Реферат по предмету "Экономика"


Предприятие в системе рыночных отношений

Курсовая работа по дисциплине «Экономика организаций(предприятия)»
Челябинск 2010
Введение
Сегоднявопросы предприятия в системе рыночных отношений являются очень актуальными таккак предприятие — самостоятельный хозяйствующий субъект, с правами юридическоголица, производящий продукцию, товары, услуги, выполняющий работы, занимающийсяразличными видами экономической деятельности. Различают государственные, муниципальные,коллективные, индивидуальные (семейные, частные) предприятия.
Предприятияявляются основными источниками формирования бюджетов всех уровней, выступаютсвязующим звеном для всех субъектов рыночных отношений. Это тема всегдаактуальна для экономики каждого государства.
Врамках курсовой работы рассмотрены понятия самого предприятия, его признаки, основы,различные теории фирмы. Особое внимание уделено формам и стратегическомупланированию предприятий, в основе которого лежит эффективное функционирование.Все эти понятия относятся к отдельным аспектам предприятия, которые нужнособрать воедино, чтобы получить успешный и эффективный механизм работыпредприятия. Потому что именно от успеха отдельных предприятий зависит объемсоздаваемого валового национального продукта, социально-экономическое развитиеобщества, степень удовлетворенности в материальных благах населения страны.
Длядостижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучитьпредприятие как самостоятельно хозяйствующий субъект;
Рассмотретьфакторы производства и эффективное функционирование предприятия;
Рассмотретьклассификацию предприятий по видам экономической деятельности.
Глава1 Предприятие как самостоятельно хозяйствующий субъект
Вразвитой рыночной экономике действуют три ведущих хозяйствующих субъекта:домохозяйства, предприятия (различных форм собственности) и государство, котороевыступает в качестве коллективного предпринимателя. Основными хозяйствующимисубъектами, которые сосредотачивают в своей собственности большую частьобщественного капитала (имущества), являются предприятия в различныхорганизационно — правовых формах и их объединения.
Всоответствии с действующим законодательством к юридическим лицам относятсяхозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственныеи муниципальные унитарные предприятия.
Послепрохождения государственной регистрации предприятие признается юридическимлицом. Юридическое лицо — это организация, которая обладает четырьмяхарактерными признаками:
— имеет обособленное имущество;
— отвечает по обязательствам своим имуществом. Этот признак обеспечиваетминимальную гарантию прав его кредиторов. Юридическое лицо отвечает пообязательствам всем принадлежащим ему имуществом;
— имеет право заключать договоры на все виды деятельности: займа, аренды, купли-продажи;
— может являться истцом и ответчиком в суде.
Юридическоелицо имеет самостоятельный бухгалтерский баланс, расчетный и иные счета в банке
Основнымихарактерными чертами предприятия являются производственно-техническое единство,выражающееся в общности процессов производства; организационное единство –наличие единого руководства, плана; экономическое единство, проявляющееся вобщности материальных, финансовых ресурсов, а также экономических результатовработы.
Извсего вышесказанного сделаем вывод: Гражданский Кодекс РФ рассматриваетпредприятие как единый имущественный комплекс, включающий все виды имущества, предназначенныедля осуществления деятельности: земельные участки, здания, сооружения, оборудование,инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права нафирменное наименование, товарные знаки и другие исключительные права. Он можетявляться государственной или муниципальной собственностью, либо принадлежатькоммерческой организации, созданной в форме хозяйственного общества илитоварищества, производственного кооператива или некоммерческой организации, осуществляющейв соответствии с законом и ее уставом предпринимательскую деятельность(например, имущество, используемое гаражным кооперативом для ремонта автомашин,его права и обязанности, связанные с этой деятельностью).
1.1Формы предприятий
Организационно-правовыеформы представляют собой предусмотренные законом формы организации юридическихлиц на основе различия их органов управления, видов и пределов имущественнойответственности участников (учредителей), целей создания и других различий.
Взависимости от целей деятельности юридические лица относятся к одной из двухкатегорий: коммерческие и некоммерческие организации.
Коммерческиеорганизации имеют своей целью получение прибыли. Они могут создаваться в формехозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственныхи муниципальных унитарных предприятий.
Некоммерческиеорганизации не имеют своей целью получение прибыли и не распределяют полученнуюприбыль между участниками. К ним относятся различные общественные илирелигиозные объединения, благотворительные фонды, потребительские кооперативы, некоммерческиепартнерства и другие организации. Некоммерческие организации также могут вестипредпринимательскую деятельность. Прибыль, полученная такими организациями, нераспределяется между ее участниками и учредителями, а используется для ихуставных целей.
