Реферат по предмету "Экономика"


Планировка торгового зала магазина и ее влияние

--PAGE_BREAK--
действующей торговой сети. Подавляющее большинство магазинов было построено

по проектам, которые не соответствуют требованиям сегод­няшней технологии

продажи товаров.

Как показано в [16] развитие розничной торговли продовольственными товарами

должно идти в следующих направлениях:

1)       необходимо увеличивать число малых и средних торговых предприятий;

2)       необходимо создавать разнообразные организационные структуры нового

типа (добровольные объединения, многомагазинные группы, торговые цепи и

т.д.);

3)       необходимо организовать региональные оптовые рынки или центры на

базе действующих площадей;

4)       необходимо создать альтернативные мобильные торгово-посреднические

структуры для обслуживания торговых предприятий малого и среднего бизнеса;

5)       необходимо в перспективе организовать финансово-торгово-промышленные

группы;

6)       необходимо создавать новые оптовые склады европейского образца,

оснащенных новыми технологиями;

7)       необходимо создать единый банк данных, обеспечивающих информацией о

товарах, услугах и т.д.

В качестве существующих в РБ проблем в розничной торговле можно отметить

отсутствие четкой структуры управления торговлей, несовершенство механизма

приватизации, а также несовершенство законодательных норм торговой

деятельности

Для примера проблем в РБ в таблице 1 показана динамика предприятий розничной

торговли сети потребительской кооперации за 1997-2000 гг.

Данные таблицы говорят о том, что имеет место сокращение всех видов торговой

сети (стационарной, мелкорозничной, передвижной).

В силу социальной направленности кооперативной торговли мно­гие ее торговые

предприятия являются убыточными, так как реализуют преимущественно товары

повседневного спроса. Большинство магазинов находятся в сельской местности (79

% в 1998 г.), где ограничен контингент обслуживаемого населения. Розничная

торговая сеть торговли в настоящее время представляет собой небольшие магазины

(90 м2), а также палатки, лотки, киоски и автомагазины, Небольшая

численность жителей в селах обуславливает наличие широкой сети мелкорозничных

торговых предприятий, автомагазинов и магазинов по торговле товарами

повседневного спроса.

Как отметил в [20, с. 4-6] Волонцевич Е.Ф., одной из причин, сдерживающих

продажу товаров в настоящее время является неудовлетворительное товарное

обеспечение. За счет импортных поставок продуктов питания в результате по

торговле удалось несколько улучшить ситуацию.

Таким образом, это очень важная проблема (не только  торговая, но и

экономическая), тормозящая развитие торговли.

                                                                       Таблица 1

Динамика предприятия  розничной торговли сети потребительской кооперации

Республики Беларусь за 1997 – 2000 гг.

     Показатели           На 1 января

1997    1998    1999    2000

кол-во, ед.     

торг.пло
щадь, м.2        кол-во, ед.     

торг.пло
щадь, м.2        кол-во, ед.     

торг. пло
щадь, м.2        кол-во, ед.     

торг.пло
щадь, м.2

1. Продовольственные магазины  3818    320,4   3825    316,1   3704    308,4   3664    305,3

2. Непродовольственные магазины           3272    504,2   2332    399,1   2505    365,6   2010    360,47

3. Смешанные           8120    536,5   7917    545,0   8034    567,1   8040    568,2

4. Всего магазинов   15215  1361    14073  1260,213795  1241,213714  1234,2

В том числе в сельской местности12178  925,2   11242  848,1   10954  831,6   10833  817,2

5. Удельный вес магазинов в сельской местности          80,0     68,0     80,0     67,3     79,4     67,0     79,0     66,2

6. Удельный вес магазинов самообслу­живания74,2     86,5     56,2     52,9     76,2     80,7     60,0     __

7. Развозная и разносная сеть         69        —        122      —        136      —        129      —

8. Автомагазины и прицепы-магазины    472      —        470      —        455      —        444      —

9. Палатки, киоски    1824    —        1428    —        1214    —        1130    —

10. Всего торговых предприятий   17040  —        15502  —        15009  —        14844  —
11. Торговая площадь всех магазинов на 1 000 человек обслуживаемого населе­ния, м2                302                  295                  278      _          318
Норматив торговой площади на 1000 жителей, м2                    310                  310                  310                  310
12. Средний размер магазина по торговой площади, м2            —        89,5     —        89,6     —        90,0     —             90,0
                                 

                                  

     

2. ХАРАКТЕРИСТИКА МАГАЗИНА № 19 БОРИСОВСКОГО

ГОРПИЩЕТОРГА И РЕЗУЛЬТАТОВ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Торговое предприятие «Универсам» № 19 г. Борисова образовано 19 августа 1994

г. решением исполкома Советского района г. Борисова (номер решения городского

исполкома г. Борисова – 1 Б 1671-Т).

