Реферат по предмету "Экономика"


Основные факторы конкурентоспособности Японии

Оглавление
Существенная часть экспортаприходится на: 1
Несколько слов оконкурентоспособности. 1
Японская индустрия робототехники. 2
Параметры факторов Японии. 3
Условия спроса. 3
Родственные и поддерживающие отрасли. 4
Ключевые национальные экономическиепроблемы в Японии. 5
Образование. 6
Научные исследования на базе университетов. 7
Условия спроса. 7
Система посредников. 7
Здравоохранение. 8
Услуги. 8
Непродуктивные отрасли. 8
Цели. 9
Стратегия компаний. 10
Конкуренция. 11
Торговля. 11
Вывод. 12Существенная часть экспорта приходится на:
Кондиционер
Домашняя  и автомобильная аудиоаппа­ратура
Углеродные волокна
Нетканые синтетические материалы
Факсимильная техника Автопогрузчики
Аппаратура СВЧ и спутниковойсвязи
Музыкальные инструменты
Оптические приборы и ихэлементы
Промышленные роботы
Полупроводниковые приборы
Швейные машинки
Судостроение
Шины дляавтобусов и грузовых автомобилей
Грузовыеавтомобили
Пишущие машинки
Видеомагнитофоны
Часы
На эти отрасли приходится свыше20% всего экспорта в Японии.
Парадокс: В Японии спрос напишущие машинки с латинским шрифтом практически равен нулю, тем не менее,японский экспорт и зарубежные инвестиции в этой области весьма значительны.Несколько слов о конкурентоспособности
Конкурентное преимуществопозволяет фирмам играть главенствующую роль в данной отрасли. Оно делится надва основных вида:
более низкие издержки
дифференциация товара
Низкие издержки отражаютспособность фирмы разрабатывать, выпускать и продавать сравнимый товар сменьшими затратами, чем конкуренты.
Дифференциация – это способностьобеспечивать покупателя уникальной и большей ценностью в виде нового качестватовара, особых потребительских свойств или послепродажного обслуживания.
Влияние национальных условий:Страна имеет успех в тех отраслях, где ее преимущества национальной базы имеютвес в других странах и где усовершенствования и нововведения предварятмеждународные потребности. Страны добиваются успеха в тех отраслях, гдеотечественные фирмы конкурируют глобально, поощряемые правительством или поддавлением обстоятельств. В поисках детерминантов конкурентного преимуществастран в разных отраслях нужно определить условия в стране, благоприятствующиеуспеху в конкуренции.Японская индустрия робототехники
Япония — ведущий в миреизготовитель и экспортер промышленных роботов. В 1988 году приблизительно 300японских фирм производили роботов на общую сумму в 300 млрд. иен (около 2,3млрд. долл.)73. В середине 80-х годов японские компании выпускали свыше 50%промышленных роботов в мире. Экспорт роботов из Японии далеко превосходил ихвывоз из любой другой страны и при этом продолжал стремительно расти. Наэкспорт шло около 20% продукции на сумму в 60 млрд. иен. Другими крупнымипроизводителями роботов были США, Германия, Швеция и Италия, но ни одна из нихне могла сравниться с Японией.
Вывод:
Америка первой создала индустрию робототехники и первойсделала в ней важные изобретения. Однако начиная с 60-х годов Япония заняладоминирую­щее положение в этой жизненно важной области. Восхождение Япониинагляд­но свидетельствует о том, что сами по себе изобретения безблагоприятного конкурентного «ромба» не ведут к промышленному успеху.
Первыми создавать новую отрасль начали американские фирмы.И приме­чательно, что среди первопроходцев оказались компании, начинавшие«с нуля», отражая характерную для Америки атмосферу, создаваемуюподнимающимися как на дрожжах новыми отраслями бизнеса. Однако на этом восновном и за­вершилось американское конкурентное преимущество. В Япониираньше, чем в других странах, возник спрос на роботы, причем гораздо болееразнообразный и требовательный, распространившийся затем на весь мировой рынок.Отдель­ные неблагоприятные факторы на рынке рабочей силы (нехватка квалифици­рованныхрабочих, рост зарплаты, а также повышение курса иены) способство­валинепосредственному росту и совершенствованию производства и продук­цииробототехники, удовлетворявшей спрос на нее на внутреннем рынке. Японские фирмыстремились производить роботы многоцелевого назначения, в то время какамериканские фирмы создавали сложные роботы для исполь­зования в ограниченныхцелях и в нетрадиционных условиях.
Вновь возникавшие японские фирмы приходили в отрасль изчисла поку­пателей, поставщиков или из родственных производств. Подключались инебольшие, только что возникшие компании. Большинство из вновь пришедших имелиопыт в использовании новейших роботов и приобрели опыт по их изго­товлению ужена самом предприятии.
