Реферат по предмету "Экономика"


Оценка расходов предприятия и пути их снижения на примере ОАО "Вимм-Билль-Данн Напитки"

Оценкарасходов предприятия и пути их снижения  на примере ОАО «Вимм-Билль-ДаннНапитки»

Введение
Расходы являются одним изосновных предметов интереса с точки зрения управленческого учета, поскольку какраз решения, принимаемые в целях их сокращения, составляют основной доступныйинструмент менеджера в целях повышения эффективности работы предприятия. Объемпродаж в основном зависит от маркетингового отдела и в короткой перспективеявляется результатом его деятельности. Производительность в большей степенизависит от технологов. Оценка расходов, а также их горизонтальный ивертикальный анализы помогают собственникам компании оценивать работуконкретных управленцев и руководства компании в целом. Именно прогнозированиерасходов помогает руководству составлять реальные бюджеты и планы работыпредприятия на будущее.
Детальный анализ расходовпо группам, структуре, динамике необходим для внутрифирменного планирования идолжен быть направлен на достижение высоких финансовых результатов. В связи сэтим тема курсовой работы представляется актуальной.
Целью данной курсовойработы является рассмотрение структуры расходов предприятия и определение путейпо их сокращению. Задачей курсовой работы является реализация поставленной целив теоретическом и практическом аспектах.
В практической частиданной курсовой работы приведен анализ состава и структуры расходов напредприятии ОАО «Вимм-Билль-Данн Напитки» за период 2006-2008гг. и представленывозможные направления оптимизации расходов и мероприятия по их снижению.

1. Теоретические и методическиеаспекты исследования расходов предприятия
 
1.1 Экономическаясущность расходов предприятия и их классификация
В процессе хозяйственнойдеятельности все предприятия несут денежные затраты, не однородные по своемуэкономическому содержанию и назначению. Исходя из экономического содержания,денежные затраты можно разбить на три самостоятельные группы:
— расходы, связанные сизвлечением прибыли;
— расходы, не связанные сизвлечением прибыли;
— принудительные расходы.
Расходы, связанные сизвлечением прибыли, включают затраты на обслуживание производственногопроцесса, на выполнение работ и услуг, затраты на реализацию продукции (работ,услуг), инвестиции.
Расходы, не связанные сизвлечением прибыли, состоят из средств, направленных на потребление владельцевпредприятия, благотворительные и гуманитарные цели, отчисления внегосударственные страховые и пенсионные фонды, социальную сферу и т.п. [4, c. 270]
К принудительным расходамможно отнести налоги и налоговые платежи, отчисления в государственныевнебюджетные фонды, расходы по обязательному страхованию и т.п.
Характер, структура,состав, сумма затрат определяются следующими факторами:
— организационно-правоваяформа хозяйствования;
— отраслеваяпринадлежность предприятия;
— место и рольпредприятия на рынке товаров и услуг;
— проведение финансовой,кредитной и учетной политики предприятия;
— установленные правилаповедения хозяйствующего субъекта в кредитной, налоговой, страховой сферах.
В экономическойлитературе и нормативных документах применяются такие понятия как «издержки»,«расходы», «затраты». Следует отметить, что некоторые авторы считают этитермины различными, а другие – синонимами.
Термин «издержки»применяется, как правило, в экономической теории. Это суммарные затратыпредприятия, связанные с выполнением определенных операций. Они включают в себякак явные (бухгалтерские), так и вмененные (альтернативные) издержки. [6, c. 154]
Явные (бухгалтерские)издержки – это выраженные в денежной форме затраты предприятия, обусловленныеприобретением и расходованием разных видов экономических ресурсов в процессепроизводства и обращения продукции, товаров, работ или услуг.
Альтернативные(вмененные) издержки означают упущенную выгоду предприятия, которую онополучило бы при выборе производства альтернативного товара, по альтернативнойцене, на альтернативном рынке и т.д. [7, c. 237]
Поэтому под затратамицелесообразно понимать явные (бухгалтерские, фактические, расчетные) издержкипредприятия.
Термин расходы означаетуменьшение финансовых средств предприятия или увеличение его долговыхобязательств в процессе хозяйственной деятельности. Расходы являютсяиспользованием сырья, материалов, услуг сторонних организаций и т.д. Лишь вмомент реализации предприятие признает свои доходы и связанную с ними частьзатрат – расходы. Таким образом, можно сказать, что понятия «издержки»,«затраты», «расходы» прямыми синонимами не являются. [5, c. 14]
В современнойэкономической практике существует несколько подходов к определению понятия расходов.
Состав расходоврегламентируется НК РФ, ПБУ 10/99 «Расходы организации», ФЗ №58 от 06.06.2005г.
Согласно ПБУ 10/99,расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результатевыбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновенияобязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключениемуменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).
Не признается расходамиорганизации выбытие активов:
· в связи сприобретением (созданием) внеоборотных активов (основных средств,незавершенного строительства, нематериальных активов и т.п.);
· вклады в уставные(складочные) капиталы других организаций, приобретение акций акционерныхобществ и иных ценных бумаг не с целью перепродажи (продажи);
· по договорамкомиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципалаи т.п.;
· в порядкепредварительной оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей,работ, услуг;
· в виде авансов,задатка в счет оплаты материально-производственных запасов и иных ценностей,работ, услуг;
· в погашениекредита, займа, полученных организацией.
Согласно ст. 252Налогового кодекса РФ расходамипризнаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные(понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаютсяэкономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Поддокументально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденныедокументами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Расходамипризнаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществлениядеятельности, направленной на получение дохода. [6, c. 17]
Расходы организации взависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельностиорганизации подразделяются на:
— расходы по обычнымвидам деятельности;
— прочие расходы.
Расходы по обычным видамдеятельности формируют:
· расходы,связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иныхматериально-производственных запасов;
· расходы,возникающие непосредственно в процессе переработки (доработки)материально-производственных запасов для целей производства продукции,выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи)товаров (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иныхвнеоборотных активов, а также по поддержанию их в исправном состоянии,коммерческие расходы, управленческие расходы и др.).
Прочими расходамиявляются:
· расходы,связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временноевладение и пользование) активов организации;
· расходы,связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов наизобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальнойсобственности;
· расходы,связанные с участием в уставных капиталах других организаций;
· расходы,связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иныхактивов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров,продукции;
· проценты,уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств(кредитов, займов);
· расходы,связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями;
· отчисления воценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учета(резервы по сомнительным долгам, под обесценение вложений в ценные бумаги идр.), а также резервы, создаваемые в связи с признанием условных фактовхозяйственной деятельности;
· штрафы, пени,неустойки за нарушение условий договоров;
· возмещениепричиненных организацией убытков;
· убытки прошлыхлет, признанные в отчетном году;
· суммы дебиторскойзадолженности, по которой истек срок исковой давности, других долгов,нереальных для взыскания;
· курсовые разницы;
· сумма уценкиактивов;
· перечислениесредств (взносов, выплат и т.д.), связанных с благотворительной деятельностью,расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений,мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичныхмероприятий;
· прочие расходы.
Прочими расходами такжеявляются расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельствхозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализацииимущества и т.п.).
1.2 Расходыпредприятий, связанные с производством и реализацией продукции
В соответствиис ПБУ 10/99 расходами по обычным видам деятельности являются расходы поизготовлению и продаже продукции, приобретению и продаже товаров, а такжесвязанные с выполнением работ и оказанием услуг.
