Реферат по предмету "Экономика"


Особенности бюджетного процесса

Содержание
1. Бюджетный процесс, его содержание,задачи и принципы организации
2. Аналитическая часть. Вариант 8
3. Практическая часть. Вариант 3
Список литературы

1. Бюджетный процесс,его содержание, задачи и принципы организации
Выполнение государством возложенных на него функций связано сналичием у него необходимых финансовых ресурсов, а это, в свою очередь, требуетконцентрации в бюджете части денежных средств, создаваемых в государстве. Входе мобилизации в бюджет этих средств и их использования возникают финансовыеотношения между государством, налогоплательщиками и получателями бюджетныхассигнований.
Эти отношения строятся в соответствии с финансово-бюджетнойполитикой, разрабатываемой и осуществляемой органами власти.Финансово-бюджетная политика включает действия государственных итерриториальных органов власти в налоговой, денежно-кредитной, ценовой и другихобластях финансов.
Финансово-бюджетная политика — это совокупность действий и мероприятий,проводимых органами власти, по использованию финансовых отношений длявыполнения ими своих функций и управлению бюджетной системой. Финансово-бюджетнаяполитика предполагает определение целей и задач в области финансов, разработкумеханизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использованиябюджетных средств, управление финансами и бюджетной системой, организацию спомощью финансово-бюджетных инструментов регулирования экономических и социальныхпроцессов.
Финансово-бюджетная политика осуществляется главным образом входе работ, производимых органами власти по мобилизации средств в бюджет и их использованию,т. е. в ходе бюджетного процесса. Совокупность действий исполнительных ипредставительных органов власти по разработке и осуществлениюфинансово-бюджетной политики и управлению бюджетной системой и есть бюджетныйпроцесс.
Финансово-бюджетная политика государства ежегодно определяетсяв Бюджетном послании Президента Российской Федерации Правительству РоссийскойФедерации. На территориальном уровне она определяется решениями соответствующихорганов власти. Эта политика реализуется в деятельности финансовых и налоговыхорганов, органа денежно-кредитного регулирования (Банк России),контрольно-счетных органов (контрольно-счетные палаты Российской Федерации исубъектов Российской Федерации, другие контрольные органы исполнительнойвласти).
В Российской Федерации бюджетный период, т.е. время совершенияпроцесса исполнения бюджета, установлен с 1 января по 31 декабря, следовательно,он совпадает с календарным годом. Продолжительность бюджетного процессазначительно больше бюджетного периода, так как в бюджетный процесс включаетсявремя, необходимое для бюджетного планирования, последующего бюджетногоконтроля и других действий.
Органы, наделенные в соответствии с законодательством бюджетнымиполномочиями, т.е. правамии обязанностями участников бюджетного процесса, осуществляют бюджетный процесс.Такими полномочиями наделены:
— органы представительной и исполнительной власти;
— финансовые и налоговые органы;
— органы денежно-кредитного регулирования и органы государственногофинансового контроля;
— главные распорядители бюджетных средств и распорядителибюджетных средств;
— государственные целевые внебюджетные фонды.
Представительные органы власти рассматривают и утверждаютпроекты бюджетов и отчетов об их исполнении. Исполнительные органы властиосуществляют сводное финансовое планирование, составление проектов бюджетов,внесение проектов бюджетов на рассмотрение представительных органов власти,исполнение бюджетов, анализ и контроль за исполнением бюджетов. Банк РоссийскойФедерации совместно с Правительством России разрабатывает и представляет нарассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политикигосударства, обслуживает денежные счета Казначейства Российской Федерации, счетагосударственных целевых внебюджетных фондов, счета территориальных бюджетов.
