Реферат по предмету "Экономика"


Политика регулирования доходов населения и социальная защита в условиях перехода к социально ориентированной рыночной экономике

Реферат
Политика регулирования доходовнаселения и социальная защита в условиях перехода к социально ориентированнойрыночной экономике: курсовая работа, ___ стр., 12 источн.,2 рис.
Ключевые слова: социальная политика, доходы населения, гарантии, кривая Лоренца,коэффициент Джинни.
Цель работы — отразить суть политики доходов населения и еепоследствия.
Методы исследования — анализ,синтез, индукция, дедукция, аналогия, обобщение, наблюдение, сравнение,описание, позитивный и нормативный анализ, логический метод, метод сочетаниялогического и исторического.
Результатом написания данной курсовойработы стало отражение сущности государственной политики регулирования доходовнаселения, раскрытапроблема неравенства в распределении доходов и дано определение такимпоказателям, как кривая Лоренца, коэффициент Джинни, охарактеризована политика социальной защиты,социальных гарантий со стороны государства, раскрыт механизмрегулирования доходов населения и политику социальной защиты в РеспубликеБеларусь.

Содержание
Реферат
Введение
1 Политика регулирования доходов населения. Кривая лоренца.Коэффициент Джинни. Социальная защита, ее основные формы и методы. Политикасоциальных гарантий
1.1 Политика регулирования доходов населения
1.2 Проблема неравенства в распределении доходов. КриваяЛоренца. Коэффициент Джинни
1.3 Социальная защита, ее основные формы и методы. Политикасоциальных гарантий
2. Механизм регулирования доходов населения и системасоциальной защиты Республики Беларусь в условиях перехода ксоциально-ориентированной рыночной экономике
Заключение
Список использованных источников
Введение
Любое государство вне зависимости от политического строя и т.д.имеет свою социальную политику. Социальная политика является одной из наиболее важныхсоставляющих деятельности общества и находится в сфере его насущных интересов. Проблемы,связанные с повышением уровня и совершенствованием качества жизни, обеспечениеми поддержанием экономической стабильности, реализацией принципов социальнойсправедливости, являются для современного цивилизованного обществазлободневными. Совершенствование в этом направлении системысоциально-экономических отношений, повышение качества человеческого потенциалаоткрывает новые перспективы для экономического развития и является важнейшимфактором экономического роста.
Вместе с тем улучшение социального обеспечения,совершенствование системы здравоохранения и образования, уменьшение социальногонеравенства требуют стабильных темпов экономического роста, повышенияэффективности экономики как материально-финансовой основы преобразований всоциальной сфере.
Для Республики Беларусь вопрос социальной политики,политики социальных гарантий и защиты, политики регулирования доходов населенияявляется как никогда актуальным. Согласно Конституции РБ наше государствоявляется социальным, что подразумевает высокие социальные расходы государствана нужды общества.
Цель данной работы — отразить суть политики доходовнаселения и ее последствия.
Задачами являются:
Раскрыть сущность государственной политики регулированиядоходов населения.
Раскрыть проблему неравенства в распределении доходов. Идать определение таким показателям, как кривая Лоренца, коэффициент Джинни.
Охарактеризовать политику социальной защиты социальныхгарантий ты со стороны государства.
Раскрыть механизм регулированиядоходов населения и политику социальной защиты в Республике Беларусь.
/>1 Политика регулирования доходов населения. Кривая лоренца.Коэффициент Джинни. Социальная защита, ее основные формы и методы. Политикасоциальных гарантий
 1.1 Политикарегулирования доходов населения
Уровеньи качество жизни в значительной степени зависят от величины доходов населения,поэтому представляется необходимым рассмотреть это явление более подробно. Произведенныйв экономике совокупный доход общества распределяется в соответствии с вкладом вего выработку всех факторов производства: труда, земли, капитала ипредпринимательской способности. Такое распределение называется первичным (функциональным).Результатом его выступают факторные, или первичные, доходы, основными формамикоторых являются: заработная плата, предпринимательская прибыль, процент ирента. Их размеры зависят от конкурентных условий.
Предельнаяпроизводительность не является единственным критерием распределения вэкономике, поскольку оставляет «за бортом» тех индивидов, которые невладеют ни одним из факторов производства, в силу чего не могут получатьфакторных доходов (в частности, инвалиды, престарелые, несовершеннолетние). Ихдоходы (социальные трансферты, которые выступают в форме пенсий, пособий,стипендий, разнообразных выплат) не обусловлены участием в общественномпроизводстве и являются результатом перераспределения, или вторичного (персонального)распределения функциональных доходов. Размеры вторичных доходов существеннымобразом зависят от проводимой государством социальной политики.
Источникамидоходов может также быть прибыль от личного подсобного хозяйства, участия втеневой или криминальной деятельности, наследство, выигрыши в лотерею и др. Отсюдавытекает, что личный (персональный) доход может быть значительно большефакторного, поскольку включает в себя, как правило, несколько источников.
Итак,доходы населения — это все средства в натуральной и денежной форме, получаемыедомохозяйствами. Они могут иметь натуральную или денежную форму. Натуральные доходы — это все поступления продуктовземледелия, скотоводства, услуг и другой продукции в натуральной форме.
Денежныедоходы населения — это сумма денежныхсредств, получаемых домохозяйствами за определенный промежуток времени ипредназначенных для приобретения благ и услуг в целях личного потребления. Вцелом денежная форма доходов распространена больше, чем натуральная, однако умалообеспеченных слоев населения доля натуральных доходов выше, чем у богатых. [3,с.286]
Дляоценки уровня доходов применяют понятия номинального, располагаемого иреального доходов.
Номинальныйдоход — это вся сумма денежного дохода,не зависящая от налогообложения и уровня цен.
Располагаемыйдоход — это номинальный доход завычетом налогов и других обязательных платежей, т.е. средства, непосредственноиспользуемые населением на потребление и сбережения.
Реальныйдоход — это количество товаров и услуг,которые можно приобрести на сумму располагаемого дохода. Величина реальногодохода зависит от его номинального уровня, налогов на доходы и цен напотребительские товары. Реальные доходы населения определяются только вдинамике за конкретный период времени с использованием индекса потребительских цен, которыйрассчитывается за каждый месяц и за год в целом:
РД = (НД- НП) /I
где РД — реальные доходы, р.;
НД — номинальныедоходы, р.;
НП — налоги иобязательные платежи, р.;
I — индекс потребительских цен.
Иногдареальные доходы населения определяют через показатель покупательной способности денег, характеризующийизменение объема товаров или услуг, которые можно приобрести на одну и ту жесумму в разные периоды времени. Исчисление реальных доходов по такой методикепредполагает, что качество товаров и соотношение цен внутри той или иной ихгруппы не изменяется, отсутствует дефицит товаров и государственноерегулирование цен. Если эти условия соблюдены, покупательная способностьденежной единицы определяется физическим объемом товаров, которые можно купитьна сумму среднедушевого дохода. Полученный результат достаточно точнохарактеризует изменения реальных денежных доходов населения за исследуемыйпериод.
Взависимости от циклов жизнедеятельности человека доходы подразделяются наполучаемые:
1) доучастия в трудовой деятельности (до достижения трудоспособного возраста);
2) отучастия в трудовой, предпринимательской, общественной деятельности;
3) временнонеработающими (безработными, беженцами и т.д.);
4) послезавершения трудовой деятельности (пенсионерами).
Сюридической точки зрения, доходы бывают законными (легальными)и незаконными (нелегальными). Ко вторымотносятся доходы от незарегистрированной в установленном порядке деятельности; укрываемыеот налогообложения или имеющие криминальное происхождение и т.п.