Расходы напроизводство и реализацию продукции, определяющие себестоимость, состоят изстоимости используемых в производстве продукции природных ресурсов, сырья,основных и вспомогательных материалов, топлива, энергии, основных фондов,трудовых ресурсов и прочих расходов по эксплуатации, а также внепроизводственныхзатрат.
Состав иструктура расходов на производство зависят от характера и условий производствапри той или иной форме собственности, от соотношения материальных и трудовыхзатрат и других факторов. [10, c.210]
Расходы напроизводство и реализацию продукции, формирующие ее себестоимость, — один изважнейших качественных показателей коммерческой деятельности предприятий. [8, c. 47]
Реальныйсостав расходов на производство и реализацию продукции с 1 января 2002 г. определяется в соответствии с гл. 25 Налогового кодекса РФ (часть вторая).
Расходы напроизводство и реализацию, исходя из их экономического содержания, объединяютсяв четыре группы:
/>
Остановимсяподробнее на содержании каждой из этих групп.
Материальные расходы включают покупные сырье и материалы, входящие в составпроизводимой продукции: основные и вспомогательные материалы, комплектующиеизделия и полуфабрикаты, топливо всех видов, тара, запасные части для ремонта,покупная энергия всех видов; затраты, связанные с использованием природногосырья (включая плату за природные ресурсы); затраты на работы и услугипроизводственного характера, выполняемые сторонними организациями. [3, c. 68]
Стоимостьматериальных ресурсов, включаемых в данную группу, складывается из цен ихприобретения (без учета налогов, учитываемых в составе расходов), наценок икомиссионных вознаграждений, уплачиваемых снабженческим и внешнеторговыморганизациям, стоимости услуг товарных бирж, брокеров, таможенных пошлин иплаты за перевозку, хранение и доставку сторонними предприятиями. Из этойстоимости исключается стоимость возвратных отходов, т.е. таких, которые ввидуполной или частичной утраты потребительских свойств используются сдополнительными расходами или не используются вообще в качестве материальныхресурсов. Однако если полноценные материалы передаются в другие цехи и используютсяпри производстве других видов продукции, то они не относятся к возвратнымотходам.
Расходы на оплату труда. Состав этой группы весьма разнообразен. Сюда входятвыплаты заработной платы по существующим формам и системам оплаты труда,выплаты по установленным системам премирования, в том числе вознаграждения поитогам работы за год, выплаты компенсирующего характера (доплаты за работу вночное время, сверхурочную работу и др.), стоимость бесплатного питания,коммунальных услуг, жилья, форменной одежды; оплата очередных и дополнительныхотпусков, компенсация за неиспользованный отпуск; выплаты высвобождаемымработникам в связи с реорганизацией предприятия или сокращением штатов;единовременные вознаграждения за выслугу лет; оплата учебных отпусков рабочим ислужащим, обучающимся в вечерних и заочных учебных заведениях, в заочнойаспирантуре; оплата труда студентов вузов и учащихся специальных учебныхзаведений, находящихся на производственной практике на предприятиях; оплататруда не состоящих в штате предприятия за работу на договорных условиях, другиевыплаты, включаемые в фонд оплаты труда в соответствии с действующимзаконодательством.
Следует иметьв виду, что не все выплаты работникам фирмы включаются в себестоимостьпродукции.
Не включаютсяв затраты на производство такие расходы на оплату труда, как премии,выплачиваемые за счет специальных средств и целевых поступлений, материальнаяпомощь, беспроцентная ссуда на улучшение жилищных условий, оплатадополнительных отпусков женщинам, воспитывающим детей, надбавки к пенсиям,единовременные пособия при уходе на пенсию, дивиденды (проценты), выплачиваемыепо акциям трудового коллектива; компенсации в связи с удорожанием питания встоловых, буфетах; оплата проезда к месту работы, оплата путевок на лечение, экскурсиии путешествия, занятия в спортивных секциях, посещения культурно-зрелищныхмероприятий, оплата подписки и приобретения товаров для личных нужд работникови другие затраты, производимые за счет прибыли, оставшейся в распоряженииорганизации. [2, c. 323]
Суммы начисленной амортизации. В этой части затрат отражаютсяамортизационные отчисления на полное восстановление основных производственныхфондов, сумма которых определяется на основании их балансовой стоимости идействующих норм амортизации. При этом учитывается ускоренная амортизацияактивной части основных производственных фондов, что выражается в установленныхзаконодательством нормах амортизации на соответствующие виды основных фондов.Если амортизационные отчисления, начисляемые ускоренным методом, используютсяне по целевому назначению, они не включаются в себестоимость продукции. Еслипредприятие работает на условиях аренды, то в данном разделе затратпроизводятся амортизационные отчисления на полное восстановление не только пособственным, но и по арендованным основным фондам.
В случаебесплатного предоставления основных фондов (а именно помещений, инвентаря)предприятиям общественного питания, обслуживающим трудовые коллективы, имедицинским учреждениям, оказывающим медицинскую помощь в медпунктах натерритории предприятий, амортизационные отчисления от стоимости этих основныхфондов также включаются в состав данной группы.
Припроведении в соответствии с законом индексации начисленных амортизационныхотчислений на полное восстановление основных фондов образовавшаяся суммаприроста амортизационных отчислений отражается в составе затрат по данномуэлементу. [4, c. 54]
В гл. 25Налогового кодекса РФ, ст. 256 отмечено, что в целях налогообложенияамортизируемым имуществом признаются не только основные средства, но ирезультаты интеллектуальной деятельности, а также объекты интеллектуальнойсобственности, используемые для извлечения дохода, стоимость которых погашаетсяпутем начисления амортизации.
Камортизируемому имуществу не относятся земля и иные объекты природопользования,имущество бюджетных и некоммерческих организаций, объекты внешнегоблагоустройства, скот и другие виды имущества.
Прочие расходы. Последняя по порядку, но отнюдь не последняя по важности иразнообразию группа расходов на производство и реализацию продукции. В этугруппу включаются некоторые виды налогов и сборов.
Здесьотражаются расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторскиеразработки (НИР и ОКР), способствующие созданию новой или усовершенствованиюпроизводимой продукции, на подготовку и освоение новых производств.
В состав«Прочих расходов» входят платежи за предельно допустимые выбросы загрязняющихвеществ.
К прочимрасходам относятся расходы по всем видам обязательного страхования имущества инекоторым видам добровольного страховании имущества. К последним относитсядобровольное страхование:
· транспортныхсредств;
· грузов;
· основных средствпроизводственного назначения;
· нематериальныхактивов;
· рисков, связанныхсо строительно-монтажными работами;
· товарно-материальныхзапасов;
· сельскохозяйственныхкультур и животных;
· ответственностиза причинение вреда, если таковое предусмотрено законодательством РФ.
Расходы пообязательному страхованию имущества включаются в прочие расходы в пределах страховыхтарифов. А по добровольному страхованию — в размере фактических затрат.
В составпрочих расходов входят взносы по обязательному социальному страхованию отнесчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
К «Прочимрасходам» относятся арендные платежи за арендуемое имущество, в том числепринятое в порядке лизинга; затраты на командировки по установленным нормам;оплата услуг по охране имущества, в том числе за пожарную и сторожевую охранусторонними организациями и собственной службой безопасности, выполняющейфункции защиты банковских и хозяйственных операций; расходы на оплатуконсультационных и аудиторских услуг; расходы на рекламу; на подготовку ипереподготовку кадров.
