Реферат по предмету "Экономика"


Применение информационных баз в оценке бизнеса

Содержание
Введение
1. Информационная база оценки, еесостав и структура
2. Использование информационнойбазы в доходном, сравнительном, затратном подходе оценки бизнеса
3. Подготовка информационной базыдля оценки стоимости ОАО «КОМЗ»
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Процессы,происходящие на современном этапе в российской экономике, привели к возрождениюи развитию оценочной деятельности, актуальность и востребованность результатов,которой в условиях рынка фактически неоспоримы. Оценка и ее ключевая категория — «стоимость» являются комплексным показателем целесообразности,полезности и значимости того или иного результата какой-либо деятельности всфере рыночных отношений.
Оценкастоимости предприятия — представляет собой упорядоченный, целенаправленныйпроцесс определения в денежном выражении стоимости предприятия с учетомпотенциального и реального дохода, приносимого им в определенный момент временив условиях конкретного рынка. Особенностью процесса оценки стоимостипредприятия, несомненно, является ее рыночный характер. Это означает, чтооценка стоимости предприятия не ограничивается учетом лишь одних затрат насоздание или приобретение оцениваемого объекта, она обязательно учитывает всюсовокупность рыночных факторов: фактор времени, фактор риска, рыночнуюконъюнктуру, уровень и модель конкуренции, экономические особенностиоцениваемого объекта, его рыночное реноме, а также макро — и микроэкономическуюсреду обитания. При этом подходы и методы, используемые оценщиком,определяются, в зависимости, как от особенностей процесса оценки, так и отэкономических особенностей оцениваемого объекта, а также от целей и принциповоценки.
Из всеговышесказанного, можно сделать однозначный вывод о том, что оценка стоимостипредприятия (бизнеса) в нашем современном мире — это очень актуальная тема,исследованию которой и посвящена представленная курсовая работа. При этомуказанная тема будет рассмотрена на примере ОАО «КОМЗ».
Объектомисследования представленной курсовой работы является стоимость современногопредприятия (бизнеса).
Предметомисследования работы — оценка стоимости предприятия (бизнеса) в современныхусловиях.
Изучениевыбранной темы предполагает достижение следующей цели — исследовать основныетеоретические и практические аспекты оценки стоимости предприятия (бизнеса). Всоответствии с определенной целью в представленной курсовой работе былипоставлены и решены следующие задачи:
рассмотретьинформационную базу оценки, ее состав и структуру;
рассмотретьиспользование информационной базы в доходном, сравнительном, затратном подходеоценки бизнеса;
провестианализ внешней и внутренней информации оценки стоимости ОАО «КОМЗ» методамидоходного и сравнительного подхода.
Работасостоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
1. Информационная база оценки, ее состав иструктура
Залогуспешной оценки бизнеса — качественная информационная база. Информациянеобходимая для оценки собирается из различных источников. При этом важно,чтобы она отражала состояние внешней (макроэкономической и микроэкономической) ивнутренней среды бизнеса в различные периоды времени. Характеристикиоцениваемого бизнеса на дату оценки являются результатом предыдущего развития,предпосылкой будущего развития и одновременно зависят от положения дел вэкономике страны, в отрасли и регионе.
Посколькустоимость бизнеса является результатом воздействия многочисленныхвзаимосвязанных факторов, постольку и информация необходимая для ее оценкипредставляет собой систему взаимосвязанных информационных блоков, среди которыхвыделяются финансовые результаты деятельности предприятия.
Оценочнаяинформация классифицируется по различным критериям. В зависимости отхарактеризуемых условий выделяются внешняя и внутренняя информация. Внешняяинформация характеризует условия функционирования предприятия в регионе,отрасли, в стране, на внешнем и внутреннем рынках. Внутренняя информацияописывает само предприятие, дает отчет о его деятельности, организационнойструктуре, финансовых результатах.
Взависимости от размещения источника выделяется аутсайдерская и инсайдерскаяинформация. Аутсайдерская информация является публичной, доступной широкой публике,открытой, т.к она печатается в средствах массовой информации или в сетиинтернет.
Источникаутсайдерской информации расположен в не фирмы. Инсайдерская информация,напротив, нигде не публикуется либо содержится во внутренних изданиях, окоторых посторонние предприятию люди даже не подозревают, к инсайдерскойотносится так же и конфиденциальная информация. Источник такой информациирасположен внутри фирмы. [1]
Взависимости от параметров бизнеса и показателей характеризующих его состояние,информацию можно подразделить на обычную и специфическую. Общая информациявключает в себя стандартные показатели, характеризующие деятельность любогопредприятия, без учета его специфики. Специфическая или особенная информация,напротив, отражает особенности оцениваемого бизнеса, обусловленные егоотраслевой принадлежностью, месторасположением и т.п.
Взависимости от характеризуемых аспектов бизнеса информация подразделяется нафинансовую, правовую, управленческую, технико-технологическую,хозяйственно-экономическую.
Инаконец, учитывая, что в любом предприятии заключено органическое единствоимущественного комплекса и бизнеса, следует различать информацию относящуюся кимуществу предприятия и информацию содержащую характеристики предприятия какбизнеса. В зависимости от доступности информация подразделяется на публичную иконфиденциальную.
Всеперечисленные информационные блоки должны быть взаимосвязаны в пространстве иво времени и соответствовать определенным требованиям, предъявляемым коценочной информации.
Основнымитребованиями являются:
1) достоверность;
2) точность;
3) комплексность;
4) полнота.
При этоманализируемая оценщиком информационная база должна содержать все необходимые сведенияи быть достаточной для обоснованного заключения о стоимости предприятия.
Cистематизациясобранных данных осуществляется либо хронологическим методом, либожурналистским, либо логическим, либо, что наиболее часто — комплексным,сочетающим все три метода.
Сутьхронологического метода заключается в сборе, расположении и последующем анализеинформации от прошлого к будущему, при журналистском методе — от более важногок менее значимому, при логическом — от общего к частному или от частного кобщему. Любой бизнес подчиняется законам и подзаконным правовым актам страны — резидента,ряд которых являются общими для всех предприятий — юридических лиц, а частькоторых относятся только к предприятиям определенных отраслей и сфердеятельности.
Этопрежде всего относится к лицензируемым сферам деятельности, особое вниманиездесь следует обратить на предприятия связанные с добычей и переработкойполезных ископаемых правовое поле предприятия (бизнеса) обязательно должно бытьучтено при формировании информационной системы оценки, т.к эта спецификасерьезно влияет на процедуру и результат рыночной оценки.
Не менееважной для стоимостной оценки является аутсайдерская, публичная информация, причемособое внимание следует обратить на местные печатные издания, в которых можнообнаружить информацию о спорах и судебных разбирательствах касающихся правсобственности на тот или иной объект оценки, о скрытом обременении объекта илисомнительных сделках, которую владельцы предприятия предпочли бы скрыть, нокоторая существенно повлияет на величину стоимости бизнеса. Кроме этого, впубличных источниках (газетах, журналах, интернет-сайтах) можно найти и отчет компании,подготовленный для собрания акционеров, и данные о недавно совершенных сделкахс аналогичными объектами, и информацию о состоянии фондового рынка, ирейтинговые обзоры, позволяющие определить место оцениваемого предприятия средидругих компаний.
Процедурасбора информации включает в себя следующие этапы:
1. Направлениезапроса в компанию с просьбой предоставить требуемую для оценки информацию (взапросе целесообразно применять формы, позволяющие в дальнейшем сгруппироватьполученную в определенном формате информацию и провести расчеты). Например,требуется информация для оценки оборудования. В этом случае к запросу прилагаетсятаблица для заполнения, в которой указываются следующие столбцы: наименование,дата приобретения, технические характеристики, текущее использование, процентфизического износа).
2. Осуществлениеконтакта с основными подразделениями компании, отвечающими за тот или иной блокданных (Техническая служба, Производственная служба, Маркетинговая служба).
3. Формированиерабочей группы из назначенных ответственных за проведение оценки со стороныкомпании и специалистами оцениваемой компании.