Встранах с развитой рыночной экономикой источником информации о доходахнаселения являются выборочные обследования домохозяйств; данные декларацийфизических лиц о их доходах, подаваемых в налоговые органы; показатели оплатытруда и расходов на конечное потребление домохозяйств в Системе Национальныхсчетов (СНС). В Республике Беларусь изучается доходы с опорой на Балансденежных доходов и расходов населения и выборочные обследования около 6тыс. домохозяйств. [3, с.289]
Процессреформирования белорусской экономики охарактеризуют существенные колебанияреальных доходов населения в разные годы. В первой половине 90-х гг. XX в. онинеуклонно снижались, и в 1995 г. их уровень составил только 62% от показателей1990 г. Начиная с 1996 г. падение доходов было приостановлено, а затем началсяих рост. Эта тенденция особенно ярко проявляется начиная с 2000 г. Ростреального ВВП, затухание инфляционных процессов, форсирование темпов ростазаработной платы с целью достижения ее уровня в 100 дол. США обусловилиповышение реальных денежных доходов населения, которые, согласно Балансудоходов и расходов, устойчиво превышают уровень 1990 г.
Такимобразом, доходы населения — это все средства в натуральной и денежной форме,получаемые домохозяйствами. Они могут иметь натуральную или денежную форму. Когдамы говорим о денежных доходах, то следует учитывать их покупательнуюспособность, т.е. различать номинальные и реальные доходы. Номинальные доходы — определенная денежная сумма с налогами и т.д., а реальные доходы — это сумма,которую можно обменять на товары и услуги.
 1.2 Проблема неравенствав распределении доходов. Кривая Лоренца. Коэффициент Джинни
Денежныедоходы распределяются между людьми неравномерно что характерно для всех странмира. Данное явление известно как закон Парето, согласнокоторому, между уровнем доходов и числом их получателей существует обратнаязависимость: 80% созданного ВВП присваивается 20% населения, а оставшиеся 20%распределяются между 80% населения, причем соотношение: 80/20 достаточноустойчиво и наблюдается во всех странах, независимо от политических иэкономических реалий.
Навеличину доходов оказывает влияние множество разнообразных факторов, зачастуюимеющих разнонаправленный характер воздействия. Среди них выделяют социально-политические, определяющие силу действия инаправленность других факторов формирования доходов; демографические, рассматривающиезависимость доходов от пола, возраста, физической выносливости иинтеллектуальных способностей; профессиональные, исследующиеуровень образования, квалификацию и стаж работы; статусные, детерминирующиеразмеры доходов в зависимости от места человека в обществе и должностнойиерархии; социально-экономические, к которым, вчастности, относят род и вид деятельности, варианты занятости, видпроизводства, форму собственности на средства производства, условия труда.
Встранах, на чьих территориях имеют место различные климатические условия,существенное значение приобретают географические факторы,поскольку стоимость жизненно необходимых товаров и услуг существенно варьируется взависимости от региона, и соответственно предполагает различныеуровни доходов. [7, с.147]
ДляБеларуси можно выделить и экологический фактор,связанный с последствиями аварии на ЧАЭС и необходимостью дополнительныхсредств существования для жителей пострадавших районов.
Говоряо дифференциации доходов, следует учитывать и такие важные аспекты, какврожденные способности людей, которые могут различаться в довольно значительнойстепени. Не обделенные в этом плане природой индивиды, обладая более высокойпроизводительностью, получают и более высокие доходы. Кроме того, некоторые изних обладают уникальными способностями, что дает им возможность извлекать«интеллектуальную ренту». Не последнее значение при этом имеет иработоспособность человека, его стремление добиться значительных результатов всвоей деятельности.
Известно,что величина доходов зависит от различий во владении собственностью, однакопоследняя может достаться индивидам по наследство, вследствие чего неравенстводоходов воспроизводится, способствуя данной категории лиц в получении лучшегообразования и более высокооплачиваемой работы. При рассмотрении неравенства вполучении доходов нельзя также исключить и благоприятное стечение обстоятельств.
Амплитуданеравенства становится очевидной при более глубоком рассмотрении распределениядоходов между домохозяйствами. Для этого применяют прием ранжирования: семьираспределяют в порядке возрастания доходов, а затем делят на группы. При этомразличают: а) квинтильные группы, в которых домохозяйства делятся на пять подгрупп,каждая из которых включает 20% всех семей. Первая квинтильная группа — составляет20% семей с наименьшим, а пятая — 20% с небольшим уровнем доходов; б) децильныегруппы, которые формируются аналогичным образом и делят домохозяйства на 10одинаковых подгрупп (по 10%).
Степеньсоциального расслоения определяется посредством расчета ряда коэффициентов.
Кд = d10/d1
где Кд — Коэффициентдифференциации доходов, или коэффициент фондов;
(Кд) — это соотношение между средними доходами 10% наиболеебогатого населения (d10) и 10% наименееобеспеченного (d1).
Чемвыше коэффициент фондов, тем больше неравенство в доходах, выше степеньдифференциации населения.
ВРеспублике Беларусь коэффициент фондов составляет 6,9, тогда как в странах-соседях- России, Украине, Литве и Польше — соответственно 20,3; 6,9; 7,9 и 7,8.
Различаюттакже децильный, квинтильный и квартальный коэффициенты, которые определяютсяотношением минимальных доходов соответственно 10, 20, и 25% самого богатогонаселения к максимальным доходам 10, 20, и 25% самого бедного.
Болеенаглядно оценить степень неравномерности распределения доходов между гражданами(семьями) можно, в построив кривую распределения доходов, названной по имениамериканского экономиста М. Лоренца. На графике по оси абсцисс откладываюткумулятивную долю семей, располагающих определенным уровнем дохода, а по осиординат — кумулятивную долю совокупного дохода, начиная с наименьшей,приходящей на наименее обеспеченную часть семей (рис.1.1).
/>
Рис 1.1Кривая Лоренца
Еслибы доходы у всех людей были одинаковы, т.е.1% населения располагал 1% доходов,15% населения — 15% доходов, то кривая Лоренца совпала бы с пунктирной прямойабсолютного равенства ОЕ, имеющей угол наклона к оси абсцисс 45° ипревратилась в прямую.
Чембольше кривая Лоренца отклоняется от линии абсолютного равенства, темнеравномернее распределяются доходы в обществе. Так, штрих-пунктирная криваяхарактеризует большую неравномерность распределения дохода, чем сплошная криваяраспределения. Отношение площади сегмента между биссектрисой ОЕ икривой Лоренца к площади треугольника ОАЕ называется коэффициентомДжинни, который назван по имени итальянского экономиста истатистика К. Джинни. Если коэффициент равен 0, кривая Лоренца совпадает спрямой ОЕи доходы в обществе распределяются абсолютно равномерно. Призначении коэффициента 1 кривая Лоренца будет представлена катетами треугольникаОАЕ, чтосвидетельствует об абсолютном неравенстве в распределении доходов. Практическикоэффициент Джинни никогда не достигает ни нуля, ни единицы, однако считается,что его значение, большее 0,4 (40), отражает высокую степень расслоенияобщества.
Всовременном мире наименьшая дифференциация доходов в мире наблюдается в Норвегии,где 10% самых обеспеченных лишь в 5,3 раза богаче самых бедных, а коэффициентДжинни составляет 0,258. На другом «полюсе» находится Бразилия, вкоторой соотношение доходов последней и первой децильных групп составляет 65,8,коэффициент Джинни — 0,607. Для Республики Беларусь данные показателисоставляют соответственно 6,9 и 0,304.
Спроблемой неравномерного распределения доходов связана проблема бедности. Согласноконцепции ООН, она квалифицируется как состояние длительного вынужденногоотсутствия необходимых ресурсов для обеспечения удовлетворительного образажизни. Сегодня в это понятие включается не только недостаток денег, но иограничение возможностей человека, которое вызвано отсутствиемвысокооплачиваемой работы, комфортабельного жилья, доступа к качественномуобразованию и здравоохранению. [7, с.155]
Бедностьпредставляет собой глобальную проблему. Это многоаспектноесоциально-экономическое явление, связанное с низким уровнем потребления,нестабильностью общественной жизни, малой продолжительностью жизни, слабымивозможностями эффективной реализации трудового потенциала.
