Реферат по предмету "Экономика"


Планирование прибыли и рентабельности

Федеральноеагентство по образованию
Государственноеобразовательное учреждение
высшегопрофессионального образования
«Башкирскийгосударственный университет»
Экономическийфакультет
Контрольнаяработа
на тему: Планирование прибыли и рентабельности
Выполнила:
студентка ОЗО по специальности «Финансыи кредит» 3,5г.
Миннебаева З.Б.
Научный руководитель:
Аитов С.Г.
Уфа 2010

План
 
Введение
1. Понятие прибыли предприятия и еепланирование
1.1 Формирование прибыли
1.2 Метод прямого счета
1.3 Аналитический метод
1.4 Метод совмещенного расчета
2. Рентабельность
2.1 Понятие рентабельности
2.2 Показатели рентабельности
Заключение
Списоклитературы

Введение
 
Рыночная экономика в Российской Федерации набирает всё большую силу.Вместе с ней набирает силу и конкуренция как основной механизм регулированияхозяйственного процесса. В современных экономических условиях деятельность каждогохозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночныхотношений, заинтересованных в результатах его функционирования. Чтобыобеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческомуперсоналу необходимо прежде всего, уметь реально оценивать финансовые состояниякак своего предприятия так и существующих потенциальных конкурентов. Важнейшее значениев определении финансового состояния предприятия состоит в своевременном и качественноманализе финансово-хозяйственной деятельности. Прибыльявляется одним из важнейших элементов цены. Размеры прибыли должныудовлетворять интересы собственников предприятия и его менеджеров. Прибыльостается в распоряжении предприятия после вычитания из полученной выручки всехрасходов, понесенных в связи с выпуском и реализацией продукции, включаяпринудительные затраты в виде налогов, сборов и иных аналогичных платежей,обеспечивающих необходимые государственные потребности. Следовательно,правильное определение размера прибыли в цене единицы каждого вида продукциискажется в целом на общей сумме получаемой предприятием прибыли.
Ограничителями размера прибыли, устанавливаемого в расчете накаждую единицу продукции, являются:
• размер рыночной цены (в том случае, если аналогичная продукцияуже имеется на рынке);
• размер затрат, приходящихся на единицу продукции, в том числеусловно-постоянных и условно-переменных.
Для определения прибыли в цене используются разные методы.
1. Понятие прибыли предприятия и еепланирование
Прежде всего, прибыль нужно рассмотреть как экономическуюкатегорию, научную абстракцию, выражающую определенные производственныеэкономические отношения по поводу формирования и использования совокупногонационального продукта (ВВП), стоимости и прибавочной стоимости (прибавочногопродукта). В реальной же экономической жизни прибыль может принимать формуденежных средств, материальных ценностей, фондов, ресурсов и выгод. Конкретныеформы проявления прибыли тесно связаны с национальным регулированием экономики.При изучении вопроса следует обратить внимание на то, что в настоящее времяиспользуется несколько понятий прибыли: бухгалтерская валовая, прибыль доналогообложения, чистая и т. д.
Прибыль планируется раздельно по видам, а именно:
· прибыль от продажи продукции и товаров;
· прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварногохарактера;
· прибыль от реализации основных средств;
· прибыль от реализации другого имущества и имущественных прав;
· прибыль от оплаты выполненных работ и оказанных услуг и т.д.;
· прибыль (убыток) от внереализационных операций.
Основными методами планирования прибыли являются:
· метод прямого счета;
· аналитический метод;
· метод совмещенного расчета.
1.1 Формирование прибыли
Бухгалтерская прибыль (убыток) есть конечный финансовый результат,выявленный в отчетном периоде на основании бухгалтерского учета всеххозяйственных операций организации и оценки статей бухгалтерского баланса.
Валовая прибыль — это разница между нетто-выручкой от продажи товаров,продукции, работ, услуг и себестоимостью этих продаж без условно-постоянныхуправленческих расходов и затрат по сбыту (коммерческих расходов).
Чистая прибыль формируется в отчете о прибылях и убытках, по своемусодержанию соответствует нераспределенной прибыли. Из таблицы видно, что вновом отчете о прибылях и убытках, во-первых, не обозначена бухгалтерскаяприбыль — при необходимости ее можно будет определить как сумму прибыли(убытка) до налогообложения и чрезвычайных доходов, уменьшенную на чрезвычайныерасходы, а во-вторых, появились новые понятия прибыли до налогообложения иприбыли от обычной деятельности. Прибыль (убыток) до налогообложения есть, посуществу, прибыль (убыток) от обычной деятельности, так как налоговые и иные аналогичныеплатежи представляют собой инструмент изъятия государством части прибыли.
1.2 Метод прямого счета
Данный метод наиболее распространен на предприятиях в современныхусловиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортиментевыпускаемой продукции. Сущность его в том, что прибыль исчисляется как разницамежду выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах за вычетом НДС иакцизов и полной ее себестоимостью. Расчет плановой прибыли (П) ведется поформуле:
П = (О × Ц) — (О × С),
где О — объем выпуска продукции в планируемом периоде внатуральном выражении;
Ц — цена на единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов);
С — полная себестоимость единицы продукции.
Прибыль по товарному выпуску (Птп) планируется на основе сметызатрат на производство и реализацию продукции, в которой определяетсясебестоимость товарного выпуска планируемого периода:
Птп = Цтп — Стп,
где Цтп — стоимость товарного выпуска планируемого периода вдействующих ценах реализации (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);
Стп — полная себестоимость товарной продукции планируемогопериода.
Следует отличать плановый размер прибыли в расчете на товарныйвыпуск от прибыли, планируемой на объем реализуемой продукции. Прибыль нареализуемую продукцию (Прп) в общем виде рассчитывается по формуле:
Прп = Врп — Срп
где Врп — планируемая выручка от реализации продукции вдействующих ценах (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок);
Срп — полная себестоимость реализуемой в предстоящем периоде продукции.
Более детально прибыль от объема реализуемой продукции в плановомпериоде определяется по формуле:
Прп = Пон + Птп — Пок,