К «Прочимрасходам» относятся оплата услуг связи, вычислительных центров, банков (очастности, услуг факсимильной и спутниковой связи, электронной почты а такжеинформационных систем), плата за аренду.
Расходы наремонт основных средств, производимые промышленными организациями, относятся кпрочим расходам в размере фактических затрат в том отчетном периоде, в которомбыли осуществлены.
К расходампредприятия относятся проценты по полученным заемным средствам (кредитам,займам и др.) при условии, что размер процентов существенно не отклоняется отсреднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам в том жеотчетном периоде. Существенным отклонением считается повышение или понижение отсреднего уровня более чем на 20%. При отсутствии необходимых данных дляопределения существенного отклонения на расходы предприятия относитсяпредельная величина процентов, которая равна ставке рефинансированияЦентрального банка РФ, увеличенной в 1,1 раза (при оформлении долговогообязательства в рублях). Проценты по кредитам в иностранной валюте принимаютсяравными ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной на 15%.
Группировкарасходов по вышеперечисленным экономическим элементам применяется приопределении обшей суммы себестоимости продукции фирмы. В процессе анализаучитывается удельный вес каждого элемента затрат в общей сумме себестоимости,исходя из специфики отрасли промышленности, а также уровень внереализационныхрасходов, т.е. расходов, не связанных с производством и реализацией продукции.К внереализационным расходам относятся в основном следующие виды расходов: содержаниеимущества, переданного по договору аренды, лизинга; расходы в виде процентов подолговым обязательствам любого вида; расходы по выпуску, обслуживанию ихранению цепных бумаг; расходы от переоценки имущества, стоимость котороговыражена в иностранной валюте, в связи с изменением официального курса к рублю,установленного Центральным банком РФ; расходы на ликвидацию, демонтаж, разборкуосновных средств; затраты на содержание законсервированных производств; штрафы,пени и другие санкции за нарушение договорных обязательств; расходы на оплатууслуг банков; суммы дебиторской задолженности, по которой истек срок исковойдавности, а также потери от брака, простоев; недостачи материальных ценностей впроизводстве, на складах, а также убытки от хищений; потери от стихийныхбедствий, пожаров, чрезвычайных ситуаций и др. [9, c. 104]
При всейважности и значимости классификации расходов по элементам, а такжевнереализационных расходов, невозможно дать исчерпывающую оценку — во сколькообходится фирме производство единицы каждого вида продукции, каковы характер иуровень затрат. Поэтому кроме группировки расходов по экономическим элементампрактикуется их классификация по калькуляционным статьям, т.е. по целевомуназначению расходов. В этом случае рассчитывается себестоимость единицыпродукции с выделением всех составляющих.
Группировкарасходов по калькуляционным статьям отражается в специальном документебизнес-плана — смете затрат на производство. В этой смете выделяются, какправило, следующие статьи: сырье и материалы; топливо и энергия; затраты наоплату труда; амортизационные отчисления; отчисления на социальные нужды;расходы на подготовку и освоение производства; расходы на содержание иэксплуатацию оборудования; цеховые расходы; общезаводские расходы; прочие, втом числе внепроизводственные расходы.
При даннойгруппировке затрат ряд комплексных статей (цеховые, общезаводские,внепроизводственные расходы и др.) подлежит дальнейшей детализации. Так, из нихследует выделить заработную плату, амортизацию и другие расходы.
В процессеанализа и управления издержками фирма определяет уровень отдачи отиспользования ресурсов и намечает пути максимальной экономии затрат в целяхповышения интенсивности производства и увеличения объема продаж.
Приклассификации расходов учитываются различные категории издержек. Вкалькуляционном разрезе выделяются расходы основные и накладные.
Основныерасходы связаны с процессом производства непосредственно (сырье, основные ивспомогательные материалы, топливо, энергия, заработная плата производственныхрабочих и др.).
Накладные —цеховые, общезаводские, внепроизводственные и другие расходы, участвующие вобщих затратах по управлению и обслуживанию производства.
Подразделениерасходов на основные и накладные при калькулировании себестоимостиопределенного вида продукции предполагает выделение затрат прямых и косвенных.
Прямыезатраты имеют непосредственное отношение к производству конкретных видовпродукции. Это сырье, основные и вспомогательные материалы, энергия, основнаязаработная плата производственных рабочих, т.е. те расходы, которые являютсяосновными. Косвенные затраты (см. накладные) связаны с производством не одного,а нескольких видов изделий и могут быть распределены между ними косвенно,пропорционально установленному базовому показателю. Так, цеховые, общезаводскиеи внепроизводственные расходы включаются в себестоимость конкретных видовпродукции пропорционально, например, основной заработной плате производственныхрабочих или какому-либо другому показателю.
В зависимостиот взаимодействия с изменением объема производства затраты делятся напостоянные и переменные (их называют также условно-постоянные иусловно-переменные). Постоянные — затраты, независящие от изменения объемапроизводства, а переменные — это расходы, которые находятся в пропорциональнойзависимости от изменения объема производства.
Делениезатрат на постоянные и переменные взаимодействует с делением затрат на прямые икосвенные. Так, прямые материальные затраты, а также заработная плата основногопроизводственного персонала, топливо, энергия относятся к переменным расходам изависят от изменения объемов производства. К постоянным издержкам, которые независят от изменения объемов производства, относятся такие косвенные расходы,как амортизационные отчисления, арендная плата, налог на имущество,административные и управленческие расходы. Это взаимодействие учитывается прирасчете себестоимости реализованной товарной продукции и наличия остатковготовой продукции на складе на начало и конец соответствующего периода. [11, c. 123]
Классификациязатрат на постоянные и переменные имеет важное значение при анализебезубыточности фирмы.
Такимобразом, классификация расходов, формирующих себестоимость продукции, являетсяважнейшим многофакторным компонентом, определяющим эффективность фирмы и ееспособность создавать стоимость.

2. Анализ динамики иструктуры расходов ОАО «Вимм-Билль-Данн Напитки» за период 2006-2008 гг.
расходпредприятие себестоимость продукция
2.1Организационно-экономическая характеристика предприятия ОАО «Вимм-Билль-ДаннНапитки»
Открытоеакционерное общество «Вимм-Билль-Данн Напитки» учреждено 30 марта 2007 года всоответствии с Указом Президента Российской Федерации «Об организационных мерахпо преобразованию государственных предприятий в акционерные общества» врезультате преобразования муниципального предприятия «Раменский молочныйкомбинат» и осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом, частьюпервой Гражданского Кодекса РФ и Федеральным законом «Об акционерныхобществах». Общество является полным правопреемником муниципального предприятия«Раменский молочный комбинат».
Сведенияоб Уставном капитале Общества.
Уставныйкапитал Общества по состоянию на 31.12.2008 г. составляет 684 720(шестьсот восемьдесят четыре тысячи семьсот двадцать) рублей. Он разделен на588 228 (пятьсот восемьдесят восемь тысяч двести двадцать восемь) штукобыкновенных именных акций и 96 492 (девяносто шесть тысяч четыреста девяностодве) штуки привилегированных акций типа А.
Всеакции имеют одинаковую номинальную стоимость 1 (один) рубль.
Структураорганов управления Общества.
•Общее собрание акционеров – высший орган управления Общества;
•Совет директоров – орган управления общества в промежутках между общимисобраниями акционеров;
•Исполнительный директор – единоличный исполнительный орган Общества;
•Правление – коллегиальный исполнительный орган Общества.
