Реферат по предмету "Экономика"


Основные тенденции развития безработицы и международной миграции трудовых ресурсов

--PAGE_BREAK--1.2 Формы безработицы


Существуют различные виды безработицы, каждый из которых порождается своими причинами. Сегодня экономисты предпочитают говорить не  о безработице вообще, а выделять ее специфические виды [12, C.251]:


1.2.1 Естественная безработица


При анализе фактора труда, равно как и других факторов производства, с целью выявления условий успешного развития национальной экономики возникает проблема резерва рабочей силы. Точно так же, как требуются резервы производственных мощностей как условие расширения объемов производства, в рыночной экономике необходимы в определенных масштабах свободные, незадействованные трудовые ресурсы, способные включиться в производственный процесс при увеличении спроса на тех или иных рынках товаров и услуг. Поэтому данный объективно обусловленный резерв рабочей силы отвечает реальным, естественным условия рынка труда. Экономическое содержание уровня безработицы указывает на уровень добровольной безработицы, при которой рынок труда расчищается, а уровень реальной заработной платы соответствует равновесию на всех рынках. Естественная норма безработицы – эта такая норма безработицы при данной структуре спроса и предложения в экономике, которая удерживает на неизменном уровне реальную заработную плату и при условии нулевого прироста производительности труда поддерживает неизменным уровень цен.

Естественная безработица находит свое проявление в нескольких формах своего существования: фрикционной, добровольной, институциональной.


1.2.2 Фрикционная безработица


Первая из них – фрикционная безработица. Она характеризует процесс миграции рабочей силы с одних предприятий на другие в поисках лучшего и более выгодного приложения своих способностей и усилий. Она представляет собой естественный процесс перераспределения трудовых ресурсов в соответствии с происходящими сдвигами в структуре рабочих мест в развивающейся экономике. Фрикционная безработица отличается скоротечностью и по своей продолжительности ограничивается, можно считать, тремя месяцами. Высокий уровень фрикционной безработицы указывает на высокую эффективность функционирования рынка труда, хотя, надо заметить, от большой текучести кадров в целом национальная экономика может нести большие убытки, в частности, в форме огромных потерь рабочего времени из-за временной незанятости трудовых ресурсов.


1.2.3 Добровольная безработица


Другой формой проявления естественной безработицы является добровольная безработица. В строгом семантическом смысле этого слова фрикционная безработица тоже, как правило, носит добровольный характер. Однако когда речь идет о добровольной безработице как о форме естественной безработицы, то подразумевается тот контингент незанятых трудоспособных людей, который по своей воле самоустранился от трудовой деятельности, то есть просто не желает работать.


1.2.4 Институциональная безработица


К следующей форме естественной безработицы относится институциональная безработица, или безработица, вызываемая функционированием инфраструктуры рынка труда, а также факторами, деформирующими спрос и предложение на этом рынке. Как известно, люди, потерявшие работу, рассчитывают на социальную поддержку и получают ее. Уровень оказываемой помощи по безработице не может не влиять на поведение безработного. Относительно большое пособие может провоцировать удлинение сроков поиска работы, что оказывает ощутимое воздействие на предложение труда. При этом это может проявиться в адаптивном эффекте безработицы, когда люди, испытавшие однажды на себе праздность, сопровождаемую получением пособия по безработице, в дальнейшем нередко время от времени прибегают к использованию данной формы получения дохода. Речь идет о приспособляемости или адаптации к состоянию бездеятельности и неактивного поиска работы.

Определенное воздействие на безработицу оказывает и система обеспечения гарантированного минимума заработной платы, который оказывает отрицательное воздействие на гибкость рынка труда. В то же время следует обратить внимание на два момента. С одной стороны, гарантированный минимум зарплаты исключает возможность занятости при более низкой ставке зарплаты, что вызывает увеличение безработицы. С другой стороны, такой минимум положительно сказывается на ограничении неэффективно работающих предприятий, так как, устанавливая минимально допустимую цену на труд, государство тем самым косвенным образом устанавливает нижний предел прибыльности предприятий, которые не могут и не должны получать прибыль за счет обесценивания одного из факторов производства – труда.

В направлении сокращения предложения труда действуют и высокие ставки подоходного налогообложения, которое существенно сокращает величину дохода, остающегося в распоряжении работника. Дело в том, что высокие налоговые ставки на заработную плату сокращают разрыв между ней и пособием по безработице, что снижает интерес лиц наемного труда к предложению своей рабочей силы.

К институциональной безработице следует отнести и незанятость рабочей силы, сопряженную с несовершенством работы информационных систем об объемах и структурах, как имеющихся свободных рабочих мест, так и свободных рабочих рук. К ней же относится и незанятость, вызываемая отставанием адаптации рынка труда к происходящим изменениям в производстве и других видах хозяйственной деятельности.


1.2.5 Вынужденная безработица


Другой тип безработицы представляет собой так называемую вынужденную безработицу, которая называется или диктуется происходящими изменениями в хозяйственной деятельности, связанными с технологическими переворотами, сдвигами в отраслевой структуре общественного производства, изменениями в территориальном размещении производительных сил. В соответствии с этими процессами различают и три формы вынужденной безработицы — технологическую, структурную и региональную.