4. Получениенеобходимой для проведения оценки информации. Однако широко доступной публичнойинформации не всегда бывает достаточно для формирования полного, достоверногопредставления об оцениваемом бизнесе. Поэтому оценщик должен обладать определенныминавыками социолога, психолога, журналиста для проведения интервью, составленияопросного листа, грамотного проведения беседы с руководством и рядовымисотрудниками фирмы, с партнерами и конкурентами. Полученная в результате интервьюированияинформация зачастую оказывается весьма полезной. Особое место интервьюированиезанимает в информационной базе, созданной для оценки Закрытых Акционерныхкомпаний, малых предприятий, финансово-кредитных институтов. В таких компанияхважно провести всесторонний, детальный опрос собственников-владельцев,менеджеров разного уровня. Это поможет выяснить многие важные факты,относящиеся к оцениваемому предприятию, составить представление о стратегиифирмы, о философии бизнеса, концепции управления. Часто подобная информацияпозволяет получить дополнительные сведения об отрасли, о конкурентной среде, вкоторой действует компания, об отношениях с банками, с поставщиками ипартнерами по бизнесу, о компетентности ключевого персонала. Например,побеседовав с финансовым директором, можно узнать, имеются ли на складе вышедшиеиз употребления или низколиквидные товарно-материальные запасы. Менеджер попродажам может указать на какие-нибудь важные контракты, о которых забылиупомянуть владельцы, или сообщить некоторые детали конкурентного поведения фирмы,которые могут повлиять на оценку. [2]
Менеджерпо производству может сообщить, что новое оборудование существенно снижаетсебестоимость продукции. Каждое такое сообщение может в значительной степениповлиять на прогноз оценщика относительно будущих показателей прибылипредприятия и, следовательно, на конечный результат оценки. Однако при проведенииопросов оценщик не должен ограничиваться владельцами и менеджерами. Желательнотакже побеседовать с работниками банка, обслуживающими фирму, например, сменеджером по кредитам, у которого можно получить важную информациюотносительно прошлой деятельности компании и который может выдать свой собственныйпрогноз относительно перспектив его развития. Следует связаться и сбухгалтером, готовящим отчетность и налоговые декларации, а также с недвижимымаудитором, если таковой имеется. Полезны ли будут и контакты с основнымиконкурентами компании, от которых можно получить ценные сведения о состоянии отрасли,а зачастую и полезную информацию относительно самой компании-заказчика.
Безусловнаяпольза от интервьюирования таит в себе и определенную опасность, а именно возможность«увязнуть» в несуществующих деталях. При проведении реальной оценкиприходится просматривать и анализировать большой объем информации, значительнаячасть которой оказывается, в конце концов, лишней.
Определениетого, какая информация является существенной, составляет неотъемлемую часть процессаоценки. Примерный перечень вопросов, по которым можно получить дополнительнуюинформацию из опросов:
цель иобъем работ по оценке;
историядеятельности предприятия;
правовыеформы функционирования предприятия;
характеристикафилиалов и дочерних компаний;
месторасположениепредприятия и его подразделений;
прававладения бизнесом;
ассортиментпродукции и услуг предприятия;
отраслеваяклассификация;
кредиторы;
основныеклиенты;
социальныепрограммы для работников предприятия;
информацияо недвижимости, занимаемой предприятием;
физическоесостояние производственных мощностей, оборудования и т.п.;
предыдущиеоценки, исследования и прогнозы, выполняемые самой компанией или по ее заказу;
передачаправ собственности и предложения о покупке;
дополнительныеисточники информации, из которых можно получить ценные сведения о компании иотрасли, к которой она относится;
сведенияо владельцах компаний;
информацияо ключевом персонале;
специальныевопросы, вытекающие из анализа, финансовой отчетности;
обязательства,обусловленные наступлением определенных событий и вытекающие из определенныхдокументов, например, договор аренды, а также непредвиденные расходы;
предыдущиеоценки рыночной стоимости отдельных видов материальных активов, гудвилла и др. нематериальныхактивов.
Отчетность,составленная в соответствии с общепринятыми принципами бухгалтерского учета, неотражает реальную рыночную стоимость имущества. Возможность использованияразных методов учета операций, списания долгов приводит к неодинаковым значениямприбыли и денежных потоков.
Рыночнаястоимость части активов, таких как финансовые вложения или нематериальные активы,может не учитываться при составлении баланса.
Нормализующиепроводки в процессе коррекции финансовой отчетности проводятся по следующимнаправлениям:
корректировкаразовых, нетипичных и неоперационных доходов и расходов;
корректировкаметода учета операций, как, например, учета запасов или создания резервов, илиметода начисления амортизации;
корректировкаданных бухгалтерской отчетности с целью определения рыночной стоимости активов.
Внешняяинформация, характеризует условия функционирования предприятия в регионе,отрасли и экономике в целом. Можно выделить следующие виды внешней информации.
1. Макроэкономическаяи геополитическая информация. Хотя информация этого вида редко напрямуювоздействует на компании, она может сыграть решающую роль при разработкедолгосрочной стратегии. Например, информация о разработках в Китае помогла компаниямрешить, выходить на китайский рынок или нет; примечателен тот факт, что первыеиностранные компании, которые вышли на китайский рынок, обладали лучшими инаиболее достоверными источниками информации о политических и экономических переменахв Китае. Кроме того, как это будет описано ниже, в отдельных случаях макроэкономическаяи геополитическая информация может сыграть решающую роль при оценке предприятийнекоторых отраслей промышленности, а именно: предприятий, относящихся к такназываемым «естественным монополиям», стратегически значимых предприятийи т.д.
Косновным моментам, характеризующим макроэкономическую
игеополитическую информацию, относят:
уровеньинфляции;
темпыэкономического развития страны;
изменениепроцентных ставок;
колебаниякурсов валют;
уровеньполитической стабильности;
стратегическиепрограммы правительства и многое другое.
2. рыночнаяинформация. Это огромная и сложная область, и рыночная информация сейчас поправу является основным товаром для фирм, начиная от рекламных агентств изаканчивая банками (а также для специализированных компаний, занимающихсярыночными исследованиями), конкурирующих за право предоставить информацию.
Рыночнаяинформация может быть очень разной — от конкретной (как, например, анализструктуры магазинов в узком сегменте розничного рынка) до самой общей (каканализ тенденций на мировом рынке какого-нибудь товара). От рыночной информациизависят разработки компаниями новых продуктов, маркетинговое планирование,планирование коммуникаций и рекламы, решения об экспорте, а также общие стратегическиерешения. Природа рыночной информации меняется в зависимости от цели и от того,какой компании предназначена эта информация; категории, по которым обычноищется информация, включают размер и рост рынка, покупательную способность,привычки, спрос и поведение потребителей, рыночную долю и информацию оконкурентах.
3. Информацияо конкурентах. Ее иногда рассматривают как часть рыночной информации, но она поправу заслуживает отдельного рассмотрения, поскольку может влиять на принятиестратегических решений, даже если рыночные условия не учитываются непосредственно.Компании могут, например, заинтересоваться, где конкуренты находят источникисырья и специалистов, для того чтобы участвовать в конкурентной борьбе за этиисточники или сохранить уже имеющиеся. Известно, что точную информацию оконкурентах получить трудно, и эта область удостоилась пристального внимания благодарятаким неэтичным действиям некоторых компаний, как промышленный шпионаж.
4. Информацияо поставщиках. Эту информацию часто упускают из виду, но она играет непоследнюю роль и при разработке новых продуктов, и при расчете практическихрезультатов. Информация о поставщиках обычно концентрируется на таких аспектах,как издержки, надежность, качество и время доставки.
Информацияо поставщиках прямо влияет на наши знания о прибыльности компании, а следовательно,о ее перспективах на рынке и цене.
5. Внешняяфинансовая информация. Компаниям, особенно крупным со сложной структурой инвестицийи (или) со сложной финансовой структурой, требуется разнообразная информация потаким вопросам, как, например, динамика курсов акций, движение на рынкекапитала и т.д. В последние годы на этих рынках наблюдаются тенденции кпереходу в виртуальное пространство и предоставлению информации в режимереального времени.
6. Информацияо регулировании и налогообложении. Компаниям нужна информация об условияхрегулирования не только для соблюдения правовых норм, но и для определениянеобходимых затрат. Оценка условий регулирования тоже нужная задача,предшествующая принятию любого решения о выходе на рынок. Информация о налоговыхсистемах важна не только для соблюдения правовых норм, но и для определенияэффективного с точки зрения налоговых выплат способа ведения операций. Например,могут быть какие то налоговые стимулы к размещению производства в одномрегионе, а не в другом, где планируется введение более высоких налогов. [3]
Наиболеесущественными моментами являются:
степеньгосударственного регулирования отрасли;
налогообложениена федеральном, региональном и местных уровнях;
системальгот и льготных налоговых режимов, а также государственных преференций.
