Реферат по предмету "Экономика"


Предпринимательская структура и ее формирование в России

Тема: «Предпринимательская структура и ее формированиев России»

I. Предпринимательство,его содержание. Проблемы развития и государственной поддержки малого бизнеса
II. Приватизация какметод оптимизации структуры предпринимательства, ее цели, механизм реализации.Итоги и перспективы развития приватизации в России

I. Предпринимательство, его содержание. Проблемы развития игосударственной поддержки малого бизнеса
1. Предприниматель — центральнаяфигура экономического процесса
Основу любой рыночной системыхозяйства составляет множество экономически активных субъектов —предпринимателей, которые формируют и развивают производство, устанавливаютрыночные связи. Но не каждый субъект рынка может быть назван в полной мерепредпринимателем. В строгом смысле слова предпринимателями являются толькоделовые люди, поведение которых на рынке отличается поисковым характером. Поискнового, организация работы персонала предприятия, направленная на выявлениеновых возможностей для хозяйственной активности, освоение новых рынков, переходк производству товаров и услуг — это и есть предпринимательская деятельность.Совершенно не обязательно, чтобы предприниматель лично занимался всеми проблемамипредприятия. Выполнение отдельных задач может быть делегировано отдельнымлицам. Предприниматель должен быть источником и руководителем творческойактивности и предприимчивости работников предприятия.
Й. Шумпетер отмечает, что центральнуюроль в практической деятельности предпринимателя играет его личность.Предпринимательство — это не род занятий, а склад ума и свойство натуры. Бытьпредпринимателем — значит, делать не то, что делают другие. Нужно обладатьособым воображением, даром предвидения, быть способным найти новое ииспользовать его возможности, уметь рисковать и преодолевать страх. Т.е.,предпринимателем в его деятельности движет воля к победе, желание борьбы,особый творческий характер его труда.
2. Предпринимательство, его содержание
Таким образом, под предпринимательством понимают процесссоздания нового, обладающего ценностью; процесс, предполагающий принятие насебя финансовой, моральной и социальной ответственности; процесс, приносящий врезультате денежный доход и личное удовлетворение достигнутым.
Собственно процесспредпринимательства включает четыре четко выраженные стадии:
1) поиск новой идеи и ее оценка;
2) составление бизнес-плана;
3) поиск необходимых ресурсов;
4) управление созданным предприятием.
Одна из самых сложных задач предпринимателя— поиск новых идей (от нового промышленного продукта до новой организационнойструктуры) и их реализация.
«Предпринимательство — процесспоиска новых возможностей, использование новых технологий и новых сфер вложениякапитала, преодоление старых стереотипов и границ; Удобнее считатьпредпринимательство процессом поиска наилучшего способа соединения трехосновных факторов производства» (Э.Дж. Долан, Д.Е. Линдсей).
Стадии предпринимательского процесса:
I. Поиск новой идеи и ее оценка:
а) факторы, вызвавшие новую идею;
б) непосредственная и потенциальнаяценности идеи;
в) оценка риска и прогноз выгод;
г) соответствие идеи вашим целям, знаниями умениям;
д) сравнение с продукциейконкурентов.
II. Составление бизнес-плана:
а) определение «своего» сегментарынка, его размера и основных характеристик;
б) план маркетинга;
в) план производства;
г) финансовый план и финансовоеобеспечение;
д) выбор формы собственностипредприятия.
III. Поиск необходимых ресурсов:
а) определение располагаемыхресурсов;
б) изыскание недостающих ресурсов ипотенциальных поставщиков;
в) способы привлечения необходимыхресурсов.
IV. Управление созданнымпредприятием:
а) выбор стиля и структурыруководства;
б) определение ключевых факторов успеха;
в) слабые места и пути их преодоления.
3. Предприятие как организационнаяформа предпринимательства, его атрибуты, история и логика развития
Предприятие как форма организациипредпринимательской деятельности выступает в качестве основного звенанациональной экономики, в котором осуществляется непосредственный процесспроизводства. Системообразующими факторами определения предприятия какосновного звена национальной экономики и как самостоятельного хозяйствующегосубъекта являются кооперация, основанная на внутреннем разделении труда, реализацияфункций индивидуального воспроизводства и обособление кругооборота капитала(ресурсов).