    продолжение
--PAGE_BREAK--1.2.6 Технологическая безработица


Технологическая безработица сопряжена с приходящими на смену дуг другу технологическими принципами функционирования производства, основными из которых является инструментализация, механизация и автоматизация. Данная форма безработицы относится к новейшим формам сокращения занятости рабочей силы. Она связана с внедрением малолюдной и безлюдной технологии, основанной на электронной технике. Например, если в настоящее время 40 типографических рабочих высшей квалификации могут набирать примерно 170 тыс. в час, то с помощью компьютерных принтеров 10 рабочих способны за то же время набрать около 1 млн. знаков, в результате чего технологическая безработица возрастает в 20 раз.


1.2.7 Структурная безработица  
Структурная безработица включает в себя ту часть незанятой рабочей силы, которая высвобождается в результате происходящих изменений в структуре национальной экономики. В условия ускоренного НТП происходят крупномасштабные структурные сдвиги в общественном производстве, которые влекут за собой существенные изменения и в структуре занятости рабочей силы. Структурная перестройка национальной экономики сопровождается свертыванием инвестиций, производства и занятости в одних отраслях и их расширением в других. Надо отметить, что наибольшее социальное напряжение в обществе порождается именно этой безработицей.

Проблема структурной безработицы должна постоянно находиться в центре внимания социально-экономической политики государства и, прежде всего тех институтов, которые напрямую задействованы на рынке труда и имеют непосредственное отношение к осуществляемым структурным изменениям.


1.2.8 Региональная безработица


Региональная безработица связана с целым комплексом факторов исторического, демографического, культурно-национального, социально-психологического характера. Поэтому решение данной проблемы должно быть сопряжено с тесным взаимодействием местных административно-национально-территориальных органов власти с центральной, федеральной властью, не исключая взаимодействия с правительствами сопредельных государств.


1.2.9 Циклическая безработица


Самостоятельную значимость имеет циклическая безработица, которая предопределяется циклическим характером воспроизводства и возникает на стадии спада производства или в фазе экономического кризиса. Колебания уровня занятости находятся в зависимости от той стадии, которую проходит экономика: на стадии подъема занятость растет, на стадии спада – резко сокращается, на стадии депрессии удерживается на низком уровне и на стадии оживления происходит интенсивное ее рассасывание.


1.3 Пути преодоления безработицы в России


В странах с социальной рыночной экономикой уделяется большое внимание государственному регулиро­ванию рынка труда. Государство гарантирует гражданам свободу выбора рода деятельности, охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения, бесплатное содей­ствие в подборе подходящей работы и трудоустройства при посредничестве органов службы занятости [4, C.55].

Государство также предоставляет безработным гражда­нам определенные гарантии. Они сводятся к следующим мерам: бесплатная профессиональная ориентация, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение ква­лификации по направлению органов службы занятости обеспечение социальной поддержки и др. Особое внимание государство уделяет решению вопросов занятости отдель­ных категорий граждан, в частности инвалидов.

Современное государственное регулирование рынка тру­да включает комплекс экономических, административных законодательных, организационных и иных мер.

Одним из важных направлений регулирования труда является зависимость между уровнем инфляции и уровнем безработицы. Эта зависимость в экономический науке выражается посредством кривой Филипса (Рис. 1).

Английский экономист О. Филлипс, используя эмпири­ческие данные по Англии за 1861—1957 гг., вывел нели­нейную зависимость между уровнем безработицы и зара­ботной платой. Чем выше безработица, тем меньше при­рост денежной заработной платы, тем ниже рост цен. И наоборот, чем ниже безработица и выше занятость, тем больше прирост денежной заработной платы и выше темп роста цен [12, C.253].

Ip, %

         8
         6
         4
         2

           0            2         4        6                 8                                               Lue,%
Ip– среднегодовой темп роста цен;

Lue– уровень безработицы, %.

Рис. 1 Кривая Филипса
Кривая Филлипса использовалась в кейнсианской тео­рии инфляции, в которой связь между уровнем занятости и инфляцией устанавливалась через динамику заработной платы. Вместе с тем в последнее время закономерности кри­вой Филлипса не всегда срабатывали. Это заставило мно­гих экономистов утверждать, что кривая Филлипса не яв­ляется надежным регулятором в экономике.

Существенное влияние на регулирование рынка труда оказывает налоговая, денежно-кредитная, амортизационная политика правительства.

Подавляющее большинство промышленно развитых стран с со­циально ориентированной рыночной экономикой главной целью в об­ласти политики занятости провозглашают активную политику, на­правленную на содействие полной, продуктивной и свободно избран­ной занятости.

Подразумевается, что государство создает условия и, привлекая в той или иной мере различные хозяйственные структуры, предприятия, организации и учреждения, стремится к следующему: во-первых, чтобы имелась работа для всех, кто готов приступить к работе и ее ищет; во-вторых, чтобы такая работа была как можно более продуктивной; в-третьих, чтобы существовала свобода выбора занятости. Каждый работник должен иметь широкие возможности для приобретения необходимой квалификации и использования ее и своих способностей в трудовой деятельности без какой-либо дискриминации.