Японскаяотрасль выросла до мирового уровня, по существу, начиная с уровня каждогопоставщика. Ни одна другая страна не смогла создать такой кластер. Тесные связифирм — изготовителей роботов с поставщиками и поку­пателями объяснялись тем,что каждый из них зачастую совмещал в себе все три функции, что ускорялонововведения.
Внутренняя конкуренция была острой, что стимулировалобыстрое совер­шенствование продукции, снижение цен и выход на новые рынки.Большое число отечественных конкурентов вынуждало японские фирмы обновлятьпроизводство и продукцию, переходить на изготовление все более совершен­ныхроботов. Конкуренция стимулировала также усилия по созданию благо­приятныхфакторов как внутри отрасли, так и вне ее.
Условия спроса в Японии были настолько благоприятными, чтоэкспорт приобрел решающее значение лишь в последнее время. Но насыщение внут­реннегорынка, как и следовало ожидать, нацеливало на перспективу овладе­ния внешним.Удорожание иены за последние годы лишь удваивало усилия японских фирм порасширению производства роботов. Японские производи­тели роботов активно ищутновые области внедрения роботов. В отличие от них, американские предпринимателипо-прежнему остаются на ранних этапах первоочередного внедрения передовойпроизводственной технологии и техники, что едва ли создает условия,способствующие успеху производителей американского заводского оборудования.
Японское правительство играло скромную роль в этойважной отрасли, типично для истории промышленных успехов современной Японии. Вдостижении преимуществ в результате конкурентной борьбы за инновации в отрасливоздействие правительства носило косвенный характер. В области производствароботов политика правительства велась в направлении улучшения условий спроса истимулирования усилий по созданию благоприятных для отрасли факторов.
Внастоящее время японские фирмы по производству робототехники ведут конкурентнуюборьбу в условиях, которые настолько стимулируют стремление к новизне иобновлению, что вряд ли существует угроза их лидерству.Параметры факторов Японии
Бедность природных ресурсов(стимулировали перевод японской промышленности на современный и более высокийуровень)
Гористая местность –благоприятные условия для выработки гидроэнергии (на стартовом этапе развития)
Большое количество природныхпортов
Большой запас человеческихресурсов
Квалифицированное образование
Небольшой стартовый капитал(поражение во второй мировой войне)
Особенности характера(дисциплинированность, трудолюбие, работа в коллективе)
Сотрудничество японцев внекоторых отраслях с немецкими учеными (производство оптических инструментов)
Японские компании являютсяглавным источником научных исследований в стране
Открытость экономическойинформации, т.е. можно получить любые данные о тех отраслях и производственныхсферах, в которых Япония достигла определенных успехов.
Географическое положение, т.е.выход, прежде всего на азиатский рынок, плохо освоенный западными компаниями.Далее вынужденное развитее техники перевозок и снабжения (контейнеризация).
«Территориальная скудность» (just in time – малая потребность в складскихпомещениях)
Ревальвация (рост курса иены, начиная с 1973г.)привела к интенсивным поискам японскими компаниями способ компенсацииимеющегося у них преимущества (повышение производительности благодаряавтоматизации)
History:  Каждое из потрясений(нефтяной кризис, введение Никсоном дополнитель­ных импортных пошлин, росткурса иены), по существу, давало дополнитель­ный толчок к прогрессу имодернизации японской промышленности. Они по-разному сказывались на Японии.Встречаемые с тревогой и пессимизмом, каж­дый из этих кризисов вызывалочередную волну технических нововведений в японской экономике. Если бы этихпотрясений не происходило, японцам са­мим пришлось бы их изобрести.Условия спроса
Многие отрасли, в которых Япония добилась успеха благодарясвоему непропорционально развитому внутреннему рынку, отражают необычайно вы­сокийспрос. Примером тому являются все отрасли, которые отмечены выше: сталелитейная(Япония перестраивалась), кораблестроение (в стране огромные потребности накорабли, что вызвано удаленностью и необходимостью импорти­ровать нефть идругое сырье), производство мотоциклов (которые широко при­менялись в качестветранспортного средства), выпуск швейных машинок (1,1 из 1,7 млн. швейныхмашинок, существовавших до войны, были уничтожены; в первые послевоенные годымногие жители сами шили себе одежду; отрасль получила высокий экспортный потенциал).
По мере роста и расширения японской экономики особо высокийвнутрен­ний спрос на промышленную продукцию привел к выпуску роботов, копиро­вальнойтехники, керамических изделий и полупроводников. В частности, повышенный спросна чипы памяти и интегральные схемы связан с сильными позициями Японии вобласти бытовой электроники, часовых изделий, выпуске кино-, фототехники иофисного технического оборудования. Все эти изделия требуют широкогоиспользования чипов16. Однако везде «домашний пирог»делится несколькими японскими компаниями. Поэтому компаниям некогда почивать налаврах, несмотря на огромный внутренний рынок. Японские фирмы постоянно впоисках нового. Они стремятся интернационализировать произ­водство.