Всоответствии с положениями первой части Гражданского кодекса РФ с 1 января 1995 г. в Российской Федерации могут создаваться (образовываться) юридические лица как коммерческиеорганизации только в следующих организационно-правовых формах: хозяйственныетоварищества и общества, производственные кооперативы, государственные имуниципальные унитарные предприятия.
Хозяйственныетоварищества с 1 января 1995 г. создаются двух типов (видов): полноетоварищество и товарищество на вере (коммандитное товарищество), ахозяйственные общества — в форме общества с ограниченной ответственностью, открытыхи закрытых акционерных обществ, обществ с дополнительной ответственностью, атакже дочерних и зависимых хозяйственных обществ.
Также в экономике страны функционируют и могут создаваться унитарные предприятия(государственные и муниципальные предприятия), основанные на правехозяйственного ведения и на праве оперативного управления имуществом.
Предприятиявсех вышеназванных организационно-правовых форм могут создаваться на основечастной, коллективной, индивидуальной, государственной и муниципальнойсобственности, на смешанной и совместной собственности. Поэтому различаютчастные, коллективные, индивидуальные, государственные, муниципальные исовместные предприятия (предприятия с иностранными инвестициями).
Приведемкраткую характеристику важнейших организационно-правовых форм субъектовхозяйственно-гражданских отношений.
ВРоссии могут создаваться хозяйственные товарищества и общества, которымипризнаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей(участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счетвкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенноехозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежитему на праве собственности.
Хозяйственныетоварищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества навере (коммандитного товарищества). Полным является товарищество, участникикоторого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договоромзанимаются предпринимательской деятельностью и несут ответственность по егообязательствам принадлежащим им имуществом, т. е. по отношению к участникамполного товарищества действует неограниченная ответственность. Участникиполного товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность своимимуществом по обязательствам товарищества. Участник полного товарищества, неявляющийся его учредителем, отвечает наравне с другими участниками пообязательствам, возникшим до его вступления в товарищество. В то же время участник,выбывший из товарищества, отвечает по обязательствам товарищества, возникшим домомента его выбытия, наравне с оставшимися участниками в течение 2 лет со дняутверждения отчета о деятельности товарищества за год, в котором он выбыл изтоварищества. Механизм действия ответственности участников полного товариществапо его обязательствам снижает экономическую (материальную) привлекательностьдля отдельных учредителей (участников), поэтому такая организационно-правоваяформа хозяйственной деятельности не получила широкого развития. К тому жехозяйственные товарищества и общества с ограниченной и дополнительнойответственностью не имеют права выпускать акции.
Дляотдельных участников более привлекательно с точки зрения вида ответственностиучастие в создании товарищества на вере. Товариществом на вере (коммандитнымтовариществом) признается товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющимиот имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими пообязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется одинили несколько участников — вкладчиков (коммандитистов), которые несут рискубытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных имивкладов и не принимают участия в осуществлении товариществомпредпринимательской деятельности.
Предприятия,созданные в форме товариществ имеют ряд преимуществ:
— возможность аккумулировать значительные средства в относительно короткие сроки;
— каждый полный товарищ имеет право заниматься предпринимательской деятельностьюот имени товарищества наравне с другими;
— полные товарищества наиболее привлекательны для кредиторов, так как их членынесут неограниченную ответственность по обязательствам товарищества;
— дополнительным преимуществом товарищества на вере является то, что дляувеличения своего капитала они могут привлечь средства вкладчиков.
Недостатки:
— между полными товарищами должны быть доверительные отношения;
— каждый член товарищества несет полную и солидарную неограниченную ответственностьпо обязательствам этой организации, т.е. в случае банкротства каждый член(кроме коммандитистов) отвечает не только вкладом, но и личным имуществом;
— товарищество не может быть создано одним участником.
Какпоказывает мировая практика, одной из распространенных организационно-правовыхформ субъектов хозяйственной жизни (рыночной экономики) является общество сограниченной ответственностью, которым признается учрежденное одним илинесколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенныхучредительными документами размеров.
Важнейшейотличительной чертой общества с ограниченной ответственностью являетсяположение, что его участники не отвечают по обязательствам общества и несутриск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимостивнесенных вкладов. Это первое.
Во-вторых,общества с ограниченной ответственностью имеет право в любое время выйти изобщества независимо от согласия других его участников. Это положение расширяетэкономическую свободу участников общества.
В-третьих,в соответствии с учредительными документами и законом участнику общества сограниченной ответственностью при его выходе из общества должна быть выплаченастоимость части имущества, соответствующая его доле в уставном капитале.