Bразвитой рыночной экономике субъектами на рынке труда вы­ступают работодатели и работники или органы, представляющие их интересы, например ассоциации предпринимателей, профсоюзные ор­ганы и прочие структуры. Государство выступает в качестве работода­теля на государственных предприятиях, а также в качестве инвестора, финансируя крупные социально значимые проекты и программы. Но главная функция государства заключается в том, что оно формирует, определяет и контролирует правила поведения и регулирования инте­ресов партнеров на рынке труда. В соответствии с действующим законодательством о занятости населения, государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Причем, государственная политика Российской Федерации в области содействия занятости населения направлена на [16, C.49]:

·                   развитие людских ресурсов для труда;

·                   обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской  Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

·                   создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

·                   поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, а также содействие развитию их способностей к производительному творческому труду;

·                   обеспечение социальной защиты в области занятости населе­ния, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспе­чению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; граждане, имеющие на содержании лиц, которым по заключению уполномочен­ного на то органа необходимы постоянный уход, помощь или надзор; лица, освобожденные из мест лишения свободы; молодежь в возрасте до 18 лет, впервые ищущая работу; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на пенсию); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; семьи, в ко­торых оба родителя признаны безработными; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиаци­онных аварий и катастроф);

·                   предупреждение массовой и сокращение длительной (более од­ного года) безработицы;

·                   поощрение работодателей, сохраняющих действующие и соз­дающих новые рабочие места прежде всего для граждан, особо нуж­дающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

·                   сочетание самостоятельности органов власти субъектов Россий­ской Федерации, органов местного самоуправления в обеспечении за­нятости населения с согласованностью их действий при реализации Федеральной программы содействия занятости населения;

·                   координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно — структурную политик, социальное обеспечение, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;

·                   координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля за ними;

·                   обеспечение занятости в местах проживания коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств Российской Федерации с учетом их национальных и культурных традиций, а также исторически сложившихся видов занятости;

·                   международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм.

В соответствии с утвержденной Правительством России Феде­ральной целевой программой содействия занятости населения, основ­ными задачами государственной политики на рынке труда являются следующие три направления [17]:

·                   формирование благоприятных условий для занятости населения и обеспечения организаций работниками через экономическую стаби­лизацию;

·                   повышение качества и конкурентоспособности работников;

·                   развитие систем обучения кадров, деятельности государственной службы занятости.

 Механизм государственного регулирования занятости населения осуществляется через органы исполнительной власти путем составле­ния и реализации федеральной и региональных программ обеспечения занятости.

Успешное функционирование рынка труда во многом за­висит от эффективной работы системы государственной службы занятости. В Российской Федерации общее руко­водство государственной службы занятости возложено на Министерство труда и занятости РФ. Оно осуществляет разработку и реализацию государственной политики в об­ласти труда, занятости, пенсионного обеспечения, развития трудовых отношений, охраны труда, подготовки и перепод­готовки кадров, демографической, молодежной и миграци­онной политики. В его систему входят соответствующие ми­нистерства республик в составе Российской Федерации, уп­равления (отделы) по труду и занятости местных органов власти и управления.

Проведение активной государственной политики занятости населения Российской Федерации осуществляется путем подготовки и реа­лизации федеральной и региональных программ занятости, которые формируются исходя из ситуации на рынке труда и прогноза его развития. Кроме того, учитываются территориальные особенности, национальные и исторические традиции, планы экономического и социального развития.

Специальным органом трудоустройства в России явля­ется Федеральная государственная служба занятости.

Основные направления деятельности государственной службы занятости в России [17]:

·                   анализ, прогнозирование спроса и предложения на ра­бочую силу и информация о состоянии рынка труда;

·                   ведение учета свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;

·                   профессиональная подготовка, переподготовка и повышение ква­лификации по направлению органов службы занятости обеспечение социальной поддержки и др. Особое внимание государство уделяет решению вопросов занятости отдель­ных категорий граждан, в частности инвалидов.

·                   информирование обращающихся в службу занятости граждан и работодателей о возможности получения работы и обеспечении рабочей силой;

·                   оказание помощи гражданам в выборе подходящей ра­боты;

·                   организация профессиональной подготовки, перепод­готовки и повышения квалификации граждан в учебных центрах службы занятости и других учебных центрах;

·                   оказание услуг в профессиональной ориентации и тру­доустройстве высвобожденным работникам и другим кате­гориям населения, в обеспечении регистрации безработных;

·                   оплата стоимости профессиональной подготовки, пе­реподготовки граждан, трудоустройство которых требует по­лучения новой профессии (специальности), а также предо­ставление им стипендии на весь период обучения;

·                   выдача гражданам пособий по безработице и приоста­новление их выплаты;

·                   установление надбавок к пособиям по безработице (стипендиям) с учетом иждивенцев.