Главный распорядитель бюджетных средств — это орган исполнительнойвласти, первый прямой получатель бюджетных средств имеющий право распределятьсредства между распорядителями и получателями бюджетных средств. Он готовитроспись бюджетных расходов по распорядителям бюджетных средств ибюджетополучателям, доводит до них уведомления о бюджетных назначениях,утверждает им сметы доходов и расходов, изменяет в случае необходимости распределениесредств между статьями утвержденной для них сметы, осуществляет контроль зарациональным, целевым использованием бюджетополучателем бюджетных средств. Распорядительбюджетных средств — это орган исполнительной власти, распределяющий средства междубюджетополучателями, он доводит до них уведомления о бюджетных ассигнованиях,утверждает сметы доходов и расходов бюджетополучателей, контролирует целевоеиспользование ими бюджетных средств. Бюджетополучатель (бюджетное учреждение) —это организация, созданная органом исполнительной власти для осуществленияфункций некоммерческого характера (управление, оборона, социально-культурныемероприятия и др.) и финансируемая в сметном порядке из бюджета иливнебюджетных фондов.
Контрольно-счетные органы (Счетная Палата РоссийскойФедерации, контрольно-счетные палаты субъектов Российской Федерации имуниципальных образований) осуществляют контроль за исполнением соответствующихбюджетов и внебюджетных фондов, проводят внешний аудит отчетов об исполнениибюджетов и внебюджетных фондов.
Все перечисленные выше органы власти и учреждения являютсяучастниками бюджетного процесса. Бюджетный процесс включает:
— сводное финансовое планирование и прогнозирование;
— составление, рассмотрение и утверждение проекта бюджета;
— исполнение бюджета в течение бюджетного года;
— анализ и контроль исполнения бюджета.
Сводное финансовое планирование.
Кругооборот внутреннего валового продукта совершается вматериально-вещественной и стоимостной форме. В ходе оборота валового продуктав стоимостной форме возникают финансовые отношения по поводу создания,распределения, перераспределения и потребления финансовых ресурсов. Управлениепроцессами создания, распределения, перераспределения и потребления финансовыхресурсов осуществляется с помощью финансового планирования, объектом которогоявляются фонды денежных средств. Благодаря финансовому планированию обеспечиваетсясбалансированность народнохозяйственных, межотраслевых пропорций, определяютсяпути рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Финансовоепланирование на общегосударственном и территориальных уровнях обеспечиваетсясистемой финансовых планов, которые увязываются с материальными и трудовымибалансами в стоимостном выражении. Каждый финансовый план решает задачиорганизации и управления финансами в конкретном звене управления. В системуфинансовых планов входят: перспективные финансовые планы; сводные финансовыебалансы, составляемые на общегосударственном и территориальных уровняхуправления.
Координация и концентрация средств в регионе, повышениеэффективности их использования положительно отражаются на финансовомпланировании, содействуют уменьшению потребности в финансовых ресурсах,выделяемых из бюджета.
Бюджетное прогнозирование.
Под прогнозом развития бюджета подразумевается комплексвероятностных оценок возможных путей развития его доходной и расходной частей. Цельбюджетного прогнозирования — на основе сложившихся тенденций, конкретныхсоциально-экономических условий и перспективных оценок разработать и обосноватьоптимальные пути развития бюджета и на этой основе дать предложения по егоукреплению. Своевременный учет результатов такого прогнозирования являетсяважным условием для принятия наиболее эффективных мер в финансовой политикегосударства, региона. Расчет прогнозируемых бюджетных показателей основан наиных методологических подходах, нежели расчеты показателей годового бюджета.Если показатели годовых и квартальных бюджетов определяются на базе прямыхрасчетов экономических и финансовых параметров, то при определении прогнозныхбюджетных показателей, как правило, такой возможности нет из-за отсутствиянеобходимых статистических и отчетных данных. Финансово-бюджетноепрогнозирование является сравнительно молодой отраслью финансовой науки. Ееразвитие было связано с необходимостью составления сводных финансовых балансовна перспективу. Существенный вклад в разработку методов перспективныхфинансовых расчетов внесли А.М. Волков, В.А. Таланов, Л.П. Евстигнеева, В.С.Павлов, Г.Б. Поляк, Г.Я. Шахова. Бюджетное прогнозирование и в первую очередьпрогнозирование территориальных бюджетов связано с распространением в 70-е годыпрактики разработки перспективных комплексных планов экономического исоциального развития территорий, в которых необходимо было производитьпрогнозные расчеты бюджетных показателей как основы планирования финансовогообеспечения мероприятий, предусмотренных этими планами. Методологияпрогнозирования территориальных бюджетов впервые в нашей стране быларазработана и апробирована в 1976 г. Г.Б. Поляком в ходе подготовки иреализации комплексных планов экономического и социального развития административно-территориальныхединиц. Проблемы территориального бюджетного прогнозирования отражены также вработах С К. Битокова, Н.М. Дементьевой, Т. Т. Тулебаева.