где Пон — сумма прибыли остатков нереализованной продукции наначало планового периода;
Птп — прибыль от объема выпуска товарной продукции в плановомпериоде;
Пок — прибыль от остатков нереализованной продукции в концепланового периода.
Данная методика расчета применима для укрупненного прямого методапланирования прибыли, когда легко определить объем реализуемой продукции вценах и по себестоимости.
Разновидностью метода прямого счета является методпоассортиментного планирования прибыли. При этом методе прибыль суммируется повсем ассортиментным позициям. К полученному результату прибавляется прибыль востатках готовой продукции, не реализованных на начало планируемого периода.
1.3 Аналитический метод
Этот метод применяется при большом ассортименте выпускаемойпродукции, а также как дополнение к прямому методу, так как он позволяетвыявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическомметоде прибыль рассчитывается не по каждому виду выпускаемой в планируемом годупродукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Прибыль по несравнимойпродукции определяется отдельно. Исчисление прибыли аналитическим методомвключает три последовательных этапа:
1) определение базовой рентабельности как частного от деленияожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость сравнимой товарнойпродукции за тот же период;
2) исчисление объема товарной продукции в планируемом периоде посебестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную продукцию исходяиз базовой рентабельности;
3) учет влияния на плановую прибыль различных факторов: снижениесебестоимости сравнимой продукции, повышение ее качества и сортности, изменениеассортимента, цен и т.д.
После выполнения расчетов по всем трем этапам определяется прибыльот реализации товарной продукции.
Кроме прибыли от реализации товарной продукции в составе прибыли,как отмечено ранее, учитывается прибыль от реализации прочей продукции и услугнетоварного характера, прибыль от реализации основных фондов и другогоимущества, а также планируемые внереализационные доходы и расходы.
Прибыль от прочей реализации (продукции и услуг подсобногосельского хозяйства, автохозяйств, услуг непромышленного характера длякапитального строительства, для капитального ремонта и т.д.) планируетсяметодом прямого счета. Результат от прочей реализации может быть какположительным, так и отрицательным.
Прибыль (убытки) от традиционных статей внереализационных доходови расходов (штрафы, пени, неустойки и пр.) определяется, как правило, на основеопыта прошлых лет.
После расчета прибыли (убытков) по остальным видам деятельности, атакже внереализационных доходов и расходов и с учетом прибыли от реализациитоварной продукции определяется валовая (общая) прибыль предприятия.
1.4 Метод совмещенного расчета
В этом случае применяются элементы первого и второго способов.Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого года и по себестоимостиотчетного года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановуюприбыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества,изменение ассортимента, цен и др., выявляется с помощью аналитического метода.
Получение определенной массы прибыли определяет эффективностьпроизводства, однако сама масса прибыли не характеризует, насколько эффективноработает предприятие. Для этого необходимо массу прибыли «взвесить»на затраты предприятия. Этим целям отвечает показатель рентабельности.

