Реферат по предмету "Экономика"


Проблемы эмиграции капитала и пути их решения

Федеральное Агентство поОбразованию
УльяновскийГосударственный Технический Университет
Кафедра экономическаятеория
Курсовая работа
«Проблемы эмиграциикапитала и пути их решения»
Специальность «Финансы и Кредит»гр. ФКд-12
Фролов Денис
Руководитель: СафиуллинА.Р.
/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>Ульяновск2006

/>/>/>/>/>Содержание:
Введение
1.      Вывоз капиталакак форма международных экономических отношений
1.1 Вывоз капитала:сущность и причины
1.2 Основные формы вывозакапитала
1.3 Историческое развитиеэмиграционного процесса вывоза капитала
1.4 Современные тенденцииэмиграции капитала
2.      Россия на мировомрынке капитала      
2.1 Главные причинывывоза капитала из России
2.2 Каналы вывозакапитала
2.3 Факторы вывозакапитала
3. Мероприятия попресечению вывоза капитала из России
Заключение
Список используемойлитературы

Введение
Международноедвижение капитала — это размещение и функционирование капитала за рубежом.Прежде всего, с целью его самовозрастания.
Международнаямиграция капитала, как явление, начала активно развиваться в период становлениямирового хозяйства. Дополняя и опосредуя международную миграцию товаров, оностановилось постепенно неотъемлемой, определяющей, отличительной чертойсовременной мировой экономики и международных экономических отношений.
Согласнооценки экспертов среднегодовые темпы прироста прямых зарубежных инвестицийсоставили в 2000 годы почти 34%, что в 5 раз превышало темпы расширения мировойторговли.
Насовременном этапе международное движение капитала служит определяющим элементомв функционировании мировой экономики, развитии прочих форм международныххозяйственных связей.
Перемещениекапитала за рубеж (вывоз капитала) представляет собой процесс, в ходе которогопроисходит изъятие части капитала из национального оборота одной страны ипомещение его в различных формах (товарной, денежной) в производственныйпроцесс и обращение другой, принимающей страны. Международное движение капиталаозначает миграцию капиталов между странами, которое приносит доход ихсобственникам.
Среди причинперемещения капитала за рубеж выделяется относительная избыточность всобственной стране, стране — доноре. Это позволяет размещать капитал заграницей в поисках сравнительно большей прибыльности и получать при этом доходкак в форме дивиденда, так и процента.
Объективнойосновой международной миграции капитала является неравномерность экономическогоразвития стран мирового хозяйства, которая на практике выражается:
внеравномерности накопления капитала в различных странах; в ''относительномизбытке'' капитала в отдельных странах;
внесовпадении проса на капитал и его предложения различных звеньях мировогохозяйства. По оценкам специалистов, на начало 90-х годов размер ''относительныхизбытков'' капитала достиг 180 — 200 млрд. долларов;
/>Объективной задачейданной курсовой работы является раскрытие: причин, основных форм в первойглаве, и применительно к России раскрыть сущность России на мировом рынке, вконтексте вывоза капитала из России