Бедностьможет иметь различные формы. В зависимости от основания для сравнения выделяют абсолютную и относительную бедность.Критерием первой служит минимальный набор жизненных средств, всоответствии с которым к бедным относят тех, кто испытываетнедостаток элементарных средств к существованию. При определении относительнойбедности показатели благосостояния соотносятся не с минимальными потребностями,а со средним уровнем материальной обеспеченности, преобладающим втой или иной стране.
Объективнаябедность — состояние, оцененное попринятым в данной стране критериям дохода и степени доступности материальных идуховных благ или на основании рекомендаций экспертов, бедность — Уровень имасштабы субъективной бедности определяются наоснове самооценки: человек является бедным, если считает себя таковым.
Основныминструментом определения численности бедных в стране является черта, или граница бедности- минимально допустимый критический уровень жизни, которыйправительства стран должны гарантировать своим гражданам. Граница бедностипозволяет разделить население на бедных и небедных. Данный показатель зависитне только от уровня минимально необходимых потребностей людей, но и отэкономических возможностей государства: состояния экономики, среднего уровняжизни населения и его менталитета. То, что является бедностью в одной стране,не является ею в другой. Вследствие этого черта бедности в мире неодинакова: вразвитых государствах она выше, чем в развивающихся.
ВБеларуси в качестве границы бедности выступает бюджет прожиточного минимума,который наряду с минимальным потребительским бюджетом используется также дляколичественной оценки бедности.
Прожиточныйминимум — это минимальный набор материальныхблаг и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека исохранения его здоровья. Он ориентирован на низший (физиологический) уровеньпотребления, что находит отражение в ограниченном количестве товаров и услуг вкаждой товарной группе.
Бюджетпрожиточного минимума — стоимостнаявеличина прожиточного минимума плюс обязательные платежи и взносы. Онрассчитывается в среднем на душу населения и по основнымсоциально-демографическим группам. Минимальный потребительский бюджет представляетсобой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг дляудовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностейчеловека. Он рассчитывается для конкретных потребительских единиц, в качествекоторых приняты различные социально-демографические группы населения. Минимальнымпотребительским бюджетом в среднем на душу населения считается среднедушевойминимальный потребительский бюджет семьи из четырех человек, состоящей из двоихвзрослых и двоих детей.
Основойнатурально-вещественной структуры минимальных потребительских бюджетов являетсясистема потребительских корзин. Потребительская корзина — этонаучно обоснованный сбалансированный набор товаров и услуг, удовлетворяющихконкретные функциональные потребности человека в определенные отрезки времениисходя из конкретных условий, сложившихся в стране. В данное понятие включеныблага и услуги, представляющие все потребительские комплексы, необходимые длянормальной жизнедеятельности человека. Минимальный потребительский бюджетпересматривается по мере необходимости с учетом роста потребительских цен, ноне реже одного раза в квартал, при этом используются средние цены последнегомесяца каждого квартала. [7, с.160]
Дифференциациянаселения на основании бюджета прожиточного минимума и минимальногопотребительского бюджета позволяет выделить группы с разным уровнемматериальной обеспеченности:
бедныесемьи, душевой доход которых меньше бюджета прожиточного минимума ему или равен;
малообеспеченныесемьи, душевой доход которых больше прожиточного минимума, но меньшеминимального потребительского бюджета;
обеспеченныесемьи, душевой доход которых находится в интервале между минимальным ирациональным потребительскими бюджетами;
богатыесемьи, в которых душевой доход выше рационального потребительского бюджета.
Крайнимпроявлением бедности является нищета. Семьи (индивида,домохозяйства) признаются нищими, если их продовольственное потребление необеспечивает 80% минимального пищевого рациона, определенного Всемирнойорганизацией здравоохранения, или затраты на питание превышают 80% ихсовокупных доходов.
Вопросборьбы с бедностью связан с проблемой перераспределения доходов и обеспечениясоциальной справедливости. Неоправданная дифференциация доходов вызываетсокращение численности среднего класса, который является основным предъявителемспроса на товары и услуги, и тем самым ослабляет его стимулирующее воздействиена экономическое развитие. Бедность и нищета ведут к росту социальных болезней,профессиональной деградации и ухудшению качества человеческого капитала. Высокаядифференциация доходов провоцирует социальную напряженность в обществе иусиливает предпринимательские и инвестиционные риски. Следовательно, чем большенеравенство в обществе, тем ниже экономическое благосостояние. Чтобы егоповысить, необходимо перераспределение доходов в пользу малообеспеченных слоевнаселения.
Перераспределением называется процесс изменения существующего в обществемодели распределения доходов или богатства в целях достижения большейсоциальной справедливости. Однако стремление к равенству на определенном этапеприводит к снижению производительности: возникает дилемма эффективности исправедливости как выражение противоречия между стабилизирующей и стимулирующейфункциями социальной политики. Передача доходов от более состоятельных членовобщества к менее состоятельным может повлечь снижение стимулов к активнойэкономической деятельности у тех и других и общему уменьшению благосостоянияобщества.
Крометого, издержки, связанные с реализацией перераспределительных программ, могутпревысить выгоду от их осуществления. Передача доходов от богатыхбедным осуществляется, по выражению известного экономиста А. Оукена,в «дырявом ведре», ухудшая положение богатых и не улучшая при этомположения бедных. Утечка из «дырявого ведра» такова: из каждых 350дол, взятых у состоятельных людей, 250 теряются в процессе передачи бедным. Врезультате подобной перераспределительной политики люди могут менять своерыночное поведение. Возникает проблема искажений: в результате борьбы сбедностью количество бедных возрастает, поскольку выгодно быть таковыми и, неработая, получать пособие. В свою очередь, более состоятельные люди начинаютуклоняться от уплаты налогов, в результате чего государству не поступаютсредства, необходимые для помощи бедным.
Итак,неоправданное неравенство подрывает социальную стабильность, однако чрезмерныеперераспределительные процессы снижают эффективность экономической системы имогут уменьшить общественное благосостояние.
Образцомуспешного решения проблемы равновесия между социальной справедливостью иэкономической эффективностью стала социал-демократическая,или скандинавская, модель социальной политики, наиболее полнореализованная в Швеции. Она основана на праве всех граждан на социальное обеспечениеи получение широкого спектра социальных услуг. Высокое качество договорныхотношений между объединениями работодателей и работников при постоянномконтроле со стороны государства обеспечивает через систему налогообложенияперераспределение национального дохода в пользу малоимущих слоев населения. Реальнаясоциальная защита, повышая жизненный уровень малообеспеченных граждан,способствует увеличению их потребительского спроса на товары и услуги, темсамым стимулируя экономический рост. Пенсии в такой модели дифференцируются нанародные (социальные), выплачиваемые каждому жителю страны по достижениюпенсионного возраста из бюджета, и трудовые, зависящие от успешности трудовойдеятельности. В этом находит отражение реализация двух типов справедливости — уравнительногои распределительного.
Врезультате осуществления ряда социальных программ в скандинавских странахсозданы относительно равные стартовые возможности для всех групп населения, ашведскую модель развития называют «функциональным социализмом». Вместес тем следует признать некоторое несовершенство данной модели в областиповышения экономической эффективности.
Консервативнуюмодель социальной политики частоназывают институциональной или континентальной европейской. Она построена напринципе обязательного трудового участия и зависимости степени социальногообеспечения от эффективности и продолжительности труда. Наиболее полно даннаямодель реализована в Германии, где в 1880 г. впервые в мире было введеномедицинское страхование, а затем принят пакет законов, согласно которым размерстраховых взносов связывался с заработками, а сумма расходов на взносыраспределялась в равной степени между нанимателями и работниками. Кроме того, вфинансировании пенсий принимало участие и государство. И хотя параметры данноймодели постоянно совершенствовались, принципы, заложенные в ней изначально,сохраняются и сегодня.
