Реферат по предмету "Экономика"


Основы экономики предприятия

«ЭКОНОМИКАПРЕДПРИЯТИЯ»
 
1. Предприятие в условияхрынка, его основные функции и цели
2. Факторы, влияющие наэффективное функционирование предприятия
3. Механизмгосударственного воздействия на предпринимательскую деятельность
4. Государственное регулированиеэкономики: цели, функции, условия и предпосылки государственного вмешательства
5. Организационно-правовыеформы хозяйствования юридических лиц, их сущность и особенности(государственные и муниципальные унитарные предприятия, производственныекооперативы)
6. Организационно-правовыеформы хозяйствования юридических лиц, их сущность и особенности (общества сограниченной и дополнительной ответственностью, АО)
7. Классификация, структураи значение инвестиций
8. Финансирование и планированиекапитальных вложений
9. Методы экономическогообоснования капитальных вложений и инвестиций
10. Производственнаяпрограмма предприятия
11. Сущность и значениеосновных средств (фондов), их состав и структура (ОПФ, непроизводственные ОФ,активные, пассивные, производственная структура, технологическая, возрастная)
12. Виды стоимостныхоценок основных средств. (Первоначальная, восстановительная, остаточная)
13. Амортизационныеотчисления и их использование на предприятии. Физический и моральный износосновных фондов
14. Производственнаямощность предприятия, методика расчета
15. Экономическаясущность, состав и структура оборотных средств
16. Оборотные средства.Показатели уровня использования оборотных средств
17. Классификация (поэлементам) и нормирование оборотных средств
18. Кадры предприятия, ихклассификация и структура
19. Производительностьтруда: сущность и методы ее измерения
20. Факторы и резервыроста производительности труда
21. Сущность заработнойплаты, принципы и методы ее исчисления
22. Тарифная система, ееназначение и основные элементы. Бестарифная система оплаты труда
23. Сущность и значениесебестоимости продукции как экономической категории и ее виды
24. Поэлементнаяклассификация затрат на выпуск и реализацию продукции. Классификация затрат навыпуск и реализацию продукции (основные, текущие и т.д.)
25. Классификация затратна выпуск и реализацию продукции (калькуляционная)
26. Структура себестоимости и факторы, ее определяющие
27. Планирование себестоимостипродукции на предприятии
28. Управление издержкамина предприятии с целью их минимизации
29. Прибыль предприятия
30. Сущность налогов ипринципы налогообложения
31. Федеральные налоги сюридических лиц (НДС, налог на прибыль предприятий, акцизы)
32. Сущность и функции ценыкак экономической категории
33. Виды цен и ихклассификация
34. Факторы, влияющие науровень цен. Ценовая политика
35. Этапы и методыустановления цен на продукцию
36. Критерии финансовогосостояния предприятия
37. Показатели, характеризующиефинансовое состояние предприятия, методика их расчета (показатели платежеспособностии деловой активности)
38. Показатели финансовойустойчивости и рентабельности, методика их расчета
39. Способы нормированияоборотных средств
40. Принцип и методыпланирования на предприятии
1.Предприятие в условиях рынка, его основные функции и цели
Предприятие – этосамостоятельный хозяйственный субъект производящий продукцию, выполняющийработы и оказывающий услуги в целях удовлетворения общих потребностей иполучения прибыли.
Главной целью любогопредприятия является получение максимальной прибыли. Для этого предприятиядолжны:
1) выпускатьвысококачественную продукцию и обновлять ее.
2) рациональноиспользовать производственные ресурсы.
3) разрабатывать стратегиюповедения предпр-я
4) обеспечиватьконкурентоспособность предр-я2.Факторы, влияющие на эффективное функционирование предприятия
1) в зависимости отнаправления действия: позитивные(благотворно влияющие на деят-ть предприятия) инегативные.
2) в зависимости от меставозникновения: внутренние(н-р мотивация работников) и внешние.
Кроме того, всевнутренние факторы можно разделить на объективные и субъективные. Объективные –это такие факторы, возникновение которых не зависит от субъекта управления(ухудшениегорно-геологических усл-й). Субъективные – полностью зависит от субъектауправления.
Внешние факторы:связанные с изменением конъюнктуры внутреннего и мирового рынка; изменениеполит.обстановки; инфляционные процессы.
3.Механизмы государственного воздействия на предпринимательскуюдеятельность
1) фискальная политика.Регул-е гос.бюджетом и налогооблажением с целью стабилизации и оживления эк-ки.
2) кредитно-денежнаяполитика. Упр-е гос-м банковским %, ден-й массой и кредитами.
3) антимонопольнаяполитика
4) ценообразование
5) инвестиционнаяполитика. Воздействие на темпы объема производства, ускорение НТП
6) инновационная политика
7) амортизационнаяполитика. Устанавливая нормы амортизации, порядок ее начисления ииспользования, гос-во тем самым регулирует темпы и характер воспроизводства искорость обновления основных фондов.
8) социальная политика4.Государственное регулирование экономики: цели, функции, условия и предпосылкигосударственного вмешательства
Предпринимательскаядеятельность и экономика страны в значительной степени зависят от гос.политики.Своими действиями гос-во может существенно затормозить или ускорить этипроцессы.
Прерогативой гос-ваявл-ся и обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальнойбезопасности, что, в свою очередь, является основой для развитияпредпринимательства и экономики.
Функции:
1) создание правовойосновы
2) обеспечениенадлежащего правопорядка в стране и ее национальная безопасность
3) стабилизация эк-ки.Если гос-во не будет добиваться стабилизации эк-ки, то это самым существеннымобразов и в негативном плане может повлиять на предпринимательскую деят-ть,экономику страны в целом, социальную обстановку и друге процессы.
4) обеспечение соц.защитыи соц.гарантий.
5) защита конкуренции
6) разработка, принятие иорганизация выполнения хозяйственного законодательства, т.е. правовой основы.5.Организационно-правовые формы хозяйствования юрид.лиц, их сущ-тьи особенности (гос. и муницип. унитарные предприятия, производственныекооперативы)
Производственныекооперативы. Производственный кооператив – это объединение лиц для совместнойпроизводственной и хозяйственной деятельности на основе личного участия.Распределение дохода осуществляется пропорционально трудовому участию.Минимальное количество человек – 5. Ответственность – общая в пределах паевогокапитала.
Унитарное предприятие. Унитарноепредприятие – это предприятие, не наделенное правом собственности на имущество,в котором все сотрудники – наемные. Делятся на два типа:— Унитарное предприятиена праве хозяйственного ведения: государство отвечает по долгам иобязательствам предприятия.— Унитарное предприятие на праве оперативногоуправления: (казенные предприятия) могут принадлежать только государству,разрешается лишь оперативно управлять, но не заниматься хозяйственнойдеятельностью (прим. оборонная промышленность).

6. Организационно-правовые формыхозяйствования юрид.лиц, их
сущ-ть и особенности (общества согран-й и доп. ответств., АО)
ООО – Общество сограниченной ответственностью: Ответственность участников ограничена толькоразмером вклада в уставной капитал. Минимальный уставной капитал – 100 МРОТ.Количество участников не ограничено.