Для реализации указанных выше функций государст­венной службе занятости предоставляются следующие пра­ва [17]:

·                   запрос у работодателей, предприятий информации о предполагаемых организационных мероприятиях, в итоге которых может произойти высвобождение работников, а также данные о потребности в рабочей силе;

·                   направление работодателям при наличии у них ва­кантных рабочих мест граждан, желающих найти работу;

·                   разработка и внесение на рассмотрение местных ор­ганов власти управления предложений об установлении для работодателей минимального количества рабочих мест для граждан, которые нуждаются в особых мерах социальной защиты и испытывают серьезные затруднения в трудоустройстве;

·                   по договоренности с работодателями и от их имени заключение с гражданами договора о трудоустройстве, при необходимости оплата им за счет средств работодателей стоимости проезда, суточных за каждый день нахождения в пути, а также выдача им пособия при переезде на новое место жительства и работы;

·                   направление безработных граждан по их желанию на оплачиваемые общественные работы;

·                   оказание материальной помощи семьям безработных (ст. 27 Закона о занятости).

Необходимо отметить, что в нашей стране роль государствен­ной службы занятости в трудоустройстве населения за по­следние несколько лет возросла. В 2000 г. органами госу­дарственной службы занятости было трудоустроено 52,3% от числа обратившихся граждан против 29,7% в 1999 г. Го­сударственной службой занятости была выявлена потреб­ность в работниках, заявленных предприятиями и органи­зациями, в размере 369,4 тыс. чел.

Для финансирования мероприятий, связанных с обеспе­чением занятости, создается государственный фонд за­нятости населения. Этот фонд образуется за счет обяза­тельных отчислений работодателей, средств республикан­ских и местных бюджетов и добровольных взносов граж­дан и организаций. Средствами этого фонда распоряжается служба занятости. Государственный фонд занятости отно­сится к внебюджетным социальным фондам.

Допускается возможность оказания платных услуг в со­действии занятости граждан. Такое право предоставляется негосударственным организациям на основе лицензии, вы­даваемой местной администрацией.

Одним из направлений государственного регулирования рынка труда является организация общественных работ. Под общественными работами понимаются общественные виды трудовой деятельности, как правило не требующие предварительной профессиональной подготовки работников и имеющие социально полезную значимость. Их организу­ют местные органы власти по предложению службы занятости.

  Общественные работы позволяют смягчить социально-экономические последствия безработицы, создать условия для временной занятости безработных, получить гражданам, зарегистрированным в службе занятости в качестве лиц, ищущих работу, временный заработок, вовлечь в активную трудовую деятельность молодежь, а также лиц, име­ющих длительный перерыв в работе.

Виды и объем общественных работ определяются мест­ными органами власти. К общественным работам обычно относятся озеленение территорий, подсобные работы в стро­ительстве жилья, объектов социально-культурного назначения, ирригационные работы, отдельные работы по строительству дорог, водопроводных и канализационных комму­никаций, некоторые виды неквалифицированных сельско­хозяйственных работ, уход за престарелыми и инвалидами, сбор и заготовка грибов, ягод и лекарственных растений.

Большую роль в организации общественных работ играет государственная служба занятости. Общественные работы проводятся на договорной основе. Заключается договор меж­ду органами службы занятости и предприятиями региона, а также между работодателями и гражданами, направляемы­ми службой занятости для участия в общественных работах.

Трудовой договор, регулирующий общественные работы, является срочным.

Общественные работы оплачиваются. Оплата труда про­изводится за фактически выполненный объем работ. За гражданами, участвующими в общественных работах, со­храняется право на получение пособия по безработице. Фи­нансирование общественных работ производится за счет средств организаций, в которых проводятся эти работы.

   Эффективным средством социальной защиты занятого населения в условиях рыночной экономики является страхование от безработицы. В соответствии с действующим законодательством, государство гарантирует гражданам Российской Федерации [17]:

·                   свободу выбора рода деятельности, в том числе работы с раз­ными режимами труда;

·                   охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольне­ния или необоснованного отказа в приеме на работу;

·                   бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудо­устройстве при посредничестве органов службы занятости.

Гражданам, получившим статус безработного, государство га­рантирует:

·                   бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональ­ную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по на-, правлению органов службы занятости;

·                   обеспечение социальной поддержки в виде пособий по безра­ботице, материальной помощи и прочих социальных выплат;

·                   компенсацию в соответствии с законодательством Российской федерации материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы заня­тости;

·                   бесплатные медицинское обслуживание и медицинское освиде­тельствование при приеме на работу и направлении на обучение;

·                   возможность заключения срочных трудовых договоров (контрактов) на участие в оплачиваемых общественных работах, орга­низуемых с учетом возрастных и иных особенностей граждан.

Для граждан, которые особо нуждаются в социальной защите и испытывают дополнительные трудности на рынке труда и в поиске ра­бочего места (молодежь после окончания школы и других учебных заведений, домохозяйки, лица предпенсионного возраста, граждане, вышедшие из мест лишения свободы, пенсионеры и некоторые другие), государство обеспечивает дополнительные гарантии, в частности путем разработки и реализации целевых программ содействия занятости, создания дополнительных специализированных рабочих мест, уста­новления квоты для приема на работу инвалидов, предоставления ус­луг по профориентации, а также путем организации обучения по специальным программам.

