Реферат по предмету "Экономика"


Преодоление экономической дезинтеграции

Содержание
Введение
1. Проблемы российской экономики
2.Первоочередные направления действий государства по преодолению экономическойдезинтеграции
3. Основные приоритеты программыантикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год
4. Заключение
5. Список использованной литературы

Дезинтеграция — (от лат. de… — приставка, означающая отсутствие,отмену, устранение чего-либо, и integer — целый) распадение, расчленение целогона составные части.
 
Введение
Процесс экономической и социальной дезинтеграции – это результатвнутреннего или внешнего кризиса – характеризуется распадением интегрированногообразования на составные отдельные элементы (системы), стремящиеся на начальномэтапе к максимуму обособленности и самостоятельности. Так межгосударственнаядезинтеграция может трактоваться, как процесс экономической эволюции поотношению к интеграции и означает возвращение бывших членов интеграционногоблока к исходному, обособленному, состоянию их экономических отношений.
Причинами дезинтеграции могут стать:
— прогрессирующая, застойная или циклическая дифференциация уровнейсоциально-экономического развития и устойчивая деградация экономикинтегрировавшихся стран, вызванная элементами несовместимости геоэкономическихи политико-экономических факторов;
— нарушение принципа добровольности интеграции при объединении идальнейшем функционировании, что обусловлено исходным несоответствиемсоциально-экономических уровней, последующем расширенным воспроизводством изакреплением диспропорции развития принудительно интегрируемых стран всоответствии с интересами страны-интегратора;
— неравенство доходов вследствие неравномерного размещения и развития прогрессивныхи остальных отраслей, разницы в уровне образования и квалификации работников, динамикиуровня занятости и инвестиций, различия в институциональном и культурномразвитии;
— высокая социальная дифференциация населения интегрирующихся стран, чтосоздает ситуацию социальной напряженности внутри интегрирующегося объединения;
— отсутствие реальных экономических предпосылок и основ, стратегическогопотенциала объединения, «навязывание» интеграции развитыми партнерами болееслабым участникам и попытки последних извлечь теневую пользу из своего статусааутсайдера за счет средств страны-интегратора;
— отсутствие научно обоснованных целей интегрирующегося объединения,тактики и стратегии, ориентиров и приоритетов, эффективных механизмов и этаповее осуществления;
— неэффективность или незначительный экономический эффект обусловленныйнизким приростом полезности совместно произведенных товаров и инвестиций,дополнительным транзакционными и скрытыми трансформационными издержками отпроведения интеграционных мероприятий;
— закрепление деления участников интеграции на активных и пассивных,зачастую во вред экономической эффективности сотрудничества;
— преобладание над партнерским сотрудничеством различных видовнедобросовестной конкуренции между странами – участниками внутриинтеграционного объединения за снижение бремени участия в нем и в не его, запреимущества в реализации своих товаров и услуг неинтегрированным странам ииным интеграционным образованиям;
— организационная и генетическая слабость, структурная незавершенность,масштабная неопределенность, дублирование функций, бюрократический характердеятельности, определяющие низкую эффективность процесса принятия решений ипроведения интеграционной политики созданными наднациональными институтами;
— неспособность центральной власти преодолеть неравномерность в уровняхразвития, решить социальные, инфраструктурные, экологические проблемы;
— конфликты местного этноса, провоцирующие этнорелигиозную рознь иэкстремизм, национализм и расизм .
Воспроизводство и закрепление неравномерности экономического развитияотдельных стран и регионов в рамках интегрирующегося пространства в результателиберализации движения товаров, капиталов и рабочей силы, на практикестановятся основной причиной дезинтеграции.
Возникновение и развитие центробежных тенденций в интеграционномобъединении может быть также спровоцировано негативными последствиямиразноуровневой и разноскоростной интеграции в торговой, налоговой,информационной, валютной и других сферах взаимодействия. Так, например,организация таможенного союза только частью участников интеграции будетозначать определенную дискриминацию во внешнеторговой сфере для другихучастников, становящихся «третьими странами» для подписавших подобное торговоесоглашение. Тесная валютная интеграция, создание зоны с единой валютой могутповысить трансакционные издержки в международном обмене для неприсоединившихсястран. Интеграционные и дезинтеграционные процессы тесным образом связаны междусобой. Скорость, направление и форма первых зависят от силы не толькосодействующих, но и противодействующих причин. Если последние начинаютпревалировать, то они могут прервать интеграционный процесс, даже, несмотря нато, что он имеет исторически предопределенный и прогрессивный характер.Развертывание интеграционной тенденции всегда сопряжено с различнымидезинтеграционными процессами, являющимися либо ее предпосылкой, либоследствием, либо сопутствующими ей.

