Реферат по предмету "Экономика"


Налоговая система Казахстана

--PAGE_BREAK--2.2. Налогообложение в экономике США
Рассмотрим в качестве примера структуру налогообложения в США.

Начнем с фактов, касающихся налогов. Органы вла­сти в Соединенных Штатах — Федеральное прави­тельство, правительства штатов и местные органы — собирают в виде налогов сумму, равную почти 1/3 ВНП. Как видно из данных, приведенных в табл. 1, этот показатель ниже, чем в большинстве промышленно развитых стран, но в то же время он значительно превышает показатель любого из мир­ных периодов, предшествовавших второй мировой войне.

В табл. 2 показаны источники государствен­ных доходов в Соединенных Штатах. Лишь неболь­шая часть государственных доходов поступает в форме оплаты услуг государства, а подавляющую часть дают налоги. Большая часть налогов (62%) взимается Федеральным правительством, которое затем перераспределяет некоторые из этих доходов между штатами и местными органами власти.



ТАБЛИЦА 1. Государственные доходы в % от ВНП[3]

Страна

Отношение налогов к ВНП, %

Швеция

60

Бельгия

45

Германия

45

Италия

45

Великобритания

42

Канада

39

Австралия

33

Соединенные Штаты

32

Япония

30



Тремя главными источниками государственных доходов являются: личный подоходный налог, отчис­ления на социальное страхование, а также акциз­ные сборы и налоги с продаж. Последний компо­нент является наиболее значительным источником доходов для правительств штатов. Закон о налоговой реформе 1986 г. сократил налоговые ставки на лич­ные доходы и увеличил налоги на корпорации; но даже при этом личный подоходный налог, введен­ный в 1913 г., и в будущем останется крупнейшим источником доходов государства.
ТАБЛИЦА 2. Источники государственных доходов в Соединенных Штатах в 1985 г. (в % от суммы чистых государственных доходов)[4]

 Источник

Федеральное правительство

Правительства штатов и местные органы власти

Итого

Личный    подоходный налог                          

26,7

5,7

32,4

Социальное страхование

24,6

3,5

28,1

 Налог на           прибыль корпораций

5,8

1,4

7,2

 Налог на собственность



8,5

8,5

Акцизы и налоги

с продаж

2,8

13,3

16,1

Таможенные

пошлины (тарифы)

1,0



1,0

Прочие (включая

неналоговые

поступления)

1,3

5,4

6,7

Итого

62,2

37,8

100,0

Федеральные субсидии

правительствам

штатов и местным

органам власти

-7,8

+7,8





Более четверти государственных доходов поступа­ет от налогов на социальное страхование. Эти нало­ги являются отчислениями, дающими право тем, кто их производит, на получение пенсии и выплат по нетрудоспособности. Из-за того, что платежи в систему социального страхования не являются добровольными, их принято относить скорее к налогам, чем к страховым взносам. Обязательность системы социального страхования аргументируется тем об­стоятельством, что некоторые люди недостаточно предусмотрительны для того, чтобы обеспечить свои собственные нужды в старости или в случае нетрудоспособности.
ТАБЛИЦА 3. Структура налоговых поступлений в Соединенных Штатах (в % от общих налоговых поступлений)[5]



Подоходный налог, социальное страхование

Налоги на прибыли корпораций

Налоги на продажи, акцизы, таможенные сборы

Налоги на собствен-ность

Прочие налоги

1902

¾

¾

30,3

41,8

27,9

1927

7,8

11,1

12,8

38,8

29,5

1985

60,5

7,2

17,1

8,5

6,7

Налоги с продаж и акцизные сборы, которые по своему значению стоят на втором месте, являются налогами, взимаемыми с продаж определенных товаров. На федеральном уровне имеются акцизы на алкогольные напитки и табачные изделия, а также на автомобили, телефонные переговоры и авиационные билеты. На уровне штатов и местных органов важным источником доходов являются налоги на продажи вообще (при этом некоторые товары часто от них освобождаются).

