и социальныепроцессы в Российской Федерации, где за годы реформ 80-90-х годов заложеныосновы финансово-экономического регулирования экономики. Перспективы российскойэкономики связываются с гарантией прав собственности и справедливойконкурентоспособности для эффективного функционирования рыночной экономики.Государство осуществляет контроль над денежной массой, снижением инфляции, атакже обеспечением структурных сдвигов в производстве и экспорте продукции.
Активизацию инвестиционного процесса государство предполагаетдостичь путем удешевления кредитных ресурсов в условиях новой экономическойконъюнктуры.
Социальная и военная реформы позволят в перспективе сократитьнагрузку на государственный бюджет и увеличить расходы на образование, здравоохранение,культуру и пенсии.
Предполагается, что бюджет как метод экономическоговоздействия будет стимулировать экономический рост. Это достигается тем, чтосредства налогоплательщиков предоставляются корпоративному сектору исключительнона конкурсной основе. Уменьшится количество налогов и налогооблагаемой базы,произойдет выравнивание налоговой нагрузки.
Анализируя опыт государственного регулирования в развитыхрыночных государствах и странах транзитивной экономики, можно отметить функциональныерегулирующие тенденции в экономике.
Основные функции государственного регулирования реализуются,во-первых, в направлении достижения и сохранения национальных конкурентныхпреимуществ экономики. Страна достигает конкурентного преимущества благодаряэкономическим факторам и наличию уникальных институциональных механизмов,способных непрерывно повышать уровень использования факторов производства:ресурсов, рабочей силы, предпринимательства.
Общепризнанной задачей правительства становится разработкаполитики нововведений, стимулирование усовершенствований в технике, выгодныхдля национальной экономики. Это позволяет повысить эффективность производства,диктовать высокие цены благодаря высокому качеству, осваивать новые наукоемкиеотрасли и отдельные территории.[8]
Экономическое регулирование на уровне территории уменьшаетнеравномерности социально-экономического развития регионов, снимает социальнуюнапряженность в депрессивных регионах, стимулирует эффективное использованиеэкономического потенциала территории.[9]
Одна из основных функций государства — экономическая. Оназаключается в создании необходимых условий для устойчивого развития экономическихотношений, в том числе общих правил деятельности основных участников этихотношений.
Роль государства на различных этапах развития обществанеодинакова. Современное российское общество характеризуется переходнымсостоянием экономики, что не может не учитываться при изучении проблемы соотношениягосударства, права и экономики. Однако в любом случае речь идет об экономикерыночного типа, о рынке.
Объективная необходимость государственного регулирования рыночныхотношений основывается на ограниченности возможностей рынка в производствеобщественных товаров, что и является основным побудительным мотивом вдеятельности государства в сфере экономики.
В третьей главе рассмотрены вопросы,связанные с государственным регулированием экономики.
/>Заключение
В завершении работы делаем обобщающие выводы:
1. Государство берет на себяответственность за создание относительно равных условий для взаимногосоперничества предпринимательских фирм, для эффективной конкуренции, заограничения монополизированного производства. Государству требуется направлятьэкономические ресурсы на удовлетворение коллективных потребностей людей, создаватьпроизводство общественных товаров и услуг. Участие государства в экономическойжизни диктуется и тем, что ему надлежит заботиться об инвалидах, детях,стариках, малоимущих, регулировать рынок труда, принимать мерыпо сокращению безработицы. Не стоит забывать и о внешней политике,регулировании платежного баланса и валютных курсов.
2. В условиях рынка государственное регулирование экономики(ГРЭ) представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующегохарактера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями с цельюприспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимсяусловиям хозяйствования.
3. Многие экономистыпризнают, что государственное регулирование экономики — это целенаправленный,координирующий процесс управленческого воздействия правительства на отдельныесегменты внутреннего и внешних рынков посредством микро- и макроэкономическихрегуляторов в целях достижения равновесного роста общей экономической системы.
4. Государствовмешивается в жизнь рынка только в той степени, в которой требуется дляподдержания устойчивости макроэкономического равновесия, для обеспечения работымеханизма конкуренции или для контроля над теми рынками, на которых условиясвободной конкуренции не осуществимы.
5. В настоящее время сложно говорить о России как об единомнациональном хозяйстве, о ее экономике как о целостной системе, поддающейся объективномуколичественному анализу. Еще достаточно трудно прогнозировать возможностьсоздания действенных механизмов саморегуляции в российской экономике. В ходеэкономических преобразований в России создаются лишь отдельные элементыфункциональных экономических систем, из которых в перспективе должнысформироваться действенные механизмы саморегуляции.
6. Среди важных элементов регулирования, созданных в России,следует отметить деятельность Государственного комитета по антимонопольной политикеи поддержке новых экономических структур, Правительственной комиссии позащитным мерам во внешней торговле, различных ассоциаций товаропроизводителей идр. К этому следует добавить разработанные Центральным банком России различныеинструменты кредитно-денежной политики, установление валютного коридора и др.
7. В силу специфики России и рядаобъективных препятствий процесс формирования широкой сети действенныхмеханизмов государственного регулирования потребует еще значительного периодавремени. Но уже теперь можно говорить о формировании функциональных направленийрегулирования экономики государством. Экономические функции современного государствамногообразны и сложны.
/>Список использованной литературы
1. Большойэкономический словарь / под ред. А.Н.Азрилияна. М.: Фонд «Правовая культура»,2004, — 528 с.
2. Борисов Е.Ф.Экономическая теория: учеб. – 2 –е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-воПроспект, 2005, — 544 с.
3. Гэлбрейт Дж.К.Экономические теории и цели общества / пер. с англ., М.,.2003.
4. Курсэкономической теории: учебник – 5-е исправленное, дополненное и переработанноеиздание – Киров: «АСА», 2005, 832 с.
5. Макконнелл К.Р.,Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика / пер. с англ., 14 – е изд., VI, 2000, 560 с.
6. Маршалл А.Принципы экономической науки / пер. с англ., в 3 т., М., 2001.
7. Райзберг Б.А., ЛозовскийЛ.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – 3-е изд., исправ.– М.: ИНФРА-М, 2002, 479 с.
8. Рыночнаяэкономика: словарь / под общ. ред. Г.Я. Кипермана, 4-е изд., допол. М.:Республика, 2002, 358 с.
9. Самуэльсон П. Э.Экономика, т.2, М.: МГП «Алгон», ВМИИСИ, 2002, — 540 с.
10. Самуэльсон П. Э.,Нордхаус В.Д. Экономика / пер. с англ. 17-е изд. М., 2002.
11. Хайнман Д.Н.Современная микроэкономика: анализ и применение / пер. с англ. Т.2, М., — 2001,426 с.
12. Хейне П.Экономический образ мышления / пер. с англ., М., 2001.
13. Экономическаятеория. / под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича, 3-е изд. – СПБ: Изд.СПбГУЭФ, Изд. «Питер», 2001. – 544 с. (серия «Учебник для вузов»).
/>ПРИЛОЖЕНИЯ
 ПРИЛОЖЕНИЕ 1
«Дилемма заключенного»
 