Юридический адрес предприятия: г. Борисов, ул. Ленина, 8.

Предприятие занимает здание по названному адресу.

Торговое предприятие «Универсам» было акционировано в 1997 г. По состоянию на

01.01.2001 г. численность сотрудников – 86 человек, из них 8 чел. –

управленческий персонал. В 1994 году предприятие получило лицензию на

торговую и торгово0посредническую деятельности.

С этого времени активно занимается коммерческой деятельностью.  Кроме

государственных предприятий,  поставлявших основные товары народного

потребления, фирма сотрудничает с более чем 30-ю фирмами торгово-

посреднического профиля. Фирма занимается мелкооптовой и мелкорозничной

торговлей, что составляет в среднем 2 и 30 % от общего объема товарооборота

соответственно.  Предприятие постоянно следит за ассортиментом к качеством

товара. Торговое предприятие «Универсам»  — это рентабельное и

платежеспособное предприятие.

Однако при постоянном росте товарооборота по сравнению с предыдущим периодом

в сопоставимых ценах наблюдается снижение суммы прибыли и уровня

рентабельности, что происходит в основном за счет роста издержек, не

зависящих от предприятия.

Так, за 2 квартал 2001 г.  по сравнению с I кварталом товарооборот возрос на

19%, а балансовая прибыль снизилась на 2,1%, уровень рентабельности — на

0,4, чему способствовал рост издержек по транспортным расходам на 22,9 %,

зарплате — 7,4,  аренде и содержанию зданий — 97,0, расходам на топливо и газ

— 94,9, процентов за кредит — 44,7 %.

Основные итоги финансово-хозяйственной деятельности торгового предприятия

«Универсам» № 19 г. Борисова приведены в таблице 2.

Из краткого анализа приведенных в таблице  данных следует, что данное

предприятие работает в целом эффективно. Основной показатель – прибыль в

2001 г. имеет рост по отношению к отчетному 1 полугодию 2000 года на 8,8 %.

Валовой доход от продаж товаров также имеет прирост на 10,6 %.

Издержки обращения (затраты) по сравнению с другими показателями выросли на

11,1 % (самый большой прирост), что свидетельствует об увеличении статей

затрат на осуществление торговой деятельности.

Единственный негативный момент – это отсутствие прироста прибыли от

реализации продукции (в % к товарообороту).

Остальные показатели также имеют рост в 2001 году по сравнению с предыдущим

годом.

При более точном анализе финансово-хозяйственной деятельности торгового

предприятия, а также динамики товарооборота необходимо учитывать товарооборот

за каждый месяц или квартал, чтобы выявить точную динамику и реальную

эффективность деятельности данного торгового предприятия. Кроме того,

необходимо за базисный год брать не только прошлый год, но и более ранние

годы, как это делается на Западе [21, с. 10].

                                                                       Таблица 2

Итоги финансово-хозяйственной деятельности торгового предприятия «Универсам»

№ 19 за два последние года

     Показатель           

2000 год        

2001 год        

% роста

Товарооборот, млн.руб.       18454,0           200670            108,7

Валовой доход, млн.руб.     33025,0           36522,0           110,6

К товарообороту, %17,8     18,2     102,2

Издержки обращения, млн.руб.      28814,0           32015,5           111,1

К товарообороту, %15,6     16,0     102,5

Прибыль от реализации, млн.руб.1337,21454    108,8

К товарообороту, %0,72     0,72     0
Торговая площадь, м2          1440    1600    111,1
Товарооборот на 1 м2 торговой площади, млн.руб.        307,6   334,4   102,9

Численность работников, чел.       84        86        102,3

В том числе торгово-оперативный персонал, чел.         64        64        0

Товарооборот на 1-го работника, млн.руб.           219,702333,3106,2

Товарооборот на 1-го торгово-оперативного работника, млн.руб.       2883,43135,5108,7
    

     

3. Виды торговых зданий и интерьеров
Здания, используемые для размещения магазинов, могут быть классифицированы по

нескольким признакам. По типу здания магазины могут быть: в составе торговых

центров, в специальных отдельно стоящих зданиях, встро­енные, встроенно-

пристроенные.

Магазины в составе торговых центров обеспечивают наиболее высокий уровень

комплексного обслуживания при одновременной 'экономии затрат как при

строительстве, так и при эксплуатации здания.