Внешнимиисточниками информации могут являться следующие нормативные и справочныематериалы:
информацияо ценах на товарных и сырьевых биржах, по котировкам акций компаний публикуемаяв сети Интернет;
аналитическиеобзоры и статистические материалы, публикуемые Государственным комитетом постатистике РФ, Министерством финансов РФ, Московской межбанковской валютнойбиржей, фондовыми организациями (в том числе Российской торговой системой),российскими и зарубежными информационными агентствами (в том числе агентствами АК&М,«Финмаркет», «Росбизнесконсалтинг») в сети Интернет;
специализированныеотраслевые журналы;
прайс-листыагентств недвижимости города, в котором находится оцениваемая компания;
справочныебюллетени «Оптовик», «Промышленный оптовик», «Капитал»,приложение к «Строительной газете», «Индекс цен в строительстве»,компьютерные базы данных;
распоряжениягосударственных управлений «Центров по ценообразованию в строительстве»области, в которой находится оцениваемая компания об утверждении индексовудорожания сметной стоимости строительства.
В периодсбора информации лицами, осуществляющими оценку проводится инспекция оцениваемогообъекта. В процессе инспекции осматриваются конструктивные элементы зданий,инженерные коммуникации, технологические линии. Изучаются представленные техническиедокументы, акты обследования, бухгалтерская информация. Проводятся беседы сруководителями отделов, начальниками служб, ответственными работниками.
1. Информацияо производстве. Это пример полностью внутреннего по отношению к фирме видаинформации. Оценщик анализирует данные о наличии производственных мощностей,сопоставляя их с данными о спросе на продукцию компании, капиталовложениямипредприятия.
2. Информацияо трудовых ресурсах. Информация о трудовых ресурсах обычно сфокусирована на такихмоментах, как обучение персонала и уровень квалификации, моральное состояниеперсонала и расходы на обеспечение кадрами. Кроме того, важна информация об управляющемпредприятием, поскольку тот зачастую может являться ключевой фигурой, обеспечивающейэффективность, прибыльность и перспективы развития производства.
3. Ретроспективныеданные об истории компании и описание стратегии предприятия. В том числеописывается процесс производства продукции по каждому виду продукции, объемыпродаж за прошлый период.
4. Внутренняяфинансовая информация. Эта категория информации описывает то, что обычноназывают «показателями». Она включает основную информацию избухгалтерской отчетности о прибыли и издержках, об имуществе и обязательствах,а также большой спектр финансовых показателей, таких как коэффициент Р/Е (отношениерыночной цены акции к доходу по ней), отношение заработной платы к валовойвыручке, показатели производительности и т.д. Такая информация обычно дает исходнуюкартину финансового благополучия и рентабельности компании.
Основнымифинансовыми показателями являются:
Ликвидности:
коэффициенттекущей ликвидности;
коэффициентсрочной ликвидности.
Финансовойзависимости/доли заемных средств:
долгосрочнаязадолженность/собственный капитал;
долгосрочнаязадолженность в% к используемому капиталу.
Прибыльности:
прибыльна средства акционеров (RОSР);
прибыльна используемый капитал (RОСЕ);
прибыль насуммарные активы (RОТА);
операционнаяприбыль от продаж;
валоваяприбыль (от продаж);
суммарныеоперационные расходы на продажи.
А также:
оборачиваемостьосновных средств;
оборачиваемостьзапаса;
периодпогашения дебиторской задолженности;
периодпогашения кредиторской задолженности.
5. Наиболеезначимой Внутренней информацией, способной существенно повлиять на результатыполученной оценки, являются следующие моменты:
наличиеСвидетельств о праве собственности на объекты недвижимости (в случае отсутствия,инвестиционная привлекательность объектов снижается);
обременениеактивов (наличие договоров залога, аренды и т.п.).
Источникивнутренней информации могут быть:
публичными,доступными для любого исследователя;
частными,составляющими собственность определенной компании или института (но свозможностью доступа к ним за плату);
подписными,представляющими собой гибрид публичных и частных источников, когда информациянаходится в чьей-то собственности, но постоянно обновляется и становится доступнойдля определенного ограниченного круга подписчиков.
Такимобразом, при оценке бизнеса для того, чтобы собрать как можно более полнуюинформацию о компании и отрасли очень важно провести подробный опросвладельцев, ключевого персонала, клиентов, кредиторов, банкиров, поставщиков,поскольку многие факты могут быть получены только от них. Помимонепосредственно получения информации оценщик должен ее обработать: проверить,внести необходимые корректировки и рассчитать относительные показатели. Кромеэтого, зачастую необходимо для получения сопоставимых данных произвестиинфляционную корректировку данных, а также нормализовать бухгалтерскуюотчетность.
Нормализацияотчетности проводится с целью определить доходы и расходы, характерные длянормального действующего бизнеса. Она необходима для того, чтобы оценочныезаключения имели объективный характер, основывались на реальных показателях,характеризующих деятельность предприятия.2. Использование информационной базы в доходном,сравнительном, затратном подходе оценки бизнеса
Оценкабизнеса использует следующие основные подходы к оценке бизнеса — затратный,доходный и сравнительный. Все подходы к оценке бизнеса предполагают применениеспецифических методов и примеров, а также требует соблюдения своих условий,наличия достаточных факторов. Информация, используемая в том или ином подходе,отражает либо настоящее положение фирмы (сравнительный, рыночный подход), либоеё прошлые достижения (затратный подход), либо её будущие результаты, т.е. ожидаемыев будущем доходы (доходный подход). В связи с этим результат, полученный наоснове обобщения всех трёх подходов оценки бизнеса, является наиболееобоснованным и объективным. [4]
Доходныепредприятия, как правило, оцениваются на основе их коммерческого потенциала (например,бензозаправочная станция, торговый центр или мотель). Объем продаж бензина,количество постояльцев в гостинице являются источниками дохода, который послесравнения со стоимостью операционных расходов позволяет определить доходностьданного предприятия. Такой подход к оценке называется доходным. Доходный методосновывается на капитализации или дисконтировании прибыли, которая будетполучена в случае сдачи в аренду. Результат оценки по данному методу включает всебя стоимость здания, и стоимость земельного участка.
Еслипредприятие (бизнес) не продаётся и не покупается и не существует развитогорынка данного бизнеса, когда соображения дохода не является основной дляинвестиций (больницы правительственные здания), оценка может производиться наоснове определения стоимости строительства с учётом амортизации и возмещенияизноса, т.е. затратным подходом.
В томслучае, когда существует рынок бизнеса, подобный оцениваемому, можноиспользовать для определения рыночной стоимости сравнительный, или рыночный,метод, базирующийся на выборе сопоставимых объектов, уже проданных на данномрынке. [5]
Наидеальном рынке все подходы к оценке бизнеса должны привести к одной и той жевеличине стоимости. Однако большинство рынков являются несовершенными,потенциальные пользователи могут быть неправильно информированы, производителимогут быть неэффективны. По этим, а также по другим причинам данные подходымогут давать различные показатели стоимости.
Доходныйподход — это определение текущей стоимости будущих доходов, которые, какожидается, принесут использование и возможная дальнейшая продажа собственности.Доходный подход является общепринятым подходом к оценке рыночной стоимостипредприятия (бизнеса), доли акционеров в капитале предприятия или ценных бумаг,в рамках которого используются один или более методов, основанных на пересчетеожидаемых доходов в стоимость. В данном случае применяется оценочный принципожидания. Хотя, как правило, доходный поход является наиболее подходящейпроцедурой для оценки бизнеса, полезно бывает использовать также сравнительныйи затратный подходы. В некоторых случаях затратный или сравнительный подходымогут быть более точными или более эффективными. Во многих случаях каждый изтрех подходов может быть использован для проверки оценки стоимости объекта,полученной другими подходами.
Приприменении доходного подхода, стоимость приносящей доход недвижимостиопределяется величиной, качеством и продолжительностью периода получения всехвыгод, которые данный объект, как ожидается, будет приносить в будущем впроцессе оставшейся экономической жизни.