1. Проблемы российской экономики
Основная проблема российской экономики – до сих пор очень высокаязависимость от экспорта природных ресурсов. В последние годы государствосделало многое в плане развития отраслей перерабатывающей промышленности,услуг, транспорта, но ключевую роль в экономике все еще играет нефтегазовыйэкспорт, экспорт иного сырья, металлов. В результате кризиса практически на всетовары российского сырьевого экспорта снизились не только цены, но и спрос.
Вторая проблема – недостаточная конкурентоспособность несырьевых секторовэкономики. Когда начались проблемы в сырьевых секторах, не нашлось отраслей,способных «поддержать» экономику. Более того, проблемы от сырьевых отраслейначали распространяться на смежные.
Результат – значительное падение промышленного производства, рост числабезработных, снижение заработных плат и ряд других негативных последствий.Особенно это заметно в тех городах и регионах, в которых находятся крупныесырьевые предприятия, и которые в условиях постоянного роста цен на сырье быливесьма обеспеченными.
Третья проблема – недостаточная развитость финансового сектора, банков.Многие российские предприятия, особенно быстро развивавшиеся в последние годы,выходившие на внешние рынки, не могли рассчитывать на финансирование внутристраны. Кредиты российской банковской системы были дороже, сроки кредитования –меньше. Компании вынуждены были занимать за рубежом. В кризис зарубежные рынкикапитала стали для предприятий недоступными.
Национальная экономика в последние годы развивались во многом за счетвнешних источников – высоких цен на сырье, «дешевых» кредитов иностранныхбанков, теперь России для выхода из кризиса и обеспечения долгосрочногоустойчивого развития необходимо найти внутренние источники роста.
В октябре – декабре 2008 года, когда мировой экономический кризис началоказывать серьезное воздействие на российскую экономику, Правительство началореализацию антикризисных мер. Антикризисные меры первого этапа позволили недопустить разрастания кризиса, его перехода в формы, угрожающие основамфункционирования экономики.
 
2.Первоочередные направления действий государства по преодолению экономическойдезинтеграции
На мой взгляд, можно выделить следующие первоочередные направлениядействий государства:
— завершение создания правовых основ экономических взаимоотношений«центра», субъектов Федерации, местного самоуправления;
— устранение основных противоречий бюджетного федерализма;
— восстановление банковской системы и платежеспособности действующихсубъектов рынка;
— сохранение экономического контроля государства над стратегическими иструктурообразующими объектами и природными ресурсами;
— селективная поддержка предприятий, особенно градообразующих, вдепрессивных регионах;
— обеспечение функционирования магистрального транспорта, энергетическойсистемы и основных телекоммуникаций;
— сдерживание роста транспортных и энергетических тарифов, созданиеоптового рынка электроэнергии;
— содействие становлению и развитию интеграционных форм пространственнойорганизации и саморазвития экономики (межрегиональные ассоциации экономическоговзаимодействия, межрегиональные финансово-промышленные группы и т. д.);
— обеспечение внешнеэкономической безопасности регионов и страны.
А так же задачи:
В числе возможных задач по преодолению процессовэкономической дезинтеграции необходимо выделить:
– организацию системы непрерывного мониторинга уровней социально-экономическогоразвития субъектов Федерации и действенности применяемых средств – региональнойполитики, в том числе, по отношению к кризисным, депрессивным регионам;
– обеспечение систематической оценки мер государственного регулированияэкономических и социальных процессов с точки зрения необходимости ицелесообразности их территориальной дифференциации;
– определение региональных приоритетов в разработке иреализации целевых федеральных и межгосударственных программ;
– стимулирование деловой активности и предпринимательства, особенномалого, в кризисных регионах, предоставление государственных гарантий подпривлечение зарубежного капитала, в том числе из стран СНГ;
– поддержку развития региональных финансово-промышленныхгрупп, межрегиональных корпораций, межрегиональных ассоциаций экономическоговзаимодействия и других новых организационных форм интеграционнойнаправленности;
– проведение целенаправленной политики развитияинфраструктуры общероссийского рынка – материально-технической базы(магистральный транспорт, энергосистемы, связь и информатика, складскоехозяйство и др.) и сети рыночных институциональных формирований (банков, межбанковскихобъединений, товарно-сырьевых маркетинговых компаний, инвестиционных фондов,бирж труда и т.д.).
В 2009году и в последующие годы Правительство Российской Федерации намеренозначительно активизировать использование всех имеющихся инструментовэкономической и социальной политики в целях недопущения необратимыхразрушительных процессов в экономике, подрывающих долгосрочные перспективыразвития страны, обеспечивая при этом и решение стратегических задач.
 