ОДО – Общество сдополнительной ответственностью: отвечают по обязательствам общества своимимуществом пропорционально внесенному капиталу.
АО: Уставной капиталразделен на равные доли – акции. Уставной капитал – не менее 1000 МРОТ. Однолицо может организовать АО. АО становится СП, если доля иностранного капиталапревосходит 12%. Виды АО:— ЗАО: Акции продаются по согласию большинстваакционеров. Если количество участников ЗАО превосходит 50 человек, то оноавтоматически преобразуется в ОАО.— ОАО: акции общества продаются свободно7.Классификация, структура и значение инвестиций
Под инвестициями поним-сяденежные средства гос-ва, предприятий и физ. лиц направляемые на создание иобновление основ-х фондов, расширение действующих производственныхмощностей(реальные инвестиции), а также приобретение акций, облигаций и другихценных бумаг и активов(портфельные инвестиции).
Эффективностьиспользования капитальных вложений в значительной мере зависит от их структуры.Различают следующие виды структур капитальных вложений: технологическую,воспроизводственную, отраслевую и территориальную.
Под технологическойструктурой капитальных вложений понимаются состав затрат на сооружениекакого-либо объекта и их доля в обшей сметной стоимости.
Под воспроизводственнойструктурой капитальных вложений понимаются их распределение и соотношение вобщей сметной стоимости по формам воспроизводства основных производственныхфондов.
Под отраслевой структуройкапитальных вложений понимаются их распределение и соотношение по отраслямпромышленности и народного хозяйства в целом.
Под территориальнойструктурой капитальных вложений понимаются их распределение и соотношение вобщей совокупности по отдельным экономическим районам, областям, краям иреспубликам РФ.
Инвестиции, в первуюочередь реальные инвестиции, т.е. капитальные вложения, играют исключительноважную роль в экономике страны и любого предприятия, так как они являютсяосновой для:
• систематическогообновления основных производственных фондов предприятия и осуществленияполитики расширенного воспроизводства;
• ускорениянаучно-технического прогресса и улучшения качества продукции;
• структурной перестройкиобщественного производства и сбалансированного развития всех отраслей народногохозяйства;
• создания необходимойсырьевой базы промышленности;
• гражданскогостроительства, развития здравоохранения, высшей и средней школы;
• смягчения или решенияпроблемы безработицы;
• охраны природной средыи достижения других целей.
8.Финансирование и планирование капитальных вложений
Различают два способафинансирования капитальных вложений: централизованный и децентрализованный. Прицентрализованном способе источником финансирования капитальных вложенийявляются федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, централизованныевнебюджетные инвестиционные фонды и др.; при децентрализованном — это восновном источники предприятий и индивидуальных застройщиков.
На предприятии основнымиисточниками финансирования являются: прибыль, остающаяся в распоряжениипредприятия; амортизационные отчисления; средства, полученные от выпуска ипродажи акций; кредиты коммерческих банков; источники и вышестоящихорганизаций; средства иностранных инвесторов и др. Но основными источникамифинансирования капитальных вложений на предприятии являются прибыль,направляемая предприятием на накопление, и амортизационные отчисления.
Планирование инвестицийна предприятии — это очень важный и сложный процесс. Сложность этого процессазаключается в том, что необходимо учитывать многие факторы, в том числе инепредвиденные, а также степень риска вложения инвестиций.
В общем виде планинвестиций на предприятии состоит из двух разделов: плана портфельныхинвестиций и плана реальных инвестиций (капитальных вложений):
план портфельныхинвестиций — это план приобретения и реализации предприятием акций, облигаций идругих ценных бумаг; план реальных инвестиций — это план инвестиций напроизводственное и непроизводственное развитие предприятия.
9.Методы экономического обоснования капитальных вложений и инвестиций
Первый метод связан сосравнением величины инвестиций с величиной получаемого дохода от их использованияпутем сопоставления цены спроса с ценой предложения. Предпринимательзаинтересован во вложении инвестиций, т.е. в приобретении капитального товара,только в том случае, если ожидаемый доход от его использования за определенныйпериод составит не менее величины вложения инвестиций.
Для расчета прибыльностивложений используют понятие дисконтная стоимость:
ДС=Пn/(1+r)n,П – предполагаемый доход, r-ставкадисконта.
Метод определениясравнительной эффективности кап.вложений: основан на сравнении приведенныхзатрат по вариантам. Согласно этой методике эк-ки целесообразно считается тотвариант кот-й обеспеч-т минимум приведенных затрат.
Зi=Ci+Ki*Eн
Ci– себестоимость прод-ции, Ki – кап.вложения10.Производственная программа предприятия
Производственнаяпрограмма предприятия — (объединения) представляет собой систему плановыхзаданий по выпуску продукции, установленной номенклатуры, ассортимента икачества, предназначенной для удовлетворения потребности народного хозяйства.
Разработкапроизводственной программы начинается обычно с определения наименований иколичества продукции (готовые изделия, полуфабрикаты, услуги проблемы имени огохарактера и т.п.), которые нужны народному хозяйству и индивидуальнымпотребителям. Это предрешает необходимость начинать составлениепроизводственной программы с расчета номенклатуры, количества и объемареализуемой продукции.
В плане реализациипродукции предприятия (объединения) устанавливаются объем и структура поставоквыпускаемой продукции, а также сумма выручки и прибыли от реализации продукции.
Основными источниками длясоставления плана реализации продукции являются: централизованное задание попоставке важнейших видов продукции, портфель заказов и заключенные на этойоснове хозяйственные договора по поставкам; нормативные и отчетные данные озапасах продукции на складах предприятия на начало и конец планового года;оптовые цены и себестоимость (отчетная и плановая) изделий, подлежащихреализации. План реализации продукции разрабатывается в натуральном и ценностномвыражении.
Чтобы осуществить анализи прогнозирование последствий изменения рыночных условий, необходимо построитькривые спроса и предложения.11.Сущность и значение основных средств (фондов), их состав и структура(ОПФ, непроизводственные ОФ, активные, пассивные, производственнаяструктура, технологическая, возрастная)
Основные фонды — этоматериально-вещественные ценности, действующие в неизменной натуральной форме втечение длительного периода времени и утрачивающие свою стоимость по частям.
В зависимости отхарактера участия основных фондов в процессе расширенного воспроизводства ониподразделяются на производственные и непроизводственные основные фонды.
Производственные основныефонды функционируют в сфере мат-го произв-ва, неоднократно участвуют в процессепроизв-ва, изнашиваются постепенно, а их стоимость переносится на производимыйпродукт по частям по мере исп-я. Пополняются они за счет кап.вложений.
Непроизводственныеосновные фонды — жилые дома, детские и спортивные учреждения, другие объектыкультурно-бытового обслуживания, которые находятся на балансе предприятия. Вотличие от произв-х непроизводств-е фонды не участвуют в процессе произв-ва ине переносят своей стоимости на продукт, ибо он не создается. Стоимость ихисчезает в потреблении. Фонд возмещения не создается. Воспроизводятся они засчет национального дохода.