Оценщик,внимательно изучающий соответствующую рыночную информацию, должен пересчитатьэти выгоды в единую сумму текущей стоимости. Цена владения (пользования) можетопределяться не только через величину постоянного потока дохода (арендной платы).Это может быть любое, выраженное в денежной форме определение потребительскойполезности или ценности недвижимости, как товара. Например, при оценке землипод строительство жилого дома можно рассматривать доход не от аренды жилыхпомещений, а от продажи их в собственность.
При оценкестоимости объекта недвижимости доходными методами следует учитывать, чторыночная стоимость зависит от текущей стоимости не любого из возможныхиспользований, а только наиболее эффективного использования объекта. Поэтомупри решении задачи нахождения текущей стоимости приходится определять ценуаренды помещений при различных вариантах функционирования недвижимости. Оценщикдолжен проанализировать весь диапазон цен аренды на аналогичные помещения приразных функциональных и технических характеристиках с учетом затрат напроведение необходимой реконструкции и текущего ремонта объекта оценки, оплатукоммунальных услуг, содержание управленческого персонала, рекламу, маркетинг ипрочее. Необходимо также учесть денежные отчисления для покупки или постройки вбудущем нового объекта взамен изношенного. Все денежные потоки рассматриваютсяс учетом их стоимости во времени и риска неполучения прогнозируемой величиныдохода. Ставки дисконта при доходном подходе играют роль целевой прибыли наинвестиции в недвижимость. То есть, решается задача определения цены объекта наоснове анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли.
Определениерыночной стоимости предприятия (бизнеса) с позиции доходного подхода основанона предположении — что потенциальный инвестор не заплатит за данный бизнесбольше, чем текущая стоимость будущих доходов, получаемых в результате егофункционирования (иными словами, покупатель приобретает право получения будущихдоходов от владения предприятием). Аналогичным образом, собственник не продастсвой бизнес по цене ниже текущей стоимости прогнозируемых будущих доходов. Считается,что в результате своего взаимодействия стороны придут к соглашению о рыночнойцене, равной текущей стоимости будущих доходов.
Ожидаемыедоходы, как они понимаются в рамках доходного подхода, имеют только денежноевыражение. В зависимости от характера оцениваемого предприятия (бизнеса), долиакционеров в его капитале или ценных бумаг, а также других факторов ожидаемыедоходы могут быть достаточно точно выражены через такие показатели, как чистыйденежный поток, дивиденды, различные формы прибыли. Ожидаемые доходы должныоцениваться исходя из таких характеристик, как природа данного предприятия (бизнеса);структура его капитала; показатели деятельности родственных ему предприятий,взятые в ретроспективе; перспективы развития данного предприятия и отраслей, скоторыми оно связано, а также других экономических факторов.
Пересчетожидаемых доходов в стоимость предприятия осуществляется с помощью процедур,которые позволяют учесть ожидаемые темпы роста, время и периодичность получениядоходов, степень риска получения доходов в планируемое время и в ожидаемомобъеме, а также стоимость денег во времени. При пересчете ожидаемых доходов встоимость, обычно требуется определить величину коэффициента капитализации илиставки дисконтирования. При определении соответствующей ставки необходимоучитывать действие таких факторов, как уровень ставки банковского процента,ставки дохода для аналогичных предприятий согласно ожиданиям инвесторов, атакже характеристики риска, связанного с получением ожидаемых доходов.
Прииспользовании методов дисконтирования будущих доходов ожидаемые темпы ростаучитываются при оценке размеров поступлений доходов в будущем. Прииспользовании методов капитализации доходов от ожидаемых темпов ростанепосредственно зависит величина ставки капитализации.
Данныйподход является основным для оценки рыночной стоимости действующих предприятий,которые после их перепродажи новым владельцам не планируется закрывать (ликвидировать).Применительно к действующему предприятию данный метод предполагает рассмотрениерезультатов прогнозирования деятельности данного предприятия в соответствии сдоступными ему технологиями выпуска продукции (выполнения работ, услуг).
Некоторойпротивоположностью доходного подхода является затратный подход к оценкебизнеса, который рассматривает стоимость предприятия с точки зрения понесенныхиздержек (по сути рассчитывается размер затрат на создание оцениваемогопредприятия в его текущем состоянии и в рыночной среде, или выручка отреализации имеющихся активов). [6]
Затратныйподход к оценке стоимости предприятия основан на принципе замещения, принципенаилучшего и наиболее эффективного использования, сбалансированности,экономической величины и экономического разделения. Балансовая стоимостьактивов и обязательств предприятия вследствие инфляции, изменений конъюнктурырынка, используемых методов учета, как правило, не соответствует их реальнойстоимости. В результате возникает необходимость проведения корректировкибаланса предприятия. Для осуществления этого предварительно проводится оценкарыночной (или иной) стоимости каждого актива баланса предприятия отдельно, затемопределяется рыночная (или иная) стоимость обязательств. После этого, изскорректированной стоимости активов вычитается стоимость обязательств, врезультате чего образуется рыночная стоимость собственного капитала предприятия.Для проведения таких расчетов используются данные баланса предприятия на датуоценки (либо на последнюю отчетную дату), статьи которого корректируются сучетом рыночной (или иной) стоимости его активов и пассивов.
Затратныйподход представлен двумя основными методами: методом чистых активов и методомликвидационной стоимости. Конкретная реализация затратного подхода зависит отсостояния предприятия, а именно, является ли оно действующим и перспективнымили находится в состоянии упадка, при котором наиболее целесообразна раздельнаяраспродажа активов.
ВЗатратномподходе стоимость рассчитывается как затраты на воспроизводствотовара с учетом устаревания и нормы предпринимательского дохода, увидим, что взатратном подходе к оценке определяется по сути трудовая стоимость Адама Смита,Рикардо и позднее Маркса. Только определяется она в денежном выражении — врублях, а не в человеко-часах. В чем же различия?
Алгебраическистоимость по затратному подходу равна:
Сз = З + Дпр — Оф — Ом — Ов (1)
 
Где: Сз — стоимость позатратному подходу;
З — затраты навоспроизводство;
Дпр — предпринимательский доход;
Оф — обесценениев результате физического износа;
Ом — обесценение врезультате функционального (далее по тексту — морального) износа;
Оф — обесценение врезультате внешнего износа.
Длянового товара физический износ равен нулю, тогда величина З — Оф представляетсобой трудовую стоимость по Марксу без учета прибыли. Остается слагаемое Дпр — Ом — Ов. Что жеэто такое? Предпринимательский доход — доход застройщика (или производителятовара). В монографии Озерова Е.С. «Экономика и менеджмент недвижимости»определяется как процент на инвестированный в строительство капитал за периодстроительства. Моральный износ — снижение стоимости объекта оценки (товара) из-заналичия на рынке более современных, лучших по потребительским свойствамконкурирующих товаров — аналогов. Например, цена старой модели холодильникаснижается при появлении в продаже новых усовершенствованных моделей. Внешнийизнос — снижение стоимости товара вследствие изменений на рынке (например — падение спроса). Явно, что эти три слагаемых Дпр — Ом — Ов учитываютв величине стоимости влияние рынка — соотношение спроса и предложения,конкуренцию.
Методстоимости чистых активов основан на анализе активов предприятия, использованиеданного метода дает лучшие результаты при оценке действующей компании,обладающей значительными материальными и финансовыми активами. Основнойособенностью метода является то, что активы и обязательства предприятияоцениваются по рыночной или иной стоимости.
Обычнометод накопления активов (такое название представляется оценщикам в большеймере отражающим экономический смысл такой расчетной модели) используется вследующих случаях: предприятие обладает значительными материальными активами; естьвозможность выявить и оценить нематериальные активы, если они имеются; ожидается,что предприятие будет по-прежнему действующим; у предприятия отсутствуютретроспективные данные о прибылях, или нет реальной возможности надежно оценитьее прибыли или денежные потоки в будущем; предприятие довольно сильно зависитот контрактов или вообще отсутствует постоянная предсказуемая клиентура; значительнуючасть активов предприятия составляют финансовые активы (денежные средства,дебиторская задолженность и т.д.).
При этомв рамках метода стоимости чистых активов, используемого при оценке бизнесапредприятия в процессе реструктуризации, отдельные объекты (нематериальныеактивы, долгосрочные финансовые вложения, здания, машины, оборудование) могутоцениваться также с использованием доходного и сравнительного подхода. Процедуратакой оценки предусматривает следующую последовательность шагов: определениерыночной стоимости всех активов предприятия — определение величины обязательствпредприятия — расчет разницы между рыночной стоимостью активов и обязательств.