Положениеобщества в отрасли
ОАО«Вимм-Билль-Данн Напитки» является одним из наиболее крупных производителейсоков.
Запоследний год предприятие добилось существенных результатов – были выпущеныпродукты новой серии «J-7 Иммуно», а так же новые вкусы бренда «Любимый сад»,«Томатный сок с сельдереем», «Томатный сок. Испанский рецепт» и «Зимняясказка».
Объемыпроизводства выросли по сравнению с прошлым годом на 136,8 % и составили 12 043720 тыс. рублей за год.
Значительныйрост объемов реализации связан, прежде всего, с открытием филиалов в августе 2007 г.
Нанастоящий момент Общество имеет 20 филиалов, расположенных по адресам:
−г. Москва, 1-й Варшавский проезд, д. 6,
−г. Москва, Дмитровское шоссе, д. 108,
−г. Владивосток, ул. Стрелочная, д.19,
−г. Новосибирск, ул. Петухова, д. 33,
−г. Тула, шоссе Одоевское, д. 93,
−г. Санкт-Петербург, Верхний 6-ой переулок д.1,
−г.Нижний Новгород, ул. Федосеенко 58
−г.Екатеринбург, ул. Шаумяна, 73/16,
−г.Самара, ул. Товарная д.70-Ю, литера1,1-1
−г. Воронеж, ул. Остужева 45,
−г. Краснодар, ул. Кузнечная 234,
−г. Волгоград, ул.7 Гвардейская 2 А,
−г. Уфа, ул. Интернациональная, 129/3,
−г. Ростов-на-Дону, ул.Луговая 12,
−г. Иркутск, ул. Розы Люксембург 184,
−г. Красноярск, ул.Робеспьера 1 А,
−г. Казань, ул.Техническая 10 а,
−г. Омск, ул. Лермонтова 46
−г. Томилино, Люберецкий район, ул. Гаршина, д. 26,
−г. Ессентуки, Ставропольского края, ул. Пятигорская, д. 141.
Всефилиалы в соответствии с Положениями о филиалах не имеют самостоятельногобаланса.
Приоритетныенаправления деятельности общества
•основной вид деятельности предприятия – производство овощных и фруктовых соков,
• реализацияпродуктов питания, соков и напитков;
•торговля, торгово-закупочная деятельность;
•транспортно-экспедиционное обслуживание;
• идругие.
Оценка размерапредприятияПоказатели Малое Среднее Крупное Среднесписочная численность работников До 100 чел. До 100 чел. Свыше 1000 чел. (Регион. уровень);
Свыше 5000 чел.
(Фед. уровень) Активы (в собственности) До 400 млн. руб. До 1000 млн. руб.
Свыше 1000 млн. руб.
(Регион. уровень);
Свыше 10000 млн. руб.
(Фед. уровень) Выручка-нетто До 400 млн. руб. До 1000 млн. руб.
Свыше 1000 млн. руб.
(Регион. уровень);
Свыше 10000 млн. руб.
(Фед. уровень)
Среднесписочнаячисленность работников за 2008 год: 1709
Активы (в собственности):6 212 816 тыс. руб.
Выручка-нетто:12 043 720 тыс. руб.
Вывод: ОАО «Вимм-Билль-ДаннНапитки» — крупное предприятие на региональном уровне.
Вскобках ( ) – номер формы отчетности

Затратына один руб. реализации =  Себестоимость проданных товаров, работ,услуг/Выручка от продажи (2)
Годовойфонд заработной платы ФЗП =  Затраты на оплату труда + отчисления на соц. нужды(5)
Средняязарплата по предприятию ЗПср =  ФЗП / Q общая численность рабочих.
Производительностьтруда =  (Выручка от продажи/Среднесписочная численность персонала)
Среднегодоваястоимость ОС =  Балансовая ст-ть на начало периода (1, стр. 120) + (Ст-ть вновьвведенных ОС * число месяцев действия вновь введеных ОС в отчетном периоде) /12+  (Ст-ть выбывших ОС * число месяцев действия выбывших ОС в отчетном периоде)/12
В случаенеполучения данных, можно рассчитать среднегодовую стоимость как среднеехронологическое по квартальным балансам, на крайний случай среднееарифметическое стоимости ОС на начало и конец.
Фондовооруженность= отношение средней годовой стоимости основных производственных фондов к среднейчисленности работников за год.
Фондоотдача(Коэффициент оборачиваемости основных средств, раз) =  ВП /Среднегодовая стоимость основных средств.
Этоткоэффициент характеризует эффективность использования предприятием имеющихся враспоряжении основных средств. Чем выше значение коэффициента, тем болееэффективно предприятие использует основные средства. Низкий уровень фондоотдачисвидетельствует о недостаточном объеме продаж или о слишком высоком уровнекапитальных вложений.
Однакозначения данного коэффициента сильно отличаются друг от друга в различныхотраслях. Также значение данного коэффициента сильно зависит от способовначисления амортизации и практики оценки стоимости активов. Таким образом,может сложиться ситуация, что показатель оборачиваемости основных средств будетвыше на предприятии, которое имеет изношенные основные средства.
Времяобращения ОС, дней = 360/Ко
Валоваярентабельность = (Валовая прибыль /Выручка от продажи)*100% (2)
Рентабельностьпродаж = (Прибыль от продаж/Выручка от продажи)*100 (2)
Чистаярентабельность = (Чистая прибыль/Выручка от продажи)*100 (2)
2.2 Состав и структурарасходов предприятия ОАО ВБД Напитки
Оценка расходоворганизации основывается на исследовании данных о структуре и динамикерасходов, общая информация о которых приведена в таблице 2.2.
Совокупные расходы вцелом по предприятию возрастают, поскольку имеет место увеличение расходов повсем направлениям расходования средств.
В 2007 году темп прироставыручки (41,12%) значительно опережал темп прироста расходов по обычным видамдеятельности (31,06%), что положительно характеризует операционную деятельностьпредприятия, т.к. показатель прибыли от продаж за данный период вырос на157,67%.
В 2008 году по сравнениюс предыдущим ситуация несколько ухудшилась: темп прироста расходов по обычнымвидам деятельности (42,84 %) выше темпа прироста выручки, который составляет36,79%, что является признаком неэффективного управления расходами, снижающимкак эффективность деятельности организации, так и ее возможность создаватьстоимость.
Необходимо отметитьсущественный рост в 2007-2008 году коммерческих расходов (270,84% и 172,18%соответственно), чтобы определить, с чем это связано, необходимо провести ихдетальный анализ по элементам.
Также существеннопревышает рост выручки рост финансовых расходов, что связано с увеличениемобъема платного заемного капитала вследствие расширения масштабов бизнеса.
Кроме того, имеет местоуменьшение текущего налога на прибыль в 2008 году (-16,12%), что являетсяследствием снижения прибыли организации.
Необходимо отметитьтакже, что все виды расходов в 2008 году увеличиваются темпом, превышающим темпприроста выручки, что является признаком неэффективного управления расходами иухудшением рыночной ситуации для предприятия.
Для того, чтобыпроанализировать структуру расходов на предприятии и отследить ее динамику,необходимо воспользоваться результатами расчетов на основе таблицы 2.3.
Как видно из расчетов,структура совокупных расходов типична для производственного предприятия реальногосектора экономики – в расходах предприятия за период 2006-2008гг. максимальныйудельный вес занимает себестоимость произведенной продукции.