Основные производственныефонды — материально-техническая база общественного производства. От их объемазависят производственная мощность предприятия, уровень технической вооруженноститруда. Накопление основных фондов и повышение технической вооруженности трудаобогащают процесс труда, придают труду творческий характер, повышаюткультурно-технический уровень общества.
По действующей видовойклассификации основные производственные фонды предприятий делятся на следующиегруппы: 1)земельные участки и объекты природопользования, принадлежащиепредприятию на правах собственности 2)здания (производственно-технические,служебные и др.); 3) сооружения (инженерно-строительные объекты, обслуживающиепроизводство); 4) передаточные устройства (электросети, теплосети); 5) машины иоборудование; 6) измерительные и регулирующие приборы, устройства илабораторное оборудование; 7) вычислительная техника; 8) транспортные средства(внутри- и внепроизводственные); 9) инструменты и приспособления стоимостьюсвыше 50 минимальных размеров оплаты труда; 10) производственный ихозяйственный инвентарь; 11) внутрихозяйственные дороги; 12) капитальныевложения на улучшение земель и в арендованные здания, помещения, оборудование идругие объекты, относящиеся к основным фондам.

12. Виды стоимостных оценок основныхсредств
Полная первоначальнаястоимость основных фондов предприятия представляет собой сумму фактическихзатрат в действующих ценах на: приобретение или создание средств труда:возведение зданий и сооружений, покупку, транспортировку, установку и монтажмашин и оборудования и др. По полной первоначальной стоимости основные фондыпринимаются на баланс предприятия, и она остается неизменной в течение всегосрока службы средств труда и пересматривается при переоценке основных фондовпредприятия или уточняется при модернизации или капитальном ремонте.Амортизация основных фондов также начисляется с полной первоначальнойстоимости. нормативах, действующих на установленную дату.
Полная восстановительнаястоимость – это сумма расчетных затрат на приобретение или возведение новыхсредств труда, аналогичных переоцениваемым.
Остаточная экономическаястоимость основных фондов представляет собой разницу между полнойпервоначальной или полной восстановительной стоимостью и начисленным износом,т.е. это денежное выражение стоимости средств труда, не перенесенной наизготовляемую продукцию, на определенную дату. Остаточная стоимость позволяетсудить о степени изношенности средств труда, планировать их обновление иремонт. При проводимых переоценках фондов одновременно уточняется размерначисленного износа по каждой единице средств труда. Также определяетсявосстановительная стоимость с учетом износа. Она рассчитывается в процентах кполной восстановительной стоимости на основе данных бухгалтерского учета.
13.Амортизационные отчисления и их использование на предприятии.Физический и моральный износ основных фондов
Срок службы оборудованияд.б. указан в паспорте изд. Износ м.б.физический и моральный. Физический-опред.конечныйсрок эксплуатации и св-в обращения. Опред. физ. износа необходимо дляопред.амортиз-ых отчислений и отнесение его к опред.фондам аморт-ии.
Моральный-выражается в уменьшении их стоимостинезависимо от физич. состояния, что происходит вследствие НТП, внедрения болееэфф. технологий и машин.
Амортизация-постепенныйперенос стоимости ОФ на выпуск. продукцию, постепенное перенесение стоимости ОФна издерж. продукции в целях накопления денеж.ср-в для их полноговосстановления (реновации).В соотв. с налог.кодексом пред-е принимает один из2-х методов начисл. амор-ии.
1.линейный
2.нелинейный.
При линейном- величинааморт.отчисляется за период (месяц) и начисляется по формуле:
Аm=Сn*На/100*12,
где Аm -аморт.за м-ц,
Cn-первонач.(восстан) стоим.ОФ,
На-норма аморт.в %,
12-число мес-в в году.
На=1/Тпн*100%,
Тпн-срок полезногоиспользования опред.пред-ем.
Критерии оценкиТпн:
1Срок службы оборудов.
2.Срок полезногоиспольз-я.
Длякаж.гр.устанавливается свой норматив.
Нелинейный: Аm=Со*На/100*12, где
Со-остаточ.стоим-ть наначало периода за кот.начисляется аморт.
При нелинейном методе вслучае достижения остаточ. стоим-ти 25%, остаточ.стоим-ть делится на числопериодов оставшихся до сроков использов.оборудования (ОФ) происходит линейноеначисление аморт.14. Производственная мощностьпредприятия, методика расчета
Производственнаямощность — это максимально возможный выпуск продукции, предусмотренный насоответствующий период (декаду, месяц, квартал, год) в заданной номенклатуре иассортименте с учетом оптимального использования наличного оборудования ипроизводственных площадей, прогрессивной технологии, передовой организациипроизводства и труда.
Экономическоеобоснование производственной мощности — важнейший инструмент планированияпромышленного производства. Иными словами, это потенциальная возможностьвалового выпуска промышленной продукции.
Производственнаямощность рассчитывается по ведущим производственным цехам, участкам иоборудованию с учетом сложившейся кооперации и мероприятий по ликвидации «узкихмест».
Под«узким местом» понимается несоответствие мощности отдельных цехов, участков,групп оборудования минимальной мощности соответствующего подразделения, участкаили группы оборудования. Коэффициент сопряженности рассчитывается по формуле:
/>
гдеКс — коэффициент сопряженности; M1 и М2 —мощность ведущих цехов и участков, ед.; Ру —удельный расходпродукции первой операции (цеха, участка) для выработки продукции второй, шт.,т, и т.п.
Расчетпроизводственной мощности ведется также по всем производственным подразделениямпромышленного предприятия начиная с низшего производственного звена к высшему,т. е. от станка к группе взаимозаменяемого оборудования, далее к участку, отучастка к цеху основного производства, от цеха к предприятию в целом.
Производственнаямощность ведущих подразделений определяется по формуле:
/>
гдеПМ — производственная мощность подразделения (цеха, участка); n — количествоединиц одноименного ведущего оборудования, ед.; Нт — часоваятехническая (паспортная) мощность единицы оборудования, ед.; Ф — фонд времениработы оборудования, часов.15. Экономическая сущность, состав иструктура оборотных средств
Оборотные средства явл-сяважнейшим элементом произв-ва. Различают 2 понятия: оборотные фонды и оборотныесредства.
Оборотные фонды это частьсредств произв-ва кот-е единожды участвуют в процессе произв-ва и своюстоимость сразу и полностью переносят на произведенную продукцию.
Понятие оборотныесредства шире чем оборотные фонды и склад-ся из оборотных фондов и фондовобращения. К фондам обращ-я относ-ся средства обслуж-е процесс реализациипродукции.
Оборотные средства – этоденежные средства предприятия предназначенные для образования оборудованияпроизводственных фондов и фондов обращения.
Для изучения состава иструктуры оборотные средства группируются по 4 признакам:
1) по сферам оборота:оборотные производственные фонды и фонды обращения
2) по элементам
3) по охватунормирования: нормированные и ненормированные
4) по источникамформирования: собственные и заемные16.Оборотные средства. Показатели уровня использования оборотныхсредств
Оборотные средства – этоденежные средства предприятия предназначенные для образования оборудованияпроизводственных фондов и фондов обращения.