Второйметод — метод ликвидационной стоимости — применяется тогда, когда предприятиенаходится в процессе банкротства, либо есть серьезные сомнения в способностипредприятия оставаться действующим и/или приносить собственнику приемлемый доход.Особенность данного метода — тот факт, что на величину рассчитываемой стоимостипредприятия значительное влияние оказывает вынужденность продажи, и в этомслучае идет речь о продаже предприятия по частям. Это приводит к тому, чтоликвидационная стоимость предприятия оказывается существенно ниже рыночной. Расчетликвидационной стоимости бизнеса осуществляется следующим образом:
1. Анализируетсяряд статистических и бухгалтерских документов, к которым относятся: бухгалтерскиеотчеты на конец каждого квартала, статистические отчеты, промежуточныйликвидационный баланс инвентарные карточки. На основании комплексногофинансового анализа делается экспертный вывод о достаточности средств напокрытие всей задолженности.
2. Формируетсяоцениваемая масса имущества предприятия. Отдельно рассматриваются следующиегруппы активов предприятия: наиболее ликвидные (оборотные активы), менееликвидные (необоротные активы).
3. Формируетсясумма общей задолженности предприятия.
4. Разрабатываетсякалендарный график ликвидации предприятия. При этом необходимо учитывать, чтопродажа различных видов активов предприятия (недвижимого имущества, машин иоборудования, товарно — материальных запасов) требует различных временныхпериодов исходя из степени ликвидности конкретных активов и требуемого уровняэкспозиции на рынке.
5. Обосновываютсяразмеры затрат. Выделяются: затраты, связанные с ликвидацией, и затраты,связанные с владением активы до их реализации. К числу затрат, связанных сликвидацией, в первую очередь относятся комиссионные оценочным и юридическимфирмам, а также налоги и сборы, которые платятся при продаже. К числу затрат,связанных с владением активами до их продажи, относятся расходы на охрануобъектов, управленческие расходы по поддержанию работы компании до завершенияего ликвидации и т.п.
6. Оцениваетсяреализуемое имущество предприятия. Оценка имущества, подлежащего реализации,осуществляется с помощью использования всех подходов оценки. Причем в практикеболее часто используемым подходом для оценки объектов недвижимости являетсясравнительный подход.
7. Определяетсяставка дисконтирования с учетом планируемого срока реализации. Причем ставкадисконтирования может устанавливаться для каждого вида оцениваемого активаиндивидуально с учетом ликвидности (значительны скидки на низкую ликвидность) ириска возможной «непродажи».
8. Строитсяграфик реализации имущества, определяется совокупная выручка от реализациитекущих, материальных и нематериальных активов.
9. Поитогам реализации погашается накопленная сумма текущей задолженности за периодликвидации и осуществляются выплаты по обязательствам. При этом требованиякредиторов удовлетворяются в порядке очередности, установленной положениями ст.64Гражданского кодекса РФ.
10. Конечнымдействием является оценка ликвидационной стоимости предприятия (бизнеса),приходящейся на долю собственников (акционеров).
Теорияоценки содержит следующее положение: ликвидационная стоимость (выручка отликвидации предприятия после удовлетворения всех требований кредиторов изсредств, полученных от продажи его активов) является абсолютной нижней границейрыночной стоимости предприятия.
Сравнительныйподход к определению оценки стоимости предприятия (бизнеса) предполагает, чтоценность собственного капитала предприятия определяется той суммой, за которуюоно может быть продано при наличии достаточно сформированного рынка. Другимисловами, наиболее вероятной ценой стоимости оцениваемого бизнеса может бытьреальная цена продажи сходного (аналогичного) предприятия, зафиксированнаярынком.
Теоретическойосновой сравнительного подхода, доказывающей объективность его применения,являются следующие базовые положения.
Во-первых,эксперт-оценщик использует в качестве ориентира реально сформированные рынкомцены на сходные предприятия, либо их акции. При наличии развитого финансовогорынка фактическая цена купли-продажи предприятия в целом или одной акциинаиболее интегрально учитывает многочисленные факторы, влияющие на величинустоимости собственного капитала предприятия. К таким факторам можно отнести,прежде всего, соотношение спроса и предложения на данный бизнес, уровень риска,перспективы развития отрасли, конкретные особенности предприятия и многоедругое, что, в конечном счете, облегчает работу оценщика, доверяющего рынку.
Во-вторых,сравнительный подход базируется в основном на принципе альтернативныхинвестиций. Инвестор, вкладывая деньги в какие-либо акции, покупает, преждевсего, будущий доход. Производственные, технологические и другие особенностиконкретного бизнеса интересуют инвестора только с позиции перспектив получениядохода. Стремление получить максимальный доход на вложенный капитал приадекватном уровне риска и свободном размещении инвестиций обеспечиваетвыравнивание рыночных цен.
В-третьих,цена предприятия отражает его производственные и финансовые возможности,положение на рынке, перспективы развития. Следовательно, в сходных предприятияхдолжно совпадать соотношение между ценой и важнейшими финансовыми параметрами,такими как прибыль, дивидендные выплаты, объем реализации, балансовая стоимостьсобственного капитала. Отличительной чертой этих финансовых параметров являетсяих определяющая роль в формировании дохода, получаемого инвестором.
Сравнительныйподход обладает рядом некоторых преимуществ и недостатков, которые долженучитывать профессиональный эксперт-оценщик. [7]
Основнымпреимуществом сравнительного подхода является то, что оценщик ориентируется нафактические цены купли-продажи сходных предприятий. В данном случае ценаопределяется рынком, так как оценщик ограничивается только корректировками,обеспечивающими сопоставимость аналога с оцениваемым объектом. Прииспользовании других подходов оценщик определяет стоимость предприятия наоснове произведенных им расчетов.
Сравнительныйподход базируется также на ретроинформации и, следовательно, отражаетфактически достигнутые предприятием (бизнесом) результатыпроизводственно-финансовой деятельности, в то время как доходный подходориентирован лишь на прогнозы относительно будущих доходов.
Еще однимдостоинством сравнительного подхода является реальное отражение спроса ипредложения на объект инвестирования, поскольку цена фактически совершеннойсделки более точно учитывает ситуацию на рынке.
Вместе стем сравнительный подход имеет ряд существенных недостатков, ограничивающих егоиспользование в современной оценочной практике.
Во-первых,базой для расчета при данном подходе являются достигнутые в прошлом финансовыерезультаты, следовательно, метод игнорирует перспективы развития предприятия вперспективе на будущее.
Во-вторых,сравнительный подход возможен только при наличии самой разностороннейфинансовой информации не только по оцениваемому предприятию (бизнесу), но и побольшому числу сходных предприятий, отобранных оценщиком в качестве аналогов. Получениедополнительной информации от предприятий аналогов является достаточно сложным иочень дорогостоящим процессом.
В-третьих,эксперт-оценщик должен делать многочисленные и довольно сложные корректировки,вносить поправки в итоговую величину и промежуточные расчеты, требующиесерьезного обоснования. Это связано с тем, что в реальной практике несуществует абсолютно одинаковых предприятий. Поэтому эксперт-оценщик обязанвыявить эти различия и определить пути их нивелирования в процессе определенияитоговой величины стоимости.
Возможностьприменения сравнительного подхода в реальной экономической практике в первуюочередь зависит от наличия активного финансового рынка, поскольку указанныйподход предполагает использование данных о фактически совершенных сделках. Второеусловие — это открытость рынка или доступность финансовой информации,необходимой оценщику. Третьим необходимым условием является наличие специальныхслужб, накапливающих ценовую и финансовую информацию, а формированиесоответствующего банка данных может облегчить работу оценщика, посколькусравнительный подход является достаточно трудоемким и дорогостоящим.
Сравнительныйподход предполагает использование трех методов, выбор которых зависит от целей,объекта, конкретных условий оценки: метод компании-аналога, метод сделок, методотраслевых коэффициентов.