1. Вывоз капитала как форма международных экономическихотношений
 
1.1 Вывозкапитала: сущность и причины
Суть вывозакапитала заключается в том, что за рубеж переносится уже не акт реализацииприбыли, заключенной в цене экспортируемых товаров, а сам процесс ее создания.Это предопределяет экономический интерес стороны, вывозящей капитал, что,однако, сочетается с заинтересованностью принимающей стороны в привлечениииностранного капитала. В последние годы наблюдается значительный рост вывозакапитала. Это объясняется рядом причин.
1.Ускорениеэкономического роста и научно — технического прогресса требуют для своейреализации все новых капиталовложений. 2.Перенос производства трудоемкойпродукции в развивающиеся страны позволяет сужать издержки производства за счетболее дешевой рабочей силы.
3.Вложениекапитала в добывающие отрасли за рубежом обеспечивает постоянные источникисырья.
4.Вложениекапитала в обрабатывающую промышленность развитых стран позволяет преодолеватьтаможенные барьеры, стоящие на пути расширения экспорта.
5.Недостатоккапитала в принимающих странах в целом или в отдельных секторах, отраслях,инфраструктуре при наличии других благоприятных факторов.
Важную рольиграют экологические факторы — перенос вредных для окружающей среды производствв развивающиеся страны.
С 70-х годовобъем зарубежной продукции ТНК стал превышать объем мировой торговли. Назарубежное производство приходится четверть ВНП промышленно развитых стран.
В экспортепрямых капиталовложений доминируют США, ЕС и Япония (примерно 4/5 общего объемавывоза и ввоза капитала. Главным полем приложения иностранного капитала сталисами промышленно развитые страны. На развивающиеся страны приходится 30-33%новых прямых инвестиций. Это ограничивает масштабы вовлечения развивающихсястран в процесс интернационализации производства на основе современныхтребований НТР.
Направлениедвижения капитала потеряло свою былую односторонность (из промышленно развитыхстран в развивающиеся). Сейчас движение капитала идет в обоих направлениях.Многие из стран являются одновременно экспортерами и импортерами капитала.Особенно это характерно для взаимопроникновения американских изападноевропейских капиталов.
На развитиепроцесса международной миграции капитала влияют две группы факторов, средикоторых:
1. Факторыэкономического характера:
развитиепроизводства и подержание темпов экономического роста;
глубокиеструктурные сдвиги как в мировой экономике, так и в экономике отдельных стран(особенно с воздействием НТР и развитием мирового рынка услуг);
углублениемеждународной специализации и кооперации производства;
росттранснационализации мировой экономики (так, объемы производства продукциизарубежными фирмами США в 4 раза превышают объемы товарного экспорта из самихСША);
ростинтернационализации производства и интеграционных процессов;
активноеразвитие всех форм международных экономических отношений.
2. Факторыполитического характера:
либерализацияэкспорта (импорта) капитала (СЭЗ, оффшорные зоны и т.д.);
политикаиндустриализации в странах ''третьего мира'';
проведениеэкономических реформ (приватизация государственных предприятий, поддержкачастного сектора, малого бизнеса);
политикаподдержки уровня занятости.
Наряду с этимимеет мест экономическая целесообразность, непосредственно стимулирующаясубъекты капитал экспорту и импорту капитала, которая заключается в:
получениидополнительных прибылей;
установленииконтроля над другими субъектами;
обходе протекционистскихбарьеров, выдвигаемых на пути движения товарных потоков;
приближениипроизводства капитал новым рынкам сбыта (например, на территории СНГ должнобыть создано около 200 совместных предприятий с итальянским капиталом попроизводству макаронных изделий);
получениидоступа капитал новейшим технологиям;
сохранениипроизводственных секторов путем создания зарубежных филиалов;
экономии наналоговых платежах, особенно при создании и регистрации промышленности воффшорных зонах и СЭЗ;
снижениирасходов на охрану окружающей среды.
1.2 Основные формы вывоза капитала
Капиталвывозится в двух основных формах: предпринимательскогокапитала (вложение в промышленность, сельское хозяйство,торговлю, банки и т.д.) и ссудного капитала (займы отдельным государствам,городам, банкам, промышленным и прочим компаниям) Предпринимательские вложения,в свою очередь, делятся на прямые вложения, главнымобразом в акции промышленных, торговых, банковских предприятий, плантаций ит.п., обеспечивающие полное владение или полный контроль над деятельностью данного предприятия, и портфельные, формально непредоставляющие их владельцам полноты владения и контроля. Преимущество прямыхвложений для экспортера капитала по сравнению сдругими формами вложений связано с тем, что он полностью распоряжается своим капиталом втечение всего периода функционирования прямых капиталовложений, тогда какссудный капитал на весь срок предоставления займа полностью переходит в распоряжение импортера. В отличие отпредпринимательского капитала, вложения которогонеобусловлены какими-либо сроками, вложения ссудногокапитала могут быть долгосрочными (свыше 2 лет),среднесрочными (от 1 до 2 лет) и краткосрочными (до 1 года).Ценные бумаги при вывозе предпринимательского капитала (акции) приносятдивиденд, а при вывозе ссудногокапитала (облигации) — процент.
Государственныйкапитал экспортируется в различных формах:
безвозмездныесубсидии и дотации преимущественно наименее развитым странам;
государственныедолгосрочные кредиты на развитие (на 25-40 лет);
государственныегарантии частных кредитов.
Для страны — экспортера ухудшается платежный баланс, хотя впоследствии (когда начнутпоступать прибыли от этих вложений) платежный баланс будет улучшаться. Экспорткапитала расширяет рынки сбыта для страны — экспортера. Но в то же время сужаетрынок труда, так как рабочие места уходят за рубеж.
Для импортеракапитала его ввоз означает приток валюты, повышение занятости, внедрение новыхтехнологий. Но в то же время теряется контроль над отдельными сектораминациональной экономики.
Выход Россиииз экономического кризиса немыслим без привлечения иностранного капитала.
По срокамзаграничные капиталовложения делятся на краткосрочные, среднесрочные идолгосрочные. К последним относятся все вложения более чем на 15 лет. Сюдавходят наиболее значимые капиталовложения, т.к. капитал долгосрочным относятсявсе вложения предпринимательского капитала в форме прямых и портфельныхинвестиций (преимущественно частные), а также ссудный капитал (государственныеи частные кредиты). Краткосрочные — это вложения сроком до 1 — 1,5 года.Среднесрочные — от 1 до 5 — 7 лет.
По характеруиспользования зарубежные капиталовложения бывают ссудными ипредпринимательскими.
Первыеозначают предоставление средств взаймы или ради получения прибыли в формепроцента. В этой сфере довольно активно выступают капиталы из государственных ивложения из частных источников.
Предпринимательскиеинвестиции прямо или косвенно вкладываются в производство и связаны сполучением того или иного объема прав на получение прибыли в форме дивиденда.Чаще всего речь идет о вложениях частного капитала.
По целямпредпринимательские капиталовложения делятся на прямые и портфельныеинвестиции.
Прямыезарубежные инвестиции являются вложением капитала во имя получениядолгосрочного интереса и обеспечения его с помощью права собственности илирешающих прав в управлении. В основном прямые иностранные инвестиции являютсячастным предпринимательским капиталом.
Портфельныеинвестиции не обеспечивают контроля за объектом вложения, а дают лишьдолгосрочное право на доход, причем даже преимущественное в смысле очередностив получении такого дохода.