Темпы выхода на рынок (и его насыщения) в Японии оченьвысоки. В по­требительских товарах быстрый поток информации, желание иметьновейшую модель по причине ее престижности, культурная гомогенность — все этоявля­ется побудительным мотивом для покупок. Среди потребителей промышленнойпродукции ожесточенная внутренняя борьба в своих отраслях и постоянноестремление к копированию побуждают компании быстро реагировать, если кто-то излидеров покупает новый вид продукции или услуг. Один из результатов ускоренноговнедрения — взрывоподобный внутренний рост. Это побуждает компании в целяхсохранения доли на рынке осуществлять крупные инвести­ции в максимальноэкономически эффективных размерах.
Зеркальным отражением ускоренного внедрения являетсябыстрое насы­щение рынка. В конце 60-х годов японский рынок был насыщенбольшинством товаров, в то время как в других странах рынки продолжалинасыщаться. Быстрое внутреннее насыщение ведет к постоянному поискуконкурирующих между собой японских компаний, к внедрению новых моделей иобразцов. Ведется борьба и за сокращение времени на запуск новых видовпродукции и различных модификаций. Японский рынок становится ведущиминдикатором условий, которые будут превалировать повсюду.
Внутреннее насыщение неизбежно оказывает влияние наэкспортную стра­тегию, поскольку компании изо всех сил стремятся компенсироватьвнутрен­ние потери и загрузить излишние мощности. Почти в каждой израссмотренных отраслей экспорт существенно возрастал только там, где внутреннийрынок был уже насыщен.
Ещеболее важной, чем размер и темп роста национального рынка, явля­етсясегментарная структура спроса. Япония, как и Соединенные Штаты, имеетмногообразные климатические и геологические условия. В ней также удиви­тельнопереплетаются современная и отсталая инфраструктуры, порождающие как бы двоякуюструктуру спроса. Эти обстоятельства заставляют японские фирмы работать на двафронта, что зачастую ведет к занимательным производ­ственным комбинациям.Выпуск грузовиков соседствует с изготовлением по­крышек для тех же грузовиков иавтобусов, грузоподъемников. Плохие дороги и тенденция к перегрузкам,ограниченность пространства делают товары, про­изведенные для японскогонационального рынка, хорошо приспособленными для продажи в развивающихсястранах, особенно в Азии.  И японские производители очень преуспели в этом.Родственные и поддерживающие отрасли
Среди наиболее существенных аспектов японской экономики,влияющих на национальные конкурентные преимущества, выделяется роль, которуюиграют родственные и поддерживающие отрасли. Ведущие позиции в японской экономикезачастую получили отрасли из числа родственных.
При диверсификации японские фирмы почти все ориентировалисьна род­ственные производства. Жесткий порядок в отношении приобретения чужихценных бумаг, закрепление значительной доли за долгосрочными инвестиция­ми состороны различных институтов и некоторые другие меры резко ограничи­ваютслияние. Диверсификация в большинстве своем проходит за счет внут­реннегоразвития. Приоритетность же внутреннего развития, в свою очередь, делаетдиверсификацию почти необходимостью. Движущая сила внутренней диверсификациичасто направлена на перемещение людских и производственных ресурсов. Главнымрезультатом является эффективное перемещение рабочей силы из отрасли в отрасль,что способствует повышению уровня производ­ства.
Родственная отрасль часто появляется или укрепляется, когдабазовая отрасль достигает зрелости, а конкуренты сталкиваются с давлениемизлишних мощностей. Чтобы сохранить занятость и продолжить рост, многие (еслине все) конкуренты из базовой отрасли одновременно внедряются в родственные про­изводства(напомним, что в Японии сильна тенденция подражания друг другу). Посколькуобычно существует несколько производств, а каждая отрасль в Японии имеет многоконкурирующих, то как следствие этого появляется боль­шое количество новичков.Так, в факсимильных средствах связи новички по­являлись из компаний,производящих камеры («Кэнон», «Рико», «Минольта»,«Коника»), некоторые — из производителей конторского оборудования(«Мацу-сита», «Шарп», «Тошиба»), а некоторые изтелекоммуникационной сферы (НЭК, «Фуджицу», «Оки»). Новичкипривносят опыт из различных областей, еще более стимулируя нововведения,пытаясь максимально использовать то, что уже у них есть, и приобретая то, чегопока не было.
Глубоко влияние и поддерживающих отраслей в созданииотносительных преимуществ во всей японской экономике. Например, японские фирмыпо вы­пуску кондиционеров стали мировыми лидерами в поставке компрессоров.Среди наиболее преуспевающих японских компаний выделяются те, которые имеютсильнейших японских поставщиков.