Методкомпании-аналога или метод рынка капитала, основан на использовании цен,сформированных открытым фондовым рынком. Базой для сравнения здесь служит ценаодной акции акционерных обществ открытого типа (АООТ). Преимущество данногометода заключается в использовании фактической информации, а не прогнозныхданных, имеющих известную неопределенность. Для реализации данного методанеобходима достоверная и достаточно детальная финансовая и рыночная информацияпо группе сопоставимых предприятий и самого оцениваемого предприятия. Выборсопоставимых предприятий (так называемых аналогов) осуществляется исходя изанализа сходных предприятий по отрасли, виду продукции, диверсификациипродукции (услуг), жизненному циклу, географии, размерам, стратегиидеятельности, различным финансовым характеристикам (рентабельности, темпамроста и пр). В чистом виде данный метод используется только для оценки уровнястоимости миноритарного (неконтрольного) пакета акций.
ВДоходном подходе стоимость рассчитывается от способности вещи приносить доход вбудущем. Прямая капитализация периодического дохода рассчитывается по формуле:
Сд = ЧДА / Скап = (АР — ТЗ) *Кзап / Скап(2)
 
Где:
Сд- стоимость подоходному подходу;
ЧДА— чистый годовой доход от сдачи объектаоценки в аренду;
АР — рыночнаягодовая арендная плата за объект оценки;
ТЗ — годовыетекущие затраты собственника;
Кзап — коэффициентзаполняемости;
Скап — ставка капитализации.
Здесьдоходность недвижимости измеряется величиной рыночной арендной платы. Но то,что для доходной недвижимости — способность приносить доход, для недоходнойнедвижимости (жилья, например) — это пригодность, полезность квартиры при еёиспользовании собственником в качестве жилища. То есть доходный подходопределяет по сути потребительную стоимость, опять же выраженную в деньгах. Рыночнаяарендная плата АР определяется обычно по фактическим арендным ставкам за арендусопоставимых объектов. Ставка капитализации Скап есть отношение чистогогодового дохода от сдачи объекта в аренду к его рыночной цене, и в методерыночной экстракции также определяется как среднее по фактическим соотношениямдля сопоставимых объектов. Коэффициент заполняемости Кзап учитывает потери отнеплатежей арендной платы и недозагрузки помещений. Очевидно, что во всех трехпоследних величинах опосредованно учтено влияние на стоимость спроса ипредложения, конкуренции. А коэффициент заполняемости напрямую коррелирует свеличиной внешнего износа в затратном подходе.
Методсделок или метод продаж, ориентирован на цены приобретения предприятия (бизнеса)в целом либо его контрольного пакета акций. Это определяет наиболее оптимальнуюсферу применения данного метода — оценка стоимости 100% -го капитала, либооценка контрольного пакета акций.
Методотраслевых коэффициентов или метод отраслевых соотношений, основан наиспользовании рекомендуемых соотношений между ценой и определенными финансовымипараметрами.
Отраслевыекоэффициенты, как правило, рассчитываются специальными аналитическимиорганизациями на основе длительных статистических наблюдений за соотношениеммежду ценой собственного капитала определенного предприятия и его важнейшимипроизводственно-финансовыми показателями.
На основеанализа накопленной информации и обобщения результатов были разработаныдостаточно простые формулы определения стоимости оцениваемого предприятия. [8]3. Подготовка информационной базы для оценкистоимости ОАО «КОМЗ»
Анализфинансового состояния объекта является предварительным этапом работ по оценке.
Наосновании финансового анализа фиксируется вывод о текущем финансовом положенииобъекта и рассматривается целесообразность использования доходных методовоценки.
Проведениеанализа включает в себя следующие этапы работ:
1. Сборинформации.
2. Проведениеработ по финансовому анализу.
3. Фиксированиевыводов об объекте оценки, получение данных, используемых при проведении оценки.
Составдокументов, запрашиваемых при проведении финансового анализа, устанавливается всоответствии с требованиями действующего законодательства в части перечняобязательной годовой отчетности. Так как данные официальной финансовойотчетности не всегда отражают объективную действительность, то дополнительноможет быть запрошена аналитическая информация, позволяющая провести болеедетальный анализ и сформировать выводы, используемые при оценке стоимости.
В составеофициальной отчетности запрашиваются:
бухгалтерскийбаланс (форма № 1);
отчет оприбылях и убытках (форма № 2);
статистическаяформа отчетности № 3 (Сведения о затратах на производство и реализациюпродукции).
Дляподтверждения достоверности первичной документации у компании запрашиваютсякопии документов с отметкой соответствующего налогового органа или органагосударственной статистики.
В случаеполного отказа в предоставлении информации оценщик
можетсамостоятельно получать копии указанных документов в органе государственнойстатистики, либо в сети Интернет.
В составеаналитической информации запрашиваются:
справка осумме затрат на заработную плату основных производственных рабочих в фондеоплаты труда;
справка осумме затрат на топливо идущее на производство;
справка осумме затрат на энергию идущую на производство.
Дляуточнения и конкретизации данных также запрашиваются документы, позволяющиеполучить информацию, необходимую для оценки.
Предварительнымэтапом работ при проведении финансового анализа является составлениеАгрегированных форм, которые должны содержать поправку на уровень инфляции, атакже исключать нетипичные статьи доходов и расходов.
Послесоставления агрегированных форм проводится горизонтальный и вертикальный анализ,рассчитываются следующие группы показателей:
показателиликвидности и платежеспособности;
показателифинансовой устойчивости;
показателиделовой активности;
показателирентабельности.
Результатырасчета фиксируются в Аналитических таблицах (единой формы Аналитических таблицне существует, оценщик самостоятельно определяет для себя оптимальный вариант).
Припроведении более детального финансового анализа требуется проведение анализа последующим блокам:
организация;
производство;
финансы.
Проведениефинансового анализа в рамках блока «организация» включает в себяфиксацию существующей организационной структуры и выявление дополнительныхвнутренних резервов в части ее оптимизации и формировании денежного потока взатратной части при планировании в доходном подходе. Информация, полученная в данномблоке, используется в Доходном подходе при формировании ставки дисконта методомкумулятивного построения. При этом, можно сделать определенный вывод о влияниикачества менеджмента оцениваемой компании на ее стоимость. [9]
Проведениефинансового анализа в рамках блока «производство» включает в себяпроведение финансового анализа с точки зрения:
анализасуществующей производственной структуры (планируемая/ фактическая загруженность)(полученная информация используется в Доходном подходе в части прогнозированиявыручки в Методе дисконтирования денежных потоков);
выделенияизбыточных основных фондов (полученная информация используется для осуществлениякорректировки в Доход ном подходе Методом дисконтирования денежных потоков);
осуществленияанализа уровня изношенности основных фондов (полученная информация используетсяв Доходном подходе при планировании капитальных вложений в денежном потоке);
фиксацииамортизационных отчислений (используется при расчете денежного потока Методомдисконтирования денежного потока); Проведение финансового анализа в рамкахблока «финансы» включает в себя:
фиксациютемпов роста доходов (может использоваться в Доходном подходе в частипрогнозирования выручки);
определениедоли переменных затрат в Себестоимости (используется в Доходном подходе);
фиксациюуровня собственного оборотного капитала (требуется при расчете денежного потокав Доходном подходе);
фиксациюизменения долгосрочной задолженности (используется при расчете денежного потокав Доходном подходе).
Послепроведения финансового анализа фиксируются выводы о текущем состоянии объекта,определяются данные, используемые для проведения оценки.
Такимобразом, проведение финансового анализа позволяет сделать вывод о состоянииоцениваемого объекта, а также подготовить данные для оценки бизнеса в рамкахреструктуризации.
Такимобразом, финансовый анализ позволяет определить:
темпыроста выручки (построить оптимистический сценарий);
издержки(структура, резервы для оптимизации);
оценить необходимыеинвестиции;
сделатьвывод о проводимой амортизационной политике;
определитьтребуемую величину собственного оборотного капитала (дефицит, излишки);
зафиксироватьнефункционирующие активы (соц. сфера, возможная реализация, консервация);
определитьвеличину задолженности.