Экономическая обособленностьпредприятия определяется его функцией товаропроизводителя, реализующего процессиндивидуального воспроизводства. Основными формами проявления экономическойобособленности являются:
• индивидуальный характеркругооборота ресурсов;
• наличие специфического собственногоэкономического интереса;
• финансирование воспроизводства засчет собственных результатов деятельности;
• присвоение части прибавочногопродукта в виде чистого дохода.
Хозяйственная самостоятельностьпредполагает совокупность прав и ответственность предприятия как юридическоголица. Признаками предприятия-юридического лица являются: учреждение согласнозакону; наличие организационного единства, структурной оформленности; обладаниенеобходимым имуществом; самостоятельная имущественная ответственность;выступление в хозяйственном обороте от собственного имени.
 
/>
 
История и логика развитияпредпринимательства.История предпринимательства уходит вглубь веков, современное его пониманиесложилось в период становления и развития капитализма. Изначальнопредпринимательство появилось в сфере ремесла и торговли и в течение столетийприобретало современные черты. Постепенно, примерно к 15 в., образовалосьсообщество предпринимателей, состоящее из ремесленников, купцов, ростовщиков иим подобных. Хотя понятие «предприниматель» появилось в ЭТ только в18 веке и часто ассоциировалось с понятием «собственник». У его истоковстоял английский экономист Р.Кантильон, впервые внесший термин «предприниматель»в ЭТ. Понятие «предприниматель» появилось в ЭТ только в 18 веке ичасто ассоциировалось с понятием «собственник». По Кантильону,предприниматель — человек с неопределенными, нефиксированными доходами(крестьянин, ремесленник, торговец, разбойник и т.д.). Он покупает чужие товарыпо известной цене, а продавать свои будет по цене, ему пока неизвестной. Отсюдаследует, что риск — главная отличительная фигура предпринимателя, а егоосновная функция — приведение предложения в соответствие со спросом наразличных товарных рынках.
А. Смит характеризовалпредпринимателя как собственника, идущего на экономический риск ради реализациикакой-то коммерческой идеи и получения прибыли. Он сам планирует производство,распоряжается его результатами и т.п.
Ж.-Б. Сэй характеризовалпредпринимателя как лицо, которое берется за свой счет и риск и в свою пользупроизвести какой-нибудь продукт. Он подчеркивал активную роль предпринимателякак экономического агента, комбинирующего факторы производства, как посредника,обладателя знаний и опыта.
Ко второй половине 19 века появиласьнеобходимость проведения различий между предпринимателем и владельцем капитала- капиталистом. Так, Й.Шумпетер считал, что предприниматель не обязательноявляется собственником производства — им может быть и управляющий банком илиакционерного общества. По существу, объединение в одном лице собственника ипредпринимателя стало разрушаться как раз в период появления кредита. Хотяфеномен отделения управленческих функций от собственности наблюдался и довозникновения кредита, в той или иной мере он также имел место в феодальном ирабовладельческом обществах, но в широких масштабах проявился при капитализме. Властьна производстве перемещается от собственности к организации, роль собственностистановится все более пассивной. Вместо реальных физических предметов, скоторыми традиционно связывалось понятие собственности, акционер владеет лишьклочком бумаги, титулом собственности. Над самими предпринимателями он,собственник акции, имеет весьма условный контроль. Однако он и не несетответственности за результаты деятельности корпорации. Такую ответственностьнесут менеджеры. Таким образом, развитие кредитных отношений и переходнационального богатства из формы индивидуальной частной собственности в форму собственностькорпораций влечет за собой отделение собственности от распоряжения предпринимательства.
4. Условия и факторы созданиясовременного предпринимательства
Для создания современного предприятиянеобходимо наличие следующих субъективных условий: решения, желания истремления.Ошибки молодых предпринимателей в менеджменте % Несерьезность 7 Расточительность 11 Неверное месторасположение 18 Малая заинтересованность 23 Некомпетентность 44 Недостаточность капитала 72
 
Факторы (предпосылки), необходимыедля создания предприятия:
1. Начальный капитал.
2. Государственная поддержка (в томчисле налоговая политика, создание соответствующей инфраструктуры и др.).
3. Наличие профессиональнойподготовки.
4. Опыт работы в области маркетинга.
5. Практический опыт.