При разработке прогноза развития бюджета могут быть использованыразличные методы.
1) Метод экстраполяции, т.е. составление перспективы исходяиз практики предшествующих периодов. Однако этот метод пригоден дляпрогнозирования лишь некоторых статей расходов и доходов бюджета, имеющих болееили менее стабильный характер.
2) Метод экспертных оценок, т. е. прогноз, строящийся на базеоценок, сделанных и обоснованных компетентными специалистами в отдельныхотраслях науки и народного хозяйства, также не лишен недостатков, посколькуимеет элемент субъективизма.
3) Применение этих двух методов одновременно; при этомиспользуются как объективные тенденции развития, так и мнения экспертов.
Для расчетов основных показателей федерального бюджета наперспективу могут быть использованы корреляционные связи между объемом доходовфедерального бюджета и двумя переменными: произведенным национальным доходом иваловой продукцией промышленности и сельского хозяйства
Кроме составления проекта бюджета на планируемый год,исполнительные органы власти субъектов Федерации и муниципальных образований вцелях составления консолидированного бюджета Российской Федерации, обеспеченияединой финансово-бюджетной политики государства должны подготовить ипредставить в вышестоящий орган исполнительной власти следующие документы иматериалы: прогноз социально-экономического развития субъекта РоссийскойФедерации и муниципального образования на очередной год; основные направлениябюджетной и налоговой политики субъекта Российской Федерации и муниципальногообразования на очередной год; прогноз сводного финансового баланса потерритории субъекта Российской Федерации и муниципального образования наочередной год; прогноз консолидированного бюджета субъекта Российской Федерациина очередной год; адресную инвестиционную программу на очередной год; программуприватизации  государственных предприятий на очередной год.
2. Аналитическая часть. Вариант 8Статьи расходов бюджета 2000 г. 2001 г. млрд. руб. уд. вес, % млрд. руб. уд. вес, % темп прироста в расходах в ВВП в расходах в ВВП номинал. реальн. Национальная оборона 240 347 Правоохранительная деятельность 118 181 Ликвидация чрезвычайных ситуаций 92 137 Расходы бюджета 1992 100 1672 100 ВВП 5000 * 100 6350 * 100 Инфляция, % 18 * * 11 * * * * Статьи расходов бюджета 2002 г. млрд. руб. уд. вес, % темп прироста в расходах в ВВП номинал. реальн. Национальная оборона 452 Правоохранительная деятельность 228 Ликвидация чрезвычайных ситуаций 139 Расходы бюджета 2112 100 ВВП 8750 * 100 Инфляция, % 10 * * * * Статьи расходов бюджета 2003 г. млрд. руб. уд. вес, % темп прироста в расходах в ВВП номинал. реальн. Национальная оборона 567 Правоохранительная деятельность 262 Ликвидация чрезвычайных ситуаций 162 Расходы бюджета 2722 100 ВВП 11950 * 100 Инфляция, % 11 * * * *
1. По данным таблицы 1рассчитать показатели:
— структуру расходовбюджета;
— удельный вес каждого изнаправлений расходов и общих расходов относительно ВВП;
— номинальные и реальные темпыприроста расходов бюджета и ВВП;
По результатам расчетовзаполнить таблицу 1.
2. Провести сравнительныйанализ рассчитанных показателей и их динамики за 2000-2003 гг., оценитьизменение расходов бюджета относительно ВВП.
3. Сформулировать выводыоб уровне развития национальной хозяйственной системы, измененияхгосударственного финансирования указанных направлений и о перспективахбюджетного финансирования. При любой оценке обосновать свою позицию.