Налог на прибыли корпорации взимается с ба­лансовых доходов корпораций. Налоги на прибыли корпо­раций в 1949 г. давали почти 25% поступлений Фе­дерального правительства, но к 1985 г. эта доля упа­ла до менее чем 10%. Закон о налоговой реформе 1986 г. увеличил налоги на доходы корпораций, в результате чего они составили 13% общей суммы федеральных доходов. Налог на доходы корпораций весьма противоречив. Экономисты подчеркивают, что прибыли корпораций облагаются налогом дваж­ды. Первый раз — когда корпорация получает при­были. Затем при выплате корпорацией полученной прибыли владельцам акций в виде дивидендов по­следние вновь облагаются налогом. Несмотря на эту критику, Закон о налогах 1986 г. увеличил налоги на корпорации.

Структура налогов США подобно налоговой структуре других стран в этом столетии подверглась радикальным изменениям. Как показано в табл. 3, в 1902 г. большинство налоговых поступлений было получено от налогов на собственность и продажи, а также от акцизных сборов и таможенных пошлин (тарифов) на импортируемые товары. Налога на личные доходы и на прибыли корпораций не суще­ствовало вообще. Однако изменилась не только структура налогов, но и их общая сумма. Совокуп­ные налоговые поступления в 1902 г. составили лишь 8% суммы доходов (ВНП). Сегодня же они составляют более 30%. Конечно, в то время прави­тельство делало гораздо меньше. Из небольшой ве­личины тогдашнего бюджета на оборону и пособия для ветеранов направлялось существенно больше половины всей суммы; лишь малая часть шла на со­циальные нужды.

В Соединенных Штатах не практикуется налог на добавленную стоимость, являющийся важным ис­точником государственных доходов во многих стра­нах, особенно европейских. Налог на добавленную стоимость эквивалентен обычному налогу на роз­ничную торговлю, взимаемому по общей ставке со всех товаров, продаваемых в экономике. Налог на добавленную стоимость взимается на всех стадиях производства. Сумма, подлежащая налогообложе­нию на каждой стадии, не равна цене продажи, а составляет всего лишь добавленную стоимость, т.е. равна цене продажи за вычетом затрат на покупку факторов производства. Таким образом, производи­тель автомобилей, который покупает сталь и по­крышки у других фирм, платит налог на добавленную стоимость, которым облагается стоимость про­данных автомобилей за вычетом стоимости закуп­ленных и использованных в производстве стали и покрышек. Фирма, торгующая автомобилями в роз­ницу, платит в свою очередь налог со стоимости своих продаж, уменьшенной на сумму, выплачен­ную производителю этих автомобилей. Складывая собранные на каждой стадии налоги, легко увидеть, что итоговая сумма налога на добавленную стои­мость представляет собой не что иное, как налог не­посредственно на розничную торговлю.
    продолжение
--PAGE_BREAK--2.3. Налогообложение в Республике Казахстан
Налоговое законодательство Республики Казахстан состоит из Закона «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее – Закон), который устанавливает обязательные платежи налогового характера (далее — налоги) в республиканский и местные бюджеты и регулирует налоговые отношения в Республике Казахстан (за исключением вопросов таможенных платежей, регулируемых законодательством по таможенному делу Республики Казахстан, платежей за загрязнение окружающей среды и обязательных платежей за использование природных ресурсов, регулируемых специальным законодательством, а также нормативных правовых актов по обязательным пенсионным взносам в накопительные пенсионные фонды), актов Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан, а также актов Министерства государственных доходов Республики Казахстан, согласованных с Министерством финансов Республики Казахстан.

Законодательные и иные акты, противоречащие положениям данного Закона, не имеют юридической силы. Запрещается включение в неналоговое законодательство вопросов, связанных с налогообложением. Нормативные правовые акты, касающиеся налогообложения, подлежат официальному опубликованию.