Для лиц, которые высвобождаются из организаций в связи со­кращением  численности или штата, в соответствии с заключенными коллективными договорами (соглашениями), гарантируется после увольнения сохранение очереди на получение жилья (улучшение жи­лищных условий) по прежнему месту работы, а также возможность пользоваться лечебными учреждениями, а их детям — детскими дошкольными учреждениями на равных условиях с гражданами, рабо­тающими в данной организации.

Жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с воен­ной службы, при прочих равных условиях имеют преимущественное право поступления на работу на государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Важной составляющей государственной социальной поддержки безработных граждан является выплата пособия по безработице, кото­рая осуществляется органами службы занятости.

Так, пособие безработным гражданам, уволенным по любым основаниям, устанавливается в %-ном отношении к среднему заработ­ку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту рабо­ты, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безрабо­тицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (недели) или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарных недель с пол­ным рабочим днем (неделей). В этом случае величина пособия по без­работице начисляется[17]:

·                   в первые три месяца безработицы — в размере 75% от их сред­немесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за по­следние три месяца по последнему месту работы (службы);

·                   в следующие четыре месяца — в размере 60%;

·                   в дальнейшем — в размере 45%, но во всех случаях не ниже ус­тановленного законом минимального размера оплаты труда и не выше уровня средней заработной платы, сложившегося в республике Российской Федерации, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе.

Аналогичные размеры пособия по безработице начисляются ли­цам, уволенным с военной службы и из органов внутренних дел и признанным в установленном порядке безработными.

Пособие по безработице во всех иных случаях, устанавливается в размере минимальной оплаты труда.

Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде безра­ботицы не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев, за исключением лиц предпенсионного возраста, для которых период выплаты пособия при определенных условиях может достигать 24 календарных месяца.

Граждане, которые подверглись воздействию радиации вследст­вие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф и при­знаны в установленном порядке безработными, к пособию по безработице получают дополнительное пособие в размере от 50 до 200% установленного законом минимального размера оплаты труда, в зависимости от степени зараженности зоны проживания.

Если у безработного находятся на иждивении лица, то размер пособия по безработице увеличивается наполовину минимального размера оплаты труда на каждого иждивенца. При этом максимальный размер доплат не может превышать полуторакратной величины уста­новленного законом минимального размера оплаты труда. В случае, если оба родителя являются безработными, увеличение размера посо­бия на лиц, находящихся на их содержании, производится каждому из родителей. Из общей численности безработных, примерно 50% имеют иждивенцев и получают соответствующие доплаты к пособиям.

В качестве одного из эффективных направлений поддержки до­ходов безработных граждан явилось дотирование путевок детям без­работных в лагеря отдыха и оздоровительные учреждения. Преимуще­ственным правом на получение этих средств пользовались безработ­ные женщины, воспитывающие детей дошкольного возраста, детей-инвалидов, одинокие и многодетные родители. Так, только на прове­дение летней оздоровительной кампании было израсходовано около 4,0 млрд. руб., что позволило организовать отдых и лечение почти для 11 тыс. детей безработных.

Возраст граждан во многом влияет на успех трудоустройства. Для лиц предпенсионного возраста такие возможности существенно ограничены, что предполагает необходимость направления этих граж­дан. при условии их согласия, на досрочную пенсию.

Наиболее перспективным направлением государственной социальной поддержки лиц, оставшихся без работы, считается системати­ческое профессиональное обучение населения, что является составной частью активной политики занятости. Проведение широкого круга учебных мероприятий способствует улучшению качества работников и развитию конкурентоспособности неработающего населения путем по­вышения их квалификации, переподготовки и обучения новым профессиям, исходя из ситуации на рынке труда.

Федеральной службой занятости России разработана «Концепция профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения», которая позволяет расширять масштабы и качество профессионального обучения.

Изучение условий выплаты пособий по безработице в промышленно развитых странах позволяет сделать вывод, что более чем в 80% стран с рыночной экономикой финансовая помощь безработным осуществляется на основе систем страхования по безработице. Это находится в соответствии с рекомендацией МОТ № 67, где говорится, что «пособие по безработице должно выплачиваться в случае потери заработка в связи с безработицей застрахованного, обычно работающего лица, способного к систематической работе по какой-либо профессии и ищущего подходящую работу, или в связи с частичной безработицей».

Как правило, национальные законодательства различных государств определяют следующие условия, дающие право на получение пособия по безработице: вынужденный характер безработицы; способность данного лица заниматься трудовой деятельностью; готовность согласиться на предлагаемое рабочее место; активный поиск работы. Ранее системы страхования по безработице охватывали только лиц наемного труда, но в настоящее время наблюдается тенденция к рас­ширению категорий населения, включая лиц, которые работают не по найму, занимаются индивидуальной трудовой деятельностью. Основ­ным необходимым условием является уплата страховых взносов.

В большинстве развитых государств фонды страхования по без­работице формируются в основном путем взносов предприятий (из фонда оплаты труда) и самих работников (с заработной платы). Так до последнего времени в Германки из того и другого 'источников отчис­лялось по 3,15 %; в Канаде — 3,29 % из фонда оплаты труда предпри­ятий и 2,35 % с заработной платы работников; во Франции предпри­ятия платят 4,2 % от величины фонда оплаты труда, а работники -2,31 % от получаемой заработной платы; в Швеции и Италии фонд занятости формировался только за счет предприятий в размерах 2,18 и 1,6 % соответственно.