1.3 Историческое развитие эмиграционного процесса вывозакапитала
Накануне 1-ймировой войны 1914-18 гг. заграничные инвестициикапиталистических стран составили 44 млрд. долл., в т.ч. Великобритании 18млрд. долл., Франции 9 млрд. долл., Германии 5,8 млрд., США 3,5 млрд., Бельгии,Нидерландов, Швейцарии -5,5 млрд., прочих стран 2,2 млрд. долл. Послепобеды Великой Октябрьской социалистическойреволюции Россия перестала быть сферой приложения иностранного капитала. Великобритания и Францияослабели как экспортеры капитала, а Германия, потеряв все свои заграничныекапиталовложения, сама превратилась в импортера иностранныхкапиталов. США, обогатившиеся на войне, стали центром финансово-экономическойэксплуатации всего мира и начали вывозить капиталы во все возрастающих размерах[1].
Новыеусловия, сложившиеся на международном рынке капиталов после 2-й мировой войны,повлекли за собой структурные сдвиги в заграничныхкапиталовложениях. Если раньшеиностранные инвестиции направлялись главным образомв добывающую промышленность,плантационное хозяйство, торговлю и банки, то теперь, когда новые, независимыегосударства, добиваясь экономической независимости,стали развивать собственную обрабатывающуюпромышленность, электроэнергетику и др.,иностранные монополии, стремясь установить свой контроль, направляют все возрастающую часть своих заграничных капиталовложений в эти отрасли.Немалое влияние на послевоенноеувеличение вывоза капитала оказали интеграционные процессы, развернувшиеся насовременном этапе развития мирового капиталистическогохозяйства. Свободное передвижение капиталов,установленное в ЕЭС и в ЕАСТ,усилило движение капиталов в те государства, гдеиздержки производства ниже. Создание ЕЭС привело к увеличению экспорта американскогокапитала в страны«Общего рынка». В 1960 г. прямые вложения США в ЕЭС равнялись 2,64 млрд. долл., в 1970 г. они достигли 11,7 млрд.долл., т.е. увеличились в 4,4 раза, тогдакак общая сумма американских прямых вложений заграницей за тот же период увеличилась с 31,9млрд.долл. до 78,1 млрд.долл., или в 2,4 раза.
После 2-ймировой войны вывоз капитала приобретает еще более ярко выраженный государственно-монополистический характер, чтообусловливалось дальнейшим развитием государственно-монополистического капитализма в крупнейших империалистических странах,усилением неустойчивости капитализма и ростом сил социализма имеждународного национально-освободительного демократического движения[2]. Международный империализм, предоставляя займы, субсидии и«помощь» по различного рода программам, пытается укрепитькапиталистические порядки в важнейших центрах мирового капитализма и сохранить своё влияние в развивающихсястранах. В конце 60-х гг. доля государственных средствсоставляла около 70%всех финансовых средств, вывозимыхиз наиболее развитых капиталистических стран в развивающиеся страны.Государственные инвестиции в виде займов и экономической «помощи», используемые для строительстважелезных дорог, развития инфраструктуры, рассчитаны на длительные сроки и менееприбыльны, чем частные вложения. Они направлены на то, чтобы помешать развивающимся странамвстать на путь независимойэкономики и внешней политики. Монополии используютгосударственные инвестиции как важное средство расширения внешней экспансиии создания благоприятных условий для частных инвестиций в обрабатывающую промышленность и новые отрасли производства.Широкое развитие получилигосударственные гарантии частных заграничных капиталовложений, ввиду того, чтомонополии в условиях политической и экономическойнеустойчивости в современномкапиталистическом миреопасаются рисковатьсвоими капиталами. Поэтому значительная частьчастных вложений крупнейших экспортеров капитала ныне производится погосударственным гарантиям. Государственно-монополистические формы вывозакапитала в виде займов осуществляются также через Международный банк реконструкциии развития, Международный валютный фонд и др. организации.
Крайнеусилилась неравномерностьв вывозе капитала. Особенно резко изменилось соотношение сил двух главных экспортеров капитала — США и Великобритании. В 1938 г. Великобритания занимала первое место по суммевывезенных капиталов, и ей принадлежало свыше 40% общей суммы мировых капиталовложений.За 1914-70 гг. заграничные вложения США увеличилисьприблизительно в 43 раза и в 1970 г. составляли около 53% общей суммы мировых заграничныхкапиталовложений, что значительно выше, чем их доляв мировом промышленном производстве и в экспорте товаров. Английские вложенияза границей в конце 1970 г. составляли 49 млрддолл. В самой Великобритании американские прямые вложения в конце 1970 г. составляли 8,0 млрд.долл. Кроме того, внешний долг Великобританиив конце 1970 г. равнялся 5,4 млрд.долл., большаячасть которого также представляет собой долг ВеликобританииСША. Повышенный интерес американских монополий к инвестициямв Великобритании вызывается, с одной стороны, традиционными экономическимисвязями, сложившимися в течение многих десятилетий,и с другой — стремлением использовать огромные рынки Британского содружества для продажи товаровсвоих филиалов в Великобритании. На американскиеинвестиции выплачивается около 80% прибылей,вывозимых из Великобритании иностранными инвесторами.
Франция,несмотря на значительные потери во время войны, за послевоенныегоды укрепила свои позиции на международном рынкекапиталов, и её заграничные вложения на конец 1970 г. достигли приблизительно 19 млрд. долл.Если раньше французские капиталовложения осуществлялись в ссудной форме, то в современныхусловиях преобладает предпринимательская формавложений. Французские капиталы направляются преимущественно в западноевропейские, латиноамериканскиеи африканские страны, а также в Турцию и Иран. Иностранные капиталовложенияво Франции также значительны и к концу 1968 г. достигали 9 млрд. долл.Подавляющая часть этой суммы принадлежит США.Иностранные капиталы в первую очередь вкладываютсяв нефтеперерабатывающую промышленность, авиаракетное дело, радиоэлектронику,металлургию, станкостроение, химию, банки и кредитные учреждения.
В результатедвух мировых войн Германия почти полностью потеряласвои заграничные инвестиции. ФРГ начала вывоз капитала лишьпосле 1952 г.; ранее вывоз капитала не был разрешен. К концу 1970 г. заграничные вложения ФРГ достигли 20 млрд. долл., большая часть которыхпринадлежит небольшой группе крупнейших монополийФРГ. Около половины вложений ФРГ приходится наЗападную Европу, особенно на страны «Общего рынка» — Францию, Италиюи Бельгию. Остальные капиталовложения размещены в США, Канаде, ЛатинскойАмерике, в странах Азии и Африки. В общей сумме западногерманского экспортакапитала значительное место занимает вывоз государственного капитала. ФРГ — также крупный импортеркапитала. Только прямые американские инвестиции в ФРГ в 1970 г. составляли 4,6 млрд. долл., итальянские4,2 млрд.долл. Несмотря на высокий промышленный потенциал, заграничныеинвестиции этих стран сравнительно невелики, потому что в этих странахосуществляются большиевнутренние капиталовложения, дающие высокие прибыли, что не способствует накоплению избыточных капиталов. В целомзаграничные инвестиции важнейших экспортеров капитала в конце 1970 г. составляли 285 млрд. долл. В послевоенный период произошли существенные изменения вразмещении зарубежных инвестиций в капиталистическоммире. Если в предвоенные годы значительная часть частного капитала изпромышленно развитых стран поступала в слаборазвитыегосударства, то в 60-70-х гг. основная масса частного капитала направляется в промышленно развитые страны. Причина этогоявления — в крупных сдвигах в структуре экономикипромышленно развитых стран, происходящих, прежде всего под влияниемразвивающейся научно-технической революции, в распадеколониальной системы империализма. На конец 1970 г. американские прямые вложения в Западной Европе составили 24,5млрд. долл., а западноевропейские прямые инвестиции в США — 9,5 млрд. долл[3].
 
