Реферат по предмету "Экономика"


Приватизация жилых помещений

Введение
Тема курсовой работы «Приватизация жилыхпомещений» была выбрана неслучайно. Актуальность темы данного исследованиявыражается в следующем.
Удовлетворение потребности в жилье на протяжениивсей истории человечества остается для большинства людей одной из самых острыхи трудно разрешимых проблем. На различных этапах своего существованиягосударство всевозможными способами пыталось помочь своим гражданам в еерешении. Но, не смотря на все предпринимаемые меры, число граждан, нуждающихсяв улучшении жилищных условий, постоянно увеличивается. Связано это, преждевсего, со снижением темпов строительства и ввода жилья, с общим ухудшениемэкономического положения в России, с разрушением старого жилья, отсутствием егоремонта и так далее.
На протяжениимногих десятилетий в нашей стране не существовало понятия «частнаясобственность», особенно в отношении недвижимого имущества. Конечно, каждыйчеловек обладал определенным набором благ, но он был ограничен по составу.
И вместо понятия«частная собственность» использовалось другое, более «политкорректное» иподходящее к идеологии социалистического равенства – «личное имущество». Оноподразумевало под собой (касательно большинства населения) обстановку квартиры,личные вещи, иногда – машину и дачу («личное подсобное хозяйство»), но никто невладел в полной мере правом на основную собственность, на котором основана всясовременная рыночная система, – правом на недвижимость.
И речь идет не оземельных наделах, участках леса или водоемах – в советской системе несуществовало права на частное владение даже на квартиру или комнату вкоммуналке, в которых многие семьи жили на протяжении нескольких поколений. Всежилье в той или иной форме принадлежало государству.
Переход экономикина рыночные рельсы был бы невозможен без введения в стране права на частнуюсобственность. Ее нужно было «создавать», и с этой целью в России провелиреформы. С помощью ваучерной приватизации каждый гражданин мог приобрести длясебя долю в промышленном предприятии, результаты которой привели к тому, чтобольшая часть населения страны, как не владела коммерческой собственностью, такне владеет ею и сейчас.
Однакогосударством был выбран более разумный путь для передачи жилья в частнуюсобственность граждан (приватизации). Каждый человек, занимающий определённуюжилплощадь (один или с семьей), получил право перевести ее в собственность ираспоряжаться затем этой собственностью по своему усмотрению. Большинствороссиян имели и имеют полное право на то, чтобы быть реальными хозяевами своихквартир и комнат, – хотя формально они были получены от государства (илипредприятия, которое принадлежало государству) бесплатно, фактически ониоплачены трудом многих поколений граждан страны, которые работали часто «заидею». Так что сама идея бесплатной приватизации справедлива и актуальна.
Приватизация какспособ приобретения права собственности является одним из важнейших условийоборота имущества, его перехода от одного лица к другому. Предметомприватизации может быть любое имущество, в том числе жилые помещения. Донедавних пор практика применения Закона РФ от 4 июля 1991 г. №1541–1 «Оприватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (Далее Закон оприватизации) не вызывала особых сложностей.
Комплексвозникших к настоящему времени противоречий обусловливает трудностиправоприменения даже при попытках добросовестного исполнения правовыхпредписаний и создает массу возможностей для совершения неправомерных действийкак исполнителями, так и должностными лицами, призванными обеспечить точноеприменение законов на местах.
Общим условиемвозникновения и реализации права на приватизацию жилого помещения является всоответствии со ст. ст. 2, 11 Закона о приватизации принадлежность жилогопомещения к государственному или муниципальному жилищному фонду и использованиеего гражданами на условиях социального найма. Иными словами, в соответствии сосмыслом жилищного законодательства жилые помещения подлежат приватизации в томслучае, если они не относятся к категории специализированных жилых помещений,то есть не предназначены для проживания граждан в связи с характером ихтрудовых отношений с наймодателем, а также в связи с прохождением службы либообучения (ст. ст. 92–98 Жилищного кодекса РФ от 29 декабря 2004 года №188-ФЗ– далее ЖК РФ).
К сожалению,из-за множества нарушений в правоприменительной практике реализация права наприватизацию в ряде случаев осуществляется путем признания в судебном порядкеправа на приватизацию, и договоры о передаче занимаемых гражданами жилыхпомещений им в собственность заключаются на основании вступивших в законнуюсилу решений судов.
Сроки бесплатной приватизации периодическипродлеваются из-за того, что граждане в силу тех или иных причин не успеваютприватизировать свои жилые помещения. 15 января 2010 года Государственная ДумаРФ продлила сроки бесплатной приватизации жилья до 1 марта 2013 г., тоесть до наступления указанного срока лица, занимающие помещение по договорусоциального найма, имеют возможность получить его в собственность.
В исследованиииспользовались методы анализа и синтеза, систематизации, обобщения,историко-правовой, сравнительный, конкретно-социологический и статистическийметоды.
Предметомисследования является совокупность общественных отношений, возникающих впроцессе приватизации жилых помещений.
Объектом данногоисследования – нормы жилищного, гражданского права, регулирующие порядокприватизации и деприватизации жилых помещений в РФ.
Цель исследованияобусловлена объектом, предметом и задачами настоящего исследования и состоит втом, чтобы, изучив правоприменительную практику по рассматриваемой теме,выявить проблемы, возникающие при приватизации жилых помещений, дать имправовую оценку и наметить пути их решения.
Основные задачиисследования:
– изучитьособенности законодательства о приватизации жилых помещений в РФ;
– рассмотретьпорядок приватизации жилых помещений;
– проанализироватьзащиту прав несовершеннолетних при приватизации жилья.
Цель и принципыприватизации
В соответствии сост. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной (муниципальной)собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан июридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизациигосударственного и муниципального имущества (ст. 217 ГК РФ). Согласно ст. 235ГК РФ по решению собственника в порядке, предусмотренном законами оприватизации, имущество, находящееся в государственной или муниципальнойсобственности, отчуждается в собственность граждан и юридических лиц.
Из указанныхположений следует, что:
1) к сделкам поприватизации публичной собственности применяется специальное законодательство,которое устанавливает порядок приватизации;
2) к сделкам поприватизации ограниченно применяются принципы автономии воли и свободыдоговора, поскольку орган государственной власти или местного самоуправления,действующий от имени публичного собственника, не может отчуждать имущество какчастный собственник: по своему выбору любому лицу, любым способом, на любыхусловиях и за любую цену.