 Применительно к производству общественных благ следуетсказать, что «дилемма заключенного» объясняет, почему нельзя организовать производстводанных благ на рыночной основе. Если бы решение о финансировании производстваобщественных благ принималось на основе опроса, возможны были бы ошибки в силунекооперативного поведения участников опроса. Нужно ли уличное освещение? Каждыйдумает «да», но боится, что другие скажут «нет», и тогда тяжесть финансовогобремени ляжет на его плечи. Он говорит «нет», но и все остальные говорят «нет».Получается, что уличное освещение вообще никому не нужно. Наглядная иллюстрация«дилеммы заключенного» может быть представлена в виде платежной матрицы.
Для финансирования производства некоего общественного благатребуется 10 000 долл. Общество в нашем гипотетическом случае состоит из 1000человек. Следовательно, каждый должен согласиться платить 10 долл. Платежнаяматрица примет следующий вид (см. рис. 1).
Оптимальный случай — вквадрате IV, но он требует кооперативного поведениякаждого члена общества. На практике наибольшей возможностью отличается случай,представленный квадратом II(все отвечают «нет»). Чтобы избежать подобной ситуации, производство общественныхблаг возлагается на государство.

                     Всеостальные члены общества
Платят                                   Неплатят
Платит                          9 990 $
1 человек   IV        10 $
                               0
I       10 $
Не платит                          9 999 $
III           0
                                 0
II        0
Рис.1. «Дилеммазаключенного» и производство общественных благ

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
/>

                       0/>/>/> 
приложение3
Способы, методы и инструменты государственногорегулирования рыночной инфраструктуры
/>


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Аннотация основной образовательной программы по направлению подготовки 080400. 62 «Управление персоналом»
Реферат Banning On Cloning Is Unjust Essay Research
Реферат Информационное обеспечение работы менеджера
Реферат Глобалізація, научно-технічний прогрес і приватна сфера
Реферат Описание устройства сбора и первичной обработки информации о состоянии процесса бурения
Реферат Святой блаженный Андрей, Христа ради юродивый
Реферат Поэма Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос»
Реферат Paper On Gun CDontrol Essay Research Paper
Реферат Політичний режим як сукупність засобів і методів здійснення влади в суспільстві
Реферат Основные этапы феминистского движения в XIX-XX вв
Реферат Результаты селекции хлопчатника Gossypium hirsutum L. на урожайность и качество волокна на юге РФ
Реферат Традиции и обычаи Украины \укр\
Реферат Биологическая эффективность препаратов на пшеницу в лабораторных условиях
Реферат Has The Retardation Theis Been Overthrown By
Реферат Организация проводной связи в ОВД (контрольная по специальной технике)