Решение:
1. Рассчитаем структурурасходов бюджета, данные занесем в табл. 1.
Таблица 1. Структурарасходов бюджета 2000 – 2003 гг.Статьи расходов бюджета 2000 2001 2002 2003 млрд. руб. уд. вес в расходах млрд. руб. уд. вес в расходах млрд. руб. уд. вес в расходах млрд. руб. уд. вес в расходах Национальная оборона 240 12,048 347 5,465 452 21,4 567 20,83 Правоохранительная деятельность 118 2,36 181 2,85 228 10,8 262 9,625 Ликвидация чрезвычайных ситуаций 92 1,84 137 2,157 139 6,581 162 5,952 Расходы бюджета 1992 100 1672 100 2112 100 2722 100 ВВП 5000 Х 6350 Х 8750 Х 11950 Х Инфляция, % 18 Х 11 Х 10 Х 11 Х
Для более наглядногопредставления об изменении структуры расходов, на основании расчетных данныхтаблицы 1, построим диаграмму:
/>
— как видно из расчетов,все показатели (в количественном выражении) выросли, вместе с тем наблюдается иабсолютный прирост расходов бюджета в общей сумме расходов по сравнению с 2000 г.;
— удельный вес расходовна национальную оборону вырос с 12,05 до 20,83%; расходы на правоохранительнуюдеятельность – с 2,36 до 9,63 %, расходы на ликвидацию чрезвычайных ситуацийвозросли с 1,84 до 5,95 %.
— в целом, исследуемыерасходы бюджета к 2003 г. по сравнению с 2000 г. увеличились практически в два раза.
— если проанализироватьдинамику изменения удельных долей расходов бюджета по годам, то стоит отметитьрезкое уменьшение удельного веса расходов на национальную оборону в 2001 г., а также незначительное уменьшение удельных весов всех изучаемых расходов бюджета в 2003 г.
2. Рассчитаем удельныйвес каждого направления расходов и общих расходов относительно ВВП, данныезанесем в табл. 2.

Таблица 2. Структура расходовбюджета в ВВП за 2000 – 2003 гг.Статьи расходов бюджета 2000 2001 2002 2003 млрд. руб. уд. вес в ВВП млрд. руб. уд. вес в ВВП млрд. руб. уд. вес в ВВП млрд. руб. уд. вес в ВВП Национальная оборона 240 4,8 347 5,465 452 5,166 567 4,745 Правоохранительная деятельность 118 2,36 181 2,85 228 2,606 262 2,192 Ликвидация чрезвычайных ситуаций 92 1,84 137 2,157 139 1,589 162 1,356 Расходы бюджета 1992 39,84 1672 26,33 2112 24,14 2722 22,78 ВВП 5000 100 6350 100 8750 100 11950 100 Инфляция, % 18 х 11 х 10 х 11 х
Для более наглядногопредставления об изменении структуры расходов, на основании расчетных данныхтаблицы 2, построим диаграмму.
— как видно из расчетов,все анализируемые расходы бюджета, невзирая на их количественное увеличение,имеют тенденцию к снижению в общем объеме ВВП, только в 2001 г. наблюдалось незначительное увеличение их доли, а затем снова началось постепенное снижение.
— удельный вес общихрасходов бюджета в ВВП достаточно резко уменьшается в 2001 г., затем снижение доли расходов в ВВП становится более спокойным, доля общих расходов с 2000 г. к 2003 г. уменьшилась на 17,06% – с 39,84% до 22,78%.
— несомненно, тенденция кснижению расходов бюджета (особенно расходов на национальную оборону) содновременным увеличением расходов на социальные нужды, инвестирование и т.д.,заслуживает самых положительных оценок.

/>
/>
3. Рассчитаем номинальныеи реальные темпы прироста расходов бюджета и ВВП. Номинальные — в текущих ценахкаждого года, данные представим в табл. 3. Реальные – скорректированные сучетом уровня цен (инфляции), т.е. данные каждого года разделим насоответствующий индекс цен (табл. 4). Темп прироста рассчитаем как разницумежду соответствующим темпом роста и 100%, а темп роста рассчитаем по формуле Тр=(yi/yi-1)*100%;
— при расчете данных для2002 и 2003 гг. уровень инфляции будет считаться как сумма предыдущих уровней куровню цен 2000 г.