1) коэффициентоборачиваемость оборотных средств — скорость оборота в днях – это число дней, втечение которых оборотные средства совершают полный хозяйственный кругооборот.
Коб=Q/Qcp
Qcp– средние остатки оборотных средствза анализируемый период.
2) длительность одногооборота – показывает, за какой срок предприятию возвращаются его оборотныесредства в виде выручки от реализации продукции.
Д=Т/Коб
Т – количество дней ванализируемом периоде.
3) высвобождение изоборота
В=Q2/Kоб1 — Q2/Kоб217.Классификация(по элементам) и нормирование оборотных средств
Поэлементнаяклассификация:
1) производственныезапасы (сырье, тара, упаковка…)
2) незавершенноепроизводство и полуфабрикаты собственного производства.
3) расходы будущихпериодов
В сумме 1-3 представляютоборотные фонды.
4) готовая продукция наскладах
5) продукция отгруженнаяно не оплаченная покупателем(дебиторская задолжность)
6) средства расчета
7) денежные средства вкассе предприятия и на счетах в банке.
В сумме 4-7 представляютсобой фондообращение.
Сумма 1-7 предст-тоборотные средства
Нормирование оборотныхсредств это процесс определения минимальной но достаточной величины оборотныхсредств необходимой для нормального протекания производственного процесса.Общий норматив оборотных средств состоит из суммы частных нормативов.
Нобщ=Нпз+Ннп+Нбр+Нгп

Нпз – норматив произв-хзапасов
Ннп – нормативнезавершенного производства
Нбр – норматив будущихпродуктов
Нгп – норматив готовыхпродуктов18.Кадры предприятия, их классификация и структура
На каждом предприятиидолжна разрабатываться и осуществляться кадровая политика, которая в своюочередь должна быть направлена на достижение следующих целей:
1) создание здорового иработоспособного коллектива
2) повышение ур-няквалификации работников предприятия
3) создание высокопроф-горуководящего звена.
Кадровая политикавключает в себя:
1) отбор и продвижениекадров
2) подготовка и ихнепрерывное обучение
3) стимулирование труда
4) совершенствованиеорганизации труда
В зависимости от участияв проив-м процессе весь персонал предприятия дел-ся на 2 категории:промышленно-производственный персонал(ППП) и непромышленный персонал.
К ППП относятся работникикот-е непосредственно связаны с производством и его обслуживанием:рабочие(основные и вспомогательные), специалисты, служащие, руководители.
На структуру кадроввлияют след-е факторы:
1) ур-нь механизации иавтоматизации произв-ва
2) тип произв-ва
3) размеры предприятия
4)организационно-правовая форма предприятия
5) сложность инаукоемкость выпускаемой продукции
19.Производительность труда: сущность и методы ее измерения
Производительность труда– это количество продукции, произведенное за определенный период в расчете наодного работника или затраты рабочего времени на единицу продукции.
С народно-хозяйственнойт.з. повышение производительности труда означает:
1) рост ВВП, ВНП инац.дохода
2) рост фондонакопления ифондопотребления
Рост производ-ти трудаимеет большое значение для предприятия:
1) существенно снизитьзатраты на произв-во и реализацию прод-ции, если рост произ-ти труда опережаетрост средней зарплаты.
Iстр=Iпт/Iзп
2) увеличить объемпроизводства и ее реализацию
3) проводить политику поувеличению средней зарплаты работающих
4) осущ-ть реконструкциюи технич-е перевооружение произв-ва
5) повыситьконкурентоспособность предприятия и продукции.
Методы:
1) Натуральный: Пт=Q/Чср
2) Стоимостной: Пт=(Q*Ц)/Чср
3) Трудовой: Пт=(Q*tн)/Чср
Q – объем выпускаемой продукции
Чср – среднесписочнаястоимость
Ц – цена за ед.прод-ции
tн – нормативная трудоемкость
Трудоемкость – затратытруда на производства ед.прод-ции
1) технологическаятрудоемкость: tтеч=Тосн/Q, Тосн – затраты времени осн-х работ-в
2) трудоемкостьобслуживания: tобс=Твсп/Q, Тобс – затраты времени вспомогат-х работ-в
20.Факторы и резервы роста производительности труда
Факторы, влияющие науровень производительности труда в обществе, можно объединить в четыре группы:природно-климатические; технико-организационные; социально-экономические;социально-политические.
Природно-климатическиефакторы создают предпосылки для определенного исходного уровняпроизводительности труда в данном месте. Особенно значительно их влияние науровень производительности труда в сельском хозяйстве и добывающейпромышленности.
Технико-организационныефакторы связаны с развитием производительных сил общества: средств производстваи рабочей силы, а также совершенствованием их комбинации. Ведущимтехнико-экономическим фактором роста производительности труда выступаетнаучно-технический прогресс.
В условиях рыночнойэкономики значительно возрастает роль социально-экономических факторов,воздействующих на рост производительности труда. К важнейшим из них относятся:повышение культурно-технического уровня трудящихся, качество подготовкиспециалистов с высшим и средним образованием, повышение деловой квалификациикадров, рост уровня жизни населения, творческое отношение к труду и др.
Социально-политическиеусловия – это условия, лежащие на уровне надстройки и влияющие напроизводительность труда через сознание работника (например, культура, мораль,идеология, религия и т.п.) или путем взаимодействия с производством в целом(например, наука, политическая система, государство, право и др.).
Под резервами следуетпонимать имеющиеся, но еще не использованные возможности повышенияпроизводительности труда за счет наилучшего использования всех факторов еероста.
Задача выявления резервовроста производительности труда заключается в максимальном использовании всехвозможностей экономии затрат труда как живого, так и овеществленного. Поэтомурезервы, будучи обусловлены всей совокупностью соответствующих групп факторовроста производительности труда, также могут быть разделены на две большиегруппы:
1) резервы лучшегоиспользования средств производства;
2) резервы улучшенияиспользования рабочей силы.
Снижение трудоемкостипроизводства продукции является важнейшим и неисчерпаемым резервом повышенияпроизводительности труда, связанным с комплексной механизацией и автоматизациейпроизводства, внедрением новой и модернизацией действующей техники,совершенствованием технологических процессов, совершенствованием организациипроизводства, внедрением научной организации труда.
Выявление и использованиерезервов фонда рабочего времени предполагает установление причиннерационального его использования и разработку мероприятий по сокращению егопотерь.21.Сущность заработной платы, принципы и методы ее исчисления
Зарплата – это выраженнаяв денежной форме часть НД кот-я распред-ся по количеству и качеству трудазатраченного каждым работником и поступает в его личное пользование.
Сущ-т 2 вида оплатытруда:
1) номинальная зарплата –это начисленная и полученная работником зарплата за его труд за опред-й периодвремени.
2) реальная зарплата –это кол-во ТиУ кот-е можно приобрести за номинальную зарплату.
При разработке политики вобласти зарплаты необходимо учит-ть след-е факторы:
1) справедливость
2) учет сложности выполняемойработы
3) учет вредных условийтруда, тяжелого физического труда.
4) стимул-е за качествотруда
5) матер-е наказание задопущенный брак
6) индексация зарплаты всоответствии с инфляцией.