Участникамиобщества могут быть граждане и юридические лица.
Обществоможет быть учреждено одним лицом, которое становится его единственнымучастником. Однако число участников общества не должно быть более 50, если эточисло будет превышено, общество в течение года должно преобразоваться воткрытое акционерное общество или в производственный кооператив.
С1 января 1995 г. в России создаются общества с дополнительной ответственностью– товарищество, в котором ответственность партнеров не ограничивается размерамипая, а распространяется на часть или все имущество, находящееся в их личнойсобственности. Участники такого общества солидарно несут субсидиарнуюответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всехкратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документамиобщества. При банкротстве одного из участников его ответственность пообязательствам общества распределяется между остальными участникамипропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности непредусмотрен учредительными документами общества.
С1 января 1995 г. создаются открытые и закрытые акционерные общества.
Акционернымобществом признается общество, уставный капитал которого разделен наопределенное число акций. Акционеры, т. е. владельцы акций данного общества, неотвечают по его обязательствам, но несут риск убытков, связанных сдеятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций, т. е.несут ограниченную ответственность в пределах сумм приобретенных акций.Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акциибез согласия других акционеров, признается открытым акционерным обществом.Такое общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и ихсвободную продажу на условиях, устанавливаемых законом и иными правовымиактами.
Акционерноеобщество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иногозаранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом.Такое общество не имеет права проводить открытую подписку на выпускаемые имакции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругулиц.
Акционерноеобщество — форма централизации капитала и вместе с тем основная организационнаяформа современных крупных капиталистических предприятий. Капитал акционерногообщества формируется учредителями путем выпуска и продажи (или, как еще говорят,«размещения») акций. Впоследствии для увеличения размеров капитала обществоможет выпускать также и свои облигации.
Акцииоткрытого общества могут переходить от одного лица к другому без согласиядругих акционеров, а также свободно продаваться на финансовом рынке. Чтокасается акций закрытых акционерных обществ, то они не поступают в свободную продажуи принадлежат только нескольким учредителям. Акции закрытого общества могутпереходить от одного лица к другому только с согласия большинства акционеров, еслииное не оговорено в уставе.
Формальнокаждый человек, купивший акции открытого акционерного общества, становится, егосовладельцем. Но в действительности мелкие держатели акций не оказываютникакого реального влияния на управленческие решения, принимаемые акционернойкорпорацией. Такое влияние могут оказать только крупные владельцы акций, которыена общих собраниях акционерного общества обладают большим количеством голосов —пропорционально сумме имеющихся у них акций. Непосредственное влияние науправленческие решения оказывают те, кто имеет контрольный пакет акций.Формально контрольный пакет акций, дающий право его владельцам на управлениеакционерным обществом, должен составлять свыше 50% всех выпущенных акций, но напрактике возможность управления акционерным обществом дает владение 15—30% всехакций. Контрольным пакетом акций может владеть один человек.
Акционерноеобщество — общество с ограниченной ответственностью. Акционер несетответственность по обязательствам предприятия лишь в размере капитала, вложенногов акции. Если предприятие обанкротилось, владелец акций теряет только суммукапитала, на которую он приобрел ценные бумаги. Синоним общества с ограниченнойответственностью — «корпорация». На ограниченную ответственность частоуказывает само наименование акционерного общества.
Акционернаяформа собственности наиболее удобна для акционеров. Именно этим объясняется тотфакт, что в настоящее время акционерная собственность является господствующей вэкономике развитых стран.
Каковыже особенности (преимущества) акционерных обществ?
Перваяособенность акционерных обществ состоит в том, что они используют эффективныйспособ мобилизации финансовых ресурсов (выпуск акций) для того, чтобы начатьдело (купить землю, построить на ней предприятие, приобрести сырье).
Втораяособенность акционерных обществ — «распыление» риска. Акционер в случае банкротстваакционерного общества рискует потерять деньги, которые он затратил наприобретение акций.
Третьяособенность акционерного общества — участие акционеров в управлении им.Изменение устава и размеров уставного капитала, избрание руководящих органов, утверждениегодовых результатов деятельности, реорганизация и ликвидация общества —исключительная компетенция собрания акционеров. При этом голоса акционеров«взвешиваются» по числу акций.
Четвертаяособенность акционерного общества — право акционеров на получение ежегодногодохода — дивиденда. При этом акционер часто не работает на том предприятии, акциикоторого он купил, и не обязан присутствовать на общих собраниях акционеров.