2. Рентабельность
 
2.1 Понятие рентабельности
 
Если предприятие получает прибыль, оно считается рентабельным.Показатели рентабельности, применяемые в экономических расчетах, характеризуютотносительную прибыльность. Результативность и экономическая целесообразность функционированияпредприятия могут оцениваться с помощью абсолютных и относительных показателей.Абсолютные показатели позволяют проанализировать динамику различных показателейприбыли за ряд лет. При этом следует отметить, что для получения болееобъективных результатов следует рассчитывать показатели с учетом инфляционныхпроцессов. Относительные показатели меньше подвержены влиянию инфляции, т.к.представляют собой различные соотношения прибыли и вложенного капитала, илиприбыли и производственных затрат. По абсолютной сумме прибыли не всегда можносудить об уровне доходности предприятия, так как на ее размер влияет не только качествоработы, но и масштабы деятельности. Поэтому для характеристики эффективности работепредприятия наряду с абсолютной суммой прибыли используют относительныйпоказатель – уровень рентабельности. Эти характеристики наиболее целесообразно рассматриватьотносительно других временных периодов. Абсолютные цифры сами по себе несут немногоинформации. Лишь зная динамику их изменения, можно более достоверно судить оработе предприятия. В условиях рыночных отношений велика роль показателей рентабельностипродукции, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) её производства. Показателирентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов иэффективности деятельности предприятия. Они характеризуют относительную доходностьпредприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различныхпозиций.
Рентабельность — это относительный показательэффективности производства, характеризующий уровень отдачи затрат и степеньиспользования ресурсов, выраженный в процентах. В основе построениякоэффициентов рентабельности лежит отношение прибыли (чаще всего в расчетпоказателей рентабельности включают чистую прибыль) или к затраченнымсредствам, или к выручке от реализации, или к активам предприятия. Такимобразом, коэффициенты рентабельности показывают степень эффективностидеятельности компании.
 
2.2 Показатели рентабельности
Основные группы, на которые можно подразделить показатели рентабельности,приведены в таблице.
 