Крупнейшие японские фирмы часто прибегают к созданию сетимелких подрядчиков и субподрядчиков (известных как «шита-укэ»).Обычно произво­дители и поставщики располагаются вблизи друг от друга, чтооблегчает обмен информацией, улучшает обслуживание, ускоряет обмен. Болеекрупная компа­ния иногда владеет частью акций в компании-поставщике, что ещешире от­крывает доступ к информации. В то же время, несмотря на кооперацию спостав­щиками, японские компании ведут ожесточенные споры, и прибыльность по­ставщиковвесьма умеренна.Ключевые национальные экономические проблемы вЯпонии
В течение послевоенного периода Япония совершила выдающийсяпереход от стадии факторов к стадии инноваций.
Происходитразвитие стратегии японских компаний от конкуренции в обла­сти цен кконкуренции современных товаров и технологических процессов. Япо­ния, какникакая другая страна, иллюстрирует процесс развития промышленно­сти.Совокупность определяющих факторов обусловливает необычайный дина­мизм и обновлениево многих отраслях экономики Японии. Страна использует положительный эффект«ромба», когда одна конкурентоспособная отрасль стимулирует другую иповышает уровень спроса. Тем самым расширяется круг эффективно работающихотраслей.
Нынешнее повышение курса иены способствует расширениюпредпосылок для создания конкурентных преимуществ японской промышленности. Всебольше и больше компаний используют в конкурентной борьбе специализацию,передовые технологии производства и повышение производительности. Воз­можно,важную роль сыграло то, что валютный шок ускорил принятие японскими компаниямиподлинно глобальной стратегии, а в этой части развитие прежде шло крайнемедленно. Во многих отраслях японской промышленности быстро развивается прямоеиностранное инвестирование, которое способству­ет повышению производительности,выводя за пределы страны менее сложные виды деятельности. Это не толькопомогает преодолевать протекционизм, но и делает японскую экономику менееуязвимой для фактора внутренних цен. Это также позволяет японским фирмам лучшеконкурировать в отраслях, где важна территориальная близость.
В Японии растут личные доходы. Внутренний спрос на многиетовары до сих пор ограничивался жилищными условиями и недостатком свободноговремени. В ведущих японских компаниях, поощряемых на это правительством, ужепроисходит сокращение длительности рабочего дня, и такие перемены будутсодействовать существенному подъему отраслей, связанных с досугом5.Рост числа собственников, имеющих второй дом, наряду с бумом по реконструк­циисуществующих домов и квартир (в Японии это называют «геЬои$т§»)создает новые условия спроса на мебель и товары для дома. Кроме того, имеет­сяболее чем достаточно возможностей для создания резерва рабочих мест, способногопоглотить любое количество рабочей силы, высвобождаемой в ре­зультатеиностранных инвестиций, увеличения импорта и роста производитель­ности.Масштабы прямого вмешательства правительства в экономику заметно сокращаются, иэто логично.
Продолжающееся на таких позитивных основах оздоровлениеяпонской экономики в среднесрочной перспективе не подлежит сомнению. Наиболеенапряженная ближайшая проблема для Японии связана со значительной частьюэкономики, являющейся непродуктивной, сдерживающей общую производи­тельность встране. В дальней перспективе перед такой страной, как Япония, стоитфундаментальная проблема — как избежать движения к стадии изобилия. Посколькунакапливаются прибыли, долги выплачиваются и благосостояние растет, происходитпроцесс, последствия которого можно видеть в истории экономики таких стран, какГермания, США и Великобритания. Скорость роста производительности японскойэкономики в целом и промышленности в част­ности уже заметно падает.
Япония представляет собой иллюстрацию насущных проблем,стоящих перед страной с высокоэффективной экономикой, стремящейся сохранитьоснову этих успехов и продолжать процесс развития. Вот некоторые из них.Образование.
 Экономический росттребует развития трудовых ресурсов. Должны быть усовершенствованы системысреднего и в особенности профессио­нального и университетского образования.Хотя система образования до сих пор успешно обслуживала промышленность Японии,будущее потребует все более и более квалифицированных рабочих, новыхпрофессиональных навы­ков для новых производств и расширения глобальныхподходов. Японские служащие и менеджеры должны совершенствоваться впрограммировании, компьютерной технике, международном бизнесе, языках,маркетинге и других областях, составляющих основу промышленности будущего. Вобласти компью­терной техники, например, только 14% начальных школ и 36%средних школ имели более одного компьютера в 1987 году, тогда как уже в 1984году в США их имели 85 и 92Й школ, соответственно, и в Великобритании — 99 и100%6.
Профессиональная подготовка в рамках компаний, несмотря наее жизнен­но важное значение, охватывает только часть работающих в крупныхоргани­зациях. Она не может заменить университетское и послеуниверситетское про­фессиональноеобучение и заполнить пробел в освоении специальных знаний, необходимых дляпромышленности.