Производственныекооперативы – это добровольное объединение граждан для совместнойпроизводственной или хозяйственной деятельности, основанное на личном трудовомучастии членов кооператива и объединении их имущественных паевых взносов
Основнымотличием производственного кооператива от товариществ и обществ заключается втом, что он основан на добровольном объединении физических лиц – граждан, которыене являются индивидуальными предпринимателями, но участвуют в деятельностикооператива личным трудом. Соответственно этому каждый член кооператива имеетодин голос в управлении его делами, независимо от размеров своегоимущественного вклада. Полученная в кооперативе прибыль распределяется с учетомих трудового участия членов кооператива. Членов кооператива должно быть неменее пяти человек;
Преимуществакооператива:
— прибыль распределяется пропорционально трудовому вкладу, что создаетзаинтересованность членов кооператива в добросовестном отношении к труду;
— законодательство не ограничивает число членов кооператива, что предоставляетбольшие возможности для физических лиц при вступлении в кооператив;
— равные права всех членов, т.к. каждый из них имеет только один голос.
Основныенедостатки кооператива:
— число членов кооператива должно быть не меньше пяти, что ограничиваетвозможности по их созданию;
— каждый член несет ограниченную ответственность по долгам кооператива.
1.2Теория фирмы
Теорияфирмы является важным аспектом в экономике предприятия. Введем её понятие.Теория фирмы – это теория, объясняющая и прогнозирующая поведение фирмы, особеннов области принятия решений, связанных с ценообразованием и выпуском продукции.Фирма представляет собой сложное экономическое образование. В экономикесложилось несколько концепций трактовки фирмы.
Неоклассическаятеория фирмы рассматривает ее как производственную (технологическую) единицу, цельюкоторой является максимизация прибыли. Главная задача фирмы состоит внахождении такого соотношения ресурсов, которое обеспечило бы ей минимальныеиздержки производства. Однако опорные предпосылки неоклассической трактовкифирмы – заданность условий деятельности (совершенство информации, полнаярациональность поведения, стабильность цен), игнорирование особенностейвнутренней организации (организационная структура, внутрифирменное управление),отсутствие альтернативности в выборе решений — делали ее мало пригодной длярешения практических задач.
Институциональнаятеория фирмы исходит из того, что фирма является сложной иерархическойструктурой, действующей в условиях рыночной неопределенности. Главная задачасвязывалась с объяснением поведения фирмы в системе дорогостоящей и неполнойинформации, а в центр внимания были поставлены вопросы о причинах многообразиявидов фирм и их развития. Используя в качестве предпосылок наличиетрансакционных издержек (издержки осуществления сделок), а также присущий фирменеценовой метод распределения ресурсов, институциональная теория определяетфирму как альтернативный рыночному (ценовому) механизм осуществления сделок(управления ресурсами) в целях экономии трансакционных издержек.
Другаяпредпосылка теории базируется на понимании того, что, являясь сложнойиерархической организацией, фирма представляет собою совокупность отношениймежду вовлеченными в нее владельцами ресурсов. В этом смысле центральнымвопросом анализа становится исследование проблемы распределения правсобственности, а сама фирма представляется в виде заключаемого междувладельцами ресурсов контракта, призванного обеспечить наиболее эффективноеиспользование ресурсов. Поскольку данный тип контракта базируется надобровольном переуступлении властных правомочий одной стороной другой, товозникает необходимость контроля поручителем исполнителя — проблема«принципал-агент», в связи с чем возникают издержки контроля. Таким образом, фирмаоказывается средоточением двух типов контрактов — внешних (рыночных), отражающихее взаимодействие с рыночными институтами и связанных с трансакционнымииздержками, а так же внутренних, отражающих особенности внутренней организациифирмы и связанных с издержками контроля.
Бихевиористскиетеории фирмы акцентируют свое внимание на активной роли фирм в экономике, ихспособности не только приспосабливаться к изменяющейся рыночной среде, но иизменять эту среду. Они исходят из невозможности максимизации какой-либо цели иконцентрируют внимание на исследовании функционирования внутренних структурфирмы и проблем принятия решений. В этом отношении можно выделитьпредпринимательскую концепцию фирмы, в которой фирма рассматривается каксистема взаимодействия разных уровней проявления предпринимательской функции(управления). Главной задачей является консолидация этой функции, и поведениефирмы определяется как результат взаимодействия разных уровнейпредпринимательства. В данной концепции главный вопрос сводится к решениюпроблемы «принципал-агент», т.е. взаимодействия собственника и наемныхуправленцев. Поскольку «агенты» всегда располагают более полной информацией, онимогут использовать это к собственной выгоде и в ущерб интересам собственника.Следствием этого может явиться отклонение от целей фирмы, рост издержек иснижение прибыли. Поэтому главная задача внутрифирменного управления сводится кобеспечению единонаправленности их (принципала и агента) целей в долгосрочнойперспективе, а условиями ее решения выступают дисциплина рынка и созданиестимулирующих механизмов.