Основные группы показателей рентабельностиПоказатели рентабельности Формулы расчета Назначение Рентабельность отдельных видов продукции, всей товарной продукции и производства
Прибыль в расчете на единицу продукции / Себестоимость единицы Продукции × 100%
Прибыль в расчете на товарный выпуск / Себестоимость товарной продукции × 100%
Балансовая (чистая) прибыль / Сумма основных производственных фондов и материальных оборотных средств × 100%
Характеризует прибыльность различных видов продукции, всей товарной продукции и рентабельность (доходность) предприятия.
Служит основанием для установления цены Рентабельность реализации (продаж)
Прибыль от продажи продукции / Выручка от реализации × 100%
Балансовая прибыль / (Чистая выручка от реализации продукции + Доходы от прочей реализации и внереализационных операций) × 100%
Показывает, какой процент прибыли получает предприятие с каждого рубля реализации.
Служит основанием для выбора номенклатуры выпускаемой продукции
Рентабельность активов (капитала)
Рентабельность текущих активов
Рентабельность чистых активов
Прибыль / Совокупные активы × 100%
Прибыль / Текущие активы × 100%
Прибыль / Чистые активы × 100%
Эти комплексные показатели характеризуют отдачу, которая приходится на рубль соответствующих активов.
Отражает эффективность вложенных в предприятие денежных средств Рентабельность собственного капитала Чистая прибыль / Собственный капитал × 100% Характеризует прибыль, которая приходится на рубль собственного капитала после уплаты процентов за кредит и налогов. Характеризует отдачу или доходность собственных средств
Наиболее часто используются показатели рентабельности активов(капитала), рентабельности чистых активов, рентабельности собственного капиталаи рентабельности реализации. Взаимосвязь этих показателей отражена на рис. 1–3.
В аналитической работе также часто полную сумму активов заменяютна стоимость текущих активов и анализируют рентабельность использованияпоследних.
В качестве показателя прибыли, в зависимости от конкретных условийдеятельности, используют показатели прибыли до налогообложения, прибыли отобычной деятельности или чистой прибыли.
В зарубежной практике в качестве числителя чаще всего используютпоказатели прибыли до налогообложения, а некоторые организации в расчетпринимают показатели чистой прибыли.
В качестве активов (знаменателя формулы) используют следующиепоказатели:
· стоимость активов по балансу;
· стоимость активов по балансу плюс суммы амортизации поамортизируемым активам;
· действующие активы;
· оборотный капитал плюс внеоборотные активы.

Заключение
 
Прибыль является основным фактором экономического и социальногоразвития не только для предприятия, но и для экономики страны в целом. Поэтому экономическиобоснованное планирование прибыли на предприятиях имеет очень большое значение.
Само понятие прибыли в итоге дифференцируется в зависимости оттого, рассчитывается ли она на основе полных или частичных затрат. Появляетсяпонятие чистой нетто-прибыли, рассчитываемой с учетом полных издержек, вкоторые произвольно включается часть постоянных затрат. С другой стороны,становится ясно, что постоянные затраты не играют решающей роли при принятииценовых решений, а ориентированное на полный учет затрат ценообразованиенеизбежно ведет к росту цен. Тогда вместо нетто-прибыли (чистой прибыли) припринятии оперативных (краткосрочных) ценовых решений используется расчетбрутто-прибыли, или покрытия на основе раздельного учета затрат по методу «директ-костинг».Величина покрытия определяется как разность между оборотом (общей выручкой) исуммой переменных затрат за данный период.

Список литературы
1. Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия:Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 528 с. — (Высшее образование).
2. Экономика: учебник для вузов/И.В. Липсиц. — М.:Омега-Л, 2006. — 656 с. — (Высшее экономическое образование).
3. Экономика предприятия: Учеб. пособие / В.П. Волков,Э40 А.И. Ильин, В.И. Станкевич и др.; Под общ. ред. А.И. Ильина, В.П. Волкова.- М.: Новое знание, 2003. — 677 с. — (Экономическое образование)
4. Экономика промышленного предприятия: Учебник. — 4-еизд., перераб. И доп. Зайцев Н.Л. Издательство: ИНФРА-М, 2004. 384 стр.
5. Балабанов И.Т., Финансовый анализ и планирование хозяйствующегосубъекта. – 2-е изд., доп. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 208 с.
6. Попова Р.Г., Самонова И.Н., Доброседова И.И., Финансы предприятий,- СПб: Питер, 2002. — 224 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.