1.4Современные тенденции эмиграции капитала
В современныхусловиях понятия «вывоз капитала» и «заграничныекапиталовложения» не совпадают, т.к. взаграничные капиталовложения, помимо ежегодных вложений, поступающих извне, включаютсяеще реинвестиции прибылей, полученных в стране, в которую былвложен капитал. Так, новые частные прямые вложения США за границей за 1995-2005 гг.увеличились на 18,3 млрд. долл., а реинвестицииприбылей на II млрд. долл. В отдельных странах в общем приросте иностранныхвложений реинвестиции достигают 80%. Одна из особенностейпослевоенного вывоза капитала — большой удельный вес прямых вложений в общей сумме частных инвестиций. В 2003 г. прямые вложения составили 69,2%, а в 2004 их доля повысиласьдо 74,5%. Прямые вложения используются американскими монополиямикак важнейшее средство контроля над иностраннымипредприятиями, над целыми отраслями, а в отдельных случаях над экономикой техили иных зависимых стран. Рост прямых вложенийсопровождается расширением роста производства ипродажи товаров филиалами иностранных монополий. Зарубежные филиалы американских монополий увеличили продажу товаров,производимых в обрабатывающей промышленности, с 18млрд. долл. в 1997 г. до 65 млрд. долл. в 1992 г., а экспорт товаров из США в 1990 г. составил 42,6 млрд. долл.,т.е. примерно 2/3 к продаже товаров заграничными филиалами американских монополий[4]. Через эти филиалы монополии США под своимконтролем держат важнейшие промышленные предприятия Великобритании, ФРГ, Франции и др. стран. Вывоз капитала сопровождается также созданием за границей смешанныхкомпаний, в которых участвуют иностранный и местный капиталы. Такие компании возникают,прежде всего, в развивающихся странах. Иностранные монополии, устанавливая контроль над местными предприятиями, прибегают к такомуметоду в расчете обезопаситьсвои вложения от национализации.
В своюочередь, национальная буржуазия рассматривает смешанные компании как необходимое условиепривлечения иностранных капиталов и присвоениярезультатов научно-технического прогресса. Смешанныепредприятия создаются и в развитых странах в формепатентных пулов и т.п.
В современномвывозе капиталов всё большее значение приобретает экспорт патентов и лицензийна новые научно-технические открытия, изобретения и новинки. Крупнейшими экспортерами иимпортерами патентов являются США, Япония, Швейцария, Великобритания, Нидерланды,Швеция, ФРГ. Ведущее место принадлежит Японии. До середины 2000-х годов японские компании заключили около 3 тысячтехнических соглашении, свыше60% которых приходится на долю США. Вложения в науку и технику прибыльны, поэтому монополии инвестируют большие капиталы как внутри страны, так и за границей.Рост экспорта патентов и лицензий связан также с усилением интеграционных процессов и международного переплетениякапиталов.