В соврем-х усл-х напредпр-х прим-ся 2 формы оплаты труда: сдельная и повременная.
1) повременная – этооплата за отработанное время, но не календарное, а нормативное, котороеустан-ся тарифной сис-й.
Зп=Тст*Тэф,
Тст – тарифная ставка,Тэф – эффект-е вр.работы.
2) сдельная – оплататруда за кол-во произв-й прод-ции работ и услуг.
Pcд=Рсд*Q, Рсд – сдельная расценка (часть з/п приходящаяся на ед.прод)
Рсд=Тст/Нвыр, Рсд=Тст*Нвр22.Тарифная система, ее назначение и основные элементы. Бестарифнаясистема оплаты труда
Соизмерит разнообразиевидов труда учитывая их сложность и условия выполнения позволяет тарифнаясистема.
Основными эл-ми тарифнойсис-мы явл-ся:
1)тарифно-квалификационный справочник. Он содержит перечень производств ипрофессий с характеристикой каждой профессии. С помощью справочника определяютсодержание и разряд работы и требования к ее исполнителю.
2) тарифная сетка –представляет собой совокупность действующих тарифных разрядов и соответствующихим тарифных коэффициентов.
3) тарифная ставка – этовыраженный в денежной форме абсолютный размер оплаты труда в единицу рабочеговремени.
На многих предприятияхприменяется безтарифная сис-ма оплаты труда. При этой сис-ме зарплата всехработников представляет собой долю в фонде оплаты труда или всего предприятияили отдельного подразделения.
Самым распространеннымявл-ся такой метод расчетов з/п при кот-м фактическая величина заработкакаждого работника зависит от квалификационного ур-ня работника, коэф-татрудового участия(КТУ).
Другой метод определенияз/п с использованием бестарифной сис-мы заключается в том что з/п зависитобъема производства и реализации продукции.23.Сущность и значение себестоимости продукции как экономическойкатегории и ее виды
С/с продукциипредставляет выраженные в денежной форме текущие затраты предприятий напроизводство и реализацию продукции.
С/с характеризует Ур-ньиспольз-я всех рес-в, находящихся в распоряжении предпр.
Как эк.категория с/спродукции выполняет ряд важнейших функций:
1) учет и контроль всехзатрат на выпуск и реализацию продукции
2) база для формированияоптовой цены на продукцию предприятия и определения прибыли и рентабельности
3) эк.обоснованиецелесообразности вложения реальных инвестиций на реконструкцию, техническоеперевооружение и расширение действующего предприятия
4) определениеоптимальных размеров предприятия
Виды с/с:
1) цеховая с/спредставляет собой затраты цеха, связанные с производством продукции.
2) производственная с/с –помимо затрат цехов включает общепроизводственные и общехозяйственные расходы.
3) полная с/с отражаетвсе затраты на производство и реализацию продукции, слагается изпроизводственной с/с и внепроизводственных расходов
4) индивидуальная с/с –обусловливается конкретным условиями, в которых действует то или другоепредприятие
5) среднеотраслевая с/с –определяется как средневзвешенная величина и характеризует средние затраты наединицу продукции по отраслям.24.Поэлементная классификация затрат на выпуск и реализацию продукции.Классификация затрат на выпуск и реализацию продукции(основные, текущие и т.д.)
На практике в целяханализа, учета и планирования всего многообразия затрат, входящих в с/спродукции, применяются две взаимодополняющие классификации: поэлементная икалькуляционная.
Однородные по своемуэк.содержанию затраты наз-ся эк.элементами независимо от того, где онирасходуются и на какие цели.
В соответствии свышеупомянутым Положением все затраты, образующие с/с прод-ции, группируются всвязи с их эк.содержанием по след-м элементам:
1) материальныезатраты(за вычетом стоимости возвратных отходов)
2) затраты на оплатутруда
3) отчисления насоциальные нужды
4) амортизацию основныхфондов
5) прочие затраты
Классификация затрат поэк.элементам служит для определения заданий по снижению себестоимостипродукции, расчета потребностей в оборотных средствах, расчета сметы затрат, атакже для экономического обоснования инвестиций.25.Классификация затрат на выпуск и реализацию продукции (калькуляционная)
Длявнутрипроизводственного планирования и выявления резервов снижения с/спродукции необходимо знать не только общую сумму затрат каждого предприятия потому или иному эк.элементу, но и величину расходов в зависимости от места ихвозникновения. Такую возможность дает классификация затрат по калькуляционнымстатьям.
Для исчислениясебестоимости отдельных видов продукции затраты предприятия группируется постатьям калькуляции.
Основными положениями попланированию, учету и калькулированию с/с продукции на промышленныхпредприятиях установлена типовая группировка затрат по статьям калькуляции,которую можно представить в следующем виде:
1) Сырье и материалы
2) возвратные отходы
3) покупные изделия,полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних предприятий иорганизаций.
4) топливо и энергия натехнологические цели
5) зарплатапроизводственных рабочих
6) отчисления насоциальные нужды
7) расходы на подготовкуи освоение производства
8) общепроизводственныерасходы
9) общехозяйственныерасходы
10) потери от брака
11) прочиепроизводственные расходы
12) коммерческие расходы
Сумма 1-11 образуетпроизводственную себестоимость продукции. Сумма 1-12 образует полную с/спродукции.26.Структура себестоимости и факторы, ее определяющие
Под структурой с/спонимаются ее состав по элементам или статьям и их доля в полной с/с. Онанах-ся в движении, и на нее влияют следующие факторы.
1) специфика предприятия.Исходя из этого различают: трудоемкие предприятия; материалоемкие; фондоемкие;энергоемкие
2) ускорениенаучно-технического прогресса. Под воздействием этого фактора доля живого трудауменьшается, а доля овеществленного труда в себестоимости продукцииувеличивается
3) уровень концентрации,специализации, кооперирования, комбинирования и диверсификации производства
4) географическоеместонахождение предприятия
5) инфляция и изменениепроцентной ставки банковского кредита
Структуру себестоимостипродукции характеризует следующие показатели:
1) соотношение м/у живыми овеществленным трудом
2) доля отдельногоэлемента или статьи в полных затратах
3) соотношение м/упостоянными и переменными затратами, м/у накладными и основными расходами, м/упроизводственными и коммерческими расходами.