Жесткий централизованный контроль и стандартизация на всехуровнях японской системы образования до сих пор отвечали интересам страны, но вдальнейшем будут все больше сдерживать экономический прогресс. Учебныепрограммы должны стать более гибкими и приспосабливаться к запросам студентов ипотребностям местной промышленности. Существует хорошая университетская база,но стандарты работы университетов должны повышаться, качество преподаваниянуждается в улучшении, и содержание учебных курсов должно быть расширено,особенно в нетехнических областях. Наиболее высока потребностьсовершенствования университетских программ в области компью­теров. Числоучащихся в японских профессиональных учебных заведениях быстро растет. Онииграют значительную роль в формировании профессиональ­ных навыков, необходимыхдля отдельных отраслей, и могут лучше учитывать нужды рынка, чем общееобразование. Поэтому деятельность по развитию и существенному повышениюкачества профессионального образования должна иметь высокий приоритет.Научные исследования на базе университетов.
Для обеспечения устойчи­вого экономического прогресса всеболее необходимым становится укрепление фундаментальных исследований иисследований во вновь возникающих обла­стях. Научно-исследовательская системаЯпонии должна быть существенно расширена и поставлена вне зависимости открупных корпораций. Недостаю­щее ее звено — это университетскиеисследовательские программы. С точки зрения дальнейшего развития всейсовокупности исследовательских работ и инновационного процесса необходимостьфундаментальных исследований будет возрастать. Университетскиеисследовательские центры могут также служить потенциальной питательной средойдля возникновения новых пред­принимательских идей и местом, где высококвалифицированныеученые осваивают проблемы производства.
Японским компаниям следует более активно устанавливатьсвязи с уни­верситетами. Проведение исследований совместно с университетскимиуче­ными — явление редкое. Денежные вклады и творческое содействие послужатнеобходимым дополнением к государственным средствам. В настоящее время начинаетразворачиваться научное сотрудничество, например, компьютерный проект TRON(операционная система реального времени «Nucleus»), пока недо­статочноэффективный. Университеты, такие как Токийский, вводят курсы, финансируемыекомпаниями. Усилия такого рода заслуживают распростра­нения.
Составной частью процесса развития университетских учебныхпрограмм и научных исследований явится освобождение от ограничений, зачастую до­вольнострогих, деятельности государственных университетов и их факуль­тетов.Министерству образования, подобно МИТИ, следует освоить более гиб кую, менееинструктивную роль. В то же время важно поощрять и поддержи­вать развитиечастных университетов с их свободой эксперимента и нововве­дений.Условия спроса.
Условия спроса возглавляют процесс экономического развитияпередовых стран. Рост благосостояния Японии сам по себе подсте­гивает развитиеэкономики, создавая и расширяя спрос на передовые товары и услуги. В устранениибарьеров на этом пути свою роль играет правительство. Расширение свободноговремени уже стимулирует развитие новых производств и услуг. И фирмы, иправительство должны стремиться финансировать эти позитивные процессы. Особоезначение имеет улучшение жилищных условий, так как оно расширяет спрос напродукцию многочисленных новых произ­водств, которые могут в ближайшем будущемуспешно развиваться на между­народном уровне (например, электронные охранныесистемы для дома и ком­пактные ванные блоки). Затраты на улучшение условийжизни приносят двой­ную пользу. Капитальные вложения в такие области, кактранспорт, телекомму­никации, здравоохранение, учреждения в сфере культуры идр., не только улуч­шают жизнь народа, но и форсируют модернизацию в отраслях,поставляющих соответствующее оборудование.
Прочие факторы, ограничивающие условия спроса в Японии,перечислены ниже.Система посредников.
Анахроничная система оптовой и розничной торговли в Япониибудет все более значительным барьером для выхода на международ­ный рынокзависимых от нее отраслей. К примеру, при производстве расфасо­ванныхпотребительских товаров японским компаниям придется осваивать мировой опытмаркетинга. В развитии отраслей, опирающихся на каналы по­средников, несоответствующие мировому уровню, Японию ожидают трудно­сти. Искусственныепрепятствия в модернизации систем оптовой и розничной торговли потребуетсяустранить. Тем самым будет достигнуто прямое повы­шение продуктивностинациональной экономики, а также будут созданы усло­вия для расширения импорта,что может дать аналогичный положительный эффект.Здравоохранение.
 Системаздравоохранения в Японии устроена таким образом, что она снижает скоростьобновления в производстве и соответствую­щей сфере услуг. Эта обширная сфераважна для социального благополучия и эффективности всей экономики, и важностьее будет возрастать, так как перед Японией наиболее остро из всех развитыхстран стоит проблема старения. Япония будет сталкиваться с неблагоприятнымиявлениями в этой области до тех пор, пока обеспечение оборудованием иобслуживание не станут более эффективными, гибкими и разнообразными. Следуетослабить централизован­ный контроль. Только тогда поставщики будут выявлятьнаиболее насущные потребности для достижения конкурентных преимуществ намировом рынке.Услуги.