Там, где налоги, особенно на личныедоходы, высоки, ослабевает стимул к созданию новых компаний — денежный интересисчезает, а социальный, психологический и финансовый риск, связанный ссозданием новой компании, остается. Например, налог на частные компании иличные доходы в США ниже, чем, скажем, в Ирландии или Англии. Это, в частности,объясняет тот факт, что несмотря на 70%-ный уровень банкротств среди малыхпредприятий в США ежегодно создается свыше 2 млн. таких предприятий.
5. Классификация форм предпринимательскойдеятельности
Социально-экономический аспект:
Данный аспект предполагает подразделятьпредприятия по формам собственности на: частные, государственные, коллективные.

Структура форм собственности:Присвоение в процессе Структура собственности Субъекты собственности Интерес хозяйствования распоряжение общество общественный производства владение коллектив коллективный труда пользование индивид личный
Организационно-правовой аспект:
Классификация подразделяетпредприятия по их правовому статусу.
Организационно-правовые формыпредпринимательской деятельности в соответствии с Гражданским кодексом РФ:
1. Хозяйственные товарищества(полные, коммандитные и с ограниченной ответственностью) и общества (АОоткрытого и закрытого типов).
2. Производственные кооперативы.
3. Государственные и муниципальныеунитарные предприятия.
4. Некоммерческие организации.
5. Индивидуальные предприниматели.
1. Хозяйственные товарищества иобщества
Полное товарищество. Полным признается товарищество,участники которого (полные товарищи)в соответствии с заключенным между нимидоговором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества инесут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом.Управление деятельностью ПТ осуществляется по общему согласию всех участников.Как правило, каждый участник полного товарищества имеет один голос. УчастникиПТ солидарно несут субсидиарную ответственность: своим имуществом пообязательствам товарищества, т.е. всем своим имуществом, включая личное.
Полные товарищества характерныпреимущественно для сельского хозяйства и сферы услуг; как правило, онипредставляют собой небольшие по размерам предприятия, деятельность которыхдостаточно легко контролировать.
Товарищество на вере. Товариществом на вере (коммандитнымтовариществом) признается товарищество, в котором наряду с участниками,осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность иотвечающими по его обязательствам своим имуществом (полными товарищами),имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которыенесут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах суммвнесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществомпредпринимательской деятельности.
Поскольку данная правовая формапозволяет привлекать значительные финансовые ресурсы через практическинеограниченное число коммандитистов, она характерна для более крупныхпредприятий.
Общество с ограниченнойответственностью (ООО).Таковым признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставныйкапитал которого разделен на доли, определенные учредительными документами;участники 000 не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанныхс деятельностью общества, в пределах размеров (стоимости) внесенных ими вкладов.Уставный капитал 000 составляется из стоимости вкладов его участников. 000 не обязанопубличной ответственностью.
Данная правовая форма наиболеераспространена среди мелких и средних предприятий.
Акционерное общество (АО). Таковым признается общество,уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники АО(акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных сдеятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Акционерное общество, участникикоторого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров,признается открытым. Такое АО вправе проводить подписку на выпускаемые им акциии их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом. Открытое АОобязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет,бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков. Акционерное общество, акциикоторого распределяются только среди его учредителей или иного заранееопределенного круга лиц, признается закрытым. ЗАО не имеет права проводитьоткрытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их дляприобретения неограниченному кругу лиц. Акционеры ЗАО имеют преимущественноеправо приобретения акций, продаваемых другими акционерами данного общества.Число участников не должно быть больше 50, в противном случае общество должнобыть переименовано в ОАО.
Учредительным документом АО являетсяего устав. Уставный капитал АО составляется из номинальной стоимости акцииобщества, приобретенных акционерами. Высшим органом управления АО являетсяобщее собрание акционеров.
Преимуществами акционерной формы организациипредприятий являются:
1) возможность мобилизации большихфинансовых ресурсов;
2) возможность быстрого переливафинансовых средств из одной отрасли в другую;
3) право свободной передачи и продажиакций, обеспечивающее существование компании, независимо от изменения составаакционеров;
4) ограниченная ответственностьакционеров;
5) разделение функций владения иуправления. Правовая форма акционерного общества предпочтительна для крупныхпредприятий, где существует большая потребность в финансовых ресурсах.