Активное участие в формировании фондов защиты от безработицы в ряде стран принимает государство. Так, в Японии государство покрывает 25-33% расходов на пособия по безработице. В других странах величина участия государства в расходах на страхование по безработице характеризуется следующими цифрами: Великобритания — 13%, США — 18%, Франция — около 35%, Швеция — в пределах 40%.  В Российской Федерации в 1999-2000 годах государственная политика занятости проводилась в основном за счет средств государственного фонда занятости населения Российской Федерации, который формировался и формируется за счет средств предприятий (отчислений 1,5 от фонда оплаты труда), незначительных штрафных санкций и небольшой финансовой поддержки, которая была оказана службе занятости бюджетами некоторых регионов.

    продолжение
--PAGE_BREAK--Глава 2. МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ
2.1 Сущность и причины возникновения мирового рынка рабочей силы


Структура народонаселения мира включает два типа людей в зависимости от количества прожитых лет: трудо­способную часть – условно в возрасте 15-60 лет – и не­трудоспособную часть – дети и старики. К первой катего­рии принадлежит примерно 70% населения, хотя величи­на этой доли варьируется от региона к региону. Так, в Азии и Африке велик процент несовершеннолетних граждан, а в странах Европы и Северной Америки – пожилых людей.

В свою очередь трудоспособное население подразделя­ется на экономически активное и неактивное, причем пос­леднее состоит главным образом из домохозяек, учащихся дневных отделений вузов, граждан, пребывающих на со­держании государства, а также лиц без определенного ме­ста жительства. Нас будет интересовать прежде всего эконо­мически активная часть общества, т. е. люди, способные к труду и стремящиеся им заниматься. Именно данная кате­гория граждан принимает наиболее деятельное участие в процессе поиска работы как внутри своей страны (внут­ренняя миграция), так и за ее пределами (международная миграция)[15, C.92].

Международная миграция рабочей силы имеет длитель­ную историю (еще до новой эры люди переезжали из одно­го государства в другое в поисках занятий), но только в XX в. она превратилась в одну из ведущих форм движения факторов производства, а значит, и отдельную сферу международных экономических отношениях. Это обусловлено рядом причин:

• интернационализацией хозяйственной жизни;

• невиданными социально-демографическими измене­ниями;

• революцией в науке, технике и сфере информации;

• развитием интеграционных процессов;

• деятельностью транснациональных корпораций (ТНК). Все эти факторы способствовали усилению подвижнос­ти трудоспособного населения, которое использует разви­тую инфраструктуру коммуникаций для перемещения по странам и континентам. На сегодняшний день сложился ми­ровой рынок рабочей силы (МРРС), основу которого со­ставляет совокупный миграционный оборот экономически активного населения между странами и регионами, оказы­вающий заметное влияние на уровень, характер и разме­щение производительных сил в рамках национальных хо­зяйственных систем и мировой экономики. К концу XX в. общая численность трудящихся-мигрантов достигла еже­годной величины в 35 млн чел. по сравнению с 3,5 млн в 1960 г. Структура МРРС включает не только мигрантов, но и миграционные службы различных уровней, а также меж­дународные организации, занимающиеся вопросами юри­дического статуса трудящихся-иностранцев, охраны их труда, предоставления им социальных гарантий и т.п.

Говоря о процессах перемещения значительных масс населения, следует подчеркнуть, что в данной лекции рас­сматривается только трудовая миграция, т. е. вызванный социально-экономическими мотивами переезд людей из од­ной страны в другую. Среди факторов, заставляющих граж­дан искать работу за пределами родины, главными являют­ся стремление к улучшению качества жизни и эффектив­ному применению своих способностей. В то же время такие негативные социально-экономические явления, как безра­ботица и аграрное перенаселение, безусловно, играют свою роль в мотивации к временной или постоянной перемене страны проживания.

Важно отметить, что современные государства прила­гают усилия по регулированию трудовой миграции. Право­вое выражение взаимной заинтересованности направляю­щих (стран-экспортеров) и принимающих (стран-импорте­ров) мигрантов стран обычно осуществляется в форме двух- или многосторонних соглашений. Существенное содействие в подготовке международных конвенций в этой области ока­зывают такие глобальные организации, как Комиссия ООН по народонаселению, Международная организация труда (МОТ), Международная организация по миграции (MOM). Примером региональной структуры, занимающейся защи­той прав трудящихся мигрантов, служит западноевропейс­кий Межправительственный комитет по вопросам миг­рации (СИМЕ). Базовыми международными нормативными актами, которые регулируют отношения в рамках МРРС, являются Конвенции МОТ 1962, 1975 и 1982 гг. Статьи этих документов регулируют вопросы найма мигрантов, гаран­тий их прав, борьбы с нелегальными каналами миграции и т. д.