Доля управленческихрасходов невелика, не превышает 3%, стабильность доли управленческих расходовтипична для бизнеса, находящегося на фазе зрелости.
Доля коммерческихрасходов возрастает за анализируемый период с 5,03% до 26,26% в общей структурерасходов и в 2008 году составляет около 50% от себестоимости произведеннойпродукции, что не нормально.
Можно предположить, чторост коммерческих расходов связан с необходимостью увеличивать финансированиемаркетинговой деятельности в связи с отмеченным ранее усилением конкуренции нарынке, однако более точный вывод можно будет сделать только по результатаманализа данных расходов по включаемым в их состав элементам.
Прочие расходы такжеимеют тенденцию к увеличению, однако их прирост в целом пропорционален итогуобщего прироста, поскольку доля прочих расходов в совокупных расходахпредприятия существенных изменений не претерпела.
Чтобы оценить влияниефакторов, в той или иной степени повлиявших на изменение величины совокупныхрасходов предприятия, следует воспользоваться данными таблицы 2.4.
Первое место по роливлияния на изменение общих расходов в 2008 году, как это уже было выделеноранее, занимают расходы на обращение (коммерческие) – 54,59%.
Вторыми по степенивлияния идут расходы на производство и реализацию продукции (себестоимостьреализации продукции) – 32,40%.
Рост остальных расходовне оказал существенного влияния на изменение общих расходов – под их влияниемсовокупные расходы не изменялись более чем на 10%, что и выступает в данномслучае критерием существенности в определении степени влияния.
Как видно из расчетов потаблицам 2.2-2.4, основную долю расходов на предприятии ОАО ВБД Напиткисоставляет себестоимость производства готовой продукции, поэтому, несмотря наее снижение в результате роста коммерческих расходов (издержек обращения),резервы снижения расходов следует искать именно в возможностях снижения показателясебестоимости продукции.
Вместе с тем все болеезаметную долю занимают коммерческие расходы, причем их рост настолькозначителен, что существенно снижает долю себестоимости производства в расходахпо обычным видам деятельности, поэтому на них также следует обратить особоевнимание.
Дальнейший анализпредполагает тщательное исследование расходов по обычным видам деятельности,которому посвящен следующий раздел данной работы.
2.3 Анализ расходов постатьям и элементам затрат. Факторы, влияющие на их изменение
 
2.3.1 Анализсебестоимости производства и реализации продукции в разрезе элементов затрат
По результатампредварительного анализа было выяснено, что значительное влияние на изменениевеличины и структуры совокупных расходов предприятия ОАО ВБД Напитки зарассматриваемый период оказал рост расходов по обычным видам деятельности, вчастности увеличение себестоимости производства и реализации продукции икоммерческих расходов в особенности.
Целью данного разделаставится выявление причин увеличения расходов по данным направлениямпосредством проведения анализа указанных расходов в разрезе элементов затрат.
Таблица 2.5 отражаетданные о производственных расходах, понесенных ОАО ВБД Напитки зарассматриваемый период в абсолютных показателях, что дает представление омасштабах производственной деятельности.
Материальные затраты –базовый показатель, в своей массе формирующий и определяющий себестоимостьпродукции производственного предприятия, каким является ОАО ВБД Напитки. Темпыприроста материальных затрат в 2006-2008гг остаются на стабильном уровне10-11%, не превышая темпов прироста выручки и инфляции за период, что являетсяположительной характеристикой работы подразделения, отвечающего за закупку изаготовление сырья, несмотря на общий рост цен как в отрасли, так и в целом поэкономике.
Ежегодный рост расходовна оплату труда производственного персонала связан прежде всего с увеличениемсреднесписочной численности работников, а также повышением тарифных ставокзаработной платы, о чем также свидетельствует рост средней заработной платы попредприятию.
В целом динамика приростасебестоимости производственной продукции (15,57% в 2007 и 18,84% в 2008 годусоответственно) отвечает производственной политики, выбранной ОАО ВБД Напитки,и обеспечивает из года в год в среднем двукратный рост валовой прибыли (изданных отчетов о прибылях и убытков предприятия за 2006-2008гг) и поддерживаетваловую рентабельность на высоком уровне (см. таблицу 2.1), что является нормойдля предприятий реального сектора экономики.
Таблица 2.6 позволяетоценить структуру входящих в состав себестоимости затрат в относительномвыражении и проследить изменения удельного веса каждого элемента затрат напроизводство и реализацию продукции.
Анализ структурысебестоимости производства и реализации продукции (производственных расходов)по элементам (таблица 2.6) свидетельствует о том, что, как было отмечено ранее,преобладающим элементом являются материальные затраты, при чем их удельный веснесколько уменьшился за период с 88,25% до 79,40%, в связи с опережающим ростомдоли прочих расходов.
Отчисления на оплатутруда, социальные нужды и амортизационные отчисления составляют в своейсовокупности за период невысокую долю, не превышающую 10%, что не оказываетсерьезного влияния на формирование себестоимости с точки зрения ихсущественности.
За 2006-2007 годструктура расходов по обычным видам деятельности в разрезе затрат не претерпелазначительных изменений. В 2008 году возросшие прочие затраты несколько изменилиструктуру себестоимости, о чем можно судить по росту их удельного веса в общеймассе.
В заключение анализасостава и структуры себестоимости производства продукции следует привестиинформацию о факторах, занимающих наибольший вес в приросте данного показателя(таблица 2.7).
По результатам расчетов,приведенным в таблице 2.7, видно, что общий прирост себестоимости произведеннойпродукции в 2006-2008гг складывался в основном за счет прироста материальныхзатрат и прочих расходов, доля которых в общем приросте увеличивается от года кгоду.
В 2008 году в увеличениисебестоимости производства товаров сыграл роль также прирост расходов на оплатутруда производственных рабочих — 13,46% в общем приросте, что тоже являетсясущественным фактором изменения себестоимости.
2.3.2 Анализкоммерческих расходов предприятия по статьям затрат
Первичный анализ показал,что в 2008 году по сравнению с предыдущими многократно возросла долякоммерческих расходов в суммарных расходах предприятия.
Для того, чтобы ответитьна вопрос, чем вызвано столь существенное повышение данного показателя, а,следовательно, и наметить возможные пути оптимизации посредством повышениякачества управления данными расходами, следует проанализировать статьи затрат,включаемые в состав коммерческих расходов.
Состав элементов, включаемыхв коммерческие расходы, может быть различным и, как правило, определяетсяорганизацией самостоятельно исходя из специфики деятельности и условийреализации, определяемых системой договоров.
Согласно учетной политикеОАО ВБД Напитки, в состав коммерческих расходов входят следующие элементы:
— Расходы за пользование товарными знаками;
— Затраты на утилизацию сырья и материалов и ГП;
— Маркетинговые исследования;
— Размещение рекламы на ТВ;
— Оплата труда с начислениями;
— Доставка готовой продукции;
— Арендаскладских помещений для готовой продукции и товаров;
— Командировочные расходы (коммерческие);
— Ремонт и обслуживание автотранспорта;
— Обслуживание холодильного оборудования (коммерч.);
— Прочие
По результатамдеятельности ОАО ВБД Напитки за 2006-2008 гг. на предприятии сложиласьследующая структура коммерческих расходов по элементам затрат (в скобкахприведен удельный вес статьи в общей сумме расходов).