2. Производственные кооперативы (ПК)
Производственным кооперативом(артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства длясовместной производственной деятельности, основанной на их личном трудовом иином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевыхвзносов. ПК является коммерческой организацией. Учредительным документом ПКявляется его устав, утверждаемый общим собранием его членов. Число членовкооператива не должно быть менее пяти. Имущество, находящееся в собственностиПК, делится на паи его членов в соответствии с уставом кооператива. Кооперативне вправе выпускать акции. Член кооператива имеет один голос при принятиирешений общим собранием.
3. Государственные и муниципальныеунитарные предприятия
Унитарным предприятием называетсякоммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное заней собственником имущество, к тому же это имущество является неделимым. ВРоссии в форме унитарных предприятий существуют только государственные имуниципальные предприятия. Они управляют, но не владеют закрепленным за нимигосударственным (муниципальным) имуществом. Если подобное предприятие основанона праве оперативного управления федеральным имуществом, т.е. управляетсягосударственными органами, то оно именуется федеральным казенным предприятием.Все остальные унитарные предприятия являются предприятиями, основанными направе хозяйственного ведения.
4. Некоммерческие организации
К ним относятся потребительскиекооперативы, общественные и религиозные организации, фонды.
Потребительским кооперативом признается добровольное объединениеграждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворенияматериальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединенияего членами имущественных паевых взносов. Обычно потребительский кооперативобеспечивает своих членов теми или иными потребительскими благами.
Общественными и религиознымиорганизациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленномзаконе порядке объединившихся на основе общности их интересов дляудовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей.
Организации вправе осуществлятьпредпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых онисозданы, и соответствующую этим цель. Участники (члены) указанных организацийне сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество,в том числе на членские взносы. Они не отвечают по обязательствам общественныхи религиозных организаций, в которых участвуют в качестве их членов, ауказанные организации не отвечают по обязательствам своих членов.
Фондом признается не имеющая членстванекоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицамина основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные,благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезныецели. Имущество, переданное фонду его учредителями, является егособственностью. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда,а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей. Для осуществленияпредпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные обществаили участвовать в них.
5. Индивидуальные предприниматели
Если отдельный гражданин занимаетсяпредпринимательской деятельностью, но без образования юридического лица(например, организует свое фермерское хозяйство), то он признаетсяиндивидуальным предпринимателем. Фактически это тоже предприятие.
Территориально-отраслевой аспект:
Классификация предприятий поотраслевой принадлежности подразделяет их на:
промышленные, сельскохозяйственные,торговые, транспортные, банковские, страховые и т.д.
По широте территориального охвата подразделяет их на: местные,региональные, федеральные, межгосударственные.
Новые предпринимательские структурывозникают в ходе приватизации государственных и муниципальных предприятий, атакже заново создаются юридическими и физическими лицами.
Факторы выбора формыпредпринимательской деятельности: размеры капитала; желание и степеньготовности к самостоятельной ответственности; масштабы предполагаемойдеятельности; общая экономическая и политическая ситуация в стране.
Преимущества и недостатки основныхтипов предприятий приведены в табл. 1.
Таблица 1Тип предприятия Преимущества Недостатки Индивидуальное предприятие Легко учредить; значительная свобода действий; существенные стимулы эффективной деятельности Ограниченность финансовых средств; трудности совмещения функций контроля и управления; полная финансовая ответственность Партнерство Легко учредить; более высокая, чем в индивидуальном частном предприятии, специализация в управлении и более широкие финансовые возможности Возможность возникновения несовместимых интересов в управлении, несогласованности действий; риск распада фирмы при выходе одного из владельцев; неограниченная финансовая ответственность Корпорация Широкие возможности привлечения капитала; ограниченная ответственность; преимущества объединения капиталов Организационные и финансовые сложности учреждения; двойное налогообложение; расхождение в функциях контроля и присвоения
6. Размеры предприятия, ограничения истимулы роста
Оптимальный размер фирмы определяетсяминимизацией совокупности производственных и непроизводственных (не связанных спроизводством, а возникающих по мере ведения дела) затрат, вложенных в выпускединицы продукции.
Основными параметрами дляклассификации предприятий по размеру могут выступать численность работников игодовой оборот капитала.
По числу работающих различаютследующие типы предприятий:
мельчайшие — основаны на личном трудетоваропроизводителя (мелкотоварное и ремесленное производство); годовой оборотдо 10 тыс. долл.;
мелкие — численность работников 10—15чел.; годовой оборот до 20 тыс. долл.;
средние — численность 50—500 чел.;годовой оборот до 500 тыс. долл.;
крупные — численность свыше 500 чел.;годовой оборот свыше 500 тыс. долл.