Процесс развития в передовых странах отчасти зависит отрастущей международной роли услуг. Многие отрасли сферы услуг в Японии успешноразвиваются на внутреннем рынке, но не могут занять значительных позиций намеждународном рынке. Это ограничивает развитие промышленных класте­ров ивозможности повышения уровня экономики. Японские фирмы, работающие в области услуг, пользуются возрастающимипотенциальными преимущест­вами благодаря присутствию за границей большого числаяпонских граждан и японских многонациональных компаний. Однако эти отрасли, кпримеру в банковском деле и торговле, пока недостаточно динамичны, чтобыактивно расширять иностранную клиентуру.
Чтобы преуспеть в области услуг на международном уровне,требуются не только определенные усилия по обслуживанию иностранных клиентов,но также и лучшее знание языков, более высокая систематизация сервисных функ­ций,углубленное использование информационных технологий (в чем Япония отстает), атакже расширение капиталовложений в зарубежные предприятия и подготовкаквалифицированного персонала.
Кроме того, исходящие от правительства и другиепрепятствия, сдерживаю­щие конкуренцию и динамизм в сфере посредничества, встроительстве, финан­совом обслуживании и других отраслях услуг, должны бытьсмягчены, в про­тивном случае они будут мешать международному успеху. К сфереуслуг применим тот же самый принцип, что и к промышленности. В отсутствие ак­тивнойконкуренции и возможностей обновления внутри страны японские фирмы, работающиев области услуг, будут иметь мало шансов достичь успеха за рубежом.Непродуктивные отрасли.
Как сказано выше, в Японии представлены два типа экономики.Японская экономика включает в себя одновременно некото­рые из наиболееэффективных отраслей в мире, способных динамично разви­ваться, и обширныеобласти, производительность в которых низка. Выше уже упоминались сферыпосредников и розничной торговли. Недостаточно высока производительность многихдругих отраслей услуг, и среди них гигантская строительная отрасль. Встроительстве, как и во многих других отраслях, широко распространены картели идругие явления, препятствующие конку­ренции7.
Но данная проблема не сводится только к услугам. В областисельскохо­зяйственного и промышленного производства Япония также значительноотстает от ведущих конкурентов как по производительности, так и по каче­ственнымпоказателям. Многие из этих отраслей по тем или иным причинам изолированы отвнутренней и международной конкуренции. Примерами могут служить нефтепереработка,выплавка алюминия, производство табачных изделий, пищевых продуктов, бумаги,волокон и значительная часть химиче­ских производств. Во многих из этихотраслей картели для противостояния рецессии и для целей рационализации,санкционированные МИТИ, позволяют выживать неконкурентоспособным предприятиям ирешительно блокируют импорт. Лишь немногие из большого числа отраслей, вкоторых допускается существование картелей, достигают впоследствии значительныхпозиций на международном рынке.
Наличие таких крупных низко производительных отраслейснижает продук­тивность экономики Японии в целом. По средней производительностиЯпония заметно уступает таким странам, как США и Германия. По данным одного изисследований, в промышленности Японии средняя производительность одногочеловеко-часа была в 1985 году на 32% ниже, чем в США8. Тормозящийэффект непродуктивных отраслей создает всеболее серьезные трудности, которые не сможет преодолеть даже быстрое развитиеотраслей, конкурентоспособных на международном уровне. Как показано в таблице7-1, общие темпы роста произ­водительности в Японии невысоки. В итоге страдаетуровень жизни в стране.
Одно из действенных средств в этой ситуации — открытьнепродуктивные секторы экономики для конкуренции. Другое средство — развитиеторговли. Для быстрого подъема производительности Япония должна больше импорти­ровать.Как показано в главе 1, импорт и стимулирует повышение производи­тельности вовнутренних отраслях, и высвобождает ресурсы (трудовые и фи­нансовые) длярасширения более продуктивных производств. Импорт в Японии в 1987 годусоставлял 6,9Й валового внутреннего продукта. Это меньше, чем во всехрассмотренных нами странах, включая США (9,5^с). Уровень импорта в японскуюэкономику сохраняется практически неизменным в течение десяти­летий, в то времякак в других странах этот показатель значительно возрос. Увеличение масштабовимпорта будет иметь значение не только для торговли, о чем поговорим позднее,но и для повышения благосостояния Японии. Когда в конце 80-х годов началосьувеличение импорта, в Японии доминировало глубоко укоренившееся мнение, чтоимпорт — явление нежелательное. Прео­доление этого стереотипа — одна изпредпосылок дальнейшего экономического развития страны.Цели.
В преуспевающих странах, по-видимому, неизбежна тенденция ксмещению целей отдельных лиц, инвесторов и компаний, что угрожает дина­мизмупроизводства. Риск такого смещения, обусловленного в немалой степени самимпроцветанием, будет для Японии все более серьезной проблемой.