Сбор,проверка и обработка информации являются одним из самых важных этапов впроцессе оценки бизнеса. Эксперту-оценщику требуется полноценная бизнес-информация,адекватно отражающая положение дел в различных областях и временных периодах. Сегоднясуществует множество видов и источников бизнес-информаций. Вместе с тем «источникисточнику — рознь». Одна информация собирается при непосредственномучастии аналитика в процессе исследования или берется из отчетов обисследованиях
(первичная),другая была собрана кем то другим, и ее предстоит проанализировать (вторичная).Отсюда вытекает проблема общедоступности информации. [10]
Любаяинформация умозрительна, она базируется на явлениях, интерпретируемыхпередающим устройством. Иногда такая интерпретация может искажать значениележащих в основе данных, например, пристрастность средств массовой информациипри сообщении новостей. Основная цель сбора оценочной бизнес-информации заключаетсяв том, чтобы на ее основе как можно точнее, с минимальным уровнемнеопределенности, сформировать объективное представление об окружающей фирмусреде и принять оценочное решение. Соответственно при получении информацииакцент должен быть сделан на сборе реальных экономических детерминистических и безусловныхфакторов. Однако это может привести к сокращению числа альтернативов, аследовательно, и потенциала за счет исключения из рассмотрения всей информации,не отвечающей требованию строгой «релевантности». Таким образомвозникает проблема сочетания релевантности и широты информационного поля.
Другаяпроблема, возникающая при работе с бизнес-информацией, заключается в том, чтозначительная часть финансовых и статистических информационных массивов неадекватно отражающих реальное положение вещей. Следующая проблема связана свременным ограничением поступающей информации. Бизнес-информация в основномописывает то, что произошло в недавнем и не очень далеком прошлом, даженовости, отражающие «настоящее», относятся к самому недавнемупрошлому. Полезность официальной статистики ни особенно уменьшается из-завременного лага между описываемыми событиями и публикацией информации.
Указаннуюпроблему призвана решить информационная инфраструктура оценки, являющаяся составнойчастью целостной инфраструктуры оценки и находящаяся в России на стадиистановления. Основная задача оценочной инфраструктуры заключается в предоставленииоценщикам информации как о внутренней среде фирмы, связанной с ее работой, таки о внешней, в которой функционирует фирма, а также информации относящейся квопросам регулирования развития оценочной деятельности.
Информационнаяинфраструктура представляет собой совокупность организаций, служб, которыеиспользуя адекватные методы сбора, обработки, хранения информации, современныепрограммные продукты, обеспечивают пользователей-оценщиков необходимой иминформацией, отвечающей определенным характеристиками желаемым качествам.
Вчастности, информация должна быть уместной, доступной для понимания,своевременной, надежной и постоянной.
Уместность:это означает, что информация должна относиться к принимаемому решению. Уместностьв конечном счете определяется пользователем и решением, которое он принимает. Информациясчитается уместной, когда она влияет на экономические решения пользователей,помогая им оценивать события прошлого, настоящего или будущего.
Понятность:если финансовые отчеты не понятны пользователям, то они имеют небольшое практическоезначение.
Своевременность:чтобы быть полезными, отчеты должны содержать свежую информацию и публиковатьсяв достаточно короткие сроки после окончания периода, к которому они относятся,на том основании, что свежая информация имеет для пользователя большуюценность, чем устаревшие данные.
Надежностьи постоянство: эта характеристика также может быть названа «точностью».Если информация ненадежна, то неизбежным результатом этого будут ошибочные инеточные решения. Информация надежна, если она обладает следующимихарактеристиками:
Достоверность:информация должна правдиво отражать результат операций, которые она имеет цельюпредставить. Чтобы быть надежной, информация должна иметь обоснованное описаниеи быть безошибочной. В способе представления или раскрытия информации не можетбыть отклонений, в противном случае она передаст сообщение, которое не отражаетдействительные операции и события.
Содержание:содержание операций не всегда соответствует тому, что вытекает из ихюридической формы. Хорошим примером этого является аренда актива на протяжениидлительного периода времени. Юридически не владея активом, арендатор (пользовательактива) записывал бы его в баланс как основной актив, потому что он пользуетсяактивом и всеми будущими экономическими выгодами, заложенными в нем и егоиспользовании. Арендатор будет показывать в своих счетах сумму задолженностиарендодателю.
Полнота: информациядолжна быть полной, в разумных пределах. Некоторые несущественные статьи могутбыть исключены, так как они не влияют на решения. Однако некоторые пропускимогут превратить информацию в неверную или вводящую в заблуждение и, следовательно,ненадежную и неуместную.
Постоянствоформирования: эта характеристика имеет два измерения:
сопоставимостьпоказателей компании во времени;
сопоставимостьотчетов между компаниями.
Еслиотчеты не составляются на постоянной основе, то осмысленное сравнениепоказателей за различные периоды времени и показателей разных компаний посуществу невозможно. Публикация Стандартов бухгалтерского учета, которыекомпании должны соблюдать, помогает в этом, особенно когда происходит изменениев методах учета. В этом случае компания показывает свои результаты с помощьюстарого и нового методов. Качество информации зависит от качестваинформационной системы и профессионализма людей, отвечающих за входные данные.
ОАО«КОМЗ» — Казанский оптико — механический завод. Сегодня КОМЗ — многопрофильное предприятие с мощным научно-техническим потенциалом,специализирующееся на разработке и производстве:
астронавигационныхсистем и перископов;
наблюдательныхи фоторегистрирующих приборов;
визиров,оптоэлектронных систем наблюдения и целеуказания;
биноклей,зрительных труб и приборов ночного видения;
спектрально-аналитическихкомплексов и рефрактометров;
лазерныхдальномеров и тепловизионных комплексов;
полноформатныхэлектрофотографических копировальных и микрофильмирующих аппаратов.
Как ужебыло отмечено, доходный подход применяется в тех случаях, когда естьвозможность составить представление о дальнейшем развитии предприятия. В рамкахэтого подхода используют метод капитализации и метод дисконтирования. Оценкадоходным подходом предполагает построение прогноза доходов. В зависимости отравномерности поступления доходов выбирается либо метод капитализации, либометод дисконтирования. В данном случае при оценке стоимости предприятия ОАО«КОМЗ» целесообразнее и понятнее будет использовать методкапитализации доходов.
Сутьметода капитализации заключается в определении величины ежегодных доходов исоответствующей этим доходам ставки капитализации, на основе которойрассчитывается рыночная стоимость предприятия. Использование данного методазаставляет оценщика решать следующие задачи:
1. Определитьпродолжительность анализируемого периода.
2. Определитькапитализируемую базу.
3. Определитькоэффициент капитализации.
4. Рассчитатьрыночную стоимость.
Внастоящее время существует множество методов капитализации дохода предприятия,различающиеся в зависимости от принятых для базы (видов) дохода и фактора, накоторый делятся или умножаются эти доходы. Так, например, можно выделить: капитализациючистого дохода (до налогообложения, выплаты процентов и капитализации затрат) — как в нашем случае с ОАО «КОМЗ»; капитализацию чистого дохода (посленалогообложения, выплаты процентов и капитальных затрат); капитализациюфактических дивидендов; капитализацию потенциальных дивидендов; использованиеРазличного рода мультипликаторов: цена / прибыль, цена / выручка и другие.
Приоценке рыночной стоимости предприятия ОАО «КОМЗ» попробуем использоватьметод капитализации чистого дохода (валовой прибыли) до налогообложения,выплаты процентов и капитализации затрат.
Методкапитализации чистого дохода (валовой прибыли) заключается в расчете текущейстоимости будущих доходов, полученных от нашего предприятия с помощьюкоэффициента капитализации (формула 3):
Доход предприятия
Стоимость= — ----------------------
Коэффициент капитализации (3)
Вкачестве капитализируемой величины выбирается валовая прибыль. Валовая прибыль ОАО«КОМЗ» в 2009 году составила 2 350 тыс. руб. Коэффициенткапитализации необходимый для дальнейших расчетов находим методом кумулятивногопостроения (формула 4):
К=Сб+Рл+Рр(4)
где Сб — безрисковая ставка (в качестве «безрисковой» взята ставка подепозитам для юридических лиц в банках высокой надежности, по данным агентства«Росбизнесконсалтинг» на 01.01.2010 г. составляла 12%); Рл — рискликвидности (возможность потери, при реализации объекта — в данном случаепредприятия ОАО «КОМЗ» из-за недостаточной развитости рынка,несбалансированности, неустойчивости); Рр — региональный риск, присущ дляконкретного региона (Респ. Тататрстан).
Такимобразом, проведя необходимые расчеты получаем:
Коэффициенткапитализации = К = 12%+10%+7% = 29%
СтоимостьОАО «КОМЗ» = 2 350 000/0, 29 = 8 103 450 руб.