Следует иметь ввиду, что сделки по отчуждению имущества государственным (муниципальным)унитарным предприятием или учреждением не являются приватизацией, хотя и влекутпереход из публичной собственности в частную. Сделки по распоряжению имуществомучреждений и унитарных предприятий совершаются ими от собственного имени и посвоему усмотрению и регулируются нормами ГК РФ в соответствии с содержаниемправа хозяйственного ведения (оперативного управления).
Основанием для начала приватизации жилья сталЗакон РФ от 4 июля 1991 г. за №1541 – 1 «О приватизации жилищногофонда в Российской Федерации». Несмотря на то, что за прошедшие годы в негобыло внесено много изменений, дополнений, уточнений, передача квартир и комнатв собственность граждан стала реально выполнимой.
В последующие годы, вплоть до настоящего времени,различными государственными органами принимались другие законы и распоряжения,уточняющие и прописывающие процедуру оформления жилья в собственность, еерегистрацию, налогообложение. Но основными нормативными правовыми актами,регулирующими процесс приватизации жилых помещений на ряду с Законом РФ оприватизации жилищного фонда являются: Положение о бесплатной приватизациижилищного фонда в Российской Федерации, утвержденное решением коллегии КомитетаРоссийской Федерации по муниципальному хозяйству 18 ноября 1993 г. иФедеральный Закон «О введении в действие Жилищного кодекса РоссийскойФедерации» от 29 декабря 2004 г.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона«О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация жилыхпомещений – бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации надобровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном имуниципальном жилищном фондах, а для граждан Российской Федерации,забронировавших занимаемые жилые помещения, – по месту бронирования жилыхпомещений. Таким образом, объектом приватизации жилых помещений, являются жилыепомещения, находящиеся в государственном или муниципальном жилом фонде.
Приватизацияявляется основанием приобретения права собственности на жилое помещение,которое уже находилось в пользовании у лиц, участвующих в приватизации, но неявляется одним из способов жилищного обеспечения граждан.
Граждане – нанимателижилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда имеютправо на бесплатную приватизацию занимаемых ими жилых помещений путемзаключения с органами местного самоуправления (либо с государственнымипредприятиями или учреждениями) договора о безвозмездной передаче жилогопомещения в их собственность.
Способприватизации жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда –их безвозмездная передача нанимателям.
К основнымпринципам приватизации жилых помещений относятся следующие:
1) правоприватизации предоставлено только гражданам Российской Федерации.
Указанное правилоследует из Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Гражданскийкодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации «О приватизациижилищного фонда в Российской Федерации» от 15 мая 2001 г. №54-ФЗ, которымв Закон о приватизации внесены существенные изменения, в соответствии скоторыми с 31 мая 2001 г. (дата вступления Закона в действие)приватизировать жилые помещения могут только граждане Российской Федерации,занимающие жилые помещения на основании договора социального найма.
До вступления всилу указанного Закона участие в приватизации не было связано с наличиемгражданства Российской Федерации. Указанный Закон установил запрет на участие вприватизации жилья иностранных граждан, что допустимо в силу п. 3 ст. 62Конституции Российской Федерации, согласно которому иностранные граждане и лицабез гражданства обладают теми же правами и обязанностями, что и гражданеРоссийской Федерации, кроме случаев, установленных законом или международным договором;
2) приватизацииподлежат только жилые помещения государственного и муниципального жилищногофонда.
Граждане могутприватизировать жилые помещения только в домах государственного имуниципального жилищного фонда, в том числе жилые помещения, находящиеся направе хозяйственного ведения и оперативного управления у предприятий иучреждений, а также жилищный фонд, временно находящийся у приватизированныхпредприятий, который не вошел в уставный капитал этих предприятий и всоответствии с планом приватизации подлежит передаче в муниципальнуюсобственность.
В зависимости оттого, к какой форме собственности относится предприятие или учреждение,жилищный фонд, находящийся у предприятий и учреждений на праве хозяйственноговедения и оперативного управления, является либо государственной собственностью(федеральной или субъекта Российской Федерации), либо муниципальнойсобственностью.
Л. обратилась всуд с иском к предприятию, где она работала долгие годы, о приватизации жилогодома. Решением городского суда иск был удовлетворен.
Судебная коллегияпо гражданским делам Верховного Суда РФ решение отменила, указав следующее.Удовлетворяя иск, суд принадлежность спорного жилого дома не проверил, тогдакак выяснение этого вопроса имело значение для правильного разрешениязаявленных Л. требований, поскольку Законом «О приватизации жилищного фонда вРоссийской Федерации» предусмотрено, что приватизации подлежат жилые помещения,относящиеся к государственному и муниципальному жилищному фонду. Однако внарушение требований процессуального законодательства суд в своем решении наконкретные доказательства не сослался, приобщив к материалам дела лишь копиютехнического паспорта, изготовленного Бюро технической инвентаризации задолгодо возникновения спора в суде, причем без указания собственника (владельца)дома. Между тем, согласно объяснениям представителя ответчика дом находится набалансе организации, являющейся акционерным обществом.
Закон оприватизации не распространяется на передачу гражданам занимаемых ими жилых помещений,находящихся в собственности хозяйственных обществ (например, акционерныхобществ, обществ с ограниченной ответственностью), поскольку безвозмезднаяпередача указанными юридическими лицами жилья в собственность граждан неявляется сделкой приватизации, а является гражданско-правовой сделкой дарения,которая регулируется нормами ГК РФ.
В отношениижилищного фонда, находящегося в собственности общественных объединений(организаций), законодательство о приватизации жилых помещений содержитрекомендательную норму, согласно которой общественным объединениям былорекомендовано осуществлять передачу и продажу находящегося в их собственностижилья в собственность граждан на условиях, предусмотренных для государственногои муниципального жилищного фонда. Аналогичные рекомендации относились и кприватизации жилищного фонда колхозов.