Вконсервативной модели социальной политики реализуется распределительный типсоциальной справедливости: перераспределительные тенденции здесь выраженыслабо, а основной упор делается на трудовое участие работников в общественномпроизводстве.
Либеральнаямодель социальной политикифункционирует в Великобритании и США. Здесь государство обеспечиваетблагополучие уязвимых слоев населения и максимально стимулирует созданиенегосударственных форм социального страхования и социальной поддержки. Крометого, граждане получают помощь со стороны государства в виде трансфертов засчет бюджетов различного уровня. Главное условие получения государственногопособия — малообеспеченность. В США, например, действует около 8 тысяч программсоциальной помощи, которые реализуются на федеральном, штатном и муниципальномуровнях, а критерии их получения варьируются от штата к штату. Существуетреальная возможность получить социальную помощь одновременно по несколькимпрограммам. Величина данных пособий незначительна, однако, находясь взатруднительном положении, человек может получить помощь сразу из несколькихисточников и тем самым улучшить свое благосостояние.
Помимовышеперечисленных, существует модель социальной политики вцентрально-управляемых экономиках. Здесь государствососредоточивает в своих руках всю полноту социальной политики и являетсяединственным ее субъектом.
Такимобразом, бедность является одной из основных проблем любой страны. Для того,чтобы показать степень дифференциации доходов, можно использовать кривуюЛоренца и коэффициент Джинни. С помощью данных показателей можно оценитьсоциальную напряженность в любой стране.
 1.3 Социальнаязащита, ее основные формы и методы. Политика социальных гарантий
Длятого чтобы жить и продолжать свой род, человек обязан потреблять материальныеблага. Вместе с тем никто никому не гарантирует, что доступ к источникам существованиявсегда будет исключительно благоприятным, и никогда не наступят те или иныенежелательные события.
Реальнаяжизнь достаточно сурова. Она свидетельствует о том, что некоторыенеблагоприятные события, способные ухудшить доступ к источникам существования,могут никогда не наступить.
Другиемогут наступить лишь с достаточно большой вероятностью. А некоторые для каждогоиз нас наступают с вероятностью в 100%.
Есть и такиенеблагоприятные обстоятельства, которые могут сопровождать человека всю его жизнь(инвалидность, болезнь). [7, с.181]
Вцелом среди неблагополучныхсобытий такого рода выделим:
1) несчастныеслучаи (страховой случай), инвалидность с детства и т.п.;
2) потерюработы;
3) необратимыефизиологические изменения, болезнь человека и потерю трудоспособности;
старость,беспомощность и смерть;
потерюкормильца.
Такойсписок не является окончательным, его можно продолжить. Но мысль понятна.
Обозначимследующие классические приемы самозащиты:
а) высокопроизводительный труд и получение достаточного текущего дохода;
б) имущество и сбережения, что позволяет экономить на соответствующих статьях расходов,а также получать доход с капитала;
в) поддержка со стороны других членовсемьи, имеющих стабильные доходы.
Кроме индивидуальной самозащиты необходима еще особаясистема социальной защиты, т.е. со стороны всего общества.
Коллективнаясоциальная защита — система мер, осуществляемых обществом и государством пообеспечению устойчивого нормального (принятого в обществе) материального исоциального положения граждан.
Вкачестве стратегического ориентира для коллективной защиты выступает защитакаждого гражданина страны от бедности, нищеты и социальной деградации врезультате потери источников существования (безработица), болезни, инвалидностии старости.
По формам выделимматериальную, социальную и правовую защиту. При этом материальная защита можетосуществляться в виде денежных адресных выплат, индексации доходов, натуральнойпомощи (продовольствие, одежда, жилье, лекарства), а также льгот и гарантий,информации, предоставления рабочего места и др.
Субъектами социальнойзащиты выступают семья и дети, больные и инвалиды, старики и т.д.
Объектами социальнойзащиты выступают:
а) уровеньпотребления материальных благ (доходы);
б) минимальныйуровень охраны здоровья и медицинской помощи, получения образования;
в) жилищныеусловия.
Функционированиесистемы социальной защиты предполагает наличие определенной инфраструктуры. Особенно это касается таких социальных отраслей, какздравоохранение, образование, жилищно-коммунальный комплекс.
Социальнаязащита может осуществляться в виде социального обеспечения и минимальныхсоциальных гарантий (рис.1.2).
/>
Рис.1.2Основные направления системы социальной защиты
Социальноеобеспечение обычно включает социальное страхование и социальную помощь.
Социальноестрахование — это основное направление социальной защиты, предназначенное дляматериального обеспечения населения в случае наступления социальных рисков (рис.1.2).
Социальный риск — наступлениенежелательной ситуации в виде временной нетрудоспособности, несчастного случаяна производстве, утраты работы или кормильца, утраты трудоспособности постарости и т.д.
Хотиммы этого или нет, но далеко не всегда каждый из нас оказывается в состоянииизбежать социального риска. Более того, такие ситуации непрерывно сопровождаютнас по жизни, носят массовый характер, касаются всех членов общества, анекоторые из них к тому же обязательно наступают (наступление старости и выходна пенсию).
Следовательно,социальное страхование должно носить обязательный характер, что обусловлено неизбежностью наступления основных видовсоциальных рисков на том или ином этапе жизнедеятельности граждан.
Экономическимисточником страховых взносов выступают средства, необходимые длявоспроизводства рабочей силы. Возникает задача определить общественнонормальную долю страховых взносов, степень участия работополучателя,работодателя и государства в формировании соответствующих страховых фондов.
Основные статьи расходов социального страхования:
а) выплататрудовых пенсий (по старости и инвалидности, по случаю потерикормильца, за выслугу лет), а также социальных пенсийи пенсий для военнослужащих. Для этого используются целевые отчисления в Пенсионный фонд и бюджетные средства;
б) выплатыпо временной нетрудоспособности (основная часть расходов), по беременности и родам,а также на оздоровление, где используются средства Фонда социального страхования;
в) пособияпо безработице.
Социальноестрахование осуществляется в двух формах: обязательное и добровольное. Источникамисредств фондов социального страхования служат:
а) страховыевзносы застрахованных;
б) страховыевзносы предпринимателей; в) субсидии государства.
Социальнаяпомощь — оказание адресной поддержки гражданам, нуждающимся в материальномсодействии в связи с ухудшением их материального положения, семейнымположением, возрастом, состоянием здоровья.
Социальнаяпомощь предоставляется в виде льгот и выплат (см. рис.16.3). Осуществляется ввиде денег, услуг и товаров. В отличие от социального страхования, котороесориентировано на всех граждан, социальная помощь имеет адресный и категориальный характер. Используются средства бюджета, централизованныхбюджетных и внебюджетных фондов, а также кредитные ресурсы национальнойбанковской системы.
Минимальныесоциальные гарантии — важный компонент современной социальной защиты. Предполагаетсяобеспечение равного доступа всех граждан к базовым социальным благам на основе соответствующих государственных гарантий.
Социальнаяподдержка включает наличие соответствующих гарантий, которые выступают какобязательства общества перед своими членами по удовлетворению ряда потребностей.
Здесьреализуются конституционныеправа граждан на получениеминимального объема социальных благ и услуг. Особо выделим гарантиисуверенитета потребителя и экологической безопасности. Их наличие отражаетсовременные права члена общества.
Выполняяданную социальную функцию, государство:
а) законодательноустанавливает минимальные нормативы обеспечения граждан страны социальнымиблагами;
б) осуществляетфинансирование развития и затрат социальных отраслей (здравоохранение,образование, ЖКХ и т.д.);
в) устанавливаетминимальные размеры оплаты труда, пенсий, пособий по безработице, стипендий. [7,с.185]
Напрактике мероприятия социальной защиты приводятся в определенную систему,разрабатываются программы социальной политики государства.