2. Россия на мировом рынке капитала
Российскоегосударство не доверяет российской экономике. Деньги Стабилизационного фондаотправлены в камеру хранения на Запад — в Европу и США.
Российскойэкономики есть две однокоренные проблемы — миграция и эмиграция. Миграциярабочей силы и эмиграция капитала, финансовых и человеческих ресурсов. Россиястрадает одновременно от дефицита рабочей силы, которую можно толькоимпортировать, и от утечки капитала и мозгов, экспортируемых на Запад.
Наиболеесимптоматичный пример — утвержденные правила управления средствамиСтабилизационного фонда, общероссийской подушки безопасности, пополняемойновенькими, поблескивающими всеми лаковыми гранями черного золотанефтедолларами. Правительство, как настоящий рачительный хозяин, благоразумноотказалось от растрачивания стабилизационных запасов на всякие химерическиепроекты и решило вложить ресурсы черного дня в валютные инструменты и долговыеобязательства европейских государств и США.
В этойистории две итоговые, почти басенные, морали. Одна указывает на то, чтоисполнительная власть, когда от слов надо переходить к делу, действует,руководствуясь здравым смыслом. А вторая безошибочно указывает на то, что потем же рациональным причинам российское экономическое начальство не доверятроссийской же экономике. То есть не вкладывает средства в российскиеинструменты по причине их ненадежности, не инвестирует в разного рода внешнепривлекательные отечественные проекты.
Такимобразом, государственный Стабилизационный фонд эмигрирует на Запад, сдан вкамеру хранения духовно нам чуждой евроатлантической цивилизации. Эмигрирует,потому что кто же лучше государства российского знает о ненадежности инепривлекательности нашей экономики. Государство ведет себя в лучших традицияхотечественной элиты: сами высшие слои патриотично трудятся на родных нивах, авот детей предусмотрительно экспортируют за рубеж, подальше от отеческихгробниц и соответствующего пепелища.
Если ужгосударство предпочитает от греха подальше отправлять свои средства за рубеж,то что говорить о негосударственном секторе. Аккурат в день вступления вдействие постановления о порядке управления средствами Стабфонда Центробанкофициально сообщил, посчитав все статьи платежного баланса, включая пресловутыеошибки и пропуски: чистый вывоз капитала из России частным сектором вянваре-сентябре 2004 года составил $10,9 млрд., что почти в 3 раза больше, чемза аналогичный период 2003 года ($3,8 млрд.).
И надо жетакому случиться, что опять-таки в тот же самый день глава Федеральной службыпо финансовым рынкам Олег Вьюгин заявил, что большая часть операций сроссийскими ценными бумагами проходит через зарубежные фондовые площадки. АЛондонская фондовая биржа разговаривает с миром с заметным русским акцентом — ежедневный оборот только российских долговых обязательств составляет $23 млрд[5].
Можнопредположить, что российская экономика, ставшая свободной и открытой, таким вотобразом глобализуется, отвечает на вызовы времени и т.п. Но движение почему-тоидет преимущественно в одну сторону — на выход «с вещами», аиностранные гости, как правило, имеют или спекулятивные краткосрочные намерения,диктуемые высокорисковыми стратегиями, или проявляют живой интересисключительно к сырьевым отраслям и проектам.
Представленияо загадочной русской душе заметным образом устарели — Россию уже можно измеритьобщим аршином. Поведение российских экономических агентов и хозяйствующихсубъектов отличается высочайшей степенью рационализма и трезвой оценкойдействительности. Отсюда и уход капитала, и утечка мозгов, и размещение акций идолговых бумаг на иностранных биржах, и покупка бизнеса в других странах, и вложениесредств Стабфонда в западные инструменты и обязательства. И как результат — просто отъезд на постоянное место жительства в дальнее зарубежье.
Если так идальше пойдет, нам потребуется замещение миграционных потоков: нашего на Запад- импортом трудовых ресурсов из СНГ, наших финансовых ресурсов — соответствующей экспансией бизнеса и капитала из республик бывшего Союза.Экономика не может освоить деньги, люди не могут освоить географическиепространства собственной страны — на выходе получаем тотальную эмиграцию вшироком смысле этого слова. Скоро наши граждане, уже выбирающие учебу взападных вузах, предпочтут и службу в армиях других стран.
Выходов изэтой ситуации два: или повышать привлекательность собственной страны, илизакрывать границу.
 
2.1Главные причины вывоза капитала из России
С самогоначала перехода к рыночной экономике Россия столкнулась с целым рядом проблем,которые сделали достаточно рискованным хранение сбережений населения внутристраны и, наоборот, в значительной мере способствовали переводу личныхсбережений за рубеж. Несмотря на то, что был принят ряд мер по устранению этихпроблем, качество реформ в этом направлении остается далеко неоднозначным.
Существуетряд причин экспорта капитала из России. Но главной из них является уродливостьсложившегося в России экономического механизма, при котором собственники незаинтересованы в судьбе своего предприятия. Государство, как представителеминтересов общества оказалось во власти небольшой группы олигархов и долгоевремя не предпринимало никаких усилий по сокращению экспортного капитала изРоссии.
Макроэкономическаянестабильность, являющаяся в большой степени следствием политическойнестабильности, порождает неуверенность в отношении будущей прибыли от инвестицийв России.
Произвольныйи конфискационный характер системы налогообложения способствует уклонению отуплаты налогов, а перевод средств за рубеж позволяет легко укрывать их отналоговых органов.
Недоверие кбанковской системе способствует переводу сбережений за рубеж.
Слабостьинституциональных механизмов защиты прав собственности и широкораспространившаяся коррупция не располагают к накоплению активов в России.Наконец, в некоторых случаях приватизация создала возможности для руководителейпредприятий отчуждать находящиеся в их ведении активы и укрывать полученнуювыручку за рубежом.
Перечисленныеглавные причины создают стимулы для перевода (или хранения) капитала за рубеж,что осуществляется самыми различными путями.
 