Особое место в экономике рыночноготипа принадлежит малому предпринимательству. По Закону «О государственнойподдержке малого предпринимательства в Российской Федерации» в нашейстране к ним относят те предприятия, где средняя численность работников непревышает 30 человек — в розничной торговле и бытовом обслуживании, 50 человек- в оптовой торговле, 60 человек — в научно-технической сфере, сельскомхозяйстве и 100 человек — на транспорте, в строительстве и промышленности.
/>

Как правило, количественные параметрыразличных типов предприятий в рыночной экономике обусловлены их качественнымихарактеристиками, прежде всего типом собственности. Мелкие и мельчайшиепредприятия — это обычно индивидуальные фирмы или товарищества с неограниченнойответственностью (партнерства, кооперативы). Средние и крупные фирмы — это чащевсего акционерные общества и товарищества с ограниченной ответственностью.Например, в США около 70% общего числа предпринимательских фирм составляютиндивидуальные, на которые, однако, приходится лишь 6% общего объема продажпродуктов и услуг, реализуемых всеми фирмами. Партнерства составляют всеготолько 10% численности всех фирм и имеют 4% годовой выручки от всех продаж.Корпорации представляют лишь 20% всех фирм страны, но на них приходится 90%выручки от продаж.
7. А. Маршалл об организациикрупномасштабного производства, роли машин
А. Маршалл в своей книге «Принципыэкономической науки» рассматривает вопросы организации производства, ролимашин. Организация крупномасштабного производства связана с использованиемузкоспециализированных машин. Маршалл выделяет общее правило, действие которогоприменимо ко всем отраслям промышленности: всякая производственная операция, которуюможно превратить в однообразную, с тем, чтобы точно одинаковый предметмногократно изготовить одним и тем же способом, рано или поздно непременнобудет производиться машиной.
Машины вытесняют чисто физическуюсноровку рабочего, т.о., они сокращают преимущества разделения труда, норасширяют его масштабы. Машины снижают напряжение мускулов человека. Носовременная организация производства стремится сузить область приложения трудаотдельного лица, и тем самым сделать ее монотонной. Монотонность работы можетвыступать большим злом, если она порождает монотонность жизни. Человек впроцессе производства должен совершенствоваться, только тогда он будетэкономично использоваться в качестве фактора производства. Экономичноеиспользование специализированного мастерства рабочего и машин требует их полнойзагрузки.
Говоря об организациикрупномасштабного производства, Маршалл отмечает преимущества данногопроизводства: 1) экономия квалифицированного труда, 2) экономия машин, 3)экономия сырья. К преимуществам крупных предприятий в отличие от мелкихотносятся также преимущества в закупках и продажах. Они берут больше и дешевленеобходимого сырья, экономят на транспортных издержках, продают товары большимипартиями, у них нет проблем со сбытом, хорошая репутация и т. п. Крупныепредприятия имеют преимущества в применении квалифицированного труда, вразделении труда в сфере управления производством: существуют управляющие,конторские служащие, мастера и т.д. — каждый справляется со своей работой, аглава предприятия сосредотачивает свои силы на решении самых общих и крупныхпроблем. Но у главы мелкого предприятия есть преимущество в надзоре за трудомработника.
В отраслях, где крупномасштабное производстводает большую экономию, фирма может вырасти быстро при условии свободногообеспечения сбыта. Но те же условия, которые позволяют фирмам быстро добиватьсяуспеха, часто ускоряют их падение, т.к. существует угроза быть вытесненнойдругой более молодой фирмой.
Преимущества крупных п/п-й надмелкими обычно в следующих отраслях: обрабатывающая промышленность,производство фабричной продукции, розничная торговля. А преимущества мелких вследующих отраслях — торговле скоропортящимися товарами, ателье (портниха),мелком ремонте.
8. Динамика предпринимательскойструктуры
Отличительным свойствомпредпринимательской структуры является ее динамизм, выражающийся в непрерывномизменении долей различных групп предприятий в их общей совокупности.
Факторы, влияющие на динамикупредпринимательской структуры:
конкуренция;
структурные изменения;
изменения технологий;
мобильность финансирования;
государственная политика.