Такимобразом, каждое государство независимо от степени социальных расходов проводитопределенную политику в области социальной защиты и социальных гарантий. Длянормального функционирования общества и недопущения социальной напряженностиопределенные слои общества постоянно финансируются за счет бюджета государства,также в предусмотренных законодательством случаях в момент наступленияфорс-мажорных обстоятельств государством предусмотрен ряд социальных гарантий.
/>2. Механизмрегулирования доходов населения и система социальной защиты Республики Беларусьв условиях перехода к социально-ориентированной рыночной экономике
Деятельность государства всоциальной сфере направлена на обеспечение роста реальных денежных доходов как основыулучшения жизни населения, предотвращение малообеспеченности, недопущениепроявлений социальной несправедливости и социального напряжения в обществе.
Основными источникамиформирования денежных доходов граждан страны являются оплата труда, пенсии, пособия,стипендии. Их удельный вес в общей сумме денежных доходов населения в 2008 годусоставил 75,9% (в 2007 году — 77,4%).
Доходы от собственности,предпринимательской деятельности и личного подсобного хозяйства в настоящеевремя играют значительно меньшую роль в формировании денежных поступленийграждан. Однако, как показывает опыт других государств (прежде всего стран срыночной экономикой), самозанятость, предпринимательская деятельность, аренданедвижимости, выгодное вложение собственных сбережений служат весомымисточником доходов для многих граждан.
В данной связи в Беларусипринимаются меры по улучшению делового климата и условий предпринимательскойдеятельности, поддержке развития личных подсобных и фермерских хозяйств.
Отличительной чертой государственнойсоциальной политики в нашей стране является справедливое распределение доходов,направленное на повышение благосостояния всех граждан, недопущение глубокогосоциального расслоения по уровню доходов, порождающего в обществе серьезныепротиворечия и создающего угрозу общественно-политической безопасности.
В нашей стране доходы 10%наиболее обеспеченного населения в 5,6 раза превышают доходы 10% наименееобеспеченного населения. Это ниже критически допустимого уровня дифференциациидоходов, используемого в мировой практике (10 раз).
Для сравнения: в Германии,Австрии, Франции данный показатель составляет 5-7 раз, Казахстане — 7,4,Украине — 8,7, в России — 16,8 раза.
В 1990-е — начале 2000-х годовпервостепенной задачей политики доходов было преодоление малообеспеченности встране. Для ее решения государство осознанно шло на форсированный рост основныхдоходов населения по сравнению с ростом производства. [4]
Так, при росте в 2001-2008 гг. валовоговнутреннего продукта в 1,9 раза реальные денежные доходы населения возросли в2,7 раза, в том числе реальная заработная плата — в 2,9 реальный размер пенсии — в 2,7 раза.
За аналогичный период реальныеденежные доходы граждан в России выросли в 2,1 раза, в Казахстане — в 2,3, вУкраине — в 3 раза.
Высокие темпы роста доходовбелорусских граждан в 2000-е годы позволили минимизировать численностьмалообеспеченного населения в стране: если в 1999 году бедными были почтиполовина жителей, то в 2008-м — только 6,1%.
В последние годы повышениеденежных доходов населения республики осуществляется в более тесной увязке сростом экономики, повышением ее эффективности.
В 2008 году денежные доходынаселения республики возросли на 29,4% при росте потребительских цен на товарыи услуги на 14,8%. В результате реальные доходы граждан (т.е. скорректированныена инфляцию) увеличились на 12,7%. В расчете на душу населения денежные доходысоставили 657 тыс. руб. в месяц.
В 2008 году реальныерасполагаемые денежные доходы населения выросли: в Азербайджане — на 17,5%,России — на 2,7%, в Украине — на 10,3%.
Снижение темпов роста денежныхдоходов населения, в том числе и заработной платы, является общемировойтенденцией. Так, по данным Международной организации труда, в мире в период с2001 по 2007 год увеличение реальной средней заработной платы составляло неболее 1,9% в год. При этом в развитых странах заработная плата возрастала всреднем на 0,9% в год, в странах Латинской Америки и Карибского бассейна — на0,3%, Азии — на 1,7%.
В политике денежных доходовнаселения государство руководствуется двумя основными подходами:
создание условий для того, чтобытрудоспособные граждане могли своим добросовестным трудом и инициативойзарабатывать достойные, постоянно повышающиеся доходы для себя и своих семей;
обеспечение надежной социальнойзащиты и поддержка нетрудоспособных и тех категорий населения, которые пообъективным причинам не в состоянии обеспечить минимально допустимый уровеньжизни.
Главная составляющая доходовнаселения — заработная плата. Она призвана служить надежным источником доходов,выступая в то же время важнейшим экономическим фактором стимулирования трудовойактивности работников.
Исходя из критерия социальнойсправедливости, важнейшим принципом организации системы оплаты труда вРеспублике Беларусь является обеспечение равной платы за равный труд. Этодостигается на основе использования тарифной системы, включающей нормированиетруда и Единую тарифную сетку. Тем самым обеспечивается одинаковый подход приформировании тарифных заработков работников с учетом их квалификации,профессионального уровня, сложности и общественной значимости их труда.
При этом предприятия могутсамостоятельно устанавливать системы (повременно-премиальная,сдельно-премиальная, сдельно-прогрессивная и др.) и размеры оплаты труда. Бюджетныеорганизации вправе устанавливать системы оплаты труда, а ее размерыустанавливаются правительством.
Заработная плата работниказависит от отработанного рабочего времени, выработки, качественных показателейтруда, соблюдения технико-технологических стандартов, трудовой дисциплины ииндивидуальными размерами не ограничивается. [4]
Государственное регулированиероста заработной платы осуществляется путем увязки параметров ее повышения сувеличением объемов производства, реализации продукции (работ, услуг),эффективностью финансово-хозяйственной деятельности. Этим достигаетсядифференциация размера тарифной ставки первого разряда и заработков работниководинаковой квалификации, работающих на разных предприятиях и в отрасляхэкономики, в зависимости от результативности функционирования субъектахозяйствования.
Отличительной особенностьюгосударственного регулирования оплаты труда в нашей стране является еепрогнозирование путем установления заданий по росту заработной платы. Ихвыполнение находится под постоянным контролем республиканских и местных органоввласти. Накопленный опыт в этой области показывает, что прогнозированиеявляется ключевым инструментом, обеспечивающим высокие темпы и поступательностьповышения заработной платы, опережающие темпы ее роста в отраслях и конкретныхорганизациях, где она значительно ниже среднего уровня (сельское хозяйство,социальное обеспечение, культура, легкая промышленность).
В 2008 году среднемесячнаязаработная плата в Республике Беларусь увеличилась на 26,2% при прогнозе 18,8%и составила 886 тыс. руб., в том числе в декабре она достигла 1 млн. руб.
Реальная заработная платавыросла на 9,9% (прогноз — 8,5%).
В региональном разрезе самыйвысокий уровень оплаты труда — в г. Минске (1 178 тыс. руб), самый низкий — вБрестской (775 тыс. руб) и Могилевской (795 тыс. руб) областях.
Среди отраслей экономикинаиболее высокий рост заработной платы наблюдался в сельском хозяйстве (132,2%),строительстве (130,7%), торговле и общественном питании (130,7%),промышленности (128,4%). В меньшей степени зарплата выросла в сфере образования(115,6%), социальном обеспечении (118,4%), здравоохранении (118,5%).
Опережающему повышениюзаработной платы в сельском хозяйстве способствовала реализация Государственнойпрограммы возрождения и развития села на 2005-2010 гг.
В результате несколькосократилась разница в оплате труда по отраслям. Вместе с тем лидерами поразмеру заработной платы по-прежнему остаются работники финансово-банковскойсферы, органов государственного управления, науки и научного обслуживания,строительства, физической культуры и спорта, промышленности. Самые низкиезаработки сохраняются в сельском хозяйстве, социальном обеспечении, образовании.