Становится видно, чторасходы на маркетинговые исследования, платежи за пользование товарными знакамии размещение рекламы на телевидении составляют немногим менее 25% общего итогапо коммерческим расходам за 2008 год, размер этих статей заметно увеличился вабсолютном выражении. В 2006 и 2007 году эти статьи в сумме составляли около30% от общего итога по коммерческим расходам.
Поскольку проводимаямаркетинговая кампания в 2006-2007гг дала такой эффект – прирост объема продаж(выручки) составил в 2007 году 41,12% и в 2008 году 36,79% (известно, чтотакого рода мероприятия дают эффект, как правило, лишь на следующий год),расходы на маркетинговую деятельность в 2008 году еще более увеличили,рассчитывая на положительную отдачу не меньшего масштаба.
В результате активизациимаркетинговой деятельности предприятию удалось качественно расширитьассортимент выпускаемой продукции.
Однако эти расходынарастают гораздо большими темпами, чем выручка, и тогда встает вопрос об ихцелесообразности и экономической эффективности. Это обстоятельство создаетпочву для поиска путей их оптимизации в ходе дальнейшего исследования.
Рост расходов на доставкуготовой продукции и аренду складских помещений для готовой продукции и товаровсвязан в значительной степени с увеличением объемов производства и расширениемгеографии покрытия торговой сети, а также с общим ростом тарифов напредоставление данных услуг.
Рост расходов на оплатутруда связывается также с увеличением ставок заработной платы, выплатпремиальных и вознаграждений сотрудникам коммерческой службы предприятия.
Также следует учитывать,что в 2007 году предприятие открыло несколько новых филиалов, что повлияло нетолько на значительный рост объемов реализации, но и на рост связанных с нейрасходов.
2.3.3 Анализуправленческих расходов на предприятии по элементам затрат
Поскольку управленческиерасходы занимают сравнительно небольшой вес в совокупных расходов исследуемойорганизации, в них вряд ли могут быть сокрыты значительные резервы по снижениюобщей суммы расходов, однако все же следует провести анализ с целью возможноговыявления таковых, так как даже небольшое снижение может вызвать значительныйприрост прибыли.
В структуреуправленческих расходов большую долю закономерно занимают расходы на оплатутруда административно-управленческого персонала (АУП), и доля этих расходоврастет, в своем объеме определяя величину управленческих расходов предприятия.
Рост доходов являетсяосновным фактором повышения заинтересованности и мотивации, а, следовательно, икачества труда управленцев, и поэтому крайне важен для оказанияпроизводственно-стимулирующего эффекта.
Рост расходов на обучениеперсонала связан с приобретением нового высокотехнологичного оборудования иосвоением новой технологии производства, а также с запланированными расходамина повышение квалификации производственного персонала.
Расходы на текущий ремонтсвязаны с высокой степенью износа имеющихся офисных зданий и помещений.
Также на рост расходовоказало влияние расширение масштабов бизнеса (открытие новых филиаловпредприятия).
2.3.4 Анализ расходовпредприятия, связанных с прочей деятельностью
В завершении анализарасходов аналитика элементов, входящих в соответствии с учетной политикой ОАОВБД Напитки в состав прочих расходов, позволяет оценить влияние отдельныхстатей на формирование расходов предприятия, связанных с прочей деятельностью,а также рассмотреть пути их использования и распределения.
Наибольшую долю занимаютубытки, связанные с финансовыми операциями ОАО ВБД Напитки, полученныевследствие образования отрицательных курсовых разниц.
Доля резервов посомнительной дебиторской задолженности существенна, что является следствиемналичия у предприятия неуплаченных долгов со стороны покупателей (заказчиков).
Возросший налог наимущество связан с увеличением находящегося в собственности и поставленного набаланс имущества организации.
Также в увеличении прочихрасходов сыграли выявленные убытки прошлых периодов.
Увеличивающиеся убытки отсписания брака свидетельствуют о существенной доли брака в процессепроизводства продукции, неэффективности расходования сырья в процессепереработки.
2.4 Расчет показателейоперационного рычага
В процессе анализарасходов, необходимо оценить еще один аспект их влияния на деятельностьпредприятия, а именно влияние на операционный риск.
Уровень операционногориска определяется структурой расходов в разрезе переменной и постояннойсоставляющих, которая в свою очередь зависит от структуры активов организации.
Операционныйрычаг (операционный леверидж) показывает, во сколько раз темпы изменения прибыли от продаж превышаюттемпы изменения выручки от продаж. Зная значение операционного рычага, можнопрогнозировать изменение прибыли при изменении выручки.
Минимальныйобъем выручки, необходимый для покрытия всех расходов, называется точкойбезубыточности или критическим объемом продаж. В свою очередь, насколько можетуменьшиться выручка, что бы предприятие сработало без убытков показывает запаскоммерческой прочности.
В структуре расходов, какпоказали предыдущие расчеты, преобладают переменные (материальные расходы),вследствие чего операционный рычаг не слишком велик.
Поскольку на основанииимеющихся в распоряжении данных нельзя обособленно выделить постоянные ипеременные расходы, алгоритм расчета показателей операционного рычага выбранследующий. К переменным расходам были отнесены материальные расходы, а такжечасть расходов на оплату труда и отчислений на социальные нужды (50%). Кпостоянным расходам были отнесены амортизация, прочие расходы, а такжеоставшаяся часть расходов на оплату труда и отчислений на социальные нужды.
Таблица 2.11 Расчет показателей операционного рычага для предприятия ОАО ВБД Напитки за период 2006-2008гг (тыс. руб.)№ п/п Показатель 2006 год 2007 год 2008 год Темп прироста показателей, %
2007/
2006г
2008/
2007г 1. Выручка, тыс. руб. 6 239 141 8 804 444 12 043 720 41,12 36,79 2. Расходы по обычным видам деятельности, тыс. руб. 5 811 983 7 617 248 10 880 519 31,06 42,84 3. Переменные затраты (материальные затраты и 50% затрат на оплату труда и отчислений на социальные нужды), тыс. руб. 4 839 869 5 357 868 6 048 760 10,70 12,89 4. Постоянные затраты (суммарные затраты минус переменные затраты), тыс. руб. 972 114 2 259 380 4 831 759 132,42 113,85 5. Прибыль от продаж 427 158 1 187 196 1 136 201 177,93 -4,30 6. Уровень операционного рычага 3,28 2,90 5,28 -11,38 81,75 7. Критический объем продаж, тыс. руб. 4 334 508 5 771 695 9 706 879 33,16 68,18 8. Запас коммерческой надежности, % 30,53 34,45 19,40 12,84 -43,67
Уровень операционногорычага = (Выручка – Переменные затраты) / Прибыль от продаж
Критический объемпродаж = Постоянные затраты / (1-Переменные затраты/Выручка)
Запас коммерческойнадежности = (Выручка – Критический объем продаж) / Выручка *100%

Подготовленные такимобразом данные, определили результат расчетов – уровень операционного рычага в2008 году равен 5,28, критический объем продаж составил 9 706 879 тыс.руб., что обеспечило запас коммерческой надежности, равный 19,40%.
Уровень операционногорычага в 2008 году по сравнению с предшествующими несколько увеличился, поэтомуснизился запас коммерческой (операционной) надежности с 30-35% до 19,40%, а,следовательно, рискованность организации повысилась.
Такое изменение уровняоперационного рычага вызвано тем, что расходы выросли в большей степени, чемвыручка. В целом уровень операционного риска можно считать средним, а запаскоммерческой надежности достаточным.