Общей тенденцией является рост числамелких и средних предприятий, как наиболее адекватное выражение стремлениячеловека к самовыражению, к предпринимательству. В Италии на каждые 15 человекприходится одно частное предприятие (фирма). Итальянское правительство считает,что эффективность и развитие итальянской экономики в большой степени зависят отучастия миллионов людей в процессе принятия решений, их творческого вклада иинициативы. В Австрии ежегодно создается около 20 тыс. новых фирм, однаковыживает только 5 тыс., поэтому государство, учитывая высокий риск мелкогопредпринимательства, способствует созданию благоприятных стартовых условий длятаких предприятий путем предоставления льготных кредитов и дотаций. В Германиив начале 90-х годов малые предприятия (численностью до 49 чел.) составляли98,4% общего числа предприятий, а количество средних предприятий (численностьюдо 199 работников) — 1,49%.
Национальные правительства пытаютсястимулировать развитие конкуренции и тем самым рост эффективности деятельностиотдельных предприятий и отраслей путем развития предпринимательства,оптимального сочетания различных секторов экономики.
9. Проблемы развития и государственнойподдержки малого бизнеса
Основные трудности малогопредпринимательства:
1) неустойчивость и незавершенностьзаконодательной базы;
2) жесткий налоговый прессинг,усложненность систем налогообложения;
3) недостаточность начальногокапитала и собственных оборотных средств;
4) трудности с получение банковскихкредитов;
5) усиление давления криминальныхструктур;
6) нехватка квалифицированных кадров(бухгалтеров, менеджеров, консультантов);
7) сложности с получение помещений икрайне высокая арендная плата;
8) ограниченность в получении лизингаи иных услуг.
Таким образом, государство в сфереподдержки малого бизнеса прежде всего должно работать по преодолению этихтрудностей. Чрезвычайно важны роль и усилия государства и общественныхинститутов, направленные на формирование цивилизованного классапредпринимателей малого бизнеса, законодательное и организационное обеспечениеэтого процесса. В частности, одно из ключевых направлений государства — оказание финансово-кредитной поддержки малому предпринимательству в виде:
1) предоставления кредитов;
2) обеспечения государственныхгарантий иностранным финансовым организациям, выделяющим кредиты на поддержкумалого бизнеса;
3) создания специального гарантийногофонда, при помощи которого будут предоставляться гарантии отечественным банкам,кредитующим субъектов малого предпринимательства.
Но программа финансово-кредитнойподдержки малого бизнеса государством трудно выполнима, так как не хватаетсредств для ее осуществления, и нет уверенности, что деньги, переданные маломубизнесу будут возвращены.
Еще одно важное направлениегосударства в сфере малого бизнеса — принятие стабильного законодательства, втом числе и налогового. Важным фактором становления и развития отечественногомалого предпринимательства должно стать создание соответствующейинституциональной структуры — развитие бизнес-инкубаторов.
II. Приватизация как метод оптимизации структурыпредпринимательства, ее цели, механизм реализации. Итоги и перспективы развитияприватизации в России
1. Приватизация как метод оптимизацииструктуры предпринимательства, ее цели, механизм реализации
Приватизация государственных и муниципальныхпредприятий предполагает приобретение гражданами, акционерными обществами(товариществами) у государства и местных органов власти в собственность:
• предприятий и их подразделений,выделяемых в самостоятельные предприятия;
• материальных и нематериальныхактивов предприятий;
• долей (паев, акций) государства иместных органов власти в капитале акционерных обществ (товариществ);
• долей (паев, акций), принадлежащихприватизируемым предприятиям в капитале иных предприятий.
Тотальное огосударствление экономикиприводит к искажению отношений собственности, особенно предпринимательскихструктур, препятствует функционированию рыночных механизмов. Именно поэтомуспецифика российской экономики, определяющаяся монопольным господствомгосударственной собственности, диктует необходимость разгосударствления иприватизации как основного метода перехода к реальному многообразию формсобственности — основы формирования рыночного хозяйства как метода оптимизацииструктуры предпринимательства.
Цели приватизации в разных странахобусловлены как уровнем развития рыночного хозяйства, так и историческимиособенностями этапа ее осуществления. Так, в странах рыночной экономикиосновными целями приватизации на современном этапе являются:
• сокращение задолженности государственногосектора;
• развитие рынка;
• стимулирование предпринимательства;
• расширение индивидуальных свобод;
• развитие народного капитала;
• ослабление профсоюзов.