Важным механизмом социальнойзащиты трудящихся является минимальная заработная плата, представляющая собойзаконодательно устанавливаемый предельно допустимый низший уровень оплаты труда.Ниже этого уровня наниматель не имеет права выплачивать заработную плату своимработникам при условии выполнения ими установленных норм рабочего времени ивыработки. Тем самым защищаются интересы низкооплачиваемых категорий работников.
Следует отметить, что вреспублике в 2000-е годы рост минимальной заработной платы значительно опережалрост средней заработной платы. Это преследовало цель максимально подтянутьзаработки низкооплачиваемых работников.
В странах СНГ в декабре 2008 г. размерминимальной заработной платы в долларовом эквиваленте составлял: в Беларуси — 97 долл., Азербайджане — 91, Армении — 82, Казахстане — 100, Молдове — 39,России — 83, Украине — 90 долл. [4]
Заработная плата работниковРеспублики Беларусь защищена от инфляции. При росте потребительских цен на 5% иболее она в установленном законодательством порядке индексируетсяпропорционально инфляции.
Среднемесячная заработная платапо Витебской области за 2008 год составила 782,0 тыс. рублей (365,9 долл. США) иувеличилась по сравнению с 2007 годом на 24,4 процента.
В бюджетной сфере уровеньсреднемесячной заработной платы за 2008 год составил 660,1 тыс. рублей (308,9долл. США), рост по сравнению с соответствующим периодом прошлого годаобеспечен на 16,2 процента.
По организациям коммунальнойформы собственности среднемесячная заработная плата за 2008 год составила 633,5тыс. рублей, в долларовом эквиваленте — 320,5 долл. США (+ 26,9 процента).
Рост реальной заработной платыобеспечен в целом по области на 8,4 процента, по организациям коммунальнойформы собственности — на 12,0 процентов, в бюджетной сфере — на 1,2 процента.
Задание по росту заработнойплаты, доведенное области на 2008 год в размере 784,0 тыс. рублей выполнено на99,7 процента, в том числе по организациям бюджетной сферы на — 97,5 процента,по организациям коммунальной формы собственности — на 102,5 процента.
Предметом особой заботыгосударства является защита социально уязвимых категорий населения (пенсионеров,детей, инвалидов).
В Республике Беларусь свыше 2,4млн. человек, или каждый четвертый житель, — пенсионеры. Из них более 1,9 млн. человекявляются получателями пенсии по возрасту, 281,7 тыс. — по инвалидности, 138,2тыс. — по случаю потери кормильца. Нетрудоспособным гражданам, не получающимтрудовую пенсию, назначается социальная пенсия. В настоящее время ее получаютсвыше 50 тыс. человек.
На выплату пенсий расходуетсяоколо 11% валового внутреннего продукта страны. Это — одни из самых высокихпоказателей среди государств — участников СНГ.
В области на учете состоит 351,0тыс. получателей пенсий и пособий, из них пенсионеров — 344,2 тыс. чел.
За 2008 год фактические расходына выплату пенсий, пособий и компенсаций составили 1554,7 млрд. руб.
В Беларуси повышение уровняпенсий осуществляется путем пересмотра их размеров с учетом роста среднейзаработной платы и изменения бюджета прожиточного минимума.
Так, в 2008 году в связи сростом средней заработной платы дважды пересматривался размер трудовых пенсий (с1 февраля и 1 августа).
Кроме того, в связи сувеличением бюджета прожиточного минимума трижды пересчитывались минимальные исоциальные пенсии, а также надбавки и повышения к пенсиям.
За 2008 год среднемесячныйразмер пенсии по возрасту увеличился на 25,2% (прогноз — 18,3%) и составил 382тыс. руб. Реальный размер пенсии по возрасту (с учетом инфляции) увеличился на9,1% (прогноз — 8%).
В январе 2009 года размерыпенсий составили:
пенсия по возрасту — 408 тыс. руб.;
минимальная по возрасту — 227тыс. руб.;
по инвалидности — 359 тыс. руб.;
по случаю потери кормильца — 239тыс. руб.;
за выслугу лет — 539 тыс. руб.;
за особые заслуги передреспубликой — 600 тыс. руб.;
социальная — 169 тыс. руб.
С 1 февраля 2009 г. в связи сизменением бюджета прожиточного минимума произведены перерасчеты минимальныхтрудовых пенсий, надбавок и повышений к ним, социальных пенсий.
Из общего числа получателейпенсий в Витебской области:
1511 инвалида ВеликойОтечественной войны, средний размер пенсии которых 648,6 тыс. руб.;
6719 многодетных матерей,средний размер пенсии которых составил 351,3 тыс. руб.;
287021 пенсионеров старшетрудоспособного возраста (мужчины старше 60 лет, женщины старше 55 лет), из них80 — в возрасте 100 лет и старше (5 — мужчин, 75 — женщин);
2975 детей-инвалидов до 18 лет;
28662 получателя, размер пенсийу которых ниже действующего БПМ (185670 руб.) в среднем на душу населения (т.е.малообеспеченные пенсионеры).
Финансирование выплат пенсий ипособий производится в полном объеме и в установленные сроки.
В последние годы в Беларусиосуществлен ряд мер по совершенствованию пенсионной системы, ее финансовомуукреплению:
введен индивидуальный (персонифицированный)учет плательщиков взносов на социальное страхование;
в систему обязательногопенсионного страхования включены индивидуальные предприниматели;
принят Закон Республики Беларусь«О профессиональном пенсионном страховании».
Так, с введением в 2003 годусистемы персонифицированного учета в пенсионном обеспечении началось формированиекомплексной электронной базы данных на будущих пенсионеров. Новацией явилсяучет фактически уплачиваемых страховых отчислений в Фонд социальной защитынаселения Республики Беларусь, что позволяет исчислять пенсию в более теснойувязке с суммой уплаченных взносов. [4]
Реализация Закона опрофессиональных пенсиях, вступившего в силу с начала 2009 года, обеспечитснижение затратности общей пенсионной системы за счет введения дополнительныхстраховых взносов от работодателей, чьи предприятия имеют рабочие места свредными и опасными условиями труда. Дифференциация размеров этих выплат будетстимулировать нанимателей улучшать условия труда.
В Беларуси обеспечиваетсясвоевременность выплаты населению заработной платы и пенсий.
По данным Межгосударственного статистическогокомитета СНГ, на начало декабря 2008 г. задолженность по выплате заработнойплаты в России составила 4 млрд. руб., в Украине — более 1 млрд. грн. По Беларусизадолженности не зафиксировано.
В нашей стране существуетширокая система материальной поддержки семей с детьми:
пособия в связи с рождением ивоспитанием детей;
льготы на питание;
материальная помощь в погашениикредитов на строительство жилья.
Системой социальных пособийохвачено свыше 470 тыс. детей (26% от их общей численности).
В 2008 году размер пособия поуходу за ребенком в возрасте до 3-х лет увеличен с 60 до 80% бюджетапрожиточного минимума, или на 46%. Среднемесячный размер пособия на детейстарше 3-х лет вырос на 18%.
С 1 февраля 2009 г. среднемесячныйразмер государственного пособия семьям, воспитывающим детей в возрасте до 3-хлет, установлен в размере 188 тыс. руб. Размер пособия на детей старше 3-х летповышен до 70 тыс. руб.
Значительное внимание уделяетсяобеспечению бесплатным питанием детей первых двух лет жизни.
В 2008 году этот вид помощиполучили свыше 44 тыс. детей в возрасте до 2-х лет.
В 2008 г. право на бесплатноепитание детей получили все семьи независимо от совокупного дохода при рождениитройни и более детей. Эти семьи могут пользоваться бесплатными услугами няни доисполнения детям трех лет (ранее такая услуга предоставлялась до исполнениядетям двух лет).