27.Планирование себестоимости продукции на предприятии
План по себестоимостипродукции является одним из важнейших разделов плана экономического исоциального развития предприятия. Планирование себестоимости продукции напредприятии имеет очень важное значение, так как позволяет знать, какие затратыпотребуются предприятию на выпуск и реализацию продукции, какие финансовыерезультаты можно ожидать в плановом периоде. План по себестоимости продукциивключает в себя следующие разделы: 1.Смета затрат на производство продукции(составляется по экономическим элементам). 2.Себестоимость всей товарной иреализованной продукции. 3.Плановые калькуляции отдельных изделий. 4.Расчетснижения себестоимости товарной продукции по технико-экономическим факторам.Важнейшими качественными показателями плана по себестоимости продукцииявляются: себестоимость товарной и реализованной продукции; себестоимостьединицы важнейших видов продукции; затраты на 1 руб. товарной продукции;процент снижения себестоимости по технико-экономическим факторам; процентснижения себестоимости сравниваемой продукции. Себестоимость реализуемойпродукции представляет собой полную себестоимость товарной продукции минусприрост плюс уменьшение себестоимости остатков нереализованной продукции впланируемом периоде. Расчет себестоимости единицы продукции называетсякалькуляцией. Калькуляции бывают сметные, плановые, нормативные. Сметнаякалькуляция составляется на изделия или заказ, которые выполняются в разовомпорядке. Плановая калькуляция (годовая, квартальная, месячная) составляется наосвоенную продукцию, предусмотренную производственной программой. Нормативнаякалькуляция отражает уровень себестоимости продукции, исчисленной по нормамзатрат, действующим на момент ее составления. Она составляется в техпроизводствах, где существует нормативный учет затрат на производство. Методыпланирования себестоимости продукции. На практике наибольшее распространениеполучили два метода планирования себестоимости продукции: нормативный ипланирование по технико-экономическим факторам. Как правило, они применяются втесной взаимосвязи. Сущность нормативного метода заключается в том, что припланировании себестоимости продукции применяются нормы и нормативыиспользования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, т.е. нормативнаябаза предприятия. Метод планирования себестоимости продукции потехнико-экономическим факторам является более предпочтительным по сравнению снормативным методом, гак как он позволяет учесть многие факторы, которые будутсамым существенным образом влиять на себестоимость продукции в плановомпериоде. При этом методе учитываются следующие факторы:1) технические, т.е.внедрение на предприятии в плановом периоде новой техники и технологии:2)организационные. Под этими факторами понимается совершенствование организациипроизводства и труда на предприятии в плановом периоде (углублениеспециализации и кооперирования, совершенствование организационной структурыуправления предприятием, внедрение бригадной формы организации труда.);3)изменение объема, номенклатуры и ассортимента выпускаемой продукции;4) уровеньинфляции в плановом периоде.28.Управление издержками на предприятии с целью их минимизации
Прежде всего, необходимоотметить, что руководители и менеджеры предприятия должны четко понимать, чтоуправление издержками производства и реализации продукции с целью ихминимизации на предприятии является составной частью управления предприятием вцелом. Управление издержками необходимо, прежде всего, для:
• получения максимальнойприбыли;
• улучшения финансовогосостояния фирмы;
• повышенияконкурентоспособности предприятия и продукции;
• снижения риска статьбанкротом и др.
Для решения проблемыснижения издержек производства и реализации продукции на предприятии должнабыть разработана общая концепция (программа), которая должна ежегоднокорректироваться с учетом изменившихся на предприятии обстоятельств. Этапрограмма должна носить комплексный характер, т.е. должна учитывать всефакторы, которые влияют на снижение издержек производства и реализациюпродукции.
Содержание и сущностькомплексной программы по снижению издержек производства зависят от спецификипредприятия, текущего состояния и перспективы его развития. Но в общем плане вней должны быть отражены следующие моменты:
1) комплекс мероприятийпо более рациональному использованию материальных ресурсов.
2) мероприятия, связанныес определением и поддержанием оптимального размера предприятия, позволяющиеминимизировать затраты в зависимости от объема производства;
3) мероприятия, связанныес улучшением использования основных фондов;
4) мероприятия, связанныес улучшением использования рабочей силы;
5) мероприятия, связанныес совершенствованием организации производства и труда
Следует такжеподчеркнуть, что планирование и реализация только отдельных мероприятий поснижению издержек производства хотя и дают определенный эффект, но не решаютпроблемы в целом.29.Прибыль предприятия
Прибыль предприятияявляется важнейшей экономической категорией и основной целью деятельности любойкоммерческой организации.
Как экономическаякатегория прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материальногопроизводства, и выполняет ряд функций.
Во-первых, прибыльхарактеризует экономический эффект, полученный в результате деятельностипредприятия. Получение прибыли на предприятии означает, что полученные доходыпревышают все расходы, связанные с его деятельностью.
Во-вторых, прибыльобладает стимулирующей функцией. Предприятие заинтересовано в получениимаксимальной прибыли, так как это является основой для расширенияпроизводственной деятельности, научно-технического и социального развитияпредприятия, материального поощрения работников.
В-третьих, прибыльявляется одним из важнейших источников формирования бюджетов различных уровней.
Суммарная величина всехприбылей — балансовая (валовая) прибыль предприятия.
Переченьвнереализационных прибылей: доходы от д/с и к/с финансовых вложений, доходы отсдачи имущества в аренду, положительные курсовые разницы по валютным счетам иоперациям в иностранной валюте, проценты, полученные по денежным средствам,числящимся на счетах предприятия.
Прибыль оставшаяся враспоряжении предприятия или чистая прибыль распределяется на два фонда :
— фонд накопления;
— фонд потребления.
На каждом предприятиидолжны предусматриваться плановые мероприятия по увеличению прибыли. В общемплане эти мероприятия могут быть следующего характера:
• увеличение выпускапродукции;
• улучшение качествапродукции;
• диверсификацияпроизводства;
• расширение рынка продажи др.30.Сущность налогов и принципы налогообложения
Налогообложение – этосис-ма распределения доходов м/у юрид.(физ) лицами и гос-м.
Налоги – обязательныеплатежи в бюджет которые взимаются гос-м, на основе з-на, с физических июрид.лиц для удовлетворения физических и юрид.потребностей.
Принципы налогообложения:
1) принцип равномерности
2) четкость и ясностьнорм налогообложения
3) простота и удобство
4) неотягощенность
5) экономность31.Федеральные налоги с юридических лиц (НДС, налог на прибыльпредприятий, акцизы)
Нало́г надоба́вленную сто́имость (НДС) — косвенный налог, форма изъятия вбюджет части добавленной стоимости, которая создается на всех стадиях процессапроизводства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.
Налог на прибыль — прямойналог, взимаемый с прибыли организации (предприятия, банка, страховой компаниии т. д.) за минусом суммы установленных вычетов и скидок.
К вычетам относятся: производственные,коммерческие, транспортные издержки;
проценты позадолженности; расходы на рекламу и представительство; расходы на научно-исследовательскиеработы; дивиденды.
Акцизы — косвенныеналоги, которые устанавливаются государством в процентах от отпускной ценывысокорентабельных товаров с целью изъятия в бюджет сверхприбыли, полученнойпроизводителями от производства товаров со значительной разницей между ценой,определяемой потребительной стоимостью, и фактической себестоимостью32.Сущность и функции цены как экономической категории
Цена – этоденеж.выражение стоим-ти товара. Цена –это сумма денег, кот. покупатель готовзаплатить, а продавец продать свой товар.
Функции цены:
1.Учетная функция –используется на предп-ии
2.распределительная-черезцены гос-во переспределяет доход меж.отрослями, регионами.
3.ф-я сбалансированияспроса и предложения – через цену осущ. связь меж. производителем ипотребителем продукции.