В соответствии сПоложением о реорганизации и приватизации государственно-кооперативных(кооперативно-государственных) предприятий агропромышленного комплекса,утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября1992 г. №708, при реорганизации колхоза или совхоза в отношении объектовжилого фонда могло быть принято одно из следующих решений:
а) передача вмуниципальную собственность;
б) передача илипродажа гражданам занимаемых ими помещений в порядке, установленном Законом оприватизации и соответствующим решением Советов народных депутатов;
в) включение вуставный капитал реорганизуемого колхоза или совхоза.
Соответственноесли жилищный фонд, ранее принадлежащий колхозу или совхозу, был передан вмуниципальную собственность, то его передача в собственность гражданосуществляется в соответствии с Законом о приватизации.
До реорганизациии в момент реорганизации колхозы и совхозы могли заключать договоры приватизациижилья. С момента окончания реорганизации и регистрации нового юридического лицажилищный фонд, включенный в уставный капитал реорганизованного юридическоголица, не подлежит приватизации, поскольку не может быть отнесен ни к объектамгосударственной или муниципальной собственности, ни к объектам, находящимся всобственности общественных организаций.
Жилые помещения,занимаемые гражданами на основании коммерческого найма или ином основании,приватизированы быть не могут. Незаселенные жилые помещения не могут бытьприватизированы путем безвозмездной передачи.
4) возникновениеправа на приватизацию должно следовать из волеизъявления на приватизацию илиотказа от участия в ней.
Жилые помещенияподлежат передаче в собственность только на добровольной основе, при наличиисогласия на приватизацию всех совместно проживающих совершеннолетних членовсемьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет (ст. 2 Законао приватизации). Следовательно, законность приватизации будет соблюдена тогда,когда в ней участвуют все проживающие в жилом помещении лица либо достигнутосоглашение на передачу жилья только одному или нескольким из них (отказ отприватизации).
Необходимоучитывать жилищные права граждан, которые в данной квартире на моментприватизации не проживают, но имеют законное право на проживание. Статьей 71 ЖКРФ установлено, что временное отсутствие нанимателя жилого помещения подоговору социального найма, кого-либо из проживающих совместно с ним членов егосемьи или всех этих граждан не влечет за собой изменение их прав и обязанностейпо договору социального найма.
К. предъявил всуд иск к администрации г. Элисты и к своей бывшей супруге о признаниинедействительным договора о передаче в порядке приватизации жилого помещения вее единоличную собственность. Возражая против заявленного требования. Ответчицауказала, что истец в спорной квартире не проживает, так как забрал все своивещи и ушел из квартиры, а поэтому его согласия на приватизацию квартиры нетребовалось.
Оставляя в силерешение суда первой инстанции, которым иск удовлетворен, Судебная коллегия погражданским делам Верховного Суда РФ указала следующее. Как следует изматериалов дела, спорная квартира предоставлена по договору социального наймаответчице. В ордер был включен и истец К., который в квартиру вселился. Притаких обстоятельствах К. как член семьи нанимателя (ответчицы) приобрел равноес ней право пользования спорной квартирой. То обстоятельство, что послерасторжения брака между ними сложились неприязненные отношения и К. был вынужденвременно в квартире не проживать, оставаясь в ней прописанным, не лишает егоэтого права. Поскольку истец не утратил права пользования спорной жилойплощадью, то ее приватизация была возможна с его согласия.
Таким образом,для приватизации жилого помещения необходимо получить согласие не только членовсемьи нанимателя, фактически проживающих на жилой площади, вопрос оприватизации которой ставится, но и тех лиц, которые членами семьи нанимателяне являются, но имеют равное с нанимателем и членами его семьи правопользования жилым помещением. Такое согласие необходимо и в тех случаях, когдабывшие члены семьи нанимателя по не зависящим от них причинам наприватизируемой жилой площади не проживают.
Согласно п. 4ст. 71 СК РФ ребенок, в отношении которого родители (один из них) лишеныродительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или правопользования жилым помещением, а также сохраняет имущественные права, основанныена факте родства с родителями и другими родственниками, в том числе право наполучение наследства.
Что касаетсяотказа от участия в приватизации несовершеннолетнего, то Пленум Верховного СудаРоссийской Федерации в постановлении «О некоторых вопросах применения судамиЗакона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в РоссийскойФедерации» от 24 августа 1993 г. №8 указал следующее: «Учитывая, что всоответствии со статьями 28 и 37 ГК опекун не вправе без предварительногоразрешения органа опеки и попечительства совершать некоторые сделки, в томчисле влекущие отказ от принадлежащих подопечному прав, а попечитель даватьсогласие на совершение таких сделок, отказ от участия в приватизации может бытьосуществлен родителями и усыновителями несовершеннолетних, а также их опекунамии попечителями лишь при наличии разрешения указанных выше органов».
Несмотря на то,что Пленум Верховного Суда Российской Федерации указал на порядок отказа отучастия в приватизации несовершеннолетних лиц, их участие в приватизациифактически обязательно. Согласно ч. 2 ст. 7 Закона о приватизации вдоговор передачи включаются несовершеннолетние лица, имеющие право пользованияданным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилоепомещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, илинесовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившиеправо пользования данным жилым помещением.
Таким образом,право на приватизацию сохраняют несовершеннолетние, снятые с регистрационногоучета по различным основаниям, направленные в образовательные и лечебныеучреждения, к родственникам и опекунам (попечителям), в том числе и к приемнымродителям.
5) бесплатность.
Данныйпринцип означает, что жилое помещение передается в собственность граждан впорядке приватизации бесплатно. Однако следует отметить, что в целом натерритории Российской Федерации бесплатной приватизация жилья стала не сразу, ас декабря 1992 г. (после внесения Законом РФ от 23.12.92 №4199–1 измененийи дополнений в действующий Закон). До этого приватизация осуществлялась насмешанных условиях: общая площадь в размере 18 кв. м на человека и 9 кв. м на семью предоставлялась бесплатно, а остальная площадь – за плату. Вряде регионов размер бесплатно передаваемой площади был иным (например, 20 кв. м + 10 кв. м или 18 кв. м + 12 кв. м). В некоторых регионах по решению государственных органовсразу же был установлен бесплатный порядок передачи жилья в собственностьграждан.
6) однократность.