Специальные отдельно стоящие здания обеспечивают удобную планировку и

компоновку помещений, рациональное направление покупательских потоков,

возможности для механизации торгово-технологического процесса. Их

строительство позволяет избежать ненужных коммуникаций, характерных для

любою жилого дома. При этом улучшаются транспортные пути, изолируются

хозяйственные дворы магазинов от жилых домов.

Значительная часть магазинов, особенно старой застройки, размещается в

первых этажах жилых домов, административных зданий или в блоках,

пристроенных к многоэтажным жилым домам, где часть помещений магазина

находится на первом этаже жилого дома и в подвале, а другая часть — торговая

площадь — вынесена за пределы первого этажа. Эти магазины имеют ограниченные

габариты (малая ширина и высота), не всегда обеспечивают условия

технологического процесса и внедрения прогрессивных форм торговли, создают

неудобства для проживающих (шум от работы торгового оборудования,

транспортных средств, загрязненность территории и т.п.).

По капитальности сооружения торговые здания подразделяются на капитальные

(магазины) и облегченного типа (мелкорозничная торговая сеть).

По особенностям объемно-планировочных решений торговые здания подразделяются

на одно- и многоэтажные, с подвалом или без него. Современные проекты

торговых зданий, особенно в продовольственной торговле, предусматривающей

строительство одноэтажных, отдельно стоящих зданий без подвалов, не требуют

средств механизации для вертикального перемещения товаров и обеспечивают

наилучшие условия для торгово-технологичес-кого процесса. Вместе с тем

одноэтажные здания требуют большей территории застройки, что при высоких

ставках за аренду земли экономически невыгодно.

По размеру торговых площадей торговые здания подразделяются на мелкие (до 250 м

2), средние (250—1000 м2) и крупные (1000—5000 м2).

Современный магазин требует наличия определенных функциональных помещений,

которые должны обеспечить необходимые условия для торгового обслуживания

покупателей, удобства для работников и сохранность товарно-

материальных ценностей. Устройство магазина, планировка его помещений и

торгово-технологический процесс взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они

зависят от товарного ассортимента, торговой площади, методов продажи, от

характера работ по подготовке к продаже (перемеривание тканей, утюжка

одежды, проверка теле- и радиоаппаратуры, продажа живой рыбы и т.п.).

Между этими группами помещений должна быть надлежащая взаимосвязь, которая

обеспечивала бы рациональную организацию всего технологического процесса.

Например, вспомогательные помещения должны быть хорошо связаны с торговым

залом, конторские помещения — с торговым залом и вспомогательными

помещениями. Помещения для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже

не должны быть проходными, их размещение должно соответствовать схеме

торгово-технологического процесса.

Технологические требования к строительству магазинов предусматривают прежде

всего беспрепятственное движение покупательских потоков, выделение помещений

или зон в соответствии со стадиями технологического процес­са, отсутствие

перекрещивающихся покупательских потоков и обеспечение кратчайших путей

движения товаров. Исходя из этого требования в магазине выделяется главная

зона — торговая, на долю которой должно приходиться 50—80% всей полезной

площади торгового предприятия.

Эргономические требования сводятся к повышению производительности труда

торговых работников за счет как применения современных средств механизации и

автоматизации торговых процессов, так и создания комфортных условий для

работников магазинов. Выполнение этих требований связано с выделением

отдельных помещений бытового характера (душевых, моечных, комнат отдыха и

т.п.).

В [15, с. 260] перечислены основные требования, предъявляемые к торговым

зданиям-магазинам:

• технологические — наличие специальных помещений для орга­низации торгового

процесса и рационального движения покупательских, товарных потоков; условия

для механизации трудоемких операций, обслуживания покупателей с минимальными

затратами труда и средств;

• архитектурно-строительные — использование современных ин­дустриальных

методов строительства отдельных помещений; возможность реконструкции и

расширения отдельных помещений, наличие удобных подходов и подъездов к

магазину;

• технические — обеспечение необходимых влажности воздуха, температуры,

освещенности;

• эстетические — оформление и отделка помещений в соответ­ствии с их

назначением, современным дизайном;

• экономические — эффективность торгового процесса, выбор условий,

обеспечивающих наименьшие затраты на проектирование, строительство,

эксплуатацию.

     Технико-экономические показатели здания магазинов

Отношение торговой площади к общей площади магазина:

                        К = SТ/S0,                       

где Sт — торговая площадь;

S0 — общая площадь.

Этот коэффициент показывает, какую часть общей площади ма­газина занимает

торговая площадь. Чем больше значение этого коэффициента, тем эффективнее

используется площадь здания магазина.