3. Основные приоритеты программы антикризисных мер Правительства РоссийскойФедерации на 2009 год
Правительство будет осуществлять свою деятельность, исходя из семиосновных приоритетов:
1. Публичныеобязательства государства перед населением будут выполняться в полном объеме.Гражданам и семьям, наиболее пострадавшим в период мирового экономическогокризиса, будет оказана поддержка. Это предполагает усиление социальной защитынаселения, повышение объемов и качества оказания социальных и медицинскихуслуг, улучшение ситуации с лекарственным обеспечением, особенно жизненноважными препаратами. Будут расширены масштабы деятельности государства в сферезанятости, противодействия росту безработицы, развития программ переобучения ипереподготовки работников, находящихся под риском увольнения;
2. Промышленный итехнологический потенциал будущего роста должен быть сохранен и усилен.Правительство не будет вкладывать деньги налогоплательщиков в сохранениенеэффективных производств. В то же время, предприятия, повысившие в последниегоды свою эффективность, инвестировавшие в развитие производства и созданиеновой продукции, повысившие производительность труда, вправе рассчитывать насодействие государства в решении наиболее острых проблем, вызванных кризисом;
3. Основойпосткризисного восстановления и последующего поступательного развития долженстать внутренний спрос. Ослабление зависимости экономического роста от внешнихфакторов, максимально эффективное задействование внутренних ресурсов будутключевыми задачами Правительства в ближайшие годы. В условиях кризиса важнуюроль будет играть внутренний спрос со стороны государства (госинвестиции игосзакупки), но по мере стабилизации ситуации частный спрос (спрос на жилье,потребительские товары, услуги отечественного производства) будет играть всебольшую роль, и Правительство предпримет все необходимые меры к егонаращиванию.
4. Кризис – не поводотказаться от долгосрочных приоритетов модернизации страны. Такая работа будетактивизирована и ускорена. Главная модернизационная задача Правительства –смена сложившейся модели экономического роста. Вместо «нефтяного» роста мыдолжны перейти к инновационному. Будут поддержаны важнейшие инновационныепроцессы, включая повышение энергоэффективности экономики. Инвестиции вчеловеческий капитал – образование и здравоохранение – будут ключевымприоритетом бюджетных расходов. Запланированные инфраструктурные объекты,необходимые для повышения эффективности экономики, также должны быть построены,но за меньшие средства.
5. Ответственныйбизнес должен быть освобожден от давления чиновников. Правительство продолжитснижать административные барьеры для бизнеса, являющиеся одной из причинкоррупции. Будет также предложен новый комплекс мер, позволяющий малому бизнесууспешно развиваться в условиях кризиса.
6. Экономика должнаопираться на мощную национальную финансовую систему. Правительство предприметвсе необходимые усилия для нормализации функционирования финансового сектора,включая банковскую систему и фондовый рынок, для поступления в экономикунеобходимых объемов кредитных ресурсов через банковский сектор. При этом особоевнимание будет уделено скорости принятия и реализации решений.
7.Правительство и Центральный Банк будут реализовывать ответственнуюмакроэкономическую политику, направленную как на поддержание макроэкономическойстабильности, так и на создание необходимых условий, стимулов для ростасбережений населения, повышения инвестиционной привлекательности экономики, наформирование качественно иной модели экономического развития. Это предполагаетвзвешенную бюджетную политику, поддержание равновесного обменного курса рубля.Денежная политика будет направлена на борьбу с кризисом ликвидности вфинансовой сфере при одновременном снижении инфляции. Принимаемые меры должныпривести к повышению доверия к национальной валюте, увеличению уровнямонетизации экономики, снижение инфляции, обеспечивая тем самым необходимыеусловия для восстановления устойчивого экономического роста.