Использоватьправо на бесплатное приобретение в собственность жилого помещения в домахгосударственного и муниципального фонда гражданин Российской Федерации можеттолько один раз. Это правило не относится к несовершеннолетним, ставшимсобственниками занимаемого жилого помещения в порядке приватизации. Подостижении совершеннолетия они не утрачивают право на однократную бесплатнуюприватизацию жилого помещения. При этом несовершеннолетние граждане могутприватизировать жилое помещение также только один раз. В абз. 1 ст. 11Закона о приватизации четко установлено право всех граждан без указаниявозраста приватизировать занимаемое жилое помещение один раз, а длянесовершеннолетних в соответствии с абз. 2 установлено дополнительное правооднократной приватизации по достижении совершеннолетия. Таким образом,гражданин может участвовать в приватизации жилья два раза: первый раз ввозрасте до 18 лет, второй раз – после его достижения.
Районный суд,рассмотрев дело по заявлению М. к и местной администрации об устранениинарушения права на приватизацию жилья, обязал ответчика заключить с истцомдоговор о передаче в его собственность в порядке приватизации спорного жилогопомещения. При этом, как следует из материалов дела, ордер на занятие квартирысемьей истца выдан в 2000 году, однако вопрос о том, получал ли истец ранее всобственность жилое помещение путем его бесплатной приватизации, суд наобсуждение сторон не ставил, что существенно нарушает принцип однократностиприватизации. Вышестоящий суд отменил постановление районного суда, в видутого, что районный суд не исследовал доказательства отсутствия у М.заключенного ранее договора о передаче жилья в собственность в порядкеприватизации. По другому делу суд, напротив, ошибочно пришел к выводу обиспользовании гражданином права на приватизацию. Между тем по прежнему местужительства квартира была приобретена хотя и в порядке приватизации, однако небезвозмездно, а по договору купли-продажи с оплатой ее полной стоимости.
Таким образом, вюридической и судебной практике часто встречаются случаи нарушения основныхпринципов приватизации жилых помещений, в большинстве случаев, из – занедостаточной изученности этого вопроса в юридической практике и в литературе. Объекты и субъекты приватизации
Приватизация – возмездноеотчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации,субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственностьфизических и (или) юридических лиц. Объектом приватизации является отчуждаемоев собственность физических или юридических лиц государственное илимуниципальное имущество. Приватизации не подлежит имущество, изъятое изоборота, а также имущество, которое в порядке, установленном федеральнымизаконами, может находиться только в государственной или муниципальнойсобственности. Государственное и муниципальное имущество отчуждается всобственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмезднойоснове (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальнуюсобственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которыхвносится государственное или муниципальное имущество). Начальным этапомприватизации является планирование. На этом этапе федеральные органыгосударственной власти, юридические и физические лица направляют в МинимуществоРФ свои предложения о приватизации федерального имущества. Министерстворассматривает поступившие предложения, направляет их в федеральные органы исполнительнойвласти, осуществляющие координацию и регулирование в соответствующих отрасляхэкономики (сферах управления) для подготовки обоснования целесообразности(нецелесообразности) приватизации федерального имущества. После этогосоставляется прогнозный план (программа) приватизации, который утверждается назаседании Правительства РФ и вносится в Государственную Думу одновременно спроектом федерального бюджета на очередной финансовый год. На основаниипрогнозного плана (программы) приватизации уполномоченный орган принимаетрешение об условиях приватизации имущества, в котором должны содержатьсяосновные сведения об имуществе и способе его продажи. Лица, желающие приобрестигосударственное или муниципальное имущество (претенденты), представляют комплектдокументов, предусмотренных законодательством о приватизации, и, как правило,вносят задаток. Обязанность доказать свое право на приобретениегосударственного и муниципального имущества возлагается на претендента. Вслучае если впоследствии будет установлено, что покупатель государственного илимуниципального имущества не имел законного права на его приобретение,соответствующая сделка признается ничтожной.
/>Порядокприватизации и расприватизации жилых помещений
Одними изоснований для изменения особого правового режима жилого помещения,обусловленного целями его использования, являются приватизация ирасприватизация (деприватизация) жилого помещения, когда жилое помещениепереходит из жилищного фонда социального использования в индивидуальныйжилищный фонд и наоборот.
Вопросырасприватизации (деприватизации) как и приватизации жилого помещенияурегулированы ранее упомянутым Законом «О приватизации жилищного фонда вРоссийской Федерации», а также статьями 2, 19, 20 Федерального закона «Овведении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – Вводныйзакон).
Ст. 1 Законао приватизации дает понятие приватизации жилищного фонда РФ. А Статьей 4 Законао приватизации предусмотрен запрет на приватизацию жилых помещений, находящихсяв аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а такжеслужебных жилых помещений, за исключением жилищного фонда совхозов и другихсельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных.
Следует отметить,что указанный запрет неоднократно был предметом рассмотрения в КонституционномСуде РФ. Как указал Конституционный Суд РФ, определение круга объектов, неподлежащих приватизации, нельзя считать ограничением прав и свобод человека игражданина, если целевое назначение жилого помещения, место его нахождения идругие обстоятельства, обуславливающие особенности правового режима жилья,исключают возможность передачи его в частную собственность.  Определение кругаобъектов, не подлежащих приватизации, признано Конституционным Судом РФ непротиворечащим Конституции РФ. Вместе с тем нельзя не отметить, чтопредусмотренный статьей 4 Закона о приватизации круг объектов, не подлежащихприватизации, нуждается в существенной корректировке с учетом действующегозаконодательства. Прежде всего, это относится к запрету приватизации:
– во-первых,жилых помещений, находящихся в аварийном состоянии;
– во-вторых,жилых помещений, находящихся в общежитиях, и служебных жилых помещений.
Относительнопервой категории жилых помещений представляется правильным установить запретприватизации не только «аварийных» жилых помещений, а всех жилых помещений,которые признаны непригодными для проживания граждан. По мнению В.В. Былкова,применение в отношении жилого помещения понятия «аварийное состояние» вызываетопределенные сложности, так как законодатель употребляет понятие «аварийный»только в отношении многоквартирного дома (ст. 32 ЖК РФ), тогда как вотношении жилого помещения используется понятие «непригодный для проживания» (ст. 12–15,57, 73, 85, 87 ЖК РФ). Соотношение части и целого. Аварийность являетсяспециальным случаем или одной из причин непригодности.