Например, общая площадь АО «Универсам» составляет 1600 м2, а торговая

площадь – 600 м2, то:

К = 600 / 1600 = 0,38

т.е. торговая площадь универсама составляет лишь 38% общей, а неторговая площадь

— 62%. На основании этого можно сделать вывод, что площадь здания магазина

используется неэффективно, так как значительная ее часть предназначена не для

обслуживания покупателей, а для выполнения функций складского

помещения.

Показатель рациональной расстановки оборудования (эффектив­ности использования

торговой площади) — установочный коэффициент (Ку), показывающий

отношение площади, занятой торговым оборудованием (установочная площадь), к

общей площади торгового зала:

              Ку = Sт.об. / Sт.з.,             

где Sт.о6 — площадь, занятая торговым оборудованием;

Sт.з. — общая площадь торгового зала.

Оптимальное значение этого коэффициента должно составлять 0,3-0,32.

Например, торговая площадь универсама составляет 600 м2, а

установочная площадь различных видов торгового оборудования (стационарного,

немеханического, контейнеров, холодильников и др.) — 20,34 м2.

Находим установочный коэффициент:

                         Kv = 20,4/600 = 0,34                        

Следовательно, 34% торговой площади занято установленным торговым

оборудованием, а 66% торговой площади — это проходы для покупателей и

продавцов, места дополнительного обслуживания покупателей, территория для

товаропотоков.

Материально-техническая база магазина

(МТБ) магазина включает в себя здания, сооружения (навесы, площадки),

подъездные пути, кабельные линии, техническое оборудование (водоснабжение,

канализация, отопление, освещение, вентиляция), технологическое и торговое

оборудование, инструменты и прочий инвентарь [13, с. 261].

Виды зданий магазинов:

• встроенные (в первых этажах и подвалах жилых домов и нежи­лых помещений);

• встроенно-пристроенные:

• кооперативного пользования, где подвальное помещение и пер­вый этаж

занимает магазин, а второй — предприятия бытового об­служивания;

• отдельно стоящие.

     Факторы, влияющие на размещение розничной торговой сети [13]:

• градостроительные — величина города, функциональное зонирование территории,

плотность населения, размещение промышленных и иных предприятий,

административных, культурных и спортивных учреждений; :

• транспортные — направление и интенсивность основных пото­ков движения

общественного и индивидуального транспорта;

• социальные — возможность уменьшения затрат времени на по­сещение

предприятий розничной торговли, доступность высокого уровня обслуживания;

• экономические — эффективность капитальных вложений, оп­тимальный уровень их

доходности.

    

     

4. Планировка торгового зала магазина и ее

влияние на организацию торгово-технологического процесса
Технологическая планировка магазина — это совокупность всех помещений

магазина в определенной взаимосвязи, позволяющей/ обеспечить рациональную

организацию оперативных процессов. Планировка формирует пути, траектории

движения людей и товаров.

Требования, предъявляемые к планировке магазина [13, с. 262]:

• торговые залы должны быть технологически связаны с поме­щениями для

подготовки товаров к продаже;

• кладовые и помещения для подготовки товаров к продаже не должны быть

проходными;

• приемочные следует располагать вблизи помещений для хране­ния товаров;

• помещения для приема, хранения и подготовки товаров к про­даже должны
    продолжение
--PAGE_BREAK--
обеспечивать кратчайшие пути движения товаров в торговый зал;

• планировка магазина должна создавать для покупателей усло­вия

беспрепятственного выбора товаров в минимально короткий срок; предусматривать

оптимальное использование площадей, создание необходимых условий работникам

магазина для рациональной организации оперативных процессов;

• планировка должна обеспечить легкость и простоту соверше­ния покупок,

создать максимальную видимость выложенных товаров и способствовать лучшей

обозримости ассортимента, стимулировать совершение импульсивных покупок,

минимизировать время поиска нужных товаров и расстояние, которое требуется

преодолеть для того, чтобы приобрести все намеченные товары.

Виды технологических планировок торгового зала в зависимости от размеров и

конфигурации торгового зала, ассортимента реализуемых товаров, форм и

методов продажи:

• линейная — размещение товаров и проходов для покупателей в виде

параллельных линий торгового оборудования, перпендикулярно линии узла

расчета. Используется в основном в магазинах само­обслуживания. Может быть

продольной, поперечной, смешанной;

• боксовая — торговый зал разбит на отделы, изолированные друг от друга.

Используется в крупных магазинах, при продаже через прилавок;

• смешанная — расстановка оборудования в магазине с исполь­зованием

комбинаций линейной и боксовой планировок;

• выставочная — размещение крупногабаритных товаров на раз­личном

оборудовании, т.е. выставка товаров. Используется при про­даже товаров по

образцам;

• свободная — расстановка оборудования без определенной гео­метрической

системы в соответствии с формой торгового зала.