2.2 Каналывывоза капитала
Каналы оттокакапитала из России хорошо известны и включают в себя следующие:
Предоставлениеневерных сведений о размерах экспортной выручки, особенно втопливно-энергетическом секторе.
Неверноеуказание доходов от экспорта достигается несколькими способами: (а) занижениесумм в счетах-фактурах при экспортных операциях; (b) контрабандный экспорт,доходы от которого переводятся в зарубежные компании или на зарубежные счета, и(с) осуществление экспорта через оффшорные дочерние предприятия по заниженнымотпускным ценам, причем разница между ними и рыночными ценами остается воффшорной зоне.
Преимущественноесосредоточение российского экспорта в энергетическом секторе превращает его восновной канал оттока капитала из России. Именно «нефтяное проклятие»отчасти объясняет подобное сочетание медленного хода реформ, коррупции и оттокакапитала из России. Очевидная взаимосвязь между интенсивностью оттока капиталаиз страны и ростом мировых цен на нефть также подтверждает ту точку зрения, чтоотток капитала в значительной мере отражает невозвращение в страну экспортнойвыручки от продажи энергоносителей.
В 2005 годуэкспортные цены в России отставали от мировых в среднем на 7 процентов длясырой нефти, на 29 процентов для нефтепродуктов, на 15 процентов для угля[6], на 11процентов для природного газа, на 21 процент для алюминия и на 13 процентов длямеди. Эти статьи экспорта составляют до половины всей его структуры в России.
Слабостьтаможенного и пограничного контроля в государствах бывшего СССР в первые годыреформ облегчала отток капитала через этот канал. Например, некоторые страныБалтии превратились в центры реэкспорта товаров, незаконно экспортированных изРоссии.
Завышениеразмеров платежей по импорту, в том числе с помощью фиктивных контрактов наимпорт товаров или услуг.
По сравнениюс экспортным механизмом, величину оттока капитала через этот канал оценитьзначительно сложнее, поскольку структура российского импорта оказываетсязначительно более диверсифицированной, чем структура экспорта.
Указанные вконтрактах цены импортируемых пищевых продуктов, таких как пшеница иподсолнечное масло, превышают мировые цены на 40 процентов.
Фиктивная предоплатапо импортным сделкам.
Это еще одиниз важных каналов оттока капитала. Имеется множество примеров, когдапредприятия создаются исключительно с целью оформления импортного контракта, наосновании которого банк предоставляет крупную предоплату. Как только переводсредства осуществляется, предприятие ликвидируется.
· Целый рядопераций по счетам движения капиталов в обход установленных правил нередкоосуществляется российскими банками через корреспондентские счета зарубежныхбанков.
В рядеслучаев граждане России также приобретают банки (обычно в тех странах, гдеотсутствует строгий надзор за банковской деятельностью) с целью открытиякорреспондентских счетов с российским банком. Эти счета служат каналом оттокакапитала, практически неподконтрольным ЦБ Российской Федерации.
Некоторые изперечисленных каналов входят в число способов оттока капитала, рассмотренныхвыше, тогда как другие (такие как некоторые из форм предоставления невернойинформации о размерах экспортной выручки) являются дополнительными вариантами.
 
2.3Факторы вывоза капитала
В данномразделе рассматриваются факторы оттока капитала в разных странах, которыепозволяют более четко представить ситуацию в России и определить рекомендациипо ее исправлению с учетом международного опыта.
Во-первых,имеющиеся исследования свидетельствуют о том, что отток капитала развивается нафоне неудовлетворительных макроэкономических показателей и недостаточногоразвития необходимых институтов. Используя ограниченную выборку стран спереходной экономикой, можно сделать вывод о том, что высокий уровень инфляции,большой дефицит бюджета, прогрессирующее снижение курса национальной валюты инизкие реальные процентные ставки ведут к увеличению оттока капитала. Изучениевыборки из 18 развивающихся стран в период с 1978 по 1988 годы свидетельствуето том, что бюджетная консолидация и выполнение программы стабилизации МВФпозволяют пресечь отток капитала.
Итогисравнительного исследования развивающихся стран отмечают взаимосвязь междуоттоком капитала и диспропорциями финансовой политики, которые приводят кзавышению валютного курса.
Во-вторых,наиболее успешный опыт реформ в странах Центральной Европы, Балтии и ЛатинскойАмерики также свидетельствует о возможности значительного уменьшения или дажепреодоления оттока капитала путем неуклонного улучшения макроэкономическихпоказателей, проведения институциональных реформ или сочетания этих подходов. Встранах Центральной Европы полное преодоление оттока капитала было связано соснижением уровня инфляции и повышением качества структурных реформ. В странахБалтии также был достигнут существенный прогресс по обоим направлениям, и,кроме того, осуществляется контроль за состоянием бюджетного баланса. В странахЛатинской Америки удалось достичь значительных успехов по сокращению бюджетногодефицита.
В-третьих,имеется взаимосвязь между интенсивностью оттока капитала и показателямиэкономического роста. Основной трудностью при анализе взаимосвязи между оттокомкапитала и прочими переменными является правильное определение причинности,поскольку очевидно, что отток капитала может являться как следствием, так ипричиной неудовлетворительной макроэкономической ситуации. Тем не менее,представляется весьма вероятным, что устойчивое улучшение макроэкономическихпоказателей в стране и укрепление организационно-правовой базы (в том числеукрепление политической стабильности, защита прав собственности и главенствозакона) позволят пресечь отток капитала.
По даннымсравнительных исследований в различных странах остается тем не менее не доконца понятным, насколько эффективным являются меры регулирования капитала дляпредотвращения его оттока. Большинство имеющихся исследований указывает на то,что регулирование оттока капитала и, в частности, меры количественногоконтроля, в большинстве случаев оказывается неэффективным. На основании выборкипромышленно развитых и развивающихся стран не обнаружили подтверждения тому,что меры регулирования капитала способны оградить платежный балансразвивающихся стран. Меры регулирования капитала не оказывают заметного влиянияна отток капитала, бюджетный дисбаланс и осуществление программ МВФ. Хотя вряде случаев меры контроля могут оказаться на короткое время эффективными, темне менее инвесторы очень скоро находят пути для обхода этих ограничений.Следует добавить, что во многих странах наблюдается тенденция сохранять мерырегулирования капитала, что, по всей вероятности, характерно и для России.
Меры вобласти политики. Главными причинами оттока капитала из России являютсяполитическая неопределенность, тяжелое бремя налогов, неразвитость банковскойсистемы и чрезвычайно сильное влияние интересов крупных монополий вэнергетическом секторе. Несмотря на то, что проблему оттока капитала едва ли можнорешить за короткое время, опыт других стран с переходной экономикой показывает,что эту тенденцию можно преодолеть всего за несколько лет, если для устраненияглавных причин этого явления будут предусмотрены решительные и серьезныереформы. Необходимы мероприятия, направленные на укрепление банковской системы,совершенствование системы налогообложения, улучшение методов управления иконтроль за интересами крупных монополий в энергетическом секторе. Провеститакие реформы нелегко, но если не устранить базовых причин оттока капитала,преодолеть его не удастся.