Что касаетсяжилых помещений, находящихся в общежитиях, и служебных жилых помещений, тозапрет на их приватизацию сформулирован слишком узко. Согласно ст. 92 ЖКРФ, к специализированным жилым помещениям помимо служебных жилых помещений ижилых помещений в общежитиях относятся также жилые помещения маневренногофонда; жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения;жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев; жилыепомещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами; жилыепомещения для социальной защиты отдельных категорий граждан. Причем в отношениивсех этих видов действует общий запрет отчуждения, в том числе приватизации (ч. 2ст. 92 ЖК РФ).
Порядок передачижилых помещений в собственность в результате приватизации установлен в ст. 6Закона о приватизации.
Передача жилыхпомещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственникамиуказанных жилых помещений органами государственной власти, органами местногосамоуправления, а также государственными или муниципальными унитарнымипредприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственноговедения, государственными или муниципальными учреждениями, казеннымипредприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В случаеосуществления передачи унитарными и казенными предприятиями, а такжеучреждениями согласия собственника в лице соответствующего органа по управлениюгосударственным или муниципальным имуществом не требуется.
Как отмечают Е.А. Киндееваи М.Г. Пискунова, статьей 217 ГК РФ установлен приоритет нормприватизационного законодательства перед нормами ГК РФ о порядке прекращенияправа государственной (муниципальной) собственности; из этого следует, чтонормы главы 19 ГК РФ в части получения согласия собственника имущества прираспоряжении этим имуществом предприятиями или учреждениями не применяются.
Решение вопроса оприватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан вдвухмесячный срок со дня подачи следующих документов:
– заявление(заявления) на приватизацию занимаемого жилого помещения, подписанное всемисовершеннолетними, а также несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 летчленами семьи нанимателя;
– документ,подтверждающий право граждан на пользование жилым помещением (договорсоциального найма, ордер на жилое помещение);
– справка,подтверждающая, что ранее право на приватизацию жилья не было использовано;
– разрешениеорганов опеки и попечительства в случаях отказа от включения несовершеннолетнихв число участников общей собственности на приватизируемое жилое помещение.
Передача жилыхпомещений в собственность граждан оформляется договором передачи, которыйзаключается с гражданином от имени собственника органами государственной властиили органами местного самоуправления или предприятиями, учреждениями, вхозяйственном ведении или оперативном управлении которых находится соответствующеежилое помещение. Нотариального удостоверения договора передачи игосударственной регистрации не требуется. Государственной регистрации подлежиттолько переход права собственности к гражданам, приватизирующим жилые помещения(ст. 7 Закона о приватизации).
По мнению Е.А. Чефрановой,договор передачи в рамках приватизации, имея безвозмездный характер, сходен сдоговором дарения.
По нашему мнению,договор передачи жилого помещения из государственной или муниципальнойсобственности в собственность граждан и договор дарения, не смотря на общиепризнаки, различаются. При приватизации жилого помещения происходит изменениеособого правового режима жилого помещения, поскольку жилое помещение переходитиз жилищного фонда социального использования в индивидуальный жилищный фонд, т.е.меняется цель его использования. Как справедливо отмечает И.В. Качалова,передача жилого помещения при приватизации связана прежде всего с существеннымиизменениями правового режима жилой площади (объекта этих отношений). В отличие отприватизации передача жилого помещения по договору дарения не влечет измененияособого правового режима переданного жилого помещения, поскольку при такойпередаче цель использования жилого помещения не меняется.
От приватизацииследует отличать расприватизацию (деприватизацию) жилого помещения, котораяпредставляет собой обратный процесс, когда жилое помещение переходит изиндивидуального жилищного фонда в жилищный фонд социального использования.
Вопросырасприватизации урегулированы статьей 9.1 Закона о приватизации, согласнокоторой граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для нихединственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им направе собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственнуюили муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительнойвласти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаныпринять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилыхпомещений с этими гражданами в порядке, установленном законодательствомРоссийской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации,нормативными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующихмуниципальных образований.
Как следует изуказанных норм, расприватизация может осуществляться при наличии следующихусловий:
– приватизированноежилое помещение должно быть для гражданина единственным местом постоянногопроживания;
– оно должнобыть свободным от обязательств (например, не передано в залог).
П.В. Крашенниковотмечает неточность формулировки первого условия расприватизации. Речь идет отермине «единственное место постоянного проживания». Известно, что в ст. 20ГК РФ указывается на то, что местом жительства признается место, где гражданинпостоянно или преимущественно проживает. Двух или более постоянных местжительства быть не может, поскольку одно из них уже никак не постоянное.
Следует отметить,что если первое условие имеет только неточную формулировку, не способнуюсоздать сколько-нибудь существенную проблему, то второе условие на практикевызывает сложность. Именно условие расприватизации о том, что жилое помещениедолжно быть свободным от обязательств, стало предметом рассмотрения вКонституционном Суде РФ. Неконституционность данной нормы заявители усматривалив том, что судебные и иные правоприменительные органы относят права членовсемьи собственника, вселенных в жилое помещение после его приватизации, кобременению, препятствующему расторжению договора передачи жилья всобственность и его последующей расприватизации. Конституционный Суд вОпределении от 21 декабря 2004 г. №425-О, отказывая в рассмотренииподанной жалобы по существу, квалифицировал поставленный в ней вопрос каквопрос о правильности толкования судебными и иными правоприменительнымиорганами понятия «обязательство» и о возможности отнесения его к числу«обременений» и указал, что к его компетенции не относится выработкасоответствующих понятий и проверка законности и обоснованности конкретныхправоприменительных решений.
Механизм передачижилых помещений в муниципальную собственность при расприватизациипредусматривается органами местного самоуправления. Так, например, РешениемДумы городского округа Жигулевск Самарской области от 26 апреля 2007 г. №161утвержден Порядок передачи гражданами приватизированных жилых помещений вмуниципальную собственность городского округа Жигулевск. Данный Порядокопределяет орган, уполномоченный рассматривать вопрос о расприватизации (мэргородского округа Жигулевск), а также перечень документов; сроки рассмотренияданного вопроса (в течение 30 дней).