На рис. 2. Показана планировка помещений данного магазина.

     

     Рис. 2. Планировка помещений АО «Универсам»

1 — торговый зал; 2 — отдел заказов; 3 — кафетерий; 4 — кла­довая

продовольственных товаров; 5 — охлаждаемые камеры; 6 — кладовые

непродовольственных товаров; 7 — помещение для хранения тары; 8 —

административно-бытовые помещения; 9 — разгрузочная; 10 — технические

помещения; 11 — пункт приема посуды от населения.

Из рис. 2 видно, что взаимное расположение основных групп помещений магазина

распланировано таким образом, чтобы между ними обеспе­чивалась

технологическая связь, способствующая перемещению товаров кратчайшими

путями, исключались пересечения движения потоков товаров и покупателей (рис.

2).

Кроме того, при планировке должна быть учтена возможность увеличения площади

торговых помещений за счет неторговых. Например, при переходе магазина

самообслуживания к использованию преимущественно тары-оборудования площадь

торгового зала может быть увеличена за счет помещений для хранения товаров.

Таким образом, при осуществлении планировки помещений магазина необходимо

соблюдать следующие основные требования:

·        разгрузочные (платформы или помещения) должны примыкать к помещениям

для приемки товаров;

·        помещения для приемки следует располагать так, чтобы обеспечивались

кратчайшие связи между ними и помещениями для хранения товаров, а также

торговыми залами, если товары поступают в таре-оборудовании;

·        помещения для хранения товаров не должны быть про­ходными, их

размещают в непосредственной близости от помещений для подготовки товаров к

продаже; помещения для хранения товаров и подготовки их к продаже должны быть

непосредственно связаны с соответствующими отделами торговых залов и

располагаться на одном уровне;

·        служебные и бытовые помещения располагают таким образом, чтобы

обеспечивалась необходимая связь между этой группой помещений и другими

неторговыми и торговыми помещениями;

·        взаимное расположение служебных и бытовых поме­щений определяется их

функциями (например, должна быть обеспечена связь между помещениями для

отдыха и приема пищи);

·        помещения, входящие в одну функциональную группу, следует, по

возможности, объединять (например: мелкие помещения для хранения товаров

объединять в одно; в небольших магазинах выделять в помеще­ниях для хранения

товаров площадь для их подготовки к продаже).

В [13, с. 250-260]  подробно описаны основные требования, предъявляемые к

устройству торгового зала. Рассмотрим их подробнее.

Торговый    зал — часть торговой площади, на которой осуществляется продажа

товаров. Он является основным помещением магазина.

Устройство и планировка торгового зала должны соот­ветствовать его функциям и

разрабатываться с учетом следующих требований:

•   обеспечения рациональной организации торгового процесса, движения

покупательских и товарных потоков;

•   создания условий для механизации трудоемких процессов обслуживания

покупателей;

•   удобного для покупателей размещения входов, выходов, секций (отделов),

торгового оборудования;

•   эффективного использования площади торгового зала при размещении

торгового оборудования;

•   обеспечения рационального размещения и максимальной видимости выложенных

товаров;

•   создания условий экономичности и простоты санитарного и технического

обслуживания.

Наиболее распространенными являются торговые залы прямоугольной конфигурации

с пропорциями сторон от 1:1 до 1:3. Подобная конфигурация торгового зала

обеспечивает оптимальные условия для организации продажи товаров такими

современными методами, как самообслуживание, продажа товаров по образцам.

Это не только способствует соблюдению требований рациональной организации

торгово-технологических операций, выполняемых в магазине, но и предоставляет

покупателям возможность хорошо ориентироваться в размещении товарных групп и

совершать покупки в минимальные сроки, создает условия для комфортного

пребывания покупателей в магазине.

Торговые залы магазинов, расположенных в отдельно стоящих зданиях, имеют

пропорции близкие к квадрату (1:1; 1:1,5), что делает их эксплуатацию еще

более эффективной с точки зрения перечисленных выше требований.

Для организации технологического процесса в магазине большое значение имеет

расстояние между колоннами (опорами) в торговом зале, то есть сетка колонн.

Чем больше расстояния между колоннами, тем эффективнее ис­пользуется площадь

торгового зала, больше возможностей имеется для размещения торгового

оборудования.

Величина сетки колонн зависит от площади торгового зала и конструктивных

особенностей здания. Наиболее экономична сетка колонн 6x6, 6x9, 6х12м.

При планировке торгового зала важную роль играет правильная организация

потоков покупателей, которая зависит от размещения входов и выходов,

расстановки торгового оборудования и расположения контрольно-кассового узла.