Что касается политики Правительства РФ в этом воп­росе, то созданная в 1992 г. Федеральная миграционная служба действует в рамках общегосударственной комплек­сной миграционной программы на основе Федерального за­кона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в нее» от 15 августа 1996 г. В стране также предоставлены лицензии более чем 150 частным и смешанным компаниям, занимающимся оформлением трудоустройства российских граждан за границей или приемом иностранной рабочей силы в нашей стране. По вопросам миграционной политики зак­лючены двухсторонние координирующие соглашения РФ с рядом стран: Германией, Китаем, Польшей, Словакией, Финляндией и некоторыми другими.

2.2  Виды международной трудовой миграции


Чтобы разобраться в структуре международного миграционного оборота, необходимо установить виды трудовой миграции, классификация которых может проводиться в зависимости от различных критериев. Наиболее признанными из них являются следующие [4, C.77]:

•                    по продолжительности – временная, возвратная (сезонная) и постоянная, безвозвратная (т. е. выезд на постоянное место жительства в другую страну);

•                    по социальному составу – неквалифицированные рабочие, средний технический и сервисный персонал, студен­ты (в период каникул), специалисты, деятели науки, куль­туры и спорта, предприниматели);

•                    по характеру – прямая и косвенная (внутрифирменная в рамках ТНК);

•                    по форме трудового соглашения – индивидуальная и коллективная);

•                    по типу статуса в принимающей стране – ассимиляционная (с последующим предоставлением вида на жительство, а затем и гражданства/подданства) и неассимиляционная.

Международная статистика свидетельствует, что пока основную часть трудящихся-мигрантов составляют малоквалифицированные рабочие, занятые на производстве и в сельском хозяйстве. Вместе с тем постоянно возрастает поток мигрирующих специалистов, т. е. рабочей силы высокой квалификации, занятой на престижных и высокооплачиваемых должностях в структурах ТНК. Кроме того, с каждым годом усиливается мобильность женщин и молодежи, особенно в границах интеграционных объединений типа ЕС.

С возрастанием объемов миграционных потоков в международных экономических отношениях их воздействие на экономику принимающих и направляющих государств становится все более ощутимым. Поэтому представляется крайне важным рассмотреть проблему ми­рового рынка рабочей силы под этим углом зрения.


    продолжение
--PAGE_BREAK--2.3 Международно-правовые основы трудовой миграции


Учитывая, что правительство каждой страны суверенно в своем праве определять направления и цели миграционной по­литики, при разработке комплекса мер, регулирующих процессы внешней трудовой миграции, признано целесообразным и необходимым условием придерживаться определенных правовых норм и стандартов, закрепленных в документах международных организаций. Ратифицируя международные конвенции, страны, регламентирующие процесс трудовой миграции, признают при­оритет норм международного права над национальным законо­дательством, что имеет важное значение как для самой страны с точки зрения ее интеграции в мировое сообщество, так и для мигрантов, чьи права за рубежом существенно расширяются и нуждаются в защите.

Важная особенность международной миграции рабочей силы состоит в том, что регулирование данного процесса осуществля­ется двумя (или более) субъектами, воздействующими на разные стадии перемещения населения и преследующими зачастую не­совпадающие интересы. Если страна-импортер рабочей силы в большей степени отвечает за прибытие и использование мигрантов, то в функции страны-экспортера рабочей силы в большей степени входит регулирование оттока и защита интересов ми­грантов за рубежом.

Во многих аспектах интересы стран-экспортеров и импор­теров рабочей силы оказываются тесно переплетенными. Право­вое выражение взаимной заинтересованности стран, прини­мающих и направляющих мигрантов, осуществляется в форме двух- или многосторонних международных соглашений по вопросам миграции. Согласно программе действий, принятой в 1976 г. на Всемирной конференции по занятости в рамках МОТ (Международный организации труда), организация набора рабочей силы должна производиться на базе двух- или многосторонних соглашений, разработанных на основе изучения экономических и социальных потребностей стран-экспортеров и импортеров рабочей силы.

В настоящее время значительное число учреждений и организаций, прежде всего в рамках ООН, а также региональных группировок занимаются проблемами, связанными с миграцией населения и трудовых ресурсов.

Так, комиссия ООН по народонаселению располагает соответствующим фондом, часть которого используется на субсидирование национальных программ в области миграции населения. Деятельность МОТ в качестве одной из целей предусматривает регулирование миграции населения. Ряд международных договоров, принятых ВОЗ (Всемирной организацией здравоохранения), содержит специальные нормы, которые касаются физического состояния трудящихся-мигрантов. В конвенциях ЮНЕСКО имеются положения, направленные на улучшение образования трудящихся-мигрантов и членов их семей. Возрастает роль Международной организации по миграции (MOM), целью которой является обеспечение упорядоченной и плановой международной миграции, ее организация, обмен опытом и информацией по указанным вопросам. В Западной Европе деятельностью, связанной с обеспечением и защитой прав трудящихся мигрантов, занимается Межправительственный комитет по вопросам миграции (СИМЕ).

Соответствующие документы международных организаций имеют большое значение применительно к национальному законодательству, поскольку при формировании национальной политики в области внешней трудовой миграции должны быть учтены требования международных конвенций.