Для более полной оценкивлияния операционного рычага на деятельность организации был рассчитанфактический уровень операционного рычага, таблица 2.?.
Таблица. Показатели фактического уровня операционного рычага на предприятииОАО ВБД Напитки за период 2006-2008 гг. (тыс. руб.)Показатели 2006 год 2007 год 2008 год Темпы прироста, % 2007/2006 2008/2007 Выручка, тыс. руб. 6 239 141 8 804 444 12 043 720 41,12 36,79 Прибыль от продаж, тыс. руб. 427 158 1 187 196 1 136 201 177,93 -4,30 Маржа, % 6,85 13,48 9,43 96,95 -30,04 Фактический уровень операционного рычага - 4,33 -0,12 - -
Фактический уровеньоперационного рычага рассчитывается как отношение темпа прироста прибыли отпродаж к темпу прироста выручки.
Таким образом,произведенные расчеты показывают, что в 2008 году при увеличении выручки на36,79%, прибыль от продаж снизилась на 4,3%, то есть уровень операционногорычага отрицателен и вместо значения 5,28 имеет значение -0,12. Такое значениефактического показателя объясняется снижением операционной маржи на 30,04%,вследствие роста всех показателей расходов по обычным видам деятельностипредприятия, что и привело к снижению прибыли от продаж, несмотря на ростдоходов.

3. Мероприятия поснижению расходов ОАО ВБД Напитки и выявление резервов увеличения прибыли
Проведенный всестороннийанализ расходов на предприятии ОАО ВБД Напитки позволяет заключить, что в целомна предприятии сложилась неэффективная система управления расходами.
Причинами этого послужилрост материальных затрат, неблагоприятное соотношение цен на сырье и материалыи цен на готовую продукцию, рост расходов по обслуживанию производства, а такженеэффективная система мотивации труда. В целом расходы на предприятии недостаточно контролируются менеджментом, в абсолютном и относительном выражениирастут, что, очевидно, приводит к снижению эффективности организации инегативно влияет на стоимость бизнеса.
Базовые параметрыполитики управления расходами предприятия представляются следующие:
1. Усиление контролянад прочими расходами, в частности по валютным операциям и операциям с ценнымибумагами, неэффективное проведение которых приносило предприятию значительныеубытки, а также пересмотр порядка работы с покупателями и заказчиками в том случае,если имеет место просрочка платежа, совершенствование механизма начисленияпеней и штрафных санкций, т.к. на предприятии существенна доля создаваемыхрезервов по сомнительной (просроченной по факту) дебиторской задолженности.
2. Усиление контролянад материальными расходами и расходами на оплату труда в сфере производства ипродаж.
3. Повышениеэффективности использования материальных ресурсов; поиск поставщиков с болеевыгодными условиями поставки сырья и материалов.
4. Усиление контроляза соотношением темпов роста производительности труда и заработной платы; недопущение ускоренного роста средней заработной платы относительно ростапроизводительности труда.
5. Снижение уровнякоммерческих и управленческих расходов на предприятии.
6. Увеличение уровняоперационного рычага.
Далее предлагаются крассмотрению некоторые мероприятия по оптимизации расходов и выявлению резервовувеличения прибыли на предприятии ОАО ВБД Напитки.
В связи с расширениеммаркетинговой деятельности предприятия руководству было бы разумно предложитьпроект по созданию собственной маркетинговой службы в противоположностьаутсорсингу, т.е. переход от закупок ряда маркетинговых услуг на стороне к ихпроизводству собственными силами, поскольку в связи с закупкой проводимых исследованийрынков сбыта на стороне расходы по ее обслуживанию, растут значительнымитемпами, учитывая их трудоемкость и высокую стоимость.
Проект: «Созданиесобственной маркетинговой службы на предприятии и оптимизация расходов попродвижению продукции на рынке»
Как показал анализфинансово-хозяйственной деятельности ОАО ВБД Напитки, в 2008 году около 25% отвеличины коммерческих расходов приходится на финансирование маркетинговыхисследований и мероприятий по продвижению продукции на рынке. Этот фактсвидетельствует об активном участии данного предприятия в конкурентной борьбе,что повышает его шансы на увеличение объемов продаж и получение за счет этогодополнительной прибыли. Однако, как было выделено, рост этих расходов идеттемпами значительно выше, чем прирост выручки. И нет сомнения в том, чторасходы на финансирование маркетинговой деятельности со временем будут толькорасти, поскольку результаты проводимых исследований остаются актуальными втечении непродолжительного периода времени, после чего информацию о ситуации нарынке необходимо обновлять, проводя новые исследования.
Какие преимущества даетсоздание собственной маркетинговой службы: в первую очередь это возможностьполного контроля со стороны руководителя, который имеет возможностьспланировать деятельность определенного отдела, и это будет полностьюсоответствовать его представлению о том, как должна строиться и вестись работа,отчетность также будет максимально удобной и подробной. Кадры будут подбиратьсясобственной службой, будут соответствовать требованиям руководителя и следоватькорпоративной культуре организации. Не менее важно и то, что вся приобретаемаяв процессе маркетинговой активности информация останется внутри компании вполном объеме, сохраняя свою конфиденциальность.
Недостатком же будетявляться то, что руководству придется уделять часть своего времени накоординацию работы отдела маркетинга, затрачивать усилия на разработку иреализацию маркетинговой программы.
Для осуществления данногопроекта необходимо произвести расходы, прежде всего связанные с существеннымиинвестициями. Действительно, создание собственной маркетинговой структурытребует значительных инвестиций: необходимо набрать штат квалифицированныхспециалистов, обеспечить их рабочими местами, офисной техникой, зарплатой, плюсрасходы на обучение новых сотрудников. [16, c. 35]
Приступая к реализациипроекта, прежде всего необходимо определить издержки по реализациимаркетинговой программы внутренними ресурсами, назначить ответственных за срокии качество реализации проекта.
Положение о созданииОтдела Маркетинга на предприятии ОАО ВБД НапиткиЦели и функции Отдела МаркетингаСовместно с другими подразделениями предприятия ируководством предприятия Отдел Маркетинга помогает выработать стратегиюрыночной деятельности предприятия
Целью отдела маркетингаявляется выработка рекомендаций и координация деятельности по формированию ипроведению закупочной, сбытовой и сервисной политики предприятий.
В функции Отделамаркетинга входит анализ внутренней и внешней среды предприятий, анализконкурентов, сегментирование рынка и позиционирование товара, ценообразование,формирование ассортимента и формулирование требований к качеству продукции иобслуживанию клиентов, продвижение продукции, формирование и поддержание имиджапредприятия и торговых марок.
Определение структуры исостава работников Отдела Маркетинга.Численность отдела маркетинга — 7 сотрудников.
Внутри отдела маркетингавыделяются следующие специализации:
(Примерные данные обуровнях заработной платы представлены по материалам сайта HeadHunter.ru из вакансий реальных предприятий сравнимого масштаба.)
— Начальник отделамаркетинга (120 000 тыс.руб./мес.)
— Менеджер по маркетингу(50 000 тыс.руб./мес.)
— Менеджер по PR и работесо СМИ (40 000 тыс.руб./мес.)
— Менеджер по рекламе(35 000 тыс.руб./мес.) — Менеджер по стратегии продаж (60 000 тыс.руб./мес.)
— Специалист помаркетинговым исследованиям (45 000 тыс.руб./мес.) — Секретарь-делопроизводитель отдела(30 000 тыс.руб./мес.)