В магазинах самообслуживания вход и выход совмещены и расположены, как

правило, у правого угла фасада здания, чтобы поток покупателей был направлен

против часовой стрелки.

Всю площадь торгового зала можно условно разделить на:

•   установочную площадь;

•   площадь проходов для покупателей и перемещения товаров;

•   площадь рабочих мест обслуживающего персонала;

•   площадь контрольно-кассового узла.

Установочная площадь включает в себя площадь, занятую торговым оборудованием

для выкладки товаров и крупногабаритными товарами (холодильниками,

стиральными машинами и т. п.), размещенными в торговом зале, а также площадь

для проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей. В магазинах

самообслуживания под установочную площадь обычно отводится примерно 30% всей

площади торгового зала. (см. гл. 3)

Об эффективности использования площади торгового зала судят по коэффициенту

установочной площади (см. главу 3).

Если значение коэффициента установочной площади низкое (меньше 0,25), то это

говорит о нерациональном использовании торговой площади из-за небольшого

количества оборудования. Если же значение коэффициента за­вышено (более

0,35), то это может привести к неудобствам для покупателей, поскольку

недостаточная ширина проходов между оборудованием в таком случае будет

препятствовать их свободному перемещению.

Этот показатель может изменяться в зависимости от размера магазина (чем

больше торговая площадь, тем, как правило, меньше доля установочной площади)

и от его специализации.

Наряду с рациональным использованием торговой площади под установку

оборудования в магазине необходимо максимально эффективно использовать ее под

выкладку товаров. Это достигается за счет применения оборудования, имеющего

большую экспозиционную площадь.

Экспозиционная площадь исчисляется как сумма площадей всех горизонтальных,

вертикальных и наклонных плоскостей, используемых для выкладки товаров на

торговом оборудовании в торговом зале.

Степень использования площади торгового зала под вы­кладку     товаров

характеризует      коэффициент экспозиционной    площади. Его рассчитывают

так:

Кэксп. = Sэксп. / Sт.з.

где Кэксп — коэффициент экспозиционной площади торгового зала;

Sэксп — экспозиционная площадь магазина, м2;

Sт.з., — площадь торгового зала, м2.

Этот показатель зависит от видов и типов применяемого для выкладки товаров

оборудования, а также от его габаритов и количества элементов, увеличивающих

экспозиционную площадь (полок, корзин и т. п.). Оптимальным между

экспозиционной площадью и площадью торгового зала в магазине самообслуживания

считается соотношение, 0,7.

Увеличение коэффициента экспозиционной площади за счет применения островных

горок и стеллажей большой высоты может  привести к ухудшению обозримости

товаров, вызвать неудобства при их выкладке, а также затруд­нить отбор

товаров покупателями.

Для свободного перемещения товаров и покупателей часть торгового зала

магазина самообслуживания отводится под проходы. Ширина проходов между

торговым оборудованием определяется строительными нормами и правилами,

однако она может изменяться в каждом конкретном магазине с учетом применяемых

средств механизации и интенсивности покупательского потока. Для свободного

перемещения покупателей обязательным является наличие магистральных (более

широких по   сравнению с обычными) проходов, расположенных вдоль стен

навязывающих все зоны торгового зала.

Специально оборудованная часть площади торгового зала, предназначенная для

расчетов с покупателями за товары в зонах самообслуживания магазинов, в

пределах которой сосредоточено более одной контрольно-кассовой машины,

называется контрольно-кассовым узлом. Площадь контрольно-кассового узла

включает в себя площадь, занимаемую кассовыми кабинами, проходами между ними,

столами для упаковки товаров, а также площадь для хранения корзин и тележек

для отборки товаров покупателями. В магазинах самообслуживания эта площадь не

должна превышать 15% площади торгового зала.

В продовольственных магазинах на одно рабочее место контролера-кассира должно

приходиться до 100м2 площади торгового зала, а в

непродовольственных — до 160 м2.

При составлении технологической планировки торгового зала большое значение

имеет рациональное использование площади магазина за счет правильного

размещения и применения торгового оборудования.

В зависимости от размеров и конфигурации торгового зала, ассортимента

реализуемых товаров и методов продажи применяют линейную, боксовую,

выставочную и смешанную планировки.

По методу самообслуживания наиболее рациональна линейная планировка торгового

зала, (как в магазине № 9), когда расстановка оборудования и проходы для

покупателей спланированы в виде параллельных линий, распо­ложенных, как

правило, перпендикулярно линии узла расчета. При этом часть оборудования

устанавливают вдоль стен торгового зала, что позволяет с большей

эффективностью использовать его площадь.