Другойразновидностью этой теории является эволюционная концепция фирмы. Суть еесводится к тому, что фирма эволюционирует под воздействием внешних и внутреннихфакторов, а решения принимаются исходя из особенностей внутренней организации исложившихся на фирме традиций. При этом у фирмы отсутствует единственныйкритерий оптимальности принятия решений и ее поведение меняется в зависимостиот рыночной ситуации, сложившихся традиций и исторического опыта фирмы.
Глава2 Факторы производства и эффективное функционирование предприятия
Факторыпроизводства – это используемые предприятием в производстве ресурсы, от которыхв определяющей степени зависят количество, объем выпускаемой продукции. Всегофакторы производства подразделяются на 2 вида: материальные ресурсы (земля, сырьевыересурсы, капитал) и людские ресурсы (труд, предпринимательская способность).Остановимся на каждом подробнее.
Кпонятию земля относятся все естественные, природные ресурсы, которыеприменяются в производственном процессе — земельные участки, полезныеископаемые, леса, реки и т.п.
Понятиекапитал охватывает все производственные, т.е. созданные человеком, средствапроизводства — здания, сооружения, оборудование, инструменты и т.п., используемыев производстве товаров и услуг и доставке их конечному потребителю.
Различаютпонятия реальный капитал — это инструменты, машины и др. производительноеоборудование (экономический ресурс), и финансовый капитал — деньги и близкие кним финансовые инструменты — акции, облигации и т.п. (экономическим ресурсом неявляется).
Фирмыделят капитал на два типа: основной и оборотный. Основной капитал состоит изобъектов, не изменяющих свою форму в процессе производства (здания, оборудованиеи т.п.). Оборотный капитал — это все предметы, которые «потребляются»в процессе производства, т.е. принимают какую-то другую форму. Фирма включает воборотный капитал средства, которые используются на текущие расходы (покупкуматериалов и заработную плату).
Процесспроизводства и накопления реальных капитальных товаров называется инвестированием.
Терминомтруд обозначают все физические и умственные способности людей, применяемые впроизводстве товаров и услуг.
Значениетермина предпринимательская способность раскрывается в его определении.
Предпринимательскаяспособность — набор качеств, умений, способностей человека, позволяющих емунаходить и использовать лучшее сочетание ресурсов для производства, продажитоваров, принимать разумные последовательные решения, создавать и применятьновшества, идти на допустимый риск.
Предпринимательскаядеятельность осуществляется в двух формах, определяемых отношениямисобственности на используемое имущество (капитал), а именно:
1.Предполагает сочетание в одном лице собственника имущества (капитала) инепосредственного организатора предприятия (администратора, менеджера). Приэтом конкретное физическое лицо или группа лиц, являющихся собственникамиимущества (капитала), сами определяют сферу приложения собственного капитала, организуютсвое дело и управляют им, начиная от производства продукции (услуг) и кончая ихреализацией.
2.Осуществляется индивидом на правах хозяйственного ведения. Это означает, чтопредприниматель не может продавать принадлежащее ему на праве хозяйственноговедения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать его в залог, вноситьв качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ илииным способом распоряжаться им без согласия собственника. Остальным имуществом,принадлежащим предприятию, он распоряжается самостоятельно, за исключениемслучаев, определенных законом или иными правовыми актами. Здесь предполагается,что предприниматель не является собственником, хотя и получает (на основезаключенного с собственником договора) определенные права по использованиюданного имущества.
Способиспользования вышеуказанных факторов определяют степень эффективностифункционирования самого предприятия. Для эффективного функционированияпредприятия следует рассмотреть его стратегическое планирование.
Планирование- это один из экономических методов управления. Заключается в разработке ипрактическом осуществлении планов, определяющих будущее состояние экономическойсистемы, путей, способов и средств его достижения.
Вусловиях рыночной экономики предприятие постоянно стоит перед выбором изсуществующих альтернатив оптимального решения. От того, окажется ли правильнымвыбор, например в области определения цен на продукцию, объема выпускаемойпродукции, кредитной и инвестиционной политики, зависит эффективностьдеятельности предприятия. В то же время даже самые удачные решения сами по себене могут быть эффективны, если не соответствуют целям и политике предприятия.