При этом порядокпередачи малоимущими гражданами приватизированных жилых помещений всобственность муниципального района Похвистневский, утвержденный ПостановлениемСобрания представителей муниципального района Похвистневский Самарской областиот 24 марта 2006 г. №69-СП, предусматривает при расприватизации заключениедоговора о передаче жилого помещения в муниципальную собственность междусобственником жилого помещения и Администрацией района, на основании которогопостановлением Главы района жилое помещение включается в муниципальнуюсобственность.
Говоря обосновании для расприватизации – о договоре передачи жилого помещения вгосударственную или муниципальную собственность, нельзя не отметить, что речь вданном случае идет о заключении нового договора, а не о расторжении договораприватизации. Как верно отмечает П.В. Крашенинников, исполненный договорприватизации нельзя расторгнуть, поскольку обязательство по нему ужепрекратилось в момент передачи жилого помещения, то есть вследствие егонадлежащего исполнения (ст. 408 ГК РФ). О расторжении договораприватизации может идти речь, когда договор еще не исполнен (полностью иличастично). Как отмечает Е.А. Кинзакова, если договор к моменту последующейрасприватизации полностью исполнен, то расторгать нечего. Передача прирасприватизации осуществляется не в форме расторжения договора приватизации, ав форме заключения отдельного договора о передаче жилого помещения вгосударственную или муниципальную собственность.
Отрасприватизации как передачи жилого помещения в государственную илимуниципальную собственность следует отличать последствия недействительностидоговора приватизации, реституцию. Согласно ст. 167 ГК РФ,недействительная сделка не влечет юридических последствий, поэтому считается,что гражданин не приобрел право частной собственности на жилое помещение понедействительному договору приватизации. Поскольку в данном случае гражданинанельзя назвать приватизировавшим жилое помещение, то в силу ст. 9.1 Законао приватизации и ст. 20 Вводного закона реституцию как последствиенедействительности договора приватизации нельзя назвать расприватизацией.
Очевиднымявляется то, что большее количество граждан предпочитают не расприватизировать(деприватизировать) свое жилье, так как одним из достоинств приватизированногожилья является то, что оно получено по безвозмездному договору, его можнопродать, подарить, завещать и так далее. Собственное жилье не может позволитьсебе лишь небольшое количество неимущих граждан, для которых оптимальнымвариантом является договор социального найма, поэтому они и не вступают впроцесс приватизации. Случаи расприватизации жилых помещений очень редки всудебной и юридической практике.
По даннымФедеральной службы государственной статистики РФ в целом по РоссийскойФедерации в 2008 году было приватизировано 699213 квартир. С 2000 годаколичество приватизированных квартир по России колеблется то в большую, то вменьшую сторону: в 2000 году приватизировано 922313 квартир, в 2001 – 1301726,в 2002 – 1281255 квартир. С 2003 года по 2005 год отмечается постепенный ростколичества приватизированных квартир: в 2003 году – 796593, в 2005 году –1684212 квартир. С 2005 года по 2008 год наблюдается постепенное снижение приватизированныхквартир.Защита правнесовершеннолетних при приватизации жилья
Реформирование жилищно-правовой системы в России началось спринятия 24 декабря 1990 г. Закона РСФСР «О собственности в РСФСР»,который снял ограничения на предельный размер жилого дома, принадлежащегогражданину на праве собственности, и установил, что право собственности наквартиру у члена жилищного или жилищно-строительного кооператива возникает смомента внесения паевого взноса в полном объеме. В развитие жилищной реформы 4июля 1991 г. был принят Закон РСФСР №1541–1 «О приватизации жилищногофонда в Российской Федерации» (далее – Закон), основной целью которого являлосьсоздание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способаудовлетворения потребности в жилье; кроме того, ставились задачи достичь болееэффективного использования жилищного фонда и заботиться о его сохранности.Впоследствии Закон претерпел значительные изменения, в результате чего при егоприменении возникли некоторые проблемы.
Так, редакция Закона от 4 июля 1991 г. предусматривалабесплатную передачу в собственность граждан жилых помещений в размере не менее18 м2 общей площади на одного человека и дополнительно 9 м2на семью. Площадь квартиры, превышающей нормы бесплатно передаваемого жилья,подлежала оплате гражданами. После внесения 23 декабря 1992 г. в Законизменений и дополнений передача в собственность занимаемого гражданами жильястала производиться бесплатно, независимо от его размера. Суммы, ранеевыплаченные гражданами за часть общей площади, превышающей по размеруустановленные нормы, подлежали возврату.
Федеральным законом от 11 августа 1994 г. №26-ФЗ «О внесенииизменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О приватизации жилищногофонда в Российской Федерации»» в некоторые статьи Закона были внесенысущественные поправки, касающиеся правового положения несовершеннолетних. Впервоначальной редакции для приватизации жилого помещения необходимо былополучить согласие только совершеннолетних членов семьи, совместно проживающих снанимателем. Со вступлением в силу Федерального закона «О внесении изменений идополнений в Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда вРоссийской Федерации»» к этому условию добавилось требование о получении согласиятакже несовершеннолетних членов семьи, достигших 15 лет. Необходимо отметить,что появление такой нормы являлось лишь закреплением в Законе разъяснения,содержащегося в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 г.№8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «Оприватизации жилищного фонда в Российской Федерации»»: в случае бесплатнойприватизации занимаемого помещения несовершеннолетние наравне ссовершеннолетними пользователями вправе участвовать в установлении общейсобственности на это помещение. Такой вывод можно сделать, исходя из содержанияч. 1 ст. 53 Жилищного кодекса РСФСР, где сказано, что «члены семьинанимателя, проживающие совместно с ним, пользуются наравне с нанимателем всемиправами и несут все обязанности, вытекающие из договора найма жилого помещения»,– иными словами, права совершеннолетних и несовершеннолетних пользователейгосударственным и муниципальным жильем на приватизацию занимаемого помещенияравны. Следовательно, при приватизации жилья необходимо получить согласиедетей, как достигших, так и не достигших 15 лет – только при этом от именинесовершеннолетнего будет действовать его законный представитель (родитель,опекун, попечитель).
Статья 7 Закона была дополнена частью второй, предусматривающейобязательное включение в договор передачи жилого помещения несовершеннолетних,имеющих право пользования данным жилым помещением и проживающих совместно слицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетнимисобственность, а также несовершеннолетних, проживающих отдельно от указанныхлиц, но не утративших право пользования жилым помещением.