    

 

     

5. Размещение и выкладка товаров в торговом зале
Под размещением товаров понимают систему расположения их на отдельных

участках рабочего места но отличительным ассортиментным признакам (видам,

группам, артикулам, размерам, фасонам, сортам).

Товары размещают по товарно-отраслевому принципу, когда в пределах одного

рабочего места (секции) находятся изделия одной товарной группы, и

комплексному, когда на одном этаже, в одной секции, отделе магазина находятся

товары различных групп, взаимосвязанных в спросе или удовлетворяющих

потребности определенных коптит ентов покупателей.

     За каждым товаром следует закреплять постоянноеместо, покупатели

привыкают к этому и легко ориентируются в торговом зале, а работникам магазина

это помогает контролировать сохранность товаров, следить за полнотой

ассортимента товаров и своевременно пополнять их запасы.

Товары, размещаемые в торговом зале, в зависимости от назначения делят на

рабочий, выставочный и резервный запасы.

К рабочему запасу относят товары, предназначенные для отпуска покупателям. В

магазинах с индивидуальной формой продажи рабочий запас товаров размещают на

оборудовании рабочего места продавца и большая часть его скрыта от

покупателей. В магазинах самообслуживания рабочий запас выложен на

оборудовании открыто и покупатели имеют к нему свободный доступ. При

торговле по образцам рабочий запас, подготовленный к подаче в торговый зал,

находится в помещениях для хранения.

Выставочный запас предназначен для информации покупателей об ассортименте

имеющихся в продаже товаров. При индивидуальной форме продажи выставочный

запас размещают в витринах и на верхних полках пристенного оборудования. В

магазинах самообслуживания рабочий запас одновременно является и

выставочным. При торговле по образцам выставочным запасом являются

выставленные в торговом зале образцы товаров.

Резервный запас служит для пополнения рабочего запаса в течение дня. Он

создается для бесперебойного обслуживания покупателей. При индивидуальной

форме продажи резервный запас хранится на рабочих местах про­давцов в нижних

выдвижных ящиках прилавков и пристенного оборудования, а при

самообслуживании — в кладовых, примыкающих к торговому залу, или на полках,

размещенных с тыльной стороны пристенных горок.

В магазинах самообслуживания при размещении товаров необходимо соблюдать

следующие правила: в непосредственной близости от входа размещают товары

частого спроса; с правой стороны, учитывая привычку покупа­телей к

правостороннему движению, размещают товары, объем продажи которых хотят

увеличить, а с левой стороны (в направлении к выходу) — товары повышенного

спроса. В середине торгового зала размещают товары доста­точного

ассортимента.

Выкладкой товаров называют способы показа и укладки отдельных видов товаров,

посредством которых показывают свойства, цвет, форму и т. п. как каждого

вида, так и всего ассортимента предлагаемых товаров. Выклад­ка может быть

товарной и декоративной. Товарную выкладку применяют при самообслуживании

для одновременного показа и отпуска товаров. При декоративной выкладке

товары располагают в наиболее выгодном для привлечения внимания покупателей

положении. Ее применяют только в рекламных целях.

При размещении и выкладке товаров большое значение имеют зоны, в которых

расположены полки оборудования. Для осмотра товаров наиболее удобной

является зона полок, расположенных на уровне глаз покупателя (135—160 см от

уровня пола). Полки, находящиеся ниже и выше этих пределов, менее удобны для

осмотра.

Применение того или иного приема выкладки зависит от формы продажи,

расцветки, рисунка и других особенностей товара. Нельзя применять

декоративную выкладку товаров, предназначенных для самостоятельного отбора,

так как покупатели, опасаясь нарушить выкладку, неохотно отбирают такие

товары. В непродовольственных магазинах самообслуживания товары выкладывают

навалом, штабелем, рядами, стопками, подвешиванием. Мелкие галантерейные,

канцелярские, хозяйственные и другие товары выкладывают навалом. Этот прием

удобен и для покупателей и для работников магазина, так как не требует

больших затрат сил и времени на выкладку и позволя-

ет более эффективно использовать торговое оборудование. Штабелем, рядами,

стопками укладывают ткани, белье, культтовары, посуду, электротовары.

Подвешивают ткани (образцы), одежду, трикотаж, галстуки.

При размещении товаров на оборудовании применяют вертикальный и

горизонтальный способы выкладки.

Вертикальный способ выкладки предусматривает размещение однородных товаров

на всех площадках данной горки по вертикали. Ширина такой выкладки обычно

занимает не более одной секции (0,9 м).

При горизонтальном способе выкладки группу товаров размещают вдоль

оборудования на значительном протяжении, занимая одну или две полки.