Формулировкастратегических, тактических и текущих целей предприятия, выработка политики, конкретизацияожидаемых результатов, расчет предполагаемых значений основныхтехнико-экономических показателей — все это составляет содержание процессапланирования.
Всоответствии с горизонтами планирования (периодами, на которые составляютсяпланы) различают долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное планирование.
Долгосрочноепланирование носит стратегический характер, поскольку именно при долгосрочномподходе выявляются стратегические цели предприятия и пути их реализации.Горизонт стратегического планирования в определенной степени зависит отразмеров предприятия и может составлять от 3 до 5 лет для малого предприятия идо 20 лет — для крупного. Правильность выбора стратегии определяет не толькоуровень эффективности деятельности предприятия, но иногда и само его выживание.
Частов рамках системы планирования отдельно выделяют стратегическое планирование, непосредственнымпредметом которого является разработка и анализ стратегии предприятия —совокупности взаимосвязанных решений по узловым направлениям внутренней ивнешней деятельности предприятия.
Стратегияпредприятия определяет, какие товары и услуги будет производить предприятие, взаимоотношенияпредприятия с поставщиками, потребителями и конкурентами, а такжевнутрифирменные нормативы, регламентирующие систему управления предприятием впрогнозируемой перспективе.
Политикапредприятия опирается на его экономическую, социальную и управленческуюфилософию, определяет его имидж и существует скорее в виде стандартов поведения,а характеризуется качественными и количественными показателями.Конкретизировать политику предприятия позволяет процесс целеполагания.Стратегические цели предприятия определяют направления его развития вдолгосрочном периоде.
Процессцелеполагания учитывает следующие аспекты жизни предприятия.
1.Какому этапу цикла развития (жизненному циклу) предприятия соответствуетсостояние его экономической и производственной деятельности?
Циклразвития предприятия принято делить на три основные стадии: рост, стабилизацияи спад. В соответствии с этим предприятие может находиться в одном из трехсостояний: положение, благоприятное для роста; потребность в стабилизации;необходимость выживания. Для каждого из перечисленных состояний характерны своистратегические цели.
2.Отвечает ли занимаемая предприятием доля рынка и прогнозируемый темп ее ростапотенциальным возможностям предприятия?
Долярынка — средний процент продаж товара данного предприятия к общему объемупродаж данного товара на рынке за определенный период времени. Скорость ростазависит в рыночных условиях от внешних обстоятельств, внутренней структурыпредприятия, финансовых возможностей, конкурентоспособности продукции. Темпыроста необходимо контролировать, так как если они не соответствуют внутреннимвозможностям предприятия, то это может привести к глубокому расстройству всейего экономики.
3.В полной ли мере учтены обеспеченность предприятия ресурсами и риски в егодеятельности?
Обеспеченностьресурсами накладывает ограничения на возможности развития предприятия, чтонеобходимо учитывать при целеполагании. Риск, возникающий из-за непредсказуемостиповедения внешней среды, также можно рассматривать в ряде случаев в качествеограничивающего фактора. Анализ коммерческого и финансового риска обязателенпри оценке имеющихся ресурсов.
4.Соответствуют ли современным требованиям социальные и экологические аспектыдеятельности предприятия?
Уровеньразвития социальной сферы на предприятии в некоторой степени определяеткачественный состав его персонала: дело в том, что при сравнимом уровнезаработной платы работников привлекает предприятие, обеспечивающее определенныесоциальные и культурно-бытовые удобства. Соответствие производственныхпроцессов экологическим нормам является необходимым условием нормальнойпроизводственной деятельности.
Цели,определенные с учетом перечисленных качественных аспектов, должны бытьконкретизированы — дополнены количественными показателями.
Показателидолгосрочного планирования определяют цели предприятия на рассматриваемуюперспективу. К этим показателям, как правило, относятся:
—объем продаж;
—темп роста объема продаж;
—размер прибыли;
—норма прибыли на совокупный капитал;
—рентабельность продаж;
—доля на рынке.
Базиснымпоказателем деятельности предприятия является объем продаж, посколькубольшинство остальных показателей характеризуют предприятие либо с точки зренияформирующих объем продаж факторов, либо являются производными от объема продаж.
Какпоказывает практика стратегического планирования, количество показателейцелеполагания и их конкретный набор зависят от ряда факторов, среди которыхвыделяют: степень проработанности плана (уровень его детализации), формусобственности предприятия, тип предприятия (диверсифицированное илиспециализированное), размер предприятия.
Важнейшимэтапом стратегического планирования является формулировка стратегии и выборстратегических альтернатив.