Определение расходов пообеспечению деятельности Отдела Маркетинга.
Аренда офиса площадью 100кв.м. из расчета 30 000 руб./кв.м. в год и оплата услуг по его охране.
Обустройство рабочих мест– приобретение необходимой офисной оргтехники и дополнительные затраты по ееобслуживанию – 250 000 руб.
Расходы, непосредственносвязанные с проведением маркетинговых исследований, включают в себя расходы на:
— проведение опросов,анкетирование;
— функционирование Call-центров;
— прочие необходимыемаркетинговые мероприятия;
и составляют в своейсумме 1 500 000 руб. в среднем за год.
Прочие расходыскладываются из следующих статей:
— Расходы по формированиюи обеспечению социального пакета сотрудникам фирмы (расходы на добровольноемедицинское страхование);
— Расходы на обучениеновых сотрудников;
— Командировочныерасходы;
— Расходы на оплатумобильной связи сотрудникам отдела;
— Расходы на оплатукоммунальных услуг, оплату услуг телефонии и Интернет в связи с арендойофисного помещения;
— Прочие расходы,связанные с организацией и функционированием службы маркетинга (питание ипроч.).
Итого прочих расходов вразмере 20% от величины дополнительных расходов по реализации данного проекта.Таблица 3.1 Расчет предполагаемого экономического эффектапроекта по созданию маркетинговой службы на предприятии ОАО ВБД Напитки. (тыс.руб.)№ п/п Изменение доходов и затрат
(-) сокращение,
(+) рост 1. Изменение выручки от реализации Нет 2. Изменение затрат
Снижение коммерческих расходов на величину затрат на маркетинговые исследования
(отказ от их приобретения на стороне) 124 544 000 руб. в 2008 году Рост управленческих расходов
— Рост расходов на оплату труда сотрудникам Отдела
4 560 000 руб./год
— Рост расходов по обеспечению деятельности Отдела
4 750 000 руб./год
— Увеличение прочих расходов в составе управленческих
0,2*(4 560 000 +4 750 000) =
= 1 862 000 руб./год 3. Изменение налогов Рост ЕСН 0,26*4 560 000 = 1 185 600 руб./год Рост налога на прибыль
0,20*(124 544 000 — 4 560 000 —
— 1 185 600 — 4 750 000 — 1 862 000) =
22 437 280 руб. 4. Дополнительная прибыль 89 749 120 руб.
В итоге попредварительным расчетам получена дополнительная прибыль в размере89 749 120 руб.
Следует оговориться, чтоизменения выручки не последует только на первоначальном (нулевом) этапеорганизации службы маркетинга, в дальнейшем прирост выручки, а, соответственно,и прибыли, будет зависеть от эффективности работы службы.
Однако предприятию неследует ограничиваться одним только этим мероприятием по снижению расходов, темболее что расчеты приблизительны и полученный эффект может быть гораздо ниже.
Напротив, руководствупредприятия следует вести поиски по всем направлениям возможного снижениязатрат.
Например, в целяхоптимизации затрат на рекламу и повышение ее эффективности (отдачи) следуетобратиться к новому направлению в области PR – Интернет-маркетингу и размещению рекламы на популярныхИнтернет-порталах, что обеспечит охват сопоставимой по объему целевой аудиториипри значительно меньших издержках.
Поиски, обзор,экономическое обоснование и представление вариантов оптимизации расходов нарекламу будет как раз находиться в компетенции специалистов нового ОтделаМаркетинга.

Заключение
Важнейшим разделом финансового планаявляется план расходов, который самостоятельно разрабатывается предприятием.
Планирование расходовявляется одним из основных разделов плана по производству и реализациипродукции, так как показатели расходов оказывают значительное влияние и вбольшей степени определяют эффективность работы предприятия.
Важнейшими показателями, от которых в значительной мере зависятфинансовые результаты работы предприятий, являются сумма и средний уровеньрасходов на производство и реализацию продукции. Снижение именно этих показателейпри прочих равных условиях способствует росту прибыли и наоборот.
Проведенное в настоящей работетеоретическое исследование позволило выявить основную цель анализа расходов напредприятии в современных условиях, которая заключается главным образом воценке влияния на конечный финансовый результат и поиске путей их оптимизации ирезервов увеличения прибыли.
Проведенный во 2-ой главеданной работы экономический анализ предприятия ОАО «ВБД Напитки» показалследующее.
Расходы ОАО «ВБД Напитки»практически по всем видам деятельности за период 2006-2008гг. значительновыросли, что оказало значительное влияние на снижение финансовых результатов,несмотря на рост выручки от реализации продукции.
Проведенный во 2-ой главе настоящей работы анализ показалнеобходимость выявления резервов снижения расходов предприятия и необходимостьсовершенствования работы по организации производства.
Важнейшими резервамиснижения расходов являются эффективная работа с поставщиками сырья и товаров;усиление контроля над материальными расходами и расходами на оплату труда всфере производства и продаж; снижение уровня коммерческих и управленческихрасходов на предприятии.
В третьей главе исследованияна основе проведенного практического анализа расходов ОАО «ВБД Напитки» былипредложены мероприятия, направленные на сокращение величины расходовпредприятия, спрогнозирован возможный резерв увеличения прибыли за счет ихвнедрения.
На основании проведенного анализа также необходимо проведениеследующих мероприятий:
— разработка комплекса мер по поиску новых покупателей;
— проведение активной рекламной компании;
— работа по формированию благоприятного имиджа предприятия.
В основе проведения мероприятий по изучению спроса должнылежать маркетинговые исследования потребителей.

Список использованнойлитературы
1. Налоговый Кодекс РоссийскойФедерации.
2. Положение о составе затрат спостатейными материалами. Изд.: Инфра-М; 2000 г.
3. Состав и учет затрат, включаемых всебестоимость: Во всех отраслях предпринимательской деятельности (под ред.Подобеда М.А.), 2001 г.
4. Грузинов В. Экономика предприятия(предпринимательская). Учебник для вузов. Изд. Юнити-Дана, 2002 г.
5. Зайцев Н. Л. Экономикапромышленного предприятия: Учебник; 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 1998 г.
6. Захарьин В.Р. Налоговый учетзатрат на производство. Изд. «Дело и сервис», 2002 г.
7. Ковалев В.В., Волкова О.Н… Анализхозяйственной деятельности предприятия. -М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2000 г.
8. Кударь Г. Себестоимость для целейналогообложения в 2002 году. Изд. Бератор-пресс, 2002 г.
9. Медведев А.Н. Затраты, уменьшающиеналогооблагаемую прибыль: арбитражная практика. Изд. Налоговый вестник, 2002 г.
10. Себестоимость реализованныхтоваров в организациях при определении выручки по оплате / Финансовая газета 1997 г., №40.
11. Шашурин Ю.С. Себестоимость воперативном управлении предприятием. Изд. Дека, 2000 г.
12. Шанк Дж., Говиндараджан В.Стратегическое управление затратами. Изд. «БМикро», 2000 г.
13. Швандар В.А. Экономикапредприятия. Изд. Юнити-Дана, 2001 г.
14. Экономика предприятия: учебник /под редакцией проф. Сафронова.- М.: «Юристъ», 1998 г.
15. Хендриксен Э.С., Бреда М.Ф. ван.Теория бухгалтерского учета. М.: Финансы и статистика, 1997 г.
16. Хаев О.Н. Оценка маркетинговойдеятельности на предприятии. М.: МГУС, 2004.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.