Увеличение доходов и быстрое накопление богатства грозяттем, что у японцев начнут меняться мотивации. Многие в Японии отмечают снижениестремления молодежи работать на заводах или брать на себя обязательства,связанные с собственными компаниями. Возрастает текучесть кадров среднего звена.Результаты недавнего обследования свидетельствуют о сокращении доли выпускниковуниверситетов в области естественных и технических наук, желающих работать впромышленности, в то время как доля стремящихся в сферу финансов, страхования инедвижимости удвоилась с 1986 года9. Предме­том заботы для японцевтакже может стать увеличение существующего богат­ства вместо создания нового, илиберализация выбора в инвестиционных делах будет только стимулировать этотсдвиг. Значение мотивации деятельности на рабочем месте будет снижаться.
Новое поколение менеджеров становится у руля японскойпромышлен­ности. Во многих случаях они занимают места основателей фирм илипредпри­нимателей, создавших компании после войны. Есть риск того, чтоличностное начало и созидательный напор будут заменены коллективнымуправленчеством и консерватизмом.
Компании могут также предпочесть делать деньги на рынкеценных бумаг, на спекуляции недвижимостью и покупке компаний, чем создаватьновые виды продукции и вводить в действие новые процессы. Кроме того, недавнееобсле­дование показало, что 55% из 1010 фирм, чьи акции продаются на Токийскойфондовой бирже, получают прибыль от так называемых «денежных игр»,что является рекордно высокой цифрой10.Подобный сдвиг будет задерживать производственные инвестиции и нововведения.Изобилие может увеличить риск снижения заинтересованности в экономике. Ведь длятого, чтобы эконо­мика продолжала развитие, крупные капиталы должныиспользоваться продук­тивно.
Эволюция японского рынка капитала, происходящая отчасти подвоздей­ствием перемен на мировом финансовом рынке, могла бы оказать серьезноевлияние на цели японских инвесторов и, соответственно, компаний. Инсти­туционныеинвесторы без права голоса в управлении обретают все большее влияние наяпонском рынке ценных бумаг. После десятилетий пассивности они начнут получатьвсе более высокие прибыли. На долю «большой четверки» японских фирм,занимающихся ценными бумагами («Номура», «Дайва»,«Ник-ко», «Ямаичи»), приходится до 80Й операций Токийскойфондовой биржи. Их интересы гораздо больше сконцентрированы на торговле(посреднической дея­тельности), чем у банков и страховых компаний. Покупка ипродажа акций институционными инвесторами несколько возрастает.
До сих пор расширение японского рынка ценных бумаг обеспечивалопри­влекающие вкладчиков доходы с акций. Однако развитие рынка капитала приувеличении числа иностранных держателей акций может привести к сокраще­ниювложений в японские компании.
В регулировании рынка капитала целесообразно избегатьсоздания такого же предубеждения к кратковременному повышению цен, а такжеслияний по финансовым соображениям, которые начали доминировать на рынкахАмерики. Налоговая политика должна также обеспечивать соответствующиепобудитель­ные мотивы для инвесторов. Стремление облагать налогом приращениедолго­срочных капиталовложений в Японии может оказаться контр продуктивным.Стратегия компаний.
 Японские компании уженачали движение от страте­гии цен к стратегии дифференциации и к более высокимуровням технологи­ческих нововведений. Их очередной проблемой будет продвижениек следую­щей стадии глобальных стратегий. Первая стадия заключается в экспортепро­дукции, произведенной внутри страны. Следующая стадия — распространениедеятельности, включая не слишком сложное производство, за границу. Побуж­даемыеповышением стоимости иены, японские компании начали этот процесс очень рано.Риск заключается в том, что иностранные дочерние компании, будучи однаждысозданы, становятся затем автономными образованьями. Именно это и произошло сомногими европейскими и американскими много­национальными компаниями. Этомуможно противопоставить координацию и интеграцию деятельности дочерних компаний.
Еще одной важной областью стратегии будет движение кдиверсификации. Японская промышленность обладает уникальной способностью черезвнутрен­нюю диверсификацию внедряться в родственные отрасли, что открывает бле­стящиеперспективы для создания конкурентных преимуществ. Имеются, однако, признакитого, что сочетание обстоятельств, которых следовало ожи­дать, начинает вноситьизменения в эту картину.
Японские фирмы аккумулируют большие резервы наличных денег,кото­рые превосходят их возможности по созданию новых предприятий внутристраны. Дивиденды, выплачиваемые японскимикомпаниями, невелики, так как для финансирования роста необходимы реинвестицииприбылей. Поскольку выплаты не растут (а некоторое давление в пользу увеличениядивидендов увеличивается под влиянием повышающейся выручки от продажи акций),медленно, но последовательно потребность в размещении капитала повлечет засобой появление несвязанных (конгломератных) форм диверсификации. Это ужепроисходит в крупных японских компаниях. «Сони», например, сталазаниматься страхованием жизни, тогда как «Нью ниппон стил» — торговлей по каталогам. В то же время слияния и поглощения компаний становятсявсе более обычным делом. Число слияний среди японских компаний возросло со 140в 1984 году до 223 в 1988-м, тогда как поглощение японскими фирмами иностранныхвозросло за тот же период с 44 до 31511.