Остальные полки этого оборудования на том же протяжении отводят для выкладки

товаров других групп.

    

 

     

6. Организация узлов расчета и оборудование рабочих мест кассиров контролеров
Под рабочим местом кассира-контролера понимается часть пло­щади торгового

зала, предназначенная для работы одного или нескольких кассиров и оснащенная

специальным оборудованием для учета проданных товаров.

Организация рабочего места кассира-контролера должна обеспе­чивать наиболее

полное использование площади узла расчета, правильный выбор типа оборудования

и возможность его рациональной установки.

Уровень организации рабочих мест определяется их технической оснащенностью,

эффективностью использования оборудования и средств механизации,

планировкой. Планировка рабочих мест должна отвечать требованиям эргономики,

максимально облегчать труд (снижать физическую нагрузку, сокращать излишние

переходы, наклоны, повороты). При этом должна быть обеспечена высокая

эффективность труда.

Строгий учет и контроль наличных денег, полученных от покупателей за

проданные товары, является важным условием сохранности товарно-материальных

ценностей, находящихся в магазинах.

В настоящее время во всех торговых организациях применяется только машинный

способ расчетов, который бывает предварительным, одновременным и

последующим. При предварительном расчете покупки выдают в столе выдачи (на

контроле) на основании кассового чека, полученного покупателем в

подтверждение уплаты денег за приобретаемый товар. При одновременном расчете

покупатель оплачивает стоимость купленных товаров непос­редственно на

рабочем месте продавца и получает вместе с товаром погашенный чек, который

сохраняет в качестве документа, необходимого при обмене товара. Этот способ

применяется при продаже товаров с открытой выкладкой и в магазинах

самообслуживания с децентрализованной формой расчетов.

Последующий расчет осуществляется в едином узле при выходе из магазина (в

многоэтажных магазинах самообслуживания создаются поэтажные узлы расчета).

Этот способ применяется в большинстве непродовольственных магазинов

самообслуживания с централизованной формой расчетов. При этом способе

покупатель, выходя из магазина, предъявляет контролеру-кассиру отобранные

товары. Контролер-кассир проводит через кассовую машину стоимость отдельных

товаров (считывая с ярлыков), определяет их общую стоимость, получает от

покупателя деньги и выдает ему вместе с товаром погашенный чек. Чек

покупатель сохраняет до выхода из магазина на случай про­верки со стороны

администрации правильности работы контролера-кассира (двойной контроль

покупателей в магазинах самообслуживания не допускается). Чек на товары,

подлежащие обмену, должен храниться весь срок, в течение которого может

производиться обмен.

Расчеты с покупателями через контрольно-кассовые машины обеспечивают точный

учет денежной выручки, позволяют контролировать ведение расчетно-кассовых

операций, сокращают время расчетов с покупателями, повышают

производительность труда контролера-кассира, создают условия для контроля за

отпуском товаров, снижают до минимума возможность ошибок при расчетах.

Электромеханические контрольно-кассовые машины и электронные контрольно-

регистрирующие машины выполняют следующие функции:

• учитывают в секционных счетчиках полученные от покупателей суммы;

• на чековой ленте печатают построчно проведенные по кассовой машине суммы с

указанием шифра и номера счетчика;

• указывают в индикаторах каждую проведенную сумму, номер счетчика, по

которому она проведена, и шифр;

• учитывают все проведенные суммы (стоимость отдельных товаров) одного

покупателя в счетчике частных итогов;

• выдают кассовый чек с указанием всех проведенных сумм и их итога, условного

знака (шифра) и номера счетчика (против каждой суммы), порядкового номера

чека, даты и клише торгового предприятия (название торговой организации,
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Impact Of Sexual Abuse Essay Research Paper
Реферат Мышление как психологический процесс
Реферат High Performance Training For Track And Field
Реферат Влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека
Реферат Физика и метафизика смерти
Реферат «наверно, есть резон в исписанных листах »
Реферат Holocaust Essay Research Paper The Holocaust Does
Реферат Структурный синтез устройств с мультидифференциальными операционными усилителями
Реферат John Keats La Belle Dame Sans Merci
Реферат © Лузанова Е. С., 2004. Все права защищены © Издательство "жзлк", 2004
Реферат Зависимость свободы героя от его привязанности: к миру, к месту, к вещам - в произведениях С.Довлатова и Вен. Ерофеева
Реферат Побудова залежності між метриками та експертною оцінкою программного забезпечення
Реферат Прапанча
Реферат Паливно-енергетичний комплекс України
Реферат Территориальное общественное самоуправление 2 Рассмотрение понятия