Отсутствие в Законе прямого указания на необходимость получениясогласия несовершеннолетних на приватизацию и обязательное включение их вдоговор передачи в период между принятием Закона о приватизации и внесением внего изменений породило на практике немало злоупотреблений заключались договорыбез включения в число собственников несовершеннолетних, что существенноущемляло их права. Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении от 24августа 1993 г. разъяснил, что согласно Кодексу о браке и семье РСФСР.1969 г. (действовавшему в то время) опекун не вправе без предварительногоразрешения органов опеки и попечительства совершать сделки, выходящие запределы бытовых, в частности, касающихся отказа от принадлежащих подопечномуправ, а попечитель – давать согласие на совершение таких сделок, поэтому отказот участия в приватизации может быть осуществлен родителями и усыновителяминесовершеннолетних, а также их опекунами и попечителями только при наличииразрешения указанных органов. Следовательно, на заключение договора передачибез внесения несовершеннолетних в число собственников необходимо было получатьсогласие органов опеки и попечительства, что часто не выполнялось жилищнымиорганами.
Вместе с тем положительным является тот факт, что привозникновении спора суды, как правило, выносят решение в пользунесовершеннолетних.
К сожалению, нередки случаи, когда несовершеннолетние не включаютсяв договор передачи при приватизации жилья. Так, в определении Судебной коллегииВерховного Суда РФ от 6 мая 1997 г. приводится аналогичный примернарушения жилищных прав несовершеннолетних. Судебная коллегия по гражданскимделам Верховного Суда РФ по протесту заместителя Генерального прокурора РФотменила определение районного суда о прекращении производства по делу опризнании недействительными сделок (приватизации, затем мены и купли-продажи),осуществленных без предварительного разрешения органов опеки и попечительства.Дело направлено на новое рассмотрение.
Благодаря тому, что на начальном этапе преобразований нашейдействительности, в том числе и по совету крупнейших зарубежных юристов, внашей стране был сохранен прокурорский надзор, малообеспеченные граждане могутзащитить свои права в суде, не прибегая к услугам высокооплачиваемых юристов.Действующим Гражданским процессуальным кодексом РФ предусмотрен институтпрокурорского надзора в гражданском судопроизводстве. Прокурор вправеобратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, еслиэтого требует защита прав граждан. 
Заключение
Приватизация – это возможность статьполноправным хозяином своего жилья – распоряжаться им по собственномуусмотрению, продавать, дарить, завещать, сдавать в аренду. Приватизация жилья –это бесплатная передача в собственность граждан на добровольной основезанимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищномфонде. Приватизация жилья регулируется Законом Российской Федерации от04.07.1991 №1541–1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Передачажилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи,заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправленияпоселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещениев собственность в порядке, установленном законодательством. При этомнотариального удостоверения договора передачи не требуется. Предметом договора,как и объектом приватизации жилого помещения является жилое помещения,относимое к государственному или муниципальному жилищному фонду РФ.
Каждыйгражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядкеприватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фондесоциального использования один раз. Несовершеннолетние, ставшие собственникамизанимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право наоднократную бесплатную приватизацию жилого помещения в домах государственного имуниципального жилищного фонда после достижения ими совершеннолетия.
Договорпередачи квартир в собственность граждан считается заключенным с моментаподписания его сторонами, и не подлежит государственной регистрации.Обязательной государственной регистрации подлежит только переход правасобственности к гражданам, приватизирующим жилое помещение.
Срококончания бесплатной приватизации продлен Государственной Думой РФ 15 января2010 года до 1 марта 2013 года.
Расприватизация – это признание всудебном порядке договора передачи квартиры недействительным. Этот способиспользовался раньше, когда законодательством не была предусмотрена возможностьвернуть квартиру в муниципальную собственность без суда, и сейчас продолжаетиспользоваться в некоторых случаях. Договор приватизации может быть признаннедействительным на основании поданного искового заявления и решения суда. Дляэтого в суде нужно было доказать, что договор приватизации заключен снарушением действующего гражданского законодательства. Времени эта процедураможет занимать очень много.
Деприватизация – принципиально другойспособ передачи квартиры в собственность государства или муниципальногообразования, основанный на принципе добровольности. Схема его такова: жилыепомещения, передаваемые гражданами городу в собственность в порядкедеприватизации, будут предоставляться им в пользование на основании договоровсоциального найма.
На основаниианализа законодательства о приватизации жилых помещений, специальной, учебной инаучной литературы по рассматриваемому вопросу, юридической и судебной практикипо делам, связанным с приватизацией жилых помещений, можно сделать следующиевыводы.
1) Граждане,давшие согласие на приватизацию жилого помещения на одного из членов семьи, иотказавшиеся таким образом от доли в приватизированном жилом помещении,приобретают право постоянного бессрочного пользования данным жильем. Указанноевещное право является абсолютным, то есть не может быть прекращено помимо волиего обладателя вне зависимости от будущей юридической судьбы данного жилогопомещения. Данное право принадлежит гражданам, вне зависимости от того, вкоторый раз ими используется право на приватизацию жилого помещения.
2) Процессуальнойформой добровольного волеизъявления граждан на приватизацию жилья может являтьсяне только письменное заявление о приватизации занимаемого жилого помещения, нои доверенность на совершение действий, связанных с приватизацией жилья, вкоторой выражена воля наследодателя о приобретении жилого помещения всобственность. При этом следует учитывать экстраординарные обстоятельства,повлекшие смерть наследодателя и не позволившие ему надлежащим образом оформитьзаявление о приватизации и другие документы.
3) Приватизациякомнат в коммунальной квартире не может быть обусловлена согласием других лиц,проживающих в данной квартире. Основанием для ее передачи в собственностьграждан является волеизъявление лиц, проживающих в данной комнате.
4) Принципбесплатности приватизации жилых помещений является временным, и будет отменен вближайшие годы.
Продление срокабесплатной приватизации может привести к тому, что существенно сократятсягосударственный и муниципальный жилищные фонды, что уже происходит, так как скаждым годом растет количество приватизированных жилых помещений, астроительство жилых комплексов для государственного и муниципального жилищныхфондов практически остановилось на нулевой отметке.