Такимобразом, рыночная стоимость предприятия ОАО «КОМЗ», рассчитаннаяметодом капитализации, в 2009 году составила ≈8103 тыс. руб.
Дляопределения цены ОАО «КОМЗ» сравнительным подходом, выберем похожеепредприятие — ООО «Аверс — Пласт».
Обществос ограниченной ответственностью «Аверс — Пласт» организовано в 2000году. Предприятие специализируется на оптовой торговле посудой производства ЗАО«Завод „Демидовский“ и других крупных производителей.
Сравнительныйподход к оценке бизнеса во многом схож с методом капитализации доходов. В обоихслучаях оценщик определяет стоимость компании, опираясь на величину доходакампании. Основное отличие заключается в способе преобразования величины доходав стоимость компании. Метод капитализации предполагает конвертацию годовогодохода в стоимость при помощи коэффициента капитализации. Коэффициенткапитализации, построенный на основе рыночных данных, используется как делитель.Сравнительный подход также оперирует рыночной ценовой информацией и величинойдохода, достигнутого сходной фирмой. Однако в данном случае доход умножается навеличину соотношения между ценой и доходом.
Вкачестве капитализируемой величины выбирается валовая прибыль.
Валоваяприбыль ООО „Аверс — Пласт“ на 2009 год составила 2 103 тыс. руб.
Коэффициенткапитализации = К = 12%+10%+7% = 29%
Коэффициенткапитализации так же составит 29%
СтоимостьООО „Аверс — Пласт“ = 2 103 000/ 0, 29 = 7 251 172 руб.
Такимобразом, рыночная стоимость предприятия ООО „Аверс — Пласт“, рассчитаннаясравнительным методом, в 2009 году составила ≈7251 тыс. руб.
Исходя изэтого можем рассчитать среднюю цену ОАО „КОМЗ“, она будет равна 7 677тыс. руб.
Дляопределения рыночной стоимости предприятия (бизнеса) ОАО „КОМЗ“ врамках данной работы использовалось два подхода — доходный подход (метод прямойкапитализации доходов) и сравнительный подход По результатам проведенныхисчислений оба метода оказались достаточно достоверны, их конечные результатысоставили:
Рыночнаястоимость ОАО „КОМЗ“ на конец 2009 года, рассчитанная методомкапитализации доходов = 8103 тыс. руб.
Рыночнаястоимость ОАО „КОМЗ“ на конец 2009 г., рассчитанная сравнительнымметодом = 7677 тыс. руб.
Каквидно, разрыв в результатах сравнительно небольшой. Учитывая вышеизложенное,значимость расчетов различными подходами при определении итоговой величинырыночной стоимости объекта оценки можно скорректировать рыночную стоимость путемрасчета средней рыночной стоимости предприятия таким образом:
Таблица 1
Расчетрыночной стоимости ОАО „КОМЗ“Подход
Рыночная стоимость,
тыс. руб. Доходный подход (капитализация) 8103 Сравнительный подход 7677 Скорректированная величина 7890
Исходя изприведенных аналитических расчетов, объект стоимостной оценки — ОАО „КОМЗ“имеет рыночную стоимость в размере 7890 тыс. руб.
Заключение
Оценкастоимости предприятия (бизнеса) — это расчет и обоснование стоимостипредприятия на определенную дату. Оценка стоимости бизнеса представляет собойцеленаправленный упорядоченный процесс определения величины стоимости объекта вденежном выражении с учетом влияющих на нее факторов в конкретный моментвремени в условиях конкретного рынка.
Оценкупредприятия (бизнеса) проводят в следующих целях: повышения эффективноститекущего управления предприятием; принятия обоснованного инвестиционногорешения; купли-продажи предприятия; установления доли совладельцев в случаеподписания или расторжения договора или в случае смерти одного из партнеров; реструктуризациипредприятия; разработки плана развития предприятия; определениякредитоспособности предприятия и стоимости залога при кредитовании; страхования;налогообложения; принятия обоснованных управленческих решений; и в иных случаях.
Дляопределения стоимости предприятия (бизнеса) применяют специальные приемы испособы расчета, которые получили название методов оценки. Каждый метод оценкипредполагает анализ определенной информационной базы и соответствующий алгоритмрасчета. Все методы оценки позволяют определить стоимость бизнеса на конкретнуюдату, все методы являются рыночными, так как учитывают сложившуюся рыночнуюконъюнктуру, ожидания инвесторов, риски, сопряженные с оцениваемым бизнесом,предполагаемую „реакцию“ рынка при сделках с оцениваемым объектом.
Впредставленной работе была проведена оценка стоимости ОАО „КОМЗ“.
Дляопределения рыночной стоимости предприятия (бизнеса) ОАО „КОМЗ“ врамках данной работы использовалось два подхода — доходный подход (метод прямойкапитализации доходов) и сравнительный подход. По результатам проведенныхисчислений оба метода оказались достаточно достоверны.
Следуетотметить, что стоимость данного предприятия по современным оценкам достаточновысока, и это объясняется финансовой политикой ОАО „КОМЗ“, котораяпридерживается следующей тенденции — крайне редко прибегать к привлечению капиталасо стороны (кредиты и займы), также сохранять очень маленькую суммукредиторской задолженности.
Порезультатам проведенной работы скорректированная стоимость предприятия ОАО»КОМЗ" составила 7890 тыс. руб. Данное предприятие является оченьпривлекательным, и для возможной сделки купли-продажи предприятия, и дляразличного рода инвестирования в него.
Список используемой литературы
1.        Ассонов В.Н. Базовые понятия и технология оценки действующегопредприятия // unison. yaroslavl.ru/articles/article-5. shtml
2.        Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. — 4-еизд., доп. и перераб. — М.: Финансы и статистика, 2007.
3.        Бердикова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельностипредприятий: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2008.
4.        Богатин Ю.В., Швандар В.А. Оценка эффективности бизнеса и инвестиций: Учеб.пособие для вузов по экон. спец. — М.: ЮНИТИ; ФИНАНСЫ, 2009.
5.        Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и управление стоимостью предприятия: Учеб.пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
6.        Гольдштейн Г.Я. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. — Таганрог: Изд-воТРТУ, 2008.
7.        Глен М. Десмонд, Ричард Э. Келии. Руководство по оценке бизнеса. — М.: РОО,2002.
8.        Горынина Г.Г. Подход к комплексной оценке финансовых рисков для их учетав динамической модели стратегического развития банка // www.hedging.ru/publications/521
9.        Грязнова А.Г., Федотова М.А., Ленская С.А. и др. Оценка бизнеса: Учеб. длявузов по экон. спец. / Под ред.А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой. — М.: Финансы истатистика, 2007.
10.     Есипов В.Е., Маховикова Г.А., Терехова В.В. Оценка бизнеса. — СПб.: Питер,2001.
11.     Ковалев В.В. Ведение в финансовый менеджмент. — М.: Финансы истатистика, 2008.
12.     Ковалев В.В. Финансовый анализ. Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализотчетности. — М.: Финансы и статистика, 2005.
13.     Ковалева Т.И. Оценка стоимости действующего предприятия с помощьюпрограммных средств // Теория и практика управления. — 2004. — №3 //http://www.jurenergo. kiev.ua/statti/OCENKA. doc
14.     Козионова Л.Е. Оценка бизнеса — интересы, конфликты и размышления //http://unison. yaroslavl.ru/articles/article-6. shtml
15.     Методология оценочной деятельности: современное состояние и перспективыразвития в Российской Федерации / Под ред.Г.И. Микерина. — М.: Фонд «Бюроэкономического анализа», 2009 г.
16.     Оценка стоимости предприятия (бизнеса). Учебное пособие / Под ред. Н.А. Абдулаева,Н.А. Колайко. — М.: Экмос, 2008.
17.     Оценка гудвилла. Модели и методы // www.bestconsult.ru/ clauses/cl18.html
18.     Оценочная деятельность в экономике: Учебное пособие. — М.: ИКЦ «МарТ»;Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003.
19.     Пещанская И.В. Финансовый менеджмент: краткосрочная финансовая политика:Учебное пособие для вузов / И.В. Пещанская. — М.: Издательство «Экзамен»,2005.
20.     Ревуцкий Л.Д. Потенциал и стоимость предприятия. — М.: Перспектива, 2007.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.