4.Как ср-во рациональногоразмещения пр-ва проявл.наиболее полно в условиях рыночной экономики. С помощьюмех-ма цен происходит перелив капиталов в секторы экономики и пр-ва сболеевысокой нормой прибыли.
5.Стимул-я – вопред.условиях цена выступает в стимулирующей ф-ии на предп-ях, т.е. заставляетвводить новые технологии, нов.орг-ию труда.33.Виды цен и их классификация
Позволяет выделитьопредел.гр.цен от различных факторов:
1.По хар-руобслуживаемого оборота – оптовые цены на продукцию пред-ия.
-закупочные цены.
-цены на строител.продукцию
-розничные цены
-тарифы грузового ипассажир.транспорта
-тарифы на платные услугинаселения.
2.В зависимости от сферырегулирования, цены различаются:
а).свободные цены,кот.изготовитель устанавливает на основе спроса и предложения.
Б)Договорно-контрактные, кот.устанав.по соглашению сторон.
Цпокуп ≤ Цизгот ≤Цпр-ва
В)регулирование цены, кот.устан.под контролем гос-ва или отдельных субъектов федерации (в условиях монополиипр-ия).
3.В зависимости оттерритории деятельности. Единые или полные трансп.перевозки, региональные илизональные (тарифы на эл.энергию).
4.По вр.действия ценыподразделяются на:
а) постоянные, кот. неменяются в течение срока действия контракта.
Б)текущие, кот. неменяются в рамках одного контракта и отражают изменение ситуации на рынке.
В)сезонные – действуют впределах определ.перида вр.
Г)скользящие-кот.устанавливаются на изделие с длительным сроком изготовления.
Д)сезонные- устанавлив.централизованно (летние тарифы на транспорт.перевозки).34.Факторы, влияющие на уровень цен. Ценовая политика
Для выбора ценовойстратегии фирма должна выявить и проанализировать все факторы, которые могутоказать влияние на цены. К факторам, способствующим снижению цены, относятся:рост производства, технический прогресс, снижение издержек производства иобращения, рост производительности труда, конкуренция, снижение налогов,расширение прямых связей. К факторам, вызывающим рост цены, можно отнестиследующие: монополия предприятия, увеличение массы денег в обращении, ростналогов, рост зарплаты, увеличение прибыли предприятия, улучшение качестватоваров, соответствие моде, рост цены рабочей силы, низкая эффективностьиспользования капитала, оборудования, рабочей силы, земли.
Каждое пр-иеразрабатывает свою цен. политику. На ценовую политику влияет уровень затрат.иполит.обстановка и т.д.
Ценовая стратегия пр-я:
1.сохранение стаб.положения на рынке при умер. рентаб.цена может увел.от уровня инфляции
2.получение сверхприбылипутем снятия «сливок» с рынка
3.вытеснение конкурентов
4.обеспечение выживания вуслов. рынка и предотвращ. банкротства
5.внедрен. на рынок нов.прод-ии
6.завоевание лидерства попоказателям кач-ва35.Этапы и методы установления цен на продукцию
Процесс ценообразованияможно разбить на шесть этапов:
1.        постановка задачценообразования: Стратегия ценообразования зависит от целей, которые преследуетфирма. Чем яснее представление о них, тем легче устанавливать цену. Примерамитаких часто встречающихся в практике целей могут быть: обеспечениевыживаемости, максимизация текущей прибыли, завоевание лидерства по показателямдоли рынка или по показателям качества товара.
2.        определениевлияния внешних факторов на цену
3.        оценка издержек
4.        анализ товаров ицен конкурентов (На установление фирмой среднего диапазона цен влияют ценыконкурентов и их рыночные реакции. Фирме необходимо знать цены и качество товаровсвоих конкурентов.)
5.        выбор методаценообразования
6.        установлениеокончательной цены с учетом рыночной корректировки
1. Метод полных издержек,или метод Издержки плюс. К полной сумме затрат добавляют определенную сумму,соответствующую норме прибыли.
2. Метод стоимостиизготовления. Полную сумму затрат на покупное сырье, материалы, полуфабрикатыувеличивают на процент, соответствующий собственному вкладу предприятия внаращивание стоимости товара.
3. Метод маржинальныхиздержек предполагает увеличение переменных затрат в расчете на единицупродукции на процент, покрывающий затраты и обеспечивающий достаточную нормуприбыли.
4. Метод рентабельностиинвестиций основан на том, что проект должен обеспечивать рентабельность нениже стоимости заемных средств. К суммарным затратам на единицу продукциидобавляется сумма процентов за кредит.
5. Методы маркетинговыхоценок. Предприятие старается выяснить цену, по которой покупатель определенноберет товар.36.Критерии финансового состояния предприятия
Основной цельюдеятельности коммерческой организации является обеспечение ее устойчивого,финансового состояния, а получение максимальной прибыли является основой длядостижения этой цели.
Финансовое состояниепредприятия может быть хорошим, средним и плохим.
Для характеристикифинансового состояния предприятия применяются такие критерии, как финансоваяустойчивость, платежеспособность, ликвидность баланса, кредитоспособность,рентабельность и др.
Финансовая устойчивостьпредприятия — такое состояние его финансовых ресурсов, которое обеспечиваетразвитие предприятия на основе роста прибыли и капитала при сохраненииплатежеспособности и кредитоспособности в условиях допустимого уровня риска.
Платежеспособность — этовозможность предприятия расплачиваться по своим обязательствам. При хорошемфинансовом состоянии предприятие устойчиво платежеспособно; при плохом —периодически или постоянно неплатежеспособно. Самый лучший вариант, когда упредприятия всегда имеются свободные денежные средства, достаточные для погашенияимеющихся обязательств. Но предприятие является платежеспособным и в томслучае, когда свободных денежных средств у него недостаточно или они вовсеотсутствуют, но предприятие способно быстро реализовать свой активы ирасплатиться с кредиторами.
К наиболее ликвиднымактивам относятся сами денежные средства предприятия и краткосрочные финансовыевложения в ценные бумаги (А1). Следом за ними идут быстрореализуемые активы —депозиты и дебиторская задолженность (А2). Более длительного времени требует реализацияготовой продукции, запасов сырья, материалов и полуфабрикатов, которыеотносятся к медленно реализуемым активам (A3). Наконец, группутруднореализуемых активов образуют земля, здания, оборудование, продажа которыхтребует значительного времени (А4).
Для определенияплатежеспособности предприятия с учетом ликвидности его активов обычноиспользуют баланс. Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении размеровсредств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности, с суммамиобязательств по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения.
Пассивы баланса постепени срочности их погашения можно подразделить следующим образом:
П1 — наиболее срочныеобязательства (кредиторская задолженность);
П2 — краткосрочныепассивы (краткосрочные кредиты и займы);
ПЗ — долгосрочные кредитыи займы, арендные обязательства и др.;
П4 — постоянные пассивы(собственные средства, за исключением арендных обязательств и задолженностиперед учредителями).
Ликвидность баланса — этостепень покрытия обязательств предприятия такими активами, срок превращениякоторых в денежные средства соответствует сроку погашения обязательств.
Важными критериями,характеризующими финансовое состояние предприятия, являются его рентабельностьи кредитоспособность.