Таблица 3. Номинальныетемпы прироста в 2000 – 2003 гг.Статьи расходов бюджета 2000 2001 2002 2003 млрд. руб. млрд. руб. Т.Пр. млрд. руб. Т.Пр. млрд. руб. Т.Пр. Национальная оборона 240 347 44,583 452 30,26 567 25,44 Правоохранительная деятельность 118 181 53,39 228 25,97 262 14,91 Ликвидация чрезвычайных ситуаций 92 137 48,913 139 1,46 162 16,55 Расходы бюджета 1992 1672 -16,064 2112 26,32 2722 28,88 ВВП 5000 6350 27 8750 37,8 11950 36,57 Инфляция, % 18 11 х 10 х 11 х
Таблица 4. Реальные темпыприроста в 2000 – 2003 гг.Статьи расходов бюджета 2000 2001 2002 2003 млрд. руб. млрд. руб. Т.Пр. млрд. руб. Т.Пр. млрд. руб. Т.Пр. Национальная оборона 240 312,61 30,254 373,6 19,51 429,5 14,96 Правоохранительная деятельность 118 163,06 38,186 188,4 15,54 198,5 5,361 Ликвидация чрезвычайных ситуаций 92 123,42 34,152 114,9 -6,903 122,7 6,789 Расходы бюджета 1992 1506,3 -24,383 1745 15,85 2062 18,17 ВВП 5000 5720,7 14,414 7231 26,4 9053 25,2 Инфляция, % 18 11 х 10 х 11 х
— Полученные данныепредставим в виде диаграммы:
/>
— в целом все изучаемыевиды расходов замедляют темпы своего роста относительно ВВП, что не являетсяотрицательным, т.к. высвобождаются средства бюджета на другие цели, например,социальное и пенсионное обеспечение, развитие образования и культуры, науки иискусства.
— данные в сопоставимыхценах показывают, что в среднем темп прироста ВВП составляет 22,0% за год ((14,41+26,4+25,2)/3),т.е. в 2004 г. можно ожидать, что ВВП составит 14579 млрд. руб.;
— данные в сопоставимыхценах показывают, что в среднем темп прироста расходов бюджета составляет 19,47%за год ((-24,38+15,85+18,17)/3), т.е. в 2004 г. можно ожидать, что расходы бюджета составят 3251,98 млрд. руб.;
— общие расходы бюджетасохранят тенденцию к уменьшению своего удельного веса в общем объеме ВВП;
— также наблюдаетсятенденция к уменьшению и стабилизации уровня инфляции, что говорит о повышенииэффективности бюджетной политики государства;
— больший темп приростаВВП с одновременным замедлением прироста расходов говорит о повышенииблагосостояния, стабилизации политической и экономической ситуации в стране иповышении уровня развития национальной хозяйственной системы.

Список используемойлитературы
1.        Бюджетный КодексРоссийской Федерации (по состоянию на 15.03.2004). – Новосибирск: Сиб.унив.изд-во, 2004. – 187 с.
2.        Бюджетная системаРоссии: Учебник для вузов \ Под. ред. проф. Г.Б. Поляка. — М.: ЮНИТИ-ДАНА,2004.-540 с.
3.        Бюджетная системаРоссийской Федерации: Учебник для вузов \ Под. ред. М.В.Романовского. — М.:Юрайт-М, 2001.-615 с.
4.        Годин А.М. Бюджети бюджетная система РФ: учеб. пособие – М. «Дашков и К», 2002. – 340 с.
5.        Дадашев А.З.,Черник Д.Г.  Финансовая система Росссии: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М,2001.-248 с.
6.        Сажина М.А.,Чибриков Г.Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. идоп.-М.: Норма,. 2005. с. 672: ил.-(Классический университетский учебник).
7.        Селезнев А.Государство и экономика// Экономист 2003 №10, С. 20-25


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.