3. Мероприятия по пресечению вывоза капитала из России
Мероприятия,направленные на пресечение оттока капитала из России, включал ряд мер валютногоконтроля. Хотя система множественных валютных курсов была отменена в 2003 году,в начале переходного периода существенные усилия прилагались к осуществлениюконтроля за внешней торговлей. В 1992-93 годах была создана и впоследствииужесточена система лицензирования экспорта «стратегического» сырья. В2003-04 годах в России было введено требование оформления «паспортасделки» с подробным описанием экспортных операций, а позже появились и«экспортные сертификаты». В 2005 году произошла значительная либерализацияторговли, особенно после отмены экспортных квот на большую часть товаров, врезультате чего Россия приняла в 2006 году обязательства по статье VIII МВФ.
В 2005 годумеры регулирования капитала были значительно ослаблены, и к середине 2006 годанерезиденты смогли репатриировать доходы от инвестиций в российские ценныебумаги. Однако после августовского кризиса 2006 года меры регулированиякапитала были восстановлены и ужесточены.
Одной изхарактерных мер, введенных в России, было требование обязательной продажи валютнойвыручки. Начиная с июля 2003 года все российские экспортеры в обязательномпорядке должны были обменивать 50 процентов своей валютной выручки на рубли.
Все эти мерывалютного контроля, возможно, и были полезны, обеспечив (временное) сокращениеоттока капитала, но, как утверждают некоторые авторы, они обошлись ценой ростакоррупции и снижения экономической эффективности. Эти меры контроля привели ксозданию экономической ренты, и значительная часть ресурсов была затрачена нато, чтобы обойти контроль и получить доступ к этой ренте. В той мере, в какойобеспечение соблюдения нормативов и правил зависит от воли чиновников,сохраняется простор для коррупции. Действительно, в разных странах наблюдаетсятесная связь между коррупцией и мерами регулирования капитала.
Хотявзаимосвязь между мерами валютного контроля и коррупцией подробно в современныхисследованиях не анализировалась, сравнение регрессий по данным различных странпоказывает положительную зависимость между мерами контроля и коррупцией.Страны, в которых имеются все четыре типа контроля, в среднем характеризуютсяболее высокой коррупцией (на 1,3 пункта по шкале от 0 до 6), чем страны, гдеконтроль вообще отсутствует.
Наконец, невсе фирмы в равной мере могут обойти меры контроля, что усиливает неравные условияконкуренции и искажает структуру распределения ресурсов. По мере все болееширокого распространения контроля по секторам российской экономики, то жепроисходило с коррупцией.
Системаэкспортных лицензий способствовала усилению коррупции среди государственныхчиновников; точно так же введенное впоследствии требование, обязавшее банкиудостоверять точность сведений в паспорте сделки, привело к распространениюкоррупции в банковской системе.
Провеститочный анализ затрат и выгод применения мер регулирования капитала нелегко.Трудно выразить количественно затраты, связанные с ростом коррупции. Такжесложно определить выгоду в форме сокращения оттока капитала, поскольку труднооценить, насколько больше был бы отток капитала при отсутствии контроля. Тем неменее, если принять во внимание, как международный опыт, так и события в самойРоссии, эффективность мер регулирования капитала представляется сомнительной.Кроме того, попытки обойти этот контроль приводят к значительному ростукоррупции в соответствующих сферах экономической деятельности.
Такимобразом, в среднесрочной перспективе меры регулирования капитала, по-видимому,следует отменить, но по ряду соображений краткосрочной перспективы желательно иразумно было бы подойти к этому вопросу постепенно. Существующие меры контроля,возможно, оказывают некоторое влияние на сокращение оттока капитала, и ихрезкая отмена может привести к давлению на рубль и массовому изъятию вкладов изроссийской банковской системы. Отмена мер регулирования капитала может такжепривести к меньшей защищенности от целенаправленных спекулятивных действий.Можно также возразить, что последствия августовского кризиса 1998 года моглибыть менее пагубны при наличии более жестких мер регулирования капитала. Чтобыпредотвратить возможный рост спроса на иностранную валюту, необходимо будетпроводить постепенную отмену такого контроля в сочетании с мерами по укреплениюбанковской системы, управления и макроэкономических показателей в целом.
Вкраткосрочной перспективе некоторые шаги могут помочь улучшить структуру мервалютного контроля и разрешить в ближайшее время отменить меры контроля,несовместимые со Статьей VIII МВФ, не создавая в то же время риска неожиданнорезкого возрастания оттока капитала. Эти меры включают следующее.
* Системавалютного регулирования в России представляется чрезмерно сложной. Существующиеправила следует рационализировать, обеспечив их непротиворечивое и поддающеесяконтролю применение, не требующее также выдачи индивидуальных разрешений.
* Количестволицензированных банков в настоящее время слишком велико, и многие из них, какпредставляется, участвуют в уклонении от валютных ограничений. Более жесткиеправила лицензирования банков помогли бы смягчить эти проблемы. В частности,можно было бы отозвать лицензии у тех банков, которые оказались явноненадежными при соблюдении правил валютного регулирования, а на использованиесчетов банков, штаб-квартиры которых находятся в оффшорных зонах, малодоступныхдля органов банковского надзора, может быть наложен запрет.
* Предоплатаимпорта в настоящее время должна быть предварительно санкционированаЦентральным банком России, и были случаи, когда такое разрешение не выдавалось.Иногда подобная система ложится ненужным бременем на законопослушныхимпортеров. Целесообразно упростить процедуру законного импорта, сохранив в тоже время за ЦБР право контролировать предоплату импорта. Одна из возможностейзаключается в замене существующего требования об обязательном полученииразрешения на требование о предоставлении отчета, предусматривающего суровыештрафные санкции в том случае, когда импортируемые товары, за которые былавнесена предоплата, не были доставлены в оговоренный срок.
Графиксреднесрочной постепенной отмены мер контроля должен, прежде всего,предусматривать отмену сложных мер, которые создают возможность дляпроизвольных действий чиновников как при их применении, так и в связи собеспечением их соблюдения. С другой стороны, меры контроля, которые простопредусматривают предоставление определенной информации, могут быть сохранены втой мере, в какой они затрудняют вывоз из страны и сокрытие прибыли от действительнопреступной деятельности.
Также следуетрассмотреть вопрос, способствуют ли займы, предоставляемые международнымифинансовыми учреждениями, оттоку капитала. Вопрос, очевидно, не в том, остаютсяли в России или покидают страну конкретные банкноты, переданные Центральномубанку России, поскольку деньги — понятие родовое. Проблема заключается в том, вкакой степени отток капитала был бы выше при отсутствии займов МФУ, но, ксожалению, ответить на этот вопрос невозможно. Ответ зависит от того,соответствуют ли такие займы и политические меры, используемые в контексте этихзаймов, целям восстановления доверия к способности страны предоставитьпривлекательные возможности всем инвесторам.