Под кредитоспособностью предприятияпонимаются его возможности в получении кредита и способности его своевременногопогашения за счет собственных средств и других финансовых ресурсов.37.Показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия,методика их расчета (показатели платежеспособностии деловой активности)
Прибыль и рентабельностьне характеризуют в полной мере финансовое состояние предприятия и тенденции егоизменения. Оно зависит от определенных финансовых пропорций, которыеанализируются по данным бухгалтерского баланса.
Соотношения междуотдельными элементами активов и пассивов баланса используются для оценки идиагностики финансового состояния предприятия. При этом рассчитываютсяследующие основные показатели:
степень (коэффициент)задолженности (Кзад) — определяется путем деления долговых обязательств наактивы предприятия. Если Кзад > 0,5, то возрастет риск неуплаты долгов;
коэффициент обеспечениядолгов (Ко.д.) — определяется отношением собственного капитала к сумме долговыхобязательств. Если Ко.д. > 1, то это значит, что предприятие может уплатитьдолги собственным капиталом;
коэффициент текущейликвидности (Кт.л.) — определяется отношением текущих активов и краткосрочныхобязательств. Если Кт.л.
коэффициент срочнойликвидности (Кc.л.) — это отношение активов высокой ликвидности (например,ценные бумаги, деньги на банковских счета и в кассе, дебиторская задолженность)к краткосрочным обязательствам. Если Кc.л. > 1, то краткосрочныеобязательства обеспечены и долги могут быть быстро уплачены.
Финансовая активностьпредприятия характеризуется следующими показателями:
средним периодом оплатыдебиторской задолженности покупателями продукции предприятия;
средним периодом оплатыкредиторской задолженности предприятия поставщикам;
оборачиваемостьютоварно-материальных запасов (как отношение объема продаж к величине запасов).38.Показатели финансовой устойчивости и рентабельности, методикаих расчета
 
Рентабельность – это относительный показательинтенсивности производства, так как отражает уровень прибыльности относительноопределенной базы. Фирма рентабельна, если суммы выручки от реализациипродукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию,но и для образования прибыли. Таким образом, рентабельность характеризуетэффективность работы предприятия, дает представление о способности предприятияк приращению капитала.
Рентабельностьпродукции (нормаприбыли) – это отношение общей суммы прибыли к издержкам производства иреализации продукции (относительная величина прибыли, приходящейся на 1 руб.текущих затрат): Рп=Ц-С/С *100, где Ц — цена единицы продукции; С — себестоимость единицы продукции.
Рентабельностьпроизводства (общая)показывает отношение общей суммы прибыли к среднегодовой стоимости основных инормируемых оборотных средств (величину прибыли в расчете на 1 руб.производственных фондов): Ро=П/ОСср+ОбСср *100, где П – сумма прибыли; ОСср — среднегодовая стоимость основных средств; ОбСср – средние за год остаткиоборотных средств.
Этот показательхарактеризует эффективность производственно-хозяйственной деятельностипредприятия, отражая при какой величине использованного капитала полученаданная масса прибыли.
С помощью рентабельностипродукции оценивают эффективность производства отдельных видов изделий, арентабельность производства, или общая, балансовая рентабельность, служитпоказателем эффективности работы предприятия (отрасли) в целом.
Повышению уровнярентабельности способствуют увеличение массы прибыли, снижение себестоимостипродукции, улучшение использования производственных фондов. Показателирентабельности используют при оценке финансового состояния предприятия.
Виды рентабельности: 1)Общая рентабельность производства(деятельности). R=П / ОПФ+ОбС *100%; 2)рентабельность отдельных изделий R=П / Себ-ть (изд, услуг); 3)рентабельность собственных затрат/ издержек R=П / себ – мат затраты;4)рентабельность реализованной продукции R= чист приб / выручка от реализации; 5)рентабельностьинвестиций R=доход / затрата R= S Вt*(1+i)t / S Сt*(1+i)t (дисконтные выгоды / дисконтныезатраты). 6)рентабельность собственного капитала R= П (распоряж п/п) / источник собственных средств *100%;7)фонд рентабельности R=Чп /ОбС * 100%; 8)рентабельность п/п R=RРП (от реализац прибыли) *оборачиваемость активов; оборачиваемость активов = выручка от реализации / всеактивы. 39.Способы нормирования оборотных средств
Норма оборотных средств –показатель выражен в днях, процентах или других величинах, устанавливаемый поэлементам оборотных средств (сырью, материалам, готовой продукции).
Норматив – денежноевыражение среднего запаса материальных ценностей необходимого для хоз.деятельности при данной норме, определяется путем сложения частных нормативовпо отдельным элементам оборотных средств.
Принципы определенияпотребности в оборотных средствах: 1)определение оптимальной потребности воборотных средствах. 2)взаимосвязь потребностей со сметой затрат напроизводство и производственные планы. 3)прогнозируемость потребностей;4)определение перспектив развития. 7)организация системы сбыта.
Частный нормативотдельного элемента оборотных средств:
Нор=Н*О, где Н – нормазапасов в днях; О – однодневный расход в денежном выражении. По этой формулеопределяется норматив по всем нормируемым элементам оборотных средств, кроменезавершенного производства и готовой продукции.
Норматив оборотныхсредств на готовую продукцию рассчитывается как произведение нормы производственногозапаса и однодневного выпуска товарной продукции по производственнойсебестоимости.
Норматив на готовуюпродукцию. Нгп=ТП*Нз/Т, где ТП – товарная продукция; Нз- нормапроизводственного запаса (в днях); Т- продолжительность периода (дни).
Норматив оборотныхсредств незавершенного производства. Ннп=С/Т *tц*кз, где С – затраты напроизводство товарной продукции; tц – длительность производственного цикла; кз– коэф нарастания затрат.
Норматив оборотныхсредств незавершенного производства по производственной себестоимости.
Ннп(пс/с)=Внатур*tц*кз*Пс/с, где Внатур – выпуск в натуральном выражении (суточный выпуск);Пс/с – производственная себестоимость; кз – разница между производственнойсебестоимостью и единовременными затратами.40.Принцип и методы планирования на предприятии
Принципы планир-я:
1) непрерывностьпланир-я. Означает, что на предприятии должны разрабатываться д/с, с/с и к/спланы
2) принцип научности.Означает что планир-е должно осущ-ся на научной основе.
3) нацеленность планов нарациональное исп-е всех ресурсов предприятия.
4) принцип ведущихзвеньев и приоритетность их реализации. Означает что на предприятиях необходимовыбирать ведущие звенья от реализации кот-х зависит успех дела.
5) принцип взаимнойувязки и координации. Планир-е должно охватывать все производственныеподразделения.
Методы планир-я:
1) балансовый метод:материальные, трудовой, финансовый баланс
2) нормативный метод.
3) программно целевойметод.
Позволяет: сосредоточитьи направит рес-сы предпр-я на выполнение важнейших научно-технических программ;обеспечить сквозное планир-е; увязать реал-цию научно-технических программ спланом эк-го развития предприятия.
4) метод планир-я потехнико-экономическим факторам


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.