Рыночная реформа в России выдвинулаиные цели приватизации:
• формирование слоя частных собственников-предпринимателей;
• повышение эффективностидеятельности предприятий;
• создание конкурентной среды;
• содействие демонополизацииэкономики, процессу стабилизации финансового положения в стране;
• привлечение иностранных инвестиций;
• социальную защиту населения иразвитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации.
Содержание национальных программприватизации определяется:
• структурой, масштабами иэффективностью государственного сектора;
• формами участия хозяйственных субъектовв приватизации;
• взаимосвязями государственногосектора с частными компаниями;
• ролью государственных предприятий врешении актуальных экономических задач в особые исторические периоды;
• политическими, юридическими иинституциональными факторами.
Масштабы приватизации зависят оттого, насколько широко использовался в стране метод национализации частногосектора в предшествующий период. В странах, где метод национализации применялсяв меньшей степени (США, ФРГ, Япония), тенденция к приватизации проявилась слабо.В тех странах, где процесс национализации зашел сравнительно далеко(Великобритания, Франция), приватизация осуществляется в широких масштабах.
Механизм приватизации подразумеваетвыбор способа приватизации.
Способы приватизацииСпособы приватизации государственных (муниципальных) предприятий Страны рыночной экономики Россия
Продажа дочерних или контролируемых ими компаний
Допуск частного капитала в государственный сектор
Продажа части активов в компаниях, где государство не имеет большинства голосов
Полная продажа государственных предприятий частным предпринимателям
Акционирование
Продажа на аукционе или по конкурсу
Выкуп арендованного имущества
Продажа имущества ликвидируемых и ликвидированных предприятий
Осуществление приватизации в России.
Этапы приватизации в России:
1 этап (ноябрь 92 года — июнь 94 года)-чековая приватизация;
2 этап (с июля 94 года) — денежнаяприватизация.
По видам объектов приватизациивыделяют: малую и большую приватизацию (Различия состоят в том, что в первомслучае создаются индивидуальные частные предприятия, мелкие кооперативы илинебольшие хозяйственные товарищества и общества с ограниченной ответственностью,во втором — акционерные общества).
Сущность 1-го этапа: бесплатнаяпередача государственного имущества всем гражданам РФ посредствомприватизационных чеков (ваучеров). Чек предоставлял право своему владельцу научастие приватизации путем обмена данного ваучера на акции какого-либопредприятия. Причем ваучеры не являлись именными ценными бумагами, поэтомуподлежали свободной купле — продаже.
С 92 года все государственныепредприятия в добровольном порядке должны были начать процесс акционирования. Вэтот период малая приватизация охватила 70% предприятий этой категории:магазины, предприятия общественного питания и службы быта перешли в частныеруки. Малые предприятия подлежали продаже на аукционах и по конкурсу. В итогеполучилось так, что подавляющее большинство из них выкупили их коллективы.
Большая приватизация осуществляласьпреимущественно в безвозмездной форме посредством приватизационных чеков.Крупные предприятия акционировались, а затем продавались в первую очередь заваучеры. При этом большие льготы получили коллективы предприятий, которыебесплатно или на льготных условиях могли стать собственниками. от 40 до 51%акционерного капитала своих предприятий.
В результате первого этапаприватизации структура собственности России поменялась. К концу 94 года долягоссектора составляла 38%. Большая часть страны стала собственниками какого-либоимущества. Но такой способ приватизации привел к «рассеиваниюсобственности», не сформировался эффективный собственник, который нес быответственность за приобретенное имущество.
Сущность 2-го этапа. С середины 94года осуществляется переход ко второму этапу, когда безвозмездная приватизациябыла прекращена и приобретение акций приватизированных предприятий возможнолишь за деньги. Основными задачами денежной приватизации являются:
• привлечение инвестиций вприватизированные предприятия;
• формирование рынка недвижимости иземли;
• создание организованного рынкаценных бумаг;
• расширение негосударственногосектора в социальной сфере.
Способы приватизации:
1. Продажа на аукционе акций АО наоткрытых торгах, где все победители аукциона получают акции по единой цене, аучастие в нем определяется подачей заявок с указанием общей суммы платежа иколичества приобретаемых акций.