Если международным договором, участником которого является Республика Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в налоговом законодательстве Республики Казахстан, применяются правила указанного договора. Международные договоры, участником которых является Республика Казахстан, к налоговым отношениям применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутри республиканского акта.

Действующие в Республике Казахстан налоги, сборы и другие обязательные платежи поступают в доходы соответствующих бюджетов в порядке, определенном Законом Республики Казахстан «О бюджетной системе».

Налоги, действующие на территории Республики Казахстан, подразделяются на прямые и косвенные. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость и акцизы. Другие налоги относятся к прямым налогам.

Налоги и сборы исчисляются и уплачиваются в тенге, за исключением случаев, когда законодательными актами Республики Казахстан и положениями контрактов на недропользование, заключенных Компетентным органом, уполномоченным Правительством Республики Казахстан, предусмотрена натуральная форма уплаты, а также, когда уплата налогов осуществляется в иностранной валюте в соответствии с законодательными актами Республики Казахстан.

Освобождение от какого-либо налога и сбора или уменьшение налоговой ставки, предусмотренной  Законом, может производиться в порядке внесения изменений и дополнений в Закон, а также на основании контракта, заключенного с уполномоченным органом по инвестициям в соответствии с Законом и Законом Республики Казахстан «О государственной поддержке прямых инвестиций». Запрещается предоставление льгот по налогам и сборам другими актами, в том числе льгот, носящих индивидуальный характер, за исключением льгот, предоставляемых уполномоченным органом по инвестициям в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственной поддержке прямых инвестиции ».

Освобождение от уплаты или уменьшение сумм начисленных и не уплаченных штрафов и пени, предусмотренных Законом, может производиться в порядке внесения дополнений в настоящий Закон. Запрещается предоставление освобождения от уплаты или уменьшение сумм начисленных и не уплаченных штрафов и пени, в том числе носящих индивидуальный характер, другими актами.

По специальным экономическим зонам налоги, сборы и другие обязательные платежи в бюджет поступают в доход финансового фонда (бюджета) специальных экономических зон в порядке, определяемом законодательством о специальных экономических зонах.

В Республике Казахстан действуют следующие налоги, сборы и другие обязательные платежи:

1) подоходный налог с юридических и физических лиц;

2) налог на добавленную стоимость;

3) акцизы

4) сбор за регистрацию эмиссии ценных бумаг и присвоение национального идентификационного номера эмиссии акций, не подлежащей государственной регистрации;

5) специальные платежи и налоги недропользователей;

6) социальный налог;

7) сборы за проезд автотранспортных средств по территории Республики Казахстан;

земельный налог;

8) налог на имущество юридических и физических лиц;

9) налог на транспортные средств;

10-1) единый земельный налог;

11) сбор за регистрацию физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и юридических лиц;

12) лицензионный сбор за право занятия отдельными видами деятельности;

13) сбор с аукционных продаж;

14) сбор за право реализации товаров на рынках;

15) плата за использование радиочастотного ресурса Республики Казахстан;

16) сбор за использование юридическими и физическими лицами символики города Алматы в их фирменных наименованиях, знаках обслуживания, товарных знаках;

16-1) сбор за использование юридическими (кроме государственных предприятий, государственных учреждений и некоммерческих организаций) и физическими лицами слов «Казахстан», «Республика», «Национальный» (полных, а также любых производных от них) в их фирменных наименованиях, знаках обслуживания, товарных знаках;

17) сбор за покупку физическими лицами наличной иностранной валюты, ставка которого не может быть установлена свыше 1 процента от базы исчисления.

Порядок уплаты и ставки сборов, предусмотренных подпунктами 7), 11)-15), 16-1) и 17) определяются Правительством Республики Казахстан.

Порядок уплаты и ставка сбора, предусмотренного подпунктом 16) устанавливаются представительным органом города Алматы.


    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.