Материальная поддержка учащейсямолодежи осуществляется в виде выплат различных видов государственных стипендий.В течение 2008 года их размеры пересматривались дважды.
В настоящее время в зависимостиот успеваемости величина учебной стипендии студентов вузов варьируется от 98тыс. до 156 тыс. руб.; учащихся ссузов и учреждений профтехобразования — от 82тыс. до 131 тыс. руб.
Размер социальной стипендии студентоввузов составляет 77 тыс. руб., учащихся ссузов и учреждений профтехобразования — 63 тыс. руб.
Повышению уровня доходовмалообеспеченных граждан способствует предоставление государственной адреснойсоциальной помощи и безналичных жилищных субсидий. С начала прошлого годасущественно расширены критерии предоставления этих видов государственнойподдержки, что позволяет в несколько раз увеличить охват одной и другой формойпомощи нуждающихся граждан.
Для назначения ежемесячногосоциального пособия «планка дохода» поднята с 60 до 100% бюджетапрожиточного минимума, а единовременного социального пособия — с 60 до 120%. Безналичныежилищные субсидии предоставляются семьям (гражданам) при условии, если суммаплаты за пользование жилым помещением и коммунальные услуги в пределахустановленных норм превышает 20% совокупного дохода для жителей города и 15% — для жителей села.
В 2008 году государственнуюадресную социальную помощь (ГАСП) получил каждый третий нуждающийся (в 2007году — каждый 12-й).
Число получателей ГАСПувеличилось в 5 раз и составило 286 тыс. человек. Сумма средств на еепредоставление возросла почти в 10 раз. Средний размер помощи в расчете на однусемью составил 350 тыс. руб.
Безналичные жилищные субсидии в2008 году были предоставлены 60,1 тыс. семей, средний размер субсидии составил38 тыс. руб. (в 2007 году — 31 тыс. руб).
В настоящее время насоциально-экономическое развитие страны влияют последствия мировогофинансово-экономического кризиса.
Вместе с тем в начале 2009 г. вБеларуси в отличие от других государств не допущено заметного снижения денежныхдоходов населения, хотя их рост временно замедлился.
В январе 2009 г. в республикеноминальная заработная плата работников увеличилась по сравнению с январем 2008г. на 21% и составила 920 тыс. руб. По сравнению с декабрем она уменьшилась на8%.
Реальная начисленная заработнаяплата в январе 2009 г. по сравнению с январем 2008 г. возросла на 5,5%. [4]
На промышленных предприятияхсредняя заработная плата в январе 2009 г. составила 1 млн.40 тыс. руб., встроительных организациях — 1 млн.161 тыс. руб., на предприятиях транспорта — 1млн.49 тыс. руб., в организациях сельского хозяйства — 583 тыс. руб., торговлии общественного питания — 816 тыс. руб.
В учреждениях здравоохраненияона была 701 тыс. руб., в том числе врачей — 1 млн. 203 тыс. руб., среднегомедицинского персонала — 680 тыс. руб., младшего медицинского персонала — 425тыс. руб.
В учреждениях образованиязарплата составила 638 тыс. руб., в том числе педагогических работников — 707тыс. руб., учителей — 753 тыс. руб., профессорско-преподавательского состава — 1 млн.351 тыс. руб.
Финансовые потрясения заставляютбольшинство предприятий во всем мире менять подходы к организации и управлениюпроизводством, оптимизировать численность персонала, пересматривать условияоплаты труда.
В 2009 году сокращениезаработной платы по причине кризиса может коснуться сотен миллионов работниковво всем мире. По заявлению гендиректора Международной организации труда Х. Сомавиа,«для 1,5 млрд. наемных работников в мире наступают трудные времена. Замедленныеили отрицательные темпы экономического роста в сочетании с крайнейнестабильностью цен приведут к снижению реальной заработной платы».
По оценке экспертов, реальнаязаработная плата в мире в 2009 году возрастет в лучшем случае на 1,1%, а вомногих государствах, включая промышленно развитые, этот показатель можетснизиться. По прогнозам, рост зарплаты в промышленно развитых странахсократится с 0,8% в 2008 году до 0,5% в 2009 году.
В России в январе 2009 г. посравнению с январем 2008 г. произошло снижение реальной заработной платы на3,2%.
Министр здравоохранения исоциального развития Российской Федерации Т. Голикова в интервью газете «Труд»от 3 марта 2009 г. сообщила, что численность официально зарегистрированныхбезработных в стране достигла 1,893 млн. человек, в то время как, по прогнознойоценке, она не должна была превысить 1,6 млн. человек. По информации Росстата,не имеют доходного занятия и активно его ищут 5,8 млн. человек. А к концу годаобщая безработица может составить около 7 млн. человек.
Министр высказалась противмассовых увольнений (локаутов) и подчеркнула, что в сложившейся ситуациинаиболее целесообразной является тактика неполной занятости при сохраненииработникам двух третей заработной платы.
В Украине снижение реальногоразмера зарплаты произошло еще в прошлом году. В декабре 2008 г. приноминальном ее росте на 19,5%, с учетом темпов инфляции на уровне 22,3%,реальная заработная плата снизилась (впервые с 1998 года) на 2,8%.
В сложившихся условиях ощутимоевлияние на доходы населения оказывает инфляция. В январе 2009 г. в Беларуси онасоставила 4,1%.
Министерством экономикиРеспублики Беларусь при участии Комитета государственного контроля проведеныпроверки экономической обоснованности значительного повышения цен у 375субъектов хозяйствования и индивидуальных предпринимателей. В 214 случаяхустановлены факты завышения цен от 5% до 95% — на продовольственные товары (рыбу,подсолнечное масло, цитрусовые, чай, кофе, детское питание и др.) инепродовольственные (обои, паркет, газовые плиты, электротехника).
Принятые меры позволили сбитьволну спекулятивного роста цен, пресечь массовые случаи ценового беспредела.
В целях недопущения паденияреальных доходов населения Правительством принято решение о ежемесячноммониторинге уровня зарплаты работников всех сфер экономики.
Учитывая замедление темпов ростазаработной платы, Совет Министров постановил осуществлять повышение тарифов нажилищно-коммунальные услуги в 2009 году поэтапно: с 1 января и с 1 мая 2009 г.
С 1 января нынешнего года тарифына жилищно-коммунальные услуги увеличены в среднем на 14,8%. По предварительнымрасчетам, уровень возмещения за 2009 год прогнозируемых затрат на оказаниежилищно-коммунальных услуг по системе Минжилкомхоза составит около 29% (призадании 32%).
Указом Президента РеспубликиБеларусь от 19 февраля 2009 г. № 100 расширены возможности для строительстважилья гражданами, состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условийи ранее не имевшими права на льготное кредитование. Организации застройщиковбудут формироваться из числа состоящих на учете нуждающихся в улучшениижилищных условий в порядке очередности, без учета их права на государственнуюподдержку (льготные кредиты).
При этом смягчен критерий дляполучения льготного жилищного кредита: если раньше среднедушевой доход недолжен был превышать двух минимальных потребительских бюджетов, то сейчас — трех (не более 1 089 тыс. руб).
В настоящее время в республикепринимаются меры по развитию внутреннего рынка. Утверждена Система мероприятий,обеспечивающих экономическую безопасность Беларуси в условиях мировогофинансового кризиса. Глава государства поставил задачу перед Правительством иместными органами власти проводить более активную работу с подотраслями,детально изучать состояние каждого предприятия.
Созданы рабочие группы вСовмине, в министерствах, на предприятиях, разработаны соответствующиеотраслевые и региональные мероприятия, организован мониторинг ситуации навнутреннем и внешнем рынках. Реализованы первоочередные мероприятия вбанковском секторе, бюджетной сфере и реальном секторе экономики. Особоевнимание уделено обеспечению стабильной работы валообразующих предприятий. [4]
Начата работа по реализацииплана совместных действий с Россией по минимизации последствий финансовогокризиса, улучшению параметров платежного баланса, совершенствованию условийведения предпринимательской деятельности и взаимной торговли.