Процедураформулировки стратегии и выбора стратегических альтернатив состоит из следующихэтапов:
—оценка существующей стратегии;
—собственно этап формулировки;
—оценка и планирование риска;
—выбор стратегической альтернативы.
Процедураформулировки стратегии подразумевает разработку серии стратегических планов какна уровне предприятия в целом, так и (по возможности) на уровне егоподразделений. Стратегия предприятия объединяет все стратегические планы вединое целое.
Основойединого стратегического плана является его базовая стратегия. В соответствии сфазой цикла развития предприятия можно остановить свой выбор на одной изследующих базовых стратегий:
—стратегия роста — основная стратегия предприятия, выражающая стремление к увеличениюобъемов производства, прибыли, капитала, т. е. стратегия развития. Этастратегия также может быть определена как стратегия наступательная;
—стратегия стабилизации — стратегия деятельности предприятия в условияхнестабильного объема продаж и доходов. Эта стратегия направлена на достижениестабилизации на возможно ранней стадии колебаний объемов продаж и доходов споследующим переходом к стратегии роста. Стратегия стабилизации носитнаступательно-оборонительный характер;
—стратегия выживания применяется в условиях глубокого кризиса экономическойдеятельности предприятия и носит чисто оборонительный характер.
Планированиена предприятии представляет собой непрерывный процесс, в ходе которогонеобходимо постоянно корректировать планы подразделений и осуществлять ихкоординацию.
Глава3 Классификация предприятия по видам экономической деятельности
Коммерческиеорганизации.
Распределениекоммерческих предприятий (действующих в РФ в последние годы) поорганизационно-экономическим формам:
преобладаетдоля хозяйственных обществ (более 50%);
развитиехозяйственных обществ имеет тенденцию к росту. Наиболее интенсивно расширяетсясеть ООО; форма АО наиболее предпочтительная для развития крупного бизнеса;
наунитарные и муниципальные предприятия приходится около 20% от общего количестваорганизаций. В настоящее время они приобретают хорошие перспективы для роста.
Некоммерческиеорганизации.
Некоммерческойорганизацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качествеосновной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль междуучастниками.
Некоммерческиеорганизации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных,образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровьяграждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иныхнематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан иорганизаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, атакже в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
Некоммерческиеорганизации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций(объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческихорганизаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, атакже в других формах, предусмотренных федеральными законами (ст. 2Федерального закона от 12.01.96 № 7-ФЗ (в ред. от 21.03.2002 № 31-ФЗ).
Общественныеи религиозные организации — добровольные объединения граждан на основе общностиих интересов для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей.
Членыобщественных и религиозных организаций не сохраняют прав на переданное ими всобственность этих организаций имущество, в том числе на членские взносы; неотвечают по обязательствам общественных и религиозных организаций, в которыхучаствуют в качестве их членов, а указанные организации не отвечают пообязательствам своих членов.
Общественныеи религиозные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельностьлишь для достижения целей, ради которых они созданы.
Фонды- некоммерческие организации, не имеющие членства; создаются на основедобровольных и имущественных взносов от юридических лиц или отдельных граждан;преследуют общественно полезные цели. Имущество, переданное в фондыучредителями — собственность фонда. Учредители не отвечают по обязательствамфонда. Фондам разрешено создавать хозяйственные общества или в них участвовать.Фонд обязан ежегодно публиковать отчет по использованию имущества. В качествепримеров можно назвать Фонд культуры, Фонд Солженицына, Фонд Горбачева и т. д.
Некоммерческиепартнерства — организации, основанные на членстве граждан и юридических лиц, ихсоздающих.
Цельсоздания: удовлетворение материальных и иных потребностей участников партнерства.Имущество, переданное некоммерческому партнерству — собственность этогопартнерства. Члены не отвечают по его обязательствам.
Привыходе из некоммерческого партнерства его члены получают часть имущества илиего стоимости, которую они при вхождении передали. Членские взносы невозвращаются.
Пример:Общество слепых.
Учреждения- некоммерческие организации, созданные собственником (государственными илимуниципальными структурами) для осуществления управленческих, социально-культурныхи иных функций. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в егораспоряжении денежными средствами; полностью или частично финансируютсясобственником. Имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативногоуправления.
Примеры:министерства, вузы, государственные школы, департаменты.
Автономныенекоммерческие организации — организации, созданные гражданами или юридическимилицами на основе добровольных взносов.
Цель:предоставление услуг в области здравоохранения, науки, образования, культуры, права,спорта и т. д. Автономные некоммерческие организации не имеют членства.Имущество, переданное этим организациям учредителями — их собственность.Учредители не сохраняют прав на имущество, переданное в собственность данныморганизациям.