Заключение
 
Формированиесоциально-экономической политики государства затрагивает интересы миллионовграждан и предприятий, определяет социальное и экономическое развитие страны.Чтобы избежать ошибок и воспрепятствовать навязыванию обществу чьих-либочастных интересов, формирование государственной экономической политики должновестись на научной основе с использованием институтов социального партнерства.Цели экономического развития страны и приоритеты экономической политики должныопределяться исходя из понимания объективных закономерностей современногоэкономического роста, состояния и конкурентных преимуществ российскойэкономики. Для этого процедура общественного обсуждения альтернатив иформирования общенациональных решений должна предусматривать постоянное научноесопровождение, которое может обеспечить Российская академия наук. Наряду соблеченными властью государственными чиновниками в этой процедуре должныпринимать участие представители деловых кругов, профсоюзов, научных иобщественных организаций. Для решения этих задач целесообразно сформироватькомиссию по определению целей и приоритетов общегосударственной экономическойполитики при Президенте России. Вырабатываемые комиссией цели и приоритетызатем могли бы рассматриваться и утверждаться соответствующими органамигосударственной власти в соответствии с законодательно установленной процедурой.Правительство и должностные лица исполнительной власти должны затем отвечать задостижение сформированных таким образом общенациональных целей экономическойполитики.

Список использованной литературы
1. Программа антикризисных мерПравительства Российской Федерации на 2009 год.
2. Экономическая безопасность. / Подред. В.К. Сенчагова. – М.: Финстатинформ, 2005.
3. Глазьев С.Ю. За критическойчертой. (О концепции макроэкономической политики в свете обеспеченияэкономической безопасности страны). — М.: Российский экономический журнал, 2001.
4. Д.С. Львов Путь в XXI век:Стратегические проблемы и перспективы российской экономики. 2000г.
5. Статья С.Ю. Глазьева в журнале «Вопросы экономики», №5 (май, 2007 г.)
6. Иншакова Е.И. Экономическая интеграцияв СН: Методология, стратегия, механизм // диссертация на соискание доктораэкономических наук. Волгоград 2005.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Придворная культура в век Екатерины II и западная модель светского образа жизни и светского образования
Реферат Порядок судебного разбирательства
Реферат Определение производительности вакуум-насоса доильной установки при помощи приборов КИ-4840 и
Реферат Night Time In Denver Essay Research Paper
Реферат Достижение адекватности перевода официально-деловых документов на примере Европейской программы
Реферат М.М.Пришвин (биография)
Реферат Естественная и гуманитарная культура. Научный метод
Реферат Анализ эффективности использования основных средств предприятия
Реферат Методичне забезпечення вивчення теми "Метали" в 9 класі
Реферат Коллективный договор ООО "Новомет–Сервис"
Реферат European Government In The 19Th Century Essay
Реферат Газовые сети и установки
Реферат Географическое и социальное положение Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирлан
Реферат Екологічна оцінка стану ропи Куяльницького лиману
Реферат Сирийско-ливанский кризис 2