Если такое движение будет расширяться, как это происходит вСША с 70-х годов, опыт подсказывает, что, соответственно, будут замедлятьсятемпы обновления в японской экономике. Произойдет смещение акцента на приоб­ретениеи продажу активов вместо осуществления инвестиций, требуемых для достиженияконкурентных преимуществ. Становится все более очевидным, что ставка нанесвязанную диверсификацию, неважно какова ее национальная принадлежность, себяне оправдывает. Примеры из японского опыта, рассмот­ренные выше, завершилисьнеудачей, и этого следовало ожидать.Конкуренция.
Интенсивное соперничество, характерное для преуспеваю­щихна международном рынке секторов японской экономики, является более хрупким, чемможет показаться. В то же время компании, для которых привыч­ными сталимеждународный успех и накопление значительных ресурсов и экономическоймощности, могут начать терять вкус к конкуренции. Компании, сталкивающиеся созрелым рынком, могут оказывать давление на правитель­ство с целью полученияподдержки. В условиях, когда слияния становятся более распространенными иувеличивается давление со стороны рынка ценных бумаг, может начатьсяконсолидация производств. Объявленное в 1989 году объединение банков«Мицуи бэнк» и «Тайо Кобе бэнк», в результате которогообразовался второй по величине банк Японии, могло бы служить знамениемнаступающих времен. В то же время для других крупных частей экономики, как ужеотмечалось, становится привычным неучастие в конкуренции, и они будутпротивостоять переменам.
Энергичная конкуренция, типичная для многих отраслей вЯпонии, создает впечатление об относительно невысокой значимостиантитрестовского законо­дательства. Вряд ли так будет всегда. Еще недавно вЯпонии крупными про­мышленными группами активно создавались картели. И ещесовсем недавно японское правительство делало попытки ограничить вхождение в нихили способствовать консолидации в важных отраслях. МИТИ до сих пор склонносанкционировать «рецессионные картели», защищая тем самым неэффектив­ныхконкурентов. Очевидно, что такая политика имеет небольшие шансы в планеразвития продуктивных отраслей, не говоря уже о международном успехе.
Большое значение имеют антитрестовские законы, существующиев Японии со времен второй мировой войны, особенно в отношении слияний.Необходимо устранить факторы, сдерживающиеконкуренцию в промышленности и сфере услуг. Для поддержания жизнеспособнойэкономики важно также разрушить исходящие от правительства и другие барьеры напути развития импорта. Воз­можно, что единственным, самым крупным вызовом для Япониив свете прош­лых успехов являются сохранение и расширение конкуренции.Торговля.
Успехи японского экспорта привели к трениям в различныхотраслях. В поисках решений этих проблем превалируют переговоры о согла­шенияхпо «упорядочению торговли» или введению других ограничений экс­портаиз отдельных стран. Обычно в отношении японского экспорта ориенти­руются наисторически сложившиеся пропорции.
Такой метод разрешения трений в торговле несовершенен. Онспособствует сохранению статус-кво и ведет к снижению остроты соперничества вяпонской промышленности. Расширение такого подхода ставит под угрозужизнеспособ­ность японской конкуренции. В то же время пока относительнозамкнутый японский рынок, формально не защищенный при всей обманчивости простыхсопоставлений торговых барьеров, делает Японию уязвимой перед более еди­нойЕвропой и более агрессивными США.
Наиболее удачным для Японии с точки зрения сглаживанияторговых противоречий является развитие импорта. Это не только смягчаетдавление протекционизма, но и, как уже обсуждалось, помогает роступроизводитель­ности японской экономики. Из всех соображений в отношении импортанаихуд­шим является господствующая в Японии точка зрения об импорте как о сред­стве,необходимом только для умиротворения иностранных партнеров. На современнойстадии развития экономики Японии ставки возрастают. Введены в действие в конце80-х годов, а также находятся на рассмотрении беспреце­дентные мероприятия поподдержке импорта, такие как создание Японского экспортно-импортного банка иналоговые рычаги для поощрения закупки импортных товаров. Таким мерам придаетсяприоритетное значение.Вывод
Сложившаяся в Японии экономическая среда до сих пор неставила на повестку дня необходимость политических инициатив во многих иззатронутых выше вопросов. Значительные секторы экономики характеризуютсярасцветом конкуренции. Инвесторы являются постоянными держателями акций. Менед­жерыпочти пренебрегают кратковременными колебаниями стоимости акций в интересахдолговременных вложений в развитие компаний. Ничто не вечно, в том числе и этоблагоденствие.
Уяпонцев начинает создаваться преувеличенное представление о преиму­ществах ихсистемы конкуренции. В такую же самонадеянность в свое время впали американцы,результатом чего явилась замедленная реакция на значи­тельные изменения и встране, и в системе международной конкуренции. Несомненно, что японскаяпромышленность будет эволюционировать. Страте­гия компаний и правительственнаяполитика должны эволюционировать вместе с ней.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.