Примеры:частные школы, нотариальные конторы, частные поликлиники.
Объединенияюридических лиц — ассоциации и союзы, создаваемые в целях: а) координациипредпринимательской деятельности коммерческих организаций; б) защиты общихимущественных интересов коммерческих организаций; в) координации защитыинтересов.
Учредительныедокументы ассоциаций (союзов) — учредительный договор, подписанный ее членами, иутвержденный ими устав. Члены ассоциаций (союзов) сохраняют своюсамостоятельность и право юридического лица.
Примеры:Лига предпринимателей Москвы, Ассоциация российских банков, Круглый столпредпринимателей России.
Источникиформирования имущества некоммерческих организаций:
поступленияот учредителей (юридических и физических лиц);
добровольныеи имущественные взносы и пожертвования;
выручкаот реализации товаров, работ, услуг;
дивиденды,получаемые по акциям, облигациям и другим ценным бумагам;
доходы,получаемые от собственности некоммерческих организаций
(сдачав аренду);
членскиевзносы;
вкладыгосударства.
Всясовокупность некоммерческих организаций делится на две большие группы:
1)государственные некоммерческие организации;
2)негосударственные некоммерческие организации.
Заключение
Вданной курсовой работе была раскрыта тема «Предприятие в системе рыночныхотношений».
Проанализированныепри подготовке настоящей курсовой работы материалы позволяют сделать следующиевыводы.
Предприятие- основное производственное звено экономики, это любая организация, производящаятовары, услуги, информацию, знания, осуществляющая экономическую деятельность всамых разнообразных формах. Предприятием можно называть завод, фабрику, строительныйкомбинат, автопарк, ремонтные мастерские, колхоз, магазин, ателье, биржи и т.д.
Предприятиесоздается для производства необходимых обществу материальных благ, дляпредоставления разнообразных услуг населению. Непосредственным стимулом дляорганизации производства, основания предприятия является перспектива получитьприбыль и употребить ее для удовлетворения соответствующих потребностей.
Иначеговоря, заданием всех производственных, коммерческих предприятий являетсяудовлетворение общественных потребностей в продукции, работах, услугах иреализация на основе полученной прибыли социальных и экономических интересовчленов трудового коллектива и собственника имущества предприятия.
Новаяэкономическая стратегия современного, рыночного развития России предполагаеториентирование на свободу предпринимательства, что ускорило развитиепредприятий в нашей стране. И самое главное для правительства сейчас – этовести правильную политику управления предприятиями.
Список литературы
Экономикапредприятия: учебник. / Под ред. А.Е. Карлика, М.Л. Шухгальтер. – М.: ИНФРА – М,2001. – 432 с. – (Серия «Высшее образование»).
Экономикафирмы: учеб. Пособие для студ. сред. Проф. учеб. Заведений / [Т.В. Муравьева, Н.В.Зиньковская, Н.А. Волкова]; под ред. Т. В. Муравьевой. – 2-е изд., перераб. идоп. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 400 с.
Справочникдиректора предприятия. / Под. Ред. М.Г. Лапусты. 5-е изд., испр., измен. и доп.– М.: ИНФРА – М, 2001. – 750 с. – (справочники «ИНФРА – М»).
Курсэкономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика.Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие / Под. ред.д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – 2-е изд., перераб. идоп. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001. – 832 с. – (Серия «Учебники МГУим. М.В. Ломоносова).
Российскаябизнес — газета, 2007., №18 от 24 мая.
Экономикапредприятия: учебник / Под. ред. Т.И. Юркова, Ю.С. Юркова. – М.: АЛЬМА – М, 2004.– 102 с. – (Серия «Высшая школа»).
АристовГ. В. Ликвидация взаимных долгов предприятий и финансовая стабилизация // ЭКО.1994. №2.
.Башин М. Л. Оборотные средства предприятия в условиях рынка // Финансы.1994. №1.
.Безуглов А. Призрак банкротства бродит по России // Деловой мир. 1995. 16
БеккерА. Российский директор имеет больше свободы, чем западный менеджер: нопредпочитает интересам производства свои собственные //Сегодня. 1995. 18февраля.
ЖуравлевВ. Формула выживания // Деловой мир. 1995. № 11.
КраснопоясА. Как получить достоверную информацию о фирмах // Бизнес и банки. 1994. № 22.
КрининаМ. Методы оценки платежеспособности предприятия // Экономика и жизнь. 1994. №12.
МасленченковЮ., Команов В. Учетная политика предприятия и кредитный анализ // Бизнес ибанки. 1995. № 20.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта referat.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.