2. Продажа акций предприятий, неявляющихся АО, на открытых торгах в случаях, когда от покупателя не требуетсявыполнение каких-либо условий. При этом право собственности передаетсяпокупателю, предложившему в ходе торгов максимальную цену.
3. По коммерческому конкурсу —продаются пакеты акций АО, а также принадлежащие государству предприятия, неявляющиеся АО, когда от покупателей требуется выполнение каких-либо условий поотношению к приватизированному предприятию. Победителем конкурса является участник,предложения которого полностью отвечают условиям конкурса и который далмаксимальную цену.
4. По инвестиционному конкурсу — принеобходимости инвестиций со стороны покупателей продаются государственные(муниципальные) предприятия и пакеты акций АО. При этом право собственностипередается покупателям, предложения которых наилучшим образом соответствуютусловиям, установленным планом приватизации (исходя из объема и срокаинвестиций).
Инвестиционные конкурсы могутпроводиться в виде открытых и закрытых торгов. Открытые торги — это когдапредложения заявляются участниками в ходе торгов публично. При закрытых торгахпредложения претендентов подаются в запечатанном виде. По окончании срокаприема заявок на заседании конкурсной комиссии вскрываются конверты спредложениями участников о внесении инвестиций. В случае совпадения предложенийучастников победителем объявляется претендент, подавший заявку раньше.
При подведении итогов конкурса объеминвестиций определяется как текущая стоимость предложенного участником объемаинвестиций в рублях (независимо от формы внесения), дисконтированная с учетомпериода их внесения по ставке рефинансирования (месячной, квартальной, годовой)Центрального банка РФ, действующей на дату подведения итогов конкурса.
К сожалению, этот этап до сих порпротекает вяло. Развертыванию его с самого начала препятствовала сложившаяся врезультате глубокого экономического кризиса низкая платежеспособностьнаселения.
Итоги приватизации в России
По существу, уже на первом этапе встране сложилась принципиально новая структура отношений собственности, неимеющая ничего общего с прежним плановым хозяйством и в целомблагоприятствующая дальнейшей рыночной трансформации. Вместе с тем, итогиосуществленной приватизации оказались далеко не однозначными и во многомнегативными. Это относится как к малой, так и большой приватизации.
Поскольку приватизация во многомносила бесплатный характер, она не сопровождалась формированием реальногокапитала и его накоплением, без чего невозможен экономический рост. Вполнезакономерно, что до сих пор приватизация не стала и крупным источникомпополнения госбюджета. В программе приватизации говорилось о том, что с цельюуменьшения расходов бюджета необходимо продать нерентабельные предприятия. Иэффективные собственники сделают их рентабельными. Но таких собственников неоказалось, и все получилось наоборот. Были раскуплены самые лакомые кусочки.
Характерной чертой приватизации стало«распыление собственности», отсутствие серьезных руководителей.Имущество распродавалось за бесценок. Проблема заключалась в оценкепредприятий. Его должен оценить рынок, а у нас рынок формировался одновременнос приватизацией. Тем более, что у наших предприятий краткая финансовая история,так как фактически они стали формироваться в 92 году. Только в 97 году удалосьпроцесс приватизации привести в нормальное русло. Отказались от определенияцены предприятий на основе их балансовой стоимости и ввели в закон положение обоценке предприятия.
В результате приватизации фактическиэффективного собственника не появилось. Сейчас процесс начался и связан он спеределом собственности. Смысл: концентрация пакета акций и появлениестратегических инвесторов.
Современные тенденции и перспективы
В настоящее время приватизация носитпостепенный и «точечный» характер в том смысле, что в каждомконкретном случае государственные органы стремятся выбирать для этого объекты впорядке очередности и народнохозяйственной целесообразности в данный момент.При этом они пытаются увязать ее с поиском «эффективного инвестора»,в том числе или даже иностранного (привлечение прямых инвестиций), которыйбезусловно обеспечил бы реальное накопление капитала, модернизацию производственногоаппарата, увеличение или, по меньшей мере, сохранение числа рабочих мест. Этиправильные ориентиры приватизации пока еще слабо претворяются в жизнь.
Перспективы российской экономики вомногом будут зависеть от того, пойдет трансформация отношений собственноститолько по пути приватизации большей части хозяйственного имущества, ещеостающегося в госсобственности, или она будет эффективно сочетаться с созданиемчастного сектора, т.е. формированием новых предприятий на основе частнойсобственности.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.