Аналогичный план совместныхдействий планируется подписать и с Украиной. Это будет способствоватьактивизации товарооборота между странами.
Стабилизации экономическойситуации в республике как основы поддержания доходов населения будетспособствовать либерализация условий хозяйственной деятельности, включаялиберализацию политики оплаты труда. Целью данной меры является прежде всегоснятие ограничений для поощрения работников и специалистов за эффективнуюработу.
Декретом Президента РеспубликиБеларусь от 23 января 2009 г. № 2 «О стимулировании работников организацийотраслей экономики» устанавливается единый норматив отнесения насебестоимость стимулирующих выплат работникам организаций независимо от формысобственности в пределах 80% тарифной части заработной платы по организации вцелом.
Организации, которые по итогампредыдущего года выполнили установленные задания по уровню рентабельностиреализованной продукции, смогут включать в себестоимость все 100% стимулирующихвыплат. При этом наниматель может самостоятельно определять приоритетностьвидов стимулирующих выплат высококвалифицированным специалистам, внесшимнаибольший вклад в выполнение показателей финансово-хозяйственной деятельностиорганизации.
Указом Президента РеспубликБеларусь от 23 января 2009 г. № 49 «О некоторых вопросах стимулированияреализации продукции, товаров (работ, услуг) в 2009 году» закреплено праворуководителей коммерческих организаций независимо от формы собственностиежемесячно выплачивать вознаграждение работникам, обеспечивающим реализациюпродукции и снижение запасов готовой продукции. Руководителям и специалистамструктурных подразделений, обеспечивающим поступление валютной выручки, могутустанавливаться персональные условия оплаты их труда, предусматривающиеповышенные размеры окладов и выплат стимулирующего характера (надбавки, премии).
Постановлением Совета Министровот 28 января 2009 г. № 103 сняты ограничения по включению тарифной частизаработной платы в затраты по производству и реализации продукции, товаров (работ,услуг). Вся тарифная часть зарплаты включается в затраты, исходя из тарифнойставки, действующей в данной организации.
Дальнейший рост оплаты трудабудет обеспечиваться результативностью работы всех звеньев экономики, преждевсего предприятий. Сегодня акцент в их деятельности должен быть сделан наповышении эффективности, выпуске конкурентоспособной инновационной продукции,поиске выгодных партнерских связей, удержании традиционных и завоевании новыхрынков сбыта. Таким образом, необходимым условием дальнейшего роста заработнойплаты является проявление инициативы и предприимчивости на предприятиях.
В области социальной политики (вчастности, политики доходов населения) основными задачами на сегодняшний деньостаются сохранение рабочих мест и недопущение снижения достигнутого уровнязаработной платы, пенсий, социальных пособий.
Ожидается, что по итогам Iквартала 2009 г. экономика Беларуси покажет лучшие результаты, чем в январе. Этомублагоприятствуют активное налаживание в последнее время экономических связей,рост инвестиций в основной капитал (124,9% в январе 2009 г). Все это позволяетрассчитывать на положительный результат в перспективе.
По предварительной оценке, за2009 год заработная плата в долларовом эквиваленте в реальном секторе экономикивозрастет на 5%.
Несмотря на негативные влиянияпоследствий мирового финансово-экономического кризиса, государство неотказалось от социальной поддержки своих граждан. В стране принимаютсяцеленаправленные меры по созданию условий для бесперебойной работы предприятийи сохранению занятости, обеспечению сбалансированного роста доходов, социальнойзащите наиболее уязвимых категорий населения.
Вцелом, согласно Конституции РБ страна имеет социальную направленность. Под этимподразумевается высокая социальная защищенность граждан. В этих целяхгосударственный бюджет Республики имеет социальную направленность, где немалаячасть доходов распределяется в пользу финансирования малообеспеченных слоевнаселения, а также предусматривается ряд социальных гарантий населению.
Заключение
Врезультате написания данной курсовой работы можно сделать следующие выводы:
Доходынаселения — это все средства в натуральной и денежной форме, получаемыедомохозяйствами. Они могут иметь натуральную или денежную форму. Когда мыговорим о денежных доходах, то следует учитывать их покупательную способность, т.е.различать номинальные и реальные доходы. Номинальные доходы — определеннаяденежная сумма с налогами и т.д., а реальные доходы — это сумма, которую можнообменять на товары и услуги.
Бедностьявляется одной из основных проблем любой страны. Чтобы каким-то образомизмерить показатель бедности в стране и дифференцировать страны по данномукритерию, существует много различных показателей. Основные — кривая Лоренца,коэффициент Джинни. С помощью данных критериев можно судить об уровнедифференциации доходов в стране и, соответственно, уровня бедности. Так, исходяиз данных показателей, в скандинавских странах доходы различаются в меньшейстепени, а в Бразилии, к примеру, доходы различаются весьма существенно, чтоговорит о высоком уровне бедности.
Каждоегосударство независимо от степени социальных расходов проводит определеннуюполитику в области социальной защиты и социальных гарантий. Для нормальногофункционирования общества и недопущения социальной напряженности определенныеслои общества постоянно финансируются за счет бюджета государства, также впредусмотренных законодательством случаях в момент наступления форс-мажорныхобстоятельств государством предусмотрен ряд социальных гарантий.
КасательноРеспублики Беларусь, следует отметить социальную направленность экономики, чтоподразумевает немалые налоги, но также и высокие социальные расходы длявыравнивания доходов населения, предоставления необходимого комплекса услуг и т.д.В общем и целом, социальная политика РБ выполняет свои функции, так как вбелорусском обществе нельзя наблюдать глубокой социальной напряженности,действует бесплатное образование и т.д.
Список использованных источников
1.  Аналитическийдоклад «О социально-экономическом положении Республики Беларусь исостоянии государственных финансов» minfin.gov. by/rmenu/budget/analytic-data/year08/ysep08/ 15.08.2009
2.  Базылев Н.И.Макроэкономика: учебное пособие для экономических специальностей / Н.И. Базылев,С.П. Гурко, М.Н. Базылева. — Москва: Инфра-М, 2004. — 188 с.
3.  ВоробьевВ.А., Бондарь А.В. Макроэкономика: учебное пособие — Минск: 2006. — 543 с.
4.  «Государственнаяполитика в области формирования и регулирования доходов граждан» www.vitebsk-region.gov. by/ru/informday/pol_doh/ 17.09.09
5.  Долан Э. Дж., Линдсей Д. Макроэкономика — С-Пб.: АОЗТ “Литература плюс”1994г. — 412с.
6.  Дорнбуш, Рудигер. Макроэкономика: Учебник: Пер. с англ. — М.: Изд-воМоск. ун-та: Изд. дом «Инфра-М», 1997. — 783 с.
7.  Лемешевский И.М. Макроэкономика: социально-экономический аспект: курслекций для студентов экономических специальностей высших учебных заведений / И.М.Лемешевский. — Минск: ФУАинформ, 2007. — 543 с.
8.  Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика — М: Инфра-М,1999г. — 974с.
9.  Макроэкономика: Учеб. пособие для студентов специальностей «Гос. упр.и экономика», «Мировая экономика» /Под редакцией П.Г. Никитенкои др. — Мн.: Равноденствие, 2004. — 295 с.
10.      Макроэкономика: учебное пособие для экономических специальностей / Подредакцией Н.И. Базылева, С.П. Гурко, М.Н. Базылевой. — Москва: Инфра-М, 2004. — 188 с.
11.      Мэнкью Н. Грегори. Принципы макроэкономики: перевод с английского — Санкт-Петербург[и др.]: Питер: Питер принт, 2004. — 573 с.
12.      Тарасевич Л.С. Макроэкономика: Учеб. для вузов по экон. специальностям /Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский. — М.: Юрайт-издат, 2003. — 652с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.