По нашему мнению,законодатели приняли правильное решение, продлив бесплатную приватизацию жилыхпомещений, так как, по-прежнему, у многих граждан России нет возможностиприобрести жилье в собственность за свои деньги. Но, пожалуй, наиболееоптимальным вариантом было бы расширение строительства жилья, предназначенногодля государственного или муниципального жилого фонда, что позволило бы всемгражданам, не имеющим собственного жилья, получить квартиру на условияхдоговора социального найма.
Библиографический список
1.   Конституция РоссийскойФедерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учетом поправок,внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции РоссийскойФедерации от 30.12.2008 №6-ФКЗ и от 30.12.2008 №7-ФКЗ) [Текст] //Российская газета. – 2009. – №7 – 21 января.
2.   Гражданский кодексРоссийской Федерации. Часть первая [Текст]: федеральный закон от 30 ноября 1994года №51 – ФЗ. Принят Государственной Думой РФ 21 октября 1994 года (ред. от27.12.2009) // Российская газета. – 1994. – №238–239. – 8 декабря.
3.   Гражданский кодексРоссийской Федерации. Часть вторая [Текст]: федеральный закон от 26 января 1996года №14-ФЗ. Принят Государственной Думой РФ 22 декабря 1995 года (ред. от17.07.2009) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – №5. – ст. 410.– 29 января.
4.   Семейный кодекс РоссийскойФедерации [Текст]: федеральный закон от 29 декабря 1995 года №223-ФЗ. ПринятГосударственной Думой РФ 8 декабря 1995 года (ред. от 30.06.2008 //Российская газета. – 1996. – №17 – 27 января.
5.   Жилищный кодексРоссийской Федерации [Текст]: федеральный закон от 29 декабря 2004 года №188-ФЗ.Принят Государственной Думой Российской Федерации 24 декабря 2004 года (ред. от17.12.2009) // Российская газета. – 2005. – №1. – 12 января.
6.   О приватизациижилищного фонда в Российской Федерации [Текст]: Закон РФ от 4 июля 1991 года №1541–1.Принят Верховным Советом РСФСР 4 июля 1991 года (ред. от 11.06.2008) //Ведомости СНД и ВС РСФСР. – 1991. – №28. – ст. 959. – 11 июля.
7.   О введении в действиеЖилищного кодекса Российской Федерации [Текст]: федеральный закон от 29 декабря2004 года №189-ФЗ. Принят Государственной Думой Российской Федерации 22 декабря2004 года (ред. от 01.02.2010) // Российская газета. – 2005. – №1. – 12января.
8.   Основызаконодательства Российской Федерации о нотариате [Текст]: Утверждены ВерховнымСоветом РФ 11.02.1993 №4462–1 (ред. от 19.07.2009) // Ведомости Съезданародных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета РоссийскойФедерации. – 1993. – №10. – Ст. 357.
9.   О внесении изменений идополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации и Закон РоссийскойФедерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» [Текст]:федеральный закон от 15 мая 2001 года №54-ФЗ. Принят Государственной Думой РФ11 апреля 2001 года (с изменениями, внесенными Федеральным законом от29.12.2004 №189-ФЗ в ред. от 01.02.2010) // Российская газета. – 2001. – №103.– 31 мая.
10.Жилищный кодекс РСФСР[Текст]: закон РСФСР. Утвержден Верховным Советом РСФСР 24 июня 1983 года(утратил силу с 1 марта 2005 года) // Ведомости ВС РСФСР. – 1983. №26. –ст. 883.
11.Гражданский кодексРСФСР [Текст]: закон РСФСР. Утвержден Верховным Советом РСФСР 11 июня 1964 года(полностью утратил силу с 1 января 2008 года) // Ведомости ВС РСФСР. –1964. – №24 – ст. 407.
12.Бойцов, Г.В. Приватизация,деприватизация жилья [Текст]: комментарий / Г.В. Бойцов – М.: Гроссмедиа,2005. – 235 с.
13.Бондарев, Е.С. Приватизацияжилых помещений в общежитиях: теоретические и практические проблемы [Текст] / Е.С. Бондарев //Нотариус. – 2008. – №5 – С. 32 -33.
14.Былков, В.В. Новоев правовом регулировании признания жилья непригодным для проживания [Текст] / В.В. Былков //Жилищное право. – 2006. – №12. – С. 12–13.
15.Васильева, Ю. Метрамвернули право [Текст] / Ю. Васильева // Российская Бизнес-газета. – 2008.– №650. – 22 апреля. – С. 14.
16.Качалова, И.В. Правособственности и иные вещные права граждан на жилые помещения [Текст]: Автореф.дисс. канд. юрид. наук / И.В. Качалова. – М., 2006. – 267 с.
17.Киндеева, Е.А. Недвижимость:права и сделки (новые правила оформления, государственная регистрация, образцыдокументов) [Текст]: комментарий / Е.А. Киндеева, М.Г. Пискунова. – М.:Юрайт-Издат, 2004. – 389 с.
18.Крашенинников, П.В. Жилищноеправо [Текст]: учебник / П.В. Крашенинников. – М.: Статут, 2008. – 379 с.
19.Макеев, В.П. Приватизацияи расприватизация (деприватизация) жилого помещения как основания для измененияособого правового режима жилого помещения [Текст] / В.П. Макеев // Гражданин и право. – 2009. – №2.– С. 25 – 26.
20.Нестерова, О. «Окно» всвою квартиру [Текст] / О. Нестерова // Российская газета. – 2009. – №106. – 15 июня.– С. 12.
21.Семина, Т.А. Проблемыпрекращения приватизации жилых помещений государственного и муниципальногожилищного фонда в Российской Федерации [Текст] / Т.А. Семина //Жилищное право. – 2006. – №4. – С. 22.
22.Сокол, П.В. Приватизацияжилых помещений в общежитиях [Текст] / П.В. Сокол // Право иэкономика. – 2006. – №8. – С. 20 – 22.
23.Стадник, И. Новыйжилищный кодекс: его достоинства и недостатки [Текст] / И. Стадник //Отечественные записки – 2005. – №1 (25). – С. 21–23.
24.Титов, А.А. Приватизацияжилья: новый порядок, судебная практика, образцы документов [Текст]: учебноепособие / А.А. Титов. – М., 2006. – 180 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.