Заключение
Характернойособенностью развитияМирового рынка капитала в условиях распадаколониальной системы и резкого обострения общегокризиса капитализма является фактическая ликвидация монопольного положенияимпериалистических державво внешней торговле стран бывшего колониального мира. Достижение преобладающим большинством стран реальнойгосударственной самостоятельностии укрепление равноправных торгово-экономических связей между ними и странами социалистического содружества открывают принципиально новые возможности для их успешной борьбы за экономическую независимость на Мировом рынке.
Странысоциализма, все прогрессивные страны мира борются за установление на Мировом рынкеустойчивых, подлинно равноправных отношений бездискриминации и империалистической эксплуатации.Они добиваются развития взаимовыгодных отношений,как во внешней торговле, так и в сфере всестороннегопромышленного, технического и научного сотрудничества всех стран, которое в условиях современнойнаучно-технической революции позволяет в наибольшей мере использовать преимуществамеждународного разделения труда. На сегодня просто невыгодно и неразумно ограничивать экономическое сотрудничество однойлишь торговлей. Идти в ногу со временем, выйти науровень требований и возможностей научно-техническойреволюции можно, лишь опираясь на широкое международное разделение труда. Сегодняэто, пожалуй, аксиома. Отсюда — необходимость взаимовыгодного, долговременного, крупномасштабногоэкономического сотрудничества — как двустороннего, так и многостороннего"[7]. Такое сотрудничество- также фактор материальногозакрепления мирных отношений между государствами. Особенностьюсовременной фазы развитияМирового рынка является переход на основе межгосударственныхсоглашений к комплексному и долгосрочному сотрудничествумежду странами, относящимися к различным общественным системам. Такого рода соглашения заключенынашей страной и другими социалистическими странамисо многими развивающимися и рядом развитыхкапиталистических стран.
Перспективыразвития Мирового рынка связаны с созданием условий,способствующих укреплению мирного сосуществования государств с различным общественно-политическим строем, использованием всеми странамипреимуществ взаимовыгодного международного разделения труда

Список используемой литературы
1.    Мировойкапиталистический рынок, т. 2, с.Москва, Дрозд, стр. 509-511.
2.    БорисРайзберг. Рыночная экономика. Учебник. 2003.Москва. Автор — доктор экономических наук, профессор, ведущийспециалист Центраэкономических реформ при правительстве России.
3.    Рыночнаяэкономика. Под общей редакцией Р 95 Г.Я.Кинермана. Словарь. Издательство «Республика». 2003 г., 524 с.
4.    БалашовИ.Н. «Эмиграционная политика». Журнал «Финансист».Еженедельное экономическое обозрение, №- 4 (144)от 5-11 февраля 1996 г.
5.    СеменовС.Е. «Проспекты эмиграции». Журнал «Финансы»,№45. II, 2005 г.
6.    ДэвидС. Кидуэлл, Ричард Л. Петерсон «Финансовые институты, рынки и деньги» 2000 г. Финти, стр.64
7.    Л. Н.Красавина Статья “Международные валютно-кредитные и финансовые отношения”, М.Дрозд 2000
8.    ЖуковЕ. Ф. Деньги, кредит, банки Москва, 1999.
9.    “Финансы”Л. А. Дробозина Москва, 2000
10.   Ф. Н. Курочкин Процентныеставки на международном рынке ссудных капиталов. СП-б, Камера, 2004 г.
11.   К. В. Санин«Международные рынок ссудных капиталов». СП-б, Камера, 2003
12.   Иностранные инвестиции вРоссии: современное состояние и перспективы/Под редакцией И.П. Фаминскогою — М:Международные отношения — 2005.
13.   Ахмеров Р.Р.“Эксперт”, М.Аспект, 2005, стр.8
14.   “Коммерсантъ-Daily”, 2005,стр.24-27
15.   Губченко Л. Международноедвижение капитала в современных условиях.//Экономист 2001 №6.
16.   Ханин Г.И. Альтернативныеметоды определения объема экспорта капитала из России.//ЭКО 2001 №1.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.