Одной из основных идей Конвенции МОТ о трудящихся-мигрантах  является признание государствами, ратифицирующими данный документ, равенства в отношении мигрантов независимо от их национальности, расовой принадлежности, религии, пола и т.п. Конвенция содержит статьи, направленные на регулирование условий, при которых трудящиеся-мигранты будут иметь равные с гражданами принимающего государства права в вопросах, определенных Конвенцией. Защита прав трудящихся-мигрантов обеспечивается:

•                    организацией бесплатных служб для помощи мигрантам и обеспечения их необходимой информацией (ст. 2);

•                    принятием мер против недостоверной информации и пропаганды в отношении вопросов, касающихся иммиграции и эмиграции граждан (ст. 3);

•                    принятием мер, облегчающих все стадии миграции: отъезд, перемещение и прием мигрантов (ст. 4);

•                    организацией соответствующих медицинских служб (ст. 5);

•                    разрешением переводить на родину заработок и сбережения трудящихся-мигрантов (ст. 9).

Два приложения к Конвенции касаются найма, размещения и условий труда мигрантов, еще одно – вопросов ввоза мигрантами личного имущества, рабочих инструментов и оборудования. В приложении 1, в частности, указывается, что посреднической деятельностью по трудоустройству мигрантов могут заниматься:

•                    наниматель или лицо, находящееся у него на службе и действующее от его имени, при наличии разрешения от компетентных властей и под их контролем;

•                    частное агентство, получившее на это предварительное разрешение компетентных властей территории, на которой данные операции будут производиться, при соблюдении условий и в тех случаях, которые могут быть предусмотрены либо законодательством данной территории, либо соглашением между компетентными органами принимающей и направляющей стран.

В данной Конвенции также указывается, что лицо или организация, способствующие незаконной миграции, подлежат со­ответствующему наказанию. В ней подчеркивается также необходимость письменного оформления трудовых контрактов и соблюдения права трудящихся-мигрантов на получение данных документов с указанием сроков найма, условий и содержания труда и уровня его оплаты.

Документы МОТ провозглашают равенство мигрантов с гражданами страны пребывания также и в уровне минимальной заработной платы, а в тех странах, где это предусмотрено национальными законодательствами, – возможность участвовать в процедурах по установлению размера заработной платы. При этом оговаривается, что заработная плата трудящимся-мигрантам должна выплачиваться регулярно и наличными деньгами.

Статья 9 Конвенции № 97 закрепляет право трудящегося-мигранта на свободный перевод полученных валютных средств на родину.

Международными стандартами предусматривается также возможность для трудящихся-мигрантов получить образование или повысить квалификацию в стране пребывания. Так, в Рекомендациях МОТ для мигрантов оговаривается равный с гражданами принимающей страны доступ к получению образования.

Конвенция МОТ, принятая в 1962 г., гарантирует равноправие граждан стран пребывания и иностранцев или лиц без гражданства в области социального обеспечения. Государства, принявшие настоящую Конвенцию, обязуются соблюдать по отно­шению к гражданам любого другого государства, подписавшего данную Конвенцию, равенство в социальном обеспечении независимо от срока пребывания в стране. При этом принятые обязательства по желанию сторон могут предусматривать одну или более социальных гарантий: медицинское обслуживание, пособие по инвалидности в случае потери трудоспособности, пенсионное обеспечение, пособие по временной нетрудоспособности, пособие по безработице и т.п.

Согласно Конвенции МОТ 1975 г., государства должны выявлять на своей территории нелегальную миграцию и принимать необходимые меры по ее сокращению. Конвенция содержит требования, предъявляемые государствам в отношении равенства в образовании, занятости, социального обеспечения, участия в профсоюзах и прочих гражданских прав и социальных гарантий для лиц, находящихся на территории государства на законном основании в качестве трудящихся-мигрантов или членов их семей.

Наконец, в Конвенции МОТ, одобренной в 1982 г., изложена международная система сохранения прав трудящихся-мигрантов в области социального обеспечения. Назначение данной Конвенции – координация национальных систем социального обеспечения с учетом различий в уровнях развития отдельных стран.

Ратификация заинтересованными государствами международных конвенций, регламентирующих процесс трудовой миграции, является необходимым условием для их осуществления

    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Предприятие общественного питания как специфический объект хозяйствования 2
Реферат Психология спорта
Реферат Антивоенный пафос в произведениях М Ремарка и Э Хемингуэя
Реферат 1. Информация о компании
Реферат Amistad Essay Research Paper In the beginning
Реферат Мотивационно-ценностные отношения в профессиональном становлении студентов
Реферат 3 Проблеми стандартизації в галузі передавання даних Роль систем передавання даних у сучасному суспільстві з кожним роком зростає
Реферат Русская свадебная обрядность в контексте русской культуры: история и современность
Реферат Кронштадтская крепость в годы Великой Отечественной войны
Реферат Расчет червячной передачи
Реферат Развитие туризма в Украине
Реферат Українські легенди про "Триблаженне древо", смерть Адама та главу його
Реферат Оценочная деятельность учителя как средство формирования учебно познавательной мотивации младших
Реферат Развитие туризма в Венгрии
Реферат Индийский марабу